Ребенок флегматик – особенности развития и воспитания. Характеристика разных видов темперамента у детей

Насколько разные наши дети! В одном ребёнке может уживаться и неуёмный непоседа, и ленивый соня, и дотошный почемучка. В каждом малыше, впрочем, как и в каждом взрослом, есть все четыре темперамента.

Когда мы говорим, что ребёнок сангвиник или меланхолик, то выделяем лишь наиболее выраженные черты характера. Не существует хороших или плохих темпераментов, у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Поэтому нужно не подстраиваться под темперамент ребёнка, а стремиться к гармоничному развитию всех четырёх сторон.

Четыре темперамента - сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический - известны с глубокой древности. Первым описал их Гиппократ в IV веке до н. э. Они связаны со сторонами света. Юго-западному направлению соответствует сангвинический темперамент, юго-восточному - холерический, северо-восточному - меланхолический и северо-западному - флегматический. При этом ось юг-север обозначает качество возбудимости, а ось запад-восток - тормозимости.

Если учесть, что к югу относятся быстро возбудимые, а к северу - медленно возбудимые; к западу - быстро тормозимые, а к востоку - медленно тормозимые, то вы легко сможете описать каждый темперамент. Холерический и флегматический - это темпераменты действия. Они связаны с отношением человека к окружающим. Меланхолический и сангвинический - темпераменты чувств, связанные с самооценкой и с детской частью человека. Давайте рассмотрим их более подробно.

Ребенок - меланхолик

Это медленно возбудимый и медленно тормозимый тип темперамента. По конституции его отличительная черта - худые мышцы. С ним связана часть личности, которая содержит информацию о том, что человек ДОЛЖЕН.

У меланхолика завышенное чувство ответственности перед другими людьми. Он предъявляет к себе высокие требования и часто бывает собой недоволен. Его натура холодная и сухая. Он медленно «нагревается» (как всё холодное) и долго «остывает» (как всё сухое). Меланхолику трудно на что-то решиться, но если уж он всё-таки решился, то ещё труднее от этого отказаться.

Если ребёнком очень часто недовольны родители и воспитатели, то он и сам недоволен собой, потому что верит всему, что говорят взрослые. В результате у него закрепляется «ощущение неполноценности»: «Что бы я ни делал, я всё равно недостаточно хорош для своих родителей». Вы замечаете у своего ребёнка черты меланхолика? Присмотритесь к себе. Может быть, вы сами его таким делаете?

У меланхолика много детских страхов, которые создают почву для депрессии. Он раним, уязвим, неуверен в себе, может заниматься «самоедством». Такому ребёнку нужно помочь развиваться так, чтобы он преодолел свой страх и стал смелым.

Откуда берутся детские страхи? Изначально маленький ребёнок вообще ничего не боится. Но вот он залезает на табуретку, а мама уже бежит к нему: «Осторожно, упадёшь!» Мама испугалась и своим страхом заразила малыша. За ребёнка боятся, и он учится бояться сам за себя. Бабушка читала внучке сказку и пугала её Бабой Ягой. Девочка рисовала в своём воображении картинку и боялась Бабы Яги. Хотя на самом деле причиной был «страшный» бабушкин голос и боялась она бабушки, а не вымышленного сказочного персонажа. Мы боимся не того, чем нас пугают, а того, как нас пугают.

Медлительный меланхолик долго раскачивается, но его сильная сторона - обстоятельность и аккуратность. Если уж он взялся за дело, то доведёт его до конца. Если ему, конечно, позволят. У родителей часто не хватает терпения. Им проще сделать самим, чем ждать, когда ребёнок неумело сделает это сам. А если малышу не доверяют, не дают ему что-то сделать или доделать до конца, у него формируется комплекс неуспешности.

Поэтому запаситесь терпением и позволяйте ребёнку одерживать свои маленькие победы. Пусть в его памяти останется ощущение этой победы: он хотел чему-то научиться и научился. Заметьте это достижение и похвалите. Но хочется дать совет всем родителям: не искушайтесь хвалить ни за что. Видимость ни к чему не приведёт, она только ещё больше подорвёт уверенность в себе. Ребёнок должен быть похвален только в том случае, если он действительно достиг успеха.

А успехи меланхолика сильно отличаются от успехов других детей. Он живёт в другом времени. Если сангвиник успел сделать десять дел, а меланхолик только одно, то кажется, что он неуспешен. Но тем не менее такой ребёнок целеустремлённый, выносливый, просто он живёт по принципу «тише едешь - дальше будешь».

Ребенок - сангвиник

Сангвинический темперамент является горячим и влажным. Люди этого типа быстро возбудимы, но так же легко и успокаиваются. По конституции их отличительной чертой является развитая мускулатура. Доминирующий мотив - Я ХОЧУ.

Если ребёнок-сангвиник чего-то хочет, он попытается это получить сразу и сейчас. Но если возникают препятствия, он не будет долго настаивать и постарается получить желаемое в другом месте. Например, ему захотелось купить новую игрушку. Вы объясняете, что сейчас у вас нет денег. Ну нет, так нет. Он пойдёт к бабушке, расскажет, как сильно он её любит, и выпросит то, что хочет.

Секрет сангвинического состояния в завышенной самооценке. Такой темперамент чаще всего формируется в условиях семьи, где ребёнку разрешают больше, чем запрещают. Им восхищаются независимо от того, что и как он сделал. В этих семьях родители готовы хвалить и защищать своего воспитанника, даже если он провинился. Это приводит ребёнка к убеждению, что он хороший, что бы он ни натворил. Любую критику в дальнейшей жизни он воспринимает легкомысленно, хотя может для виду покивать головой и извиниться, чтобы закончить разговор.

Дети-сангвиники артистичны. Они способны быстро войти в роль и любят «работать на публику». Таким образом, сангвиническое состояние имеет и сильные, и слабые стороны. Оптимизм, незлопамятность, лёгкость в общении сочетаются с заниженными требованиями к себе и безответственностью.

Сангвиники быстро хватаются за дело и быстро его бросают. Такой ребёнок может загореться игрой в хоккей, договориться играть в дворовой команде, все его будут ждать, а он не придёт. В это время он уже будет рисовать пейзажи в изостудии. Причём сангвиник не переживает из-за того, что забыл и подвёл ребят. Просто ему это уже неинтересно.

Сангвиник кажется способным, талантливым, им восхищаются, но у ребёнка в будущем возникнут проблемы, если он не научится терпению. У родителей часто возникает искушение оставить его в покое - ну недоделал, и не надо. Но тут нужно проявить чудеса дипломатии и педагогического мастерства, чтобы он испытал удовольствие оттого, что довёл дело до конца. Как действует сангвиник? Если у него не получается играть гаммы на фортепиано, ребёнок просто бросит заниматься. Это меланхолик будет пилить и пилить гамму - его даже проверять не нужно. А с сангвиником надо сидеть рядом, держать его за руку и довести до момента, когда у него начнёт получаться.

Чтобы помочь ребёнку развиваться гармонично, перестаньте восхищаться его театральными эффектами и постарайтесь объяснить, что преувеличение своих качеств и способностей не избавляет человека от ответственности за свои действия.

Ребенок - холерик

Холерики, так же как и меланхолики, имеют сухую натуру, но не холодную, а горячую. Они быстро возбудимы, но медленно тормозимы. Холерики сухощавы, у них недостаточно жировой ткани.

С меланхоликами у них есть общая черта - они не могут успокоиться, пока не закончат начатые дела. Однако в отличие от них холерики не могут заниматься только одним делом, а берутся одновременно за несколько, как сангвиники.

Кажется, что холерик не доводит начатое дело до конца, но это только видимость. На самом деле холерики заканчивают все свои дела, но из-за большого их количества постоянно переключаются с одного на другое. Стоит им закончить одно занятие - они тут же хватаются за новое, поэтому кажется, что дела у них никогда не закончатся. Если холерик учится музыке, он может поиграть, потом дорисовать начатый рисунок, а затем опять поиграть. К нему по этому поводу можно не придираться и не бояться, что он не закончит учить гаммы. Просто он по-другому организует свою работу.

Но, постоянно переключаясь с одного дела на другое, холерики теряют много энергии впустую, потому что каждый раз нужно вспоминать, что было сделано раньше, и настраиваться на новый вид деятельности. Он не даёт себе отдыхать, может быть поспешен в решениях и всё время хватается за новые дела, не доведя до конца прежние. Но так как у него есть стремление всё доделывать, то трудится он на износ.

Помогите ребёнку-холерику построить свой день и свой труд так, чтобы он был более организованным и последовательным. Научите не хвататься за каждое новое предложение - ему ведь всё хочется попробовать. Он может одновременно ходить и в секцию таэквондо, и в шахматный кружок, да ещё будет учиться играть на гитаре. Будьте уверены, времени найдётся на всё. Но такой темп жизни может привести к переутомлению и истощению нервной системы. Поэтому ему нужно научиться отключаться, выбирать в море жизни что-то главное для себя, оставляя второстепенное за бортом.

Главный движущий мотив холерика - ТЫ ДОЛЖЕН. Он, как и меланхолик, имеет отношение к чувству долга, только предъявляет завышенные требования не к самому себе, а к окружающим людям. Причина холерической точки зрения на мир очень проста: дети встают на неё, подражая своим родителям и воспитателям. Если те много требуют от жизни и окружающих, то и дети усваивают такую же позицию. Маленький холерик может стать домашним тираном, требуя от близких то, что он, по его разумению, имеет полное право получить. Друзьям этот ребёнок тоже будет навязывать свою точку зрения.

Холерическое состояние хорошо целеустремлённостью, верой в свои силы, выносливостью. Сложность же в том, что сами холерики склонны оценивать не себя, а окружающих, поэтому единственный способ помочь им осознать свои недостатки - это дать возможность увидеть себя со стороны и почувствовать в шкуре тех, кого они третировали.

Ребенок - флегматик

Флегматический темперамент является холодным и влажным. То есть люди, находящиеся во флегматическом состоянии, долго выходят из равновесия и быстро успокаиваются. Их отличает избыток жировой ткани.

Флегматики тяжелы на подъём. Чтобы их заинтересовать, необходимо потратить массу изобретательности и энергии, но их согласие на какое-то дело ещё не является гарантией того, что они будут в нём участвовать до конца.

Любая напрягающая информация, перспектива слишком больших затрат энергии могут сразу же охладить их пыл. Флегматики, так же как и сангвиники, не могут заниматься монотонной работой, но, как меланхолики, предпочитают иметь одно дело на всю жизнь.

Флегматическая часть характера обычно формируется в результате подражания подобному поведению своих родителей, воспитателей, друзей. У них заниженные требования к окружающим, которые выражаются в позиции «Делайте, что хотите, мне всё равно, - только не нарушайте моего спокойствия».

Флегматический темперамент вообще-то несвойственен детям, потому что флегматическая позиция - это позиция родителя. Да и по конституции среди детей больше худеньких, чем толстых. С этими детьми трудно что-то сделать, потому что они сами ведут себя как родители и разговаривают со взрослыми сверху вниз. Флегматика надо возбудить, чтобы тормозные процессы стали медленнее, уж слишком быстро у него всё тормозится. Нужно индивидуально искать, каким пряником его заманить, потому что на кнут они в принципе не реагируют, увлечь, чтобы он загорелся каким-то делом.

Флегматикам свойственна апатия. Если у ребёнка доминирует флегматическая часть характера, значит, ему с детства ничего не интересно в жизни. Больше всего ему хочется жить по принципу «Ну вот поели - можно и поспать. Ну вот поспали - можно и поесть».

Это значит, что родители прозевали момент, когда ребёнку всё было интересно. Поначалу малышу нравится что-то повторять, он как обезьянка, копирующая действия взрослых. Всё зависит от того, как отнестись к этому интересу. Можно заметить, поддержать, похвалить. А можно стукнуть по ручкам: «Ты это делать не будешь - маленький ещё». А если интерес будет забит, его очень сложно снова вызвать. Один раз не разрешили что-то сделать, второй, третий, а потом ребёнок скажет: «Ну и не надо» - и провалится в лень и бездействие.

Четыре темперамента ребенок - итоги

Мы часто не доверяем нашим детям и считаем их «недочеловеками», а между тем большая ошибка думать, что дети ничего не понимают и не умеют. В индейских племенах мальчиков до пяти лет воспитывали женщины. А в пять лет мужчины показывали им, как делается лук, как нужно охотиться, и отправляли на охоту. Добудешь дичь - поешь, не добудешь - будешь сидеть голодным. Думается, там не было апатичных флегматиков. Мы не доверяем трёхлетнему ребёнку порезать грушу, а между тем он способен строгать ножом досочки, чтобы сделать себе простейшую игрушку.

Заканчивая разговор о темпераментах, хочется сказать, что нужно стремиться найти золотую середину между четырьмя типами, чтобы ребёнок мог легко адаптироваться к любой обстановке. Если нужно параллельно заниматься несколькими делами, то проявлять качества холерика; при монотонной работе, требующей терпения, - качества меланхолика; если нужно быстро переключаться с одного на другое - стать сангвиником; если нужно быть осторожным и глубоко не ввязываться в ситуацию - пробудить в себе флегматика. Конечно, добиться этого нелегко, но жизнь - это постоянная работа над собой, начинать которую нужно с детства.

Флегматик — сильный, уравновешенный, спокойный, с незначительною подвижностью нервных процессов, он всегда испытывает трудности, когда внешние условия требуют быстрого реагирования. Ребенок флегматик хорошо спит и хорошо ест (если он хорошо спит, но плохо ест — вызывайте педиатра). Обычно флегматик немного задерживается в развитии, балансируя где-то на нижней границе нормы (но если ребенок задерживается на месяц и более, необходима консультация невропатолога).

Это те дети, которых можно спокойно оставить в комнате наедине — они тихо будут играться на полу со своими кубиками, и им даже в голову не приходит совершить какой-то вред. Флегматику требуется много времени для того, чтобы научиться чему-то новому, однако он изучит это как следует, на совесть. При этом, в отличие от значительную часть времени он будет находиться в хорошем настроении. В песочнице он с удовольствием отдаст всем свои игрушки, но не догадается попросить чужую.

Жить с флегматиком удобно и приятно (если вы сами не холерик), но … тот, кто мало просит, мало получает. Если или заинтересовались чем-то — будьте уверены, об этом узнаете не только вы, но и все вокруг на расстоянии полкилометра. Даже меланхолик «выпросит» свое. «Сферу интересов» флегматика вам придется определять по выражению его глаз. Вот отрывок из письма одной мамы, ярко иллюстрирует эту проблему:

… Не могу понять, почему моей дочери ставят диагноз « »! То есть почему ставят, мне объяснили: она в свои четыре года говорит как двухлетка — предложениями, состоящие из двух слов. Откуда эта задержка взялась — не понимаю. проходили без патологии, ребенок здоров, болела только на насморк. И не глупая, якобы, мне помогает, подметает пол, моет посуду, оставить ее дома можно было с 2 лет — только поставил кассету с мультиками и иди.

В детском саду также всегда ее хвалили — исполнительная, аккуратная. Правда, я никогда с ней ничем специально не занималась — попыталась, но ей неинтересно, она больше любит с куклами играть. Но со мной тоже никто никогда не занимался — а у меня отставание не было, я даже читать сама в трехлетнем возрасте научилась.

Хуже, что она мне напоминает мою старшую сестру. О ней также все говорили: «такая хорошенькая девочка, такая спокойная, такая хорошая». А я как раз была «плохой», хулиганкой — с меня родители глаз не спускали. В результате она так и не вышла замуж, осталась с мамой. А мама в 50 лет взяла и завела новую семью. Сестра очень переживала это, говорила, что мама ее предала. Она даже лечилась от депрессии.

Предлагайте ребенку-флегматику больше самых разнообразных занятий (в разумных пределах), но не торопите с выбором. Демонстрируйте свой энтузиазм. Возьмите две-три баночки гуаши ярких цветов, несколько приятных на ощупь кисточек, большой (но не очень) лист бумаги, устройтесь за столом или непосредственно на полу и начните рисовать картину, при этом эмоционально комментируйте то, что делаете. Вполне вероятно, что ваш ребенок поймет, о чем идет речь, и захочет присоединиться. (Этот же трюк может сработать с холериком, что правда, холерик скорее всего отберет у вас кисть и дорисует картину по своему усмотрению.)

Ставьте ребенку вопросы, интересуйтесь его мнением. Часто с флегматиков выходят хозяйственные и здравомыслящие мамины помощники, им можно доверить и посуду помыть, и ведро с водой принести. Если ребенок ходит в детский сад, попросите воспитателей не торопить его лишний раз. Когда флегматика начинают подгонять, он теряет уверенность в себе и начинает часто болеть. На площадке будьте готовы поддержать своего ребенка, если он растеряется. Не мешайте ему делиться игрушками, но попросите пару игрушек взамен. Через несколько месяцев ребенок научится выполнять этот трюк самостоятельно.

А как насчет вас? К какому типу относитесь вы? Вы понимаете, что чистые темпераменты встречаются крайне редко, а их проявления во многом зависит от жизненных обстоятельств. Уставший сангвиник вполне может вести себя как холерик — то есть «взорваться» из-за ерунды, усталый холерик — стать чувствительным, как меланхолик. И все же в парах «мама-преимущественно-флегматик — сын-преимущественно-холерик» или «папа-холерик — дочь-меланхолик» и др.. вполне возможны конфликты — просто потому, что не совпадает их ритм жизни. Разумеется, вашему ребенку, который понятия не имеет о темпераментах, будет трудно понять, что вы не такой (не такая), как он, и приспособиться к вам. Но он постарается это сделать, если вы попытаетесь приспособиться к нему.

Все дети разные – это прописная истина. Каждая мама знает, что двух одинаковых детей нет, и быть не может. Тем не менее, психологи делят детей на группы по особенностям поведения – иначе говоря, типам темперамента.

Сегодня сайт расскажет вам и особенностях взаимодействия с детьми с разными типами темперамента.

Тип темперамента — что это такое?

Типы темперамента у детей представляют собой набор неких особенностей поведения, которые обусловлены свойствами таких фундаментальных нервных процессов , как возбуждение и торможение . Свойств этих три, их можно легко запомнить, составив из них аббревиатуру СУП: С – сила , У – уравновешенность , П – подвижность нервных процессов. Теперь подробнее.

  • Под силой нервных процессов подразумевается выносливость всех нервных клеток, их способность выдержать как длительное, так и кратковременное, но значительное возбуждение, не гася его торможением. Это проявляется в трудоспособности ребенка, а также в его восприимчивости к окружающему миру. Сила процессов возбуждения проявляется в том, что ребенок способен длительное время прикладывать усилия к решению определенной задачи. Сила процессов торможения – в том, то малыш способен сосредоточиться на своей деятельности, и не отвлекаться по пустякам. Силе тех или иных процессов противопоставляется их слабость – неспособность прикладывать усилия и сосредоточиться.
  • Признаком уравновешенности нервных процессов является одинаковая сила как процесса возбуждения, так и процесса торможения. Малыш с уравновешенной нервной системой обычно спокойно и без трудностей доводит до конца начатое дело. Когда ребенок неуравновешен , и у него преобладают то процессы возбуждения, то торможения, он ведет себя соответственно: то с легкостью преодолевает трудности, то «зависает» перед ними.
  • Подвижность нервных процессов – способность возбуждения и торможения незамедлительно сменять друг друга по мере необходимости. Благодаря подвижности ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой. Противоположность подвижности – инертность . При инертности нервных процессов ребенку стоит больших усилий переключиться с одного вида деятельности на другой, приспособиться к новым обстоятельствам.

Все эти три качества в различных комбинациях и создают типы темперамента у детей, его способ реакции на те или иные обстоятельства.

Необходимо отметить, что «чистые» типы темперамента у детей в жизни практически не встречаются , в большинстве случаев они искусно переплетены в каждом ребенке, хотя и можно выделить преобладающие черты .

Чаще всего ведущий тип темперамента у детей можно выделить после окончания , когда ребенок научается себя контролировать и более-менее понятно выражать свои эмоции.

Ребенок-Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)

В качестве примера этого типа темперамента у ребенка можно привести всем известного Винни-Пуха.

Позитивный, активный, легкий в общении . Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое.

Легко осваивает возрастные навыки. Движения – уверенные, точные. Речь – выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди сверстников обычно занимает положение лидера.

Ребенок-Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный)

Пример этого типа темперамента у ребенка– Сова из того же «Винни-пуха».

Спокойный «копуша», не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами . Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия.

Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным , но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно.

Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме. Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.

Ребенок-Холерик (сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения)

Пример этого типа темперамента у ребенка – поросенок Пятачок.

Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур» . Подвижный, заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить.

Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом – к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы.

Ребенок-Меланхолик (слабый)

Пример этого типа темперамента у ребенка – ослик Иа-иа.

Такие дети на редкость чувствительны и ранимы , хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики… Чуть что – в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются.

Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенны, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов.

Воспитываем ребенка по типу темперамента

Как воспитывать Сангвиника:

  • Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
  • Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца.
  • Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
  • Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут стать источником его легкомыслия и непостоянства.

Как воспитывать Флегматика:

  • Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу.
  • Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий.
  • Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность.
  • Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.

Как воспитывать Холерика:

  • Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
  • Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности.
  • Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию
  • Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций.
  • Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность.
  • Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.

Как воспитывать Меланхолика:

  • Быть с ним поласковее, помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять.
  • Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить.
  • Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе.
  • Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально.
  • Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.

Общие правила воспитания

Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так»:

  • Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом
  • Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка
  • Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент
  • Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает

Уверена — эта информация поможет многим посмотреть на своего ребенка другими глазами, оценить его достоинства и научиться получать еще больше удовольствия от общения с ним.

Детей также как и взрослых можно различить по типу темперамента, хотя его особенности характеризуются смешанными признаками. У детей типы темпераментов проявляются более сложно и многообразно, они чаще всего имеют смешанный характер. Однако, учитывать свойства темперамента дошкольников в воспитательно-образовательной работе необходимо.

С целью выявления и решения проблем психоэмоционального характера, проблем с успеваемостью, адаптацией в обществе, проблем в межличностных отношениях, в развитии ребёнка необходима практика профилактических исследований темперамента детей. К каждому ребёнку требуется индивидуальный подход, в образовательно-воспитательной работе, с учётом всех его индивидуальных способностей.

Это даст большую эффективность развития всех особенностей и способностей детей, чем обычная программа, рассчитанная на общую группу детей – шаблонные методы. Индивидуальные программы – это важнейшая задача психологов и воспитателей детских дошкольных учреждений.

У детей с рождения наблюдаются различия их характеров, предпочтений, в активности, эмоциональное поведение, волевые качества. В дошкольном возрасте они уже проявляются более ярко.

Физиологически темперамент проявляется в виде силовых качеств, степени подвижного образа, степени эмоциональной и психологической уравновешенности.

Темперамент можно охарактеризовать по четырём типам, имеющим общие виды распознания: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Если у детей наблюдается смешанный темперамент, то какой-то из них будет всё равно преобладающим. Возможно, что при определённых условиях, с возрастом, приоритеты сменятся и преобладать начнёт другой тип темперамента. В любом типе темперамента есть опасные пороги, которые приводят к саморазрушению личности человека.

У сангвиников может возникнуть неопределённость интересов, они могут хвататься за всё, и одновременно их не будет интересовать ничего.

Холерики могут потерять самоконтроль над собой, стать несдержанными, агрессивными.

Флегматиков может абсолютно всё окружающее перестать интересовать и их поглотит вялость и уныние.

У меланхоликов самый непредсказуемый характер, они по своей натуре неуверенны в себе, замкнуты в собственном внутреннем мире, слишком застенчивы, могут полностью отстраниться от реальности. Меланхолики чаще других склонны к самоубийству.

Естественно воспитателям надо знать своих подопечных и их темпераменты, чтобы найти к детям правильный подход, но это не является основой воспитания. При владении знаниями о темпераменте воспитатель может более тонко воздействовать на нервную систему ребёнка, выявить и развить более сильные стороны и противодействовать, заглушая более слабые стороны, особенно несущие негативные качества.

Поведение ребёнка зависит не только от его темперамента, но и от воспитания и их методов, от окружающей среды. Типы темперамента у детей это только одно из множества условий формирования психики. Противоречивый и неправильный подход к процессу воспитания в сочетании с темпераментом может привести к расстройству психики и поведения ребёнка, сопровождающимися нервными срывами, истериками либо к изменениям жизненных приоритетов впоследствии.

К примеру, слишком интенсивная программа, обучения в ускоренных темпах, может вызвать потерю интереса к дальнейшему обучению, если ребёнок не успевает всё осознать, что ему объясняет воспитатель. Одни дети схватывают всё на лету, а другим надо всё раскладывать по полочкам, они требуют дополнительного внимания и разъяснения. Развитие и созревание у всех детей разное и это тоже надо учитывать.

Пора ознакомиться, кто есть кто, с признаками темпераментов, и в чём их различия.

Типы темперамента у детей — Сангвиник

Неусидчивый ребёнок, вертится как юла, переменчив в интересах, подвержен внезапным эмоциональным всплескам, слёзы для него это привычное дело, но быстро отходчив. Родителей всегда тревожит его рассеянность, небрежность, однако в обществе он легко находит себе собеседников и даже проявляет черты лидерства, хороший рассказчик и выдумщик, красноречив. Как быстро засыпает, так-же быстро и рано встаёт, поспать долго рядом с ним вряд-ли удастся.

Ребёнок с таким темпераментом настолько непоседлив, подвижен и любопытен, что уследить за ним практически невозможно. Не стоит слишком беспокоиться, такие дети не проявляют зла или жестокости, они выбирают жизнерадостную и весёлую, активную жизненную позицию, в их обществе приятно проводить время. Спокойная и уравновешенная жизнь, не для таких детей и подходя к этому вопросу с такими требованиями нужно аккуратно.

Чтобы удержать на какое-то время внимание ребёнка надо его заинтересовать, что отнимет много времени у взрослых.

Типы темперамента у детей — Меланхолик

Поведение меланхолика более предсказуемое и в тоже время не совсем понятное. Его внутренний мир очень насыщен. Меланхолика можно часто застать в неподвижной задумчивой позе, это тот темперамент который ярко выражает свои эмоции, такие как грусть, он способен долго рыдать где нибудь в углу, если его обидят. Часто такие дети оказываются игроками одиночками, им сложно разделять игры с другими сверстниками, но преодолев себя, ребёнок с таким темпераментом всё-таки может повеселиться в компании.

У меланхоликов свои привязанности, в том числе и к людям, они дружелюбны со снакомыми и сторонятся чужих людей, в том числе незнакомых сверстников. Дети ведут себя рассудительно, придерживаются правил, предпочитают одиночество, если находятся в обществе, то не терпят грубого поведения, даже в играх. Ребёнок за столом, во время еды, ведёт себя избирательно, разборчив в свих предпочтениях. К начатому делу относится скрупулезно и по настоящему, с интересом, его трудно отвлечь другими интересами, если он чем-то занят. Как правило таких детей трудно уложить спать и ещё более сложно поднять утром с постели.

Для меланхолика забота, любовь и понимание играют большую роль в отношениях. К спорту они по большей части безразличны – он их не привлекает и даже отталкивает.

Для таких детей воспитатели и педагоги должны подбирать форму образования по средствам приобщения к искусству, давать индивидуальные задания: нарисовать картинку, слепить из глины, что-то построить из конструктора, игры не должны быть соревновательными. Любое грубое слово в адрес ребёнка заставит его долго и глубоко переживать.

Типы темперамента у детей — Холерик

Готов отстаивать свое мнение вплоть до кулачных боем, настойчиво и решительно идёт к своей цели, он конкретно знает, чего хочет добиться, не взирая, на методы, его не волнует и тем более не интересует чужое мнение. Компромиссы не для него. Стоит попотеть, чтобы в чем-то переубедить холерика.

Такие дети обычно более самостоятельны. За счёт силы воли многого может добиться, не взирая на ссадины, синяки и шишки. Мало спит – много, и всё подряд ест. Поступки зачастую не обдуманные с противоречивым характером, может проявлять свой характер из крайности в крайность. Подвержен импульсивным всплескам гнева, с криками кидается в драку и через мгновение может повести себя так, что про него можно сказать – «Золото, а не ребёнок».

Дети с таким темпераментом, в отличии от меланхоликов любят активные и грубые игры, часто вступают в конфликты со сверстниками, а иногда и со взрослыми. Чтобы стерпеть общение с ребёнком-холериком, нужны «железные» нервы и огромное терпение. Для холерика более подходит обучение в спортивном, энергичном, соревновательном стиле. На пользу пойдут книги о сказочных героях, походы на природу, спортивный инвентарь в спортзале.

Чтобы удержать ребёнка в руках, нельзя применять к нему грубую силу, стыдить привселюдно и ругать. Нужно дождаться, когда он успокоиться и всё объяснить иначе вас ждёт фиаско. Репрессии воспитателей, педагогов и родителей в отношении холерика, вызовут гнев и противоположный результат в поведении. Чем больше его ругаете, тем хуже он себя будет вести.

Типы темперамента у детей — Флегматик

Если сравнивать с животным, то по складу характера – это черепаха. Размеренные движения, необщительный, невозмутимо уравновешенный и умиротворённо спокойный. От такого ребёнка не дождёшься шума, порой такая тишина даже может раздражать. Сидит тихонько и просто, без всякой фантазии и излишеств играет в любимые игрушки. Ведёт неподвижный образ жизни, постоянно зевает, сонлив. Как ребёнок любит поспать, так и много поесть. В свете своих особенностей такие дети часто полнеют.

От других детей этого ребёнка отличает послушание и пунктуальность. Приверженец постоянства, поэтому нововведения принимает с трудом, но делает то, что умеет, всё качественно и хорошо. Самостоятельно не принимает инициативу, однако вполне готов выполнить то, что ему поручат. Из-за характера страдает его положение в обществе. Сверстники не принимают его в своё общество, считая его скучным, их не интересует общение с флегматиком. Всё новое даётся с большим усилием, но закладывается в подсознание надёжно надолго.

Такие дети ошибаются очень редко, почти никогда. В занятиях с флегматиками нужен творческий подход. Не стоит ребёнка подстраивать под себя, пользуясь его исключительными и универсальными качествами. В играх просто необходимо подталкивать, заинтересовывать таких детей к каким либо действия, иначе сами они начнут играть.

Проявление любви к ребёнку никак не повлияет на него, он лучше заметит ваше равнодушие и начнет бороться со своим, чтобы добиться любви. Следует воспитателям и родителям запомнить, что флегматика ко всему надо подталкивать, особенно к проявлению активного поведения.

Стоит отметить, что темперамент в человеке заложен природой с рождения, которая фактически не ошибается. Предвидеть с каким ребёнок родится темпераментом, вряд ли удастся. В каждом случае ребёнок индивидуален и не повторим, и имеется только схожесть темпераментов, зачастую которые смешаны.

У каждого и темпераментов есть свои положительные и отрицательные стороны в этом и есть индивидуальность.

Текст работы «Типы темперамента у детей» полностью можно приобрести, заполнив форму

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.