Очень глупые приметы. Как быть родителям "копуши"

О гиперактивных детях говорят и пишут много. И абсолютно обходят стороной жизнь «маленьких капуш».

И ведь живется им совсем несладко. Ведь медлительность нынче не в моде. Человек должен быть мобильным, как модно сейчас выражаться: надо уметь крутиться, вертеться, адекватно быстро улавливать моменты, где - то вовремя увильнуть. Все надо успеть - темпы жизни сумасшедшие, и мы часом не успеваем под них адаптироваться. И не кому так не достается от окружающих, как неторопливым, размеренным и медлительным деткам. « Активней, шустрей, быстрей», «Что ты возишься как черепаха» - слышат они то и дело от друзей, родителей, учителей.

Часто родители сталкиваются с этой проблемой, когда их ребенок идет в школу, когда многие учителя жалуются на безактивность ребенка на занятиях, несобранность, медлительность, слабую успеваемость. А выясняется, что эти дети интеллектуально развиты, хорошо развита речь и запас навыков и знаний соответствует их возрасту.

Взрослым часто не понятно состояние медлительного ребенка, учителя продолжают ставить двойки, упрекая в лени, родители пытаются всячески подтолкнуть ребенка, «подпихнуть», друзьям малоинтересно играть в активные игры с «капушей». Постепенно у таких деток растет утомляемость, появляются головные боли и усталость, возникают новые проблемы.

* Тезис «знает - умеет - сделает быстро» здесь неуместен и малоэффективен. Медлительный ребенок может все знать, но не успевать выполнять, не вспомнить в нужный момент, не отреагировать быстро.

* Постоянные замечания и требования увеличить темп работы снижает качество их работы, теряется усидчивость.

* Они долго собираются с мыслями начать что - либо делать. И подгонять их здесь бессмысленно. От этого только увеличится время на выполнение данного задания.

* Слабая сопротивляемость утомлению лишает их возможности работать длительное время. Хотя качество работы может быть очень продуктивным и высоким.

Чем помочь?

Включаем таймер. Медлительным деткам свойственно забыть о времени и темпе их деятельности. Попробуйте поставить часы с таймером рядом с ребенком, чтобы он мог их видеть. И оговорите с ним заранее, сколько времени отведено ему на уроки. Успехи будут, но не сразу. После такого занятия покажите ребенку, сколько времени ему не хватило, и проанализируйте вместе, почему он не уложился в отведенное время.

Обгоняем школу. На каникулах, в выходные выполняйте наперед ряд заданий, просмотрите темы. Это сократит время выполнения домашних заданий в будущем.

Мотивация. Пообщайтесь с ребенком, каким и кем он видит себя в будущем, как он планирует зарабатывать и какой род занятий ему по душе. Чаще говорите ему о том, что именно от нынешней успеваемости зависит, как он будет дальше жить.

Развиваем внимание и усидчивость. Дети часто переключаются с одного занятия на другое и не могут полностью сосредоточиться на одном. Это происходит из - за того, что у них недостаточно развито произвольное внимание. Развить его можно, к примеру, таким образом. Попросите капушу нарисовать в ряд 10 треугольников или других фигур. Потом дайте задание со словами: «Будь внимателен, я читаю задание один раз. Раскрась красным карандашом седьмой, третий и девятый треугольник». Задания по мере выполнения можно усложнять, добавив другой цвет. К примеру: « А синим карандашом раскрась второй, восьмой, четвертый», и т.д.

Без тревог. Тревожные и медлительные дети делают все неторопливо, с некой тревогой. Постарайтесь выявить источник тревоги и устранить его, а потом уже прибегать к каим - либо решениям.

Совет. Не ждите, что делая замечания и подпихивая ребенка, вы сделаете из своего чада активного. Медлительность - это от природы врожденное свойство. Такому ребенку можно лишь помогать, но немного справляться с его обязанностями и требованиями окружающих. С возрастом его темп деятельности увеличится. Главное, не показывать ребенку, что это его проблема, иначе он начнет чувствовать себя изгоем и разовьется чувство неполноценности и комплексы.


Копуша не копает, а копается,
А это значит - долго собирается.
Копуша как резину тянет время,
А это значит времени не ценит.
Медлителен во всем, а это значит -
Закончил ты, копуша только начал.
Елена Стеквашова

"Копуша!" - так обычно называют ребенка, который делает все медленно и вяло. Очень медленно собирается - долго ищет одежду, долго её надевает...
"Копуша! - раздражённо говорим мы, - полчаса шнурки завязываешь!". "Все уже домашнее задание записали, а ты только ручку взяла" - говорит учительница.
Видели ли вы когда-нибудь, как мать уговаривает, заставляет, ругает, предупреждает копающегося ребенка: сначала его никак не поднимешь с постели утром, потом его заставляют умыться, одеться, позавтракать и т.д.

Ребенок не родился копушей. Таким его постепенно сделали постоянные поторапливания: "Быстрей, быстрей доедай суп", "Сколько раз тебе нужно говорить, чтобы ты шел спать". Родители легко впадают в привычку все время подгонять детей и постепенно в них бессознательно развивается упрямство. Часто родители говорят, что им приходится целый день ругать и "пилить" ребенка, чтобы заставить его что-то сделать. Получается заколдованный круг.

6-7-летние дети практически не видят разницы между "быстро" и "медленно" и работают в том ритме, который для них естественный. Торопить и подгонять ребёнка не только бесполезно, но и вредно, потому что "копуша" станет ещё медлительнее и неувереннее. Такая "забота" неизбежно вызывает новые трудности. И главная беда в том, что ребёнок готов к ним, уверен, что так и должно быть и он сам виноват. Ощущение собственной вины - наиболее характерная черта медлительных детей. И эта постоянная вина лишает их надежды на успех, делает все их действия ещё более неловкими и медлительными.

Часто родители жалуются: "Я его тороплю, а он мне назло ещё медленнее". Это ошибочное утверждение! Просто в силу особенностей нервной системы у медлительных детей время между сигналом "делай" и до начала самого действия в 2,5-3 раза больше по сравнению с остальными. Окрик, раздражение и недовольство взрослых ещё более увеличивают этот разрыв, из-за чего и создаётся впечатление, что ребёнок "назло" тянет время. Это следует учитывать и когда дети садятся за уроки, а вы, проявляя родительское рвение, торопите: "Так, быстренько расскажи мне правило". Не дождавшись ответа, не дав ребёнку время на раскачку, обвиняете: "Опять не выучил". На самом деле ребёнок может отлично знать это правило, просто ему не хватило времени!

Ещё одна особенность медлительных детей - им трудно переключаться на что-то новое. Такие дети не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, часто не понимая её. Если вы объясняли ребёнку математику, а потом вдруг "заодно" решили проверить, помнит ли он правило по русскому языку, то результаты вряд ли вас обрадуют. Ребёнок просто-напросто не успеет "переключиться". Исследования показали, что сангвиники и холерики лучше и больше усваивают информацию, которая даётся в быстром темпе. А вот флегматики и меланхолики - обычно медлительные дети, которые чем быстрее им объясняют, тем меньше и хуже усваивают материал.

Могут быть еще и другие причины. Дети, которые нерасторопны по утрам, возможно, переутомлены. Ночью ребенку требуется спать не восемь, а десять или двенадцать часов. Плохой сон может вызывать по утрам вялость.

Если ваш ребенок копуша, когда дело касается организованности и расторопности, то в первую очередь исправьте свои собственные недостатки. Понаблюдайте за собой, а как вы собираетесь на работу? Все ли успеваете? Может быть, вы сами иногда с опозданием приезжаете за детьми в школу? А счета оплачиваете в последний момент?

Что же делать? Как помочь и ребенку и нам самим, родителям?

Как быть родителям "копуши"?

  • Дайте ребёнку быть самим собой! Любите его таким, какой он есть: медлительный и вдумчивый.
  • Первое время, когда ребёнок уже научился писать, всё-таки продолжайте подписывать ему тетрадки, чтобы одноклассники не высмеивали его за почерк.
  • Проводите дома с ребёнком физические упражнения. Подойдут любые, начиная от пальчиковой гимнастики. При выполнении упражнений придерживайтесь определённой последовательности в темпе: медленно-быстро-медленно. Все упражнения начинайте не быстро, чтобы у ребенка все получалось, в середине можете весело ускориться, но заканчивайте снова не быстро: у ребенка всегда должно оставаться ощущение успеха.
  • Все важные дела, которые ребенок должен хорошо делать, делайте вместе с ним - до тех пор, пока он не научится делать их достаточно хорошо. Нужно завязывать шнурки? - начинайте делать это раньше. Покажите, как это делается, после чего он должен сделать это сам. Не получается - пусть тренируется (не торопясь) раз за разом. Почему бы и нет? И это нужно делать день за днем до тех пор, пока под вашим приглядом он не научится делать все, что нужно - так, как нужно.
  • Ни в коем случае не заставляйте ребёнка выполнять задания или делать что-то на время. Это не только не ускорит, но и, наоборот, замедлит выполнение ребёнком задания. При этом может быть очень сильно травмирована его психика.
  • Если ребенок рядом с вами занимается делом, например уроками, не торопите его. Вам нужно правильно, а не быстро. Плохо, если вы, проявляя родительское рвение, торопите: "Так, быстренько расскажи мне правило". Тем более не остроумно, не дождавшись ответа и не дав ребёнку время на раскачку, его обвинить: "Опять не выучил". Возможно, правило он знает, но чтобы его вспомнить и вам рассказать, ему нужно немного побольше времени.
  • Делайте почаще перерывы в учебных занятиях, но перерывы занимайте другой разумной активностью. Там, где другой ребенок будет непрерывно заниматься 30 минут, копуше лучше уже через 15-20 минут сделать перерыв. Но в перерыве пусть он подвигается физически: вместе с вами поприсядает или снова займется пальчиковой гимнастикой.
  • Учите ребенка не скорости, а точности и четкости. Чаще делайте что-то с ним вместе, следя за тем, чтобы ребенок все делал максимально четко, точно, последовательно, так как вы сказали, и, не отвлекаясь. Он может быть медлительным, но должен быть четким и точным. В этом будьте требовательны, копуша - не разрешение на разгильдяйство.
  • Медлительным детям необходим размеренный и чёткий режим дня.

Ребенок может быть медлительным, но не должен превращаться в копушу. Дети рождаются с разными темпераментами, но "темперамента копуши" нет. Копушами не рождаются, копушами становятся, если родители разрешают или тем более подкрепляют такое поведение. Зачем ребенку становиться копушей? А зачем быть шустрым, когда можно стать копушей, оказаться в центре внимания, и за тебя все сделают? Не надо на копуш сердиться, о них нужно заботиться, потому что они наши любимые. А забота наша в том, чтобы научить копушу делать дела собрано и четко. Когда копуша научится не отвлекаться, научится ловко завязывать шнурки и будет знать, в какой последовательности что надевать, он из копуши превратится в нашу радость.

Маленький копуша

«Ваня, давай потарапливайся, а то мы опоздаем» - уже третий раз просит мама, а он действуют все медленнее и медленнее. Знакомая картина, не правда ли? В ход идут обидные слова, и иногда даже подзатыльники. Кто-то в подобных ситуациях все-таки заставляет ребенка закончить процесс, постоянно подгоняя капушу. Другие решают «лучше сделаю все сама», оставляя малыша в пассивном ожидании. Чтобы найти правильную тактику поведения, надо понять причины медлительности ребенка. Они могут быть более глубокими, чем кажется на первый взгляд.

Оглядитесь вокруг, насколько все мы разные. Одни приступают к работе без какой-либо подготовки и выполняют ее очень быстро - у них все "в руках горит". Другие значительно медленнее подходят к решению задач - сначала составляют в голове план действий, продумывают каждую деталь и только потом, размеренно и чинно, приступают к деятельности. Некоторых родителей может, мягко говоря, раздражать "медлительность" их ребенка - так много времени тратится на одевание, раздевание, выполнение какого-либо поручения! Ребенок не может сосредоточиться и начать выполнять необходимое действие или не может вообще сконцентрироваться на мысли о выполнении заданий. Часто проблема начинается уже в дошкольном возрасте, а у некоторых детей она прослеживается даже в младенчестве. Под понятием "медлительный ребенок" могут скрываться разнообразные проблемы, связанные с обстановкой в семье и здоровьем ребенка. Поэтому семейный или детский психолог используют системный подход в исследовании детской психики, то есть рассматривают все системы организма во взаимосвязи. У одних детей медлительность может быть связана с особенностями нервной системы, у других -- с органическими изменениями структуры мозга, полученными например, в результате родовой травмы и т.д. Иногда ритм и темп деятельности у малыша мененяется из-за неблагополучного климата в семье, конфликтными отношениями между родителями и ребенком. Такая проблема может стать причиной отставаний в учебе, плохой концентрации внимания на уроках, формирования страха перед школой и развития детских неврозов. Нет двух одинаковых детей, каждый ребенок уникален, и выявление причин его медлительности лучше доверить специалистам - педиатрам, детстким невропатологам, психоневрологам, детским и семейным психологам и детским психоаналитикам.

Причины медлительности детей

1. Ослабленность, повышенная утомляемость ребенка после перенесеенного острого заболевания или наличие хронического заболевания может вызвать замедление темпа и ритма деятельности малыша. Для таких детей необходим адаптационный период и их "медлительность" естественно закончится после полного выздоровления и восстановления сил. С медлительностью, вызванной подобными причинами родителям помогут справиться педиатры, наблюдающие ребенка с момента его рождения. В некоторых случаях бывает достаточно провести общеукрепляющую витаминную терапию.

2. Причиной изменения темпа и ритма деятельности ребенка может быть врожденная патология головного мозга, связанная с последствиями тяжелого протекания беременности , трудными родами или недоношенной беременностью, когда все системы организма ребенка являются на свет незрелыми или поврежденными. Такие случаи являются прерогативой детских невропатологов, психоневрологов, детских психоаналитиков и психологов. Органическая патология часто служит фоном для различных нарушений развития психики ребенкаТакому капуше необходимо длительное наблюдение специалистами, иногда вплоть до подросткового возраста и старше. Только после всестороннего системного обследования ребенка, опытный врач сможет подобрать ему индивидуальную медикаментозную терапию, а психолог и психоаналитик помочь разрешить его внутренние конфликты.

3. Иногда медлительность ребенка рассматривается как этап нормального развития в раннем возрасте . В этот период (от 1,5 до 3 лет) неторопливость ребенка может быть связана с естественным недоразвитием моторики, особенно это касается моторики пальцев рук, которые еще не позволяет действовать быстро, четко и красиво. Дети изо всех сил стараются завязывать шнурки, застегивать пуговицы, но руки и пальцы еще не обладают той гибкостью и проворностью, как у мамы или воспитателя детского сада, вызывая у взрослых и родителей непонятное для дошкольника раздражение, и даже незаслуженное унижение ими ребенка, который стремится к самостоятельности. Такая "этапная" замедленность у каждого ребенка с возрастом проходит. Темп и ритм жизни взрослых людей, вынужденных решать за день множество задач, просто непостижим для ребенка младшего дошкольного возраста. И от терпимости мамы и папы зависит, станет ли он самостоятельным или останется зависимым от взрослых. Так некоторые родители, утомленные своими проблемами, и не справляющиеся с раздражительностью, перестают "слышать" ритм своего малыша и начинают делать большинство дел за него, искренне полагая, что тем самым облегчают ему жизнь. Возможно, родители даже не подозревают, что таким образом оказывают ребенку "медвежью услугу", провоцируя у него развитие пассивности и безинициативности. Некоторые дети вплоть до подросткового возраста не могут справиться с закрепившейся в детстве неуклюжестью.

4. В последнее время специалисты много внимания уделяют леворукости детей . Эта проблема также может также стать причиной медлительности ребенка, если в детском саду, школе или дома с должным вниманием не относятся к этой особенности. Переучивание леворукого ребенка есть и писать правой рукой, может привести не только к замедлению темпа и нарушению ритма его деятельности, но и к нарушению гармоничного развития личности. Врожденная леворукость переучиванию не подлежит.

5. Особенности темперамента ребенка-флегматика - классический случай ярко выраженной медлительности. Такой малыш спешки просто не выносит. При своей неторопливости он отличается солидностью и рассудительностью. Что бы не делал, - он предпочитает уже проверенные, привычные способы и делает все обстоятельно, упорно преодолевая препятствия. Отвлечь его от намеченной цели очень трудно, свои решения он не меняет, а если их надо отстоять, то проявляет в этом завидное упрямство. Ко всему новому он привыкает с трудом, но зато его психика крайне устойчива к любым внешним раздражителям, вывести его из себя почти невозможно. Малыш-флегматик очень сдержан в проявлении эмоций, зато чувства его глубоки и постоянны. Друзей такой ребенок находит с трудом, но в дружбе проявляется завидное постоянство и преданность. Ребенок-флегматик абсолютно неконфликтен и неагрессивен, он предпочитает уходить от борьбы и лишний раз не рисковать. Больше всего флегматик боится перемен, отступлений от привычного ритма жизни. Родителям следует помнить, что темперамент ребенка -это врожденная черта (как и цвет глаз, форма носа), которую в своем малыше нужно научиться принимать.

6. Любые кризисные моменты в жизни семьи , как то: развод, переезд в новый город, переход ребенка в новую школу или детский сад, конфликты между родителями или другими членами семьи, являются для ребенка стрессовыми факторами. Нестабильная детская психика подвергается большому испытанию. Повышается тревожность, с которой малыш может бессознательно пытаться справиться замедлением общей активности, а также торможением выполнения различных действий. Тяжелые моменты в жизни ребенка также являются травмирующими для его психики, создают почву для развития детского невроза. Чувство вины, подавленность, замкнутость малыша не способствуют восстановлению ритма и темпа его активности, а лишь усугубляют медлительность. Решение проблемы состоит в устранении хронической конфликтности в семье, снятии нервного напряжения у родителей и ребенка, обучении семьи способам бесконфликтного общения.

7. Нерасторопность малыша может быть проявлением дисгармоничных отношений между взрослым (например, матерью) и ребенком. Всегда спешащая, часто отсутствующая и много работающая мама, которая поручает или перекладывает воспитание ребенка на плечи бабушки или няни, теряет эмоциональный контакт с ребенком. Малыш старается привлечь внимание матери своей медлительностью, продлить взаимодействие с ней. Также заторможенность малыша может являться скрытой формой выражения протеста против недостатка эмоционального тепла, внимания и любви со стороны матери и отца. Эти и другие дисгармоничные отношения в семье могут быть скорректированы в ходе кропотливой работы с психологом или психоаналитиком. И участие в ней всех членов семьи - залог успеха. 8. Авторитарный стиль воспитания в семье , жесткое принуждение ребенка к выполнению тех или иных требований, постоянный контроль за исполнением поставленных задач, а также строгие меры наказания за непослушание могут явиться причинами снижения детской активности и формирования неврозов. Медлительность может быть способом контроля и манипулирования ребенка родителями. С помощью медлительности малыш иногда протестует против обучения его, например, музыке. Такой скрытый или явный протест возможен и в случае конфликта с воспитателем в садике. Тогда неторопливость не распространяется на всю деятельность, а только на отдельные ситуации. Другие стороны жизни при этом протекают к обычном темпе. В этом случае родителям необходимо пересмотреть свой стиль воспитания. 9. Часто раздражение и нетерпение родителей вызывает излишняя, на их взгляд, мечтательность детей, которые обычно не отличаются флегматичным темпераментом, но иногда действуют как заядлые медлительные дети. Погружаясь часто и надолго "в мечты" каждый раз, когда необходимо что-то сделать, ребенок может выражать таким способом как протест по отношению ко взрослым, так и проявлять подобным образом свои внутренние конфликты. В целом это могут быть самые обычные дети, без каких-либо нарушений.

у которых ребенок излишне медлителен?

1. Взрослым важно помнить, что "замедленный" ребенок не виноват в своей нерасторопности. Постоянные окрики, насмешки, наказания способны сделать его невротиком, но не "ускорить".

2. С неторопливым ребенком играют в игры, способствующие повышению его активности, но в доступном для малыша темпе. Можно познакомить своего капушу с понятием времени и учить его распределять свои дела, выделять главное и второстепенное, более трудное и более легкое. Важно также приучить малыша к соблюдению режима дня, который поможет ему создать ощущение постоянства, к которому он так стремится.

3. Включение нерасторопного малыша в игры соревновательного типа заранее обречены на неудачу, поэтому воздержитесь от них. Лучше ободрять его, поощрять, хвалить за успехи, которые он может сравнить со своими прошлыми результатами или действиями взрослого: "Сегодня это получилось у тебя быстрее и лучше, чем вчера", "Вот ты уже научился быстро кушать, как я", и т.д. Сравнение успехов ребенка с успехами других детей болезненно для медлительного малыша.

4. Замедленным детям требуется постоянное внимание со стороны взрослых, ненавязчивая помощь от мамы или папы, их участие и сочувствие. Эти малыши, как правило, не уверены в себе и в отношении к ним людей, поэтому необходимо поддерживать их убежденность, что все в результате получится хорошо.

5. Иногда флегматичный ребенок не может приступить к выполнению задания из-за опасения неудачи. Достаточно предложить ему помощь, и он наверняка сделает все сам. Для него важнее всего ощущение, уверенность в том, что он не один, он получит поощрение и поддержку.

6. Наказания и одергивания ребенка могут привести только к отказу от выполнения любых действий.

7. Раздражение со стороны более активного, нетерпеливого взрослого может привести к хроническим конфликтам, страданиям ребенка, неврозам. Такому малышу кажется, что его недостаточно любят. А самые сильные опасения у детей -- страх быть покинутым и страх потери любви близких ему людей. У медлительного ребенка страхи выражены подчас очень сильно из-за его неуверености.

8. Стремительная, энергичная мама, которая и своего медлительного малыша хочет видеть таким же "расторопным", способна своим нетерпением довести ребенка до невроза и разрушить душевный контакт между ним и собой на всю последующую жизнь.

9. Так как медлительный ребенок боится любых перемен и всего нового, то поступление в детский сад или школу сделают его еще более уязвимым. Он тяжело переживает свои неудачи. Важно чтобы родители уделили больше внимания периоду адаптации такого ребенка в детских учреждениях, проконсультировали учителей и воспитателей на тему особеностей своего малыша, а иногда и защитили его от наказаний и унижений с их стороны. В некоторых случаях следует искать не престижную школу, а тактичного и вдумчивого учителя. Не лишне напомнить родителям, что разумные, надежные и спокойные люди, тщательно продумывающие свои действия и добивающиеся поставленных целей в жизни, часто вырастают именно из флегматичных, "замедленных" детей.


Дети бывают разными — кто-то из них старается все выполнять оперативно, чтобы успеть как можно больше. Другие тратят на простые действия вдвое больше времени, чем это действительно необходимо. Как же помочь копуше?

Возможные причины излишней медлительности ребенка

Статистические данные говорят о том, что копушами являются более двадцати процентов чад. Причин этому может быть много:

1. особенности темперамента;
2. отсутствие внимательности;
3. хитрость;
4. маленький возраст;
5. желание обратить на себя внимание;
6. отсутствие способности ценить время;
7. проблемы с адаптацией к новым условиям;
8. наследственность;
9. подражание старшим;
10. проблемы со здоровьем.

Не стоит ругать ребенка-копушу за его медлительность, лучше разобраться в причинах подобного поведения и по возможности устранить их, либо найти пути для эффективной помощи.

Что делать с копушей

Ребенка, отличающегося медлительностью, вряд ли удастся сделать гипер активным малышом. Поэтому методы наказаний и угроз не будут действенными. Психологи дают следующие советы:

1. Если чадо всегда долго собирается, необходимо повышать его темпы постепенно, воспринимать подобное поведение спокойно, отбросив недовольство и обиды.

2. Никогда не нужно делать что-то за ребенка, проявляя чрезмерную опеку. Правильнее заниматься чем-то совместно.

3. Стоит почаще быть примером подражания для чада — всегда все успевать, выполнять необходимую работу качественно, отбрасывать лень.

4. Надо периодически просить малыша о помощи. Это сделает его более ответственным, взрослым, зародит желание выполнять определенные занятия быстрее.

5. Можно спокойно побеседовать с ребенком, чтобы выяснить то, как он сам оценивает свою медлительность.

6. Важно ежедневно следовать установленному распорядку, соблюдать режим дня.

7. Не нужно требовать от чада невозможного. Надо научиться адекватно оценивать его способности и медленно развивать их.

8. Нельзя поручать копуше сложные или длительные дела. В первом случае работа все равно не будет выполнена хорошо. Во втором — малыш быстро утомится, забросив надоевшие обязанности.

9. Важно понять, на самом ли деле малыш является копушей, ведь некоторые сообразительные крохи просто притворяются такими, чтобы иметь свою выгоду.

Таким образом, полностью переделать медленного ребенка нельзя. Однако при применении правильных методик воспитания, можно сделать его более исполнительным последовательным, рациональным.

Возможно вам также понравится:


Что должен уметь ребенок в 2-3-4-5 месяца
Что должен уметь ребенок для поступления в ясли и садик
Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях 6 лет.
Ребенок боится воды и мыть голову — что делать?
Ребенок боится аквапарка — как подготовить ребенка к аквапарку?
Ребенок боится игалятора (небулайзер) – что делать?
Ребенок боится ездить в машине — как это преодолеть?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.