Как восстановить речь после инсульта. Что сказал человек, который не может говорить

На протяжении некоторого времени после перенесенного инсульта больной страдает расстройством речи. Но для адекватного восприятия окружающей жизни, нормального общения, а также психического здоровья человека, перенесшего инсульт, понимание речи и правильное произношение жизненно необходимо. Поэтому восстановить потерянную функцию надо в самые короткие сроки. У некоторых реабилитация может произойти достаточно быстро, в течение нескольких месяцев и даже недель. Для других понадобится длительное время, чтобы в результате постоянного общения и регулярных занятий больной смог идти на контакт с окружающими людьми. Есть и такие, для которых речь так и останется затрудненной и ограниченной.

Восстановление речи после болезни – одна из самых значимых задач, которую необходимо решить в ближайшее время. Сегодня эффективно это делают с помощью стволовых клеток. Кроме того, способствуют восстановлению проводимости нервных импульсов и занятия с логопедом.

Лечение стволовыми клетками

Современная медицина для восстановления речевой функции использует стволовые клетки. Вместе с клеточной терапией организм больного получает дополнительные внутренние силы, у него появляются волевые импульсы, желание выздороветь и снова разговаривать. Максимальной результативности от подобного лечения можно достичь, если начать лечение в самые первые дни после происшедшего инсульта.

Сама процедура трансплантации стволовых клеток проводится в амбулатории дважды, с трехмесячным интервалом между процедурами. Лечение начинается с того, что в первую очередь восстанавливаются сосуды: устраняется их ишемия, склонность к спазмам, атеросклеротические тромбы и бляшки. Сосуды становятся эластичными, нормализуется толщина их стенок и сами русла. А в тех местах, где произошла закупорка или их разрыв, начинают строиться новые коллатеральные пути.

Речь больного после инсульта

С величиной повреждения в коре головного мозга зон, отвечающих за речь, тесно связаны сроки восстановления. Чем больше мозг поврежден, тем хуже и медленнее возвращается после инсульта к человеку способность говорить. Если в течение года еще можно успешно восстановить речь больного, то со временем реабилитация речи замедляется.

Человек, перенесший болезнь, постепенно приспосабливается к оставшимся после инсульта дефектам речи, поэтому окружающим его людям надо относиться к этому с пониманием. Ни в коем случае нельзя предоставлять больного самому себе и изолировать его от общения. Чтобы речевая функция после инсульта постепенно восстановилась, надо больше общаться с больным, приглашать его к беседам, обсуждать происходящее, выполнять несложные упражнения.

Новое средство для реабилитации и профилактики инсульта, которое обладает удивительно высокой эффективностью - Монастырский сбор. Монастырский сбор действительно помогает бороться с последствиями инсульта. Помимо всего прочего чай держит артериальное давление в норме.

Нарушение речевой функции при инсульте

Любые, связанные с инсультом нарушения речи, поддаются устранению. Чтобы реабилитация была быстрой и эффективной, надо понимать специфику нарушения и правильно выбрать методику восстановления. У больного в зависимости от характера нарушения речи, может быть сенсорная афазия или моторная.

При моторной афазии больной может воспринимать речь на слух и понимать ее. Однако для него очень трудно самому правильно произносить слова и четко формулировать свои мысли. Он с трудом может читать и писать, но чаще этого он не делает вовсе.

При сенсорной афазии способность у больного воспринимать речь окружающих вовсе утеряна. Порой он может что-то бессвязно говорить, но собственная речь им не контролируется. Навык чтения сохраняется, но для пациента смысл прочитанного не понятен. Способность писать полностью отсутствует.

В результате перенесенной болезни речь больного лишена смысла, она сумбурна, отличается жестикуляцией, экспрессивной мимикой, множеством интонаций. Человек пытается сам выразить свои мысли, но так как не может правильно произносить или подбирать нужные слова, он становится агрессивным, часто плаксивым и раздражительным. После инсульта утрачивается адекватность восприятия окружающего мира.

Восстановление речи после болезни

Сразу, как только стабилизируется состояние больного, врачи советуют начать с ним заниматься восстановлением речевых навыков. Конечно, чтобы реабилитация произошла быстрее и качественнее, с больным упражнения должен делать логопед, но поддержка и помощь родственников тоже необходима.

Работа специалиста будет заключаться в постепенном восстановлении речи с помощью карточек, детского лото, чтения букваря, произношения слов по слогам и целиком. Он научит, как можно после инсульта компенсировать речь языком жестов и многому другому.

Окружающие больного люди своим вниманием и заботой тоже смогут внести свою лепту в процесс возвращения его к нормальной жизни. Во-первых, нельзя избегать с ним речевых контактов. Речь при общении должна быть неторопливой, негромкой, спокойной. Надо задавать больному вопросы, петь с ним или говорить скороговорки. Хороший эффект можно получить, если читать вслух тексты, а затем просить пересказать их. Можно пользоваться числовыми рядами, предложив, например, назвать дни недели по порядку.

Обсуждать в присутствии пациента его речевые затруднения, говорить о негативных последствиях инсульта строго запрещается.

Лучше подбадривать его, сообщая о пусть и маленьких, но достижениях. Тогда и ощутимый результат будет виден быстрее.

Памятка для работы с перенесшим инсульт больным

  • После перенесенного инсульта человек легче запоминает предметы, чем какие-либо действия с ними. Поэтому спокойно, но настойчиво надо спрашивать у него, из чего пьют, на чем сидят, чем едят и просить показать этот предмет на картинке.
  • Больные, у которых наблюдается сенсорная афазия, плохо различают близкие по звучанию слова. Для подходящего упражнения с ними рекомендуется нарисовать рисунки для слов и попросить показать названный предмет. Например, дом – том или почка – бочка.
  • При общении с больным следует знать, что при одновременном разговоре нескольких человек он после инсульта плохо различает звуки и слова.
  • У страдающих моторной афазией понимание речи можно восстановить при произношении слов. Поэтому, чем скорее такой человек начнет говорить, тем скорее он сможет понимать речь окружающих.
  • Сразу, как человек сможет правильно произносить слова, надо вызвать у него интерес заниматься самостоятельно. Например, можно дать ему самостоятельное задание вставить в предложении пропущенные буквы. К примеру: кот лакает … миски, птичка сидит … дереве.
  • Перенесшим инсульт людям запрещается смотреть телевизор больше двух часов в день. Причем выбирать нужно положительные, интересные передачи. Например, для любителей спорта просмотр спортивных передач станет побуждать к комментариям, а это, в свою очередь, скажется на восстановлении речи.

Инсульт – это очень сложная болезнь, поэтому для участия в реабилитации больного надо запастись терпением и проявлять максимум понимания. Не надо исправлять ошибки и указывать на недочеты. А малейший успех, наоборот, должен быть замечен и поощрен. Только совместными усилиями можно добиться успеха.

Вы в зоне риска, если:

  • испытываете внезапные головные боли, "мелькание мушек" и головокружение;
  • "скачет" давление;
  • чувствуете слабость и быстро устаете;
  • раздражаетесь по пустякам?

Все это предвестники инсульта! Е.Малышева: «Вовремя замеченные признаки, а также профилактика в 80% помогает предотвратить инсульт и избежать страшных последствий! Чтобы защитить себя и своих близких нужно принимать копеечное средство...»

В редакцию «Фомы» пришло письмо. Мы решили, что это тот случай, когда надо просто опубликовать его полностью. И без всяких комментариев.

Здравствуйте, я работаю дистанционным учителем в Мордовии, у меня есть ученик, Дарькин Алексей, который болен тяжелой формой ДЦП: он не говорит, не ходит, но он очень способный. Долгое время врачи считали его необучаемым, но мама поняла, что Алексей умеет читать и обладает отличной памятью. Лидия Александровна добилась того, что Алексей был зачислен в школу и принял участие в дистанционном образовании.

В процессе обучения у Алексея проявились творческие способности: он пишет стихи и короткие рассказы. Некоторые рассказы были опубликованы в республиканской прессе.Может быть, возможно опубликовать его произведения в журнале или разместить на портале? Буду рада, если вы подскажите, куда можно еще обратиться. Публикации важны и для Алексея, и для его мамы, это для них своеобразный знак, что общество их принимает.

С уважением, Чушникова Наталья Викторовна

Алексей Дарькин

Три коротких Лешиных рассказа:

Осенний листочек

Я хочу рассказать про маму, ее ужасно тяжелую жизнь.

Мама - самое дорогое, что у меня есть. Она мои руки, ноги и порой голова, я только подумаю о чем-то, а мама уже знает. Как похожа она на листочек осенний, сорванный ветром, кружит-кружит, но земли не коснется. Сколько сил тратит на меня днем и ночью - я один знаю. Просыпаюсь утром, даже когда пасмурно и льет дождь, вижу солнце, мое солнце и только мое, - мама.

Я люблю маму и благодарен за все, что она делает для меня. Все говорят: «Как она терпит», - улыбнется в ответ и скажет: «Я не терплю - я люблю», - это про меня она так. Как радостно после таких слов, словно ручеек журчит мамин голос и эхом повторяется в голове: «Не терплю-люблю…»

У меня самая сильная, терпеливая мама и очень добрая. Бывает, ругается на меня, но всегда просит прощения, а я не обижаюсь, знаю, что любит.

От осенних листьев шороха тоже много, но они дарят нам самые яркие впечатления и красоту - как мама. Я счастлив, что она у меня есть!

Смех

Смех. За окном колокольчиком заливается радостный смех. Ребята возвращаются домой. Закончились в школе уроки, идут гурьбой, кидаются снежками, им весело. Какое счастье идти на своих ногах!

Человек, радуйся жизни, хотя бы потому, что ты ходишь. Я готов умереть ради одного дня, который прожил бы самостоятельно, без помощи других. За этот день я почувствовал бы радость жизни.

Знаю, чудо не произойдет, но я не унываю, бывают минуты слабости, стараюсь глупые мысли заменить учебой.

Самая светлая радость - учеба. Жду, каждый день жду встречи с учителями. Они мои родники, пытаюсь утолить жажду, все больше и больше пью чистую, прохладную воду из моих родников. Они, не жалея сил, раздают свет знаний, превращая своих учеников в реки.

Пропавшее завтра

Лето в этом году очень теплое. Каждый день купаюсь в бассейне, он огромный, много в нем воды, даже нырять можно.

Не очень далеко от нашего дома, под горкой на лугах, течет быстрая, хрустально-прозрачная речка. Слышны голоса купающихся ребят, а я на коляске не могу добраться до убегающей от меня голубой водицы. Мой путь преграждают овраги, по которым люди спокойно переходят, я же никак. Хотя безумно хочется вдоволь поплавать и поплескаться в чистой прохладной воде. Раньше я часто бывал на речке, когда был поменьше, наверное, переносить меня через овраги было легче.

Несколько дней назад мы с мамой гуляли по улице, это было вечером, вот-вот должны звездочки на небе появиться. К нам подошли два взрослых парня, я их знаю, они местные, одного из них зовут Игорь, он подошел и сказал маме: «Можно я завтра Лешу возьму на речку? - это значит меня. - Женю возьму, и Леша пусть с нами поедет, с коляской не пройдете, а на машине проедем».

Женя это парень из нашей деревни, он после аварии ходить не может, так же, как и я, сидит в коляске.

От счастья, что возьмут на речку, радость переполнила. Мама согласилась. Как ждал я завтрашнего дня! Ночью сон приснился: бегу по воде на своих ногах, а люди смотрят и удивляются.

Утром проснулся рано, дождь лил как из ведра. Несколько дней шли дожди. Как ненавидел я этот дождь и тучи, хотя он был теплым и все его давно ждали. Из-за непогоды пропало мое завтра, которого я так ждал.

Дожди прошли, на улице жара, снова плаваю в бассейне, слышен радостный смех из-под горки, где протекает и серебрится голубая речка, а я все жду, когда меня парни повезут. Они забыли, наверное, про меня. Может, вспомнят когда-нибудь.

Инструкция

Для занятий с больными, которые не могут говорить, можно использовать детское лото или букварь. Нужно четко и медленно называя предмет, попросить больного его на – сначала называя один предмет, затем – два, потом – три сразу, чтобы больной тренировал память. За одно занятие больного просят показать не более 15 вещей, с небольшими перерывами после каждого задания.

Больные с сенсорной афазией плохо различают слова, близкие по звучанию. Поэтому для таких слов нужно сделать схематические рисунки, подписав их, например: «дом», «том», «бочка», « ». Во время занятий попросите больного показать названый вами рисунок или подпись к нему.

Восстановить речь после инсульта помогает упражнение по выписыванию из книги или газеты слов, начинающихся на сходно звучащие звуки, например: «б»-«п», «д»-«т», «в»-«ф». Эти занятия тренируют восприятие речевых звуков.

Хорошим способом восстановления речи для перенесших инсульт является пение песен, которые хорошо знакомы больному. При этом пациент должен смотреть на губы того, кто поет, и стараться повторять слова.

После того, как больной сможет правильно произносить слова, начинайте заниматься повторение предложений, например, попросите его повторить «дай носовой платок», «принести мне чашку». Нужно вызвать у больного интерес к самостоятельным занятиям. Можно дать ему задание заполнить пропущенные в предложениях. Например: «Собака лакает... миски», «Птица сидит... ветке».

Перенесшим инсульт людям не рекомендуется смотреть телевизор более 2-х часов в день. Передачи лучше выбирать только положительные и те, которые интересуют больного. Если человек любит , то просмотр спортивных передач будет побуждать его к комментариям, что принесет большую пользу в восстановлении речи.

Занимаясь с больным человеком, нужно проявлять такт и терпение. Не стоит исправлять сразу все ошибки пациента, а лишь 3-4, а за малейшие успехи обязательно нужно хвалить.

Источники:

  • восстановиться после инсульта

Реабилитационные мероприятия, проводимые после инсульта , при правильном использовании помогают существенно восстановить работоспособность пациента и вернуть его к нормальной жизни. Но при этом необходимо учитывать постепенность нарастания нагрузок, использование адекватных схем применения медикаментов и постоянное врачебное наблюдение.

Инструкция

До начала проведения реабилитационных мероприятий обязательно нужно провести полное и комплексное обследование пациента – это позволит определить уровень состояния его здоровья и степень повреждения функций нервной и других систем организма после инсульта .

Обязательно подбирается эффективная медикаментозная , включающая препараты, воздействующие на патологию, ставшую причиной возникновения инсульта . Помимо этого, обязательно назначение препаратов, которые влияют на обменные процессы в клетках головного мозга (увеличивают устойчивость клеток к гипоксии и травме). Также следует использовать лекарственные вещества, восстанавливающие нормальное функционирование пораженных функций – улучшающие нервно-мышечную , способность клеток генерировать соответствующие импульсы.

Даже в остром периоде инсульта обязательно должны с осторожностью проводиться мероприятия, которые будут препятствовать развитию опасных осложнений; пациентов следует обязательно переворачивать в постели, обеспечивать адекватную вентиляцию легких. Пролежни и пневмонии, возникающие вследствие постоянной неподвижности больных, гораздо легче предупредить, чем потом лечить.

Для реабилитации обязательно привлечение «узких» специалистов – массажистов, физиотерапевтов, логопедов – это позволит применять самые современные и совершенные методики восстановления.

При реабилитации в настоящее время все большее значение придается современным научным технологиям и разработкам – применение этих методик позволяет восстановить даже те функции организма, которые утрачены вследствие глубокого или обширного поражения нервной системы. Создаются специальные компьютерные программы для восстановления и воспроизведения речи, программы стимулирования тонкой моторики конечностей.

Сама реабилитация – процесс достаточно длительный, во время которого возможны улучшения и ухудшения общего состояния пациента, поэтому для коррекции психологических проблем желательно привлечение квалифицированного психолога и психотерапевта.

Видео по теме

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения. Инсульт не относится к определенному заболеванию, это - состояние, которое может возникнуть при множестве болезней сосудов, сердца и крови. Для его успешного лечения необходимо точная диагностика причин удара и их лечение. У одних это может быть гипертония, у других – мерцательная аритмия, третьи страдают от сахарного диабета, еще у кого-то – сочетание недугов, но конечный итог сосудистых нарушений – инсульт мозга.

Инструкция

Для того чтобы ускорить послеинсультное восстановление, необходимо выполнение комплекса мероприятий, направленных на возвращение больного к нормальной жизни. Это – лечебное питание, построенное по принципу ограничения жирной, высококалорийной, насыщенной холестерином, сахаром и легкоусвояемыми углеводами пищи. Также терапия движением и фитотерапия.

Морская рыба, растительные масла, овощи, фрукты, ягоды и сухофрукты, овсяная каша на воде, гречневая крупа, размолотая и залитая кефиром, свежеприготовленный фруктовый сок, разведенный пополам с водой и морсы из ягод без сахара – это рацион питания минимум в течение 2 месяцев после удара. В небольшом количестве можно вводить в рацион – белое мясо птицы без кожи, постную говядину отварную, хлеб из отрубей и ржаной муки, речную рыбу (не чаще 2-х раз в неделю), чай без сахара.

Терапия движением стоит по важности на месте после лечебного питания. Необходимо выполнение эрго- и кинезетерапевтической системы специальных гимнастических упражнений. Без их выполнения невозможно вернуть двигательную активность и навыки бытового самообслуживания больного.

Квас из свеклы
Одну свеклу средних размеров очистите от кожуры, нарежьте небольшими кусочками и положите в 2-х литровую банку. К свекле добавьте 120 г сахарного песка, 5 г соли, 3 кусочка ржаного хлеба и 1 ст.л. сметаны. Затем содержимое банки залейте кипятком и оставьте настаиваться в теплом месте на 3-4 дня. Готовый свекольный квас употребляйте 2-3 месяца по 4 раза в день за час до еды. Необходимо начинать лечение квасом с 1 ст.л. и увеличить до ½ стакана.

Настой из шиповника и лука
Измельчите 2 ст.л. сухих ягод шиповника и 2 ст.л. шелухи луковиц, залейте все 1 литром прохладной воды и доведите смесь до кипения. Далее оставьте смесь настаиваться в теплом месте 8-9 часов. После того, как смесь настоялась, процедите и добавьте свежевыжатый сок 1 небольшого лимона. Готовый настой пейте в течение дня маленькими порциями на протяжении 1 месяца.

Видео по теме

Тяжелые осложнения типичны для такого заболевания, как инсульт. Спрогнозировать течение болезни практически невозможно, как и то, будут ли полностью восстановлены потерянные функции. Правильный уход позволяет облегчить состояние больного и не допустить развития дополнительных осложнений, вызванных отсутствием двигательной активности.

Инструкция

Инсульт - это тяжелейший удар для организма, так как страдает центральная нервная система, то есть мозг. Люди, пережившие инсульт, как правило, испытывают на себе этого события на протяжении всей последующей жизни. Осложнения после обуславливаются степенью и локализацией пораженных клеток мозга. В редких случаях последствия инсульта практически незаметны, но в большинстве своем больные становятся , и лишь длительное профессиональное лечение позволяет частично или полностью восстановить те или иные функции организма. Наиболее распространенными последствиями инсульта является полная или частичная парализация тела, кома, потеря речи, потеря контроля над отдельными группами мышц и т.д. Кроме того, больных подстерегают и другие последствия болезни, в том числе тромбозы, пролежни и воспаления легких, которые также составляют серьезную опасность для жизни.

Самым тяжелым осложнением инсульта является паралич. Полный паралич у людей, переживших инсульт, встречается редко. Как правило, имеет место левосторонний или правосторонний паралич, в зависимости о того, какая половина мозга была поражена. Кроме того, состояние больных осложняется изменением восприятия, потерей чувствительности, ухудшением координации движений. В этом случае требуется длительное лечение и реабилитация, основой которой является массаж и лечебная гимнастика. Паралич вызывает дополнительные осложнения, заключающиеся в появлении пролежней и тромбозов.

Образование пролежня - это процесс отмирания тканей в местах, где кожа находится под давлением. Такие процессы вследствие длительного лежания или сидения, сопровождающихся полным отсутствием движения мышц. В пораженных областях кожи и мышц наблюдается частичное снижение кровоснабжения. Очень важно контролировать состояние кожи больного и не допускать образования пролежней, так как такие трофические изменения крайне тяжело поддаются лечению, а кроме того, служат воротами для попадания болезнетворных бактерий, способных усугубить состояние больного.

Отсутствие движения и напряжения мышц также сказывается и на кровеносных сосудах. Лежачее положение является предрасполагающим фактором для образования тромбов. Тромбы - это сгустки крови, которые, как правило, образовываются в глубоких венах ног. Оторвавшийся тромб в процессе движения вызывает сильные боли. Дойдя до сердца, тромб может вызвать инфаркт миокарда. В случае если тромб прошел через сердце, он может попасть в легкие, вызвав легочную эмболию, а при попадании в мозг повторный инсульт.

Обратите внимание

Правильный уход за человеком, перенесшим инсульт, позволяет минимизировать риск появления вторичных осложнений, то есть тромбоза и пролежней. Когда речь идет о последствиях инсульта, очень сложно спрогнозировать, как долго человек будет восстанавливать поврежденные функции организма.

Полезный совет

Первичные осложнения, вызванные инсультом, требуют серьезного подхода в плане лечения. Продолжительность пребывания больного в том или ином патологическом состоянии зависит от индивидуальных особенностей организма.

Очень часто перенесшие инсульт люди не уделяют должного внимания восстановительному периоду. Они начинают жить в привычном темпе, что чревато печальными последствиями. Стоит знать несколько основных правил поведения

«Если человек не может говорить, это не значит, что ему нечего сказать»

В настоящее время специалисты не говорят об аутизме как о единой патологии. Считается, что существуют расстройства аутистического спектра, подвиды аутизма, с гетерогенной природой заболевания.

Такой ребенок не контактирует с окружающими, он замкнут, отгорожен, живет в собственном мире, погружен в собственные фантазии. Для определения аутизма недостаточно одного этого симптома, требуется наличие характерной триады: недостаток социальных взаимодействий, коммуникативные нарушения, специфические интересы и стереотипное поведение. Для такого ребенка характерна своеобразная речь, по типу повторения услышанных фраз, он не произносит слово «Я». Некоторые дети вообще молчат, это так называемый полный мутизм.

При аутизме всегда страдает интеллект ребенка. Умственные способности неоднозначны и во многом определяются формой аутизма и степенью выраженности основных проявлений или степенью тяжести. Так, при типичном варианте (синдроме Каннера) это может проявляться как уровнем задержки умственного развития, так и умственной отсталостью. Единственная форма аутизма, при которой интеллект грубо не страдает, - синдром Аспергера. Такие дети не отстают в развитии от своих сверстников, они могут учиться в обычных школах, несмотря на имеющиеся особенности поведения, часть детей заканчивает и высшие учебные заведения, из них вырастают талантливые художники, музыканты, ученые.

Пик выраженности симптомов аутизма - дошкольный возраст. Поэтому примерно половина родителей замечает необычное поведение ребенка по достижении им 18 месяцев, а к 2 годам на отклонения обращают внимание уже 80 процентов родителей.

По мере взросления ребенка проявления аутизма частично компенсируются, сглаживаются. И во многом критерием отдаленного прогноза является уровень речевого и интеллектуального развития. И хотя аутизм излечить нельзя, с помощью хорошо отлаженной системы коррекции можно добиться положительной динамики и в более позднем возрасте. Но это возможно лишь при проведении комплексной терапии. И чем раньше она начнется, тем больше шансов у такого ребенка адаптироваться во взрослой жизни.

Вопрос об отграничении РДА от речевой патологии - сенсорной и моторной алалий, дизартрии - возникает в тех случаях, когда аутичный ребенок как будто не понимает речи окружающих, не выполняет словесных инструкций, часто не говорит или почти не говорит сам. Такие затруднения возникают обычно аутичными детьми I и IV групп.

Однако у детей с первичной речевой патологией сохранены невербальные коммуникации: жестовая речь; адекватная мимика; напряженный, пристальный взгляд в шею собеседника; возгласы, цель которых - привлечь внимание окружающих.

Изменение речи у детей с РДА весьма разнообразна, включают в себя нарушения различного генеза и разного патогенетического уровня:

    нарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физиологическая эхолалия, бедность запаса слов и др.);

    речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания Я в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;

    речевые нарушения кататонической природы (эхолалии, внутренняя речь затухающая, мутизм, скандирование, растянутое или ускоренное звукопроизношение, нарушения тональности, темпа, тембра речи и др.);

    психического регресса (появление речи довербального фонематического уровня);

    расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса(нарушения смысловой стороны речи в виде незавершенных, непоследовательных ассоциаций и др.);

Таковы особенности развития речи и речевых расстройств аутичных детей. При всем их разнообразии можно выделить четыре основные особенности:

    некоммуникативность речи;

    ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов, служащих взаимодействию с окружающим и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию;

    часто наличие своеобразной вербальной одаренности;

    мутизм или распад речи.

Речевые расстройства, будучи в значительной мере следствием нарушений общения, усугубляют затруднения в контакте с окружающим. поэтому работа по развитию речи должна начинаться как можно в более раннем возрасте.

Коррекционная работа на первых этапах (а при необходимости и в дальнейшем) проводится исключительно индивидуально, переход к групповым формам работы осуществляется постепенно, по мере формирования навыков коммуникации и социального поведения.

На всех этапах коррекционной работы сотрудники отделения ведут работу с семьей аутичного ребенка, организуют при необходимости процесс обучения и воспитания в домашних условиях.

Важным в педагогической работе является принцип визуализации. Аутизм сказывается на качестве общения. У этих детей часто наблюдается эхолалия - постоянное повторение слов. Оно не является бессмысленным. Это искаженное средство коммуникации. Для включения детей в общение могут быть использованы коммуникативные карточки, на которых есть рисунки, позволяющие выражать желания, мысли. Первоначально общение происходит при минимальной вербальной коммуникации, которая для аутичных детей слишком абстрактна и трудна в использовании.

В обучении учитывают, что дети с аутизмом отчаянно стремятся к коммуникации, но как сделать это, они не знают. Педагог исходит из того, что суть коммуникации не в словах.

Итак, коммуникация ведется не только на вербальном уровне, но и с использованием коммуникативных карточек с рисунками, символами.

Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.

Для каждого ребенка с аутизмом составляется индивидуальная программа стимулирования речевого развития с учетом его возможностей, а также его коммуникативного интереса. Каждое задание соответствует коммуникативным потребностям ребенка. Первые слова выражают желание ребенка, полезны и соответствуют уровню его развития. Методические приемы подбираются с учетом интересов ребенка, чтобы принести ему максимальное удовольствие. Так, одни дети с удовольствием поют, другие охотнее двигаются, третьи с интересом рассматривают картинки. Коммуникативная речь начинается лишь тогда, когда повторяемое слово понимается.

Начальный этап работы заключается в адаптации ребенка к новым условиям, привыкание к месту, под прикрытием фармакотерапии. Большое место отводим массажу кистей рук, кончиков пальцев рук и ног, предплечий, массажу лицевой мускулатуры, подъязычной, шейной области, стоп, со стимуляцией активных речевых точек. На фоне массажа движения пальцев становятся более четкими, дифференцированными, приближается к норме мышечный тонус кисти.

Далее обрабатывается наиважнейшая для аутистов реакция оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами, предполагаемыми врагом и захваченными рукой ребенка

Отрабатываем указательный жест. В процессе манипуляции с предметами, стремимся развить не только тактичное, но и мышечное, кинестетическое, зрительное, слуховое их восприятие.

Для отработки тактильных и эмоциональных контактов, развития осязания проводим ряд приемов типа поверхностных массажных пассов. Ребенка поглаживаем, прижимаем к себе, прикасаемся к его голове, телу, и, наоборот, учим ребенка осязать, касаясь его руками головы, плеч, рук взрослого. Все эти действия комментируем речью. После подобной подготовки у большинства детей восстанавливается ориентировка в себе и окружающем.

На следующем этапе проводим работу по воспитанию гнозиса и праксиса, необходимых в познании предметов, их форм, объема, окраски. Предметы обводим указательным пальцем ребенка, даем им словесную квалификацию. Постепенно ребенок с помощью указанных приемов, начинает опознавать и называть предметы (кубик, шар и т.п.). Закреплению образов предметов и памяти ребенка, для развития речи, способствуют занятия по рисованию, лепке.

Восстановление и развитие речи проводим последовательно. Вначале в манипуляции с игрушкой формируем тактильное восприятие, затем зрительное понимание предмета, после чего предмет определяем словесно и формируем соотнесение словесного определения с конкретным предметом. На следующем этапе добиваемся того, чтобы ребенок услышанное слово научился правильно произносить (воспроизводить). Для этого делим слово на слоги, многократно повторяем начальные, последние и ударные слоги, после чего сливаем их в необходимое слово. Обучаем умению спонтанно воспроизводить словесные штампы. У всех детей выявляется тенденция к повтору слов. словарный запас расширяем постепенно.

Для максимального увеличения понимания сокращаем и упрощаем форму языка - его грамматику. Этого добиваемся путем уменьшения длины фраз. Второстепенные слова опускаем.

Обучаем фразам с помощью, изображенных на картинках событий. Слова сочетаем с определенной ситуацией. Затем составляем целый рассказ по картинкам. Далее проводим занятия, состоящие из бесед на определенные темы, пересказа. Большое внимание уделяем логоритмике.

Очень осуществимым разделом работы является развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. С этой целью проводим голосовые, мимические упражнения, осуществляем постановку и автоматизацию звуков.

Детей пытаемся обучить навыкам разговора (социальному использованию речи), предлагая тематику интересную и важную для ребенка.

Последовательно переходим от индивидуального обучения к занятиям небольшими группами.

Основной принцип обучения заключается в постоянном проигрывании речевого общения по изучаемой теме на групповых занятиях с логопедом закреплении полученных знаний в игре с педагогом, психологом, дома с родителями.

По мере проведения занятий по развитию речи, речь детей становится все более понятной и коммуникативной.

К.С.Лебединская, О.С.Никольская, Е.Р.Боенская и др., считают, что работа по развитию речи должна проводиться с учетом варианта речевого развития детей с РДА и в более раннем возрасте.

Первый вариант представляет наибольшие трудности в коррекционной работе. У детей наиболее выражена отрешенность от внешнего мира, дети мутичны.

Существуют специальные приемы активации речи таких мутичных детей. Взрослый должен четко повторять слова, которые смазано произносит ребенок. необходимо использовать любую возможность соотнести произносимые слова с конкретным предметом. Несмотря на затруднения в преодолении мутизма, необходимо помнить, что такой ребенок понимает гораздо больше, чем может выразить. Поэтому важно объяснять ребенку смысл происходящего вокруг. Даже мутичные дети достигают успехов в формировании внутренней речи, которая является опорой для развития чтения и письма. В некоторых случаях письменная речь становится единственной формой контактов с окружающим миром.

Для второго варианта речевого развития при РДА характерна грубая задержка формирования речи: активный словарь ограничивается стереотипными словами и фразами. Побуждений к речи не возникает, речевая активность низкая.

Контакты с таким ребенком сначала возникают на доречевом уровне. Но уже в первых совместных эмоционально тонизирующих играх активируются речевые проявления детей.

Речевая активность легко стимулируется знакомыми стихами, песнями и сказками.

В работе необходимо использовать те объекты, к которым ребенок в настоящее время более всего привязан. В беседу непроизвольно вводятся новые слова и фразы.

При этом варианте речевых расстройств обучение чтению следует начинать еще до выхода ребенка на уровень спонтанной речевой активности. Это будет способствовать более быстрому формированию речи.

Речевое воспитание включает формирование диалогической речи и исправление нарушение звукопроизношения.

Специфика работы по развитии речи при третьем варианте этого нарушения иная. такие дети, казалось бы, не имеют речевых проблем: у них часто большой словарный запас, взрослая фраза, способность произносить длинные монологи. В монологах они стереотипно проигрывают свои фантазии, страхи, влечения. Когда же приходится поддержать диалог, они замолкают или отвечают односложно. В этом и состоят трудности речевого развития.

Работа по формированию диалога начинается с внимательного выслушивания взрослым монолога ребенка. Ребенок рад собеседнику и его монолог становится направленным на другого, то есть приобретает коммуникативную функцию. В дальнейшем разрабатываются игровые ситуации, связанные с жизнью ребенка - это способствует развитию диалогической речи.

При четвертом варианте речевого развития при РДА взаимодействие со взрослым развивается легче и быстрее, но требуется осторожность в стимуляции речевой деятельности. Лучше всего активизировать речь ребенка в процесс игры, повышающей психический тонус.

С исправлением нарушений звукопроизношения торопиться не следует, потому что накопление речевого опыта приводит к самопроизвольному устранению этих нарушений.

Необходимо много разговаривать с ребенком, объясняя ему происходящее вокруг, говорить новые слова. Вовлекать ребенка в обсуждение в обсуждение (а позже и составление), планов на предстоящий день.

Успех развития речи, и коррекционной работы в целом, во многом зависит от действий родителей аутичного ребенка. В их желании помочь своему ребенку социализироваться. Родителям необходимо использовать общение, как канал влияния на неконтактность и преодоление ее. Это как раз то эффективное средство, которое всегда в руках у семьи. Накопленный в мире опыт показывает, что использование этого средства приносит немалые результаты.

Коррекционная работа с детьми с аутизмом строится на основе плана, в структуре которого выделяются базовый, коррекционный и личностно-ориентированный компоненты.

процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:

    необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

    по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;

    учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;

    помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

С ростом числа детей с диагнозом расстройств аутистического спектра (РАС) также растет спрос на методы, которые помогают аутичным детям, и на специалистов, которые умеют пользоваться подобными инструментами. Главная цель помощи при аутизме – это развитие коммуникации, и общение с помощью картинок становится ведущим методом помощи детям с тяжелым аутимом

Для самообразования:

Р. Т. Августова: «Говори! Ты это можешь»

Инсульт – серьезное заболевание, опасное многими тяжелыми последствиями, которое, кроме того, может иметь летальный исход. Нарушение речи при инсульте – последствие, которое настигает 2 из 3 пострадавших в результате апоплексического удара.


Речевые расстройства бывают двух типов: дизартрия и афазия. Это не болезнь, а симптомы повреждения мозга. Дизартрия­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­–это состояние, при котором пациент понимает слова и разговор, но не может говорить внятно. Выделяют 4 степени дизартрии:

Афазия – это нарушение способности использовать или понимать слова. Обычно происходит, если инсульт затрагивает правую сторону тела.

Афазия может вызывать трудности:

  • в понимании слов;
  • в поиске подходящих слов, выражающих мысль;
  • в понимании устной речи;
  • в чтении или написании слов либо предложений.

Как правило, афазию можно разделить на четыре широкие категории:

Симптоматика заболевания

Инсульт представляет собой закупорку или разрыв кровеносных сосудов. Умение вовремя распознавать признаки инсульта дает возможность быстро действовать и избежать многих проблем, так как этот недуг ставит жизнь человека под угрозу. Важно не терять ни единой минуты, так как увеличивается риск повреждения головного мозга. После инсульта около двух миллионов клеток мозга умирают каждую минуту, если лечение не начато вовремя. Большему риску подвергаются пожилые люди, хотя это опустошительное заболевание может произойти в любом возрасте.

Так как инсульт – это болезнь мозга, часто сам человек не может понять, что с ним происходит. Нужна помощь «со стороны».

Вот несколько важных сигналов и признаков инсульта:


Причина возникновения инсульта

Наиболее распространенным является ишемический инсульт, который возникает в результате закупорки или сужения кровеносного сосуда. Геморрагический инсульт происходит из-за разрыва кровеносного сосуда в мозгу. Этот вид менее распространен, но имеет более серьезные последствия.

Факторы, которые провоцируют развитие инсульта:


Кроме того, причиной инсульта может быть гипертоническая болезнь, атеросклероз или аневризма сосудов головного мозга. Заболевание можно предупредить, уничтожив факторы, предрасполагающие к его развитию. Многие из них под силу изменить самому человеку, избавившись от вредных привычек, ведя здоровый образ жизни и правильно питаясь.

Почему при инсульте люди теряют способность разговаривать?

Мозг контролирует различные функции организма. Если возникает инсульт, и поток крови не может достичь области, которая контролирует определенную функцию организма, этот орган не будет корректно работать. Нарушение речи после инсульта происходит из-за повреждения речевых зон головного мозга: зоны Вернике и Брока.

Когда инсульт затрагивает часть мозга, которая контролирует мышцы, используемые для производства речи, речь может стать невнятной, что вызывает дизартрию. А если происходит повреждение части мозга, которая управляет языком, пострадавший может потерять способность говорить и понимать речь (афазия).

Время для восстановления речевой способности после инсульта зависит от степени и участка повреждения головного мозга, возраста пациента и от того, как быстро оказана первая медицинская помощь. Процесс длительный, так как необходима перестройка неповрежденных участков головного мозга на выполнение разговорных функций. Это занимает больше времени, нежели восстановление двигательных функций. Эффективность мероприятий по реабилитации наблюдается в течение первых 6 месяцев после перенесенного инсульта. В этот период можно добиться высоких результатов.

Инсульт, затрагивающий одну сторону головного мозга, приведет к неврологическим осложнениям на противоположной стороне тела. Парализация правой стороны тела говорит о том, что произошло левостороннее повреждение коры головного мозга. Так как участки головного мозга, отвечающие за речевые функции, находятся в левом полушарии, пациенты с таким нарушением имеют менее благоприятный прогноз. Более благоприятный прогноз имеют пациенты с левосторонним параличом.

В первые часы и дни после инсульта у человека может полностью пропасть речь. Терапию нужно начинать как можно раньше, после прихода пациента в сознание.

Терапия при нарушении речи

Возможно полное восстановление после нарушения речи. Речевая терапия является наиболее распространенным методом лечения недуга. Существуют различные специфические логопедические упражнения и методики.

Широко используется прочая терапия для людей, переживших инсульт, эффективность которой доказана:


Важно продолжать лечение в домашних условиях. Оно включает в себя:

  1. Игра в словесные игры.
  2. Написание поздравительных открыток, рецептов, списка покупок.
  3. Чтение и пение вслух.

В процессе общения с человеком, который перенес инсульт, необходимо быть терпеливым, оказывать поддержку и понимание.

Несколько советов общения с человеком после инсульта:


Народные методы восстановления речевых функций

После проведения лечения в условиях лечебных заведений, показано продолжение терапии в домашних условиях. В этом случае возможно применение средств народной медицины, но только после консультации с лечащим врачом. Среди наиболее распространенных средств народной медицины принято считать продукт нетрадиционной медицины природного происхождения мумие. Этот препарат, который выпускается в виде бальзама или таблеток, способствует регенерации и образованию клеток, формирующих ткани и органы, повышает эластичность сосудов. Предполагается несколько рецептов с применением мумие:


Также эффективно при речевых расстройствах применение ванн с эфирными маслами. Хвойные ванны способствуют расслаблению, нормализации психоэмоционального фона.

Массаж и упражнения для восстановления речи

Для восстановления речевых функций эффективно применяются специальные упражнения, суть которых состоит в тренировке речевых мышц.

Выполняется следующий комплекс тренировок:


Причиной нарушения речи после инсульта может также быть паралич мимических мышц. В этом случае будут эффективны физиотерапевтические процедуры, массаж и лечебная физкультура. Широко применяется иглорефлексотерапия, электромиостимуляция и т.д.

Использование лечебной физкультуры заключается в выполнении комплекса физических упражнений, дыхательной гимнастики, пассивных упражнений для разных групп мышц.

Регулярное проведение логопедического массажа помогает стимулировать все речевые зоны, что также благотворно влияет на процесс восстановления и нормализации речи после инсульта.

Инсульт – очень распространенное заболевание, которое имеет высокие показатели смертности в мире. Но зная причины и симптомы, можно его предотвратить или снизить уровень негативных последствий для человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.