Где учат на ювелира? Образование, курсы, мастер-классы

Постепенно уходят в прошлое годы, когда пределом мечтаний было обучиться на безликих «менеджера» или «экономиста». Возвращается ценность профессионального обучения, в результате которого выпускник может создавать что-то новое своими руками. Профессия ювелира - как раз одна из таких специальностей, переживающих сегодня второе рождение.

«Ювелир сегодня - это ремесленник, который обладает художественными навыками и следует вкусу заказчиков, умеет выполнять операции по монтировке ювелирных изделий и закрепке вставок, а также сможет организовать собственную предпринимательскую деятельность» (цитата с сайта колледжа имени Фаберже).

Несомненным плюсом ювелирного образования являются широкие возможности развития в зависимости от личных способностей и склонностей. Те, кто любит возиться с металлами и камнями, могут получить среднее профессиональное образование и работать на одном из ювелирных предприятий. Если есть склонность к дизайну и образы новых украшений возникают в голове один за другим, можно выбрать обучение в ВУЗе на художника или дизайнера с ювелирным уклоном. Те, кто просто искренне любит все связанное с украшениями, но не готов лично придумывать модели или работать за станком, могут получить образование эксперта, оценщика украшений и просто работать в этой сфере. Например, стать руководителем, консультантом или товароведом в ювелирном салоне или ломбарде.

Отдельное «направление развития» предлагают геологические вузы - вы будете знать все о камнях и сможете работать геммологом. Ну а если вы уже выбрали себе профессию, и вовсе не ювелирную, то можно отвести душу, посещая ювелирные курсы или мастер-классы. Семья и близкие будут рады время от времени получать в подарок сделанную вашими руками подвеску или колечко.

Пройдемся по основным вариантам получения ювелирной специальности - от самых основательных (ВУЗы) до средних профессиональных (колледжи) и узкоспециализированных (курсы, мастер-классы).

В этой статье мы разместили основные, самые известные ювелирные школы, и привели примеры московских обучающих центров. Ситуация в сфере обучения сегодня меняется очень быстро, происходит слияние разных школ, изменяются привычные названия. Пишите нам, если мы что-то упустили или информация изменилась с момента нашей публикации - мы оперативно внесем изменения!

Профессия ювелир - где учиться? Профильные ВУЗы

Московский филиал Высшей школы народных искусств (бывший Институт традиционного прикладного искусства) - сокращенно Московский филиал ВШНИ (бывший ИТПИ)
Дата основания - 1938 год, это одно из старейших учебных заведений подобного профиля. Считается, что большинство ювелиров, работающих на Московских художественных предприятиях, оканчивали именно эту школу.
Московский филиал Высшей школы (сама школа расположена в Санкт-Петербурге) предлагает обучение по специальности «Ювелирное искусство» . ВУЗ готовит художников-ювелиров, владеющих всеми этапами выполнения ювелирного изделия от замысла до воплощения в материале. «Учебные задания включают натуральные и декоративные изображения природных мотивов, натюрморта, пейзажа, портрета, фигуры человека».
Срок обучения:
колледж (2г 10м) или институт (4г)
Адрес:
Москва, ул.Мусы Джалиля д. 14, корп. 2

Московская государственная художественно-промышленная академия имени Строганова (МГХПА)
Ювелиров в «Строгановке» готовят на кафедре художественной обработки металла , которая функционирует с 1945 года. За время учебы студенты знакомятся со огромным спектром применения худо­же­ствен­ного металла: юве­лир­ные изде­лия, меда­ли, куб­ки, мел­кая пла­стика, посуда и так далее. Студенты копируют музей­ные экс­по­наты, обу­ча­ются гра­фике, ком­по­зи­ции и тех­но­ло­гии. Практикуются в собственных мастер­ских ВУЗа: куз­неч­ной, литей­ной, гип­со­мо­дель­ной, галь­ва­ни­че­ской, юве­лир­ной, чекан­ной, эма­льер­ной, сле­сарно-инстру­мен­таль­ной.
Срок обучения: 6 лет
Адрес:

Национальный исследовательский технологический университет (НИТУ «МИСиС»)
Кафедра литейных технологий и художественной обработки материалов (ЭкоТех) готовит специалистов в области художественной обработки металлов (в том числе - литье ювелирных изделий). По итогам обучения на кафедре можно получить звание бакалавра по направлению «29.03.04 – «Технология художественной обработки материалов»

Московский государственный университет дизайна и технологий (МГТУДТ) (куда вошел текстильный институт им.Косыгина)
Институт искусств, кафедра «Искусство костюма и моды»: самое молодое направление в подготовке – «Художественное проектирование ювелирных изделий». По окончании университета выпускник получает диплом художника-стилиста по соответствующей специальности.

ТОЛЬЯТТИ: Школа Ювелирного Дизайна, Тольяттинский государственный университет
(«Школа Шароновых»)
UPD: по нашей информации (июнь 2016 г.), школа, возможно, приостановила свою работу.
Школа основана семейной парой ювелиров - Николаем и Галиной Шароновыми - 13 лет назад, и знаменита работами как основателей, так и выпускников. Школа Шароновых – это высшая школа на базе Тольяттинского госуниверситета, выпускающая ювелирных дизайнеров. На курсе учатся от 7 до 10 человек. Николай и Галина Шароновы, художники-ювелиры, члены международного союза дизайнеров и творческого союза художников России, доценты ТГУ в 1990 году Шароновы создали художественно-производственную фирму «Скань», занятой разработкой и изготовлением произведений декоративно – прикладного искусства.
Сайт: ссылка на специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в Институте изобразительного и декоративно-прикладного искусства Тольяттинского гос.университета

ВУЗы со «смежными» ювелирными специальностями

Учебных заведений, которые дают высшее образование по именно ювелирной специализации, не так много. Однако сегодня имеется достаточно много ВУЗов, где можно обучиться на дизайнера (пусть не ювелирного), и затем продолжить обучение по ювелирному профилю (либо наоборот, обучившись на ювелира в колледже или на курсах, продолжить обучение на дизайнерском поприще). Можно также получить высшее образование в другой области, связанной с ювелирным бизнесом:

МГУ, Геологический факультет, специализация по геммологии
Получить квалификацию геммолога (специалиста по драгоценным камням) на Геологическом факультете Московского Университета можно на разных уровнях высшего образования: бакалавриат, пятилетнее высшее образование, магистратура, аспирантура, докторантура.
Студенты-геммологи изучают все что связано с драгоценными камнями: общую геммологию, диагностику драгоценных камней, месторождения, оценку, поделочные камни, а также рынок драгоценных камней и ювелирных изделий.
Адрес: Москва, ГСП-1, Ленинские Горы, Главное Здание МГУ, или ул. Ялтинская, д. 11

Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе, Москва
В РГГУ на геологоразведочном факультете ведется обучение по специальности «Прикладная геология» (квалификация – горный инженер). Выпускники работают научными сотрудниками в научно-исследовательских лабораториях, экспертами в государственных минералогических музеях и Пробирной палате.
Срок обучения: 5 лет
Адрес: Москва ул. Миклухо-Маклая д.23

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Факультет экономики торговли и товароведения (ФЭТТ), кафедра товароведения и товарной экспертизы. Подготовка по специальности «Товароведение и экспертиза товаров », одна из специализаций – товаровед-эксперт непродовольственных товаров. В числе изучаемых дисциплин – «Товароведение и экспертиза ювелирных товаров», «Товароведение и экспертиза металлотоваров».
Срок обучения: 4 года
Адрес: г.Москва, Стремянный пер., 36

РОСТОВ-НА-ДОНУ: ДГТУ (Донской государственный технический университет)
В университете обучают по специальности «Технологии художественной обработки металлов»
Адрес: Ростов-на-Дону, Гагарина, 1

КРАСНОДАР: КГИК (Краснодарский государственный институт культуры)
- «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, художественный металл»

Школы ювелиров: колледжи и среднее профессиональное образование

В первую очередь представляют интерес профильные колледжи и училища - художественные и декоративно-прикладные. Большинство из них - это подразделения ВУЗов из первой группы:

Московский филиал Высшей школы народных искусств (бывший Институт традиционного прикладного искусства) - колледж (среднее проф.образование) - см. выше в разделе ВУЗов.

Красносельское училище художественной обработки металлов (КУХОМ) - филиал Московской академии им. С.Г. Строганова.
Осуществляет подготовку специалистов по программам среднего профессионального образования на очной форме обучения. В КУХОМ обучают на:
- дизайнера для ювелирной отрасли (срок обучения 3г 10м)
- художника народных художественных промыслов (срок обучения 2г 10м)
Адрес: Костромская обл.; пгт. Красное-на-Волге

Художественно-промышленный колледж им.Васнецова, Абрамцевский филиал Московской академии им. С.Г. Строганова.
Готовит художников декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, камню, металлу, кости, дизайн и так далее)
Срок обучения: 3г 10м
Адрес:

Колледж декоративно-прикладного искусства №36 имени Карла Фаберже, Москва
Колледж создан в 2005 году, и предлагает обучение по специальности «Ювелир» , а также «Инкрустатор » и «Дизайн в ювелирной промышленности» . Выпускники колледжа-профессиональные ювелиры становятся начальниками производственных участков, ведущими дизайнерами, художниками и технологами, владельцами собственного бизнеса. Выпускники колледжа по профессии «Ювелир» могут продолжить обучение в колледже по специальности «Дизайн в ювелирной промышленности», а так же в высших учебных заведениях.
Срок обучения: 3г 5м - на базе 9 классов, или 1г 10м на базе 11 классов
Адрес:

Первый московский образовательный комплекс, Москва
- создан в 2014 году на базе четырех московских колледжей: Технологического колледжа №14, Техникума художественных ремесел №59, Колледжа предпринимательства №15, Московского художественно-педагогического колледжа технологий и дизайна. Комплекс предлагает специальность «Ювелир » (а также, например, «Художник миниатюрной живописи» ). Правда, на сайте организации пока что невозможно прочитать подробнее о том, что входит в план обучения.
Адрес: Москва, ул.Тихомирова 10 к.1

Кроме профильных, ювелирному делу можно обучиться и в колледжах более универсальной направленности. Профессия ювелира в таких училищах представлена наряду с другими многочисленными полезными для «народного хозяйства» специальностями. Подобные средние профессиональные образовательные учреждения есть во многих городах. Приведем в пример несколько московских школ:

Колледж предпринимательства №11, Москва
В числе прочих специальностей, там обучают на «Огранщика алмазов в бриллианты» . Выпускники могут выполнять всю работу по огранке алмазов с применением современного оборудования и средств технологического оснащения. Имеются бюджетный и коммерческий варианты.
Адрес: Москва, ул.Смольная, д. 10а

Политехнический техникум №13 имени П.А.Овчинникова, Москва
В техникуме среди прочих специальностей заявлена «Ювелир – базовая подготовка» . По информации на сайте, обучение бесплатное, зачисление на обучение без экзаменов. Выпускники получают диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании с получением среднего общего образования.
Срок обучения: 3г 5м (на базе 9 классов) или 1г 10м на базе 11 классов.
Адрес: Москва город,улица Бибиревская, д. 6, корп. 1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: CГБПОУ «Художественно-профессиональный лицей Санкт-Петербурга имени Карла Фаберже»
- где обучат специальности «ювелир» на базе 9 или 11 классов.
Адрес: г. Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, д.4, к.2 (метро «Ладожская»)

ЕКАТЕРИНБУРГ: Уральский техникум «Рифей»
- поможет освоить ремесло ювелира. Обучение на базе 9 или 11 классов, квалификация - ювелир, огранщик.

Где еще учатся на ювелира? Курсы и мастер-классы

Если вам не нужен диплом о высшем или среднем профессиональном образовании, а нужны именно знания и навыки, наилучшим вариантом будет найти подходящие курсы или пройти мастер-класс. Услуги дополнительного обучения на ювелира предлагают как «титаны отрасли», о которых мы уже писали выше, так и разнообразные частные студии и ювелирные предприятия. Искать подходящие ювелирные курсы имеет смысл, размещая конкретные запросы в поисковой системе. Ну а мы просто даем примеры разных вариантов подобного обучения.

Британская высшая школа дизайна, Москва
- в 2015 году заявила новую программу, рассчитанную на 1 год - «Ювелирный дизайн. Базовый курс» . Курс рассчитан на формирование принципиально новой прослойки дизайнеров современных ювелирных изделий, которые понимают, что произведение ювелирного искусства далеко не всегда подразумевает использование драгоценных камней и металлов, но обязательно имеет уникальные идею и воплощение. Студентам надо заранее настроиться на довольно высокую стоимость обучения - 250тыс.рублей.
Британская школа недавно ввела также краткосрочный дизайнерский курс для ювелиров..
Адрес: Москва, Н. Сыромятническая ул., 10, стр. 3. Центр дизайна Artplay

Краткосрочные курсы при Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова (МГХПА)
Академия в числе прочих анонсирует 6-ти недельный курс «Ювелирное и эмальерное дело » для всех желающих. Его проводят при кафедре художественного металла, с выдачей сертификата МГХПА им.С.Г.Строганова или доку­мента о повы­ше­нии ква­ли­фи­ка­ции. Правда, стоит недешево - 45 тыс. рублей.
Адрес: Москва, Воло­ко­лам­ское шоссе, дом 9

Дополнительные курсы и мастер-классы от художественно-промышленного колледжа им.Васнецова (Абрамцевского филиала Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова).
Колледж предлагает различные профильные курсы, например, по перегородчатой эмали (описание).
Адрес: п.Хотьково Московской области

Обучение для взрослых (курсы) при колледже декоративно-прикладного искусства №36 имени Карла Фаберже
Колледж предлагает обширную программу разнообразных творческих курсов, в том числе ювелирной направленности («Ювелир-монтировщик/закрепщик» , «Художественное эмалирование ювелирных изделий» и прочие). По окончании обучения выдается Свидетельство (удостоверение) соответствующего образца или сертификат.
Адрес: Москва, ул. Шипиловская, д. 17/1, стр.2

Мастер-классы от колледжа декоративно-прикладного искусства №36 имени Карла Фаберже
Предлагается в том числе мастер-класс «Изготовление ювелирного изделия»
Адрес: Москва, ул. Шипиловская, д. 17/1, стр.2

Авторские курсы при Московском государственном текстильном университете имени А. Н. Косыгина
Краткосрочные курсы могут включать обучение различным техникам создания украшений, например изготовления украшений из кожи.
Адрес: Москва, ул. Садовническая, д. 33, стр. 1
Сайт: ipk-design.com/avtor_kursi/

Геммологический центр при геологическом факультете МГУ проводит краткосрочные курсы в рамках доп.образования. Программы: экспертиза драгоценных камней , экспертиза бриллиантов , оценка алмазного сырья , оценка ювелирных украшений . Обучение на курсах не требует предварительной подготовки. Разработанные программы актуальны и для практикующих специалистов и для тех, кто только планирует профессиональную деятельность в области геммологии.
Адрес: занятия проводятся в Главном Здании МГУ на Воробьевых горах - Москва, ГСП-1, Ленинские Горы

«Геммологическая академия» (ГемАкадемия, или «Международный центр геммологии и бизнеса») - предлагает набор краткосрочных курсов коммерческой направленности для специалистов ювелирного рынка (маркетинг в ювелирном бизнесе , инвестиции в драгоценные камни , практики ведения бизнеса , оценка бриллиантов , ювелирные бренды ). Опыт и знания Центра подкреплены тесными взаимосвязями с ГемЦентром МГУ им. Ломоносова.

Геммологические курсы, семинары и тренинги от аналитической лаборатории геммологического музея им.А.И.Вернадского (Москва)
Лаборатория при музее регулярно проводит мастер-классы «Как покупать драгоценности?», а также семинары о драгоценных камнях и ювелирному искусствоведению.

Получить неплохой объем знаний и эстетическое удовольствие от посещения музеев Кремля можно, поучаствовав в программе «Мир драгоценного камня». Программа анонсирована на сайте Московского Кремля. Она состоит из 8 посещений музея – занятий включающих лекционную часть по заданной теме и знакомство с коллекциями Оружейной палаты. На занятиях дается возможность не только познакомиться с профессиональным оборудованием (рефрактометром, микроскопом), но и самостоятельно попробовать произвести оценку того или иного минерала.

«Мастерская вольных ювелиров Артефакториум», Москва
Ювелирные курсы, мастер-классы и коворкинг - рабочие места для ювелиров.
Адрес: Москва, ул. Новый Арбат, д. 34, стр. 1

«Академия стекла» (Москва)
- творческая мастерская для тех, кто увлечен техникой лэмпворк и имеет амбиции стать профессионалом работы по стеклу. Проводит курсы, мастер-классы со знаменитыми специалистами по стеклу со всего мира, и выставки.
Адрес: г. Москва, ул. Балтийская д.11, м.Сокол

Школа современного ювелирного дизайна j-design.pro (Дмитрий Медведев, Москва)
- обучает трем направлениям: ювелирная композиция, 3D-моделирование, мастерство.
Адрес: Москва, Малый Строченовский переулок 40/11

Обучение 3D-моделированию (Захар Емельянчук, Москва)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Школа ювелирного мастерства (ШЮМ)
Школа осуществляет обучение специальностям: ювелир-монтировщик (мастерство ручного изготовления изделий), ювелир-закрепщик, эмальер, гравер, дизайн ювелирных украшений, геммология, 3D-моделирование, цепевязание, техника филиграни, моделирование из воска, а также проводит курсы повышения квалификации.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Школа ювелирного искусства «Образ и форма»
В 2000 г. на базе Фонда «ФОРМА» была создана школа ювелирного искусства «ОБРАЗ и ФОРМА». Целью фонда является воспитание нового поколения дизайнеров и стимулирование их творческого роста. Школа Ювелирного Искусства учит основам профессиональной творческой деятельности, большое внимание уделяет достижению высокого уровня владения навыками композиции, рисунка, живописи, графики и других художественных предметов.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Б.Пушкаревская, д. 46, ап. 18

Ювелирная студия «Росток» (Москва) проводит обучение навыкам ювелирного дела и разнообразные мастер-классы.

Школа ювелирного мастерства в Москве - авторская школа ювелира Владимира Успешина, проводит индивидуальное обучение и курсы. «Меня зовут Владимир. Более 20-ти лет я профессионально занимаюсь ювелирным делом и передаю свой опыт молодым мастерам.»

Список частных ювелирных курсов гораздо более обширен, чем указанные здесь компании.

Обучение ювелирному искусству за рубежом

В числе наиболее известных иностранных ювелирных школ обычно называют следующие:

Le Arti Orafe Jewellery School & Academy (Италия, Флоренция)
В школе вы можете пройти одно-, двух- или трехгодичные курсы.

L’Ecole Van Cleef & Arpels (Франция, Париж)

Fashion Institute of Technology (США, Нью-Йорк)
Знаменитый ВУЗ основан в 1944 году. В FIT вам предложат десятки самых разнообразных программ.

Instituto Europeo di Design - Университет дизайна (Испания, Милан).
Его оканчивали многие известные модельеры и дизайнеры. Отделение дизайна ювелирных изделий в Миланском университете ценится.

Центральный колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина (Central Saint Martins, Лондон). Один из старейших англоязычных университетов по дизайну в мире, а также первый подобный ВУЗ в Великобритании. Основан в 1854 году, расположен в городе Лондон.

Королевский колледж искусств (Royal College of Art, Лондон) - предлагает второе высшее образование для взрослых в области дизайна и искусств.

Подборка иностранных учебных заведений (ювелирный дизайн, мастерство)

Другие полезные ссылки на ювелирные курсы и школы

Школа ювелирного мастерства (ШЮМ), Санкт-Петербург

Инновационный ювелирный дизайн: повод задуматься

В российской практике дизайн ювелирного изделия зачастую воспринимается, как умение создавать нечто симпатичное и привлекательное. Выполняя заказы спускаемые отделом маркетинга, дизайнеры вынуждены играть вспомогательную роль художественно-эстетического характера.

Но, времена меняются.

И подтверждение тому - дискуссии, происходящие на семинаре и мастер- классе по проектированию коллекций на основе метода Ювелирной Бионики. Организатор мероприятия Международный Бизнес-центр «6 карат» собрал на одной площадке специалистов по дизайну ведущих российских ювелирных компаний.

В финале двухдневного мероприятия между участниками проекта было организовано обсуждение ситуации на ювелирном рынке. В формате «круглого стола» специалистам удалось не только обменяться опытом из недр своих компаний, но и обозначить актуальные проблемы ювелирного дизайна.

Стремление руководителей предприятий повысить профессиональный уровень дизайнеров свидетельствует о том, что и в России изменяется понимание данного творческого актива, пересматривается его эффективность для бизнеса в целом.

Возможности современного дизайна должны выходить за рамки декораторства и улучшения эстетических качеств изделия. Существование данной тенденции подтвердилось в ходе обмена мнениями: дизайн-команда «Алмаз-Холдинга» рассказала о регулярно проводимых в их компании лекциях, семинарах для художников и маркетологов. Подобный сквозной подход направлен на формирование одного языка общения для всей структуры бизнеса.

Сегодня, известный производитель должен ассоциироваться в сознании потребителя не с «заслуженным ветераном ювелирного рынка», а с компанией, которая предлагает адекватный современному обществу продукт.

С расширением отрасли технологическая конкуренция переходит в плоскость дизайна. Как грамотно использовать его инструменты для создания действительно инновационных изделий?

В ситуации, когда дизайн становится важнейшим стратегическим ресурсом ювелирного бизнеса, производителям необходимы новые решения.

Возможность получить новый инструментарий управления дизайн-стратегией представилась участникам семинара по Ювелирной Бионике.

Путь от замысла образа будущего изделия до его материализации должен проходить через сложную систему синтеза информации. При этом необходимо увязать воедино и неявно сформулированные требования к будущему ювелирному изделию. В результате вырабатывается подход, объединяющий дизайн и маркетинг.

Для структурирования всего процесса проектирования слушателям семинара была представлена специальная программа-матрица. Ее использование отнюдь не задает жестких рамок, а открывает более широкие возможности для успешного дизайн-управления.

«Важно грамотно подходить ко всем этапам проектирования, заключить творческий процесс в систему», - высказалась Елена Абрамова - молодой художник-модельер фирмы «Гея». Ценность информации о методе работе по данной программе-матрице отметила и уже опытный в ювелирном производстве, главный художник («Красная Пресня») Татьяна Яцук.

Помимо строгого структурирования метод предполагает «погружение» дизайнера в жизнь потребителя для понимания не только внешней формы изделия, но и эмоциональной составляющей. Исследование в данном случае проходит не на уровне искусственных ситуаций фокус-групп, а на основе результатов контекстного наблюдения потенциальной целевой аудитории.

Подобный подход смещает акценты в процессе проектирования, отделы маркетинга уже не «диктуют», что рисовать, а совместно с художниками вырабатывают дизайн-стратегию развития. В компании происходит общение на одном, совершенно новом языке, который объединяет межпрофессиональные компетенции. В этом случае применение сквозного метода гарантирует рост конкурентоспособного преимущества и успешное будущее предприятию.

Участник проекта - Инна Пригода (арт-директор компании «Петрозолото») оценила подобный подход к дизайну, отметила появление новых идей и подходов для работы с возглавляемой ею творческой группой.

Акцент на прошедшем семинаре был поставлен и непосредственно на проблеме формообразования ювелирных изделий.

А. Корытов продемонстрировал участникам механизм проектирования украшений на основе бионических принципов.

Бионика - прикладная наука, которая изучает принципы функционирования живых систем для переноса их в область инженерной практики, при помощи методов моделирования.

Дизайнеры промышленных объектов, архитекторы и модельеры активно используют бионику для создания инновационных форм и декоративных решений.

В ювелирном искусстве работа с природным источником до недавнего времени предполагала лишь копирование и стилизацию визуальных характеристик объекта: пластики, внешних форм, фактуры поверхностей, колористического решения.

Предложенный А. Корытовым метод Ювелирной Бионики основан на многогранном исследовании биологических структур.

Основная задача дизайнера - спроецировать в ювелирное изделие морфологию природного объекта: принципы организации, свойства, функциональные возможности. При этом эстетическая и техническая составляющие находятся в тесной взаимосвязи и с эргономикой изделия (создание комфортной предметно-пространственной среда для жизнедеятельности человека), что и характеризует специфику дизайнерской деятельности в целом.

В результате в ювелирном проектировании возникают инновации вдохновленные природой: биоморфные криволинейные формы, сложные конструкции и оболочки, самоподобные фрактальные решения.

Помимо этого, Ювелирная Бионика способна задействовать дополнительную характеристику восприятия объекта - эмоциональную. Тактильные ассоциации украшения, например, со струящимися водяными ручейками, капельками росы или искрящимися на солнце льдинками способны вызвать неожиданные положительные эмоции у потребителя.

Ювелирная Бионика, способствуя появлению эстетически полноценных ювелирных изделий, научно обосновывает законы гармонии, переведя их из сферы субъективных оценок в сферу объективного понимания.

В сформированных на мастер-классах группах участникам удалось проработать концепции проектов, и предложить готовые эскизы моделей выполненные, в том числе по методу бионического формообразования. Интерес, который вызвал данный этап семинара, продемонстрировал стремление дизайнеров совершенствоваться и развиваться. Новый виток развития ювелирной отрасли диктует необходимость в высококвалифицированных кадрах, умеющих работать на стыке нескольких дисциплин, структурировать информацию и проектировать на ее основе новые креативные решения.

Искусство проектирования ювелирных изделий вдохновляется многими эмоциями: стремлением к красоте, потребностью в признании, стремлением произвести впечатление или продемонстрировать приверженность. О необходимости выразить почтение, лояльность или память создатели ювелирных изделий мечтали с давних времени.

Ремесленники-ювелиры создавали духовные и религиозные символы для отражения веры. Они разрабатывали украшения как символы супружества и верности на всю жизнь, а также как украшения-символы, олицетворяющие преданность семье или организации. создавали с целью увековечить память о потере близких и, конечно же, как символ чистой красоты ювелирного изделия.

Поэтому разумно предположить, что любая дискуссия о разработке ювелирных изделий должна начинаться с источников вдохновения. Существует несколько мотивов, которые могут вдохновить создателя ювелирных украшений. Первичные стимулы для него включают концентрацию на желаниях и потребностях предполагаемых пользователей. Затем исходят из тенденций рынка и моды, учитывают современные популярные темы. А еще – свободный порыв вдохновения, собственные мечты ювелира, возможности материала и драгоценных камней, диктующие направление дизайна.

Короче говоря, ювелир либо должен думать о человеке, который будет наслаждаться ювелирным изделием, о его образе жизни и потребностях либо исходить из особенностей имеющихся драгоценного камня или материала, из возможностей максимально выявить их красоту. В конце концов, мы либо создаем ювелирные изделия в расчете на конкретные слои населения с определенным чувством стиля, либо проектируем украшения, чтобы подчеркнуть особенности конкретных материалов.

Проектирование в ювелирном деле

С точки зрения пуриста, в проектировании ювелирных изделий было бы прекрасно, если бы была возможность сконцентрировать свое воображение в любом желательном направлении и беспрепятственно воплотить всё, что придет в голову.

В действительности драгоценные камни и металлы требуют несколько большего. При проектировании ювелирных украшений нужно выполнить пожелания заказчика. Должен быть учтен широкий спектр аспектов, начиная от цвета и стиля и до стоимости материалов. Именно ювелир знает ограничения ювелирного производства, возможности тех, кто в нем задействован.

После определения темы, ценности и целевого пользователя художник может работать в разумных границах и раскрыть талант и чувства, которыми он обладает. При заданной теме и рациональных параметрах материалов можно уверенно запроектировать ювелирное изделие и отразить конкретные настроение или эмоции.

Одни дизайнеры делают это с подробной цветовой проработкой, в то время как другие создают упрощенный, первичный эскиз для демонстрации заказчику. Многие современные ювелиры выполняют полную компьютерную визуализацию с помощью автоматизированного ювелирного дизайна, а некоторые просто работают, держа зрительный образ в голове. Независимо от метода, первичный образ непрерывно развивается на протяжении всего процесса создания изделия. Кажется, что тонкие нюансы неизбежны, как только начинается изготовление украшения. Представляется почти невозможным для ювелиров при создании ювелирного изделия учесть все технические вопросы, которые могут возникнуть при изготовлении ювелирного изделия и установке драгоценного камня. В зависимости от целесообразности или эстетических потребностей изменения продолжаются в течение всего процесса создания шедевра мастером.

Работа с ювелирными камнями

При создании украшений с ювелирными камнями определяющим является сам камень. В большинстве случаев процесс концентрируется вокруг драгоценного камня в силу его исключительной редкости, уникального характера или нестандартных формы либо размера.

В случае редких драгоценных камней ювелиры делают упор на особенности камня. Обычно целью является простота, чтобы привлечь внимание к самому камню. Возможно использование элементов стиля и симметричных решений, однако главное, чтобы редкий драгоценный камень был самым важным элементом изделия.

Когда используются необычные камни или асимметричной формы, процесс проектирования становится несколько менее ограниченным. Свободная, живая форма камня нередко диктует стиль. Часто форма или размер камня предопределяют, станут ли его носить в кольце, на шее, запястье либо как брошь. Большинство ювелиров считают, что драгоценные камни произвольной формы диктуют форму украшения, а художник придает ему настроение. В вы можете воплотить в жизнь любое ювелирное украшение.

Севрюкова Надежда Владимировна

Член Союза художников России, декан факультета «Художественный металл» Института традиционного прикладного искусства – московского филиала Высшей школы народных искусств (института)

Аннотация:

Использование иллюстративного материала из книг, альбомов, каталогов – необходимое условие для успешной проектной работы художника. В проектной деятельности художник – ювелир использует разнообразные иллюстрированные книги: исторические, археологические, архитектурные, зоологические, ботанические и т. д. Также источником вдохновения могут быть фотоальбомы музейных собраний, торговые каталоги ювелирных фирм, фотоальбомы флоры и фауны, технические схемы, альбомы авто- и мото – любителей, географические карты и т. д.

В профессиональном образовании ювелира умение работать с иллюстративным материалом: книгами по разным видам изобразительного искусства, альбомами произведений декоративно-прикладного искусства, проспектами выставок, каталогами с художественными фотографиями - это краеугольный камень, фундамент успешной проектной деятельности.
Использование большого количества книг, умение выделить из многообразной информации суть, которая станет основой для воплощения проектной деятельности – залог успешной творческой работы у начинающего художника- ювелира. Способность на основе компиляции разнообразного материала и его трансформации создать свою оригинальную композицию также необходимо развивать у студентов в процессе обучения проектированию.
Будущий художник-ювелир учится тонко воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира, отражать воспринятое в творческих работах с учетом технологии ювелирного дела сначала в проектах, а затем при выполнении изделия в материале. Для воплощения проектов в металле художники-ювелиры освоили различные виды формообразующих техник: ковка, литье, монтировка, филигрань. Учебные задания построены так, чтобы за время обучения студенты освоили как можно больше композиционных приемов, нашли свой авторский стиль в проектировании.
В проектной деятельности художник – ювелир использует разнообразные иллюстрированные книги: исторические, археологические, архитектурные, зоологические, ботанические и т. д. Также источником вдохновения могут быть фотоальбомы музейных собраний, торговые каталоги ювелирных фирм, фотоальбомы флоры и фауны, технические схемы, альбомы авто- и мото – любителей, географические карты и т. д. Как студенту разобраться в этом многообразии изобразительной информации, не запутаться и выбрать именно то единственное, что ляжет в основу нового проекта ювелирного изделия?
Рассмотрим основные источники иллюстративного материала:
Каталоги современных ювелирных фирм. Для анализа современных тенденций моды в ювелирном деле каталоги полезно не просто пролистывать, но и выполнить графические зарисовки и копии изображенных там изделий. Так приемы декорирования, приемы композиционного построения ювелирных изделий запоминаются надолго и лучше всего. Новые технологии в современном ювелирном деле чаще всего разрабатывают и применяют фирмы из Европы (Италия, Германия), а также из стран Востока (Китай, Корея, Индия). В то же время наличие ювелирного украшения в глянцевом каталоге не всегда является признаком высокого художественного уровня этого украшения. Нередко встречаются каталоги с великолепным полиграфическим исполнением, но со спорными в художественном плане изделиями. Только изучение и хорошее знание истории искусства, истории ювелирного искусства, развитие эстетического вкуса позволяет объективно оценить художественные достоинства (или недостатки) ювелирных изделий.
Торговые каталоги. Ювелирные изделия массового производства встречаются в основном в торговых каталогах. В таких каталогах ювелирных изделий, выполненных в техники литья или штампованных намного больше, чем выполненных вручную эксклюзивных украшений. Упрощение и удешевление технологических приемов для массового выпуска ювелирных изделий ведет к упрощению формы и конструкции, к неинтересному, невыразительному силуэту. Формы и декор ювелирных изделий массового производства часто бывают маловыразительными. Но и в торговых каталогах иногда можно встретить изделия, которые способствуют активизации творческой мысли у студентов.
Каталоги антикварных салонов, торговых домов («Кристи», «Сотсби» и др.), интересны, прежде всего, разнообразием географии тех мест, откуда поступили ювелирные изделия. Выполненные в разных странах, они отражают этнографические, местные особенности подхода к дизайну металла, как основного материала для ювелирных изделий, технологические и художественные приемы его декорирования. При работе с такими изданиями можно уделить внимание использованию драгоценных камней в ювелирных украшениях.
Журналы по ювелирному делу, такие как «Ювелирный мир», «Платинум», «Антикварное обозрение», «Русский ювелир», «Ювелирная Россия» и т. д., отражают современное состояние ювелирной отрасли в России и во всем мире. Выполнение студентами зарисовок ювелирных изделий, опубликованных в этих журналах, дает представление об основных тенденциях в творчестве художников-профессионалов, их экспериментальных поисках в области формы, в деле использования новых материалов и разнообразие технологических приемов, а также раскрывают устойчивые традиции в работах народных мастеров. Иллюстративный материал позволяет акцентировать внимание студентов на характерных чертах ювелирных украшений для повседневной жизни и роскошных украшений для торжественных случаев.
Альбомы традиционных народных промыслов России. Искусство народных промыслов является частью национального достояния, сохранить и умножить которое входит в миссию будущих художников-ювелиров. Причастность к этому студенты должны ощутить и прочувствовать уже в пору ученичества.
В народных художественных промыслах России при изготовлении ювелирных изделий применяются разнообразные технологические приемы художественной обработки металлов. Расписные эмали Ростова Великого и Сольвычегодска, Усольские эмали по литью, эмали фабрики Поповых в Великом Устюге, черневое искусство аула Кубачи, филигрань Красного села и Мстеры - эти произведения можно рассматривать, наслаждаться их красотой, тонкостью работы, удивляться композиционным приемам построения. Во всех этих изделиях присутствует растительный орнамент, удивительный по своей красоте, простоте читаемости форм, декоративности, стилизации. Особое внимание студентов обращается на взаимосвязь техники выполнения в металле и на композиционное решение растительного орнамента в ювелирном искусстве
Студенты могут выполнить зарисовки – наброски украшений или ювелирных изделий: шкатулок, коробочек, ароматников и т. д. Зарисовки ювелирных изделий народных художественных промыслов дают материал для дальнейшей творческой работы. Шедевры русских ювелиров традиционных промыслов России - великолепный материал для учебной работы, для начинающих ювелиров. На этих произведениях студенты осваивают азы композиционной грамотности по орнаментальной композиции в ювелирном искусстве. Именно на примере ювелирных изделий народных художественных промыслов закладывается фундамент для дальнейшего творчества студентов. Этот материал позволяет не только копировать те или иные мотивы, но и, перерабатывая их, придавать современное звучание традиционным приемам художественной обработки металла в ювелирном деле.
Изучив работы ювелиров народных художественных промыслов, студенты смогут увидеть, например, как и какими путями можно работать над растительным орнаментом в ювелирной композиции. Наследие русских мастеров, русских ювелиров, всегда было той базой, от которой отталкивались преподаватели, чтобы научить студентов высоко ценить творческое наследие, следовать тем традициям, которые нам достались от предков, и создавать на этой основе свои новые ювелирные композиции. Изучение истории художественных промыслов России дает бесконечные возможности для развития творческой мысли.
Книги по орнаментике изделий художественной обработки металла. Художественная обработка металлов включает великое множество техник, приемов, как для ювелирного дела, так и для других видов художественного металла: архитектурного металла (литого и кованого), интерьерных изделий из металла, осветительных приборов (бра, торшеры, настольные лампы). Художественные возможности металла как основного материала в ювелирном искусстве необходимо осмыслить. В этом студентам помогает изучение многочисленных орнаментов, выполненных в металле. Конструктивный и орнаментальный строй этих изделий роднит то, что они выполнены из одного материала - металла. Принципы композиционного построения художественных изделий из металла, их орнаментальных мотивов едины. Поэтому те композиционные приемы, которые применялись в архитектурном металле, могут быть использованы и для композиции ювелирных изделий.
Для последующей работы над проектами ювелирных изделий можно использовать зарисовки кованных и литых решеток, украшающих улицы городов (решетки Москвы и Санкт-Петербурга) и оград церквей и монастырей; просечного металла (дымники, карнизы церквей, кресты, венчающие главы церквей и т. д.); предметы украшения интерьеров (бронзовые каминные и настольные часы, люстры и т. д.).
Книги по различным видам декоративно-прикладного искусства. Наличие огромного количества книг по орнаментальной композиции дает возможность разнообразить выбор тех орнаментальных мотивов, которые лягут в основу композиции ювелирного изделия.
При выборе исходного, отправного мотива для последующей работы важно учитывать специфику каждого материала, из которого сделана та или иная вещь. От материала (дерево, камень, кость, глина, ткань) зависят свои приемы декорирования, орнаменты, толщины при выполнении орнамента в изделиях. Это необходимо помнить в ходе зарисовок, чтобы орнаментальный подход при проектировании отражал особенности материала, его возможности, его структуру. Так как основной материал в ювелирной композиции – металл, то важно, перерабатывая орнаментальные мотивы с других видов декоративно-прикладного искусства, учитывать возможности металла – его пластику, технологические приемы его обработки. Изучение стилистики орнаментов обогащает возможности композиции ювелирного искусства.
Музейные каталоги, представляющие ювелирные коллекции. Изучение студентами каталогов ювелирных изделий, хранящихся в собраниях крупных музеев Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Суздаля, Владимира, Ростова Великого, Смоленска, Ярославля и других городов России дает творческий импульс для проектирования, для дальнейшей творческой деятельности. Выявление уникальных особенностей местных ювелирных школ, как прошлых исторических эпох, так и современности находит отражение в работе над композицией. Внимание студентов обращается на стилистическое решение, ассортимент ювелирных изделий, их конструктивное и образное решение, колористическое и пластическое начало.
Опубликованные в каталогах коллекции ювелирного искусства имеют музеи Москвы: Государственный Исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный музей искусства народов Востока, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и другие. Каталоги музеев Московского Кремля: Оружейной палаты, Алмазного фонда, Патриаршего дворца дают не только необходимую информацию для разработки ювелирной композиции, но и приобщают студентов к изучению истории нашей Родины.
Вдохновляют будущих художников – ювелиров и издания из собраний Петербургских музеев: Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного музея этнографии народов СССР.
Музейные каталоги по художественной обработке металла. Особое внимание студентов необходимо сконцентрировать на художественных изделиях из металла. Знакомство со всевозможными видами художественной обработки металла, такими как чеканка, гравирование, выпиловка, литье в изделиях, украшающие интерьеры, будет полезным для будущих ювелиров. Предметами изучения могут стать напольные, каминные, настенные часы и художественная бронза. Осветительная арматура – люстры, торшеры, бра; мебель с отделкой металлом (ампирная мебель), кованая мебель; письменные приборы (чернильницы, пресс-папье); металлическая посуда (медная, оловянная, серебряная,); подносы, самовары, чайники, наборы
для кофе; конская упряжь, оружие; предметы культового назначения (потиры, кресты, оклады). Особо стоит обратить внимание студентов на пластику металла в кованых решетках; льющиеся плавные линии литого металла из бронзы и чугуна, чеканка из меди подсказывают интересные композиционные решения. Источником для композиции ювелирного изделия могут стать также великолепные вазы из собрания Эрмитажа выполненные из резного камня с бронзовым декором русскими мастерами.
Книги с изображениями растений, животных, птиц, рыб. Богатый мир флоры и фауны привлекает внимание художников-ювелиров своим многообразием. Работа с фотографиями живой природы имеет некоторые особенности. В ювелирном деле необходимо избегать натурализма. Перенос понравившегося изображения в ювелирное изделие напрямую, без дополнительной декоративной переработки недопустимо. Один из способов декоративной переработки растений - стилизация. «Стилизация - придание художественному произведению черт какого-то определенного стиля. Например, стиль: готика, классицизм, ампир, модерн, и т. д.» . Для стилизации растений художник должен обладать определенной суммой знаний в области истории искусства, истории орнамента, истории ювелирного искусства и умением применить эти знания на практике. Таким образом, рисунки или фотографии растений, животных, птиц, рыб, переработанные и декоративно осмысленные, дают весьма интересные находки для композиции ювелирных изделий. Тем более что традиционные приемы стилизации и трансформации растительных и животных форм использовались в ювелирных изделиях разных исторических эпох и художественных стилей.
Изучение флоры и фауны позволяет выявить характерные особенности объекта и переработать их в зарисовках, включить в проект ювелирного изделия.
Удивительный и разнообразный мир фауны нашел отражение в произведениях ювелирного искусства. Изображение бабочек и птиц, змей и животных неоднократно служили начальным мотивом для многих ювелирных украшений (брошей, браслетов, колец, серег, колье и т. п.). В этом помогают студентам книги с иллюстрациями художников- анималистов (В.А. Ватагин, И.С. Ефимов и др.).
Фото-альбомы с художественными фотографиями (пейзаж, состояние природы). Природа служит источником вдохновения у художников разных специальностей, в том числе и ювелирам. Великолепное движение морской волны, кружащиеся по ветру листья – такие мотивы, запечатленные в фотографии, дают импульс фантазии ювелира, простор для художественного творчества. Интересно получаются в ювелирных изделиях такие природные явления, как радуга, кристаллы инея, осмысленные и декоративно переработанные. Предельное состояние природы особенно выразительны - ветер, тайфун, шторм, мороз (узорочье на стекле), - может послужить также основой для композиции ювелирного изделия.
Возможно, в каком-то случае художник-ювелир увидел эти мотивы в природе, а творческая фотография послужила основой композиции ювелирного украшения.
Фото-альбомы с фотографиями архитектурных памятников. Одна из образовательных целей при работе студентов с архитектурными фотоальбомами – выработать чувство художественного стиля у студентов, которое пригодиться им и при проектировании ювелирных изделий, ведь наиболее четко характерные черты стиля проявляются в архитектуре.
История архитектуры представляет собой неисчерпаемый источник идей для ювелирной композиции. Ювелирное искусство не случайно называют миниатюрной архитектурой. Необходимо обращать внимание будущих художников-ювелиров на сопоставление отдельных элементов определенного стиля в архитектуре с теми же элементами или мотивами, повторенными в металле. В некоторых фотоальбомах есть не только общий вид архитектурного памятника, но и отдельные элементы – портики, колоннады, бельведеры, архитектурные обломы и т. п. В ходе проектирования ювелирных изделий отдельные архитектурные детали могут быть основой композиции.
Сочетание архитектурного сооружения с художественным металлом представляет удивительную гармоничную картину. Решетки, ворота, козырьки, выполненные при помощи художественной ковки или литья, обогащают архитектурный образ здания. В архитектуре классицизма, историзма,
модерна, можно найти тот мотив, который послужит вдохновением для ювелирной композиции. В современном прочтении этих направлений также можно найти мотивы для ювелирной композиции.
Обзор перечисленного выше иллюстративного материала – это только необходимый минимум для начала работы по композиции ювелирных изделий. Многообразие ассортимента ювелирных изделий, широкие технологические возможности металлов и способов их декорирования, а также композиционные и конструктивные особенности ювелирных украшений бесконечны, как и бесконечен список литературы, который можно порекомендовать для проектной деятельности будущему художнику- ювелиру. Использование иллюстративного материала – необходимое условие для успешной проектной работы вне зависимости, какие креативные задачи решает художник – учебные (на студенческой скамье), работает на заказ (подчиняется художественным вкусам заказчика), или решает собственные творческие задачи. Но наличие книг не является необходимым и достаточным условием для работы над композицией. Проектная работа требует от художника творческого подхода в развитии воображения, восприятия, развития творческой инициативы и использование иллюстративного материала из книг, альбомов, каталогов помогает в работе.
Рекомендуемая литература:
1. Бернякович З. А. Русское художественное серебро XVII - начала XX веков в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1977.
2. Болин в России. Придворный ювелир конца 19 - начала 20 веков: Каталог выставки в Музеях Московского Кремля / Под общ. ред. К. Болина и П. Булатова. М.: Новый Эрмитаж-1, 2001.
3. Булыко А. Н. Большой словарь иностранных слов. М.: Мартин, 2007.
4. Ватагин В. А. Изображение животного. М.: Сварог и К о, 1999.
5. Гилодо А. А. Русское серебро: XIX - XX века. Из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Сер. Русский художественный металл. М.: Береста, 1994.
6. Гончарова Л. Н. Металл в народном искусстве Русского Севера. Чеканка и медное литье. М.: Редакционно-издательский центр ГИМ, 2000.
7. Государственная Оружейная палата. Альбом. М.: Советский художник, 1988.
8. Ефимов И. С. Об искусстве и художниках. М.: Советский художник, 1977.
9. Максимович В. Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование. Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. М.: Флинта, 2000.
10. Разина Т. М. Русская эмаль и скань. М.: Госместпромиздат, 1961.
11. Ювелирный Олимпх-2004: Каталог выставки. СПб.: Мир камня, 2004.
12. Magnificent jewels which will be sold an auction by Christie"s. Geneva , 1992. Каталог ювелирных украшений аукциона Кристи, 1992.
13. S-Sothby"s. Flora and fauna. Jewelry. New York , 2000. Sale 7524.

ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ

ПРЕДПОСЫЛОК ВВЕДЕНИЯ БИОНИКИ В ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ

1.1. Анализ современного уровня процесса художественного проектирования ювелирных изделий.

1.2 Анализ развития технологии создания ювелирных изделий

1.3. Формирование бионики, как междисциплинарной области научного знания.

1.4. Применение бионики при проектировании костюма, архитектуры, техники.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ БИОНИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ.

2.1. Выбор и обоснование методов исследования.

2.2. Определение бионических принципов формообразования ювелирных изделий XX века.

2.2.1. Стиль АртНуво (1880-1915).

2.2.2. Стиль Art Deco (1915-1940).

2.2.3. Стилевые направления периода с 1940 по 1960 гг.

2.2.4. Стилевые направления периода с 1960 по 1980 гг.

2.2.5. Стилевые направления периода с 1980 по 2001 г.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

ГЛАВА П1. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ

БИОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ.

3.1. Построение структуры бионических исследований.

3.2. Определение структуры бионического моделирования ювелирных изделий.

3.3. Определение функциональных параметров ювелирных украшений, как основы запроса к бионической системе.

3.4. Определение эргономических и технологических параметров ювелирных изделий.

3.4.1. Определение эргономических и технологических параметров формы кольца.

3.4.2. Определение эргономических и технологических параметров формы кулона.

3.4.3. Определение эргономических и технологических параметров формы серьги.

3.5. Применение компьютерных технологий при проектировании и изготовлении ювелирных украшений.

3.5.1. Растровая графика.

3.5.2. Векторная графика.

3.5.3. Фрактальная графика.

3.5.4. Трехмерная графика.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

ГЛАВА IV. АПРОБАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ОСНОВЕ ЗАКОНОВ БИОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО

ПРОИЗВОДСТВА.

4.1. Определение концептуальных направлений экспериментальных коллекций и единичных ювелирных изделий.

4.2. Проектирование коллекции ювелирных украшений Lanata.

4.3. Проектирование коллекции ювелирных украшений Basic0405 Hans Jensen.

4.4. Проектирование коллекции ювелирных украшений Trilliant.

4.3. Проектирование индивидуальных проектов ювелирных изделий.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования"

В настоящее время в России в области производства ювелирных изделий (ЮИ) наблюдается тенденция к снижению их художественного уровня. Это связано с комплексом причин, таких как: отсутствие отечественной и переведенной зарубежной литературы по проектированию ЮИ; неразработанность научных концепций и современных методов проектирования ЮИ; отсутствие практических наработок по применению современных высокоэффективных компьютерных технологий. Нельзя не отметить довольно позднюю (конец 90-х гт. XX в.) организацию вузов, обучающих специалистов в области ювелирного дизайна. Как следствие, отечественные ЮИ, изготовленные в период с 1980 по 2000 гг., уступают мировым стандартам, прежде всего по уровню дизайна и новым конструктивным решениям.

Научными исследованиями и практикой производственной деятельности в стране и за рубежом доказана целесообразность использования основных положений науки бионики для проектирования объектов в машиностроении, архитектуре, костюме и других областях.

Современная индустрия. моды требует постоянного обновления ассортимента и создания конкурентоспособной продукции на основе использования новых дизайнерских и технологических концепций. Применение законов бионики для создания моделей ЮИ и процессов их проектирования открывает возможность создания принципиально новых конструкций изделий. Кроме того, активное введение в производство ЮИ современных компьютерных технологий позволяет значительно ускорить процесс разработки и внедрения новых моделей.

Сквозное автоматизированное проектирование ювелирных изделий (САП ЮИ) предполагает применение технологий компьютерной графики в процессе проектирования ЮИ от концепции и эскизов будущего изделия до изготовления модели и самого изделия на специализированном оборудовании трехмерного прототипирования. Применение технологий быстрого прототипирования гарантирует автоматизированное построение модели ЮИ, которое достаточно сложно или невозможно изготовить вручную, позволяет сократить затраты на изготовление изделия, увеличить скорость обновления ассортимента ювелирных изделий.

Таким образом, отсутствие объективных научных данных о возможности применения метода САП ЮИ на основе законов бионического формообразования обусловили актуальность и выбор темы данного диссертационного исследования.

Актуальность темы.

Существующие труды по созданию ювелирных украшений (Э. Бреполь, В.И. Марченков) главным образом описывают технологию изготовления известных конструктивных элементов, не предоставляя алгоритма для их развития и создания новых разработок технологических узлов.

Другая группа работ (М.М. Постникова-Лосева, P.A. Ванюшова, Е. Ананьева, П. Бирбаум) носит исследовательский, энциклопедический характер, демонстрирует предметы ювелирного искусства и рассказывает об истории развития стилевых направлений.

Таким образом, выявлено, что трудов, направленных на комплексное решение проектных задач ювелирного дизайна нет.

В результате литературно-исторического анализа мы установили, что создание ювелирного дизайна, прежде всего, основано на аналогиях с образами и конструкциями живой и неживой бионической материи. Это способствует решению задач образно-идейного содержания и вариантов технических решений формы ювелирного изделия. Осмысленно или интуитивно художник-ювелир применял, как в прошлом, так и в настоящем, бионические аналогии формообразования.

Формирование первой теории системного проектирования ювелирных украшений должно происходить по пути междисциплинарного синтеза научных дисциплин, таких как: теория художественного проектирования, теория бионического моделирования объектов дизайна и архитектуры, теория компьютерной 3D и 2D графики и технологий быстрого трехмерного прототипирования.

Цель исследования

Целью работы является разработка метода сквозного автоматизированного проектирования ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования, с привлечением средств компьютерной графики и аппаратного обеспечения технологий быстрого прототипирования, для создания и внедрения в производство новых форм ювелирных изделий, сокращения времени внедрения и снижения себестоимости производимой продукции.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

Изучение принципов и методов бионического формообразования ЮИ в XX веке и составлении классификации бионических прототипов природных мотивов, используемых при проектировании ЮИ;

Построение классификации ювелирных изделий XX века по основным ассортиментным группам;

Изучение законов бионического формообразования природных систем, путей морфологического роста и развития бионических форм;

Определение функциональных характеристик ювелирного изделия (стилистических, эргономических и технологических параметров);

Адаптация существующего в бионике метода дифференциации природных структур для формирования запроса на поиск бионической аналогии формы, структуры и конструкции ЮИ;

Анализ функциональных возможностей современных технологий компьютерной графики в процессе проектирования ЮИ;

Определение структуры процесса бионического моделирования ЮИ на основе принципа взаимосвязи функции и формы и разработке алгоритма процесса САП ЮИ;

Апробация полученных результатов работы на примерах проектирования и производства различных видов ювелирных изделий;

Объектом исследования является - процесс формообразования в ювелирном искусстве XX века.

Предметом исследования является: бионическое формообразование предметов ювелирного искусства XX века.

Методологическую основу исследования составили положения теории бионических исследований и моделирования объектов архитектуры и дизайна. Для решения поставленных задач так же использовались методы эмпирического и теоретического познания. В качестве инструмента в диссертационной работе использовались методы: структурно-графический, методы математической статистики, компьютерного моделирования.

Теоретические основу исследования составляют труды Леонардо да Винчи , И.Ф. Гете , Г. Земпера , как основоположников бионического подхода в искусстве, отразившегося в стремлении к изучению природы и постижению божественной красоты - совершенства, творений природы для решения прикладных задач декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

На формирование идей диссертации оказали влияние работы Гармаша И.И. и Сергеевой H.A. , посвященные организации и проведению бионических исследований, С.П. Капицы - ученого, пропагандирующего развитие междисциплинарных связей в науке; И.Ш. Шевелева, изучавшего законы формообразования природных объектов с позиций математики, Ю.С. Лебедева - основоположника развития архитектурной бионики в нашей стране, В Н. Козлова и Т.В. Козловой , работы которых оказали большое влияние на формирование теории дизайна и становление художественного проектирования, как области научного знания. Э. Бриполя - крупного специалиста по технологии изготовления ювелирных украшений, М.М. Постниковой-Лосевой - историка-искусствоведа, занимающейся изучением истории развития ювелирного искусства в России. М. Марова - специалиста в области инженерной и компьютерной графики, автора трудов, посвященных трехмерному моделированию всевозможных объектов нашего мира.

На защиту выносятся:

Структурная схема процесса бионического проектирования ювелирных изделий.

Метод определения эргономических и технологических параметров ювелирных изделий.

Научная новизна:

Разработан алгоритм определения функциональных критериев ювелирного изделия, заключающийся в анализе стилистических, эргономических и технологических аспектов формообразования;

Определена структура бионического исследования и моделирования природных форм;

Разработана структура применения технологий компьютерной графики и трехмерного быстрого прототипирования для проектирования ювелирных изделий.

Практическая значимость:

Научно-практическая значимость работы заключается в создании первого метода проектирования ювелирных изделий, разработке информационной базы по бионическому исследованию и моделированию ювелирных изделий, а так же метода применения технологий компьютерной графики в процессе создания ювелирных изделий.

Разработанный метод проектирования, возможно, применять в производстве ювелирных изделий на предприятиях, а так же использовать в процессе обучения дизайнеров-ювелиров в высших учебных заведениях.

Апробация работы:

На основе разработанного в диссертации метода сквозного автоматизированного проектирования ювелирных изделий на основе бионического формообразования с применением технологий компьютерной графики осуществлено:

1. Проектирование и промышленный запуск коллекции ювелирных украшений BASIC 0405 для ювелирного дома Hans Jensen.

2. Проектирование и промышленный запуск коллекции ювелирных украшений Trilliant для фирмы «Е. Закс. Художники-ювелиры».

3. Проектирование коллекции ювелирных украшений Lanata для дизайн-студии Lanata.

4. Проектирование и промышленный запуск 50 единичных изделий по индивидуальным проектам для фирмы Hans Jensen.

5. Некоторые положения метода использовались в процессе обучения студентов на факультете прикладных искусств (отделение ювелирного дизайна) в МГТУ им. А.Н. Косыгина с 2001 по 2004 тт.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Корытов A.B. Проектирование ювелирных украшений на основе законов бионического формообразования. // Сб. тезисов докладов Всероссийской научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности»/ (ТЕКСТШ1Б-2003) //ML: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. С. 334.

2. Корытов A.B., Козлова Т.В. Концепция развития и совершенствования технологий дизайнерского проектирования ювелирных украшений. Информационно-методический журнал для профессионалов «FASION, MARKETING, DESIGN», № 5 - 6, М., 2003. С. 72 - 75.

3. Корытов A.B. Бриллианты: мода и вечность. Журнал российской элиты «БУРЖУАЗИЯ», № 2, М., 2003. С.114 - 115.

4. Корытов A.B. Вечное произведение искусства. Журнал «БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы», № 5, М., 2003. С.68 - 69.

5. Корытов A.B., Кузин A.A., Рудытс А. На маленькие ателье возлагаются большие надежды. Журнал для профессионалов моды «Модный magazin». № 9, М., 2003. С. 40.

6. Корытов А.В., Шаталова И., Кузин А.А. Ювелирные стили. Публикация эскизов аксессуаров и ювелирных изделий, разработанных по теме диссертационного исследования. М., 2004. С. 164.

Объем диссертационной работы составляет 250 страниц. Диссертационная работа содержит 117 рисунков, 4 таблицы и 6 приложений. Библиография состоит из 139 наименований.

Структура работы

Объем диссертационной работы составляет: введение, 4 главы, заключение, терминологический словарь, приложения.

Во введении обоснован выбор темы диссертационной работы, определены рамки исследования, сформулированы цель и задачи, описаны научная новизна и практическая значимость работы, и реализация результатов исследования.

В главе I осуществлен анализ уровня и составляющих процесса художественного проектирования ювелирных изделий в России, на протяжении XX века. Исследуются предпосылки к применению бионики в процессе проектирования ювелирных изделий.

Вторая глава содержит исторический анализ бионических принципов формообразования ювелирных изделий ведущих мировых производителей XX века.

В главе 3 проведена разработка теоретических основ по использованию законов бионического формообразования в ювелирных изделиях. Также здесь приводится анализ существующих технологий компьютерной графики и определяются возможности их применения в проектировании ювелирных изделий.

Заключение диссертации по теме "Техническая эстетика и дизайн", Корытов, Александр Владимирович

Выводы по главе

1. Разработана теоретическая модель метода бионического проектирования ювелирных изделий, основанная на трехуровневых матрицах.

2. Экспериментально апробированы алгоритмы компьютерного моделирования и обработки проектной информации с помощью программ 2D и 3D графики.

3. Подтверждена целесообразность применения метода бионического проектирования с применением компьютерных технологий на примере проектирования трех коллекций ювелирных изделий и 50 единичных ювелирных изделий на базе ювелирных предприятий «Е. Закс. Художники-ювелиры» и Hans Jensen.

4. Установлена целесообразность применения трехмерного моделирования конструкций ювелирных изделий и последующего трехмерного прототипирования для создания восковых моделей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе «Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования» был разработан метод сквозного автоматизированного проектирования ювелирных изделий, базирующийся на бионическом моделировании архитектуры и объектов дизайна с применением метода трехмерного моделирования конструкций изделий для создания эскизов, материальных моделей, технической и презентационной документации.

Основная цель работы заключалась в построении алгоритма проектирования ювелирных изделий с использованием закономерностей формообразования природных форм, направленном на создание принципиально новых форм и кон

На основе проведенных исследований установлено:

1. Формы ювелирных изделий, созданных в XX веке, непосредственно связаны с формами природных объектов -инспирирующих бионических прототипов. Этот факт подтвердил правомерность применения методов бионического исследования и моделирования в процессе создания ювелирных украшений.

2. Разработанный метод проектирования является автоматизированным, что подразумевает применение компьютера от стадии создания эскиза до изготовления изделия в материале.

3. Разработан метод сквозного автоматизированного бионического проектирования единичных ювелирных изделий и коллекций с применением трехмерного компьютерного редактора 3D Мах 5 и двумерного графического редактора Adobe Photoshop 7, а также технологий быстрого прототипирования фирм 3D Systems и Solidscape, на стереолитографическом и точечно-капельном оборудовании.

4. Впервые сформирована классификация видов бионических прототипов, применяемых в разработки форм и конструкций ювелирных изделий XX века. Классификация позволяет определять природные, конструктивные аналоги ювелирных изделий в процессе проектирования.

5. Проведена работа по составлению ассортиментной карты всех существующих на конец XX века видов ювелирных изделий, на основе, которой стало возможным создание ассортиментных рядов проектируемых коллекций.

6. Разработана методология определения функциональных критериев ювелирных изделий: стилистических, эргономических и технологических. Стилистические аспекты описывают взаимодействие ювелирного дизайна с другими областями искусства и видами человеческой деятельности. Эргономические аспекты показывают параметры создания удобной в ношении конструкции ювелирного украшения. Технологические аспекты составляют описание элементов конструкции ювелирного изделия, которые обладают прямой функциональной нагрузкой - закрепка декоративных элементов, фиксация изделия на теле, кинетические узлы конструкций.

7. Составлена классификация природных структур для эффективного определения бионических прототипов проектируемых ювелирных изделий.

8. Установлены существующие закономерности формообразования бионических форм, что является необходимым для познания художником-ювелиром законов развития природных форм.

9. Разработан метод применения технологий ЗБ и Ю компьютерной графики в процессе проектирования ювелирных изделий, основанный на построении трехмерной модели изделия, создании эскизов, технической документации и презентационных материалов - электронных и полиграфических.

10. Установлен механизм создания трехмерного прототипа ювелирного изделия, на основе технологий быстрого трехмерного прототипирования с целью получения восковой модели разработанного изделия на машинах-прототайперах.

11. Практически подтверждена эффективность разработанного метода проектирования ювелирных изделий на примере проектирования и изготовления трех коллекций ювелирных изделий (одна эксклюзивная и две промышленных) и 100 единичных ювелирных изделий по требованиям заказчика.

Терминологический словарь

Бионика (от греч. bion - элемент жизни, букв.- живущий), одно из направлений биологии и кибернетики, изучающее особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания более совершенных технических систем или устройств. Сформировалась во 2-й пол. XX века. Для решения задач бионики изучаются, например, способы переработки информации в нервной системе, особенности строения и функционирования органов чувств, исследуются принципы навигации, ориентации и локаций, используемые животными, биоэнергетические процессы с высоким коэффициентом, полезного действия и т.д.

Векторная графика - способ представления графической информации с помощью совокупности кривых, описываемых математическими формулами.

Визуализация (rendering) - процесс получения растрового изображения с трехмерной сцены. Может выполняться рендеринг статических сцен с получением одиночных изображений и сцен с анимацией, с получением кадров анимационной последовательности.

Двумерная графика (2D) - способ представления графической информации, где положение любой точки изображения описывается двумя координатами.

Интерфейс - способ организации, структура элементов управления и представления документа в окне программы, обеспечивающий средства, необходимые для работы с ним.

Каст - оправа камня, общая деталь всех ювелирных изделий. Существуют два вида:

Глухие - камни удерживаются стенками каста;

Крапановые - камни удерживаются отдельными стойками.

Компьютерная графика - специальная область информатики, занимающаяся методами и средствами создания и обработки изображений помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов. Находит прикладное применение в научных исследованиях, медицине.

Кривая Безье - полиноминальная кривая, задаваемая набором управляющих точек. Представляет уравнение, порядок которого на одну степень меньше количества управляющих точек. Кривые Безье записываются в виде математических формул, поэтому рисунки, полученные с их помощью, обеспечивают возможность масштабирования без потери качества изображения. Принцип рисования кривых Безье состоит в указании мышью опорных точек и в перемещении прилегающей к этим точкам сегментов кривой.

Морфология растений - наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений, изучающая (в широком смысле) формы на всех уровнях от целого растения до клеточных органоидов и макромолекул, в узком - только макроструктуры. В этом случае из неё выделяются как самостоятельные науки анатомия, эмбриология и цитология растений.

Пиксел (Pixel, Picture cell) - элемент экрана, представляющий собой минимальный отображаемый элемент (принимаемый за точку) на экране монитора.

Проектирование - процесс, включающий анализ проектного задания, обобщения материала, выполнение эскиза, макета, расчет технологического процесса, художественное конструирование, изучение социологических и экономических требований.

Растровая графика - способ представления графической информации с помощью совокупности пикселов различных тональностей и оттенков, из которых формируется изображение.

Сплайн - гладкая кривая, которая проходит через две или более опорных точек, а также имеет расположенные вне ее управляющие точки, влияющие на форму сплайна. Наиболее общие типы сплайнов: кривые Безье и В-сплайны.

Сцена - совокупность всех типов объектов и системы координат-составляющая отдельную композицию (отдельный документ) в трехмерной графике.

Трехмерная графика (30) - способ представления графической информации, где положение любой точки изображения описывается тремя координатами.

Украшения - (от слова краса - родственное Ьгоэа - хвала, слава) -общее название декоративных, орнаментальных форм в различных видах искусства и художественной обработки материала (архитектуре, мебели, тканях, керамике и пр.); также предметы ювелирного искусства.

Шинка - элемент кольца, который служит основой кольца и надевается на палец.

Ювелирная швенза - деталь серьги, которая является элементом механизма крепления серьги на мочке уха.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.