«День хороших манер и поступков». Занятие для детей старшего дошкольного возраста по реализации ОО «Социализация. Прививаем хорошие манеры, играя

(6 голосов : 3.33 из 5 )

Хорошие манеры детям прививают с детства: сначала родители, потом воспитатели и учителя. А эффект – невелик. Почему?! Возможно, все дело в том, что правилам этикета обучают слишком скучно и назидательно?!

Неписанные правила

Нормы этикета, хоть они и описаны в разных источниках, являются «неписаными» – ведь они не закреплены ни одним законом. Это своеобразное соглашение между людьми вести себя определенным образом. Этикет определяет правила поведения людей в самых разных местах и при самых разных обстоятельствах:
при знакомстве
в момент приветствия и прощания
в общественных местах (транспорт, дорога, праздничные мероприятия, музей, кинотеатр, театр, цирк, поликлиника, библиотека, парикмахерская, ресторан и пр.)
в телефонном разговоре
как вести себя в гостях
как принимать гостей
как вести себя за столом
как правильно составлять письма, отвечать на письма
общение с незнакомыми людьми, друзьями, старшими людьми
употребление вежливых слов (просьба, благодарность, сочувствие)
выбор одежды и прически для разных мероприятий (dress code)
соблюдение личной гигиены и забота о здоровье
отношение к материальным ценностям
понятие о вкусе, красоте, моде, стиле

Одно только перечисление тем по правилам этикета выглядит впечатляюще. А ведь надо запомнить правила по каждой теме и, главное, выполнять их. Причем, всегда. Считается, что самый высокий уровень человеческой культуры в том, чтобы соблюдать правила этикета даже тогда, когда ты находишься один, и никто не может проследить, соблюдаешь ты этикет или нет. Возникает вопрос, как привить такую высокую культуру детям?

Нравоучения по этикету

Знакомство с этикетом начинается с самого раннего детства, осознанное – лет с 5-ти. Как это обычно происходит? В детсадах и школах проводятся специальные занятия – уроки по этике и эстетике. И пусть не обижаются на меня педагоги, но проводятся, как правило, скучно, назидательно, в совершенно однобокой форме заучивания правил. И какова же судьба всех подобных нравоучений? Получаем обратный эффект – выполнять правила не хочется.

Это что касается теоретической части по этикету. А как практически прививается этикет? Еще хуже. Я бы даже сказала, в нарушение всех правил этикета. Окриками, наказаниями, диктатом. «Не хлопай дверью!», «Вымой руки!», «Сядь прямо!», «Локти со стола убери!», «Не спеши, тщательно пережевывай пищу!», «Не разговаривай с набитым ртом!», «Не чавкай!», «Рот прикрывай, когда чихаешь!», «Уступи место бабушке!». А самое парадоксальное в этом ряду, вот это: «Что ты орешь, как ненормальный?!» (естественно, эту фразу возмущенные взрослые орут, как ненормальные). Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Детям мало сказать: «Делай так, а не иначе». Хорошо бы объяснить, почему не иначе. А еще лучше было бы прививать правила этикета не напрямую, а косвенно, исподволь, чтобы ребенку самому хотелось их выполнять.

С точностью до наоборот

Весьма нетрадиционный способ прививать хорошие манеры предложил в свое время Григорий Остер, сочинив «Вредные советы». Идея придумать вместо полезных советов вредные, пришла ему в голову по вполне понятной причине. Чаще всего дети протестуют против всего, что им советуют и делают все наоборот. И если таким детям дать вредные советы, то, сделав наоборот, они как раз и будут поступать правильно. Ну, например,

Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.

На обложке этого сборника стихотворений честно написано «Книга для непослушных детей», а ниже приписка – «Послушным детям читать запрещается». Потрясающая приманка, согласитесь? Конечно, есть и еще одна маленькая хитрость в том, что все стихотворения написаны с необыкновенным, тонким чувством юмора. Соединения метода от противного и чувства юмора – хороший ход для того, чтобы, на самом деле, научить этикету и высмеять невежество, таким способом наглядно продемонстрировав, как должен вести себя по-настоящему вежливый и культурный человек и почему плохо поступать иначе.

Этикет для плюшевого мишки

Однажды я наблюдала в детской такую сцену. Моя 5-тилетняя дочь играла со своим любимым плюшевым мишкой. Она кормила его с ложечки и говорила ему: «Не чавкай, пожалуйста. Это неприлично!» Понятно, что игрушечный мишка не мог чавкать, просто дочке хотелось поучить его хорошим манерам. И, сама того не подозревая, она подсказала мне еще одну идею, как можно учить детей этикету. В игре. С куклами и плюшевыми игрушками.

Детям не нравится заучивать правила на уроках, они не любят, когда их одергивают и исправляют их поведение (да еще, если это происходит в резкой форме). Но дети не против соблюдения правил этикета. И они понимают, что по правилам жить удобнее для всех. Детям надоедает одна и та же однообразная роль ученика, сидящего за партой. И так хочется почувствовать себя в роли учителя.

Играя с куклами и плюшевыми игрушками, дети учат этикет очень охотно. Взрослым можно только подбрасывать все новые и новые ситуации, которые будут разыграны, чтобы охватить все случаи из жизни, где нужно знать правила этикета.

Играя по правилам этикета

Игра – это лучший способ обучения для детей. И, конечно, не только играя в куклы можно научить детей этикету. Прививать детям хорошие манеры можно с помощью множества разных игр, где (что уникально!) правила этикета станут правилами игры!

СИТУАЦИЯ. Для игры выбираются обычные бытовые ситуации: «Приветствие и знакомство», «Телефонный разговор», «Как дарить подарки», «Как вести себя в общественном транспорте», «Как вести себя в зрительном зале». Предложите детям придумать историю по правилам и против них. Можно предложить проиллюстрировать придуманные истории сценками. Не забывайте о чувстве юмора.

РАЗОРВАННЫЕ ЗАПИСКИ. На записках пишутся правила этикета так, чтобы они были сформулированы из двух частей: условие и правильное поведение. Потом все записки разрываются на 2 части, и перемешиваются. Детям необходимо восстановить разорванные записки, правильно подобрав соответствующие друг другу части.

ПИСЬМА ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ВЕЖЛИВОСТИ. Дети пишут друг другу (а может, даже и взрослым) письма, в которых рассказывают, о чем им захочется. Главное – излагая содержание, не нарушить этикет. Письма рассылаются электронной почтой. И второй этап – получивший письмо должен оценить его с точки зрения соблюдения правил этикета. Причем, можно проверить две вещи в соблюдении правил этикета: по составлению письма и по поведению в описанных в письме ситуациях.

ДОРИФМУЙ. Не сложная игра. Подойдет для малышей. Взрослые читают стихотворение, не оканчивая фразу, а дети добавляют нужные слова в конце строки.
Например,
В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще… (здравствуйте)

Нужно знать, как дважды два
Все… (волшебные слова)

В день не бойся раз до ста
Говорить… (пожалуйста).

ДИАЛОГ С ПОДТЕКСТОМ. Эта игра обычно проходить очень весело. В ее основе стихотворение Вадима Левина «Мистер Сноу».
– Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
– Через час. Даю вам слово.
– Вот спасибо, мистер Сноу…
Это стихотворение универсально в том смысле, что одним и тем же текстом может выразить совершенно разный подтекст, включая и прямо противоположные: восторг, радость, сдержанность, безразличие, разочарование, огорчение, испуг, ужас. Каждый ребенок исполняет это стихотворение, другие угадывают подтекст и обсуждают, в какой мере каждое прочтение было тактичным по отношению к мистеру Сноу.

Вежливый-медвежливый

Учат этикету и произведения искусства. Одни напрямую, другие в более завуалированной форме. Дети читают, увлекаются сюжетом, сопереживают персонажам, а между строк знакомятся с правилами поведения. Есть много прекрасный творений, которые могли бы войти в книгу по этикету. Вот лишь самые популярные:
1. «Очень вежливый индюк» (Б. Заходер)
2. «Урок вежливости»: Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести…(С. Маршак)
3. «Мойдодыр», «Федорино горе» (К.Чуковский)
4. «Сказка о потерянном времени» (Е.Шварц)
5. «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Театр хороших манер

Очень полезно ставить с детьми спектакли по литературным произведениям. Этикет и театр – неразделимы. Во-первых, все произведения, так или иначе, учат этикету в самом широком смысле, а именно правилам общения людей – добру, справедливости, тактичности, сочувствию, дружбе. Во-вторых, исторический фон любой пьесы отражает особенности этикета своего времени. В-третьих, играя роль, ребенок проживает по правилам этикета, если роль положительная, и против правил, если роль отрицательная. Опыт такого проживания даст ребенку возможность самому все почувствовать. Не понять, не узнать, не заучить, а ПОЧУВСТВОВАТЬ. И это наилучшим образом приучит ребенка следовать правилам этикета.

Ради чего, собственно?

Всякая теория без практики мертва. Если ваш ребенок мало общается, ведет замкнутый образ жизни, если вы не посещаете с ним театры, музеи, кафе, не любите ходить в гости или принимать гостей, то ситуации, в которых ребенку понадобится применить правила этикета, будут весьма ограничены, сведены до минимума. Естественно, то, что не требует применения, будет разумно считаться вашим ребенком не нужным.

Задача родителей состоит, прежде всего, в том, чтобы социализировать жизнь ребенка самым оптимальным образом. Это будет и развивать его культурно, и сделает жизненно необходимым понятие «этикет». Дети будут наблюдать за поведением других людей в разных обстоятельствах, видеть, что значимо для других, и начнут смотреть на себя со стороны. Они будут учиться уже не самим правилам, а способам взаимодействия с другими людьми по этим правилам.

И главное! Родители, соблюдайте правила этикета сами. Обязательно. Даже самые нескучные игры не приучат детей к хорошим манерам, если перед глазами у них не будет достойного примера для подражания в вашем лице. Чтобы ваш малыш вырос настоящим джентльменом или леди, будьте сами джентльменом или леди.

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 168»

Ленинского района города Саратова

Проект

« Страна хороших манер »

Воспитатель:

Лебедева О.А.

2015 -2016 учебный год

Актуальность проекта

Создание благоприятной социально - культурной среды для развития каждого ребенка.

Формирование нравственных привычек, усвоение норм и правил поведения в жизни и обществе, накопление социально - нравственного опыта детей.

Привлекать родителей к нравственному воспитанию в семье, направленному на формирование личностных качеств, необходимых современному человеку в общении и деятельности.

Новизна

Использование проектного метода в социально - личностном развитии.

Интеграция образовательных областей и детских видов деятельности.

Гипотеза проекта

Работа по формированию социального развития ребенка, его нравственных качеств будет эффективна:

если будет осуществляться преемственность в работе воспитателей и родителей;

если будут учитываться индивидуальные особенности детей, проблемы воспитания и развития.

Предполагаемые результаты:

Сформированность доброжелательности, вежливости, уважения к окружающим; приобретение навыков поведения в театре, магазине, к природе, в общественных местах и транспорте.

Продукты проекта

а) промежуточные:

презентация «Уроки вежливости для самых умных детей»;

б) конечный:

Развлечение на тему «Да здравствует вежливость и доброта!»

Объект исследования:

Дети средней группы.

Предмет исследования

Формирование социально-нравственных качеств, культуры поведения и эмоциональной сферы ребенка.

Цели исследования:

Дать представление детям о хороших манерах, или что такое «этикет».

Активизировать работу по пропаганде эстетически - нравственного воспитания через все доступные средства.

Задачи исследования:

Создать благоприятную социально-культурную среду для развития каждого ребенка.

Формировать нравственные привычки, усвоение норм и правил поведения в жизни, обществе, жизненный опыт детей.

Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, живописи, музыки, кино, презентодемонстрационного материала.

Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.

Проводить работу с родителями, привлекая их к нравственному воспитанию в семье, направленному на формирование личностных качеств, необходимых современному человеку в общении и деятельности.

Использовать все вида пропаганды и наглядной агитации по данной теме.

Методы исследования:

а) Методы, направленные на формирование у детей нравственных представлений, суждений и оценок:

беседы на этические темы;

чтение художественной литературы;

рассматривание иллюстраций;

разучивание пословиц и поговорок;

просмотр серии короткометражных мультфильмов «Смешарики» на DVD диске.

б) Методы, обеспечивающие создание у детей практического опыта общественного поведения:

словесные, дидактические и досуговые игры;

разыгрывание проблемных ситуаций;

драматизация сценок;

изготовление подарков взрослым к праздникам;

художественно-продуктивная деятельность (выставки рисунков).

Перспективный план проекта «Страна хороших манер»

Время проведения

Форма проведения

Название

Цели и задачи

Сентябрь

1.Беседа

2.Чтение

3.Просмотр DVD

4.Д/и

1.“Что такое вежливость?”

2.Сказка “Гуси - Лебеди”

3.“Смешарики”. Серия- “Обещание”

4.“Найди добрые слова”

1. Дать понятие вежливости. Учить уважительному отношению к людям.

2. Учить детей доброжелательному отношению к окружающим.

3.Учить детей выполнять свои обещания. Быть ответственными.

4.Учить детей отличать хорошие слова.

Октябрь

1.Беседа

2.Чтение

3.Д/и

4.С.Р.И.

1.”Как вести себя в гостях”

2.Сказка “Чаепитие в лесу”

3.”Приятного аппетита

4.”Угостим куклу Катю чаем ”

1.Познакомить детей с правилами поведения в гостях.

2.Познакомить детей с новым произведением.

3.Закрепить с детьми слова вежливости.

4.Закрепить знание столового этикета.

Ноябрь

1.Беседа

2.Просмотр DVD

3.Д/и

4.Экскурсия

1.”Как вести себя на улице”

2.”Смешарики”. Серии-“Азбука безопасности”

3.” Дети на прогул-ке”.

4. ” Прогулка в парке

1.Познакомить детей с правилами поведения на улице.

2.Изучить с детьми, что можно делать на улице, а что нельзя.

3.Закрепить правила поведения на прогулке.

4.Применить полученные знания на практике.

Декабрь

1.Беседа

2.Стихи

3.Д/и

4.С.Р.И.

1.”Как вести себя в транспорте”

2. Чтение стихов

3.”Светофорик ”

4. ” Автобус ”

1.Познакомить детей с правилами поведения в транспорте.

2.Правила поведения в транспорте в стихах.

3.Закрепить с детьми знание сигналов светофора.

4.Учить детей развивать сюжет, распределять роли.

Январь

1.Беседа

2.Д/и

3.Конкурс рисунков

4.С.Р.И.

1.”Как вести себя в магазине”

2.”Виды магазинов”

3.Рисуем любимую еду

4.”В магазин за подарками”

1.Познакомить детей с правилами поведения в магазине.

2.Закрепить с детьми название отделов.

3.Развивать творческие способности детей.

4.Познакомить детей с профессиями: ”Продавец”, “Кассир” и т.д.

Февраль

1.Беседа

2.Чтение

3.Конкурс рисунков

4. Показ спектакля

1.”Как вести себя в театре”

2.”Театры Саратова”

3.Рисуем любимых персонажей

4.”Теремок”

1.Познакомить детей с правилами поведения в театре.

2.Рассказать детям о видах театров.

3.Продолжать развивать творческие способности детей.

4.Учить детей постановке спектакля. Быть ответственными, исполнительными.

Март

1.Беседа

2.Конкурс

3. С.Р.И.

1.”Как вести себя в детском саду

2.”Укрась группу своими руками”

3.”Детский сад”

1.Познакомить детей с правилами поведения в детском саду.

2.Научить детей изготовлять поделки совместно с родителями.

3.Ознакомить детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развивать способности взять на себя роль.

Апрель

1.Презентаия

2.Чтение

3.Семейные эстафеты

4.С.Р.И.

1.”Как мы ведём себя дома”

2.Рассказ ”Мойдодыр”

3.”Наша дружная семья

4.” Семья ”

1.Познакомить детей с правилами поведения дома.

2.Учить детей следить за своим внешним видом.

3.Показать детям ценность семьи.

4.Учить детей играть дружно.

Май

1.Беседа

2.Просмотр DVD

3.Д/и

4. Работа с родителями

1.”Как вести себя на природе”

2.”Смешарики”. Серии- “Азбука безопасности”

3.”Найди растение по названию”

4.Благоустройство территории

1.Познакомить детей с правилами поведения на природе.

2.Изучить элементарные правила безопасности на природе.

3.Закрепить некоторые названия растений. Развивать память, внимание.

4.Вызвать желание трудиться, помогать взрослым.

При составлении перспективного плана использовалась следующая литература:

1. Петрова В.И., Стульник Т.Д.
Этические беседы с детьми 4-7 лет : Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для педагогов и методистов.- М.: Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.

2. Пятак, Царикова: Расту культурным: для детей 4-5 лет.

3. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали // Ребенок в детском саду, 2006.

4. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание, 2001.

5. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Учеб. - метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 80 с.

6. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1984. - 272 с.

7. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986. - 96 с.

8. Якобсон С. Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. - 112 с .

Сегодня в нашем МДОУ прошел день хороших манер. Утро этого дня, как и всегда, началось с вошедшим в привычку с первых дней посещения детского сада приветствием. В ходе проведения бесед на тему «Кто и зачем придумал правила поведения» дети расширили знания о правилах поведения, рассказывали друг другу о том, как они ведут себя дома, в гостях, в детском саду, в общественных местах, как и чем они радуют своих близких.



Чтобы малыш рос воспитанным, добрым и аккуратным, родителям следует уделить внимание следующим манерам.

1. Учим ребенка говорить «Пожалуйста»!

Обращайте внимание даже самого маленького малыша на то, что свою просьбу (например, «Дай мне игрушку») важно сопровождать словом «пожалуйста». Однако будьте внимательны! Это не сработает, если сами родители никогда не утруждают себя в вежливых фразах по отношению к ребенку! Поэтому если хотите от крохи услышать это волшебное слово, почаще обращайтесь к нему с просьбами: не «А ну-ка, принеси сюда свои носочки!», а «Принеси, пожалуйста, свои носочки!», не «Перестань шуметь сейчас же!», а «Перестань, пожалуйста, греметь игрушкой. Папа спит».

2. Учим ребенка говорить «Спасибо»

Очень хорошее слово, которое также не хотят использовать дети! Как им помочь освоить его? Во-первых, также активно им пользуясь в повседневной жизни - нет ничего важнее примера взрослых. Во-вторых, можно организовать специальную ситуацию, в которой малыш почувствует, как приятно, когда тебя благодарят.

Образовательная ситуация для ребенка 3 - 4 лет «Важное слово «спасибо»

Пусть малыш возьмет на себя роль повара и приготовит что-нибудь для своих любимых игрушек (например, Вы можете предложить ему сделать из пластилина ягодки и украсить ими тортик, вырезанный из картона). Допустим, у нас будет два героя - вежливая собачка и обезьянка-хулиганка. После того, как малыш угостит собачку, та должна сказать ему «спасибо», попрыгать от радости и поцеловать ребенка (дети очень отзывчивы на такую реакцию). А вот обезьянка после угощения не скажет ничего. А сразу побежит прыгать и резвиться. Проследите за реакцией ребенка. «Верните» обезьянку, объясните ей, что она забыла что-то сказать. Подскажите обезьянке, что именно нужно сказать. Закончите ситуацию песенкой на вольный мотив, но чтобы в ней звучало слово «спасибо».

3. Учим ребенка не прерывать взрослых во время разговора

Пока взрослые разговаривают, нельзя вмешиваться в разговор, дергая маму за одежду, выкрикивая свои просьбы. В подобной ситуации обнимите ребенка (может, ему просто хотелось добиться Вашего внимания) и мягко скажите ребенку: «Я тебя слышу, но не могу ответить, потому что разговариваю с … . Надо подождать пару минут».

4. Учим ребенка не высказываться о физической форме или состоянии окружающих

Помогите малышу понять, что обсуждать недостатки других невежливо - это может обидеть человека, расстроить его. Да и сам человек состоит не только из этого недостатка. Он еще и добрый и умный. Объясните малышу, что нельзя пристально разглядывать людей с физическими недостатками, поскольку взгляд может обидеть не меньше слов. Из всех этих правил есть одно исключение. Обсуждать внешность человека можно, если она кажется ребенку привлекательной и он хочет сделать комплимент - это всегда порадует другого человека!

5. Учим ребенка здороваться

Когда люди здороваются с ребенком, им следует отвечать. И со старшими нужно здороваться первыми. Объясните ребенку 5 лет, что означает слово «здравствуйте», какой смысл вкладывают в него люди при приветствии. Объясните, что слово «здрассьте» (якобы облегченная версия) звучит невежливо и пренебрежительно.

6. Учим ребенка стучаться перед тем, как открыть дверь

Это простое правило поможет и самим родителям в ряде ситуаций. А пример такого поведения кроха сможет увидеть на приеме у врача, в гостях.

7. Учим ребенка благородству

Объясните малышу 4 лет, что дразниться не следует. Это обижает других людей, и выставляет не в лучшем свете того, кто дразнится. Ведь дразнит всегда тот, кто слабее и злее.

8. Учим малыша извиняться

Если ребенок наступил кому-то на ногу, толкнул, нечаянно стукнул, то важно сразу же сказать «извини!»

9. Если кто-то работает, нужно спросить, не нужна ли помощь



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Комитет по образованию Администрации г. Подольска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 15 «Медвежонок»

«Социальное партнерство и ДОУ»

Проект по этикету


Подготовила воспитатель

Чуракова Е.Н

г. Подольск 2013г

Проект по этикету

Тема: «Первые шаги в мир хороших манер» или
«Путешествие в страну Этикета»

Творческое название «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете . Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»

Разработан проект воспитателем МДОУ ЦРР №15 «Медвежонок»

Чураковой Еленой Николаевной

Предложенный материал поможет взрослым обучить через совместный поиск решений, предоставить ребенку возможность самостоятельно выбрать ту или иную норму поведения. Проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков общения.

Вид: практико-ориентированный, познавательный, долгосрочный.

Особенности: для детей 4-5 лет.

Начало проекта: сентябрь 2013

Разделение функций участников проекта

Воспитатель

Диагностика уровня знаний и умений детей

Самообразование по данной теме

Разработка и составление перспективного плана, конспектов занятий, этических бесед

Оформление плакатов

Подбор детской литературы

Дети

Разучивание стихов, пословиц, поговорок

Рисование рисунков

Занятия познавательного типа

Развлечение или итоговое занятие

Закрепление правил хорошего тона

Родители

Помощь в оформлении стендов, стенгазет

Участие в фотовыставке

Беседы о правилах культурного поведения в детском саду и дома

Участие в родительском собрании, в развлечении

Этапы проекта:

I этап: подготовительный

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; настольная кукла - фея Вежливости; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).

5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

II ЭТАП Основной

В рамках проекта использовались разнообразные формы работы с детьми

Выполнение проекта


Познавательное развитие НОД

- Занятие «Что такое этикет?»( Прил.1) познакомить с понятием «этикет»; учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях; упражнять в использовании вежливых слов; воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду ; формировать навыки культурного, этически грамотного поведения; развивать мыслительную деятельность у детей.

- Занятие «Уроки этикета» Цель: В игровой форме обобщить знания ребят об этикете – правилах, принятых в обществе.

Образовательная задача: обобщение знаний ребят о правилах поведения принятых в обществе. Расширение кругозора. Активизация словаря детей.

Развивающая задача: развивать у воспитанников познавательные психические процессы, речь, артистизм, выразительность, культуру общения, привитие ребятам правил хорошего тона в непринужденной, игровой форме.

Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения ; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.

- Занятие: «Путешествие по городу «Вежливости». Цель - формирование у детей нравственного представления о вежливости.
Задачи: 1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы.

Занятие по развитию речи «Доброе слово и кошке приятно»

Цель: Учить способам общения с людьми на основе знания этикета, правилам ведения диалога (разные приемы, средства и методы вежливого обращения). Развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности, способность преодолевать застенчивость и скованность. Формировать выразительные средства общения(интонацию, мимику). Воспитывать потребность в доброжелательном общении, необходимость в общении друг с другом.

- Занятие «Какие бывают приветствия?» Цель: Создание и организация игровых ситуаций для воспитания умения уместного применения детьми различных форм приветствий

Занятие – беседа « В стране вежливых слов»

Занятие «Знакомство с хорошими манерами»


Знакомство с художественной литературой

В Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

В. Левин «Аппетитная песенка для Лешки», «Размышления после очень вежливого разговора»,

А. Кондратьев «Пожалуйста»

И. Токмакова «Счастливого пути»

В.Осеева «просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче», «До первого дождя»

С.Маршак «Ежели вы вежливы»

С. Михалков «Хорошие товарищи»

Р. н. сказка «Лиса и журавль».

М. Пляцковский «Урок дружбы».

Л. Толстой «Косточка».

К. Чуковский «Мойдодыр»

- «Федорино горе



Продуктивно – художественное творчество

- Изготовление поздравительных открыток

Оригами «Салфетки для сервировки стола»

Рисование «Нарисуй настроение», «Цветные страницы»- через рисунок передавать свое настроение эмоции, впечатление.


Социальное развитие

Беседы « Уроки вежливости»,

«Воспитанность и вежливость»,

«Мы идем в гости»

" Столовый этикет",

«Как дарить подарки»,

« Зачем говорят «здравствуй»(прилож.

- Беседа Как вести себя в общественном месте Задачи: развить представление о необходимости знания правил поведения, сформировать навыки поведения в общественных мес­тах, опираясь на опыт детей.

Просмотр презентаций «Правила поведения за столом», Правила поведения для малышей»

Рассматривание иллюстраций «О правилах этикета».


Игры

-Игры «Приятного аппетита», «Утреннее приветствие», «Поздравления и пожелания», Вежливые слова»

Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Мы отправляемся в гости», «Театр», «Путешествие в общественном транспорте» - закрепить правила поведения в общественных местах , закрепить свои знания, умение доброжелательно общаться друг с другом.


Музыка

- Слушание песен «От улыбки станет всем светлей», «Голубой вагон бежит качается»

III Этап- заключительный


Игры

- Кто больше знает вежливых слов»,

- «Доброе утро»

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «В гостях».

Игры – инсценировки « Телефонный разговор», «Невоспитанный Незнайка»


НОД

Итоговое занятие «Путешествие в царство вежливых наук»

Работа с родителями

- Консультация для родителей « Веселый этикет», «Формирование культуры поведения за столом»

Родительское собрание «Азы воспитания» (делимся опытом) – формирование норм культуры поведения ребенка, доброжелательности, честности, воспитание культуры общения.

Примерные темы бесед родителей с детьми:

1. «Я – маленький» (фото)

2. «Я люблю это дружное слово – «вместе» .

3. Трудно ли держать слово?

4. Как вести себя за столом?

5. Ребенок плачет – как его утешить?

6. Причины плохого настроения.

7. Хорошие и плохие манеры.

8. Детские конфликты.

9. Ребенок говорит неправду.

10. Как преодолеть страхи ребенка?


- Конкурсы «Сервировка стола» между дежурными.

- Консультация для воспитателей « ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ»

Прав был А. С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни». Процесс работы по развитию у детей навыков хороших манер поведения должен быть непрерывным, желательно с участием родителей.

Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения осуществляли в двух направлениях: формирование представлений о нравственных нормах поведения и накопление практического опыта. Задача была не только в том, чтобы дать детям определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни. При этом использовали различные методы и приёмы, как беседы по сюжетным картинкам, кукольный театр, игры-инсценировки, решение проблемных ситуаций, этические беседы, сюжетно-ролевые игры, а также великую силу художественного слова.

В группе улучшился микроклимат, дети стали внимательней, терпимей друг к другу. Снизилась конфликтность, улучшились коммуникативные навыки. Дети научились выходить из той или иной ситуации, без конфликтов. Адекватно оценивать свои поступки и поступки других. Замечать положительное и отрицательное в своем поведении и поведении окружающих или персонажей художественных произведений. Договариваться, приходить к общему решению. У детей тихих , сдержанных появились друзья, их стали принимать в общие и подгрупповые игры. Если на начало года детей (которые были в стороне) было 4, то к концу года не осталось ни одного ребенка.

Литература

Алябьева Е..А. «Воспитание культуры поведения» Т. Ц. Сфера – 2009г. – 128с.

Гипперейер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как? » Черо – 2003г. – 240с.

Жукова Р. А. «Игра как средство социально-эмоционального развития» ИТД Корифей – 2006г. 112с.

Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности детей дошкольного возраста» Гном - 2004г. – 48с.

Корчинова О.В. «Детский этикет» Т. Ц. Сфера – 2002г. – 192с.

Клюев Н. В. «Общение и дети» Академия холдинг - 2000 г. – 116с.

Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

Вид: практико-ориентированный, среднесрочный.

Особенности: для детей 4-5 лет.

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи:

1. формировать навыки этического поведения;

2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4. воспитывать уважение к окружающим людям.

2. Ожидаемый результат: овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Пути реализации проекта:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; настольная кукла- фея Вежливости; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).

5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

Этапы овладения детьми правилами этикета:

1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).

2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)

3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

тема: «Мои друзья»

Знакомство с феей Вежливости; приглашение Добрых Волшебников.

Беседа «Чтобы у тебя было много друзей».

Работа с родителями: Папка для родителей «Советы родителям».

методы и приемы:

1.Чтение художественной литературы:

- «Мойдодыр» К. Чуковский

- «Федорино горе».

2. Дидактическая игра:

- «Как правильно себя вести»,

3. Разбор проблемных ситуаций.

4. Рассматривание иллюстраций:

- «Здоровый малыш»

- «О правилах этикета».

5. Конкурсы: «Сервировка стола» (между дежурными), «Накроем стол к празднику», «Культура поведения за столом»

6. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях».

7. Занятие «Поможем Федоре Егоровне».

тема: «Этикет общения и культура речи»

Беседа «Разговор по телефону»

Беседа «Вежливый собеседник» и «Вежливый слушатель».

Работа с родителями: Консультация «Учим ребенка общаться».

Совместная деятельность родителей и детей - сочинение сказки «Добрый поступок»

Методы и приемы:

- «Телефон» К. Чуковский.

Чтение стих-ий.

2. Дидактические игры:

- «Кто знает больше вежливых слов»,

- «Телефонный разговор».

3. Загадки о вежливости

4. Разбор ситуаций по картинкам

5. Разыгрывание ситуаций

6. Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Салон красоты», Семья»

тема: «Культура поведения в общественных местах»

Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».

Работа с родителями: "Правила этикета в театре и концертном зале."

Методы и приемы:

1 .Чтение художественной литературы:

- «Торопыжка»

- «Родные сказки» Т. А. Шорыгина.

Чтение стих-ий.

2. Дидактические игры:

- «Отгадай загадки и нарисуй отгадки»,

3. Разбор ситуаций.

4. Обыгрывание ситуаций.

5. Рассматривание дорожных знаков.

6. Сюжетно-ролевая игра:

- «Магазин».

тема: «Играем в гости и приглашаем гостей»

Беседа «Принимаем гостей».

Занятие «Что такое этикет».

Работа с родителями: консультации: «Вежливый хозяин»; «Формирование культуры трапезы»;

Совместная работа родителей и детей «Подарок другу»;

Составление альбомов «Семейные традиции», «Как мы отмечаем праздники дома»;

Методы и приемы:

1. Чтение художественной литературы:

- «День рождения вредного кота» перевод А. Кочарова;

- «Умнее всех» Д. Мамин-Сибиряк.

Чтение стих-ия «В гости».

2. Ситуации: «Что делать в гостях, если….», «Гости у тебя дома»

3. Рассматривание иллюстраций - «Любить прекрасное»

4. Изготовление подарка «Сюрприз для мамы»

5. Дидактические игры: «Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам), «Чтобы гости не скучали», «Вежливый кролик»

6. Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.