Самые гениальные дети планеты (10 фото). Младенец из Любека. Судьба самого гениального ребенка в истории (6 фото)

Кристиан Фридрих Хейнекен из небольшого городка на севере Германии вошел в историю как самый гениальный ребенок, когда-либо рождавшийся на земле. По легенде он встречался с королем и свободно говорил на нескольких языках, но так и не смог отметить свой пятый день рождения.

Тест на IQ

Если бы Кристиану сегодня пришлось проходить тест на IQ, то его результат, вероятно, превысил бы 180. При этом он не был аутистом. Подобно губке, малыш впитывал знания из различных областей, не ограничиваясь одним предметом. Он не был замкнут и отлично общался с людьми, поражая их своими умозаключениями и стройностью речи. К десяти месяцам (по другим данным – к двум месяцам) младенец не гугукал подобно сверстникам, а выстраивал членораздельные предложения.

К году Кристиан наизусть цитировал библейское пятикнижие. К двум годам изучил мировую историю и без запинок перечислял важнейшие географические открытия.

Он выучил французский, заинтересовался «мертвым» языком, освоил латынь. В возрасте трех лет переключился на математику и биологию, затем на религиоведение. Его любимым чтивом стала иллюстрированная энциклопедия на латыни «Чувственная картина мира» Яна Амоса Каменского, которой мальчуган зачитывался до поздней ночи. Маленький непоседа любил поговорить о достоинствах рейнских вин или обсудить генеалогию древнейших германских фамилий.

Кристиан Хейнекен был вторым ребенком, при этом его старший брат дожил до преклонного возраста и пошел по стопам родителей, связав свою жизнь с искусством. Родители вундеркинда были вполне заурядными личностями. Отец – никому не известный архитектор и посредственный художник, мать продавала предметы искусства в своей лавке. Воспитание мальчика доверили сначала няньке-кормилице – жесткой и властной женщине, которая не терпела возражений и полагала, что точно знает, как правильно растить детей. Ее методика обучения по принципу «что вижу, то пою» вряд ли оказала влияние на развитие удивительных способностей малыша.

Горе от ума

Глаза присутствующих студентов и профессоров гимназии Любека широко раскрылись, когда трехлетний карапуз забрался на кафедру.

Малыш начал свой доклад с биографического очерка о римских императорах и израильских правителях, а затем развернул тему в сторону необычной географии родной страны и особенностям скелета человека.

Цепочки фактов поражали логичностью, при этом Кристиан искусно «жонглировал» данными из разных областей науки.

Слава о необычном мальчике быстро разнеслась по округе, поэтому частые гости дома (преимущественно представители богемы) непременно желали увидеть чудо собственными глазами. Постоянные визиты и «работа» на публику сильно изматывали вундеркинда, зато прибавляли авторитета и популярности его родителям.

По мнению американского психолога Леты Стеттер Холлингворд, дети-гении зачастую просто эмоционально не готовы к решению серьезных философских и этических проблем, и это приводит к трагедиям – от сумасшествия до ранней смерти.

Новая сенсация при дворе

Скучающий королевский двор был рад новой забаве – маленькому мальчику, который без смущения отвечал на самые дурацкие вопросы, а стройностью мыслей превосходил многих ученых мужей.

Популярность мальчика достигла двора, и родители вряд ли хотели упустить уникальную возможность появиться в высшем обществе.

Роковое решение

Дома состояние Кристиана стало стремительно ухудшаться. Он почти не спал и плохо ел, постоянно жаловался на ломоту в теле и головную боль, капризничал, каждый час просил его вымыть и переодеть.

По мнению современных врачей, мальчик мог страдать от глютеновой болезни, связанной с нарушением работы пищеварения и аллергией на белки, которые содержатся в зернах злаков.

Придворные лекари рекомендовали диету, которая могла бы спасти мальчику жизнь: нежирные супы, сахар и пиво. Но мать настолько боялась «расстроить» кормилицу, считавшую, что лучшая и единственная еда для ее воспитанника - каша, что предпочла ничего не менять. По-прежнему посетителям не отказывали, и они тешили своё любопытство у кровати умирающего ребенка.

Когда тело ребенка покрылось отеками, он почти прекратил вставать с кровати.

За несколько дней до смерти малыш философски произнес по латыни: «Жизнь – дым».

На протяжении нескольких недель со всех окрестностей стекались «неравнодушные», чтобы в последний раз посмотреть на лежащего в гробу чудо-ребенка, при этом родители тщательно записывали имена всех влиятельных особ, которые приезжали в церковь.

Мог ли «младенец из Любека» прожить долгую и счастливую жизнь? И кто виноват в его ранней гибели: тщеславные родители, кормилица и ее взгляды на рацион, природа, наделившая Кристиана чрезмерной жаждой знаний, с которой просто не мог совладать детский организм? Если бы он родился в наше время, то трагедии, вероятно, удалось бы избежать, но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения.

Конечно, каждый родитель верит, что его ребенок «самый-самый». Самый умный, самый сообразительный, самый артистичный. Да что там греха таить? Просто гениальный. В это тем более хочется верить потому, что мы живем в век конкуренции, когда считается, что побеждает тот, кто знает больше и больше умеет. На самом же деле, уверяют психологи, ключ к будущему успеху ребенка лежит вовсе не в хорошей учебе и разносторонних знаниях. В чем же? В реалистичных ожиданиях его родителей!

«Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота»

Моя соседка по лестничной площадке, мать очаровательной 5-летней малышки, уверена, что ее дочь уже «слишком развита» для детского сада, и собиралась в сентябре отдать ее в . Потребовался месяц уговоров различных детских психологов, чтобы соседка, наконец, поняла: ее дочь действительно развита – как раз для своего и именно для своего возраста.

Другая моя знакомая каждый день возит своего сына в секцию карате на другой конец Москвы. Дорога занимает в общей сложности 3 часа. Результат этого поистине адского труда – коллекция спортивных трофеев и 12-летний мальчик, у которого совсем нет друзей и который никогда (!) не гуляет во дворе с другими мальчишками. Спрашивается, неужели эти родители думают в первую очередь о счастье ребенка? Или о чем-то другом?

Эти примеры не единичны, как может показаться. Стало просто модно иметь всесторонне развитого ребенка-вундеркинда. При этом лишь немногие задумываются, какой ценой достается ребенку такая «гениальность». Так ли уж страшно иметь «обычного» ребенка? Особенно если этот ребенок весел, здоров, счастлив, у него много друзей. Пусть даже он не так уж хорошо учится, не умеет танцевать тустеп, и трудно угадать, что именно он нарисовал на своем рисунке.

По мнению экспертов, только около 5% детей являются по-настоящему одаренными – и, как правило, только в какой-либо одной области. Остальные – обычные дети, более или менее развитые, но от этого не менее замечательные. К несчастью, многие родители не хотят иметь просто «обычного» ребенка. И вот мы несемся со своим дитем из одной секции в другую и превращаем ребенка в ходячее «резюме» - подтверждение нашей собственной состоятельности. Успех ребенка свидетельствует об успехе родителей. А ребенок начинает думать, что ничего из того, что он делает, не удовлетворяет полностью его родителей. Так появляются неврозы и .

Сами родители тоже находятся под немалым прессингом: ежедневно с экранов телевизора и страниц журналов им твердят, что нужно делать, чтобы развить интеллект, память, речь ребенка, вырастить гения и т.д. и т.п. Родителям некогда просто пойти с ребенком на прогулку, полюбоваться осенней природой и покормить голубей. Зачем, когда за это время ребенок может выучить 50 новых английских слов?

Как «отпустить поводья»:

1. Поймите, что «обычность» - это норма. Не надо чувствовать свою вину в том, что все друзья вашего ребенка посещают художественную школу, а он нет. Если у вашего ребенка есть художественный , он проявит себя рано или поздно, и тогда будет смысл заводить речь о художественной школе.

2. Существует множество видов одаренности. И таланты ребенка не обязательно проявятся в школе или секции. У вашего ребенка могут быть способности и любовь к садоводству, дизайну, обращению с животными, лидерству в среде сверстников и др. Это тоже полезные способности и навыки, но им не обязательно посвящать все свободное время ребенка.

3. Думайте в перспективе. Действительно ли вашему ребенку пригодится в жизни то, чему его обязывают учиться? Не всем дано стать всемирно известными музыкантами или художниками. Если талант есть, он обязательно проявится. И далеко не у всех известных людей талант проявился в раннем детстве. Эйнштейн, например, учился в школе из рук вон плохо.

4. Не начинайте слишком рано. Я абсолютно уверена, что трехлетнему малышу не нужно знать . Да, он может выучить несколько слов, но не будет думать на нем, как бы рано вы ни начали – для этого нужна языковая среда. Ваш детсадовец любит играть в мячик? Ну и пусть себе играет, для этого совсем не надо записывать его в футбольную секцию. Дети должны оставаться детьми, как бы родителям ни хотелось иметь дома чемпиона мира по футболу.

5. Предоставьте ребенку право решать самому. Пусть ребенок сам или с помощью ваших подсказок и советов выберет, чем ему интереснее заниматься в свободное время. Только пусть это время действительно будет свободным, а не за счет общения с друзьями, прогулок, любимых игр.

Но, может быть, именно ваш ребенок – гений?

Вот некоторые ранние признаки, которые могут свидетельствовать об особой одаренности дошкольника:

Итак, есть вероятность, что ваш ребенок может быть , если он:

- быстро учится и легко запоминает новую информацию;

- кажется более зрелым для своего возраста;

- имеет большой словарный запас или уже самостоятельно читает;

- экспериментирует при решении какой-либо проблемы;

- предпочитает друзей более старшего возраста;

- необычайно чувствителен;

- проявляет интеллектуальное любопытство;

- проявляет к людям и животным;

- любит головоломки и цифровые загадки;

- ему быстро наскучивает однообразная деятельность.

Гениальный ребенок, блистающий талантами с младых ногтей, – мечта многих родителей, сознание которых наполнено тщеславием и амбициями. Воспитать маленького гения – это сложная задача. Иногда сами задатки уникальности, заложенные природой, например, особенности строения головного мозга и центральной нервной системы, - это всего лишь 5% от будущего успеха. Главный секрет, это совместный труд самого ребенка, его родственников, а также педагогов. Психолог-консультант Евгения Дьякова делится способами не проглядеть в своем малолетнем чаде будущего Моцарта или Эйнштейна...

Обычно есть три основных пути:

Первый , самый печальный, когда родители попросту игнорируют таланты ребенка, не находя времени или сил достойным образом развить заложенное природой. Чаще всего в такую категорию попадают дети из неблагополучных семей: иной раз родители не могут обеспечить даже элементарные условия для жизнедеятельности ребенка, не говоря уже о занятиях по музыке или посещении изостудии.

Также в эту группу, по мнению Евгении Дьяковой, психолога-консультанта социально-психологической службы "Кабинет доверия" при Центре внешкольной работы САО, входят родители, которых пугают необычные способности ребенка. Не все родители готовы к тому, что семилетний ребенок, скажем, посещает ежедневно библиотеку, возвращаясь со стопкой книг, которые проглатываются им за сутки. Причем, предпочтение отдается литературе, которую выберет не всякий 15-летний подросток. Обычно такие опасения усиливаются тем, что в итоге ребенок перевозбуждается, плохо спит или не находит языка со сверстниками. Кроме того, в практическом смысле с такими детьми сложнее: они в меньшей степени склонны признавать авторитет взрослых и быть послушными. Бывает так, что в таких случаях родители склонны подавлять способности ребенка. Или пытаются направить их в другое, скажем, более стандартное русло. В первую очередь, их пугает тот факт, что гениальность сама по себе, с точки зрения науки, делится как на ущербную, так и на творческую. Не даром, существуют два полюса: добрый гений и злой. Правда, в реальности эти две области стоят близко друг другу – достаточно вспомнить биографии признанных мировых гениев.

Во вторую группу попадают родители, чьи амбиции льются через край. Они необычайно гордятся талантами малыша, всячески подчеркивают его уникальность и "готовый дар". Наверняка, Вам уже встречались ритуальное исполнение этюдов на рояле или декламации "Евгения Онегина" четырехлетним карапузом в кругу родственников и друзей семьи. Подобный перегиб приводит к искажению самооценки ребенка, стимулирует тщеславие и чаще всего не идет ребенку на пользу. Особенно в тех случаях, когда с возрастом ребенок теряет ранние способности и становится ближе к среднему варианту психоэмоционального развития, ему крайне трудно приспособиться к тому, что уже не самый-самый. Иногда такая потеря в подростковом возрасте приводит к разного рода сложностям, например, ко внутренним конфликтам или неврозам. Вообще перехваленные дети в большей степени склонны к манипуляционной линии поведения в отношении собственных родителей.

В третью группу входят родители, детям которых повезло в большей степени. Такие родители в большей мере склонны к тому, чтобы трезво оценивать таланты ребенка. Основу такого адекватного отношения составляет создание условий для полноценного развития ребенка, но без чрезмерного и постоянного подчеркивания его необычности. Такие родители не станут насильно засаживать ребенка за гаммы, если областью его интересов является электротехника. Такие родители умеют слышать своего ребенка и воспринимают его, как маленькую личность. В первую очередь, они ориентируются именно на увлечения ребенка, отдавая пальму именно его непосредственному интересу к тому или иному предмету. Также родители понимают, что при всех способностях ребенка, истинную основу его будущих успехов во взрослой жизни может заложить только ежедневный труд. При этом, очевидно, что не каждый 5-летний ребенок готов проводить по 6 часов за пианино или рисуя бесконечные вазоны и чайники. Задача родителей состоит в умении приучить ребенка к труду, привить ему мотивацию, а также найти подход, делающий ежедневные упражнения менее травматичными для ребенка. По мнению Е. Дьяковой, данная родительская группа является самой малочисленной.

Гениальный ребенок: подводные камни подарка природы

Ответить на вопрос, подарок гениальный ребенок или испытание, однозначно нельзя. Уникальные способности ребенка часто имеют обратную сторону. Пример из практики Е. Дьяковой, мальчик, отличающийся необыкновенными для своего 9-летнего возраста познаниями в области техники и астрономии, предпочитающий, вместо собачек и домиков, рисовать схемы транзисторов, лампы и чипы. Мало того, речь этого ребенка мало, чем отличалась от размеренной и насыщенной терминами речи преподавателя. Но при этом у ребенка диагноз: пограничное состояние, тяжелый аутизм.

Не меньшую проблему для детей, представляют и учебные заведения. По мнению Е. Дьяковой, стандартная школа рассчитана именно на средние способности детей. Те дети, которые не соответствуют так или иначе усредненной норме, оказываются в проигрышной ситуации. Прежде всего, у педагогов, как правило, не хватает времени на всезнаек или отстающих. Мало того, зачастую ребенок, отличающий уникальными способностями, оказывается в "тисках": имея обыкновение прочитывать учебники за лето или обладающий знаниями, превышающими программу, он рискует заработать стойкую нелюбовь, как преподавателей, недовольных опасностью быть постоянно застигнутыми врасплох каверзными вопросами или скучающим лицом, так и одноклассников, испытывающих неприязнь к "белым воронам".

Стереотипы в голове учителя приводят к тому, что таких детей то ли постоянно спрашивают, автоматически возвышая его над остальными, то ли незаслуженно забывают, исходя из принципа, "за чем спрашивать того, у кого на все есть правильный ответ". Иногда масла в огонь подливают и сами родители, например, требуя от ребенка отличных отметок по всем предметам, но, забывая о том, что оценка не всегда ставится за знания. Учителя имеют обыкновение учитывать такие факторы, как аккуратность выполнения домашнего задания, удобочитаемый почерк, поведение на уроках и умение найти контакт с самим педагогом. А, как правило, дети, наделенные талантами не склонны ни к примерному поведению, ни к чрезмерной аккуратности - быстрота мысли и склонность искать нестандартные решения служат в стандартизированной схеме помехой.

Е. Дьякова подчеркивает, что дети отличаются мягкой, подвижной самооценкой, кроме того, они как губки склонны впитывать происходящее вокруг них. Поэтому если в школе такой ребенок не получает индивидуального подхода, то возможна инволюция, которая приводит к усреднению ребенка, так как он теряет интерес к учебе или, привыкая автоматически пожинать лавры былых достижений, перестают развиваться. Выход один: отдавать ребенка в те школы, где он может получить дополнительную нагрузку, например, с углубленным изучением языка или с математическим уклоном. Или же обеспечить ребенка внешкольными занятиями: музыкой, живописью, кружками моделирования или шахматами. Особое значение, при этом, имеет тот факт, что ребенок получит возможность общаться с детьми равными себе по духу, а не будет зарабатывать комплекс "белой вороны" и обидные прозвища. К сожалению, в нашей стране, с точки зрения политики в области образования, нет специальных программ или школ, рассчитанных на детей с задатками гениальности. Вернее, имеющиеся программы не могут конкурировать с теми, какие существуют, например, в Германии, когда в школах проводят специальные тесты, выделяют особенных детей, а потом создают отдельные классы или переводят в школы со специальной учебной программой. В нашей стране весь процесс "создания гения" лежит на плечах родителей и чутких педагогах. Последние, пока скорее редкость, чем правило.

Что касается, популярного в настоящее время "перескакивая через класс" или экстерната, то психологи советуют хорошенько взвесить все плюсы и минусы данного решения. Например, Е. Дьякова считает, что при высоких интеллектуальных способностях ребенка, никто не отменял такие аспекты, как физическое и нравственное развитие. Учебная программа построена на систематичности, поэтому перескоки неизбежно влекут за собой проблемы в виде пробелов. Также ребенок оказывается в компании детей, не подходящих ему по возрасту, в итоге: изоляция. Кроме того, практика показывает, что дети, которые раньше сверстников заканчивают среднюю школу, а в 13 лет становятся студентами высших учебных заведений, к 20 годам превращаются в рядовых сотрудников НИИ, которым трудно похвастаться чем-либо, кроме раннего развития. У ребенка при всех его способностях, талантах и задатках должно быть детство, в котором должно быть место не только пианино, учебникам по физике и палитре, но и играм, общению с друзьями, спорту.

Что же представляет собой гениальность? Это врожденное качество или его можно приобрести? Согласно мнению ученых, гениальность формируется в ребенке, когда он еще находится в материнской утробе. Талант заложен в каждом новорожденном. И только от таких вещей, как окружение и воспитание, будет зависеть, сможет ли ребенок развить заложенный в него природой талант.

Признаки гениальности ребенка можно выявить до 6-летнего возраста. После этого возраста, если талант не развивать, он может исчезнуть, а точнее, «заснуть», и «пробудить» его будет довольно непросто.

Итак, необходимо перечислить признаки, по которым родители смогут определить, гениален ли их ребенок.

1. Физическое развитие

В том случае, если ребенок довольно быстро развивается и растет, значит, и его умственные способности смогут приятно удивить. Все дело в том, что в возрасте до 6 лет физическое и умственное развитие тесно связаны друг с другом.

2. Способности к изучению иностранных языков

Ваш ребенок с легкостью и нескрываемым удовольствием осваивает иностранный язык? Радуйтесь, он, скорее всего, гениален, особенно если проявляет интерес сразу к нескольким иностранным языкам.

3. Память

Признаком одаренности ребенка является отличная память. Так, гениальные дети с легкостью могут вспомнить, где и при каких обстоятельствах они видели тот или иной предмет. Они без труда за считанные минуты запоминают стихотворения, воспроизводят незнакомые слова и фразы.

4. Разговорная речь

Прислушайтесь, как говорит ваш ребенок. Зачастую у одаренных детей словарный запас гораздо богаче, нежели у их сверстников. Это связано с уникальной способностью внимательно слушать, запоминать, понимать значение и воспроизводить большое количество новых слов, словосочетаний и фраз.

5. Логическое мышление

Все одаренные дети обладают высокоразвитым логическим мышлением. И, несмотря на свой возраст, могут строить довольно сложные логические цепочки. Например, ваш малыш любит кушать мороженое. Наблюдая, что вы достаете это лакомство из морозильной камеры холодильника, ребенок, когда, в очередной раз, захочет съесть любимый десерт, подойдет именно к холодильнику.

6. Увлечения ребенка

Гениальные дети, как правило, имеют массу увлечений и проявляют интерес в самых различных областях. Они с одинаковой увлеченностью могут, например, коллекционировать монеты, изучать географические атласы и читать энциклопедию. Так что, разносторонние интересы также являются признаком одаренности ребенка.

Напоследок хотелось бы дать совет родителям. Внимательно наблюдайте за поведением своего чада с самого раннего возраста. Больше общайтесь с ребенком, это позволит определить, к чему он наиболее проявляет свой интерес.

Приложите максимальное количество усилий для того, чтобы раскрыть заложенный в своем ребенке талант!

Французский философ Д. Дидро сказал: «Гении падают с неба. И на один раз, когда они встречают ворота дворцов, приходится сто тысяч случаев, когда они падают мимо». По официальной статистике с подтверждением научных исследований частота рождения потенциальных гениев колеблется от 1:2000 до 1:10000. Проще сказать гениальным ребенком рождается один из тысячи. Казалось бы не так уж и мало. Лишь единицы становятся гениями реализовавшимися, остальные так и остаются потенциальными. Все дети рождаются талантливыми, с незаурядными способностями, но признаны, бывают немногие. Большинство становятся простыми обычными людьми.

Это происходит от того, что гениальность и талантливость или одаренность ребенка это разные вещи. Одаренность – яркий талант, который видят все. Одаренный ребенок практически с пеленок проявляет свою любознательность, свой интерес к окружающему миру, исследуя каждый предмет до тонкостей и мелочей, задает массу вопросов, от которых у родителей просто кругом голова. Гений же направляет свою в высшей степени одаренность на создание несуществующего, неизведанного и нового. Он первопроходец.

Талантливый и одаренный ребенок с задатками гения резко отличается от своих сверстников. Ему просто скучно с ними, обычные дети общаются друг с другом на уровне эмоций, гений – на уровне приобретения информации. Они читают много книг, можно сказать не отрываясь, запоем и соответственно и знают на порядок больше чем их приятели по классу. Для гения очень присущи черты характера: странный в поведении, делает, нелепы и непонятные замечания, полностью погруженный в свой внутренний мир, не понимающий очевидность, не любящий подчиняться, конфликтный. Эти черты характера, как правило, мешают родителям вовремя разглядеть гениальность своего ребенка, скорее даже раздражают и вызывают желание сломать его настрой.

Для того чтобы вырастить маленького гения, реализовавшегося гения, одних его неординарных способностей мало, обязательно нужен взрослый, который будет ему помогать в становлении и развитии своей гениальности. Самым ярким примером в истории гениев является, конечно же, Моцарт. Маленький гений музыки процветал благодаря поддержке своего отца, который был не только талантливым скрипачом, но еще и личным импресарио.

Родители должны себе четко уяснить, что гением из-под палки вряд ли можно стать. Гений тем и отличается от обычного ребенка, что своему предназначению готов посвятить много времени не «из под палки», а с удовольствием, радостью и вдохновением.

От безмерной родительской эксплуатации гениальных способностей ребенка многие «вундеркинды» перегорели еще до полного раскрытия своего таланта. Талант не любит суеты. Он развивается сам. Надо просто больше общаться с ребенком, просить его объяснить что-то из того, что он созидает, не говорить ребенку, что неспособный неуч, он может в это поверить, не подавлять фантазию, не загонять под стереотипы социума. Стоит воспитывать в нем усидчивость, настойчивость, трудолюбие и силу воли. И самое главное не отнимать у него детство, проявляя излишнюю заботу о развитии его гениальности.

Гений рождается при таинственных обстоятельствах и это нельзя спрогнозировать. Но все же замечено, что дети, зачатые и выношенные в атмосфере гармонии, любви и нежности, рождаются чаще всего одаренными, причем разносторонне. Таким образом, родителям желающим увидеть свое чадо гением есть над, чем прежде поработать самим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.