Занятия педагога психолога с детьми дошкольного возраста. Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Какой Я необыкновенный!"

Умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
  • Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность.
  • Материал:

    • магнитофон и кассеты с записью разной по настроению музыки.
    • волшебная палочка.
    • волшебный дождь.
    • фотографии детей с разными эмоциями.
    • волшебный цветок.

    Предварительная работа:

    – знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, брезгливость, страх, злость, обида).

    – проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения.

    – прослушивание музыкальных произведений, вызывающих разные эмоции у детей.

    – разыгрывание этюдов и сценок.

    – проведение психологических игр и упражнений (К.Фопель).

    Ход занятия

    Дети входят в группу под спокойную мелодию, приветствуют, прикасаясь ладонями, друг друга, отмечают свое настроение на стенде.

    Психолог:

    Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением.

    1. Игра-упражненпе “Передай улыбку по кругу”

    Психолог. У меня тоже хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).

    Что чувствуете вы сейчас?

    (Ответы детей)

    2. Стихотворение “Король Боровик” (В. Приходько)

    Психолог. Читает стихотворение.

    Шел король Боровик
    Через лес напрямик
    Он грозил кулаком
    И стучал каблуком.
    Был король Боровик не в духе:
    Короля покусали мухи.

    Психолог. Какое у короля настроение?

    (Ответы детей)

    А как вы догадались?

    (ответы детей)

    Психолог. Читает стихотворение, а детям предлагает действовать согласно тексту.

    Психолог. Ой, что же мне делать? Сколько сердитых королей! Что же мне поможет?

    (Ответы детей)

    Волшебная палочка!

    3. Игра-упражнение “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”

    Психолог.

    Психолог прикасается волшебной палочкой к плечу каждого ребенка и говорит: “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”,

    Леша поворачивается на 180 градусов и улыбается.

    Психолог. Дети, а как вы справляетесь с чувством злости?

    Дети. Мы играем в игру “Тух – тиби дух”, “Ругаемся овощами”, “Выходим из лужи злости”, “Кричим громко в мешочек злости”.

    4. Игра-упражнение “Поменяются местами”

    Психолог. Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть.

    Не пора ли пробежаться и местами поменяться?

    Дети и психолог сидят на стульчиках в круге.

    Психолог говорит: “Поменяются местами все, у кого голубые глаза (кто добрый, кто защищает девочек и т.д.)”. Голубоглазые дети меняются местами.

    5. Игра “Волшебный цветок”

    Психолог. А сегодня утром я зашла в группу и увидела Настю (показываю фотографию девочки с эмоцией злости). Она сидела на диване совсем одинокая. Какое у нее настроение?

    (ответы детей)

    Психолог. Как бы вы поступили на моем месте?

    Дети предлагают варианты помощи сердитой девочке.

    В центр кладется фотография Насти с эмоцией злости. Дети по очереди выбирают лепестки, на которых фотографии с вариантами помощи сердитой девочке. Когда составлен волшебный цветок, психолог предлагает детям закрыть глаза, и меняет центральную фотографию сердитой девочки на веселую.

    Психолог. Как вы думаете, почему случилось чудо?

    (Ответы детей)

    6. Игра-упражнение “Приласкай меня”

    Психолог. Дети,вы сказали, когда человек сердитый, с ним можно поговорить, успокоить, его нужно приласкать, а давайте и мы приласкаем того, кого вам хочется.

    Звучит спокойная мелодия. Один ребенок садится на стул в центре комнаты, остальные дети окружают его и нежно гладят по рукам, плечам, ногам и т.д.

    Психолог. Что вы чувствовали, когда ласкали вас дети?

    (Ответы детей)

    Психолог. Особенно приятно было, когда дети прикасались к какой части тела?

    (Ответы детей)

    7. Сюрпризный момент

    Звучит фонограмма вальса.

    Психолог.

    Поднимите вверх глаза.
    Это что за чудеса?
    Здесь волшебные дождинки,
    Они дарят нам смешинки,
    В вальсе мы закружимся,
    Улыбнемся и подружимся.

    Сверху летит мелко нарезанная фольга.

    Звучит вальс, дети двигаются под музыку.

    Психолог. Дети что вы чувствуете?

    8. Игра – упражнение “Попрощаемся по разному”

    Психолог.

    Вот и подошло к концу наше занятие, и я предлагаю вам попрощаться по разному.

    Дети встают парами.

    Психолог. “Попрощаемся ладонями (локтями, коленками, спинами, лбами и т.д.)

    Дети выбирают из пиктограмм свое настроение.

    Конспекты занятий в детском саду:
    Интегрированные занятия в дошкольном учреждении (Физическая подготовка + иностранный язык) . Детский сад 82
    Программа физкультурно-оздоровительной работы "Здоровый дошкольник" . Детский сад 82
    Проектная деятельность в детском саду "Светлячок" г. Абакана Республики Хакасия. Детский сад 82
    Здоровый ребенок в детском саду. Детский сад 82
    Доклад "Управление воспитательно-образовательным процессом дошкольного учреждения в условиях модернизации системы дошкольного образования на территории муниципального образования г. Норильск" . Детский сад 82

    Конспект занятия педагога психолога с детьми подготовительной группы ДОУ «Мечты сбываются»

    Поважная Наталья Анатольевна, педагог-психолог. Место работы: МБДОУ детский сад "Росинка", п. Зимовники.
    Описание: Разработанный конспект занятия будет полезен для педагогов-психологов, работающих с детьми 6-7 лет. Данное занятие является одним из занятий по подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе.
    Цель : формирование представлений о мечте как побудителе воли к действию.
    Задачи:
    - создать доброжелательную и комфортную атмосферу, позитивное эмоциональное единство группы;
    - обучать детей позитивному мышлению посредством акцентирования внимания на том, что исполнение мечты зависит от собственных возможностей и способностей;
    - развивать стремление мечтать;
    - содействовать развитию воображения, творческого и жизненного потенциала детей, раскрытию индивидуальности каждого ребенка;
    - стимулировать творческое самовыражение средствами арт-терапии.
    Оборудование:
    - 3 стакана с водой;
    - перышко для психолога и детей;
    - платок;
    - плащ-накидка для психолога;
    - солнце, звезды, цветы, шары, капельки дождя (для украшения зала);
    - картинки с мечтами детей;
    - листы бумаги (на каждого ребенка);
    - подушки (на каждого ребенка);
    - шары, наполненные гелием (для психолога и каждого ребенка).
    Музыкальное сопровождение: песня «На крыльях мечты» (исполнитель/ 1.«Приветствие»
    Цель: создать положительный эмоциональный настрой, установить зрительный, слуховой и тактильный контакт.
    Педагог-психолог: «Доброе утро, ребята! Я вам предлагаю поздороваться друг с другом необычным способом:
    - спинами,
    - плечами,
    - щеками,
    - носами.
    2. Разминка «Покружитесь все, кто…»
    Цель: объединить детей в группу, раскрепостить и стимулировать к активности каждого ребенка.
    Педагог-психолог: А сейчас «Покружитесь все, кто…»:
    - любит бегать,
    - радуется хорошей погоде;
    А теперь «Поменяйтесь местами все, те кто…»:
    - любит сладости,
    - любит смотреть мультфильмы,
    - любит мечтать.
    Педагог-психолог: Когда-то я тоже была такого возраста как вы, ходила в детский сад и очень любила мечтать. Однажды мама подарила мне перышко, которое стало символом моей мечты (психолог показывает детям перышко (весит на шее, на веревочке - перышко будет с нами на протяжении всей деятельности)). Оно всегда помогает мне мечтать.
    Педагог-психолог: Вот сейчас я мечтаю отправиться в путешествие на самолёте. О чем вы мечтаете, назовите свои мечты?
    Дети называют свои мечты, стоя в кругу.
    Наши мечты живут в нашей душе, а еще в волшебной стране.

    3.Статическая медитация «Страна Мечты»
    Цель: способствовать концентрации внимания.
    Педагог-психолог: Ребята, как вы думаете, как называется страна, где живут мечты? Ответы детей.
    Вы хотите туда отправиться?
    Оказаться в стране Мечтаний нам поможет волшебный платок (голубого цвета).
    Под спокойную музыку все дети вместе с психологом укрываются под платком.
    Давайте возьмемся за руки,сделаем вдох через нос и выдох через рот….. Закройте глаза.
    Педагог-психолог: «Далеко за краем света, дальше страны, где заходит солнце, есть страна, в котором живут мечты. Ни одному взрослому человеку еще не приходилось бывать там. Только дети иногда во сне могут попасть туда. И те, кому довелось увидеть эту страну, потом становились великими писателями, поэтами, музыкантами и просто замечательными людьми.
    Раз, два, три – мы попали в страну мечты!».
    Педагог-психолог проговаривает слова и в это время одевает накидку, украшенную звездами.
    Педагог-психолог: Открывайте глаза.
    Дети выходят из под волшебного платка и осматривают волшебную страну. Помещение будет украшено солнцем, звездами, цветами, шарами, капельками дождя…….
    Педагог-психолог: Посмотрите, что необычного в этой стране? Ответы детей.
    Где могут жить мечты? Ответы детей.
    Далее педагог-психолог рассказывает стихотворение и показывает по ходу рассказывания на солнце, звезды, цветы, ручеек, капельки дождя.
    Здесь мечта живет везде:
    В капельке дождя, в звезде,
    В ярких солнечных лучах,
    В звонких озорных ручьях.
    Вот мечта то здесь, то там
    Открывает двери нам.
    Мир ее, как волшебство.
    Нет прекраснее его!
    4.Упражнение-проекция «Мечты, похожие на салют»
    Цель: учить детей представлять хорошие и плохие мечты посредством метафоры, развивать умение управлять своим настроением и мыслями, ориентировать детей на собственные возможности в улучшении настроения, формировать установку на возможность внутреннего самосовершенствования.
    Подходим к столу, на котором стоят три стакана с водой (чистой, грязной и с блестками).
    Педагог-психолог: Ребята, представьте, что наши мечты и мысли – это сосуд с водой. Когда вы чувствуете себя хорошо, у вас все получается, вы всем довольны и спокойны, то какая будет вода в сосуде? Почему вы так думаете? Ответы детей.
    Верно, если мечты и мысли ясные и чистые, то и вода чистая. Дети рассматривают стакан с чистой водой.
    Но мечты и мысли могут быть очень грустными. Когда это случается?
    Какая будет вода в сосуде? Грязная, мутная …..
    Верно, если мечты грустные, то и вода грязная, мутная.
    Ребята, а когда в голову приходят отличные идеи, на что похожи наши мечты и мысли?
    Давайте прикоснемся к стакану, чтобы зарядиться красивыми мечтами и мыслями.
    Дети заряжаются красивыми мечтами и мыслями.
    Педагог-психолог: Вы увидели, что мечты бывают разными. Попробуйте определить, какие мечты были у детей.
    Егор мечтал вырасти силачом, чтобы его все боялись.
    Полина мечтала о том, чтобы все были здоровы.
    На сосуд с какой водой похожа эта мечта? Ответы детей.
    Матвей мечтал, чтобы был мир на земле.
    На сосуд с какой водой похожа эта мечта? Ответы детей.
    5. Рассказывание и обсуждение сказки «Мечты»
    Цель: с помощью сказки обучать детей приемам развития воображения, стремлений и желания мечтать; посредством сказки акцентировать внимание на том, что исполнение мечты зависит от собственных возможностей и способностей.
    Педагог-психолог предлагает присесть на подушки и послушать сказку.
    Педагог-психолог: «Жили-были два брата, они были гусеницами. Наблюдая, как беззаботно и легко порхают бабочки над цветами, появилась у братьев гусениц мечта….., захотелось и им стать бабочками. Но так, как на уроки в школе они не ходили, то совсем не представляли себе…, как её осуществить. Раздобыли учебник, в котором подробно рассказывалось о том, что нужно сделать для превращения из гусениц в бабочки. Посмотрев учебник братья поняли, что для того, чтобы мечта их сбылась нужно очень много работать. …..Не привыкшие к труду, и, не имеющие упорства и терпения гусеницы, решили отказаться от мечты. И тут им на помощь приходит Мудрая сова. Первым делом ей нужно было сделать коконы. Это оказалось не так просто и поэтому сова провозилась с ними до вечера. Но вот работа была завершена. Оставалось только повесить коконы повыше над землей и ждать. С первой частью сова справилась, а потом отправилась домой спать, обещав прийти пораньше, чтобы понаблюдать за тем, как осуществится мечта гусениц. Только вот утром вместо бабочек Мудрая сова обнаружила на поляне гусениц, жующих траву…. Дело в том, что братья оказались нетерпеливые, они не захотели ждать и трудиться …. и отказались от своей заветной мечты…….».
    - Ребята, о ком эта сказка?
    - Чего они хотели?
    - Что они для этого сделали?
    - К чему привели поступки героев?
    - Какие чувства у вас вызывает эта сказка?
    - Что вы узнали из сказки?
    - Чему она учит?
    6. Игра «Мечты бывают разные»
    Педагог-психолог: Давайте станем в круг и немного поиграем:
    Мечты бывают разные: развести руки в стороны
    Серьезные и праздные. хлопки в ладоши
    Есть мечты большого роста, потянутся руками к небу
    Дорасти до них непросто.
    Но если мы живем с тобой взялись за руки
    Светлой, радостной мечтой, идем по кругу
    Она согреет сердце наше, руки прислоняем к груди
    И все на свете станет краше. потереть ладони
    А где свет и доброта, снова взялись за руки
    Всегда сбудется мечта! в центр сойтись
    7. Арт-терапевтическая техника: оригами «Мой образ мечты»
    Цель: способствовать творческому самовыражению.
    Педагог-психолог: Ребята, а символом мечты у многих народов является птица. (психолог показывает птицу, сделанную из бумаги; присаживаются вокруг за общий стол, на нем приготовлены разноцветные листы бумаги)
    Сейчас каждый из вас создаст свой образ мечты, а для этого нам необходим всего лишь лист бумаги. Мы сейчас сделаем птиц и запустим их в небо. Ваши мечты обязательно сбудутся.
    Выполняется работа. Складываем птиц в волшебную коробочку, чтобы затем на улице их «выпустить» в небо.
    8. Возвращение в группу детского сада.
    Ребята, настала пора возвращаться в детский сад.
    Под спокойную музыку дети с психологом укрываются под волшебным платком.
    Давайте сделаем вдох через нос и выдох через рот. Закройте глаза.
    Раз, два, три…. Вот мы и в детском саду!
    9. Рефлексия
    Цель: получение обратной связи; закрепление положительных эмоций.
    Что сегодня вам больше всего понравилось? Что полезного вы узнали? Чему научились?
    Педагог-психолог: И хоть я сейчас и взрослая, но понимаю, что мечтать – это здорово! Мне хочется подарить вам перышки Мечты. Перышко-талисман будет помогать каждому из вас мечтать и исполнять свои мечты.
    Мы с вами сделали птиц. Я вам предлагаю их запустить в небо. У нас для этого есть вот такие воздушные шары с ленточками. Давайте оденемся и на улице запустим наших птиц в небо. Наши мечты обязательно сбудутся.

    Морозова Татьяна Николаевна

    Должность: педагог-психолог.

    Конспект психологического занятия

    «Учимся справляться с трудностями».

    Цель занятия : решение вопросов, связанных с психологической неготовностью к учебной деятельности (научить детей справляться с трудностями, используя ихсобственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать, силу воли) .

    Задачи:

      Создание чувства группового единения, создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность.

      Формирование мотивации на преодоление трудностей.

      Формирование "механизма самопомощи", умения анализировать, делать выводы.

      Развитие коммуникативных навыков: умения договариваться друг с другом, умения слушать и вступать в диалог, умения обратиться за помощью и отвечать на "неудобные" вопросы.

    Контингент: 1 класс (6 человек с признаками дезадаптации).

    Продолжительность занятия: 35 минут.

    Оборудование : музыкальное сопровождение, пластилин, набор картинок, проектор.

    Используемые педагогические технологии : проблемно - диалогическое обучение, сюжетная игра, элементы арт-терапии, ИКТ.

    Универсальные учебные действия:

      Личностные универсальные учебные действия:

      -навыки конструктивного взаимодействия ,

      -адекватное реагирование на трудности (используем задания арт-терапии на создание друга котенка Саши).

      Познавательные универсальные учебные действия:

      Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (задания, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций).

      Регулятивные универсальные учебные действия:

      - способность к волевому усилию , к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий (принятие решения к действию, прохождение испытаний).

      Коммуникативные универсальные учебные действия :

      Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (групповая дискуссия, совместный анализ истории, побуждающий диалог).

    Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках занятия:

    Методы:

      сказкотерапия: разрешение трудностей в обучении, посмотреть на себя со стороны, разрешение проблем общения, "проживание ситуации";

      дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации);

      игровые методы ( элементы арт-терапии (создание друга котенка Саши), сюжетно-ролевая игра.

    Технологии:

      проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении (поиск решения в ходе подгрупповой работы детей и необходимости находить разные варианты выхода из трудных ситуаций).

      использование ИКТ (проектор).

      игровые технологии (творческая сюжетно-ролевая игра).

    Ход занятия

    Этап

    занятия

    Деятельность

    педагога

    Деятельность учащихся

    Организационная

    Часть

    2 мин

    Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть. Сегодня у нас гости, поздороваемся с ними: «скажем все вместе здравствуйте.»

    Я предлагаю встать в круг и поприветствовать друг друга необычным способом: ладошками. Передадим друг другу хорошее настроение по кругу.

    Приветствуют гостей.

    Приветствуют друг друга

    Сообщение

    темы занятия, мотивация.

    Спасибо!Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, к нам на занятие пришел котенок Саша (показывает котенка -мягкую игрушку) . Вместе с котенком Сашей мы будем решать трудные задачи.

    Вы готовы помочь сказочным жителям?

    Давайте сядем все на ковер вокруг меня.

    Дети отвечают

    Все садятся в круг

    Основная часть:

    1.Постановка проблемной ситуации

    Итак, ребята, для начала мы с вами послушаем историю про котенка Сашу. Вы слушайте внимательно и стараетесь найти ситуации, в которых Саше было трудно, и как он эти трудности решил? Готовы?

    .«История про котенка Сашу» (приложение)

    Дети отвечают

    Внимательно слушают

    2.Обсуждение истории про котенка Сашу

    Понравилась вам сказка?

    Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

    С чего все начиналось в этой истории?

    Что после с ним случилось? Кто помог Саше?

    Какие трудности встретились котенку Саше?

    Какие "подсказки" помогли котенку Саше справиться с трудностями?"

    А теперь давайте все дружно их проговорим.

    Дети отвечают.

    Дети отвечают - котенок Саша.

    Дети отвечают - вырос Саша и пошел искать знание.

    Дети отвечают - встретил бабушку, и она ему помогла.

    Называютгоры «Трудно», «Скучно», «Неудача».

    Дети отвечают:

    1.«Если трудно - смелей и старайся сильней!»

    2.«Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей

    3.«Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться» .

    3.Установление причинно-следственной связи (работа с последовательностью картинок)

    Взаимопроверка

    Ребята, вы молодцы. Теперь давайте пересядем за столы.

    Перед вами лежат карточки, внимательно посмотрите на них и выложите карточки в правильном порядке, что за чем происходило.

    А теперь проверьте у соседа, насколько правильно он выполнил это задание.

    Ребята проверяют друг у друга правильность выполненного задания. После этого на экране высвечивается правильный порядок раскладки.

    - Какая была первая трудность? Как с ней справился котенок Саша?

    Какая была вторая трудность? Как с ней справился котенок?

    И третья трудность, с которой встретился Саша называется?

    Как он решил её?

    Как вы думаете, а мы можем пользоваться данными подсказками в своей жизни и когда?

    Например, Во время учебы, когда скучно на уроке, было у вас такое?

    Когда не получается правильно написать букву, решить пример.

    Дети пересаживаются.

    Дети выкладывают карточки в правильном порядке с учетом причинно-следственных связей.

    Проверяют друг друга

    Сравнивают правильный ответ на презентации

    Дети отвечают:1 гора « Трудно» .

    Подсказка «Если трудно - смелей и старайся сильней»

    2гора «Скучно»

    подсказка «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей

    3гора «Неудача».

    Подсказка «Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться»

    Приводят примеры.

    Физминутка

    Цель: снятие психическогонапряжения с помощью танца

    «Кис-кис»

    Ребята, мы хорошо поработали, и котенок Саша предлагает нам отдохнуть. Встанем в круг. Я буду вам показывать упражнения, а вы все дружно за мнойбудете повторять либо придумывать свои движения.

    (презентация с физминуткой).

    Молодцы, ребята!

    Делают физминутку

    4.Ситуация "Школьные трудности"

    Молодцы, вы верно отвечали, но пока наш Саша путешествовал в поисках знания, все его друзья разучились учиться. Им было скучно сидеть на занятиях, трудно решать примеры и задачи, которые давал учитель, и после каждой неудачи они не хотели идти в школу.

    Как вы думаете, что Саша посоветовал бысвоим друзьям?

    Как бы вы справлялись с ними?

    Плакали?

    Прятались под парту?

    Сами пытались справиться?

    Просили помощи у друга? У учительницы?

    Как можно попросить помощи? Какие знаете волшебные слова?

    - "У кого еще можно попросить помощи?"

    Что мы можем посоветовать друзьям Саши?

    Как вы считаете, помогли мы друзьям котенка Саши справиться со своими трудностями?

    В жизни каждого человека бывают трудности. И силы для разрешения трудной ситуации надо искать не только в самом себе, но и уметь обратиться за помощью к другим (другу, родителям, учителю).

    Ребята, запомните важное правило: "Ищи силы для разрешения трудной ситуации не только в самом себе, но и у людей, которые находятся рядом с тобой, ты их обязательно найдешь и ты наверняка победишь трудности"

    Отвечают

    Отвечают

    Высказывают свои мнения

    Отвечают

    Отвечают

    Отвечают

    Отвечают

    Отвечают ( с помощью «волшебных» слов ).

    Отвечают (У друзей, у родителей, у учителя)

    Дают свои ответы

    Отвечают

    5.АРТ-терапия «Лепка»

    Цель: снятие мышечного напряжения, профилактика тревожности.

    А сейчас я предлагаю вам слепить друзей котенка Саши, чтобы, когда возникнут трудности, мы могли вспомнить, как их разрешал котенок Саша со своими друзьями.

    Если вам нужна будет помощь, я раздам вам схемы, по которым легче будет лепить друга.

    Молодцы! Давайте, соберём всех друзей около нашего котенка и покажем их ему. Вот какие друзья получились у нашего котенка!

    Чему они сегодня научились?

    И они говорят вам спасибо, ребята.

    Дети лепят друзей котенка Саши

    Отвечают чему научились друзья котенка Саши

    Итоговая часть:

    рефлексия.

    Ребята, предлагаю вам встать в круг.

    Кто был нашим помощником?

    Вам понравилось помогать котенку Саше?

    Что нового вы узнали на занятии? Чему мы сегодня научились?

    А пригодится нам это в жизни?

    Ребята, давайте похлопаем друг другу.

    На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается.

    Всем спасибо за занятие!

    Становятся в круг

    Отвечают (Котенок Саша)

    Отвечают (умение справляться с трудностями)

    Дети отвечают

    Хлопают друг другу за работу.

    Приложение 1

    История: «Сказка о котенке Саше».

    Жил-был на белом свете котенок Саша. И был он самым обычным котенком: любил играть, смотреть мультики и не любил убирать игрушки. И он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему узнать: почему дует ветер, как работает телефон и куда ложится спать солнышко. И решил Саша уйти, чтобы побродить по белу свету и поискать Знание.

    Шёл по полям, по лесам и дошел он до избушки на курьих ножках. Встретила его там бабуля - то ли Яга, а то ли и не Яга. Указала она ему путь-дорогу к Знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила:

    Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное: оно усыпано цветами и подарками. Вступаешь на нее и не подозреваешь, что скоро начнутся скалистые, снеговые горы, карабкаясь на которые, придется напрягать все силы. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.

    Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься - даже хочется все бросить, трудно настолько же, насколько тяжело писать буквы или же учиться читать. И кажется, что ничего не получится. Но вот тебе на этот случай моя подсказка: « Если трудно - смелей и старайся сильней!» Повторяй ее шепотом, и тогда одолеешь ты эту гору, и научишься справляться с трудностями.

    Вторая гора называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы в строчку аккуратно писать. И так хочется все бросить, вскочить с места, убежать и поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скук ой справиться быстрей ». И тогда научишься ты справляться со скукой и найдешь третью самую крутую гору.

    Третья гора называется «Неудача». Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Вроде бы и получается все, но постоянно какие-то ошибки в пути так и вылезают, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг - даже ветры - ругают тебя за эти ошибки. И деревья по сторонам тропы будто бы в «двойки» оборачиваются и все пришептывают: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: « Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым котом, котом -пятерочником.

    Поблагодарил котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим зверятам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.

    Конспекты психологических занятий на развитие коммуникативных навыков.

    Вводное занятие к тренингу «Маршруты моего здоровья»

    Занятие 1: «Знакомство»

    Цель: организовать работу группы, познакомить детей друг с другом, научить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, создать обстановку доверия и эмоционального комфорта.

    Задачи:
    научить детей приемам знакомства и начала общения;
    развитие согласованности движений; снятие психоэмоционального напряжения; развитие эмоционально-выразительных движений.
    формирование положительной установки на участии в занятии, доброжелательных отношений. Воспитание внимательного отношения к здоровью

    Комментарии

    Психологу
    Ход занятия

    Данное приветствие становится ритуалом, одинаковым для начала всех последующих занятий

    1. Приветствие
    дети рассаживаются в круг так, чтобы каждый мог видеть друг друга и слушают песенку Е. Железновой «Мы все уже в сборе…»;
    дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте все!!!»

    Психолог знакомит участников с целями и правилами группового общения

    Упражнение «Давайте познакомимся»

    Психолог: «Это наша групповая комната. Здесь мы будем встречаться в течение всего времени нашей работы, говорить о разном, а главное – попытаемся узнать о себе и друг о друге больше и стать интересными и понятными. Кроме этого, мы сможем узнать много нового о том, что такое здоровье и как его сохранить, поэтому наши занятия принесут пользу каждому из вас.

    Сегодня мы с вами встречаемся впервые и поэтому должны договориться, как мы будем жить вместе. У нас будут определенные правила, которые мы с вами будем выполнять. Иногда мы будем сидеть, как на уроке за партой, и вести серьезный разговор, иногда на стульчиках в кругу и обсуждать что-либо, а иногда будем играть в задорные и веселые игры. И чем внимательнее и активнее вы будете, тем больше пользы принесут наши занятия каждому из вас. А сейчас я хочу всем сказать: в добрый путь!»

    Нужно дать возможность “пообщаться” с игрушкой каждому ребенку (например, потрогать ее, поздороваться с ней). Это помогает детям включиться в игровую ситуацию, почувствовать себя свободнее

    В дальнейшем, можно использовать следующий прием: «Мы попросим сейчас нашего Кузю помочь нашей игре. Попроси медвежонка о ….. и поднеси его к уху и послушай, что он тебе скажет. А теперь, когда Кузя что-то тебе нашептал на ухо, расскажи и нам: скажи это громко». Этот прием поможет ребенку заговорить и включает в занятие. В дальнейшем этот игрушечный персонаж следует использовать в случаях молчания детей, долгих пауз, трудностей в рассказах о себе и своих чувствах

    Работа с игрушкой

    Психолог: «Познакомьтесь с нашим новым другом – медвежонком Кузей. Кузя будет учиться справляться с трудностями вместе с нами и сопровождать нас во всех играх и занятиях. Кузя тоже учится в школе, и он уже многое умеет, а главное, что он умеет слушать и понимать других, и вас, ребята, тоже. Поэтому мы всегда можем попросить у Кузи совета.

    А еще Кузя следит за своим здоровьем: он каждое утро желает зарядку, чистит зубы, всегда правильно питается. В этом, ребята, мы будем брать с Кузи пример. Для начала давайте разучим с вами гимнастику, которую постоянно делают йоги и которая придумана специально для малышей»

    Цель данного комплекса упражнений: развитие самовосприятия; снятие мышечного напряжения

    2. Разминка

    1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у».

    2. Останавливаются, встают в круг.

    3. «Заводят будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».

    4. «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим дети слегка ударяют ладошкой по голове.

    5. «Лепят личико» - проводят руками по краю лица.

    6. «Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.

    7. «Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.

    8. «Лепят глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.

    9. «Лепят носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

    10. «Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.

    11. «Лепят подбородок» - поглаживают подбородок.

    12. «Рисуют носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики - выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик-жжик-жжик».

    13. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове.

    Пословицы для упражнения:

    «В здоровом теле - здоровый дух»; «Пешком ходить – долго жить»; «Забота о здоровье – лучшее лекарство»(японская); «Застарелую болезнь трудно лечить; «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял - все потерял»; « Кто встал до дня, тот днем здоров»

    Цель игры: организация взаимодействия детей в группе; создание положительного психоэмоционального состояния у участников группы

    Пешком ходить - долго жить

    3. Основная часть

    Упражнение “Волшебный Подсолнух”

    Психолог: «А теперь посмотрите на доску. На ней “Волшебный подсолнух”. На каждом его лепестке есть какая-то надпись. Давайте прочтем первую. (Просит ребенка сорвать лепесток, показывает какой). Читает вслух “Здоровье пожелаешь – счастье повстречаешь”.

    Что значит эта народная мудрость? Как вы ее понимаете?

    Игра «знакомство»

    Психолог: «Теперь, когда мы сорвали первый важный совет “Волшебного подсолнуха”, давайте этот совет выполним, пожелаем здоровья: и себе, и другим. Поиграем в игру “Знакомство”. Для этого расскажем всем кто здесь присутствует о себе и начнем со слов: “Здравствуйте, меня зовут...”. Нам поможет поиграть мячик (психолог показывает небольшой резиновый мячик). Мы будет его передавать по кругу и тот к кому он попадет в руки громко себя назовёт и поздоровается. Я желаю вам всем здоровья и добра!».

    Психолог передает мячик сидящему слева ребенку, дети включаются в игру. После каждого приветствия, воспитатель говорит: “Спасибо”, называет ребенка по имени, хвалит: “Молодец”, “Здорово”. Кивает, поддерживает ребенка невербально.

    Психолог: «Молодцы, ребята! Я услышала в ваших голосах доброту, вы действительно пожелали всем здоровья, очень хорошо друг с другом поздоровались!

    Во время релаксационной паузы можно включить приятную небыструю музыку

    4. Заключение

    Релаксационная пауза

    Психолог: «Вот ребята, мы и поздоровались, пожелали друг другу здоровья. Для этого мы говорили громко, называли себя по имени. А теперь попробуем пожелать здоровья всем молча, про себя. Для этого посмотрите по сторонам, посмотрите на лица всех детей, на мое лицо, рассмотрите комнату, где мы занимаемся. И пожелайте друг другу добра. Можете походить по комнате».

    Помогает детям встать в два ряда, каждый напротив друг друга, показывает, как без слов выразить одобрение, поприветствовать, пожелать добра, здоровья. (Кивает, прикладывает руку к сердцу, делает жесты типа: “Удачи вам”).

    Психолог: «А теперь садитесь на стульчики. Как вы думаете, где нужно стоять, чтобы другому было видно, что ты хочешь поздороваться, кивнуть? С кем можно поздороваться кивком?»

    Объясняет, что стоять нужно близко, чтобы тебя увидели, кивать можно только другу, другому ребенку, но не взрослому. Кивнуть можно другу, если ты уже его видел и поздоровался раньше, а также тому, кому хочешь послать добро еще. Совсем нельзя кивать взрослым, незнакомым, им обязательно нужно сказать: “Здравствуйте” и так, чтобы они услышали.

    Психолог: «А нашему Кузе можно кивнуть? Давайте и ему пожелаем здоровья!»

    Эта часть занятия направлена на подкрепление положительного эмоционального настроя

    Дети обычно повторяют последние слова воспитателя, ее короткие фразы и это создает позитивный настрой в группе
    4. Подведение итогов.

    Психолог: «У нас сегодня было совсем необычное знакомство, ведь в нем участвовали наши новые друзья – медвежонок Кузя и “Волшебный подсолнух”. Мы узнали, что люди каждый день по многу раз желают друг другу здоровья и научились здороваться по-разному.

    А теперь расскажем друг другу о своих впечатлениях, что было хорошего на занятии, что понравилось. (Берет в руки мячик.) Я начну с себя. Я, Ирина Иннокентьевна, увидела сегодня какие вы все добрые и как вам хочется, чтобы все были здоровыми. Мне было интересно играть и заниматься с вами. Мне было весело. (Передает мячик по кругу детям.)

    Включение ребенка в тему следующего занятия
    7. Прощание

    Психолог: «А сейчас я хочу, чтобы это первое занятие вам запомнилось надолго и я хочу, чтобы вы выбрали себе на память что-нибудь, что вам понравилось. (Проносит по кругу коробку, в ней различные предметы: пустые флакончики, шишки, открытки, куколки из бумаги, кусочки красивого материала и пр.)- Посмотрите внимательно, какой предмет сам на вас “смотрит” и “просит”: “Выбери меня!”. А теперь возьмите его с собой, пусть он вам напоминает, как хорошо когда людям весело, когда они добрые.

    А теперь давайте выучим девиз нашей группы, который тоже будет помогать нам быть бодрыми и веселыми. Звучит этот девиз так: «Мы здоровьем дорожим. Мы здоровье сохраним!»

    В следующий раз мы будет опять путешествовать по “Маршрутам нашего здоровья” и узнаем, что еще написано на лепестках “Волшебного подсолнуха”.

    Исследовательское занятие

    На тему «Вода. Знакомая и загадочная»

    Цель: является развитие у детей развитие у детей учебно-познавательной и эмоционально-психологической компетенций и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды.

    Задачи:
    развитие мотивационно-волевой сферы учащихся;
    развитие внимания и воображения;
    развития навыков межличностного взаимодействия

    Материалы: глобус; иллюстрации, где присутствует вода (поливка цветов, приготовление пищи, умывание), полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая); лоток с лабораторной посудой на каждый стол (4 стакана с водой) кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.
    1. Разминка

    Имитация действий
    Игра «Как живешь?»

    Как живешь? (вот так!_)

    А плывешь? ***********

    Как бежишь?**********

    Как глядишь? **********

    Ждешь обед? **********

    Машешь вслед? *********

    Ночью спишь?**********

    А шалишь?*************

    2. Постановка задачи

    Можно использовать иллюстрации

    Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, вам надо отгадать загадку:

    Что в гору не вкатишь,

    В решете не удержишь
    И в руках не унесешь. (Вода)

    – Действительно мы будем говорить о воде.

    – Для чего нужна вода?

    – Как она нам помогает?

    – Давайте рассмотрим с вами глобус, это модель нашей Земли.

    – Какого цвета на глобусе больше?

    – Покажите все что выделено этим цветом?

    На земном шаре воды больше, чем суши и она изображается голубым цветом. Найдите океаны и моря. Необозримы их просторы. А главное вода в них не такая, как в реках. В реках, озерах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. В морях и океанах вода соленая.

    Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.

    – Какую воду мы пьем? (Соленую или пресную?)

    Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.

    – Найдите на глобусе участки желтого цвета.

    Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.

    Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь.

    3. Исследовательская часть

    Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Сейчас мы начнем исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

    Опыт №1: “Вода не имеет формы”

    Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).

    – Что можно сказать о форме воды?

    Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”

    Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.

    Опыт №3: “Вода прозрачная”

    Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа).

    Опыт №4: “У воды нет вкуса”

    Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.

    Опыт №5: “У воды нет запаха”

    Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

    Опыт №6: “Лед – твердая вода”

    Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.

    Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.

    Опыт №7: “Пар – это тоже вода”

    Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода

    4. Анализ

    Можем ли мы сказать, что лед и пар – это тоже вода? (Да) Почему?

    5. Подведение итогов

    Игра: “Где спряталась вода”

    – Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода.

    Выводы:

    1. Мы не можем прожить без воды. Вода – это и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на земле очень много, ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.

    2. Вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.

    5. Домашнее задание

    Развитие памяти
    Выучить стихотворение:

    Вы слыхали о воде?
    Говорят она везде!
    В луже, в море, в океане
    И в водопроводном кране.
    Как сосулька замерзает,
    В лес туманом заползает,
    Ледником в горах зовется.
    Мы привыкли, что вода
    Наша спутница всегда!
    Без нее нам не умыться,
    Не наесться, не напиться,
    Смею вам я доложить:
    Без нее нам не прожить.

    Конспект содержит идеи проекта “Вода – источник жизни” (авт. Бронникова Д.В., Пивень Л.О.)

    Конспект занятия педагога-психолога с детьми подросткового возраста на тему «Управляй своим настроением»

    Титаренко Инна Николаевна, педагог-психолог ГКУ «Детский дом (смешанный) №30», г. Георгиевск
    Описание материала: Предлагаю вам конспект коррекционного занятия для подростков (11-17 лет) по теме «Управляй своим настроением». Данный материал будет полезен психологам, воспитателям. Это конспект познавательного и коррекционного занятия, направленный на оказание психологической помощи в отреагировании негативных эмоциональных состояний; на ознакомление с видами эмоций, с методами управления своим настроением.
    Цель: выработка умения переводить негативное эмоциональное состояние в позитивное состояние.
    Задачи:
    - психологическое просвещение, закрепление в понимании оптимального эмоционального тонуса;
    - развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
    - развитие любознательности, воспитание адекватного отношения к собственным переживаниям, сплочение детей, воспитание уважения и способности сопереживать другому человеку.
    Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, продуктивная деятельность детей, рефлексия, анализ, подведение итогов.
    Раздаточный материал: бумажные листики, ручки, альбомные листы по количеству участников; цветные карандаши, клей, страницы из старых журналов, ножницы.
    Потенциальные участники: подростки.
    Количество участников: 6 - 16 человек.
    Время занятия: 1 час 10 минут.

    Ход коррекционного занятия

    1. Упражнение «Познакомимся?!»
    Цель: создать благоприятный настрой, установить доверительные отношения между участниками.
    Время: 5 минут.
    Техника проведения: Подростки придумывают на первую букву своего имени слово – прилагательное, здороваются друг с другом по кругу, повторяя имя и слово прилагательное предыдущего участника, а затем своё. Пример: «Здравствуйте! Тарас - тихий. Я Даша – добрая».
    Инструкция: «Придумайте слово - прилагательное (второе имя) на первую букву вашего имени, теперь можно поздороваться, называйте ваше имя и слово прилагательное, говорите соседу справа ваши имена, он же перед тем как сказать свои имена должен повторить предыдущие названные. Итак, давайте поздороваемся друг с другом».

    3. Беседа на тему «Эмоции. Управление настроением».
    Цель: сформировать понятие об эмоциях, их видах, и коррекции негативных эмоциональных состояний.
    Время: 10 минут.
    Техника проведения:
    Психолог рассказывает об эмоциях и видах эмоций, ведет беседу о том, как управлять своим настроением, в конце беседы задаёт вопросы.
    Эмоции – это внешнее проявление душевного состояния.
    Мир эмоций очень велик и разнообразен. Каждый человек обязательно должен проявлять свои эмоции для поддержания своего психического и психологического здоровья. Современный мир одевает маску на всех людей, делая их, похожими друг на друга, заставляя их одинаково реагировать на различные ситуации.
    Виды эмоций:
    По знаку эмоции делятся на:
    - положительные (радость, счастье, любовь);
    - отрицательные (грусть, печаль, расстройство, чувство утраты);
    - амбивалентные, то есть смешанные (зависть – одновременно радость и агрессия).
    Положительные эмоции – это то, без чего жизнь серая и тусклая, то без чего люди на целые годы становятся депрессивными. Эти положительные эмоции можно испытывать в совершенно непредсказуемых ситуациях, например, когда вам делают сюрприз, или вы узнали что получили высший балл по экзамену (контрольной работе). В любом случае этот вид эмоций обязательно должен присутствовать в вашей жизни. Главным их критерием есть только то, что количество положительных эмоций должно преобладать над количеством отрицательных.
    По качеству эмоции можно разделить на несколько основных типов: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд. Каждая эмоция напрямую связана с восприятием внешнего мира, а это значит, что чем больше мы контактируем с окружающим нас миром, тем больше эмоций мы будем испытывать.
    Какие последствия эмоций в жизни человека? Наиболее пагубными являются последствия от гнева и страха. Это те эмоции, которые вызывают наиболее сильные эмоциональные всплески, с которыми нам бывает непросто справиться. Такие эмоции, как отвращение, презрение и стыд тоже особой радости нам не доставляют, но они безопасны для нашей психики. Отдельным видом стоит выделить страдания, потому что страдания мы придумываем себе сами, это плод нашей фантазии и воображения. Так что придерживайтесь поговорки и ничего не принимайте близко к сердцу.
    Давайте, поговорим о настроении. Как известно, оно бывает разным, но что делать, если у нас плохое настроение? Вы часто встаёте не с той ноги? Бывает ли с вами, что ваше настроение портится без всякой причины? У вас горячий темперамент? Если вы ответили да на все три вопроса, то вот ваш диагноз: вы очень легко поддаётесь переменам настроения.
    Давайте научимся управлять своим настроением.
    Настроения не то же самое, что эмоции. Во-первых, настроения часто бывают менее интенсивными и длятся дольше, чем эмоции. И, в отличие от большинства эмоций, настроения не имеют какой-то определённой причины. Мы не можем точно сказать, почему мы находимся в хорошем расположении духа или почему у нас тяжело на душе.
    Так откуда же берётся настроение? Многие люди думают, что наша повседневная активность, отношения, успехи и провалы создают наше настроение. Но это только часть правды. Наше здоровье, сон, еда и даже время суток также определяют наше настроение. То есть настроение является показателем нашего физиологического состояния и нашего психологического опыта в каждый данный момент времени. Наше настроение подобно термометру: реагирует на все внутренние и внешние изменения, происходящие с нами.
    Невыраженный гнев усиливается и усугубляется. В противоположность известной мудрости злость не проходит сама по себе: телу нужно освободиться от выработанного адреналина. Так что, прежде чем сказать что-то, о чем вы потом пожалеете, позанимайтесь физкультурой, послушайте расслабляющую музыку или посчитайте про себя, пока не почувствуете, что гнев вас оставил.
    Также можно съесть шоколад, чтобы почувствовать себя лучше, позвонить близкому человеку, чтобы развеяться. Любое поведение подобного рода является в некоторой степени попыткой управлять своим настроением.
    Вот способ проверить, насколько вам удаётся управлять своим настроением. Выберите три способа, к которым вы чаще всего прибегаете, чтобы поднять себе настроение:
    - прослушивание музыки;
    - физические упражнения (или прогулка);
    - просмотр телевизора;
    - чего-нибудь съесть;
    - позвонить или поговорить с кем-нибудь;
    - побыть одному;
    - избегать человека или то, что портит ваше настроение;
    - использовать юмор;
    - забыться в любимом деле (хобби);
    - попробовать рассмотреть проблему с разных сторон.
    Если физические упражнения – один из ваших любимых способов борьбы с плохим настроением, то вы в порядке. Исследования показывают, что регулярные физические упражнения – один из самых эффективных регуляторов настроения. Даже 10-минутная прогулка может победить тоску и повысить ваш уровень активности. Другими хорошими регуляторами настроения могут быть: музыка, упражнения на релаксацию, избегание негативных мыслей, юмор и занятие своим хобби или другой продуктивной деятельностью.
    С другой стороны, такие способы, как избегание других, одиночество, курение, алкоголь, а также стремление чего-нибудь съесть, помогают только поначалу, а затем могут создать серьёзные проблемы. Разговор с близким человеком является хорошим средством только тогда, когда он конструктивен, и вы ищете возможные пути решения. Если он затягивает вас в пучину эмоций и вводит в ступор, то это никуда не годится. И не переживайте, если у вас не получается сразу найти выход из положения!
    Итак, как же корректировать негативные эмоции?
    Что же такое негативные эмоции и когда мы их испытываем?
    Наша жизнь наполнена эмоциями, часто мы руководствуемся эмоциями, принимаем решения, делая выборы. Большую часть из них занимают негативные эмоции. Негативные эмоции очень некомфортные, человек старается их преодолевать, корректировать и избегать. Так зачем же они нужны?
    Негативные эмоции одна из важных составляющих нашей жизни. Они возникают в ответ на опасность, хоть физической, хоть морально - психологической и запускают защитный механизм адаптации, благодаря которой, человек может корректировать свое поведение так, чтобы устранить эту опасность. Негативные эмоции можно разделить на основные виды:
    - Гнев, чаще гневом человек реагирует на возникающие препятствия, на пути достижения к его цели; предназначение этой эмоции - высвободить энергию, необходимую для разрушения препятствия.
    - Печаль, чаще её испытывает человек, который теряет ценный и значимый для него объект, предназначение этой эмоции - снизить уровень энергии.
    - Страх помогает человеку избежать опасности, а также помогает мобилизоваться в опасных случаях, если избежать не удаётся.
    - Презрение часто помогает человеку, для поддержки его самооценки.
    - Вина, чувство вины, напротив, сигнализирует о возможной потере самоуважения.
    - Отвращение помогает человеку отгородить от себя нежелательные объекты. По сути, событие, которое происходит с нами в повседневной жизни, является нейтральным, и лишь мы его (наше восприятие) окрашиваем в разную тональность и оттенки эмоций и чувств.
    Вопросы для обсуждения:
    - почему важно также испытывать и отрицательные эмоции?
    - давайте проверим, насколько нам удаётся управлять своим настроением.
    - назовите виды положительных эмоций, какие бывают у вас чаще всего?

    4. Упражнение «Мусорное ведро»
    Цель: уменьшение негативных эмоций, перевод негативного эмоционального состояния в позитивное.
    Время: 10 минут.
    Техника проведения: Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы, и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда)
    Инструкция: «Вам нужно написать на листочках все свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, а затем смять этот листочек и выкинуть его в ведро. И забыть все, что там написано навсегда».

    5. Лекция на тему «Как быстро привести свои эмоции в порядок».
    Цель: просвещение детей о способах эмоциональной разрядки.
    Время: 10 минут
    Техника проведения:
    Психолог, рассказывает о методах снятия эмоционального напряжения. В конце лекции задаёт вопросы.
    Давайте поговорим о некоторых методах устранения эмоционального напряжения.
    Вот некоторые из них:
    1) Пешая прогулка.
    Смените обстановку, если у вас есть такая возможность, выйдите на улицу и пройдитесь пешком, чередуя при этом темп движения (то замедляя, то прибавляя шаг) и ширину шагов (мелкие шаги сменяйте более широкими). Вскоре вы заметите, что раздражительность и нервозность уходят: нормализовалась функция эндокринной системы, активизировалась работа участков мозга, отвечающих за настроение, биохимические процессы запущенные стрессом переключились на обеспечение физической активности.
    Эффект достигается быстрее, если во время движения переключить внимание с проблемы на что-нибудь другое - на созерцание природы, на приятные воспоминания или мечтания.
    2) Физкультурная пауза: сядьте на стул, ухватившись за сидение, потяните его с усилием вверх и сохраните такое положение, считая до 7; соединенные в замок руки заведите за голову. Давите ими на шейный отдел, а всем телом сопротивляйтесь этому давлению.
    Если вы испытываете эмоциональную усталость, то вам физические нагрузки крайне необходимы.
    3) Корчим рожицы.
    Вы замечали, как маленькие дети любят строить гримасы и передразнивать людей? Так они интуитивно избавляются от излишнего нервного напряжения.
    Не помешает и вам построить рожицы перед зеркалом, такая мимическая гимнастика поможет избавиться от эмоциональной нагрузки и, возможно, подымет настроение.
    4) Зеваем.
    При снижении работоспособности и напряжении психики мы инстинктивно начинаем зевать. Таким способом организм помогает нам справиться с ситуацией, запуская для этого древнейший рефлекс.
    При зевании повышается тонус всего организма, улучшается кровоток, ускоряется обмен веществ, быстрее выводится углекислый газ. Эти процессы нормализуют мозговую деятельность и улучшают работу нервной системы. Зевоту можно и нужно вызывать искусственно в моменты напряжения.
    5) Успокаивающие ванны отлично и быстро снимают нервное напряжение, являются хорошей профилактикой нервных расстройств и помогают при нарушениях сна.
    6) Точечный массаж стимулирует выработку натуральных успокоительных гормонов серотонина и эндорфинов, воздействуя на биологически активные точки: массируйте в центре подбородка (на внутренней его части) антистрессовую точку круговыми движениями: по часовой стрелке – 9 раз и столько же против неё; разминайте, сдавливайте и слегка растягивайте средние пальцы рук по 2-3 минуты.
    7) Улыбаемся и смеёмся. Если вы умеете улыбаться даже при плохом настроении, то нервное напряжение вам не грозит. Конечно, бывают ситуации, когда это сложно делать, но улыбку все же выдавить из себя очень нужно. Ваш организм искренне удивится «неправильной» реакции. Удивится и согласится, что не так уж все и плохо, а будет еще лучше.
    Во время улыбки и тем более смеха приток крови и кислорода усиливается, мозг лучше работает, что благотворно сказывается на психическом состоянии.
    Именно по этой причине, улыбка и смех снимают усталость, помогают переключиться на другое состояние, растормаживая защитную реакцию организма.
    Многие учёные считают смех - отличной естественной техникой по расслаблению, ее эффективность сравнима с медитацией. Постоянно ищите поводы для смеха, читайте юмористические рассказы, полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям.
    Создавайте как можно больше хороших событий в своей жизни, а значит эмоций и мыслей. Творите свою реальность! Будьте позитивны и здоровы!
    Наше настроение напоминает термометр, который сообщает нам о том, как протекают наши физиологические и психологические процессы. Физические упражнения – по-видимому, лучший способ регулировать настроение.
    Вопросы для обсуждения:
    - какими методами снятия эмоционального напряжения вы пользуетесь чаще всего?
    - какие из приведенных методов вам понравились, и вы бы их попробовали?

    6. Упражнение «Коллаж радости».
    Цель: Формирование оптимального эмоционального тонуса, развитие любознательности.
    Время: 15 минут.
    Материал: Альбомный лист, ручки, цветные карандаши, клей, листы старого журнала.
    Техника проведения: Психолог просит детей создать коллаж о тех вещах, событиях, явлениях, которые приносят им радость. Предлагает обозначить темы коллажа.
    Инструкция: «Дети у каждого из вас есть по альбомному листу, вам нужно создать свой коллаж радости. Вы можете писать ручками, рисовать карандашами, вырезать из старых журналов и приклеивать на свой лист что хотите. Темы коллажа могут быть следующими:
    - качества, которые нравятся в людях;
    - дела, которые удаётся делать хорошо;
    - вещи, которые люблю;
    - любимые книги, фильмы, мультфильмы;
    - любимые места;
    - приятные сны;
    - наши мечты.

    8. Ритуал окончания занятия
    Цель: снятие эмоционального напряжения, завершить занятие на положительной ноте.
    Время: 5 минут.
    Техника проведения: подростки прощаются по очереди и высказывают пожелания друг другу.
    Инструкция: «Давайте поблагодарим за проделанную работу друг друга. Пожелайте друг другу что-нибудь тёплое и хорошее. До следующей встречи».

    Список использованной литературы:
    1. Психология/Джони Джонстон; пер. с англ. Л.М. Птицына. – М.: АСТ: Астрель; 2007. – XXVI, 493с.: ил. – (Просто!).
    2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.- М.: Генезис, 1998.- 160 с, ил.
    3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.