Визит в семью - основа социального сопровождения. Классным руководителям

По словам Евы Лентовска (первого польского омбудсмена): «Сочетание «Школа – правовое пространство» предполагает в деятельности школы акцент на уважение прав и свобод личности, на защиту её интересов. Именно школа должна дать ученику необходимый для его социализации опыт улаживать существующие конфликты, смягчать напряжённость, устанавливать правила игры, позволяющие обществу функционировать, несмотря на противоречивые интересы и потребности людей».
Поэтому образовательные учреждения призваны создавать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие комфорт педагогам, ученикам и родителям. Наличие в школе Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса способствует созданию именно таких условий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Справка

6 ноября 2015 года классный руководитель 6.7 кл. Щербинина Т.В. и Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса МБОУ-ООШ с. Львовка, кл.рук. 8,9 кл. Кошелева Л.А. посетили семью учащихся на дому с целью проверки выполнения режима дня уч-ся в осенние каникулы. Семья Семья многодетная, мать одна воспитывает троих детей. Семья Ветчениновой Е.С.(живёт в благоустроенном доме(половина коттеджа). Жилищно- бытовыя условия нормальные. У детей имеется спортивная и школьная форма, обувь. Дети имеют отдельную комнату, в которой есть учебные уголки, где есть стол и стул, а также ноутбук. На момент посещения в доме было чисто. Мать приняла доброжелательно, интересовались поведением детей в школе. Проведена беседа о необходимости постоянного выполнения режима дня школьника. Классными руководителями запланировано в течение учебного года наблюдение за этими учащимися, ежемесячное посещение на дому, чаще -при необходимости. Семье оказывается посильная психологическая помощь и поддержка, особый контроль за успеваемостью и посещением, а так же работа над активным вовлечением ребят в жизнь класса и школы.

Классные руководители посещают этих детей, дети школу посещают, нормально учатся, без уважительной причины школьные занятия не пропускают, мать приходит в школу на собрания.

06.11.2015

участников образовательного

Справка

по итогам посещения на дому семьи Ветчениновой Е.С.(уч-ся 1 кл. Ветченинов А., уч-ся 8 кл. Сергеев Н.), стоящей на ВШК,

Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса МБОУ-ООШ с. Львовка

11 марта 2016 года классные руководители 1,3 кл. Крылкова Е.В., 6.7 кл. Щербинина Т.В. и Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса МБОУ-ООШ с. Львовка, кл.рук. 8,9 кл. Кошелева Л.А. посетили учащихся на дому с целью проверки соблюдения теплового режима в помещении, беседовали о своевременной оплате коммунальных платежей, о получении документа, удостоверяющего личность уч-ся 8 кл. Сергеевым Н. Семья многодетная, мать одна воспитывает троих детей. Семья находится в трудной жизненной ситуации. Жилищно- бытовыя условия нормальные. На момент посещения в доме был порядок и уют. Мать приняла доброжелательно, интересовались успеваемостью детей, предварительными итогами 3 четверти. Классные руководители посещают этих детей, уч-ся школу регулярно посещают, без уважительной причины не пропускают, мать приходит в школу на собрания и на все внеклассные мероприятия.

Кл. руководителями и Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса МБОУ-ООШ с. Львовка запланировано наблюдение в течение учебного года за этими учащимися, посещение на дому, чаще при необходимости для оказания посильной психологической помощи и поддержки. За уч-ся установлен постоянный контроль за успеваемостью и посещением, а так же работа над активным вовлечением этих ребят в жизнь класса и школы.

Уполномоченный по защите прав

участников образовательного

процесса МБОУ-ООШ с. Львовка: Кошелева Л.А.

Справка

по итогам посещения на дому семьи Утешевой Н.Н.(бабушка - опекун

Уч-ся 3 кл. Кобякова Д.), Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса МБОУ-ООШ с. Львовка

19 августа 2015 года классный руководитель 3 класса Крылкова Е.В.и Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса МБОУ-ООШ с. Львовка Кошелева посетили семью учащейся 3 класса на дому с целью выявления подготовленности к школе и выявления жилищно- бытовых условий. Уч-ся 3 кл. Кобякова Даша готова к школе. У неё имеется новая школьная форма, спортивная форма и обувь, сменная обувь, сезонная одежда. Они живут в частном доме. Даша имеет учебный уголок, где есть стол и стул, а также ноутбук с планшетом. У Дарьи отдельная двуспальная кровать. На момент посещения в доме был порядок и уют. Бабушка и дедушка принимали доброжелательно, интересовались обеспеченностью школы учебниками в новом учебном году, школьной формой и питанием. Взрослые члены семьи, включая дядю, Утешева А.В.. 1976 г.р.занимаются воспитанием внучки и племянницы. Классным руководителем Крылковой Е.В.запланировано в течение учебного года наблюдение за девочкой, посещение на дому при необходимости, в школе есть возможность для оказания посильной психологической помощи и поддержки.

19.08. 2015

Уполномоченный по защите прав

участников образовательного

процесса МБОУ-ООШ с. Львовка: Кошелева Л.А.

Справка

Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса МБОУ-ООШ с. Львовка

26.08.2015 г. на дому классным руководителем 6,7 кл. Щербининой Т.В. и Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса МБОУ-ООШ с. Львовка Кошелевой Л.А. с целью выявления подготовленности уч-ся 6. 7 кл. Еремина С. и Еремина А. к школе и проверки жилищно- бытовых условий.

Семья Ереминой Л.М. находится в трудной жизненной ситуации. Родители не работают. Перебиваются случайными заработками. Ученики готовы к школе. У мальчиков имеется школьная форма, обувь, канцелярские принадлежности. Живут в половине неприватизированного дома. Дети имеют учебные уголки, где есть стол и стул. На момент посещения в доме было сравнительно чисто. Родители принимали доброжелательно. Но все члены семьи нуждаются в особом внимании и поддержке. Дом не полностью обустроен. У Еремина Алексея отсутствует мотивация к учёбе. Мать Людмила Михайловна посещает все классные и внеклассные мероприятия. Классным руководителем запланировано в течение учебного года наблюдение за этими учащимися, посещение на дому при необходимости, посильная психологическая помощь и поддержка, особый контроль за успеваемостью и посещением, а так же работа над активным вовлечением этих ребят в жизнь класса и школы.

26.08.2015 г.

Уполномоченный по защите прав

участников образовательного

процесса МБОУ-ООШ с. Львовка: Кошелева Л.А.

Справка

по итогам посещения на дому семьи Ереминой Л.М.

Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса МБОУ-ООШ с. Львовка

Семья Ереминой Л.М. была посещена на дому 7 декабря 2015 г. классными руководителями 1.3.6.7 кл. и Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса МБОУ-ООШ с. Львовка Кошелевой Л.А.

Семья Ереминой Л.М. находится в трудной жизненной ситуации. В целом, родители занимаются воспитанием и образованием своих детей. Ситуация в семье не изменилась. Свет есть. Печь топят дровами.

С родителями была проведена профилактическая беседа по соблюдению правил безопасного поведения в новогодние праздники, о постоянном контроле за режимом дня школьника, о правилах поведения на водоёмах, о необходимости соблюдения всеми членами семьи бдительности по соблюдению мер антитеррористических и экстремальных ситуаций.

Уполномоченный по защите прав

участников образовательного

процесса МБОУ-ООШ с. Львовка: Кошелева Л.А.

Справка

по итогам посещения на дому семьи Ветчениновой Е.С.

Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса МБОУ-ООШ с. Львовка

Семья Ветчениновой Е.С.была посещена на дому 7 декабря 2015 г. классными руководителями 1.3.6.7,8,9 кл. и Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса МБОУ-ООШ с. Львовка Кошелевой Л.А.

Семья многодетная, мать одна воспитывает троих детей. Семья находится в трудной жизненной ситуации. Благодаря строгому контролю, индивидуальных бесед уч-ся 1кл. Ветчениеов Андрей и 8 кл. Сергеев Николай не пропускают школу без уважительных причин, Николай учится на 3 и 4, 5. Дети воспитанны, опрятны.

С матерью и детьми была проведена разъяснительная профилактическая беседа по соблюдению правил безопасного поведения в новогодние праздники, о мерах пожарной,- электро-безопасности, о постоянном контроле за режимом дня школьника, о правилах поведения на водоёмах в осенне-зимний период, о необходимости соблюдения всеми членами семьи бдительности по соблюдению мер антитеррористических и экстремальных ситуаций.

Уполномоченный по защите прав

участников образовательного

процесса МБОУ-ООШ с. Львовка: Кошелева Л.А.

Справка

по итогам посещения на дому семьи Дмитриевой Е.А..

Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса МБОУ-ООШ с. Львовка

Семья 27 января 2016 года Дмитриевой Е.А..была посещена на дому классными руководителями 1-4 кл. Солодун Т.К.. Крылковой Е.В., Желновой О.А. , инспектором по охране прав детства и Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса МБОУ-ООШ с. Львовка Кошелевой Л.А. Семья многодетная, мать одна воспитывает троих детей. Ей помогает мать, Дмитриева Т.И, тётя Грицкова М.И. Семья находится в трудной жизненной ситуации. Благодаря строгому контролю, индивидуальных бесед уч-ся 3 кл. Перов Никита и 4 кл. Дмитриев Максим школьные занятия не пропускают без уважительных причин, дети учатся на 3 и 4, 5. Дети добры, воспитаны, опрятны. В доме тепло и уютно. У детей имеется своя комната с рабочим местом для учёбы. Проверено выполнение д/з. Проведена беседа по технике безопасности во время движения в школу и обратно, по профилактике простудных заболеваний.

Мать Екатерина Александровна и бабушки, посещает все классные и внеклассные мероприятия. Классными руководителями запланировано наблюдение в течение учебного года за семьёй, учащимися, оказывается посильная психологическая помощь и поддержка, особый контроль за успеваемостью и посещением, а так же работа над активным вовлечением мальчишек в жизнь класса и школы.

Уполномоченный по защите прав

участников образовательного

процесса МБОУ-ООШ с. Львовка: Кошелева Л.А.


Работа учителем не очень легкая, а чтобы быть классным руководителем, нужен талант общения с детьми. Необходимо знать психологию детей разного возраста, это позволит лучше понимать их действия.

Классный руководитель и семья ученика во время процесса обучения должны стать одним целым, а лично преподаватель будет являться связующим звеном между школой и семьей ученика. Ведь именно классный руководитель организовывает весь процесс обучения, а значит он формирует личность ребенка. А человек растет воспитанным, только когда все вокруг него объединены между собой. Поэтому работа классного руководителя очень важна в школе. Потому что изначально ребенок приходит в неизвестный ему коллектив — класс. Там ему нужно адаптироваться, привыкнуть к разнообразию людей. И в этом помочь ему может только учитель. Что бы ребенок познал социум, он должен туда влиться. А что бы хорошо общаться со всеми, он должен быть открыт душевно, жить без устрашающих проблем. Но если они возникнут, преподаватель всегда должен быть готов помочь. Классный руководитель занимается не только преподаванием своего предмета, он так же и организовывает досуг детей, занимает их интересными увлечениями. Все это детям дает развлечение, а опытному педагогу психологическую картинку ситуации в семьях учеников.

Если в поведении ребенка классный руководитель заметил какие-либо отклонения, нужно срочно связываться с родителями. Но ведь нужно, что бы разговор с родителями не прошел даром, а для этого принимаются разнообразные методы работы классного руководителя и семьи ученика. Ни в коем случае нельзя ограничивать связь школы и родителей всего лишь выставлением четвертной оценки ребенку. Хотя, к сожалению, так чаще всего и бывает. Или же учитель ограждается от проблем своего класса, проведя дежурное родительское собрание в конце четверти. Так ни в коем случае поступать нельзя.

Нельзя обходится вызовом родителей только недисциплинированных детей. У хорошистов и отличников так же могут быть проблемы. В таких случаях педагоги просто не заинтересованы в своей работе и обязанностях. А это не есть хорошо. Ели же воспитатель интересуется жизнью своих воспитанников, то одним из методов взаимодействия классного руководителя с семьей будет являться посещение семей классным руководителем. Это наиболее эффективная индивидуальная работа с проблемами семей и учеников. С помощью таких приходов учитель не только рассказывает маме и папе о поведении их чада в школе, но и оценивает обстановку дома, семейные отношения, отношение родителей к ребенку, санитарные нормы квартиры. Даже домашняя атмосфера может рассказать о многом опытному педагогу.

Но это вовсе не значит, что в любой день и в любое время можно прийти в гости к ученику. Существует этикет негласный классных руководителей, в котором описаны главные правила связи педагога с семьей. Ни в коем случае нельзя оказаться незваным гостем. Это поставит в неловкую ситуацию и родителей, и учителя. Нужно психологически постараться сделать так, что бы они самостоятельно пригласили на разговор. Так же нельзя начинать разговор об ученика сразу с негатива. Можно похвалить его достоинства, напомнить родителям, какой у них замечательный ребенок, но. . .

Только потом дозволяется мягко начинать говорить об отрицательных чертах ученика. Так же не принято жаловаться на детей, классный руководитель не «ябеда-корябида», а опытный специалист, который пришел посоветоваться. Нужно говорить о проблемах четко, но не агрессивно, и сразу же искать и предлагать пути их решения. Обычно все обсуждения человека принято вести при нем. В этой ситуации точно так же. Разговаривать с родителями об ученике нужно при нем же. Во-первых, он может объясниться свое поведение, так сказать оправдаться, а во-вторых ученик может сам пойти на компромисс и предложить решение проблемы, которое не придет в голову взрослым. В ходе беседы не нужно предъявлять претензии по поводу воспитания ребенка родителям. Ведь не только они влияли на ребенка за всю его жизнь. Весь социум воспитывает личность. И все участники разговора должны четко видеть и понимать желание классного руководителя помочь в решении проблемы, он должен быть заинтересован в положительном исходе ситуации. Так же учитель должен запомнить, что учить он имеет право только в школе и детей, родителей поучать не нужно. Советы можно давать и не навязчиво, так, что бы они не были восприняты в штыки. Лучше всего будет, если в ходе разговора обе стороны придут к какому-то общему решению, к общей цели, которую можно выполнить только общими усилиями. Вот эти правила нужно обязательно запомнить каждому классному руководителю.

В большинстве случаем именно некомпетентность классного руководителя и подрывает авторитет школы и педагогического коллектива в целом. Потому что любые родители стремятся сотрудничать только с тем преподавателем, который заинтересован в их ребенке.

Чаще всего во всех грехах ребенка привыкли винить школу и ее педагогов. Но люди забывают, что помимо школы образованием и воспитанием ребенка занимается семья, родители, друзья, в общем — социум. В начале пути ребенок получает знанию от родителей, что они в него заложат, с тем он и пойдет по жизни. В том числе и в школу. В каждой семье свои традиции, свои отношения, и это не может не откладывать отпечаток на душе ученика школы. В школе дети одни, а в обычно жизни совсем другие. Поэтому классный руководитель и должен посещать семьи своего класса, что бы понять культуру каждой семьи, почему ребенок так воспитан, почему у него те или иные принципы, и во что он свято верит. Когда преподаватель посещает семьи своих детей, он одновременно и учится взаимоотношениям с данным ребенком, и приучает родителей к связям и сотрудничеству со школой. Обе стороны должны стать помощниками друг другу в формировании индивидуальной качественной личности. Лучше всего классному руководителю завести собственный дневник наблюдений, где он будет записывать дату посещения семья, тему разговора и к каким изменениям пришли с прошлой встречи. Это поможет ему анализировать свою опытность и измерять общую помощь ребенку.

Но в современное время чаще случается, что педагогу просто некогда ходить по семьям своего класса. Тогда обычно родителей вызывают в школу. Это та же самая встреча, только в школе. Но вот как заставить родителей прийти в школу? С нынешними семьями это сделать крайне трудно. Но все таки возможно. Для начала приглашения пишутся в дневнике ученика. Если родители просматривают дневник, они отреагируют. Если же нет, то есть второй метод воздействия — личный разговор по телефону. В этом мире новых технологий дозвониться до нужного человека не трудно. И уже во время разговора нужно дать понять родителю проблему его ребенка, коротко рассказать, о чем нужно поговорить, дать понять, что необходимо наметить какие-либо цели вместе с родителями. И это не обязательно будет проблемный ребенок с плохой дисциплиной. Какие-либо нерешенности могут возникнуть и у самого лучшего ученика. Главное объяснить родителям, что наказывать его за проступок ни в коем случае нельзя. Физическая сила вовсе не решение проблем, а только запугивание психики ребенка. Если разговор либо дома у родителей, либо в школе помог, и классный руководитель со стороной ученика пришли к общему решению, далее уже можно ограничится перепиской. В дальнейшем преподавателю будет легче информировать родителей с помощью записок в дневнике, табелей с оценками. Так семья будет видеть уровень успеваемости своего чада и его изменения в лучшую или в худшую сторону.

В итоге можно напомнить еще одно — учитель только в школе учит педагогическим языком. При встрече с родителями необходимо придерживаться обычной разговорной культурной речи, чтобы маме и папе стало ясно понятно, в какие проблемы попал ребенок и как ему помочь. Если же учитель начнет говорить заумными фразами, это будет выглядеть, словно он пришел показать себя, а не помочь семье.

Цель посещения семьи классным руководителем должна быть продумана еще до личной встречи. Педагогу необходимо набросать примерный план разговора, что бы не сбиться и качественно показать проблему семье. Только так можно помочь.

Составитель: Рейтер Марина Юрьевна,

заместитель директора по УВР

Формы работы с родителями

I. Посещение семьи школьника.

В работе с родителями надо сочетать коллективные и индивидуальные формы. Наиболее распространенной формой является посещение семьи школьника.

Здесь учитель знакомится с условиями жизни своего ученика. Из бесед с родителями и другими членами семьи он получает представление о характере ученика, его интересах и склонностях, об отношениях его с родителями, старшими и младшими членами семьи. Учитель дает советы родителям по организации выполнения их детьми домашних заданий, режиму дня и правилам личной гигиены; информирует их об успеваемости и дисциплине ученика в школе, его успехах в общественно-полезном труде.

Если классный руководитель впервые начинает работу в классе, первое посещение семьи ученика обычно проводится до начала учебного года или в начале первой четверти.

При первом посещении ученика надо обратить внимание на следующие вопросы:

1) наличие у ученика учебного места;

2) как содержатся его учебные принадлежности;

3) выполняется ли режим дня;

4) что читает ученик, есть ли у него список литературы для внеклассного чтения;

5) какие обязанности в семье выполняет ребенок, как помогает родителям по дому и по хозяйству;

6) чем любит заниматься ученик после уроков, какие кружки и секции он посещает;

7) чем и как поощряют ученика родители, какая система наказаний есть в семье;

8) есть ли единство требований матери и отца к ребенку;

9) как родители проверяют дневник, тетради и выполнение учеником домашних заданий;

10) какие формы совместного отдыха практикуют в семье: прогулки, рыбалки, экскурсии, туристические поездки.

Посещения на дому могут быть вызваны определенными причинами. Например, ученик заболел и пропустил несколько занятий по неизвестным причинам, или он совершилнедостойный поступок, или запустил учебу. Во время посещений детей на дому учитель накапливает ценный материал о взаимоотношениях детей и родителей, а затем использует его при проведении других форм работы (родительских собраний, конференций, диспутов и др.).

II. Приглашение родителей в школу.

Учитель не всегда имеет возможность посетить семью школьника, но может возникнуть необходимость обсудить успеваемость и дисциплину ребенка или договориться с родителями об организации какого-нибудь внеклассного мероприятия, ремонте класса и т. д.

Не следует при встрече только жаловаться на ученика, надо продумать и дать родителям совет, как исправить те или иные недостатки в его поведении и учебе. Можно регулярно (1 раз в неделю, по определенным дням) проводить День открытых дверей, когда родители сами могут прийти в школу без вызова учителя за его помощью или советом. В этот день родители могут также встретиться с учителями-предметниками.

III. Переписка с родителями.

Дневник школьника есть средство общения классного руководителя и родителей ученика. Здесь помимо оценок и успеваемости классный руководитель может делать записи по его дисциплине, отмечать хорошие дела, выносить благодарности, сообщать родителям о предстоящих классных делах, приглашать их в школу. Можно посылать записки с более подробным сообщением и так же, в письменной форме, получать ответ родителей.

IV. Классные родительские собрания.

Обычно в году проводится пять родительских собраний. Первое – в начале учебного года, а затем в конце каждой учебной четверти.

На первом собрании учитель сообщает о задачах на новый учебный год, говорит о режиме дня, расписании уроков, об учителях-предметниках, о единстве требований семьи и школы, об организации питания, школьной и физкультурной форме, о распределении поручений среди учащихся и др.

Следующие собрания, кроме сообщения итогов успеваемости, должны быть тематическими. Цель их – вооружать родителей конкретными педагогическими знаниями, знакомить с опытом воспитания детей в других семьях. Примерная тематика таких собраний приведена в данном пособии. Тематические собрания проводятся обычно по такому плану:

1) доклад или лекция учителя,

2) выступления родителей (заранее подготовленных) по теме собрания,

3) обмен опытом, выступления других родителей,

Не следует превращать собрание в судилище над родителями неуспевающих или недисциплинированных учеников. На такие собрания родители стараются не приходить или, побывав на них, прибегают к телесным наказаниям своих детей. Плодотворно проходят совместные собрания родителей и учащихся класса, где после обсуждения определенной темы учащиеся демонстрируют свои достижения в учебе и труде, рассказывают о занятиях в кружках и секциях, участии в художественной самодеятельности.

V. Вечера вопросов и ответов.

Родители заранее готовят письменно свои вопросы и передают их классному руководителю через детей. Учитель может пригласить специалистов (педагогов, медиков, спортсменов, работников детской комнаты милиции, юристов). В ходе беседы может возникнуть диалог, в результате которого будут рассмотрены возникшие вопросы.

VI. Конференции по обмену опытом воспитания детей.

Учитель заранее выявляет наиболее интересный и ценный опыт семейного воспитания, договаривается с родителями об их участии в обмене опытом, помогает им грамотно его изложить, рекомендует нужную литературу. Тема конференции должна быть конкретной, интересной. Например:

– Как приучить детей к труду.

– Как мы помогаем детям хорошо учиться.

– О культуре поведения школьника.

– Об организации внеклассного чтения.

– О поощрениях и наказаниях в семье.

И др.

Конференции проводятся по такому плану:

1) вступительное слово классного руководителя о задачах и порядке проведения конференции;

2) краткие доклады (сообщения) родителей по теме конференции;

3) выступления родителей по заслушанным докладам;

4) подведение итогов классным руководителем.

В каждой семье возникает много трудностей в процессе воспитания. Важно показать здесь пути их преодоления, опираясь на опыт семейного воспитания.

В заключительном слове можно предложить родителям рекомендации и памятки по рассматриваемой теме. К конференции следует подготовить выставку педагогической литературы, можно использовать фрагменты кинофильмов, где показаны различные жизненные ситуации. Это поможет оживить активность участников. Можно использовать чтение отрывков из художественной литературы, где показаны эпизоды общения детей и родителей, положительные и отрицательные поступки детей и реакция на них родителей.

Чтобы заинтересовать родителей чтением педагогической литературы, надо сделать ее краткий обзор. Классный руководитель в заключительном слове рассказывает о содержании выставленных книг, показывает их оформление, зачитывает интересные места.

VII. Работа с активом родителей.

На первом родительском собрании выбирается родительский комитет класса, распределяются между ними обязанности: ответственный за всеобуч, за культурный досуг, за санитарно-хозяйственную работу; составляется план их работы, который согласуется с планом классного руководителя. Члены родительского комитета помогают учителю в проведении ремонта класса, подготовке и проведении классных вечеров и утренников, участвуют в турпоходах и турпоездках, посещают семьи на дому с целью выполнения закона о всеобуче, могут взять шефство над отдельными учениками, помогать им налаживать дисциплину и успеваемость. Это главные помощники учителя в работе с классом и семьями учащихся.

Задачии функциисовременного

семейноговоспитания

Особенности современной социально-педагогической ситуации. Идеи демократизации и гуманизации воспитания.

Закон Российской Федерации «Об образовании» об определяющем значении в формировании личности социума, общественной среды, семьи.

Забота родителей о здоровье, нравственности и развитии способностей детей – основная задача семейного воспитания.

Функции семейного воспитания в условиях гуманизации:

приобщение воспитанников к ценностям гуманистической культуры, на этой основе формирования духовности и нравственности;

социальная защита жизни, здоровья детей, создание условий для развития ребенка как субъекта культуры;

оказание помощи ребенку в развитии его творческого потенциала, склонностей, способностей в жизненном самоопределении.

Известно, что определяющее значение в формировании личности ребенка имеют общественная среда, семья, а школа и другие подобные учреждения направляют этот процесс в русло конкретных педагогических задач. «Я, – писал драматург и писатель Виктор Розов, – придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растет сорная трава под названием перекати-поле. Дом – это место, переступая порог которого ты сбрасываешь всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься сил для дня грядущего. И сколько бы мне ни говорили о воспитательном значении школы и других организаций, все-таки основы формирования духовного мира человека начинаются в семье».

Семья, как и школа, – это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. А то на заданные родителям подобные вопросы можно услышать лишь один ответ: хочу, чтоб мой ребенок был хорошим человеком и все! Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в обществе. В законе Российской Федерации «Об образовании» записано, что мы должны обеспечить «формирование человека-гражданина, интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества; интеграцию личности в системе мировой и национальных культур». Родителям необходимо проектировать те качества, которые понадобятся ребенку для жизни в будущем. Но как их определить? Цель воспитания обусловливается и порождается особенностями современной социально-педагоги-ческой ситуации, ведь воспитание – зеркало (своего общества).

Современная социально-педагогическая ситуация отличается большой сложностью и противоречивостью. С тревогой и беспокойством, умом и сердцем учителя и родители пытаются осмыслить сущность происходящих процессов во всех сферах нашей жизни, более конкретно представить в этих сложных условиях новые нравственные и гражданские ориентиры.

Традиционная политика воспитания в современных условиях оказалась малопродуктивной, мы наблюдаем резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в молодежной и школьной среде. Причины содержатся как в экономической нестабильности и духовном разладе условий в обществе, так и в деятельности воспитательных учреждений.

Так, наблюдаются факты массового нарушения прав детей при приеме в учебные и дошкольные учреждения, «скрытый» отсев, всевозможная «селекция», в том числе по признакам материального положения. О равнодушии современной массовой школы к судьбам подрастающего поколения убедительно говорят следующие данные: уже в 1993 г. 1,7 млн. детей школьного возраста оказались «на улице», не получив никакого образования. Сегодня несколько утрачены даже такие, несомненно, значимые завоевания советского периода, как доступность образования, осуществление школой своих воспитательных функций и других ее достижений.

Молодые люди понимают, что нестабильность современного периода – не обычный спад социально-экономической сферы, а глубокий общий кризис, который обнаруживается в расстройстве потребительского рынка, разбалансированности экономики, инфляции, резком снижении производственной дисциплины, господстве «теневой» экономики, спекуляции. Все это становится причиной дефицита духовности, резкого спада интереса к учебе, труду, пренебрежение элементарными нормами нравственности. Многих учеников школ отличает бездуховность, эмоциональная напряженность, агрессивность, склонность к эгоизму, зависти, потребительству. Вместо стремления к созиданию доминирует страсть к распределению и перераспределению.

Наряду с теми, кто думает получить фундаментальное образование и именно таким образом обеспечить себе достойное будущее, многие ребята уже сегодня пытаются заниматься улучшением своего материального положения (причем последних не меньше, а то и больше). В основном это подростки из малообеспеченных семей с низким уровнем достатка.

Ассортименты магазинов, ломящихся от дорогостоящей прекрасной продукции, с низкой зарплатой родителей, выбивающихся из сил, чтобы прокормить семью, рождает понятное чувство протеста в душе школьника, желающего «жить, как все – ездить на красивой машине, есть вкусные продукты, носить нарядную одежду». Путь к достижению всего этого через собственные знания, тяжелую работу долог и очень труден, тем более, что награда может оказаться слишком скудной, если тебе не повезет устроиться куда-нибудь в иностранную фирму, уехать за границу или попасть в процветающее отечественное предприятие, организацию. Гораздо проще попытаться украсть, отнять, «разделить» с кем-то его достаток, морально оправдывая свои действия рассуждением о неправедности путей приобретения большого капитала, – ведь не нищих грабит бывший подросток...

Наблюдаются процессы отчуждения, необщительности среди сверстников, утрата традиций. Это усугубляется неподготовленностью основной массы населения к вступлению в рыночные отношения, ориентированные на многообразие форм собственности, личную инициативу, обогащение, предпринимательство.

Рынок – это сфера деловых альтернатив предпринимательского риска, своеобразный тренинг экономической самостоятельности и проявление незаурядности ума. Для молодых рынок может стать стимулом развития чувства хозяина, самостоятельности, самодеятельности.

В условиях рынка находят себя люди грамотные, талантливые, предприимчивые, деловые, трудолюбивые, умеющие быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, способные к риску, самостоятельному выбору сфер деятельности, принятию ответственных решений.

Новые способы жизнедеятельности в условиях рынка потребуют изменения ценностных ориентаций молодых. Растет безработица, преступность, наркомания.

Безрадостная картина, открывающаяся за стенами школы, не может не пугать ее питомцев, поэтому не удивительно, что современные дети думают больше о том, на что они будут жить завтра, а не о «разумном, добром, вечном».

В это трудное время одной из сил, которая способна обеспечить гражданское согласие, является культура. Но в ней происходят опасные рыночные тенденции: коммерциализация культуры, литературы, искусства Законы рынка, меркантильная ориентация уже привели к значительному снижению качества произведений серьезной литературы, музыки, живописи.

Происходят серьезные перемены в детской и молодежной культуре. В последние годы настоящая литература резко утратила прежнюю значимость для общества в целом и молодежи в частности, она перестала быть «учителем жизни», так как не могла успеть и не успевала за общественными переменами. Не оставив юным времени на размышление над «вопросами вечности», действительность заставила одновременно отказаться от опыта родителей, запечатленного в книгах, – новое время требует новых решений. Один за другим закрываются детские клубы, вытесняемые коммерцией из удобных помещений на окраины и в подвалы. Распались многие из бесплатных кружков, оставшиеся перешли на хозрасчет. Разрушается старая государственная общедоступная система (которая строилась по принципу: «всем поровну, сколько достанется»). Формируется новая коммерческая, дорогая, элитная (дающая «за дорого» и не всем, а только избранным). Пока же обычный (и даже одаренный) ребенок из малоимущей семьи никому, кроме своих родителей, не нужен.

Глубокое влияние на социально-экономическую обстановку в стране оказывает сегодня обострение национальных конфликтов и религиозных противоборств, в которые втянуты подростки и молодежь. Под влиянием жизненных трудностей молодежные национальные движения порой выливаются в национал-шовинизм. Размываются понятия «Родина», «патриотизм». Страна стала «вулканом народов», и, как следствие, часть молодых отошла от принципа интернационализма.

Среди многочисленных факторов, негативно влияющих на молодежь, особо выделяются: отчуждение личности от общества, от национальных и культурных традиций; низкий статус образования и интеллектуальной деятельности в обществе; падение нравственности среди взрослых и молодежи; кризис семьи и семейного воспитания; ухудшение здоровья населения; социально-полити-ческие и экономические противоречия. Не менее опасен психологический настрой, характерный для определенной части молодежи: пессимизм, социальная апатия, стремление жить только сегодняшним днем, нежелание добросовестно трудиться.

Такая ситуация требует формирования особого типа личности, для которой характерна порядочность, справедливость, чувство человеческого достоинства. Если в самосознании и поведении молодых не будет этих качеств, цивилизованные рыночные отношения будут обречены на провал. Воспитание высоких нравственных качеств становится непременным условием подготовки деловых людей, способных возродить и развивать экономику.

Таким образом, общественное развитие привело к иному, чем прежде, осмыслению задач воспитания молодежи, вызвало необходимость его радикального обновления. Смысл изменения системы воспитания в стране, в условиях гуманизации и демократизации общественной жизни, радикальной экономической реформы, в ее гуманизации и демократизации, когда в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда развитие личности предполагает выявление и совершенствование всех сил человека. В статье 14 закона Российской Федерации «Об образовании» говорится о том, что система образования и воспитания должна быть ориентирована «на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Следовательно, главная цель воспитания сегодня заключается в развитии личности, ее способностей, дарований, таланта.

Гуманизация – это поворот к ребенку, уважение его личного достоинства, доверие к нему, принятие его личных целей, запросов и интересов. Общей основой воспитания должна стать не какая-то конкретная идеология, а общечеловеческие ценности. Когда говорят «общечеловеческие нормы нравственности», имеют в виду понятие «добра», как его понимают все цивилизованные люди на земном шаре. Что же это за общечеловеческие ценности?

Высшая ценность – человеческая жизнь. Посягать на нее не имеет права никто. Она дана человеку природой, и только природа может ее забрать.

Другая ценность, осознанная человечеством на заре своего появления, – преклонение перед человеком, который дал тебе жизнь, обоготворение матери.

Родная земля, дом, семья – те ценности, из которых вырастает достоинство человека, стремление к свободе, его патриотизм и гражданственность.

Демократизация школы, превращение ее в открытую систему несет изменение общественной позиции педагога, его взаимоотношений с семьей. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Семья сегодня в значительной степени потеряла многие свойственные ей прежде функции, и процесс восстановления ее воспитательных функций идет медленно. В изменяющейся обстановке меняется роль, функции и задачи семейного воспитания.

Важнейшими функциями семейного воспитания в условиях гуманизации становятся:

1. Приобщение детей к ценностям гуманистической культуры, на этой основе формирование духовности и нравственности. Родители могут помочь ребенку в усвоении и принятии им норм общечеловеческой морали, в накоплении эмоционально окрашенных ситуаций гуманного поведения, в ориентации среди произведений литературы, музыки, живописи.

2. Социальная защита жизни, здоровья детей. Трудно вспомнить время, когда ребенок чувствовал бы столь остро свою социальную незащищенность, как в последние 2–3 года. Очень тяжело ребенку в обществе. Первая задача родителей – защитить ребенка от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества и тем самым создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Защитником ребенка в семье выступает прежде всего мама, ей помогают в этом папа, бабушка, дедушка, братья и сестры.

3. Семья в большей степени, чем это было вчера, должна взять на себя компенсаторные функции – снятие психологического напряжения с ребенка, большую часть дня, проведенную в коллективе, другой тон, стиль отношений с ребенком – более спокойный, может быть, несколько «заторможенный» в сравнении с бурной, динамичной школьной жизнью, переключение внимания ребенка на домашние дела и заботы. Родителям необходимо прикладывать усилия для принятия детьми здорового образа жизни, укрепления физических сил детей.

4. Оказание помощи ребенку в развитии его творческого потенциала, склонностей, способностей в жизненном самоопределении. Родители имеют большие возможности в выявлении индивидуальных интересов детей, расширении их познавательного и культурного кругозора. Задача семьи – помочь ребенку в выборе кружков, спортивных секций, клубов, организовать совместный отдых. Социальная среда, окружающая детей, кажется им притягательной и таинственной, полной неожиданностей. Взрослым необходимо способствовать воспитанию у детей ответственности за дела и поступки, которые они совершают. Важно поддержать детей, умело направить их азарт, бескомпромиссность, энергию в русло сознательной деятельности. Без полноценного семейного воспитания невозможно вырастить духовно развитую личность, продолжателя традиции общества и народа.

Форма проведения – лекция-диалог.

В начале лекции родители на листочках письменно отвечают на вопрос: «Каково ваше личное мнение по поводу трудностей современной семьи?» В конце лекции каждый сопоставляет свое мнение с материалами, изложенными учителем, организуется общее обсуждение.

Литература:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)// Вестник образования. 1991. №8.

3. Андреев. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Изд-во Казанского университета, 1998. Глава 7.

4. Гурова Р. Вопрос вопросов – кого мы хотим воспитать// Воспитание школьников. 1991. №2.

5. Караковский В. A. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

6. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1999.

7. Ткаченко Е. Гуманизация российского образования// Народное образование.1995. №6.

Несколько ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

1. Хорошо или плохо идёт воспитание – об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребёнок сказать: “Я счастлив!”.

2. Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.

3. Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.

4. Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на путь ребёнка.

5. Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина, но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.

6. Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.

7. Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.

8. Чаще говорите ребёнку главные слова: “Не горюй! Не уны-вай! Не бойся! Не пищи!”.

9. Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков – один из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.

10. Иногда дети принимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.

11. Если дети слишком увлечены телевизором: не ходят гулять и потеряли друзей, то телевизор должен... сломаться. Хотя бы на 2–3 месяца, пока дети не придут в себя. А как же взрослые? Воспитание детей, как искусство, требует жертв.

12. Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.

13. Джон Стейнбек говорил: “Мальчик становится мужчиной, когда возникнет необходимость в мужчине”. Хотите вырастить мужчину – создавайте такую необходимость в доме.

14. Вы пришли домой и увидели, что ваш восьмилетний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто играли дети в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: “Ничего, давай убирать вместе”.

15. Говорите сыну или дочери: “Людям должно быть с тобой легко”. Не бойтесь повторять это.

16. Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: “Ты уже большой!”, ни полом: “А ещё мальчик!”, ни куском хлеба: “Мы тебя кормим, поим”.

17. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

18. Самое трудное в воспитании – научить детей человеколюбию. Любить детей бывает трудно. Хвалите ребёнка, но ещё чаще хвалите людей в его присутствии.

19. Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.

20. Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.

21. Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: “Ты всегда”, “Ты вообще”, “Вечно ты”... Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.

22. Есть дети, которых не возьмёшь ни наказаниями, ни добром, но великодушное отношение в конце концов спасает их.

23. Как? Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно отстали от педагогической моды.

24. Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до двери и скажите на дорогу: “Не торопись, будь осторожен”. Это надо повторять столько раз, сколько раз ребёнок выходит из дому.

25. Говорят: “Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год”. Хвалите ребёнка с утра до вечера!

26. Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: “Ты хорош, но не лучше других”.

27. Скажите ребёнку: “Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль, не будь грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным”.

28. Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: “Тебя вызывали? А какую отметку получил?”. Лучше спросите его: “Что сегодня было интересного?”.

СЕМЬЯ – ГЛАВНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

Начало обучения в школе характеризует выход ребенка из-под тотального влияния семьи. Возникает много ситуаций, где поступки ребенка перестают контролироваться родителями. К тому же появляется другой взрослый – Учитель, – авторитет которого в начальной школе часто превосходит авторитет родителей.

Несмотря на это, семья для ребенка продолжает оставаться одним из самых важных факторов полноценного психосоциального развития. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Родители, старшие братья и сестры служат моделями поведения, а с другой – поощряют или наказывают детей.

Однако часть родителей с началом школьного обучения ребенка считают, что функцию воспитателя теперь должна взять на себя школа, а их роль в воспитании – помогать учителю или ничего не делать. Такое заблуждение исходит из смешения воспитательных функций школы и семьи. Воспитательный процесс в школе, как правило, касается широких социальных норм и культурных ценностей – социальное воспитание. Семья же передает ребенку более узкие – семейные традиции, роли, установки, т. е. личностное и индивидуальное воспитание.

Возраст 6–7 лет является периодом интенсивного становления личности, особенно таких ее главных составляющих, как самооценка и самоотношение. В новой для ребенка социальной ситуации – ситуации начальной школы, стиль семейного воспитания оказывает решающее влияние на формирование таких личностных особенностей, как самостоятельность, высокая самооценка, уверенность в себе, принятие себя и др.

Психологи и психиатры утверждают, что условия строгих, но противоречивых требований и запретов могут способствовать возникновению невроза навязчивых состояний. В то же время замечено, что у детей, воспитанных в климате доброжелательности и поддержки, имеются большие возможности для развития своей активности, самостоятельности. В такой семье ребенок может свободно проявлять не только свою радость, но может и поплакать, не боясь насмешек и унижения. Этим и создается чувство «полной защищенности».

Противоположная картина нередко наблюдается там, где ребенок не получал необходимого тепла, заботы, чувствовал пренебрежение к себе. Изучение неуверенных в себе учащихся начальных классов показывает, что причины этого лежат в детско-родительских отношениях. Как правило, родители неуверенных в себе детей стремятся изолировать своего ребенка от детского окружения, лишают его самостоятельности. Для них характерно постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, оскорбление, унижение, высмеивание, физические наказания ребенка за промахи и неудачи, внушение ребенку его неполноценности.

Положение

о посещении семей обучающихся МБОУ Яминской СОШ

1.Общие положения

1.1.Посещения семей обучающихся, проводятся с целью обеспечения

единого подхода к защите их прав и законных интересов и решению проблем

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1.2.Участники посещения семьи (семей) в своей деятельности руководствуются

Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Законом РФ

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних, Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Положением о классном руководителе МБОУ Яминской СОШ.

2. Основные задачи посещения семей:

2.1. Изучение социально-бытовых условий проживания семьи обучающихся.

2.2. Выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и оказание им

необходимой помощи.

2.3. Обеспечение единого подхода к решению проблем защиты прав и законных

интересов детей, детей-сирот, проживающих в опекунских семьях.

2.4. Выявление подростков-правонарушителей, групп несовершеннолетних негативной

направленности, принятие мер по предупреждению их противоправного поведения.

2.5. Предупреждение безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий

несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий таковых деяний.

2.6. Выявление семей, родителей, несовершеннолетних, ведущих аморальный образ

жизни. Принятие к ним мер (в соответствии с законом) на основании выявленных фактов.

2.7. Выявление мест концентрации несовершеннолетних подростков (заброшенные дома, подвалы, и т.д.) и принятие мер (в соответствии с законом) по выявленным фактам.

2.8. Контроль организации досуга несовершеннолетних во внеурочное и каникулярное

время.

3. Формы посещения

3.1. Совместные выходы администрации школы, социального педагога,

классных руководителей, инспектора ПДН МО МВД России «Алексеевский»

3.2. Индивидуальные посещения семей классными руководителями. 3.3. Посещение проводится по предварительному согласованию с родителями, законными представителями (опекунами).

3.4. В экстренных случаях посещение семьи проводится без предварительного согласования с родителями, законными представителями.

3.5. Посещение семей, состоящих на различных видах учета (ВШК, районный банк данных, ПДН и др.) проводится по отдельному плану работы с семьей.

4. Заключение.

4.1. По итогам посещения семьи классным руководителем составляется акт в 2 экземплярах. (Приложение 1)

Приложение 1

АКТ

обследования

семьи ____________________________________________________ проживающую по адресу:___________________________________ ___________________________________________________________

Дата проведения обследования: _________________________________

Комиссия в составе: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Провели обследование семьи ______________________________________

Цель обследования _______________________________________________ __________________________________________________________________

Состав семьи: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В момент посещения дома находились: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Санитарное состояние жилого помещения на момент посещения: ____________________________________________________________

Место для сна: _______________________________________________

Место для занятий: ___________________________________________

Режим дня: ___________________________________________________

Заключение Комиссии: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписи: _________________ (________________)

_________________ (________________) С актом ознакомлены: ____________ (________________)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.