Семейная проблема: как быт разрушает отношения. Быт семьи

Ключевые понятия: семья и быт; родство, брак; формы брака; социальные функции семьи; этапы развития семьи; ролевые отношения в семье; принципы регулирования семейно-брачных отношений; причины разводов; формы быта; досуг, свободное время; образ жизни; здоровый образ жизни.

Семья – это основанная на браке или родственных связях общность людей, которую объединяет совместная деятельность и взаимная ответственность . Это важнейший социальный институт , выполняющий разнообразные общественно значимые функции, в первую очередь – рождение и воспитание детей, забота о больных и престарелых. Обязательным признаком семьи является общий быт .

Быт (в широком смысле слова) – это вся непроизводственная сфера человеческой деятельности. В более узкой трактовке быт – это сфера удовлетворения потребностей человека в различных сферах его жизнедеятельности. Сюда относятся: жилище, одежда, питание, уход за детьми и престарелыми, а также досуг – время, которое остается у индивида после вычета необходимых затрат времени на сон и трудовую деятельность.

Понятия семьи и брака

Основу любой семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной. Этот союз в современном обществе, как правило, санкционирован обществом (государством). Однако семья – это не только муж и жена , но и отношения между ними. Это социальная группа, в состав которой входят также родители и дети . В семье проходит воспитание подрастающего поколения, осуществляется забота о больных и престарелых.

Семья – малая социальная группа, в основе которой лежит кровное или юридически закрепленное родство , оформленный, в соответствии с принятыми в данном обществе нормами, брак , общий быт, а также совместная деятельность и взаимная ответственность.

Родство – представляет собой совокупность социальных отношений, основанных на генетических связях или правовых нормах, регулирующих вступление в брак, его расторжение (разводы), а также процедуры усыновления, попечительства и ряд других действий, связанных с семейно-брачными отношениями.

Брак – рассматривается как исторически сложившаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Принято выделять следующие основные формы брака :

моногамия – брак между одним мужчиной и одной женщиной;

полигамия – брак, заключенный между одним мужчиной и несколькими женщинами;

полиандрия – брак, который объединяет несколько мужчина и одну женщину;

групповой брак - между несколькими мужчинами с одной стороны и несколькими женщинами – с другой.

В современном обществе наиболее популярная форма брака – моногамия. Полигамия не находит широкого распространения даже там, где она разрешается религиозными нормами (ислам), поскольку соотношение мужчин и женщин приблизительно в пропорции 1:1. Это связано с тем, что число неженатых мужчин стало бы больше, чем численность мужчин, имеющих нескольких жен.

Еще реже встречается полиандрия. В горах Тибета, например, принадлежащая семье земля передается по наследству всем сыновьям вместе. Ее нельзя делить на отдельные участки, поскольку они слишком малы, чтобы прокормить несколько семей. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют одну общую жену.

Групповой брак в современных условиях – редкое явление. Эта форма брачных отношений встречается в обществах, находящихся на первобытнообщинной стадии развития.

Формы брака чаще связаны с экономическими причинами. Помимо экономических мотивов важную роль могут играть и другие (социальные, религиозные, психологические) факторы. Например, полигамия выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.

Семью и брак как общественное явление изучают различные науки. В отличие от экономики, права, психологии, педагогики, социология семьи сосредоточивается не на экономических, правовых, психологических или педагогических проблемах семейных отношений, а на исследовании семьи как социального института , основанного на браке и выполняющего определенные социальные функции. Исследуются типы отношений в семье, состав, связи с другими общностями и сферами социальной жизни. Социология семьи анализирует мотивы браков и разводов ; факторы, порождающие конфликты в семье ; тенденции и перспективы развития семьи и брака в современном обществе.

Социальные функции и типы современной семьи

Роль и место в обществе семьи как социального института можно выразить через функции семьи , которые отражают систему взаимодействия индивидов, семей, общества в целом. Среди основных функций выделяются:

1) репродуктивная функция – связана с деторождением, воспроизводством населения;

2) воспитательная функция – включает целенаправленное влияние родителей (или других членов семьи) на поведение детей;

3) хозяйственно-экономическая функция – в этой функции выражена необходимость в совместном ведении домашнего хозяйства;

4) рекреативная функция – связана с восстановлением жизненных сил, организацией досуга, укреплением здоровья;

5) коммуникативная функция – реализует потребность в общении;

6) регулятивная функция – включает первичный уровень социального контроля.

Семья – более сложная система отношений, чем брак. Она объединяет не только супругов, но и их детей и других близких родственников. В зависимости от структуры родственных связей выделяют типы семей:

1) простая (нуклеарная ) семья, – включает супругов и детей, не состоящих в браке и материально зависящих от родителей;

2) сложная (расширенная ) семья, – состоит из нескольких поколений (детей, внуков, правнуков, состоящих в браке), живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

В своем функционировании и развитии семья проходит определенные этапы, или, иначе, семейные циклы (фазы):

1) формирование семьи (вступление в первый брак);

2) начало деторождения (рождение первого ребенка);

3) окончание деторождения (рождение последнего ребенка);

4) «пустое гнездо » (вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка);

5) прекращение семьи (смерть одного из супругов или развод).

Современная семья регулируется рядом правовых норм, закрепленных в законе. Среди таких норм выделяют основные принципы создания и прекращения семьи:

1) добровольность заключения брака – каждый может выбрать себе жену или мужа по своему собственному усмотрению;

2) свобода расторжения брака – право супругов на развод, регулируемое государством.

Образование семьи порождает правовую и моральную ответственность супругов за воспитание детей и их здоровье. По данным ВОЗ, в развитых странах признаки олигофрении обнаруживаются у 10 – 12 детей, а в тяжелой форме эта болезнь поражает 4 – 5% будущих граждан. В 80% случаев причину этого заболевания связывают с пьянством родителей.

Ролевые отношения и структура семьи

В семье формируются различные социальные роли , складываются определенные ролевые отношения . Каждый член семьи выполняет специфические, присущие ему ролевые функции. Это роль мужа, жены; отца, матери; сына, дочери; тестя, тещи; невестки, зятя. Традиционно в семье роль главы чаще принадлежала мужчине. Женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей. В настоящее время происходят изменения характера лидерства в семье, перераспределяются функции в ведении хозяйства и воспитании детей.

Совокупность различных ролей и видов отношений между членами семьи (родственных, духовных, нравственных, отношений власти, авторитета), нередко, определяются понятием – структура семьи. Бывают:

2) демократические структуры, – в них роли распределяются по взаимному согласованию, с учетом личностных особенностей и способностей каждого члена семьи.

По тому, как распределяются домашние обязанности , различают виды семей:

1) традиционные (обязанности делятся на «мужские» и «женские»);

2) коллективистские (обязанности распределяются демократически, по интересам и склонностям);

3) индивидуалистские (каждый занимается самообслуживанием, мало заботясь о других).

По числу детей семьи бывают:

1) многодетные (три ребенка и более);

2) среднедетные (двухдетные);

3) однодетные;

4) бездетные .

Средняя величина семьи в странах СНГ составляет 3,8 человека. В Беларуси – 3,3. В республиках Средней Азии – свыше 6.

По данным социологических исследований только около 1/3 семей можно оценить как «благополучные». От 1/3 до 1/2 всех браков, по оценкам супругов, квалифицируются как «полуудачные». Остальные – «неудачные».

Более 2/3 разводов возбуждается по инициативе женщин. Вероятность создания новой семьи для женщины с детьми не превышает 10-15%. Наиболее часты разводы в первые годы жизни супругов.

Среди основных причин разводов , по данным социологических исследований, выделяются:

● супружеская неверность;

● пьянство одного или нескольких членов семьи;

● нравственно-психологическая несовместимость в семье;

● высокие притязания друг к другу;

● социально-бытовая неустроенность и ряд других.

В основе причин разводов часто лежат завышенные ожидания будущих супругов по отношению к будущим семейным отношениям. Эти ожидания начинают формироваться еще до вступления в брак. Семейные отношения часто рассматриваются как продолжение развлечений, характерных для периода ухаживания. Семейные проблемы, особенно часто возникающие после рождения ребенка, оказываются неожиданными для многих молодоженов, психологически неподготовленных к противоречиям совместной жизни.

В преодолении семейных конфликтов в последнее время заметный эффект стали давать службы психологической помощи молодым семьям. За счет вмешательства психологов нередко удается компенсировать пробелы в подготовленности молодоженов к семейным трудностям, ослабить отрицательное влияние субъективных факторов на прочность семейных отношений.

Быт и образ жизни в современном обществе

Можно выделить три основные формы быта , наиболее часто исследуемые социологами:

1. Семейный быт (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, организация досуга) – характеризуется индивидуальными и групповыми способами удовлетворения потребностей в рамках семьи.

2. Производственный быт (связан с медпунктами, столовыми, бытовками на производстве ) – это медицинское обслуживание, общественное питание, отдых непосредственно по месту работы; сюда же можно отнести и детские дошкольные учреждения.

3. Общественный быт (реализуется в парках культуры и отдыха, на предприятиях общественного питания, бытового обслуживания) – охватывает способы удовлетворения потребностей людей в рамках государственно-общественных организаций.

Понятие «быт» содержит в себя две стороны: бытовой труд и досуг . Границу между двумя последними терминами часто трудно четко провести: например, собирать грибы в лесу – это и труд (заготовка продуктов) и досуг (хобби).

Мы часто в своем языке используем слово «быт» в самых разных значениях. Бытовые потребности, бытовое обслуживание, бытовая обстановка, бытовое помещение, бытовая нагрузка, бытовые инструменты, бытовая неустроенность, бытовое пьянство, бытовое разложение, бытовой сифилис и многие другие выражения стали неотъемлемой составной частью нашего лексикона.

Термин «быт», очевидно, происходит от корня «быть», «существовать». Для многих эти слова отождествляются холодом и неустроенностью. Однако уже в молдавском, армянском, грузинском языке слово «быт» этимологически связано с корнем – «жизнь». У народов Северного Кавказа значение этого слова несколько иное – «иметь дом, иметь семью». Далее на восток, у тюркских народов «быт», ассоциируется со словами «свет, радость, удовольствие».

В западноевропейских языках, как это не покажется странным, слово «быт» отсутствует вообще. В словарях оно обычно отождествляется со словосочетаниями «способ жизни» или «образ жизни». В нашей научной литературе эти понятия имеют несколько иное значение.

Понятие «способ жизни » отражает специфику деятельности в различных сферах жизни (трудовой, общественно-политической, семейной). Употребляется этот термин в социологической науке не часто.

Образ жизни – это формы индивидуальной, или групповой жизнедеятельности людей, типичные для исторически конкретных социальных условий. В понятие образа жизни вкладывают особенности поведения, общения, склада мышления (менталитет).

Иначе говоря, «образ жизни» – более широкое понятие, чем «быт» Оно объясняет, в какой социальной среде живет человек, как развиваются его индивидуальные способности и творческие силы, его отношение к окружающей социальной среде.

При анализе такого сложного явления как образ жизни учитываются социальные проблемы личности, воспитания, культуры, образования. Сюда же можно причислить вопросы, связанные с трудовой деятельностью, семьей, бытом, досугом. Можно сказать, что практически все сферы общественной жизни так или иначе связаны с понятием образа жизни.

Досуг как составная часть быта и образа жизни соответствует той части свободного времени, которое не связано с выполнением официальных служебных, общественных, семейных и других обязанностей. Он адекватен затратам времени «на себя», в соответствии с индивидуальными интересами конкретных индивидов.

Термин «досуг » нередко отождествляют с понятием «свободное время », считая их синонимами. Свободное время – это то время, которое остается у индивида после вычета всех необходимых затрат (сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством). В белорусских словарях «досуг» переводится как «вольны час», то есть свободное время. Однако чаще свободное время по своему содержанию приближается к понятию внерабочего времени. Внерабочее время – это все то время, которое остается у человека за пределами его основной работы.

Изучая проблемы досуга, социология соотносит его с рабочим временем, увязывает с деятельностью различных социальных институтов (семья, образование, здравоохранение), с социальными процессами (например, урбанизация).

В сфере досуга работник восстанавливает способности к производительному труду, развивает свои личностные качества, воспринимает в общении с окружающими жизненный опыт, повышает свой образовательный уровень, приобщается к культуре.

Продолжительность досуга можно увеличить за счет развития служб быта, совершенствования системы транспорта, более рационального расселения людей и др.

Досуг (свободное время) реализуется людьми в разных формах :

- индивидуальный досуг;

- групповой досуг – вмалых группах (в семье, компаниях друзья);

- коллективный досуг – в трудовых коллективах (после работы), в рамках культурно-массовых мероприятий.

В исследовании социологических проблем досуга могут быть использованы различные показатели. Среди них:

1) интересы, потребности, ценностные ориентации, нравственные установки индивидов, относящихся к различным социальным группам;

2) материально–технические возможности (число кинотеатров, наличие стадионов, спортплощадок; тиражи газет и журналов; количество телевизоров, видеомагнитофонов, фотоаппаратов на душу населения и т.п.);

3) уровень социокультурной активности людей (например, посещаемость мероприятий, степень участия в их организации).

Здоровый образ жизни

Социокультурная активность индивида в сфере досуга – это не только высокая заинтересованность в проведении социокультурных мероприятиях, но и личное участие в их организации.

Выделяют, например, такие уровни участия в досуговой деятельности:

1) участвуют в различных формах культурного досуга и стремятся расширить это участие (это тип, наиболее ориентированных на активный культурный досуг, их не трудно вовлечь в различные виды досуга);

2) участвуют, но не ориентируются на расширение этого участия;

3) не участвуют, но хотят участвовать;

4) не участвуют и не хотят участвовать.

Четвертый уровень участия, в противоположность первому, отличается отказом от участия в процессе освоения культурных ценностей. Для него характерно простое, бесполезное времяпрепровождение и неразвитые культурные потребности. Среди этого типа часто обнаруживаются лица с антиобщественным поведением (пьянство, азартные игры, хулиганство, аморальные поступки, неоднократные нарушения дисциплины труда). Что касается второго и третьего типа, они являются промежуточными по отношению к первому и четвертому. В реальной жизни именно эти два уровня участия являются наиболее распространенными.

С возрастом, с созданием семьи уровень социокультурной активности индивидов, как правило, снижается. Это сказывается на формировании здорового образа жизни, особенно подрастающего поколения.

Здоровый образ жизни – это способы жизнедеятельности людей, совместимые с устойчивым здоровьем и активным, общественно-полезным поведением. Это сложное, интегральное образование, которое включает в себя, по меньшей мере, три стороны :

1) физиологические и экологические элементы (отсутствие болезней, благоприятная среда обитания, социальное благополучие);

2) духовные составляющие, способствующие процессу культурной социализации личности;

3) социально-психологическое положение личности, характер его взаимодействия с окружающими людьми.

Важнейшим элементом здорового образа жизни является социальная среда , а также умение индивидов оптимально с ней взаимодействовать. Поэтому в состав здорового образа жизни можно включать способность самого человека создать устойчивую гармонию внутри себя на основе единства физического и психического, а также умение позитивно реагировать на внешние социальные раздражители.

В процессе формирования здорового образа жизни населения, особенно молодых людей возникают самые разнообразные проблемы . Среди них:

1. Отклонения в режиме дня и гигиенических ориентациях.

2. Частые конфликты и стрессовые ситуации.

3. Половая распущенность и угроза репродуктивному здоровью.

4. Гиподинамия и респираторная нестабильность.

5. Вредные привычки: табакокурение, употребление алкоголя, пристрастие к наркотикам (то есть, склонность к психоактивным средствам).

Многофакторность феномена здорового образа жизни требует комплексного, системного подхода к его исследованию. При этом необходимо учитывать многообразие способов поведения молодых людей в современном динамичном и плюралистичном мире. Особое место в процессе формирования здорового образа жизни занимает заинтересованное участие в этом процессе государственных учреждений и общественных организаций.

Полезными для молодежи могут стать групповые лекции и беседы о здоровом образе жизни (их поддерживают около 23% опрошенных школьников старших классов), статьи о здоровье в газетах и журналах (23%), специальные кинофильмы и видеофильмы (21%), индивидуальные советы врачей и педагогов (20%). Слушают подростки и радиопередачи на медицинские темы (13%), читают памятки, листовки , плакаты , буклеты (8%), смотрят диафильмы и слайды на эти темы (3%).

К перечисленным выше способам формирования здорового образа жизни проявляют интерес далеко не все молодые люди. Тем не менее, если комплексно использовать все разнообразие форм и средств убеждения молодежи в необходимости следить за своим здоровьем, есть шанс значительно уменьшить их влечение к вредным привычкам и девиантному поведению, опасному для собственного здоровья и окружающих людей.

Контрольные вопросы и практические задания

1. Определите основные признаки понятия «семья».

2. Что такое родство. В каких формах оно может выражаться?

3. Понятие «брак». Какими причинами обусловлено многообразие форм брака?

4. Перечислите важнейшие социальные функции семьи:

4.1 . Какие из них, на Ваш взгляд, наиболее существенны для современного общества?

4.2. Какую из функций Вы бы назвали главной при заключении брака? Что является основным мотивом создания семьи?

4.3. Приведите примеры реализации регулятивной функции семьи.

5. Назовите основные типы семей.

6. Дайте краткую характеристику важнейшим этапам (фазам) развития семьи.

7. Какие, на Ваш взгляд, структуры семьи (авторитарные или демократические) больше способствуют сплочению семьи и сокращению количества разводов?

8. Назовите виды семей в зависимости от способа распределения домашних обязанностей.

9. Дайте классификацию семей в зависимости от численности их состава (количества детей).

10 . Правовые принципы регулирования семейно-брачных отношений.

11 . Перечислите основные причины разводов в современных семьях.

12 . Проведите мини исследование причин разводов:

12.1. Составьте краткий вопросник, направленный на выяснение мотивов распада семей.

12.2. Используя вопросник в качестве плана интервью, проведите опрос в своей группе.

12.3. Обобщите и обсудите в группе результаты Вашего исследования.

13 . Какое место среди причин развода занимают завышенные ожидания молодоженов?

14 . Попробуйте проанализировать причины более быстрого увеличения количества разводов в городских семьях в сравнении с сельскими жителями.

15 . Ознакомьтесь с вариантом рекомендаций по профилактике вредных привычек сред молодежи (см. п. 8.2 в главе 8):

15.1. Какую роль в формировании здорового образа жизни детей может сыграть семья?

15.2. Как можно, на Ваш взгляд, активизировать действия родителей по валеологическому воспитанию подростков?

Рано или поздно – быт в семейной жизни начинает разрушать отношения. На бытовой почве пара начинает ссориться, скандалить, появляются разногласия и очень часто они просто расстаются. Если поразмыслить — вся наша жизнь состоит из обыденности.

Неужто разрушить любовь и семью могут обиды и ссоры из-за бытовых проблем? Что мешает в быту, и как же сохранить семью?
Большинство влюбленных пар, которые еще не живут вместе, получают огромное удовольствие от совместных походов по магазинам, поездок и прочего. Но когда приходит время и начинается семейная жизнь и рутина – именно такие, ранее приятные обоим, занятия доставляют кучу проблем. Вместо того, чтобы наслаждаться семейной жизнью, в отношениях появляются споры и конфликты.

Но такое бывает не у всех. Многие получают положительные эмоции от проведенного время вместе: уборки, шопинга и других обыденных дел. Они помогают друг другу, и несмотря на то, что они делают, получают удовлетворение от семейной рутины. Наверное, они знают, какова же тайна счастья в семейной жизни? Решение общих семейных проблем и обыденных вопросов должно не разрушать отношения, а наоборот, укреплять.

Что мешает в быту?

Знакомые стараются всегда давать советы. Чтобы быт не разрушил семью, одни предлагают больше времени отдыхать вместе, другие – разделить семейные обязанности, чтобы не возникало споров и разногласий в бытовых вопросах. Безусловно, домашние обязанности мужа и жены должны быть распределены – это немаловажно в создании счастливой семейной жизни. Как правильно распределить труд и обязанности в современной семье?

Домашние обязанности жены

Домашние обязанности жены гораздо больше, чем у мужа. Из-за этого у нее появляется меньше времени на себя, на сон, отдых с подругами и прочие немаловажные в жизни дела. Это и подвигает ее на ссоры с мужем – усталость. Если бы он помог в ее домашних делах – конфликтов в семье стало бы гораздо меньше. В семье должно быть равноправие в вопросе выполнения домашних дел. Ошибочно полагать, что стирка, глажка, уборка и прочие заботы – дело только жены, и муж не должен принимать в этом даже малейшего участия.

Домашние обязанности мужа

Исследования показали, что в той семье, где не возникают вопросы по поводу того, кто какую работу обязан выполнять – царит покой и счастье в отношениях. Кто какие обязанности должен выполнять, происходит естественным образом и без споров. Но даже если вы относитесь к одной из тех счастливых семейных пар – мужчина должен понимать, что на жену ложится всегда гораздо больше домашних дел и необходимо стать для нее хорошим помощником в быту.

Находите время на совместный отдых от домашней рутины. Ведь каждый день мы делаем практически одно и тоже: проснулся, собрался на работу, отправил ребенка в школу или детский сад, а после рабочего дня, когда вся семья собирается дома – все ужинают и делятся тем, как провели день. И даже в выходные дни мы бежим по магазинам, наводим порядок в квартире и готовим еду на всю неделю, но никак не отдыхаем. Усталость и раздражительность, которые постепенно накапливаются – рано или поздно выплеснуться на родных и близких.
Выход есть! Найдите время на отдых и интересное занятие, которое сблизит всю семью. Не дайте быту разрушить ваше семейное счастье.

Женщина без мужчины все равно,

что скотина без хозяина

(Поговорка юкагиров)

Климатические условия жизни коренных народов севера Сибири и Дальнего Востока

мало чем отличаются от условий ледникового периода. Поэтому семейный быт этих народов

является прекрасной иллюстрацией одного из базовых типов организации воспроизводства

человеческого рода.

Школа выживания. У коренных народов Сибири сложилось твердое убеждение в

непреложной ценности семейной жизни, статуса семейного человека. “Человек без корней

подобен пню”, – говорят якуты о холостяке, относясь к нему с презрением и насмешкой. На

холостяка смотрят как на бродягу, бездельника, праздно шатающегося от стойбища к стой-

бищу. Семейный человек считается человеком большого племени, большой родни, уважае-

мым основателем и продолжателем рода. Лишь после женитьбы взрослый человек выступа-

ет как лицо самостоятельное.

В суровых условиях Севера в супруге видели товарища по борьбе за выживание.

Мужчину и женщину объединяла жесткая необходимость вести хозяйство. Исследователь

культуры народов Севера В.Г. Богораз-Тан писал, что чукча женится, прежде всего, для то-

го, чтобы было кому починить его одежду и т.д. Женщина же никого и ничего не выбирает:

она не имеет права на хозяйство, землю, имущество, на независимую жизнь. У юкагиров

нимэрэл (жениться) дословно означает “приобрести чум”, нимэтэл (женить) – дословно

“снабдить чумом”, то есть оленями, нартами, утварью.

Женщина, став женой и хозяйкой дома, повышала социальный статус и приобретала

определенную свободу. Поэтому умерших мужей, даже жестоких и суровых, жены оплаки-

вали искренне. Осиротевшая дочь или бездетная вдова скитались от одного опекуна к дру-

гому, жили у кого-нибудь как работницы.

Самое дружеское якутское пожелание звучало так: “Пусть люди твои расплодятся,

пусть скот твой размножится”. Большая семья была не только благом, но и оправданием

жизни на земле. Якуты говорили: ”От заброшенного жилья остаются пни, от недавнего жи-

лища – заветная память, от печки – горячие угли”. Каждый человек должен иметь наследни-

ка, продолжателя рода. Отсутствие детей воспринималось как большое несчастье.

У чукчей и эскимосов бытовало поверье: на том свете бессмертная старуха спраши-

вает человека, были ли у него дети или нет. Если были, – старуха поселяет его в хорошей

яранге, и он живет там со всеми родичами, умершими раньше его. Если же выясняется, что у

человека не было детей, старуха топит его в бездонном озере.

“Товарищество по жене”. До начала ХХ века среди ительменов, эвенков, чукчей,

юкагиров, камчадалов, коряков, эскимосов и алеутов сохранялись пережитки группового

брака. Это было связано с кочевками, разобщенностью племен, отдаленных друг от друга.

Родители и родственники стремились обеспечить свое потомство женами, старались, чтобы

у домашнего очага сходились люди не чужие по крови, а общего происхождения. Поэтому

широкое распространение получил кузенный брак.

С обособлением частных хозяйств групповой брак перерождался в “товарищество по

жене”. Каждый “товарищ по жене” берет себе жену другого, живет с ней несколько месяцев

и затем возвращает ее мужу. Так мужчины закрепляли свою дружбу.

Были распространены также полиандрия, сорорат и левират. По обычаю левирата

младшие заботились о женах старших даже тогда, когда они отправлялись на охоту или во-

обще в какую-нибудь поездку. Сорорат позволял вдовцу получить без затрат жену и мать

для детей, привязанную к ним в силу родственных чувств.

Полигамия объясняется хозяйственно-бытовыми нуждами, тем, что дети ценились

как помощники. Так, эскимосская семья просто не могла существовать, если хозяйка стано-

вилась старой и больной. (А при широком возрастном несоответствии жена нередко была

значительно старше мужа). Причинами многоженства могли стать: а) бездетность первой

жены, б) желание иметь сыновей, в) большое стадо оленей, которое требовало несколько хо-

Число жен зависело от материального положения мужчины. Корякам разрешалось

иметь столько жен, сколько их мог содержать мужчина. Но мужчина был обязан получить

на это согласие первой жены. Богатые якуты распределяли между своими женами скот, ко-

торый держали в разных местах: жены усерднее управляют имуществом, чем посторонние

наемные лица.

Брачная стратегия. Дети очень рано приобщались к труду. Приученные с малых лет

к самостоятельности, серьезности и строгой дисциплине, они достигали возраста жениха и

невесты соответственно в 12–13 лет и 10–11 лет. Выдавали дочь замуж или женили сына,

учитывая не только физическую зрелость, но и, прежде всего, социальную, например, само-

стоятельность в принятии решений. Девочкам достаточно было уметь шить, варить, ставить

юрту. Мальчикам – охотиться, ловить рыбу, управлять стадом.

Для девушки оптимальным брачным возрастом считался возраст 14–15 лет, для

юноши – 15–16 лет. Женить старались помоложе, пока половой инстинкт заглушает в парне

все остальные соображения, пока воля послабей, чтобы не женился по собственному жела-

нию, не выбрал неугодной невесты.

Была распространена такая форма сверхранних браков, когда родители по сговору

женили малолетних детей. Уговор приводился по достижении детьми брачного возраста.

Ранние браки определялись острой необходимостью получить работницу (в таком

случае мальчику сватали взрослую девушку), корыстными соображениями (бедные родите-

ли соглашались выдать девочку за взрослого человека, чтобы получить хороший калым).

Калым был условием заключения брака. Плата за жену компенсировала отчуждение

рабочей силы и приданого. Брачная сделка сделка заключалась не между отдельными лица-

ми, а между сообществами.

В знак решения жениться юкагиры перед чумом родителей невесты привязывали од-

ного-двух отборных оленей. Калым рассматривался как благодарность семьи жениха роди-

телям невесты за то, что они вырастили девушку и согласились отдать ее в жены, поскольку

на женском труде держались дом и хозяйство. Брачный подарок со стороны жениха прида-

вал ценность девушке как личности и как жене.

Обычай платить калым развивал поэтапную процедуру сватовства, давал мужчине с

материальным достатком возможность проявлять разборчивость в выборе жены, учитывать

не только ее хозяйственные навыки, но и красоту, характер.

Значительная часть калыма возвращалась обратно в виде приданого, выделяемого

молодой семье для обзаведения хозяйством. Иногда бедным помогали выплатить калым его

богатые сородичи, закабаляя его как будущего работника. Калым заменялся отработкой в

доме тестя. У оленных чукчей отработка возмещала отцу ущерб от ухода дочери и части

стада, которая носила ее личное тавро. Калым заменялся иногда “усыновлением” зятя (чук-

чи и эвенки, когда не было в семье сыновей, брали в дом будущего зятя в качестве постоян-

ного жильца, он показывал рвение в работе, что еще крепче привязывало его к семье невес-

ты). Бедный эскимос, поселявшийся в стойбище жены, освобождался от калыма.

У эвенков после заключения брака жених переселялся в чум тестя на срок от 1 до 3

месяцев. Молодой муж старался заслужить расположение жены и ее родителей умением

охотиться (поскольку удачливый охотник пользовался всеобщим уважением), ловить рыбу,

пасти оленей. Только после этого он получал право забирать жену к себе в дом или оста-

ваться в доме невесты.

До конца ХIХ века существовал обычай обмена женщинами, когда двое мужчин из

разных родов, чтобы не платить калым, обменивались сестрами или дочерьми. Обмен жен-

щинами у эвенков происходил и при заключении мира враждующими сторонами. У юкаги-

ров в конце ХIХ века случался обмен женщинами между двумя семьями.

Семейный микроклимат. Внутрисемейные отношения строились на принципах

строгой субординации: младшие подчинялись старшим, а непререкаемым авторитетом был

глава семейства – отец.

Отношение родителей к детям было двойственным: любовь к детям и забота о них

уживались с безразличием к ним. Из-за высокой детской смертности в глазах родителей

жизнь отдельного ребенка была довольно зыбкой ценностью. Рождение ребенка зачастую не

отмечалось, не было ритуализовано.

От детей, наоборот, требовалось хорошо кормить и содержать старших, выполнять за

сле смерти и приносить поминальные жертвы. Старший сын с детства воспитывался в убеж-

дении, что он надежда, кормилец, опора семьи. На него рано ложилась тяжелая домашняя

работа. Если в доме не хватало мужчин, он оставался работать дома Он должен растить

младших братьев и сестер. Помощь старшего брата воспринималась как само собой разу-

меющееся.

У юкагиров строго соблюдались принципы целомудрия. По обычаю избегания раз-

нополые члены одного семейства – зять и теща, сноха и свекор, родные и двоюродные и да-

же троюродные братья и сестры – не должны разговаривать между собой без особенной ну-

жды. В случае необходимости обращались в третьем лице и не смотрели друг на друга.

У коренных народов Севера архаические формы семейной жизни сегодня практиче-

ски изжиты. Но велика доля семей, состоящих только из матери и детей. Вместе с тем боль-

шое количество мужчин не состоят в браке. Растет число внебрачных детей.

Низкие показатели брачности у мужчин-оленеводов являются следствием плохой ор-

ганизации оленеводческого хозяйства и тяжелых условий жизни на пастбищах: с одной сто-

роны, структура производства не предусматривает участие в нем женщин, с другой – усло-

вия труда и быта таковы, что не привлекают молодых женщин. В последнее время у народов

Севера стало чрезвычайно распространенным сожительство. При подобном союзе семья

юридически существует только с одним родителем, а потому статистика фиксирует рост

числа детей, рожденных вне брака.

За полвека коренные народы Северной Азии в организации своей семейной жизни

прошли путь, на который цивилизованным народам понадобились многие тысячелетия.

Скорость эволюции семейных отношений настолько высока, что современный семейный

быт этих народов, возможно, показывает картину нашего недалекого и далекого будущего.


«Два человеческих существа, подошедшие друг другу, подобны двум кораблям, которые качаются на волнах; борта их сталкиваются и скрипят», – так образно оценил сложности межличностных отношений супругов Андре Моруа. Действительно, сложно добиться согласия и взаимопонимания в семейной жизни, и особенно трудно это сделать в один из самых ответственных периодов супружества – начальный, когда молодожены сталкиваются с первыми семейно-бытовыми проблемами.
Человек не только мечтает, объясняется в любви, думает и учится, работает и общается. Он еще и вынужден готовить пищу, есть, спать, следить за чистотой тела и жилища, обслуживать свои насущные потребности. Бытовому труду отводится в среднем от двух до шести часов в сутки, что и свидетельствует о необходимости уделять значительное внимание этой стороне семейной жизни. К сожалению, «бытовая» сфера брака не всегда присутствует в представлениях молодых людей о будущей совместной жизни. Многие из них полагают, что семейное счастье зависит, главным образом, от их отношения друг к другу, от взаимной любви, а все остальное – мелочи жизни. К сожалению, «бытовые мелочи» часто становятся непреодолимой преградой в налаживании счастливой семейной жизни и нередко приводят сначала к разобщенности супругов, а затем и к распаду брака. Поэтому молодым семьям не следует недооценивать хозяйственно-бытовую сторону семейного союза.
На важность решения именно этих проблем в качестве первоочередных указывали многие исследователи семьи. В частности, американский ученый Е.М. Дувелл считает, что перед каждой вновь образованной супружеской парой стоит определенная последовательность задач, успешное решение которых ведет к счастливой семейной жизни. Это – собственное жилье; удовлетворяющий обоих супругов способ получения и траты денег; устраивающее обоих супругов распределение домашнего труда; удовлетворительные отношения с родственниками; рождение ребенка и наличие у супругов необходимых навыков и знаний по его воспитанию и др. Автор подчеркивает, что решение этих задач может достигаться не сразу после заключения брака, но они обязательно должны быть решены в процессе развития брачных отношений. Многочисленные социологические исследования, проведенные в нашей стране, касающиеся успешности и стабильности брака, во многом подтверждают эту концепцию. Хотя следует признать, что набор таких задач для каждой отдельно взятой пары может быть значительно шире, а их значимость различной.
У большинства молодых семей в настоящее время нет собственного жилья. Первой предпосылкой успешного развития семейных отношений является наличие отдельного пространства для совместного проживания супругов. Смысл и назначение собственного жилья заключаются в том, что именно здесь на практике реализуется вновь возникшее сообщество двух людей противоположного пола. Квартира или хотя бы отдельная комната является необходимым условием нормального развития супружеской жизни.
Иногда молодые супруги при отсутствии собственного жилья либо продолжают жить каждый со своими родителями, либо начинают семейную жизнь на жилплощади одной из родительских семей, ведя совместное хозяйство вместе с ними. Подобные варианты приемлемы лишь в том случае, если предвидится разрешение жилищной проблемы молодоженов в ближайшем будущем (имеется в виду лишь несколько месяцев). Но и в этом случае подобный выход из ситуации имеет больше отрицательных последствий, чем положительных. В чем же состоит негативное влияние отсутствия собственного жилья на прочность брака?
Рассмотрим вариант раздельного проживания супругов. Если молодожены не имеют общего жилья, хотя и живут в одной местности, то заключенный брак является формальным. Супруги лишены возможности привыкания друг к другу, их встречи, как и до вступления в брак, носят эпизодический характер. Среда, в которой каждый из них продолжает находиться в отдельности, оказывает на них различное, часто неблагоприятное воздействие, что может привести к утрате ответственности перед партнером. Появляются соблазны внебрачных отношений, осуществляются они намного легче, чем когда молодые живут под одной крышей. Если такое положение сохраняется и год, и два, супруги упускают драгоценное время для создания новых форм общения и развития общего «мы». Безвозвратно уходит время, необходимое для эмоциональной идентификации, супруги не переживают общие радости и общие трудности, связанные с решением бытовых проблем, рождением и воспитанием ребенка, укрепляются в своем эгоизме, который характерен для неженатых людей.
Негативные моменты можно выделить и в варианте совместного проживания молодоженов с родителями. На первый взгляд, такой подход к решению жилищной проблемы имеет определенные преимущества: оплата жилья, питания, помощь по дому, поддержка в трудных жизненных ситуациях, помощь в уходе за ребенком. Но «плата» за эту помощь бывает нередко слишком высокой. Во-первых, жилищные условия часто непригодны для проживания в одной квартире двух семей (бывает трудно выделить молодой семье изолированную комнату). Во-вторых, могут возникнуть сложности совмещения жизненного уклада разных поколений. В-третьих, молодой супруг, в родительской семье которого находит «приют» новая семья, не приучается к самостоятельности, перекладывает свои семейные проблемы на плечи родителей. В-четвертых, возможно вмешательство родителей во взаимоотношения молодоженов, что может привести к конфликтам и распаду молодой семьи.
Проблема в том, что родители даже после заключения брака их детьми продолжают воспринимать своего сына или дочь ребенком, пытаются руководить молодоженами, навязывать им свою точку зрения. А молодая жена хочет видеть в своем супруге мужчину, который был бы способен обеспечивать ее семью материально. При совместном проживании с родителями молодой муж редко может проявить такие качества. Кроме того, молодой женщине не доставляет большого удовольствия смотреть, как ее мужа, отца ее ребенка отчитывают, словно провинившегося школьника. Другая ситуация – когда свекровь считает своим долгом научить свою невестку «как надо жить».
Сходные проблемы возникают и в тех случаях, когда молодые супруги проживают с родителями жены. Молодой муж не чувствует себя хозяином в доме, мать и дочь также не всегда могут разделить «сферы влияния».
Если супруги живут одной семьей с родителями (мужа или жены), соперничество вспыхивает между женщинами: старшей и младшей. Старшая не без оснований держится за свое лидирующее положение в доме: она намного опытнее, ответственнее и поэтому считает, что главенство в семье по праву должно принадлежать ей. Однако и младшая не желает оставаться «вечным ребенком» и быть подручной, полагая, что статус замужней женщины позволяет ей быть самостоятельной и независимой от родителей, а значит, она вполне может справляться с функциями семейного лидера («хозяйки в доме»).
По наблюдениям социологов каждый десятый развод происходит из-за вмешательства в жизнь молодой семьи родителей супругов. К этому добавляется многолетняя бытовая неустроенность, обнаженность личных отношений перед посторонними людьми, материальная зависимость от родителей и другие проблемы, которые ведут к дестабилизации семейных отношений. Решить эти и другие не менее важные вопросы молодой семье удается не сразу. Молодые супруги должны помнить: семья как целое живет не только настоящим и прошлым, она обязательно должна жить будущим. У супругов непременно должны быть резервы для дальнейшего развития своих взаимоотношений. Иначе будничность, обыденность будут восприниматься как атрибут семейного существования. В этом смысле большое значение имеет наличие совместных планов, которые супруги предполагают осуществить в будущем. Имеются в виду не только «материальные достижения»: приобрести квартиру, купить мебель и т. д., но и семейные путешествия, профессиональные успехи членов семьи, достижения детей. Не менее значимая проблема, с которой сталкиваются молодые супруги, это устройство своего Дома и распределение домашних обязанностей. Если молодые совместно решают, что им следует приобрести в первую очередь, а с чем следует пока повременить, то подобное бытовое сотрудничество сближает их.
Некоторые мужчины передоверяют устройство Дома жене, полагая, что она лучше справится с этим. Тем самым они лишают себя удовольствия прожить с любимым человеком чудесные минуты, организуя совместное жилище и внося в свой Дом свои увлечения, свой вкус и фантазию. Квартира – это в известной степени «зеркало супружества», поэтому важно, чтобы усилиями обоих супругов в ней поддерживался порядок, создавался уют, царили покой и взаимопонимание.
Понятие «быт» включает четкий режим питания, общий порядок в доме (уют) и межличностные отношения между членами семьи (последнее принято называть психологическим климатом). Психологическому климату принадлежит ведущая роль во всей сфере быта. Если в семье все благополучно, то порядок как бы дополняет и подчеркивает хорошую семейную атмосферу. Наоборот, даже идеальный порядок начинает раздражать, если между супругами нет согласия и взаимопонимания. Часто семейные неурядицы начинаются с решения вопроса о том, кто в молодой семье будет ее главой. Вопрос главенства при этом упирается в элементарное распределение домашних обязанностей. Распределения «по интересам» в домашнем труде нет и быть не может, так как бесконечные домашние дела никогда не кончаются. Важно рационально распределить бытовой труд в зависимости от возможностей каждого из супругов, учитывая тип семьи, уровень сформированных потребностей, обеспеченность коммунальными услугами, типом жилья и т. п. Как свидетельствует практика, формы распределения бытовых обязанностей между членами семьи различны.
Бытовое творчество: при духовном комфорте по взаимной инициативе все семейные дела выполняются совместно, каждый берется за ту часть работы, которая не сделана, так как другой занят. Готовность выполнять любую работу по дому с удовольствием возникает там, где семейная жизнь супругам в радость.
Сотрудничество: основные дела в семье супруги выполняют вместе, но часть домашней работы строго дифференцирована: один всегда покупает продукты, другой моет посуду и т. п. Нелюбимые дела выполняют по очереди.
Хозяйственная деловитость: каждый выполняет свои домашние обязанности по строго заведенному распорядку. Если один из супругов берется помочь другому вне всякого регламента, это считается услугой, которая как-то вознаграждается: взаимной услугой, благодарностью, лаской, подарком.
Бытовая неустроенность: идет перекладывание друг на друга семейных бытовых дел, которое приводит к тому, что молодые супруги под разными предлогами избегают выполнять ту или иную необходимую работу по дому. В результате грязная посуда накапливается в раковине, бульон так и остается неприготовленным, вечно забывают купить хлеб или молоко и т. п. Такой неустроенный быт вносит нервозность, вызывает недовольство друг другом.
Бытовая эксплуатация мужчины или женщины: один из супругов примиряется с ролью домашней хозяйки (чаще всего это бывает женщина), выполняет все работы по дому и даже не сетует на свою долю.
Именно такая форма «бытового сосуществования» часто приводит к разногласиям и конфликтам в семье. Первоначально женщина вроде бы сама справляется и ей доставляет удовольствие порадовать мужа чистотой в квартире, вкусным обедом, выглаженной рубашкой. Но не следует забывать о том, что современная женщина, как и мужчина, занята на производстве (службе), а домашние заботы – это добавление к ее трудовому графику. К тому же женщина физически слабее мужчины, а домашние хлопоты, по свидетельству социологов, требуют колоссальных физических усилий. В среднем, по подсчетам социологов, на домашнюю работу женщина тратит около 40 часов в неделю – время, приблизительно равное труду на производстве, что дает основание специалистам говорить о ее «совокупном» рабочем дне. Естественно, что при таком «разделении» хозяйственных забот женщина устает физически и морально. Соответственно изменяется и отношение к супругу. Не понимая причин охлаждения к себе, он, в свою очередь, выражает удивление и неудовольствие, что порождает конфликты и может привести к разводу. Поэтому применительно к современной семье не всегда уместным является распределение бытовых обязанностей на «мужские» и «женские», так как в городских условиях большинство хозяйственных забот целиком и полностью лежат на плечах женщины. Чисто мужской труд сведен до минимума, поэтому следует говорить о перераспределении хозяйственно-бытового труда в сторону увеличения его доли для мужчин. Это важно еще и потому, что в современной семье мужчина не всегда является единственным ее кормильцем, иногда большую часть семейного дохода составляет заработная плата жены.
В новой эгалитарной семье, где существует равенство между мужем и женой, к одинаковым правам уже привыкли, а к одинаковым обязанностям – еще нет.
Молодым супругам, только начинающим совместную жизнь, следует помнить, что большинство семейных конфликтов происходит из-за разногласий по поводу участия в домашнем хозяйстве. Это подтверждается исследованиями белорусского ученого Н.Г. Юркевича. Он отмечает, что там, где домашние обязанности целиком или почти целиком выполняет жена, неудачных браков почти в 2 раза больше, чем счастливых. Там же, где оба супруга несут одинаковую нагрузку, счастливых браков в 11 раз больше, чем неудачных. Но не следует оставлять без внимания и особенности мужской психологии. Мужчины больше, чем женщины, подвержены следованию определенным стереотипам, сложившимся в обществе. Их отношение к хозяйственно-бытовой сфере семейной жизни может быть обусловлено этим фактором, а также теми традициями, которые существовали в семье его родителей.
Иногда уклонение мужа от домашних дел носит временный характер по причине природных особенностей мужского организма. В частности, для мужчины свойственно чередовать активную деятельность с пассивным ничегонеделанием. Это свойство мужского организма сложилось в течение долгой человеческой истории. Мужчинам часто приходилось жить на пределе своих человеческих возможностей: бой, охота, путешествие – все это требовало предельного напряжения сил, полной самоотдачи. Восстановить силы можно было только полным расслаблением. Пусть теперь наши мужчины не бойцы, не охотники, и не все из них путешественники, иногда необходимо быть к ним более снисходительными и терпимыми.
В распределении обязанностей многое зависит от индивидуальных установок, позиций членов семьи. Есть женщины, которые не терпят, когда муж появляется на кухне, считая, что его дело – обеспечить семью материально, и есть мужчины, которые любят готовить еду. Есть мужчины, которые с удовольствием шьют, вяжут, но их жены стесняются признаваться в этом знакомым. Есть женщины, которые любят заниматься домашним хозяйством и предпочли бы не работать, а посвятить себя семье всецело. Встречаются и такие оригинальные варианты семейного быта, в которых добросовестное отношение мужчины к домашней работе и его исполнительность приводят к тому, что женщина быстро привыкает к своему господствующему положению и поэтому мало ценит «рабочую силу». Тогда уже мужу приходится доказывать ей необходимость «равенства».
Идеальным вариантом для обоих супругов является такая форма распределения бытовых обязанностей, которая устраивает молодых супругов. Здесь нет и быть не может конкретных рецептов. Тем не менее, начинающим совместную жизнь молодоженам небесполезно будет усвоить некоторые правила организации домашнего труда в семье.
1. Решение о разумном распределении обязанностей должно приниматься на семейном совете. Разумное распределение домашних обязанностей – понятие не столько экономическое, сколько психологическое. Следует начать создание семейного хозяйства с согласования, рациональности и целесообразности. И прежде всего – с себя, с определения своих умений, возможностей, занятости: каждому следует стараться делать то, что лучше получается именно у него.
2. Необходимо выделить из домашних дел те, которые по «исторически сложившимся традициям» уже выполняют другие члены семьи. Теперь оставшиеся обязанности надо разделить на постоянные (ежедневный или регулярно повторяющийся труд – приготовление пищи, стирка и т. п.) и временные поручения. Чтобы не упустить генеральную линию развития семьи, желательно разделить обязанности на стратегические и тактические, при этом надо отметить, какие из них являются специфически женскими, какие – мужскими, а какие – общими.
В этом случае можно опираться на примерный перечень домашних дел, предложенный специалистами в изучении вопросов, касающихся хозяйственно-бытовых проблем семьи:
покупка продуктов питания, их заготовка впрок;
приготовление пищи;
уборка квартиры (ежедневная);
ремонт квартиры;
стирка («большая» и «малая»);
ремонт бытовых приборов;
сопровождение детей в ясли, детский сад или школу и обратно домой;
посещение родительских собраний в школе;
помощь детям при подготовке уроков и игры с ними;
контроль за соблюдением детьми режима дня.
Данные о распределении домашних обязанностей можно занести в специальную таблицу, которая будет служить своеобразным напоминанием о том, что и когда должен делать каждый из супругов или других членов семьи.
3. Критерием разделения домашних дел должна быть справедливость. Если муж на работе отдает больше сил, он дома может расходовать их меньше, и наоборот.
4. Очень упорядочивает семейный быт не только рациональное распределение обязанностей, но и – хотя бы нежесткое – планирование работ. Целесообразно отметить, сколько времени уходит на то или иное дело и учитывать его при планировании, чтобы не спешить, не нервничать и успеть сделать все необходимое.
5. Рекомендуется совмещать дела, а не хвататься за все сразу, чтобы не возникало нервозности. Главное: нельзя забывать, что все в доме делается для себя и тех, близких сердцу людей, которые находятся рядом.
6. Мужу, который хочет завоевать авторитет и уважение в семье, приходится быть самостоятельным в выполнении каких-то обязанностей. Психологическое напряжение, вызванное необходимостью без конца что-то «организовывать, толкать и разъяснять», утомляет и раздражает не меньше, чем физические нагрузки. Именно поэтому многие женщины предпочитают делать все сами, чтобы не тратить энергию на преодоление его активного или внутреннего сопротивления, что, естественно, не улучшает ее отношения к мужу.
7. Нельзя упрекать жену в неумении вести хозяйство; ей надо помочь не только советами, но и практически. Жене, которая хочет справедливого распределения нагрузок, а помимо этого – мужественного мужа и авторитетного отца, нужно поначалу проявить терпение. Пока не каждый мужчина умеет исполнять домашние обязанности. Даже если жена все делает быстрее и лучше, это не повод делать все ей. Ко времени появления ребенка, нужно, чтобы его отец уже чувствовал себя самостоятельным. Предусмотрительнее отдать ему часть дел, терпеливо ожидая, когда он научится с ними управляться. Если же он добровольно не берется за них, надо постараться постепенно убедить его, что отношения в семье улучшатся от его участия в домашних хлопотах. Не следует выражать неудовольствие, пренебрежение, если что-либо у него не получается. Нельзя принуждать его делать то, от чего он категорически отказывается. Если стесняется выносить мусор, пусть моет посуду или пылесосит ковры.
8. Главное в домашних хлопотах – воспринимать любую работу с удовольствием, как игру интеллектуальных и физических сил. Если это не удается, то надо совместно организовать ее так, чтобы она не давила на сознание, оставляя время, силы и хорошее настроение для главного – общения, отдыха и интересных дел.
Если же домашние заботы берут на себя родители, за это надо быть им благодарными. Следует обязательно им помогать по собственной инициативе, не дожидаясь от них просьбы о помощи.
Перечень правил и условий рациональной организации семейного быта можно было бы продолжать до бесконечности. Главное – внутрисемейный труд следует рассматривать как совместное творчество обоих супругов по созданию семейного очага, обустройство которого требует не только моральных и физических, но и финансовых затрат.
Семейный быт тесно связан с семейной экономикой. Для сохранения и укрепления супружеской любви молодой семье нужна твердая экономическая почва под ногами.
Само слово «экономика» в переводе с греческого означает искусство ведения домашнего хозяйства, искусство, являющееся важной составной частью семейного благополучия. Особенно важно постижение его в период становления семьи, когда молодым супругам приходится самостоятельно решать вопросы удовлетворения личных и семейных потребностей. Из всех хозяйственно-бытовых проблем, с которыми сталкиваются молодожены, особо заявляет о себе бюджет. Именно он диктует стиль жизни семьи. В семье, как и в масштабах страны, важны планирование, учет, контроль, бережливость. Необходимо стремиться рационально использовать денежные средства, правильно и экономно питаться, разумно приобретать предметы домашнего обихода, одежду, обувь и т. д. Молодым людям важно еще до вступления в брак овладеть элементарными умениями планировать и контролировать семейный бюджет, соблюдая баланс доходов и расходов.
Необходимо учитывать основные статьи расходов.
Во-первых, это деньги на питание и другие ежедневные расходы. На первых порах полезен учет расхода продуктов, например, на месяц («от зарплаты до зарплаты»). Знание приблизительных норм позволит с зарплаты покупать продукты, которые могут лежать до следующего получения денег, иметь некоторый их запас, что избавит от затруднений в случае непредвиденных расходов. Обычно после двух-трех месяцев строгого учета этой статьи домашних расходов становится понятным, сколько денег уходит на питание и каковы в этом плане возможности семьи.
Во-вторых, оплата различных коммунальных услуг. Рассчитать это несложно, но траты по этой статье серьезны и требуют строгого отношения к деньгам. Сюда можно отнести и транспортные расходы.
В-третьих, следует предусмотреть расходы на ведение домашнего хозяйства (покупка моющих и чистящих средств) и предметы ухода за внешностью (шампуни, лосьоны, кремы, дезодоранты и др., а также услуги парикмахерской).
В-четвертых, расходы на культурные мероприятия и отдых.
В-пятых, крупные по денежным затратам приобретения: одежда, обувь, мебель, бытовая техника и другие предметы быта. Что приобретать молодой семье, в какой последовательности и для кого из двоих, если речь идет об одежде или обуви, должно обязательно решаться самими молодыми супругами. Вмешательство посторонних людей, тем более родителей, недопустимо. Следует предостеречь от стремления сделать свой дом «не хуже, чем у других», что приводит к долгам, поиску дополнительных заработков, а это, как правило, лишает супругов возможности совместного отдыха, приводит к усталости, раздражению – типичным причинам семейных конфликтов.
Без предварительных накоплений, родительской помощи или кредита молодой семье трудно начинать совместную жизнь, тем более, если молодожены еще не получили профессию или испытывают трудности с трудоустройством (распространенное явление в наши дни).
Существует несколько точек зрения о помощи родителей, пополняющих бюджет молодой семьи.
Первая точка зрения заключается в том, что всякое вмешательство в вопросы семейной жизни считается безнравственным, а экономическая помощь – одна из форм такого вмешательства.
Вторая точка зрения: молодым надо добиваться всего собственным трудом. Если не приобрел профессию, не стоит торопиться с созданием семьи. Иначе молодые привыкнут видеть в своих родителях главный источник доходов.
Третья точка зрения: детям надо помогать, если есть возможность. Подобная постановка вопроса может привести к двоякому результату. Помощь, оказываемую родителями в виде приданого или подарков, в целом можно приветствовать. Такая помощь, осуществляемая бескорыстно, является логическим проявлением любви родителей к своим детям и их заботой о благосостоянии только что родившейся семьи. Но в помощи, оказываемой родителями, кроется немало опасностей, о которых молодым следует знать. Родители, внесшие большой финансовый вклад в семью молодых, невольно начинают вмешиваться в их дела и не только в вопросы ведения домашнего хозяйства. В результате такой «помощи» у молодоженов не возникает желания жить самостоятельно, нет чувства ответственности за свою семью. Родители могут прямо или косвенно породить у них иждивенческие установки и разрушить неокрепшую семью. Это одна из крайностей, о нездоровом влиянии которой на становление семьи следует помнить молодым супругам. Другая крайность состоит в том, что родители часто не ограничиваются разовой помощью молодым, а продолжают это делать изо дня в день на протяжении многих лет. Молодые быстро утрачивают чувство меры и привыкают жить не по средствам. Родителям молодых супругов следует оказывать молодой семье такую помощь, которая не ущемляла бы интересы ни одной из сторон. Это может быть финансовая поддержка (разовая или периодическая), погашение кредитов, вещественные подарки (мебель, холодильник, телевизор и т. д.), помощь в ведении хозяйства, присмотр за детьми.
Главное – постичь азбуку семейной экономики.
Первый закон гласит, что доходы и расходы должны быть сбалансированными и по возможности содержать элементы прибыли, экономии. Если нарушается баланс, значит, не просто расстраивается семейная экономика – разлаживается вся семейная жизнь, неизбежны ссоры, неудовлетворенность, затяжные конфликты.
Второй закон – планирование, учет, контроль и организованность – взаимосвязанные составные семейного бюджета. Общая сумма планируемых расходов не должна превышать 80 % семейного бюджета, иначе возможен перерасход и неизбежность «урезать» средства, предназначенные на культурную программу и отдых.
Третий закон: бюджет создается всеми членами семьи, всеми планируется и реализуется. Единоличное ведение семейного бюджета может породить у других членов семьи подозрение в «финансовых злоупотреблениях».
Чтобы финансовые сложности первых лет семейной жизни не вносили разлад в отношения между молодыми супругами, чтобы они преодолевались ими по возможности безболезненно, необходимо каждому из них усвоить важные психологические аспекты семейной экономики. 1. Неважно, на что вы тратите свои деньги. Главное, чтобы расходы удовлетворяли потребности всех членов семьи. Хорошо, если молодые сразу начнут сами вести свое хозяйство. Пусть поначалу недостаточно умело, неэкономно. Родителям можно лишь давать советы, а ведение хозяйства предоставить молодой семьи. Молодые, ведущие свое хозяйство самостоятельно, быстро приучаются к экономии.
2. Для грамотного ведения хозяйства не имеет значения, ведает семейной кассой муж или деньгами распоряжается жена. Главное, чтобы молодые чувствовали себя свободными, не считали, что партнер использует общие деньги в своих личных интересах. Научитесь доверять друг другу, а опыт придет к вам через преодоление ошибок.
3. В первую очередь нужно научиться осознавать свои возможности и подчинять им свои потребности, распределять средства, выделив главное и второстепенное.
4. Нельзя экономить на питании, полноценном отдыхе. Неразумно отравлять себе жизнь из-за того, что у кого-то материальные возможности больше: счастье семьи не всегда находится в прямой зависимости от ее средств.
5. Тот, кто с детства не научился регулировать свои расходы, должен постараться обрести это умение в кратчайшие сроки, поскольку молодая семья остро в этом нуждается.
6. Хотя муж и жена зарабатывают чаще всего одинаково, на мужчине лежит первичная ответственность за благосостояние семьи. Женщина более привязана к заботам о детях, а нередко – и о доме, а сил у нее меньше.
7. Никакие притязания молодых на материальную опеку непозволительны. Даже если живущие в материальном достатке родители не желают помогать детям в нелегкий период становления семьи, упреки детей в этой ситуации бессмысленны: юридически родители свободны от подобных обязанностей.
8. Непозволительно жене укорять мужа малыми заработками: денег это почти никогда не прибавляет, а отношения портит. Зарабатывая больше мужа, жена не должна терять чувства такта: эта ситуация мало приятна ему, а если еще и подчеркивать ее, вместо уважения можно добиться неприязни.
9. Нелегко научиться главному умению: расходовать деньги при крайней необходимости. Надо не увеличивать всеми мерами доходы, а соизмерять с ними свои потребности.
Как известно, бытовые мелочи могут приводить к дестабилизации семейных отношений. Особенно это касается распределения домашних обязанностей. Многие женщины убеждены, что общество требует от них больше, чем от мужчин. Некоторые мужчины считают, что нет ничего легче домашних забот, а для детей созданы детские ясли и сады. Кое-кто считает, что жены не интересуются работой своих супругов и не могут понять, почему вечером они возвращаются домой такими усталыми. Во многих семьях спорят, кто больше заботится о семье. Чтобы разрешить этот спор, ниже приводится тест, который поможет разобраться в сложностях распределения семейных ролей, связанных с хозяйственно-бытовой стороной жизни. Тест «Чья очередь мыть посуду» Инструкция. За каждый ответ, на который вы искренне сможете ответить «я», получите 1 балл.
1. У вас или у вашего супруга более напряженная жизнь?
2. Кто из вас больше всего заботится о детях?
3. К кому из вас дети чаще обращаются со своими проблемами?
4. Кто из вас чаще ходит за ребенком в детский сад или на родительские собрания в школу?
5. Кто организует детские торжества в саду, школе или дома по большим праздникам?
6. Кто из вас больше читает книг по воспитанию детей?
7. Кто из вас позднее возвращается с работы?
8. Кто в вашей семье выполняет тяжелую физическую работу?
9. Кто больше подвержен стрессам, хандре, апатии?
10. Чья работа более тяжелая?
11. Кому из вас дольше ехать до работы?
12. Кто из вас больше заботится о семье?
13. Кто более раздражителен?
14. Кто выполняет домашнюю работу, которая требует большей сосредоточенности?
15. Кто из вас обычно готовит?
16. Кто чаще ходит за продуктами?
17. Кто в семье шьет, вяжет?
18. Кто стирает?
19. Кто убирает?
20. Кто из вас выполняет мелкий ремонт по дому?
21. Кто в основном поддерживает контакты с соседями, друзьями?
22. Кто поддерживает отношения с родственниками?
23. Кто пишет письма от имени семьи?
24. Кто оплачивает коммунальные услуги, выписывает газеты?
25. Кто кормит домашних животных и ухаживает за ними?
26. Кто возится в огороде, на даче, занимается с комнатными растениями?
27. У кого, не считая отпуска, больше свободного времени?
28. Кто больше внимания уделяет учебе детей?
29. Кто планирует семейный бюджет?
30. Кто планирует свободное время семьи и за ним остается свободное слово?
Подсчет тестовых баллов и интерпретация результатов. Подсчитайте общее количество полученных очков. Сверьте свой суммарный показатель со следующей шкалой оценок.
22 и более очков. В вашей семье не может пока быть и речи об идеальном распределении домашних хлопот. Мужу советуем выяснить у жены, чем он мог бы помочь ей по дому; может быть, он слишком часто говорит ей, что не в состоянии справиться с ее заданием. Искренен ли он?
Супруге советуем попытаться пробудить в своем муже интерес к каким-то домашним делам. Старайтесь поощрять его за самые скромные успехи.
От 13 до 21 очка. В вашей семье нет причин для тревоги. Если жена и берет на себя большую часть домашних дел, то не слишком часто. И как только у мужа появляется первая возможность, он помогает ей.
12 и менее очков. Быть может, супругу кажется, что в семье домашние заботы распределены справедливо. Пожалуй, он обманывает себя, его жена несет на себе куда большую ношу.

Все люди мечтают, объясняются в любви, учатся и думают, ходят на работу и общаются. Однако при этом они еще должны спать, обслуживать себя, готовить, убирать, следить гигиеной своего тела и чистотой в доме. Это и называется семейный быт . Это понятие заслуживает особенного внимания в семейной жизни.
Зачастую сразу после замужества молодая пара сталкивается с вопросом: «Где жить?» Если у них нет перспективы получить собственную квартиру, то незамедлительно стоит подумать о временном жилье. Существует вариант жизни у родителей. Но практика, в который раз, убеждает в том, что проживание молодой пары на одной площади с родителями не желательно ни тем, ни другим.

Где бы ни проживали муж с женой, порядок в доме является их общей заботой. Ведущую роль в семейном быте всегда будет играть атмосфера. Если она положительная, то и с порядком в доме не возникнет проблем. Если присутствует нервная атмосфера, то даже порядок будет раздражать. Очень важное значение приобретает тон, который супруги применяют по отношению друг к другу. Искусство семейных отношений заключается в том, чтобы положительные качества и привычки одного вызывали гордость и уважение у другого.

При организации быта не следует противопоставлять отдых и труд. Всегда можно совмещать приятное с полезным. Также невозможно жить душа в душу без общих переживаний. Если в семье есть дети, то на них тоже можно возложить постоянные обязанности. Они могут убирать дома или готовить еду. А если все члены семьи будут подходить к своим обязанностям ответственно, то и проблем не возникнет.

Для создания прочного жизнеспособного фундамента, в семье обязана присутствовать любовь. Ведь, когда любишь, смотришь на мир и своими глазами и глазами любимого человека. И, благодаря этому, он становится вдвойне прекрасен. Семейное счастье во многом зависит от умения думать и решать проблемы. Бытовые заботы станут легче, если подходить к ним с юмором и энтузиазмом.

Как организовать семейный быт для сайта - семья, дети, дом

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.