Праздник осени в начальной школе"здравствуй, осень золотая". Осенний праздник в начальной школе с играми и конкурсами

Праздник осени. Сценарий для начальной школы.

Сценарий осеннего праздника для учащихся 1, 2 класса.

Сценарий «Её величество Царица Осень»

Необходимое оборудование:

1. Магнитофон, DVD проигрыватель

2. Кассети или диски с записями необходимых мелодий: П.И. Чайковский «Осенняя песня», И. Старокадомский «Веселые путешественники», С. Юдина «Осенняя песня», русская нар. песня «Во саду ли, в огороде», «Воробьиная дискотека», «Злая тучка», подборка вступлений к современным песням об осени, музыкальные заставки к конкурсам.

3. Кресло-трон для царицы.

4. Модели дома, солнца, тучки.

5. Рисунки, аппликации детей с осенними пейзажами, поделки из природного материала.

6. Репродукции картин знаменитых художников.

7. Лопата, гантели, костюмы для участников.

8. Игрушечные грузовики, овощи, фрукты, фасоль.

9. Карточки со словами пословиц об осени.

10. Листы с текстами песен для караоке.

11. Медали победителям.

12. Листья из цветной бумаги.

13. Угощения.

Предварительная подготовка и оформление: На уроках трудового обучения, рисования подготовили осенние листья для украшения класса, коллективное панно «Осенний вальс», поделки из природного материала и рисунки для выставки «Осенний вернисаж».

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята, уважаемые гости. Мы сегодня собрались здесь, чтобы сказать «спасибо» одному из чудеснейших времен года. Именно оно познакомило и собрало нас всех вместе в этом классе. За три месяца мы все изменились: дети подросли и поумнели, взрослые стали мудрее, терпимее. Менялась и сама природа.

Хочется пригласить вас в замечательное царство, в котором живет прекрасная царица, а имя её поможет узнать вам загадка:

Я — в царстве луж, в краю огней и вод,

Я — в княжестве крылатого народа,

Чудесных яблок, ароматных груш.

Скажи, какое это время года?

Звучит музыка П. И. Чайковского, дети рассаживаются, выходит ведущий.

Ведущий:

Сказка-сказка прибаутка!

Рассказать ее не шутка!

Чтобы сказка от начала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб в середке весь народ

От нее разинул рот,

Чтоб никто — ни стар, ни мал —

Под конец не задремал.

Друзья! Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие — в прекрасную сказку, на детский праздник Царицы Осени. В дорогу мы возьмем ценный багаж — шутки и смех, песни и пляски, иначе нас просто не пропустят в сказочное Осеннее Царство.

Дети : На чем мы туда поедем — на автомобиле, поезде или самолете?

Ведущий : Ничего подобного! Все очень просто! Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Дверь в сказку отвори!»

Дети повторяют.

Ведущий: А в дорогу мы с собой возьмем песню. Откройте глаза.

Звучит музыка, дети поют песню «Веселые путешественники».

Мы школу свою любим, гордимся ей всегда:

Учителя и дети творят здесь чудеса.

Грызут гранит науки, рисуют и поют

И песни сочиняют о том, как здесь живут.

Красота, красота, с нами будешь ты всегда.

Дружбу не забудем и верны ей будем.

Даша, Игорь, Рома, Аня — вот компания какая. (2 р)

Когда живется дружно, что лучше может быть?

И ссориться не нужно, и можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу бери своих друзей:

Они тебе помогут, и с ними веселей.

Ведущий: Кажется, мы на месте. Никто не отстал? Все здесь?

Дети (хором:) Все!

В этот момент в зал вбегают три Глашатая в нарядных желто-красных костюмах, шапочках или беретах с перьями. В руках у них свитки.

Глашатай 1 (разворачивая свиток): Внимание! Внимание! Сегодня государыня наша Царица Осень соизволила пригласить всех своих подданных и заморских гостей на детский праздник!

Внимание! Внимание! Всем Ванюшкам и Катюшкам! Всем Андрюшкам и Танюшкам! Всем Иришкам и Мишкам! Всем Коленькам и Оленькам!

Всем Светкам и прочим деткам! Строгий приказ: веселиться, петь и плясать на детском празднике до упаду! А кто ослушается и царскую волю не исполнит — не сносить тому головы!

Глашатай 2 : Внимание! Внимание! На детский праздник веселый прибудет сама государыня наша Царица Осень и три ее сына-Царевича: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. (Оглядывается.) Да вот и они сами! Встречайте! Музыка!

Звучит торжественная музыка. Первой в зал входит Царица Осень. В руке Царицы — длинный, увитый цветами и листьями посох, на который она опирается. Вслед за ней идут три молодых Царевича: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. Царица садится на трон, рядом на стульях усаживаются царевичи, за каждым из них стоит Глашатай.

Глашатай 1 (выходит вперед):

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко-желтым цветом

Землю разукрасила.

Глашатай 2 (выходит вперед):

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Глашатай 3 (выходит вперед):

Бродит в роще листопад

По кустам и кленам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Соберем из листьев веер,

Яркий и красивый,

Пробежит по листьям ветер,

Легкий и игривый.

И послушно ветру вслед

Листья улетают,

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

В этот момент в дверях зала слышится какой-то шум. Раздаются крики: «Сюда нельзя!» и «Пропустите меня!».

Царица Осень (обращаясь к Глашатаям): В чем дело? Кто осмеливается прерывать наше веселье?

Глашатаи направляются к дверям. Но, не обращая на них внимания, в зал вбегает Пугало Огородное, подбегает к трону, на котором восседает Царица Осень, низко ей кланяется.

Пугало: Матушка-голубушка, Царица наша Золотая Осень! Не вели казнить, вели слово молвить!

Царица Осень (удивленно): Кто ты и откуда? Почему в таком виде на детском празднике?

Пугало:

Я одеваюсь не по моде,

Весь век стою, как на часах,

В саду ли, в поле-огороде,

На стаи нагоняю страх.

И пуще огня, хлыста или палки

Страшатся меня воробьи и галки.

Глашатай 1 (прикрикивает на Пугало): Хватит тут загадками говорить, отвечай толком на вопрос Царицы.

Пугало: Матушка-голубушка Осень! Что же такое делается? Заступись!

Делает вид, что плачет, достает из кармана большой лист лопуха и вытирает им, вместо носового платка, слезы.

Царица Осень: Ну, вот еще! На детском празднике плакать! Говори, что тебе надобно?

Пугало: Государыня! Я не какой-нибудь бездельник и лентяй, Я трудовое Пугало Огородное. Все лето стою в саду-огороде, урожай хозяйский стерегу, не сплю, не ем, в любую погоду — и под солнцем, и под дождем. Работаю, не опуская рук! Да у меня и свидетели есть! (Обращается к детям, изображающим птиц.)

Птицы, гоняю я вас из сада-огорода?

Птицы (хором): Гоняешь, гоняешь!

Скворец : Не даешь нам ни ягодок, ни яблочек вкусных поклевать! У нас даже летом совещание было, что с тобой делать, но мы так ничего и не придумали. Решили, правда, тебя не бояться. Но все равно, как подлетишь поближе, так страшно-о-о-о!

Пугало: Матушка Осень, у меня и другие свидетели есть. (Обращается к детям, изображающим ягоды, фрукты и овощи.) Эй вы, плоды садовые-огородные! А ну-ка подтвердите, как я вас хорошо защищаю от этих крылатых разбойников!

Плоды (хором): Защищаешь, защищаешь! Спасибо тебе! Без тебя мы бы пропали!

Пугало: Ну, вот, а меня на детский праздник не пускают! Говорят, наряд не модный. Какой уж выдали! А потом, ведь если я в модельном костюмчике на огороде буду стоять, кто же меня испугается?

Царица Осень: Не обижайся, Пугало. Теперь мы во всем разобрались. Проходи, присаживайся, будь гостем.

Сценарий праздника Осени в начальной школе "Кладовая осени".

Цели: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать творческие способности учащихся.
Подготовительная работа:
-экскурсии в осенний парк,лес;
-разучивание стихотворений;
-оформление активного зала (осенние листья, шары);
-подготовка предметов для конкурсов (кубики, желуди, овощи, фрукты, таблички с пословицами, колпаки с осенними листьями);
Действующие лица:
Ведущий,
Ученики.

Ход праздника

Ведущая:
Уже горят огнём рябины кисти,
И пожелтели на березах листья,
И пенья птиц уже не слышно вовсе,
И тихо-тихо к нам приходит осень...

1 ученик:
Осень!Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы,груши,виноград-
Всё поспело для ребят.

2 ученик:
И арбуз увидев важный,
Оживится детвора-
И радушно скажет каждый:
"Здравствуй, осени пора!"

3 ученик:
Журавли на юг летят.
Здравствуй,здравствуй,осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень,очень просим.

4 ученик:
Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи на праздник к нам,
Осень золотая!


Ведущая:
А сейчас мы проверим,как вы умеете отгадывать загадки об осени.(Тот, кто угадывает,выходит на сцену для дальнейшего участия в конкурсе.)

1.Всех наградила,все погубила.(осень)

2.Опустел наш школьный сад.
Паутинки в даль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?(сентябрь)

3.Все мрачней лицо природы-
Потемнели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился-
Что за месяц к нам явился?(октябрь)

4.Поле черно-белым стало
Падает то дождь,то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?(ноябрь)

5.Шёл долговяз,
В сыру землю увяз.(дождь)

6.Падают с ветки
Золотые монетки.(осенние листья)

7.Летит,рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает.
Слышишь его, а не видишь его.(ветер)

А знаете ли вы что в древности сентябрь имел несколько названий: ХМУРЕНЬ -за частое ненастье.
Октябрь называли ГРЯЗНИК , ЗИМНИК , ЛИСТОБОЙ все эти названия отражали состояние погоды и природы.
Ноябрь-ПОЛУЗИМНИК , СТУДЕНЬ . По народным приметам ноябрь считался воротами зимы, сумерками года.

Ведущая:
Осень-время уборки урожая,когда людям приходится много трудиться. Поэтому сейчас мы вспомним пословицы о труде.

Викторина "Закончи пословицу"

1.Кто не работает... (тот не ест).
2.Землю красит солнце, а...(человека-труд).
3.Где труд, там и...(счастье).
4.Делу время, а...(потехе час).
5.Откладывай безделье, да... (не откладывай дела).
6.Не поклонясь до земли и...(грибка не поднимешь).
7.Без труда...(не вытащишь и рыбку из пруда).
8.Труд кормит, а...(лень портит).
А теперь начнем проверять ваши знания серьезно.

ВОПРОСЫ:
1. Назовите признаки осени. По каким приметам мы узнаем,что наступила осень? (Похолодало, желтеют и опадают листья,птицы улетают на юг, дожди и одежда, зонты)
2. Чем осень отличается от весны? (Весной день длиннее становится,почки на деревьях,прилетают птицы,зеленеет трава,теплеет,тает снег и пр.)
3. Какое время года идет следом за осенью?(Зима)
4. Какие птицы улетают от нас на юг? (журавли,соловьи,ласточки,дрозды,лебеди)
5. Какие птицы остаются зимовать с нами? (снегири, синицы, воробьи, голуби, вороны, клесты-даже выводят зимой птенцов)
6. Какие животные впадают в спячку? (медведи, ежи, лягушки,...)
7. Какие животные меняют цвет шубки, готовясь к зиме?(белки,зайцы,песцы)
8. А кто из животных запасается на зиму продовольствием и что заготавливает?(бобры,белки, мыши,ежи,хомяки)
9. Какие цветы цветут осенью? (хризантемы, астры, гладиолусы, георгины)
10. Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, брусника, калина, облепиха)
11. Почему деревья сбрасывают на зиму листья? (испарения уменьшить,сохранить пит. вещества, избавиться от ядовитых веществ накопившихся на листьях)
12. А знаете ли вы какие деревья не меняют зимой цвет и не опадают? (хвойные: сосны, кедры, ели)


1 ученик:
Настала осень ясная,
В саду созрели яблоки,
Висят они на яблонях
Румяные и сладкие.

2 ученик:
Блестят они на солнышке
Прозрачной тонкой кожицей.
Плодов такое множество
Что ветки к низу клонятся

3 ученик:
Мы яблоки румяные
Снимаем с веток бережно,
Кладем в траву под яблоней,
Душистые и свежие.

Ведущий:
Назовите блюдо из яблок:
(На сцену поднимаются 3 пары,те,кто сумел назвать блюда из яблок). Яблоко на нитке берут два участника одновременно и начинают есть его, держа нитку обеими руками. Побеждает та пара, которая быстрее съедает яблоко.


Ведущая:
Осень-это время сбора грибов.Давайте проверим,как хорошо вы знаете грибы?


1.И на горке,и под горкой
Под берёзкой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят?(грибы)

2.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту
Зовусь я...(подосиновик)

3.На пенёчке,ровно в ряд
В шапках молодцы стоят.(опята)

4.Стоят желтые сестрички
А зовут все их...(лисички)

5.С белой юбочкой на ножке
В красной шляпе,весь в серёжках.
Но красе его не верь
Страшен этот гриб,поверь.(мухомор)

6.Он большой,красивый,статный,
С белой ножкой аккуратной
В боровом растёт лесу
Очень вкусен он в супу.(боровик)

Назовите съедобные грибы?

Игра "Собери грибы"

2 участникам завязывают глаза. По полу рассыпаются кубики. Под музыку они собирают кубики (грибы) в корзиночке. Кто быстрее?

Игра "Подскажи словечко"


1.Он усатый и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке-
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох,
Называется...(горох)

2.На грядке привалился на бочок
Солидный крутолобый...(кабачок)

3.Хвост зелёный, красна головка,
Это остроносая...(морковка)

4.Он круглый и красный,
Как глаз светофора
Среди овощей нет сочней...(помидора)

Ведущий:
-Ребята,а что потом делаю с собранными овощами? Правильно, везут на овощехранилище. А что еще? консервируют,маринуют,солят на зиму. А что солят? (капусту, огурцы, помидоры). Правильно.
А зачем?... Потому что зимой мы вырастить ничего не можем и человек, таким образом, создаёт запасы на зиму.
-Кстати говоря,животные тоже делают запасы на зиму. Кто, например? Правильно,мыши,белки. Давайте с вами поиграем в игру "Помоги белочке" -поможем белочке развесить грибы на верёвочку.

Сценарий для учащихся начальных классов «Осень в Простоквашино»

Цели : развитие эстетического вкуса, творческих способностей, устной речи, памяти и мышления; расширение кругозора детей; воспитание любви к художественной литературе, родной природе.

Оборудование : костюмы героев; элементы декораций; аудиозапись произведений П.И. Чайковского — альбом «Времена года. Осень»; выставка «Дары осени».

Ход мероприятия

Ученик 1.

Сбросили ромашки

Белые рубашки.

Верная примета,

Что уходит лето.

Не хотят, как видно,

Умницы-ромашки,

Чтобы дождь осенний

Намочил рубашки.

Ученик 2.

Бродит в роще листопад

По кустам и кленам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Ученик 3.

Вьется в воздухе листва,

В желтых листьях вся земля.

У окошка мы сидим

И глядим наружу.

Шепчут листья: «Улетим!»

И ныряют в лужу.

Ученик 4.

Соберем из листьев веер,

Яркий и красивый.

Побежит по листьям ветер,

Легкий и игривый.

Ученик 5.

И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

Танец листьев под музыку П.И. Чайковского.

Учитель . Здравствуйте, дорогие ребята! И, конечно, родители! Вы приглашены на праздник осени. Одного из самых щедрых времен года. Осень - самое замечательное время года! Ко сну готовится природа. Всего три месяца — и наступит зима. И осень сдаст свои права. Но сейчас она в самом разгаре. И не только у нас, но и в Простоквашино.

Ученик 1.

Под тихий шелест листопада,

Под крик печальных журавлей

С корзиной яблок, груш и винограда

Шагает осень легкой поступью своей.

По одному вбегают жители Простоквашино, садятся за стол для чаепития.

Хватайка. Кар-р!.. Здравствуйте, дорогие ребята!

Шарик . Веселья вам да радости! Гав-гав.

Матроскин . Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем. Мур-р!

Печкин . У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Хватайка . Припасли мы забавушек на всякий вкус: кому - правда, кому - сказка, кому — песенка.

Шарик . Гав! Интересно, а вы догадались, кто мы такие?

Матроскин . Мур-р! Да, верно, мы фер-ме-ры из Простоквашино. Я — кот Матроскин, это — пес Шарик, это — галчонок Хватайка.

Хватайка . А это наш друг - почтальон Печкин.

Наливают чай и пьют.

Печкин. Я тут недавно в гостях у одного фермера был. Чай с медом пили, о том о сем разговаривали, живут они мило, хоть и забот много.

Матроскин . Мур-р! А и правда! Что это мы все одни, да одни. Даже словечком перекинуться не с кем. Давайте кого-нибудь в соседи позовем. Ведь недаром говорится, что «ближний сосед лучше дальней родни». Напишем объявление, мол, края у нас хорошие и много разных просторов. Приезжайте жить да работать.

Шарик. Гав! Ага! Как понаедут! Простоквашино-то не резиновое. Гав!

Матроскин. А мы будем их принимать на конкурсной основе: «Кто больше читает — тот больше знает». Чтобы получить хороший урожай, фермер должен быть грамотным.

Хватайка . Кар-р! Ну что ты, Шарик! Какой экзамен?! Ты забыл, что у нас сегодня праздник? Давай лучше в игры играть, загадки загадывать. Кар-р!..

Печкин. Молодцы, ребята! Потеха — делу не помеха!

Матроскин . Мур-р!.. А вот и первые гости пожаловали.

Звучит музыка. Входит Осень с корзиной.

Осень.

По полям, садам и селам,

По стране из края в край

Загорелый и веселый

Ходит новый урожай.

Хочет он, чтоб полной чашей

Наша жизнь с тобой была.

Чтобы ярче, чтобы краше

Наша Родина цвела!

(Ставит корзину на стол, где лежат дары осени)

Я — осень золотая!

К вам в гости я пришла,

Корзину, полную чудес, вам принесла.

В ней листья золотые.

В ней груши наливные.

В ней стог золотистый,

Чтобы был хлеб душистый.

А теперь внимание!

Раз, два, три, четыре, пять —

Чудеса творю опять!

Осень взмахивает платочком. Из-за стола выглядывают дети в костюмах овощей и говорят: «Ку-ку!» Исполняется песня «Урожайная» (муз. И. Дунаевского, сл. М. Исаковского).

Осень.

Урожай у нас хорош,

Уродились густо

И морковка, и картошка,

Белая капуста,

Баклажаны синие,

Красный помидор...

Инсценировка стихотворения Ю. Тувима «Овощи».

Осень.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла: Картошку,

Морковку,

Петрушку

И свеклу.

Хозяйка . Ох!

Осень.

Вот овощи спор завели,

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Выходят овощи.

Перец.

Кто из нас, из овощей,

И вкуснее, и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Горох.

Я такой хорошенький

Зелененький мальчишка,

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Свекла.

Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Свеклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай —

Лучше свеклы нету!

Капуста.

Ты уж, свекла, помолчи!

Из капусты варят щи,

А какие вкусные

Пироги капустные!

Редиска.

Я - румяная редиска,

Поклонюсь вам низко-низко.

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Огурец.

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Морковь.

Про меня рассказ недлинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку —

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким!

Помидор.

Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Я — приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я — ваш друг,

Я простой зеленый лук!

Картошка.

Я, картошка, так скромна —

Слова не сказала...

Но картошка так нужна

И большим, и малым!

Баклажан.

Баклажанная икра

Так полезна, так вкусна.

Осень . Спор давно кончать пора!

Овощи (хором). Спорить бесполезно.

Раздается стук в дверь.

Овощи . Кто-то, кажется, стучит...

Входит мальчик в костюме доктора Айболита.

Все (хором). Это доктор Айболит!

Айболит.

Ну, конечно, это я!

О чем спорите, друзья?

Репа.

Кто из нас, из овощей,

Всех важней и всех вкусней?

Кто при всех болезнях

Будет всем полезней?

Айболит.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключения.

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее!

Все (хором).

Очень рады мы, ребята,

Что попали в школу к вам!

Поиграть, повеселиться

С вами хочется и нам!

Вот мы выросли какие!

Собирать уж нас пора,

Начинается игра!

Вы корзиночки берите Фрукты, овощи кладите!

Конкурс «Делим урожай»

Учитель . Перед вами выступили овощи, но вы знаете, что осень нас одаривает и ягодами, и фруктами. Сейчас мы будем варить борщ и компот. Для борща нужны будут...

Дети. Овощи!

Учитель . А для компота?

Дети. Фрукты!

Учитель . Итак, игра. Участвуют по два человека. В общей корзинке лежат овощи и фрукты, а игроки выбирают то, что им нужно.

Матроскин . Ну вот и получился овощной набор для щей.

Шарик . Да, косточку туда не забудьте положить.

Матроскин . И сметаны побольше. Мур-р...

Осень.

Велика и необъятна

Вся Российская земля.

Урожаями богаты

Наши нивы и поля!

Конкурс «Говорим красиво»

Учитель. А сейчас попробуйте свои силы в конкурсе сочинений-миниатюр. Но рассказ свой необходимо украсить образными словами.

Примерные тексты

1. Наступила... (какая?) пора — ... (какая?) осень. Медленж падают... (какие?) листочки. Все дорожки покрываются... (каким?) ковром.

2. Это по-настояшему... (какой?) дворец, дворец... (какой?) королевы-Осени!

3. Мы входим в лес. До чего же... (как?) кругом. Вот стоит... (какая?) березка, а рядом... (какой?) клен. Осинка подрагивает своими... (какими?) листочками. Это похоже на терем, в котором живет... (кто?).

В это время Осень загадывает загадки.

Осень.

Расселась барышня на грядке,

Одета в шумные шелка,

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые, и дети? (Лук)

Неказиста, шишковата...

А придет на стол она

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

В земле сидит, хвост вверх глядит,

Сахар из нее можно добыть,

А можно вкусный борщ сварить! (Свекла)

За зеленый хохолок «Лису» из норки приволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая! (Морковь)

Привязан кустик к колышку,

На кустиках — шары.

Бока, подставив солнышку,

Краснеют от жары. (Помидоры)

Вырастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку,

Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

Конкурс «Ведем себя вежливо»

Учитель . Представьте, что мы попали в лес. Посмотрите, какой-то старичок сидит прямо на травке. Да это же старичок Лесовичок!

Лесовичок . Здравствуйте, ребята! Прежде чем в лес зайти, надо выбрать правило вежливости. Как правильно поступить?

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени — еще вырастет!

3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, а главное — в лесу никому не мешаешь.

4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ежа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было!

6. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает свое полезное дело.

Правильно, ребята, лес полезен человеку. Он нас одевает, согревает, кормит.

Шарик . Гав! Пусть приезжают гости, да вкусности не забудут. А то все молоко, да молоко. Бр-р-р!.. Лучше мы их молоком угостим. Все равно его девать некуда - и в ведрах, и в рукомойнике, и в тазике!

Хватайка . А когда они все привезут, надо побольше всего прихватить, по уголкам запрятать (берет корзину, складывает овощи, прячет).

Шарик. Гав! Ты как новый русский. Любишь все «прихватизировать».

Конкурс «Читаем стихи»

Осень . А не пора ли нам перейти к новому конкурсу? Кто стихи обо мне знает?

Дети читают стихи об осени.

Конкурс «Продолжаем пословицы»

Учитель . Ребята, начало пословицы вы видите на доске. А концовку предлагаете вы. После правильного ответа вторая часть пословицы открывается.

Примерные пословицы

1. Лето богато цветами,... (а осень плодами).

2. Осень припасает,... (а зима поедает).

3. Осень всех наградила,... (осень всех и погубила).

4. Что посеешь,... (то и пожнешь).

5. Лес — не школа,... (а всех учит).

6. Враг природы тот,... (кто леса не бережет).

Конкурс «Готовим салат»

Учитель . А сейчас мы посмотрим, какие вы помощники своим родителям. Вам нужно будет сделать салат.

Дети трут яблоко и морковку, предварительно повязав на голову косынку и надев фартук.

Конкурс «Находим рифму»

Учитель. Быстро договорив строки стихотворения, вы, ребята, поможете сбору урожая.

Захотелось плакать вдруг,

Слезы лить заставил... (лук).

Отыскали наконец

Мы зеленый... (огурец).

Кто, ребята, незнаком

С белозубым... (чесноком).

Под кустом копнешь немножко,

Выглянет на свет... (картошка).

Разве в огороде пусто,

Если там сидит... (капуста)?

На бахче у нас растет.

Как разрежешь — сок течет.

Свеж и сладок он на вкус,

Называется... (арбуз).

Конкурс «Угадываем на вкус»

Хватайка. Следующий конкурс для агрономов. Кто с закрытыми глазами определит, какой фрукт или овощ ему дали.

Детям дают нарезанные одинаковыми тонкими ломтиками овощи и фрукты, дети угадывают, что им дали.

Конкурс «Едим на скорость»

Учитель . А теперь задание для родителей — «Я съем быстрее». Откусывать яблоко и приговаривать: «Я съем быстрее». Начали!

Конкурс «Играем с яблоком»

Яблоко передается по кругу. Звучит музыка. У кого окажется яблоко после остановки музыки, тот выполняет задание (фант).

Конкурс «Накрываем на стол»

На столе - посуда, столовые приборы, фрукты, овощи. Задача: сервировать стол.

В это время конкурс для родителей: изобразить, как птицы собираются к отлету.

Учитель . Осень дарит нам овощи, фрукты, грибы, ягоды, но самый ценный, самый дорогой подарок — это... (хлеб). Ведь недаром говорят, что...

Хлеб — всему голова;

Хлеб на стол, и стол — престол; хлеба ни куска, и стол — доска.

Плох обед, коли хлеба нет.

Нелегко вырастить хлеб, но зато сколько радости, когда урожай собран!

Дети читают стихи.

Чтец 1.

Хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой;

Теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Чтец 2.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал — пришел.

В нем — здоровье наше, сила,

В нем — чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки —

Вырастай богатырем.

С. Погореловский

Выходят родители с караваем хлеба, угощают детей.

Учитель . Вот и подошел к концу наш праздник.

Осень.

Пора мне уходить, ребята,

Но в том не Осень виновата,

За мною вслед Зима идет

И новый год с собой ведет.

А я к вам вновь, друзья, приду,

Но только в будущем году!

Звучит песня.

Сценарий внеклассного мероприятия для 2 класса на тему: «Осень!»

Цели: обобщить знания детей об осенних признаках; проверить знания детей об овощах, фруктах, грибах, ягодах; развивать воображение, смекалку, любовь к родной природе; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: круг с буквами слова «осадок», корзиночка с карточками для конкурса «Грибной кузовок», рисунки детей на осеннюю тему, осенние иллюстрации картин разных художников; подготовить с детьми сценку «Спор овощей»; 2 корзины с муляжами фруктов и овощей.

Ход внеклассного мероприятия

Вступительное слово учителя

А речь сегодня пойдет об...

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Это осень.)

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград -

Все поспело для ребят.

И арбуз увидев важный,

Оживится детвора -

И радушно скажет каждый:

Здравствуй, осени пора!

Действительно, мы будем говорить об осени. Каждый видит осень по-своему. Посмотрите на иллюстрации картин художников. Какая здесь разная осень. А вот как видят осень наши ребята. Посмотрите на эти рисунки. Какой из них вам больше всего нравится?

(Выставка рисунков детей на осеннюю тему и иллюстрации картин художников.)

А недавно мы слышали спор овощей.

Сценка «Спор овощей»

1-й ведущий.

Урожай у нас хорош,

Уродился густо:

И морковка, и картошка,

Белая капуста.

Баклажаны синие.

Красный помидор

Затевают длинный

И серьезный спор.

(На сцену выходят дети, играющие роли овощей.)

2-й ведущий.

Кто из вас, из овощей,

И вкуснее, и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Выскочил горошек,

Ну и хвастунишка!

Я такой хорошенький

Зелененький мальчишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

1-й ведущий.

От обиды покраснев,

Свекла проворчала...

Свекла (важно).

Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала!

Свеклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай -

Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая).

Ты уж, свекла, помолчи!

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой!

Огурец (задорно).

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

3-й ведущий.

Тут надулся помидор

И промолвил строго...

Не болтай, огурчик, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный,

Уж конечно, сок томатный!

Картошка (скромно).

Я, картошка, так скромна -

Слова не сказала...

Но картошка так нужна

И большим, и малым!

2-й ведущий.

Спор давно кончать пора!

Спорить бесполезно!

Чтоб красивым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключения,

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь,

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее!

Беседа об овощах

Как разрешился спор овощей? (Ответы детей.)

А известно ли вам о значении овощей в жизни человека? Овощи - копилка витаминов (от латинского слова «вита», что означает «жизнь»). Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся «докторами» заболевших людей.

Морковь и фасоль лечат от малокровия тех ребят, чьим щечкам необходимо порозоветь. Перец выпроваживает из организма цингу, то есть лечит десны. А салат и томат заставляют толстячков похудеть. Капуста лечит язву желудка, а репа, кабачок, баклажан и арбуз помогают тем, у кого болит печень. Бабушки и дедушки, у которых поднялось кровяное давление, обращаются за помощью к тыкве, петрушке и свекле.

На огородах нашей планеты выращивается более 120 видов овощных культур и 70 огородных культур.

Угадай

1. Какие овощи еще называют «синенькими»? (Баклажаны.)

2. Какой овощ называют «змеиной травой»? (Чеснок, он отпугивает змей.)

3. Какой овощ называют «необыкновенной ягодой»? (Помидор; в переводе с итальянского «золотое яблоко».)

4. Какой овощ бывает и сладким, и горьким? (Перец.)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

Синий мундир,

Желтая подкладка,

В середине - сладко. (Слива.)

Над землей трава,

Под землей - алая голова. (Свекла).

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост - снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только сладкий нос. (Морковь.)

Игра «Подскажи словечко»

Он усатый и ползучий,

Спрятал ядрышки в стручке -

Саблевидном кулачке.

Не раскусишь, коль засох,

Называется... (горох).

На грядке привалился на бочок

Солидный крутолобый... (кабачок).

Хвост зеленый, красная головка,

Это остроносая... (морковка).

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней... (помидора).

От частой поливки

Едва не промокла

Мохнатая, темно-лиловая... (свекла).

Викторина «Определи по вкусу»

Играющим завязывают глаза и дают пробовать кусочки фруктов и овощей. Тот, кто правильно назовет фрукт или овощ, получает целый плод в награду.

Игра «Кто быстрее»

Участвуют двое или трое ребят. Каждый получает вазу с фруктами и овощами. Побеждает тот, кто быстрее отделит фрукты от овощей. - А теперь отвечайте хором.

Осень

Ветки голые стучат,

Галки черные кричат,

В тучах редкая просинь,

Наступила... (осень).

Льдинка хрустнет тонко,

Крикнет птица звонко,

Будто есть попросит,

Наступила... (осень).

Гнезда черные пусты,

Меньше сделались кусты.

Ветер листья носит,

Лук зеленый - объеденье!

Он приправа к блюдам.

Ешьте, дети, лук зеленый,

Он полезен людям.

Витаминов в нем не счесть,

Надо лук зеленый есть.

И головки лука тоже

Нам полезны и пригожи.

А морковочка-подружка

Дорога и люба.

Ешьте дети все морковь,

Очищайте зубы.

А я - толстый помидор,

Витаминов полный.

Очень долго я расту -

Возраст мой преклонный.

Сначала я зеленым был,

Но август-месяц наступил:

Стал краснеть я день за днем,

Чтобы взяли меня в дом.

Ешьте, дети, помидоры,

Пейте сок томатный:

Он полезный, витаминный

И на вкус приятный.

Превосходный огурец

Лежит на рыхлой грядке.

Ешьте, дети, огурцы,

Будет все в порядке!

Наша желтенькая репка

Уж засела в землю крепко,

И кто репку ту добудет,

Тот здоровым, сильным будет.

Посадили мы картошку

Еще в мае-месяце.

Выросла у нас на диво -

И крупна, и так красива!

А картошка - хлеб второй,

Это знаем мы с тобой.

Собирай картошку смело,

Не жалей ты сил для дела.

Для здоровья и для силы

Ешьте больше...

Осень славится не только овощами, но и грибами. Кто из вас собирал грибы? Какие грибы вы знаете? А как надо правильно собирать грибы? (Повторить правила сбора грибов.)

Конкурс «Грибной кузовок»

Каждая команда получает корзиночку для «сбора грибов», в которой находится 1 карточка со слогами: «Ка-ро-мас-ле...» (см. в конце стихотворения) и 8 чистых листочков.

По тропинке во весь дух

Мчится по лесу петух.

Он кричит: Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой.

Из-под елки фыркнул еж:

Все грибы ты растрясешь!

Ежик прав: у петуха

В кузовке одна труха:

Ка-ро-мас-ле-сы-еж-вик,

Нок-под-оси-вик-ры-ка-жик,

Ка-сич-ли-под-ре-бе-зо-но,

Нуш-ик-ка-ин-пе-мок-вол-ов-о.

Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее наполнит свой кузовок грибами?

(«Грибы»-карточки со словами. Каждая команда складывает грибы в свой кузовок в течение двух минут и вручает его жюри: масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.)

Грибная викторина

1. Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? (Грибы.)

2. Может ли гриб съесть дом? (Да, долговый гриб, разрушая древесину.)

3. Какие птицы едят грибы? (Глухари.)

4. У этого гриба много названий: дедушкин табачок, галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? (Дождевик.)

5. Какие грибы появляются первыми? (Строчки, сморчки.)

6. Для кого мухомор не является ядовитым? (Для оленя, лося.)

7. Какой гриб лечит болезни? (Чага-древесный гриб, используется для лечения язвы, опухолей.)

8. Живут эти грибы на деревьях или на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. (Опята.)

9. Эти грибы узнаешь по цвету. И еще по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, приятно пахнущего смолой. (Рыжик.)

10. Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он и получил свое название. Это царь-гриб. (Белый.)

11. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую блестят, будто смазанные маслом. (Масленок.)

12. Шляпки этих грибов похожи на опавшие осенние листья дерева, под которым они чаще всего встречаются. (Подосиновик - красноголовик.)

Конкурс «Сколько слов?»

На доске чертится круг с шестью буквами. Сколько различных слов - имен существительных - вы здесь прочтете? Можно читать по ходу

часовой стрелки и в обратном направлении, слова можно складывать из любого количества букв, только читайте их обязательно подряд. Осадок: оса, док, коса, садок, сад, сок, ода, ад, око, код - 11 слов.

Когда время истечет (1 мин), та команда, у которой получилось больше слов, читает их.

Ягоды

Скажите, какие вы знаете ягоды, названия которых начинаются с этих букв. (Земляника, брусника, голубика, облепиха, рябина, малина, черника, смородина.)

Физкультминутка

(Ведущий говорит слова и показывает движения, дети за ним повторяют.)

Выходим из дома и идем по тротуару (топают ногами).

Сворачиваем на проселочную дорогу, опавшие листья под ногами шуршат (скользящие движения ногами).

Впереди река, идем по песочку, песок под ногами шуршит (трут ладонью о ладонь).

А сейчас по деревянному мосточку переходим через реку (хлопки ладонями по коленям).

Речку перешли и снова идем по песочку.

А теперь по листьям.

Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, как кроны).

А впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям).

А теперь кустик, прыгаем.

Учитель. А вот вам несколько полезных советов.

Если вас тревожит бледность -

Не хватает вам железа.

Рожь, петрушка и грибы

Вам помогут в форме быть.

Если с кожей случилась беда,

Поможет фолиевая кислота.

Кушай яйца, почки, сыр -

Пригласи друзей на пир.

Земляника, свекла, печень

От болезней вас всех излечат.

Салат, шпинат и авокадо -

Мы снова жизни будем рады!

Если волосы не гладки,

И не дружит прядка с прядкой,

Витамина группы Р (пэ)

Не хватает здесь тебе.

Масло, рыбу и орехи

В рацион включи скорей.

Молоко, бобы, рябина

Для волос необходимы.

А теперь, ребятки,

Отгадываем загадки!

Загадки

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Березы.)

В лесу на поляне

Стоит кудрявый Ваня,

Богач не велик,

А орешками наделит. (Орешник.)

Средь темна леса

Красная девица стоит. (Рябина.)

Чудное дерево!

И зиму, и лето зелено,

Высоко торчит,

Далеко глядит. (Ель, сосна.)

В сенокос горька, а в мороз сладка,

Что за ягодка? (Рябина.)

Под землей птица гнездо свила,

Яиц нанесла. (Картофель.)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь.)

Сидит - зеленеет,

Падает - желтеет.

Лежит - чернеет. (Лист.)

И на горке, и под горкой.

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы.)

Осенняя викторина

1. Куда осенью исчезают бабочки? (Прячутся в щели, под кору деревьев.)

2. Какие птичьи тайны открывает листопад? (Гнезда.)

3. Собирают ли себе птицы на зиму запасы? (Да, совы и сойки.)

4. Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы и выходы муравейника.)

5. Куда исчезают на зиму лягушки? (Прячутся на глубину под камни или в ил.)

6. Когда улетают от нас последние утки? (Когда замерзнут реки.)

7. Какие деревья листву сбрасывают зеленой? (Ольха и ива.)

8. Какие садовые цветы до первого снега цветут? (Астры.)

9. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, рябина, клен.)

10. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

11. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка.)

12. У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (У зайца.)

Анаграммы

1. ЛТАИПДСО (листопад).

2. ДЖЬОД (дождь).

3. НЕСГ (снег).

4. ОЖУЙРА (урожай).

5. ЕЯСТНЬБР (сентябрь).

6. АРМТ (март).

7. БКРОЯТЬ (октябрь).

8. НЯЬОБР (ноябрь).

Какое слово лишнее?

Подведение итогов

Что нового для себя вы сегодня узнали об осени?

Дополнительный материал для учителя

Костюмированное представление

Мы вишенки-сестренки,

Веселые девчонки.

На дереве росли мы,

Но стало скучно нам.

Решили мы все вместе

Прийти на праздник к вам.

Слива я лиловая,

Спелая, садовая.

Для себя в своем саду

Дело я всегда найду.

Никогда я не тужу,

И со всеми я дружу.

Яблочко я наливное,

Симпатичное такое.

Не сидится мне на месте,

И сегодня мы все вместе

Собрались на праздник к вам,

Где не будет скучно нам.

Я спелая грушка,

Яблоку подружка.

Мы в одном саду росли,

Вместе в гости к вам пришли.

Дети очень любят нас,

Ведь мы фрукты - высший класс!

Спелый, сочный я томат,

Видеть всех я очень рад.

Никогда не унываю,

Песни с вами напеваю.

Не сижу на месте я,

Фрукты все - мои друзья.

Виноград

Спелый, сочный виноград

Тоже очень солнцу рад.

В каждой ягодке таится

Много южного тепла,

И на праздник к вам осенний

Винограда гроздь пришла.

Апельсин

А я спелый апельсин,

Солнышка веселый сын.

Я красивый, озорной.

Будет весело со мной

Прыгать, веселиться.

Петь, играть, резвиться.

Я душистый абрикос.

Я на юге теплом рос,

Но на север захотел,

В самолете прилетел.

С вами буду, малыши,

Веселиться от души.

Клубничка

Я садовая клубничка,

Ягодка я невеличка.

Хоть расту я на земле,

Но совсем не скучно мне.

Я необычный ананас,

И очень рад я видеть вас.

Я к вам из Африки пришел

И много здесь друзей нашел.

Я банан тропический,

Фрукт я экзотический.

Посмотри на мой наряд-

Мне любой ребенок рад!

Стихи об осени

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист.

Осенник желтый бьет тревогу.

Осыпался с березы лист,

И, как ковер, устлал дорогу.

Солнышко усталое,

Скупо греешь ты.

Желтые да алые

Кружатся листы.

В шелесте да в шорохе

Наш осенний сад.

На дорожках ворохи

Пестрые лежат.

Осень - славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград -

Все поспело для ребят.

И арбуз, увидев важный,

Оживится детвора,

И радушно скажет каждый...

«Здравствуй, осени пора!»

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело.

Дохнул сентябрь!

Октябрь уж наступил -

Уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад -

Дорога промерзает.

Журча еще бежит

За мельницу ручей...

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Вдруг стало все вокруг темно,

За тучи солнышко ушло,

Осенний дождик всюду льет,

Свою он песенку поет.

Дождик, дождик, ты длиннющий,

Ты от неба до земли.

Дождик, дождик, пуще, пуще,

Чтобы мы скорей росли!

Нам совсем не страшно

Бегать под дождем,

Если дождик сильный,

Зонтики возьмем.

В палитре у осени разные краски,

И даже зверюшки меняют окраску.

Цвет рыжий на серый лисице менять,

И белым всю зиму зайчишке скакать.

Есть цвет ярко-желтый, есть светло-зеленый.

Нам с теплого лета знакомый, знакомый...

А есть голубой, ну как будто дождинки....

А я знаю красный, цвет ягод калинки!

Как много красок осень принесла,

Природу как на карнавал одела,

И мы, окончив разные дела,

Возьмемся за другое дружно дело.

Мы в осени, как в сказке, будем жить,

Тужить не будем о прошедшем лете,

Порою этой будем дорожить,

Как каждою на этом белом свете.

Лето уходит от нас, как всегда,

Конца нет осенним дождям.

Снова дней теплых придет череда,

И снова нам птицы споют.

Поэтому не будем жалеть мы о нем,

Вернется оно снова к нам.

Также мы будем встречать холода

И белых снежинок салют.

Пускай летят, пускай летят листочки,

Как птицы на юг, на юг.

Снова к нам придет весна,

Когда время сделает круг.

Песня-игра «Закличка дождя»

(Ведущий говорит слова, а дети за ним повторяют. Использовать как физкультминутку.)

Дождик, лей,

Дождик, лей.

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости,

Только больше вырастем.

Грязь смывай всю поскорей,

Пусть станет чище и светлей!

А теперь похлопайте,

А теперь пошлепайте,

Ножками потопайте

И опять похлопайте!

Сценка из жизни животных

Медведь. Осенью у нас, медведей, забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас, медведей, много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчел и ос. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир - это запас пищи на всю зиму. Живем мы, медведи, лет до пятидесяти.

Лиса . А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное - удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И свою главную добычу - мышей-полевок - я без всяких уловок нахожу. Мне нос и уши помогают. Догнать зайца нам трудно, поэтому разговоры, что лисицы уничтожают много зайцев, неверны. Разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка.

Игра «Овощи-фрукты»

Все сидят в кругу, ведущий дает каждому играющему название овоща или фрукта. Ведущий называет какой-нибудь овощ. Названный овощ выбегает, а сидящий справа быстро хлопает по свободному стулу и называет другой овощ или фрукт, следующий делает то же самое. Задача - успеть занять свободный стул, пока по нему не хлопнули.

Игра «Фруктовый салат»

Ведущий «раздает» (называет) каждому сидящему в круге какой- либо фрукт. По сигналу ведущего, например: «яблоки», «яблоки» меняются местами, задача ведущего - занять место одного из играющих. Сигнал может быть, например: «яблоки, груши», «фруктовый салат», в этом случае меняются все.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.