13.04.2019
Календарный план дары осени старшая группа. Тематическое планирование на неделю в старшей группе. Тема недели «Дары осени (грибы, ягоды и др.)», «Продукты питания
Конспект занятия на тему: Осень в старшей группе ДОУ
Автор: Артеменко Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад "Теремок" с. Новокиевский Увал
Описание материала : Материал может быть полезен педагогам начального образования и воспитателям детских садов.
Цели:
Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов, учить рассказывать о пользе овощей и фруктов; систематизировать знания о труде людей осенью; воспитывать бережное отношение к природе, уважение к сельскохозяйственному труду людей. располагать изображние по всему листу: выше, ниже, правее, левее; умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета красок для стволов и различные приемы работы кистью;
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, бумага размером А4, краски, кисти, салфетки.
Ход НОД:
1. Введение игрового момента.- Предлагаю Вам отправиться в гости к Осени. Она приготовила удивительные подарки всем детям.
2. Ознакомление с дарами осени .
- Итак, ребята, я прочитаю стихотворение о таком времени года, как осень. А вы обратите внимание на то, какие дары она преподносит нам.
Здравствуй, здравствуй, осень золотая.
Осень- время сбора урожая.
Видишь, осень, как мы потрудились,
Как все лето в поле не ленились?
Здавствуй, здравствуй, осень золотая,
Соком сладких яблок налитая,
В огороде тоже все в порядке,
Много разных овощей на грядке.
Много спелой вишни и малины,
Много мёда в домиках пчелинных.
Всех рябят мы в гости приглашаем,
Чем богаты, тем и угощаем.
Какие дары преподносит нам осень? Отгадайте загадки о дарах осени (Просмотр презентации "все, что выросло на грядке-назовем мы по-порядку!").
- Молодцы! А теперь давайте свами поиграем в игру «Осень спросим» (стихотворение Елены Благининой)
Правила игры:
дети по считалочке выбирают Осень и Дождик. «Дождик» прячется, а «Осень» выходит в середину круга. Дети начинают медленно ходить и петь:
Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!
Хорошо, что к нам пришла.
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки!
Дети (хором): Значит, будут пирожки!
Осень: принесла вам гречки!
Дети: Будет каша в печке!
Осень: Принесла вам овощей!
Дети: и для каши, и для щей!
Осень: рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок насушим!
Осень: а уж яблоки-что мёд!
Дети: На варенье, на компот!
Осень: Принесла и мёду!
Дети (удивленно): Полную колоду!
После этого дети кружатся и поют:
Ты и яблок, ты и мёду.
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?
Осень: Дождику вы рады? (хитро улыбается)
Дети (хором): Не хотим, не надо! (бросаются в рассыпную)
Выходит дождик, догоняет детей, приговаривая:
Кто под дождик попадёт,
Тот сейчас водить пойдёт.
Тот, кого он поймал, становится Дождиком, а Осень дети выбирают новую.
3. Рисование «Золотая осень»
- Давайте отблагодарим хозяйку Осень и нарисуем ее портрет. Как выглядят деревья в осеннем уборе? Какие разные деревья. Кусты вы видели? Изобразите картину «Золотая осень». Подумайте над композицией рисунка- положение листа бумаги, размещением изображений.
Дети изображают золотую осень самостоятельно по замыслу.
4 . Итог
-Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Осень благодарит нас за подарки и дарит каждому жетон-листок.
Презентация на тему: Дары осени
Ирина Будникова
Календарно-тематическое планирование. Тематическая неделя «Дары осени» (старшая группа)
Тематическая неделя :«Дары осени »
Цель : Расширять представления детей об осени . Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало- исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д., вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления
Итоговое мероприятие : праздник «Золотая осень » . Конкурс плоскостных поделок из природного материала «Осенний Эрмитаж » .
Работа с родителями
Индивидуальная работаОбразовательная деятельность в режимные моменты
Познание (ФЦКМ)
Тема : «Огород»
Цель : расширять обобщенные представления детей об овощах, о месте их произрастания. Уточнить, как за ними ухаживают, что из них готовят. Напомнить о том, что в овощах много витаминов
(Каушкаль, Карпеева «ФЦКМ старшая группа » , стр. 13)
9.30-9.55 Конструирование (из бумаги)
Тема : «Корзиночка»
Учить складывать квадратный лист на 9 и 16 маленьких. Делать надрезы по четырем линиям сгиба складывать и склеивать корзиночку. (Куцакова «Конструирование и худ. труд. Занятие 16 стр. 69)
Подготовка ко сну : прослушивание аудио сказок
(комплекс№2)
15.40-16.05 Музыкальная деятельность (по плану специалиста ) Индивидуальная работа по развитию речи : разучивание стихов об осени
Упражнять детей в отчетливом произношении звуков «з» и «с» . «Составление последовательности событий в течении дня»
Цель : закрепить понятия утро, день, вечер, ночь. Утро
Беседа : «Осень » .
Цель : систематизировать знания детей об осени ;
Д/и «Кто это делает?» Цель : выявить и расширить знания детей о профессиях людей, выращивающих и собирающих урожай.
Прогулка № сент. стр.
Чтение и драматизация стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
Цель : развивать умение детей перевоплощаться в нужную роль.
Д/игра упражнение «Лабиринт» собери урожай.
Цель : развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия, внимания.
Рассматривание альбома «Дары осени »
Работа в центре творчества
Рисование овощей и фруктов.
Д/и «Овощехранилище»
Цель : учить детей группировать овощи и фрукты по одному или нескольким признакам Обновление информации в родительском уголке «Прогулки осенью с ребенком »
Индивидуальная беседа с семьёй Сергея об отношении ребенка к взрослым
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Работа с родителями
Образовательная деятельность
Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимные моменты
Коммуникация
Тема : «Путешествие в осенний лес »
Цель : обобщать представление детей осени , о лесе и его обитателях в осенний период ;
Закреплять, уточнять, расширять знания об окружающем мире через активизацию жизненного опыта ребёнка. Учить образовывать притяжательные прилагательные; Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных; Закреплять навыки ориентации в пространстве;
Изобразительная деят-ть (аппликация/ лепка)
Тема : «Осенние картины » Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала -засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять её красоту в аранжировках и флористических композициях. Лыкова И. А. ,
Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна, (комплекс № 2) хождение по массажным дорожкам, умывание прохладной водой лица, шеи, рук.
физ. культ. (по плану инструктора физического воспитания) Индивидуальная работа по развитию речи.
«Назови признаки осени »
Беседа «Что такое урожай? Почему его собирают именно осенью ?»
Цель : расширить знания детей о дарах осени . Объяснить почему созревание происходит именно осенью .
Опыт с яблоком
Цель : показать, как чернеет яблоко на срезе – это железо на воздухе изменяет свои полезные для нас свойства.
Д/игра «С какого дерева плод?»
Цель : уточнить знания детей о плодовых деревьях.
Подвижная игра «Собираем урожай»
Цель : закреплять знания об овощах и фруктах, умение бегать не сталкиваясь, друг с другом.
Рассматривание колосьев пшеницы, ржи, овса, сорго
Цель : рассказать детям что производят из каждой зерновой культуры
Нерегламентированная деятельность детей.
Способствовать профилактике эмоционального перенапряжения, формировать умение находить себе занятие по душе, конструктивно общаться со сверстниками.
Предложить родителями принять участие о заключительной выставке по итогам недели .
Утренняя гимнастика (по плану инструктора ФИЗО )
Познание (ФЭМП)
Тема : «Занятие 4»
-количество и счёт : число и цифры1, 2, 3; соотнесение количества предметов с цифрой.
Геометрические фигуры : квадрат, выкладывание квадрата из чётных палочек, работа в тетради в клетку.
(математика для детей 5-6 лет , стр. 26)
Изобразительная деят-ть (рисование)
Тема : «Загадки с грядки»
Цель : Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создать выразительные цветовые и фантазийные образы. И. А. Лыкова Стр. 44
Подготовка ко сну : прослушивание аудио сказок
15.00-15.15 Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна, (комплекс № 2) хождение по массажным дорожкам, умывание прохладной водой лица, шеи, рук.
15.40-16.05 физ. культ. на площадке
Д/игра «Четвертый лишний»
Цель : закрепить понятия овощи-фрукты
Беседа «Лесные дары осени »
Цель : закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах. О правилах их сбора.
Д/ игра «Третий лишний»
Цель : умение различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды.
Чтение поговорок об осени и урожае .
Цель : развивать умение слушать и понимать смысл.
Просмотр мультфильма «Вершки и корешки» ,
Закрепление знаний о частях растений.
Д/игра «Найди семечко»
Цель : показать детям, что из маленького семечка вырастают большие плоды. Учить различать принадлежность семян к определенному овощу или фрукту.
Рассматривание тематического альбома «Дары осени из леса » (ягоды, грибы)
Цель : расширять представления детей о дарах осени из леса
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Цель : предложить детям самостоятельно выбрать вид деятельности. Умение играть в паре, в группе .
Утренняя гимнастика
Коммуникация (развитие речи)
Тема : Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»
Цель : связная речь, учить пересказывать текст, подвести к образованию профессий исходя из занятий. Учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии.
(Ушакова. Занятия по развитию речи стр. 103)
9.45-10.10 музыкальная деятельность (по плану специалиста )
Подготовка ко сну : прослушивание аудио сказок
15.00-15.15 Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна, (комплекс № 2) хождение по массажным дорожкам, умывание прохладной водой лица, шеи, рук. Индивидуальная работа “Штриховка в заданном направлении»
Индивидуальное задание на закрепление состава числа»
Работа в уголке природы : игра «Как меня зовут?»
Цель : активизировать в речи детей названия комнатных растений, учить произносить их правильно. Рассказать об особенностях ухода за растениями.
Д/и «Найди такой же овощ, фрукт» (по форме, цвету)
Цель : закрепить умение классифицировать по цвету, форме, размеру.
Русская народная игра «Царь-картошка»
Цель : упражнять в ловле мяча, развивать ловкость.
Конкурс загадок об овощах и фруктах.
Рассматривание выставки творческих работ. Обсуждение. Рассматривание муляжей овощей и фруктов
Цель : закрепить знания детей о том, где и как растут разные виды овощей и фруктов.
С/р игра “Овощной магазин».
Развивать у детей самостоятельность, инициативность, фор-мировать умение выбирать игру по интересам, способствовать объедине-нию детей для игры.
Оформление выставки творческих работ
Музыкальная Утренняя гимнастика
Тема : Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень »
Цель : воспитывать эмоциональное восприятие произведения, учить передавать свои впечатления.
(Т. М. Бондаренко Комплексные занятия стр132)
Подготовка ко сну : прослушивание аудио сказок
15.00-15.15 Постепенный подъем.
Закаливающие процедуры.
Гимнастика после сна, (комплекс № 2) хождение по массажным дорожкам, умывание прохладной водой лица, шеи, рук.
Индивидуальная работа Д/и «Вершки и корешки»
Цель : закрепить названия частей овощей
Разучивание чистоговорок
Цель : закрепить произношение звуков «г» , «к»
Дежурство по столовой.
Цель : Учить детей использовать навыки дежурства по столовой, полученные ранее. Отметить особенности дежурства в старшей группе (самостоятельность, быстрота и слаженность выполнения действий, распределение обязанностей).
Д/игра «Лесовик и лесные ягоды» . «Сложи картинку»
Цель : закрепить знания детей о лесных ягодах (название, внешний вид, места произрастания, полезные свойства) .
Игры со строительным материалом «Склад для овощей» .
Формировать представления детей о различных видах хранения урожая, их функциональном назначении, строении;
Свободная творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) на тему «Дары осени » ягоды, грибы, овощи, фрукты
ПОНЕДЕЛЬНИК Дата 19.09.16
I ПОЛОВИНА ДНЯ:
Утро радостных встреч : «Солнышко»
1. Беседа
«Осень»
Цель: учить детей понимать сюжет, развивать умения слушать воспитателя, побуждать к восприятию красоты осенней природы.
2.Индивидуальная работа
(воспитание культурно-гигиенических навыков) Настя, Даша, Женя
Цель: развивать навыки умывания заправлять свою кравать.
3.Д/и с предметами
«Найди желтый листочек»
Цель: формировать цветовое восприятие.
4. Индивидуальная работа по сенсорному развитию
Игра «Поиграем с прищепками»
Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема: «Осень»
Задачи: расширять представления детей об окружающей природе и ее изменениях в осенний период.
Цель: развивать координацию движения.
ПРОГУЛКА №6
развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Цель: познакомить с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде; формировать творческое отношение к делу.
2. Трудовые поручения.
Цель: приучать соблюдать порядок на участке детского сада.
3. Индивидуальная работа.
1 «Где теплее – на солнышке или в тени?»
Цель: развитие тактильных и температурных ощущений. Например: песок, асфальт, камушки.
4. Самостоятельная игровая деятельность (выносной материал)
Руслан, Злата, Ростислав, Лиза
Цель: учить детей играть дружно, делится игрушками. Катать коляски и играть мячами аккуратно, не наталкиваясь друг на друга.
5.П/и (бег)
«Солнышко и дождь»
«С кочки на кочку»
II ПОЛОВИНА ДНЯ
1.Сюжетно-ролевая игра.
«Мишка промочил ноги»
Цель: учить ходить внимательно, чтобы не промочить ноги и не заболеть.
2. Индивидуальная работа по развитию речи
Настя, Родион, София.
Цель: формировать отчетливое повторение звуков за воспитателем.
3. Наблюдения за комнатными растениями, опыты, труд.
«наши растения»
Цель: знакомить детей с правилами ухода за растениями.
Во время приёма пищи побуждать детей к самостоятельности, формировать умение держать ложку правильно.
Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей.
Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего сочувствие ему.
ВТОРНИК Дата 20.09.16
Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная)I ПОЛОВИНА ДНЯ: включить детей в общий ритм, создать бодрое настроение
1.Упражнения на развитие речевого дыхания.
«Самолетики»
Цель: формирование правильного носового дыхания, плавного длительного выдоха.
2.Д/и (сенсорное развитие).
Цель: определить на ощупь форму (круглая, квадратная).
3.Индивидуальная работа (развитие речи).
Игра «Какой?»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема: «Осенние веточки» лепка
Цель: учить скатывать кусочек пластилина в шарик и слегка расплющивать его.
ПРОГУЛКА
I
: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное
1.Наблюдение за живой природой (животный мир).
Наблюдение за деревом.
Цель: научить детей отличать дерево от других растений; описать их (высокое, красивое, много листочков разного цвета).
2. Индивидуальная работа.
3. Трудовые поручения.
Уборка участка от палочек
4. П/и прыжки.
5. Самостоятельная игровая деятельность
II ПОЛОВИНА ДНЯ
Индивидуальная работа
по музыкальному воспитанию в рамках взаимодействия с музыкальным руководителем
2.Самостоятельная деятельность в уголке сенсорного развития; настольные игры
«Грибы на поляне»
Цель: научить ребенка чередовать предметы по величине.
3.Дидактические игры (на развитие слуха, на классификацию предметов и др.)
«Угадай, что делать»
Цель: учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна; воспитывать умения переключать слуховое внимание.
ПРОГУЛКА II
Игры детей с выносным материалом.
Цель: обучение умению правильно пользоваться совочком и формочкой.
2. Дидактическая игра
Игра «Раз, два, три – к ели беги»
Цель: различать деревья, действовать по сигналу.
3.Подвижные игры
«Лохматый пес», «Птички в гнездышках»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать действовать по сигналу воспитателя.
Совместная деятельность взрослого и детей в (режимных моментах)
Поддерживать детей в стремлении продолжать обучаться гигиеническим и бытовым действиям: мыть руки перед едой, после посещения туалета, по мере загрязнения.
Продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности
Формировать привычку спокойно вести себя в помещении и на улице, не бегать, выполнять просьбу взрослого.
СРЕДА Дата 21.09.16
Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная)I ПОЛОВИНА ДНЯ: включить детей в общий ритм, создать бодрое настроение
1.Беседа
«Грибы»
Цель: объяснить детям, что нельзя без разрешения рвать грибы и есть их.
2. Наблюдения за комнатными растениями, опыты, труд.
Женя, Ваня, Матвей.
Цель: развивать навыки умывания (намыливать руки, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем).
3.Игры-забавы.
«У медведя во бору»
4.Индивидуальная работа (изодеятельность)
«Желтые листья»
Цель: воспитывать любовь к природе родного края.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема: «Дождик» рисование
Цели: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиком.
ПРОГУЛКА
I
: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное
развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма
1.Наблюдение за явлениями общественной жизни.
«Наблюдения за трудом дворника»
Цель: изучить что делает дворник (сгребает листья, подметает дорожки, собирает мусор); что есть у дворника (метла, грабли, корзина для мусора)
2.Трудовые поручения.
Уборка участка от палочек и листьев.
Цель: прививать детям элементарные трудовые навыки.
3. П/и (ориентировка в пространстве).
1. «Дети и волк»
2. «Где звенит?»
4.Индивидуальная работа.
«Пройди и не сбей» (кегли)
Цель: развивать чувство равновесия, ловкость.
____________________________________________________________________________________________________________
Игры детей с выносным материалом.
5.Самостоятельная игровая деятельность (выносной материал)
II ПОЛОВИНА ДНЯ
1.Сюжетно-ролевая игра.
«Кормление куклы Кати»
2. Развлечения, досуги.
«У медведя во бору»
Цель: поддерживать бодрое и радостное настроение, побуждать к активной деятельности.
3.Игры с игрушками на развитие мелкой моторики.
« Загадочные пуговки »
ПРОГУЛКА II
1.Игровые физические упражнения, подвижные игры
«Дети и волк», «Где звенит?»
Цель: развивать у детей внимание и ориентировку в пространстве.
2. Самостоятельная игровая деятельность
Игры детей с выносным материалом.
Цель: обучение умению правильно пользоваться совочком и формочкой, изготовление куличиков.
3. Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром
«Как жужжит жук?»
Цель: развивать слуховое восприятие, артикуляционный аппарат.
Совместная деятельность взрослого и детей в (режимных моментах)
1. Совершенствовать навыки самообслуживания: одеваться и раздеваться,поддерживать порядок в шкафчике; побуждать детей соблюдать аккуратность в одежде во время приёма пищи.
2. Создавать у детей бодрое, радостное настроение, желание спокойно и самостоятельно играть.
3.Способствовать музыкальному развитию детей через проведение игр и упражнений, направленных на сенсорное развитие в области восприятия звука.
ЧЕТВЕРГ Дата 22.09.16
Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная)I ПОЛОВИНА ДНЯ: включить детей в общий ритм, создать бодрое настроение
1.Индивидуальная работа (мелкая моторика)
« Загадочные пуговки »
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.
2.Д/и (музыкальные).
«Солнце или дождик?»
Цель: учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна; воспитание детей умения переключать слуховое внимание.
3. Словесные игры.
Игра с пальчиками
Цель: приучать слушать речь, понимать о чем говорится в потешке; соотносить слова с действиями пальцев.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема: Чтение потешки «Бежала лиса с кузовочком»
Цель: познакомить с содержанием произведения.
Тема: «Здравствуй, осень!» окружающий мир
Цель: дать элементарные представления об осенних изменениях в природе.
ПРОГУЛКА
I
: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное
развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма
1.Наблюдение за неживой природой.
Наблюдение за песком.
Трудовые поручения.
Сбор песка в песочницу.
3. Индивидуальная работа.
Рисунки палочкой на песке (кружочки, домики).
Самостоятельная игровая деятельность (выносной материал).
Игры детей с выносным материалом.
Цель: обучение умению правильно пользоваться совочком и формочкой, изготовление куличиков.
_______________________________________________________________________________________________________
5. П/и (метание)
II ПОЛОВИНА ДНЯ
1.Сюжетно-ролевая игра.
«Кормление куклы Кати»
Цель: закреплять знания детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
2.Совместная деятельность в центре худ.эстетич.развития
«дождик» лепка
Цель: учить размазывать пластилин на картоне.
Собрать пирамидку из 5 колец.
ПРОГУЛКА II
1. Самостоятельная игровая деятельность
Игры детей с выносным материалом.
Цель: обучение умению правильно пользоваться совочком и формочкой, изготовление куличиков.
Дидактические игры
«Найди и назови»
Наблюдение
Наблюдение за песком.
Цель: изучить свойства песка (сухой, мокрый).
Совместная деятельность взрослого и детей в (режимных моментах )
Напоминать детям о сохранении правильной осанки в различных видах деятельности
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых. Важно слушать собеседника и без надобности не перебивать.
Через ситуативные беседы, игровые упражнения продолжать развивать интерес к искусству и музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
ПЯТНИЦА Дата 23.09.16
Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная)I ПОЛОВИНА ДНЯ: включить детей в общий ритм, создать бодрое настроение
Рассматривание альбомов, иллюстраций
На тему «Осень»
Цель: учить рассматривать картину
Индивидуальная работа
Игра «Какой?»
Цель: учить ребенка находить разнообразные предметы заданного цвета. Называть их.
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим, природным миром
«Зеркало»
Цель: учить детей подражать действиям взрослого с предметами
Работа по ПДД (игры, беседы, рассматривание иллюстраций)
«Что такое улица?» беседа
Цель: формировать элементарные правила поведения на улице.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема: «Дорожка» конструирование
Цель: учить, строить дорожку прикладывая кирпичик друг к другу.
Тема: «Разноцветные листочки» физкультура
Цель: развивать координацию, внимание.
ПРОГУЛКА
I
: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное
развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма
Наблюдение за сезонными изменениями
Наблюдение за ветром.
Цель: изучить какой ветер (сильный, холодный, качает деревья, отрывает листики).
Трудовая деятельность
Сбор песка в песочницу.
П/и (метание)
«Целься вернее», «Попади в круг»
Цель: упражнять детей в бросании в горизонтальную цель; развивать ловкость, глазомер, координацию движений.
Самостоятельная игровая деятельность (выносной материал
Игры детей с выносным материалом.
Цель: обучение умению правильно пользоваться совочком и формочкой, изготовление куличиков.
II ПОЛОВИНА ДНЯ
1. Рассматривание иллюстраций, репродукций
Тема «Осень»
Сюжетно-ролевая игра
«Кормление куклы Кати»
Цель: закреплять знания детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
Театральная пятница
«Веселый дождик» игра – импровизация под музыку
Цель: развивать двигательную активность детей.
ПРОГУЛКА II
1.Сюжетно ролевая игра
«Строители»
Цель: сделать постройку из песка и обыграть ее.
2.Самостоятельная двигательная деятельность детей
Игры детей с выносным материалом.
3.Дидактические игры
«Найди и назови»
Цель: развивать умение по словесному указанию находить предметы и называть их.
Совместная деятельность взрослого и детей в (режимных моментах)
Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами; способствовать развитию конструктивных навыков.
Продолжать формировать умение сохранять правильную осанку
План мероприятий тематической недели в группе для детей со сложным дефектом «В гости осень к нам пришла»
Цель проведения тематической недели: формирование у детей первичных представлений об осени, об осенних изменениях в природе.Понедельник - «Солнышко и дождик».
Задачи:
- формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнышко;
- продолжать знакомить с природным явлением – дождём;
- показать простейшие связи между явлениями в природе осенью (солнышко – тепло, дождик – холодно).
Мероприятия:
- рассматривание иллюстраций на осеннюю тематику;
- разучивание потешек про солнышко и дождик;
- чтение стихотворения Е.Благининой «Дождик»;
- подвижная игра «Солнышко и дождик»;
- пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку»;
- слушание музыкального произведения «Грустный дождик» Д.Кобалевского.
Вторник - «Осенние листочки».
Задачи:
- знакомить с характерными особенностями осенних деревьев;
- показать, что осенью листья деревьев меняют окраску;
- познакомить с осенним явлением природы – листопадом;
- учить бережно относиться к растениям;
- познакомить с плодами рябины.
Мероприятия:
- рассматривание открыток «Осенний лес», «Осень в парке»;
- изготовление гирлянд из осенних листьев;
- подвижная игра «Мы осенние листочки»;
- дидактическая игра «Разложи листочки по цвету»;
- слушание песни «Листопад» музыка Попатенко;
- лепка (пластилинография) «Ветка рябины».
Среда - «Дары осени».
Задачи:
- закреплять знания детей об овощах, фруктах (морковь, огурец, помидор, лук, яблоко, груша);
- формировать умения находить овощи, фрукты на картинке, правильно показывать и называть их;
- учить различать овощи, фрукты по виду, по вкусу, по форме.
Мероприятия:
- дидактическая игра «Угадай на вкус»;
- дидактическая игра Чудесный мешочек»;
- дидактическая игра «Найди и назови»;
- чтение русской народной сказки «Репка»;
- настольно-печатная игра «Лото. Овощи. Фрукты»;
- игра-драматизация «Сварим из овощей вкусный суп»;
- оформление фотовыставки «В огород пойдём, урожай соберём»
- оформление папки-передвижки для родителей «О пользе овощных и фруктовых соков».
Четверг – «Грибы, грибочки».
Задачи:
- продолжать знакомить детей с грибами, где растут, какие бывают на внешний вид;
- познакомить с несъедобным грибом – мухомором;
- учить находить сходство и различия между белым грибом и мухомором;
- формировать умения изображать грибы в продуктивной деятельности.
Мероприятия:
- рассматривание иллюстраций «Грибы в лесу»;
- беседа на тему «Красивый, но опасный мухомор»;
- пальчиковая гимнастика «Грибы»;
- дидактическая игра «Грибы большие и маленькие»;
- подвижная игра «У медведя во бору»;
- просмотр мультфильма по сказке В.Сутеева «Под грибом»;
- рисование «Грибы для белочки».
Пятница – «Вот и осень к нам пришла».
Задачи:
- закреплять у детей понятия о сезонных изменениях в неживой природе осенью (холодно, часто идёт дождь, дует ветер, с деревьев облетают листья);
- закреплять знания детей о том, что осенью собирают урожай овощей – в огороде, фруктов – в саду.
Мероприятия:
- рассматривание альбома «Осень»;
- беседа на тему «Как изменилась одежда людей осенью»;
- дидактическая игра «Что, где растёт?»
- игра «Собери самый красивый осенний букет» (на прогулке);
- дидактическая игра «Собери целое» (разрезные картинки);
- Показать театр русской народной сказки «Пых» на фланелеграфе;
- музыкально-тематическое развлечение «Золотая осень» (воспитатель, музыкальный руководитель).
Использованная литература:
1.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2005
2.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2014
3.Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М.: Сфера,2005
4.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Спб.: Детство-Пресс, 2008
Развивать познавательные процессы детей, закрепить и уточнить знания детей о днях недели, осенних месяцах и об осени ;
- обобщать понятия овощи и фрукты ;
Закрепить ориентирование в пространстве, знание цифр;
В понимании и правильном употреблении пространственных наречий и прилагательных;
Развивать любознательность, речевую инициативность, быстроту реакции, широту восприятия, творчество, фантазию.
Наглядность: таблица «Овощи и фрукты», предметные картинки.
Ход занятия в старшей группе детского сада
1. Организационный момент
2. Основная часть:
Воспитатель: Дети, а знаете ли вы, какой сегодня у нас день? Да, верно, пятница. А завтра какой будет день? А сколько дней всего в неделе? Молодцы малыши. Давайте вспомним стихотворение, которое мы знаем о неделе.
(Дети рассказывают стихотворение)
Дней в неделе ровно 7
Названия изучим все.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,
Очень модная девица.
После пятницы СУББОТА, где кончается работа,
Ну а седьмой день какой?
ВОСКРЕСЕНЬЕ, каждый знает - выходной!
Воспитатель: Дети, а месяц какой? Верно - октябрь. А время года? Как осень можно по-другому назвать? Верно это - щедрая пора года, а почему мы ее так называем? Она пришла к нам в группу и оставила свои подарки. Пойдем, посмотрим, что же она положила в нашу корзину.
(Дети садятся у таблицы «Овощи и фрукты»)
Воспитатель: Малыши, давайте вместе рассмотрим, что здесь есть. Мы знаем много всего об осенних подарках. Давайте вспомним. Готовы ли вы отвечать? Да, внимание-первое задание.
Назовите осенние дары:
А) которые люди собирают в саду:
Яблоко, груша, слива, виноград.
Б) которые люди собирают на огороде:
Морковь, свекла, картофель, чеснок, лук, перец, баклажаны, капуста, огурец, томат.
В) скажи одним словом:
Картофель, свекла, морковь, баклажан - это овощи.
Яблоко, груша и виноград - это фрукты
Г) как называется сад: если попасть в сад, где растут яблони, то этот сад называется - яблоневый; груши - грушевый; сливы - сливовый; виноград - виноградный. А все эти сады одним словом назовем - фруктовые.
Д) назовите все, что необходимо для роста овощей и фруктов - солнце, вода.
Найди слова, о которых можно сказать он - она - оно;
Е) сейчас мы превратимся в маленьких поваров и по названиям сварим сок:
Яблоко - яблочный
Томат - томатный
Морковь - морковный
Яблоко и морковь - яблочно - морковный
Виноград - виноградный
Слива - сливовый
Ж) cварим борщ - назовите все что необходимо для приготовления борща.
З) Сварим суп-аналогичное задание.
Молодцы вкусно умеете готовить.
Упражнение «Пятый лишний»
(из группы предметов выбрать лишний)
Внимательно посмотрите на первый ряд и скажите, что в нем лишнее, почему?
Игра «Чего не стало»
Назовите все, что вы видите в четвертом ряду. Закройте глаза, откройте и скажите, чего не хватает? Молодцы умеете хорошо играть.
Назовите слово, которое начинается на гласный звук;
Назовите слово, которое начинается на звук к, м, б и т. д.
Придумайте рассказ по опорным картинками - солнышко, дерево, яблоко, консервация.
Солнышко, водичка, огород, огурец помидор.
Упражнение «Быстро цвет называй»
Показать картинки, а дети в быстром темпе называют ее цвет (например, капуста зеленая и т.п.)
Упражнение «Скажи ласково»
Яблоко - яблочко;
Огурец - огурчик;
Молодцы как вы много знаете о дарах осени. А напомните мне, где растут все фрукты, а овощи? У нас с вами тоже есть огород в саду. Давайте расскажем, что же на нем выросло.
(Дети встают в круг, говорят чистоговорки, сопровождая движениями)
Од-од-од - славный у нас огород, (обводят вокруг себя руками)
Ук-ук-ук – вырос в огороде лук, (левой рукой показывают)
Ов-ов-ов- и красавица морковь, (правой рукой показали)
Ол-ол-ол - и вкусная фасоль, (гладят себя по животику)
Та-та-та - и толстая капуста. (имитируют руками что-то толстое)
Дети, а что делают люди, когда соберут щедрый урожай? Да, верно консервируют, а еще хранят в подвалах, в амбарах. Давайте мы с вами тоже разложим овощи и фрукты по полочкам в подвале. Готовы ли вы малыши для такого дела? Ну тогда садитесь за столы. Внимание!
(Дети садятся за столы, где перед ними размещена дидактическая рамка, то есть разлинованное на квадраты игровое поле и набор предметных картинок)
Воспитатель: У нас есть большой склад, а в нем много полок. На полочке под номером 1 - положим хранить морковь. На полочку номер - 5 положим картофель. Вернемся к полке, где мы положили морковь, от нее опустимся вниз на 2 шага и на этой полочке оставим для хранения капусту. Справа от капусты положим яблоко. На третьей полке положим грушу. Между морковью и грушей положим свеклу. Вернемся снова на полку, где мы положили картошку, от нее опустимся вниз на три шага и вернем влево на один шаг и положим лук.
3. Заключительная часть
Ну, что же вы все справились с этой задачей. Урожай будет теперь храниться на нашем складе. И никакая зима нам не страшна. А вас ждут подарки от Осени.