Дипломная работа: Борьба женщин за свои права. История и теория феминизма

Правообладатель иллюстрации Twitter Image caption В Саудовской Аравии женщины обязаны носить головные платки и абаи - свободные одежды, закрывающие женщину с головы до ног: появление на улице девушки в мини-юбке недопустимо

Чтобы спровоцировать громкий скандал и привлечь к себе внимание всей страны женщине в Саудовской Аравии достаточно сесть за руль или пройтись по безлюдной улице в мини-юбке - и выложить видеозапись своих "провокационных действий" в интернет.

На этой неделе такой скандал спровоцировало видео с саудовской моделью Хулуд, прогуливающейся по древнему форту Ушайкир в мини-юбке и коротком топе.

Видео быстро разлетелось в "Твиттере". Мнения разделились: часть пользователей считает, что Хулуд должна быть наказана, другие настаивают на ее праве носить то, что она хочет.

Недовольство консервативно настроенной части общества было столь велико, что Эр-Рияд в связи с публикацией видео.

Для консервативной Саудовской Аравии, где подавляющее большинство женщин выходит из дома исключительно в широкой абае, появление на улице девушки в мини-юбке - вызов устоявшимся нормам.

  • Саудовские женщины требуют отменить опеку со стороны мужчин
  • Саудовского журналиста наказали за то, что он перехвалил короля

Ряд известных в Саудовской Аравии женщин считают борьбу за гендерное равноправие в стране одной из своих главных задач. Кто-то из них может позволить себе более "провокационные" действия, кто-то - менее, чтобы не вызвать осуждения со стороны относительно либеральных кругов в Саудовской Аравии.

"Когда вы меняете условия, в которых находится женщина, и даете ей больше возможностей, меняется жизнь всей семьи", - говорит саудовская телеведущая Муна Абу Сулейман, у которой в "Фейсбуке" более 1,2 млн подписчиков .

Правообладатель иллюстрации Facebook Image caption Муна Абу Сулейман никогда не появляется на публике без хиджаба, но ее все равно постоянно критикуют за слишком "свободные нравы"

Будучи публичной фигурой, 44-летняя Муна не позволяет себе неосторожных поступков, которые могли бы вызвать скандал. Тем не менее она постоянно становится объектом для критики.

Муна Абу Сулейман стала первой саудовской женщиной-телеведущей, появившейся на международном телеканале. Уже этого было достаточно, чтобы вызвать осуждение со стороны многих ее соотечественников. Критики указывали на то, что женщина, согласно канонам ислама, не должна быть публичной фигурой, и ей стоило бы держаться подальше от телекамер. В адрес ведущей поступали угрозы, так что в какой-то момент ей пришлось "позаботиться о безопасности своих детей".

Она почти никогда не появляется на публике в черной абае, которую носит подавляющее большинство ее соотечественниц. Телеведущая, у которой есть собственная линия модной одежды, предпочитает надевать закрытые, но яркие наряды, которые сильно отличаются по фасону от одежды местных консервативных мусульманок. При этом она говорит, что не нарушает никаких религиозных предписаний и могла бы не носить хиджаб.

Муна Абу Сулейман родилась в Филадельфии, окончила Университет Пенсильвании, а затем училась в Университете Джорджа Мейсона, Международном исламском университете Малайзии и Университете короля Абдулазиза.

В 2007 году она стала первой женщиной из Саудовской Аравии, назначенной послом доброй воли ООН.

"Я хочу, чтобы девочки понимали, что у них почти нет ограничений в выборе", - говорит Муна Абу Сулейман. Она считает, что в Саудовской Аравии, где сейчас работают только 15% женщин, молодые мусульманки тоже должны иметь возможность реализовываться в профессии.

Об этом Муна Абу Сулейман говорит публично, выступая в вузах и по телевидению.

Она считает, что у женщин должна быть возможность работать, создавать семью и оставаться при этом независимой. По ее мнению, в современном мире в интересах женщин не работает ни одна из существующих систем - ни традиционная исламская модель, которая подавляет волю женщин, ни западная модель, которая заставляет женщин соревноваться с мужчинами.

Принцесса Амира ат-Тавиль

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Амира ат-Тавиль уверена, что, даже отказавшись от хиджаба и абаи, она остается вполне правоверной мусульманкой

Закон не запрещает саудовским женщинам водить напрямую , однако исламское руководство страны де-факто поддерживает это ограничение из-за системы опекунства, законодательно закрепленной в Саудовской Аравии. Женщинам нельзя выходить из дома без сопровождения мужчины - обычно близкого родственника, а кроме того, разрешение от мужчины зачастую требуется для совершения разных дел - например, на открытие счета в банке.

Одна из самых известных саудовских активисток Маналь аль-Шариф шесть лет назад провела девять дней в тюрьме Саудовской Аравии за "вождение автомобиля лицом женского пола".

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В июне была опубликована книга Маналь аль-Шариф "Daring To Drive: The Young Saudi Woman Who Stood Up To A Kingdom Of Men" ("Отважиться на вождение: Молодая саудовская женщина, бросившая вызов королевству мужчин")

По ее словам, однажды вечером она безуспешно пыталась найти такси, чтобы добраться до дома. На улице к ней начали приставать мужчины, и она даже начала опасаться, что ее могут похитить.

Ее так возмутила эта ситуация, что позднее она решила сама сесть за руль машины и опубликовать видео на YouTube. Всего за один день его посмотрели 700 тысяч раз. Так она начала кампанию за право вождения автомобиля женщинами в Саудовской Аравии.

"Боже мой, это было потрясающе. Когда я сидела в тюрьме, девушки садились за руль, снимали это на видео, публиковали - это был акт гражданского неповиновения. Размах акции был огромный! Я думала, что, после того как меня посадили, движение умрет. Но когда меня отправили в тюрьму, что-то действительно изменилось. Все больше и больше женщин находили в себе смелость во всеуслышание объявить, что они водят машину", - рассказала активистка в интервью BBC Radio 4.

В июне в свет вышла книга Маналь аль-Шариф "Daring To Drive: The Young Saudi Woman Who Stood Up To A Kingdom Of Men" ("Отважиться на вождение: Молодая саудовская женщина, бросившая вызов королевству мужчин").

"Вождение - это символ гражданского неповиновения, символ перемен в Саудовской Аравии. Мне 38 лет, я мать двоих детей, я инженер компьютерных систем, и я все еще фактически считаюсь несовершеннолетним, недееспособным человеком. Я несовершеннолетняя с рождения и до самой смерти. Я - как собственность, которая передается от моего отца моему мужу или брату, если мужа нет, или даже сыну - моему собственному сыну. Рожать собственного опекуна! Это и есть система опекунства", - заявляет Маналь аль-Шариф.

Еще одна активистка движения за права женщин, 28-летняя активистка Лоуджан Хатлуль , получила широкую известность после своего ареста в декабре 2014 года. Ее задержали после того, как она попыталась въехать в королевство на машине из соседних Объединенных Арабских Эмиратов.

Вскоре после этого была арестована и Майса Амуди - проживающая в ОАЭ саудовская журналистка, которая пересекла границу, чтобы поддержать Хатлуль. У обеих женщин десятки и сотни тысяч подписчиков в "Твиттере".

Правообладатель иллюстрации Twitter Image caption У Лоуджан Хатлуль сейчас почти 300 тысяч подписчиков в "Твиттере"

Тогда Лоуджан Хатлуль провела в тюрьме около двух месяцев. Правозащитники Amnesty International признали активистку узницей совести. А в 2015 году Хатлуль вошла в ежегодный список 100 самых влиятельных арабских женщин по версии Arabian Business Magazine.

В июне 2017 года ее снова задержала полиция в аэропорту Эд-Даммама. Причина ареста до сих пор не разглашается, власти страны не разрешили женщине обратиться к своему адвокату или связаться с семьей.

"По всей видимости, она была под наблюдением из-за своей правозащитной деятельности, поскольку выступала в поддержку прав женщин, которые постоянно попираются в Саудовской Аравии", - заявила после недавнего задержания представитель Amnesty International Сама Хадид.

Ваджеху аль-Хувайдер, основательницу Ассоциации по охране и защите прав женщин в Саудовской Аравии, часто называют самой радикальной саудовской феминисткой и активисткой страны.

"Саудовские женщины слабы - независимо от того, насколько высок их статус, - потому что нет никакого закона, который бы их защищал. Подавление женщин и размывание их личности - это то, что происходит в большинстве семей в Саудовской Аравии", - говорит активистка.

Правообладатель иллюстрации Youtube Image caption "Многие женщины в нашем обществе умеют водить машину, и многие наши родственники-мужчины не возражают против этого", - говорит Ваджеха аль-Хувайдер

В 2008 году Ваджеха аль-Хувайдер опубликовала в сети видео, как она ведет автомобиль в Саудовской Аравии. По словам Хувайдер, публикация этой записи в интернете была приурочена к Международному женскому дню. Сразу после публикации видео посмотрели тысячи пользователей.

Тогда она стала первой активисткой, решившейся на акцию протеста после длительного затишья. До этого последняя акция протеста против запрета на вождение прошла в 1990 году, когда десятки женщин ездили по столице страны Эр-Рияду. Многих из них арестовали на сутки, их паспорта конфисковали, кое-кто из участниц акции лишился работы.

"Многие женщины в нашем обществе умеют водить машину, и многие наши родственники-мужчины не возражают против этого", - заявила тогда Ваджеха.

Ваджеха аль-Хувайдер, по разным данным, родилась в 1962 или 1963 году. Она работала журналисткой и сотрудничала с ежедневной газетой на арабском языке "Ав-Ватан" и изданием Arab News. Однако в 2003 году из-за участия в правозащитных акциях ей запретили публиковаться.

В 2006 году ее арестовали после акции протеста. Перед тем как Ваджеху аль-Хувайдер освободили, ее заставили подписать обещание, что она больше не будет заниматься правозащитной деятельностью. Ей также было запрещено выезжать за пределы Саудовской Аравии. Однако позже этот запрет был снят.

§1. «Милая светская женщина» Севера и леди-южанка: права и бесправие дам высшего класса ……………………………………… –

§2. Эволюция положения американской работницы в XIX столетии ………………………………………………………………. 15

§3. Цветные женщины: рабыни и индианки ……………………….. 19

Глава II. Борьба женщин за свои права …………………………….. 22

§1. С войны за независимость по вторую половину XIXвека ……... –

§2. Во второй половине XIXв. ……………………………………… 31

§3. С I мировой войны по 1920 год …………………………………. 38

Заключение …………………………………………………………… 50

Примечания …………………………………………………………... 53

Список источников и литературы …………………………………... 55

Введение

Феминизм в отечественной историографии долгое время считался частью рабочего и социалистического движения. Самостоятельно этот вопрос не рассматривался и поэтому не получил широкого развития, отсюда немногочисленность использованной литературы. Как отмечает О. Воронина, классики марксизма-ленинизма и деятели социалистического движения (Бебель, А. Коллонтай и др.) считали борьбу женщин за свои права «чисто буржуазной затеей».

Ф. Энгельс в письме Л. Лафарг обозвал поборниц женских прав «полубуржуазными ослицами». А. Коллонтай в работе «Социальные основы женского вопроса» высказала мнение, что именно пролетарки, работающие в рядах мужчин, двинули вперед женский вопрос. По ее мнению, феминистки начали свою агитацию гораздо позже, только с половины XIX века. Критикуя правых феминисток, из средних и высших слоев общества, А. Коллонтай обвиняет и левых, социально мыслящих феминисток в двойственности их тенденции: «Программа рабочей партии содержит все, к чему вы стремитесь; если вы не играете двойной игры, если вы искренни, то примкните к ней».

Таким образом, в советской историографии не было условий для детальной разработки этого вопроса. В то же время он очень актуален и важен для современности.

До сих пор в различных уголках земного шара женщины не равны в своих правах с мужчинами. В большинстве стран Азии и Африки женщина по прежнему остается рабой мужчины: в Египте и Саудовской Аравии (а сейчас и в некоторых чеченских семьях) девочкам делается варварская операция женского обрезания, а три года назад в саудовской школе при пожаре сгорело 15 девочек только потому, что религиозная полиция не дала им выбежать на улицу без паранджи! Для Китая и Индии актуальна иная проблема – резкий рост числа абортов в случае, если УЗИ показывает, что пол эмбриона женский – давняя традиция умерщвления девочек-младенцев в цивилизованном мире приобрела своеобразное выражение, особенно на фоне китайского лозунга «одна семья – один ребенок» (Статистика оказалась столь удручающей, что власти этих стран запретили врачам сообщать родителям пол будущего ребенка).

У нас в России этот вопрос также актуален, особенно в контексте терактов женщин-смертниц. Женщин с такой психологией порождает общество, априори ставящее женщину в неравное положение с мужчиной: низкий социальный статус, отсутствие образования (Роза Нагаева, согласно свидетельствам родственников, даже не умела читать), жизнь, «зацикленная» на замужестве – именно невозможность выйти снова замуж или продолжить нормальную жизнь вне брака, давление со стороны родственников мужа толкают потенциальную смертницу на своеобразное «сати», дополняющееся соображениями мести (кстати, в некоторых наиболее отсталых областях Индии традиционное «сати» еще практикуется наряду с варварской традицией умерщвления новорожденных девочек).

С другой стороны, в журнале «Власть» приводится мнение исламского богослова, который утверждает, что во многом на потенциальных смертниц давит манера организаторов террора обращаться с ними как с равным, называя «сестрой», уверяя женщину в важности ее поступка. В мире, где женщина никогда не может даже подумать о том, чтобы сравняться с мужчиной, такое мнимое равноправие очень льстит самолюбию забитых женщин, заставляет их почувствовать самоценность... на краткое время оставшейся жизни. Таким образом, доминирующее мужское общество становится предпосылкой женского терроризма.

Это наиболее шокирующие факты. Но разве европейская цивилизация избавлена от половой дискриминации?

Да и в повседневной жизни рядовая российская женщина стакивается с дискриминацией. Для успешной карьеры в государственном учреждении или частной фирме женщине необходимо быть более высококвалифицированным специалистом, чем коллеги-мужчины – ведь при прочих равных предпочтение всегда отдается сильному полу. По статистике работающие женщины более образованны, чем мужчины, но заработная плата у них почти на треть ниже.

Так что сегодня представительницы слабого пола чаще всего либо безработные, либо работают на самых малооплачиваемых должностях. Общественное мнение годов предлагает женщине единственную альтернативу: стать женой преуспевающего бизнесмена.

В 1995 году был даже издан специальный президентский указ о назначении женщин на государственные посты. Однако фактически он так и не был выполнен. Женщин ни в правительстве, ни в президентской администрации не прибавилось. В Совете Федерации, который представляет собой верхний срез региональной элиты, лишь две женщины (из 178 членов палаты). В Государственной Думе - женщин всего 10,2% (в Думе предыдущего созыва их было 13,5%). При этом по-настоящему влиятельных политиков среди женщин почти нет: Хакамада, Старовойтова да еще скандальная Валерия Новодворская. Все остальные – не столько женщины-политики, сколько «женщины в политике».

О ситуации в нашей области можно судить по недавним выборам в мэры: единственная за многие годы женщина, выступившая в нашем регионе на выборах в муниципалитет, набрала мизерный процент голосов да и сама, как признается, участвовала «из интереса», не надеясь на существенный результат.

С другой стороны, в «странах победившего феминизма» уже давно назревает иная ситуация – предпосылки антифеминистской революции.

В США из соображений политкорректности ведутся споры о том, чтобы заменить в названиях традиционных профессий и других слов, содержащих приставку «man», при употреблении к представительнице слабого пола, на приставку «fem», в Великобритании женщины требуют права участвовать в богослужении, а Евросоюз настаивает на допуске женщин на священную гору Афон (на что Греция резонно отвечает, что в Ватикане-то пока женщины избирательным правом не пользуются)… А в Конституции Украины есть совсем уж потрясающая фраза: «женщины пользуются правами наравне с мужчинами», хотя до этого и так говорится, что у всех людей права одинаковы – для тех, кто не понял, что женщины – люди? Или перестраховка поликорректных парламентариев? Естественно, что доведенное до абсурда «равноправие» уже начинает утомлять.

«Возможно, мы на пороге, так сказать, антифеминистской революции – в конце концов, стала же пресловутая политкорректность предметом насмешек и карикатур. В Штатах вышли из моды процессы по поводу харасмента и мужчины продолжают ухаживать за женщинами, не боясь угодить под суд за свои сексуальные домогательства. Потому что настрадавшийся мир уже не в силах переварить радикальные теории жизнеустройства…».

И, наконец, возвращаясь нас к извечному вопросу – что есть равенство? О каком равенстве мы говорим в мире, где изначально люди одни рождаются сильными и слабыми, умными и глупыми, больными и здоровыми, талантливыми и бездарными? Черная феминистка белл хукс (пишется с маленькой буквы) писала, что белый феминизм как движение, направленное на наделение женщин социальными правами наравне с мужчинами, проблематичен: «Поскольку мужчины не являются равными в обеспечивающей господство белых капиталистической патриархальной классовой структуре, то с какими мужчинами женщины хотят быть равными?»

Что вообще такое есть феминизм и равенство с мужчинами? Считать ли отсутствие в России женской воинской обязанности дискриминацией, поскольку таким образом женщины «исключены и из доступа к оружию (а оружие - это власть, а исторически - и вся категория гражданства: гражданин тот, кто носит оружие и защищает patria), секретным разработкам, многим профессиям и всему остальному пирогу ВПК»? Или считать советскую шпалоукладчицу идеалом равноправной женщины?

Таким образом, мы видим, что спектр гендерных проблем, обсуждаемых и дискутируемых сейчас в прессе очень широк, и для разрешения всех этих вопросов следует хорошо разбираться в истоках и предпосылках женского движения – к сожалению, многие дискурсанты плохо владеют подобными базовыми знаниями. Поэтому тема данной дипломной работы представляется весьма актуальной.

Цель работы – изучение итогов, целей и особенностей феминистского движения В Соединенных Штатах Америки.

Задачи таковы:

1) показать положение женщин в США в конце XVIII – начале XX вв. в динамике и развитии и определить предпосылки развертывания феминистского движения;

2) проследить этапы борьбы американских женщин за свои права.

Хронологические рамки работы: с войны за независимость по 1920 год (получение женщин равных прав с мужчинами).

Предмет исследования – феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина») -в широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.

Синонимом можно назвать термин «эмансипация женщин». Эмансипация (лат. – emancipatio) – у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда произошло общее значение-освобождение от зависимости и ограничения.

Сейчас нам трудно представить, что всего несколько столетий назад женщины приравнивались по статусу к домашним животным. И что все те права, которыми мы теперь радостно пользуемся, пришлось отстаивать в жесткой борьбе. Например…

Впервые женщины грозно взмахнули скалками лишь во времена войны за независимость в США. «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых не участвовали!» — воскликнула Эбигейл Смит Адамс и вошла в историю как первая феминистка. Это был прорыв, ведь в 1405 г. «Книгу о граде женском» Кристины Пизанской, утверждавшую право дам на образование и участие в политической жизни, современники просто не заметили. Француженке Олимпии де Гуж, автору« Декларации прав женщины и гражданки»(1791), повезло еще меньше: в 1793 г. ее и вовсе казнили. А в 1804 г. император Наполеон в своем Кодексе подчеркнул, что женщина не имеет гражданских прав и находится под опекой у мужчины. Все затихло до 1848 г., когда в США подписали« Декларацию чувств». Этот документ утверждал немыслимое: женщины и мужчины созданы равными! Начало движения за наши права было положено.

И здесь США впереди. В 1850 г. там прошел первый Общенациональный съезд женщин и была создана Национальная ассоциация по избирательным правам женщин. Главной ее целью стала борьба за предоставление нашему полу права голоса(suffrage). Так появились суфражистки. Эти« амазонки XIX века» устраивали митинги, первыми начали носить брюки. Благодаря их стараниям в 1869 г. жительницы нового штата Вайоминг получили право голоса, а спустя год им разрешили работать в судах. В других штатах борьба шла с трудом. Многие референдумы о предоставлении женщинам права голоса были проиграны из-за козней виноделов, они опасались, что леди будут выступать за запрещение алкоголя. Окончательно избирательное право американки обрели только 90 лет назад.

Суфражизм накрыл и Европу. Россия оказалась седьмым по счету государством, где женщины в ходе Февральской революции 1917 г. получили право голоса. А француженки обрели его почти через тридцать лет после россиянок. Вот вам и Европа!

ПРАВО собственности

Эта победа достигнута с принятием« Акта о собственности замужних женщин» в 1860 г. в США. До него жены находились в полном распоряжении мужей: они не имели права подписывать контракты, не могли пользоваться даже собственными средствами, не говоря уж о кошельке супруга, а в случае развода теряли права на детей. Акт гарантировал дамам возможность распоряжаться заработками, совместное с мужем попечительство над детьми и другие права. Правда, эти гарантии чаще всего оставались нереализованными.

ПРАВО на образование

В XVII—XVIII вв. еках считалось, что у слабого пола и ум слабый, да и вообще образование ведет к утрате женственности. Деятели эпохи Просвещения выступали против этого убеждения. Усилиями Екатерины II Россия оказалась одной из самых передовых стран в вопросе женского образования. Императрица разумно рассудила, что эрудированные дамы окажут влияние на своих мужей, а значит, на страну в целом. В 1764 г. был открыт Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. Туда на 12 лет обучения принимались дочери дворян, причем с родителей брали подписку о невозможности« истребования» девочек до истечения срока. С 1858 года начали работу училища для девочек из незнатных семей, в 1869 г. открылись Лубянские высшие женские курсы, спустя 9 лет — Бестужевские, с обучением на 3 факультетах: историко-филологическом, юридическом и физико-математическом. Но и после них у женщин были проблемы с трудоустройством. Для обеспечения дам работой в 1893 г. было создано Общество вспоможения окончившим курс наук.

ПРАВО на труд

В богатом на революции 1848 г. в Европе появились первые организации работниц. В России с 1862 г. начало действовать Общество женского труда. А два года спустя в Санкт-Петербурге открылся первый магазин рукоделий, приглашавший на работу — неслыханно! — продавщиц слабого пола.

В 1910 г. Клара Цеткин предложила отмечать Международный день борьбы за права женщин. Идея прижилась спустя каких-то 67 лет. В 1977 году ООН объявила 8 марта Международным женским днем, но слово« борьба» из названия праздника исчезло. Дамам стали вручать цветы и подарки, лишь бы те отвязались от мужчин со своими правами. И, надо сказать, подействовало.

Другие ПРАВА

Право на обезболивание при родах появилось у женщин в 1853 г. только благодаря смелости королевы Виктории, которая решилась применить хлороформ во время родов. Удачный эксперимент открыл возможность применения обезболивания для всех рожениц.

Предоставления права на защиту достоинства добились американки в 1986 г., когда Верховный суд США постановил, что сексуальная агрессия или приставание к женщинам на рабочем месте является актом дискриминации.

Похоже, феминизм как явление исчерпал себя. Уже в 90-е годы прошлого века стали выходить книги с критикой феминизма, написанные самими феминистками. Некогда единое женское движение раскололось на множество обществ, больше похожих на секты. Вуманистки, поп-феминистки, экофеминистки, «пушистые» феминистки(в смысле« легкомысленные», а не отрицающие эпиляцию), трансфеминистки и другие проповедуют свои течения и преследуют свои конкретные цели.

И Россия притихла. Куда-то исчезла главная феминистка Мария Арбатова, впали в спячку женские организации. Может, это затишье перед бурей?

ИСТОРИЯ ФЕМИНИЗМА В РОССИИ

  • 1764 г. открыт Смольный институт.
  • 1812 г. создано Женское патриотическое общество.
  • 1862 г. открыто Общество женского труда.
  • 1878 г. открыты Бестужевские курсы.
  • 1899 г. основана Женская русская лига мира.
  • 1905 г. создан Всероссийский союз равноправия женщин.
  • 1908 г. проведен Первый всероссийский женский съезд.
  • 1917 г. введено всеобщее избирательное право, женщинам дано право сохранять фамилию при вступлении в брак и равные с мужчинами права при разводе.
  • 1918 г. Конституция закрепила равноправие женщин с мужчинами.
  • 1920 г. в России легализованы аборты(впервые в Европе). В 1936-м это вновь стало незаконным.
  • 1926 г. юридически закреплен незарегистрированный брак.
  • 1945 г. создана Международная федерация женщин.
  • 1968 г. облегчена процедура развода для женщин.
  • 1989 г. создан Комитет по делам женщин, охране семьи.
  • 1996 г. принят Указ« О повышении роли женщин в системе федеральных органов власти…».

Дарья Корж
PHOTOXPRESS

Впервые 8 марта в истории борьбы женщин за свои права возникает в связи с «маршем кастрюль», который состоялся именно 8 марта 1857 года. Тогда ткачихи из Нью-Йорка вышли на улицы в знак протеста против неравных с мужчинами условий труда и мизерной зарплаты. Их требования были достаточно банальными – это сокращение рабочего времени, улучшение условий труда и равную с мужской заработную плату. Если учесть, что женщины в то время работали по 16 часов в сутки, а получали в три раза меньше, чем мужчины, то их возмущение было вполне объяснимо. Но про политическое равенство между мужчинами и женщинами не шло даже речи.

Через почти 50 лет, снова-таки 8 марта, но уже 1908 года по призыву Нью-Йоркской социал-демократической партии женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более чем 15000 женщин прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равные с мужчинами условия оплаты труда. Этот митинг был очень схож на тот, который был 50 годами раньше, но в этом появились лозунги о предоставлении женщинам избирательного права. Была создана конституционная комиссия, которая должна была проанализировать вопрос, могут ли женщины иметь избирательно право или оно предоставляется их мужьям. Главным аргументом приверженцев женского равноправия был тот факт, что в то время в США появилось достаточно много матерей-одиночек. И именно не вдов, а тех, кто самостоятельно без помощи мужчины вели хозяйство. Возник парадокс – если существуют такие семьи, то, как учитывать их избирательное право.

В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который в последнее воскресение февраля праздновался парадом свободных женщин США до 1913 года. Интересно, что в этом параде всегда принимала участие колонна матерей-одиночек, а немного дальше гордо шагали более колоритные «жрицы любви». Кстати, этот парад стал прообразом будущих «Парадов гордости», которые переквалифицировались позднее в парады сексменьшинств.

В то время в Европе еще более эмансипированные революционерки начинают собирать Международные конференции женщин-социалисток. Первая из них состоялась в 1907 году в городе Штутгарт. Несмотря на небольшое количество человек, принявших в ней участие, это не помешало создать Международный женский секретариат (Всемирный Женсовет) во главе с Кларой Цеткин, а журнал «Глайхайт», который издавался Розой Люксембург, был признан Всемирным женским журналом.

Клара Цеткин по полной программе использовала свой виртуальный орган и выдуманную должность. Идеи рождались в ее голове одна за другой – от международного правления женщинами до армии новых амазонок. Проблема была лишь в том, что никто не хотел финансировать эти проекты. Тогда активная революционерка решила заинтересовать своими идеями делегатов Восьмого конгресса Второго Интернационала. Цеткин провозгласила, что лучшим «горючим» для огня революции есть женщина-работник, и все внимание Интернационала должно направляться именно на них.

Клара Цеткин скандировала, что ни одна армия не устоит, когда им навстречу ринутся женщины, матери, жены, что солдаты сложат оружие и власть перейдет народу. Лидеры трудового движения услышали ее и согласились на проведение Второй Международной социалистической женской конференции, которая прошла 27 августа в Копенгагене и собрала более чем сто делегаток из 17 стран. Именно там Клара Цеткин предложила основать международный женский день. Имелось ввиду, что это будет день, когда женщины будут устраивать митинги и марши, привлекая общественность к своим проблемам. Была предложена дата 8 марта 1911 года в честь «марша кастрюль». Была также распространена мысль, что эта дата выбрана в честь еврейского праздника Пурим (посвященный царице Эстер). Но это неправда потому, что на самом деле в 1911 году Пурим припадал на 14 марта.

В 1911 году первый Международный женский день по предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Гринберг праздновался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта. Это связано с тем, что 19 марта 1848 года король Пруссии дал обещание провести реформы, в том числе избирательное право для женщин, но это обещание он не исполнил. В 1912 году Международный Женский день праздновался в тех же странах уже 12 мая. В 1913 году женщины митинговали во Франции и России – 2 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии и Голландии – 9 марта, в Германии 12 марта. И только в 1914 году дата была окончательно зафиксирована на 8 марта.

Международный Женский день был популярным в мире в 1910-е и 1920-е года, а со временем его популярность в мире существенно снизилась. В России, например, все было наоборот. В 1921 году по решению Второй Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации 8 марта в Петрограде 1917 года, потому как она была одним из событий, которые предшествовали Февральской революции.

С 1966 года согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1965 года, Международный день стал праздником и нерабочим днем. Со временем в СССР этот праздник полностью потерял свой политический окрас и привязку к борьбе женщин против дискриминации и стал «днем любви ко всем женщинам».

С 1975 года ООН в связи с Международным годом женщины начали праздновать 8 марта как Международный женский день. В 1977 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам выбрать любой день этого года Днем борьбы женщин за свои права и международный мир ООН.

Страны, в которых сейчас официально празднуется 8 марта: Армения, Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Буркина Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Кирибати, Китай (официально рабочий день для всех), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной только для женщин), Молдова, Монголия, Непал, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Еритрея, Латвия.

Женщина на посту госсека США, женщина - кандидат в президенты: каких-то сто лет назад подобная картина казалась немыслимой. Дамы в той же Америке да и в большинстве других стран мира, не могли ни избираться, ни избирать. К счастью, в скором времени все изменилось.

Первые шаги в сторону утверждения избирательного права женщин были сделаны в конце XVIII века во Франции. В 1789 году лидерами Великой французской революции был принят документ под названием «Декларация прав человека и гражданина», основная идея которого заключалась в том, что все жители страны независимо от своего вероисповедания и социального статуса обладают равными правами по отношению к государству.

Правда, под словом «все» в декларации подразумевались только лица мужского пола. На этот, казалось бы, малозначительный факт обратила внимание известная писательница и идеолог революционного движения Олимпия де Гуж.

Документ вызвал крайне негативную реакцию со стороны её «товарищей по партии». Причем дело было не только в том, что якобинцы не разделяли феминистских убеждений де Гуж. В тексте декларации Олимпия обращалась к Марии-Антуанетте, призывая королеву перестать быть врагом собственного народа и возглавить зарождающееся женское движение. Конечно, писательницу тут же заподозрили в сочувствии к монархии.

После того, как де Гуж потребовала от революционеров провести референдум о будущем государственном устройстве (причем одним из вариантов, предлагаемых писательницей, была конституционная монархия), женщину заклеймили «роялисткой» и казнили как изменницу.

2. Общество трезвости

Следующая волна суфражизма (от англ. suffrage - избирательное право) прокатилась по западному миру только во второй половине XIX века. Источником подобных идей во многих странах были так называемые общества трезвости - объединения женщин, пытающихся противиться пьянству своих супругов.

В стремлении добиться от государства внимания к семейным проблемам - зависимому материальному положению, невозможности лишить опеки над детьми мужа-алкоголика - активистки подобных сообществ начали выступать за предоставление женщинам избирательных прав. Логика этого решения была простая: если мужчины не хотят уделять внимание подобным вопросам, необходимо сделать так, чтобы женщины сами могли влиять на законотворческие процессы.

Одно из таких обществ трезвости в Новой Зеландии возглавила Кейт Шеппард. Она убедила своих соратниц развернуть масштабную кампанию за предоставление женщинам избирательного права и вскоре стала лидером женского движения в стране.

В 1888 году Шеппард опубликовала памфлет с громким названием «Десять причин, почему женщины Новой Зеландии должны голосовать». Далее последовало несколько петиций в парламент страны, и буквально за 10 дней до очередных выборов жительницы Новой Зеландии получили право голоса.

3. Погром в Лондоне

К началу XX века суфражизм окончательно оформился как самостоятельное общественное движение. В некоторых странах, например, в Британии, суфражистки не стеснялись заявлять о своих взглядах предельно громко.

В начале марта 1912 года группа активисток движения за права женщин устроила самый настоящий погром в центре Лондона, повергший в ужас не только жителей британской столицы.

Вот как описывала события того дня отечественная газета «Россия»:

«План, похоже, был тщательно обдуман, и набег был произведен поразительно внезапно, хотя полицию предупреждали, что на днях состоится демонстрация. Женщины оказались вооруженными камнями, палками, молотками и бутылками, завернутыми в бумагу. Подлежавшие битью стекла на Риджент-стрит, Оксфорд-стрит, Бонд-стрит, Пикадилли-стрит, Геймаркете, Кокспур-стрит и на Странде были строго распределены между отдельными женщинами_.

Нанесенный ими убыток определяется в 40 тысяч рублей. На Даунинг-стрит, где помещаются Министерство иностранных дел и резиденция первого министра, суфражистки прибыли на автомобиле с завешанными стеклами и остановились у резиденции лорда Асквита. Из экипажа выскочили три женщины и немедленно приступили к метанию камней в стекла. Таковых было разбито четыре - по два с каждой стороны подъезда_.

Подоспевшие полицейские арестовали женщин, из которых одна оказалась хорошо известной в Лондоне госпожой Панкхерст (лидер британского суфражистского движения - прим. ред.). Когда ее проводили мимо министерства, она освободила руку и бросила камнем в одно из окон.

Почти одновременно начали действовать дамы и на других улицах. Менее чем в четверть часа сотни окон были превращены в осколки. Внезапность нападения ошеломила владельцев магазинов, ресторанов, контор и иных мест. Там совершенно не подготовились к нападению. Бригада, действовавшая на Пикадилли, Бонд-стрит, Риджент-стрит и по соседству, состояла более чем из сотни прекрасных половин. Молотки и камни были спрятаны в муфтах. Около семи вечера были арестованы до 60 женщин и препровождены в полицейские участки»_.

4. Суфражистки и король

В попытках достучаться до власти, британские суфражистки шли на самые радикальные меры.

В 1912 году, когда английские тюрьмы были под завязку забиты «хулиганящими» активистками, одна из представительниц женского движения решила поговорить о наболевшем напрямую с лидером страны.

Во время посещения Георгом V собора в Кардиффе, суфражистка прорвала полицейский кордон и потребовала у королевской четы освободить поборниц избирательного права.

Годом позже еще одна активистка женского движения Эмили Дэвисон бросилась под копыта короля на скачках. От полученных ранений девушка вскоре скончалась.

В 1914 году эпатажную акцию протеста провела Мэри Ричардсон: она пришла в Национальную галерею в Лондоне и несколько раз пырнула ножом картину Веласкеса «Венера с зеркалом». На суде Ричардсон объяснила, что таким образом хотела выразить свое несогласие с арестом ее подруги госпожи Панкхерст.

За океаном борьба против дискриминации по половому признаку шла не менее активно, чем в Европе.

В 1848 году две активистки женского движения Элизабет Стэнтон и Лукреция Мотт организовали Первый конгресс по правам женщины. На мероприятие в Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк, приехала сотня делегатов, более половины из них были мужчинами.

Результатом дискуссии стала Декларация Чувств (в другом переводе - Декларация Убеждений; англ. Declaration of Sentiments) - документ, сформулированный по образцу Декларации независимости США, и продвигающий идеи полного гендерного равенства среди граждан страны.

_«Принимая во внимание полное отсутствие гражданских прав у половины населения этой страны, её социальную и религиозную неполноценность, принимая во внимание вышеупомянутые несправедливые законы, а также то, что женщины чувствуют себя оскорбленными, угнетенными, обманным путём лишенными своих священных прав, мы требуем, чтобы им были немедленно обеспечены все права и привилегии, которые принадлежат им как гражданам Соединенных Штатов»_, - говорилось в тексте манифеста.

6. Первая ласточка

В США первым громким скандалом, связанным с борьбой женщин за избирательное право, стало дело Сьюзен Энтони. В день очередных президентских выборов 5 ноября 1872 года на одном из участков 52-летняя дама взяла бюллетень и попыталась вбросить его в урну. «Хулиганку» буквально поймали за руку.

При этом согласно 14-й поправке к Конституции, под понятием гражданин понимаются все лица, родившиеся или натурализованные в Америке. О биологическом поле «лиц» в документе, разумеется, не было ни слова.

Увы, апелляция к основному закону страны не принесла желаемого результата. Суд признал Энтони виновной и назначил ей внушительный штраф, чтобы другим неповадно было.

7. Инаугурация Вильсона

Одно из самых массовых выступлений суфражисток в США состоялось за день до инаугурации президента Вильсона 3 марта 1913 года. Порядка 8 тысяч женщин, вооружившись плакатами с громкими лозунгами, маршем прошли по Пенсильвания-авеню, ведущей к Белому дому. Возле здания казначейства суфражистки устроили настоящее костюмированное шоу, напоминающее театральную постановку.

Выступление поборниц избирательного права вызвало нешуточный ажиотаж среди рядовых жителей Вашингтона. Пятидесятитысячная толпа зевак пыталась преградить демонстрантам путь, разумеется, не обошлось без агрессии - многие из участниц парада получили травмы, на собственной шкуре испытав силу «зрительских симпатий».

Реальный эффект от выступлений суфражисток не был мгновенным. Только 7 лет спустя, вступила в силу Девятнадцатая поправка к Конституции, запрещающая дискриминацию на выборах по половому признаку. К этому времени многих лидеров американского женского движения уже не было в живых.

8. Свободная женщина в свободной России!

Суфражистскому движению в царской России явно недоставало размаха. До революции большая часть законотворческих инициатив поборниц избирательного права оставалась незамеченной, общество относилось к деятельности суфражисток довольно скептически.

_«Российская лига равноправия женщин обратилась к представителям Думских партий с предложением внести законопроект об избирательных правах женщин в Государственную думу. Женщинам, конечно, свойственно увлекаться. Это увлечение нашло отклик и в наших депутатах. За подписью сорока членов различных партий в Думу внесено законодательное предположение_.

Авторы заявления указывают на то, что и в России «последнее время почти каждый год в законодательных учреждениях, если и не получают разрешения, то, по крайней мере, обсуждаются те или иные вопросы, непосредственно затрагивающие интересы женщин_.

Такими вопросами в III Государственной думе являются вопросы о разводе, раздельном жительстве супругов, о правах женщины на наследство, о правах на адвокатуру, о мерах против торга женщинами. Женщины могли бы указать направление для их разрешения, а между тем они по закону лишены права в какой-либо степени принять участие в законодательном обсуждении» … <…>_

В заключение авторы предлагают Думе: «В отмену и изменение соответствующих законоположений постановить: „Лица женского пола пользуются равными с мужчинами правами избирать и быть избираемыми в Государственную думу“. Мы полагаем, что сами женщины и даже подписавшие свое заявление депутаты не верят в возможность скорого осуществления их проекта», - писала отечественная пресса в начале 1912 года.

Радикальные перемены случились только после распада монархического строя. 19 марта 1917 года в Петербурге состоялась 40-тысячная женская демонстрация. Лозунги участниц мероприятия гласили «Без участия женщин избирательное право не „всеобщее!“, „Свободная женщина в свободной России!“, „Место женщины в Учредительном собрании!“.

Временное правительство не стало игнорировать глас народа и уже 11 сентября 1917 года вступило в силу новое Положение о выборах, в котором говорилось о всеобщем избирательном праве „без различия пола“.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.