Как научить ребенка ходить после ходунков. Могут ли ходунки уберечь малыша от опасных предметов? Упражнения для раннего возраста

Ходунки – это специальное приспособление на колесиках, которое позволяет ребенку плотно сидеть в специальном сидении, риск падения в этом случае минимален. Ходунки – это хороший предмет прежде всего для родителей – малыш в ходунках занят, он может самостоятельно передвигаться по комнате, позволяет маме заняться своими делами. Кроме того, современные модели ходунков имеют на верхней панели огромное количество развлечений – мелодий, красочных кнопок, игрушек, лабиринтов и иных предметов. То есть, в таких ходунках малышу точно не скучно. Но так ли оправдано использование этого предмета?

Ходунки – польза и вред

О полезной части этого детского предмета мы уже поговорили. По большей части ходунки нужны маме, чтобы успеть переделать по дому множество дел. И они, действительно, ее спасают – малыш может проводить в этом интересном приспособлении часы напролет. Однако ходунки кроют в себе серьезную опасность. Неправильное их использование приводит к тому, что у малыша могут начаться проблемы со здоровьем.

Самая главная ошибка, которую допускают родители — они сажают в ходунки маленького ребенка. Малыш, у которого позвоночник еще не окреп, не в состоянии выдерживать такие серьезные нагрузки, как вертикальное положение тела. Часто дети, которые ходят в ходунках, долго не могут начать самостоятельно ходить. А все потому, что мышцы спины, поясницы и шеи развиваются только в ползающем состоянии. То есть, чтобы подготовиться к прямохождению, малыш должен вдоволь наползаться и натренироваться, а не ходить в ходунках. Раннее использование ходунков (до 6 месяцев) приводит к тому, что у ребенка развивается сколиоз и другие проблемы с позвоночником из-за серьезной нагрузки, к которой организм еще не готов. Именно поэтому в некоторых странах ходунки полностью сняты с производства и запрещены к использованию.

Другой негативный фактор, который может стать серьезной проблемой в использовании ходунков – это возможность получения травм. Многие родители, надеясь на безопасность ходунков, оставляют ребенка наедине с приспособлением. Колесо ходунков может попасть в углубление в полу, ходунки переворачиваются. Особенно тщательно нужно следить за лестницами в доме – их нужно закрывать специальными перегородками для детей. Нужно понимать, что ходунки не освобождают от необходимости смотреть за ребенком.

У детей, которые часто ходят в ходунках, есть еще одна проблема – впоследствии из-за привычки отталкиваться носками, они зачастую начинают ходить на носочках. Это очень вредно для организма, ведь вес ребенка распределяется не на всю стопу. Если у вас нет ходунков – не покупайте их, замените приспособление манежем. Если же ходунки у вас уже есть, следуйте четким правилам, чтобы не навредить своему ребенку. Первое – нельзя сажать в ходунки ребенка, если он не умеет сидеть и ползать. Это серьезная нагрузка для неокрепшего позвоночника. Лучше сажать малыша в ходунки не раньше 8 месяцев. Второе правило – использовать ходунки только 30-40 минут в день, максимум — час. В остальное время ребенок должен ползать, чтобы укрепить свой мышечный корсет. Третье правило – не оставляйте малыша одного, даже если он в ходунках и рядом нет неровностей. Может произойти что угодно и взрослый человек должен быть рядом. Если вы готовы выполнять три простых правила, мы расскажем вам, как научить ребенка ходить в ходунках.

Прежде всего, нужно понимать, что теперь ребенок будет передвигаться самостоятельно и сможет залезть куда угодно. Закройте углы мебели и косяки специальными силиконовыми накладками, которые способны смягчить возможный удар. Закройте все розетки, которые находятся на уровне роста малыша, уберите электроприборы и различные шнуры. Из зоны досягаемости следует убрать бытовую химию и другие опасные составы. Как было отмечено, нужно закрыть лестницы, если такие есть в доме. Только выполнив эти простые правила, можно приступать к обучению малыша ходить на ходунках.

  1. Принеся в дом новый предмет, его следует тщательно промыть и продезинфицировать. Ведь на полке магазина ходунки наверняка трогало немало людей. А ваш малыш непременно захочет познакомиться с новым предметом, прежде всего облизав его.
  2. Когда в доме появятся ходунки, не торопитесь сажать ребенка внутрь – вы можете напугать его, и он будет остерегаться этого предмета. Дайте ему познакомиться с новой игрушкой, пусть малыш все хорошо исследует.
  3. Когда кроха перестанет бояться, осторожно посадите его на сидение. Будьте аккуратны, любая боль может быть ассоциирована с предметом и малыш впоследствии наотрез откажется сидеть в ходунках. Ребенку должно быть комфортно и удобно.
  4. Дайте крохе освоиться в новом положении. Пусть малыш поиграет немного. Потом осторожно подвигайте его ногами, чтобы показать ребенку, как нужно отталкиваться от пола. В это же самое время подталкивайте слегка ходунки, чтобы малыш понимал – его движение ногами приводит к тому, что он двигается и перемещается самостоятельно.
  5. Отрегулируйте высоту сиденья так, чтобы малыш соприкасался к полу полной ступней, а не только носочками.
  6. Никогда не сажайте плачущего ребенка в ходунки, это может вызвать у малыша испуг, и он не захочет больше пользоваться этой игрушкой.
  7. Когда кроха перестанет бояться, и будет спокойно сидеть в своем первом транспорте, вы можете немного отойти и позвать малыша ласковым словом или «поманить» его любимой игрушкой. Главное для ребенка понять принцип действия – он отталкивается ногами и это приводит к его перемещению. Если у малыша все получается, непременно хвалите его.
  8. Если ребенок только сидит в ходунках, можно взять его за руки и немного приподнять попу. Вы должны показать малышу, что в ходунках необязательно сидеть, это приспособление для безопасного стояния. Приподнимите малыша на ноги и немного отпустите ручки. Ребенок вскоре поймет, что даже если он упадет, больно ему не будет. Это придаст ему уверенности.
  9. Тщательно следите за малышом. Бывает так, что иногда дети двигаются только в одну сторону, корпус все время наклонен вбок. Постарайтесь мотивировать кроху для движения в обратную сторону. Если не получается – от ходунков пока стоит отказаться, чтобы не способствовать развитию искривления позвоночника.
  10. Не катайте ребенка в ходунках, иначе ноги будут волочиться по полу, малыш будет воспринимать ходунки в качестве веселого аттракциона, а затем начнет просить вас покатать его. Подвигать корпус ходунков можно только одновременно с переставлением ножек ребенка. Ваша задача в этом и заключается – дать ребенку понять, как действует эта штука.

Обычно ребенок быстро привыкает к ходункам, и начинает пользоваться ими уже через несколько дней после появления в доме новой «игрушки».

Ходунки – это особый предмет, который может быть невероятно полезен и одновременно опасен для ребенка. При правильном использовании ходунки могут стать настоящим спасением для капризного малыша и его мамы – ребенок не будет проситься на руки, а сможет сам перемещаться по комнате и брать нужные ему игрушки. Но для того, чтобы не навредить малышу, нужно соблюдать простые правила безопасности.

Видео: ходунки — за и против

Родители всегда с нетерпением ждут, когда же их дитя начнет топать своими ножками самостоятельно. И для этого прилагают все усилия. А еще они рады специальным приспособлениям, которыми являются ходунки. Действительно так ли они полезны для обучения малыша ходьбе? Как правильно учить малыша топать с их помощью? Что нужно учитывать? Узнаем подробно.

Ходунки - это специальное устройство, помогающее ребенку освоить ходьбу без помощи взрослого. Существуют полярные мнения по поводу их использования и влияния на здоровье малыша. Так в бывшем Советском Союзе в 70 годах они были сняты с производства, а в Канаде запрещены с 2004 года. В любом случае, это приспособление имеет свои „за” и „против”, о которых необходимо знать.

Так, противники их использования наводят такие аргументы:

  1. Травматизм. Педиатры констатируют, что за историю применения ходунков было зафиксировано много случаев травматизма. Ходунки имеют свойство опрокидываться, цепляясь колесами за углы, выступы либо, наоборот, съезжая в углубления на полу. Часто дети в них сильно травмируют руки, когда разгоняются и ударяются о твердые поверхности.
  2. Негативное влияние на позвоночник. Если малыш сам не ходит, то это значит, что его опорно-двигательный аппарат к этому просто не готов. А ускорение процесса и помощь, которую якобы оказывают ходунки, это на самом деле нагрузка на позвоночник. Если она длительная, то может привести к его искривлению.
  3. После ходунков дети часто ходят на носочках , потому что так они отталкиваются в ходунках от пола. Такая ходьба чревата гипертонусом мышц.

Сторонники этого приспособления акцентируют на том, что оно дает маме возможность заняться своими делами; при использовании их после 7-8 месяцев опасности для позвоночника меньше; есть возможность малышу удовлетворять любопытство, передвигаясь по комнате; дитя развлекается с помощью встроенных в приспособление мелодий.

Читайте также

Узнав о недостатках и преимуществах такого детского устройства, родители сами должны сделать соответствующие выводы. Если это решение о его приобретении, то дружбу малыша с ним начинать надо так:

  1. После покупки внимательно прочитайте инструкцию изготовителя.
  2. Дайте малышу просто пощупать ходунки, потрогать корпус, колеса, нажмите музыкальные кнопочки, если такие есть.
  3. На следующий день после приобретения посадите малыша в ходунки на минуту, предварительно отрегулировав высоту сидения, чтобы ножки опирались об пол. Но при этом у ребенка должно быть хорошее настроение. Плачущего малыша в ходунки сажать нельзя, это только сформирует негативное к ним отношение или даже испуг.
  4. Если все в порядке, то повторите попытку, пусть дитя посидит в ходунках несколько минут.
  5. На следующий день попробуйте двигать малыша в ходунках по полу. Придерживайте приспособление за корпус, улыбайтесь, чтобы малыш не испугался и ему понравился первый транспорт.
  6. Остановитесь, отойдите немножко. Пусть ребенок попробует двигаться сам.
  7. Ежедневно увеличивайте время пребывания вашего крохи в ходунках. До конца первой недели «дружбы» с транспортом это время не должно превышать 20 минут.
  8. Постоянно контролируйте положение тела ребенка. Случается так, что при движении в этом приспособлении дитя выбирает только одно направление и постоянно держит корпус наклоненным в одну сторону. Это способствует искривлению формирующегося позвоночника.
  9. Следите за тем, чтобы малыш ставил ножку полностью на всю стопу, а не отталкивался одними только носочками. Это приводит к напряжению мышц голени и искривлению стоп.
  10. Девочек в ходунках нужно держать меньше времени, нежели мальчиков. Целесообразно будет делать перерывы в пребывании в них дочурки.
  11. После ходунков пробуйте ходить с малышом вместе, держа его за руки корпус. Хвалите, гладьте по головке.
  12. Итак, терпение, постепенность, дозированное пребывание в ходунках помогут малышу владеть своим телом и скорее


Почему-то мамы и папы считают, что чем раньше их чадо встанет на две ноги и начнет ходить самостоятельно, тем это лучше. А те, чьи карапузы никак не хотят садиться, ползать и ходить, склонны не только паниковать, опасаясь за здоровье ненаглядного чада, но и винить себя в том, что их ребенок развивается медленнее, чем у других. Известный детский доктор Евгений Комаровский рассказывает, можно ли научить ребенка ходить самостоятельно и надо ли это делать.

О нормах и отклонениях от них


В педиатрии существуют определенные нормы физического развития ребенка. Обычно среднестатистический малыш начинает стоять с поддержкой в 7-9 месяцев. Без поддержки он начинает обходиться (или даже делает первые шаги) к 10-12 месяцам. Если ребенок не ходит в 1 год и 2 месяца, это вовсе не обязательно признак серьезного заболевания. Такого малыша не нужно сразу лечить.

Если педиатр обоснованно считает ребенка здоровым, то совершенно не имеет значения, когда малыш начинает ходить - в 6, 8 месяцев, в 10 или в 18. В пресловутой статистике, конечно, сроки начала прямохождения тоже обговорены - от 10 до 15 месяцев. Однако на практике они могут сильно отличаться от этих значений, поскольку все дети очень индивидуальны. Комаровский советует не сравнивать своего ребенка с другими детьми и со среднестатистическими нормами. Дело это неблагодарное, оно приводит к развитию неврозов и у ребенка, и у его родителей.

Почему ребенок не ходит?

На возможность развития ходьбы влияет огромное количество факторов:


  • вес и комплекция малыша;
  • готовность мышц и позвоночника;
  • состояние его здоровья (нет ли хронических и острых заболеваний);
  • темперамент ребенка, особенности характера;
  • наследственность;
  • желание ребенка ходить.

Комаровский считает ключевым фактором именно желание малыша перемещаться вертикально. Природа все устроила таким образом, что желание ходить появляется именно тогда, когда для его реализации есть оптимальные физические возможности.

Если ребенок успешно прошел все предыдущие стадии (перевороты, сидение, ползание), он вполне готов стоять и ходить. Однако торопить его не нужно. Дети, которых родители насильно заставляли принимать вертикальное положение, подвергаются большому риску. Нагрузка на позвоночник (особенно в том случае, если малыш пухлый и весит больше нормы) может стать причиной возникновения дальнейших проблем с этим самым позвоночником.


Если малыш соматически здоров, а педиатр, который его наблюдает, заявляет об отсутствии у ребенка заболеваний, то Комаровский советует до года специально не обучать ребенка хождению. Ничего страшного, по мнению Евгения Олеговича, не случится, если карапуз пару-тройку лишних месяцев проведет в горизонтальном положении.

О ходунках

Многие родители полагают, что решить проблему «нехождения» помогут ходунки. Они покупают это (не самое дешевое) устройство и успокаиваются - все, что от них зависело, сделано. Доктор Евгений Комаровский говорит, что основная польза от ходунков - это польза для родителей. Ходунки - прекрасный способ занять ребенка и освободить свои собственные руки. Пока ребенок в ходунках, мама может быть спокойна - чадо никуда не упадет, не ударится об острый угол, не покалечится. Если идет речь о небольшом времени, которое требуется маме, чтобы приготовить ужин или принять душ, то в ходунках ничего страшного нет.

Страшное начинается тогда, когда родители с помощью этих самых ходунков усиленно стараются научить ребенка ходить и держат кроху в этом устройстве все время, пока он не спит.


Чем раньше мама и папа начинают использовать ходунки, тем сильнее и опаснее вертикальная нагрузка на позвоночник ребенка.

Перед стоянием малыш должен пройти этап ползания, так как в процессе перемещения по-пластунски, на четвереньках, на кулачках, даже задом наперед у ребенка тренируются и крепнут мышцы спины, ног и рук, что потом позволяет ему начать ходить с минимальной нагрузкой на позвоночник.

Ходунки могут являться причиной приобретенной кривизны ног. Дело в том, что ребенок в ходунках отталкивается от поверхности внешней стороной стопы. Если такой способ перемещения практикуется часто, формируется неправильное хождение. Кривые ноги для мальчика, может, и не такая уж большая проблема, но девочку это никак не красит.

Не секрет, что ходунки - это распространенный подарок семье с маленьким ребенком. Учитывая все вышесказанное, доктор Комаровский рекомендует дарителям заменить ходунки на манеж. Это приспособление поможет ребенку хорошо провести время, не свалиться и не покалечиться, не залезть куда-нибудь, а маме подарит драгоценное свободное время для приготовления пищи, глажки и приведения себя в порядок.


Подробнее смотрите в небольшом видео доктора Комаровского.

Комаровский говорит, что лучший способ научить ребенка ходить – предварительно научить его ползать и всячески поощрять такой горизонтальный (а потому относительно безопасный) способ передвижения в пространстве.

Иногда случается, что дитя боится начинать ходить. Физически он готов (и даже пробовал) ходить самостоятельно, но упал, сильно ушибся, его что-то испугало, и после этого кроха ни в какую не желает делать шаги. В этой ситуации родители должны мягко и ненавязчиво помочь своему ребенку - но не научиться ходить, а преодолеть страх.

Правильно учить ребенка ходить - учить его тогда, когда он и сам готов к этому, но по каким-то причинам не может преодолеть страх. Родителям, особенно с небольшим родительским опытом, достаточно трудно понять, когда малыш готов к перемещению на двух конечностях. Есть несколько верных признаков того, что физиологическая готовность имеется:

  • Ребенок может долго стоять на ножках, держась за бортик манежа, за перила кроватки.
  • Ребенок научился переступать, держась за бортики или перила.
  • Ребенок научился не только стоять, но и принимать сидячее положение из положения стоя (это говорит о развитой мускулатуре спины).
  • Ребенок уже ходит, но делает это по-своему - ходит на коленках, пытается перемещаться на пальчиках.

Победить страх не так просто, как кажется, от мамы и папы потребуется долгая и упорная работа. Лучше всего заниматься с ребенком в игровой форме, поощряя его отпустить опору и сделать шаг самостоятельно. Уж если вы решились на такие занятия, первое, что потребуется - это ортопедическая обувь, которая позволит малышу более уверенно стоять на своих двоих.


Затем следует создать правильную поверхность для ходьбы (скользкий кафель и не менее скользкий линолеум не подходят ). Если малыш начал ходить, но делает это неуверенно, часто падает, иногда останавливается и заходится в плаче, можно воспользоваться поддержкой в виде вожжей (делаются из простынки, крепятся на плечевом поясе и под мышками).

Если малыш уже смог топать самостоятельно, нужно помочь ему научиться преодолевать препятствия. При помощи взрослых в игровой форме он может переступать через небольшие предметы, натянутую веревочку. Такие упражнения помогут ему почувствовать свое тело и изучить его возможности.

Хождение босиком

Часто родители спрашивают, можно ли ребенку ходить босиком. Многие это делают под давлением представителей старшего поколения - бабушки и дедушки приходят в ужас, когда видят, как карапуз делает первые шаги босыми пятками по голому полу. Ничего страшного в такой «прогулке» без обуви нет, считает Комаровский, к тому же это очень полезно для ребенка.

Природа не предусматривает никакой обуви, а потому биологически и физиологически чадо в ней точно не нуждается. Если пол холодный, а малыш босой - не нужно бояться, что будет происходить повышенная теплоотдача. Ребенок вряд ли заболеет.

При контакте стопы с холодным полом сосуды кожи на ножках малыша сужаются, и именно это препятствует потере тепла. Такое компенсаторное свойство есть только у ног человека, но нет у других частей тела.

Евгений Комаровский заявляет, что ничего страшного нет в том, что ребенок стоит на холодном полу, но если он будет на нем сидеть - это может существенно навредить его здоровью.

Есть еще один аргумент для заботливых бабушек, которые норовят надеть на ребенка сразу две пары носков, а также теплые тапочки: хождение босиком, по оценкам многих детских ортопедов и педиатров, помогает сформировать правильную стопу, без плоскостопия и других проблем.

Полезно ли ходить босикм расскажет доктор Комаровский в видео ниже.


Помочь ребенку физически подготовиться к своим первым шагам можно, регулярно делая с ним гимнастику, массаж, занимаясь с ним на фитболе.

Есть периоды в жизни ребенка, когда родителям следует снижать интенсивность упражнений для укрепления мускулатуры. К ним относятся периоды прорезывания зубов, если они болезненны, периоды болезней, особенно протекающих на фоне повышенной температуры, периоды важных перемен - например, если малыш переходит с одной смеси на другую или с грудного вскармливания на искусственное.

Ваш ребенок растет, развивается, уже вовсю ползает, и каждый родитель ждет того момента когда их малыш начнет ходить на ножках, сделает первый шаг. Многие родители пытаются своему крохе помочь пойти и пытаются научить ребенка ходить самостоятельно как можно быстрее. Давайте разберемся когда начинать подготовку. Предлагаем вашему вниманию 10 простых советов, которые, надеемся, вам помогут.

Мы уже писали подробную статью когда дети начинают ходить, советуем ознакомиться (чтобы иметь общее представление)

№1 Лежим на животике

Задолго до того, как ваш малыш сделает свои первые шаги, когда ему всего лишь несколько недель, вы можете начинать готовить его мышцы для предстоящей работы. Убедитесь, что ребенок проводит в день 10 минут на животике, либо сразу, либо в течение дня. Это действие поможет укрепить шею и мышцы спины младенца. (Читаем: Как правильно выкладывать ребенка на животик).

№2 Практикуем переворачивание

Будьте готовы к кувырканию во время смены подгузников! Ребенок начнет переворачиваться с боку на бок и пытаться вернуться назад уже в два - четыре месяцев от роду. Поощряйте его перевороты, удерживая игрушку сначала над ним, а затем перемещая ее в сторону до предела. Это поможет малышу развивать мышцы шеи, спины, ног и рук, подготовит к следующему шагу: умению сидеть. (Читаем: Когда ребенок начинает переворачиваться | Учим малыша переворачиваться в 3 - 4 месяца: простые действующие упражнения (+видео)).

№3 Поощряем движение

Начиная примерно с 4-х месячного возраста, ребенок пытается сидеть с поддержкой или в подушках, и в 6 месяцев он в состоянии сидеть самостоятельно. Помогите ему сесть, осторожно потянув за ручки. Стимулируйте малыша поворачиваться в разных направлениях, опираться, сидеть с помощью игрушки, оставив ее вне досягаемости, укрепляя его мышцы и координацию.

№4 Отправляемся в путешествие

От шести до десяти месяцев кроха будет учиться ползать, делая выпад вперед за привлекшим его внимание предметом. Воспользуйтесь этим и расположите привлекательные для него объекты подальше, поощряя движение. Совершите маленькое путешествие по вашему дому, используя вновь обретенную подвижность вашего ребенка. Статья о начальном периоде ползания.

№5 Помогите укрепить мышцы ног

Ваш любопытный карапуз скоро начнет вставать, опираясь на разные объекты, такие как мебель, ваша нога или что-нибудь еще, дабы сохранить равновесие. Обычно дети справляются с этой задачей в семь - двенадцать месяцев. Помогите укрепить им мышцы ног, позволяя держаться за вас, прыгать на коленях. Также учите малыша сгибать колени, чтобы он знал, как вернуться обратно на пол.

№6 Будьте компаньоном

Когда ребенок набирается сил и уже хорошо стоит, он начинает двигаться по дому, держась за мебель и другие объекты. Сейчас хорошее время вновь отправиться в «круиз», когда он достиг новых высот. Чтобы ребенка научить хорошо ходить, будьте ему поддержкой, удерживайте его за руки и ходите вместе с ним. Это также идеальное время, чтобы подарить ему игрушку для толкания, например, коляску для куклы, которая поможет ему идти самостоятельно или машину с ручкой.

Когда ребенок начал ходить вдоль опоры – предложите ему безопасную машинку с ручкой. Малыш будет шагать за ней, держась за ручки.

№7 Забудьте про ходунки

Это не нужно, и даже вредно, приучать малыша к ходункам. Они могут задержать развитие ребенка в умении ходить, потому что сужают его бедра и таз. Кроме того, ходунки иногда опасны, малыши могут подкатиться к обогревателю, плите, лестнице или бассейну, находясь в них. Кажется, что эта конструкция может облегчить жизнь маме. Но это не так. Надо постоянно наблюдать, не случилось ли что-то. Попробуйте лучше использовать стационарный столик для игр вашего малыша.

№8 Выбирайте интересные места для хождения

Наконец наступил момент, которого вы так долго ждали: ребенок отпустил стены, мебель, руки и сделал первые шаги самостоятельно. Большинство детей делают свои первые шаги от девяти до тринадцати месяцев, и начинают уверенно ходить между четырнадцатью и пятнадцатью месяцами жизни. Теперь, когда он идет, будьте готовы увидеть новые удивительные моменты: как он пинает мяч или карабкается вверх, вниз по лестнице.

Топ, топ, топает малыш…Первые шаги - очень не легки…Трогательно выглядит кроха, который, переваливаясь с ножки на ножку, делает свои первые шаги. Ходьба - это еще одно из маленьких открытий в жизни ребенка.

№9 Не сравнивайте

Не все дети одинаковы. Одни достигают успеха раньше, другие - позже. Время, необходимое ребенку, чтобы достичь определенного рубежа, может зависеть от различных причин, таких как масса тела или даже характер. Хотя это нелегко, постарайтесь не разочаровываться и не расстраиваться, если ваш ребенок отстает от других детей. Имейте в виду, что сроки являются приблизительными, а не высечены на камне.

№10 Правильно выбирайте обувь

Отправляйтесь покупать первую пару обуви для ходьбы в конце дня, когда нога немного больше, чем в первой половине. Пусть малыш оденет и постоит в новой обуви. Убедитесь, что она ему просторна, не давит. Пусть он походит по магазину немного, проверьте, нет ли раздражения, красных пятен на ножках. Если есть пятна, попробуйте больший размер. Обувь должна подходить строго по возрасту, иметь твердую высокую пятку, упругую подошву с супинатором, удобную застежку. Подробно о правильном выборе детской обуви.

Дома можно ходить без обуви, это полезно, закаляет. Если боитесь, что малыш поскользнётся, купите носочки с прорезиненной подошвой. Они, к тому же, предупредят плоскостопие.

Если ребенок при хождении очень часто падает, постоянно хочет ходить только держась за вашу руку, то одной из возможных причин может быть слабое зрение, рекомендуем проконсультироваться у окулиста.

Читаем дополнительные советы по теме развития вашего ребенка.

Бывает ребенок при хождении наступает не на всю стопу, а на цыпочки, многие родители не понимают почему их кроха ходит на носочках, поэтому ознакомьтесь со статьей - причины и что делать?

Обновлено: Еще одна популярная проблема, это когда ребенок боится самостоятельно ходить, поэтому почитайте из-за чего он боится и что следует делать в этом случае - ссылка на статью

Видеоответ на вопрос:

«Здравствуйте! Дочь начала ходить в 11 мес, сама без поддержки несколько шагов делала, потом несильно упала и наотрез отказывается ходить самостоятельно, только за ручку, причем может едва-едва держаться за палец, либо опираться на мебель и т.д. В годик прошли осмотр,все нормально, невролог ортопед посмотрели, чуть вальгусные стопы, прошли курс массажа - никаких изменений, бегаем-носимся за ручку. Стоит обратиться к неврологу или психологу, или не трогать ребенка, как пойдет-так пойдет? Возможно существуют какие-то спец психологические методики или игры, чтобы преодолеть этот страх? Заранее благодарна за ответ.»

Тезисно вывод:

  1. Не торопите ребенка.
  2. Развивайте интерес к хождению.
  3. Найдите пример для подражания.
  4. Правильно держите.
  5. Отказ от «ходунков».
  6. Хождение без обуви.

Важно! Читаем также: Дети растут очень быстро. Уже через несколько месяцев ваш ребенок перестанет лежать в кроватке, начнет ползать, затем ходить, осваивать новые территории сначала в своей комнате, а потом и во всем доме, поэтому очень важно обезопасить для ребенка дом. Как это правильно сделать читаем в этой статье - как обезопасить дом для маленького ребенка

Первые детские шаги. Во сколько ребенок должен начать ходить? Отвечает Варвара Владимировна:

Терпения вам, мудрости и счастья!

Тезисно:

  1. Не торопить своего ребенка. Все средние показатели - условный ориентир. Поэтому даже в 14-15 месяцев еще не ходить самостоятельно для некоторых вполне нормально. Основная задача родителей на начальном этапе - ждать, пока ребенок созреет для освоения нового навыка. Спешка может негативно сказаться на формировании стоп, мышц, суставов.
  2. Создать благоприятную, безопасную обстановку: убрать все, что может принести вред, ликвидировать острые углы, скрыть шнуры, и особо чутко следить за малышом.
  3. Проводить физ подготовку. Никаких особых упражнений не потребуется. Просто нужно своевременно шаг за шагом тренировать все группы мышц с рождения. Выкладывать на живот, стимулировать переворачивание. Далее ребенок должен сам садиться из положения лежа. Ну и, конечно, большую роль имеет ползание. Задача родителя всячески поощрять двигательную активность ребенка. Например, привлекая его игрушками, вынуждать ползать по комнате. А еще прыжки на родительских коленях, которые так любят дети - отличное упражнение для укрепления ножек. (Как сделать новорожденного ребенка сильнее: 4 базовых упражнения для развития у малыша силы и выносливости)
  4. Массаж хорошо развивает мышцы и снимает напряжение в них одновременно. Можно обратиться к специалисту, а можно его делать самостоятельно.
  5. Побуждать к хождению. Можно показывать занятную игрушку, а после класть ее на стол, например, так, чтобы достать ее можно было бы, только встав на ноги. При попытках малыша уже делать первые шаги игрушка чудесным образом может перемещаться со стола на диван, как только малыш к ней приблизится. Хорошо почаще бывать на улице. где получится наблюдать за другими детьми, уже умеющими ходить. При этом коляску лучше оставлять дома. Удобно при этом использовать специальные «вожжи». Но только тогда, когда ребенок уже начинает ходить. Важно следить, чтобы корпус ребенка не нагибался вперед или в сторону.
  6. Поощрять. Похвала за успехи, улыбка мамы и папы - лучшая награда. Не стоит забывать о ласковых и восторженных словах. Ребенок этого достоин за свои первые шаги.

О чем стоит помнить обучая ребенка ходить:

  • Лучше начинать ходить босиком. Это приводит к правильному формированию стопы. И попутно закаляет малыша. Ну или одевать носочки с прорезиненной подошвой.
  • Для прогулок на улице следует приобрести качественную и удобную обувь с плотным задником и следить, чтобы она не натирала ножки.
  • Не нужно соблазняться ходунками. Дети нередко после ходунков долгое время ходят на носочках. И вовсе отказываются своевременно осваивать навыки хождения.
  • Во время обучения не нужно держать ребенка за подмышки. Правильнее за кисть, за предплечье или даже за капюшон.
  • И, главное, запастись терпением. Не стоит подгонять ребенка под стандартные рамки. Но нужно быть помощником ему во всем, как только он сам будет готов к новым открытиям.

В определённый момент многие мамы и папы начинают размышлять над тем, как научить ребенка ходить. Вопрос этот может возникать в том случае, если родителям кажется, что навык хождения по каким-то причинам у их чада задерживается.

Однако следует понимать, что у каждого ребёнка это умение возникает в своём возрасте, вот почему, по меньшей мере, неразумно равняться на знакомых малышей.

В то же время существуют несколько несложных, но эффективных упражнений и методов, которые позволяют укрепить детский позвоночник, развить мышцы нижних конечностей и стимулировать интерес ребёнка к познанию окружающего мира.

Прочитайте в статье детского психолога, какие самые популярные и распространённые

методики раннего развития

можно использовать на первом году жизни ребёнка.

Сроки появления навыка

Первые шаги ребенка обычно можно наблюдать в 12-месячном возрасте. Но это не означает, что все дети овладевают навыком хождения именно в годик.

В чём же особенности ходьбы в раннем или позднем возрасте?

  • Очень рано. Случает и так, что ребёнок встаёт на ноги в семимесячном возрасте, а через пару-тройку недель начинает ходить. Медики настороженно относятся к подобной «акселерации», беспокоясь за состояние неокрепшего позвоночного столба. Но смотреть нужно на малыша. Если он развивается опережающими темпами, то особо волноваться не следует.
  • Рано. Если ребёнок пошёл в 9 месяцев, то также принято считать, что его двигательные способности формируются раньше нормативных сроков. Переживать также не стоит, но только если родители специально не стимулировали навык хождения.
  • Поздно. Ходьба в 16 месяцев и даже чуть позже тоже считается нормой. Подобное встречается у здоровых ребятишек, но чаще запаздывание моторных умений связано с недоношенностью либо большим весом.

Как только малыш овладеет навыком самостоятельного передвижения, можно заметить отличие его ходьбы от хождения взрослых людей. Ребёнок будет ставить ступни рядом друг с другом, «печатать» шажки из-за неумения перекатываться с пяточки на носочек. Это нормально.

Если же младенец сильно косолапит, ходит на носочках или изобрёл свой собственный, не совсем адекватный способ передвижения, нужно показать его ортопеду и невропатологу.

Они смогут оценить состояние опорно-двигательной и нервной системы и посоветуют нужные терапевтические процедуры, в том числе массажные и гимнастические упражнения, плавание.

Если ребёнок не пошёл в 12 месяцев самостоятельно, но, в то же время, развивается нормально, без неврологических и ортопедических болезней, не следует особо переживать.

Как уже было сказано выше, способность ходить в 12 месяцев – усреднённый нормативный показатель. Однако родителям необходимо знать, что способно затормозить возникновения навыка хождения:

  • Чрезмерная упитанность. Ребятишки набирают лишний вес из-за непродуманного рациона, переедания и нарушенного обмена веществ. Ненужные килограммы нагружают позвоночник, в результате чего ребёнок не может принять вертикальное положение.
  • Темперамент. Флегматичные и меланхоличные дети ползают и ходят несколько позже более «заводных» холериков и сангвиников. Подобная закономерность возникает из-за связи моторной активности с особенностями нервно-психической организации.
  • Генетика. Запаздывание ходьбы – семейная черта? В этом случае бессмысленно ждать от ребёнка скорейшего возникновения навыка ходьбы.
  • Климат. Жители южных регионов планеты, как правило, быстрее овладевают моторными навыками, нежели уроженцы северных территорий.
  • Боязнь. Детское хождение всегда сопровождается маленькими неудачами в виде спотыкания, падения. Некоторые малыши, пережив неудачный опыт, страшатся ходить без поддержки родителей.
  • Стресс. Малыши чувствительны к любому изменению психологической атмосферы. Незнакомая обстановка, скандалы в семье, наказания и прочие неблагоприятные условия приводят к возникновению стрессовой ситуации. Ребёнок пойдёт, как только почувствует себя в безопасности.
  • Заболевание. Даже обыкновенная простуда ослабляет грудничка. Некоторые дети даже забывают навык после того, как хворали в течение некоторого времени. Однако через пару недель умения с лёгкостью возвращаются.

Особняком стоят патологии в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата. В такой ситуации необходимо постоянное наблюдение соответствующего специалиста, приём лекарственных препаратов и физиотерапевтические процедуры.

Если родители не знают, как научить ребенка ходить самостоятельно, следует обратиться к наблюдающему малыша доктору. Вполне вероятно, что он порекомендует взять на заметку один из следующих популярных методов обучения:

  • В обуви. Многие специалисты рекомендуют обувать детей, прежде чем они начнут передвигаться самостоятельно. Естественно нужно брать только качественные ортопедические башмачки. Такая обувь изготовлена из натуральных материалов, плотно охватывает ножку, отличается наличием жёсткого задника и супинатора, который поддерживает свод ступни.
  • Босиком. Согласно этому подходу, спешить с обуванием ребёнка не стоит, особенно если навык ходьбы начал появляться в тёплое время года. Хождение «нагими» пятками по твёрдой поверхности позволяет укрепить связочно-мышечный аппарат, суставы, сформировать правильный свод стопы.
  • На безопасной поверхности. Ребёнок двигается неуверенно, поэтому нужно ограничить его передвижение по скользким поверхностям: кафельной плитке, линолеуму, паркетным доскам. Если малыш всё же по полу скользит, нужно приобрести носочки с резиновой подошвой, улучшающей сцепку с поверхностью.
  • По свободной территории. Когда малыш учится ходить, родителям стоит обеспечить ему простор. Это означает убирание подальше крупногабаритных предметов с пути юного «путешественника», а также предоставление доступа и в другие помещения квартиры.
  • С вожжами. Родители, ведущие ребёнка «на поводке», подвергаются всяческой критике, а также косым взглядам со стороны окружающих. Однако такое приспособление сможет поспособствовать, если малыш боится ходить без поддержки.

Популярный телеврач Комаровский не против использования родителями вожжей. Однако указывает на серьёзный недостаток подобного устройства. Конструкция предупреждает падения, а ребёнок должен научиться падать и вставать.

Прежде чем приступать к обучению, нужно удостовериться в том, что ребёнок готов к усвоению этого навыка. Поторапливать младенца не следует, но и пропускать наиболее подходящий момент также не стоит.

Признаки готовности малыша к хождению: подъём с коленок, способность находиться в вертикальном положении продолжительное время, попытки передвигаться, придерживаясь за мебель или стенки.

Чем больше признаков готовности наблюдается, тем проще будет научить малыша ходить. А поспособствуют ускоренному обучению определённые упражнения, о которых и пойдёт речь дальше.

Многое будет зависеть от того, что заложат родители в начале его жизненного пути. Вот почему перед тем, как быстро научить ребенка ходить, необходимо подготовить детский организм к последующим нагрузкам.

Младенец, много двигающийся, проявляющий активность и заинтересованность в познании окружающего мира, начнёт ходить скорее сверстников, которые постоянно лежат и мало шевелятся.

Чтобы ребенок подрастал более физически подготовленным и крепким, нужно ежедневно выполнять определённые упражнения:

  • Выкладывание на животик. Как только малыш начнёт переворачиваться на животик, можно почаще его выкладывать в такое положение. Это позволит укрепить шейные и спинные мышцы.
  • Перевороты. Ребёнок в 2 месяца уже пробует переворачиваться во время снятия одежды или смены пелёнок. Маме стоит поощрять такие «выкрутасы», ведь они совершенствуют мускулатуру конечностей и шейно-спинного отдела.
  • Принятие сидячего положения. Примерно в 4-6-месячном возрасте ребёнок начинается присаживаться, а уже в 8 месяцев способен сидеть полноценно. Когда он находится в сидячем положении, предлагайте ему дотягиваться до куклы или машинки.
  • Ползание. Ребёнок, желая достать нужный предмет, пытается ползать. Это очень важные упражнения, поэтому родителям следует стимулировать малыша передвигаться на четвереньках или по-пластунски как можно чаще.

Крепкая мускулатура – залог своевременного хождения. Чтобы детские ноги смогли уверенно придерживать своего маленького хозяина, ребёнка нужно научить сгибать и разгибать коленки, прыгать при помощи взрослых.

Как правильно научить маленького ребёнка ходить? Прежде всего, не нужно настаивать, напротив, рекомендуется внимательно следить за развитием младенца. Следующие занятия помогут совершенствованию навыка хождения:

  1. Упражнения на фитболе. Ребёнка 6-9 месяцев можно усаживать на большой мячик спиной к себе, поддерживая его за бёдра. Маленького «наездника» покачивают в разные стороны для тренировки вестибулярного аппарата и координированности действий.
  2. С 9-месячного возраста детей можно приучать стоять на твёрдой поверхности. Ребёнка поворачивают спинкой к себе, поддерживая за грудину. Потом приподнимают его вверх, чтобы он смог сам подняться с корточек и выпрямить ножки. Это упражнение можно сделать под музыку.
  3. Также 9-месячного малыша нужно стимулировать подниматься с коленок. Для этого нужно привлечь его внимание с помощью куклы либо машинки, которую кладут подальше на диван. Ребёнок, стремясь достать игрушку, встаёт и пытается пойти.
  4. Ещё один вопрос: как научить ребенка стоять без опоры. Специалисты советуют дождаться момента, когда младенец будет стоять у надёжной стойки, и дать ему любимую игрушку. Потом ему предлагается ещё один игровой предмет, чтобы он вынужденно отпустил опору, за которую держится.

Если ребёнок интересуется ходьбой раньше 9 месяцев, не стоит препятствовать. Обычно к новым свершениям готовы малыши, которые уже физически окрепли.

Ребенок учится и растёт быстро, поэтому нужно постоянно придумывать новые занятия.

Специалисты советуют выполнять несколько полезных упражнений:

  • С 10 месяцев можно использовать для тренировки навыка хождения обычную детскую коляску (для девочек) или толокар (для мальчиков). Коляска толкается вперёд, а ребёнок следует за ней. Родители же подстраховывают его со спины.
  • Как только кроха научится уверенно держаться (на десятый месяц жизни), подключают упражнения с палочками. Длина этих устройств – примерно 100 см. Ребёнок их захватывает, а родитель кладёт свои руки на детские ручки. Переставляя палочки вперёд, малыш обучается ходьбе.
  • В 10 месяцев дети обычно пытаются ходить самостоятельно, однако некоторые боятся больших пространств. Ребёнка запускают в обруч, а потом это спортивное приспособление перемещают таким образом, чтобы малыш был вынужден ходить.
  • Если малыш уже умеет ходить (обычно в 11 месяцев), придерживаясь за родительскую руку, можно обучить его передвигаться с препятствиями. На небольшой высоте нужно натянуть верёвку, а ребёнок должен её переступать.

Родителям стоит отслеживать детское настроение. Если ребёнку дискомфортно, он отказывается вставать или ходить, упражнения откладываются на некоторое время.

Прежде всего, следует озаботиться безопасностью ребёнка во время тренировки навыков хождения. Первый совет – не ставьте кроху на ноги, если он ещё слишком мал и не готов к передвижению. О чём ещё необходимо помнить?

  • Приобретайте специальную обувь, предназначенную для прогулок. Откажитесь от пинеток и мягких сандалий. Оптимальные туфли – облегчённые, с жестковатой подошвой. Если нижняя часть кажется родителям скользкой, её можно отшлифовать наждачкой.
  • Как уже было отмечено, откажитесь от тренировки хождения на скользкой поверхности, чтобы избежать травм и повреждений. Кроме того, некоторые малыши перестают даже пытаться ходить, столкнувшись со слишком гладким покрытием.
  • Неопытному «ходоку» нельзя сталкиваться с преградами: ступеньками, порогами, коврами и прочими барьерами. Только когда ребёнок научится ходить, можно придумывать различные препятствия, на начальном же этапе их следует обязательно избегать.
  • Также следует обезопасить младенца от острых мебельных уголков, больших напольных вазонов, распахивающихся дверей и лежащих в шкафах коробок и банок с бытовой химией, хрупких предметов и свисающих скатёрок.
  • Откажитесь от применения ходунков, в которых малыш будет не ходить, а ездить, причём очень быстро. К тому же такое приспособление не будет стимулировать ребёнка самостоятельно передвигаться.

Педиатр Евгений Комаровский также убеждён в бесполезности ходунков в деле обучения ребёнка прямохождению. Такое устройство помогает исключительно родителям, которые стремятся отдохнуть от общения со своим чадом.

Более подробно о том, чем опасны

ходунки для малышей

и несут ли они пользу маленькому ребёнку, читайте в информативной статье детского психолога.

Заботясь о детской безопасности, необходимо не удариться в другую крайность – чрезмерную опеку. Дети должны двигаться самостоятельно, свободно, а родителям нужно просто помогать и подстраховывать малышей от травмы.

Обычно процесс обучения проходит гладко, но в некоторых случаях возможны некоторые проблемы, о которых следует знать:

  1. Постоянные падения. Ребёнок только учится ходить – следовательно, он будет падать в силу неумелости и неразвитости вестибулярного аппарата. Однако если падения слишком частые, можно заподозрить плохое зрение и обратиться к офтальмологу.
  2. Страх самостоятельного хождения. Обычно такое случается с чрезмерно чувствительными ребятишками. Если малыш испугается чего-то во время ходьбы или упадёт, нужно не ругать его, а поддерживать и всячески стимулировать к ходьбе.
  3. Повышенный тонус голенных мышц. Если ребёнок ходит на носочках, следует обратиться к доктору. Причина в гипертонусе мышц? В таком случае специалист назначит специальную расслабляющую гимнастику и массаж.
  4. Неверное положение ступней. Как научить ходить ребёнка, если тот постоянно косолапит, «заваливает» наружу или внутрь стопы? Эти положения неправильные, поэтому важно проконсультироваться с ортопедом и провести коррекционные занятия.

Нужно ли учить ребенка ходить? Неожиданный вопрос, поскольку именно об обучении мы писали выше. Однако следует понимать, что под учением мы понимаем скорее тренировку, если малыш развивается в оптимальном темпе.

Целенаправленное обучение необходимо лишь в том случае, если ребёнок запаздывает с навыком и доктор назначает специальные упражнения. Помните, что все ребятишки развиваются индивидуально!

Оптимальный временной промежуток для первых шагов – от 9 месяцев до 1.5 год. Самые активные детишки уверенно ходят в 10 месяцев, а более осторожные и тяжёлые на подъём – в 12 – 16 месяцев. Не стоит паниковать, если ваш ребёнок относиться ко второй группе, так как каждый малыш индивидуален.

Однако многие родители, которые узнают об успехах других детей, начинают переживать, что их чадо может вообще не встать на ножки. Тогда наиболее беспокойные мамы возят кроху на массаж, плавание, обращаются к специалистам. Однако не стоит этого делать, по крайней мере до 1.5 года. Зато родителям необходимо знать, как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки. Главное начинать тренировки с раннего возраста, проводить их регулярно и помогать малышу освоить этот навык.

Дети могут не научиться ходить даже после длительных тренировок при наличии физиологических особенностей организма. Важно вовремя выявить их и устранить.

Причины затяжного «сидения»:

Избыточный вес . Если масса тела вашего ребёнка выше, чем у сверстников, то необходимо уменьшить суточную порцию еды. Однако перед этим следует посоветоваться с педиатром. Если избыточный вес всё-таки есть, то он будет перегружать позвоночник. В таких случаях рекомендуется выполнять с малышом гимнастические упражнения, заниматься плаванием. Если лишний вес появился из-за нарушения метаболизма, то необходима консультация эндокринолога.

Тип высшей нервной деятельности . Двигательная активность зависит от темперамента ребенка. Он состоит из эмоциональной возбудимости, психических особенностей и витальной (жизненной) силы. Например, медлительные флегматики и тревожные меланхолики делают первые шаги позже, чем шустрые холерики и энергичные сангвиники.

Наследственная предрасположенность . Если вы пошли в 10 месяцев и без участия родителей, то скорее всего так случиться и с вашим чадом.

Природно-климатические условия . Согласно статистическим данным, жители южных стран развиваются быстрее, чем северяне.

Использование ходунков . Педиатры и родители неоднозначно относятся к этому приспособлению. Некоторые считают, что с помощью этого инвентаря можно научить ребенка ходить, если использовать их ближе к 12 месяцам (при отсутствии противопоказаний). Кроме того, рекомендуется оставлять его в них ненадолго, заставлять кроху двигаться самостоятельно. Однако при нарушении правил применения ходунков повышается вероятность плоскостопия и нарушения осанки. А более ленивые дети после нахождения в ходунках отказываются передвигаться другим способом. В таком случае необходимо почаще их заставлять ходить самостоятельно.

Неудачный опыт . Если ребенок во время тренировки ударился или у него не получалось сделать свои шаги, то он может запомнить эту неудачу и отказаться от следующей попытки. Чтобы избежать такой ситуации необходимо постоянно находиться возле крохи. Если предотвратить ситуацию не получилось, то к новым тренировкам можно приступать спустя неделю. При этом мамам или папа должны показать на своём примере, как хорошо ходить и что это совсем не страшно.

Стрессы . Ребёнок сделает первые шаги, если психологическая обстановка в семье благополучная. Частые ссоры родителей, переезд, незнакомая обстановка или другие стрессовые ситуации могут плохо повлиять на кроху. Тогда малыш просто не захочет ходить.

Заболевания . Даже обычная простуда плохо влияет на младенца, ухудшая его состояние. Тогда тренировки следует перенести на более поздний период, когда его организм восстановиться после болезни.

Патологии опорно-двигательного аппарата и ЦНС . Это серьёзные заболевания, которые помешают детям самостоятельно ходить. Болезнь нужно вовремя диагностировать, провести грамотную терапию и регулярно проводить обследование у врача.

Кроме того, родителям следует знать, что коленные чашечки у детей формируются только к 6 месяцам. Поэтому начинать обучение нужно в 8 – 9 месяцев, так как только появившимся суставам нужно от 2 до 3 месяцев, чтобы укрепится.

Как уже упоминалось, нет определённого возраста для начала тренировок, потому что все дети индивидуальны. Некоторые могут сделать первые шаги в 10 месяцев, а остальные только после 12 месяцев. Наиболее подходящий возраст для обучения ходьбе – 1 год.

Чтобы определить, когда начинать занятия, родители должны наблюдать за своим крохой. Если он готов к тренировкам, то он будет совершать следующие действия:

Подниматься, удерживаясь руками за какой-нибудь предмет.

Двигаться возле опоры.
Активно ползать из комнаты в комнату и получать от этого удовольствие.
С интересом преодолевать небольшие препятствия.
Ходить за руку.
Питаться выкарабкаться на невысокую мебель (стул, пуф, невысокий столик и т. д.).

Если вы заметили вышеописанные признаки, то можно приступать к активным тренировкам. Если же малыш не проявляет интереса к ходьбе, но при этом здоров, то не настаивайте, по крайней мере до 1.5 лет.

Чтобы кроха научился ходить не позже своих сверстников, обучение нужно начинать с раннего возраста. Развитие опорно-двигательного аппарата рекомендуется проводить спустя 1 месяц после рождения.

Развитие костно-мышечной системы детей разного возраста:

Месячного малыша нужно каждый день переворачивать на живот. Это необходимо для укрепления мышц спины и шеи.

Когда ребёнку исполнилось 2 месяца , помогайте ему переворачиваться с живота на спину и обратно. Чтобы кроха захотел сделать это самостоятельно, держите возле него яркую игрушку и неспеша отводите её в сторону, чтобы он потянулся за ней. Таким образом тренируются практически все группы мышц. После регулярных занятий малыш сможет самостоятельно подниматься.

В 4 месяца научите ребёнка сидеть с опорой на какой-нибудь предмет. Чтобы помочь, аккуратно подтягивайте его за руки.

В полгода младенец должен сидеть самостоятельно.

С 6 до 12 месяцев он должен активно ползать. Помогут ему в этом любимые игрушки и гимнастические упражнения. Поддерживайте кроху за подмышки, чтобы он попрыгал на ваших коленях.

Если родители будут соблюдать эти правила, то ребёнок сделает свои первые шаги уже к 12 месяцам. Если этого не произошло, то нужно начинать специальные занятия.

Перед обучением нужно подумать о технике безопасности малыша. В противном случае он может сильно удариться, после чего желание ходить в нём исчезнет. Чтобы избежать падений и травм, нужно соблюдать следующие правила:

Во время ходьбы обувайте на кроху тапочки для прогулок. От мягких сандалий или пинеток лучше отказаться. Наиболее подходящий вариант – лёгкая кожаная обувь с твёрдой подошвой.

Если родители переживают, что малыш упадёт на скользком полу, то перед занятиями рекомендуется обработать пол наждачной бумагой. Но не стоит делать поверхность слишком шероховатой, это тоже может спровоцировать падение.

Пол должен быть гладким, ровным, чтобы малыш не спотыкался. Но на слишком скользкой поверхности он тоже будет чувствовать себя неуверенно.

Проводите тренировки в помещении, где отсутствуют ступеньки, коврики, пороги. Эти преграды могут спровоцировать травму.

Устраните из комнаты, в которой будут проходить занятия предметы с острыми углами. Если это невозможно, то наденьте на них специальные «заглушки».

Покупайте только качественные, устойчивые ходунки. Ведь часто происходит так, что ребёнок сильно разгоняется в них и переворачивается в них.

Это очень важный этап обучения, ведь он помогает избежать физических и психологических травм у ребёнка. Тогда кроха с уверенностью будет стоять на ножках и радовать вас первыми шагами.

Во время занятий родители могут использовать следующие приспособления:

Поводки или вожжи – это страховочные ремни, которые удерживают малыша, уберегая его от травм.

Многие дети начинают ходить в ходунках быстрее, главное выбрать для ребёнка качественный товар. С помощью этого приспособления они осваивают технику, которую потом повторяют уже без него.

Обруч тоже поможет крохе сделать свои первые шаги.

Многие родители во время занятий отдают предпочтение палкам-ходулям.

С помощью фитбола можно укрепить костно-мышечную систему.

Инвентарь используют только на ранних этапах обучения, потом необходимо укрепить мышцы и суставы.

С помощью гимнастических упражнений можно укрепить мускулатуру шеи, спины и ног. После регулярных занятий кроха будет ходить на полной стопе, а не на цыпочках. Рекомендуется ежедневно уделять тренировкам по несколько минут.

Гимнастика для укрепления мышц:

Посадите малыша (от 6 месяцев) на фитбол спиной к себе. Держите его за бёдра и раскачивайте в стороны. Таким образом развивается координация, и он учится сохранять равновесие.

Посадите ребёнка (от 9 месяцев) на корточки лицом вперёд, придерживайте его за грудную клетку. Слегка поднимите его, чтобы он попытался встать и выпрямить ноги.

Чтобы малыш чувствовал себя увереннее во время ходьбы, купите специальные палки. Положите его руки на приспособление, а свои – поверх его. Вместе передвигайте конструкцию, чтобы он не боялся. Таким же образом можно использовать коляску.

Если кроха уже умеет стоять без опоры, но ходить самостоятельно боится, то используйте обруч. Запустите его внутрь кольца, и осторожно двигайте обруч, чтобы он шёл за вами.

Если ребёнок умеет ползать и подниматься с опорой, то положите на какую-нибудь возвышенность (тумбочка, диван, стул) яркую игрушку. Главное перемещать объект по комнате, чтобы он поднимался и брал его. Но если малыш расплакался, то воспользуйтесь другим способом.

Если кроха умеет ходить за руку, то установите в комнате препятствия. Завяжите верёвку между мебелью, подведите его к ней и помогите переступить. Когда малыш одолеет это препятствие, то поднимите верёвку выше (вплоть до колен). Это упражнение развивает мышцы ног.

После гимнастики можно приступать к самому главному процессу.

Родителей интересует вопрос о том, так как же всё-таки научить ходить ребенка в 1 год или раньше. Занимайтесь ежедневно по 30 минут за сутки в определённое время.

Инструкция по обучению малыша ходьбе без опоры:

В первое время не отпускайте кроху далеко от опоры. Поставьте его возле невысокой мебели, станьте на другом конце и нежно зовите его к себе, приманивая игрушкой.

Затем научите его отрываться от опоры, подтягивая к себе за руку. Водите малыша по комнате, сначала держите обе руки, а потом одну отпустите. Однако будьте внимательны, чтобы успеть подхватить его во время падения.

Лучше всего, когда занятия проводят мама и папа, тогда малышу будет ещё интереснее. Мама ведёт его по комнате, поддерживая за подмышки, а папа перехватывает кроху. Потом, когда опять наступает очередь мамы, она отпускает его, а папа подстраховывает руками, но не держит. С каждым днём интервал времени «свободного полёта» нужно увеличивать.

Если родители отнесутся к занятиям ответственно и будут соблюдать вышеописанные правила, то очень скоро их ребёнок будет уверенно ходить на ногах. Главное начинать тренировки с раннего возраста, постепенно увеличивая нагрузку. Учитывайте технику безопасности, чтобы желание познавать мир с помощью ходьбы у крохи не исчезло. Поддерживайте и поощряйте вашего малыша, тогда первые шаги принесут ему радость и удовольствие.

Запишитесь на приём к врачу в вашем городеКлиники вашего города

Однако специалисты утверждают, что не все, что продается в "Детском мире", полезно и крайне необходимо. Скорее ответ на вопрос, нужны ли ходунки ребенку, кроется в его индивидуальных особенностях и финансовых возможностях родителей.

Если уже подросший, увесистый карапуз с утра и до вечера только на руках мамы, то вопрос "нужны ли ходунки ребенку и когда" следует перефразировать - "нужны ли ходунки маме". Конечно, очень нужны, чтобы она могла хоть иногда отвлечь малыша и дать отдых себе.

Но ошибочно, когда молодые родители считают приобретение ходунков делом чести. Друзья, мол, своему купили, а мы что же отстаем. Отсутствие ходунков никак не отразится отрицательно на развитии ребенка.

Если проследить использование ходунков на протяжении нескольких веков, то они как активно использовались периодами, так и исчезали бесследно за ненадобностью. Историки первое упоминание о ходунках относят к концу 15 века.

Возможно, приспособление возникло и еще раньше, но именно этому периоду принадлежит одно из художественных полотен с изображением младенца Христоса в ходунках. Ходунки, официально запатентованные, появились в Латвии в 1940 году. Но изобретение было рассчитано на взрослых.

Надо сказать, что все остальные модели для детей и взрослых, имеют до сих пор одинаковую конструкцию - рама на опорах. Правда ходунки времен СССР были намного миниатюрней. Современные детские ходунки на колесиках представляют весьма громоздкую конструкцию, ведь они оснащены столешницей с забавными игрушками и сиденьем внутри.

Поскольку сиденье изготовлено из плотной ткани, то ребенок находится в подвешенном состоянии, даже если ножки достают до пола. Особенно педиатров смущает тот факт, что ребенок в ходунках привыкает ходить как бы на носочках. Мышцы ног совершенно не напрягаются, потому как малыш просто отталкивается от пола, наклонившись вперед.

Прежде чем усадить ребенка в ходунки, нужно посоветоваться с детским врачом, у которого наблюдается малыш. С 6 месяцев, как указано в аннотации производителей, рановато. Важно, чтобы ребенок не просто сидел, а уже умел сам подниматься, используя опору, и стоять возле нее.

Помощь ходунков - это как "медвежья услуга" для ребенка, который инстинктивно стремится познать окружающий мир. Из-за любопытства он будет изо всех сил ползти, вставать, падать и снова подниматься. Только через напряжение и падения малыш учится владеть своим телом.

В ходунках же ребенку не нужно напрягаться, даже полностью стопу на поверхность пола не нужно ставить. Оттолкнулся и пошел. Даже не пошел, а покатился. Ведь современные ходунки оснащены вращающимися колесиками. При покупке ходунков, следует отдавать предпочтение моделям с регулирующейся высотой сиденья. тогда ребенок меньше будет на весу.

Сама конструкция ходунков выполнена, конечно, из безопасных материалов, не имеет острых углов, но, перемещаясь по квартире, ребенок то и дело натыкается на разные предметы. Поэтому, выпуская дитя "в свободное плавание" по комнате в ходунках, нужно предварительно убрать все лишнее.

Есть модели ходунков, где отсутствует круговая опора (рама). Это опора, за которую предстоит просто держаться и вместе с ней перемещаться. Такие ходунки пригодны для детей около года. Когда малыш уже пытается сам ходить, но еще не очень уверенно.

В противном случае частые падения неизбежны. Причем, надежды на опору, которая катится, мало. Это просто своеобразная передвижная игрушка. Отвлечься во время пользования такими ходунками у мамы вряд ли получится. Единственно, что малыш будет занят игровой панелью, на которой часто размещаются не просто игрушки, но и музыка.

Специалисты уверены, что ребенок, научившийся ходить без участия ходунков, гораздо лучше ориентируется в пространстве, раньше учится держать равновесие. Поэтому он умело лавирует при падении.

Потребность в движении присутствует у ребенка изначально и все "блага" цивилизации только тормозят в некотором смысле естественный процесс. Конечно, почему бы не воспользоваться таким приспособлением как ходунки, если ребенок очень беспокойный, хочет ходить, но требует, чтобы его водили за руки. В таком случае ходунки - ощутимая помощь. Но увлекаться не стоит.

Окончательное решение, покупать ходунки ребенку или нет, всегда за родителями. При положительном решении, следует подойти к выбору ходунков со всей ответственностью. Качество материалов, безопасность, возможность регулировки, дополнительные игровые функции - все нужно учесть исходя из потребностей ребенка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.