Полезны ли развивающие мультики для ребёнка

МБОУ «Майнский многопрофильный лицей».

Направление работы: (социальное)

Тема проекта, исследования:

« Мультфильмы: вред или польза? »

Выполнила:

ученица 1 «А» класса

Шутова Екатерина

Руководитель:

учитель начальных классов, высшей категории

Сметанкина Антонина Александровна,

Майна 2017

Введение…………………………………………………………………3-4

Основная часть

    История мультипликации и ее создание………………………………5-6

    Анализ отечественных и зарубежных мультфильмов………………..7-8

    Опасность фантастического мира мультипликации……………….....9-10

Практическая часть…………………………………………………....11-15

Заключение…………………………………………………………………...16-17

Список литературы……………………………………………………………...18

Введение.

Слышишь «Мультфильмы»… и сразу представляешь себе что-то доброе, веселое, смешное.… Какие они - современные мультфильмы? Что в них особенного, плохого, хорошего? Действительно ли стоит смотреть все без ограничения? Почему взрослые одни мультики разрешают смотреть, а другие рекомендуют переключить, хоть в них такие красочные и веселые герои?

Тема актуальна, потому что в настоящее время нашему вниманию представлено большое разнообразие мультфильмов.

Так нам стоит разобраться: вред или польза от мультфильмов отечественных и зарубежных?

Тема данного исследования: «Мультфильмы: вред или польза?»

Цель моего проекта – разобраться, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и иностранного производства на сознание детей.

Узнать, какие мультфильмы принесут детям пользу, а какие нет.

Решение поставленной цели я буду осуществлять через ряд задач:

1) как появился жанр-мультипликация;

2) какие опасности скрывает в себе фантастический мир мультипликации;

3) выявление наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;

4) анализ результатов исследований, выводы;

5) составление памятки «Как с пользой смотреть мультфильмы».

Предметом исследования: мультфильмы отечественного и иностранного производства.

Объект исследования: учащиеся 1 «А» класса.

Методы исследования:

    Изучение литературы.

    Просмотр мультфильмов.

    Проведение анкетирования учащихся 1А класса и их родителей.

    Анализ полученных результатов.

Гипотеза работы: не все мультфильмы отечественного и иностранного производства, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, мультфильмы в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность и страх.

1.История мультипликации и ее создание.

Анимация (animation) - производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией.

Когда появились мультфильмы точно неизвестно.

С давних времён люди пытались «оживить» рисунки.

Мультипликация (анимация) появилась раньше чем кино с настоящими живыми актерами. Первые мультфильмы были чёрно-белыми и «немыми», но уже вызывали настоящий восторг у зрителя. Но настоящую популярность мультфильмы приобрели только в ХХ веке. Эта заслуга во многом У. Диснея. Именно он изобрел главного мультяшного героя Микки Мауса, это было еще в 1928 году. Мультфильм «Пароходик Вили», первый мультфильм о Микки Маусе.

В нашей стране первый мультипликационный фильм появился в 1924 году.

Создание мультфильма – очень трудоёмкий процесс. Для того, чтобы персонаж сделал простое движение, надо нарисовать около сотни рисунков. А для десятиминутного мультика их надо сделать около 15 тысяч!

Существует так же кукольная, пластилиновая и компьютерная (в том числе 3D) анимация.

Кукольная и пластилиновая анимации это когда создатели не рисуют картинку, а берут куклу или пластилиновую фигурку, ставят их на стол, делают фотографию, потом чуть-чуть смещают фигурку и снова делают фотографии. Фотографии меняются, меняются кадры и получается кино-анимация.

Компьютерная анимация – это когда героев рисуют на компьютере. Сначала на нем делают модели персонажей, потом с помощью специальных программ персонажи начинают двигаться.

В процессе изучения данной информации, я выяснила, что существует простейший мультфильм, который я попыталась сделать сама. Для этого я взяла толстый блокнот и сделала рисунок на первой странице. Это был простой цыпленок, который хлопал крыльями вверх-вниз. На первой и последней странице у него крылья внизу, примерно на средней странице – вверху, а остальные страницы я заполнила промежуточными положениями. Когда было всё готово, я запустила быстрое пролистывание страниц – я увидела МОЙ первый рисованный мультфильм. Я была в восторге и, главное, поняла, как делают мультфильмы.

Из изученной информации я сделала вывод, что для самостоятельного создания мультфильма, потребуется много терпения, цифровой фотоаппарат и компьютер со специальными программами.

И, кто знает, может это станет моим призванием!

2. Анализ отечественных и зарубежных мультфильмов.

При составлении данного проекта, я спросила у мамы, какой мультфильм она показала мне одним из первых? На что, я получила от нее ответ, это был мультфильм «Мама для мамонтенка» (мама часто мне пела песню из этого мультика, которую я в последующем выучила наизусть, и которая сейчас для меня является любимой). Со слов мамы, этот мультфильм научил меня быть доброй.

Но главным вопросом для меня остается, как наши мамы или бабушки определяют, подходит ли тот или иной мультфильм для нашего просмотра? Для этого я сама попыталась сравнить некоторые мультфильмы, и выяснить как они влияют на психику детей .

Начала я с известного всем поколениям мультфильма «Винни –Пух и все-все-все». Я выяснила, чем отличается советский Винни–Пух от диснеевского. Интересно, что советский Винни, как и положено медведю, окрашен в коричневый цвет, а вот диснеевский почему–то ярко-желтый.

Когда я занималась сравнением мультфильмов, мама решила провести надо мной небольшой эксперимент. Она включила мне для просмотра серию из сериала «Вуди и его друзья», который длиться 10 минут, после чего мама попросила меня пересказать её. Как Вы думаете, что у меня получилось? Я смогла сказать только 2 предложения, которые говорили о том, как кто-то кого-то стукнул, ударил, после чего Вуди произнес свой знаменитый смех.

После чего, мама включила мне следующий мультик, назывался он «ОХ и АХ», который тоже длился 10 минут. После просмотра этого мультфильма, мама снова попросила меня пересказать его. Ответ мой оказался более объемным, чем в первом случае, ведь мультик не только поднял мне настроение, но и направил мои мысли в нужное русло.

При просмотре мультфильмов я выяснила, что почти во всех зарубежных мультфильмах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка и убийство.

Отечественные мультфильмы мне понравились тем, что в них отрицательный персонаж легко (без физической силы) перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, не любил, никто ему не сочувствовал. Поэтому эти мультфильмы полезны детям, они учат правильному поведению: как заводить дружбу, как быть хорошим другом, как помогать другим. Никто не будет отрицать, что советские мультфильмы про Карлсона, Винни Пуха, Крокодила Гену и Чебурашку, Дядю Федора и подобные учат прекрасному и доброму.

Однако, в защиту могу сказать, что и среди американских мультфильмов есть и исключения – прекрасные мультики, которые мне очень нравятся, такие как – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», они несут добро.


    Опасность фантастического мира мультипликации.

Что же мы видим на экранах своих телевизоров? Почему же некоторые мультфильмы вызывают у нас радость, а другие делают нас злыми?

На этот вопрос мне ответил психолог МБОУ «Майнский многопрофильный лицей» Шутова Л.А., которой я объяснила тему моего проекта. (Просмотр видео «Интервью с психологом нашего лицея». Внимание на экран!)

Психолог (а по совместительству и моя бабушка) утверждает: что персонажи мультипликационных фильмов (так называемые мультяшки) формируют у нас - детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями мы можем научиться позитивно мыслить, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

К сожалению, со слов моей бабушки, мне стало известно, что многие мультфильмы построены психологически и педагогически безграмотно и могут иметь опасные для нас последствия.

При подготовке к данному проекту, мама прочитала мне результаты исследований, проведённые ещё в 60-е годах ХХ века, которые доказали, что сцены телевизионного насилия, увиденные детьми, увеличивают нашу агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера. Более того, по словам ученых, 8-ми летние дети, которые регулярно смотрят агрессивные телепередачи к 30-летнему возрасту чаще совершают уголовные преступления. Ведь мы как губка впитываем то, что видим по телевизору.

Несмотря на всю опасность мультфильмов, специалисты отмечают, что ее можно сгладить, если Вы - взрослые будете смотреть мультфильмы вместе с нами. Ведь в таком случае, мы можем спросить у вас, что нас интересует, а вы в свою очередь можете объяснить нам, какой из мультиков будет для нас опасным.

4. Практическая часть.

Я провела опрос учащихся 1А класса МБОУ «Майнский многопрофильный лицей, сделала анализ, полученных результатов, составила рекомендации.

При данном исследовании я выяснила, что основную долю времени, которую дети проводят около телевизора выпадает на просмотр мультфильмов. В связи с этим, у меня возник вопрос «Как же нужно смотреть мультфильмы?».

Со слов психологов и других специалистов, рекомендуемое время просмотра мультиков от 40 – 60 минут в день, а долгое, неконтролируемое нахождение около телевизора оказывается, может привести к неприятным последствиям, таким как:

    Нарушение осанки;

    Задержка речевого развития;

    Нарушение зрения;

    Нарушение пищеварения.

В связи с чем, меня заинтересовал следующий вопрос:

Данный опрос показал, что 8 человек смотрят мультики 3-4 раза в неделю (и это составило 35% опрошенных детей), 12 человек каждый день (52%), и только 3 человека по выходным (что составило всего 13%).

Из полученных данных можно сказать, что практически каждый день мы встречаемся с любимыми героями мультяшек.

Следующий вопрос анкетирования:

5 из опрошенных смотрят меньше часа, то есть не превышают норму (22 %); 15 учащихся смотрят более одного часа (65%), 3 человек - более двух часов (13%)!!!

Из полученных данных можно сказать, что большая часть опрошенных не придерживается рекомендуемого времени. Это может отразится отрицательно на их здоровье.

Часто родители сами решают, какой мультфильм смотреть их детям, чтобы оградить их от жестокости и агрессии. А чтобы принять такое решение необходимо знать содержание мультика, т.е. посмотреть.

По результатам проведенного анкетирования родителей на вопрос: «Часто ли они смотрят вместе с детьми мультики?»

При анализе ответов на данный вопрос, мы получили следующие результаты:

из 15 анкетируемых родителей: 10 человек ответили: «иногда» (что составило 47% опрошенных), 3 человек: «да, часто» (33%), а 2 родителя ответили «нет, никогда» (20% опрошенных).

При проектировании данного исследования, я пришла к выводу, что с детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных мультиков. Кто как ни родители объяснят, что хорошо, а что плохо!

При анкетировании учащихся 1 «А» класса на вопрос:

При этом я выяснила следующее: 3 родителя обсуждают с детьми просматриваемые мультики, и они ответили «да» (это 21% опрошенных), 7 – ответили «иногда» 50% опрошенных, 4 – «нет» (29%).

Из выше сказанного я сделала вывод, что примерно половина родителей вообще не интересуется что смотрит их ребёнок.

И все-таки, какие же мультфильмы предпочитают мои сверстники?

Как показало анкетирование, самыми популярными русскими мультиками стали:

Из числа зарубежных:

Грэвити Фоллс – 8 человека;

Холодное сердце - 4 человека;

Герои в масках – 3 человека;

Кунг-фу Панда – 3 человек;

Черепашки ниндзя – 2 человек;

Зверополис – 2 человека;

Пингвины Мадагаскара – 1 человек.

Заключение.

В данной работе я собрала мнение психологов, родителей и одноклассников по вопросу пользы или вреда от просмотра мультфильмов, провела их анкетирование.

Пришла пора написать мое личное мнение по данному вопросу и сделать выводы о подтверждении гипотезы.

Вспомним гипотезу моего исследования: не все мультфильмы отечественного и иностранного производства, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, мультфильмы в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность и страх.

В своей работе я выяснила, что большинство родителей не ограничивают своих детей в выборе мультфильмов, отдают право выбора в руки своего ребенка. А большинство детей останавливают свой выбор на плохих мультфильмах, и смотрят их больше одного часа в день, что вредно для нашего здоровья.

Как защитить нас от вредных мультфильмов!

Конечно, полностью исключить просмотр телевизора из нашего режима дня практически невозможно.

К счастью, любой родитель вполне может защитить нас от негатива телевидения. Для этого нужно не так много.

Вам родителям необходимо хорошо знать содержание мультфильмов, которые мы смотрим.

Вам нужно постараться, чтобы мы не видели сцен насилия, не слышали вульгарного юмора, нецензурных высказываний.

Даже самый вредный мультфильм не отразится на нашей психике, если мы будем смотреть его вместе с нами.

Родительская оценка поможет нам лучше понять, где в сказке выдумка, а где – отражение жизни.

Мамы должны предлагать нам смотреть не вредные мультфильмы, а поучительные. Например, нам будет интересно и полезно посмотреть такие шедевры советской мультипликации, как «Трое из Простоквашино», «Ну, погоди!», «Поросёнок Фунтик», «Мама для мамонтёнка», «Чебурашка». Есть хорошие, поучительные мультфильмы и среди современных: «Лунтик», «Уроки тётушки Совы», «Фиксики», «Барбоскины», «Бумажки» и многие другие.

Уважаемые родители, НЕ ДОПУСКАЙТЕ, чтобы телевизор полностью заменил нам общение с ВАМИ.

Таким образом, я сумела достичь цели исследования. Выдвинутая мной в начале исследования гипотеза подтвердилась, мы доказали, что не все мультфильмы отечественного и иностранного производства, в которых больше добра будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность и страх.

В заключение данной работы мне бы хотелось рассказать о своих предпочтениях в выборе мультфильмов. Я люблю смотреть как зарубежные («История игрушек», «Питер Пэн» и др.), так и отечественные мультики («Фиксики», «Бумажки» и многие другие). Смотрю я мультики не каждый день. Люблю смотреть мультики в хорошей компании – с мамой, папой и братом. Семья помогает мне сохранить спокойствие в неожиданном повороте сюжета. Или просто посмеяться со мною от души.

Список литературы.

    Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2007. – 452 с.

    Аминов Н.А., Аверина И.С. Экспресс-диагностика аверсивных (страх - гнев) состояний и формы межличностных конфликтов у младших школьников // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Ч.1. - М., 2005.

    «О нашем союзмультфильме», Г. Бородин, 2005

  1. «Планета мультфильмов», статья «Мой малыш», Москва, 2003

    Интернет-ресурсы:


Часто бывает, что ребёнок становится агрессивным и раздражительным, перестаёт спать по ночам, проявляет жестокость по отношению к другим детям или животным, обеспокоенные родители бегут посоветоваться с профессиональным психологом , и там выясняется, что ребёнок неконтролируемо, часами смотрит мультфильмы.

На самом деле мультики не так безобидны, как могут показаться. Яркие цвета, динамичный сюжет, выразительные герои имеют большое воздействие на детскую психику, особенно в раннем возрасте, когда ребёнок не способен критически их воспринимает. И это влияние может приносить как пользу, так и вред.

1. Дети ассоциируют себя с героями мультиков, переживает различные ситуации, примеряет на себя различные роли и модели поведения, его опыт расширяется.

2. При просмотре ребёнок узнаёт новое – факты, явления жизни, с которыми не столкнулся ещё в повседневности, это расширяет кругозор малыша, стимулирует любопытство.

3. Просмотр известных популярных мультиков облегчает коммуникацию со сверстниками – детям всегда есть, о чём поговорить, что обсудить: любимых героев, повороты сюжета, сказочные места, в которых происходит действие.

1. Дети воспринимают происходящее на экране как реальность, копируют поведение любимых героев, поэтому нужно критически подходить к выбору мультфильмов, где положительные герои бьют и убивают других персонажей, пусть даже с благими целями.

2. Ребёнок выносит из фильма представления о добре и зле. Если отрицательный герой избегает наказания за свои проделки, то у ребёнка формируется представление о том, что такое поведение допустимо.

3. Слишком яркие краски, громкие звуки, высокая динамика событий атакуют неокрепшую психику малыша, он перевозбуждается, становится раздражительным и тревожным. Чтобы этого избежать, нельзя допускать неконтролируемого просмотра анимации и лучше ограничить время просмотра 15 минутами.

Чтобы сделать просмотр мультфильмов максимально полезным, нужно руководствоваться несколькими правилами:

1. Выбирать такие фильмы, где положительные персонажи выглядят привлекательней отрицательных, где женские персонажи не ведут себя вызывающе кокетливо и не проявляют неумеренную агрессию, где добро побеждает зло.

2. Обязательно пояснять ребёнку сложные моменты на экране, обсуждать с ним ситуации и героев, предлагать осмыслить творчески: например, придумать сюжет с любимым героем, предположить, как он бы решал спорную ситуацию, нарисовать его или её.

3. Обращать внимание на уровень художественного исполнения, выбирать анимацию, выполненную в различных техниках, не одних упрощённых диснеевских, чтобы формировать зрительное восприятие. Фактически все советские мультфильмы проходили жёсткий критический отбор педагогов, и их смело можно смотреть детям.

Будет ошибкой совсем отказаться от мультфильмов, которые уже стали неотъемлемым фактом жизни. Как минимум сам ребёнок будет чувствовать себя неуютно, обсуждая это со сверстниками. Как говорил великий лекарь Парацельс: «всё есть лекарство и всё яд». Пока дети не способны сами сопротивляться вредному воздействию мультипликации, долг родителей - уберечь их от вреда мультиков и извлечь их них максимум пользы для интеллектуального и эмоционального развития.

Жизнь родителей во все времена полна противоречий. Допаивать водичкой или нет? Отдавать в садик или не надо? Приобщать к спорту с юных лет или подождать? В отношении мультфильмов, как и в других вопросах, зачастую разгораются жаркие споры.

С одной стороны, популярно мнение, что современные мультфильмы не учат ничему хорошему, они слишком яркие и крикливые, регулярный их просмотр портит здоровье (от ухудшения зрения до развития логоневроза). С другой стороны, родители в большинстве своем признаются самим себе, что мультики детям включают и включать будут.

Польза и вред мультфильмов для детей

В этой статье разберемся, как извлечь пользу из просмотра современных мультфильмов и избежать вреда в любом возрасте.
Общепризнанно, что до трех лет показывать ребенку мультфильмы не нужно вообще. Всевозможные «развивающие» проекты – не исключение. Оценить перипетии сюжета малыш еще не в состоянии, извлечь моральные нормы поведения тоже. Так зачем родители включают мультики совсем маленьким деткам?

Признаемся самим себе. Чтобы:

  • отдохнуть от ребенка хоть несколько минут;
  • быстро переключить его внимание, выйти из конфликтной ситуации;
  • накормить;
  • убрать или приготовить что-то без его «помощи»;
  • поговорить по телефону без визгов и криков на заднем плане.

Все это нужно вам, а не ребенку. Ему в этом возрасте пользы нет, вред есть.

Удержитесь от огромного соблазна включить мультик за обедом! Да, терпения часто не хватает. Да, ребенок не ест так, как хотелось бы. Задумайтесь о том, насколько неправильную привычку вы закладываете, включая мультик за едой. Естественный интерес к еде и ее познание, отработка навыков самостоятельного приема пищи, внутренняя регуляция «наелся – не наелся», «вкусно – не вкусно» заменяются механическим поглощением любой пищи из тарелки.

Ребенок из «повелителя» еды превращается в конвейер по ее поглощению. Он не станет думать, нравится ли ему больше морковка или картошка в супе, какую фрикадельку съесть вначале, а какую потом, стоит ли пробовать эту подозрительную капусту брокколи. Он это все не заметит. Кушая с мультиком, о том, что кушать можно с радостью, он так и не узнает.

Ситуация «не плачь, вот я тебе включу мультик» аморальна в корне. Вы предлагаете сделку, ребенок ее впоследствии развивает до шантажа. Очевидно, чтобы следующий раз посмотреть мультик, нужно что? Правильно. Заплакать. А лучше закатить скандал пуще прежнего – авось, мультик включат подлиннее! Кроме того, истинные причины детского огорчения будут не проговорены, не выяснены и не решены.

Вы хотите сделать что-то без ребенка. Попить чаю, поговорить по телефону, вытереть разлитый горшок, перебрать платяной шкаф – вариантов масса. Да, вы имеете на это право.

Самый простой вариант – включить на это время наследнику мультик. В чем подвох?
Это опять же, своего рода манипуляция. «Чтобы мама могла что-то сделать, она должна мне включить мультик».
Вы добровольно и самостоятельно растите шантажиста. Вы показываете ему эффективную модель, как добиться своего. Честно признайтесь, я хочу это сделать. Можешь помочь? Помоги. Не получается – не мешай. Просто не мешай, а не за мультик.

От 3 до 7 лет

В этом возрасте вы можете позволить своему чаду около получаса мультипликационных удовольствий. Лучше, если это будет не полчаса сплошного времени, а два-три мультика в течение всего дня. Но – все индивидуально. Есть дети, которые в три года еще просто не интересуются мультиками. Вы включили, он посмотрел минуту-две, развернулся и ушел. Ничего страшного, уговаривать не будем.

А есть дети, которые «прилипают» сразу и надолго. За этим тоже нужно следить. Признаки того, что ребенок мультиков «пересмотрелся:

  • не помнит того, что только что увидел (не может ответить на вопросы по сюжету, рассказать своими словами);
  • после просмотра (может, и не сразу) становится капризным, плачет без объективной причины;
    разговаривает громко, возбужденно или, наоборот, «ушел в себя».

С особым вниманием отнесемся к тому, когда включать мультики.

Сразу с утра не надо, организм должен проснуться и включиться в режим по всем физиологическим правилам. И непосредственно перед сном не надо – вероятность перевозбуждения, последующей бессонницы и нарушений сна выше.
Ну, и как сказано выше – не во время еды.

Очень желательно просматривать мультфильмы вместе с ребенком. Хотя бы те, что включаете для него первый раз. Внимательно следите за его реакцией. Иногда не страшные (на взгляд взрослого человека) вещи могут напугать ребенка. Например, большие выпученные глаза персонажей, черная одежда, глухой или визгливый голос.

Очевидно, что заметив нечто подобное, следует изъять из просмотра и этот мультфильм, и ему подобные. И, напротив, наблюдая за реакцией чада, можно очертить круг его интересов на текущий момент. Нравится про животных? Или волшебные? Предлагаем подобные. Говоря пафосными словами, смотря мультик вместе с ребенком, можно лучше узнать ребенка.

Просмотренные мультики удобно использовать в качестве ненавязчивого воспитания. Если вы помните, что вы смотрели с ребенком, вам будет легко провести параллель: «Ты сейчас капризничаешь совсем как мальчик. Помнишь, тот, где были сестрички-привычки?» Выхватив всю ситуацию, весь образ целиком, ребенку будет легче понять свое поведение.

Формируя детскую медиатеку, оценивайте влияние, которое могут произвести на ребенка персонажи и сюжеты. Учитывайте, что поведение героев впитывается и копируется подсознательно.

Задумайтесь, хотите ли вы видеть свою дочь требующей конфеты так же, как Маша из современного «Маша и медведь»? Нет? Так зачем ей это показывать? Хотите ли вы, чтобы ваш сын запирался в комнате и общался с друзьями без вашего ведома, скрывая их от вас, как ДимДимыч из «Фиксиков»? Нет?

Бывает так, что задумываясь над мультфильмом, вы можете выделить и положительные, и отрицательные моменты. В тех же «Фиксиках» есть прекрасные объяснения работы множества приборов. Что делать? Опять же, смотреть вместе и обсуждать после просмотра. Акцентируйте внимания ребенка на том, что вам показалось хорошим, а что – нет. Объясняйте, доказывайте свою точку зрения.

А бывает, что вы не можете понять, что плохого может быть в мультипликационном фильме. Посмотрите обзоры, отзывы родителей, которые уже столкнулись с ним.

Любящие родители так не скажут.

Норма просмотра в этом возрасте – 30-50 минут. На что потратить это время? На продукцию с познавательным содержанием, расширяющую кругозор, предлагающую ребенку новые инструменты в решении текущих задач.

Как и прежде, старайтесь просматривать мультфильмы вместе с чадом. Во-первых, так вы сможете их полноценно обсуждать. А во-вторых, будете уверены, что ребенок не смотрит ничего «посоветованного» друзьями-одноклассниками (вами не одобренного).

Есть множество проектов по изучению иностранных языков. Отнеситесь к ним вдумчиво. Если в школе уже преподается английский, посоветуйтесь с учителем – на пользу ли будет дополнительная языковая нагрузка и какая именно. Иногда преподаватель говорит, что мешать в голове его уроки и «мультяшные» не надо. А некоторые считают, что для погружения в языковую среду полезно смотреть англоязычные картины без перевода.

Для развития общего кругозора предлагайте ребенку мультфильмы разных стран. С последующим обсуждением. Так, об особенностях восприятия мира японцами наглядно расскажут анимэ. Несколько серий «Сейлормун», например, наглядно продемонстрируют символичность образов, эмоциональную сдержанность (эмоции часто передают только глаза) жителей страны восходящего солнца. Мультфильм в данном случае – ключ к познанию других людей, других нравов и обычаев. Пользуйтесь им! Так вы и ребенку предложите нечто интересное, и сами узнаете много нового.

Говоря о мультипликации в старшем возрасте, нельзя не упомянуть о картинах «для взрослых». Естественно, вы не будете в тихий семейный субботний вечер включать для просмотра нечто откровенного или даже порнографического характера. Но вероятность того, что ребенок рано или поздно что-то такое увидит, остается. Дома в ваше отсутствие, в гостях у друзей, даже на перемене в школе на мобильных гаджетах.

Разумно быть к этому готовым и действовать на упреждение. Расскажите, что бывают «плохие» мультфильмы и почему их смотреть не надо. Впрочем, разговор вряд ли должен ограничиться рисованными картинами. Вы можете поставить фильтры на браузер домашних компьютеров. В ряде случаев это оправдано. Но гораздо правильнее взращивать подобный внутренний фильтр в самом ребенке.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГЛУБОКОВСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ»

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПРАПОРЩИКОВО»

Секция: Начальные классы (творчество)

Тема: «Мультфильмы – польза или вред?»

Выполнила:

ученица 4 «Б» класса

Дементьева Арина

Научный руководитель:

Кузнецова Татьяна Федоровна

    Введение 3

    Основная часть 5

2.1 Как появились мультфильмы 5

2.2 Мультфильмы – вред или польза? 7

    Практическая часть 10

    Заключение 13

    Список литературы 15

    Отзыв научного руководителя

    Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Иногда кажется, что мир вокруг жесток, безразличен, угрюм и неприветлив. Кажется, что все потускнело, стало серым и черным. В такие моменты хочется включить старые добрые мультфильмы. Они способны раскрасить наш мир не только в яркие пестрые краски , но и принести с собой ощущение искренней радости.

Если бы не было в нашей жизни мультфильмов, то наш мир не был бы таким ярким.

В.М.Котеночкин

Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения!

Как–то я спросила маму, любила ли она в детстве смотреть мультфильмы. Ответ ее был утвердительным. Теперь мы, дети наших родителей, смотрим мультфильмы. Это мультфильмы советского и иностранного производства.

Вряд ли, найдется хоть один ребенок, который не любит смотреть мультики. Я думаю, что мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. Мы часто с подружками, моего класса, обмениваемся DWD дисками, которые содержат разные мультики. У каждого из нас свои предпочтения, и мы с увлечением следим за выпуском новых серий, пересказываем увиденное, с нетерпением пересматриваем любимых героев. Однажды меня заинтересовал вопрос «А какие мультфильмы смотрят ребята других классов?

Актуальность работы состоит в том, что в последнее время на жизнь детей огромное влияние оказывает телевидение, в том числе мультфильмы, которые стали неотъемлемой частью жизни. Дети учатся у героев мультфильмов добру, анализируют их поступки, мультфильмы развивают образное и абстрактное мышление.

Цель – определение роли мультфильмов в жизни детей, выявление пользы или вреда от просмотра мультфильмов.

Отсюда вытекают следующие задачи:

    Узнать историю появления мультипликации;

    Выяснить, есть ли опасность, скрывающаяся в мире мультипликации;

    Провести анкетирование с целью выявить наиболее предпочтительные для просмотра мультфильмы;

    Проанализировать результаты исследований, сделать выводы.

Методы работы:

    Анализ статей по данной теме

    Анкетирование учащихся начальной школы

    Обработка полученных результатов

Гипотеза работы: большинство мультфильмов, в которых демонстрируется добро, дружба, помощь способствуют гармоничному развитию ребенка, помогают в общении, положительно влияют на поведение ребёнка в кругу сверстников, а значит, просмотр мультфильмов полезен для детей.

Практическая направленность: данный материал можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях и лекториях для родителей, учащихся начальной школы.

Мы должны знать и уметь отличать хорошие мультфильмы от плохих, чтобы стать воспитанными и вежливыми.

В своей работе мы попытаемся разобраться, насколько мультфильмы полезны и интересны детям, и какое влияние мультфильмы оказывают на поведение ребёнка.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Что такое МУЛЬТФИЛЬМ – средство воспитания или управления психикой?

Яркие и зрелищные с одной стороны, и простые, доступные с другой, мультики обладают большими воспитательными возможностями, и очень близки этим к сказке или общению с людьми.

Персонажи мультфильмов показывают нам разные способы познания окружающего мира, передают образы друга и врага, дают первые представления о добре и зле, о плохом и хорошем поведении.

Сравнивая себя с любимым персонажем, мы учимся справляться с трудностями, со своими страхами, учимся уважительно относиться к окружающим.

События, которые показывают в мультике, развивают наше мышление и воображение.

Значит, мультфильм – это очень эффективное средство воспитания.

Мультфильм – это добрая короткая сказка 5-10 минут с понятным сюжетом и узнаваемыми героями (то есть, история не про оборотней, а про детей, зверят). Их очень много, и все они точно не навредят малышу! Такие мультфильмы учат ребёнка быть ЧЕЛОВЕКОМ, радоваться добру, переживать за героев.

2.1 Как появились мультфильмы

Художники всех времен и народов мечтали о возможности передать в своих произведениях подлинное движение жизни. Римский поэт и философ Лукреций в своей работе "О природе вещей" описал приспособление для высвечивания на экране движущихся рисунков. А в 15 веке появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.

В средние века также находились умельцы, развлекавшие публику сеансами движущихся картинок при помощи оптических устройств наподобие фильмоскопов, куда вставляли прозрачные пластины с рисунками. Такие аппараты называли «волшебным фонарем» или по-латински "laterna magica" . С 17 века в бродячих театрах по всей Европе проводились такие представления.

Попытки найти способы оживления рисунков

с помощью специальных аппаратов продолжались.

30 августа 1877 года в Париже был запатентован праксиноскоп Эмиля Рейно. Именно этот день можно считать днем рождения мультипликации.

Шли годы поисков, годы новых открытий.

Возникла фотографическая промышленность.

Открылись фабрики пластинок, фотоаппаратуры,

кинопленки. Успешное развитие фотографии

позволило в дальнейшем заменить рисунки фотоснимками, а изобретение прозрачной целлулоидной ленты и рождение киноаппарата дало большие перспективы по "одушевлению" рисунка на экране.

В январе 1926 года в Калифорнии открылась первая студия Уолта Диснея, где рождается самый популярный рисованный персонаж в истории анимации - Мышонок Микки Маус . Облик и повадки мышонка были поначалу другими. Микки Маус выглядел недобрым и язвительным. Родители юных зрителей возмущались скверным характером героя. И Дисней изменил его, сделав милым и добродушным.

Анимация (animation) - производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. Анимацию называют мультипликацией (дословно - "размножение"). С появлением звука в кинематографии для мультипликации открылись новые пути. На экран выходят первые звуковые мультипликационные картины: "Почта" по произведению С.Я.Маршака, "Улица поперек" и "Сказка про белого бычка". В 1936 г. в Москве была создана специальная студия "Союзмультфильм".
На экранах появились мультфильмы из русских народных сказок.Персонажи в картинах жили своей жизнью и имели не только свою особую внешность и повадки, но и свой характер. Остроумные сюжетные положения, изобретательно найденные детали, разнообразная среда, в которой происходило действие, ясный, доходчивый текст, прекрасная музыка композиторов - все это заставляло зрителя с интересом смотреть мультфильмы.

Так российская мультипликация создала себе прочное положение на международном кинематографическом рынке, о ней стали говорить, о ней стали писать за границей.

Существуют три вида мультипликации: рисованная, кукольная и компьютерная. Практически все современные мультфильмы давно делают на компьютере, а не рисуют на пленках или лепят из пластилина. Даже самые простые 2D мультфильмы делаются на компьютере. На сегодняшний день российская анимация переживает подъем, и новые качественные мультфильмы все чаще появляются на экранах наших кинотеатров.

2.2 Мультфильмы – вред или польза

Дети с удовольствием смотрят разные мультики, но какая польза должна быть от мультфильма ? Должен ли он быть обучающим (обучение счёту, азбуке, логике) или просто развлекающим? Самое главное - это:
1. В мультфильме не должно быть жестокости, страшных героев;

2. В основе повествования – основные человеческие ценности : честность, верность, уважение, взаимопомощь, верная романтическая любовь, стремление к свободе выбора и т.д.;
3. Зрители должны смеяться не над героем, а с ним , поэтому для смеха авторы могут ввести бестолкового приятеля главного героя;
4. Обязательно нужно выразить любовь героя к семье, добавив в сюжет членов семьи;
5. «Плохие» герои существуют для того, чтобы главному герою было с кем бороться и кого побеждать.

В 2003 году по одному из каналов кабельного телевидения демонстрировался документальный фильм «Влияние мультфильмов на сознание детей». В этой небольшой передаче опытные психологи рассматривали, какое влияние оказывают современные мультфильмы на сознание детей. Просмотрев большое количество современных и старых советских мультфильмов, сравнивая персонажей и их поступки, психологи составили некоторые тезисы о том, что воспитывают в детях мультфильмы и какой вред они могут нанести. Вот что у них получилось.

Положительные стороны мультфильмов:

    Учат уважать себе равных;

    Мириться, если произошла ссора;

    Не обижать слабых;

    Быть честным, уважать родителей и старших;

    Учат хорошим манерам;

    Развивают фантазию, творческие способности;

    Создают хорошее настроение;

    Расширяют кругозор, развивают любознательность;

    Учат сопереживать, сочувствовать, размышлять;

    Иметь свое мнение.

Отрицательное влияние мультфильмов:

    Герои некоторых мультфильмов агрессивны – они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат и даже убивают персонажей. Последствия – проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребенка в реальной жизни;

    Некоторые персонажи нарушают общепринятые нормы поведения – их никто не наказывает за это, не говорит, что так делать нельзя. Нарушается представление о хорошем и плохом поступке, воспитывается ощущение полной безнаказанности, нет четкой границы между добром и злом.

    В некоторых мультфильмах показывают опасные для жизни формы поведения, повторять которые в реальной жизни глупо, а иногда и просто опасно! Просмотр таких примеров для подражания может привести даже к травмам.

    Иногда показывают сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям, сцены издевательства над беспомощностью, слабостью, старостью. Как вы думаете, как поведут себя маленькие зрители после просмотра таких мультиков? Скорее всего, это будет непристойное поведение, грубость, безжалостность…

    Практическая часть

Мы тоже решили провести анкетирование среди ребят начальной школы и их родителями, чтобы узнать каким мультфильмам они отдают предпочтение и что им нравится в мультфильмах. Мы разработали анкету и провели ее в

3-4 классах нашей школы. В анкетировании приняло участие 50 взрослых и 20 родителей нашего класса. Вот какие результаты у нас получились.

Все опрошенные ребята утвердительно ответили, что любят мультфильмы и смотрят их: каждый день – 22 человека, 3-4 раза в неделю – 11, только по выходным – 17.

Продолжительность просмотра у всех разная – меньше часа – 22 человека, больше часа – 9, больше 2-х часов или пока не закончится – 19. Самое правильное – просмотр мультфильма не более 40 минут.

Какие же мультфильмы предпочитают наши ребята – 30 учащихся с удовольствием смотрят современные российские и старые советские мультики, а 20 – иностранные.

Очень жаль, что наши родители нечасто могут посидеть рядом с нами и вместе насладиться просмотром: только 9 человек сказали, что они смотрят мульфильмы совместно, и совсем немногие отметили, что они обсуждают увиденное. Это можно объяснить загруженностью наших родителей, которые не всегда могут уделить нам внимание и, уж тем более контролировать, что мы смотрим по телевизору. А иногда это просто необходимо для нас!

Кто же из героев привлекает внимание?

Российские Иностранные

Маша и Медведь Халк

Винни – Пух Шрек

Пятачок Симсоны

Волк и Заяц Кунгфу Панда

Золушка Рапунцель

Три богатыря Железный человек

Карлсон Элвин и бурундуки

Снежная Королева Бэтмен

Дим Димыч Смурфики

Фиксики Губка Боб

Лунтик Турбо

Смешарики

Сивка – Бурка

Крокодил Гена

Чебурашка

Кот Леопольд

Герои Простоквашино

Герои мультфильмов по русским народным сказкам

Как видно, героев современных русских и советских фильмов гораздо больше. Почему же? Герои добрые, воспитанные, красивые, не похожи друг на друга, сердца героев добрые и открытые. Сюжеты понятны, рисунки красочные и яркие, редко повторяются. После просмотра этих мультфильмов хочется задуматься о поступках героев, об их отношениях друг с другом. Многие мультфильмы поучают, развивают.

Какую же пользу могут принести мультфильмы? Вот какие ответы дали наши ребята – учат добру, трудолюбию, дружбе, взаимоуважению, воспитывают уважение к старшим, помогают определить, где добро и где зло, развивают и воспитывают, показывают хорошие поступки, да и просто веселят. Родители добавили – учат уму-разуму, жизни, поднимают настроение, снимают усталость и просто успокаивают нервы.

Не забыли мы спросить и о том, а какой же вред могут нести мультфильмы? Первая причина, которую озвучили ребята – вред глазам от частого и долгого просмотра телевизора. Помимо этого, современные мультфильмы, в основном иностранного происхождения, показывают агрессию героев по отношению к окружающим, насилие и жестокость, нередки и грубые, а иногда и непристойные слова, неуважение к старшим, безнаказанное баловство. Взрослые добавили, что сюжеты не предназначены для детей, в некоторых нет никакого смысла, а герои порой некрасивые и даже страшные.

Подытожив все это, ребята сделали вывод, что все же в мультфильмах больше хорошего (45 человек), чем плохого (5 человек). Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась и мы можем с уверенностью сказать, что мультфильмы занимают огромное место в жизни детей, их воспитании и вносят много положительного в развитие подростков, а значит просмотр мультфильмов, особенно современных российских и советских мультфильмов, а так же киностудии «Уолта Диснея» полезны для просмотра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мультики, сказки, сказочные персонажи сопровождают нас повсюду с самого раннего детства. Ни одно мероприятие в детском саду или в начальных классах не обходится без милых Незнайки, Буратино, Белоснежки, а теперь и Лунтика, героев Шрека и Мадагаскара. С малых лет мы учимся и воспитываемся с помощью любимых сказочных героев, без которых порой и задачку решать не хочется, и на новогоднем представлении без сказки скучно.

Маленькие дети обожают сказки перед сном, ведь в них столько удивительного и волшебного. А если ещё и эти чудеса оживают на экранах телевизоров!!! Многих героев мультфильмов можно полноправно считать помощниками – воспитателями детей, потому, что:

1 . Мультики яркие, сюжетные, что позволяет развивать внимание, память. Ведь прилагая усилия, чтобы понять, рассмотреть, запомнить происходящее, ребенок подключает эти функции.
2 . Большинство мультфильмов создано на основе традиций сказок или классической литературы. Сказка, по своей природе, метафорична, она заставляет задуматься. Цепляясь за метафоры, ребенок достраивает свой мир. Кроме того, сказка дает ребенку ответы на многие вопросы.

3 . Герои большинства мультиков говорят чётким русским языком (и в переводе тоже), и поют хорошие песни.

4 . Мультфильмы, в большинстве своём, учат осмысливать происходящее, заставляют переживать.

Использование мультфильмов помогут взрослым решить многие задачи воспитания:

Привить нам, детям, любовь к животным, умение дружить

Мы дети – будущее нашей страны и мы должны готовиться к этому с детства. А будущее каждого ребенка зависит от того, в каком окружении мы живем, с кем общаемся и даже от того, что мы видим на экранах телевизоров.

В жизни нас ждет много славных дел. Но, прежде всего, мы должны вырасти добрыми людьми, отзывчивыми, смелыми и вежливыми. Давайте же больше жизни будем улыбаться и дарить улыбку всем. Ребята, давайте жить дружно!

Мультфильмы являются очень важной частью в развитии и понимании окружающего мира ребенком, а наши родители должны помогать разобраться, где «хороший» мультик, а где «плохой». А так же контролировать время просмотров любимых мультфильмов. Не нужно смотреть все подряд, нужно прислушиваться к мнению взрослых, которые помогают нам выбрать для просмотра хорошие передачи или мультфильмы.

А лучше всего побольше гулять и играть с друзьями.

И самое главное!

Уважаемые родители! Никакой мультфильм не заменит нам живого общения с вами, отложите свои дела, уделите нам побольше внимания!

Список использованной литературы

    Интернет-ресурс: http :// gomult . ru / blog / kakaya - polza - ot - multfilmov /

    Интернет-ресурс: www .myltik.ru

    Дьякова Марианна. Мультфильмы: вред или польза? Чему учат мультфильмы

    Все обо всем. Том 11.- М.: Филологическое общество «Слово» АСТ, 1999.

    Я познаю мир (кино). Издательство АСТ, 2000.

    Шишова Т. Л. Вред американских мультфильмов.

Для создания данного проекта были использованы материалы следующих сайтов: www.fun4child.ru ; www.baby.ru ;

Просмотр мультфильмов является достаточно увлекательным процессом, как для взрослых, так и для детей любого возраста. Яркие мелькающие картинки в телевизоре вызывают у малышей бурю различных эмоций. В связи с этим у многих родителей возникает вопрос: «Несут ли мультфильмы какую-либо пользу для ребенка? И существует ли опасность негативного воздействия мультиков на развитие маленького человека?
Мультфильмы, в общем, могут обладать как положительными, так и отрицательными характеристиками. То, что черпает из них ребенок, зависит напрямую от качества материала и от количества времени, проведенного у экрана телевизора. Мультфильм "Симпсоны" признан лучшим телесериалом XX века.

Полезные свойства мультиков

При просмотре светлых, добрых мультфильмов, к которым обычно относятся советские мультики, ребенок будет получать навыки общения и поведения в социуме. Наблюдая за сказочными героями, ребенок сможет научиться доброте, ответственности, честности и многим другим положительным качествам. Как известно, в добрых мультиках добро всегда побеждает зло и, следовательно, отрицательные персонажи в итоге наказываются. На таких примерах малыши смогут понять «что такое хорошо и что такое плохо». Именно из мультфильмов дети понимают, что зло, совершенное человеком, обязательно вернется к нему, а за добрым делом всегда следует поощрение.
С помощью навыков, полученных при просмотре мультиков, малышу будет проще адаптироваться в детском саду или школе. Ребенок без труда будет общаться со своими сверстниками. Кроме того, интересный мультик может стать отличной темой для обсуждения с друзьями.
Важно, чтобы просмотр телевизора не отнимал у ребенка слишком много времени. Малыш должен гулять, играть, рисовать, играть с другими детьми. Если ребенок будет смотреть телевизор примерно 30 минут в день, то любимые мультфильмы будут нести только пользу для его развития.

Вред от мультфильмов

Если телевизором родители пытаются заменить ребенку няню и при этом малыш проводит за просмотром мультиков большую часть своего времени, то польза от этого занятия практически утрачивается. Постоянный просмотр мультфильмов может нести за собой следующий вред:
1. Негативное влияние на органы зрения ребенка;
2. Появление тревожности, нервозности ребенка. Особенно часто такое бывает при просмотре ребенком мелькающих мультиков, в основу сюжета которых заложена погоня одного персонажа за другим. У ребенка может нарушиться сон;
3. В отдельных случаях развитие отрицательных качеств личности: жестокость, грубость. Это случается, когда в просматриваемом мультфильме нет четкого разграничения между отрицательным и положительным персонажем;
4. Отрицательное воздействие на развитие речи. Если не обсуждать с малышом события мультфильма, то он может сделать неправильные выводы о том, как вести себя в той или иной ситуации. Часто случается, что малыши настолько «вживаются» в сюжет мультиков, что начинают путать «экранный» мир с реальным.
При существовании в современном обществе очень сложно избежать знакомства ребенка с телевизором и мультфильмами. Однако дети дошкольного возраста должны смотреть телевизор как можно реже и только под присмотром взрослых людей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.