Закаливание ребенка с чего начать двух лет. Закаливание ребенка. С чего начать? Начинаем закалку с рождения: важные приемы

Младенец рождается с врожденной адаптацией к условиям окружающей среды. Это своего рода защитный механизм, реакция на попадание из утробы матери в непривычные условия. Закаливание новорожденных - эффективный способ поддержать и укрепить здоровье ребенка. Оно поддерживает силы малыша, данные ему от природы. Они повышают защитные функции организма, налаживают терморегуляцию и обменные процессы, улучшают кровообращение, способствуют гармоничному физическому и психическому развитию, повышают аппетит и качество сна.

Процесс основывается на регулярном и плавном изменении воздействия окружающего пространства. Используйте время переодевания, прогулки, купания или сна. Закаливание детей до года особенно эффективно, если дополнительно выполняется гимнастика или делается массаж.

Результаты очевидны, если не помещать младенца в специальные условия стерильности, отсутствия свежего воздуха, чрезмерного укутывания.

Начинать рекомендуется с 6-7 дня после рождения ребенка, так как организм новорожденного способен легко приспосабливаться. Если вы не поймали этот момент – ничего страшного. Вы можете начать закаливать в любом возрасте.

Лучше выбирать теплое время года, особенно для грудничков, принимая во внимание эмоциональное и физическое здоровье малыша в этот момент. Предварительно обратитесь за консультацией к педиатру.

0-3 месяца

  • Воздух в комнате 22 °С
  • Пеленание и массаж – воздушные ванны 5 мин
  • Умывание водой 28°С
  • Принятие ванночки 36-37°С 5 мин

3-6 месяцев

  • Воздух в комнате 20-22°С
  • Спать на улице допустимо от – 15°С до + 30°С
  • Пеленание и массаж – воздушные ванны 8 мин
  • Умывание водой 25-26°С
  • Принятие ванночки 36-37 °С 5 мин. После нее добавляется обливание водой 34-35 °С
  • Допустимо 3 раза в день находиться под солнечным светом 5 мин

6-12 месяцев

  • Воздух в комнате 20-22°С
  • Спать на улице допустимо от – 15°С до + 30°С
  • Период бодрствования, пеленание и массаж – воздушные ванны 10 мин
  • Умывание водой 20-24°С
  • Принятие ванночки 36-37 °С 5 мин. После нее добавляется обливание прохладной водой 34-35 °С
  • Сухое обтирание 1 неделю при помощи фланелевой рукавички до появления небольшого покраснения кожи. После – влажное обтирание с постепенным охлаждением с 35 °С до 30 °С
  • Допустимо 3 раза в день находиться под солнечным светом 10 мин

Правила закаливания

Закаливание новорожденного или грудничка следует проводить постепенно и осторожно. Начинать следует в тот период, когда малыш здоров. Убедитесь, что у него нет следующих противопоказаний:

  • нарушения сна
  • возбудимость
  • проблемы с пищеварением
  • проблемы с сердцем
  • пониженный уровень гемоглобина
  • повышенная температура тела

Для достижения высокой результативности закаливания детей раннего возраста, вам следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • соблюдение режима и распорядка дня
  • сбалансированное питание
  • занятия физическими упражнениями (динамическая гимнастика и массаж)

Кроха должен быть эмоционально готов, а родители должны быть спокойны и в хорошем настроении. Этот настрой обязательно передастся ребенку. Можете использовать игровые формы в процессе, чтобы отвлечь малыша.

Лучше предварительно узнать о принципах щадящего закаливания. Помните о последовательности, ведь желаемый результат сможет дать только плавное изменение температуры окружающей среды, времени воздействия. Важна и регулярность – ежедневно весь год без перерывов более 5 дней.

Если грудничок реагирует негативно, плачет, проявляет недовольство, вам следует проверить, все ли верно вы делаете. Если все правильно, отложите на более поздний срок.

С первых дней следует начать с умывания, принятия ванночек, налаживания климата в комнате и прогулок независимо от времени года. Летом эффективными являются купание, прогулки и воздушные ванны. В зимнее время допускается заменить их проветриванием комнаты, а также умыванием и обливанием ног.

Закаливание грудничка на воздухе

Виды оздоровления основаны на воздействии естественных факторов в совокупности с физическими упражнениями. Рассмотрим подробнее.

Прогулки

Начать можно с рождения, даже в , если нет сильного ветра. Одевайте ребенка соответственно погоде и времени года, не допускайте перегрева из-за большого количества слоев одежды. Первая прогулка может длиться до четверти часа. Постепенно время нахождения вне помещения доводится до 1-2 часов. Летом допустимо гулять дольше.

Сон на улице

Можно совместить прогулку со . Если он спокойный и глубокий, малыш быстро засыпает и пробуждается в хорошем настроении, то можно говорить о правильно выстроенной схеме. Беспокойство, вспотевшая кожа или, наоборот, холодный носик и ручки свидетельствуют о перегреве или переохлаждении.

Воздушные ванны

При замене подгузника, переодевании или кормлении ребенка необходимо оставлять раздетым на 3-5 мин. Плавно к полугоду доведите до 8-10 минут пару раз в сутки. К году время можно продлить до четверти часа 2-3 раза в сутки. Кожа должна быть розоватого оттенка и быть теплой на ощупь. Можно сопровождать физическими упражнениями. Летом допускаются ванны на улице в теньке.

Водные процедуры

Закаливание водой можно начинать с рождения. Оно делится на традиционное и нетрадиционное (интенсивное). Традиционные методы предписывают плавное понижение температуры при умывании, подмывании и купании. Позднее можно будет попробовать интенсивные варианты – обтирания и обливания.

Умывание и подмывание

Купание

Для первого купания рекомендуется 36-37°С. Длительность первого купания – от 2 до 5 мин. Плавно доведите сеанс до получаса. С возраста 6 месяцев малыша можно искупать в хвойной ванне или в ванне с морской солью. Курс составляет 10-20 сеансов через раз.

Обтирание

Обтирание кожи сухой или влажной фланелевой рукавичкой допустимо с возраста 2-6 месяцев. Массаж в сочетании с обтираниями дают отличный общеукрепляющий эффект.

Сухое обтирание подготавливает младенца и составляет курс в 7-10 дней. После приступайте к влажному обтиранию. Для лечебного эффекта добавьте морскую соль в пропорции 2 столовые ложки соли на 1 литр. Сначала обтирают ручки – от кисти до плечика, затем ноги – от ступней до коленочек. Позже можно обтирать грудь и спинку. Длительность – 3-4 мин. За 5 дней доведите температуру до 28°С, понижая ее на 1 градус в день. После следует насухо вытереть все тело.

Обливание

Обливание водой разрешено с рождения ребенка. Оно следует непосредственно после купания. Кроха может лежать, сидеть или стоять. Струя направляется с расстояния 30 см, чтобы усилить раздражающий эффект.

Начинайте с местных обливаний ножек и ступней 30 секунд. Объем – 0,5 литра на каждый участок тела. К 3-4 месяцам переходите на общее обливание, постепенно включая спинку, грудь, животик, руки. Рекомендуется сделать градус ниже, чем при купании – 35°С. Температура снижается постепенно на 0,5-1 градус ежедневно до достижения предела в 26-28°С. После тело также вытирается полотенцем, проводится массаж до возникновения незначительной гиперемии кожных покровов.

Солнце

Солнечные лучи помогает усваивать витамин Д. Но младенцу находиться под прямым светом опасно для здоровья. Отдайте предпочтение воздействию света в тени продолжительностью от 5 минут до получаса.

Позже приступайте к световым ваннам от 5 до 10 минут 2 раза в день – с 10 до 12 часов и после 16 часов. Одежда должна быть подходящей, чтобы она защищала ребенка от перегрева. После этого будет благоприятен теплый душ или обливание.

Роль массажа и гимнастики

Ванны воздушные особенно эффективны, если дополнительно выполняется гимнастика или делается массаж. С возраста 1 месяца во время пеленания младенца необходимо поочередно делать легкий массаж или выполнять динамическую гимнастику. Эти мероприятия входят в общий курс оздоровительных занятий с новорожденным.

Мнение эксперта: педиатр Комаровский Е.О. о закаливании

Известный многим мамам педиатр Комаровский считает, что новорожденный не нуждается в закаливании. При правильно организованном уходе, долгих прогулках в любую погоду заложенные природой механизмы адаптации малыша продолжат работать. Главное, не переусердствовать.

Существуют 2 группы факторов, воздействующих на ребенка извне: естественные и цивилизационные (место жительства, TV, транспорт и пр.). Для начала Комаровский советует кардинально изменить образ жизни, сделав его естественным, а также ограничить контакты со вторым фактором. Это повысит устойчивость организма, снизит частоту и тяжесть болезней.

Педиатр также советует родителям:

  • повышать двигательную активность вне помещений;
  • соблюдать умеренность в количестве слоев одежды;
  • не заставлять малыша кушать через силу;
  • минимизировать контакт с бытовой химией;
  • ввести четкий распорядок дня, включая обучение, еду, спорт и пр.

В дополнение к коррекции образа жизни всей семьи Комаровский Е.О. рекомендует проводить закаливающие мероприятия. Важно при этом соблюдать 3 основных принципа:

  1. системность;
  2. плавность;
  3. индивидуальность.

Если все данные экспертом рекомендации будут выполнены, то это поможет вам избежать болезней из-за неблагоприятного воздействия окружающей среды. А также снизить длительность и тяжесть иных недомоганий и возможных осложнений у вас и у вашего ребенка.

Здоровье малыша зависит от тех, кто о нем заботится, условий, в которых он живет, наследственности, от того, как он питается и самое важное - от того, насколько он крепкий. За все это несут ответственность взрослые. Каждый знает, что правильное закаливание ребенка - одна из основных задач каждого опекуна. Это одна из составляющих правильного развития.

В чем польза

Укреплять иммунитет непросто. Для этого необходимо время и терпение. Если методы закаливания ребенка выбраны точно, его здоровью ничего не грозит, и результат от проведенных упражнений будет хорошим.

Как сделать тренировки максимально полезными

Приступать к упражнениям стоит как можно раньше. Положительный эффект от привычки проявляется в следующем:

  1. Хороший иммунитет. Организм закаленного человека не так сильно восприимчив к простудным заболеваниям. Здоровый карапуз почти не реагирует на перепад температуры и практически защищен от сезонных заболеваний;
  2. Профилактика варикозного расширения вен;
  3. Хорошее состояние кожи, она меньше подвержена выветриванию, шелушению;
  4. Нормализация работы всех органом и систем, включая нервную, пищеварительную, эндокринную, сосудистую и так далее;
  5. Не возникает проблем с плохим самочувствием. Закаленному человеку такое чувство, как плохое самочувствие, попросту не знакомо;
  6. И самое главное: регулярные тренировки – это прекрасная альтернатива всевозможным лекарственным препаратам, которые назначают для повышения защитных функций организма.

С какого возраста необходимо начинать закаливание и не опасно ли это

Часть педиатров уверены, что тренировки для детей уже не несут в себе опасности на 10 сутки их жизни. Но есть и те доктора, которые рекомендуют подождать пару месяцев, пока малютка не окрепнет. Ведь новорожденный находится в стрессовом состоянии. Особенно когда тот появился в холодное время года. И самое главное, все решения можно принимать только после консультации с педиатром.

Каждый родитель обязан помнить, что процесс охлаждения маленького человека происходит гораздо быстрее. И если он болен, то после процедуры его состояние здоровья может резко ухудшиться, что потребует немедленного лечения и тем самым ослабит детский организм еще больше.

В связи с этим, человек должен окрепнуть и набраться сил, чтобы выработать свой иммунитет.

С чего начинать закаливание ребенка


  1. Первое правило – посещение врача, консультация детского педиатра. С ним нужно решить, можно ли делать обтирания, нет ли у малыша для этого противопоказаний. А также с детским педиатром нужно подобрать лучший способ;
  2. Второй шаг – выбор метода и времени для проведения занятий. Здесь следует помнить, что от правильно выбранного способа и времени его проведения зависит эффективность полученных результатов. Если проводить их в разное время, не систематически, а когда вздумается, то такой вид закаливания только угробит здоровье малютки;
  3. Определение степени нагрузки, которая должна проводится, по нарастающей. Ясно, что облить человека ледяной водой, и думать, что так он станет здоров - глупо. Нагрузки на организм должны быть постепенными. Сначала это всего лишь пара минут для проветривания пяток ножек, потом 4 минуты, далее нужно открыть ножки до колен. Сначала на 2 минуты, потом на 4 и так до тех пор, пока малыш не будет готов к полному оголению;
  4. Перед началом процедур нужно учитывать настроение самого подопечного. Нежелательно приступать к занятиям, когда «оздоравливающийся» не в настроении, когда его что-то беспокоит, он плаксив или хочет спать. Весь процесс должен вызывать положительные эмоции. Поэтому его лучше проводить в игровой форме, подключая к процедуре и маму, и папу, и братика и сестричку. И ни в коем случае не проводить сеанс, когда тот заболел;
  5. Никогда не приступать с обливания ребенка холодной водой. Чем прохладней вода - тем больше стресс для маленького человечка. Для начала – проветривание помещения, воздушные ванны, сон с приоткрытым окном и так далее;
  6. Проводить в комплексе с другими занятиями: правильное питание, соблюдение режима, прогулки, умеренную физическую активность, четкий режим игры и сна.
  7. Большинство родителей считает, что холод, холодная вода и воздух полезны. Но это не так.
  8. Самая чувствительная зона – ступни. Ладошки рук и лицо постоянно находятся открытыми. Поэтому воздействовать через них крайне сложно.

Как начать закаливание ребенка, а что делать нельзя


  1. Ни в коем случае нельзя начинать с экстремальных способов;
  2. Проводить занятие в помещении со сквозняком;
  3. Увлекаться надолго. То есть не стоит проводить процедуры длительностью более 20-25 минут;
  4. Закаливать кроху, когда он простужен или у него наблюдаются отклонения от нормы здоровья;
  5. Применять силу во время проведения процедур;
  6. Не допустить застывание и переохлаждение.

Противопоказания:

  1. Наличие инфекционного, вирусного заболевания;
  2. Заболевания органов дыхания, кожные болезни.
  3. Особенности нервной и сердечно-сосудистой системы.

Как проводятся тренировки у детей дошкольного возраста

Хороший эффект от проведенных процедур зависит от возраста. Если в 14 лет неожиданно облить водой вполне допустимо, то на дошкольнике подобный способ может сказаться негативно, как на физическом здоровье, так и на его психоэмоциональном состоянии. В лучшем случае придется лечить испуг, а в худшем - воспаление легких.

Проведение должно быть осторожным, с постепенным увеличением нагрузки. Поэтому закаливание часто болеющих детей начинается с небольших порций, которые постепенно увеличиваются.

Как начать

Начинать стоит с обычного проветривания помещения комнаты.

Летом, можно открыть форточку и не закрывать ее на протяжении всех суток. Правда, здесь главное - не допустить сквозняка. В зимнее время года, для проветривания, достаточно открыть форточку на 20-25 минут, и также позаботится об отсутствии сквозняков. Перед проветриванием помещения, нужно сделать влажную уборку. Таким образом, помещение освежается, воздух в комнате увлажняется.

  • Обеспечить ребенку сон на свежем воздухе.
Сон на свежем воздухе: в коляске на улице, на балконе, где спящий может находиться начиная с 15 минут, до одного часа на свежем воздухе. Воздушная ванна - это особый вид тренировок, который можно начать на 5-10 день с рождения. Для этого, необходимо учесть, что воздушные ванны это не лежание голышом несколько минут. Это постепенный комплекс упражнений, где необходимо обеспечить температуру в комнате, для новорожденных 21-22 градуса, а деткам постарше - не ниже 20 градусов. Начинать открывать ступни ног на 2-3 минуты, потом открывать ножки до колен, на реже 2-3 минуты, потом время воздушных занятий можно продлить до 5 минут, потом до 7, до 10 минут, и так, до получаса.

Постепенное понижение температуры при купании малыша

По такому же принципу проводятся водные процедуры. При этом т-ру воды нужно снижать постепенно, на один градус. А начинать процедуры при температуре тридцать шесть градусов. Сначала окунают ручки, потом ножки, затем опускают в воду до пояса. При этом каждая новая нагрузка должна длиться 2-3 минуты, медленно увеличивая продолжительность до 10.


Как помочь часто болеющему

Родители сомневаются в эффективности закаливания детей со слабым иммунитетом. А зря.

Прежде чем утверждать, что пониженные температуры еще больше ослабят кроху, стоит отметить, что причина их болезненности в том, что:

  1. Мама, постоянно опасаясь, что дитятко простудится, кутает его, не учитывая тот факт, что во время игры, особенно на улице, малыш потеет. Его одежда становится мокрой, он остывает и простужается. И если уж так произошло, взрослый обязан немедленно вернуться с прогулки и переодеть ребенка в сухую или слегка прогретую одежду;
  2. Родители с осторожностью должны применять экстремальный метод. Он больше опасный для ослабленных детей, нежели полезный. Мягкие недолгие процедуры должны стать жесткими и продолжительными не сразу – вот это главное правило для людей всех возрастов.
Процедуру закаливания, лучше проводить в комплексе с физической активностью, в виде зарядки, игры, показывая пример на себе. Это поднимет настроение крохи, и расположит к проведению процедур. То есть прохладные ванны для ребенка перестанут быть пыткой, а это главное.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Лучший способ оградить ребенка от болезней - проводить своевременную и грамотную профилактику. Одним из лучших превентивных способов по праву считается закаливание. Однако бросаться с головой в экстремальные процедуры не стоит, родителям необходимо учитывать разные факторы, такие как состояние здоровья малыша, особенности его иммунитета, его возраст. О том, как правильно подойти к вопросам закаливания карапузов, детей дошкольного и школьного возраста, часто родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.


Что это такое

Закаливание детей - это комплекс мер по воздействию на детский организм разных природных факторов, таких как солнечный свет, вода, воздух и так далее. Часто в его основе лежит контраст (понижение и повышение температуры окружающей среды по отношению к температуре тела ребенка, повышение и повышение атмосферного давления. Цель - привести организм в «боевую готовность», адаптировать его к возможным внешним стрессам, тем самым повышая его способность противостоять негативному воздействию.


Врачи давно доказали, что систематическое закаливание улучшает состав клеток , все органы и системы начинают действовать слаженнее и лучше. Улучшаются сон и аппетит, нормализуется кровообращение, процессы метаболизма, адаптационные механизмы совершенствуются быстрее, нервная система укрепляется. Такой способ профилактики был известен еще врачевателям Древней Греции и Рима.


Способов закаливания медицина знает множество. Самые простые и доступные в домашних условиях - обтирание и обливание, контрастный душ, солнечные ванны, занятия спортом и прогулки на свежем воздухе. Относительно длительное пребывание в ледяной воде (так называемое моржевание) детям не рекомендуется, им лучше подойдет контрастное чередование теплой и прохладной воды.


Закаливать ребенка можно как целиком, так и практиковать местные процедуры - закаливание горла, например (для этого есть всем известный и вкусный способ - мороженое). Важно, чтобы терапия была постоянной, ведь после долгого перерыва эффект от закаливания сводится к минимуму, а затем и вообще теряется.



Мнение доктора Комаровского

Евгений Комаровский, как и многие его коллеги, считает, что все дети появляются на свет с большими иммунными возможностями и способностями. И первые годы жизни нового человека связаны, увы, с тем, что самые любящих их люди - родители- делают все возможное и невозможное для того, чтобы эти врожденные способности адаптироваться к окружающему миру истребить. Для этого они не делают ничего сверхъестественного, достаточно создать грудничку тепличные условия, потеплее одевать, следить за стерильностью пищи, которую употребляет кроха, закрывать форточки и двери наглухо, почаще давать ребенку разные медикаменты.

А вот собственно и сам выпуск передачи доктора Комаровского посвященный детскому закаливанию.

В результате получится ребенок, который будет часто и сильно болеть всеми мыслимыми и немыслимыми заболеваниями, первое место среди них, однозначно, займут простудные недуги и вирусные инфекции.


Евгений Олегович уверен, что детей нужно начинать закаливать с самого рождения. Главное, делать это каждый день, не пропуская ни одной процедуры, и подходить к закаливанию из соображений разумности. Если мама и папа подумали и решили, что они хотят закаливать свое чадо, им стоит начать с консультации врача-педиатра. Специалист осмотрит малыша, при необходимости назначит лабораторные анализы, и вынесет свой вердикт, можно ли этого конкретного ребенка закаливать, и какой из известных способов лучше выбрать.


Когда закаливание нежелательно


Новорожденным

Для малыша, который только появился на свет, в качестве закаливания вполне подойдут обычные ритуалы - утренняя гимнастика, переодевание на прогулку, вечернее купание. Если педиатр разрешает, можно постепенно начинать обливание ножек младенца сначала прохладной водой, а затем и холодной. Длительность процедур должна постепенно увеличиваться. Необязательно практиковать контрастные ванны, но прогулки должны стать обязательным атрибутом каждого прожитого дня младенца, гулять с ним Евгений Комаровский рекомендует вне зависимости от погодных условий и времени года.


Умывание - самое первое закаливание. Познакомить малыша с водой желательно в первый день после выписки из роддома, главное, чтобы температура воды была не ниже 28 градусов. Ее можно понижать на 2-3 градуса раз в три месяца, не чаще.


Обливать ребенка можно с рождения, соблюдая температурный режим, о котором мы уже рассказали выше. Делать это надо 1 раз в день, после купания. Сначала аккуратно обливают пяточки, потом ножки, ручки, живот и плавно перемещаются к затылочной части крохи.


С полугода младенца можно обтирать водой при помощи специальной фланелевой рукавицы. В первое время - только ручки и ножки, потом обтирать можно спинку, и в последнюю очередь - грудную клетку и животик.

Солнечные ванны очень полезны для малышей, ведь под воздействием ультрафиолета вырабатывается витамин D , который нужен организму, чтобы не развился рахит. Главное, дозировать пребывание крохи на солнце, избегать длительного воздействия прямых лучей на кожу малыша.



Детям от 3 лет и старше

Закаливаться никогда не поздно , убежден Евгений Комаровский. Поэтому начинать такие процедуры можно ребенку в любом возрасте, если в младенчестве это родителями не практиковалось. Подход все тот же, правда, начиная с трех лет можно использовать контрастный душ, а с 4 лет ребенка можно обливать холодной водой на улице, правда, без фанатизма. С трехлетнего возраста ребенку можно разрешать в летнее время в теплый денек довольно долго находиться на свежем воздухе в одних трусиках. Полезно систематическое посещение бассейна.


  • Менять условия (температуру воды, например) следует исключительно постепенно. Резкий скачок может негативно отразиться на самочувствии ребенка.
  • Проводить процедуры желательно в игровой форме, чтобы кроха воспринимал происходящее как веселое занятие и хотел закаливаться.
  • Если ребенок начинает неадекватно воспринимать очередное повышение или понижение температуры воды и воздуха, он плачет и капризничает, следует прекратить процедуру, а на следующий день вернуться к предыдущему уровню температур.
  • При обливании и обтирании следует прикрывать половые органы мальчиков, чтобы не допускать перепадов температуры в районе гениталий, так как это впоследствии может негативно отразиться на репродуктивной функции.
  • Перекармливать ребенка ни в коем случае нельзя. Кушать он должен, когда он сам этого хочет, а не тогда, когда «подошло время», по мнению мамы и папы. Здоровый малыш всегда немного голодный, в меру худой и очень подвижный, говорит Комаровский. Эти три слова и должны стать ориентирами для заботливых родителей.
  • Одним из наиболее важных факторов своей системы закаливания Евгений Комаровский считает создание нормальных условий в доме, где живет ребенок. Нужны регулярные проветривания в любое время года, особенно если малыш заболел. Температура воздуха в помещении не должна превышать 18-20 градусов, влажность - 40-60%.
  • Нельзя кутать ребенка, его следует всегда одевать по погоде. Так, как вы одеты сами. Терморегуляция маленького тела может быть нарушена уже тем, что чрезмерно любящая мама или бабушка нарядила карапуза на прогулку в 2-3 кофточки и пару курток сверху. Потливость - верный путь к простуде.
  • Руководствоваться родители должны реакцией ребенка на закаливание. Температура воды, воздуха - это факторы сугубо индивидуальные, у одних они будут выше, у других ниже, все зависит от того, насколько комфортно будет себя чувствовать при проведении процедур малыш.

За последние годы значительно выросло число болеющих детишек по причинам неблагоприятного состояния окружающей среды, плохой наследственности, некачественного уровня здравоохранения, сидячего образа жизни. Поэтому крайне необходимо повышать устойчивость организма ребенка к отрицательному воздействию факторов внешней среды путем систематического закаливания. Правильнее всего начинать легкое закаливание малышей уже с рождения, тогда к трехлетнему возрасту они будут подготовлены к увеличению продолжительности процедур. Довольно часто у незакаленного ребенка наблюдаются головные боли, головокружение, пониженное содержание гемоглобина, что может отрицательно сказаться как на физическом, так и на умственном развитии малыша. Вот почему вопрос закаливания детей 3-х лет становится чрезвычайно актуальным.

Прежде чем приступать к процедурам закаливания, необходимо проконсультироваться со специалистом на предмет того, какие именно процедуры можно использовать вашему ребенку. Кроме того, нужно обязательно следить за отсутствием отрицательных эмоций малышей, чтобы закаливание приносило детишкам радость. Считается, что одной из важнейших закаливающих процедур являются воздушные ванны. Ребенка необходимо постоянно выводить на свежий воздух, где полезно делать гимнастические упражнения или играть в подвижные игры. При закаливания детей 3-х лет важно, чтобы постоянно работал дыхательный аппарат ребенка. Сочетание воздушных ванн с физическими упражнениями – это благоприятный момент не только температурного воздействия на организм, но и попадание кислорода через кожу в кровь. Ведь общеизвестно, что в раннем возрасте очень высока проницаемость кожи. Если за окном проливной дождь или пронизывающий ветер, предварительно проведите сквозное проветривание и займитесь с ребенком физкультурой в комнате. Можно использовать бытовые кондиционеры, регулирующие автоматически температуру и влажность помещения. Воздушные ванны нужно проводить систематически, в любое время года, тогда от них будет максимальный эффект.

Третьей по значимости разновидностью закаливания считаются водные процедуры. В трехлетнем возрасте можно использовать общие обтирания, обливания. Такие обязательные процедуры, как умывание, подмывание, купание также являются водными закаливаниями. Оптимальная температура воды сначала должна быть 27°, затем постепенно ее можно снижать. Более сильное закаливающее влияние оказывает принятие душа, потому что здесь включается дополнительно механическое воздействие. Довольно распространенным и исключительно полезным считается контрастное попеременное обливание ног ребенка прохладной и теплой водой при минимальной температуре 20°.

Нетрадиционные способы закаливания детей 3-х лет, как правило, связаны с кратковременным контактом обнаженного тела ребенка с ледяной водой, со снегом, воздухом отрицательной температуры. Медицинские работники крайне негативно относятся к подобным закаливающим процедурам, потому что они могут привести к хроническим заболеваниям. Закаляйте ваших детей правильно!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.