Компенсация платы за детский сад в. Компенсация за непредоставление места в детском саду. Выплаты из местного бюджета

Уже несколько лет на всей территории России осуществляется выплата федеральной компенсации на родительскую оплату части детских дошкольных образовательных учреждений (детсадов). Регулирование правовой стороны данной процедуры базируется на Законе об образовании (в редакции 1992 года). В этой части компенсация за детский сад является строго регламентированной процедурой и достаточно эффективным инструментом.

Кому положена компенсация за детский сад

Существующее право на получение обратно определённой денежной суммы, из уплаченной родителями ребёнка суммы за посещение им детского сада.

Это право на положенную компенсацию реализуется в части того родителя, который подписывал договор с детским садом на оказании им дошкольных образовательных услуг, а также регулярно выполняет ежемесячные оплаты.

Таким человеком может быть и законный представитель ребенка.

Данная компенсация за детский сад в 2016 году нацелена на то, чтобы существенно снизить денежную нагрузку, в первую очередь на малоимущие и многодетные семьи, что, безусловно, является очень важной задачей.

Различные виды компенсационных выплат за детский сад

Все выплаты со стороны государства, как правило, имеют своей целью скомпенсировать родителям ребёнка только некоторую часть, совершаемой ими оплаты, величина которой полностью зависит от того, сколько детей в данный момент времени есть в семье.

Также имеет место быть и компенсация платы за детский сад дополнительного типа, распространяющаяся на питание. Выплата данной компенсации носит ежемесячный характер, а её реализация распространяется только на лиц, имеющих статус «чернобыльцы», то есть на лиц, которые пострадали при аварии ЧАЭС, и имеют все подтверждающие это факт документы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Некоторыми регионами России, по собственной инициативе, также реализована компенсация за место в детском саду родителям, детям которых не досталось место в детском саду. Напомним, что реализация возможности такой компенсации во всех регионах РФ была рассмотрена ещё в 2011 году в Госдуме, однако, не была принята. Иными словами компенсация за не предоставление детского сада в настоящее время не является обязательной на всей территории РФ.

Таким образом, родительская компенсация за детский сад может варьироваться в зависимости от региона, и нуждается в каждом конкретном случае в более точном уточнении на местном уровне.

Величина компенсаций, которую получают родители за детсад

Величина, которую может иметь компенсация родительской платы за детский сад, рассчитывается из той суммы, которую родители платят каждый месяц за ребёнка. Здесь также в обязательном порядке учитываются и льготы, которые могут быть у родителей.

Основным правилом при вычислении величины компенсации, на сегодняшний день является общее число детей (до 18 лет), проживающих в семье:

  • Если в семье один ребёнок - величина компенсации равна 20%;
  • Если в семье два ребёнка - величина компенсации равна 50%;
  • Если в семье трое или больше детей - величина компенсации равна 70%.

Правила оформления компенсационных выплат

Вся процедура по оформлению и выплатам, которую именуют компенсация части платы за детский сад, сегодня находится в компетенции российских субъектов, таким образом, любые вопросы по данной процедуре выполняют на уровне властей регионов.

Как начать процедуру

Для того чтобы запустить процедуру оформления документов для получения компенсаций за детский сад в 2016 году, необходимо начать сбор всех нужных для этого документов, а также сделать запрос (можно обратиться и непосредственно), к руководителю детсада.

Начисление

После того, как все формальности первого этапа будут соблюдены, специальный отдел, занимающийся формированием компенсаций (как правило, это краевой, областной или республиканский уровень) рассчитывает, а в дальнейшем и выплачивает возвратные средства. Перечисление данных денежных средств осуществляется на лицевой счёт, открытый родителями в любом из российских банков (в большинстве регионов, привязка выплат делается, как правило, к Сбербанку, либо крупным региональным банкам).

Случаи отмены выплат

Отметим, что на практике бывают случаи, когда происходит отмена компенсационных выплат или отказ в их получении, ещё на этапе проверки документов. Связано это бывает с тем, что проверяющие документацию органы, обнаруживают ложность представленных заявителями сведений. Отмена компенсации наступает и в случае, если ребёнок выбывает из детского садика.

Интересно, что согласно действующему закону, родители получают компенсацию за детский сад в 2016, в том числе, и за посещение их ребёнком детских садов частного типа.

Перечень необходимых документов в 2016 году

Момент наступления выплат по возврату денежных средств происходит, как уже было сказано выше, после того, как родители или законные представители ребёнка собрали весь перечень необходимых документов, а соответствующие органы установили его достоверность.

Перечень такой документации состоит из шести пунктов:

  • Заявление, написанное на имя руководителя детского сада, с информацией о том, что учреждение должно осуществлять компенсационные выплаты;
  • Ксерокопия документа удостоверяющего личность заявителя (первая страница, и страница с информацией о месте регистрации);
  • Ксерокопия свидетельства о рождении ребенка. В том случае, если у ребёнка есть законный представитель, следует предоставлять ксерокопии соответствующего договора, устанавливающего право опеки над ребёнком.
  • Справка о составе семьи (делается в местных органах власти, из подомовой книги);
  • Лицевой счёт из банка, оформленный на заявителя, на который в дальнейшем будут осуществляться выплаты (предоставляется копия счёта, заверенная банковской печатью).

Что необходимо знать о компенсациях и налогах с них?

Согласно последним изменениям, которые произошли в налоговом законодательстве, в части выплаты компенсаций за детский сад, появилась поправка, касающегося налога, которым ранее она облагалась. С начала 2015 года и по настоящее время НДФЛ, который на сегодняшний день равен 13%, более не распространяется на эту часть выплат, то есть не отбирает часть денег, возвращаемых родителям в качестве компенсации.

Новый порядок выплат компенсаций за детский сад (видео)

Не все семьи располагают временем и ресурсами для воспитания ребенка в домашних условиях, а как раз наоборот, в связи с чем многие дети уже после полутора лет начинают посещать детский сад, так как родителям нужно выходить на работу и изыскивать дополнительные средства для содержания крохи.

Однако мест в детских садах всем деткам не хватает, поэтому родителям и приходится решать вопрос по уходу за малышом с помощью бабушек и норм закона.

Кто имеет право на место в детском саду?

В соответствии со ст.43 Конституции РФ каждому жителю РФ гарантировано общедоступность дошкольного образования, причем с самого раннего возраста, ведь на основании ст.67 ФЗ №273 в детский сад можно устроить ребенка уже с 2-х месячного возраста, конечно, если данное правило закреплено в Уставе ДОУ, хотя многие детсады предпочитают принимать детей не ранее чем с двухлетнего возраста.

Также учитывая, что дети – это будущее государства, на законодательном уровне разработан порядок зачисления детей в ДОУ, утвержденный Приказом Министерства образования РФ №293, согласно которому все дети с момента рождения подлежат постановке на учет в управление образования по месту жительства с целью рационального распределения мест в детских садах.

В оговоренном Приказе сказано, что для начала дети всего лишь ставятся на учет, а при достижении положенного возраста и подачи заявления от родителей с просьбой предоставить место выдается направление в ДОУ, которое располагает свободным местом и находиться по месту жительства ребенка.

Конечно, учитывая нормы ст.6 ФЗ № 124, место в детском саду должны предоставлять всем, однако в первую очередь в списки дошкольников включаются льготники , в частности:

А вот остальным детям место в саду предоставляется только в том случае, если оно свободно, о чем сказано в п.7 Приказа № 293, да и то в течении года. Но если 2-х летний ребенок и может подождать еще год, то вот родители себе позволить такого не могут, ведь ребенка нужно кормить, а начиная с полуторалетнего возраста пособие по уходу за малышом уже не выплачивается.

Для тех же детей, которые все же зачислены в детский сад в качестве дополнительной социальной гарантии предусмотрена еще и компенсация оплаты за детский сад на основании ст.65 ФЗ №273, ведь плата за дошкольное образование может стать существенной статьей расхода в семейном бюджете, соответственно для родителей компенсация части расходов на государственном уровне и предоставляется.

Как правило, ранее дошкольное образование предоставлялось только на государственном уровне, сейчас же заниматься образовательной деятельностью могут и коммерческие учреждения, но только при наличии лицензии в соответствии со ст.12 ФЗ №99, а значит оплата за предоставленные услуги может варьироваться. Именно с этой целью и предусмотрена компенсация оплаты за присмотр за детьми и установлен размер оплаты за услуги, который в соответствии со ст.65 ФЗ №273 считается максимальным.

В частности, в Приказе № 862 установлен максимальный размер оплаты за детсад, а именно:

  • при сокращенном смене от 70 до 80 рублей для детей от 2-х месяцев до 7 лет;
  • при полной смене от 90 до 100 рублей для детей того же возраста.

На основании ст.65 ФЗ №273 на региональном уровне органы местного самоуправления вправе установить свой размер оплаты услуг образовательной организации в регионе, но не свыше максимально установленной государством. То есть более 100 рублей в день родители даже в частном садике не заплатят.

Также в соответствии с ч.5 ст.65 ФЗ №273 родителям либо законным представителям ребенка предоставляется еще и право на компенсацию части расходов по оплате образовательных услуг:

  • при наличии одного ребенка в размере 20%;
  • при наличии 2-х детей в размере 50%;
  • 70% при наличии 3-х детей и более.

И в оговоренной норме указано, что данная компенсация выплачивается всем родителям без исключения, однако на местном уровне органы самоуправления вправе установить дополнительные льготы по увеличению размера компенсации, то есть льготным категориям размер компенсации может быть увеличен за счет средств местных бюджетов, которые уже на месте могут определить более нуждающиеся семьи.

Также таким правом обладают отдельные отрасли , на балансе которых находятся образовательные учреждения. В частности, Приказом Министерства обороны РФ№ 862 установлен перечень дополнительных льгот для детей военнослужащих, а также определена льготная категория родителей, которые имеют право на компенсацию в 50% независимо от количества детей.

В частности, получат компенсацию в размере 50% родители:

  • инвалиды;
  • ликвидаторы ЧАЭС;
  • военнослужащие осуществляющие службу по призыву;
  • работники детсада.

Пакет документов

В ст.65 ФЗ №273 сказано, что компенсацию может получить только один из родителей который и заключил договор в Образовательным учреждением, предоставив следующий пакет документов :

Порядок оформления

Для оформления компенсации один из родителей подает вышеописанный пакет документов вместе с оригиналами, для того чтобы работники ДОУ удостоверились в подлинности предоставленных данных и заверили полученные копии печатью ДОУ.

Затем полученные документы от нескольких родителей оформляются списком, прилагаются к сопроводительному письму и направляются в Департамент образования и Управления социальной защиты. И ежеквартально Образовательное учреждение вносит коррективы, обновляет списки и отчитывается о перечисленных средствах в отношении всех лиц, получивших компенсацию.

Выплаты за отсутствие мест в детских садах

Однако не все дети могут быть приняты в детский сад несмотря на гарантии общедоступности образования, многим из них банально может не хватить мест, что собственно и происходит в настоящее время. И хотя законопроект о внесении изменений в ФЗ №273 о предоставлении компенсации родителям, которые вынуждены продлевать декретный отпуск виду отсутствия свободного места был создан еще в 2011 году, на федеральном уровне он утвержден так и не был. Хотя субъектам РФ было дано право установить данный вид компенсации на региональном уровне.

В частности, подобный вид компенсации был установлен во многих округах матерям, которые воспитывают детей от полутора лет до 6-ти лет в размере от 1000 рублей до 6000. Но по истечении нескольких лет и потраченной значительной суммы законодатели на местном уровне решили, что целесообразнее поднять возрастной ценз в садиках и не платить компенсацию, таким образом решив проблему отсутствия мест. Хотя в некоторых регионах РФ компенсация все же выплачивается и в настоящий момент.

Особенности в регионах

В частности, компенсация за отсутствие мест в детском саду в 2019 году выплачивается в следующих городах :

А вот в Ханты-Мансийском округе данная компенсация была отменена, как и в Кирове на пособие с 5 до 7 лет.

Учитывая экономическое положение регионов, для получения более точной информации о выплате компенсации в отдельно взятом регионе РФ родителям было бы целесообразнее обратиться с официальным письмом в Департамент образования региона, так как только на официально направленное письмо органы местного самоуправления обязаны ответить, причем предоставив достоверную информацию в течение 10 дней с момента получения письма в соответствии с законодательствам «Об обращении граждан».

Кому она положена

Как правило, при установлении данного вида компенсации, ее выплачивают родителям, которые имеют детей, поставленных на учет в управление образования и не получивших свободного места в детском саду. То есть как таковых льготных категорий не предусмотрено, учитывая, что льготники имеют первоочередное право на получение мест в ДОУ.

Но дело в том, что даже льготники в детских садах делятся на три категории, то есть те же дети инвалиды, сироты или опекаемые получат места в первую очередь, а вот дети матерей-одиночек либо неработающих студенток, из малообеспеченных и многодетных семей, и работников детсада будут относиться ко второй очереди.

И, соответственно, дети, старшие братья которых уже зачислены в данное Образовательное учреждение будут относиться к третьей очереди, не говоря уже о всех остальных детях, родители которых не принадлежат ни к какой льготной категории, кроме того, что являются родителями пребывающими в отпуске по уходу. То есть по сути, за компенсацией могут обращаться все родители, которым было официально отказано в связи с отсутствием свободных мест.

Перечень необходимых документов

Естественно просто так компенсацию не предоставят, нужно подтвердить свое право документально, а именно предоставив следующий пакет документов :

А также документы подтверждающие принадлежность к льготной категории при необходимости, допустим, удостоверение об инвалидности или документы о признании семьи малообеспеченной.

Порядок оформления

Для того, чтобы получить компенсацию для начала следует обратиться в Департамент образования с официальным письмом о наличии программы, в соответствии с которой предоставляется компенсация. Если программа работает, в тот же Департамент нужно подать вышеперечисленный пакет документов для получения компенсации. Однако если в выплате компенсации будет отказано, следует рассмотреть еще одни вариант.

В частности, на основании ст.6 ФЗ №124 место в детском саду должно быть предоставлено всем, и родители, как законные представители ребенка, имеют право сами выбрать Образовательное учреждение. То есть, если в Дошкольном учреждении по месту жительства свободных мест нет, родитель вправе обратиться на основании п.5 Приказа №293 с просьбой о предоставлении места в другом саду, но в том же населенном пункте. То есть возможно зачислить ребенка в другой сад временно до тех пор, пока по месту проживания не освободиться место для ребенка, а затем на основании заявления осуществить перевод.

Виды компенсаций

Как следует из вышеизложенного в настоящий момент для родителей дошкольников предусмотрены два вида компенсации :


На основании ст.65 ФЗ №273 компенсация за присмотр за крохой распространяется на всех родителей, также ее обязаны выплачивать все Образовательные учреждения независимо от формы собственности, то есть частные садики обязаны вернуть часть денег из родительской платы точно так же, как и государственные.

А вот условия выплаты компенсации за отсутствие свободных мест в Образовательных учреждениях предусматривает оплату данной компенсации только в отношении тех детей, которые были поставлены на учет и претендовали на место в ДОУ являющихся государственными или бюджетными учреждениями. Кстати, если родители сомневаются в правомерности отказа в свободном месте, они имеют полное право обратиться за правовой защитой в прокуратуру.

Возможные изменения и новости в данном вопросе

Конечно, образовательная система не совершенна, тем более в свете демографического взрыва после долгого спада, что собственно и спровоцировало настоящие проблемы отсутствия свободных мест.

Также разрабатывается законопроект под патронажем президента о возможности оказания образовательных услуг на дому, а также организации небольших групп дошкольного образования при школах, таким образом увеличив потенциальную возможность предоставить дошкольное образование большему количеству детей.

Хотелось бы отметить и еще одну льготу установленную на законодательном уровне, в частности компенсация полученная за детсад с 2016 года более не будет облагаться налогом, который ранее предусматривал 13% удержаний от всех полученных сумм. Конечно это небольшая сумма, тем более с 20% части родительской платы, но все же.

И несмотря на то, что законопроект о выплате компенсации при отсутствии свободных мест заморожен начиная с 2012 года и по состоянии на 2019 год его не планируют перерабатывать, субъекты РФ вправе сами установить и объем льгот, и категорию нуждающихся граждан, и размер компенсации, что многие и делают.

Порядок выплаты компенсации за детский сад рассмотрен в следующем видеосюжете:

Законодательство предусматривает ряд льгот, которые в значительной степени способны помочь нуждающимся категориям населения. Одной из подобных льгот является компенсация государством части средств, ушедших на оплату детсада. Она диктуется законом об образовании, который введен в 1992 году, и действует до настоящего момента.

Согласно его условиям, граждане могут рассчитывать на частичный возврат денежных средств, которые были потраченными родителями на детский сад для своего ребенка. Право на это получает в первую очередь то лицо, которое лично участвовало в оформлении договора с дошкольным обучающим заведением.

Ориентирована льгота на многодетные семьи. Она позволяет сэкономить приличную сумму за счет государственного участия при внесении платы на образования ребенка. Разберем все аспекты и нюансы детальней.

Суть льготы и ее разновидности

Льгота сама по себе представляет возмещение родительской платы, которую родитель либо опекун вносит за ребенка, чтобы дать тому возможность посещать дошкольное учреждение. Государство не выделяет деньги, когда оплачивается детский сад, оно возвращает часть суммы уже постфактум. Размер, в котором будет выдаваться компенсация, определяется общим количеством детей в данной семье.

Предусмотрена также некоторая добавочная компенсация. Она также имеет характер ежемесячных выплат. Полагается такая сумма родителям либо опекунам ребенка, если эти граждане получили статус «чернобыльцев», то есть пострадали вследствие происшествия на ЧАЭС либо входили в состав группы ликвидаторов этого происшествия.

Отдельные регионы РФ ввели практику, которую можно назвать «компенсация по причине непринятия ребенка в детский сад». Как ясно из названия, платы эти назначают родительской паре, ребенка которой детский сад не смог принять из-за отсутствия свободных мест. Такой вид льгот рассматривался чиновниками с целью введения на территории всей РФ. Однако он не получил одобрения большей части депутатов и был отброшен как нецелесообразный.

Размер компенсации

Любой гражданин, ребенок (либо дети) которого ходят в детский сад, является тем, кому положена подобная компенсация. Расчет части возвращаемой родительской платы осуществляется по нескольким критериям. Прежде всего, на размер возмещения влияет размер ежемесячного денежного довольствия лица, заключившего договор с дошкольным обучающим заведением. Вторым критерием, определяющим сумму возврата, является то, сколько у гражданина в семье несовершеннолетних детей. Вот, на что можно рассчитывать:

  1. Родительской паре, у которой лишь один ребенок, государство возместит только 20% платы, отданной за детский сад.
  2. Граждане с двумя детьми могут рассчитывать на возврат 50-процентной части уплаченной суммы.
  3. Родителей трех или большего числа детей ожидает компенсация уже в 70% от уплаченных денег.

Такие предусмотрены доли возврата. В каждом случае цифра будет индивидуальная. Рассмотрим нововведения.

Изменения на 2017 год в условиях компенсации

В прошлом 2016 году государственные деятели пересмотрели некоторые пункты, которые касаются данного возмещения. Изменения затронули в первую очередь вопросы налогов. Постановление официально начало действовать с первого дня 2017 года. Компенсация части родительской платы за детский сад в 2016 и 2017 году, согласно принятым поправкам, не будет подлежать налогообложению.

Напомним, до принятия данного закона, граждане, которым выдавалась компенсация, обязаны были вернуть государству 13% в качестве подоходной пошлины. Отныне данное возмещение не приравнивается к доходам, а потому не требует отчетности в налоговые структуры.

Алгоритм оформления

Как получить такую компенсацию? Мы можем привести лишь общий сценарий, согласно которому назначается компенсация родительской оплаты за детский сад. Дело в том, что этот пункт регулируется муниципалитетом, а, следовательно, в различных областях возможен разный алгоритм. Потому изложим наиболее распространенный.

Сначала родительской паре либо одному из них, заключавшему договор, требуется собрать необходимый пакет документации семьи. После нужно отправиться к руководству дошкольного учреждения с документами и заявлением о необходимости возмещения платы, написанным по соответствующей форме. После необходимых вычислений на счет физического лица начнет поступать компенсация. Это будут ежемесячные платы обещанной части отданных денег за детский сад от муниципальных властей. Уточнить все необходимое для оформления лучше в региональном представительстве.

Необходимые документы

Как было уже упомянуто, компенсация родительской платы требует сбора определенных бумаг. Список для регионов примерно один, потому нижеприведенный перечень будет актуален в любой из областей. Вот что потребуется:

  • заявление в детский сад, а конкретней, его руководителю о желании получать возмещение части платы;
  • копии паспортов родительской пары или опекунов либо только одного, но это должен быть тот, кто заключал договор с образовательным учреждением;
  • подтверждение места фактического проживания (документы собственности/арендный договор на жилплощадь);
  • свидетельство рождения ребенка (для родителей), договор на опекунство (для опекунов);
  • официальное подтверждение состава семьи;
  • реквизиты счета заявителя в банке;
  • бухгалтерская квитанция об оплате за детский сад.

Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.

Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена , а проблема остается катастрофически актуальной - прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.

Компенсация родительской платы за детский сад

По действующему федеральному российскому законодательству любая семья , которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение .

Как формируются цены на посещение детских образовательных учреждений

Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.

С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области - 40%.

В связи с этим 11 февраля 2015 года в Госдуму даже был внесен законопроект № 719641-6 , предлагающий ограничить размер ежегодного повышения родительской платы за посещение детьми ДОУ до уровня текущей инфляции в соответствии с официальными данными Росстата.

Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).

Закон о компенсационной выплате за детский сад

Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации ».

В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:

  • 20% от фактически внесенной суммы ежемесячной оплаты - на первого ребенка в семье;
  • 50% - на второго;
  • 70% - на третьего и следующих.

В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.

Например, ни в одном регионе не требуется , . А в компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере - 30%, на второго и последующих - 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.

Компенсации перечисляются на банковский счет (сберкнижку или карту) родителя , который внес оплату за детский сад, ежемесячно до определенной даты, установленной региональным законом. Невозможно внесение оплаты за детсад родителями с одновременным вычетом компенсации, то есть сначала надо заплатить (причем вовремя) полную сумму, а потом получить положенное возмещение.

Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:

  • количеству детей в семье до 18 или до 23 лет (последнее - при обучении ребенка на очном отделении);
  • фактической стоимости услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • установленным льготам на региональном и федеральном уровнях (например, в зависимости от дохода семьи, количества детей, их состояния здоровья и других обстоятельств).

Заявление на компенсацию оплаты детского сада

Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.

Образец заявление на возмещение оплаты за детсад

Заявление в общем случае содержит следующие данные:

  • название ДОУ, в которое обращается заявитель;
  • ФИО и место проживания родителя;
  • содержание заявления с просьбой предоставить частичную компенсацию родительской платы на ребенка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • обязательство сообщать обо всех существенных изменениях, которые влияют на право предоставления компенсации.

Заявление подается в образовательную организацию, в которую был принят ребенок, на имя его руководителя. После приема оно регистрируется в журнале лиц, обратившихся за компенсацией оплаты.

Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельства о рождении всех детей в семье (если оформление компенсации осуществляется на второго ребенка и последующих);
  • данные о номере счета в банке и реквизитах кредитной организации для перечисления денег (обычно указаны на титульном листе сберкнижки или по справке из банка о реквизитах счета).

Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.

Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:

  • заверяет копии документов, а оригиналы возвращает заявителю;
  • формирует и подает в уполномоченный орган (например, Департамент образования, соцзащиты и здравоохранения) списки заявителей на получение компенсации;
  • ежеквартально актуализирует эти списки и направляет в уполномоченный орган данные о фактически произведенной оплате родителями стоимости посещения ребенком детсада.

Выплаты компенсации за детский сад производятся исходя из средств, предусмотренных для этих целей региональными и местными бюджетами .

Пример расчета размера компенсационной выплаты за детсад

Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:

  • 682 руб. (20%) - на первого ребенка;
  • 1705 руб. (50%) - на второго 50%.

Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб. , что составляет 65% от исходной суммы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников , проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед . Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с , имеют такую возможность.

Вопрос о том, что делать с ребенком, если его не с кем оставлять дома, а места в детском саду нет и матери необходимо выходить на работу, на федеральном законодательном уровне до сих пор в должной мере не урегулирован и является очень болезненным для родителей.

Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5 , который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.

Проект федерального закона 556611-5

В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5 , который предусматривал изменения в закон «Об образовании» , действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 .

В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной - в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.

Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:

Социально полезный проект закона был отклонен по причине имеющихся в регионах огромных очередей в детские сады и потенциальной невозможности федерального бюджета справиться с возможным наплывом желающих на получение компенсации.

В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания . Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания» , где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.

Компенсация за отсутствие места в детском саду в регионах

На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована , устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности - возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.

В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:

  • в Липецке она предусмотрена для детей от 3 до 6 лет;
  • в Самаре, Кирове, Краснодаре - от 1.5 до 3 лет.

В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:

  • в Перми компенсация для детей 1.5-3 лет составляла 5295 руб., а в возрасте 3-6 лет - 4490 руб.;
  • в Самаре на первого ребенка компенсируют 1000 руб., второго - 1500 руб., третьего - 2000 руб.

С разными вариациями аналогичные пособия и компенсация устанавливаются также в Липецке, Ярославле, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, Смоленской области и других регионах.

Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует . Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.

Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке (разводе) родителей;
  • номер и реквизиты его счета в банке;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • справка из ДОУ о постановке ребенка на очередь и отсутствии мест;
  • приказ о предоставлении матери декретного отпуска с места работы (или трудовая книжка для неработающих);
  • справка о составе семьи;
  • медицинский полис матери и ребенка.

Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе - никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!

По отзывам родителей, подобного рода компенсации и пособия очень значимы для семей с детьми. Отсутствие федерального закона-регулятора, который сделал бы подобные выплаты обязательными для любого субъекта РФ, ставит родителей из разных регионов в очень неравное положение.

Оплата материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за ребенком

В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.