Гений в наследство: у кого рождаются вундеркинды? Гениальный ребенок: Как не проглядеть Эйнштейна

Кристиан Фридрих Хейнекен из небольшого городка на севере Германии вошел в историю, как самый гениальный ребёнок, когда-либо рождавшийся на земле. По легенде он встречался с королём и свободно говорил на нескольких языках, но так и не смог отметить свой пятый день рождения.

Скорее всего, на картинке Кристиан Фридрих Хейнекен

Кристиан Фридрих Хейнекен (6 февраля 1721 - 27 июня 1725). Подобно губке, малыш впитывал знания из различных областей, не ограничиваясь одним предметом. Он не был замкнут и отлично общался с людьми, поражая их своими умозаключениями и стройностью речи. К десяти месяцам младенец начал говорить и повторять каждое услышанное слово, выстраивал членораздельные предложения. К году Кристиан наизусть цитировал библейское пятикнижие.

К двум годам изучил мировую историю и без запинок перечислял важнейшие географические открытия. Он выучил французский, освоил латынь. В возрасте трех лет переключился на математику и биологию, затем на религиоведение. Его любимым чтивом стала иллюстрированная энциклопедия на латыни «Чувственная картина мира» Яна Амоса Каменского, которой мальчуган зачитывался до поздней ночи. Маленький непоседа любил поговорить о достоинствах рейнских вин или обсудить генеалогию древнейших германских фамилий. Кристиан Хейнекен был вторым ребенком, при этом его старший брат дожил до преклонного возраста и пошел по стопам родителей, связав свою жизнь с искусством. Родители вундеркинда были вполне заурядными личностями. Отец – никому не известный архитектор и посредственный художник, мать продавала предметы искусства в своей лавке. Воспитание мальчика доверили сначала няньке-кормилице – жесткой и властной женщине, которая не терпела возражений и полагала, что точно знает, как правильно растить детей. Ее методика обучения по принципу "что вижу, то пою" вряд ли оказала влияние на развитие удивительных способностей малыша.

Когда трехлетний карапуз забрался на кафедру, глаза присутствующих студентов и профессоров гимназии Любека широко раскрылись. Малыш начал свой доклад с биографического очерка о римских императорах и израильских правителях, а затем развернул тему в сторону необычной географии родной страны и особенностям скелета человека. Цепочки фактов поражали логичностью. Слава о необычном мальчике быстро разнеслась по округе, поэтому частые гости дома (преимущественно представители богемы) непременно желали увидеть чудо собственными глазами. Постоянные визиты и "работа" на публику сильно изматывали вундеркинда, зато прибавляли авторитета и популярности его родителям, которые и понятия не имели, что дети-гении зачастую просто эмоционально не готовы к решению серьезных философских и этических проблем, и это приводит к трагедиям – от сумасшествия до ранней смерти.

Хольстентор (Хольштентор, Холстентор) - "Голштинские ворота" (Любек)

Любек

Дома состояние Кристиана стало стремительно ухудшаться. Он почти не спал и плохо ел, постоянно жаловался на ломоту в теле и головную боль, капризничал, каждый час просил его вымыть и переодеть. По мнению современных врачей, мальчик мог страдать от глютеновой болезни, связанной с нарушением работы пищеварения и аллергией на белки, которые содержатся в зёрнах злаков. Придворные лекари рекомендовали диету, которая могла бы спасти мальчику жизнь: нежирные супы, сахар и пиво. Но мать настолько боялась "расстроить" кормилицу, считавшую, что лучшая и единственная еда для ее воспитанника - каша, что предпочла ничего не менять. Даже в этом состоянии к нему всё ещё допускают посетителей, которые одолевают всевозможными вопросами. Однажды, когда его ноги обрабатывали тлеющими травами, он произнёс: «Vita nostra fumis …» ("Наша жизнь - дым..."). Когда тело ребенка покрылось отеками, он почти перестал вставать с кровати.

Церковь Святой Марии (Любек)

27 июня 1725 года Миракулум умирает со словами: "Боже Иисусе, забери мой дух…" И на протяжении нескольких недель со всех окрестностей стекались "неравнодушные", чтобы в последний раз посмотреть на лежащего в гробу чудо-ребенка, при этом родители тщательно записывали имена всех влиятельных особ, которые приезжали в церковь. Мог ли «младенец из Любека» прожить долгую и счастливую жизнь? И кто виноват в его ранней гибели: тщеславные родители, кормилица и ее взгляды на рацион, природа, наделившая Кристиана чрезмерной жаждой знаний, с которой просто не мог совладать детский организм? Если бы он родился в наше время, то трагедии, вероятно, удалось бы избежать, но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения.

Новость о гениальной малышке, которая уже в 4 года разговаривает на семи языках, поразила пользователей Рунета. Девочка стала настоящей звездой после телепередачи «Удивительные люди» на канале «Россия 1», где она продемонстрировала свои необычные способности.

Своим успехом малышка обязана маме, которая с рождения общалась с дочкой на русском и английском. А затем, увидев, что девочка проявляет талант, подключила другие языки.

Мы решили разобраться, кто же из детей на самом деле может считаться гениальным, благо это или проклятие и куда бежать родителям юных Эйнштейнов и Моцартов ?

7 признаков одаренности ребёнка

Согласно данным многолетних исследований, от 1% до 5% детей по всему миру рождаются с задатками гениальности, но проявить их удается лишь каждому сотому из одаренных. Шансы вырастить взрослого гения из маленького весьма ничтожны, однако попытаться стоит.

Для начала нужно отличить ребенка с необычными задатками от сверстников. У гениального ребенка всегда есть следующие черты:

  • Тяга к общению со взрослыми и проблемы со сверстниками из-за отсутствия общих интересов;
  • Перфекционизм;
  • Повышенная любознательность, которая не уменьшается с годами;
  • Умение самостоятельно приобретать новые навыки (чтение, счет, рисование);
  • Зацикленность на любимом занятии, нежелание переключаться;
  • Эмоциональная неустойчивость;
  • Умение строить причинно-следственные связи в самом раннем возрасте.

Если несколько из этих качеств вы обнаружили у своего ребенка еще до 4-5 лет, обратитесь к специалисту. Опытный детский психолог или педагог подскажет, соответствует ли развитие ребенка норме, а если он опережает ее, то насколько.

Детский психолог Татьяна Любезнова часто повторяет родителям своих маленьких подопечных:

iconmonstr-quote-5 (1)

Особенность одаренных малышей - не только ум или талант к творчеству, но и крайне «хрупкая» психика. Часто взрослые, видя не по годам развитого ребенка, общаются с ним на равных, без скидок на уровень психоэмоционального развития. Таким детям любая грубая фраза или интонация может нанести травму. Две крайности (общение как со взрослым и сюсюкание как с крохой) одинаково неприемлемы в работе с подобными детьми. И то и другое убивает самооценку малыша и его доверие к близким.

4 типа одаренности детей

Всех талантливых детей, опережающих сверстников по развитию, можно условно разделить на четыре группы:

Творческие дети - самые редкие из одаренных, проявляют талант к одному из видов творчества уже на первом году жизни. В остальном развиваются наравне со сверстниками, однако могут лениться и не проявлять интереса к общей программе развития. Требуют работы с опытными педагогами и индивидуальными наставниками.

Вундеркинды - увлекающиеся всем дети, одаренные от природы. С самого раннего возраста проявляют тягу к учебе и новым знаниям, очень рано учатся читать, писать, считать и начинают добывать информацию всеми доступными путями. Чаще всего не интересуются общением со сверстниками, играми, физической активностью. Требуют особого образования, обучения в спецшколах-интернатах, не приспособлены к быту.

Гипермотивированные дети - прилежно изучают все, что от них требуется. Заинтересованы в обучении ради похвалы, типичные отличники и «ботаники», стараются учиться лучше всех в рамках общей программы, побеждают на олимпиадах по одному или нескольким предметам.

Способные дети - немного опережают сверстников в развитии, любят учиться, крайне любопытны, причем с детства понятно, «технарь» малыш или «гуманитарий», ведь он увлекается лишь определенным типом знаний. Именно эти дети к 2-2,5 годам учатся читать и считают книгу лучшим подарком. Неконфликтны, послушны, усидчивы. Редко проявляют интерес к сверстникам и могут стать изгоями в коллективе из-за нежелания общаться.

Особенности воспитания одаренных детей

Воспитание одаренного ребенка - всегда дополнительная нагрузка на родителей. Однако важно понимать, что для ребенка такая умственная активность - стресс не меньший. Любая гениальность имеет «побочные эффекты», а дети требуют особого подхода с первых дней жизни.

Педагог ДОУ с 35-летним стажем Марина Кудейкина рекомендует помнить о следующих аспектах воспитания: «Чем раньше вы выявите таланты ребенка, тем проще их будет совершенствовать. Например, способности к творчеству развить проще, если начинать занятия в 3-4 года, к языкам - в 3 года, к музыке - с 1,5 лет.

  • Найдите специалиста, который составит для вашего ребенка индивидуальную программу обучения, а также педагога или нескольких, которые будут с ним работать. Уделите особое внимание не только знаниям преподавателя, но и его контакту с ребенком. Слишком строгий или неприятный учитель может отбить у малыша все желание заниматься и свести на нет любой врожденный талант.
  • Не требуйте от ребенка постоянных результатов и достижений, дайте ему учиться в удовольствие и ни в коем случае не давите на него и не шантажируйте его. Даже обычный малыш, услышавший «ты не сделал задание, и поэтому мы с папой тебя больше не любим», впадет в панику, а гениальные дети с их обостренным восприятием и вовсе могут выдать непредсказуемую реакцию.
  • В погоне за рекордами не забывайте о таких аспектах жизни, как спорт, общение с другими детьми, эмоциональное становление. Хорошими помощниками в этом станут домашние животные и дети старшего возраста. Помните, очень часто гениальность граничит с эмоциональной холодностью, поэтому учите ребенка не только решать алгоритмы, но и любить, выражать привязанность, сострадать слабым.
  • Не выставляете особенность ребенка напоказ, это лишь приведет к зависти со стороны других детей (и родителей) и помешает ему завести друзей.
  • Помните о том, что большинство гениальных детей к 7-8 годам сравниваются по уровню развития со сверстниками, а значит, не приучайте ребенка к тому, что он лучше других. Если разница в развитии сотрется, осознание своей обычности станет сильнейшим ударом для маленького человечка, привыкшего смотреть на окружающих со снисхождением».

Французский философ Д. Дидро сказал: «Гении падают с неба. И на один раз, когда они встречают ворота дворцов, приходится сто тысяч случаев, когда они падают мимо». По официальной статистике с подтверждением научных исследований частота рождения потенциальных гениев колеблется от 1:2000 до 1:10000. Проще сказать гениальным ребенком рождается один из тысячи. Казалось бы не так уж и мало. Лишь единицы становятся гениями реализовавшимися, остальные так и остаются потенциальными. Все дети рождаются талантливыми, с незаурядными способностями, но признаны, бывают немногие. Большинство становятся простыми обычными людьми.

Это происходит от того, что гениальность и талантливость или одаренность ребенка это разные вещи. Одаренность – яркий талант, который видят все. Одаренный ребенок практически с пеленок проявляет свою любознательность, свой интерес к окружающему миру, исследуя каждый предмет до тонкостей и мелочей, задает массу вопросов, от которых у родителей просто кругом голова. Гений же направляет свою в высшей степени одаренность на создание несуществующего, неизведанного и нового. Он первопроходец.

Талантливый и одаренный ребенок с задатками гения резко отличается от своих сверстников. Ему просто скучно с ними, обычные дети общаются друг с другом на уровне эмоций, гений – на уровне приобретения информации. Они читают много книг, можно сказать не отрываясь, запоем и соответственно и знают на порядок больше чем их приятели по классу. Для гения очень присущи черты характера: странный в поведении, делает, нелепы и непонятные замечания, полностью погруженный в свой внутренний мир, не понимающий очевидность, не любящий подчиняться, конфликтный. Эти черты характера, как правило, мешают родителям вовремя разглядеть гениальность своего ребенка, скорее даже раздражают и вызывают желание сломать его настрой.

Для того чтобы вырастить маленького гения, реализовавшегося гения, одних его неординарных способностей мало, обязательно нужен взрослый, который будет ему помогать в становлении и развитии своей гениальности. Самым ярким примером в истории гениев является, конечно же, Моцарт. Маленький гений музыки процветал благодаря поддержке своего отца, который был не только талантливым скрипачом, но еще и личным импресарио.

Родители должны себе четко уяснить, что гением из-под палки вряд ли можно стать. Гений тем и отличается от обычного ребенка, что своему предназначению готов посвятить много времени не «из под палки», а с удовольствием, радостью и вдохновением.

От безмерной родительской эксплуатации гениальных способностей ребенка многие «вундеркинды» перегорели еще до полного раскрытия своего таланта. Талант не любит суеты. Он развивается сам. Надо просто больше общаться с ребенком, просить его объяснить что-то из того, что он созидает, не говорить ребенку, что неспособный неуч, он может в это поверить, не подавлять фантазию, не загонять под стереотипы социума. Стоит воспитывать в нем усидчивость, настойчивость, трудолюбие и силу воли. И самое главное не отнимать у него детство, проявляя излишнюю заботу о развитии его гениальности.

Гений рождается при таинственных обстоятельствах и это нельзя спрогнозировать. Но все же замечено, что дети, зачатые и выношенные в атмосфере гармонии, любви и нежности, рождаются чаще всего одаренными, причем разносторонне. Таким образом, родителям желающим увидеть свое чадо гением есть над, чем прежде поработать самим.

Интерес к детской гениальности появился давно.

Еще в 1905 году великий писатель Герман Гессе писал о том, что в школе учитель предпочтет посредственность маленькому таланту.

Посредственные дети, как правило, предсказуемы, зачастую более усидчивы и не задают лишних вопросов.

Подавляющее большинство родителей одаренных детей отмечали, что чем выше способности ребенка, тем острее может быть неприязнь со стороны преподавателя.

А ведь маленькие дети так остро нуждаются в одобрении со стороны взрослых.

Есть одна статистика, согласно которой на 100 тысяч простых детей приходится один вундеркинд .

Однако только 3-5% из них вырастают гениями.

И этому есть физиологические объяснения. Когда ребенок развивается быстрее, чем его сверстники, его развитие со временем начинает замедляться и «сравнивается» с другими.

Иногда талант затухает по вине неправильного воспитания - решив, что надо развивать только то, к чему малыш предрасположен, взрослые не уделяют должного внимания физическому развитию и развитию иных умений и навыков.

Одаренные дети

Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях.

Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем - к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам.

В научной области раньше других проявляются способности к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками).

Общеинтеллектуальная одаренность может выступать в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением.

И х отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

(Это, в частности, проявляется и в характерном для одаренных детей увлечении коллекционированием).

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы.

Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере , которая им интересна.

Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Позиции родителей могут быть различны. Некоторые, обнаружив у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои педагогические усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания.

При этом, как отмечает психолог А. В. Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом (чудо-ребенком), внимание обращают лишь на первую часть этого слова - акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком.

Если одаренность проявляется в какой-то специфической области (например, ребенок демонстрирует выдающиеся музыкальные способности), музыкальные занятия заполняют его жизнь настолько, что препятствуют полноценному развитию прочих способностей.

Недавно на экраны вышла автобиографическая драма Эвы Ионеско о том, как её мать шаг за шагом сделала из 10-летней дочери звезду эротики

В 11 лет Эва благодаря настойчивости своей матери появилась на страницах мужского журнала абсолютно обнажённой, а затем сыграла в эротиче-ском фильме «Распутное дет-ство». Спустя годы «модель» выросла и подала на мать иск в суд. Казалось бы, нетипичная история. Но нет...

В прошлом году 10-летняя француженка Тилан Лена-Роз Блондо устроила переполох во взрослом мире.

Самая юная топ-модель снялась для одного из глянцевых журналов во «взрослом образе»: в открытой одежде, на шпильках и с ярким макияжем. Общественность была шокирована.

А между тем эта девочка - далеко не первый ребёнок, который пытается побыстрее распрощаться с детством.

Диана Козакевич из Днепропетровска покорила и Украину, и Россию .

Девочка записалась на кастинги программ «Украина ищет таланты» и «Минута славы» не для того, чтобы прославиться.

Планы у Дианы были совсем другие. И на сегодняшний день Диана - самый известный ребёнок не только на Украине, но и в России.

«Диане было 5 лет, когда она пришла с прогулки, подошла ко мне и говорит:

«Мама, у нас во дворе есть мальчик Витя, он глухонемой. Я хочу, чтобы он стал отцом моих детей», - рассказывает мама Дианы. - Я удивилась:

«Ну а как же вы будете общаться? Будешь учить азбуку глухонемых?» Дочка ответила: «Нет, это слишком долго. А какие ещё варианты?»

Я в шутку говорю: «Иди на кастинг и выиграй миллион, чтобы Вите сделали операцию». Диана закричала: «Я иду!» Мы с ней ни в каких студиях не занимались. Но на кастингах Диана не стеснялась.

Единственное, ей сложно было наравне со взрослыми профессионалами проходить все репетиции, тренировки. Иногда съёмки длились до глубокой ночи. Она не капризничала, но очень сильно уставала. Диана со своим стихом заняла пятое место. Когда узнала, ужасно расстроилась.

Ярослав Ясаков несколько лет назад стал самым юным художником на планете . Первую картину он нарисовал в… 1,5 месяца.

В 3 месяца прошла его первая выставка из 20 работ под названием «Импульсы любви», а в «солидном» возрасте 6 месяцев мальчик показал 80 картин на своей второй выставке, за что и попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Пианист Ваче Хачатрян в свои первые гастроли отправился в 3 года, сыграв произведения любимых композиторов - Бетховена и Моцарта.

"Наш маленький гений", — гордо говорят родители, гладя по головке свое чадо. И сказано это вовсе не от избытка чувств, а вполне обосновано! А как же иначе?! Ведь его прапрабабка — признанная поэтесса, а дедушка ни много ни мало — почетный член Академии наук. С такими генами ребенок просто не может не быть гением!

Ох, если бы было все так просто! Тогда гениев можно было бы выращивать, как цыплят в инкубаторе. Представляете: целая армия гениев, которые враз (как только подрастут) поднимут экономику нашей страны на высочайший уровень, создадут вакцину против всех болезней, решат проблему мирового голода, выведут формулу вечной молодости, ну и далее — по списку.

Несколько десятков лет назад американский генетик Роберт Грэхем создал банк спермы нобелевских лауреатов. С помощью искусственного оплодотворения за период в 20 лет на свет появились 200 детей. Увы! Исследования показали: мозг потенциальных вундеркиндов и их способности ничем не отличались от данных их ровесников. Лишь один показал "нужные" результаты — Дорон Блейк, IQ которого равнялся 180. В 2 года малыш уверенно пользовался компьютером, в 5 — читал "Гамлета". Но вот парадокс! — никаких достижений этот уникум за свою жизнь не совершил. А в 25 лет вообще стал наркоманом. Идея создания "Фабрики гениев" потерпела фиаско.

Колода карт

Ученые до сих пор ведут жаркие споры на тему "А был ли мальчик?". Увы, большая часть из них уверена: ген гениальности — это миф, его существование не доказано. Зато доказана "склонность к наследованию отдельных признаков" (в нашем случае — способности творить). К такому выводу ученые пришли, изучив родословные карты выдающихся людей (Гете, Чайковского, Моцарта, Пушкина, Дюма и других). Кстати, Френсис Гальтон, один из основателей генетики, исследовав генеалогию более 400 выдающихся людей в истории человечества, выяснил — большинство из них находятся друг с другом в той или иной степени родства. Самого Гальтона современники тоже называли гением (впрочем, с этим не станут спорить и нынешние его коллеги). Так вот, Гальтон является близким родственником Чарльза Дарвина и дальним — Ярослава Мудрого.

Но даже если вы вышли замуж за человека, предки которого поголовно были выдающимися личностями (или у вас самой в роду таких уникумов хоть пруд пруди), это не гарантирует, что ваш ребенок достойно продолжит "традицию". Все дело, как говорил Коровьев из "Мастера и Маргариты", в "причудливо тасуемой колоде карт". Например, чтобы сочинять музыкальные шедевры, нужно унаследовать минимум 4 пары "композиторских" генов. Хотите, чтобы ваше сокровище стало великим поэтом? Тогда при его зачатии должны "соединиться" 10 пар рецессивных (то есть неактивных у родителей) генов. Кстати, ученые утверждают, что "наше все" — Александр Сергеевич Пушкин — обладал 20 парами таких генов!

На самом деле "гены гениальности" (то есть склонность к постижению знаний и высокой способности обучения) в скрытом виде есть в каждом из нас. И у самых глупых родителей вполне может появиться на свет гениальный отпрыск. Или наоборот — у высокоинтеллектуальных мам-пап вдруг рождается совершенно бестолковое дите (народ обычно комментирует такие случаи как "в семье не без урода" или "на детях гениев природа отдыхает"). Творческий дар проявляется лишь на стыке двух генетических линий. Одна из них обязательно должна содержать в себе как зачатки одаренности, так и незначительные патологические отклонения (об этом читайте ниже). Второй необходимо быть аналогичной первой. Носители такой наследственности объединяют в ребенке две генетические программы, видоизменяя как позитивные, так и негативные факторы. Определенное сочетание генов и способствует появлению на свет того самого "одного процента вдохновения". Увы, вероятность такой комбинации ничтожно мала. Иными словами, "запрограммировать" ребенка-гения вам не удастся. К тому же помимо "нужной" наследственности и необходимого сочетания генов (чем "распоряжается" лишь матушка-природа), взятых от родителей, требуется куча дополнительных факторов. Это и идеальное течение беременности, и идеальные условия для развития талантов, и многое другое. Ну и самое главное — человек должен еще унаследовать и "ген" трудолюбия. Ученые утверждают: гениальных людей рождается намного больше, чем потом реализуется в жизни. И именно благодаря трудолюбию посредственности достигают больших высот, чем "поцелованные Богом".

Создать условия

Итак, даже если в клетках вашего чада все так соединилось, что он унаследовал гениальность своих предков, не факт, что из него получится великий ученый, поэт, финансист или кто-то еще. Как говаривал Томас Эдисон: "Гений — это на 99 процентов труд до изнеможения и на один процент игра воображения". Также далеко не последнюю роль играют среда, воспитание, а самое главное — хорошие учителя. Лебедь, воспитанный курицами, вряд ли поплывет, хотя и имеет все способности к плаванию.

Нелишним будет привести мнение научного сотрудника Института современного детства, врача-психофизиолога Алексея Новикова: "Предположим, что ген гениальности существует. Но на пути к „реализации“ этого гена стоит множество „посредников“, биохимических и социальных. Здоровье и доступность образования, возможности пробы и применения разносторонних наклонностей — основополагающие вещи для реализации гена гениальности — должны быть сбалансированы. Есть определенные методики, позволяющие достаточно точно сказать, будет ли ребенок успешен в той сфере деятельности, куда его решили „определить“ родители. Например, исследования по ритму сердца. Их проводят сначала до занятия — пением, танцами, музыкой и т. д. — и сразу после. Если у ребенка будет полное нарушение приспособительных механизмов, наступит резкое утомление, значит, занимается он не своим делом. Такие тесты позволяют защитить ребенка от необдуманного желания родителей „заставить“ заниматься нелюбимым делом".

В общем, если уж вы пришли к выводу, что ваше чадо — вундеркинд, придется попотеть. И дело тут не только в создании всех вышеперечисленных условий для реализации гениальности. Согласитесь, при наличии денег нанять хороших преподавателей, обеспечить сбалансированное питание и т. д. не так уж и сложно. Но при всем этом родители будущего Лермонтова или Эйнштейна должны находиться в постоянном контакте со своими чудо-детьми. И не просто в контакте, а всесторонне и ежедневно развивая качества, необходимые, по мнению ученых, для реализации сверхспособностей: любознательность, волю, способность удивляться (умение видеть проблему там, где другие ее не видят), оригинальность мышления, память, способность к оценке и — опять же — трудолюбие. А методики вам подскажут все те же хорошие учителя.

Болезненный дар

Есть еще один момент, который вряд ли обрадует родителей, мнящих своих отпрысков гениями. И из-за которого специалисты настоятельно рекомендуют следить за здоровьем потенциальных "сверхлюдей". Не всегда, но довольно часто гениальность проявляется в человеке как бы в качестве "компенсации" за определенные нарушения в функционировании мозга, психические или физические недуги. Например, больные аутизмом могут рисовать потрясающие картины, страдающие синдромом Туретта (расстройство центральной нервной системы) — совершать некоторые действия чуть ли не со скоростью света, шизофреники — писать глубокие психологические романы и т. д. Существуют болезни, которые обобщаются в группу под названием "маниакально-депрессивные психозы". Они характеризуются периодическими повышениями активности до критической отметки (гипоманиакальность). В таком состоянии человека подхватывает прямо-таки тайфун творческой активности, хотя перед этим он пребывал в депрессивной меланхолии. Александр Пушкин, Джонатан Свифт, Николай Гоголь, композитор Шуман, художник Ван Гог, психиатр Зигмунд Фрейд, политик Уинстон Черчилль — далеко не полный список знаменитостей, подверженных циклотимии (резким перепадам настроения, когда апатия и тоска сменяется радужным настроением и творческим подъемом). Многие из них страдали также алкоголизмом.

Здоровье прежде всего

Обратим внимание и на телесные недуги. Еще древние врачи заметили связь между одаренностью и... подагрой. В XIXвеке английский ученый Гаррод сделал вывод — в крови больного подагрой постоянно содержится мочевая кислота в форме урата натрия. Английский исследователь Э. Орван в статье "Происхождение человека", опубликованной в журнале "Nature" в 1955 г., обратил внимание, что структура мочевой кислоты чрезвычайно схожа со структурой кофеина и теобромина — веществ, способных стимулировать умственную активность. У больных подагрой стимулирующее влияние мочевой кислоты увеличено многократно, что и является "движущим фактором" в проявлении необыкновенной работоспособности и гениальности. Знаете, сколько среди известных личностей больных подагрой? Да буквально каждый второй! Александр Македонский, Юлий Цезарь, Иоанн Грозный, Борис Годунов, Петр I, Оливер Кромвель, адмирал Нельсон, Микеланджело, Данте Алигьери, Бетховен, Мопассан, Чарльз Диккенс, Тургенев и многие-многие другие.

Еще одна нередко сопутствующая гениям болезнь — синдромом Марфана. Она проявляется в непропорциональном гигантизме (как правило, у таких людей очень длинные руки и ноги и относительно короткое туловище), худобе, деформированной грудной клетке и смещенном хрусталике глаза. Зато в качестве "компенсации" природа одаривает этих страдальцев повышенным содержанием адреналина в крови. Именно это и делает их фантастическими трудоголиками. Жертвами синдрома Марфана были, например, Авраам Линкольн, Ганс Христиан Андерсен, Шарль де Голль, Корней Чуковский...

Как определить, болен ли ребенок муковисцидозом и как его предотвратить?

Наталия Каширская, д.м.н., врач-педиатр высшей категории, главный научный сотрудник Научно-клинического отдела МГНЦ РАМН:

Муковисцидоз — генетическое заболевание, передающееся только по наследству. Примерно каждый двадцатый житель планеты носит патологическую мутацию в особом гене — гене муковисцидоза. Такой человек является носителем заболевания, но сам им не болеет. Ребенок может заболеть муковисцидозом, если оба его родителя имеют такой ген. Этим парам можно предложить процедуру ЭКО, которая позволяет отбирать только здоровые эмбрионы и "блокировать" наследование заболевания. Вылечить муковисцидоз ни во время беременности, ни после рождения ребенка пока нельзя. Но в с 2006 года муковисцидоз включен в программу неонатального скрининга — обязательного обследования всех новорожденных на выявление врожденных и наследственных заболеваний. Именно это позволяет обеспечить раннее выявление муковисцидоза и его своевременное лечение.

Кто ты будешь такой?

Заболевание под названием синдром Морриса встречается редко, но именно оно присуще многим проявившим себя в той или иной области женщинам. Синдром Морриса — результат дефекта гена (следовательно, это не передается по наследству), кодирующего клеточный рецептор мужского полового гормона тестостерона. Все клетки такого эмбриона обладают половыми хромосомами Xи Y. Такой хромосомный набор определяет наряду с наличием женских гормонов повышенное содержание в крови мужского полового гормона тестостерона. Но поскольку клеточные рецепторы для тестостерона отсутствуют, он не воспринимается клетками. И на них действуют только женские гормоны. В итоге плод начинает развиваться по женскому типу. На свет появляется псевдогермафродит. Этот человек обладает мужским половым набором хромосом, но выглядит как прекрасно сложенная, красивая девочка. У нее есть семенники, но находятся они в брюшной полости. Матка и яичники у таких женщин отсутствуют, другими словами — эти дамы бесплодны, хотя и ведут более-менее нормальную половую жизнь. Тренерам хорошо известен этот синдром, ведь такие девушки обладают недюжинной силой, активностью и выносливостью. Понятно, что они попадают в высшие сборные команды атлеток! Правда, на сегодняшний момент почти всех спортсменок подвергают экспертизе на наличие Y-хромосомы. И имеющих ее барышень дисквалифицируют.

Так кто из знаменитых женщин являлся на самом деле "мужчиной"? В первую очередь, Жанна д’Арк. Документально зафиксировано, что у нее не было менструаций. Она обладала несколько мужеподобной фигурой, силой, бесстрашием, выносливостью, недюжинным умом и даром полководца. Ученые доказали, что синдром Морриса "носили в себе" Елизавета I Тюдор, Христиана Шведская, Аврора Дюдеван (писательница Жорж Санд), немецкая поэтесса Аннета Дросте-Гюльсгоф, теософ Елена Блаватская.

В заключение стоит сказать следующее: при всех кажущихся "минусах" гениальность — это величайший дар природы. И именно гениям мы обязаны всеми величайшими достижениями как в области искусства, так и науки. Но не стоит пытаться сделать из ребенка вундеркинда насильно. Самое главное — чтобы ваш малыш был здоровым и не отставал в развитии от своих сверстников. Хотите, чтобы ваш наследник в будущем достиг каких-то высот? Обратитесь к принципам развивающего обучения. Это поможет вашему ребенку прекрасно реализоваться во взрослой жизни.

Валерий Петров специалист по пренатальному развитию

Обсуждение

Ужасно, когда есть такие болезни, которые нельзя иногда избежать, но я когда в прошлом году была еще беременной, я отказалась от всяких анализов и все у нас обошлось, слава богу и всем желаю такого.

Комментировать статью "Гений в наследство: у кого рождаются вундеркинды?"

Я прочитала интересную книгу о методиках раннего развития детей: "Нет ничего более вредного для новой истины, чем старое заблуждение Гете Скрывать знания - то же, что заставлять людей пить мутную, гнилую воду и воображать, что только для некоторых людей здорова свежая вода. Н. Щелгунов Шел 1991 год. В одном из универсамов Москвы, в микрорайоне Строгино, малышка лет 2,5 - 3 -х, вставая на цыпочки, прильнула к книжному лотку, которые только недавно стали появляться во всех крупных продуктовых...

Самый юный полиглот России – 4 летняя Белла подтвердила результаты методики П.В.Тюленева «Изучать иностранные языки раньше, чем родить» Освоение языков по этой системе оказалось самым легким и доступным занятием для детей в возрасте от рождения до 4 - 5-ти лет, которым можно заниматься в домашних условиях. Всякие домыслы о том, что гений рождается редко и т.п - это глупости. Гении рождаются ежеминутно, но это - потенциальные гении. Что же происходит дальше? Вас может удивить, но за ними...

Вы хотите чтобы ваш ребёнок вырос здоровым, умным и приспособленным для этой сложной жизни? Думаю что да. В 1995 году в книге "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка?", П.В.Тюленев доказал, что чем раньше начать играть с ребёнком в специальные игры, тем больших проблем удастся избежать в будущем. Например, можно полностью избавиться проблем здоровья, успеваемости в школе, забыть что такое "трудные" дети. Но обученные по устаревшим программам в XX веке школьные педагоги резко...

Подобно тому, как некоторые дети рождаются с необузданным темпераментом, так другие рождаются стеснительными и робкими. Стеснительность часто является симптомом сдержанного темперамента, который передается по наследству подобно кудрявым волосам и голубым глазам. Как научиться вести себя в обществе других Подобно тому, как некоторые дети рождаются с необузданным темпераментом, так другие рождаются стеснительными и робкими. Стеснительность часто является симптомом сдержанного темперамента...

Любящий дедушка, 66-летний принц Чарльз, с радостью балует своих внуков. Пока принцесса Шарлотта, родившаяся в начале мая, еще слишком мала для визитов, принц Джордж время от времени бывает в гостях дедушки, в поместье Хайгроув. В саду поместья для малыша отреставрировали лесную хижину, в которой играли еще его папа Уильям и дядя Гарри. Прошло двадцать с лишним лет, домик обветшал. Но теперь у него начнется новая жизнь: на реконструкцию было потрачено больше 20 тысяч фунтов (около 2 млн...

В прошлом году погиб мой отец, утонул в реке по дороге на дачу... Осталось 3 прямые наследницы: мама, я и сестра, и папино наследство: 1/4 родительской квартиры, участок земли 12 соток, банковские счета и вклады... Для оформления наследства я обратилась к знакомому нотариусу, предложила сестре отказаться нам от своих долей в пользу мамы, чтоб съэкономить на пошлинах, но было решено делить всё "по закону" Ну, пришлось мне заплатить за всех 17тр (5+5+7), так как мама пенсионерка, а у сестры...

Обсуждение

Всем сочувствующим: понимаете, если бы вот такое сообщение, как это авторское, было бы в единственном экземпляре, то да, посочувствовать автору и согласиться с ним. Но (может, люди невнимательны?)... Когда БМ - "суп", а его НЖ - "марамойка" + что-то неприличное про родившуюся у них малышку +"дуб" (и это про любимого человека!)+ есть ещё "ток", дарящий машину (параллельно любимый с "дубом", который теперь уж точно ДУБ с рогами)+ свары с сестрой из-за совместного бизнеса(конечно, сестра, помогавшая с мальчишками, виновата!) + дрязги из-за сервиза + фигня с виноградом, принесённым бывшим свёкром...
"Какая гадость! Какая гадость... эта ваша заливная рыба!"
...И вроде бы автор везде права! Но есть вещь, которая выше вот этого Иудушкиного "Я, маменька, ПО ЗАКОНУ!" ("Г-да Головлёвы"), - это великодушие (извиняюсь за старомодность). А этого-то у автора нет. Однако она неизменно приходит на конфу с желанием встретить поддержку своим поступкам и получить моральное отпущение грехов. Находит, разумеется. Все же люди разные...
Ещё раз: каждый отдельный поступок - на грани фола, но, в принципе, приемлем. Всё вместе - жуткая грязь. Ах да! У автора же дети в приоритете! Цель оправдывает средства? Мальчишкам не нужна сердечная, понимающая, великодушная мать? "Деньги-деньги-дребеденьги..."
Может, "кормила" бы её конфа своим сочувствием поменьше, автор, глядишь, и задумалась бы... Да куда там!

21 мая 2015 года на экраны выйдет приключенческий блокбастер Disney «Земля будущего». Предлагаем вашему вниманию первый локализованный ролик к новому фильму двукратного обладателя премии «Оскар» режиссера Брэда Бёрда, роли в котором исполнили Джордж Клуни, Хью Лори и Бритт Робертсон, Джуди Грир и другие. Ознакомиться с роликом прямо сейчас можно на официальном канале Disney Россия на YouTube: Когда в руки к молодой девушке, жаждущей новых приключений, попадает загадочный предмет...

Последние несколько десятилетий людей очень сильно занимает уровень IQ. Уже не нужно объяснять, что он определяет развитие интеллекта человека. Многие отзовись проходят домашние тесты и выясняют свой IQ, а после хвастаются им или наоборот скрывают. Однако есть человек, обладающий самым высоким уровнем IQ (от 250 до 300), который был зафиксирован в истории человечества. Уильям Джеймс Сидис (1.04.1898 г), уроженец Нью-Йорка, был сыном евреев-эмигрантов из Украины. Не удивительно, что Уильям...

Сюжеты о детях с необычайными способностями всегда вызывают повышенный интерес. Родители нередко с чувством легкой зависти следят за успехами маленьких уникумов, сочиняющих стихи в том возрасте, когда другие дети еще даже читать не умеют, рисующих великолепные картины, в то время как сверстники осваивают «точку-точку-огуречик». Наблюдая за юными гениями, невольно задумываешься о том, какой грандиозный потенциал скрывается в каждом человеке. И возникает желание сделать что-то для того, чтобы и...

Многие мамы с завистью смотрят на детей –вундеркиндов и хотят сделать своего ребенка таким же. При этом они, конечно, мало думают о самих детях, скорее их заботит собственная пепрспектива, реализация несложившихся надежд. В таком порыве они начинают стремиться реализвать свое желание и ищут соответствующие методики для воплощения своих мечтаний. Эти поиски часто приводят родителей к методике Глена Домана. Что же дает данная методика ребенку читайте по ссылке ниже: [ссылка-1]

Я вот никак в толк не возьму: почему один ребенок ненавидит родителей, хотя те костьми ложатся, чтобы у него все было, а другой ребенок, у которого мать - пьяница, непутевая во всех смыслах - и детей у нее органы опеки отобрали, а явится в приют, так ребенок со слезами на глазах выбегает, на шею ей бросается, все мамочка, мамочка любимая зовет. Несуразица получается, разобраться с которой без психологических знаний трудно. Важно не кто родил, а как воспитали Любой ребенок рождается с...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.