Дымковская игрушка животные. Проектная работа. Тема: "История создания Дымковской игрушки"."

Дымковская игрушка - яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Именно она предоставляет уникальную возможность проследить, как развивалось это народное искусство на протяжении огромного времени, сменяя многие поколения и династии мастеров.

Дымковская роспись: история

Основоположником этого народного промысла стала небольшая слобода Дымково (отсюда и такое название), находящаяся неподалеку от города Кирова.

Изначально в процессе раскрашивания дымковской игрушки применялись исключительно которые требовалось разводить. Для этой цели применялся перекисший квас или уксус. Кисточка изготавливалась самостоятельно и представляла собой холщовый лоскут, намотанный на деревянную палочку. Такой самодельный художественный инструмент использовался, когда требовалось провести линию. Для того чтобы нарисовать пятнышко мастера применяли торец ровно срезанного прутика.

Производство дымковской игрушки

Эти игрушки и по сей день полностью рукотворное искусство. Каждая представительница - произведение одного мастера. Для производства фигурки применяется местная красная глина, которая тщательным образом перемешивается с мелким песком. Фигурки лепятся по частям, затем готовые детали соединяются и долепливаются.

Прежде чем производить обжиг готовых фигурок, их нужно предварительно высушить. Этот процесс занимает от 2 до 20 дней. Обжигаются изделия в печи при температуре от 700 до 800 градусов. Затем поверхность игрушки покрывается специальными температурными белилами. В старину для этих целей использовался мел, разведенный при помощи молока.

На этом процесс изготовления игрушки закончен. Дальше идет дымковская роспись. Она представляет собой совершенно неповторимый народный стиль.

Элементы дымковской росписи

Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки.

Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из либо потали, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора.

Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки.

Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами.

При этом каждый элемент рисунка имеет свое скрытое значение. Так, волнистая линия является символом воды. Перекрещенные прямые полоски означают колодезный сруб, а круг со звездой в серединке олицетворяет солнце. Дымковская роспись, картинки которой вы можете видеть немного ниже, имеет и различные растительные элементы: зерна, ягодки, листики и цветочки.

Форма дымковской игрушки

Классическими для дымковской игрушки являются фигурки всадников, петухи и кони. Женские фигурки имеют расширяющиеся колоколообразные юбки и высокие головные уборы - кокошники. Здесь особое значение имеет выразительность деталей: нарядность прически и головного убора, всевозможные оборки, пелеринки, зонтики, сумочки и прочие дамские принадлежности.

Раскраска человеческих фигурок имела определенную последовательность. Вначале черной краской прорисовывались волосы, брови и глаза. Три оранжевых или красных пятнышка, поставленных на лице игрушки при помощи лучинки, означали рот и щеки. Затем расписывалась шляпка и в самую последнюю очередь - яркая юбка.

Характерные особенности росписи животных

Роспись дымковской игрушки имеет свои особенности. Каждый глиняный персонаж расписывается по-особому. Традиционные фигурки всадников, петухов и других любимых народом персонажей разукрашиваются очень ярко, даже фантастично: конь может иметь на своих боках ярко-синие яблоки-круги, индюк имеет феерично красочный веерообразный хвост, а козел - красные с позолотой рога.

Утки-"крылатки" имеют отличительную черту: горизонтальный ряд оборок-крыльев. Когда смотришь на такую уточку, то создается впечатление, что на ней надето два передника, имеющих лепную оборку. Кроме того, роспись игрушки предусматривает определенную последовательность нанесения узоров. Первой наносится широкая полоса, проходящая на груди утки, более узкие полоски расходятся от шеи, и только потом наносятся поперечные линии, образующие традиционный клетчатый узор.

Роспись свистулек в виде коньков сочетает вертикальные полосы с рядами разноцветных горошин. При этом использованные оттенки не обязательно гармонируют между собой.

Утки и кони - наиболее популярные образы животных, используемых при создании дымковской игрушки. Козлы, коровы, бараны и поросята, а также домашняя птица встречаются гораздо реже. Анатомические подробности, как правило, не соблюдаются, поэтому все животные несколько напоминают дымковских коней. Лишь форма морды дает возможность понять, кто перед нами. Роспись этих животных представлена продольными рядами точек темного цвета или маленькими горошинами, имеющими различные оттенки.

Дымковские цвета

Узоры дымковской росписи необычайно яркие. Синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый оттенки - вот основные цвета, используемый в рассматриваемой технике. Коричневая и черная краска используются лишь в небольшом количестве.

Следует заметить, что выбранные тона также имеют свои символичные значения. Зеленый в представлении простого народа тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда - это, конечно, белый цвет. не только огонь, но и является олицетворением здоровья, силы и красоты. Синий - цвет неба.

Декорирование

Заключительным шагом декорирования игрушки становится нанесение позолоты. Именно это и отличает дымковскую игрушку, привнося в ее облик неповторимые черты. На Руси для этих целей применялось настоящее сусальное золото, представляющее собой очень тонкие золотые пластинки, переложенные бумажными лентами (это не давало возможности золоту склеиваться). Из него вырезали маленькие ромбики, которые и приклеивались в нужных местах при помощи яичного белка.

Настоящее дымковской росписи

Для росписи игрушек в применяются гуашевые краски, которые разводятся на яйце, а также темперные либо предназначенные специально для керамических изделий. Для нанесения узоров используются хорьковые или

В наши дни Дымка, к сожалению, уже давно утратила качества, характерные для народной игрушки: непосредственность и невысокую стоимость. Конечно, эти изделия имеют особую пластику. Однако благодаря излишней статичности и детальной четкости дымковские фигурки стали просто красивыми сувенирами.

Трескунова Полина, 3 класс.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

На тему: История создания и возникновения Дымковской игрушки.

Выполнила: ученица 3-го класса

Трескунова Полина

Руководитель проекта:

Пузач В. С.

Москва 2010

I . Введение

Темой моего проекта была выбрана «История создания дымковской игрушки».

В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок,

на столе еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит,…, нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно - светла,

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки. У барышень очень красивые и разнообразные наряды.

Чему я выбрала эту тему? Выполняя проект, мы ответим на различные вопросы о дымковской игрушке и узнаем много полезного и интересного.

Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается.

II . Основная часть.

1. История создания дымковской игрушки.

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушки), русский народный художественный промысел издавна существует в слободе

Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов (позже г. Вятка, ныне г. Киров).

З емля Вятская упряталась в глубине материка между Нижним Новгородом

и Уралом, в восьмистах километрах от Ледовитого океана и в тысяче от Каспийского моря.
Там долгие зимы и быстротечное лето. Наверное, к ней относятся слова: край вечнозеленых помидоров. Но какая нарядная зима бывает на Вятке, какая красочная живописная осень гуляет по вятским лесам!
К лимат на Вятке не из мягких, особенно в северной части области. Больших гор нет. Красивейшие Вятские увалы - водораздел, отсюда реки веером бегут во все стороны и на север и на юг. Река Вятка протекает по многим районам области. Исток ее находится километрах в шестидесяти от истока Камы.

Набродившись по разным местам, воды двух сестер Вятки и Камы, сливаются в один могучий поток. Длина главной реки Вятки от истока до устья более тысячи километров. Ширина и глубина ее изменчивы, зависят от времени года и осадков.
Этот город носил три вполне законных собственных имени: Хлынов, Вятка, Киров. Однако слово «Вятка» и при всех иных названиях было в ходу: и когда центр наместничества назывался Хлыновом, и сейчас, когда город носит имя С.М. Кирова. Дело в том, что Вятка- название всей земли, и недаром прилагательные «вятский», «вятское», «вятская» теперь, как и встарь, в таком большом употреблении.

С амые древние города расположены на реке Вятке: Киров, Слободской, Котельнич, Орлов. Утратившие свое городское звание Шестаков, Кай и Лальск в былые времена находились на старом Сибирском пути. Во время укрепления Руси при Иване Грозном возникли города «на южном порубежье»: Яранск, Уржум, Малмыж, Кукарка (Советск), Царево-Санчурск, Нолинск.
Вятка всегда была мужицким, крестьянским краем. Мужик обходился почти без помощи города. Все, кроме соли, керосина и спичек, у него было свое, производимое собственными руками. Раньше каждый вятский мужик мог срубить баню, много было и печников, и пимокатов, умельцев сплести лапти, выточить чарушу, изладить гармонь.
Одинаково ловко орудовал крестьянин и топором, и цепом для обмолота зерна. По обилию кустарных промыслов редкая губерния могла сравниться с Вятской. Разнообразны и красочны вятские народные промыслы: кружева, резьба по дереву, изделия из капового корня, соломки, бересты. Всемирно известна глиняная расписная дымковская игрушка.
7 ноября 1934 года был создан Кировский край и чуть позже Вятка была переименована в Киров а двумя годами позже образована Кировская область.
К ировская область - один из крупных научных центров. Основные направления деятельности научно- исследовательских институтов- микробиология, гематология, создание лекарственных препаратов, разработка технологий и устройств для машиностроительной и деревообрабатывающей промышленности.

Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов , козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

Удалой город Хлынов располагался на востоке от Москвы. В 16 веке население Хлынова стало пополняться выходцами из Северной Двины и Великого Устюга. Пришельцы основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы 20 в. и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А.Мезрину, Е.Пенкину, Е.Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Позднее расширился круг тем за счет внесения в игрушку новых бытовых сюжетов, сказочных тем, разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

Дымковская скульптура давно стала народной скульптурой. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.

В народном творчестве искусство всегда тесно связано с ремеслом. Чем прочнее ремесленная основа, чем выше исполнительское мастерство, тем большую художественную ценность представляет рукотворное изделие. Так и дымковская игрушка - трудоемкое ручное производство, где было все до мелочей профессионально упорядочено.

2. Технология изготовления игрушки.

1. Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.

2. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

Следы "примазки" при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время "оглаживает" игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.

3. Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, - "обеливание".

« Обеливание». Цветовая гамма, геометрический орнамент

Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Мы использовали белую гуашь.

4. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. … Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче.

3. Барыня.

Лепили мы барыню следующим образом:

Свернули блин, и получился колокол юбки для барыни.

Свернули следующие два блина и

получились голова и туловище.

Аккуратно «примазали» сан и головку.

Скатали колбаску и разделили её пополам, затем «примазали» к туловищу. Головку украсили косицами, а туловище оборками.

Украсили барыню оборками, кокошником или шляпой.


Мы раскрашивали игрушку гуашевыми красками.

Простой узор геометрического характера: кружочки, точки, полоски.


А известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна.

У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой.


4. Свистулька.

Свистульки начали делать на праздник свистунья (свистопляска). В 1811 году генерал-майор Николай Захарович Хитрово, зять прославленного полководца Михаила Илларионовича Кутузова, состоявший "при особе государя", был внезапно "удален на Вятку".
В Вятке впавшему в немилость генерал-майору довелось стать свидетелем удивительно самобытного, чисто местного, вятского народного праздника, называвшегося тогда свистопляской, а позже (примерно с 1890 года), да и теперь - свистуньей. Свистопляска произвела на него очень сильное впечатление. Он пространно написал о ней, как об "эпохе, торжествуемой каждый год на городских валах".
Из этого описания мы можем узнать, что в 1811 году праздник свистопляска еще разделялся на две не похожие друг на друга части. С утра в ветхой часовенке у городских валов поминали предков. А "остальная часть сего достопамятного дня" посвящалась увеселениям: "народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улице". И "продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные".
Таково самое раннее (из разысканных до сих пор) свидетельство очевидца о дымковских глиняных расписных.
Такая мелочь, как глиняные игрушки, конечно, не попала бы в поле зрения "удаленного на Вятку", но сохранившего свой высокий чин генерал-майора Хитрово, не будь пронзительно шумной, бушующей весельем свистуньи, которую уж никак нельзя было не заметить.
Да и позже, вплоть до 1871 года, сведения о дымковских глиняных расписных мы находим опять-таки только в описаниях свистуньи. А она продолжала поражать современников, и ее описания появлялись в печати одно за другим, последнее по времени уже в 1940 году.
Не будь свистуньи, мы знали бы о дымковских глиняных расписных куда как меньше, да и судьба их, возможно, могла бы сложиться по-иному.
Но что же такое свистунья? Обратимся к "Вятским запискам" Всеволода Лебедева, очень талантливого, безвременно умершего советского писателя. Лебедев ярко и эмоционально точно рассказал в этой книге о последних предреволюционных и первых советских годах Вятского края.

Сам по происхождению вятчанин, Лебедев не обошел вниманием и старой свистуньи. Правда, это была уже не такая свистунья, какую видел в 1811 году генерал-майор Хитрово, а такая, какою ее сделала дымковская глиняная игрушка, временами подчинявшая себе этот праздник. Уже давно не было на ней религиозных церемоний - поминок. Ветхая часовенка развалилась.

А было вот что: "Вятский праздник свистунья на большой площади. Когда к ней идешь, кажется, что медленно взбираешься на какую-то большую гору, вышина которой оглушает твою кровь и сознание.
Потом у базара понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с легким нежным горловым оттенком. Что-то цветет и волнуется там на площади. И когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад.
Этот блеск и свист сначала озадачивают, а потом поднимают на воздух, и так путешествуешь до вечера, а ночью - в глазах и ушах во сне стоит что-то яркое и радостно-нежное. Это праздник свистунья. С давних времен славился город Вятка этим праздником. В Вятке здорово свистят. В Вятке делают игрушки для свиста...
Вот идет Ашихмин Ванька, пиджак новый надет для праздника, а во рту бараний хвост - глиняного барана: и глиняный баран поет так тонко.
А старухи на скамейке сидят да говорят: - В прежние времена свистели еще здоровее. В прежние времена свистели и старики - к седой бороде приставит тоже барана, ходит и свистит" (Всеволод Лебедев. Вятские записки.)
Тут надо добавить, что не только острым свистом заполнялся этот жизнерадостный праздник. На нем и поводыри ходили с учеными медведями, и Петрушка, любимец детей, пронзительно пищал из балагана, и крутилась под визг девчонок пестрая, нарядная карусель. И чего-чего только не было.

Спрос на свистульки возрастал, особенно весной и производство на них оказывалось выгодным. Гончары работали всю зиму, готовясь к весне.

Конкурс свистунов проводился ежегодно, свистульки изготавливали в виде коней, всадников, коров, птиц.

III . Заключение.

Изучив материал для данного проекта, я узнала, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова) Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья.

Продуктом моего проекта является папка с собранным материалом, а так же любимые дымковские игрушки: барыня и свистульки, которые я сделала сама.

Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки. Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощены, согласно древней традиции изготовления народной игрушки, скульптуры. Изделия отличаются обобщенными, несколько гротескными формами. В 1919 была создана игрушечная мастерская (с 1942 – цех в ведении товарищества "Кировский художник", с 1956 – цех в составе Художественно-производственных мастерских Кировского отделения ХФ РСФСР; мастера – А.А. Мезрина, Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина, З.Ф. Безденежных, О.И. Коновалова, Е.И. Косс-Деньшина).

Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой, ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.

Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке, Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.

Мой проект можно использовать на уроках живописи и внеклассного чтения. Я буду рада, если взрослые и дети прочитав мой проект, узнают много нового из истории нашего русского промысла.


Идет весна, весна-красна!

Свистят свистульки-утки,

Свистит петух-проказник,

Не зря весенний праздник.

Ой, люли, ой, люли!

Кони на лужок носили!

Кони удалые,

Гордые, лихие.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поёт.

IV. Литература


1. Г.Л.Дайн "Русская игрушка"

2. Дьяконов Л.В. Дымковские глиняные расписные

3. Энциклопедия Земли Вятской. Том 10, Ремёсла. ГИПП "Вятка", 2000 год.

V . Содержание

I.Введение…………………………………………………………….стр.3

II. Основная часть

1. История создания дымковской игрушки………………………...стр.5

2. Технология изготовления игрушки………………………………стр.9

3. Барыня………………………………………………………………стр.11

4. Свистулька………………………………………………………….стр.15

III. Заключение…………………………………………………………..стр.18

IV. Литература…………………………………………………………..стр.22

, Палех , Русская лаковая миниатюра , другой вариант лаковой миниатюры - елочные шары ручной работы , не так давно был опубликован рассказ о Федоскинской миниатюре . А сегодня мы поговорим немного о знаменитой Дымковской игрушке.

Дымковская игрушка ведёт свою историю с 15 в., когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников стало популярным.
Свистульки были в виде барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов, - празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета. Дымковская игрушка имеет свою символику. Синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила.

Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.
Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Интерес к бытовому жанру проявился в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
Стремление к убедительности характеристик, расширение круга тем все более ведут современных мастериц дымковской игрушки к переводу их работ в декоративную скульптуру. Это отражается на увеличении размера скульптурных изображений, на некоторой повествовательности, входящей в трактовку темы. Так, фигура индюка - весьма декоративной по своему оперению птицы - становится откровенно декоративной скульптурой, которая совершенно неудобна для игры и потому должна занимать конкретное место в убранстве интерьера. Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке.
(с) из книги П.И.Уткина и Н.С.Королевой "Народные художественные промыслы"





Самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий , самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Процесс изготовления дымковской игрушки

Президент России Д.А. Медведев расписывает дымковскую игрушку

Технология изготовления Дымковской игрушки

Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка Дымковской игрушки.


Лепка Дымковской игрушки


Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером . Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушка и обжиг Дымковской игрушки.


Сушка и обжиг Дымковской игрушки

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах . Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.


Обеливание игрушки


После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея . Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Роспись Дымковской игрушки.

Финальная часть процесса - роспись .

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.


Роспись игрушки

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке .


Технологическая нить прошлого Дымковской игрушки

Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого:

1. Подготовка красной глины к работе.

Дымковская игрушка - уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства. О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей и очерков, и популярных книг. Однако нельзя сказать, что все об этом промысле известно и мы хорошо знаем весь путь его развития.


Художественная эволюция дымковской игрушки в целом еще не изучена, подчас неверно определяются особенности ее выразительных средств, к формальным моментам сводятся традиции. Забыты имена некоторых мастеров, и не выявлен творческий вклад в общее дело даже достаточно известных. Не опубликованы многие выдающиеся произведения, которыми обладают музеи. Все это представляет интерес не только для истории народного искусства в целом, но важно прежде всего для самого промысла. В его современной жизни немало сложностей и трудностей. Чтобы двигаться дальше, нужно хорошо знать пройденный путь, учитывать его опыт, просчеты и ошибки, достижения и победы.


Из истории дымковской игрушки в 19 веке Вятка впервые упоминается в летописных источниках в 1374 году. Эту дату принято считать временем основания города. Заложил его на месте существовавшего в XIV веке русского поселения один из отрядов ушкуйников, ходивших в поход на Волжскую Болгарию. В составе отряда были разные люди: новгородцы, двиняне, устюжане. В XV веке Вятка была феодальным владением: входила в Суздальско-Нижегородское княжество, была уделом Галицкого (Костромского) князя, а потом ею завладел московский князь Василий I. В 1452-1457 годах на высоком берегу реки Вятки между Раздерихинским и Засорным оврагами появился укрепленный кремль-крепость Хлынов, названный по реке Хлыновице. Феодальные войны не раз приводили к осаде города Хлынова, но он стойко защищался и лишь в 1489 году был сдан без боя Ивану III и присоединен к Москве.


Неизвестный мастер. Гуляющий кавалер. Конец XIX в.


В конце XV - начале XVI века население Хлынова стало пополняться выходцами с Северной Двины и особенно из Великого Устюга. Последние и основали в это время на низком правом берегу Вятки Дымковскую слободу, повторившую и название слободы в Великом Устюге, и местоположение, затопляемое во время разливов реки, и церковь во имя почитаемого в северном городе Прокошня, и, возможно, занятие основного населения гончарным делом. В XVI-XVII веках через Хлынов шли торговые пути с севера на Москву, в Поволжье, Пермь Великую. К 1678 году в городе уже было пять тысяч жителей, развивались ремесла.


А. А. Мезрина. Гуляющий кавалер. 1910-е гг.


В XVIII веке число ремесленников значительно возросло. В конце XVIII века в Хлынове было четыреста пятьдесят семь ремесленников около двадцати видов ремесла. Жители Дымковской слободы в это время занимались гончарным промыслом.

Неизвестный мастер. Свистульки уточки. Конец, XIX в.


«Дымковская слободка за рекою Вяткою, на выгонной земле, которая в бывшее под дирекциею Шувалова межевание межевана, коя в весеннее время вся потопляется; по стечении же весенних вод в свои границы окружаема бывает зеленеющимися лугами, близ коей со стороны полуденной облегчает старого течения река Вятка проток; по древнему ее строению регулярных улиц не имеет, в пей домы деревянного строения» , - сообщает старинная рукопись.


Неизвестные мистера. Коньки-свистульки. Начало XX в.


В 1780 году в Хлынове было восемьсот шестьдесят пять деревянных домов и только шесть каменных. В этот год в связи с губернской реформой и присвоением статуса уездного и губернского города Хлынову было возвращено его старое имя - Вятка. Город был захолустным, население малограмотным. Лишь в 1786 году открылась первая светская школа. Таким темным полусонным медвежьим углом Вятка оставалась на протяжении всего XIX столетия. Не случайно она стала местом политической ссылки, которую отбывали здесь А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко и многие другие талантливые представители русской культуры.



А.А.Мезрина (?). Пара на прогулке. Дама под зонтиком. Последняя треть XIX в.


А. А. Мезрина (?) Пара на прогулке. Последняя треть XIX в.


А. А. Мезрина (?). Дама под зонтиком. Последняя треть XIX в.


М. Е. Салтыков-Щедрин писал о Вятке: «Въезжая в этот город, вы как будто чувствуете, что карьера ваша здесь кончилась, что вы ничего уже не можете требовать от жизни, что вам остается только жить в прошлом и переваривать ваши воспоминания. Из этого города даже дороги дальше никуда нет, как будто здесь конец миру». Меткое народное слово отразило дух местного самоуправства в поговорке: «У нас на Вятке свои порядки». Но ссылка рождала силы внутреннего сопротивления, а трудные условия жизни, бюрократизм и самоуправство чиновничества пробуждали в народе изобретательность, дух непокорства и волю к творчеству. «Мы вячки - робята хвачки: семеро одного не боимся, а один на один, так и котомочки отдадим», - посмеивался над собой вятский мужик.


А. А. Мезрина (?). Две дамы. Последняя греть XIX в.


Талант, сметливость и изобретательность вятских крестьян внесли немалый вклад в развитие отечественной техники, науки и культуры. Суровый климат, низкая плодородность почв и малоземелье вынуждали население края заниматься в дополнение к земледелию промыслами.


В XIX веке по развитию местной домашней крестьянской промышленности Вятский уезд занимал первое место в губернии. Здесь были широко развиты не только разнообразные ремесла, но многие виды народного художественного творчества: ткачество, кружевоплетение, гончарство, ювелирное дело; но особенно различные виды художественной обработки дерева - от резных и расписных предметов бытовой утвари до домовых росписей, которыми вятские живописцы-отходники прославились по всему Северу и Уралу; от создания красивых по текстуре предметов из каповых наростов до плетеной и резной мебели.


В ряду этих видов местного народного искусства особая роль принадлежала дымковской глиняной игрушке. Некоторые историки вятского края считают, что производство игрушек в Дымковской слободе появилось, вероятно, только в начале XIX века. Вряд ли с этим можно согласиться, хотя никаких письменных доказательств для более точной даты их возникновения не обнаружено. Вместе с тем происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от местного праздника - Свистопляски. Именно к ней приурочивали производство и массовую продажу глиняных игрушек и свистулек.


Неизвестный мастер. Ребенок в ванночке. Ребенок и собачка. Начало XX в.


Как бы то ни было, но Свистопляска, по справедливому замечанию автора описания праздника в «Санкт-Петербургских ведомостях» 1856 года, действительно «единственный в мире по своей оригинальности и названию» праздник. Удивительно, что до сих пор он не привлек должного внимания этнографов. Местные газеты на протяжении всего XIX века публиковали описания Свистопляски. Они позволяют представить ее существо и те изменения, которые происходили в проведении праздника в течение этого столетия. В старину (до начала XIX века) праздник начинался панихидой по убитым и умершим, проходившей в часовне, поставленной на высоком откосе Раздерихинского оврага. Затем происходили прогулка и увеселения: бросание глиняных шаров с откоса в ров, кулачные бои, свист, пляски, отразившиеся в названии праздника. Все это сопровождалось продажей сластей и особенно глиняных кукол «в честь оставшихся после сражения вдов».


Неизвестный мастер. Няня с двумя детьми. Конец XIX в.


В середине XIX века авторы заметок сетуют па «вытеснение старинных обрядов современным бытом», на сокращение программы Свистопляски, на все большую роль детей как ее участников и сведение всего ритуала после традиционной панихиды главным образом к продаже игрушек, без которых, вероятно, и сам праздник перестал бы существовать. С 1861 года перестали катать глиняные шары и устраивать шутливые бои. С 1888 года праздник меняет свое название - это уже не Свистопляска, а Свистунья, что свидетельствует о трансформации сложного древнего обряда в развлекательную ярмарку. По воспоминаниям старейшей мастерицы 3. В. Пенкиной, последняя Свистунья состоялась в конце 1920-х годов.


Неизвестный мастер. Барыня. Барышня. Конец XIX в.


Современные исследования позволяют отнести Свистопляску к категории календарных праздников весенне-летнего цикла и отметить в ней существенные черты этих древнейших по происхождению обрядов. Свистопляску проводили ежегодно в четвертую субботу после пасхи. Уже эта приуроченность к определенным дням, обычно в апреле-мае месяце, ставит её в ряд традиционных народных обрядов, связанных в своих истоках с древнейшим культом земли, обновления и возрождения природы после зимы и ее пробуждения от весны к лету.


Неизвестный мастер. Барышня. Конец XIX в.


Несмотря на приуроченность к христианскому календарю, все главные до и после - пасхальные народные обряды (масленица - пасха - семик - троица) - исследователи так или иначе связывают с солнцеворотами и циклами сезонных земледельческих работ при переходе от весны к лету, с магическими в своей основе ритуалами, направленными па улучшение плодородия земли. Нередко эти обряды совмещались с поминовением усопших, а сам праздник проводился у церкви или часовни, как это было и на Свистопляске. Этнографы полагают, что это может означать генетическую связь календарного обряда с культом предков. Древность обряда видят и в том, что после поминовения обычно начиналось шумное веселье с песнями и плясками. Сочетание скорби и веселья, даже разгула не вызывало осуждения. а воспринималось как должное: этим думали парализовать смерть и утвердить жизнь.


Неизвестный мастер. Женщина доит корову. Начало XX в.


Магическим актом заклинания плодородия во время весенне-летних обрядов были смех - воссоздание жизни, свист - средство отпугивания злого начала, и особенно катание яиц. Яйцо было символом зарождения новой жизни. Соприкосновение его с землей должно было пробудить землю от зимнего сна, оплодотворить её. Среди пасхальных игр особенно популярны были катания яиц по земле с холма. Можно предположить, что и катание глиняных шаров па Свистопляске было поздней модификацией этих древних действий. Л. А. Динцес связывал его с пережитками культа солнца. Известно, что многие календарные обряды проводились «у воды», имевшей очистительное значение. Возможно, не случайно и Свистопляска проводилась на берегу реки Вятки. В 1824 году здесь был разбит Александровский сад, и праздник проводился около него, но на старом месте. Наконец, возможно, в массовом создании глиняных кукол к празднику Свистопляски и преобладании среди них женских персонажей, особенно кормилиц с детьми, тоже сохранился отдаленный отголосок древних языческих культов плодородия, о чем также писал Л. А. Динцес.


Неизвестный мастер. На печке. Начало XX в


Этнографы отмечают, что в XIX веке обрядность уже была сильно разрушена. Дольше сохранялись обряды, группировавшиеся вокруг крупных праздников и исполнявшиеся коллективно. Происходило это благодаря тому, что с утратой обрядового смысла они стали восприниматься как развлечение, а трансформированные и переосмысленные древние элементы их, сочетавшиеся с новыми, разнообразили праздник и придавали каждому из них свой особый колорит. В некоторых обрядах со временем все больше участвовали дети, воспринимавшие их как игру, что также можно видеть на примере Свистопляски. Свистопляска - местный вятский праздник. Однако известную аналогию ей можно видеть в краковской «ренкавке», которая проводится и поныне в пасхальный вторник на берегу Вислы якобы на могиле Кракуса - легендарного основателя города и сопровождается бросанием яиц, катаниями на каруселях детей, продажей и покупкой игрушек. Таким образом, подытоживая все особенности вятской Свистопляски - Свистуньи, представляется возможным утверждать, что праздник этот - древний по происхождению. К XIX веку он уже сильно трансформировался. В нем очевидны разновременные напластования, которые отразились как на характере самого праздника, так, по-видимому, и в сопровождавших его глиняных игрушках.



А. А. Мезрина. Няни с детьми. Начало XX в.


Самые ранние сохранившиеся в музеях игрушки можно датировать последними десятилетиями XIX - началом XX века. Но отсутствие более ранних вещей могут до известной степени возместить сведения из местной печати. Они довольно многочисленные и позволяют представить состояние промысла па протяжении всего XIX века: характер игрушек, их сюжеты, стоимость, размеры производства, соотношение с другими типами местных изделий, в частности, гипсовыми, постепенно теснившими глиняные. Самое первое упоминание о дымковских игрушках содержится в названных выше записках генерал-майора Н. 3. Хитрово. Он вел журнал, где описал легендарное сражение устюжан и вятчан и ставший традиционным праздник-поминки. В 1811 году он сообщал: «Ныне в день сей все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятного дня прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам и стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать свою потеху. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные. Сей праздник называется в сем крае Свистопляскою» . Из этого отрывка можно сделать вывод о трех разновидностях участвовавших в Свистопляске игрушек: свистульках, глиняных шарах и куклах. Судя по описанию, ритуал праздника был далеко не нов, и участие в нем глиняных игрушек также свидетельствует скорее о развитом производстве, а не его начальной стадии. Можно думать, что в 1811 году производство глиняных игрушек в Дымкове уже было достаточно налаженным.


А. А. Мезрина. Няня с двумя детьми. Водоноска. Конец XIX- начало XX в.


Игрушки имели определенный сложившийся ассортимент, различались ролью в ритуале праздника, пластикой и росписью: это шары, отдельные фигурки и группы, раскрашенные красками и с применением сусального золота, дешевые и более дорогие. Отмечена сезонность занятий глиняными игрушками, их вывоз за пределы Вятской губернии и определенные доходы мастеров от этого промысла. Описание игрушек вызывает аналогии с произведениями более позднего времени, известными по музейным собраниям: сходство медведя и свиньи и орнаментация «мушками» или полосами свидетельствуют в пользу этого. Наконец, уже к середине XIX века, а не к концу его, как часто пишут, относится появление гипсовых игрушек и статуэток, составивших серьезную конкуренцию глиняным дымковским изделиям.


А. И. Мезрина. Женщина доит корову. Начало XX в.


В 1861 году «Вятские губернские ведомости» свидетельствуют, что программа Свистопляски, проходившей с 20 по 22 мая, все сокращается, даже катанье шаров прекратилось с устройством в овраге мощеного спуска к реке. «Торговля куклами, игрушками и лакомствами па площади перед Александровским садом остается почти единственною причиною значительного стечения народа, приходящего сюда большею частью с детьми для закупки им самого интересного для них товара. В нынешнюю Свистопляску мы насчитали 20 балаганов с орехами, пряниками и прочими сластями и 10 столиков с подобным же товаром, 3 балагана с разного рода детскими игрушками, алебастровыми куклами, статуэтками и даже группами, 42 столика с деревянными, бумажными,шитыми и преимущественно с глиняными куклами и игрушками, 5 столиков с глиняными шарами и 6 с берестяными дудками». Далее автор замечает, что «улучшений и изменений в фигурах никаких не заметили, кроме необыкновенного расширения юбок у глиняных дам - во вкусе нашего времени. Изделия этого рода продаются горожанам за деньги, а деревенским жителям вымениваются больше на яйца; на вопросы о цене торговки отвечают: два яичка, пять яичек и т.д.» Таким образом впервые дается подробное описание балаганов с разными товарами, среди которых глиняные дымковские пока главенствуют, хотя все активнее на них наступают алебастровые статуэтки и фигурки. В 1862 году на Свистопляске было двадцать два балагана с орехами, пряниками и сластями, три балагана с детскими игрушками разного рода, с алебастровыми куклами и статуэтками, тридцать восемь столиков с деревянными, бумажными, шитыми и преимущественно с глиняными куклами и игрушками, пять столов с глиняными шарами и четыре с берестяными дудками. В 1865 году в ведомости о числе ремесленников в Вятке мастера глиняной игрушки уже значатся в общем числе с отливающими алебастровые фигуры. Таких «кукольников» упоминается пятьдесят женщин и двое мужчин. Последние никогда не занимались лепкой глиняных игрушек, но только литьем из алебастра.


Неизвестный мастер. Барыня. Барышня, Конец XIX в.


Неизвестный мастер. Всадник. Конец XIX в.

На рубеже 19-20 веков


Известные сведения о дымковской игрушке можно соотнести с подлинными произведениями, датированными лишь концом XIX - началом XX века. Хрупкость глины и довольно поздний интерес к собиранию глиняной народной пластики, проявившийся главным образом в 1900-1910-е годы, привели к тому, что в музейных коллекциях хранятся дымковские игрушки, созданные не ранее последнего десятилетия XIX века.
Однако даже самые ранние из них далеко не однородны по своему составу и происхождению. И если следовать их «послойному» анализу, то к древнейшим «слоям», вероятно, нужно отнести шары или «шарыши», которые «с незапамятных времен» катали на Свистопляске. Два экземпляра таких шаров сохранилось в музеях. Они вполне соответствуют описанию, приведенному выше из «Санкт-Петербургских ведомостей» 1856 года. Сравнительно небольшого диаметра (6-10 см), полые внутри, с катающимися горошинами, создающими звук погремушки, они красивы по цветовым сочетаниям. Всегда по черному фону, придающему им оттенокмрачноватой суровости, нанесены ряды белых, красных и сиреневых (в другом случае - белых, голубых и коричневых) пятен-горошин. Можно представить, что в общую красочную шумливую атмосферу Свистопляски этот своеобразный вид дымковских игрушек вносил свою неповторимую ноту. Со временем, с уходом из праздничного ритуала шутливых боев и катанья шаров по Раздерихинскому спуску к реке Вятке, шары прекратили свое существование.



Вероятно, также древний по происхождению слой дымковской игрушки составляют свистульки, особенно изображения зверей и птиц.
Интересно отметить, что носителями плодородия в представлении древних земледельцев этнографы называют домашних животных: быка, козу, свинью, лошадь и других. Среди старинных дымковских игрушек есть все эти персонажи, и они всегда - свистульки. Их постоянная форма в виде небольшой фигурки с самыми характерными признаками птицы или животного спереди и коническим завершением - свистком сзади, совершенная и лаконичная пластика, совместившая образную выразительность с функциональностью, - уже сами по себе свидетельствуют в пользу того, что подобные произведения конца XIX века являются традиционным типом игрушки, отработанным не одним поколением мастеров. О том же говорит и единообразие пластических решений этих свистулек у разных авторов, особенности почерка которых проявляются не столько в пластике, сколько в деталях росписи. Лишь по длине морды коня, свистка-конуса, изгибу рогов коровы или барана, рисунку глаз и цветовым особенностям росписи можно пытаться классифицировать эти игрушки. Но так как делали их большими партиями и приобретались они также «заводами», то и в музейных собраниях они представляют достаточно единообразные серии, выполненные в определенных цветовых вариациях.


М. А. Лалетина. Няни с детьми. Начало XX в.


Среди свистулек количественно первое место занимают фигурки уточек и уток-«крылаток». В собрании Государственного музея этнографии народов СССР на одной из них есть надпись: Вятской губ. 1909 г. По пластике «крылатки» отличаются от простых уток лишь горизонтальными рядами оборок-крыльев, как будто надеты два передника с лепной оборкой - спереди и сзади. У некоторых авторов голова утки с поднятым широким клювом похожа на гордо вскинутую человеческую головку в капоре. Обтекаемой, гладкой и компактной пластике утки-свистульки соответствует и роспись, в которой можно видеть определенную систему нанесения цветных полос и рядов горошин. Сначала делается широкая полоса от спины через шею и голову по груди, затем более узкие от груди по сторонам, в соответствии с формой конуса, и уже в завершение их пересекают поперечные полосы, образуя клетчатый узор. Желто-оранжевые, лилово-серые, сине-зелено-желтые свистульки демонстрируют тонкое чувство цвета их авторов, владевших, достаточно широкой палитрой.


А. А. Мезрина. Олень. Корова. Баран. Заяц. Начало XX в.


Многочисленны среди свистулек и фигурки коней - одноглавых или двухголовых. Особенно выразительны двухголовые, уникальные среди глиняных игрушек всех известных центров по пластическому решению, его своеобразной убедительности при всей очевидности художественного вымысла. Дымковские «двухголовки» - яркий пример органического слияния реального и фантастического, воплощенного в совершенной художественной форме, что свойственно лучшим достижениям фольклора во всех его видах. Их силуэт с большим пли меньшим наклоном головок в стороны сохраняет абрис конуса, который, разрастаясь вперед и вверх, создает устойчивую и пластически завершенную форму игрушки. Даже в расположении отверстий для свиста сбоку и свистка в хвосте коня заключен определенный ритм, обусловленный не только необходимостью извлечения звуков, но и чувством гармонии.


Е. А. Кошкина. Няни с детьми. Начало XX в.


Для росписи коньков-свистулек также характерны простейшие, обычно вертикальные ряды разноцветных горошин или чередования полос и клеток с гармоничными или контрастными сочетаниями красок. Иногда на груди коня помещается в кольце круг - «солнце», расчерченный косыми линиями или отходящими от него прямыми лучами. Этот мотив сближает дымковские игрушки с подобными каргопольскими, филимоновскими и другими.


Е. А. Кошкина. Дамы. Начало XX в.


По сравнению с утками и коньками образы других птиц и зверей (козлов, баранов, коров и особенно свиней) представлены в свистульках значительно меньшим числом произведений. Коровы, козлы и бараны по пластике аналогичны коням, лишь положением рогов и рисунком морды обнаруживают они сходство со своими прототипами. Они также лаконичны в слиянии формы конической свистульки с пластическим решением образа, в меткости и точности передачи своеобразных характеров животных. Близки конькам они и по росписи: как правило, украшены вертикальными рядами черных точек или небольших цветных горошин.


А. А. Мезрина. Танцующая пара. 1910-е гг.


Только две разновидности дымковских свистулек передают человеческие образы: это всадник (на одноглавом или двухголовом коне) и так называемый «гуляющий кавалер». Может быть, именно их «Вятские губернские ведомости» называли теми «свистунами», которые пользовались большой популярностью во время Свистопляски. Композиционно обе игрушки также органично слились с формой свистульки, их художественное решение ярко и выразительно. Например, наличие свистка у «гуляющего кавалера» удлиняет фигуру, придает ей устойчивость и некоторый наклон назад, способствуя впечатлению мерного движения и барской важности персонажа. Всегда изображенный в длинном пальто с воротником-шалью и в цилиндре, кавалер передает тип провинциального уличного франта. Образ всадника-свистульки, применяя выражение В. С. Воронова, - это «претворение фантастики в какую-то убедительную реальность и подлинного реализма - в сказочность». Игрушечная шутливость сочетается в нем с живостью передачи лихо скачущего коня и крепко сидящего на нем военного. Пластическое соединение двух фигур в одну, игнорирование деталей и выявление того, что должно усилить содержание образа (гордо вскинутая голова и крутая шея коня, лихая поза наездника), - все позволяет за внешней условностью видеть образ выразительный и достоверный. Этой достоверности помогает и одинаковый рисунок глаз коня и человека (со зрачками и бровями), способствующий объединению в единый живой персонаж.


Л. П. Мезрина. Няни с детьми. Начало XX в.


Образы всадника-свистульки и «гуляющего кавалера» с присущими им округлыми пластическими формами, приземистыми пропорциями, кукольной важностью и серьезностью принадлежат к числу наиболее ярких и самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то «гуляющий кавалер» и появившаяся позднее аналогичная «гуляющая дама» - дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки нравились им самим. Каждая лепила их в большом количестве, варьируя положение рук, цвет одежды (у всадников - непременно с эполетами на плечах), кольца, клетки и горохи на свистках и телах коней, высоту и форму шляпы, всегда лихо надетой, то с заломом, то с нолями, то треуголки.


А. А. Мезрина. Барыня с зонтиком. Начало XX в.


Образы дам, барынь и военных - не исключение в дымковской пластике. Они известны и в других центрах производства русской глиняной игрушки - слободе Большие Гончары под Тулой, деревнях Романове под Липецком, Филимоново Тульской и Абашево Пензенской губерний. Но примечательно, что в деревенских крестьянских промыслах, какими было большинство центров игрушечного производства средней России, человеческие фигурки всегда наделены свистульками, хотя бы в виде птицы, которую держит под мышкой барыня или солдат. В слободах Большие Гончары под Тулой и Дымково в Вятке, за исключением всадника-свистульки и «гуляющего кавалера», человеческие фигурки никогда свистульками не были. Объяснение этому факту, на наш взгляду нужно искать в том, что в обеих пригородных губернских слободах больше следовали моде и ориентировались на достижения фарфоровой мелкой пластики. И создание подобных глиняных игрушек должно было возместить дефицит аналогичных фарфоровых статуэток.


А. И. Мезрина. Няни с детьми. Начало XX в.


О влиянии фарфоровой скульптуры на дымковскую игрушку писали многие исследователи. Знакомство дымковских мастериц с этим производством подтверждается и приведенными выше сведениями из местной печати. Влияние фарфоровых статуэток на народную игрушку в XIX веке сказалось почти повсеместно. Оно еще недостаточно изучено в конкретных проявлениях. Но дымковские мастерицы не были в этом одиноки. Достижения фарфорового производства так или иначе восприняли тульские, липецкие, богородские и другие мастера. Его влияние отразилось на массовости производства подобных фигурок, на изменении функции игрушки, ставшей не столько предметом игры, сколько украшением подоконников, комодов и горок с посудой, что также было повсеместным. Сказалось оно и в сюжетах, привлекших внимание народных мастеров к миру господ и уличным типам; в композициях фигурок, стоящих нередко на подставках-основаниях, подобно фарфоровым статуэткам, и даже в побелке дымковских игрушек перед росписью, явно подражавшей белизне фарфора.


А. И. Мезрина. Няня. Барышня с зонтиком. Начало XX в.


Некоторые типичные композиции дымковской игрушки имеют прямые аналогии в фарфоровой скульптуре XIX века: охотник в лодке с собакой, барыни с собачками, водоноска, а сюжет доения коровы известен в гжельской майолике еще в конце XVIII века. Но при всей бесспорности воздействий фарфоровой пластики дымковские мастера не просто подражали ей и не механически переводили из благородного фарфора в грубую глину образцы модной скульптуры, но создали самобытное и неповторимое искусство, обладающее собственной художественной системой, яркой и мощной, сложившейся талантом многих поколений, явивших миру уникальный народный промысел. Художественные особенности дымковской игрушки рубежа веков отражают истинно народный характер этого искусства, сумевшего освоить сторонние влияния и подчинить их народному мировосприятию и эстетическим нормам.


А. И. Мезрина. Дама с ребенком, Начало XX в.


Пластической основой для всех женских фигурок служила ступка-колокол, устойчивое основание и в то же время пышная юбка. Этот универсальный прием в глиняной игрушке не только многих районов, но и у разных народен в дымковском промысле обрел лишь ему свойственные особенности. Дымковская ступка приземиста и широка в основании. Первоначальная стадия ее лепки, действительно, обнаруживает сходство с колоколом. Но в то же время каждая мастерица имеет возможность варьировать крутизну, глубину, высоту ступки, внося тем самым нюансы в облик персонажа. По-разному обрабатывается и внутренность ступки: у одних авторов в виде полусферы-купола, у других - уходящего вглубь пологого конуса.


А. И. Мезрина. Няни с детьми. Барышня с зонтиком. Начало XX в.


К ступке прилепляется шарик-головка с торсом, а к ним примазываются скатанные калачиками руки и другие лепные детали одежды ко всей композиции. Вместе с головкой лепится пупырышек-бугорок носа, едва выступающий па плоском лице, но придающий всем дымковским игрушкам существенную особенность.


Главный «инструмент» мастерицы - руки, чувствующие, осязающие материал, ловкими движениями пальцев рождающие из комка глины небольшие фигурки. Единственное подспорье рукам - мокрые тряпки для сглаживания швов.


Просушенные в течение трех-пяти дней в домашних условиях, игрушки обжигали три-четыре часа в русской печке. Потом остывшие фигурки белили мелом, разведенным на снятом молоке, и расписывали красками, растертыми на яичном желтке. Для росписи применялись самодельные кисти из тряпок и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей.


А. А. Меарина. Дама. Няня. 1920-е гг.


В Государственном музее этнографии СССР есть экземпляры игрушек, соответствующие разным стадиям работы над ними. Одни обожжённые, где ставшая после обжига темно-коричневой красная глина как бы обнажает пластику. В таких экземплярах можно по достоинству оценить скульптурный дар дымковских мастериц, под ловкими пальцами которых из глины рождались уверенно и лаконично вылепленные фигурки, сглаженные, упругие, поражающие плавностью линий, соразмерностью пропорций, строгим отбором самых необходимых деталей. Так, лишь положение рогов, остро торчащих или упруго загнутых назад, решает образ коровы или козла-свистульки. Другие экземпляры игрушек побелены, но пока без росписи. Благодаря белому цвету в них еще больше выявляются чистота и певучесть линий, плавные переходы объемов, отсутствие каких бы то пи было швов, стыков. В пластическом выражении фигурка монолитна и лаконична. В ней все настолько органично и завершено, что невозможно что-то добавить или убрать. На роспись немногими красками приглушенных оттенков представляется естественным и необходимым дополнением ее облика и наряда, в игрушках рассматриваемого периода, не выходящего за пределы художественного подобия реальному и пока лишенного самодовлеющей цветистости и декоративности.


А. А. Мезрина. Танцующая пара. 1910-1920-е гг.


Деньшин перечисляет краски, которые применяли дымковские мастерицы в начале XX века: красные - сурик, фуксин; желтые - кроны, зеленые - кроны и Поль-Веронез. синие - синька и ультрамарин, черные - сажа. У каждой игрушечницы были свои рецепты их разведения. В раскраске фигурок также существовала своя последовательность. Сначала черным окрашивали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой - три красных или оранжевых пятна - рот и щеки. Затем красили шляпку, и завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска и цветистости местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка).


А. А. Мезрина. Наездница на коне. Наездник на козле. 1910-1920-е гг.


Как и подобает изделиям промысла, предназначенным для реализации, в дымковских игрушках этого времени заметно наличие определенного ассортимента. Женские фигурки различаются не только сюжетами, типажом, но и размерами, характером и набором деталей, степенью сложности. Поменьше размером и попроще стоили дешевле, их делали большими партиями. Посложнее и покрупнее - игрушки более индивидуальные, в собраниях музеев они встречаются в единичных экземплярах.


А. А. Мезрина. Пара в лодке. 1920 е гг.


Дымковские фигурки существуют в трех размерах: около пятнадцати - восемнадцати сантиметров высоты, десять - двенадцать сантиметров и самые маленькие - сантиметров восемь - девять. Но мастерицы не слишком строго придерживались этих эталонов и подчас работали в двух или даже в одном из них. Следует заметить, что все игрушки XIX - начала XX века достаточно миниатюрны, и разница размеров в это время существенно не влияла на образное претворение персонажей.


А. А. Мезрина. Музыканты. 1920-е гг.


Подытоживая развитие дымковской игрушки XIX - начала XX века, нужно отметить, что уже в это время она не была игрушкой в собственном смысле слова. Как видно из проанализированных произведений, это была мелкая декоративная пластика. Поэтому «игрушками» их называли и называют поныне условно, по традиции. На протяжении XIX и в начале XX века дымковская пластика развивалась как народный художественный промысел, которым занималось сезонно или постоянно немало жителей Дымковской слободы. В произведениях этого времени есть слои разного происхождения, но бытовавшие одновременно и обогащавшиеся живыми наблюдениями современной мастерам жизни.


А. А. Мезрина. Медведь. Медведь на дереве. Львы. 1920-е гг


Определенный типаж людей, особенно женские персонажи, образы зверей и птиц, приемы их воплощения в пластике и росписи говорят о вполне сложившейся системе местного искусства, своеобразии его выразительных средств. Игрушкам этого времени свойственны небольшие размеры, сравнительная тонкослойность глиняного теста, различная пластическая и художественная сложность в зависимости от ассортимента, многообразие вариантов воплощения небольшого количества персонажей, разнообразие и тщательность отделки деталей. В росписи и раскраске - приглушенные сочетания красок, скромность простейших узорных украшений, отсутствие самодовлеющей декоративности.



А. А. Мезрина. Детский сад на прогулке. 1935



А. А. Мезрина. Свинарка. 1935



А. А. Мезрина. Чтение колхозного устава. 1935




А. А. Мезрина. Барыни. 1910-1920-е гг.




Е,А. Кошкина. Свинья. 1930-е гг.



Е. А. Кошкина. У колодца. 1936. Водоноска. 1936-1937 г.


Е. А. Кошкина. Корова. 1930-е гг.



Е. А. Кошкина. Продавщица игрушек (Свистунья). 1930-е гг.


Е. А. Кошкина. Крестьянка. 1930-е гг.



Е. А. Кошкина. Цыганка с детьми. Барыня с зонтиком. 1930-е гг.



Е. А. Кошкина. Гусь. 1935-1936. Индюк. Конец 1930-х гг. Индюк. 1949



Е. А. Кошкина. Лев. Собака с птицей. Конец 1980-х гг.



Е. А. Кошкина. Пастух пасет коров. 1930-е гг.



Е. А. Кошкина. Футболист и барабанщик. Конец 1930-х гг.



Е. А. Кошкина. Иван-царевич и Жар-птица. 1940-е гг.



Е. И. Пенкина (лепка). Е. И. Косс (роспись). И за работой. 1945



Е. А. Кошкина. Декоративные плитки. Конец 1930-х - начало 1940-х гг.



Е.И.Пенкина. Пара па прогулке. 1930 е гг.



Е. И. Пенкина. Самоед на олене. 1930 е гг.



Е. И. Пенкина. Няня с ребенком. 1930-е гг.



Е. И. Пенкина. Дама с зонтиком.. 1937



Е. И. Пенкина. Няня с ребенком. 1937



Е. И. Пенкина. Дама. 1930-е гг.



Е. И. Пенкина. Кобылица с жеребенком. 1938



Е. П. Пенкина. Коровка. Собачка. Вторая половина 1930-х гг.



Е. И. Пенкина. Гусар на коне. 1930-е гг.



Е. И. Пенкина. Наездник. Наездница. 1936-1937


Е. И. Пенкина. Царевна на сером волке.1930-е гг.


Е. И. Пенкина. Петух.1930-е гг.



Е. И. Пенкина (лепка). Л. И. Никулина (роспись). Доярка и корова. 1940-е гг.



Е. П. Пенкина (лепка). Е. И. Косс (роспись). Ушкуйники. 1942



Е. И. Пенкина (лепка). Л. Н. Никулина (роспись). Балалаечник на рыбе. 1944



Е. И. Пенкина (лепка). Е. И. Косс (роспись). Продавщица игрушек. 1944



Е. И. Пенкина (лепка). Е. И. Косс (роспись). Спорщица. 1935



Е. И. Пенкина (лепка). Е. И. Косс (роспись). Пара на прогулке. 1940-е гг.


Е. И. Пенкина (лепка). Л. Н. Никулина (роспись). Дрессировщик со львом. 1940-е гг.





М. А. Лалетина. Няня. Дама. 1941


М. А. Лалетина. Барыни. 1941


М. А. Лалетина. Барыни. 1941



М. А. Лалетина. Утка с утятами. Поросенок. Утка. «Утка-крылатка». 1941



М. А. Лалетина. Няньки с детьми. 1941



М. А. Лалетина. Свистульки. 1941



М. А. Лалетина. Всадники. 1941



М. А. Ворожцова. Отдых охотника. 1941



М. А. Ворожцова. Репка, 1940



М. А. Ворожцова (лепка). К. И. Косс (роспись). Петух. 1942


М. А. Ворожцова. Наездник на зайце. 1940

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.