Замуж здоровыми — медицинское обследование лиц вступающих в брак. Прохождение медицинского обследования перед вступлением в брак

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛИЦ, ВСТУПАЮЩИХ В БРАК

Бурдо Евгений Петрович,

E-mail: [email protected]

В работе рассматриваются медицинские условия вступления в брак, правовые и теоретические основы функционирования данного права.

Ключевые слова: медицинское обследование, лица, вступающие в брак, регистрация брака.

Для лиц, вступающих в брак, очень важно знать не только о состоянии собственного здоровья, но и о состоянии здоровья будущего супруга (супруги) . В настоящее время ст. 15 Семейный кодекс (далее - СК РФ) устанавливает право всех лиц, вступающих в брак, на добровольное и бесплатное медицинское обследование, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи, которое должно проводиться медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства. В соответствии с п. 3 ст. 15 СК РФ, если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным . Пункт 4 ст. 169 СК РФ устанавливает, что «к признанию недействительным брака в соответствии со статьей 15 настоящего Кодекса применяются сроки исковой давности, установленные статьей 181 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания оспоримой сделки недействительной». Срок исковой давности для данной категории дел составляет один год , когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания брака недействительным (о наличии венерической болезни или ВИЧ-инфекции).

На практике очень сложно достоверно определить момент заражения венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией (за исключением тех случаев, когда лицо, зараженное ВИЧ-инфекцией, состоит на учете) и ответить на вопрос: данный факт имел место до заключения брака или после, если не пройти само медицинское обследование до вступления в брак. В отличие от зарубежного законодательства, семейное законодательство РФ исходит из того, что лица, вступающие в

брак, имеют право, а не обязаны пройти бесплатное медицинское обследование, предусмотренное ст. 15 СК РФ. В частности, во Франции, ряде штатов США, Украине и других зарубежных государствах уже давно предусмотрено обязательное медицинское обследование лиц, вступающих в брак . При этом следует учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, в западноевропейских государствах последствия сексуальной революции проявились намного раньше, чем в России, в результате чего получили свое широкое распространение и ВИЧ-инфекция и венерические заболевания. Для сохранения здоровья граждан и предупреждения заболеваний, передающихся половым путем, зарубежные законодатели сочли необходимым установить обязательность медицинского обследования для лиц, вступающих в брак, вследствие чего при отсутствии соответствующих медицинских документов, свидетельствующих о прохождении медицинской комиссии каждым из будущих супругов, является основанием для отказа в государственной регистрации брака.

Во-вторых, в большинстве стран Западной Европы, США, Канаде и других развитых государствах лица вступают в брак в более зрелом возрасте, чем в России. Например, в США это связано с моментом наступления полной гражданской дееспособности физических лиц, который устанавливается законодательством не в 18 лет, как в Российской Федерации, а в 21 год. Поэтому большинство супружеских пар за рубежом вступают в брак в возрасте около 30 лет, после получения высшего образования и трудоустройства, став материально независимыми и самостоятельными, сделав карьеру и имея собственное жилье. Понятно, что в этом возрасте лица более осознанно подходят к таким вопросам, как вступление в брак, создание семьи, рождение здоровых детей. Поэтому

Бурдо Е. П.

добрачное медицинское обследование для них является не просто жизненной необходимостью, а нормой жизни, закрепленной в правовой норме.

Социальная действительность в России такова, что большинство супружеских пар вступают в брак по достижении 20 лет. Кто-то чуть раньше, кто-то позже. Обычно это происходит сразу после окончания высших учебных заведений. В этом возрасте лица, проявляя порой свою легкомысленность, мало задумываются о тех жизненных трудностях, которые у них могут возникнуть в будущем, не задумываются они и о состоянии своего здоровья, которое напрямую может повлиять на всю их дальнейшую семейную жизнь, на появление в их семье потомства. Поэтому у большинства из них даже не возникает мысли перед вступлением в брак обследоваться, хотя с 1 марта 1996 года данное личное неимущественное право будущих супругов законодательно закреплено, т. е. является правом, основанным на законе, законным правом, а право само по себе существовать не может, если есть право одного лица, значит, должна быть обязанность другого лица или лиц.

Целью медицинских консультаций и обследований является предупреждение возможных наследственных заболеваний и заболеваний, передающихся половым путем, в том числе и ВИЧ-инфекции, у будущего потомства, а также у самих супругов. Здоровье человека, здоровье сегодняшнего и будущих поколений представляет собой одну из важнейших ценностей российского общества. ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. № 386-ФЗ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» провозгласил ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан .

Однако законодатель ни в СК РФ, ни в других законах и подзаконных актах не предусмотрел ни обязанности медицинских организаций проводить медицинские обследования лиц, вступающих в брак, ни ответственности должностных лиц за неисполнение данной обязанности. До настоящего времени не урегулированы такие вопросы, как: в какую медицинскую организацию и к кому должны обратиться лица, вступающие в брак; с какими документами, подтверждающими их правовой статус; кто должен им выдавать эти документы? Отсутствует перечень венерических заболеваний, не разработан врачебный комплекс обследования по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи, врачебный состав комиссии, порядок и сроки проведения медицинского обследования, не определен порядок сообщения результатов этого обследования, не разработана форма бланка медицинского обследования лиц, вступающих в брак, в котором указывались бы его результаты и т. п.

Но самое большое законодательное упущение, по справедливому замечанию Е. В. Каймаковой, состоит в том, что лица, вступающие в брак, до сих пор даже

Марийский юридический вестник № 2(13)/2015

не знают о том, что имеют законное право пройти бесплатное медицинское обследование , хотя с момента вступления в действие СК РФ (с 1 марта 1996 г.) прошло более 18 лет. Происходит это только потому, что законодатель не закрепил обязанности сообщать лицам, вступающим в брак, о том, что они имеют право пройти бесплатное добровольное медицинское обследование, а также не определил в компетенцию каких государственных органов на территории Российской Федерации указанная обязанность входит, благодаря чему «на практике указанная норма не реализуется и носит чисто декларативный характер» .

Вслед за Е. В. Каймаковой полагаем, что такими органами должны выступать органы ЗАГСа, поскольку впервые именно сюда с заявлением о государственной регистрации брака обращаются лица, пожелавшие заключить брак. Для этого руководителем органа ЗАГСа должно быть назначено лицо, ответственное за информационно-ознакомительную работу с лицами, вступающими в брак, по вопросам проведения добрачного медицинского обследования. Однако информационная работа с лицами, вступающими в брак, должна проводиться не только органами ЗАГСа, но и медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, например, путем вывешивания в целях всеобщего просвещения граждан Российской Федерации соответствующей информации на стендах и плакатах в помещениях указанных органов и организаций.

Медицинские организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения не проводят бесплатные медицинские обследования лиц, вступающих в брак, поскольку отсутствуют соответствующие ведомственные нормативные акты, предусматривающие порядок их финансирования и проведения. Например, в ст. 15 СК РФ предусматривается, что медицинское обследование должно проводиться «по месту... жительства... лиц, вступающих в брак». Однако в сельской и поселковой местностях зачастую отсутствуют соответствующие медицинские специалисты, либо нет специального медицинского оборудования.

Вслед за Е. В. Каймаковой считаем, что целесообразно в региональных центрах создать специальные медицинские центры обследования лиц, вступающих в брак (Добрачный медицинский центр), обеспечить их самым современным медицинским оборудованием в области медико-генетических исследований, репродуктивных исследований и исследований по выявлению ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний и укомплектовать их высокопрофессиональными медицинскими кадрами -генетиками, гинекологами, урологами, венерологами и другими специалистами. Это позволит, во-первых, действительно пройти брачующимся лицам высококачественное обследование, во-вторых, позволит сэкономить средства для оснащения всех районных ме-

Гражданское право и процесс

дицинских организаций дорогостоящим медицинским оборудованием и, в-третьих, позволит выявить и вылечить на ранних стадиях многие заболевания, в том числе и заболевания, приводящие к утрате лицами репродуктивной функции, а значит позволит сохранить не одну российскую семью, не допустив расторжения брака по причине отсутствия совместных детей.

В результате проведенного Л. Б. Максимович исследования было установлено, что в органах ЗАГСа, например, Курской, Орловской, Брянской, Тульской, Воронежской областях (за некоторым исключением) отсутствует информация о бесплатном медицинском обследовании лиц, вступающих в брак. Очень примечательно, что, по данным Л. Б. Максимович, в Белгородской области в органах ЗАГСа в добровольном порядке предлагается каждому из лиц, вступающих в брак, заполнить анкету о состоянии своего здоровья. В данных анкетах указывается рост, вес, наличие хронических заболеваний и т. п. Возникает ситуация, когда норма в законе прописана, но нет механизма ее реализации, несмотря на то, что государство берет на себя ответственность за сохранение и укрепление здоровья граждан.

По мнению Е. В. Каймаковой, которое мы разделяем, для реализации прав, предусмотренных ст. 15 СК РФ, следует обязать органы ЗАГСа при подаче совместного заявления о заключении брака лицами, вступающими в брак, информировать этих лиц о возможности бесплатного обследования и консультирования по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи и выдавать соответствующие направления в медицинские организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения. В случае отказа лиц, вступающих в брак, от обследования и консультирования делать об этом пометку в заявлении о государственной регистрации заключения брака. Внести соответствующие дополнения в ФЗ РФ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» . Более того, в органах ЗАГС и в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения для всеобщего обозрения должна быть представлена информация о бесплатном медицинском обследовании лиц, вступающих в брак.

Невозможность реализации лицами, вступающими в брак, права на медицинское обследование, во-первых, есть само нарушение их прав, которое требует дальнейшей защиты, и во-вторых, нерешенность данной проблемы непосредственно создает сложность при рассмотрении в судебном порядке дел о признании брака недействительным в соответствии с п. 3 ст. 15 СК РФ, что делает саму защиту семейных прав малоэффективной .

Разделяю точку зрения Д. А. Бобыкина - для устранения выявленных проблем в области осуществления и защиты права лиц, вступающих в брак, на медицинское обследование предлагается внести сле-следующие изменения и дополнения в ФЗ РФ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ) «Об актах гражданского состояния»:

1) в первом предложении абзаца второго пункта первого статьи 26 после слов «на заключение брака» слова «а также» исключить; после слов «препятствующих заключению брака» дополнить словами «, а также указано согласие на проведение бесплатного медицинского обследования или отказ от него»;

2) дополнить статью 26 новым пунктом (третьим) следующего содержания:

«3. В случае, если лица (одно из лиц), вступающие в брак, при подаче заявления о заключении брака выразят желание в заявлении пройти медицинское обследование в соответствии со статьей 15 Семейного кодекса Российской Федерации, работник органа записи актов гражданского состояния выдает направление на бесплатное медицинское обследование».

Полагаю, что указанные предложения помогут придать идее проверки здоровья реальную гарантию исполнения.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 21 декабря 2013 г. № 367-ФЗ): принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ): принят ГД ФС РФ 8 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. № 386-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

4. Альбиков И. Р. Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак // Семейное и жилищное право. 2013. № 5. С. 3.

5. Каймакова Е. В. Правовое регулирование в Российской Федерации медицинского обследования лиц, вступающих в брак // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 4. С. 109, 111-113.

6. Максимович Л. Б. Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак. Обязаны ли граждане, вступающие в брак, проходить медицинское обследование? Международный опыт и российские реалии // Правовые вопросы в здравоохранении. 2012. № 7. С. 69.

7. Никогосян С. А. Медицинское обследование как условие заключения брака // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. № 3. С. 49.

8. Шишкина Ю. С. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак // Семейное и жилищное право. 2013. № 1. С. 30.

Марийский юридический вестник № 2(13)/2015

Бурдо Е. П., Гаранина И. Г.

MEDICAL EXAMINATION OF MARRYING PERSONS

In this work medical conditions of marriage, legal and theoretical foundations of the functioning of this law are discussed.

Key words: medical examination, marrying persons, registration of the marriage.

BURDO Evgeniy Petrovich - Candidate of Law at the Mari El Mari State University, Representative under the Head of the Republic of Mari El on children"s rights in the Administration of the Head of the Republic of the Mari El, Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «СЕКС-ТОРГОВЛЯ»

В МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ ПРАВЕ

Бурдо Евгений Петрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

Уполномоченный при Главе Республики Марий Эл по правам ребенка.

E-mail: [email protected]

Гаранина Инна Геннадьевна,

кандидат юридических наук, PhD, доцент кафедры частного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола E-mail: [email protected]

Данная статья раскрывает толкование определений «секс-торговля» и «торговля людьми» с точки зрения международного права прав человека. Авторы в статье анализируют буквальное толкование понятия «сексторговля», данное в Палермском протоколе. Авторы проводят компаративный анализ законодательства ряда государств на соответствие требованиям, сложившимся в международном праве в отношении запрета сексторговли людьми.

Ключевые слова: секс-торговля, торговля людьми, проституция, сексуальное принуждение, права человека.

До 2000 года международное сообщество в силе политических разногласий или просто при отсутствие политической воли не давало международнопризнанного определения понятию «секс-торговля». Это не означает, однако, что международное сообщество не интересовала указанная проблема. На самом деле даже до 2000 года многочисленные международно-правовые документы призвали к отмене сексторговли. Проблема была в том, что никто из них не предложил определение того, что должно было быть отменено. Таким образом, несмотря на широкое согласие, что что-то должно быть сделано с сексторговлей, оказалось, что нет согласия о том, что именно считать секс-торговлей.

Дебаты в отношении определения секс-торговли якобы начались в 2000 году с принятием Организацией Объединенных Наций Конвенции против транснациональной организованной преступности, Протокола

Марийский юридический вестник № 2(13)/2015

о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми (так называемый Палермский протокол) и его последующей ратификацией 146 государствами . Статья 3 Палермского протокола устанавливает четкое определение торговли людьми, и в соответствии с ним государства-участники обязаны установить уголовную ответственность за торговлю людьми. Учитывая эти обязательства, можно было бы ожидать, что будет единообразие в определении торговли людьми в национальных уголовных законах государств-участников Палермского протокола.

По истечении более десяти лет после принятия Палермского протокола определение «секс-торговля людьми», изложенное в Протоколе, получило широкую международную поддержку. Из 192 стран - членов ООН 147 ратифицировали Протокол. И что примечательно, ни одно из государств не сделало


1. В качестве своеобразного препятствия для заключения брака было бы, в случае его обязательности, медицинское обследование лиц, вступающих в брак. Оно, несомненно, желательно, поскольку способствовало бы прочности брака, здоровью детей, появившихся в семье. Ведь не секрет, что нередко на стабильности семейных отношений сказываются проблемы, связанные с уходом за больным ребенком, воспитанием детей-инвалидов. К тому же представление о состоянии здоровья будущего супруга (супруги) позволили бы осознать важность совершаемого при создании семьи шага.
Вопрос о необходимости медицинского освидетельствования лиц, вступающих в брак, ставился давно. Но он не мог найти своего разрешения из-за соображений финансового порядка, способности органов здравоохранения обеспечить бесплатное медицинское освидетельствование всех брачных пар. Если представить себе, что эти средства нашлись, то пришлось бы очень долго ждать бракосочетания, что не в интересах лиц, намеривающихся стать супругами. К тому же оказались бы нарушенными предусмотренные семейным законодательством сроки регистрации брака. Поэтому было принято компромиссное решение - предусмотреть добровольное медицинское обследование желающих сочетаться браком. Оно проводится по месту жительства (регистрации) вступающих в брак бесплатно учреждениями государственной и муниципальной службы здравоохранения. Не исключается его проведение и частными медицинскими учреждениями. Тем более что такое обследование не является обязательным условием регистрации брака. Скорее всего, речь идет о рекомендации, в осуществлении которой заинтересованы как будущие супруги, так и государство.
На Украине в 2007 г. принят закон, предусматривающий обязанность граждан, подавших заявление о регистрации брака, пройти полное медицинское обследование и сообщить друг другу о его результатах. "Если жених и невеста нечестно проинформируют друг друга о состоянии своего здоровья, их брак признают недействительным"*(24).
Комментируемая статья предусматривает не только добровольное обследование, но и консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи. Подобного рода консультирование способно предотвратить распад молодой семьи, появление на свет больного ребенка.
Надо сказать, что мировой практике известно предусмотренное законодательством обязательное предбрачное медицинское освидетельствование. Например, в Болгарии желающие сочетаться браком должны представить специальную декларацию и медицинское свидетельство об отсутствии у них болезней, препятствующих заключению брака. Перечень этих болезней в разных государствах различен. В основном речь идет о венерических заболеваниях. Так, в некоторых штатах США невозможно заключение брака при заболевании сифилисом. Согласно ч. 2 ст. 63 Французского гражданского кодекса должностное лицо, ведущее акты гражданского состояния, может приступить к публикации предстоящей регистрации брака, в том числе при разрешении на вступление в брак до достижения брачного возраста, только после представления каждым из будущих супругов медицинского свидетельства, подтверждающего, кроме прочего, что заинтересованное лицо было осмотрено с целью вступления в брак. Ведущее акты гражданского состояния должностное лицо, нарушившее данное предписание, привлекается к ответственности путем наложения на него штрафа.
2. В соответствии с комментируемой статьей полученная в результате обследования информация составляет медицинскую тайну, которая может стать достоянием другого будущего супруга только с согласия обследованного. Конечно, всякая тайна, связанная с состоянием здоровья, для всех других закрыта. Но когда от знакомства с нею зависит будущее семьи, а соответственно и брака, налицо тайна для двоих, ибо брак все-таки зиждется на доверии. Причем, надо полагать, речь идет об информации о здоровье. Всякая другая информация может быть конфиденциальной и для другого супруга.
Наличие у обследованного тяжкого заболевания, например хронического алкоголизма, наркомании, может стать причиной отказа от брака. Вместе с тем лицам, обратившимся с просьбой о регистрации брака, принадлежит право выбора: быть или не быть браку. Тем более что многие серьезные болезни поддаются коррекции, после чего исчезает угроза появления на свет неполноценного потомства. Вот почему приобретает особый смысл знакомство с состоянием здоровья друг друга, о чем следует напоминать до начала регистрации брака. Часть 4 ст. 150 КоБС включала в ритуал регистрации брака обязанность работника органа ЗАГС, регистрирующего брак, удостовериться (словесно), что сочетающиеся браком лица осведомлены о состоянии здоровья друг друга. А Закон об актах гражданского состояния, существующий вне рамок СК, такого предписания не имеет. Соответственно его нет и в действующем СК, что следует считать его недостатком. Если имеющееся заболевание обнаружится, когда брак уже состоялся, возможно лишь его расторжение.
3. Заражение венерической болезнью, ВИЧ-инфекцией относится к преступлению, предусмотренному ст. 121, 122 УК. При этом имеется в виду, что страдающий подобного рода заболеванием знал о его существовании, но скрыл это обстоятельство от новобрачной (новобрачного). Другими словами, он сознательно распространил опасную инфекцию. Вот почему семейное законодательство предусматривает, что лицо, имеющее такое заболевание, должно поставить в известность о его наличии лицо, с которым оно собирается вступить в брак, причем сделать это следует в период до заключения брака. Это требование является обязательным, поскольку при подобного рода заболеваниях существует угроза жизни, здоровью будущего супруга и их детей, которая исходит от одного из лиц, заключающих брак. В противном случае лицо, скрывшее свою болезнь, может быть привлечено к уголовной ответственности, а другой супруг вправе просить суд о признании заключенного брака недействительным (см. комментарий к ст. 27-30 СК).

Для лиц, вступающих в брак, весьма важно знать о состоянии здоровья друг друга. Неосведомленность по данному вопросу может привести к негативным последствиям (заражение друг друга тяжелым инфекционным заболеванием, рождение больного ребенка и т. п.) В связи с данным ст. 15 СК предусматривает возможность бесплатного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, а также их консультирования по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи, что согласуется с требованиями федерального законодательства в области здравоохранения. Подобные консультации могут даваться всем заинтересованным гражданам по самым различным интересующим их вопросам медико-психологического, медико-генетического и иного характера, перечень кᴏᴛᴏᴩых законом не ограничен. Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 22 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства.

Бесплатное медицинское обследование лиц, вступающих в брак, как и консультации по медико-генетическим и иным вопросам, проводятся только при условии их согласия, то есть на началах добровольности, учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения. При этом следует иметь в виду, что в ст. 15 СК установлены определенные ограничения, заключающиеся в том, что результаты такого обследования составляют медицинскую (врачебную) тайну и могут быть сообщены другому лицу, вступающему в брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. Эти результаты включают в себя сведения о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и любые иные сведения, полученные при обследовании. Необходимость получения согласия лица, прошедшего обследование (или его законного представителя), на передачу другим лицам сведений о результатах медицинского обследования будет общим правилом, кᴏᴛᴏᴩое применяется во всех жизненных ситуациях, включая и рассматриваемую. В данных целях закон предусматривает требование, по кᴏᴛᴏᴩому гражданину перед проведением обследования предварительно должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Медицинская (врачебная) тайна не должна разглашаться лицами, кᴏᴛᴏᴩым она стала известна при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, что предусматривается и ст. 31, 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Из смысла ст. 41 Конституции РФ и ст. 14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан следует, что медицинские услуги по проведению обследования и консультаций могут предоставляться лицам, вступающим в брак, также и учреждениями частной системы здравоохранения, но не безвозмездно, а за плату. В таком порядке по желанию лиц, вступающих в брак, могут быть проведены обследования по самым разнообразным вопросам медико-генетического характера. В частности, сегодня возможны обследования и консультации даже по определению пола будущего ребенка.

Медицинское обследование (освидетельствование) в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения, в т.ч. и анонимное, может по просьбе лиц, вступающих в брак, производиться целенаправленно: в целях выявления ВИЧ-инфекции, то есть заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека.

Это связано с особой опасностью данного заболевания, кᴏᴛᴏᴩое порой будет неизлечимым и создает угрозу безопасности окружающих и, прежде всего, членов семьи инфицированного лица. По результатам обследования лицо, у кᴏᴛᴏᴩого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется о необходимости соблюдения мер предосторожности в целях исключения распространения заболевания и предупреждается об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения другого лица. Лицо, страдающее ВИЧ-инфекцией или венерической болезнью и знающее об ϶ᴛᴏм, при вступлении в брак заведомо ставит в опасность заражения ϲʙᴏего супруга. По϶ᴛᴏму сокрытие одним из лиц, вступающих в брак, наличия у него такого заболевания согласно п. 3 ст. 15 СК дает право другому лицу для обращения в суд с требованием о признании заключенного брака недействительным. В ϶ᴛᴏм случае, как следует из п. 4 ст. 169 СК и. ст. 181 ГК, иск супругом может быть предъявлен в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о сокрытии другим супругом при вступлении в брак болезни. Установленная п. 3 ст. 15 СК норма имеет важное значение для соблюдения законных прав и интересов добросовестного супруга (то есть супруга, права кᴏᴛᴏᴩого нарушены заключением такого брака) с учетом значительной распространенности в РФ венерических заболеваний. Так, в период с 1990 г. по 1995 г. количество больных сифилисом с впервые установленным диагнозом возросло более чем в 30 раз (с 4085 до 131197), а состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях - в 8 раз (с 47,7 тыс. до 384,9 тыс.)

При определенных обстоятельствах действия, ставящие в опасность заражения ВИЧ-инфекцией, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 1 ст. 122 УК могут повлечь наказание для виновного лица в виде ограничения ϲʙᴏбоды сроком до трех лет, либо арест сроком от трех до шести месяцев, либо лишение ϲʙᴏбоды на срок до одного года. В случае если же по вине вступившего в брак лица произошло заражение его супруга ВИЧ-инфекцией, то уголовно-правовые последствия согласно ч. 2 ст. 122 УК могут заключаться уже в виде лишения ϲʙᴏбоды на срок до пяти лет. Уголовная ответственность предусмотрена и при заражении другого лица венерической болезнью (ст. 121 УК) При этом привлечение виновного супруга к уголовной ответственности и признание брака недействительным не во всех случаях может компенсировать вред, причиненный здоровью одного из супругов. В ϶ᴛᴏй связи в литературе по семейному праву отмечается несовершенство редакции ст. 15 СК. К примеру, Антокольская М. В. полагает целесообразным предусмотреть обязательное сообщение результатов обследования лицу, с кᴏᴛᴏᴩым обследуемый намерен заключить брак, если обследуемый сам не отказывается от намерения вступить в брак после того, как узнал о наличии у себя неизлечимого заболевания, передающегося по наследству, или опасного инфекционного заболевания, как ВИЧ-инфекция, что позволило бы обеим сторонам принять осознанное решение о заключении брака в связи со значительным риском передачи заболеваний по наследству.

Другие авторы предлагают ввести обязательное предварительное медицинское освидетельствование на наличие вируса ВИЧ-инфекции у лиц, вступающих в брак, с последующим представлением ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей справки органу загса и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно установить обязанность органов загса предупреждать гражданина о том, что его избранник будет носителем ВИЧ-инфекции.

В отличие от РФ законодательством некᴏᴛᴏᴩых зарубежных государств предусматривается обязательное медицинское обследование лиц, вступающих в брак. В частности, данная процедура будет обязательной согласно ст. 63 Гражданского кодекса Франции, хотя результаты медицинского обследования фактически не могут служить препятствием для вступления в брак. Законодательство ряда штатов США также устанавливает обязательное медицинское освидетельствование будущих супругов с целью предупреждения заключения брака с лицом, страдающим хронической болезнью.

Российский государственный университет правосудия


Ключевые слова

брак, медицинское обследование, здоровье, вступающие в брак, семейное право, транссексуал, marriage, medical examination, health, to enter into a marriage, family law, transsexual

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье анализируются проблемы, связанные с медицинским обследованием лиц, вступающих в брак, сменой пола при вступлении в брак. Медицинское обследование должно быть регулярным для каждого лица, вне зависимости от брака, в противном случае здорового потомства и здоровой нации не будет, - считает автор.

Текст научной статьи

Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1948 г., Конвенция ООН о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков 1962 г., Гаагская конвенция о заключении и признании действительности браков 1978 г., иные международные акты, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ) провозглашают свободу заключения брака между мужчиной и женщиной, достигшими совершеннолетия. Весьма показательно в этом смысле определение Конституционного суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 496-О которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Э. Мурзина о признании незаконным решения органа загса об отказе в регистрации брака с гражданином Э.А.Мишиным . Суд справедливо указал, что Конституция Российской Федерации, и международные правовые нормы исходят из того, что одно из предназначений семьи - рождение и воспитание детей. Принимая во внимание национальные традиции отношения к браку как биологическому союзу мужчины и женщины, в соответствии со ст. 1 СК РФ регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии, с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. Так же судом определено, что иной подход ряда европейских государств, допускающий заключение однополых браков, не может оказывать влияния на государственную политику Российской Федерации в области семейных отношений, основные начала которой базируются на принципе противоположности полов лиц, вступающих в брак, исходящим из отношения к браку как биологическому союзу только мужчины и женщины, и не допускающим нахождения в браке лиц одного пола. Кроме того, ст. 12 Конвенции о защите прав человека и основных свобод прямо предусматривает возможность создания семьи в соответствии с национальным законодательством, и не обязывает государства разрешать однополым парам вступление в брак. Так, п.1 ст. 15 СК РФ устанавливает весьма спорную в дискуссионном смысле норму о добровольном медицинском обследовании лиц, вступающих в брак. Медицинское обследование будущих супругов и консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи добровольно, бесплатно проводится в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту жительства и воспринимается женихом и невестой по смыслу закона формально. Ответственность за отсутствие или уклонение от медицинского обследования в данном случае российский законодатель не предусматривает. Наличие негативных результатов обследования не влияют на возможность вступления в брак. Медицинское обследование вступающих в брак лиц, определено в законодательстве ряда европейских стран. Во Франции, хотя состояние здоровья не является условием заключения брака, но без свидетельства о прохождении предбрачного медицинского осмотра служащий, ведающий актами гражданского состояния не может приступить к процедуре оповещения о браке . Обязательное медицинское обследование предусмотрено в США, Финляндии и Молдавии с последующим предоставлением в органы регистрации брака медицинского документа, а семейный кодекс Украины указывает на взаимную обязанность жениха и невесты сообщать друг другу о состоянии своего здоровья. Семейный кодекс Болгарии устанавливает запрет на заключение брака с лицом, которое страдает заболеванием, представляющим серьёзную опасность жизни или здоровью потомству или другому супругу . Должно ли медицинское обследование быть обязательным, добровольным или желательным либо отсутствовать вовсе имеются разные точки зрения среди ученых. Так, А. М. Нечаева полагает, что обязательное медицинское обследование явилось бы своеобразным препятствием к браку, но оно желательно, поскольку способствовало бы прочности брака, здоровью детей. Наличие тяжелого заболевания может явиться причиной отказа от брака, поэтому имеет особый смысл знакомство с состоянием здоровья друг друга до регистрации брака . Н.А. Матвеева указывает, что отсутствие обязанности об обязательном медицинском обследовании является серьёзным упущением отечественного законодателя и предлагает «внести поправку, обязывающую лиц, подавших заявление о регистрации их брака в загс, пройти медицинское обследование, о результатах которого известить друг друга» . Солидарную позицию занимают И.А. Косарева и Ю.С. Шишкина предлагая ввести систему взаимной обязательной осведомленности лиц, вступающих в брак, о состоянии здоровья друг друга и медицинском обследовании позволяющем выявить заболевания представляющие опасность для жизни и здоровья другого супруга или будущего потомства и закрепить права брачующихся до регистрации брака быть осведомленными о состоянии здоровья (психического и физического) друг друга. Кроме этого, И.А. Косарева совершенно справедливо предлагает установить обязанность лица, сменившего пол, до регистрации брака ставить в известность своего будущего супруга (супругу) . Нормы, посвященные заключению брака, в СК РФ не учитывают реальные обстоятельства. Между тем, ст. 70 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об актах гражданского состояния» предусматривает возможность внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, если представлен документ об изменении пола, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти. Тем самым создается «плацдарм» для формирования отношений по смене пола. В свою очередь динамичное развитие медицинских наук на современном этапе позволяет изменить биологический пол человека практически. Первая операция по смене пола была проведена в Марокко и Дании в 1953 г., когда американец сменил мужской пол на женский. В СССР в 1970 году в Риге в НИИ травматологии и ортопедии профессор В. Калнберз сделал операцию по смене пола женщине и получил авторское свидетельство на способ осуществления операции как изобретение. На сегодня первенство в этой области занимает Таиланд. В России статистика таких операций не публикуется, но операции проводят в Республиканском центре репродукции человека в Москве и др. медицинских организациях . Смена пола человека порождает множество не только социальных, статусных, медицинских проблем, но и правового характера в первую очередь. Если лица уже состоят в браке и один из них изменил пол, в СК РФ на это нет ответа. Формально недействительным брак признать нельзя, т.к. для этого отсутствуют основания, предусмотренные ст. 12-14, п. 3 ст. 15 СК РФ. Принудительно брак тоже нельзя расторгнуть, поскольку ст. 12 СК РФ устанавливает половую принадлежность (мужчина и женщина) в отношении лиц, именно вступающих в брак. Если же брак уже заключен, то его можно расторгнуть по согласию обоих супругов или одного из них в судебном порядке. Если же супруги брак расторгать не желают, на этот счет в СК РФ процедура не предусмотрена. Брак будет оставаться браком. Если лица, в брак еще не вступили, один из них уже сменил пол, формально это тоже не препятствие к заключению брака. Кем будет женщина, имеющая ребёнка изменив пол став мужчиной, отцом ребенка, мужем своему супругу или вторым женихом? Естественно, с точки зрения международных актов, Конституции РФ, федеральных законов каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну. В медицине по данным Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10 пересмотра (МКБ-Х) транссексуализм (F 64.0) является заболеванием: психическим расстройством и расстройством поведения - расстройство половой идентификации. Согласно п. 1 абз.7 ст. 127 СК РФ не может являться усыновителем лицо, которое по состоянию здоровья не может усыновить (удочерить) ребёнка. Перечень заболеваний установлен Постановлением правительства РФ от 14.02.2013 г. № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью». В соответствии с п. 4 данного Перечня наличие психических расстройств и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения не позволяет лицу, являющимся транссексуалом реализовать право быть усыновителем, опекуном, попечителем, приемным или патронатным родителем. Представляется, что СК РФ не содержит запрета или ограничения права на вступление транссексуалом в брак, он не может быть лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, нельзя отменить усыновление. Появившись весьма «нетрадиционным способом новоиспеченная» женщина вряд ли сможет самостоятельно родить ребёнка, при этом п. 9 ст. 55 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не запрещает заключение договора о суррогатном материнстве. Имея «исключительную, нестандартную» половую ориентацию, транссексуал может быть заботливым и любящим родителем или супругом, успешным предпринимателем, иметь достойное финансовое положение и т.п. С.В. Сивохина, изучая вопрос условий действительности брака справедливо отметила, что обязательное медицинское обследование лиц, вступающих в брак, совершенно не реально, это не только бы нарушило право граждан, но и значительно затруднило процедуру регистрации брака, она выступает против расширения перечня условий обязательных для заключения брака . «Предельная аккуратность в формулировании правил медицинского характера, могущих повлиять на заключение брака, понятна: эта область жизни человека интимна…, - отмечено Н.Н. Тарусиной, - но даже при оформлении на многие виды работ требуют в обязательном порядке медицинский документ…» . Действительно, медицинская справка требуется не только при получении водительских прав, учитель, врач, любой медицинский или фармацевтический работник также проходят периодические медицинские осмотры. Думаю, никому из нас не захочется получить в ресторане или столовой вместо блюда с венским шницелем тарелку дизентерийной палочки или сальмонеллы, а в придачу бесплатно незабываемый отдых на больничной койке вместо Канарских островов. Вряд ли, кто - то будет удивляться или возмутиться требованиям законодателя об обязательном медицинском обследовании работников общепита. В данном случае все логично и понятно, с какой целью проводить медобследование. Какая цель преследуется при проведении медицинского осмотра добровольного или обязательного вступающими в брак. Рождение здорового потомства, выявление отсутствия бесплодия, душевной болезни или психического расстройства и т.д. Почему принято считать, что цель брака рождение детей. Если в брак вступают лица, весьма преклонного возраста, лет так по 80 или 90, СК РФ не запрещает. Не надо быть большим специалистом в области медицины, чтобы представить наличие скольких болезней можно выявить при медобследовании. Вряд ли среднестатистических российский пенсионер прибегнет в этом случае как известные звезды шоу-бизнеса к помощи суррогатной матери. Им запретить законом вступать в брак, потому что невесте 90, а не 19? Если он уже страдает шизофренией или гемофилией, установить запрет вступать в брак, можно. Но вот если бы рождение ребёнка зависело исключительно только от штампа о браке в паспорте, то это значительно бы меняло дело. Запрет был бы разумным и медицинское обследование оправдано. Заразиться ВИЧ, сифилисом или гепатитом возможно в кабинете стоматолога или салоне красоты на следующий день после обследования. Еще через две недели после жениться. Как в этом случае поможет прошедшее медицинское обследование? Вне зависимости от вступления в брак медицинское обследование должно быть бесплатным эффективным и регулярным для всего населения страны, в обществе должна выработаться культура отношения каждого к своему состоянию здоровья, в противном случае здорового потомства и здоровой нации не будет. В связи с вышесказанным, представляется, что сегодня самое оптимальное, то, что уже законодатель предложил, т.е. проведение медицинского обследования по желанию лиц, вступающих в брак. И еще, вызывает недоумение норма, сформулированная в п. 1 ст. 15 СК РФ: «…консультирование по медико - генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся медицинскими организациями…». Каким образом возможно получить консультацию по вопросу планирования семьи, не совсем ясно, если еще принять во внимание, что термин «семья» российским законодателем не определен. Очевидно, уместно говорить о планировании рождения детей в контексте решения медико-генетических вопросов. Предлагаю внести изменение в п. 1 ст. 15 СК РФ, изложив следующим образом: «...консультирование по медико - генетическим вопросам и вопросам планирования рождения детей проводятся медицинскими организациями…».

"Медицинское право", 2007, N 1
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛИЦ,
ВСТУПАЮЩИХ В БРАК, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
УКРАИНЕ И БЕЛАРУСИ
Россия, Украина и Беларусь на современном этапе - это сложившиеся независимые государства со своими национальными системами права. В связи с тем, что восточнославянские народы, населяющие эти государства, имеют общие исторические и культурные корни, уходящие в глубь веков, представляет особый интерес сравнительно-правовой анализ современного законодательства Российской Федерации, Украины и Беларуси.
Так, семейное законодательство каждого государства пытается убедить граждан в том, что оно охраняет права и законные интересы, вытекающие из брачных и семейных отношений. Для того чтобы данное положение увидеть в действии, по нашему мнению, необходимо повернуть российское семейное законодательство в иное русло решения вопроса медицинского обследования лиц, желающих зарегистрировать брак. Только физически, генетически и психически здоровые мужчина и женщина могут создать здоровую семью, не перенося бремя серьезных болезней на свою "вторую половину" и будущих детей.
Российский и украинский законодатель не были первопроходцами в установлении норм, посвященных медицинскому обследованию лиц, вступающих в брак. Они учитывали уже сложившийся опыт некоторых государств дальнего зарубежья.
В соответствии с семейным законодательством, например, Соединенных Штатов Америки "первое, что необходимо лицам, вступающим в брак, - это ознакомиться с медицинским сертификатом и дополнить его. В каждом штате департамент здравоохранения утверждает список заболеваний, информацию о которых лицо, болеющее ими или болевшее, обязано сообщить при вступлении в брак. Целый ряд заболеваний препятствует вступлению в брак" . Так, если лицо при вступлении в брак скрыло от другого супруга сведения о наличии заболеваний или о том, что оно раньше перенесло заболевание, включенное в специальный реестр заболеваний, о которых необходимо сообщить при вступлении в брак (к ним относятся гепатит, желтуха и другие), сведения о сексуальных расстройствах, бесплодии, то создается "ситуация, при которой согласие, данное на брак, считается заявленным под воздействием заблуждения, что, в свою очередь, является основанием для признания брака недействительным по требованию введенной в заблуждение стороны" .
Также и итальянский законодатель полагает, что "заблуждение относительно личных качеств супруга имеет место, если оспаривающий действительность брака супруг не дал бы согласия на вступление в брак, если бы ему достоверно было известно, что другой супруг страдает физическим или психическим заболеванием либо аномалией или отклонением в сексуальной сфере, которые препятствуют ведению семейной жизни" .
Польский законодатель считает, что "психическое заболевание или слабоумие одного из супругов угрожает совместной жизни или здоровью будущего потомства" .
Франция также демонстрирует свое стремление обеспечить здоровое потомство: "...законодательство Франции предусматривает запрет на вступление в брак лиц, страдающих определенными заболеваниями. Статья 63 Французского гражданского кодекса обязывает будущих супругов представить должностному лицу, ведущему акты гражданского состояния, медицинские свидетельства, выданные не более чем за два месяца и удостоверяющие, что данные лица подверглись медицинскому обследованию на предмет вступления в брак" . Для регистрации брака и мужчина, и женщина должны предоставить должностному лицу, ведущему акты гражданского состояния, помимо привычных документов медицинское свидетельство.
Бесспорно, это чрезвычайно важные нормы, ибо на сегодняшний день известны заболевания, протекающие в скрытой форме, но передающиеся половым путем или по наследству. Также известно, что наследственными являются не только душевные, но и другие болезни.
Как в таких случаях обеспечить рождение здорового потомства в семье? Законодательство СССР не запрещало браки с лицами, страдающими наследственными или заразными заболеваниями, хотя в других странах в той или иной мере такие запреты законом предусмотрены.
Стремительные темпы современной жизни не всегда предоставляют возможность плановой диспансеризации тех или иных слоев населения. Решение вступить в брак - это серьезный шаг зрелых во всех отношениях лиц. Чтобы не подвергнуть опасности ставшего дорогим человека и будущее потомство, следовало бы пройти медицинское обследование на предмет брака, который, как известно, заключается с целью создания семьи, и поставить в известность предполагаемого супруга о состоянии здоровья, по способности иметь детей.
В современном российском обществе на этот счет существуют предрассудки. По статистике, небольшое число россиян, решивших вступить в брак, пользуются возможностью медицинского обследования, ибо оно, к большому сожалению, не является обязательным. Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак. Данной норме еще до принятия ныне действующего СК РФ предшествовал Закон СССР от 22 мая 1990 г., предусматривавший, что в целях охраны здоровья вступающих в брак и их потомства учреждения здравоохранения должны оказать помощь лицам, подавшим заявление о вступлении в брак, в проведении медицинского обследования. Обследование можно было пройти, как и теперь, только на добровольных началах.
Сегодня в п. 2 ст. 15 СК РФ закреплено, что результаты медицинского обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. Данная норма вполне естественна, ибо действительно существует медицинская (врачебная) тайна, которая не должна разглашаться лицами, которым она стала известна при исполнении служебных обязанностей или при прохождении производственной практики. ("Врачебная тайна - это информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания, а также иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну"). Однако законодателю следует предусмотреть обязанность самих лиц, вступающих в брак, проинформировать друг друга о состоянии здоровья каждого из них, не принуждая идти на должностное преступление медиков.
Отсутствие решения об обязательном медицинском обследовании - серьезное упущение отечественного законодателя. Предварительное знание о заболевании или предрасположенности к нему у будущего супруга, а также о его способности иметь здоровое потомство позволит избежать внутрисемейных конфликтов и сократит и без того большое число разводов в России. Представляется необходимым внести в СК РФ существенное изменение, касающееся обязательного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, а также обоюдного ознакомления с его результатами.
Надо отметить, что в ранее действовавшем Кодексе о браке и семье РСФСР 1969 г. (КоБС РСФСР) вообще не затрагивался вопрос медицинского обследования лиц, желающих свой брак зарегистрировать, подобной нормы в нем не было. Поэтому положительным является сам факт наличия в СК РФ ст. 15. Однако современная жизнь стремительно меняется. Поэтому назрела насущная необходимость нового подхода к вопросу медицинского обследования лиц, вступающих в брак.
Л.М.Пчелинцева полагает, что "для лиц, вступающих в брак, весьма важно знать о состоянии здоровья друг друга. Неосведомленность по данному вопросу может привести к негативным последствиям (заражение друг друга тяжелым инфекционным заболеванием, рождение больного ребенка и т.п.)" .
Аналогичную точку зрения высказывает и М.В.Антокольская, сожалеющая о том, что, хотя "в ходе работы над проектом СК РФ было высказано предложение об обязательном медицинском освидетельствовании супругов перед вступлением в брак и обязательном сообщении друг другу о наличии заболевания, оно принято не было. В нынешней ситуации плата за ненарушение прав одного супруга слишком высока, поскольку такие последствия, как заражение СПИДом или рождение умственно отсталого ребенка, необратимы. Наличие уголовной ответственности за заражение венерическим заболеванием или СПИДом тоже существенно не меняет дела, поскольку при отсутствии обязательного медицинского обследования один из вступающих в брак может сам не знать о наличии у него этого заболевания" .
Хотя п. 3 ст. 15 СК РФ справедливо позволяет лицу обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным, если другой супруг скрыл от него наличие венерического заболевания или ВИЧ-инфекции, одномоментно, а порой и вообще устранить ущерб, причиненный его здоровью, не представляется возможным. Поэтому, как известно из ст. 13 Федерального закона от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" , ВИЧ-инфицированное лицо имеет полное право на информацию о своем медицинском освидетельствовании. "Это означает, что лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо за заражение другого лица. Так государство пытается, во-первых, предотвратить распространение столь тяжкого, угрожающего жизни другого супруга заболевания, во-вторых, предупредить появление не способной к выполнению своих функций семьи, в-третьих, обезопасить будущее потомство" .
Семейное законодательство Беларуси, к сожалению, данный вопрос не затрагивает вовсе, если не принимать во внимание ничего не значащую норму ст. 14 Кодекса о браке и семье Беларуси (КоБС Беларуси) "Подготовка к браку", где говорится, что в целях подготовки вступающих в брак к семейной жизни при отделах записи актов гражданского состояния могут создаваться службы правового, медицинского и психологического консультирования.
Большое уважение по этому поводу вызывает национальное семейное законодательство Украины. Справедливости ради необходимо отметить, что и в ранее действовавшем Кодексе о браке и семье УССР 1969 г. (далее - КоБС УССР) существовала норма о состоянии здоровья лиц, желающих зарегистрировать брак. Так, в ст. 18 КоБС УССР говорилось о том, что лица, вступающие в брак, должны быть взаимно осведомлены о состоянии здоровья друг друга.
Пункт 1 ст. 30 Семейного кодекса Украины (далее - СК Украины) также гласит, что лица, подавшие заявление о регистрации брака, должны сообщить друг другу о состоянии своего здоровья. Однако, как справедливо отмечает Ю.С.Червоный, данная норма "не предусматривает последствий, которые наступают в случае нарушения этого требования. Закон не предусматривает возможности отказа в регистрации брака по медицинским показаниям" . Однако наиболее важным в решении данного вопроса представляется не отказ в регистрации брака по медицинским показаниям, а взаимная осведомленность лиц, вступающих в брак, о состоянии здоровья друг друга и о возможных последствиях для каждого из них в случае заболевания одного или обоих супругов. Только в подобной ситуации окончательно можно говорить о добровольности брачного союза, ибо "в таком случае будущий партнер получает возможность принять осознанное решение о том, заключать брак или нет" .
На современном этапе норма о состоянии здоровья лиц, подавших заявление о регистрации брака, и их взаимном осведомлении справедливо расширена. Так, п. 3-5 ст. 30 СК Украины гласят, что государство обеспечивает создание условий для медицинского обследования лиц, подавших заявление о регистрации брака. Порядок осуществления медицинского обследования лиц, подавших заявление о регистрации брака, устанавливает Кабинет Министров Украины. Результаты медицинского обследования хотя и являются тайной, но не для лиц, намеревающихся вступить в брачное правоотношение.
В отличие от п. 3 ст. 15 СК РФ, где говорится, что, если одно из лиц, вступивших в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным, п. 5 ст. 30 СК Украины раздвигает границы данной проблемы. Так, украинский законодатель полагает, что сокрытие тяжелой болезни, а равно болезни, опасной для другого супруга, их потомков, может являться основанием для признания брака недействительным. "Установление приведенного положения ч. 5 ст. 30 СК Украины объясняется заботой о семье, здоровье другого супруга и о потомстве" .
Как видим из этой нормы, речь идет не только о венерических заболеваниях и ВИЧ-инфекции. Известны и другие заболевания, представляющие опасность для окружающих больного людей, например туберкулез, алкоголизм, токсикомания и наркомания, заболевания нервной системы, инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета и ряд других заболеваний.
В связи с этим целесообразно предложить при помощи профессиональных медиков - теоретиков и практиков более детально разработать перечень заболеваний, опасных для будущих супруга и детей. В российское семейное законодательство внести поправку, обязывающую лиц, подавших заявление о регистрации их брака в загс, пройти медицинское обследование, о результатах которого известить друг друга. Также можно предложить работникам загса при подаче заявления для регистрации брака давать направление жениху и невесте в специальные центры планирования семьи для прохождения медицинского обследования, а при бракосочетании задавать молодоженам не только вопрос об их согласии на брак, но и об их осведомленности о состоянии здоровья друг друга.
Наличие такой нормы сократит число необдуманных и скоропалительных браков, заставит лиц, желающих зарегистрировать брак, задуматься о его природе и сущности, таким образом, еще раз проверить свои чувства и серьезность намерений. Своевременное знание о заболевании будущего супруга и, тем не менее, желание разделить с ним свою судьбу автоматически снимет ряд семейных проблем и поможет особым образом решить вопросы планирования семьи.
1. Семейное право Российской Федерации и иностранных государств. Основные институты / Под ред. В.В.Залесского. М., 2004. С. 35.
2. Там же. С. 152.
3. Там же. С. 148.
4. Там же. С. 150.
5. Там же. С. 42.
6. Рабец A.M. Закон для семьи. Вопросы и ответы. Кемерово, 1991. С. 39.
7. Глашев А.А. Медицинское право. Практическое руководство для юристов и медиков. М., 2004. С. 30.
8. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 1999. С. 100.
9. Антокольская М.В. Семейное право. М., 2003. С. 116.
10. СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1265.
11. Нечаева A.M. Семейное право. М., 2000. С. 117.
12. Научно-практический комментарий Семейного кодекса Украины / Под ред. Ю.С.Червоного. Киев, 2000. С. 67.
13. Антокольская М.В. Семейное право. М., 2003. С. 116.
14. Червоный Ю.С, Волосатый Г.С., Калитенко О.М., Труба В.И. Семейное право Украины. Харьков, 2004. С. 153.
Старший преподаватель
кафедры семейного и
ювенального права
Российского государственного
социального университета
Н.А.МАТВЕЕВА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.