Вот что происходит с ребенком в первые секунды после рождения. Психическое заболевание или норма? Как разобраться, что происходит с вашим ребёнком

Исповедь приемной мамы о возврате 7-летнего мальчика в детский дом — , — опубликованная 14 августа 2017 года, вызвала шквал комментариев. Мнения разделились: одни сочувствовали героине статьи и защищали ее, другие обвиняли, третьи ставили под сомнение институт приемной семьи… Специально для сайта Елена Мачинская, психолог, приемная мама проанализировала рассказ о неудачном опыте принятия ребенка в семью.

После того, как ребенок один раз пережил разлуку со значимым взрослым, он может испытывать последствия травмы всю жизнь. Фото — ТАСС/Вячеслав Прокофьев.

В первую очередь, мне хочется поблагодарить автора рассказа за то, что она не побоялась открыть нам свои чувства. Благодаря этому смелому поступку в Интернете возник серьезный резонанс и обсуждение давно назревшей проблемы, когда приемные родители отказываются от обязанностей по воспитанию приемных детей. Описанный в письме сценарий и последовавшая за ним полемика довольно типичны для всех отказов, поэтому на примере данного случая разберем стандартные ошибки приемных родителей и пути решения возникающих проблем.

Для начала давайте попробуем разобраться, кто он такой — приемный ребенок?

Только нелегкий жизненный опыт может привести ребенка в детский дом. Такой опыт называется травмой. Чаще всего дети, оставшиеся без попечения родителей, - жертвы насилия и пренебрежения со стороны взрослых. Когда базовые потребности ребенка не удовлетворяются, или он подвергается насилию, миндалевидное тело, которое отвечает за страх, высылает импульс к мозговому стволу, который сразу же приступает к реализации защитных действий побега или борьбы.

Если это происходит часто, уровень гормонов стресса в организме растет. Вследствие этого гиппокамп работает неэффективно, поступающая информация усваивается плохо, некоторые области мозга перестают развиваться. В особо тяжелых случаях развивается ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), (РРП) реактивное расстройство привязанности, появляются фобии, неврозы, тики, расстройства пищевого поведения и другое.

Травмированные дети могут быть агрессивны или замкнуты, могут не знать о том, что такое сочувствие, не уметь выражать свои нужды. В школе им тяжело учиться и заводить друзей. В приемной семье такому ребенку потребуется длительный период реабилитации, чтобы мозг научился работать правильно.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться в новой семье и научиться доверять взрослым, потребуются особенный профессиональный подход, навыки и терпение. К счастью, мозг ребенка нейропластичен, и при бережном, внимательном и терпеливом отношении близких ребенок постепенно поправляется. Этот период называется адаптацией. У каждого ребенка он разный, и может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет.

Поэтому агрессивное, «неправильное» поведение травмированного ребенка не только понятно, но ожидаемо и оправдано с точки зрения нейропсихологии. Неестественное поведение в неестественной ситуации – естественно. На первых порах травмированный ребенок может вести себя правильно, он присматривается, оценивает ситуацию, он напряжен и может какое-то время контролировать свои действия. Поэтому гостевой период, на котором настаивает автор – чаще всего не показателен и превращается в медовый месяц.

Созданный для поддержки опекунских семей и семей усыновителей. Он направлен на профилактику эмоционального выгорания приемных родителей и кризисных ситуаций в семье, а также на предотвращение вторичных отказов от приемных детей.

Как только ребенок начинает доверять семье и расслабляется, его глубинные страхи и убеждения выходят наружу. К этому должен быть готов любой замещающий родитель, основам работы с травмой должны обучать в ШПР. Боюсь, что для автора письма это обучение было формальным, потому как допущены грубейшие ошибки, которые должен знать любой кандидат. Попробуем разобрать некоторые из них.

Первая и основная, ставшая камнем преткновения ошибка была допущена изначально – нельзя сразу селить еще чужого, да еще и травмированного ребенка в одну комнату с соперниками за родительскую любовь, особенно с теми, кто слабее и не сможет за себя постоять.

Вторая ошибка: зная, что травмированный ребенок может быть агрессивным или проявлять аутоагрессию, нельзя оставлять его с другими детьми без присмотра, а также давать или оставлять на видных местах ножницы, ножи, таблетки, лезвия и прочие опасные предметы. Лично я настоятельно рекомендую всем потенциальным родителям не надеяться на «авось пронесет», и подготовиться к приходу приемного ребенка: купить сейф, вставить замочки в мебель, где хранятся ценные и опасные вещи.

Многим кажется это диким и чрезмерным. Однако никто ведь не додумается оставить человеку, склонному к суициду, переживающему потерю близких людей, заряженный пистолет в комнате? Пусть лучше окажется, что вы — «пере», чем «недо».

Беды не произойдет, если не перебегать дорогу на красный свет, даже если перед вами перебежали двадцать человек, и все остались живы. Кроме того, даже самый простой и дешевый сейф или замок на ящике защитит не только от попадания в руки ребенка ножа или яда, но и от воровства, которое тоже часто случается.

Последовавший закономерный гнев родителей лишь подливает масла в огонь, ребенок ощущает страх и тревогу с новой силой, его гормоны стресса снова растут, и мозг опять и опять включает программу «борьбы». Замкнутый круг.

Следующая ошибка. Настоятельно не рекомендуется ребенку устраивать развлечения, шарики, подарки, походы в кино, детские городки и кафе в первые недели пребывания в доме. Переезд, новая семья, новые правила – это тяжелый стресс и перегрузка нервной системы для любого человека. У ребенка и так масса эмоций, с которыми не то что травмированная детская психика не способна справиться, но и не каждый взрослый такое выдержит.

И вот тут еще добавлять эмоций и впечатлений, чтобы добиться улыбки, мягко говоря, несколько неправильно. Может, не очень корректное сравнение, но это как человеку в состоянии агонии пригласить клоунов с собачками. Только тишина, режим, покой, уют и ощущение безопасности – то, что человеку требуется после тяжелой травмы.

Нет возможности описать, как сильно повторный отказ сказывается на психике ребенка. После того, как ребенок один раз пережил разлуку со значимым взрослым, он может испытывать последствия травмы всю жизнь. А то, что происходит с ребенком при повторной травме, действительно, страшно. Часто таким детям в сотни раз сложнее поверить очередным родителям, и там, где, как в нашем случае, процесс адаптации занял бы, возможно, полгода, в следующий раз потребуется работать с ребенком не один год.

Именно поэтому так важно при отказе приемной семьи от обязанностей опекуна экстренно искать ребенку профессиональную семью, хорошо знакомую с адаптацией детей, переживших повторную травму сиротства, не допуская даже возможности отправки ребенка в детский дом. К сожалению, таких профессиональных родителей очень мало, и в основном они все живут в Москве и других крупных городах, так как именно там есть возможность подготовить таких родителей и обеспечить им хорошее сопровождение.

Большой трагедией стало решение Москвы и некоторых других регионов — запретить брать региональных детей в приемные семьи. Фактически это лишило возможности устроить таких детей и дать им возможность вырасти и стать полноценными членом общества.

В рамках совместного с МегаФон проекта «Будущее зависит от тебя» мы публикуем , которым также, как и малышам, очень нужны семьи. Не каждый может взять ребенка в семью, но каждый может дать им шанс, поделившись анкетой в социальных сетях: присоединяйтесь к сервису и помогайте детям обретать любящие семьи.

  • Добавить в избранное 0

На сегодняшний день многие мамы решают не работать в период раннего детства своего ребенка, и полностью заниматься его развитием. Современные детские сады по разным причинам не устраивают родителей, и они принимают решение оставить малыша дома. Ведь занимаясь с малышом индивидуально, удастся привить ему значительно больше знаний и навыков, нежели чужому человеку в группе сверстников, – думают родители. Однако тут есть большое НО, на которое ни в коем случае нельзя закрывать глаза – это общение ребенка со сверстниками. Не стоит относиться к этому несерьезно, ребенок обязательно должен иметь регулярный контакт с другими детьми для гармоничного развития. Но разве недостаточно общения со взрослыми? – думает вы. Конечно, нет. Общение со взрослыми и со сверстниками различается, и развивает различные коммуникативные действия.

Давайте рассмотрим, что особенного в общении детей друг с другом, и чего не даст малышу общение со взрослым.

Яркая эмоциональная насыщенность

Взрослый не будет визжать, кричать, смеяться и кривляться. Ребенку необходимо выражать различные экспрессивно-мимические проявления, испытывать разные эмоциональные состояния, включая не только нежность или бурную радость, но и ярость и негодование. Даже если бы родители захотели проявление таких эмоций у своего малыша, у них все равно не вышло бы – дети ведут себя в присутствии взрослых намного спокойнее, чем в присутствии детей.

Свобода и непосредственность

Со взрослыми ребенок чувствует необходимость соблюдения определенных поведенческих норм. В компании детей можно вести себя нестандартно и нерегламентировано – в движениях присутствует непринужденность (дети падают, прыгают, подражают друг другу, принимают необычные, смешные позы), в общении – раскованность (дети кривляются, сочиняют новые слова и придумывают небывалые истории).

Проявление оригинальности

Взрослый говорит, как надо поступать, то есть преподносит готовую модель поведения. Сверстник же поощряет проявление индивидуальности, нестандартности. Самые популярные игры в компании детей направлены на проявление творческого начала.

Развитие коммуникативных действий

Взрослый требует к себе уважения и не допускает непослушания, а вот общаясь с другими детьми, ребенок пополняет диапазон своих действий: он учится спорить, успокаивать, навязывать свою волю, уговаривать, требовать, жалеть, обманывать и т.д.

Расширение словарного запаса

Взрослый говорит с ребенком, используя привычный ему набор слов. В других семьях говорят иначе – и дети заимствуют друг у друга новые лексические обороты. Кроме того, в детских компаниях принято придумывать новые, несуществующие слова, что хорошо развивает образное мышление ребенка.

Развитие личностных качеств

В общении с родителями инициатором всегда является взрослый. Чаще всего он предлагает игру, он ее контролирует и ведет. Находясь в детской компании, ребенок развивает лидерские качества, ему приходится проявлять инициативу – навязывать свои желания, пытаться управлять действиями партнера и т.д.

Умение строить диалог

Взрослый общается по принципу диалога, и умеет вести его с ребенком. Самому же малышу это несвойственно – в первые четыре года он не умеет строить диалог со сверстниками, зачастую каждый говорит о своем и не слышит партнера. Навык полноценного общения приходит к ребенку в 5-6 лет, но только если он имеет такой опыт на протяжении долгого времени до этого.

Осознание себя

Взрослый – не ребенок. А осознавать себя ребенок может только в сравнении с себе подобными. В раннем возрасте он ищет сходство с ровесниками, становясь чуть старше, ему важны положительные отличия от них.

Стремление к общности

В возрасте 2-4 лет ребенку необходимо находить сходство с другими детьми, это приносит ему радость. «Ты маленький, и я маленький», «Ты прячешься, и я прячусь», «У тебя синие ботиночки, и у меня такие же», «Ты смеешься, и я смеюсь» – ощущение общности, которую ребенок обнаруживает пока только благодаря внешним признаками, ему очень важна.

Необходимость в признании

В возрасте 4-6 лет ребенок начинает нуждаться в оценке и уважении сверстников. Теперь он по разговору, взгляду и мимике осознает отношение окружающих к нему, ему необходимо быть важным и ценным для партнера. Появляется конкурентное начало, ребенок начинает испытывать чувства зависти и ревности, с которыми ему необходимо научиться справляться.

Безусловно, родители для ребенка – самое главное, и никто никогда не сравнится с ними по степени важности для него. Но не стоит ограничивать мир малыша только общением с мамой и папой, ведь для развития ребенка ему необходимо общаться с другими детьми. Если вы решили не отдавать ребенка в детский сад, и заниматься его обучением и воспитанием дома, позаботьтесь о том, чтобы у вашего малыша не было нехватки общения со сверстниками.

Невероятные факты

В этой статье много полезной информации найдут для себя родители, которые полагают, что: а) все дети болеют (метаболизм, организм растет); б) медицина в помощь; в) ребенок появился на свет таким болезненным и хилым и т.д.

Каждый родитель прежде всего должен знать, что от зачатия до достижения ребенком 12 лет полную ответственность за абсолютно все, что происходит с ним, несут его родители.

И вовсе не потому, что так кто-то сказал, или так написали умные книжки, а в силу того, что ребенок до 12 лет подчинен родителям полностью, и энергетически, и информационно. Мать ответственна за энергетику тела малыша, то есть за то, как он себя чувствует, а отец отвечает за событийность, то есть за то, что происходит с ребенком, и как чувствует себя мать.

То есть можно сказать, что отцы в ответе за благополучие всех.

Почему болеет ребенок

1. Как мать влияет на ребенка


С момента зачатия и до 12-летнего возраста происходит строительство тела вашего ребенка. До момента рождения единственный источник строительных материалов – это мать, а после рождения она остается единственным источником, но уже трансформируется в поток энергетики.

Всем понятно, что во время беременности нужно тщательно следить за своим здоровьем. Но есть одно "но". Есть то, о чем родители не задумываются, или считают несущественным. Формирование организма малыша имеет прямую связь с психикой матери, и никакое неправильное питание или курение не способны нанести урона ребенку больше, чем женщина с неуравновешенной психикой.


Все психические нарушения во время беременности, все перенесенные стрессы, абсолютно все откладывается в малыше, нарушает строение его тела. Во время вынашивания ребенка мать должна обладать непоколебимым спокойствием, быть всегда позитивно настроенной и жить в радостном ожидании.

Что мать испытывает, то она и закладывает в своего ребенка. Это безусловная аксиома, с которой бесполезно спорить. Нередки примеры, когда старородящие по сегодняшним меркам женщины после 35 лет, пребывая в абсолютном спокойствии по время беременности, рожали здоровых детей на зависть переживающим 20-летним. Они просто очень ждали своих детей и знали, что все будет хорошо.


До 12 лет малыш связан с мамой энергетической пуповиной, и она всецело контролирует его состояние. Но зачастую происходит так, что даже если беременность была спокойной, после рождения мать впадает в состояние гипертревожности, когда каждый прыщик ее чада воспринимается как повод вызывать скорую помощь.

Повышенная тревожность в принципе является нормальным состоянием любой мамы, это инстинкты. Но не забывайте, что все тревоги, которые посещают мать, она закачивает в своего ребенка. Если мама не может избавиться от навязчивых мыслей о состоянии ребенка, то она все увидит наглядно: ребенок будет постоянно болеть. Постоянно.


Качество энергетики, получаемой малышом от мамы, зависит от ее состояния. У врачей на приемах полно тревожных женщин, дети которых болеют не прекращая. В школах медицинские карточки детей ломятся от толщины. А причина везде одна: состояние мамы.

Причины болезни ребенка

Здесь можно провести аналогию с приготовлением пищи. Вы, когда варите суп, трясетесь над кастрюлей каждую минуту? А вдруг пересолила, а вдруг не получится, а не много ли лука, а не мало ли петрушки и т.д.? Если вы будете готовить таким образом, то эту еду невозможно будет есть.


Только два варианта возможны: либо вы переживаете, что испортите продукты, либо вы взялись приготовить что-то вкусное. Всем понятна разница в подходе. В первом случае вы определенно продукты испортите, а во втором сотворите кулинарный шедевр.

С ребенком все происходит по абсолютно аналогичной схеме. Вы или наполняете его заботой, любовью, позитивом, доверием, лаской и одобрением, или же трясетесь над каждым его шагом, питая его тревогами, унынием, страхами, сомнениями, усталостью. Если ко всему еще добавляются скандалы и ссоры в семье, то диагноз на лицо: психически не уравновешенная мать наполняет ребенка раздражением, гневом и злобой, что сразу же отражается на его органах.


Сторонники теории энергетической связи также утверждают, что нет такого понятия, как "простудился" или "подхватил вирус". Ребенок может и в ледяной воде искупаться в марте, и даже не чихнуть после. Но только в том случае, если мать не начинает переживать из-за этого. А может на пустом месте подхватить простуду.


Как только происходит объявление в СМИ информации про то, что бушует сезонный грипп, слишком тревожные матери начинает невероятно переживать за своего ребенка, и конечно же ребенок, по законам жанра, обязательно заболеет. Не болеют только те, чьи матери твердо знают, что их малыш не заболеет. Если такой ребенок и заболевает, то у него все проходит очень быстро и легко. Всё, еще одного клиента аптеки потеряли.

Механизм работы понятен. Если у мамы проблемы с психикой, или она чересчур печется о здоровье ребенка, то он будет болеть гарантированно. Любые ссоры, семейные конфликты и стрессы являются также причиной неминуемого заболевания ребенка.


Всем стоит помнить одну простую вещь, болезнь – это не причина, это симптом. Всё, что происходит с вашим ребенком – это результат нарушений в его энергетическом поле. Осталось выяснить, где произошел этот сбой, в школе, во время общения с друзьями, или же он его получил от вас.

Как избавить ребенка от болезней


Иммунитет человеческого тела гораздо умнее всех родителей и докторов в мире. Не сбивайте температуру, идущий в организме процесс при повышенной температуре работает лучше любого противовирусного средства. Кормя малыша таблетками, вы повреждаете работу всех внутренних процессов, реагирующих на причину развития заболевания.

Почему работает закалка на ваш взгляд? Дело не только в воде и ее свойствах, потому что организм - это самотренирующаяся система. Тело приспосабливается к очень разным условиям, в нем это заложено с рождения, однако эти способности необходимо активировать, для чего и используется закалка.


У ребенка, который рос в тепличных условиях, организм изнежен, а диапазон его функционирования очень низок, поэтому и выход за рамки привычной среды чреват результатами, которые невозможно предсказать. К примеру, закаленный человек может упасть под лед, и с ним ничего не случится, у другого же может случится переохлаждение, потому что такие низкие температуры находятся за пределами его зоны комфорта.

Болеет ребенок


Если у вас есть недоверие к этой теории, то просто проверьте сами, фиксируя свои состояния, домашние конфликты, и отмечая состояния ребенка и его болезни. Если не совпадает, то либо ребенок получил стресс где-то на стороне, либо его незакаленный организм переохладился.

2. Влияние папы на маму и ребенка


Отец – это главный человек, который влияет на здоровье в семье. Все очень просто: отец управляет состоянием матери, а от нее зависит состояние каждого члена семьи. Если женщина постоянно на взводе, нервничает, то это целиком недоработка отца семейства. Также как и болезни ребенка в результате этого.

Роль отца – не кричать на мать, а успокаивать ее. Делать так, чтобы она чувствовала себя хорошо, спокойно, легко и радостно. Делать это можно по-разному. Просто поговорите с женой, выслушайте ее, сделайте ей массаж, рассмешите, развлеките. Ведь это ваша женщина, которая на вас опирается. Весь мир в лице вашей семьи опирается на отца.


Если отец сказал, значит так оно и должно быть, потому что событийностью в доме управляет мужчина, а жена управляет состоянием каждого члена семьи. Если муж не берет на себя ответственность за состояние жены, не торопится снимать ее стресс, страхи, тревожность и негатив, то болеть будут абсолютно все!

Потому что состояние женщины отражается на каждом своей долей. Более того, событийностью может начать управлять женщина, тратя на это энергию своего мужа. Вот тогда наступает полный перекос. Ведь женщина, пребывающая в состоянии тревожности страха и получающая в руки управление над событийностью, вообще не в состоянии справиться со всем верно.


Отец управляет событийностью своего ребенка словом. Говоря с ребенком на какую-то тему, он в свои слова вкладывает образ, который откладывается печатью на ребенке, потому что программирует его действия. Если папа говорит: "ты сумеешь", "ты сделаешь", "у тебя получится", то так оно и будет. Если отец не говорит так ребенку, то у него, соответственно, ничего не выйдет.

Почему малыш болеет

Мать же не понимает эти тонкости. Особенно если она ее состояние тревожности приблизилось к панике, то женское воображение начинает рисовать такие картины, за которыми просмотреть событийность ребенка не представляется возможным, и она начинает говорить ему: "упадешь", "заболеешь", "сломаешь", "испортишь" и т.д.


Стоит ли добавлять, что все сказанное обязательно произойдет с чадом? А мама позже гордо заявляет, что она так и знала, и не понимает, что сама же и стала причиной случившегося. Именно поэтому событийность программировать должен отец, но мужчина для этого должен обладать большой силой, иначе он может утратить контроль, а к чему это приводит мы писали выше.

Кстати, подобным же образом женщины "заказывают" себе тунеядцев и алкоголиков, в которых превращаются в общем нормальные мужчины. Эти женщины начинают тянуть на себя ответственность за событийность, становясь главой семьи.

Поэтому детей никогда не воспитывает мать, только отец. Весь негатив, который выдает женщина тут же продуцирует в ней отрицательную энергетику, потому что она излучает именно то, о чем говорит.


Если мать обвиняет ребенка в том, что он такой-сякой, она своими руками наполняет свое чадо плохими вещами, и даже если ребенок на самом деле таковым не является, он им станет, безруким, безголовым, больным и т.д. Многие говорят, что слова – это просто слова. Если бы на самом деле все было бы так просто.

Психология болезни ребенка

Каждый из нас готов быстро переложить все свои промахи на своего ближнего, мужа, жену, ребенка, выставляя себя белым и пушистым. О вашей ответственности мы говорили выше. Она – это ваша готовность с достоинством встретить последствия того, что вы сделали с Силой, которая оказалась у вас в руках.


Если же вы ничего об этом не знаете или не хотите знать, то это исключительно проблемы вас и ваших близких. Мужчины должны внимательно следить за тем, чтобы быть в ответе за свое слово, дарить жене заботу, успокоение, ласку и любовь. Если семья в плохом состоянии, то мужчина недорабатывает.

Малыш появился на свет. А значит, у него начинается новая жизнь, абсолютно не похожая на ту, что была внутри мамы. С первой секунды ему приходится выживать и приспосабливаться к заданным условиям - очень яркий свет и очень холодно. Новорожденному потребуется поддержка, чтобы привыкнуть к новому миру. Конечно, рядом с ним будет мама, но пока ей нужно прийти в себя после родов, а малышом займутся врачи.

«Летидор» расскажет, какие манипуляции проводят с ребенком сразу после родов и на что обращают внимание неонатологи, осматривая малыша.

Мама впервые видит младенца

Вероятно, родители уже видели своего кроху на мониторе прибора УЗИ, но теперь состоялась первая личная и такая долгожданная встреча. Ребенка подносят к маме и просят обратить внимание на пол ребенка и сказать, кто же родился - «мальчик» или «девочка».

Малыша выкладывают на живот

Пуповину еще не отсекли, а малыша сразу же выкладывают на живот и показывают мамину грудь. Этот трогательный момент называют контактом «кожа к коже». Ребенок прикасается к маме и так устанавливается их новая связь. Новорожденного прикладывают к соску матери - так он получает первые драгоценные капли молозива.

«У этой процедуры масса положительных последствий, - объясняет Александр Олегович Фрейдин, врач ультразвуковой диагностики, акушер-гинеколог, генеральный директор ООО "ЗЕМСКИЙ ДОКТОР", Г. Курск. - Во-первых, возникает первый психоэмоциональный контакт матери и малыша. Во-вторых, ребенок получает с молоком матери свой иммунитет. В-третьих, его кишечник и кожа обсеменяются правильными (материнскими) бактериями. В-четвертых, как бы грубо это ни звучало, доктора наблюдают за тем, как малыш себя ведет, нет ли отклонений. Все это работает, даже если молока пока нет».

Забор крови из пуповины

Иногда в этот момент делают забор пуповинной крови.

«В этом есть необходимость при подозрении на инфекции или другие неуточненные заболевания, - комментирует Александр Фрейдин. - При желании мамы могут взять кровь на стволовые клетки».

Отсасывание слизи из носа

После родов ребенку удаляют из носа и рта околоплодные воды и слизь, чтобы ему было легче дышать. Делают это по ситуации: иногда - как только показалась головка, иногда - сразу как выложили младенца на живот матери.

«Часто акушерка проводит аспирацию верхних дыхательных путей плода с целью убрать из них слизь и кровь, эти вещи мешают дыханию ребенка, - говорит доктор Фрейдин. - Если околоплодные воды не очень чистые (это может быть инфекция или ребенок задыхался внутриутробно), неонатолог проводит глубокую аспирацию, иначе у ребенка может развиться пневмония».

Оценка по шкале Апгар на 1-й минуте

Это способ оценки состояния ребенка при рождении. Неонатолога (врача, который специализируется на особенностях развития ребенка в течение первого месяца жизни) интересуют следующие пять показателей: частота сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость (реакция на отсасывание слизи из верхних дыхательных путей) и окраска кожного покрова. По каждому из пунктов в зависимости от состояния малыша присваивается от 0 до 2 баллов. Всего ребенку могут поставить не более 10 баллов. Вторичную оценку проведут еще на 5-й минуте. В итоге оценка будет состоять из двух показателей, например, 6/7.

Осмотр на пеленальном столе

Еще в тот момент, когда идет третий этап родов, для новорожденного готовят пеленальный стол - включают специальные лампы, чтобы прогреть поверхность и после рождения перенести ребенка на теплые пеленки. Дело в том, что температура среды в утробе матери была 36-37° С, а температура воздуха в родовой - как минимум на 10 градусов ниже.

На пеленальном столе неонатолог еще раз осматривает малыша, обращает внимание на состояние родничков и тазобедренные суставы, чтобы исключить их повреждение.

Антропометрия

Теперь пришло время измерить длину тела (от макушки до пяток) и вес новорожденного, а также окружность головы и грудной клетки. Эту процедуру будут повторять не раз на протяжении первого года. Врачам нужно знать изначальные показатели, чтобы наблюдать за дальнейшим развитием ребенка.

Вторичная обработка пуповины

В этот период проводят повторную обработку пуповины. На расстоянии полсантиметра от пупочного кольца фиксируют специальную скобку и отсекают остатки пуповины на 2 см выше скобки. Срез обрабатывают марганцовкой.

Очищение маслом и профилактика глазных инфекций

Кожу младенца обрабатывают вазелиновым маслом, аккуратно удаляют сыровидную смазку. Для профилактики инфекционных заболеваний глаз ребенку закапывают специальные капли в конъюнктивальный мешочек или закладывают мазь под веко.

Браслеты и пеленание

На ручки и ножки ребенка надевают специальные браслеты, на которых указаны фамилия, имя, отчество матери, пол ребенка, вес и рост при рождении, дата и время рождения. Такие браслеты с маркировкой родители хранят на память. Затем новорожденного снова пеленают. В обычном роддоме ребенок остается в родильном отделении под наблюдением, а через 2 часа, вместе с мамой, его перевозят в послеродовое отделение.

Прививка от гепатита

В первые же сутки ребенку ставят прививку от вирусного гепатита В. Это инфекционное заболевание печени, которое может привести к циррозу и раку.

На протяжении первых секунд после рождения ребенок практически полностью обездвижен, не воспринимает звук и свет, не реагирует на болевые раздражители, его мышцы лишены тонуса, не вызываются ни-какие рефлексы. Это состояние называется «родовой катарсис», что в переводе с гре-ческого означает «очищение». Происходит это из-за колоссального количества самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в последние мгновения родов. Срабатывает защитный механизм, предотвращающий информаци-онный шок. Плод, на протяжении девяти ме-сяцев находившийся в утробе матери, в од-ночасье оказывается в совершенно иных ус-ловиях. Вместо постоянной температуры 37°С — температура помещения, кажущая-ся ребенку очень низкой, и надо к ней приспособиться. Вместо постоянно окружавшей его водной среды — воздух, которым надо научиться дышать. Вместо невесомости — сила земного тяготения, к которой надо при-выкать. Было темно — а теперь вокруг яр-кий свет! Было тихо — а сейчас шквал са-мых разнообразных звуков! В те секунды, которые проходят между рождением и пер-вым криком, малыш находится в особом сос-тоянии.

Чтобы защитить крохотное только что родившееся существо от шока, эволюция создала это защитное состояние — состоя-ние отсутствия реакции на внешние раздра-жители. Длится родовой катарсис очень не-долго и заканчивается в момент пересечения пуповины. В тот момент, когда рука акушера перерезает этот канал, связывавший мать и дитя, начинается его жизнь, как самостоя-тельного организма. Как только прерывает-ся кровоток по сосудам пуповины, ребенок совершает свой первый вдох. Этому способ-ствует тот факт, что на протяжении послед-них минут родов в крови плода возрастает доля углекислого газа, а концентрация кис-лорода значительно снижается, что оказы-вает раздражающее действие на дыхатель-ный центр, расположенный в головном моз-ге ребенка. Из этого центра поступает мощный импульс, сигнализирующий о нарастаю-щей гипоксии (недостатке кислорода), и ре-бенок громко кричит, совершая первый в своей жизни вдох. Легкие его, на протяже-нии всего периода внутриутробного разви-тия заполненные жидкостью, расправляют ся, наполняются воздухом и начинают осу-ществлять одну из основных жизнеобеспе-чивающих функций — дыхание.

В этот же момент начинает свое функци-онирование малый круг кровообращения, не работавший, в силу своей ненужности, все девять месяцев. Его предназначение — пе-ренос обогащенной кислородом крови от легких к сердцу и насыщенной углекислым газом — от сердца к легким. Поскольку во время внутриутробной жизни легкие плода бездействуют, то и малый круг кровообра-щения не функционирует. Вместо него суще-ствуют каналы (шунты), характерные иск-лючительно для плодового кровообращения — овальное окно между правым и левым предсердием, артериальный проток между аортой и легочной артерией. Эти шунты прекращают свое функционирование посте-пенно на протяжении нескольких часов, а иногда и дней. Но их существование уже не играет никакой роли в кровообращении. Их наличие — одно из проявлений переходного состояния от внутриутробной жизни к внеутробному существованию. Именно их нали-чием можно объяснить синюшную окраску конечностей новорожденного в первые часы после рождения.

В первые тридцать минут жизни ребенок пребывает в состоянии максимального нап-ряжения приспособительных реакций. Про-исходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой гово-рилось выше. На протяжении этого периода ребенок находится в состоянии возбужде-ния, он практически постоянно громко кри-чит (это необходимо для полного расправле-ния легочной ткани), он активен, зрачки его расширены, мышечный тонус, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.

Зачем нужно прикладывание ребенка к груди после родов

Будучи на протяжении 40 недель внутри-утробной жизни тесно связанным с мамой, малыш привык постоянно ощущать ритм ее сердца. Теперь же, когда пуповина рассече-на, он внезапно оказывается отлучен от это-го ритма, от привычного тепла. Но сопри-косновение с материнской кожей возвраща-ет ребенку чувство защищенности; это каса-ется и голоса, который кроха слышал на протяжении последних четырех — пяти не-дель внутриутробного развития. Есть пред-положение, что ребенок способен узнать мать и по ритму ее сердца, который он чувствует, находясь в непосредственной бли-зости от нее. Больше того, при учащении пульса матери ребенок начинает беспоко-иться и, казалось бы, беспричинно плакать. И наоборот, когда пульс у матери ровный, спокойный, младенец доволен и испытывает сонливость. Поэтому ваше спокойствие пос-ле родов является основой спокойствия ма-лыша.

Выкладывание ребенка на живот матери является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и малышу о том, что стрессовая ситуация завершилась благо-получно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями. Контакт «кожа к ко-же» необходим, потому что тактильный ана-лизатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утро-бе у матери. Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих дете-нышей, когда их лижут, — сколько создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма.

Особое значение имеет прикладывание малыша к груди сразу после рождения. Оно способствует скорейшему завершению ро-дов — отделению последа в результате реф-лекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (в первые полчаса после ро-дов) также способствует увеличению коли-чества молока и продолжительности перио-да лактации. Даже если ребенок не будет со-сать, но только полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Таким образом, раннее прикладывание к груди является «пассивной иммунизаци-ей» ребенка, то есть своеобразной привив-кой от многих болезней, так как вместе с мо-лозивом в организм малыша попадают за-щитные антитела. Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия биллирубина, вызывающего жел-туху у новорожденных; оно способствует формированию здоровой микрофлоры у ре-бенка. Кишечник, кожа и слизистые ново-рожденного стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы. Микроорганизмы с ко-жи матери лучше других приживаются у ре-бенка.

Лишенный этой поддержки, ребенок становится беззащитным перед натиском внешнего мира. Но, к счастью, почти всегда рождение малыша — долгожданный и счастливый миг, мать рядом с ним, он знает, что уже любим и запоминает это ощущение, являющееся непременным условием гармо-ничного развития его психики.

Совместное пребывание мамы и малыша после родов

В последующие шесть часов жизни ре-бенка наступает период относительной ста-билизации всех основных систем организма. Те успехи в первичной адаптации, которые достигнуты в первые минуты его жизни, зак-репляются, и малыш отдыхает. Если он бла-гополучно справился с первыми задачами, поставленными перед ним жизнью, он засы-пает. Частота сердечных сокращений урежается, дыхание становится менее глубоким, мышечный тонус снижается. В эти часы происходит снижение температуры тела по двум основным причинам. Во-первых, тело новорожденного, помещенное в гораздо бо-лее прохладную среду, быстро охлаждается за счет теплообмена и испарения влаги. А во-вторых, в этот период снижается уровень обмена веществ и, соответственно, выра-ботка тепла. К тому же у всех новорожден-ных наблюдается относительная функциональная незрелость системы терморегуляции, им сложно поддерживать температуру тела постоянной. Ребенок нуждается в дополнительном обогреве, иначе он может получить так на-зываемую холодовую травму или же, наоборот, перегреться, если малыша чрезмерно укутать, что для него также нежелательно. Особенно это актуально для де-тей, рожденных до срока, у кото-рых это пограничное состояние, как, впрочем, и все остальные, проявляется более остро, зачас-тую переходя из физиологичес-кого состояния в начальную ста-дию заболевания.

Еще один очень важный мо-мент адаптации — иммунологи-ческий. Находясь в утробе мате-ри, плод пребывает в стериль-ных условиях. Плацента матери проницаема для некоторых им-муноглобулинов — защитных антител, и плод получает от нее антитела к тем микробам, с ко-торыми знакома ее иммунная система. Этот иммунитет назы-вается трансплацентарным. Собственный же иммунитет но-ворожденного весьма несовер-шенен, хотя и достаточно зрел. В частности, отмечается очень низкое содержание иммуногло-булинов класса А, которые отве-чают за защиту организма от проникновения возбудителей через слизистые оболочки рта, носа, желудка, а также недоста-точное содержание интерферонов — веществ, предохраняю-щих от вирусных инфекций. В любом случае ребенок рождает-ся, находясь в состоянии имму-нодефицита. Это состояние усу-губляется при такой патологии беременности, как задержка внутриутробного развития пло-да, внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, внутриутроб-ное инфицирование. Попадая в новую среду обитания, новорож-денный оказывается окружен-ным бесчисленным количеством микроорганизмов, которые бук-вально атакуют его иммунную систему. Его кожа, слизистые оболочки сразу же начинают за-селяться бактериями, которые будут сопутствовать ему на про-тяжении очень длительного пе-риода времени. Поэтому для не-го очень важно, чтобы эти мик-роорганизмы перешли к нему от его матери. Поэтому так жела-телен непосредственный кон-такт кожи ребенка с кожей ма-тери в первые минуты после рождения.

Столкнувшись с нашим от-нюдь не стерильным миром, ре-бенок начинает вырабатывать собственные антитела. Иначе каждая бактерия, проникнувшая в его организм, грозила бы стать причиной инфекционного забо-левания. Но атака слишком мощна, и силы — неравны. По-этому новорожденный малыш весьма уязвим для потенциаль-ной инфекции, поэтому его ок-ружают в стенах родильного до-ма такой стерильностью, поэто-му так строги требования к ре-жиму в детских отделениях род-домов. Иммунитет будет трени-роваться, укрепляться букваль-но с каждым днем. Начнется ак-тивная выработка антител. Но происходит это не сразу, а толь-ко к середине первого месяца жизни ребенка. Помня об этом, берегите себя и его.

Учитывая все сказанное, хо-чется еще раз подчеркнуть зна-чение совместного пребывания мамы и малыша после родов. Нахождение матери и младенца в одной палате после родов по-могает легче пережить этот трудный период и женщине, и ребенку, результативно нала-дить грудное вскармливание, ведь при совместном пребыва-нии мама обычно кормит ребен-ка по требованию, а не по часам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.