Конспект занятия в гпд. Конспект занятия группы продленного дня

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности ребенка необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение.

Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).

В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, самоподготовка, общественно полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Отдых на свежем воздухе

После окончания учебных занятий в Школе для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 ч. Основная часть этого времени проводится на свежем воздухе. Прогулки сопровождаются спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями.

Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.

В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.

Местом для отдыха на свежем воздухе и проведения спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные площадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, стадионы.

Подготовка домашних заданий

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:

Приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

Начинать самоподготовку в 15-16 ч, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

Предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

Предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;

Проводить физкультурные минутки длительностью 1-2 мин;

Предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).

Внеурочная деятельность

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т. п.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 мин в день для обучающихся I—II классов и не более 1,5 ч в день для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаше двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 ч для обучающихся I—III классов и 1,5 ч - для обучающихся IV-VIII классов.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Режим дня в группах продленного дня в 1-х классах (I полугодие)

Начало Окончание Вид деятельности
12.10 12.30 Приём детей в группу
12.10 12.45 Развивающее занятие
13.20 13.30 Подготовка к обеду
13.30 14.00 Обед
14.00 15.00 Пребывание на воздухе
15.00 18.20

Режим дня в группах продленного дня (2-4 классы и II полугодие 1-ые классы)

Начало Окончание Вид деятельности
12.20 12.30 Приём детей в группу
12.30 13.15 Развивающее занятие
13.15 13.30 Подготовка к обеду
13.30 14.00 Обед
14.00 15.00 Пребывание на воздухе
15.00 16.00 Самоподготовка
16.00 18.20 Занятия по интересам, прогулка

Егорова Людмила Дмитриевна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: МБОУ "Амурская сош"
Населённый пункт: с.Амур, Усть-Коксинский район, Республика Алтай
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: Развивающее занятие по математике в ГПД
Дата публикации: 27.02.2017
Раздел: начальное образование

Развивающее занятие в группе продленного дня 1-класс

Форма работы: фронтальная. групповая

Методы: наглядно-практические.

Цели занятия:

Развивать логическое мышление, ассоциативную память, слуховую

память, пространственное восприятие, внимание, совершенствовать

воображение, мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность и трудолюбие, умение работать в

Оборудование: ручка, фломастеры, карточки с заданием, цветные

карандаши, карточки для игры «муха», фигурка Винни пуха, цветные

Ход занятия

1. Оргмомент. Стихотворение с движениями «Сорока долго думала…»

2. Разминка.

1. Сколько хвостов у двух ослов?

2. Бублик разрезали на три части.

Сколько сделали разрезов?

3.Батон разрезали на три части.

Сколько сделали разрезов?

4.Задумали число. Когда его увеличили на один, стало три.

Какое число задумали?

5.Столовая принадлежность с четырьмя зубцами?

6.Домашняя птица, про которую говорят: надулся как…..

7.Сколько ушей у трех мышей?

3. Развивающие задания.

Задание 1. Игра «Муха» (Способствует активизации процессов восприятия

и внимания, настраивает на работу)

Задание 2.

Рассмотрите рисунки. Догадайтесь, о ком ид

Не в юбке, не в штанишках, не птица.

(На доску вывешивается фигурка героя)

Задание 3.

Сегодня Винни у нас в гостях и просит вашей помощи. У него теперь 4

шарика, но чтобы подняться в воздух, он должен расположить их в определ

порядке. Давайте ему поможем. Раскрасьте большие шары так, чтобы маленький шар

был между синим и красным, а красный был рядом с зел

Давайте проверим. Расположите шарики на доске в нужном порядке.

Задание 4 . «Что здесь лишнее?»

(На доске слова) Сорока, ласточка, муха, страус.

Задание 5

конкурс «Логические задачи»

Дети оставили в коридоре 6 сапог. Сколько пришло детей?

2. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Люба. Сколько детей у мамы?

Что едят крокодилы на Северном полюсе?

Кто громче мычит петух или корова?

Какого цвета волосы у Колобка?

Фрукт, который обожает боксёр.

В аквариуме 9 рыбок. Сколько нужно купить еще аквариумов, чтобы в

каждом было по 3 рыбки?

Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы

видим 9 хвостиков?

Вера и Глаша пекли пирожки: кто-то с капустой, кто-то с яйцом. У Глаши не

было пирожков с яйцом. Кто пёк пирожки с капустой?

4.Физминутка «Веселые человечки»

Задание 6

Скопируй рисунок по точкам

Задание 7 Упражнение на развитие слуховой памяти.

Игра «Что изменилось».

Перед ребенком выкладывают 7-10 картинок, игрушек или предметов, дают

время на запоминание, затем ребенка просят отвернуться и убирают 1-2

картинки (игрушки, предмета). Ребенок должен назвать, что изменилось.

Задание 8 Игра «Лабиринт»

Задание 9 на развитие воображения «Дорисуй»

5 .Итог занятия : что больше всего вам понравилось сегодня на занятии

Группа продленного дня - это не только место, где дети могут дождаться своих родителей, пока те работают, но и важный элемент воспитательного процесса. Планированию данной программы необходимо уделить должное внимание. Так что давайте рассмотрим все особенности и приблизительные действия данной категории занятий.

Пояснение

Группа продленного дня отличается особыми возможностями. Если обычный урок не позволяет ребятам полностью раскрыться и то в продленке такие возможности имеют место быть. Ведь каждый малыш по-своему талантлив: кто-то в математике, кто-то в рисовании, кто-то отличается и так далее.

Общепринятое положение "группа продленного дня" обязывает преподавателей следовать действиям, которые помогают ребятам развиваться. Это организация дополнительных занятий, помогающих осваивать рабочую программу. Далее следует развитие коммуникативных процессов и развитие мышления. Кроме того, группа продленного дня должна также показывать детям и помогать им в развитии и качеств.

Общие положения

Конечно же, существуют более конкретные общие положения, по которым должна работать группа продленного дня. Закон гласит: "Развитие ребенка должно быть интересным и качественным". Такие занятия помогают многим детям, особенно только что пришедших в "мир наук" к школе и преподавателям.

Учитель в продленке должен проявлять индивидуальный подход к каждому ребенку и создавать все условия, чтобы малыш мог развиваться всесторонне. Кроме того, в продленке необходимо поддерживать эмоциональную целостность и благоприятную обстановку. В ходе обучения ребята должны быть обучены быстроте, ловкости, воспитанности, гибкости, выносливости. Таким образом, группа продленного дня - это отличная замена разным кружкам.

Принципы и результаты

Любое занятие имеет ряд своих особенностей и принципов. С их помощью составляется план работы. Группа продленного дня руководствуется возрастными и личностными особенностями каждого малыша, чтобы сделать каждый день, проведенный на занятии, максимально познавательным и интересным.

Научность, занимательность, доступность и системность - вот главные признаки хорошо спланированных занятий. Хорошо еще будут действовать на детей занятия, связанные с исследованием прилежащей к учебному заведению территории. Так ребята будут получать некоторые знания в области географии.

Группа продленного дня, планирование которой должно быть организовано с повышенным вниманием, должна привести к некоторым результатам. Например, в конце года ребята должны повысить уровень своей успеваемости. Это довольно важный показатель, на который необходимо обращать внимание. Кроме того, малышам должны стать интересны изучаемые ими предметы. В конце года дети также должны сформировать у себя самостоятельность и некоторые полезные привычки.

Требования к организации

Группа продленного дня, 1 класса в особенности, должна соблюдать гигиенические правила. Кроме того, учителя тоже должны следовать определенным нормам. Каким именно?

Пребывание ребят на воздухе необходимо. Независимо от погодных и сезонных условий на улице. Вся одежда и обувь детей/преподавателей должна соответствовать сезону и быть удобной и комфортной. Во время образовательного процесса нельзя допускать физических перегрузок. Дело в том, что в продленках занимаются все дети, даже освобожденные от физкультуры. Так что следует проводить уроки в

Несмотря на все вышесказанное, в группах должен быть обеспечен нормальный уровень подвижности. При всем этом нужно учитывать особенности местности, дабы не допустить переохлаждения и травм у деток. Завершаются физические нагрузки умыванием прохладной водой.

Режимы занятий могут меняться. Тем не менее группа продленного дня, закон которой включает в себя соблюдение гигиены, должна быть обеспечена всем необходимым для того, чтобы поддерживать чистоту, порядок и безопасность. Кроме того, должны соблюдаться и общие положение относительно занятий. Например, на воздухе дети должны находиться не менее 1,5 часов, а перерывы между уроками следует делать раз в 45 минут. У каждого малыша должны быть средства личной гигиены. Относительно преподавателей можно подчеркнуть то, что они должны организовывать физкультминутки и развивающую гимнастику во время перерывов. Теперь можно поговорить и о задачах, которые должна выполнить группа продленного дня.

Задачи

За год группа продленного дня должна выполнить определенные задачи, которые ставит перед ней рабочая программа. Например, довольно важной частью является улучшение качества домашних заданий и формирование у ребенка желания самостоятельно выполнять его. Кроме того, в ходе работы в продленке должно улучшиться поведение каждого малыша и всей группы в целом.

Тяга к знанием и любознательность - это одни из основных спутников работы группы продленного дня. Также продленки должны заниматься развитием в ребенке моральных качеств. В ходе занятий должны быть достигнуты высоты в развитии самоуважения и уважения к своим близким и старшим людям.

Детям должны быть даны знания о месте их проживания, а также представления о ведении хозяйства. Память, речь, и логика должны быть значительно повышены за год обучения.

Какими могут быть занятия на неделю

Теперь пришло время поговорить о том, как правильно спланировать в группе продленного дня. Это довольно важный момент, которому, как правило, уделяют особое внимание.

Неделю лучше всего начинать с подвижных игр на воздухе. Кроме того, предпочтительнее всего отвести понедельник под формирование правильного и здорового образа жизни. Хорошей идеей станет проведение занятий по экологии, географии и ведение бесед о праздниках и прочих мероприятиях.

Вторник хорошо отдать под тематические экскурсии и занятия по литературе. В это время необходимо читать любимые сказки и другие произведения, слушать аудиозаписи, проводить конкурсы сочинений и всячески воспитывать в ребятах любовь к литературе.

Среда - это день народности. В это время предпочтительнее всего проводить разные национальные игры и обсуждать родные края. Так формируется знание о своем народе и любовь к Родине. Группа продленного дня, планирование работы которой составлено подобным образом, дает все необходимые знания об окружающем мире в полной мере и необходимом количестве.

Четверг - прогулочный день. В это время хорошей идеей будет проведение викторин, разгадывание разных загадок, ребусов, кроссвордов и шарад.

В конце рабочей недели лучше провести физкультурный день. Эстафеты, соревнования и физические занятия - вот то, в чем нуждаются малыши в это время.

Правила дисциплины

Группа продленного дня должна соблюдать общие правила поддержки дисциплины. И ученики, и воспитатели должны подготавливать себя к началу занятий. Кроме того, время, отведенное на проведение того или иного занятия, должно быть расходовано экономично и практично.

Дети должны понимать, что им запрещено в ходе занятий использовать предметы, создающие шум, отвлекать других от работы и задавать какие-то вопросы без надобности. Кроме того, малыш должен усвоить тот факт, что на самоподготовку он должен расходовать время очень экономично и не отвлекаться.

Во время проведения занятий запрещено заниматься посторонними делами. Все внимание должно быть направлено только на преподавателя и данное им задание. Также учитель не должен отвлекаться от урока.

Обязанности воспитателей

У преподавателей тоже есть ряд обязанностей. Перед началом каждого занятия преподаватели обязаны проверить присутствие детей по специальному журналу. После этого они должны всегда узнавать о самочувствии малышей, о домашнем задании. Сведения об успеваемости - это тоже довольно важный момент, которым должен интересоваться хороший учитель. Группа продленного дня, программа которой верно составлена, обязательно принесет пользу, даже если для этого придется слишком тщательно набирать воспитателей.

В классе должно быть организованно дежурство детей и своевременная уборка. В конце каждого дня все должны убирать свои рабочие места и приводить в порядок кабинет. Также воспитатель берет на себя ответственность за посещение столовой.

При надобности преподаватель продленки должен проводить индивидуальные беседы с детьми и родителями. Образование детей и их развитие - это главная задача хорошего учителя. Но не стоит забывать и о самообразовании.

Памятка

Если вы только начинаете свои занятия в группе продленного дня и боитесь, что забудете ход занятия, то можете воспользоваться специальной памяткой.

  1. Приветствие.
  2. Проверка детей по журналу.
  3. Обсуждение планов на текущий день.
  4. Выслушивание пожеланий на последующие занятия.
  5. Проведение занятия.
  6. Разминка каждые 20 минут.
  7. Посещение столовой.
  8. Прогулка.
  9. Завершение занятий.
  10. Подведение итогов дня.

Первые дни в школе.

Занятия в группе продлённого дня

1 класс

1 ДЕНЬ.

ЗАНЯТИЕ 1.

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО СО ШКОЛЬНЫМИ ПРАВИЛАМИ.

В этом доме чудеса:

Много парт, звонок- оса,

Прозвенел и тишина,

Начинать урок пора.

Что это? / ШКОЛА/

Вы все сегодня стали учениками школы «АБВГДейка». У нас хотя и маленькая, но уже школа. В каждой школе есть свои правила. Хотите узнать, какие?

    Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

    Ответить хочешь - надо встать,

Когда же сесть позволят- сядь.

    Парта- это не кровать и на ней нельзя лежать.

    Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

2 ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ВОЗЬМЁМ НЕ ВОЗЬМЁМ».

Я буду называть разные предметы, а вы будете хлопать в ладоши, если это школьные принадлежности.

МЯЧ, КНИГА, ИГРУШКА, РУЧКА, АЛЬБОМ, КОРОБКА, КАРАНДАШ, ПЕНАЛ, РЕЗИНКА, ЖЕВАЧКА, ПОРТФЕЛЬ, ОТКРЫТКА, НОЖНИЦЫ…

3. ИГРА С МЯЧОМ «ВОПРОС – ОТВЕТ»

Учитель задаёт вопрос и кидает ребёнку мяч, ребёнок отвечает на вопрос и бросает мяч обратно.

    Как нужно в школе обращаться к учительнице?

    Если тебе нужно о чём- то спросить учительницу, как ты поступишь?

    Если тебе во время урока нужно выйти в туалет, то что нужно сказать?

    Как ты узнаешь, что пора идти на урок?

    Для чего нужна перемена?

    Как в школе называется комната, где учатся дети?

    Как в школе называется стол, за которым сидят дети?

    Где пишет учитель, когда объясняет задание?

    Какие в школе отметки хорошие, а какие плохие?

    Что такое каникулы?

4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РАБОТА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА».

    Сегодня мы с вами отправимся в одну всем вам известную сказку. А что это за сказка помогут догадаться слова «Тянут, потянут - вытянуть не могут».

    Давайте вспомним эту сказку. Какие там были герои?

    А хотите проинсценировать эту сказку?

А) ВЫБОРЫ ДЕДА:

Сначала нам нужно выбрать деда. Кто хочет быть дедом?

Дед всё умел: и землю копать, и репку сажать, и урожай охранять. А ещё он знал все овощи.

Назовите овощи, кто назовёт последний овощ - будет дедом.

Б) ВЫБОРЫ БАБКИ:

Кто хочет стать бабкой?

Кто вас встретит у порога

И научит вас писать,

Прочитает книжек много

И поставит всем вам «5» (учитель)

Кто угадает загадку, тот станет бабкой.

В) ВЫБОРЫ ВНУЧКИ:

Конкурс улыбок. Мы досчитаем до трёх, после чего вы улыбнётесь широко, от всей души. У кого будет самая красивая улыбка, тот будет внучкой.


Г) ВЫБОРЫ ЖУЧКИ:

Жучка охраняет дом и должна хорошо рычать, кто лучше всех порычит, тот будет Жучкой.

Д) ВЫБОРЫ КОШКИ:

Вопрос простой для малышей, кого боится кот? (СОБАК).

Е) ВЫБОРЫ МЫШКИ:

Описать мышку. Какая она? Кто назовёт последнее слово, тот и будет мышкой.

5) ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ:

6) ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

Если я говорю:

ДЕД - вы «рубите дрова»,

БАБКА – вы «вяжете»

ВНУЧКА – «подпрыгиваете»

КОШКА – «умываетесь»

ЖУЧКА – «машите хвостиком»

МЫШКА - «пищите»

7 МОДЕЛИРОВАНИЕ ГЕРОЕВ СКАЗКИ:

Давайте попробуем изобразить героев сказки с помощью схем и рассказать сказку по схеме

РЕПКА

ДЕД

БАБКА

ВНУЧКА


ЖУЧКА


КОШКА


МЫШКА

8 ПОСТАНОВКА РУКИ:

Сейчас мы отправимся в гости к бабке и деду, но пройти к ним непросто. Открываем тетрадки со словами:

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я от вас, друзья не скрою,

Карандашик так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

Для того, чтобы наши пальчики слушались, нужно сделать для них массаж.

МАССАЖ ПАЛЬЧИКОВ:

    Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.

    А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

9) ЗНАКОМСТО С ПОНЯТИЯМИ «ЛИСТ», «СТРАНИЦА», «КЛЕТКА».

Посередине листа надо нарисовать дорожку, по которой мы пойдём. Дорожка должна быть прямая.

Покажите верхний правый угол, верхний левый угол

Покажите нижний правый, нижний левый угол.

Нарисуйте репку в правом верхнем углу.

Нарисуйте бабку в правом нижнем углу.

Нарисуйте деда в нижнем левом углу.

Нарисуйте мышку в левом верхнем углу.

10 ПЕРЕМЕНА. ИГРА «КОТ НА КРЫШЕ»

(автоматизация звука Ш-Ш-Ш)

«Кот» сидит на стуле, остальные дети – «мышки» тихонько подходят к коту и, грозя, друг - другу пальцем, говорят в полголоса:

Тише, тише, тише мыши!

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись,

И коту не попадись!

Кот просыпается, говорит «МЯУ», вскакивает и гонится за мышами.

МАТЕМАТИКА:

1. РАБОТА ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКЕ «РЕПКА». ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА.

Давайте посчитаем, героев сказки «Репка». Сколько их? (7)

Кто стоит первым? (дед)

Кто стоит между бабкой и Жучкой? (внучка)

Кто стоит перед мышкой? (кошка)

Кто стоит за внучкой? (Жучка).

Положите на наборное полотно столько кружочков, сколько у нас героев в сказке.

Мышка убежала. Сколько героев осталось? (6)

На сколько героев стало меньше?


А потом за мышкой убежала кошка. Сколько осталось героев? (5)


2 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ. ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Запомните, кто за кем стоит: бабка, Жучка, внучка, дед, мышка, кошка.

Закройте глаза. В это время учитель меняет героев сказки местами. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Повторяется несколько раз.

3 РЕШЕНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ЗАДАЧ.

У кошки три котёнка,

Они мяучат громко.

В лукошко мы глядим.

Куда пропал один?

Вдруг видим из-за лавки

Его выносит кошка

Он первым встал на ножки

И вылез из лукошка.

А сколько котят ещё не умеют ходить? (2)

Кот Васька – рыболов,

Притащил большой улов:

Пять огромных окуней,

На 3 меньше карасей.

Какой же у кота улов?

Кто ответить мне готов? (7)

Надоело нашей внучке

Тогда стала наша внучка

Одна на дереве сидит,

Ещё одна в окно глядит,

Три сидят на крыше,

Чтобы всё услышать.

Так скажите, сколько птиц

Насчитала внучка? (5)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Хорошо мы потрудились,

Рисовали и резвились,

Но прощаться нам пора,

До свиданья, детвора.

ДЕНЬ 2.

1. УГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:

(на наборное полотно ставятся картинки- отгадки)

Ростом мал, да удал

От меня ускакал. (МЯЧ)

Дробь отбивает, шагать помогает. (БАРАБАН)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все сидят они друг в дружке,

А всего одна игрушка. (МАТРЁШКА)

Пляшет крошка, а всего одна ножка. (ЮЛА)

Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек.

Вам такой встречается?

Она совсем не хочет спать,

Положу, встаёт опять. (НЕВАЛЯШКА)

Как можно одним словом назвать все поставленные на наборное полотно предметы? (ИГРУШКИ)

Зачем человеку нужны игрушки?

Расскажите о своих любимых игрушках.

2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ. ИГРА С КАРТИНКАМИ – ОТГАДКАМИ «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

3. РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрёшки - на окошке,

Две Танюшки – на подушке,

Две Иринки – на перинке.

А Петрушка в колпаке-

На дубовом сундучке-

А сколько кукол у Маши? (7)

4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА.

Картинки с животными выставляются по мере их названия: ЛИСА, ВОЛК, ЗАЯЦ, КОРОВА, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ.

Про какое животное можно сказать:

    Серый, хищный, жадный…. (ВОЛК)

    Большой, косолапый…. (МЕДВЕДЬ)

    Рыжая, хитрая, ловкая… (ЛИСА)

    Добрая, рябая, пёстрая… (КУРИЦА)

    Косой, слабый, трусливый… (ЗАЯЦ)

    Быстрый, сохатый… (ЛОСЬ)

Какое животное стоит первым? (ВОЛК)

Какое животное стоит между лисой и зайцем? (КУРИЦА)

Какое животное третье по счёту? (ЛИСА)

Какое животное справа от зайца? (ЛОСЬ)

Какое животное слева от лося? (ЗАЯЦ)

Какое животное лишнее? Почему? (КУРИЦА - домашняя птица)

5. ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ДИКИЕ – ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Я буду называть животных, если это домашнее животное - хлопайте, если дикое - топайте.

ОВЦА, РЫСЬ, МЕДВЕДЬ, КОЗА, ЛИСА, КОРОВА, ЗАЯЦ, ПЕТУХ, ВОЛК, СОБАКА, СВИНЬЯ.

6. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ: СЛОВО, ЗВУК, БУКВА.

Давайте произнесём слово «ЛИСА». Сколько звуков мы произнесли? (4)

Нарисуйте столько кружков, сколько звуков в слове «ЛИСА».

А теперь произнесите слово «ВОЛК». Сколько звуков вы произнесли? Нарисуйте столько треугольников, сколько звуков в слове?

А как на письме показать звуки? (Буквами)

Кто знает буквы? Составить слова ЛИСА, ВОЛК из разрезной азбуки.

7 . ИГРА «ЗАЯЧЬИ ПРЫЖКИ» (дети рисуют дорожку зайчика)

Обозначьте зайчика точкой.

Зайчик прыгнул на 2 клеточки вправо,

Прыгнул на 3 клеточки вниз,

На 5 клеточек вправо,

На 1 клеточку вверх

На 3 клеточки влево,

На 2 клеточки вверх.

8. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙЦЫ И ЛИСА» (автоматизация звуков 3-С в тексте)

Дети встают в круг, держась за руки, внутри круга водящий- лиса.

Серый зайка прыгает возле старых сосен,

Страшно в лапы лисоньке, лисоньке попасть.

Зайки уши навострите, вправо, влево поглядите,

Не идёт ли кто?

Дети кричат «Лиса». Лиса догоняет зайцев.

МАТЕМАТИКА:


1. ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЁТ,

2.НАЗВАТЬ ПРЕДЫДУЩИЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ЧИСЛА,

3 РАБОТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ШТРИХОВКИ.

Обвести кружок. Заштриховать его спиралькой.


Обвести квадрат. Заштриховать его сверху вниз.




Обвести треугольник. Заштриховать его слева направо.

Обвести прямоугольник. Заштриховать его наклонными линиями сверху вниз.

4. ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ФИГУРКА - ДВИЖЕНИЕ»

Руки в сторону

Прыгнуть.

Присесть

Хлопнуть

Маршировать

5. ПОСТРОИТЬ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ ДОМИК, ЁЛОЧКУ, ЗАШТРИХОВАТЬ.

ЗАНЯТИЕ 3.

1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

Отгадайте загадки, найдите картинки- отгадки.

Окраской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая

Крикунья хрипловатая. (ВОРОНА)

Непоседа пёстрая.

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (СОРОКА)

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой (СНЕГИРЬ)

Видали вы его не раз,

Он скачет в двух шагах от нас.

Чик- чирик - не робей

Я бывалый …. (ВОРОБЕЙ)

Хоть я не молоток-

По дереву стучу.

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (ДЯТЕЛ)

Как можно назвать, одним словом все эти предметы? (ПТИЦЫ)

Опишите каждую птицу.

Что особенного есть во внешности каждой птицы?

Чем похожи все эти птицы? (зимующие)

Многие птицы остаются у нас зимовать. Зима бывает очень суровой.

Как мы можем помочь птичкам зимой?

2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА:

Поставьте карточки с птицами так, чтобы первым стоял воробей.

Между воробьём и сорокой поставьте ворону.

Последним поставьте снегиря.

Четвёртым по счёту поставьте дятла.

3. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

«Если нравится тебе, то делай так»

А ну-ка, похлопай, как я (2 хлопка)

Так хлопают только у нас! (2 хлопка)

А ну-ка, потопай, как я (2 притопа)

А ну-ка, все вместе, все враз-

Так топают только у нас! (2 притопа)

А ну-ка, помяукай, как я (мяу- мяу)

А ну-ка, помяукай, как я (мяу-мяу)

А ну-ка, все вместе, все враз-

Так мяукают только у нас! (мяу- мяу)

А ну-ка, погавкай, как я (гав-гав)

А ну-ка, все вместе, все враз-

Так гавкают только у нас! (гав-гав)

А ну-ка, похрюкай, как я (хрю-хрю)

А ну-ка, все вместе, все враз-

Так хрюкают только у нас! (хрю-хрю)

4. ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ:

«Что изменилось»

Дети рассматривают картинки с птицами, затем закрывают глаза. Учитель меняет картинки местами. Дети угадывают, что изменилось.

МАТЕМАТИКА.

1. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ.

(Работа с индивидуальными наборами)

  • Положите столько квадратиков, сколько птиц на картинках. Сколько положили квадратиков? (6)

    Ниже положите 5 треугольников. Чего больше? Чего меньше? На сколько больше? На сколько меньше.

    Как сделать, чтобы квадратиков и треугольников стало поровну?

2. КОНСТРУИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ.

У каждой птички свой домик. Давайте построим домик для скворца- скворечник.

Какие нам для этого потребуются фигуры? (треугольник, прямоугольник, круг)

Заштриховать полученный скворечник.

3. УПРАЖНЕНИЕ НА УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ПЛОСКОСТИ.

    Обвести одну клеточку и закрасить её чёрным цветом.

    Возьмите красный карандаш, отсчитайте от чёрной клетки вправо четыре клеточки, а пятую закрасьте красным карандашом.

    Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз 2 клетки, а третью закрасьте синим карандашом

    Возьмите зелёный карандаш. Клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от неё закрасьте зелёным цветом.

    Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной клетки вверх пять клеток, а шестую закрасьте жёлтым карандашом.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГУСИ».

Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

Серый волк под горой не пускает нас домой!

4.ИГРА НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. ВАРИАТИВНОСТЬ.

Цыплёнок, утёнок и гусёнок пошли гулять. Как по-разному они могли встать. Есть 6 вариантов, давайте их найдём.

Ц – У - Г

Ц – Г – У

У - Ц- Г

У – Г - Ц

Г – У - Ц

Г - Ц – У

Детёнышам пора домой, найдите их мам.

УТЁНОК ГУСЫНЯ

ЦЫПЛЁНОК КУРИЦА

ГУСЁНОК ИНДЮШКА

ИНДЮШОНОК УТКА

5. ТЕСТ КЕРНА – ИРАЗЕКА

    Нарисовать фигуру человека.

    Скопировать с трафарета фразу: Ей дан чай или он ел суп.

    Скопировать с трафарета десять нарисованных точек, расположив их одну под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.

4 ЗАНЯТИЕ.

1. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗВУКОВ В СЛОВЕ И ИХ КОДИРОВАНИЕ.

Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка

Сердечко золотое,

Что это такое? (РОМАШКА)

Что такое ромашка? (цветок)

Какие ещё цветы вы знаете?

Положите столько кружочков, сколько звуков в слове «ромашка» (7)

2. ПОСТАНОВКА РУКИ. ПОСТРОЕНИЕ РОМАШКИ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ.

Какие геометрические фигуры нам нужны, чтобы построить ромашку?

Заштрихуйте ромашку.

На ромашке расположите буквы. Какие буквы вы знаете?

Какие это буквы? Почему?

А, О, Ы, И, У.

В середине ромашки спряталась ещё одна буква. Угадайте, что это за буква:

На этой букве, как на лесенке

Сижу и распеваю песенки. (Н)

Как её произносят?

3. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ, ИГРА «ЦЕПОЧКА»

Придумайте слова. Которые начинаются на букву «Н».

4. ИГРА НА ВНИМАНИЕ:

Если я показываю:

А - хлопайте,

О - приседайте

У - прыгайте

Ы - вращайте головой

И - встаньте прямо

5. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ, УМЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ,

Нарисуйте 5 ромашек.

Цветок, который посередине, раскрасьте красным цветом.

Последний цветок раскрасьте жёлтым цветом.

Между красным и жёлтым цветком находится синий цветок.

Первый цветок того же цвета, как пятый.

Между первым и третьим цветком находится зелёный цветок.

6 ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КАРУСЕЛИ».

Автоматизация звука «ш»

Карусели, карусели

Мы с тобой на лодку сели,

Сели и поехали (имитируют греблю и произносят звук «ш»)

Карусели, карусели

Мы с тобой на лошадь сели,

Сели и поехали (имитируют всадников, и в такт щёлкают языком)

Карусели, карусели

Мы с тобой в машину сели,

Сели и поехали (крутят баранку и произносят звук «ж»)

Карусели, карусели

Мы с тобой на поезд сели,

Сели и поехали (строятся паровозиком и произносят «чух-чух»)

Карусели, карусели

В самолёт с тобой мы сели сели,

Сели и поехали (раскидывают руки- крылья и произносят «ш»)

МАТЕМАТИКА:

1. ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЁТ

2. ИГРА С МЯЧОМ «ПОСЛЕДУЮЩИЕ И ПРЕДЫДУЩИЕ ЧИСЛА».

3.РАБОТА НА НАБОРНОМ ПОЛОТНЕ.

Счёт предметов.

Сравнение предметов

Уравнивание предметов.

(цветы- бабочки, зайцы- морковки)

Посчитайте, сколько бабочек прилетело на цветочки.

Положите столько кружков, сколько у нас бабочек (5)

Сколько кружков нужно убрать, чтобы их осталось 3? (2)

4. РЕШЕНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ЗАДАЧ:

Ёжик по лесу пошёл

На обед грибы нашёл.

Один под берёзой,

Два - под осиной.

Сколько грибов в плетёной корзине? (3)

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка.

Он нашёл ещё один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашёл грибов? (3)

В класс вошла Аринка,

А за ней Маринка,

А потом вошёл Игнат.

Сколько в класс вошло ребят? (3)

На плетень взлетел петух,

Повстречал там ещё двух.

Сколько стало петухов

У кого ответ готов? (3)

3 яблока. Одно сорвать

Ручонка так и тянется.

А сколько их останется? (2)

5. СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ:

    Сколько в классе девочек?

    Сколько в классе мальчиков?

    Чего в классе по – одному, а о чём можно сказать «много»?

    сколько в классе парт?

    Сколько в классе стульев?

    Сколько парт занято учениками, а сколько свободно?

    Чего в классе больше парт или стульев?

ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕКОТОРЫХ СТОРОН УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

Ориентирование в пространстве («Знаете ли вы своего ученика» с.16-18)

Определение ведущей руки.

ЗАНЯТИЕ 5.

1.ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ:

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком. СО - БА - КА

Положите столько кружочков, сколько звуков в слове собака (6)

Как вы думаете, зачем человек приручил собаку?

Какую работу выполняет собака?

Как вы понимаете слова «Собака- друг человека».

2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПОВТОРЕНИЕ БУКВ.

У У

Кто это пришёл к нам в гости?

Какие буквы спрятались на человечке?

Сколько одинаковых букв встретили?

У-2, О – 3, А-1, Н- 1, С-1.

3. ИГРА НА ВНИМАНИЕ:

Учитель показывает буквы, а дети выполняют движения.

А- прыгнуть

У - хлопнуть в ладоши

О – присесть

Н- руки в стороны

С - встать ровно.

4. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПОСТАНОВКА РУКИ, ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

Вася посадил собаку со щенком в лодку и поплыл. Давайте покажем их путь.

1 клетка вправо – 2 клетки вверх- 3 клетки вправо – 4 клетки вниз- 5 клеток вправо – 1 клетка вверх – 2 клетки влево – 2 клетки вверх – 4 клетки вправо.

5. РАБОТА С ЛЕКАЛАМИ. ПОСТРОЕНИЕ И ШТРИХОВКА СОБАКИ.

6. ИГРА « ЕСТЬ ИЛИ НЕТ»

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны, опускают руки и кричат «нет»

    Есть ли в поле светлячки?

    Есть ли в море рыбки?

    Есть ли крылья у телёнка?

    Есть ли ключ у поросёнка?

    Есть ли гребень у горы?

    Есть ли двери у норы?

    Есть ли хвост у петуха?

    Есть ли ключ у скрипки?

    Есть ли рифма у стиха?

    Есть ли в нём ошибки?

7. ПОДБОР СЛОВ С ЗАДАННЫМИ БУКВАМИ,

Вот сколько на «К» я сумею сказать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковёр,

Кладовка, калитка, комод, коридор.

- А какие слова на букву «К» знаете вы?

Ой, хватит! И звук тоже может устать!

А вот что на «Т» ты сумеешь назвать?

(дети называют слова на букву «т»)

Топор, табуретка, тарелка и ложка,

Я, кажется, что-то напутал немножко.

- А какие слова на букву «т» знаете вы?

Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.

А лучше на «С» назову я посуду:

Стакан, сковородка, солонка и …кошка.

А кошка откуда? Залезла в окошко!

Спроси лучше кошку, откуда пришла,

И вся ли посуда на кухне цела?

- А какие слова на букву «С» вы знаете?

- Найдите слова на букву «С» на картинке?

- Сколько звуков в слове « слон»? (4)

- Составьте это слово на наборном полотне.

МАТЕМАТИКА.

1. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ - ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ».

А какие породы собак вы знаете? (вывесить 6 картинок с изображением собак разных пород)

Положите столько кружков, сколько видите собак на наборном полотне. (6)

Сколько собак нужно убрать, чтобы осталось 4 собаки? (2)

Чего больше кружков или собак?

Как сделать, чтобы было поровну?

Игра «Что изменилось».

2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ:

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

2 медведя, Буратино и весёлый Чеполино.

И котёнок, и слонёнок.

Помогите-ка Катюшке-

Три больших, три маленьких,

Маленьких- удаленьких.

Целая семья опят,

Сколько их на пне сидят. (6)

У куклы 5 нарядных платьев,

Какое нынче надевать ей?

Есть у меня для куклы шерсть

Свяжу, и платьев будет … (6)

3. РАБОТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ.

Найти сходство и различие.

Из каких фигур составлен рисунок?

Что изменилось в лице?

Когда бывает такое лицо?

Построить с помощью лекал человечка и заштриховать его

4. ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕКОТОРЫХ СТОРОН УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

Найти домик гномика по заданной тропинке

- «Дорисуй девятое» (котята, геометрические фигуры)

5 ИТОГ ЗАНЯТИЯ.


Воспитатель группы продлённого дня

Васильева Юлия Анатольевна

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Вышневолоцкого района «Есеновичская средняя общеобразовательная школа»
Система работы в группе продлённого дня.

МОБУ «Есеновичская СОШ»

Воспитатель группы продлённого дня

Васильева Юлия Анатольевна.

2.Описание системы воспитания в группе продлённого дня.

Режим дня.

Система работы по направлениям.

3.Предполагаемый результат деятельности.

4.Приложение.

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его в культуру общества. Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группы продленного дня в школе является необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.

Длительное пребывание детей в школе может оказывать на них благоприятное влияние только при наличии и соблюдении соответствующих гигиенических условий. Важным психогигиеническим условием пребывания детей «на продленном дне» является создание максимально возможного домашнего уюта и включения в интерьер помещения для занятий элементов домашней обстановки, что способствует благоприятной эмоциональной настроенности детей, привлекает их к посещению школы во внеурочное время, повышает ее воспитательное значение.

Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности детей, посещающих группы продленного дня, необходимы рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода детей в школу, и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.


Циклограмма, на мой взгляд, помогают систематизировать работу, четко определить механизмы и принципы. Подбирая формы организации деятельности учащихся, я стараюсь ориентироваться на интересы, желания детей..

РЕЖИМ РАБОТЫ.

12.30 -13.00 подготовка к обеду, обед.

13.00 – 13.30 приём в группу продлённого дня, занятия по интересам.

13.30 – 15.00 прогулка.

15.00 -15.15 полдник.

15.15 -16.00 самоподготовка.

16.00 отъезд детей домой.

Обязательность выполнения режима означает, что все участники должны строго следовать его требованиям.

Самоподготовка.

Средняя продолжительность занятия на самоподготовку должна составлять 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня и его основным функциональным назначением - стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке. При этом не рекомендуется копировать уроки ни в плане содержательной «начинки» занятия, ни его структурных компонентов, ни в способах деятельности. Детям должны быть созданы условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, и обеспечен продуктивный отдых.

Необходимо также создавать в группе непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения; выстраивать каждое занятие как процесс коллективной деятельности; без принуждения вовлекать учащихся в учебные занятия, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников; всячески поддерживать и поощрять детское участие и инициативу в подготовке и проведении занятия; умело создавая на занятиях должный психологический настрой, пробуждая интерес детей к знаниям, возбуждая радостное ожидание предстоящего события, привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла; гибко выстраивать структурные части занятия; своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить в ход занятий необходимые коррективы; завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержания и формы личностному ожиданию каждого участника; давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему.

Вышеизложенные требования ориентируют педагога на то, чтобы относиться к воспитательному занятию как к проведению досуга. Так, по окончании самоподготовки необходимо организовать игровую деятельность .


Игровая деятельность.
При работе в одновозрастной группе (1-2 классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям по дошкольному возрасту. Это помогает снять эмоциональное и психическое напряжение. Игра всегда была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения.

В отличие от работы, которая имеет определенную цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне сложна, не зависит от поощрений извне и приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями об окружающем. Рассматривая игру в качестве всеобщей спонтанно возникающей формы воспитания, Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что это и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение и без которого невозможно творческое развитие личности. Лишить ребенка игровой практики означало бы лишить его главного источника развития: импульсов творчества, богатства отношений. Ребенок - существо играющее, в игре как форме выражения человеческой радости он становится совершенней.

Необходимыми условиями для успешной игровой деятельности являются естественность, безотносительное принятие всех действий играющих, сензитивное их понимание (полный эмоциональный контакт с ними).

Игровая деятельность планируется на всю учебную неделю. При этом не дублируется деятельность первой половины дня: если на уроках была серьезная умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или игры сюжетно-ролевые. Игра не должна быть подготовкой к клубному часу (если игра носит развлекательный характер, планируется мероприятие другой направленности); играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков; игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка; использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист).

Одной из форм внеурочной работы является клубный час .

Клубный час.
Прежде чем приступить к организации клубного часа, хотелось бы остановиться на общешкольных и групповых развлечениях.

Клубный час - это мероприятие, проводимое в воспитательных целях. Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия. При необходимости можно привлечь к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива - педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др.

Примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия , являющейся ориентиром для высокого уровня профессиональной деятельности, к которому следует стремиться. Рассмотрим основные компоненты внеклассного воспитательного занятия.

Первый этап - подготовительный. Чтобы занятие стало ярким событием, нужно организовать разнообразную по содержанию и способам оформления и ввода в действие рекламу, задача которой - воодушевить ребят на участие в мероприятии, привлечь их внимание, вызвать у них интерес. Реклама может быть обычной плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, «дом»).

Она может быть «ходячей», передвигающейся. Представьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне праздника с рекламными текстами на спине и груди . Реклама может быть театрализованной. Ее носители - специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов. Можно также привлечь такие средства массовой информации, как листовки. По существу рекламными станут разнообразные почтовые отправления , направленные в адрес группы: телеграммы, уведомления, письма, карты, путеводители и др.

Рекомендуется организовать приглашение - акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов: билеты-игрушки, билеты-шапочки, билеты-закладки, билеты-программы и т.д.

Поможет создать нужный психологический настрой календарь, который изготовят и вывесят в своем классе учащиеся группы продленного дня. Каждый день он будет напоминать о приближении желанного события. Например: «До открытия вернисажа пальчиковой живописи учащихся нашей группы осталось 4 дня». Репетиционные приготовления , которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания. Секретные переговоры воспитателя с родителями по поводу сюрпризных моментов тоже не останутся не замеченными и выполнят свое предназначение.

Следующий этап подготовки - создание психологического настроя . С него непосредственно начинается занятие. То эмоциональнее состояние радостного ожидания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия. Средствами достижения этой задачи могут быть: оформление помещения , преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены; необычное освещение, которое и несет в себе особое таинство, что достигается с помощью настольных ламп со специально окрашенными лампочками или абажурами, свечей, новогодних гирлянд, зеркал; музыкальный фон, создающий соответствующий настрой. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др.; особые ритуалы, церемонии, действия, магические слова, имеющие для данного коллектива детей особое символическое значение; необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления; специально подготовленное вступительное слово ведущего - своеобразный пролог к действию (часто в виде притчи , легенды, сказки, письма), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.

Третий этап - достижение предметного результата. Это реализация основной части задуманного. Здесь все зависит от конкретной задумки. Однако существуют и общие рекомендации: занятие не должно затягиваться и эмоционально перенасыщать детей.

Назначение следующего этапа, иначе - его финально-аккордной части - стать конечной точкой, придающей всему красивое и благородное завершение, вызвать у участников чувство удовлетворения и общей радости от причастности к случившемуся. Средствами достижения нужного результата могут быть слова признательности и благодарности всем виновникам события, в том числе и «закулисным героям»; сюрпризные моменты, оставленные «на десерт»; самодельные подарки и сувениры.

И последний этап - педагогическое последействие организуется как краткий итог проведенного занятия и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения. В процессе обсуждения поддерживается положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, а результатом должно быть осознание учащимися так называемой, «ближайшей перспективы».

Воспитатель может самостоятельно организовать кружковую работу в любом направлении или отвести детей в кружки, секции, клубы по интересам. Кружковая работа также должна быть планируемой и систематической. Каждый ребенок может посещать не более двух кружков (нормы СанПиН).


Прогулка – одна из форм организации активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности детей. Прогулка расширяет кругозор, развивает познавательные интересы. Прогулка- это занятие на воздухе, она имеет свои цели, содержание, методику.

Прогулку начинаю с сообщения цели, провожу беседу по технике безопасности, даю детям отдельные поручения. В основной части прогулки провожу с детьми наблюдения, беседу по теме прогулки, подвижные игры. По окончании прогулки - краткое подведение итогов.

Во время прогулки проводятся экскурсии. Им обычно придаётся оздоровительно-воспитательный характер. Этим они отличаются от учебных экскурсий. В группе они представляют одну из форм отдыха и поэтому требуют применения методов и средств организации активного отдыха.

Все экскурсии в группе продлённого дня по содержанию познавательного материала подразделяются на обществоведческие и природоведческие. Во время обществоведческих экскурсий с младшими школьниками большое внимание уделяю показу труда и другой общественно-полезной деятельности людей. Дети узнают о специфике массовых профессий, боевых и трудовых традициях народа на примерах жизни и истории родного края. При проведении природоведческих экскурсий знакомлю детей с многообразием окружающей природы, преобразующей ролью человека, взаимодействие его и природы. Экскурсии достаточно полно удовлетворяют потребности организма детей в отдыхе. Они благотворно воздействуют на формирование важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащает учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающей жизни.

Воспитание учащихся невозможно представить без игр. Они занимают в жизни детей, особенно в младших классах, значительное место.

Дети младшего возраста испытывают естественную потребность в играх на свежем воздухе, которые по своему характеру в достаточной мере способны совершенствовать и закреплять навыки в ходьбе, беге, метании, прыжках и других двигательных действий. Игры формируют у детей умение действовать в различных обстоятельствах, мгновенно принимать решение в меняющихся ситуациях, дети приучаются действовать совместно друг с другом, в соответствии с интересами и требованиями коллектива. Дети постепенно накапливают знания о различных играх и правилах их проведения, что помогает им более содержательно использовать свободное время. Учу детей различным играм, стремлюсь к тому, каждая прогулка включала в себя элемент новизны, необычности. В группе продлённого дня постепенно разучиваем новые игры, в которые вовлекаются все ученики.

Физический труд детей, организуемый на прогулке, способствует переключению учащихся с умственной работы на деятельность с преобладанием физической нагрузки, Подобный переход положительно отражается на самочувствии и настроении детей. Коллективный производительный труд благотворно влияет на формирование нравственного и трудового опыта у детей. Соревнование и взаимопомощь формируют ответственное отношение к своим трудовым обязанностям.

Изобразительная деятельность.


  1. Значение занятий ИЗО в ГПД:
- приобщение детей к миру прекрасного;

Развитие художественного творчества, вкуса, наблюдательности.


  1. Основные принципы:
- художественная творческая направленность;

Взаимосвязь художественного и творческого развития;

Разнообразие и чередование художественной деятельности;

Разнообразие и активность методов организации занятий;

Связь художественных занятий с жизнью школы и общественных

мероприятий.


  1. Требования к ИЗО:
- занятия должны быть непринуждённые;

Ориентированные на умения детей;

Самостоятельную работу чередовать с физ. минутками;

Самостоятельную работу детей нужно поощрять;

Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.


  1. Примерное содержание занятий по ознакомлению детей с различными видами ИЗО:
- работа над композицией;

Работа над формой;

Работа с цветом;

Развитие наблюдательности и любви к природе;


  1. Оценивание результатов работ по:
- содержание сюжета;

Проявление в работе наблюдательности, воображения,

самостоятельности, старательности;

Общая художественная выразительность;

Владение инструментами.


  1. Виды ИЗО работ:

  • ДПИ – декоративно – прикладное искусство;

  • Аппликация – силуэтное воспроизведение с помощью ножниц с последующим размещением и наклеиванием вырезанных элементов на плоскости;

  • Коллаж – разновидность аппликации:

  • Конструирование – художественное решение формы и цвета предмета с учётом его функций и назначение в реальном, уменьшенном виде макеты;

  • Папье – Маше – изготовление бумажных слепков с объёмных предметов, которые затем расписываются красками;

  • Поделки из природного материала;

  • Мозаика;

  • Лепка;

  • Тематическое рисование; (иллюстрирование, работы с натуры).

  1. Восприятие действительности в ИЗО:
Восприятие искусства нужно проводить через экскурсии, беседы по картинам, после прочтения художественных произведений.

Музыкальные занятия.


  1. Основные цели и задачи:
- увлечь детей музыкой;

Научить любить музыку;

Воспитывать музыкальную культуру;


  1. Условие, необходимое для занятий:
- связь с жизнью.
Организуя работу по музыке, следует помнить, что:

  • все виды музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;

  • широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;

  • необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру.
Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. На формирование их интересов и вкусов большое влияние оказывают семья, средства массовой информации, сверстники, и это нужно. учитывать в каждом конкретном случае.

Работа с книгой на ГПД.


  1. Задача:
- научить работать с книгой.

  1. Условия, необходимые при организации внеклассного чтения:
- создание серьёзного и радостного настроения;

Проводить в дружеской и непринуждённой обстановке;

Бережное отношение к книге;

Пользоваться программой по внеклассному чтению, осуществлять

межпредметную связь.


  1. Формы и методы работы с книгой:
- чтение вслух школьниками;

  • отдельных произведений,

  • отрывков из книг.
- чтение про себя, с последующими ответами на вопросы, пересказом;

Рассмотрение иллюстраций к прочитанным произведениям;

Просмотр книг по определённой теме;

Литературное чтение с заучиванием стихов , литературные монтажи;

Викторины по прочитанному;

Конкурсы, разгадывание кроссвордов;

Проведение литературных утренников и праздника книги;

Выставки любимых книг;

Посещение библиотеки;

Обмен книгами из домашней библиотеки между детьми;


  1. Библиотечный час.
Знакомство с библиотекой.

Литературные игры.

Беседы после посещения библиотеки.

Что такое библиотека?

Для чего она нужна?

Основные отделы библиотеки.

Кто может быть читателем?

Виды библиотек.

Библиотеки нашего города.

Литературные игры – путешествия.

Март: неделя детской книги.


  1. Руководство по чтению с детьми журналов:
Знакомство с журналом.

Показ журнала;

Рассмотрение журнала;

Как пользоваться журналом;

1. Выставка журналов.

2. Настольные игры, которые предлагает журнал;

3. Концерт из песен, стихов, коротких рассказов, которые предлагает

4. Разгадывание загадок, шарад из журнала;

5. Знакомство с пословицами;

6. Самоделки, описанные в журнале.

Занятия по ознакомлению с культурой поведения.
Задачи:

Формирование в единстве сознания и поведения у детей;

Формирование единства слова и дела;

Формировать умение следовать правилам культуры поведения.


Культура поведения – это культура общения, речи и внешнего вида.
Кружковая работа.

Воспитатель может самостоятельно организовать кружковую работу в любом направлении или отвести детей в кружки, секции, клубы по интересам. Кружковая работа так же должна быть запланирована, носить системный и систематический характер. Каждый ребенок может посещать не более двух кружков (нормы СанПиН).

Работа по благоустройству и оборудованию группы.

Обстановка в группе продленного дня по возможности должна быть приближена домашней. Главная задача - сделать пребывание ребенка в группе комфортным и приятным. Создать уют можно с помощью детей, родителей, спонсоров и т.д. Можно оформить группу работами детей для повышения их самооценки и для того, чтобы показать родителям способности детей. В группе должны быть цветы, они создают спокойную атмосферу и пригодятся для трудового воспитания (бытовой и общественно-полезный труд).

Целесообразно зонировать группу: игровой уголок, уголок самоподготовки, уголок психологической разгрузки для детей. Уголок психологической разгрузки должен быть отгорожен от остального помещения, например маленькой ширмой. Он необходим для того, чтобы ребенок, при желании, мог побыть один. Это ему необходимо, чтобы отрефлексировать всю полученную за день информацию и впечатления. Рефлексия - выработка собственного отношения к событиям и к людям, путем осознания полученной информации.

Таким образом, воспитательное пространство продленного дня предполагает особый уклад жизни, режим и разные способы самоорганизации младших школьников и воспитателя.

Работа с родителями.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений работы воспитателя группы продленного дня. Готовясь к встрече с родителями, нужно продумать тактику общения с каждым взрослым. При этом нужно помнить, что дети берут с него пример, учатся общаться и вести себя в социуме.

Не следует начинать разговор с родителями с претензий к воспитанности ребенка. Воспитание - это общая задача родителей и педагога, и результат будет высоким, только если они едины в своих требованиях. "Сначала о хорошем" - вот девиз воспитателя. Например, можно рассказать родителям даже о незначительных достижениях их ребенка, похвалить его в присутствии родителей. Это повысит его самооценку и рейтинг педагога как друга. Если нарушения в течение дня были незначительны и ученик уже был за них наказан, не стоит повторять содержание проступка. Если воспитатель нуждается в помощи родителей, необходимо сформировать их мотивацию на оказание таковой.

Одно из важных условий успеха воспитательной работы – единство требований к учащимся и семье. Единство требований семьи и школы является условием нормального воспитания детей. Положительные результаты работы с учащимися во многом зависит от контакта с их родителями. Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями является родительское собрание. Родительское собрание – это основная форма совместной работы с родителями, на которых обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности и воспитании учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка.

Задача воспитателя – всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благотворительного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Убедить каждого родителя в ценности личности конкретного ребёнка, помочь в определении личностной направленности воспитания каждого учащегося с учётом его индивидуально-психологических особенностей, сформировать мотив и потребность родительского участия в воспитании гражданина с высокими моральными, интеллектуальными и физическими свойствами.

Родительские собрания проводятся для того, чтобы помочь родителям решить те или иные проблемы, с которыми они безуспешно пытаются справиться сами.

В группе продлённого дня ведутся постоянные контакты с родителями, широка система родительского всеобуча, индивидуальные беседы, посещение детей на дому, проведение совместных мероприятий , совместная работа по ремонту мебели в классе, участие родителей в оказании помощи в группе, школе в целом, участие в проведении субботников. Предлагаю родителям заполнить анкету, где нужно указать, чем ребёнок любит заниматься в свободное время, какие игры предпочитает, как ребёнок ведёт себя в детском коллективе, какие обязанности имеет дома. Активное участие в составе родительского комитета и другие меры воздействия и общения с родителями позволяют добиться хороших воспитательных результатов. Привлекаю родителей к организации разнообразной жизни детей в коллективе, вовлекаю в общественную жизнь. Организовываю посещение родителями группы продлённого дня.

Родители постоянно находятся в курсе дел группы, являются не сторонними наблюдателями за учёбой своих детей, а активно участвуют в педагогическом процессе.

Предполагаемый результат деятельности.

Благодаря занятиям, которые проводятся в группе продлённого дня, наблюдается повышение уровня образованности детей, повышение их социальной активности.

Дети стали активно участвовать в различных мероприятиях, спортивных соревнованиях, участвовать в практической , научной деятельности.

Выпускники начальной школы быстро адаптируются в средней школе.

Индивидуальная работа, усиление контроля за учебной деятельностью отстающих детей в учении, создание благоприятных условий для их умственного развития, позволило повысить их учебную деятельность.

список используемой литературы

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных


дел в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Гайдина Л.И. Группа продленного дня. - «Веко», 2001.

3. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. - М.:
«Учитель», 2005.


  1. Качинский А.И. Тематическое планирование в группе продленного дня. - М.: Союзпечать, 1969.

  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. -
М.: «ВАКО», 2004.

  1. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: Методические рекомендации. - Минск: МОИПК и ПРР и СО, 2001.

  2. Левчук С.В. Воспитательная работа в группе продленного дня. - АРКТИ, 2007.

  3. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

  4. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. - Мн.: Экоперспектива, 2003.

  1. Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. - Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004.
Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2004
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.