Кабинет «Русская изба». Помощь в создании развивающего пространства


К.Ушинский писал: « Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.

Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны .
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза:
«Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ.
«Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит
природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно
поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для
становления личности ребенка , для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является
приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма –
отношение к трудящемуся человеку . Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз.
Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств

и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании,
потребности трудиться , на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

    Тема: «Есть такая профессия - Родину защищать».

    Цель: способствовать принятию старшими подростками нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность).

    Предварительная подготовка: оформление зала, подборка стихов и музыки, приглашение гостей - участников боевых действий в Великой Отечественной войне, Афганистане, Чечне, цветы для ветеранов.

    Участники: учащиеся 9-11 классов, ветераны войны, войны в Афганистане, военных действий в Чечне.

    Место проведения: школьный музей.

    Сценарий мероприятия.

    Учитель.

    У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших страну в разные эпохи, в том числе и жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Да, у времени своя память, но мы не вправе забывать ужасы всех войн, чтобы они не повторились вновь. Мы не вправе забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы жили сегодня.

    Умирают солдаты дважды:

    От штыка или пули вражьей.

    От забывчивости живущих.

    На экране: Страница I. «Кто с мячом на землю Русскую придет, от меча и

    погибнет».

    1 ученик.

    Как говорит летописец, «плачь велик» стоял на Руси, когда в ее пределы вторглись кочевники: половцы, хазары, печенеги. Много врагов было у Киевской Руси. Но грозно звучало имя молодого князя - Святослава Игоревича. Почти всю жизнь он провел в походах: ходил на Оку, в Поволжье, на Кавказ, разгромил хазарский каганат. В союзе с венграми и болгарами вступил в военную кампанию против Византии. Святослав казался живым воплощением могучей силы руссов. Из глубины веков донеслись до нас слова князя, которыми он предупреждал своих противников: «Иду на Вы!» в этих словах звучит не только уверенный вызов, но и тонкий расчет стратега. Недолго прожил князь - ратоборец, но 6 победоносных походов совершил.

    2 ученик.

    В то время как орды монголо - татар терзали Русь на востоке, с северо - запада ей угрожали рыцари - крестоносцы. И кто знает, как сложилась бы судьба нашей земли, если бы не один из тех, чьи имена навечно вписаны в ее героическую летопись. Борьбу за освобождение северо - западных земель от немецких и шведских рыцарей начал молодой Новгородский князь Александр Ярославич. Несмотря на свою молодость Александр показал себя гибким и дальновидным политиком и талантливым стратегом. Его блестящие победы в 1240 году на Неве и в 1242 году на Чудском озере обезопасили западные рубежи Руси.

    3 ученик.

    Раздроблена была земля русская на мелкие княжества, враги жестоко терзали её. Но не спешили князья объединяться. Черной тучей пришло на Русь монголо - татарское иго. Больше двух столетий стонала наша земля… Освобождение Руси, начало её возрождения связано с именем великого князя московского Дмитрия Ивановича. Дмитрий - великий князь московский и владимирский, возглавив вооруженную борьбу русского народа против ордынцев, одержал победу в битве на реке Вожже в 1378 году, а затем и на поле Куликовом в 1380 году близ Дона. Тяжело далась эта победа, но она стала поворотным моментом в борьбе за независимость.

    4 ученик.

    Прошли столетия, объединилась Россия, укрепила свои границы на Балтике. Но не так успешно обстояли дела на Черном море: могущество Турции представляло большую опасность для молодой Российской империи. Именно в это время мир узнает великого полководца - А.В.Суворова. начиная службу унтер - офицером, дослужился до генералиссимуса. Главные военные уроки получил в Семилетней войне. Он создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны, а также на обучение и воспитание солдат. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Его задача - полный разгром неприятеля. Самая знаменитая его победа - взятие турецкой крепости Измаил в 1790 году. Турки гордо заявляли, что «скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вспять, чем сдастся Измаил!» 40 - тысячная армия в стенах крепости не боялась длительной осады. Суворов за 8 дней подготовил и осуществил штурм. За свою долгую жизнь Суворов прошел все ступени военной службы, он провел 60 крупных сражений и одержал 60 блестящих побед.

    5 ученик.

    Не прошло и века, а Россия вновь в опасности! У берегов Крыма стоят корабли Англии, Франции и Турции. Их главная цель: захватить Севастополь и уничтожить русский флот. Оказавшись перед лицом превосходящего противника, защитники города и не думали сдаваться. 349 дней продолжалась героическая оборона города. Командующим и душой обороны стал адмирал Павел Нахимов. В Крымской войне 1853 - 56гг. эскадра черноморского флота под командованием Нахимова разгромила главные силы турецкого флота в Синопской бухте.

    6 ученик.

    Навеки вошел в историю русского флота С.О.Макаров. Он впервые применил катера для минных атак боевых кораблей. Макаров руководил строительством ледокола «Ермак» и ходил в арктическое плавание, написал 50 научных работ. Последний этап жизни связан с русско - японской войной 1904 - 1905гг. Командуя Тихоокеанским флотом, Макаров разработал инструкции по управлению огнем по ходу корабля. С.О.Макаров погиб на броненосце «Петропавловск», который во время маневра подорвался на мине и затонул.

    На экране: II страница. «Тот самый длинный день в году,

    С его безветренной погодой

    Нам выдал общую беду:

    На всех, на все 4 года…

    (Песня «Священная война»).

    Учитель.

    Не прошло и полувека, а на границах вновь заполыхал пожар войны - Великой Отечественной войны.

    1 ученик.

    «Умрем, но из крепости не уйдем!» - нацарапал кто - то из защитников крепости штыком. Это была клятва, и герои её сдержали: почти месяц маленькая крепость не пропускала целую дивизию, поддерживаемую танками, артиллерией и авиацией.

    2 ученик.

    1941 год - время тяжелых испытаний. Враг подступил к Москве. Но захватить столицу не удалось. С 30 сентября 1941 года советские войска вели под Москвой оборонительную, а с 5 - 6 декабря наступательную операции.

    Под командованием генерал - майора Панфилова героически сражались воины 316 стрелковой дивизии. «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва». В тяжелых оборонительных боях дивизия отражала массированные атаки противника. Героизм защитников столицы не был напрасным. Разгром фашистских войск под Москвой стал первым крупным поражением Германии. Под Москвой был развеян миф о непобедимости гитлеровских войск.

    3 ученик.

    Летом 1942 года фашистская армия развернула наступление на южном крыле фронта. Под угрозой оказались нефтеносные районы Кавказа и плодородные земли Дона и Волги. До середины ноября 1942 года Советская Армия вела под Сталинградом оборонительные бои, в ходе которых был разработан план наступательной операции. 19 ноября в полном объеме, впервые за всю войну, осуществился массированный огонь, подавляющий оборону противника. Согласованные действия Юго - Западного, Донского и Сталинградского фронтов привели к тому, что группировка войск Паулюса была окружена и уничтожена. Это было начало коренного перелома в войне.

    4 ученик.

    Поражение под Сталинградом и на других фронтах подорвали военную мощь и боевой дух немецко - фашистских захватчиков. Летом 1943 года гитлеровское командование решило провести крупное наступление под Курском. Советские войска укрепили оборону, прежде всего противотанковую и противовоздушную, а 5 июля начали наступательную операцию.

    На батарее - ад кромешный.

    Земля взметнулась к небесам.

    И перебито, перемешано

    Железо с кровью пополам.

    Использованная литература:

    Видеоматериал:

    1. Александр Невский.
    2. Крымская война.
    3. От Кремля до рейхстага.
    4. 9-я рота.

    Музыка:

    1. Священная война.
    2. День Победы.
    3. Офицеры.

Просмотр содержимого документа
«"Растим патриотов России" »

Пояснительная записка

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. По В.И.Далю слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник и отчизник». В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам.

Разработка представлена в номинации: Методика организации и проведения «Уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Сценарий данного мероприятия рассчитан на учащихся 9-11 классов. Встреча предполагает не только непосредственно общение с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн, но и одной из задач имеет ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами.

Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность: способствует формированию патриотизма, личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятия авторитета армии. А кроме того развивает общий кругозор.

Патриотическое воспитание, на наш взгляд, должно осуществляться в процессе включения учащихся в активную деятельность и может быть реализовано с помощью многообразных форм и методов.

Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести некоторую предварительную работу:

    Наладить контакт с участниками локальных войн и ветеранами войны;

    Провести предварительную исследовательскую работу с учащимися по предложенной теме;

    Составить вопросы для гостей;

    Подобрать стихи, музыкальное сопровождение;

    Видеосопровождение;

    Мультимедийный проектор, экран;

    Подготовить зал в соответствии с тематикой и создание торжественно – официальной обстановки;

    Организовать по окончанию проведения мероприятия возложение цветов.

Изучение героического прошлого воспитывает у учащихся чувство патриотизма, гордости за свою страну и людей живущих рядом. Развивает интерес к искусству, истории, заставляет задуматься о своей жизни, о своем месте в обществе, о своем развитии как личности.

Тема: «Есть такая профессия – Родину защищать».

Цель: способствовать принятию старшими подростками нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность).

Задачи:

    сформировать представления о воинском долге и верности Отечеству, опыт нравственного поведения личности.

    эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.

Предварительная подготовка: оформление зала, подборка стихов и музыки, приглашение гостей – участников боевых действий в Великой Отечественной войне, Афганистане, Чечне, цветы для ветеранов.

Участники: учащиеся 9-11 классов, ветераны войны, войны в Афганистане, военных действий в Чечне.

Место проведения: школьный музей.

Сценарий мероприятия.

Учитель.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших страну в разные эпохи, в том числе и жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Да, у времени своя память, но мы не вправе забывать ужасы всех войн, чтобы они не повторились вновь. Мы не вправе забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы жили сегодня.

Умирают солдаты дважды:

От штыка или пули вражьей.

И спустя много лет, в грядущем

От забывчивости живущих.

О мужестве тех, кто защищал свою землю, кто не щадил себя ради Отечества, кто до конца оставался верен воинскому долгу пойдет речь сегодня.

(Звучит музыка. М.Глинка. «Славься» из оперы «Жизнь за царя»).

На экране: Страница I. «Кто с мячом на землю Русскую придет, от меча и

погибнет».

1 ученик.

Как говорит летописец, «плачь велик» стоял на Руси, когда в ее пределы вторглись кочевники: половцы, хазары, печенеги. Много врагов было у Киевской Руси. Но грозно звучало имя молодого князя – Святослава Игоревича. Почти всю жизнь он провел в походах: ходил на Оку, в Поволжье, на Кавказ, разгромил хазарский каганат. В союзе с венграми и болгарами вступил в военную кампанию против Византии. Святослав казался живым воплощением могучей силы руссов. Из глубины веков донеслись до нас слова князя, которыми он предупреждал своих противников: «Иду на Вы!» в этих словах звучит не только уверенный вызов, но и тонкий расчет стратега. Недолго прожил князь – ратоборец, но 6 победоносных походов совершил.

(Видеофрагмент «Александр Невский»).

2 ученик.

В то время как орды монголо – татар терзали Русь на востоке, с северо – запада ей угрожали рыцари – крестоносцы. И кто знает, как сложилась бы судьба нашей земли, если бы не один из тех, чьи имена навечно вписаны в ее героическую летопись. Борьбу за освобождение северо – западных земель от немецких и шведских рыцарей начал молодой Новгородский князь Александр Ярославич. Несмотря на свою молодость Александр показал себя гибким и дальновидным политиком и талантливым стратегом. Его блестящие победы в 1240 году на Неве и в 1242 году на Чудском озере обезопасили западные рубежи Руси.

3 ученик.

Раздроблена была земля русская на мелкие княжества, враги жестоко терзали её. Но не спешили князья объединяться. Черной тучей пришло на Русь монголо – татарское иго. Больше двух столетий стонала наша земля… Освобождение Руси, начало её возрождения связано с именем великого князя московского Дмитрия Ивановича. Дмитрий – великий князь московский и владимирский, возглавив вооруженную борьбу русского народа против ордынцев, одержал победу в битве на реке Вожже в 1378 году, а затем и на поле Куликовом в 1380 году близ Дона. Тяжело далась эта победа, но она стала поворотным моментом в борьбе за независимость.

4 ученик.

Прошли столетия, объединилась Россия, укрепила свои границы на Балтике. Но не так успешно обстояли дела на Черном море: могущество Турции представляло большую опасность для молодой Российской империи. Именно в это время мир узнает великого полководца – А.В.Суворова. начиная службу унтер – офицером, дослужился до генералиссимуса. Главные военные уроки получил в Семилетней войне. Он создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны, а также на обучение и воспитание солдат. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Его задача – полный разгром неприятеля. Самая знаменитая его победа – взятие турецкой крепости Измаил в 1790 году. Турки гордо заявляли, что «скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вспять, чем сдастся Измаил!» 40 – тысячная армия в стенах крепости не боялась длительной осады. Суворов за 8 дней подготовил и осуществил штурм. За свою долгую жизнь Суворов прошел все ступени военной службы, он провел 60 крупных сражений и одержал 60 блестящих побед.

(Видеофрагмент «Крымская война»).

5 ученик.

Не прошло и века, а Россия вновь в опасности! У берегов Крыма стоят корабли Англии, Франции и Турции. Их главная цель: захватить Севастополь и уничтожить русский флот. Оказавшись перед лицом превосходящего противника, защитники города и не думали сдаваться. 349 дней продолжалась героическая оборона города. Командующим и душой обороны стал адмирал Павел Нахимов. В Крымской войне 1853 – 56гг. эскадра черноморского флота под командованием Нахимова разгромила главные силы турецкого флота в Синопской бухте.

Гибель Нахимова на Малаховом кургане при обороне Севастополя болью отозвалась в сердцах всех защитников города.

6 ученик.

Навеки вошел в историю русского флота С.О.Макаров. Он впервые применил катера для минных атак боевых кораблей. Макаров руководил строительством ледокола «Ермак» и ходил в арктическое плавание, написал 50 научных работ. Последний этап жизни связан с русско – японской войной 1904 – 1905гг. Командуя Тихоокеанским флотом, Макаров разработал инструкции по управлению огнем по ходу корабля. С.О.Макаров погиб на броненосце «Петропавловск», который во время маневра подорвался на мине и затонул.

На экране: II страница. «Тот самый длинный день в году,

С его безветренной погодой

Нам выдал общую беду:

На всех, на все 4 года…

(Песня «Священная война»).

Учитель.

Не прошло и полувека, а на границах вновь заполыхал пожар войны – Великой Отечественной войны.

1 ученик.

Много суровых испытаний выпало на долю нашего народа. Не умирает память о страшной войне, которая началась 22 июня 1941 года, когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Первый удар на рассвете приняла на себя Брестская крепость. Не имея связи с командованием, гарнизон крепости создал штаб обороны.

(слайд: надписи на стене Брестской крепости:»Умрем, но из крепости не уйдем!»)

«Умрем, но из крепости не уйдем!» - нацарапал кто – то из защитников крепости штыком. Это была клятва, и герои её сдержали: почти месяц маленькая крепость не пропускала целую дивизию, поддерживаемую танками, артиллерией и авиацией.

(Видеофрагмент «От Кремля до Рейхстага»).

2 ученик.

1941 год – время тяжелых испытаний. Враг подступил к Москве. Но захватить столицу не удалось. С 30 сентября 1941 года советские войска вели под Москвой оборонительную, а с 5 – 6 декабря наступательную операции.

Под командованием генерал – майора Панфилова героически сражались воины 316 стрелковой дивизии. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». В тяжелых оборонительных боях дивизия отражала массированные атаки противника. Героизм защитников столицы не был напрасным. Разгром фашистских войск под Москвой стал первым крупным поражением Германии. Под Москвой был развеян миф о непобедимости гитлеровских войск.

3 ученик.

Летом 1942 года фашистская армия развернула наступление на южном крыле фронта. Под угрозой оказались нефтеносные районы Кавказа и плодородные земли Дона и Волги. До середины ноября 1942 года Советская Армия вела под Сталинградом оборонительные бои, в ходе которых был разработан план наступательной операции. 19 ноября в полном объеме, впервые за всю войну, осуществился массированный огонь, подавляющий оборону противника. Согласованные действия Юго – Западного, Донского и Сталинградского фронтов привели к тому, что группировка войск Паулюса была окружена и уничтожена. Это было начало коренного перелома в войне.

(на сцену приглашаются ветераны Великой Отечественной войны. Выступление ветеранов, вопросы учащихся).

(Видеофрагмент «Операция «Цитадель»).

4 ученик.

Поражение под Сталинградом и на других фронтах подорвали военную мощь и боевой дух немецко – фашистских захватчиков. Летом 1943 года гитлеровское командование решило провести крупное наступление под Курском. Советские войска укрепили оборону, прежде всего противотанковую и противовоздушную, а 5 июля начали наступательную операцию.

Самым крупным танковым сражением стало сражение у деревни Прохоровка (12 июля 1943 года), 1200 танков устремились навстречу друг другу.

На батарее – ад кромешный.

Земля взметнулась к небесам.

И перебито, перемешано

Железо с кровью пополам.

План вермахта под названием «Цитадель» был сорван. Победой под Курском и выходом советских войск к Днепру завершился коренной перелом в войне.

(Видеофрагмент «От Кремля до рейхстага»).

5 ученик.

Во всех крупных сражениях Великой Отечественной принимал участие выдающийся стратег – маршал Г.К.Жуков. командовал советскими войсками на р. Халхин – Гол, участвовал в битве под Москвой, в прорыве блокады Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах, при освобождении Украины и Белоруссии, в Висло – Одеровской и Берлинской операциях. «Маршалом Победы» называют Г.Жукова. 8 мая 1945 года от имени и по поручению Верховного Главнокомандующего Г.Жуков подписал акт о капитуляции фашистской Германии, а 24 июня 1945 года маршал принимал парад Победы в Москве.

(Песня «День Победы»).

На экране : III страница. «Служу Отечеству!-

Не громкие слова.

Служить Отечеству –

Наш долг перед Россией!

Учитель.

Россия прошла трудный, славный путь. Не раз русскому народу приходилось вставать на защиту Родины. Но и в мирное время нашим солдатам приходится брать в руки оружие.

Все может родная земля: может накормить хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Честь и слава всем, кто выполнял свой долг по защите рубежей Отечества. Но как часто за последние десятилетия армию использовали для удовлетворения политических амбиций, и связанные присягой командиры и рядовые принимали смерть в самых дальних уголках планеты. Одним их таких событий стала война в Афганистане, которая длилась в 2 раза больше чем Великая Отечественная, но почему – то ее стараются не вспоминать. И нельзя не согласиться с мнением С.Алексеевич, автора повести «Цинковые мальчики», которая писала, что об этой войне мы знаем ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть, и не испугаться.

1 ученик.

Поговори со мной, трава,

Скажи мне, где берутся силы?

Меня ведь тоже так косили,

Что отлетела голова.

Казалось, нет нас – только пепел,

Но мы из этих страшных петель,

Как птица – феникс, поднялись.

2 ученик.

Мы шли пружинисто и дружно –

Две сотни ног в единый шаг

И слава русского оружья

Звенела в нервах и ушах.

Туда, где полковое знамя

Цепляло верхние слои,

Взмывали соколы орлами

И соловьями – воробьи.

Земля сама под шаг просилась –

Десантный шаг, и потому

От грома небо покосилось,

Берету вторя моему.

Из окон радостно сверкали

Сквозь вишен розовый туман…

И мы тогда еще не знали

Словца мудреного – «душман».

3 ученик.

За мужество и героизм, проявленные в период военных действий в Афганистане, 86 военнослужащих из состава Ограниченного контингента советских войск были удостоены звания Героя Советского Союза, из которых 28 человек, к сожалению, посмертно. Более 200 тыс. воинов – интернационалистов были награждены другими орденами и медалями СССР. Среди военнослужащих, награжденных правительственными наградами:

Нет оснований для утверждения, что советские войска потерпели поражение в Афганистане. По этому поводу генерал – полковник Б.Громов справедливо указывает на следующие неопровержимые факты: «Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили – в отличие от американцев во Вьетнаме – свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы – лишь то, что могли».

В целом все советские военнослужащие, а также обслуживающий их гражданский персонал в какую бы страну ни направляла их Родина, с честью и достоинством, очень часто в непривычных для себя физико – географических и природно – климатических условиях, с риском для жизни выполняли задания руководства страны и военного командования. Многие их них удостоились за это государственных наград.

(На сцену приглашаются ветераны войны в Афганистане. Выступления ветеранов, вопросы учащихся).

Учитель.

Все новые и новые горячие точки вспыхивают на карте нашей планеты и среди них Чечня.

(Фрагмент фильма «9-я рота»).

4 ученик.

На фоне бледно – розового цвета

Она уму и совести укор

Кто знал еще вчера названье это,

Что за чертою дальних, дальних гор?

В истории всегда свои загадки

С плеча судить мы вовсе не вольны

Кто виноват в кровавой этой схватке

Людей вчера еще одной большой страны.

5 ученик.

Судьбы, судьбы… Пограничник Евгений Родионов попал в плен в 1996 году. К блокпосту на Чечено – Ингушской границе подкатила машина с красным крестом. Он не смог стрелять по людям в белых халатах. «Враги» затолкали ребят в машину и увезли в Чечню. Так начался плен. Евгения казнили под Бамутом в самый день рождения. Ему было 19 лет.

Учитель.

Кто виноват? И что делать? Извечные вопросы… У каждого из нас есть свой долг, даже если мы очень редко над этим задумываемся: долг перед родителями, долг перед совестью, долг перед Родиной.

Война – явление жестокое. Но пока на Земле существует ненависть и злоба, будут продолжаться войны, которые наносят раны людям и уносят из жизни сыновей.

Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов – чувство великое и необходимое, чувство долга.

(Приглашаются участники войны в Чечне. Выступления, вопросы учащихся).

6 ученик.

Война, война…Кому – то очень больно,

А кто – то ищет новых благ и чин…

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Припомним и минуту помолчим.

(ведущие благодарят гостей и участников встречи, гостям вручаются цветы).

Вопросы, заданные учащимися:

    Сколько Вам было лет, когда Вы оказались на войне?

    Как к этому известию отнеслась Ваша семья?

    Был ли у Вас раньше опыт боевых действий?

    Как Вы думаете, сильно ли изменилось наше поколение, способно ли оно на подвиг?

    Что Вас потрясло на войне больше всего?

    Как долго Вы были там?

    Что Вам дала война?

    Какое задание было самым трудным?

    Были ли у Вас ранения?

    Что Вы чувствуете спустя долгое время?

    Какое было Ваше главное оружие?

    Какие – то забавные истории с Вами происходили?

Использованная литература:

    Алексеевич С. Цинковые мальчики.-М.: Просвещение, 1990.-125с.:ил.

    Афганистан болит в моей душе…: Воспоминания, дневники советских воинов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане/ Лит.запись П.Ткаченко. –М.: Мол.гвардия, 1990. – 254 с.:ил.

    Великая Отечественная в письмах /Сост. В.Г.Гришин.- 2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1983.-351с.: ил.

    Великая Отечественная война: 1941-1945: Энциклопедия для школьников.- М.: ОЛМА –ПРЕСС, 2000.-447с.: ил.

    Венок славы. Антология худож.пр-й о ВОВ в двенадцати томах. – т.1-12.-М.: Современник, 1987.

    Митяев А.В. Героические страницы истории Родины: IX-XVIII вв.: Кн.для чтения учащихся 5-8 кл.-М.: Просвещение, 1991.-303с.: ил.

    Павленко Н.И. и др. История СССР с древнейших времен до 1861 года: Учеб.для студентов пед.ин-тов./Н.И.павленко, В.Б.Кобрин, В.А.Федоров.-М.: Просвещение, 1989.-559с.

    Полководцы Великой Отечественной: Кн.для учащихся ст.классов /Сост. А.М.Кучеров.-М.:Просвещение, 1988.-224с.: ил.

    Родина: Журнал.-1999.-№2.-126с.

    Родина.-2000.-№1-2.-225с.

Видеоматериал:

    Александр Невский.

    Крымская война.

    Ожившая история. Видеохрестоматия по истории.

    От Кремля до рейхстага.

Музыка:

    М.Глинка. «Славься» из оперы «Жизнь за царя».

    Священная война.

    Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

    Просмотр содержимого документа
    «Проект Растим патриотов»

    РАСТИМ ПАТРИОТОВ

    Цель проекта:
    Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

    Задачи проекта:

    Разработать и апробировать модель поликультурного образовательного пространства дошкольного учреждения, как среды нравственного и духовно-патриотического воспитания; - формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления дошкольников с историей и духовно-нравственными ценностями родной страны; - создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения; - предложить модели организации специальных форм нравственно-патриотических видов деятельности и социокультурных ситуаций, как способа поддержания разноуровневого и разновозрастного общения; - укрепление и расширение сотрудничества между дошкольным образовательным учреждением и общественными организациями, организациями и институтами в сфере нравственно-патриотического воспитания; - сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе организации здоровьесберегающей среды.

    Описание проекта:

    Тип проекта : информационно – познавательный, практико-ориентированный.

    Участники проекта : воспитанники, воспитатели, родители воспитанников, члены общественных организаций.

    По времени проведения : долгосрочный.

    Актуальность:

    Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

    Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

    В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

    Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

    В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

    В своей реализации представленный Проект направлен на:

    Обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере патриотического воспитания дошкольников;

    Создание оптимальных условий для организации процесса воспитания и пропаганду здорового образа жизни подрастающего поколения;

    Широкое привлечение детей, родителей, педагогов, общественности к участию в патриотических социально-значимых, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных мероприятиях на территории Смоленской области;

    Расширение сотрудничества между образовательной организацией и общественными организациями Смоленской области в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания детей;

    Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание дошкольников, сохранение памяти о событиях 1941-1945 годов, укрепление связи поколений.

    Направления работы по реализации Проекта:

    Создание предметно-развивающей среды и наглядно-информационной базы;

    Работа с воспитанниками;

    Работа с родителями воспитанников;

    Содружество ДОУ и семьи;

    Содружество с общественными организациями.

    В рамках реализации проекта были разработаны и внедрены следующие подпроекты: "Моя семья - моя радость", "Милая сторонка - город мой родной", "Истоки", "Это нужно живым...".

    Проект "Моя семья - моя радость" -

    повышение уровня социально-психологической культуры участников образовательного пространства; возрождение традиций семейного воспитания; применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье; развитие партнерских отношений в семье.

    Проект "Милая сторонка - город мой родной" - формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с прошлым и настоящим родного города.

    1) Дать детям, доступные детскому восприятию, сведения об истории зарождения города.
    2) Расширять представления детей о достопримечательностях своего города и его исторических памятниках.
    3) Воспитывать любовь к родному городу.

    Проект "Истоки" - приобщение детей к традиционной отечественной культуре.

    Проект "Это нужно живым..." -

    Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

    В рамках проекта были проведены народные праздники и гуляния - Осенины; Масленица; Новый год; 8 марта; - развлечение "Жаворонушки летите - нам Весну-красну несите" День семьи, любви и верности; развлечение "В гости к бабушке Арине" (чествование русской берёзки к празднику Троица).

    Мероприятия в рамках проекта:

    Праздник "Этот день мы не забудем никогда" (посвящённый Дню Победы") - Возложение цветов к Вечному огню. - День защитника Отечества. - Народные праздники и гуляния - Осенины; Масленица; Новый год; 8 марта; - развлечение "Жаворонушки летите - нам Весну-красну несите" День семьи, любви и верности; развлечение "В гости к бабушке Арине" (чествование русской берёзки к празднику Троица) - Родительские собрания в нетрадиционной форме: "Матрёшка - русский сувенир", "Роль народной игрушки в воспитании патриотических чувств у дошкольников" - Экскурсии в краеведческий музей города, дом-музей А. П. Гайдара, дом-музей П. И. Чайковского, пешеходная экскурсия по улицам города. - Серия занятий в краеведческом музее по истории родного города. - Семинар-практикум для педагогов района "Взаимодействие воспитанников, родителей и педагогов в процессе патриотического воспитания"

    Охват проекта:

    Проект направлен на детей среднего, старшего, подготовительного возраста и их родителей. В реализации проекта принимали участие: дети среднего, старшего, дошкольного возраста, родители и воспитатели ДОУ. Проект направлен на широкую аудиторию.

    Достигнутые результаты:

    Повышение детской и взрослой компетентности в нравственно – патриотическом воспитании. Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Благодаря организации социального партнёрства с музеями города дети в интересной форме узнали об истории нашего города, прикоснулись к миру прекрасного. Родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам патриотического воспитания, их участие в жизни детского сада стало более активным и ощутимым. У детей сформировано понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека; проведён праздник, посвящённый 70-летию Победы "Это нужно живым..."; танцевальный коллектив ДОУ "Капельки" стал лауреатом муниципального конкурса "Маленькие звёздочки"; презентация, подготовленная по итогам проведённой работы, получила диплом первой степени за победу в международном конкурсе "Моя лучшая презентация". Педагоги ДОУ поделились опытом своей работы с педагогами района.

    Просмотр содержимого презентации
    «Растим патриотов»

    РАСТИМ ПАТРИОТОВ

    Презентацию подготовила воспитатель

    Дирун Светлана Михайловна

    Цель :

    Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

    Задачи:

    Разработать и апробировать модель поликультурного образовательного пространства дошкольного учреждения, как среды нравственного и духовно-патриотического воспитания;

    Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления дошкольников с историей и духовно-нравственными ценностями родной страны;

    Создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

    Предложить модели организации специальных форм нравственно-патриотических видов деятельности и социокультурных ситуаций, как способа поддержания разноуровневого и разновозрастного общения;

    Укрепление и расширение сотрудничества между дошкольным образовательным учреждением и общественными организациями, организациями и институтами в сфере нравственно-патриотического воспитания;

    - сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе организации здоровьесберегающей среды.


    Направления работы по проекту

    Создание развивающей среды

    Проведение занятий, бесед, проектная деятельность.

    Конкурсы, развлечения, праздники, экскурсии.

    Чтение художественной лит-ры.

    Информационно-просветительская работа.

    Родительские собрания.

    Работа с

    воспитанниками

    РАСТИМ ПАТРИОТОВ

    Работа с общественными организациями

    Организация экскурсий.

    Проведение занятий познавательного цикла на базе краеведческого музея.

    Представление опыта работы.

    Участие родителей в жизни группы и ДОУ (конкурсы, развлечения, праздники).

    Организация экскурсий.

    Помощь в создании развивающего пространства.

    Содружество ДОУ и семьи


    Создание развивающего пространства

    Кабинет «Русская изба»

    Уголки патриотического воспитания в группах


    Работа с воспитанниками

    Знакомство с истоками русской народной культуры и быта.

    Проведение занятий, бесед, индивидуальная работа


    Праздники, досуги, развлечения

    «В гости к бабушке Арине» (Троица) «Осенины»

    «День семьи, любви и верности» «Пасха» «Масленица» «Новый год»


    «День Победы»

    «Жаворонушки летите – Весну-красну принесите»

    «Папа, мама, я – дружная семья»


    ЭКСКУРСИИ

    Дом-музей П.И.Чайковского

    Дом-музей А.П. Гайдаоа

    Мемориальный комплекс

    Фабрика ёлочной игрушки

    Краеведческий музей

    По улицам города



    Никто не учит маленького человека:

    «Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

    попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности

    нравственно-патриотического воспитания.

    Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно,

    в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.

    Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и ЧЕЛОВЕКОМ его надо воспитать».

    В.А. Сухомлинский

    Кто не принадлежит своему Отечеству,
    тот не принадлежит и человечеству
    В.Г. Белинский

    Современное общество живет в сложных социоэкономических условиях, в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределенности условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В настоящее время остро стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, а поскольку часто в сознание детей вносятся стереотипы понимания взаимоотношений взрослых людей, их отношений друг к другу, формирования ценностей, которые не способствуют позитивному восприятию окружающего мира (если раньше идеалами были люди совершавшие героические поступки, трудовые подвиги, то при опросе молодых людей: Кто твой идеал? – были богатые люди, артисты, и даже просто человек, как говорит нынешняя молодежь “крутой”. А это идет из средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Ведь не зря сказано: “Воспитание у ребенка патриотических чувств неразрывно связано с формированием его отношений к окружающей действительности” (В.Н. Мясищев).

    Мы живем в мирное время. Одно за другим вырастают, вступают в жизнь поколения, для которых грозные испытания народа – это история – живая, дышащая накалом героизма и самопожертвования. Все меньше и меньше остается свидетелей и участников тех страшных, героических лет. Поэтому в мирное время нам нужно утвердить в юной душе чувство гражданственности и патриотизма.

    Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм является тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества. Вспомним былины о русских богатырях, их подвиги во славу Руси, а победы Александра Невского и его слова: “Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля”. А строки из стихотворения К.Рылеева “Иван Сусанин”

    “В ней каждый Отчизну с младенчества любит
    И душу изменой свою не погубит...
    Кто русский народ по сердцу, тот бодро, и с мело,
    И радостно гибнет за правое дело!
    Ни казни, ни смерти и я не боюсь.
    Не дрогнув умру за родимую Русь!”...

    Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства, и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к дому, к друзьям, родной улице, поселку; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне. Вспомним всем известную песню “С чего начинается Родина”. В.И. Даль в своем словаре дает следующее определение: “Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб”. С ним перекликается определение С.И. Ожегова “Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу”.

    Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями”. Раньше разные народы соблюдали все свои обычаи, обряды, традиции; молодежь свято чтила, хранила и передавала из поколения в поколение все лучшее предков. Вспомним пословицы “Родина мать – умей за нее постоять”, “Всякому мила своя сторона”, “Кто за Родину горой, тот истинный герой”, “Народная дружба и братство дороже всякого богатства”, “Глупа та птица, которой свое гнездо не мило”. И в настоящее время работа с пословицами одна из форм патриотического воспитания. Исходя из традиций русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

    Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способность встать на защиту государственных интересов.

    Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

    • пробудить чувство гордости за родной край, любовь к природе;
    • уважение к трудолюбивому человеку;
    • приобщить к труду на пользу и радость окружающим людям;
    • помочь ребенку раскрыть творческие, индивидуальные способности, дать возможность реализовать их в практических делах, коллективной творческой деятельности;
    • познакомить с историческим прошлым родного края, сегодняшним днем, его культурой и искусством, природой, экономикой;
    • привитие детям чувства глубокого уважения и почтения к символам своего государства – и все эти задачи соединяются в одну –
    • развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

    Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только в совместной работе учителя, родителя и ребенка. И только тогда, когда взрослые знают и любят свой край, свою страну, ее историю, восторгаются и гордятся ее прошлым и настоящим. Учитель должен научить детей замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.

    “Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины” В.А. Сухомлинский.

    Все это имеет огромное значение для воспитания у младших школьников патриотизма, чтобы каждый рождающийся ребенок вырастал человеком и становился самим собой. Только в этом случае он будет отдавать обществу все, чем одарен от природы, только в этом случае он будет радоваться жизни сам и радовать всех, кто его окружает, потому что в меру своих сил будет способствовать улучшению окружающей жизни, которую любит и хочет сделать лучше.

    Проект “Растим патриотов” разработан для развития исследовательской деятельности, творческих поисков.

    Цель проекта:

    • Воспитание у младших школьников патриотизма, формирование гражданского самосознания.

    Воспитательные цели:

    • воспитание духовно нравственных качеств у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны, поселка;
    • пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, родственникам и близким людям;
    • формирование у учащихся интереса к изучению истории и родословной своей семьи.
    • ознакомить учащихся с духовными традициями России, ее героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений;
    • формирование у детей ответственности, правосознания, любви к “малой родине”;
    • воспитание готовности к защите своей Родины;
    • создание условий для физического развития будущих защитников Отечества.

    Ожидаемые результаты:

    • формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
    • уважительное и бережное отношение к памятникам истории;
    • любовь и бережное отношение к родной природе;
    • посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
    • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

    Основные направления проекта:

    1. Историко-краеведческое;

    2. Военно-патриотическое.

    Сроки разработки и реализации проекта -

    Этапы реализации проекта

    I. Подготовительный этап:

    Написание проекта. Изучение имеющихся условий. Изучение методической литературы. Подборка материала, систематизация материала.

    II. Основной этап:

    Мероприятия Сроки Ответственный
    1 Классные часы.

    Цикл бесед “Никто не забыт, ничто не забыто”:

    - “Наш поселок в Великой Отечественной войне”

    - “Что я знаю о войне”

    - “Роль нашей страны в Победе над фашистами”

    02.02.15 г.- Кл. руководитель

    Педагог-психолог

    2 Чтение произведений о Великой Отечественной войне:

    Пионеры-герои

    С.Михалков “Быль”

    С.Георгиевская “Галина мама”

    А.Митяев “Почему Армия всем родная”

    В.Субботин “И настал мир”

    02.02.15 г.- Кл. руководитель

    Педагог-психолог

    3 Оформление выставки книг о Великой Отечественной войне “Их имена и подвиги не забыты” 27.03.15 г. Заведующий библиотекой
    4 Выставка фотографий “Памятники Великой Отечественной войны” 30.03.15 г. Педагог-психолог
    5 Просмотр видеофильмов о Великой Отечественной войне 02.02.15 г.-08.05.15 г. Кл.руководитель

    Педагог-психолог

    6 Прослушивание музыкальных произведений времен Великой Отечественной войны Каждый вторник Учитель музыки
    7 Проект “Защитники Отечества в моей семье” 06.03.15 г. Кл. руководитель
    8 Спортивно-патриотический конкурс ко Дню защитника Отечества “Буду в армии служить” 13.02.15 г Учитель физкультуры
    9 Библиотечный урок “Сроки опаленные войной” 10.04.15 г. Заведующий библиотекой
    10 Акции:

    - “Письмо солдату”,

    - “Свеча памяти”

    05.05.15г. Кл. руководитель

    Педагог-психолог

    11 Выставки:

    Фотографии военных лет “1418 дней войны”

    Рисунков детей “Нам нужен мир”

    Поделок “Макеты военной техники времен Великой Отечественной войны”

    03.04.15 г. Кл. руководитель

    Педагог-психолог

    Родители

    12. Экскурсия к участнику ВОВ, к прадеду учащегося 2-го класса 11.04.15 г. Кл. руководитель

    Педагог-психолог

    Родители

    13 Оформление стенда “Их имена и подвиги не забыты” 08.04.15 г. Кл. руководитель
    14 Сочинение “Что я думаю о войне?” 28.04.15 г. Кл. руководитель
    15 Однодневные походы по историческим местам родного края, с посещением Памятников, погибшим в Великой Отечественной войне. 24.04.15 г. Кл. руководитель

    Педагог-психолог

    16 Участие в митинге, посвященном 70-летию Великой Победы 09.05.15 г. Кл. руководитель

    Педагог-психолог

    III. Заключительный этап:

    • Оформление стенда.
    • Выставки фотографий, поделок, рисунков, макетов, сочинений.

    Прогнозируемые результаты проекта:

    1. Устойчивый интерес к истории и духовным традициям Отечества.

    2. Осознание бережного отношения к родной природе, к месту, где ты живешь.

    3. Любовь и уважение к своим родителям и семье.

    4. Осознанное уважение к школе и педагогам школы.

    5. Осознание ответственности за свои поступки.

    Список литературы.

    1. Энциклопедия “Великая Отечественная война 1941-1945 г.”, М., 1985 г.

    2. Г. Дроздов, Е. Рябко “Парад победителей”, М., 1985 г.

    3. Ю. Жуков “Строки опаленные войной”, М., 1987 г.

    4. О.С. Богданов “Их имена и подвиги не забыты”, М., 1979 г.

    5. Н.А. Ивашкина “Патриотическое воспитание в начальной школе”, журнал “Начальная школа”, №7, 2007 г.

    6. С.А. Алиева “Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста”, журнал “Начальная школа”, №9, 2007 г.

    7. Н.Г Капустина “Представления младших школьников об основных этических категориях”, журнал “Начальная школа”, №9, 2007 г.

    8. О.Н. Лазарева “Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников”, журнал “Начальная школа”, №10, 2007 г.

    9. Н.И. Ворожейкина “Рассказы по родной истории”, М., 1997 г.

    10. И.А. Пашкович “Патриотическое воспитание”, М., 2006 г.

    11. Данилюк А.М., Кондаков А.М., Тишков В.А. “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”, М., 2011 г.

    АННА НЕКРАСОВА
    Проект «Растим патриотов»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

    №26 «РЕЧЕНЬКА»

    СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

    Проект «Растим патриотов »

    По патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста МАДОУ детский сад комбинированного вида «Реченька» Ступинского муниципального района Московской области

    Подготовила : Некрасова А. Н.

    Земной поклон, солдат, от жизни,

    От всех, кого ты заслонил.

    Ты спас свободу, честь Отчизны,

    В потомках память заслужил.

    Участники проекта - дети подготовительной группы «Буратино» МАДОУ детский сад комбинированного вида №26 «Реченька» г. Ступино Московской области.

    Актуальность темы :

    Патриотическое воспитание закладывается в процессе жизни, в рамках конкретной социокультурной среды. Это одно из главных направлений воспитательной работы в нашем дошкольном учреждении. Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы : мать, отец, родители, те, кто даем жизнь своему существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Проблемы воспитания интереса к истории своей Родины, продолжения семейных традиций актуальны для подрастающего поколения . Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей своей страны. Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего понятия. И педагог в этом процессе выступает как носитель культурных ценностей, является ключевой фигурой в передаче ценностей от одного поколения к другому. С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный объем материала.

    Начать проект я решила с проведения анкетирования среди родителей и воспитанников детского сада, чтобы выяснить актуальность выбранной темы и уровень заинтересованности участников проекта . Анкетирование, проведенное в нашем детском саду среди родителей и детей, показало :

    Дети 5-6 лет практически ничего не знают о Великой Отечественной войне или знают, что «война-это плохо» , «прадеды защищали Родину от немцев» . Практически в анкетах перечисляются родственники (прадеды, деды, бабушки и прабабушки, принимавшие участие в Великой Отечественной войне или работавшие в тылу.

    На вопрос «Необходимо ли нашим детям знать историю Великой Отечественной войны, историю жизни своих прадедов и прабабушек?»100 процентов участников анкетирования ответили «да» .

    «В какой форме происходит такое знакомство в вашей семье» - ответы на этот вопрос были следующие :

    Рассказы, беседы;

    Просмотр фильмов и комментарии к ним родителей;

    Участвуем в параде Победы;

    Знакомство с песнями военных лет, стихами о войне, книгами;

    Посещение выставок, музеев.

    Задача воспитания чувства патриотизма , любви к малой родине традиционно решается в нашем детском саду, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с событиями и участниками Великой Отечественной войны. Решением данной проблемы стала реализация проекта : «Ратный подвиг» . Таким образом, наш детский сад выступил социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира» , воспитания патриотизма , основ гражданственности, а также интереса к малой родине.

    Цель проекта :

    Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; повышение интереса к истории своей страны; воспитание чувства гордости и сопричастности к наследию своих предков.

    Задачи проекта :

    Дать знания детей о значении победы нашей родины в Великой Отечественной войне.

    Расширять знания детей о жизни и подвигах пионеров-героев.

    Воспитывать любовь к родному краю.

    Познакомить с культурой и традициями празднования Дня Победы.

    Формировать историческую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по сохранению памяти о наследии предков.

    Способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, развивать эстетический вкус.

    В рамках проекта «Растим патриотов » прошли следующие мероприятия в декабре 2014г. - анкетирование родителей воспитанников группы, создание стенда «Растим патриотов » , выставка книг о Великой Отечественной войне, знакомство с символикой РФ; в январе-феврале 2015г. - беседы «Великие битвы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» О Городе - Герое Ленинграде, о Сталинградской битве, Москва во время ВОВ, герои ВОВ, разучивание пословиц о храбрости и смелости героев-солдат, создание буклетов о Города - Героях : Москва, Сталинград, Брест, акция «Память» , вышивание платка с именем солдата ВОВ, «Ладога глазами ребят» - коллективная работа, конкурс рисунков «Был трудный бой» , рассматривание иллюстраций, книг на тему «Солдаты Отечества» , игра - викторина «Растим патриотов » , работы детей ко Дню защитника Отечества, участие в выставке 23 февраля –День защитника Отечества, выпуск стенгазеты ко Дню защитника Отечества (работа родителей) ; в марте - для родителей папка передвижка «Наши земляки в годы войны» ; в мае приглашение ветеранов труда и ВОВ на мероприятия дошкольного учреждения, участие ребят в параде, посвященном 70- летию Великой Победы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.