Роман достоевского подросток краткое содержание. Подросток. Достоевский Ф М - «Подросток Ф.М.Достоевского - книга о вечной проблеме отцов и детей, написанная на смене эпох. Трагедия русского дворянства. Метание одинокой души.». Другие пересказы и отзывы д

Труды такого известного классика, как Федор Достоевский, мыслителя современной русской классики до сих пор не утратили своей актуальности. А даже наоборот приобретают все большую заинтересованность не только в кругах исследователей творчества Федора Михайловича, но также молодежи и людей более старшего поколения. Роман Достоевского «Подросток» был написан в 1875 году и был опубликован в журнале «Отечественные записки» этого же года. Характер этого произведения таков, что волей-неволей задумаешься не только об абстрактном смысле жизни, но собственного положения, своего душевного состояния на сегодня. Роман, действительно, заставляет крепко задуматься о своей жизни, да к тому, же еще и помогает чувствовать себя при этом человеком ищущим и мыслящим. Такое влияние оказывает роман на миллионы умов, читающих его.

Самой первой идеей, бросающейся в глаза анализирующему произведение читателю, является, пожалуй, стремление автора отразить взаимоотношения между отцами и детьми, их проблемы и выходы из проблемных ситуаций. Причем не только в частном порядке, но и более масштабном – например, взаимоотношения поколений отцов и детей. Также в роман грамотно и удачно вплетена тема религии и отношения человека к духовным ценностям.

Итак, развитие отношений, большей частью, происходит между двумя героями – это подросток Аркадий Макарович Долгорукий (фамилия у Аркадия была его формального отца) и его отец Андрей Петрович Версилов. Главному герою – подростку Аркадию – девятнадцать лет. По современным меркам в таком возрасте люди причисляются уже к юношеской поре своих лет, а не подростковой. Но Ф.М.Достоевский видит его подростком вполне обоснованно, ведь все окружающие считали Аркадия таковым. Он по этому поводу очень возмущался говоря: «Какой я подросток! Разве растут в девятнадцать лет?»

К своим годам Аркадий уже окончил московскую гимназию, однако дальше учиться идти не хочет. Вместо этого решил он воплотить свою заветную мечту – стать самым богатым человеком, таким как, например Ротшильд. «Для чего он хотел богатства?» – спросите вы. И ответ будет таков – ему очень сильно хотелось быть могущественным и жить уединенной жизнью. «К чему такое, казалось бы, безумное стремление» – невольно подумает читатель. А дело все было в том, что у Аркадия были проблемы в общении с людьми. Ему всегда казалось, что с него смеются, и он выглядеть глупым. Характер у него был, как свойственно и всем подросткам, склонный к гордости, самолюбию и экспансивному радикализму.

Итак, после окончания гимназии Аркадий переселяется в Петербург, куда его пригласил его родной отец Версилов, чтобы найти работу или как раньше это называлось «поступить на службу». В Петербурге также живет его мать – Софья Андреевна, и сестра – Елизавета Андреевна. Отец Версилов очень активно проповедовал русскую культуру, всевозможные идеи духовности русского дворянства, «всемирное гражданство» и «всепримирение идей». Конечно же, такой человек будет служить значимым авторитетом для Аркадия и занимать в его жизни главное место. Ведь Версилов в глазах подростка был не просто отцом, но также и идейным вдохновителем.

Однако, несмотря на такое отношение к Версилову, Аркадий все же попал под влияние пересудов о его отце. Поэтому в Петербург он едет с каким-то внутренним напряжением и задачей выяснить, на самом ли деле Версилов совершал все те гнусные поступки, которые приписывала ему людская молва. И вот приехав, Аркадий поступает на службу секретарем к Сокольскому Николаю Ивановичу, который был раньше другом Версилову. Послужив совсем не долгое время, Аркадий уходит от Сокольского в очередном своем порыве гордости и уязвленного самолюбия, потому, что дочь Сокольского обвинила его в шпионстве.

И тут Аркадию в руки попадают два письма. Одно из которых – это уведомление о том, что судебный процесс о наследстве с Сокольскими, который Версилов выиграл, может быть пересмотрен и решение будет явно не в пользу отца Аркадия. А второе письмо было от дочери Сокольского, Катерины Николаевны, и говорило о слабоумии ее отца и что ему требуется опека. Такое содержание письма могло бы очень сильно рассердить Сокольского и настроить против дочери. Аркадий, тем не менее, не растерялся и спрятал второе письмо.

Полезно молодым людям

История о подростке, который хотел развить свои отношения с родным отцом. После бурных скандалов и пережитых моральных потрясений главный герой остепеняет свой гордый характер и приобретает жизненную мудрость. Очень философичная и реалистичная история.

Дальнейшие события и скандал вокруг Версилова и Лидии Ахмаковой, которая родила ему незаконнорожденного ребенка, в конец огорошивает Аркадия. Тем более, что он лично сам был очевидцем скандала из-за Версилова. Аркадий опустошен. Он понимает, что его отец, которого он чуть ли не боготворил – нечестный человек, тайный развратитель и подлец. Поэтому Аркадий решился высказать все своему отцу и удалиться от него. Но через какое-то время он убеждается в обратном, что Версилов ни в чем не повинен и Аркадий успокаивается. Между отцом и сыном теперь, наконец, установились близкие отношения.

Спустя какое-то время Аркадий пристрастился к азартным играм и играет в рулетку. И, конечно же, много проигрывает. Но однажды он узнал, что его сводная сестра Анна Андреевна собирается вступить в брак с Сокольским и что она очень интересуется его наследством. И для того, чтобы решить все в свою пользу, она ищет любой компромат на дочь Сокольского. Но он сразу ей ничего не рассказал о том письме, которое все еще хранится у него. После многих событий в пьяном бреду, он рассказывает об этом письме старому приятелю Ламберту, который тоже решил плести свои сети вокруг возможности нагреть руки на деньгах Сокольского.

Во все эти хитросплетения вокруг наживы и подлостей вплетается Макар Иванович Долгорукий – формальный отец Аркадия. Он был очень благонравным и мудрым старцем, который собирал подаяния на постройку храма. В моменты мудрых и назидательных для аркадия бесед с Макаром Ивановичем, в молодую душу юноши вливался живительный свет. Чуть позже Макар Иванович умирает. Отец Версилов бросает семью и бежит к своей давней страсти Ахмаковой, дочери Сокольского, которая его отвергает. И Акркадия наконец решается отомстить Ахмаковой за ее сердечные издевательства над Версиловым. Он идет к Ламберту, чтобы обсудить план мести с помощью сохранившегося письма.

Ламберт, напоив бедного подростка, выкрадывает у него письмо и вместе с Версиловым заманивает Ахмакову к Татьяне Павловне, тетке Аркадия. Раскаявшийся подросток узнает об этом и стремглав кинулся к ней, чтобы остановить замысел Ламберта. Прибыв на место он застает такую картину: Ламберт угрожая револьвером и письмом требовал у Ахмаковой деньги. Исход такой напряженной ситуации решается при помощи одного странного поступка Версилова, который неожиданно оказывается притаившимся за дверью. Тот, выхватив револьвер у Ламберта. Решил сначала застрелиться Ахмакову, но потом все же остановил выбор на себе собравшись стрелять в свое сердце. Аркадий бросился спасать отца, ему помог Тришатов. Версилов в борьбе все же выстреливает, но попадает себе в плечо.

Аркадий Макарович Долгорукий, он же - Подросток, рассказывает в своих записках о себе и событиях последнего времени, в которых он был одним из главных участников. Ему двадцать лет, он только что закончил гимназию в Москве, но поступление в университет решил отложить, чтобы не отвлекаться от осуществления заветной идеи, которую вынашивал чуть ли не с шестого класса.

Идея его - стать Ротшильдом, то есть накопить много денег, а вместе с деньгами обрести могущество и уединение. С людьми Аркадию, по его признанию, трудно, он теряется, ему кажется, что над ним смеются, он начинает самоутверждаться и становится слишком экспансивен. Идея не случайно закралась в его душу. Аркадий - побочный сын родовитого дворянина Андрея Петровича Версилова и его дворовой, что порождает в нем, подростке гордом и самолюбивом, комплекс неполноценности. Фамилию он носит другую - своего формального отца, тоже дворового Версилова, Макара Ивановича Долгорукого, но и это только лишний повод для унижения - при знакомстве его часто переспрашивают: князь Долгорукий?

До гимназии он воспитывался в пансионе француза Тушара, где претерпел множество унижений из-за своей незаконнорожденности. Все это сделало его особенно впечатлительным и ранимым. Однажды, придя к своему сводному брату, законному сыну Версилова, для получения пересланных отцом денег, он не был принят, хотя брат был дома, деньги же были переданы через лакея, что вызвало в Аркадии бурю негодования. Его самолюбие постоянно настороже и легко уязвляется, но, добрый и восторженный по натуре, при приветливом и доброжелательном к нему отношении он от обиды и неприязни стремительно переходит к любви и обожанию.

В Петербург он приезжает по приглашению отца, чтобы поступить на службу. Кроме того, там живут его мать, кроткая и набожная Софья Андреевна, и сестра Лиза, а главное, отец - Андрей Петрович Версилов, который принадлежит к высшему русскому культурному типу «всемирного боления за всех». Версилов исповедует идею духовного дворянства, высшей аристократии духа, считает высшей русской культурной мыслью «всепримирение идей» и «всемирное гражданство».

В сердце Подростка он занимает огромное место. Воспитывавшийся у чужих людей, Аркадий всего лишь однажды видел отца, и тот произвел на него неизгладимое впечатление. «Каждая мечта моя, с самого детства, отзывалась им: витала около него, сводилась на него в окончательном результате. Я не знаю, ненавидел или любил я его, но он наполнял собою все мое будущее, все расчеты мои на жизнь». Он много думает о нем, пытаясь понять, что же тот за человек, он собирает слухи и мнения о нем разных людей. Версилов для него идеал: красота, ум, глубина, аристократизм… И особенно - благородство, которое тем не менее постоянно ставится Аркадием под сомнение.

В Петербург Аркадий приезжает настороженно-агрессивным по отношению к Версилову. Он хочет сокрушить клевету на него, раздавить его врагов, но одновременно подозревает его в низких и бесчестных поступках. Он хочет знать о нем всю правду. Он наслышан о его набожности и увлечении католичеством, кое-что известно о его предложении Лидии Ахмаковой, а также о пощечине князя Сергея Сокольского, на которую Версилов не ответил. После какого-то скандального поступка Версилов изгнан из высшего общества, но все покрыто туманом и тайной.

Аркадия определяют секретарем к бывшему другу Версилова, старому князю Николаю Ивановичу Сокольскому, который привязывается к умному и порывистому юноше. Однако тот вскоре из гордости отказывается от места, тем более что дочь князя красавица Катерина Николаевна Ахмакова, находящаяся в давних враждебных отношениях с Версиловым, обвиняет Аркадия в шпионстве.

Волей случая в руках Аркадия оказываются два важных письма: из одного следует, что выигранный Версиловым процесс о наследстве с князьями Сокольскими может быть пересмотрен не в его пользу. Во втором, написанном Катериной Николаевной, говорится о слабоумии её отца, старого князя Сокольского, и необходимости взять его в опеку. Письмо способно вызвать гнев старого князя с тяжелыми для дочери последствиями, а именно лишением наследства. Этот «документ», вокруг которого закручивается главная интрига, зашит у Аркадия в подкладке сюртука, хотя всем, в том числе и Катерине Николаевне, он говорит, что письмо было сожжено его знакомым Крафтом (он и передал его Аркадию), вскоре застрелившимся.

Первое объяснение с Версиловым приводит к временному примирению, хотя отношение Аркадия к отцу остается настороженным. Он выступает в роли демона-искусителя, отдавая Версилову письмо о наследстве, полагая, что тот утаит его, и заранее оправдывая его. Кроме того, чтобы защитить честь отца, он решает вызвать на дуэль того самого князя Сергея Сокольского, который когда-то дал Версилову пощечину.

Аркадий идет к знакомому Васину, чтобы просить быть секундантом, и там встречает его отчима, афериста Стебелькова, от которого узнает про грудного ребенка Версилова от Лидии Ахмаковой. Тут же в соседней комнате разыгрывается скандал, также каким-то загадочным образом связанный с Версиловым. Вскоре Аркадий застанет продолжение этого скандала на квартире матери, куда случайно придет одновременно с молоденькой девушкой Олей, которая гневно обвиняет Версилова в подлости и швыряет данные им деньги, а чуть позже кончает с собой. В душе Подростка смута. Версилов предстает тайным развратителем. Ведь и сам Аркадий - плод версиловской грешной страсти к чужой жене, которую он уводит от законного мужа. Где честь? Где долг? Где благородство?..

Аркадий наконец высказывает отцу все, что накопилось в душе за годы унижений, страданий и размышлений, и объявляет о своем разрыве с Версиловым, чтобы затем гордо удалиться в свой угол и там затаиться. Он не оставляет мысли о дуэли с князем Сергеем Сокольским и бросает ему вызов, однако тот выражает свое глубокое раскаяние и не менее глубокое уважение к самому Версилову. Расстаются они большими друзьями. Тут же становится известно, что Версилов отказался от наследства в пользу князей. Выясняется, что и вины его в самоубийст-

ве Оли не было: деньги им были даны ей совершенно бескорыстно, в качестве помощи, но она, уже несколько раз становившаяся объектом гнусных посягательств, поняла его поступок превратно.

Проходят два месяца, Аркадий приоделся франтом и ведет самый светский образ жизни, беря деньги у князя Сергея Сокольского в счет тех, что как бы полагаются Версилову. Главное его увлечение - игра в рулетку. Он часто проигрывается, но это его не останавливает. Версилов время от времени заходит к Аркадию побеседовать. Между отцом и сыном устанавливаются самые близкие и доверительные отношения. Завязываются дружеские отношения у Аркадия и с Катериной Николаевной Ахмаковой.

Между тем становится известно, что законная дочь Версилова, сводная сестра Аркадия Анна Андреевна намерена вступить в брак со старым князем Сокольским и чрезвычайно озабочена вопросом о наследстве. Для нее важен документ, порочащий дочь князя Ахмакову, и она чрезвычайно им интересуется.

Однажды Катерина Николаевна назначает Аркадию встречу у его тетки Татьяны Павловны Прутковой. Он летит окрыленный и, застав её одну, воодушевляется еще больше, размечтавшись, что ему назначено любовное свидание. Да, он подозревал её в коварстве, в желании узнать про документ, но теперь, завороженный её простодушием и сердечностью, восхищенно слагает гимн её красоте и целомудрию. Она слегка отстраняет слишком уж разгорячившегося юношу, хотя вовсе и не стремится погасить вспыхнувший в нем огонь.

В полугорячечном состоянии Аркадий играет в рулетку и выигрывает много денег. Во время истеричного объяснения с князем Сережей, обидевшим Аркадия тем, что тот отвернулся от него в игорном зале, он узнает, что сестра Лиза беременна от князя. Ошарашенный, Аркадий отдает ему все выигранное. О свидании же с Ахмаковой Аркадий рассказывает во всех подробностях Версилову, и тот посылает ей гневное оскорбительное письмо. Аркадий, узнав о письме, в тоске стремится объясниться с Катериной Николаевной, но та избегает его. Аркадий снова играет в рулетку и снова выигрывает, но его несправедливо обвиняют в краже чужих денег и выпихивают из игорного зала.

Под впечатлением пережитых унижений он засыпает на морозе, ему снится пансион, где его обижали и Тушар, и приятель Ламберт, просыпается он от чьих-то ударов и видит… Ламберта. Старый приятель приводит его к себе, поит вином, и Аркадий в порыве откровенности рассказывает ему о роковом документе. С этого момента негодяй Ламберт начинает плести свои гнусные интриги, пытаясь использовать и Аркадия.

В свою очередь князь Сергей Сокольский, незлой, но слабохарактерный человек, оказывается каким-то образом замешанным в подделке акций, которой занимается аферист Стебельков, также плетущий свои сети вокруг героя. Не лишенный совести и чести, князь идет в полицию и признается во всем. Арестованный, он, однако, совершает еще одну подлость - из ревности доносит на Васина, которому принадлежит некая крамольная рукопись, данная им Лизе и от нее уже попавшая к Сокольскому. В результате арестован и Васин.

В эти же дни тяжело заболевший Аркадий знакомится со своим законным отцом Макаром Ивановичем Долгоруким, благообразным и набожным старцем, в странствиях собиравшим на постройку храма, а теперь из-за болезни остановившимся у матери Аркадия. Во время их бесед мудрый старец проливает свет в его душу.

Предполагается приезд старого князя Сокольского с Анной Андреевной, причем князя намереваются разместить в той же квартире, где живет Аркадий, - в надежде, что тот не выдержит, увидев князя в состоянии страха и подавленности, и покажет ему письмо Ахмаковой. Между тем умирает Макар Иванович, в результате чего Версилов получает возможность вступить в законный брак с матерью Аркадия. Но в нем вновь вспыхивает исступленная страсть к Ахмаковой, доводяшая его до помешательства. На глазах всей семьи он раскалывает особенно дорогую для Софьи Андреевны икону, завещанную ему Макаром Ивановичем, и уходит. Аркадий разыскивает его и подслушивает объяснение Версилова с Ахмаковой. Он потрясен страстью отца, в которой борются любовь и ненависть. Ахмакова же признается, что когда-то любила его, но теперь точно не любит, а за барона Бьоринга выходит замуж потому, что за ним ей будет спокойно.

Сострадая отцу и желая спасти его, ненавидя и в то же время ревнуя Ахмакову, запутавшись в собственных чувствах, Аркадий бежит к Ламберту и обсуждает с ним действия против Ахмаковой - с тем чтобы опозорить её. Ламберт подпаивает Подростка и ночью с помощью своей любовницы Альфонсинки крадет документ, зашив вместо него пустую бумажку.

На следующий день приезжает старый князь Сокольский. Анна Андреевна всячески пытается воздействовать на брата, но Аркадий, раскаявшись после отчаянной откровенности с Ламбертом, категорически отказывается действовать против Ахмаковой. Между тем в квартиру врывается Бьоринг и силой увозит князя. Защищая теперь уже честь Анны Андреевны, Аркадий пытается бороться, но безрезультатно. Его забирают в участок.

Вскоре его отпускают, и он узнает, что Ламберт и Версилов заманили Катерину Николаевну к тетке Аркадия Татьяне Павловне. Он спешит туда и поспевает в самые критические минуты: Ламберт, угрожая документом, а затем и револьвером, вымогает у Ахмаковой деньги. В этот момент выбегает прятавшийся Версилов, отнимает револьвер и оглушает им Ламберта. Катерина Николаевна в ужасе падает в обморок. Версилов подхватывает её на руки и бессмысленно носит на руках, а затем укладывает свою жертву на кровать и, внезапно вспомнив про револьвер, хочет выстрелить сначала в нее, а потом в себя. Во время борьбы с Аркадием и подоспевшим к нему на помощь Тришатовым он пытается покончить с собой, но попадает не в сердце, а в плечо.

После пережитого кризиса Версилов остается с Софьей Андреевной, Ахмакова разрывает с Бьорингом, а Подростка, так и не отрекшегося от его идеи, теперь, правда, «уже в совершенно ином виде», уговаривают поступать в университет. Записки же эти, по словам героя, послужили его перевоспитанию - «именно процессом припоминания и записывания».

Один из романов, который написал Достоевский Ф.М – «Подросток», краткое содержание поможет получить общее представление о произведении классика. Роман разделен на три части, а они – на главы. Суть каждой очень коротко приведена ниже.

Ф.М. Достоевский, «Подросток»: краткое содержание по главам

Часть первая:

Глава 1. В ней рассказывается о родителях главного героя Аркадия Долгорукого (он же – Подросток), 19-летнего выпускника гимназии и истории его появления на свет. Юноша – незаконнорожденный сын дворянина Версилова. Его мать – дворовая работница Софья Андреева, будучи замужем за своим ровней Макаром Ивановичем Долгоруким, согрешила с барином, связь с которым продолжалась всю жизнь. Аркадий не воспитывался дома и почти не знал мать.

Глава 2. Служба Аркадия у князя Сокольского в Петербурге. Получение первого жалованья. Знакомство со своей сводной сестрой, а также с дочерью князя.

Глава 3. Покупка Аркадием домашнего альбома в сафьяновой обложке на первое жалованье. Встреча с товарищами, обсуждение русского народа и его роли.

Глава 4. Аркадий узнает от Крафта историю полуторалетней давности, в которой его отец предстает не в лучшем свете.

Глава 5. Главный герой продолжает вынашивать идею стать Ротшильдом честным путем, непрерывно накапливая деньги. Он отказывает себе во всем, гордясь своей силой воли. Накопленные богатства хочет раздать бедным.

Глава 6. У Аркадия конфликт с отцом. Подросток вспоминает о своих унижениях в пансионе, где его оскорбляли по причине незаконнорожденности.

Глава 7. Версилов пытается выведать у Аркадия судьбу письма, которое нужно ему для получения наследства. Оно у юноши, но тот не признается.

Глава 8. Аркадий хочет стреляться с обидчиком своего отца, но дуэль не состоялась. Также он узнает о том, что Крафт застрелился, подслушав разговор Татьяны Павловны и Ахмаковой, которая якобы родила от Версилова.

Глава 9. Знакомство Аркадия с Олей, которая пришла к Версилову вернуть ему деньги. Тот дал ей их, узнав о бедственном положении, но девушка поняла, что намерения дарителя не чисты, и не взяла. В этой же главе происходит самоубийство Оли. Аркадий отдает отцу письмо по наследству.

Глава 10. Аркадий узнает, что отец отказался от наследства, и гордится им. Знакомство с Сергеем Сокольским.

Часть вторая

Глава 1. Сергей Сокольский становится другом Аркадия и дает ему деньги. Аркадий позабыл свою идею, купается в роскоши, испытывая муки совести. С отцом он помирился.

Глава 2. Аркадий берет у Сергея 300 рублей в счет наследства Версилова.

Глава 3. Аркадию предлагают 2 тысячи за то, чтобы он не мешал браку Сергея Сокольского и дочери Версилова (сводной сестры главного героя) Анны Андреевны. Сестра Аркадия по матери Лиза предупреждает, что у Анны Андреевны нечистые намерения.

Глава 4. Аркадий говорит Ахмаковой, что письма, компрометирующего ее, уже не существует и решает на самом деле уничтожить его.

Глава 5. Визит Аркадия к матери. Попытка возвращения 300 рублей, взятых у Сокольского. Встреча с отцом и признание ему в своей незрелости, неумении отличить добро от зла.

Глава 6. Аркадий играет в рулетку. Часть выигранных денег у него крадет воришка. Главный герой узнает, что его сестра Лиза беременна от князя Сокольского.

Глава 7. Лиза выглядит счастливой. Сергей Сокольский сделал ей предложение. Анна Андреевна, на которой он собирался жениться раньше, отказала ему. Она планирует выйти замуж за старого Сокольского.

Глава 8. Аркадий играет с Сокольским в рулетку и выигрывает. Его обвиняют в воровстве. Князь отрекается от него.

Глава 9. Аркадий получил травму и впал и в беспамятство. Его спасают, но он болеет. Свои тайны главный герой выбалтывает товарищу Ламберту, нашедшему его после падения на улице.

Часть третья

Глава 1. Знакомство Аркадия со своим формальным отцом — странником Макаром Ивановичем. Болезнь продолжается. Появляется желание тоже странствовать вместе со стариком.

Глава 2. Лиза гордится поступком Сокольского, который попал в тюрьму. Встреча Аркадия с матерью погибшей Оли. Аркадий все больше радуется знакомству с Макаром Ивановичем. Их идеалы похожи.

Глава 3. Выздоровление Аркадия. Его беседы о религии и других высоких вещах с Макаром Ивановичем.

Глава 4. Васин, на которого донес князь, хочет жениться на Лизе, но она не согласна. Макар Иванович чувствует близкую кончину и просит Версилова жениться на своей официальной супруге, когда та овдовеет.

Глава 5. Анна Андреевна решает самостоятельно добыть документ, который прячет Аркадий.

Глава 6. Умер Макар Иванович.

Глава 7. Аркадий посещает дом своего отца и находит там портрет своей матери. Из этого он делает вывод, что Версилов по-настоящему любит мать.

В своих записях Аркадий Макарович Долгорукий (подросток) рассказывает о себе самом, а также, о своей жизни, и тех людях, которые были в его жизни.

В первых записях он писал, что ему двадцать лет, и что он гимназист, который закончил учреждение это именно в Москве. Но решил отложить поступление в университет, так как у него уже давно имелось много планов, которые он хотел осуществить. А для этого нужно было время. Одна из его идей, которая пребывала в его уме уже много лет – это приобрести много-много денег, так бы стать Ротшильдом, сказочно богатым человеком. Так как он очень хотел стать могущественнее, и быть независимым. Но с людьми он не слишком умел общаться, а потому ему всегда казалось, что над ним смеются. Так как он был незаконнорожденный, из-за этого он претерпел этого очень много он претерпел. Он приехал в Петербург по приглашению отца, и там поступил на службу. Когда он увидел своего родного отца, он изменил мнение о нем, и стал им восхищаться.

Ведь, как оказалось, его отец имел все, что его сын хотел бы иметь всегда – деньги, власть, богатство и положение, и кроме того – отец обладал характером таким, какой бы хотел иметь сын его.

Все эти моменты в жизни отца и Аркадия – изменили самого подростка, так как в той части жизни, когда он жил у своего родного отца, он почерпнул очень многое – увидел настоящую жизнь, все настоящие проблемы. Начал понимать по-настоящему в живую характера людей, и их мотивы, больше скрытые.

Картинка или рисунок Подросток

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шукшин Микроскоп

    Андрей Ерин, столяр в сельской мастерской, неожиданно для себя и для окружающих обнаруживает в себе тягу к науке. За большую сумму денег, в сто двадцать рублей, не спросив у жены, Ерин покупает микроскоп.

  • Салтыков-Щедрин

    Детство Салтыкова-Щедрина прошло не весело, так как мать, рано выйдя замуж, превратилась в жестокую воспитательницу шестерых детей, последним из которых был Михаил. Однако благодаря этой строгости ему удалось выучить несколько языков

  • Краткое содержание Бажов Голубая змейка

    Сказ о двух мальчиках, Ланко и Лейко, которые были друзьями с самого детства и однажды встретили голубую змейку. Оказалось, что это особое существо, которое несет богатство и удачу – золотую пыль, и неудачу и раздор

  • Краткое содержание Убить пересмешника Харпер Ли

    История рассказывается от лица восьмилетней девочки по кличке Глазастик. Вместе со старшим братом и отцом Аттикусом они живут в маленьком городке на юге США.

  • Краткое содержание 7 навыков высокоэффективных людей (Кови)

    Произведение является исследованием о саморазвитии и личностном росте, проведенном американским ученым. Основная тема книги представляется в качестве рассмотрения несколько навыков, которыми

Краткий анализ:

В романе «Подросток» (1875) Достоевский обращается к проблеме власти денег и сохранения человечности. Девятнадцатилетний Аркадий Долгорукий — «подросток» не столько по возрасту, сколько по неустановившемуся еще характеру, продолжающему формироваться и развиваться. Аркадий — незаконный сын помещика Версилова — стремится преодолеть социальную неполноценность, осуществив свою идею — «стать Ротшильдом», опереться на богатство, чтобы утвердить себя, ибо «деньги — это единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество».

Трагическое столкновение между отцом, мягкой, доброй матерью и Ахмаковой, женщиной незаурядной, прямодушной и чистой, — конфликт, в центре которого находится Подросток, осложняется непростыми отношениями его со старым князем Сокольским, любовной историей сестры Аркадия Лизы и многими другими обстоятельствами, влияющими на становление его личности.

Большую роль в судьбе сына сыграл Версилов, человек неоднозначный, то отталкивающий своей эгоистичностью, то обаятельный широтою и благородством натуры, исполненный мечтой о будущем счастливом человечестве, со всей обнаженностью раскрывающийся в своей знаменитой исповеди — одной из вершин психологического мастерства Достоевского. Этот тип дворянина-интеллигента, однако, нравственно проигрывает в сравнении с носителем народной правды, странником-крестьянином Макаром, во многом близком Платону Каратаеву из «Войны и мира» Л. Толстого. Именно в его радостном восприятии мира «не глупым умом», а «умным сердцем» — подлинный источник постижения истины. И на жгучий вопрос Аркадия «как жить» ответ дает Макар, помогая ему выйти чистым из суровых испытаний.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Подробнее:

«Подросток» — роман Ф.М. Достоевского. Возникновение замысла может быть датировано январём 1871 г., когда, по сообщению М.Н. Каткова, Достоевский рассказал ему сюжет нового романа. Непосредственная работа над произведением началась лишь в феврале 1874 г. и продолжалась весь 1875 г. параллельно с выходом в свет отдельных частей «Подростка» (первая публикация — «Отечественные записки» №№1, 2, 5, 9, 11, 12 за 1875 г.; отдельное издание — СПб., 1876).

Полностью сохранившиеся черновые материалы к «Подростку» позволяют реконструировать творческий метод и основные этапы работы Достоевского над сюжетом: от проговаривания «для одного себя» идеи, которая станет основой будущего романа, поиска главного «типа» — к определению формы и «тона» повествования (первый этап); от конспективно намеченных главных сюжетных линий и образов — к подробному прописыванию ключевых сцен и персонажей, подбору «словечек» и «фактов» для них (второй этап); наконец, после полного прояснения плана каждой части — работа над отдельными главами.

На всех этапах черновой работы и в окончательном варианте «Подростка» Достоевского заметны следы замысла, владевшего писателем в последнее десятилетие его жизни: написать роман «объемом в «Войну и мир»... из пяти больших повестей», «совершенно отдельных одна от другой» под общим названием «Житие великого грешника». Действие первых повестей происходит в 1840-е годы, охватывая детство и юность «грешника». Центральный герой эпопеи, «в продолжение жизни, то атеист, то верующий, то фанатик и сектатор, то опять атеист», — собирательный образ, имеющий несомненные автобиографические черты. К образу Великого Грешника в той или иной мере восходят сам подросток, Аркадий Долгорукий, и его отец Версилов. Сходство с некрасовским Власом и указания в первой части романа позволяют трактовать в том же ключе и образ Макара Долгорукого как раскаявшегося грешника.

Первоначально главным героем нового романа автору виделся Версилов. Толчком к осмыслению этого образа как «настоящего человека русского большинства», «подпольного», «хищного типа» послужила статья В.Г. Авсеенко «Исторический роман» («Русский Вестник», 1874, №4). Не соглашаясь с выводами Авсеенко по поводу героя романа Е.А. Салиаса «Пугачевцы», князя Данилы, понятого как «хищный тип», Достоевский намечает черты «настоящего» «хищного типа», главные из которых — «огромная широкость», соединение красоты идеала с безобразием и беспорядочностью жизни («...и раскаяние, и все-таки продолжение всех грехов и страстей»). В набросках предисловия к «Подростку» отмечена причина «широкости» и «подполья» — гордость, приводящая к «уничтожению веры в общие правила» и внутреннему «беспорядку». «Рядом с высочайшею и дьявольскою гордостью («нет мне судьи») есть и чрезвычайно суровые требования к самому себе, с тем только, что «никому не даю отчету». Преобладание «хищных типов» приводит, в свою очередь, к «беспорядку» общественному: «Вся идея романа — это провести, что теперь беспорядок всеобщий <...> Нравственных идей <...> вдруг ни одной не остаюсь».

В соответствии с этим замыслом первоначальный вариант названия романа — «Беспорядок», соответствующая же форма повествования — аналогичная форме повествования «Преступления и наказания» (всеведущий безличный автор, разоблачитель малейших душевных движений героя). Однако в июле-августе 1874 г. происходит «перемена» в выборе главного героя (в черновиках названного Он), повлекшая за собой перемену названия («Подросток») и формы повествования от лица рассказчика — главного героя): «ГЕРОЙ не ОН, а МАЛЬЧИК. История мальчика, как он приехал, на кого наткнулся. Куда его определили? <...> Он же только аксессуар, но какой зато аксессуар!! ПОДРОСТОК»; «Писать от себя. Начать словом: Я. «Исповедь великого грешника, для себя». Мне 19 лет, а я уже великий грешник». Первостепенное значение в дальнейшей разработке сюжета будет иметь намеченный «жанр» записок Аркадия — исповедь — и его возраст, 19 лет, на границе совершеннолетия, определенного в Библии по достижению двадцати лет, времени различения «добра и зла», ответственности за свои поступки.

В соответствии с намеченной автором проблематикой романа — «беспорядок» в обществе и душе; «хроника случайного семейства», сменяющая «предания русского семейства», сохраненные А.С. Пушкиным («Капитанская дочка») и Л.Н.Толсты м («Война и мир», «Анна Каренина»), история «вступления на поприще» и преображения через исповедь юного «грешника» — происходит отбор фактов текущей действительности. В черновых материалах постоянно попадаются ссылки на уголовную хронику, статьи в газетах и журналах, письма многочисленных корреспондентов Достоевского. Условно эти записи можно распределить по следующим группам: факты, иллюстрирующие «беспорядок» (сообщения о самоубийствах, мошенничествах, немотивированных убийствах и убийствах «из идеи», хулиганстве); полемика о сословии, которое могло бы стать носителем «скрепляющей идеи» в пореформенной России; дети и подростки, их отношения с обществом и семьей. Интерес к фактам русской действительности Достоевский передает и своему герою.

В «Подростке» Достоевского, романе «о будущем России — детях», многообразие отобранных автором «фактов» осмыслено именно с точки зрения того, «куда все это стремится и что с нами самими <...> будет», но не статистически, когда отдельные случаи служат доказательством выведенному из их суммы «общему правилу», а в своей единичности и неповторимости. В окончательной редакции романа часть из этих материалов — в основном наиболее памятные для читателя события — оставлена без изменений и упоминается героями для характеристики персон или явлений по сходству («история в роде фон Зона», «лицо в размерах матушки игуменьи Митрофании» — имеются в виду громкие уголовные дела об убийстве в притоне надворного советника и подлогах). Другая часть легко узнаваема, в основном это касается прототипов персонажей и событий второго плана. Так, репортажи о следствии по делу кружка А.В. Долгушина легли в основу изображения кружка Дергачева; детали процесса о подделке акций Тамбовско-Козловской железной дороги, отношения между обвиняемыми Никитиным и Колосовым нашли отражение в описании мошенничества Стебелькова и молодого Сокольского; характер деклассированного дворянина Артура Шуттенбаха, проходившего по делу о продаже недействительных купонов Рыбинско-Бологовской железной дороги и признанного одержимым расстройством ума, узнаваем в Сергее Сокольском и Андрееве; черты «девицы Елизаветы Гейденрейх», застрелившейся на балу после оскорбления женихом, купцом-«миллионщиком», использованы при создании образов Ольги и, возможно, сестры Аркадия Лизы; в сюжет романа почти без изменений вошли дело о подпольной рулетке, содержавшейся отставным военным (рулетка Зерщикова), и газетное сообщение о пьяном студенте, пристававшем к женщинам с площадной бранью («сильно пивший молодой человек» из первого «анекдота» Подростка). Труднее определить прототипы главных героев. При создании этих образов несомненна ориентация не столько на реальных лиц (чаадаевские черты в характеристике Версилова, детали облика юного Некрасова, каким он сложился в представлении Достоевского, в образе Аркадия), сколько на литературных героев. Прозрачное «заимствование» у своих предшественников готовых типов, сюжетных построений, фабульных ходов — один из художественных приемов Достоевского. Автор, подобно своим персонажам-идеологам, ставит эксперимент, осуществляет «пробу»: что изменится, если воссоздать знакомую ситуацию с другими участниками, в иных условиях или проверить своих героев уже возникавшей в литературе ситуацией.

Одна из таких «проб» в романе — «онегинский» треугольник. В «Пушкинской речи» Достоевский подробно анализирует его: «скиталец» (Онегин) — «смиренная» (Татьяна) — «честный старик», «старый муж» (генерал). Разрешение ситуации предполагает два варианта: первый (отвергаемый и Пушкиным, и Достоевским) — Татьяна идет за Онегиным, второй — Татьяна не может так поступить. В романе мы видим воплощенными оба варианта; это как бы зеркальное отражение, симметрия, ось которой — Версилов. Софья Долгорукая («смиренная») идет за «скитальцем» от живого мужа; Ахмакова, «простодушный тип» светской женщины, овдовев и будучи свободной, не соглашается на это ни под угрозой смерти, ни «из бесконечной любовной жалости». Вместе с тем, «онегинская» ситуация романа оказывается сложнее воспроизведенной в «Пушкинской речи» не столько тем, что даны оба варианта ее разрешения, сколько тем, что оба они оставлены под вопросом. Эпилог и роман в целом дают возможность двоякого толкования: возможно ли преображение героя онегинского типа, спасает ли «скитальца» самопожертвование «смиренной» или, напротив, ее жизнь погублена им («я тебя мучаю и замучаю»).

«Онегинская ситуация» не только помогает понять образ «скитальца»-Версилова, но и по-новому раскрывает характер Аркадия, доказывает безошибочность его нравственного «инстинкта». Умудренный опытом Версилов (его проницательность в отношении людей часто подчеркивается автором) оказывается неспособным разгадать Ахмакову, видит в ней «все пороки». Как «атеист не по убеждению только, а всецело» и идеалист по рассудку, он «всего более наклонен предположить всякую гадость». Аркадий, напротив, находит в княгине «все совершенства», сбивается в своем чувстве благоговения лишь под влиянием обиды за Версилова, ревности к нему, но в момент падения уже осознает свои чувства как грех («душа паука») и вновь восстанавливает веру в «царицу земную».

Чаще всего свои литературные прототипы называют сами герои. Так, Версилов многократно упоминает о «пронзивших» его сценах любимых литературных произведений, которые впоследствии будут неосознанно повторены им в жизни — «последний монолог Отелло» и «Онегин у ног Татьяны». Впервые он появляется в романе загримированный под Чацкого для любительского спектакля, и обличающее слово Чацкого отныне становится его атрибутом; именно в качестве «пророка» и обличителя воспринимается Версилов в свете. Аркадий признается, что «ротшильдова идея» зародилась в его сердце, когда он в пять лет «зачитывался» монологом Скупого Рыцаря; приступить к исполнению «идеи» он намерен непременно в Петербурге, потому что Петербург ассоциируется с еще одним пушкинским «колоссальным лицом» — Германном из «Пиковой дамы». Практически единственный в романе, кто не ссылается на литературные источники, — Макар Долгорукий. Рассказы Макара — жития (в романе — Марии Египетской, в черновых редакциях — Алексия, человека Божия). В поисках «нужного тона» речи «странника» Достоевский обращается к сказанию о странствиях инока Парфения, книге Иова, «Словам подвижническим» Исаака Сирина.

Осознание героями своих литературных «первоисточников» тесным образом соотносится с основной идеей романа «Подросток» Достоевского: «очищение» души «безгрешной, но уже загаженной страшной возможностью разврата», «любующейся пороком еще в стыдливых, но уже дерзких и бурных мечтах своих» — центральной в эстетике Достоевского идеей «спасающей красоты».

«Впечатление», «образ», «восторг», «умиление», «идея-чувство», «идеал красоты» — слова, частые на страницах романа. В эстетической теории Достоевского, окончательно сложившейся к середине 70-х гг., они являются авторскими терминами, характеризующими отношения субъекта и объекта эстетического акта.

Созерцание «высшей красоты», по Достоевскому, способно преобразить человека. Механизм преображающего действия красоты неоднократно рассматривался писателем. Первое необходимое условие — само существование «прекрасного образа», созерцание которого вызывает «бессознательное», «непосредственное», «неотразимое» впечатление; углубляясь и укрепляясь, даже если это не осознается человеком, впечатление поселяет в сердце «новое чувство» (восторг, отношение к которому у Достоевского неоднозначно, или умиление); в человеке происходит «внутренняя перемена», одномоментная, «вдруг», «разом». В случае, если разительной перемены, «делающей в одно мгновение прежнее уже не прежним», не происходит (по недостаточной силе образа или по недостаточной открытости сердца впечатлению), образ все равно присутствует в сердце, «напечатлевается» в нем и, тем самым, определяет дальнейшую жизнь человека, который может так и не осознать его присутствия в себе. При накоплении подобных впечатлений «высшей красоты» человек преображается. Особенно важными моментами в рассмотренной схеме являются воздействие целостного, не анализируемого и не разлагаемого образа, «целиком, а не отдельными сторонами»; сила впечатления, охватывающего «все существо», «не идущего в слова», порой даже не регистрируемого сознанием; отсутствие временного промежутка между созерцанием и воздействием образа («вдруг»). Эти моменты позволяют «прекрасному образу» («идеалу красоты») стать объединяющей общество идеей, в противоположность идеям разъединяющим — теориям, основанным на доводах рассудка и требующим логических доказательств (образным воплощением действия идей-теорий является сон Раскольникова в «Преступлении и наказании»).

«Прекрасный образ» может встретиться в жизни (герой статьи Достоевского «Похороны общечеловека»; Христос), в искусстве («Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Асис и Галатея» Лоррена). Создание убедительных, «живых», «положительно прекрасных» образов «литературой красоты» — цель истинного художника.

Мучительная для поздней эстетики Достоевского проблема — двойственность красоты — с особой силой поставлена в «Подростке» и «Братьях Карамазовых». В черновых редакциях «Подростка» нередки замечания о «помутнении» сердца, воспринимающего красоту органа, о «нечистой», «антихристовой» красоте: «Будущий антихрист будет пленять красотой. Помутятся источники нравственности в сердцах людей, зеленая трава иссохнет». Очевидно, что теперь способность сердца к нерегистрируемому сознанием, одномоментному принятию в себя «прекрасного образа» представляется опасным, а сама красота — «страшной силой». Главным вопросом становится разграничение красоты «ложной», антихристовой, и «подлинной», Христовой, очищение сердца, способного с одинаковой остротой воспринимать «идеал мадонны» и «идеал содомский», этическое отношение к эстетически значимому.

«Подросток» Достоевского задумывался как произведение «литературы красоты», ориентированное прежде всего на читателя — ровесника главного героя. Отсюда его особая форма, единство двух жанровых разновидностей: «романа о мальчике» и «романа об идее», воспитательного и философского. История вступления на жизненное поприще Аркадия Долгорукого оказывается историей «органического перерождения» идеи, носителем которой он является.

Главный герой романа — член «случайного семейства», жаждущий найти выход из «беспорядка» действительности, «скрепляющую идею», на которой бы «все помирились». Он понимает, что «скрепляющая идея» должна быть особой природы, особой силы, чтобы перевесить доводы всех «тысяч» «спасителей человечества», убедить их «вдруг», без доказательств, иначе она автоматически становится лишь еще одной «трихиной», усугубляющей «беспорядок». Именно такую, особой природы, идею именует Аркадий «идеей-чувством». Синонимом понятия «идея-чувство» и в черновых, и в окончательной редакции романа выступает «идеал красоты».

Аркадий хочет послужить человечеству, явив ему этот идеал вживе. Подобно древним аскетам, подвижнической жизнью достигавшим обожения (отсюда — житийная лексика в рассказе об идее: «пустыня», «подвиги», «схимник»), подросток стремится полностью воплотиться в свой идеал — образ Ротшильда, привлекающий его теми же чертами, которыми «умный дух» искусил Великого Инквизитора в романе «Братья Карамазовы»: «чудом, тайной и авторитетом». Критерием достижения идеала является накопление упорством и непрерывностью «ротшильдовой суммы». «Некрасивые», или зависящие от случая, способы добывания денег, весь спектр которых присутствует в романе: мошенничество (Стебельков), получение наследства (Версилов), выгодный брак (Анна Андреевна), игра (Сергей Сокольский), шантаж (Ламберт), ростовщичество — Подросток отвергает, как не соответствующие величию идеи. Но миллион, добытый таким способом, нельзя тратить (тогда «ротшильдова цифра» становится уже не критерием святости, а «фатерством» — средством к удовлетворению «пошлых» потребностей), нельзя и оставить без движения (тогда деньги превращаются в цель, а Ротшильд уравнивается с «гарпагонами и Плюшкиными»). Остается только раздать миллион людям; тем самым новоявленный Ротшильд уничтожается, что равносильно самоубийству.

«Идея» Подростка причисляется Достоевским к «подпольным». Основанная на безграничной гордости, она вырастает из унизительных впечатлений детства незаконнорожденного, вне семьи, в пансионе Тушара среди «графских и сенаторских детей». Бегство от людей, «уединение», «угол», «отшельничество» — необходимые условия для достижения «ротшильдовой цифры». Но «живая жизнь» колеблет идею. Причины «потускнения» ее писатель намечает в плане-конспекте черновых редакций и полностью реализует этот план в окончательном тексте. Эта причины — осознание внутренних противоречий идеи, основанной на эстетическом идеале и одновременно на материальном интересе; любовь к Ахмаковой; интерес к судьбе отца, «скитальца» Версилова; наблюдение за героями-двойниками, также одержимыми страстью обогащения: встреча со «странником» Макаром Долгоруким, носителем идеи восстановления в себе образа Божия («ображения»).

Действие романа охватывает несколько месяцев, с 19 сентября по 13 декабря 1872 года (фактически — лишь самые насыщенные событиями дни этого промежутка). Аркадий приезжает в Петербург не только с «идеей», но и с зашитым в полу сюртука таинственным «документом», компрометирующим Ахмакову, женщину из высшего петербургского общества. Сюжетные линии «документа» и «идеи» развиваются параллельно, то переплетаясь, то вытесняя одна другую, что давало повод упрекать роман Достоевского в «аморфности». Однако «документ» в какой-то мере образный эквивалент «идеи». Желание безграничной власти над блестящей светской женщиной проистекает из того же источника, что и упоение идеалом Ротшильда. Не случайно первая встреча с Ахмаковой («жертвочкой») становится началом записок Аркадия и толчком к изложению «идеи», а спасение княгини от покушения Версилова знаменует «потускнение» образа Ротшильда. В первой части появляется и другая «жертвочка» — самоубийца Ольга, которую Аркадий невольно подтолкнул, обличая Версилова, пытавшегося ей помочь.

Вторая часть — история «уклонений» Подростка от «идеи», парадоксальным образом связанными с ней: «тем-то и скверна «моя идея»<...>, что допускает решительно все уклонения; была бы она не так тверда и радикальна, то я бы, может быть, и побоялся уклониться». «Уклонения» — дружба с младшим Сокольским, «тысячи, рысаки и Борели», игра на рулетке Зерщикова — привлекают своим «блеском», возможностью «стать выше всех» и заканчиваются обмороком в «тупике» у поленницы дров и желанием «сжечь!», метафорически перекликающимися с образами «угла» и пожара Тюильри. Впечатление, казалось бы, давно вытесненное «подпольными», — воспоминание о визите матери в пансион Тушара в Фомин день и ее «синеньком батистовом платочке» — не дает Аркадию погибнуть.

Третья часть — важнейшая в истории перерождения идеи. Проблема выбора «познавшей добро и зло» души поставлена в ней с особой остротой уже на уровне системы образов: почти одновременно появляются в романе Ламберт, «мясо, материя, ужас», товарищ детских лет Аркадия, подбивающий его шантажировать Ахмакову, и Макар Долгорукий, исповедующий «ображение» человека («благообразие»). «Идея» Аркадия связана с обоими открывающимися перед ним путями: содержанием (власть, блеск, внезапное появление из ничтожества) — с «путем Ламберта», способом достижения цели — «подвигом» постепенного уподобления себя идеалу — с «путем Макара». Третья часть также мотивирует обращение Аркадия к запискам, постепенно перерастающим в исповедь: последовательно проведенный в ней мотив покаяния Великого Грешника превращает ее в аналог Великого поста, хотя по времени действие относится к началу декабря (завершение записок Аркадия на Пасху, на что указывает эпилог, подтверждает эго). Так, из житий, рассказанных Макаром, Аркадий отмечает одно, наиболее запомнившееся и поразившее его — житие раскаявшейся блудницы Марии Египетской, которой посвящена пятая неделя поста. Первая встреча Макара с Аркадием сюжетно напоминает начало жития мученицы Евдокии, также раскаявшейся грешницы и тоже поминаемой во время Великого поста. Покаяние и спасение души — тема музыкальной фантазии Тришатова (Гретхен в соборе) и «афимьевской были» — вставной новелле Долгорукого о купце Скотобойникове. Мотивы грехопадения, воспоминания о потерянном рае и «благая весть» об искуплении вводятся видением Версилова («золотой век») и его рассказом о «Христе на Балтийском море» (явление Христа живущим «без бога» людям).

Если выстроить те праздничные дни, которые упомянуты в романе («голубок в деревне», пролетевший в луче света через купол церкви во время причастия, и «синенький батистовый платочек» — детские воспоминания героя; Воскресение Христово — окончание записок) согласно церковному календарю, судьба Аркадия оказывается включенной в вечную мистерию истории человечества по Достоевскому: грехопадение — Благая Весть о воскресении Христа, искуплении и вечной жизни — трагедия веры (Фома) — новая жизнь для «прошедших горнило сомнений», возврат в состояние до грехопадения, райски-детское, на ином уровне: человека, которому дана свобода выбора между добром и злом, которому «рай не даром достался». Таким образом, «новая идея», «новая жизнь» Аркадия действительно соотносится с тем, что завещает ему Макар Долгорукий: «Церкви святой ревнуй, аще понадобится, то и умри за нее». Это соотнесение заявлено не напрямую, а символически, через последовательно проведенную связь поворотных моментов судьбы героя с важнейшими праздниками христианского календаря. Парадоксальные слова эпилога «эта новая жизнь, этот новый, открывшийся передо мной, путь и есть моя же идея, та самая, что и прежде, но уже совершенно в ином виде, так что ее уже и узнать нельзя» могут в этом свете быть понятыми как сохранение пути к идеалу (уподобление себя прекрасному образу) при смене самого идеала, которым становится не лже-мессия Ротшильд, а Христос. Формой повествования, позволяющей сочетать занимательность авантюрного романа с нравственной проблематикой, пробудить сочувствие к «самому милому, самому симпатичному» герою и мотивировать его преображение, становится «процесс припоминания и записывания» «впечатлений», в который вовлечен Аркадий.

Эпилог косвенно подтверждает правоту героя. Намек на то, что именно Аркадий становится избранником Ахмаковой, в романе именующейся «живой жизнью» («живой жизнью» в противоположность «книжной, сочиненной» называет также Версилов и истину), в соединении с пасхальными мотивами позволяет рассматривать эпилог как подтверждение того, что преображение состоялось.

Своеобразной «рецензией» на записки Аркадия как литературное произведение и документ эпохи становится прилагаемый рассказчиком отзыв второстепенного персонажа, Николая Семеновича, в котором угадываются мысли самого Достоевского.

Экранизация романа осуществлена режиссером Е. Ташковым в 1983; сценическое воплощение — Театр на Таганке, постановка Ю.П. Любимова, 1996 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.