Родительское собрание "патриотическое воспитание дошкольника". Консультация (младшая группа) на тему: Конспект родительского собрания по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема «Семейные традиции

Родительское собрание «Патриотическое воспитание в семье» Цель: формировать представление родителей в вопросах воспитания патриотизма. Задачи: 1. Демонстрировать родителям необходимость обсуждения патриотических тем в семье. 2. Раскрытие сущности патриотического воспитания. 3. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Форма проведения: родительский всеобуч + дискуссионный клуб. Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей (см. приложение); подготовка памяток по патриотическому воспитанию детей в семье (см. приложение). Ход собрания 1. Вступительное слово. Добрый день, уважаемые родители! Мы рады вас видеть. Тема нашего родительского собрания важна и актуальна - «Патриотическое воспитание в семье». ,Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом’’. С. Михалков Патриот – это человек, служащий своей Родине. Н.Г.Чернышевский Вопросы патриотического воспитания волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, когда страна переживает духовный кризис, патриотического воспитания становится все более актуальной. проблема Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи характеризуется низким патриотического воспитания уровнем гражданского образования и у школьников. И имеет, по крайней мере, четыре аспекта: Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, любящих свою Родину, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня гражданственности, ибо гражданственность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». В-четвертых, воспитание патриотизма важно и потому, что - поможет повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры; - раскрыть понимание истинного значения интернационализма; - не получат широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность; Цель гражданско-патриотического воспитания - развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности и дисциплинированности. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, к своему прошлому заложенной в его душе с самого рождения. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня. Нравственные ценности, накопленные нашим народом, нашими предками, не должны забываться. Если мы хотим воспитать настоящего хозяина своей земли, родного края, то обязаны все время как бы протягивать животворную нить к «дням настоящим от дней минувших». Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества. Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. И именно семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительноинтимных отношениях между супругами, между родителями и детьми. Уже в первый период жизни ребенка семья имеет большие потенциальные возможности социального воздействия на его сознание и чувственную сферу. Возможности эти кроются во многом: во-первых, в общности запросов, стремлений, интересов членов семьи, ответственности, помощи, и в глубочайших чувствах родительской любви; во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его природе, своей Родине. В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения. Формирование фундамента основ личности закладывается с детства. Семья как первая и специфическая среда является для ребенка микромоделью общества, в которой и посредством которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную. Становление ребенка как патриота своей Родины в огромной степени зависит от того, как с ним общаются в раннем детстве, что ему рассказывают, показывают, поют. Колыбельная песня матери – это для ребенка окошко в природу, в окружающий мир, в жизнь. С ее помощью он прикасается к культуре своего народа, слышит звучание родного языка, сопереживает родным, близким людям. Именно здесь формируется в одних случаях строитель и защитник Родины, в других – примитивный потребитель общественных благ. Жизнь показывает, что дети, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют традиции своей семьи, народа-патриота. В семьях сложились многообразные традиции по воспитанию у подростков патриотического сознания и чувства. Что же может сделать семья по воспитанию патриотических чувств у подростков? Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, мама и папа. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, продолжающих дела родителей, своей родословной. «Где был до войны ты и твой отец?», «Где ты был в годы войны?», «Как погиб мой дедушка?». С этими и десятками других вопросов сталкиваются родители. Дети, особенно подростки, готовые день и ночь слушать, читать и смотреть о войне, уже имеют свой идеал из книг, теле- и кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов. Но им, прежде всего, хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей – родителей, старших членов семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, старших. И если те заслуживают, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции. Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне: много об этом говорят в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной и доверительной атмосфере. Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств, тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери. Рассказы и беседы-воспоминания о семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины – это хорошие уроки мужества для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотделимым от своей семьи. Неоценимую роль в воспитании патриотических чувств у подростков оказывают совместные путешествия. Во время путешествия родители и дети знакомятся с Родиной, ее народами, их культурой, их прошлым и настоящим. Нередко родители помогают школьникам в организации и проведении походов: содействуют в выборе маршрута походов, проводят беседывоспоминания о своих боевых друзьях, дарят священные реликвии. Уважение к культурному наследию других народов – одна из форм проявления внутренней культуры человека, богатства его духовного мира. Подтверждение тому – жизнь и деятельность выдающихся мыслителей, писателей, педагогов, которые с целью обогащения национальной культуры и этики стремились изучать и рассказывать о жизни, быте, обычаях и нравах других народов. Важным средством патриотического воспитания является пример родителей. Пример – наглядный образ действий родителей, который служит образцом подражания. Чем старше становятся дети, тем внимательнее, придирчивее, принципиальнее относятся они к родителям. Фундаментом авторитета родителей становится их добросовестный труд на благо семьи и во имя Родины, высокие моральные качества гражданина Отечества, человеческие качества отца и матери – первых воспитателей своих детей. Следует подчеркнуть, что воспитание детей – это не только зов природы, не только родительский, но и гражданский долг. Говоря о повышении роли современной семьи в патриотическом воспитании, особое внимание следует уделить его психологическим аспектам. В настоящее время дети стали свидетелями национальной розни, военных действий формировании на территории патриотических страны. чувств у Большую подростков ценность при представляет организация и проведение встреч с ветеранами войны и труда. Ценность состоит в том, что живые страницы патриотизма воздействуют не только на умственную, но и на эмоциональную сферу детей. Критериями патриотически - воспитанного человека являются:  сформированность систематических знаний о своей Родине, её истории, культуре, о культуре народов, проживающих на территории Казахстана;  стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины: области, города;  активная позиция в защите интересов своего государства, проявление социальной ответственности в выполнении обязанностей гражданина, члена нашего общества. 2. Анализ анкетирования. 3. Анализ ситуаций. Дискуссия родителей. Ситуация 1. Классный руководитель предлагает учащимся сходить в музей истории Великой Отечественной войны, однако у учащихся класса это не вызывает никакого энтузиазма. Более того, есть учащиеся, которые не только не хотят идти, но откровенно злобно настроены против посещения музея. Некоторые заявили: ,Лучше бы мы дома отдохнули’’. Ситуация 2. Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в мероприятиях, посвящённых Великой Отечественной войне. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Ситуация 3. На вопрос учащимся о том, какой персонаж художественной литературы им больше всего нравится, дети отвечают: ,Гарри Поттер’’. Когда учитель просит учащихся привести примеры отечественной, художественной литературы, учащиеся отвечают, что таких персонажей они не знают. Ситуация 4. Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения Государственного Гимна смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Разгневанные родители приходят выяснять ситуацию и возмущаются требованием учителя вести себя пристойно во время исполнения Государственного Гимна. 4. Подведение итогов. Работа с памятками, подготовленными классным руководителем к родительскому собранию. Их обсуждение и анализ. Воспитание патриотов – одна из задач родительского воспитания. ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета для учеников. 1. Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины? Почему? 2. Кого из известных тебе людей можно назвать патриотами своей Родины? 3. Считаешь ли ты себя патриотом своей родины? 4. Поддерживают ли тебя родители в этом? 5. Какие памятные места своей родины ты посетил(а), чем тебе это запомнилось? 6. Какого человека можно назвать патриотом своей родины? Анкета для родителей 1. 1. Считаете ли вы себя патриотом? 2. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребёнка? 3. Какие методы и приёмы вы используете для этого? 4. Что бы вы посоветовали классному руководителю для того, чтобы неформально развивать патриотизм учащихся? Анкета для родителей 2. Я считаю, что патриотизм – это __________________. Чтобы воспитать патриотизм, нужно ________________. Для воспитания патриотизма мы используем ___________. В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют формированию патриотических чувств ребёнка: __________________. 5. Мы хотели бы развивать в своём ребёнке следующие качества, способствующие проявлению патриотизма: _______________. 6. Я предлагаю провести в классе следующие мероприятия, которые будут способствовать проявлению неформального патриотизма: ____________. 1. 2. 3. 4. Рекомендации по патриотическому воспитанию в семье. Памятка для родителей. 1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте. 2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью. 3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины. 4. Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности. 5. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок. 6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них). 7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: ,Не высовывайся!’’,Сиди тихо!’’,Не проявляй инициативу, она наказуема!’’ и т.д. 8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о патриотическом воспитании детей.

Родина - не просто слово. Родина – это место, куда человек возвращается с радостью. У каждого Родина своя. Каждый гордиться ею, любит её. У кого-то это душистые луга и белые березы; у кого-то – бескрайние степи, каждой весной покрывающиеся ковром ярко-красных тюльпанов. Кто-то при мыслях о Родине вспоминает море, шум набегающих волн и привкус соли на губах от налетевшего бриза; а кто-то носит в глубине своего сердца белую волшебную вьюгу, хрустящий снег. Родина – детство, когда мы лазили по деревьям, играли в разные игры. Родина – это люди, которых любишь, доверяешь, защищаешь.
Проблема воспитания детей в духе любви к Родине и преданности Отечеству всегда стояла в центре внимания на протяжении всей истории развития человечества. Когда я начинала свою педагогическую деятельность 30 лет назад, молодым специалистам вручали «Наказ молодому учителю». Первым пунктом в нем было: «Самая главная твоя миссия в том, чтобы каждый твой питомец стал Гражданином, верным сыном своей Родины».

Воспитание патриотизма - одно из ведущих направлений всех учебных заведений. О нашей работе я скажу дальше, а сейчас давайте поговорим о воспитании патриотизма в семье.

Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный микро коллектив, который основывается на самых близких отношениях между супругами, между родителями и детьми. В семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его природе, своей Родине.

Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, мама и папа. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, продолжающих дела родителей, своей родословной. «Как жили до ВОВ твои предки?», «Где были в годы войны?», «Как погиб мой прадедушка?». С этими и десятками других вопросов сталкиваются родители. Дети уже имеют свой идеал из книг, кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов. Но им, прежде всего, хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей – родителей, старших членов семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, старших. И если те заслуживают, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции.

Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Может вы думаете, что много об этом говорят в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной и доверительной атмосфере. Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств, тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.

Рассказы и беседы-воспоминания о семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины – это хорошие уроки мужества для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотделимым от своей семьи.

В нашей школе разработана программа «Воспитание патриотизма через искусство». В этом году мы проводили диагностику самоактуализации личности учащихся. Что такое самоактуализация – вы поймете по вопросам.

Определение уровня самоактуализации .

    Чувствуешь ли ты себя нужным? (99,2)

    Чувствуешь ли ты, что с тобой считаются? (88,7)

    Чувствуешь ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость? (94)

    Получаешь ли ты в школе что-то, чего тебе не достает дома? (95)

    Осознаешь ли ты себя полноценной личностью? (89,8)

    Ощущаешь ли ты себя успешным в учебе? (89,4)

    Устраивают ли тебя твои отношения с учителем? (100)

    Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками? (96,2)

    Ощущаешь ли ты поддержку со стороны родителей? (99,2)

    Вносишь ли ты свой особый вклад в жизнь класса и школы? (86)

Можно заметить, что процент довольно высокий. Практически 90% учащихся ощущают себя полноценной личностью.

Патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе.

Это – включение в репертуар произведений композиторов Казахстана, народных песен и танцев, сочинений региональных композиторов. Изучение традиций народов Казахстана через танец.Изучение особенностей творчества а художников Казахстана, области, района.

Важное значение имеет правильный выбор эффективных форм и методов патриотической работы во внеурочное время. Прежде всего это школьные мероприятия, посвященные государственным праздникам: День Независимости, Наурыз, День Первого Президента, День Языков.

Каждую четверть мы проводим музыкальные гостиные, посвященные творчеству композиторов, истории искусства, творчеству народов Казахстана.

Одним из направлений гражданско-патриотического воспитания является формирование у учащихся умения жить в современном обществе, быть конкурентоспособным, успешным. Поэтому дети принимают участие в огромном количестве конкурсов. Это - конкурс авторской песни, районных конкурсах «Цвети, мой Казахстан», «Когда поют солдаты», «Струны столетий», «В вихре танца», «Дружба народов», «Я рисую Независимый Казахстан», «Алтын казына», «Дорога, открытая в будущее». Областные конкурсы «Тәуелсіз Қазақстаным», «Голоса Востока», «Лад», «Как прекрасен этот мир», «Одаренные дети – будущее Казахстана». Республиканские и Международные конкурсы «Сәлем, Астана», «Куншуак», имени Латифа Хамиди, «Прииртышские напевы», «Көзге Иртыш моннары», «Я нарисую мир», «Дружат дети на планете», «Дети будущего». Огромное количество интернет – конкурсов. Особенно много проводится конкурсов в преддверии юбилейных дат, в которых мы активно принимаем участие.

Важной деятельностью по формированию патриотического самосознания является исследовательская, проектная деятельность учащихся. Вот некоторые темы работ: «Школа искусств – дорога в будущее», «Коллективы г.Шемонаиха, исполняющие инструментальную народную музыку», «Жизненный путь и творчество Ахмета Жубанова», «Орнаменты и узоры народов мира», «Музыка в жизни президента», «Абай – великий сын казахского народа», «Легенды о домбре».

Учащиеся изобразительного отделения организуют выставки «Вместе дружная семья», «Пейзажи родного края», к государственным праздникам, «9 Мая» и многих других.

Наша школа активно сотрудничает с музеями, библиотеками, общественными организациями. Планируется посещение выставок художников Шемонаихинского района, экскурсии в районный и областной музеи и галереи. Так же мы организуем персональные выставки в районном музее не только преподавателей изобразительного отделения, но и учащихся.

Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях, таких, как: уроки доброты и милосердия «Посмотри, кто сидит на скамейке», акции «Помоги птицам зимой», «Любимый цветок – любимой школе». Верность школьным традициям формируется через школьные мероприятия «Первый звонок», «День учителя», «Посвящение в первоклассники», «Выпускной вечер».

Память – важнейшая составляющая патриотического воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность. Участие в праздновании 9 Мая, поздравление ветеранов войны и труда воспитывает гордость за боевые достижения народа, уважение к старшим. В школе организована фотовыставка «Отчизны верные сыны» с фотографиями участников ВОВ.

Важное место в жизни детей занимает школа, которая как сложный социальный организм отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет профессиональную ориентацию ребенка. В школе оформлены стенды «Школа – дорога в будущее» с фотографиями выпускников, продолжающих обучение в высших учебных заведениях. Так называемая «Лестницы славы», где помещены фотографии победителей Международных конкурсов. Это, конечно, встречи выпускников, концерты студентов музыкальных колледжей и консерваторий, освещение работы в средствах массовой информации, на сайтах в Интернет.

Вот коротко о нашей работе.

1. Направляйте детей в школьные и городские объединения, которые занимаются патриотическим воспитанием.

2. Вместе со своими детьми участвуйте в тех патриотических мероприятиях, которые проводятся в школе и в городе. Интересуйтесь у детей, не нужна ли им помощь в подготовке к мероприятиям. По мере сил помогайте детям.

4. Вместе с детьми посетите памятные места нашего города. Расскажите детям о них, постойте возле памятников, вспомните о тех, кто отдал свои жизни за нашу великую страну, посопереживайте вместе с детьми. Объясните, как себя вести в таких местах.

5. Пройдитесь по улицам родного города. Расскажите детям о тех людях, в честь кого они названы.

6. Вместе с детьми смотрите патриотические художественные фильмы: «Офицеры». «В бой идут одни «старики», «Освобождение» и т п. Обсуждайте их содержание.

7. Ни в коем случае в присутствии своих детей не говорите плохо о своей стране, не обсуждайте отрицательные стороны нашей жизни. Дети ещё многих вещей не понимают и сделают неправильные выводы.

8. Смотрите вместе с детьми научно-популярные передачи о нашей стране, о её природе и культуре. Обсуждайте интересные цифры и факты.

9. Выписывайте газеты и научно-популярные журналы. Приучайте детей их читать. Обсуждайте статьи, показывающие положительные стороны нашей жизни.

10. Изучайте историю страны через историю своей семьи. Выясняйте и изучайте свою родословную.

11. Покупайте детям красочные научно-популярные издания о культуре и истории нашей страны, такие как: «Дворцы и усадьбы», «Наша история: 100 великих имён» и другие. Интересуйтесь, что нового они узнали, читая журналы.

12. Вместе с детьми участвуйте в патриотических праздниках нашего города.

13. Отмечайте дома в семье День батыра, День Победы, День Конституции, День Независимости и другие государственные праздники.

Историю, географию, культуру, литературу своей страны нужно не только знать, но и прочувствовать. Только тогда возникает сопричастность, приближение к ним. Только тогда можно стать настоящим гражданином и патриотом.


Я – гражданин своего государства

Родительское собрание

Конспект родительского собрания тема:

«Нравственно - патриотическое воспитание ребенка»

Цель:

обсудить с родителями важность нравственно - патриотического воспитания;

привлечь родителей к данному вопросу;

познакомить родителей с методами и приемами нравственно – патриотического воспитания в семье и ДОУ.

Задачи:

Мотивировать родителей к обсуждению данного вопроса;

Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и ДОУ по нравственно- патриотическому воспитанию

Обогатить знания и умения родителей в вопросах нравственного воспитания дошкольников;

План мероприятия:

1. Сообщение темы, цели и задач проведения родительского собрания

2. Коллективное обсуждение по теме собрания

3. Принятие решения

Ход мероприятия

1)Подготовительный этап

1. Оформление материалов к выставке по теме собрания.

2. Разработка сценария.

3. Проведение анкетирования родителей на тему «Патриотическое воспитание дошкольников».

4. Оформление текстовых и наглядных материалов к собранию.

2) Организационный этап

Собрание проходит в группе. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».

3)Вступительное слово ведущего

4) Посиделки.

5) Принятие решения.

Воспитатель: «Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня мы собрались вместе, для того чтобы поговорить о важности нравственно - патриотического воспитания детей. Недаром народная пословица гласит «Что посеешь, то и пожнешь». Какие семена мы взрастим в сердцах и душах наших детей таких членов нашего общества и получим. Для каждого человека важно иметь твердую почву под ногами быть уверенным в завтрашнем дне. И эта уверенность помогает ему быть успешным и активным. А нравственно - патриотическое воспитание помогает нам дать ребенку эту уверенность, помогает ему делать твердые и верные шаги в будущее.

Так же мы все хорошо знаем поговорку «Иван, родства не помнящий». И кого так принять называть? Да, «Людей беспринципных, неблагодарных, легко забывающих сделанное им добро, и тех, кто не знает и не желает знать своей истории, культуры, своих предков…»

И все мы хотим, чтобы наши дети такими не стали. И сегодня мы с вами обсудим, что же нужно сделать для этого.

Воспитатели осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность:

1. непосредственно образовательную деятельность (НОД,

2. беседы,

3. тренинги,

4. обыгрывание и придумывание различных игровых ситуаций,

5. тематические встречи,

6. чтение художественной литературы,

7. самостоятельную детскую деятельность:

8. игры по интересам,

9. самостоятельную продуктивную, познавательную, музыкальную деятельность.

Семья в свою очередь - это первая ступень в нравственном воспитании ребенка. В семье ребенок получает первое понятие о любви, уважении, вежливости, взаимопомощи. Именно здесь формируются первые нравственные привычки. Семья – это пример для ребенка. А крепкая семья – это плодотворная почва, для роста высоконравственного человека.

Воспитывая ребенка в семье не нужно делать яркого акцента на патриотизм, просто воспитывайте хорошего доброго человека, мыслящего ясно и позитивно. Читайте вместе хорошие добрые книги о дружбе, люби и взаимопомощи. Обсуждайте с ребенком его, свои и поступки других людей. Уделите ребенку внимание, расскажите о своих взглядах на жизнь.

Посещайте мероприятия, которые дадут ребенку возможность гордиться своей страной. Расскажите истории о вашей семье, о подвигах и трудностях В. О. В и т. д. Так общаясь с ребенком, вы внесете значительный вклад в его нравственно – патриотическое воспитание.

А сейчас я вам предлагаю поиграть.

Первая игра Соревнование «Пословицы о добре»

Цель: Вспомнить и назвать пословицы о доброте, Родине.

Вторая игра «Комплимент». Цель: Вам предлагается записать как можно больше комплиментов своему соседу. Ведь очень важно, чтобы дети слышали комплименты от родителей, воспитателей, сверстников. А взрослые для них – пример.

Уважаемые родители, предлагаю вам ответить на вопросы анкеты о патриотическом воспитании дошкольников. (Текст анкеты прилагается) Анкетирование анонимное и проходит добровольно. Результаты анкетирования помогут нам спланировать нашу работу с детьми, родителями по данному вопросу.

Нашу встречу я хочу завершить стихами:

«Семья - источник радости и счастья,

Любви неиссякаемый родник.

И в ясную погоду, и в ненастье

Хранит семья и ценит жизни миг.

Семья - оплот и сила государства,

Хранящая традиции веков.

В семье ребёнок - главное богатство,

Луч света, как маяк для моряков.

Лучи растут, становятся всё ярче

И люди жадно тянутся на свет.

Душа семьи становится богаче,

Когда царят любовь в ней да совет.

Когда царит взаимопониманье,

Тогда весь мир лежит у ваших ног.

Любовь в семье - основа Мирозданья.

Так пусть хранит все наши семьи Бог!»

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на вопросы нашей анкеты по патриотическому воспитанию дошкольников.

1.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

2.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

3.Ведёте ли вы беседы с ребёнком на нравственно – патриотические

темы?

4.Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны,

военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках?

5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

6.Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в селе?

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?

8. Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

Спасибо за сотрудничество!

Родительское собрание

в нетрадиционной форме

по теме «Патриотическое воспитание»

подготовительная группа

Подготовила Маренова Е.В.

Саратов 2015

Родительское собрание.

«Патриотическое воспитание»

привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников,

раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.

Побуждать родителей воспитывать у своих детей чувство патриотизма, любовь к своей Родине.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании.

2. Изготовление памяток на тему собрания.

3. Фотовыставка "Мой родной город Саратов".

4. Консультации для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников, исторические справки о городе Саратове.

Ход собрания.

1. Вступление.

Воспитатель Маренова Е.В.знакомит родителей с фотовыставкой, альбомом, благодарит за полные искренние ответы на анкету, кратко резюмирует полученные сведения.

2. Концерт детей для родителей (песня, стихи о Саратове, танец, игра с родителями).

3. Круглый стол. Дискуссия "Какого человека мы называем гражданином?"

Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям.

Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше.

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания о нашем городе.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.

Такая работа позволяет помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Взрослые объясняют, что означает имя ребенка, почему оно выбрано, приводят примеры, как ласково можно назвать.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С младшего возраста воспитатели знакомят детей с ближайшим окружением – детским садом, его работниками, с профессиями в детском саду, улицами, постройками, зданиями, родным городом... Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

4. Прослушивание диктофонной записи с рассказами детей «Я люблю свой город Саратов».

5. « Викторина для родителей на тему "Знаете ли Вы свой город (игра «Ромашка», вопросы написаны с изнаночной стороны лепестков).

Назовите дату образования Саратова (1590 год)

Кто основал наш город?

Крепость Саратов заложили летом 1590 года князь Григорий Осипович Засекин и стрелецкий Голова Фёдор Михайлович Туров.
В первой половине XVII в. Саратов - довольно большая крепость на Волге, где постоянно находилось от 300 до 400 стрельцов. Стоял город на мысу, образуемом речками Саратовкой и Воложкой.

Основан как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Российского государства в 1590 году , в царствование Фёдора Иоанновича . Во второй половине XVIII века - крупный перевалочный пункт и центр торговли рыбой и солью, а с XIX века - один из центров торговли зерном. Губернский город с1780 года , в начале XX века - крупнейший по численности жителей город на Волге .

Что в переводе обозначает название нашего города?

Существует несколько гипотез о названии Саратова, но общепринятой на данный момент нет. В недавнем прошлом считалось, что Саратов получил своё название по Соколовой горе, которая называлась по-татарски «сары тау» - «жёлтая гора».
Однако ныне эта гипотеза опровергнута.
Так как Соколовая никогда не была жёлтой, и на ней всегда рос лес.
Есть предположение, что название города произошло от слов «сар атав» - «низменный остров» или «сарык атов» - «ястребиный остров». Есть предположение, что Саратов получил своё название от скифско-иранского гидронима «сарат». Существует также множество гипотез,

Что изображено на гербе города и что этот символ означает?

В 1781 году был учрежден герб Саратова: на голубом поле геральдического щита встретились, плывя навстречу друг другу, три стерляди серебряного цвета. Здесь нашли образное отражение рыбные и водные богатства края.

Перечислите почетных горожан Саратова.

Бикташев Евгений Михайлович
30.05.1939 г.
Народный артист России, Заслуженный артист Российской Федерации, композитор,

Головачев Владимир Георгиевич
19.04.1937 г.
Ранее являлся председателем исполкома Заводского райсовета г. Саратова,.

Горелик Лев Григорьевич
10.02.1928 г.
Народный артист Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации,

Кочнев Юрий Леонидович
26.02.1942 г.
Народный артист России,

Палькин Николай Егорович
03.04.1927 г.
Писатель, поэт, член Союза писателей СССР,

Сметанников Леонид Анатольевич
12.08.1943 г.
Народный артист СССР и РСФСР, Заслуженный артист РСФСР,

Учаев Анатолий Васильевич
10.02.1939 г.
Народный художник России,

Ошеров Юрий Петрович
06.11.1942 г.
Народный артист Российской Федерации, художественный руководитель Саратовского Академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева.

Куницына Татьяна Александровна
05.07.1921 г.

Профессор, доктор медицинских наук,


Трубецков Дмитрий Иванович
14.06.1938 г.
заведующий кафедрой электроники колебаний и волн в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского

Шимчук Федор Станиславович
25.06.1938 г.
Ранее замещал должность генерального директора ОАО "Нефтемаш-Сапкон", в настоящее время - советник генерального директора и председатель Совета директоров ОАО, Заслуженный машиностроитель Российской Федерации.

Шуб Геннадий Маркович
15.01.1933 г.
Доктор медицинских наук, профессор

Косарев Владимир Иванович
15.12.1923 г.
Заслуженный работник культуры РСФСР

Лукина Елена Ивановна
03.06.1920 г. .

Почётный ветеран Губернии.

Захаров Анатолий Александрович
12.10.1928 г.
Судья Всесоюзной категории, Международный арбитр.

Прелатов Вадим Алексеевич
27.04.1941 г.
Заслуженный врач Российской Федерации.

Брятко Николай Афанасьевич
20.02.1930 г.
Заслуженный артист Башкирской АССР, Заслуженный артист РСФСР

Филинова Вера Петровна
02.07.1928 г.
Учитель математики муниципального общеобразовательного учреждения "Физико-технический лицей N 1"

Агапов Владимир Семенович
25.07.1941 г.
Председатель Совета Саратовской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

Климов Борис Николаевич
09.11.1932 г.
Заведующий кафедрой физики полупроводников Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Горбатов Анатолий Николаевич
19.09.1936
Заслуженный учитель школы РСФСР.

Алиферова Лилия Ивановна
10.01.1937
Директор государственного учреждения культуры "Областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина".

Тупикова Тамара Григорьевна
20.04.1942
Преподаватель высшей категории, работала в области физической культуры и спорта

Мушта Галина Андреевна
18.08.1922
Председатель Совета ветеранов войны труда, правоохранительных органов и вооруженных сил Ленинского района г. Саратова.

Тупикин Владимир Дмитриевич
20.01.1936
Известный ученый и специалист в области вакуумной и твердотельной электроники

Штейнфельд Елизавета Давидовна
26.01.1940
Преподаватель по классу скрипки

Почётные граждане города Саратова, проживающие в г. Москве

Громов Борис Всеволодович
07.11.1943
Генерал-полковник, Герой Советского Союза

Романов Анатолий Александрович
27.09.1948
Генерал-полковник, Герой Российской Федерации

Табаков Олег Павлович
17.08.1935
Художественный руководитель МХТ им. А.П. Чехова, народный артист СССР

Какие улицы города названы в честь героев России.

Николай Иванович Аврорский - работал токарем на заводе. В декабря 1941 года оказался на фронте. В ночь на 1 августа 1944-го батальон под командованием капитана Аврорского успешно форсировал реку Вислу Северного Сандомира (Польша) и овладел плацдармом, уничтожив десятки вражеских солдат и офицеров.

Раиса Ермолаевна Аронова - окончила аэроклуб до войны, а в 1942-м - Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. Старший летчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, гвардии лейтенант Аронова совершила 914 боевых вылетов.

Петр Федорович Батавин - работал на почте, на строительстве железной дороги. Гвардейский рядовой Батавин, форсируя Дунай, с группой товарищей переправился на правый берег реки. Овладев плацдармом, бойцы отразили шесть контратак.

Константин Владимирович Благодаров - окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов, в 1943 году - военно-морское авиационное училище. Заместитель командира эскадрильи 8-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии старший лейтенант Благодаров совершил 130 боевых вылетов, потопил 17 кораблей противника.

Петр Иванович Грибов - работал на лесопильном заводе. На фронтах Великой Отечественной войны с 1942 года. Комбриг, гвардии полковник Грибов отличился в Венгрии, где в марте 1945-го его бригада овладела рядом городов, уничтожила и захватила 24 танка, 15 орудий, 15 БТР-ов, 102 пулемета, 7 самолетов, 2 ж/д эшелона и другие трофеи. Погиб в бою.

Владимир Степанович Зарубин - окончил школу № 2 и аэроклуб, Энгельсскую авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной с августа 1943-го. Командир эскадрильи 451-го штурмового авиационного полка старший лейтенант Зарубин совершил 215 боевых вылетов. Провел 15 воздушных боев, лично сбил 3 и в групповом бою 2 самолета противника.

Алексей Владимирович Куприянов - автоматчик 384-го отдельного батальона морской пехоты. Звание героя присвоено за мужество и героизм, проявленные в десантной операции при освобождении города Николаева.

Василий Александрович Рогожин - окончил 2-й курс коммунально-строительного техникума и аэроклуб, а потом Черниговскую авиационную школу пилотов. Командир звена 236-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Рогожин к июню 1943 года совершил 124 боевых вылета, сбил лично 11 самолетов противника и 5 в группе.

ергей Федорович Тархов - работал на железнодорожной станции. Истребительная авиационная эскадрилья под командованием капитана Тархова в воздушных боях под Мадридом в 1939 году нанесла противнику большой урон. В одном из боев самолет командира был подбит, а он сам раненый, спускаясь на парашюте, умер.

Виктор Георгиевич Рахов - работал на авиационном заводе в Саратове. Окончил военную школу пилотов в 1933 году. Был летчиком-испытателем НИИ ВВС. Участник боев на реке Халхин-Гол в 1939-м. Старший лейтенант Рахов совершил 68 боевых вылетов, сбил лично 8 вражеских самолетов и 6 в группе. В последнем бою 27 августа 1939 года был смертельно ранен.

Василий Никитович Симбирцев - помощник командира взвода пешей разведки 228-го гвардейского стрелкового полка в числе первых вплавь преодолел Днепр, разведал силы противника и доставил командованию ценные разведданные. Погиб в бою.

Константин Григорьевич Уфимцев - работал на котельном заводе. Старший телефонист штабной батареи 131-го гвардейского артиллерийского полка отличился при форсировании Днепра в конце сентября 1943 года. Во главе группы связистов проложил телефонный кабель через реку и установил связь командования с плацдармом.

Алексей Иванович Хользунов - окончил школу № 2, работал слесарем на за­воде «Серп и молот». Заместитель командира эскадрильи в 32-м гвардейском истребительном авиационном полку со­вершил 265 боевых вылетов.

Вячеслав Иванович Чемодуров - работал слесарем в типографии издательства «Коммунист». Командир пулеметного расчета 858-го стрелкового полка в бою за деревню Рудня в числе первых ворвался в траншеи противника. Участвовал в отражении 19 вражеских контратак. Был дважды ранен, но не покинул поле боя.

Назовите достопримечательности города.

Мемориальный комплекс «Парк Победы » на Соколовой горе, в который входят:

Музей военной техники под открытым небом

Памятник погибшим во время Великой Отечественной войны воинам-саратовцам «Журавли »

Музей «Национальная Деревня» под открытым небом

Немецкая улица (Проспект Кирова)

Саратовская государственная консерватория им. Собинова

Памятник Чернышевскому работы А. П. Кибальникова

Парк Липки

Троицкий собор на Музейной площади

Храм «Утоли моя печали»

Особняк К. К. Рейнеке (1912-1914, архитектор Ф. О. Шехтель , Соборная улица, 22)

Автодорожный мост через Волгу , соединяющий города Саратов и Энгельс

Набережная Космонавтов

За последнее десятилетие Саратов обогатился новыми памятниками:

памятник саратовскому губернатору П. А. Столыпину напротив здания Радищевского музея на площади Столыпина ;

Памятник святым Кириллу и Мефодию (2009);

На проспекте Кирова появился памятник саратовскому гармонисту и памятник в честь песни «Огней так много золотых»;

Памятник одноклассникам.

6. Музыкальная пауза. Гимн города песня «Наш город». Слушание.

7. Знакомство родителей с народными пословицами в соответствии с темой собрания:

Любовь к Родине сильнее смерти.

Человек без Родины - соловей без песни.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Посеянное вовремя жемчугом взойдет.

Дома стены помогают.

Без корня и полынь не растет.

Всякая сосна своему бору шумит.

8. Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко)

"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский)

"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей)

"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен)

9. Подведение итогов. Разное.

Памятка для родителей

Известные люди о воспитании любви к Родине"

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко).

"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский).

"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей).

"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен).

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).

Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.

1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром?

2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?

3. Беседуете ли Вы о родном городе?

4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?

5. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны;

6. Совершаете выезды на природу;

7. Совместно читаете книги;

8. Смотрите телевизор;

9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?

Заместитель заведующего по ВМР

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Чебурашка»

г. Вятские Поляны, Кировской области

Родительское собрание по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

СКАЧАТЬ (вопросы к викторине)

СКАЧАТЬ (презентация)

Статья предназначена для родителей дошкольного возраста и воспитателей дошкольных учреждений.

Актуальность темы. Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Они призваны сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.

В последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям. У людей поменялось отношение к Родине. Раньше мы гораздо чаще слышали и пели сами гимны своей стране, а сегодня о ней часто говорят негативно. Трудности в переходном периоде являются как раз причиной приостановки гражданско-патриотического воспитания. Что бы ни менялось в обществе, воспитание нежных чувств к своей стране у подрастающего поколения, гордости за нее, необходимо во все времена. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну, город, нам следует показать ее с привлекательной стороны.

Патриотизм - это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Поэтому задача педагогов:

ü Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, городу;

ü Формирование бережного отношения живой и неживой природе;

ü Воспитание уважения к чужому и своему труду;

ü Развитие интереса к русским промыслам и традициям;

ü Формирование базовых знаний о правах человека;

ü Расширение имеющихся представлений о своем городе;

ü Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн);

ü Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны;

ü Формирование уважения, толерантности ко всем народам с их традициями.

Уважение, терпимость, принятие и правильное толкование мировых культур должно прививаться в раннем возрасте, т.е. в детском саду. Почтительно и уважительно относиться к представителям всех культур - обязательное условие толерантного воспитания, и в детском саду воспитатели должны довести это до детей, что все люди в своих правах и достоинствах равны, хотя они отличаются по природным признакам.

Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ: в играх, в труде, в образовательной, в быту, в совместной деятельности детей и воспитателей.

Воспитание патриотических чувств - это длительный, сложный, непрерывный процесс, который подразумевает корректировку существующих разработок мероприятий на дальнейших этапах работы в зависимости от полученных результатов. Работа по направлению гражданско-патриотического воспитания осуществляется по следующим направлениям:

1. Сопровождение методическими вспомогательными ресурсами;

2. Работа с детьми;

3. Работа с родителями.

Все эти направления взаимосвязаны и включают:

  • Знакомство со своим городом, его историей;
  • Знакомство с Россией и родным краем;
  • Знакомство с историческими событиями своего народа и страны;
  • Знакомство с героями былин и их подвигами;
  • Знакомство с символикой государства, республики, города.

Методическое сопровождение

Формирование предметно-развивающей среды патриотической направленности:

  • В холле детского сада оборудованы стенды: "Моя страна", "Мой город";
  • В группах имеется набор дидактических игр: "Военная техника", "Найди флаг России", "Защитники России" и т.д.;
  • Сделана подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы ВОВ, о России и ее армии и т.д.;

Тематическое планирование способствует системному усвоению дошкольниками знаний о стране, крае, местности, где они живут. Темы повторяются в каждой группе. Меняется только объем познавательного материала, содержание и сложность, длительность изучения в зависимости от возраста детей в группе.

Работая над темой патриотического воспитания в ДОУ, мы должны помнить и о происходящих событиях. Например, Олимпиада Сочи-2014 вошла в историю - дети должны гордиться нашими спортсменами, своей страной.

Работа с кадрами. Цель методической работы с кадрами - совершенствование работы ДОУ по проблеме патриотического воспитания. Личный пример, мировоззрение педагога, суждения, жизненная позиция - наиболее эффективные факторы воспитания. Знания воспитателя не будут эффективны, если он не будет сам любить свою страну, народ, город. В воспитании все сводится к личности воспитателя.

Работа с детьми

Патриотическое воспитание в ДОУ тесно взаимосвязано с умственным, нравственным, трудовым, экологическим, эстетическим и физвоспитанием.

Гражданско-патриотическое воспитание - это одна из основных и трудных задач дошкольного учреждения. Зада сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается. Воспитание патриотического чувства у дошкольников - сложный и длительный процесс, который требует от педагогов значительной личной убежденности. Работу эту нужно проводить во всех возрастных группах, видах деятельности и по всем направлениям.

Задача педагога:

  • Отбор объектов, впечатления от которых могут быть доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть конкретными, образными, яркими, целесообразными, вызывать интерес, быть неповторимыми, свойственными данной местности (свои традиции, природа, ремесла, быт);
  • Отбор понятий и сведений, которые может усвоить дошкольник (частота посещения, близость расположения, удобство);
  • Расширение диапазона объектов для старших дошкольников - это район, город в целом, его исторические и памятные места, достопримечательности, символика. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей и ближайшей улицы, в честь кого названы;
  • Привитие детям понятий "долг перед Родиной", "ненависть к врагу", "любовь к Отчизне", "фронтовой и трудовой подвиг";
  • знакомство с другими городами, столицей, символикой государства;
  • Показ большого через малое, как связана деятельность одного человека с жизнью всех людей.

Связь воспитателя и других специалистов ДОУ

  • Логопед - разучивает с воспитанниками приговорки, потешки, скороговорки, народные шуточные стишки, показывает красоту и богатство родного языка;
  • Инструктор по физкультуре организует и проводит подвижные игры разных народов страны.
  • Музыкальный руководитель разучивает с воспитанниками русские народные песни, знакомит с народной музыкой, проводит патриотические и фольклорные праздники;
  • Воспитатели в понедельник проводят обязательные беседы "Как прошли выходные?" - так воспитывается любовь и привязанность к семье. На неделе проводятся беседы "Кому требуется помощь и как ее осуществить?", "Какие новые стихи или рассказы русских писателей ты услышал?".

Цель этой работы - формирование условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в различных видах деятельности детей.

В дошкольном учреждении каждый год проходят праздничные мероприятия

  • Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.
  • Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.
  • Православные праздники - Пасха, Рождество Христово.
  • Бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения.

Праздники сопровождаются хорошей музыкой, красочным оформлением зала, прогулочных веранд, групп, сюжетными играми, разными сюрпризами.

Работа с родителями

Важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ является взаимосвязь с семьей дошкольника. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.

Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах).

Поэтому предметом разговора с родителями должно быть обсуждение разных путей приобщения дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе), к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи.

Стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, горки, помогают озеленять территории. Глядя на них, дети стараются и сами вложить свою лепту в общее дело.

Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты "Дети-родители".

Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества.

Слайд 1. Партнёрское взаимодействие ДОУ и семьи по гражданско - патриотическому воспитанию дошкольников.

Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения призвано сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.

В последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям. Трудности и являются как раз причиной приостановки гражданско-патриотического воспитания. Что бы ни менялось в обществе, воспитание нежных чувств к своей стране у подрастающего поколения, гордости за нее, необходимо во все времена. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну, город, нам следует показать ее с привлекательной стороны.

Слайд 2. Патриотизм - это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.

К.Д. Ушинский писал, что "Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства".

Понимая важность данного вопроса, одним из важнейших направлений в ДОУ становится работа по гражданско-патриотическому воспитанию, эта задача входит в годовой план.

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Поэтому

Слайд 3. наши задачи:

  • Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, городу
  • Формирование базовых знаний о правах человека
  • Формирование уважения, толерантности ко всем народам с их традициями
  • Формирование бережного отношения к живой и неживой природе
  • Воспитание уважения к чужому и своему труду
  • Развитие интереса к русским промыслам и традициям
  • Расширение имеющихся представлений о своем городе
  • Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны

Уважение, терпимость, принятие и правильное толкование мировых культур должно прививаться в раннем возрасте. Почтительно и уважительно относиться к представителям всех культур - обязательное условие толерантного воспитания, и мы должны довести это до детей, что все люди в своих правах и достоинствах равны, хотя они отличаются по природным признакам.

Проблема толерантного воспитания актуальна сегодня, потому что именно в последние несколько лет происходят существенные изменения в политической, экономической и культурной жизни страны. Толерантность воспитывается посредством развития хороших манер, привычек, культуры межличностного общения в мире непохожих людей.

Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей: в играх, в труде, в образовательной деятельности, в быту.

Слайд 4. Совместная деятельность детей и взрослых :

  • Знакомство со своим городом, его историей;
  • Знакомство с Россией и родным краем;
  • Знакомство с историческими событиями своего народа и страны;
  • Знакомство с героями былин и их подвигами;
  • Знакомство с символикой государства, республики, города.

Воспитание патриотических чувств - это длительный, сложный, непрерывный процесс, который связан с умственным, нравственным, трудовым, экологическим, эстетическим и физическим воспитанием.

Гражданско-патриотическое направление - это одна из основных и трудных задач дошкольного учреждения и семьи. Задача сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается.

И нам, взрослым, нужно помочь, чтобы нравственное качество у детей развивалось в правильном направлении.

Взрослые знакомят с объектами, впечатления от которых могут быть доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть конкретными, образными, яркими, целесообразными, вызывать интерес, быть неповторимыми, свойственными данной местности (свои традиции, природа, ремесла, быт);

Нужно отбирать понятия и сведения, которые может усвоить дошкольник; расширять диапазон объектов для старших дошкольников - это район, город в целом, его исторические и памятные места,

достопримечательности, символика.

Старшие дошкольники должны знать:

название города, своей и ближайшей улицы, в честь кого названы;

понятия "долг перед Родиной", "ненависть к врагу", "любовь к Отчизне", "фронтовой и трудовой подвиг";

названия других городов, столицы, символику государства;

Дети должны знать и участвовать в мероприятиях таких, как:

народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города

международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день

православные праздники - Пасха, Рождество Христово

бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения

Праздники сопровождаются хорошей музыкой, красочным оформлением зала, прогулочных веранд, групп, сюжетными играми, разными сюрпризами, что мы и стараемся делать в нашем детском саду.

Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа.

В приобщении ребенка к народной культуре особую роль играют народные праздники в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.

В нашем детском саду есть традиция: накануне праздник Победы с детьми старших и подготовительной групп ходим к вечному огню для поклона погибшим воинам и возложения цветов в знак благодарности. После подобных мероприятий дети вдохновляются на новые рисунки, игры, рассказы.

Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются духовные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля.

В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений от спортсменов.

Большую роль играет семья в патриотическом воспитании детей. Мы стараемся привлечь вас, дорогие родители, к процессу гражданско - патриотического воспитания путем взаимодействия т. е. включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах), к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи. В нашем детском саду стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда вы, родители, совместными усилиями создаёте для своих детей снежные постройки, горки, помогаете озеленять территории. Глядя на вас, дети стараются и сами вложить свою лепту в общее дело. Огромное вам спасибо!

Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, музея, художественной школы, фотовыставок. Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества.

Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

Слайд 5

Спасибо за внимание !

А сейчас мы проведём викторину «Я - гражданин России», освежим ваши знания.

Слайд № 6. Викторина «Я - гражданин России»

Итак, первый вопрос…..

Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников

Памятка для родителей

Патриотизм - это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач дошкольного образования и семьи.

Наши задачи:

* Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице

* Формирование бережного отношения живой и неживой природе

* Воспитание уважения к чужому и своему труду

* Развитие интереса к русским промыслам и традициям

* Формирование базовых знаний о правах человека

* Расширение имеющихся представлений о своем городе

* Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн)

* Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны

* Формирование уважения, толерантности ко всем народам с их традициями

Совместная деятельность детей и взрослых:

  • Знакомство со своим городом, его историей
  • Знакомство с Россией и родным краем
  • Знакомство с историческими событиями своего народа и страны
  • Знакомство с героями былин и их подвигами
  • Знакомство с символикой государства, республики, города
  • Приобщение дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе)
  • Семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты "Дети-родители"
  • Семейное изучение своей родословной

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении и семье - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.