Хоккейные тренировки для детей

Хоккей – одна из самых популярных игр в нашей стране, да и во всем мире. И не удивительно, ведь эта игра окружена особой атмосферой, в ней есть драйв, скорость, сильнейшая энергетика.

Детский хоккей с шайбой позволяет наилучшим образом раскрыть таланты и способности ребенка. Здесь каждый может проявить себя. Тренировки по хоккею для детей развивают силу, выносливость, координацию движений, быструю реакцию, стабилизируют ориентацию в пространстве. Также они учат работе в команде и взаимовыручке, приучают к порядку и дисциплине.

Детская секция хоккея в Москве в спортивном комплексе «Прометей»



Занятия хоккеем для детей в Москве проводятся в секциях спортивного комплекса «Прометей». Занятия проходят в группах и индивидуально под руководством профессиональных опытных тренеров. Программа тренировок разнообразна и динамична, составлена с учетом возраста и физических возможностей юных спортсменов.

В программу занятий включены мастер-классы с известными профессиональными хоккеистами, где они делятся опытом, мастерством и практикуются вместе с подрастающим поколением на льду. Такой опыт для любого новичка бесценен. Отдать ребенка в хоккей можно с 5 лет.

Тренировки по хоккею для детей в Москве

Тренировки в детской секции хоккея это:

  • Постановка правильной техники катания на хоккейных коньках.
  • Изучение техники владения главными хоккейными «инструментами»: клюшкой и шайбой.
  • Обучение различным хоккейным приемам: пас, бросок, дриблинг, подкат.
  • Практика игры в команде и изучение командных приемов и связок.
  • Физические нагрузки, тренировка скорости и выносливости.
  • Повторение и усовершенствование изученных навыков.

Детско-юношескому хоккею придается особое значение в нашей стране. В юном возрасте закладывается фундамент для будущего развития спортсмена. Опытные тренеры секции хоккея для детей продолжают традиции советских и российских прославленных специалистов и ведут занятия по грамотно составленной профессиональной методике. Такая подготовка детей с малого возраста позволит им в дальнейшем выйти на высокий профессиональный уровень и достигать успеха в большом спорте.

Тренировки маленьких спортсменов проходят на ледовой арене спорткомплекса Прометей, которая считается одной из лучших в Москве. Всегда гладкий, подготовленный лед правильной температуры обеспечит максимально легкое и быстрое скольжение.

Основные причины, чтобы записать ребенка на хоккей:

  1. Регулярные физические нагрузки укрепят здоровье ребенка и повысят иммунитет.
  2. Спорт укрепляет не только тело, но и дух; вселяет правильные ориентиры и жизненные принципы.
  3. Возможно, он надет здесь своё призвание или постоянное хобби.

С детства родители нередко предопределяют судьбу малыша, отдав его в подходящую секцию. Разумеется, всем хочется видеть своего ребенка частью одного большого и значимого спорта, поэтому выбор нередко падает на детский хоккей с шайбой. Однако в этом случае необходимо тщательно проанализировать ситуацию, ведь занятия хоккеем для детей – это довольно серьезное дело.

Стоит ли отдать ребенка в хоккей?

Сейчас найти хорошую секцию хоккея для детей без труда можно в практически любом городе. Однако вопрос зачастую стоит вовсе не в поисках хорошего детский тренера по хоккею, а в целом ряде особенностей этого вида спорта. Итак, рассмотрим все факторы, которые вы должны иметь в виду перед тем, как отдавать своего малыша в школу хоккея для детей:

  1. Симпатия ребенка . Даже если вся ваша семья является страстными болельщиками и фанатами хоккея, это еще не говорит о том, что ваш ребенок полюбит этот вид спорта. А без искренней заинтересованности не будет ни успехов, ни мотивации, и в итоге окажется, что вы зря мучили ребенка, насильно заставляя выполнять вашу мечту, в надежде на то, что однажды она станет и его желанием. Поэтому для начала узнайте отношение самого ребенка к этой идее.
  2. Финансовая сторона вопроса . Это один из очень важных факторов, который во многих случаях является решающим. Дело в том, что хоккей обходится родителям очень дорого: экипировка состоит из множества деталей, каждая из которых стоит немалых денег. Да и малыш быстро растет. Впрочем, есть способы сэкономить, но не слишком значительно.
  3. Интенсивные физические нагрузки . Хоккей требует регулярных тренировок, и после школы малыш будет вынужден почти все свое свободное время отдавать спорту. Если у него не слишком крепкое здоровье, и он вообще не отличается лишней энергичностью, лучше не рисковать. Такая занятость очень хорошо дисциплинирует, однако в какой-то степени лишает детства.
  4. Здоровье . Не забывайте о том, что нагрузки в детских спортивных школах по хоккею отнюдь не детские. Сначала занятия будут казаться излишне изнурительными, однако впоследствии ребенок привыкнет, а от постоянных тренировок на льду у него выработается иммунитет, и малыш забудет о том, что такое простудные заболевания.
  5. Круг общения . Дети-спортсмены часто не могут влиться в школьный коллектив, поскольку все время вне школы отдают спорту. С одной стороны, это может вызвать нежелание ходить в школу, с другой – у ребенка будут «правильные», спортивные друзья, у которых нет времени пробовать сигареты или выпивку после уроков.

Записать ребенка на хоккей стоит только в том случае, если и вы, и он осознанно относитесь ко всем этим элементам и ни один из них не выглядит слишком сложным. Набор детей в хоккей проходит с возраста 5-6 лет, поэтому если ребенку нравится сам спорт, то дальнейший выбор остается за вами.

Детский хоккей с шайбой: обмундирование

Все знают, какая у хоккеистов форма. Однако на деле, когда вы начинаете приобретать все для малыша, могут возникнуть вопросы. Знайте, вам точно нужны следующие предметы, входящие в состав детской формы для хоккея:

Список немаленький, и его нередко придется обновлять. Будьте готовы к этому, поскольку обычно ребята, которые увлекаются хоккеем, стараются продолжить заниматься любимым делом и во взрослом возрасте.

О состоянии

иперспективах развития

детско-юношеского хоккея

в Российской Федерации

Материалы к заседанию Комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения 23 ноября 2010г.

Москва 2010г.

1. Юридические и организационные основы развития детско-юношеского хоккея в России 3

2. Система подготовки и детско-юношеских спортивных соревнований 4

3. Квалификация тренеров и другого персонала, работающего с детско-юношескими хоккейными командами 6

4. Источники и структура финансирования детско-юношеского хоккея в России 7

5. Состояние материально-технической базы детско-юношеского хоккея и условия ее использования 7

6. Юниорские сборные 8

7. Проблемы детско-юношеского хоккея в РФ 8

8. Предложения в проект решения заседания 20

Сегодня в Российской Федерации по официальным данным IIHF насчитывается 50 980 детей и юношей, занимающихся хоккеем.

По общему количеству детей и юношей, занимающихся хоккеем, Россия находится на 3-м месте в мире после Канады (472 978 человек) и США (283 274 человек).

  1. Юридические и организационные основы развития детско-юношеского хоккея в России

Юридическими основаниями функционирования и развития детско-юношеского хоккея в России являются:

    Конституция Российской федерации.

    Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

    Положение Всероссийского соревнования «Первенство сборных команд Федеральных округов» в соответствующем сезоне. Утверждено ФХР.

    Положение Первенства России по хоккею среди клубных команд в соответствующем сезоне. Утверждено ФХР.

    Положение по статусу и переходам хоккеистов. Утверждаются Межрегиональными координационными советами (МКС) и региональными отделениями ФХР.

    Договор на обучение (Форма установлена Положением Первенства России по хоккею).

    Регламенты МКС, по проведению региональных и местных детско-юношеских спортивных соревнований.

    Регламент КХЛ.

    Регламент чемпионата МХЛ – открытого чемпионата России по хоккею среди молодёжных команд.

    Положения (регламенты) ИИХФ в части переходов игроков-юниоров.

    Положения (регламенты) НХЛ в части переходов игроков-юниоров.

Организационными основаниями функционирования и развития детско-юношеского хоккея в России являются:

    Общероссийская общественная организация «Федерация хоккея России» - единственный уполномоченный федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийским комитетом России, Международной федерацией хоккея на льду организатор чемпионатов, первенств, розыгрышей кубков и других официальных соревнований Российской Федерации и международных соревнований по хоккею, мероприятий по подготовке к участию в международных соревнованиях по хоккею и участию в них сборных команд Российской Федерации, в том числе и в сфере детско-юношеского хоккея.

    Межрегиональные координационные советы (МКС) ФХР – предусмотренные Уставом ФХР, созданные по решению Совета ФХР структуры для организационно-методического обеспечения вопросов взаимодействия соответствующих региональных отделений ФХР, организации и проведения соревнований межрегионального уровня, а также для решения других вопросов по тематике хоккея в соответствующих регионах Российской Федерации.

    Местные федерации хоккея.

    Клубы КХЛ, которые имеют в своей структуре детско-юношеские хоккейные школы.

  1. Система подготовки и детско-юношеских спортивных соревнований

Система подготовки детей и юношей в России состоит из массового спорта, системы спортивных школ и спорта высших достижений.

Массовый спорт представлен спортивными клубами и командами по месту жительства.

Система спортивных школ - ДЮСШ, СДЮШОР. Всего в настоящее время функционирует 187 хоккейных школ. Школы относятся к системе образования или спорта. Формы собственности: государственные, муниципальные, общественных организаций. Некоторые школы входят в структуру клубов КХЛ.

Система подготовки высшего спортивного мастерства в самые последние годы претерпевает существенные изменения, связанные с возникновением профессиональных хоккейных лиг – КХЛ, ВХЛ, МХЛ. Запущены рыночные механизмы для оценки подготовки игроков – драфт КХЛ, который должен стать объективным критерием для оценивания качества работы школ и тренеров.

Важной частью подготовки игроков высшего спортивного мастерства являются сборные команды, в которые должны привлекаться самые талантливые спортсмены, соответствующего возраста.

С созданием МХЛ значительно повысился статус молодежного хоккея, его качество, а также мотивация выпускников детско-юношеских школ по повышению своего мастерства, с тем, чтобы быть принятыми в составы клубов лиги.

МХЛ проводит большую работу по развитию детско-юношеского хоккея:

Организует турниры под эгидой МХЛ;

Осуществляет комплекс мер, направленных на профессиональную подготовку молодых хоккеистов, тренеров, судей, медицинского и административного персонала команд.

Разрабатывает и осуществляет программы развития молодёжного хоккея в России.

Повышает качество и объем информационно-пропагандистской работы, направленной на популяризацию молодежного хоккея;

Разрабатывает современную систему подготовки молодых игроков с учетом передового мирового опыта;

Разрабатывает единые минимумы стандартов подготовки молодых игроков в области тактико-технических действий и физической активности;

Обеспечивает систематическое предоставление тренерам юниорских сборных команд России информации о наиболее перспективных игроках лиги.

В настоящее время в РФ предусмотрена следующая система детско-юношеских спортивных соревнований:

    Всероссийское соревнование «Первенство сборных команд Федеральных округов».

    Первенство России по хоккею среди клубных команд.

    Региональные первенства и Кубки руководителей регионов.

    Первенства городов.

    Соревнования в рамках клуба «Золотая шайба».

    Участие сборных команд России в международных соревнованиях.

  1. Квалификация тренеров и другого персонала, работающего с детско-юношескими хоккейными командами

Подготовка тренеров и персонала осуществляется в системе спортивных ВУЗов и спортивных факультетов ВУЗов – всего 12 ВУЗов и около 70 спортивных факультетов.

При ведущих ВУЗах созданы Высшие школы тренеров по хоккею – всего 4 школы (Москва, С-Петербург, Омск, Челябинск).

Проводятся отдельные несистематизированные семинары, курсы и другие мероприятия по повышению профессионального уровня тренеров и персонала.

Несмотря на немалое количество учебных заведений в целом квалификация и уровень профессиональной подготовленности тренеров и другого персонала для детско-юношеского хоккея не соответствует современным международным стандартам. Многие тренеры не имеют профильного и педагогического образования, в том числе и профессиональные игроки, завершившие спортивную карьеру и перешедшие на тренерскую работу.

4. Источники и структура финансирования детско-юношеского хоккея в России

1. Официальными источниками финансирования являются:

Федеральный бюджет.

Бюджеты субъектов Российской Федерации;

Местные бюджеты;

Бюджет ФХР.

Бюджеты клубов КХЛ.

2. Неофициальным источником финансирования являются средства родителей.

5. Состояние материально-технической базы детско-юношеского хоккея и условия ее использования

В настоящее время в России имеется 316 крытых ледовых арен, многофункциональных физкультурно-оздоровительного комплексов, дворцов спорта. В том числе за период с 2005г. построено более 150 крытых ледовых арен, что свидетельствует о возросшем внимании Правительства, региональных властей к проблемам развития отечественного хоккея, а также об активной позиции ФХР в данном вопросе.

6. Юниорские сборные

В стране под эгидой ФХР созданы и функционируют юниорские сборные:

    U18 – сборная до 18 лет.

    U17 – сборная до 17 лет.

    U16 – сборная до 16 лет.

Все эти команды на регулярной основе принимают участие как во внутренних, так и в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира (U18).

На чемпионате мира 2010г. юниорская сборная до 18 лет заняла 4-е место.

Все юниорские сборные в последние годы регулярно уступают командам Канады, США, Швеции. Например, на недавнем турнире «Кубок вызова» сборная U18 (главный тренер Ю.Румянцев) не выиграла ни одной игры.

7. Проблемы детско-юношеского хоккея в РФ

Несмотря на то, что по общей численности детей и юношей, занимающихся хоккеем, Россия находится на 3-ем месте в мире, их доля на 1 млн. населения страны составляет 357 человек, в то время как в Канаде – 13 993 человека, в Финляндии – 7 286 человек, в Швеции – 4 456 человек, в Чехии – 3 094 человека, в Швейцарии – 1 804 человека, в США – 945 человек (по официальным данным IIHF).

То есть по показателю массовости занятий хоккеем на единицу населения страны Россия занимает последнее место среди ведущих хоккейных стран и при сохранении данной тенденции может потерять статус мировой хоккейной державы.

7.1. Юридические и организационные основы развития детско-юношеского хоккея в России

1. Договор на обучение (Форма установлена Положением Первенства России по хоккею. ФХР) предусматривает неравные условия для детей и их родителей по отношению к школе:

Родители не имеют возможности влиять на учебный и тренировочный процесс даже в случае нарушения прав родителей и детей, установленных действующим законодательством РФ, нарушения администрацией и тренерами действующего законодательства РФ, явной некомпетентности тренеров и т.п.;

Материальная ответственность предусматривается только со стороны родителей, школа не несёт никакой ответственности даже в случае неисполнения своих обязанностей и действующего законодательства РФ;

Предусматриваются необоснованные запретительные меры по переходу ребёнка для продолжения занятий в других школах, выступления за другие клубы;

Не установлен исчерпывающий перечень денежных выплат и других материальных затрат, которые должны нести родители за период обучения ребёнка в школе.

2. Положение по статусу и переходам хоккеистов предусматривает необоснованные выплаты при переходе ребёнка из одной школы (клуба) в другую - индивидуальные вступительные взносы и т.п.

Нормы Положения, регулирующие переходы хоккеистов, заключение первого контракта профессионального хоккеиста нуждаются в пересмотре и актуализации: например, условия перехода игроков, сумма базовой ставки при занесении хоккеиста в лист отказов.

3. ФХР как единственный уполномоченный организатор детско-юношеского хоккея не обеспечивает:

Требуемого охвата детско-юношеской аудитории и массовости занятий хоккеем;

Требуемого количества и уровня профессиональной подготовленности тренеров и персонала для детско-юношеского хоккея;

Требуемого уровня безопасности, медико-биологического и медицинского обеспечения детско-юношеского хоккея;

Требуемого количества и качества экипировки, инвентаря, оборудования и других видов материально-технического обеспечения детско-юношеского хоккея;

Требуемого количества спортивных сооружений для детско-юношеского хоккея;

Создание и функционирование иерархически выстроенной системы детско-юношеского хоккея, в которой при повышении уровня мастерства игрок мог бы беспрепятственно переходить в команду (лигу) на уровень выше.

4. МКС не оказывают помощи в поддержке и развитии детско-юношеского хоккея в подведомственных регионах, не способствуют привлечению необходимых финансовых и материальных ресурсов.

Детско-юношеский хоккей развивается только в тех регионах, где есть клубы КХЛ или руководители регионов уделяют внимание развитию хоккея.

Есть факты противодействия со стороны МКС региональным федерациям и инициативным группам в строительстве ледовых арен, организации региональных и местных детско-юношеских хоккейных лиг и проведении соревнований (МКС по Сибири и Дальнему востоку).

Имеются случаи переманивания сильных игроков из команды в команду только по указаниям руководства МКС с явным нарушением регламентов, без всяких компенсаций и судебных разбирательств.

По существу институт МКС не выполняет функции, возложенные на него Уставом ФХР, и нуждается в реорганизации.

7.2. Система подготовки и детско-юношеских спортивных соревнований

Система подготовки детей и юношей.

1. В детском и юношеском хоккее РФ возрастные группы сформированы по годам – в одну группу входят дети одного года рождения. В то же время мировая практика показала эффективность включения в одну группу детей двух соседних годов рождения: 5-6, 7-8 лет и т.д.

2. Массовый спорт. Бюджетное финансирование выделяется лишь на проведение соревнований «Золотая шайба», которые превратились в профанацию – на этих соревнованиях большую часть спортсменов, выступающих в финальных его этапах, представляют воспитанники спортивных школ, юридически не имеющие права участвовать в этих соревнованиях.

3. Система спортивных школ ДЮСШ, СДЮШОР (за исключением школ, принадлежащих клубам КХЛ) фактически не претерпела изменений с советских времён, её содержание не развивается в соответствии с требованиями времени и изменением качества хоккея. Основные проблемы спортивных школ:

Материально-техническая база: выделяемое бюджетное финансирование покрывает операционные расходы, но не позволяет совершенствовать материально-техническую базу.

Учебно-методическое обеспечение тренировочного процесса: при огромном опыте, накопленном в международном и отечественном хоккее, в России не создана система подготовки и повышения квалификации тренеров, система обеспечения методическими материалами.

Источники и объёмы финансирования спортивных школ различны по регионам России: это обусловливает разобщенность, существенные различия в качестве школ.

Соревновательная система детского хоккея направлена не на совершенствование каждого игрока, а на получение сиюминутного результата в турнирах.

1. Система соревнований не сбалансирована по уровню подготовленности команд. При достаточно большом количестве команд и игр в сезоне нет четкого разделения по силам команд, в результате – спортивная ценность более чем половины игр теряется. Например - зона Поволжье, где явно доминирующее положение занимает детская школа ХК Ак Барс. При этом у сильных команд теряется уровень мастерства, а у более слабых – мотивация к участию в соревновании.

2. Отсутствует общенациональная регламентация и методологическая база проведения соревнований. Каждый регион проводит чемпионат по своим правилам. В Москве, например, место команды в чемпионате определяется общешкольным зачетом, а не местом, занятым этой командой.

3. Общенациональный масштаб соревнований в последние годы существенно сокращён. В 2009 году первенство регионов (соревнование сборных команд Москвы, Центра, Северо-запада, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока) было проведено только по трем возрастам, также как и финальная часть клубного первенства. В 2010-2011 годах планируется дальнейшее сокращение.

4. Система соревнований не охватывает всех занимающихся хоккеем детей. Широко распространён субъективный, неспортивный подход администрации и тренеров при формировании команд для участия в соревнованиях. В результате даже способные дети лишаются возможности выступать на соревнованиях. Дети, по тем или иным причинам менее подготовленные, практически лишены соревновательной практики, а, следовательно, и возможности совершенствоваться.

5. Отсутствуют объективные и публичные критерии отбора игроков при формировании команд для участия в соревнованиях.

6. Система соревнований не учитывает географические масштабы России, значительную территориальную распределённость и удалённость населённых пунктов от сложившихся к настоящему времени в стране хоккейных центров: Москва, Ярославль, С-Петербург, Магнитогорск, Казань, Омск. Например, в крупнейшей для России зоне Сибирь и Дальний Восток в чемпионате России среди детей играет всего 10 команд. В то же время есть территории, с хорошими школами (например, Нерюнгри), которые технически (нет транспортной инфраструктуры) и финансово не могут принять участие в чемпионате. Явно назрела необходимость организации местной детско-юношеской хоккейной лиги для Иркутска, Улан-Удэ, Читы, Тынды, Нерюнгри и др. близлежащих населённых пунктов, однако МКС не поддерживает эту инициативу и препятствует её реализации.

7. Практически все соревнования предусматривают внесение клубами, командами целевых заявочных взносов и прочих выплат, которые формируются из средств родителей.

7.3. Квалификация тренеров и другого персонала, работающего с детско-юношескими хоккейными командами

1. Квалификация и уровень профессиональной подготовленности тренеров и другого персонала для детско-юношеского хоккея не соответствует современным международным стандартам;

2. Отсутствует система профессиональной подготовки и повышения квалификации тренеров и другого персонала от тренеров начального уровня до тренеров высшего спортивного мастерства;

3. Существующая в спортивных ВУЗах система подготовки тренеров и другого персонала для хоккейной отрасли не обеспечивает подготовку специалистов в требуемом количестве и с надлежащим уровнем профессиональной подготовленности.

4. Отсутствует система аттестации и лицензирования тренеров и другого персонала хоккейной отрасли.

6. Не сформирована система критериев для объективного оценивания качества работы и профессионального уровня тренеров и другого персонала хоккейной отрасли.

7. Существующая в настоящее время система мотивации тренеров и другого персонала не способствует повышению индивидуального мастерства игроков и качества хоккея в целом. Единственным реально действующим критерием оценивания уровня тренера детей и юношей сегодня являются победы в соревнованиях. В результате: необоснованно форсируется подготовка детей, крайне жесткая селекция уже в 6 -7 лет, уклон в специальную подготовку в ущерб общефизической, ранняя специализация игроков по амплуа, для достижения победы играют в две пятерки из наиболее способных детей, оказывается постоянное психологическое давление на детей и т.п. В результате - возникают проблемы со здоровьем, дети вынуждены рано заканчивать заниматься хоккеем.

8. Существует крайняя нехватка тренеров-специалистов по областям: тренер по отдельным амплуа игроков (особенно - вратарей), тренер по физической и функциональной подготовке, тренер по психологической подготовке, тренер по информационным технологиям.

9. Практически отсутствует квалификация, специалисты и какая бы то ни было работа в области психологической подготовки игроков и команд, создания здорового микроклимата в коллективе, условий получения детьми удовольствия от игры, выстраивания конструктивных взаимоотношений с родителями.

10. Низкий уровень подготовки судей. В детско-юношеском хоккее эта проблема даже острее чем во взрослом, т.к. здесь важно не только т.н. "качество судейства", но и соответствие его современным требованиям и тенденциям для правильной подготовки хоккеистов к игре на более высоком уровне.

7.4. Источники и структура финансирования детско-юношеского хоккея в России

В настоящее время финансирование из федерального, регионального, местного бюджетов и бюджета ФХР не обеспечивает в полной мере потребности детско-юношеского хоккея.

Основным источником финансирования детско-юношеских спортивных школ, входящих в структуру клубов КХЛ, являются бюджеты этих клубов. Благодаря этому в таких школах созданы нормальные условия для обучения и развития юных хоккеистов.

Для остальных школ, составляющих подавляющее большинство, основным источником финансирования являются средства родителей: участие в соревнованиях, экипировка и инвентарь игроков, содержание тренеров и персонала школ, тренировочные лагеря, дополнительные занятия (подкатки) и другие мероприятия.

Неэффективность системы финансирования и заявляемая официальная бесплатность детско-юношеских школ в рыночных условиях привели к возникновению полулегальных, криминальных финансовых потоков.

Неудовлетворительное качество тренировок в спортивных школах породило институт дополнительных занятий – т.н. «подкаток». Необходимые для развития спортсменов дополнительные индивидуальные занятия принимают зачастую коррупционную форму финансирования тренеров. При этом спортсмен лишён возможности выбора для дополнительных занятий того тренера, работа с которым наиболее полезна данному игроку, и вынужден заниматься у своего же тренера. Стоимость одного часа подкаток составляет от 1000 до 1500руб. По самым сдержанным оценкам только в Москве на подкатки родители тратят до 15 миллионов долларов США в год.

Дополнительные платежи тренерам команд - вторые по величине в этих финансовых потоках. Невысокая заработная плата детских тренеров зачастую становится поводом для поборов с родителей. От 10 до 12 миллионов долларов США в год тратится московскими родителями на эти цели, причем в эти цифры не включены сборы на нужды спортивных школ.

Третьими в данных потоках, идут платежи за предсезонную подготовку юных спортсменов. Тут переплетаются легальные и нелегальные формы. Легальной формой предпринимательства в хоккейной подготовке стали летние хоккейные лагеря, которые проводят тренеры и действующие игроки КХЛ, НХЛ. Смена, состоящая из 5 тренировочных дней, обходится родителям в $400 - 700 (включая питание и проживание). За лето родители тратят на дополнительные лагеря около 3 миллионов долларов США. Вторая форма – это плата за сборы, на которые вывозят свои команды школы. Здесь осваивается приблизительно такая же сумма - около 3 миллионов долларов США. В расчет не принимается сумма, вывозимая за рубеж – затраты родителей на оплату заграничных летних хоккейных лагерей и оплату участия команд в зарубежных турнирах.

Таким образом, только в Москве родителями юных спортсменов на дополнительную подготовку детей затрачивается более 30 миллионов долларов США в год, которые распределяются по коррупционным схемам и нелегальным каналам.

Такая ситуация противоречит политике государства в области финансирования образования, содержания, обеспечения и развития школ, проводимой в рамках реформы бюджетных учреждений, разработки и принятия Федерального закона «Об образовании».

7.5. Состояние материально-технической базы детско-юношеского хоккея и условия ее использования

1. Количество ледовых арен – важнейший фактор массовости и качества хоккея. В России на 1 млн. человек приходится 2.3 крытых ледовых арен, в то время как в Канаде - 73.2, в Финляндии - 46.2, в Швеции - 35.9, в Швейцарии – 20.5, в Чехии – 15.4, в США – 5.8 (по официальным данным IIHF).

ФХР, МКС, региональные органы власти, формально поддерживая строительство ледовых арен, главным образом заинтересованы в строительстве дорогостоящих (7 и более миллионов долларов США) многофункциональных арен и дворцов спорта. В то же время и в Северной Америке и в Европе имеется достаточно большое количество крытых ледовых арен стоимостью в переделах 1 - 3 млн. долларов США. Также и в России вместо 1 крупного дворца спорта за те же деньги и значительно оперативнее по срокам (7-8 месяцев) можно построить до 7 - крытых ледовых арен, ориентированных на детско-юношеский хоккей и повышение массовости хоккея в целом. Основная причина такого состояния – различные коррупционные схемы освоения выделяемого крупного финансирования на строительство больших дворцов спорта.

Например, стоимость строительства типового Многофункционального физкультурно-оздоровительного комплекса, рекомендуемого ФХР, составляет 220 млн. руб., а стоимость крытой ледовой арены, по проекту, рекомендуемому IIHF, составляет 107.5 млн. руб. (2.5 млн. Евро).

Кроме того, со стороны региональных органов власти и МКС имеются факты препятствия реализации проектов строительства недорогих ледовых арен для детско-юношеского хоккея, финансируемых местными инициативными группами за счёт личных, не бюджетных средств (г. Иркутск).

2. В школах, не входящих в структуру клубов КХЛ, материально-техническое, медицинское, медико-биологическое и антидопинговое обеспечение находятся на низком уровне. Медицинские обследования проводится формально, в основном со слов обследуемых. По данным причинам значительное количество детей имеют травмы, хронические заболевания, полученные на тренировках и соревнованиях, вынуждены рано заканчивать занятия хоккеем. Не исключены случаи употребления детьми запрещённых препаратов.

Экипировка, инвентарь нужного качества школами не обеспечивается, приобретаются за счёт средств родителей. Специальных тренажеров и оборудования для подготовки хоккеистов практически нет.

3. Информационно-технологическое обеспечение детско-юношеского хоккея в России, в том числе и сборных команд, полностью отсутствует.

7.6. Юниорские сборные

1. Отсутствует институт сборных команд страны (от юниорских до первой сборной), системная модель игры, ориентированная на подготовку игроков к выступлению за старшие сборные, устаревшие методики тренировочного процесса при подготовке к краткосрочным турнирам сборных команд. В результате – неготовность игроков к выступлению на старшем уровне, функциональная, психологическая, тактическая и стратегическая неготовность команд к ответственным турнирам.

2. Недостаточная профессиональная квалификация тренерских штабов сборных команд, слабая оснащённость современными методиками, информационными технологиями. В результате – недостаточное знание как команд соперников, так и своей команды для построения качественного тренировочного процесса и эффективного использования своих сильных сторон и слабых сторон соперника в процессе соревнований.

3. Серьёзное отставание в тактической, физической, функциональной и психологической подготовленности спортсменов. В последнее время наметились и негативные тенденции в техническом оснащении игроков, т.е. в том компоненте, в котором наша школа всегда превосходила все остальные мировые хоккейные школы. В результате российские юниоры отстают в понимании игры, не выдерживают современного уровня её интенсивности.

4. Отсутствие качественной селекционной работы на основе единой системы спортивных паспортов игроков, содержащей показатели, всесторонне характеризующие игрока. Отсутствие системы скаутинга в детско-юношеском хоккее.

5. Непрозрачная система отбора в сборные команды. Имеют место отбор игроков в сборные не по спортивному принципу, коррупционные схемы. В результате – слабые результаты выступления команд, проблемы с мотивацией игроков, проблемы с психологическим климатом в команде.

6. Недостаточное игровое время, которое получают юниоры в соревнованиях серьёзного уровня (МХЛ, международные юниорские турниры). В результате – недостаточная игровая практика на высоком, в том числе международном уровне.

7. Отсутствует прозрачность и гласность при назначении тренерского состава, формировании программ тренировок, отчётность о результатах выступлений.

8. Предложения в проект решения заседания

В целях повышения массовости и качества детско-юношеского хоккея, который является фундаментом всей отечественной хоккейной отрасли России, Континентальная хоккейная лига предлагает к реализации следующую систему мероприятий:

1. Разработать и принять на национальном уровне Программу развития хоккейной отрасли в Российской Федерации.

В рамках Программы создать:

Федеральный научно-образовательный центр для разработки единой идеологии и философии Российского хоккея, национального стиля игры, подготовки, аттестации и лицензирования тренерского состава, другого персонала и специалистов, работающих в хоккее, системного контроля за их профессиональной деятельностью.

Региональные центры хоккейной компетенции, работающие при научно-методической, консультационной и координационной поддержке Федерального центра.

Академии хоккейного мастерства на базе ведущих хоккейных школ, работающие при поддержке Федерального и региональных хоккейных центров и в сотрудничестве с государственной образовательной системой.

Систему информационно-технологического обеспечения отрасли - фундамент для реализации мероприятий Программы.

Реорганизовать институт МКС, как не справившийся с возложенными на него задачами.

Неотъемлемой частью Программы должны стать положения по развитию детско-юношеского хоккея.

2. Создать детские, юношеские и студенческие лиги, в результате чего в России будет создана вертикально интегрированная система хоккея полного цикла от детского - до уровня высшего спортивного мастерства.

Разработать приемлемые формы взаимодействия детских, юношеских и студенческих лиг с КХЛ, например:

Участие КХЛ в организации региональных и всероссийских детско-юношеских лиг и соревнований;

Участие КХЛ в аттестации, лицензировании детско-юношеских спортивных школ и учреждений;

Участие КХЛ в подготовке тренеров и персонала школ, предоставление со стороны КХЛ методических и информационных материалов;

Предоставление КХЛ и клубами лиги условий для проведения соревнований, тренировок, лагерей, поездок, проживания, обеспечение судейства, проведение мастер-классов;

Включение игроков детской, юношеской и студенческой лиг в систему скаутинга КХЛ;

Медицинское обследование и лечение в медицинских учреждениях, лицензированных КХЛ;

Включение детско-юношеского хоккея в систему антидопингового обеспечения КХЛ;

Предоставление клубам КХЛ льготных условий по драфту выпускников школ, входящих в структуру этих клубов;

Реализация социальных программ для популяризации, привлечения детей в хоккей, оказания им помощи, таких как:

- «МХЛ – детям»;

- «Выбери хоккей!» и других.

Основные регулярные и отборочные соревнования и мероприятия в рамках детско-юношеских лиг должны проводиться по регионам. Финальные стадии – в масштабах всей страны в городах, выбираемых на конкурной основе.

3. Создать систему профессиональной подготовки игроков.

3.1. Система подготовки хоккеистов всех возрастов должна базироваться на следующих основных принципах:

Единая идеология и философия Российского хоккея.

Учить хоккеистов тому, что необходимо в хоккее. Весь тренировочный процесс должен быть направлен на развитие тех качеств игрока, которые необходимы в игре.

Индивидуальный подход. Весь тренировочный процесс должен быть направлен на реализацию единой командной стратегии, но базироваться на индивидуальных тренировочных программах исходя из индивидуальных особенностей игрока, его физического, функционального и психологического состояния, роли и места в командной концепции.

Научно-обоснованный подход к построению тренировочного процесса: методики, упражнения, тесты, медицинский и антидопинговый контроль, информационные технологии и т.п.

Постепенное и последовательное развитие мастерства по мере взросления игрока. Развитие следующих компонент мастерства:

Индивидуальные: физическое, функциональное и психологическое состояние, техника, тактика и теория,

Командные: психология, тактика, взаимодействие в игре и стратегия.

3.2. Выделить в детском и юношеском хоккее следующие возрастные группы:

1. дети 5-6 лет;

2. дети 7-8 лет;

3. дети 9-10 лет;

4. дети 11-12 лет;

5. юноши 13-14 лет;

6. юноши 15-17 лет.

3.3. Разработать классификацию игроков по уровню подготовленности.

Например:

Уровень развлечения;

Уровень базовый;

1-й соревновательный уровень;

2-й соревновательный уровень (конкурентный);

3-й соревновательный уровень (высший);

3.4. Создать систему спортивных паспортов игроков на базе информационно-технологического пространства отрасли, в составе которой разработать систему показателей спортивного мастерства. Разработать публичную систему национального тестирования игроков. На основе этих систем проводить тестирование и оценку игроков, что позволит игрокам публично, открыто, по спортивному принципу переходить из команд низшего уровня в высшие. Актуализировать положения нормативных документов, регулирующие переходы хоккеистов, заключение

контрактов.

3.5. Создать институт сборных команд страны (от детских до первой сборной), системную модель игры, ориентированную на подготовку игроков к выступлению за старшие сборные, современные методики тренировочного процесса при подготовке к краткосрочным турнирам сборных команд. На основе систем тестирования, отбора и селекции формировать несколько сборных одной возрастной группы. Обеспечить участие всех сборных команд в международных турнирах.

3.6. Создать при Федеральном центре и региональных центрах компетенции действующие тренировочные центры, ледовые арены, залы, которые должны быть оснащены самым современным и передовым хоккейным оборудованием, тренажерами, инвентарём.

3.7. Проводить регулярные тренировочные лагеря и мастер-классы с участием лучших отечественных и зарубежных специалистов в различных аспектах хоккея. Основная задача лагерей и мастер-классов дать детям необходимый набор упражнений, видеоматериал этих упражнений, для правильного самостоятельного использования. Дать им те знания, которые они не могут получить в своей спортивной школе, и которые дадут им возможность совершенствовать свое хоккейное мастерство.

4. Создать систему профессиональной подготовки тренеров и другого персонала.

4.1. Начальная подготовка хоккейных тренеров для детей в возрасте 5 – 8 лет, только начавших заниматься, недавно участвующих в игре.

Создать постоянно действующие курсы (с приемлемой стоимостью обучения) для начальной подготовки хоккейных тренеров. Разработать руководства (типовые программы сезонной подготовки), методическую литературу, и другие материалы для тренеров начального уровня. Разработать системный перечень знаний, навыков и умений, которыми должен обладать тренер, прошедший начальную подготовку. Оценивать тренеров в соответствии с этим перечнем. Начальная подготовка хоккейных тренеров должна обеспечить передачу основных базовых знаний обучения хоккею, которая включала бы: набор упражнений, планирование тренировочных занятий, педагогические приемы взаимодействия с родителями, управления командой, видеоматериал, специализированную литературу.

4.2. Повышение квалификации тренеров для работы со всеми возрастными группами, участвующими в региональных, общероссийских и международных соревнованиях.

Создать постоянно действующую систему курсов и семинаров для тренеров хоккейных школ с целью повышения их квалификации, в том числе на базе спортивных ВУЗов и факультетов. Использовать дистанционные формы подготовки на базе информационно-технологического пространства отрасли. Разработать системный перечень знаний, навыков и умений, которыми должен обладать тренер повышенной квалификации. Оценивать тренеров в соответствии с этим перечнем. Создать систему аттестации тренеров. Семинары, видеоконференции должны проводить ведущие отечественные тренеры и специалисты. Проведение семинаров специалистами из смежных областей: психология, медицина, фармакология, техническая часть, информационные технологии. Подготовка тренеров в вопросах построения конструктивных взаимоотношений с родителями. Подготовка тренеров-специалистов по областям: тренер по отдельным амплуа игроков, тренер по физической и функциональной подготовке, тренер по психологической подготовке, тренер по информационным технологиям.

4.3. Подготовка тренеров высшего мастерства.

Создать постоянно действующие Высшие школы тренеров. Более полно использовать возможности спортивных ВУЗов и факультетов. Использовать дистанционные формы подготовки на базе информационно-технологического пространства отрасли. Разработать системный перечень знаний, навыков и умений, которыми должен обладать тренер высшего мастерства. Оценивать тренеров в соответствии с этим перечнем. Изучение тренерами современных методик тренировок, новых тренажеров и оборудования. Изучение современных информационно-технологических средств, используемых для повышения эффективности тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Приглашение для проведения занятий крупнейших мировых специалистов в области хоккея. Сотрудничество с разработчиками и производителями специализированных тренажеров, оборудования, комплексов по функциональной подготовке, диагностике и реабилитации. Совершенствование знаний по смежным областям: психология, медицина, фармакология, техническая часть, информационные технологии. Приглашение специалистов из других видов спорта для более качественной и всесторонней подготовки тренеров: акробатика, гимнастика, конькобежный спорт, фигурное катание т др. Создание системы аттестации тренеров. Совершенствование профессионализма тренеров-специалистов по областям: тренер по отдельным амплуа игроков, тренер по физической и функциональной подготовке, тренер по психологической подготовке, тренер по информационным технологиям. Повышение квалификации тренерского состава в зарубежных центрах подготовки. Стажировка российских тренеров в зарубежных клубах, включая клубы НХЛ.4.4. Исключить из функций тренера финансовые, организаторские, менеджерские функции. Эти функции должны выполнять менеджеры, администрация детско-юношеских спортивных учреждений и клубов. Тренер должен заниматься только тренировочным и соревновательным процессами. В этом случае будут устранены условия для незаконного получения тренерами денежных средств от родителей.

4.5. Создать публичные системы критериев оценивания профессионального уровня и рейтингов тренеров и другого персонала.

В систему критериев оценивания профессионального уровня тренера должны помимо побед входить и такие критерии как: количество игроков подготовленных для команд более высокого мастерства, сборных страны, количество разработанных методических материалов и индекс их цитируемости, оценки качества методических материалов коллегами, результаты национального тестирования игроков, подготовленных этими тренерами и другие. Для тренеров, работающих с детьми в возрасте от 5 до 10 лет, из показателей качества и профессионального уровня должны быть исключены победы и занятые в турнирах места.

На базе этих критериев должен формироваться рейтинг тренеров, на основании которого должна функционировать система оплаты труда и мотивации тренеров и другого персонала. Например:

Подбор и назначение тренеров и персонала в команды вышестоящего уровня должен осуществляться публично на основе рейтинга.

Тренеры и персонал в команды КХЛ и сборные страны должны назначаться публично из числа лиц, имеющих наивысший рейтинг.

Дополнительные платные занятия (подкатки) должны быть разрешены только тренерам с рейтингом не ниже установленного уровня. Тем самым, с одной стороны, повысится качество занятий, навыков и умений, получаемых детьми у высококвалифицированных тренеров, а с другой – повысится мотивация тренеров по совершенствованию своего профессионального мастерства.

4.6. Создать систему подготовки медицинского персонала для детско-юношеского хоккея.

4.7. Создать систему подготовки обеспечивающего (технического) персонала для детско-юношеского хоккея.

5. Создать систему повышения профессионального уровня судей детско-юношеского хоккея, снижения уровня грубости, оскорблений во время игры на основе опыта и при методическом руководстве Департамента судейства КХЛ. Создать прозрачную систему управления судейством и единую систему оценки качества работы судей. Создать систему аттестации и лицензирования судей. Система должна обеспечить соответствие международным стандартам качества судейства российских соревнований.

6. Создать систему скаутинга в детско-юношеском хоккее на базе опыта и при методическом руководстве Центрального скаутского бюро КХЛ. Разработать единую систему оценки и селекции игроков. Проводить селекционную работу на основе единой системы спортивных паспортов игроков, содержащих показатели, всесторонне характеризующие игрока, и единой системы оценки и селекции. Это позволит открыто, объективно, по спортивному принципу отбирать игроков для участия в соревнованиях, формировать сборные команды от региональных до национальных. Для тренеров это даст возможность построения программ развития игроков, учитывающих их индивидуальные сильные и слабые стороны. Скаутинг обеспечит поиск в России новых хоккейных талантов, сопровождение их, помощь в реализации заложенного природой потенциала.

Примером современного подхода к формированию и подготовке сборной команды является молодёжная сборная России (главный тренер В.Брагин). Сборная была сформирована на основе игроков МХЛ с использованием объективных показателей и информации Центрального скаутского бюро КХЛ. Как результат – победа на турнире «Subway Super Series», которая стала первой в рамках противостояния нашей сборной со сборными канадских лиг.

7. Создать систему безопасности, медицинского, медико-биологического и антидопингового обеспечения на всех этапах развития и становления спортсмена на базе опыта и при методическом руководстве Медицинского центра КХЛ. Включить детско-юношеский хоккей в сферу Электронного медицинского портала КХЛ. Система должна обеспечивать медицинское сопровождение спортсмена - тестировать и обследовать не только во время обязательных ежегодных диспансеризаций, а в течение всего сезона: до тренировок/соревнований, во время и после них. В результате по каждому спортсмену будут созданы базы актуальных данных по состоянию здоровья, физическому и функциональному состоянию, которые будут использоваться при планировании тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Система также должна охватывать вопросы психологического обеспечения и поддержки игроков, обеспечения здорового микроклимата в команде, создания условий для получения детьми удовольствия от игры.

8. Создать ассоциацию родителей юных хоккеистов, которая будет являться одним из участников хоккейной отрасли. Создать систему работы с родителями. В рамках этих мероприятий разработать методические материалы, проводить регулярные семинары для родителей, дни открытых дверей с присутствием родителей на тренировках. Система должна способствовать правильному развитию ребёнка, установлению конструктивных взаимоотношений родителей с местными федерациями, администрацией школы, тренером и другими родителями.

9. Основной акцент при строительстве крытых ледовых арен в регионах сделать на арены стоимостью в пределах 1 - 3 млн. долларов США. Это обеспечит экономию ресурсов и оперативное покрытие территории России необходимым количеством спортивных сооружений. Проводить работу по юридическому обеспечению, добиваться льготного налогообложения, недопущения административных препятствий с целью привлечения частного бизнеса и инвестирования частного капитала в строительство арен.

10. В сфере материально-технического обеспечения искать пути повышения качества отечественного оборудования, экипировки, инвентаря, проработать возможность выпуска хоккейной продукции под брендом КХЛ с целью обеспечения детско-юношеского хоккея. Проводить работу по юридическому обеспечению, добиваться льготного налогообложения, недопущения административных препятствий с целью привлечения частного бизнеса в сферу производства материально-технических ресурсов для хоккейной отрасли.

11. Создать систему информационно-технологического обеспечения детско-юношеского хоккея в России как составной элемент общеотраслевой системы. Система должна включать следующие компоненты:

Единое информационно-технологическое пространство.

Систему развития индивидуального технического и тактического мастерства, физического и психологического состояния игроков и профессионального уровня судей.

Информационно-технологическую систему анализа игр.

Систему управления тренировочным процессом и соревновательной деятельностью команд в различных условиях.

Систему информационной поддержки принятия решений.

Система обеспечит повышение эффективности функционирования и качества детско-юношеского хоккея на основе всестороннего информационного обеспечения всех участников.

12. Создать систему научных исследований в области детско-юношеского хоккея. Темы для научных исследований должны формироваться Федеральным научно-образовательным центром и региональными центрами компетенции, а исследования должны проводиться в системе научно-исследовательских, научно-производственных организаций и ВУЗов страны.

13. Развивать сотрудничество с зарубежными структурами детско-юношеского хоккея.

Разработать программы сотрудничества и укрепление партнерских отношений с зарубежными структурами на принципах взаимоуважения и обоюдной выгоды.

Активизировать рабочие контакты по всем аспектам детско-юношеского хоккея с IIHF.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.