НОД по художественно-эстетическому воспитанию. Занятие по лепке. Конспекты занятий-столовый этикет

ЗАНЯТИЕ 1. МАЛЬВИНА-ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА

Цель : знакомить с книгой А. Толстого «Золотой ключик, или При-ключения Буратино»; формировать знания о поведении за столом во время еды; учить оценивать поведение героя сказки.

Ход занятия

Часть 1 . Загадки.

Воспитатель . Слушайте, ребятки, такие загадки: Не солдатик оловянный, А мальчишка деревянный. Шалунишка, длинный нос. Это кто? Вот мой вопрос.

(Буратино.) Умница, красавица, Птичкам, рыбкам нравится. Пудель — преданный дружок. Пьеро дарит ей стишок. Голубые кудри, голубые глазки. Назовите девочку из любимой сказки.

(Мальвина.)

Часть 2. Чтение отрывков из главы «Девочка с голубыми волоса-ми хочет воспитывать Буратино» (сказка А. Толстого «Золотой клю-чик, или Приключения Буратино»).

Воспитатель. Вы, конечно, помните первую встречу Мальвины и Буратино?

«Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за малень-ким столом, накрытым кукольной посудой. Она оглядела мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в кро-шечную чашку какао. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя. В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть. Тогда Мальвина сказала ему строго:

— Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки».

Воспитатель. Мальвине пришлось наказать Буратино за плохое поведение за столом. Пудель Артемон отвел его в темный чулан. Бура-тино был возмущен такой несправедливостью: «Разве так воспитыва-ют детей? Это мучение, а не воспитание!»

Часть 3 . Беседа по содержанию :

— Понравилось ли вам поведение Буратино за столом?

— Почему Мальвине пришлось поступить с деревянным мальчи-ком так жестоко?

— Вспомните, что ворчал Буратино в темном чулане? («Разве так воспитывают детей?»)

— А как, по-вашему, нужно воспитывать детей? (Выслушать де-тей, оценить все интересные мысли о воспитании.)

Часть 4. Игра «Назови ошибки Буратино».

Стоя в кругу, дети передают друг другу игрушечного Буратино и называют ошибки в его поведении за столом. За молчание или не-правильный ответ — «жестокое» наказание: ребенок отдает фант, ко-торый потом разыгрывают, предлагая выполнить разные задания.

Воспитатель . Теперь можно повеселиться и подвигаться! Игра «Тигр вышел погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел тигр погулять. Дети, стоя за столами, шагают на месте.

Запереть его забыли,

Раз, два, три, четыре, пять. Хлопают в ладоши.

Он по улице идет, Шагают по группе.

Ни к кому не пристает.

Но от тигра почему-то

Разбегается народ. Бросаются врассыпную.

Кто на дерево забрался, Прячутся в любые места.

Кто укрылся за ларек, Кто на крыше оказался, Кто закрылся в водосток.

(Э. Успенский.)

Вечер. Рисование .

Материал: цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры по выбору детей.

Воспитатель. Нарисуйте отгадки на мои загадки (повторяет за-гадки о героях сказки.)

Мальчики рисуют Буратино, девочки — Мальвину.

Домашнее задание

Чтение вместе с мамой сказки «Золотой ключик».

ЗАНЯТИЕ 2. КТО ХОДИТ В ГОСТИ ПО УТРАМ, ТОТ ПОСТУПАЕТ МУДРО

Цель: продолжать знакомить с этикетом в гостях; дать понятие о веж-ливых словах; вызывать у детей эмоциональное отношение к героям сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».

Ход занятия

Часть 1. Утренняя песенка Винни-Пуха:

Кто ходит в гости по утрам, Тот поступает мудро!

Тарам-парам, тарам-парам На то оно и утро!

Под вечер — скоро спать пора, Хозяева зевают...

Вот если гость пришел с утра —

Такого не бывает!

Да, если гость пришел с утра —

Ему спешить не надо.

Кричат хозяева: «Ура!!» Они ужасно рады!

Недаром солнце в гости к нам

Всегда приходит по утрам.

Тарам-парам, тарам-парам

Ходите в гости по утрам! (Б. Заходер.)

Воспитатель . Эту песенку-ворчалку придумал всеми любимый Винни-Пух. Давайте еще раз повторим его умные советы. Я начинаю, вы продолжаете.

Воспитатель . Кто ходит в гости по утрам, Дети. Тот поступает мудро!

Воспитатель. Недаром солнце в гости к нам... Дети. Всегда приходит по утрам!

Часть 2. Беседа по главе «Винни-Пух в гостях у Кролика» из сказ-ки «Винни-Пух и все-все».

Воспитатель. И вот однажды Винни-Пух отправился в гости к сво-ему другу Кролику. В гостях с ним случилась большая неприятность.

Подойдя к норе Кролика, он громко-громко крикнул: «Эй, кто-нибудь дома?»

— Незачем так орать. Я тебя хорошо слышу, — отозвался Кролик.

— Простите, — сказал Винни-Пух. — Могу я войти?

Увидев Винни-Пуха, Кролик очень обрадовался, но не забыл на-помнить другу такое правило: «Здесь в Лесу нельзя пускать кого попа-ло! Осторожность не повредит».

Кролик пригласил друга за стол и спросил: «Тебе чего намазать — меду или сгущенного молока?»

От радости Пух забыл все правила вежливости, поведения в гос-тях. Он пришел в такой восторг, что выпалил: «И того, и другого».

И вот от этого и начались у маленького медвежонка неприятности. Он съел все, что было в кастрюлях и банках у Кролика. Потом пожал от всей души его лапу и сказал, что ему пора идти.

Вы знаете, о чем подумал Кролик. «Не очень вежливо уходить из гостей сразу, как только наелся».

Бедный, бедный Пух! Он не мог вылезти из норы и застрял в дыре!

«Все из-за того, что выход слишком узкий», — сердито сказал медвежонок.

«Нет, все из-за того, что кто-то пожадничал, — строго сказал Кро-лик. — За столом мне казалось, хотя я из вежливости это не говорил, что кто-то слишком много ест!»

Воспитатель. Конечно, друзья не оставили Пуха в беде. Они по-могли ему выбраться. Пух поблагодарил их и с важным видом отпра-вился гулять по лесу, как всегда напевая свою песенку.

Часть 3. Беседа по сказке.

Воспитатель . Бедный, бедный Пух! Вы, конечно, уже поняли, почему с ним произошла большая неприятность. Ответьте теперь на мои вопросы:

— О чем забыл Пух, когда отправился в гости к Кролику?

— Почему был недоволен Кролик?

— Как он встретил своего друга?

— Вам понравилось поведение Пуха в гостях? Часть 4. Игра «Я начну, а вы продолжайте»:

— За столом нельзя жадничать, потому что...

— Не очень вежливо уходить из гостей сразу...

— Вежливые слова: «здравствуйте», «будьте добры», «всего хоро-шего», ... (дети перечисляют слова приветствий и прощаний). Эти слова приятны всем, помогают общаться по-доброму!

Воспитатель. Вот теперь наш друг милый Пух запомнит прави-ла поведения в гостях. Давайте весело подвигаемся!

Часть 5. Веселая минутка.

Еще одна ворчалка Пуха:

Тара-тара-тара-ра! Подниматься на носочки, вытягиваясь изо всех сил.

Тара-тара-ой — караул, трам-пам-па! Наклониться, стараясь дотянуться до носочков.

Тара-тара-тара-ра-ра! Попрыгать, весело хлопая в ладоши.

Трам-пам-пам-пам-тарарам-пам-па! Покружиться в разные стороны.

Тири-тири-тири-ри! Лечь на спину, упражнение «Жучки».

Трам-пам-пам-тририм-пим-пи-пи! Расслабиться.

Вечер. Воспитатель читает телеграмму от Этикета: «Мои милые ребята! Спасибо за то, что читаете и слушаете сказки. И вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье. Посылаю вам новую игру "Слушаем и рисуем"».

Задание: прослушать предложение, нарисовать значками, линия-ми рисунок, отражающий его содержание.

На столе всегда чистота, красивая сервировка. За столом сидят с чистыми руками и лицами. За столом не кричат. Кушают аккуратно.

ЗАНЯТИЕ 3. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ

Цель: упражнять в умении правильно сидеть во время еды (дер-жать локти при себе, ноги вместе под столом, не ложиться на стол).

Ход занятия

Часть 1. Игры-упражнения.

1. Упражнение для локтей: прижать к боку книжки, держать локти «при себе».

Воспитатель . Раз, два, три, четыре, пять.

Локти учимся держать.

2. Игра-упражнение «Красиво-некрасиво»: дети выполняют зада-ния воспитателя.

Красиво:

— сидеть за столом, выпрямив спину;

— ноги вместе перед стулом. Некрасиво:

— сидеть, заложив ногу за ногу;

— положив ногу под попу;

— вытягивать ноги под столом.

Часть 2. Стихотворение о мартышке.

Воспитатель. Дали мартышке вилку и нож,

Что с ними делать — не разберешь.

Проще без вилки и без ножа

Есть ананас, ногами держа.

Ребята, расскажите мартышке, как едят разные блюда. Кто боль-ше знает, тот фишку получает.

Часть 3. Трудное задание: кто первым правильно съест зеленый горошек.

Вечер. Игра «Вкусная азбука» (см. На заметку взрослым).

Задание: назвать фрукты, ягоды, которые начинаются на букву, изоб-раженную на карточке.

1-й вариант: карточку показывает воспитатель. 2-й вариант: карточку получает каждый ребенок.

На заметку взрослым

1. Секреты Этикета.

Систематически ненавязчиво, с шуткой рассказывайте о них де-тям. Придумывайте игры-упражнения и задания. Как вести себя за столом:

— «Ох уж эти локти!» Научись обязательно держать локти «при себе». Если разведешь их в стороны, в опасности окажется щека сосе-да. Поставишь на стол — не останется места для тарелок и столовых

приборов.

Упражняйся почаще: прижми к боку непослушным локтем книж-ку и делай что хочешь. У тебя все получится!

— Не сиди боком к столу или положив ногу за ногу. Ну а если твои ноги спрятались под попу, это некрасиво и невежливо.

— Сиди за столом, выпрямив спину. Во время еды не ложись на стол, это не кровать!

— Место полотняной салфетки — только на коленях. Не засовы-вай ее под воротник, тебе уже не нужен слюнявчик!

— Не ешь ложкой то, что едят вилкой. Все решат, что ты совсем

маленький.

—Во время еды не стучи ложкой по тарелке, у соседа заболят уши. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку в левой. Не перекладывай их из руки в руку, пока не съешь все блюдо! Это не трудно, если пользоваться ножом всегда.

— Не дуй на слишком горячее блюдо, не прихлебывай громко, не чавкай. Старайся есть беззвучно! Не разговаривай с полным ртом, мож-но подавиться.

— Не облизывай ложку, тарелку, нож, а то тебя перепутают с кошкой!

— Закончил еду — не забудь вытереть руки, рот. Вспомни вежли-вое слово «спасибо»!

— Свою грязную посуду обязательно убери со стола. А когда на-учишься мыть ее, вовсе станешь молодцом!

Воспитатель. Кто запомнил эти десять секретов? Давайте поиг-раем в игру «Кто больше»: расскажем оловянному солдатику (Мишке, Незнайке) о секретах волшебника Этикета.

Как есть разные блюда:

— Гарнир (овощи, картошку, макароны) набирай на вилку с помо-щью ножа или хлебной корки.

— Сырники, котлеты, омлеты и другие мягкие блюда легко разло-мить вилкой. Ведь у тебя уже крепкие руки!

— Хлеб бери рукой, а не вилкой. Отламывай по кусочку и клади в рот. Не кроши, доедай весь кусочек. Хлеб — всему голова.

— Суп подают в глубоких тарелках, специальных чашках. Из та-релки суп едят ложкой, тарелку не наклоняют ни к себе, ни от себя, чтобы не облиться (лучше оставить немного супа в тарелке).

— Яйцо всмятку подают в специальной рюмке. Попроси маму ку-пить ее! Ложечкой ударяют яйцо сбоку, скорлупу складывают в таре-лочку. Яйца вкрутую очищают и разрезают пополам. Едят вилкой, от-ламывая по кусочку.

— Косточки от компота не выплевывай на блюдце. Поднеси ло-жечку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.

— Торт — лакомство, любимое многими. Мягкий торт или пиро-жное едят ложкой или вилкой, сухой лучше взять в руки. Откусываем маленькими кусочками. Салфетка поможет не оставлять жирных сле-дов на краю чашки.

— Салаты едят вилкой, а если они с соком, их подают каждому в маленьких салатницах.

— Омлеты, картофельные оладьи едят с помощью двух вилок. Ни-когда не пробовал? Потренируйся дома вместе с родителями — у кого получится быстрее?

Отварной картофель размельчают ребром вилки. А как едят кар-тофель в мундире? Посмотри, как это делает папа, потом расскажешь другим детям.

—Яичницу-болтунью и глазунью едят только вилкой. Попроси ба-бушку или маму научить тебя делать яичницу с такими смешными милыми названиями.

— Рис едят вилкой, жидкую кашу—ложкой. Надеюсь, ты все уме-ешь и стараешься узнать новое!

— Сосиски едят руками в походе, на отдыхе в лесу. Однако за сто-лом их едят с помощью ножа и вилки.

— Зеленый горошек едят только вилкой.

Воспитатель . Не пугайтесь, все это нетрудно запомнить! Давай-те поиграем: вспомнили правило — отложили камешек, каштан. Со-считайте их. Если мало — вспоминайте еще. Кто готов поехать в гости к королям и королевам или пойти с родителями в ресторан?

Если хочешь не краснеть —

Надо это все уметь!

— Желаю успехов, дорогие девчонки и мальчишки!

2. Вкусная азбука.

А — арбуз — подают нарезанным ломтями с кожурой, кушают мя-коть до твердого края чайной ложкой или вилкой и фруктовым ножом;

ананас — очищают и разрезают на ломтики, которые кушают чай-ной ложкой или фруктовым ножом и вилкой;

абрикос — удаляют косточку, в рот кладут по половинке.

Б — банан — берут в левую руку и надрезают ножом вдоль плода так, чтобы удобно было снять с него кожуру. Если банан длинный, его вначале очищают только до середины, чтобы он не сломался. Едят, держа в правой руке. Кожуру складывают на тарелку.

В — виноград — с грозди срывают пальцами, ягоды кладут в рот по одной, семена и твердую кожицу вынимают изо рта, пользуясь чай-ной ложкой, осторожно кладут на тарелку;

вишня — едят, как виноград. Кстати, вишни украшают стол, когда они с хвостиками и даже с листочками.

Г — груша — разрезают на десертной тарелке на четыре или восемь частей, затем удаляют сердцевину, очищают от кожуры. Едят, как яблоко.

Д — дыня — подают нарезанной ломтями и с кожурой, кушают чайной ложкой или вилкой и фруктовым ножом.

К — киви, клубника — как и все ягоды, подают разложенными на тарелочках, едят чайной ложкой.

Л — лимон — добавляют как приправу к кушаньям и напиткам. Ломтик лимона кладут в стакан с чаем, ложкой выдавливают сок, ос-татки извлекают и кладут на край блюдца.

М — мандарины — очищают и разделяют на дольки руками, едят

над тарелкой;

мед — намазывают специальным ножом на хлеб.

О — орехи — никогда не грызут зубами, а раскалывают специаль-ными щипцами. Для скорлупы ставят тарелочки.

П — персик — надрезают, вынимают косточку ножом. При еде от-резают от половинок кусочки.

Ш — шиповник — делают отвары, варят варенье. Варенье специ-альным ножом намазывают на булку.

Я — яблоко — разрезают на десертной тарелке на четыре или во-семь частей, удаляют сердцевину, очищают дольки от кожуры и едят их, беря с тарелки руками или вилкой.

Свежие фрукты и ягоды перед подачей на стол нужно тщательно вымыть, фрукты — красиво положить в вазу или тарелку. На празднич-ный стол их подают с фруктовым прибором и бумажными салфетками.

В течение года устраивайте маленькие праздники: День яблок, День бананов, День лимона, День винограда и т. д.

Заботливые мамы не забывают про витамины для своих любимых ребятишек и принесут эти угощения. А вы вместе со своими питомцами сами красиво накройте столы, подберите загадки или маленькие стихи, покажите детям, как правильно и красиво кушать фрукты, ягоды.

Пусть и малыши тоже дают вам советы, «обучают» родных дома правилам столового этикета.

ЗАНЯТИЕ 4. ГОСТИ ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО

Цель: познакомить детей с посудой (столовой, чайной), со столо-выми и чайными приборами, дать понятие об их назначении; разви-вать воображение, внимание, память.

Новые слова: шумовка, суповая ложка, супница, салатница и др.

Ход занятия

Часть 1. Загадки.

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду —

Мимо рта я не пройду. (Ложка.)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень:

Хлеб, картошку, рыбу, мясо,

Груши, яблоки, колбасы. (Нож.)

Зубки есть, прямая ручка,

Но хитра вся эта штучка:

Что наколешь — в рот возьмешь,

Не сумеешь — пропадешь. (Вилка.)

Есть для супа, есть для каши

На столах у деток наших.

Есть глубокие и мелкие.

Называют их... (тарелками).

Часть 2. Беседа о посуде.

1. На столах разложены столовые приборы: ножи, вилки, ложки. Дети рассматривают их, узнают о назначении.

Воспитатель. Самые большие — столовые — нож и вилка пред-назначены для вторых блюд. Закусочные нож и вилка — поменьше, для холодных закусок, салатов и овощей. Специальные ножи и вилки — для фруктов и рыбы. Маленькая вилочка — для лимонов и бутербродов.

2. Игра «Незаконченный рисунок»

Задание: закончить рисунок, нарисовать столовые приборы разны-ми линиями.

Воспитатель. Ложки тоже разные. Большая — для супа, помень-ше — для компота, чая, какао. Самая маленькая — для специй: соли, горчицы. Ложка с длинной ручкой — для варенья. Есть еще ложка-шу-мовка — для снятия навара с супов, специальные ложки для салатов.

3. Игра «Чего не стало».

Дети закрывают глаза, воспитатель прячет несколько столовых приборов.

Задание: назвать, что спрятано, рассказать о назначении.

Часть 3. Чайная посуда.

Воспитатель . Дружат чашечки и блюдца,

Вместе веселы, смеются.

А разлучишь их — беда.

Ставьте вместе их всегда. —

Для чая, кофе, какао нужны чашки и блюдца, тогда капельки чая никогда не попадут на скатерть. Для компота, молока, сока удобны кружки, красивые бокалы.

Часть 4. Поиграем!

1. Игра «Нарисуй рисунок к словам».

Задание: нарисовать столовую посуду к словам, предложенным воспитателем: «чай», «компот», «сахар», «лимон».

2. Игра «Куда убежала посуда».

В разных местах группы заранее спрятаны тарелки, блюдца, сто-ловые приборы.

Задание: по сигналу воспитателя дети начинают искать посуду. Нашедший должен рассказать о ней.

Вечер

1. Веселые минутки.

Воспитатель. Слушайте считалки и правильно выполняйте все действия.

Раз, два, три, четыре, пять.

И посуду, и еду,

Выйдешь ты, а я веду.

Вилку, нож и ложку

Бери скорее, крошка.

Не пугайся неудач,

Если вдруг помчатся вскачь

Котлета и сосиска, Горошек и редиска.

Сахар ложечкой мешай,

Из чашки сразу вынимай.

А иначе будет шишка

У девчонки и мальчишки.

Торт руками не хватай,

Его вилочкой съедай.

Будут в креме нос и рот,

Засмеет тебя народ!

Оля, Ваня, Света Знают все секреты

Про еду и про посуду,

С ними спорить я не буду.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем все сначала,

Я считал, а ты молчала!

Все мы знаем, но молчок.

Быстро ротик на замок!

Соберись. Внимание. Выполняй задание.

2. Задача-загадка.

Воспитатель. Сегодня мы в гостях у Белоснежки и гномов. Они умеют принимать гостей, знают все про посуду, столовый этикет. За одним большим столом Сели рядом с гномом гном. Белоснежка с ними вместе Стол накрыла честь по чести. Только сколько ложек надо? Сколько вилок? Сколько мисок? Сколько чашек с молоком? Составляет длинный список Самый мудрый старый гном.

3. Игра «Белоснежки и гномы».

Играют две команды: девочки изображают Белоснежек, маль-чики — гномов.

Задание: быстро и красиво накрыть к обеду два стола на восемь героев сказки.

В сервировке дети участвуют ежедневно, поэтому задание нетруд-ное. Здесь важно их умение работать в команде, согласовывать действия, импровизировать при украшении стола цветами, салфетками и др.

4. Задача-шутка.

Сколько раз твердили кошке: Некрасиво есть без ложки. Только захожу я в дом, Лижет кашу языком.

(В. Волина.)

5. Сдаем экзамен Белоснежке (дети рассказывают веселые считал-ки, которые уже заучивали раньше).

6. Игра «Раз хлопок, два хлопок!»

Воспитатель или ребенок-водящий называет что-либо съедобное и несъедобное.

Задание: в первом случае хлопать один раз, во втором — два, затем наоборот.

7. Игра «Пять предметов». Играют две команды по 4-6 человек.

Задание: двое участников по сигналу поочередно должны пройти пять шагов вперед, без запинки произнеся на каждый из них по одно-му слову на тему, предложенную воспитателем.

Варианты: чайная, столовая посуда, овощи, фрукты и т. д.

На заметку взрослым

1. Сервировка стола (см. Прил.).

В течение дня стол накрывают по-разному. Основа всего — тарел-ка. К завтраку справа от нее лежит ложка или вилка, в зависимости от приготовленной еды, и нож, острием к тарелке.

К обеду справа от тарелки лежит нож, слева — вилка, ложка лежит перед тарелкой.

Хлеб подают на хлебнице. К маслу надо положить общий нож, а в сахар — маленькую ложечку.

Праздничная сервировка отличается от будничной. Стол накрыва-ют белой или цветной скатертью, ставят мелкие столовые тарелки, на них — закусочные. Справа от тарелки лезвием к ней кладут ножи, слева — вилки, зубцами вверх. Если подают суп, то ложку следует положить выпуклостью вниз справа от тарелки и ножа. Перед ножом ставят фужер для воды или напитков, а в кувшинах — соки и напитки.

Завершают сервировку стола салфетки. Можно просто положить сложенную вчетверо салфетку на закусочную тарелку. Но можно по-фантазировать, сложить ее красиво, необычно, чтобы салфетка была частью украшения стола.

Сложенную пополам полотняную салфетку кладут на колени, что-бы она защищала колени от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос или лоб, можно промокнуть уголки губ. Бумажными салфетками пользуются по мере надобности. Закончив еду, вытирают сначала рот, затем руки.

Сервировку стола очень оживляют, украшают небольшие букети-ки цветов. На новогодний праздник вместо них можно поставить све-чи и украшенные еловые веточки.

Доброго, теплого настроения за столом с родными, друзьями же-лает вам волшебник Этикет.

2. Гости из далекого прошлого.

Первые вилки появились около пятисот лет тому назад в Италии, но очень долго считались ненужными: слишком укоренилась привыч-ка есть пищу руками. Первые вилки для богатых были длинными, дву-зубыми, из золота, кости. Потом — с четырьмя прямыми зубцами. Толь-ко спустя двести лет этот столовый прибор стал обязательным в доме культурного человека.

Нож долгое время употребляли лишь в качестве оружия. И только сравнительно недавно — тысячу лет назад — его стали использовать и как столовый прибор. Но многие до сих пор не пользуются им во время еды, потому что не умеют и не хотят этому научиться.

ЗАНЯТИЕ 5. «ЗНАКОМСТВО С НОЖОМ»

Для младших групп

Цель. Познакомить со столовым ножом, учить безопасным приемам пользования им, научить делать бутерброд с маслом; воспитывать самостоятельность.

Материал. Силуэт «ножа-мужчины», ширма, два набора столовых ножей (по ко-личеству детей), кусочки хлеба, масленка с маслом, пирожковая тарелка, чай.

Ход занятия

Воспитатель незаметно для детей до занятия кладет красивый сверток в игро-вой уголок. В свертке находится силуэт большого стилизованного ножа (с «глаза-ми», «руками», «в галстуке»).

В начале занятия воспитатель создает ситуацию, в которой дети сами находят пакет. Обыгрывает ее: «Интересно, что в этом пакете? Как вы думаете? (Высказы-вания детей.) Давайте посмотрим!». По-является нож и «оживает» у них на глазах.

Нож. Здравствуйте! Я так хотел в гости!

Воспитатель. Вы знаете, кто это? Хоти-те познакомиться? Давайте присядем и по-слушаем этого господина. Узнаем, кто он и зачем пришел (дети вместе с воспитателем проходят к стульчикам и садятся).

Воспитатель ведет разговор с господином Но-жом (используется шир-ма настольного театра).

Нож. Я - столовый нож. Вы уже знакомы с моими сестрицами - Вилкой и Ложкой? (Да.) А для чего они вам нужны? (Ответы.) Правильно. Вилка и Ложка помогают вам есть. Я тоже буду вам помогать. Посмот-рите, похож я на сестренок? (Ответы детей. Взрослый обращает внимание на на-личие ручки - она необходи-ма, чтобы было удобнее держать нож в руке.) А еще у меня есть лезвие. С одной стороны оно острое. Лезвием можно резать мясо, отрезать хлеб, масло. Я помогаю людям с давних пор, хочу и с вами подружиться. Я привел к вам своих младших братишек - но-жей. Они будут вам помогать, постарайтесь с ними подружиться (отдает воспитателю красивую коробочку с двумя наборами ножей - для рассматривания и для работы). Нож уходит.

Воспитатель (до-став из коробочки но-жи и раздав их де-тям). Потрогайте но-жи, каждый - свой. Какой он? Легкий или тяжелый? теп-лый или холодный? из чего сделан? По-смотрите, у ножа есть ручка (дети показы-вают) и острое лез-вие. С ножом надо об-ращаться осторожно. Хотите сами сделать бутерброды? Прохо-дите за стол.

После того как дети рассядутся, взрослый каждому ребенку дает чистый нож. Показы-вает, что кусочек хле-ба нужно взять в ле-вую руку, одним краем положить на пирож-ковую тарелку; правой рукой взять нож и раз-мазать масло по хлебу (кусочек масла на хлеб взрослый кладет сам). Дети делают бутерб-роды. Воспитатель оказывает помощь и под-держку всем, кто в этом нуждается. По окон-чании занятия устраивается чаепитие с бу-тербродами.

ЗАНЯТИЕ 6. ГОТОВИМ САМИ

Цель: воспитать интерес и желание готовить простые блюда; учить аккуратно пользоваться инвентарем, убирать рабочее место; попол-нять словарь.

Новые слова: разделочная доска, терки, мерный стакан, яйцерез-ка и др.

Ход занятия

Часть 1. Рассматривание кухонного инвентаря в уголке «Хозя-юшка » (см. На заметку взрослым).

Воспитатель . Для чего нужны эти предметы? (Помогают приго-товить салат, бутерброд и другие блюда.)

— Что нужно сделать перед такой работой? (Вымытьруки, надеть передник, протереть стол, подготовить необходимые продукты, кухон-ные приборы.)

— Как закончить такую работу? (Все убрать, вымыть, проте-реть стол.)

— Запомните правила:

1) до начала работы: вымыть руки; всегда надевать фартук;

2) во время работы: осторожно пользоваться ножом, теркой;

3) после работы: оставить место работы чистым, опрятным.

Часть 2. Практическая деятельность: готовим украшения для са-латов (см. На заметку взрослым). Например: палитра маленького кулинара.

Учимся резать сваренные яйца, морковь, огурцы и др. на кружоч-ки, половинки, кубики, полоски.

Задание: придумайте украшение для бутербродов, салатов: цветоч-ки, солнышко, узоры и т. д.

Воспитатель. Кто сумеет сделать рыбку или кораблик?

Часть 3. Уборка рабочего места.

Дети моют мисочки, ножи, ложки, протирают столы, прополаски-вают тряпочки.

На заметку взрослым

1. Что нужно иметь в уголке «Хозяюшка»: разделочные доски; скал-ки; ножи с закругленным концом (на острие ножа после работы наде-вайте пробку), миски разного размера, мерные стаканы, кувшинчики, весы, венчики, сито, дуршлаг, пластмассовые формочки, деревянные ложки разной длины, пластмассовые терки, яйцерезки; прихватки, рукавички, маленькие полотенца.

Чтобы работа в уголке «Хозяюшка» проходила без осложнений, тщательно готовьтесь к ней:

— приучайте детей перед работой надевать фартук, мыть руки;

— покажите детям, как надо вытирать столы перед работой;

— заранее приготовьте все необходимые предметы и продукты;

— приучайте детей все убирать после работы, протирать столы;

— знакомьте детей с названиями кухонных приборов.

2 . Украшения для салатов:

«Бабочка»

Продукты: половинка яйца (туловище), ломтики вареной или копченой колбасы или сыра (крылышки), веточки укропа или пет-рушки (усики), зеленый горошек или горошины сладкого перца (глазки), спинку и крылышки украшают яркие пятна томатной пас-ты или майонеза.

Посадите «бабочку» на бутерброд или вазу с салатом. Будет краси-во и очень аппетитно!

«Гномик»

Продукты: яйцо (туловище), половинка помидора (шапочка), то-матная паста (рот, нос), горошины перца (глаза), густой майонез (борода).

Приятного аппетита!

ЗАНЯТИЕ 7. БУТЕРБРОДНАЯ ФАНТАЗИЯ

Цель: учить детей готовить бутерброды, пользоваться ножом, ре-зать вареную морковь кубиками; развивать воображение, фантазию; пополнять словарь.

Новые слова: маслины, горошек, петрушка, колечки, кусочки.

Ход занятия

Часть 1. Что такое бутерброд?

В почте волшебника Этикета появилось предложение для ребят: научиться готовить бутерброды. Этикет спрашивает у детей:

Знает маленький народ Что такое бутерброд? Если знаешь — отвечай, Угощенье получай! Воспитатель выслушивает высказывания детей, угощает малень-кими бутербродами-канапе.

Воепитатель. Что такое бутерброд? Это хлеб с маслом. Но люди-выдумщики стали делать бутерброды с колбасой, сыром, рыбой, ово-щами, украшать зеленью, лимоном. Если еда красиво оформлена и по-дана на стол, если от одного ее вида «текут слюнки» — она кажется очень вкусной. Особенно аппетитными выглядят на столе бутербро-ды. Хотите удивить всех, особенно маму и бабушку? Научитесь гото-вить бутерброды. Спешите в уголок «Хозяюшка», будем фантазиро-вать и готовить самые необычные, сказочные бутерброды для выставки «Бутербродная фантазия».

Часть 2. Рассматривание подарков Этикета, заучивание стихов о бутербродах.

На красивом подносе лежат разные бутерброды (см. На заметку взрослым).

Воспитатель. Эти подарки прислал нам волшебник Этикет. По-слушайте стихотворения о них.

Пират . Вот пират в бандане красной,

Он не страшный, не опасный.

Это просто бутерброд,

Просится к нам прямо в рот!

Клоун Это клоун, милый очень,

Он хохочет и хохочет.

Очень жаль тебя съедать,

Будем вместе хохотать!

Бабочка . Бабочка-красавица

Всем ребятам нравится.

Крылья расписные,

Вкусные такие.

Елочка Елка, елочка! Смотрите,

Вы ее не проглотите.

В бутерброде этом есть

Все, что с пользой можно съесть!

Осьминожка Осьминожки, осьминожки,

Покажите ваши ножки.

Завели веселый пляс,

Потанцуем все сейчас.

Часть 3. Практическая деятельность .

Делаем бутерброды (по выбору воспитателя). Например, «Елоч-ка», «Мимоза».

На заметку взрослым

1. Бутерброды.

«Пират» (см. Прил.)

Продукты: картофель (туловище), полпомидора (бандана), зеле-ный горошек (глаз), перья зеленого лука (повязка на второй глаз), лис-тья петрушки (волосы), кусочки стебля петрушки и колечки маслин (серьги), морковь (нос), на блюде — зеленый салат.

«Клоун» (см. Прил.)

Продукты: картофель (туловище), перец колечками (шапочка), на-резанная соломкой морковь (волосы, рот до ушей), горошек (глаза, нос), морковь кружочками (щеки), кружочки огурца с вырезанными зубчи-ками (воротник, на который ставят голову клоуна).

«Бабочка» (см. Прил.)

Продукты: листья салата (крылышки), морковь (туловище), яйцо крутое, разрезанное пополам (для украшения больших крыльев), огу-рец (кружочки для маленьких крыльев), маслины (головка), петрушка (усики).

«Елочка» (см. Прил.)

Продукты: прямоугольные кусочки хлеба (разложены на блюде елочкой), листья петрушки (на каждый кусочек хлеба), морковь (вер-хушка, подставка), зеленый горошек, кукуруза (игрушки).

«Осьминожка»

Продукты: хлеб, сосиски, надрезанные с одной стороны, поджа-ренные на масле (туловище, ножки), кружочки морковки (глаза), кото-рые крепятся стебельками петрушки.

ЗАНЯТИЕ 8. УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ САЛАТЫ

Цель: вызвать интерес и желание готовить новое блюдо — салат; учить правильно пользоваться ножом, теркой; расширять словарь.

Новые слова: соковыжималка, измельченные орехи, мелкая, круп-ная терка.

· См. Катляр 3. Н. Мой теплый дом: В 2-х ч. Ч. 2. Мозырь, 2002.

Ход занятия

Часть 1. Рассмотреть продукты для салата «Зайки на лужайке» (морковь, яблоки, орехи, лимонный сок, сахар).

Крупное, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки.

(Яблоко.)

Красный нос в землю врос. А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос!

(Морковь.)

Часть 2. Практическая деятельность.

Совместно с воспитателем дети делают салат «Зайки на лужайке» (см. На заметку взрослым).

Часть 3. Уборка рабочего места. Угощение: ой, как вкусно!

На заметку взрослым

Салат «Зайки на лужайке» Натереть морковь на мелкой терке, добавить сахар. Натереть ябло-ки на крупной терке, смешать с морковкой. Добавить измельченные орехи. Заправить лимонным соком.

Конспект занятия по Коммуникации и Художественному творчеству в старшей группе по теме: «Учимся быть вежливыми».

Программное содержание :

Расширять словарный запас вежливых слов ;

Упражнять в употреблении вежливых слов , в умении правильно поступать в разных ситуациях;

Учить детей быть вежливыми со взрослыми и сверстниками;

Познакомить детей со стихотворениями про вежливые слова;

Учить дополнять портрет необходимыми деталями путем рисования карандашами.

Материал : иллюстрации к сказке «Золотой ключик» , схематические изображения настроений, нарисованные контуры лиц, цветные карандаши.

Предварительная работа : беседа про правила поведения в детском саду, упражнять в образовании ласковых имён детей, чтение сказок про вежливость и доброту .

Ход НОД:

1. (Воспитатель входит в группу с куклой Мальвиной).

Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Да, я – Мальвина. А вы не видели Пьеро и Буратино? Они опять опоздали на урок. А давайте, сегодня я буду учить вас!

Ребята, а вы знаете, что надо сделать, когда заходишь в какую-нибудь комнату? (Правильно, поздороваться) . А если к вам пришли гости, что надо сделать? (поздороваться) Давайте и мы с вами поздороваемся с нашими гостями!

А как люди еще здороваются? (пожимают руки, отдают честь, трутся носами, спинами, обнимаются, машут рукой)

А теперь можете сесть на свои стульчики (стулья стоят полукругом на ковре) .

Послушайте, дети, стихотворение . А потом ответите мне на вопросы.

Слово это словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его «Пожалуйста» .

Во дворе, в семье, в саду

Слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу,

Все на свете сбудется.

Какое вежливое слово вы услышали в этом стихотворении ? (Пожалуйста)

Когда надо говорить это слово? (Ответы детей)

Какие вежливые слова вы еще знаете ?

А почему эти вежливые слова называют волшебными?

Послушайте еще одно стихотворение :

Спасибо маме за заботу

И папе за его работу,

Сестре и брату за компанию

И бабушке за понимание.

Спасибо всем учителям,

И воспитателям и няням,

Спасибо, что гордятся нами

И добрым учат нас делам.

Какое вежливое слово вы услышали в этом стихотворении ?

Кому и за что говорят дети «спасибо» ?

2. - А сейчас помогите мне закончить предложения - подобрать вежливые слова .

Д/И «Доскажи словечко» :

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

Зазеленеет старый пень , когда услышит… (добрый день)

Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим мы… (простите, пожалуйста)

3. (Воспитатель выставляет картинку из сказки «Золотой ключик» .

А сейчас я расскажу вам одну историю, которая произошла не так давно :

Как то в один солнечный день я пригласила к себе в гости Буратино и Пьеро.

Пришли они вместе.

Когда они зашли в комнату, Пьеро сказал : «Здравствуй, Мальвина!» А Буратино сказал : «Ну давайте же быстрее пить чай, я очень проголодался!» и плюхнулся на стул.

Я пригласила мальчиков к столу : «Проходите, пожалуйста, присаживайтесь к столу» . Пьеро сказал «Спасибо» и сел, а Буратино схватил пирожное и стал жевать и что-то говорить.

Я сказала «Угощайтесь, пожалуйста» и Пьеро сказал : «Мальвина, подай мне, пожалуйста, вон ту конфету» . Я подала и сказала «Пожалуйста!» , Пьеро ответил «Спасибо» , а Буратино залез на стол и сказал : «Я тоже хочу конфетку» и взял всю вазочку.

Когда мы попили чай, Пьеро сказал : «Спасибо тебе, Мальвина за угощение» , а Буратино с полным ртом сказал : «Вот это я наелся! Можно идти домой!» и встал из-за стола и молча пошел к двери.

Пьеро тоже встал, еще раз поблагодарил меня за приглашение и сказал : «До свидания, Мальвина. Прости за Буратино» .

Кто вам понравился? Почему?

А почему вам не понравился Буратино?

Но вы, ребята, не расстраивайтесь, я научу Буратино вежливым манерам .

4. Физкультминутка. (Под музыку Буратино)

А теперь пора немного размяться.

Буратино потянулся

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Дети имитируют стихотворение , выполняя движения. Руки вверх, вдох - потянулись; наклон - раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)

5 А теперь помогите мне закончить предложения :

1. Когда заходишь в группу , надо…

2. Если встретил знакомого человека, надо…

3. Если вам надо что-то попросить, не забудьте….

4. Если вам надо к кому-то обратиться, сначала …

5. Если вы кого-то задели нечаянно, вы должны…

6. Если вам что-то дали, надо…

7. Если вам нужна помощь, как надо попросить?

8. Когда вы уходите, надо…

6. - Вам приятно, когда с вами говорят вежливо ? А вы всегда говорите вежливые слова ?

Какое у вас настроение становится?

Посмотрите на эти лица. (Воспитатель показывает схемы лиц с разными настроениями) . Они показывают разные настроения. Угадайте, где какое настроение. Какое лицо вам больше всего понравилось? (веселое, улыбающееся, радостное)

7.Рисование.

У меня для вас еще одно задание : давайте вы нарисуете портрет Буратино, чтобы его порадовать. Я уже кое-что нарисовала, вам только надо его дорисовать. Чего здесь не хватает? (бровей и рта) . Вы должны подумать и нарисовать Буратино то настроение, которое вам захочется. Если задумчивое – вот так. Если сердитое…. Если радостное –то…. Подумали? Теперь начинайте рисовать. И не забудьте разукрасить колпачок.

(Дети занимают место за столами и начинают рисовать.)

Молодцы, быстро справились!

А теперь поднимите свои портреты те, кто нарисовал Буратино радостное настроение, а кто грустное. Буратино все-равно понравятся все портреты. Спасибо, ребята.

Я очень рада, что у большинства детей радостное настроение. Значит мы провели это время не зря.

8. - А напоследок я хочу напомнить вам правила вежливости :

Никогда не забывайте говорить вежливые слова .

Каждый день, когда здороваетесь, улыбнитесь своему собеседнику, чтобы у всех было хорошее настроение!

И еще одно стихотворение на прощанье :

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри :

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

Я надеюсь, что вы будете всегда добрыми и вежливыми и у вас будет много друзей.

А я с вами прощаюсь. И иду искать Буратино, чтобы продолжить учит его вежливым манерам .

Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Этикет»

Тема недели «Этикет»

Занятие 67. Городецкий узор

(Рисование гуашью)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с традиционным русским промыслом города Городца, с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву, спецификой создания декоративных листьев и цветов. Закреплять умение рисовать кончиком кисти и пользоваться палитрой. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.

Демонстрационный материал. Изделия городецких мастеров: подносы, тарелки, солонки, ковши, игрушки, разделочные доски и т. д., образцы элементов городецкой росписи.

Раздаточный материал. Тонированные под светлое дерево полоски бумаги, желтые бумажные круги, гуашь, тонкие кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Расскажите детям, что на реке Волге расположен город Городец. Это очень красивый город. Дома в нем похожи на сказочные терема, украшенные росписью и резьбой. Раньше в Городце делали много деревянных изделий – сани, качалки, прялки, мебель, пряничные доски. Мастера использовали для их росписи красные, синие, желтые, зеленые и другие цвета, а также их оттенки: голубой, розовый, оранжевый и фиолетовый. Декоративные сеточки, завитки, точки и усики украшали сказочные цветы.

Рассмотрите с детьми образцы элементов городецкой росписи и предложите украсить узорами из бутонов, ромашек и листьев подносы – круги, вырезанные из желтой бумаги или картона.

Вспомните, как получить голубой цвет (смешать синий и белый). Вместе с детьми потренируйтесь рисовать бутон: нарисуйте сбоку вырезанной прямоугольной полосы голубой круг. Пока краска просыхает, вокруг можно расположить зеленые листья. Затем вверху круга надо нарисовать синюю горошину, а внизу – синюю окантовку. Внутри круга можно нарисовать белые точки или штрихи.

Покажите детям образец розового бутона. Вспомните, как получить розовый цвет (смешать красную и белую гуашь), предложите самостоятельно с правой стороны шаблона нарисовать розовый бутон с белыми деталями.

В центре прямоугольного шаблона попросите изобразить ромашку. Надо нарисовать розовый круг, внутри красной краской нарисовать маленькую круглую сердцевину, вокруг которой методом примакивания нанести лепестки. Оставшееся место можно заполнить другими цветами и листьями.

Занятие 68. Викторина по жанрам живописи

Программное содержание. Обобщить и расширить знания детей о жанрах живописи: пейзаже, натюрморте и портрете. Продолжать учить различать картины по жанру. Воспитывать интерес и любовь к произведениям художников. Формировать умение работать в коллективе.

Демонстрационный материал. К первому конкурсу: 6 репродукций картин, на которых изображен натюрморт, портрет, пейзаж (летний, осенний, зимний, весенний).

Ко второму конкурсу: предметные картинки, на которых изображены элементы, характерные для разных жанров (яблоко, дерево, нос, море, ель, тарелка, радуга, глаз, лицо сказочного героя, дорога в поле, цветы в вазе и т. д.).

К третьему конкурсу: силуэты разных предметов и персонажей (ваза, груша, морковь; профили Бабы-Яги, Буратино, Чиполлино; цветок, береза, елка).

К четвертому конкурсу: 3 карточки с недорисованными предметами (ромашка, у которой не хватает лепестков; голова человека без уха или глаза; бабочка без одного крылышка).

Раздаточный материал. Цветные фломастеры или карандаши.

Ход занятия

Дети делятся на три команды. Придумывают название своей команде, связанное с рисованием (например, команда художников, кисточек, красок и т. д.).

Первый конкурс.

Выставьте перед детьми шесть картин с разными жанрами живописи. Прочитайте стихотворение А. Кушнера о каждом жанре:

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

Затем первой команде предлагается найти натюрморт и объяснить, почему они так решили. Второй команде – выделить портрет и тоже доказать свой выбор. Третьей команде – указать на зимний пейзаж. Затем команды по очереди находят оставшиеся пейзажи по временам года.

Второй конкурс.

Раздайте каждой команде группу карточек с изображением элементов, присущих разным жанрам. Детям нужно разложить эти карточки на три группы, в зависимости от жанра.

Третий конкурс.

Детям каждой команды по очереди показывается карточка с нарисованным на ней силуэтом предмета или сказочным героем, дети должны догадаться, кто это или что это.

Четвертый конкурс.

Раздайте каждой группе карточку с недорисованным предметом и фломастеры и предложите подумать и дополнить рисунок недостающим элементом.

В викторине выигрывает команда, которая дала больше всего правильных ответов.

Из книги Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Строительство дома(Лепка из пластилина)Программное содержание. Формировать у детей умение лепить дом из скатанных столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой. Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать

Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 41–42. Домики трех поросят (часть 1–2)(Рисование пастельными мелками, сангиной, углем, восковыми мелками)Программное содержание. Продолжать учить делать иллюстрации к сказкам. Развивать способность располагать предметы на листе бумаги. Учить

Из книги Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Ягоды» Занятие 4. Ветка вишни(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Учить детей рисовать и закрашивать цветными карандашами ветку с ягодами; располагать рисунок на всем листе. Учить понимать и анализировать содержание

Из книги Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «В лесу» Занятие 5. Гриб(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Учить детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композицию. Закреплять умение убирать излишки воды на кисточке тряпочкой. Продолжать

Из книги Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Осень» Занятие 8. Осенние листья(Отпечатки листьев. Гуашь)Программное содержание. Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья.Материал.

Из книги Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мебель» Занятие 11. Одеяло для Ванюшки(Рисование фломастерами)Программное содержание. Учить детей украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, чередуя их по цвету. Учить понимать и анализировать содержание потешки. Воспитывать доброжелательное

Из книги Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Транспорт» Занятие 13. Кораблик(Рисование восковыми мелками и кистью. Акварель)Программное содержание. Учить детей рисовать по представлению предметы, состоящие из двух частей, и закрашивать их восковыми мелками. Учить тонировать лист бумаги акварельными

Из книги автора

Тема недели «Зима» Занятие 14. Зимний пейзаж(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Начинать знакомить детей с пейзажем. Учить рисовать зимние деревья всей кистью и кончиком кисти. Учить рисовать контрастный зимний пейзаж, используя белую и черную гуашь.

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Дома для матрешек(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Учить детей рисовать маленькие и большие предметы, состоящие из квадрата и треугольника. Продолжать учить составлять сюжетную композицию. Воспитывать отзывчивое

Из книги автора

Тема недели «Профессии» Занятие 24. Петух и краски(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Расширять представления детей об изобразительных возможностях красок. Закреплять умение называть основные цвета, учить подбирать нужный цвет при создании определенного

Из книги автора

Тема недели «Моя семья» Занятие 25. Семья неваляшек(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Побудить детей к рассматриванию детей рассматривать неваляшек разного размера. Учить рисовать простым карандашом неваляшку с натуры определенного размера; передавать

Из книги автора

Тема недели «Праздник мам» Занятие 26. Веточка мимозы(Рисование кистью и пальцем. Гуашь)Программное содержание. Учить рисовать детей кисточкой веточку мимозы с натуры. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к близким людям.Материал. Живая ветка

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха(Лепка из пластилина)Программное содержание. Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образа с помощью пластилина. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации.Демонстрационный материал. Герои

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 41. Ледяная избушка(Рисование пастельными мелками)Программное содержание. Продолжать знакомить детей с холодными тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя холодную цветовую гамму. Знакомить с возможностями

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха (Цветная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета)Программное содержание. Воспитывать отзывчивость и доброту. Учить детей составлять целое из нескольких частей; наносить клей на деталь и наклеивать

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Забор возле дома(Рисование кистью. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать различные предметы, состоящие из сочетаний линий. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации в книге. Развивать речь, мышление.Демонстрационный

Конспект занятия в старшей группе: «Этикет и здоровая пища».

Автор работы: Науменко Светлана Васильевна, воспитатель МКДОУ ДС "Солнышко"с. Голубинка Бахчисарайского рн.Республика Крым
Описание материала: предлагаю вам конспект Познавательно – исследовательская деятельность для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Этикет и здоровая пища».Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на занятиях по валеологии. Это занятие направлено на закрепления знаний о полезных продуктах питания, навыках самообслуживания при сервировке стола и желание вести здоровый образ жизни.
Интеграция образовательных областей :Социально-коммуникативное развитие;Познавательное развитие;
Речевое развитие;Художественно-эстетическое развитие.
Цель: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи: Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание»Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. Закрепление навыков самообслуживания при сервировке стола. Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня наша беседа пойдет о вкусной и здоровой пище.
Скажите, человек может прожить без еды?
Дети: Нет
Воспитатель: Какое то время может, но совсем немножко. Чтобы человек хорошо рос, развивался, ему необходимо каждый день кушать – питаться.
А чем питается человек?
Дети: Мясо, рыба, молоко, овощи.
Воспитатель: А животные питаются?
Дети : Да
Воспитатель: Правильно, ребята! Питаются люди, животные, птицы, насекомые. Любому организму от самого маленького до взрослого – требуется питание. Как только питание перестает своевременно поступать на завтрак, обед и ужин, наш организм слабеет. Почему же так происходит? Да потому что в продуктах содержатся питательные вещества, которые помогают нашему организму расти и развиваться.
Ребята, а какие питательные вещества вы знаете?
Дети: Витамины.
Воспитатель: В продуктах содержится много разных витаминов. И у каждого витамина есть свое и имя и домик где они живут. И мы с вами сейчас вспомним где же, в каких продуктах живут витамины А, В, С.
Воспитатель вызывает по очереди трех детей, и они показывают на картинке витамины и называют продукты, в которых они имеются.

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть своя любимая еда. Назовите вашу любимую еду.
(Звучит музыка,в группу вбегает Незнайка)
Незнайка : Где еда,я очень люблю покушать, особенно мороженное, пироженное, конфетки.
Дети:
Воспитател ь: Ребята, как вы думаете, что будет, если мы будем, есть одни сладости торты, пирожное, мороженое.
Дети: Заболят зубы.
Незнайка : Ой, ну поболят и перестанут, а как вкусно.
Воспитатель: Незнайка, наши дети знают, что конфет много кушать нельзя,а вот овощи и фрукты очень полезны. Давай вместе с деть приготовим вкусный салат из капусты.
Физкультминутка: Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем, (сгибания и разгибания кистей рук)
Сок капустный пьем-пьем.
Воспитатель: Ребята, для того чтобы вы росли крепкими и здоровыми малышами, вам необходимо употреблять разнообразную пищу, а не только сладкое и вкусненькое. А чтобы ада была еще вкусней, нам надо красиво сервировать стол.
Незнайка: Севрировать….
Воспитатель : Не «севрировать»,а сервировать(накрывать на стол. А перед тем как дежурные начнут накрывать, давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать при сервировке стола?... А вы знаете, что такое «сервировка»?
Дети: - Нет!
Воспитатель: - «Сервировка» - это правила накрывание стола к приему пищи.
Кто у нас сегодня дежурный?
(Дежурные отвечают.)
Что в первую очередь должны сделать дежурные, перед тем как пойдут расставлять посуду?
Дети : - Одеть фартуки, косынки.
Воспитатель: - Правильно. Молодцы! Дежурные можете приступать к сервировке стола к обеду.
(Дежурные идут. Незнайка ходит и учится сервировать стол)
Воспитатель : - Что первым кладем на стол? (Салфетку.)
Воспитатель: - Правильно. А потом? (Расставляем приборы.)
Стук в двери:
В группу вбегает взволнованная, расстроенная Федора. Хватается за голову и кричит:
Горе, горе мне Федора!
Ой беда! Беда! Беда!
Все тарелки, вся посуда,
Разбежались кто куда!
Что же делать мне без ложек?
Как мне пить и как мне есть?
Помогите же ребята
От меня беду отвесть.
Воспитатель: - Что случилось? Почему от тебя убежала посуда?
Странно, вот от нас посуда никуда не убегает.
Федора (осматривает посуду)
- Да, у вас посуда красивая, чистая, целая.
А я свою посуду била, запылила, закоптила.
Мыть ее я не хотела
И нисколько не жалела.
Загляни ка ты в кадушку
И увидишь там лягушку
Загляни ка ты в ушат
Тараканы там кишат.
Воспитатель: - Ну, что. Ребята, поможем Федоре?
Дети: - Поможем.
Воспитатель: - Федора, для того, чтобы мы тебе смогли помочь, ты нам пообещай, что когда найдешь свою посуду, всю ее перемоешь и приведешь в порядок.
Федора. - Обещаю, обещаю. Чтобы вернуть мою посуду надо сыграть в игру.
Д\И«Тетушка кастрюля» (играют дети и Незнайка)
Федора: - Какие вы молодцы! Вкусный суп сварили.
Уж не буду, уж не буду я посуду обижать
Буду, буду, я посуду и любить и уважать.
Приглашаю Вас к себе в гости. Будем пить чай с пирогами и конфетами..
Дети садятся вокруг самовара с печеньям и конфетами и подводим итог занятия за чаепитием.

Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. « Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», - так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо.

Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Родничок»

Конспект НОД

на тему: «Столовый этикет»

Старшая группа «Жемчужинка»

Гнутова Л.В

г.Морозовск

2018г.

ХОД НОД

Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета.

Задачи:

  • Образовательная : формировать у детей навыки правильного поведения за столом.
  • Развивающая: активизировать словарный запас детей, развивать умение сервировать стол.
  • Воспитательная : воспитывать чувство коллективизма и желание в оказании помощи.

Оборудование: скатерти, салфетки, посуда для сервировки стола, картинки с памятками о правилах поведения в столовой.

Предшествующая работа:

  • Беседа на тему «Как сидеть за столом»;
  • Дидактическая игра «Как пользоваться столовыми приборами»
  • Сюжетно-ролевая игра «Как общаться за столом»
  • Разыгрывание проблемных ситуаций
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Помощники»
  • Физминутка «Посуда»
  • Чтение произведения А.Толстого «Золотой ключик или Буратино»
  1. Организационный момент

Дети я вам предлагаю поиграть с пальчиками

1,2,3,4- удар кулачками друг о друга

1,2,3,4- хлопок в ладоши

Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибаем пальчик по одному)

И большую поварёшку

Мы посуду перемыли (скользит ладошка по кругу)

Только чашку мы разбили (загибаем пальцы по одному)

Ковшик тоже развалился

Нос у чайника отбился

Ложку чуть мы не сломали

Так мы маме помогали (удар кулачками и хлопками)

  1. Беседа

Как вы уже догадались, мы с вами сегодня поговорим о правилах поведения за столом, о том как правильно и красиво нужно сервировать стол. На все вопросы даст ответ «Наш столовый этикет».

Запомните, пожалуйста, что самое главное правило это:

Перед едой, ты руки старательно с мылом помой,

От воды и мыла у микробов тают силы.

Звучит музыка входят Мальвина и Буратино

Мальвина: Какой же ты не воспитанный и не культурный, Буратино

Буратино: Мальвина я не понимаю за что ты меня ругаешь?

Воспитатель: Что случилось Мальвина?

М: Буратино совсем не умеет правильно вести себя за столом.

Б: Да я все правильно делаю, зря ты меня ругаешь. (садиться за стол)

(Буратино вилкой ест компот, пальцем ест кашу, вытирает руками рот, упирается локтями в стол, качается на стуле, разбрасывает салфетки.)

Б: Ай, и так сойдет

В: Да, Мальвина, ты была права. Буратино не знает о правилах поведения за столом.

М: Вот о чём я вам и говорю.

Ребята! Буратино сидит совсем расстроенный. Давайте ему расскажем, ка нужно правильно вести себя за столом.

Дети: Не упирайся в стол локтями

И спину ты ровней держи,

Еду не надо брать руками

– Есть ложки, вилки и ножи

Старайся посуду свою не разбить

А то что в стакане – на стол не пролить

Есть внимательно, опрятно

Не спеша и аккуратно

Есть спокойно всегда не крутясь

Еду жуй очень тщательно

И не забудь сказать потом

«СПАСИБО» обязательно.

Б: Спасибо, вы какие молодцы, сколько знаете правил поведения за столом. Я тоже буду соблюдать их.

Ребята, я за завтраком разбил тарелку, помогите мне пожалуйста ее собрать.

Воспитатель: Буратино во время завтрака крутился, вертелся и разбил тарелку, попробуем с вами вместе собрать её.

Физминутка

А теперь мы превратимся в посуду, я буду показывать, а вы повторять.

Вот большой стеклянный чайник, (надули живот, руки на пояс поставили)

Очень важный ка начальник (другую руку изогнули – «носик»)

Вот фарфоровые чашки (присели, одну руку на пояс поставили)

Очень хрупкие бедняжки (встали)

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя в воздухе круг)

Только стукни разобьются (хлопок )

Вот серебряные ложки (потянулись, руки сомкнули над головой)

Голова на тонкой ножке

Вот пластмассовый поднос (руки в сторону развели)

Он посуду нам принес (опустили руки вниз)

В: Ребята, а что вы знаете о сервировке стола?

Накрываем стол скатертью

Расставляем тарелки

Раскладываем столовые приборы

Раскладываем, ставим салфетки.

В: А сейчас я предлагаю немного поиграть. Необходимо разделиться на две команды, Каждый стол нужно оформить по правилам сервировки. А помогать вам будут Буратино и Мальвина. Разделимся на две команды Мальчики с Мальвиной, а девочки с Буратино.

(На двух столах посуда, скатерти, салфетки, дети работают под музыку)

Стихотворение воспитателя:

Все сумели, все успели

Аккуратно сделать

Прежде чем на стол поставить

Чашки и тарелки,

Не забыли постелить, чистые салфетки.

Чашки, ложки лежат в ряд

Стол накрыт для всех ребят.

В: Какие красивые столы у нас получились. Постарайтесь и сами выглядеть хорошо, за этими столами.

Как вы поступите если вам понравилось какое-то блюдо, но оно стоит далеко

Д: (попросить соседа подать его)

Чем нужно брать пищу из блюда?

Д: (столовыми приборами)

Что делать, если вам предложили попробовать незнакомый салат или кушанье?

Д: (есть его, чтобы не обидеть хозяина дома)

В: -Как вы думаете, без какого главного продукта не обходится накрытый стол? (без хлеба)

А знаете ли вы пословицы о хлебе? (хлеб всему голова)(много снега, много хлеба)

А в каких продуктах больше всего витамин? (овощи, фрукты)

Правильно, овощи и фрукты витаминные продукты. Овощи-это родник здоровья. (лук от семи недуг)(капуста королева овощей).

- Я вам предлагаю поиграть в игру «Чем что есть?»

Б: Какие культурные и воспитанные дети. Много они знают правил поведения за столом. А знаешь Мальвина, я тоже многому научился у ребят.

М: Я очень рада за тебя Буратино,но нам пора прощаться с ребятами.

В: Буратино! А на прощанье дети подарят тебе картинки с памятками о правилах поведения в столовой.

(Дети дарят карточки)

  • Перед едой,мой руки с мылом
  • Кушай не быстро, хорошо пережевывай пищу
  • Не ставь локти на стол
  • Используй салфетку
  • Поблагодари

Буратино и Мальвина: Спасибо ребята.

Б: Девочки и мальчики!

Картинки ваши мне помогут

Правила не забывать,

Постоянно за обедом

Я их буду вспоминать

В: Я рада за вас, что вы знаете правила поведения за столом и смогли научить Буратино этим правилам.

В: Согласно этикету

Нашли мы все ответы

На множество вопросов

Загадок и проблем

И как вести мы знаем

И в грязь мы не ударим,

Все правила запомним

Еще расскажем всем

Давайте еще раз вспомним правила поведения за столом:

Сидеть прямо;

Не класть локти на стол;

Жевать закрытым ртом;

Не чавкать;

Правильно пользоваться салфеткой;

После обеда сказать спасибо.

Какие слова благодарности вы знаете?

Благодарю;

Спасибо, все было вкусно.

Давайте попрощаемся со всеми, До свидания!

Предварительный просмотр:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.