Сравнение брака в семейном праве. Семья и брак

Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. С учетом их направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данных социальных феноменов. Для юридических наук представляют интерес лишь те стороны жизнедеятельности семьи, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию. Семейный кодекс Российской Федерации также, как и ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР (КоБС РСФСР), не содержит определения брака. Вместе с тем в теории семейного права предпринимались попытки дать такое определение. Так, А.М. Белякова определяет брак как юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности. По мнению О.А. Хазовой, брак - это моногамный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. А.М. Нечаева определяет брак как союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия, форму отношений между лицами разного пола и своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства.
Таким образом, очевидно стремление авторов как можно полнее охватить все стороны исследования, что ведет к некоторой громоздкости определения, однако позволяет раскрыть сущность этого явления.
Анализ норм действующего Семейного кодекса РФ, посвященных заключению брака, осуществлению супругами прав и обязанностей, позволяет определить брак как добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, подлежащий обязательной государственной регистрации, порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности.
К юридическим признакам брака следует отнести характерные черты, позволяющие наиболее полно раскрыть его сущность. Анализируя определение брака и статьи Семейного кодекса РФ, регулирующие порядок и условия государственной регистрации заключения брака, основания и порядок его прекращения, можно выделить следующие юридически значимые признаки брака:
Брак - это союз мужчины и женщины, поскольку в Российской Федерации признается и охраняется государством союз только между мужчиной и женщиной.
Брак - это добровольный союз. Для заключения брака необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак.
Брак - это равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке.
Брак - это союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берет под свою защиту.
Так, исходя из основных начал семейного законодательства (ст. 1 СК РФ) в РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Целью заключения брака является создание семьи. Заключение брака лицами без намерения создания семьи влечет признание его недействительным. Брак порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов, которые возникают с момента государственной регистрации заключения брака. Брак заключается без указания срока его действия. Вступление в брак предполагает обоюдное желание супругов на сохранение брачных отношений в течение всей жизни. Однако это не означает невозможность прекращения брака, например, при изменении взаимоотношений между супругами в негативную сторону.
Правовое регулирование брачных отношений государством . Правовой комплекс регулирования брачных взаимоотношений состоит из нескольких основополагающих документов. Неслучайно, что семейному праву в нашем законодательстве посвящено очень много внимания. Прежде всего необходимо отметить, что Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, установлено в ст. 7 п. 1, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Как мы знаем, важнейшим критерием социального государства является защита материнства, детства, отцовства, а также помощь и защита семьи. В п. 2 этой же статьи Конституции сказано, что "в Российской Федерации... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства... развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты". Статьей 72 Конституции РФ предусмотрено, что семейное законодательство находится "в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации". После конституционной реформы 1993-1994 гг. законодательство Российской Федерации стало более "коррелировать" с международным, что подтверждает еще раз, что наше законодательство все более соответствует международным нормам и критериям. Все международные акты и договоры, подписантом которых является РФ действуют на территории РФ также, как и Федеральные законы, а в тех случаях, когда нормы общепризнанного международного права и договоров не соответствуют каким-либо нормативным актам РФ, то применяется международное законодательство. (Ст. 15 Конституции РФ). В связи с этим можно отметить два документа, регулирующих в некоторых частях семейное законодательство. Это прежде всего Международный пакт от 16.12.66 "О гражданских и политических правах". В частности в ст. 23 Пакта говориться, что
"1. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
2. За мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью.
3. Ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в брак.
4. Участвующие в настоящем Пакте государства должны принять надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита всех детей".
В ст. 24 Пакта регулируется положение детей, родившихся в семье, в частности статья устанавливает, что каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. Каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Вторым значительным документов, также частично регулирующим семейное законодательство стран-подписантов является Международный пакт от 16 декабря 1966 года "Об экономических, социальных и культурных правах" .
В ст. 10 Пакта признается, что участвующие в Пакте государства признают, что семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом.
Кроме того в ст. 11 Пакта признается право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства - участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии. Участвующие в Пакте государства, признавая основное право каждого человека на свободу от голода, должны принимать необходимые меры индивидуально и в порядке международного сотрудничества, включающие проведение конкретных программ, для того чтобы:
a) улучшить методы производства, хранения и распределения продуктов питания путем широкого использования технических и научных знаний, распространения знаний о принципах питания и усовершенствования или реформы аграрных систем таким образом, чтобы достигнуть наиболее эффективного освоения и использования природных ресурсов; и
б) обеспечить справедливое распределение мировых запасов продовольствия в соответствии с потребностями и с учетом проблем стран как импортирующих, так и экспортирующих пищевые продукты.
29 декабря 1995 года был принят Федеральный закон РФ № 223-ФЗ под названием "Семейный кодекс Российской Федерации", который Федеральным законом от 15 ноября 1997 № 140-ФЗ был подвергнут редакции.
В ст. 3 Кодекса отмечается, что в соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Семейное законодательство состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее - законы), а также законов субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 СК РФ, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации Кодексом, и по вопросам, непосредственно Кодексом не урегулированным. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Кодексу. На основании и во исполнение Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных Кодексом, другими законами, указами Президента РФ.
Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
В ст. 4 и 5 СК РФ говорится о том, как соотносятся семейное законодательство и гражданское законодательство. Законодатель установил, что к названным в статье 2 СК РФ имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством (статья 3 СК РФ), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями, такими как Платон, Аристотель, Кант, Гегель много веков назад. Наиболее часто о семье говорят, как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества.

В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство. Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Как следует из определения, семья – сложное явление. Можно, по крайней мере, выделить следующие ее характеристики :

– семья – ячейка общества, один из его институтов;

– семья – важнейшая форма организации личного быта;

– семья – супружеский союз;

– семья – многосторонние отношения с родственниками.

Из этого следует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений – супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других – своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывают прежде всего с семьей.

Семья как общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.

Семья всегда строится на базе брака или кровного родства. По сравнению с другими малыми группами, семья имеет ряд специфических характеристик.

В частности, отмечают следующие особенности семьи.

1. Семья является группой, максимально контролируемой в нормативном плане (жесткие представления о требованиях к семье, отношениям внутри ее, в том числе нормативность в наличии, характере сексуального взаимодействия между супругами).

2. Особенность семьи в ее составе – небольшом размере от 2 до 5-6 человек в современных условиях, гетерогенности по полу, возрасту или по одной из этих характеристик.

3. Закрытый характер семьи – ограниченность и регламентированность вхождения и выхода из нее, известная конфиденциальность функционирования.

4. Полифункциональность семьи – что приводит не только к взаимодополнению многочисленных аспектов ее жизнедеятельности, но и к множественному, часто конфликтному характеру семейных ролей.

5. Семья – исключительно долговременная по замыслу группа. Она динамична, история семьи включает в себя качественно различные этапы развития.

6. Всеобщий характер включенности индивида в семью. Значительная часть жизни проходит у человека в общении с членами семьи, при постоянном наличии положительного и отрицательного эмоциональных компонентов.

Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии детства, социологии образования, политики и права, труда, культуры, позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, конструирования социальных реалий и т.д.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по сути, имеющие общее, не являются синонимами.

Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни.

Слово «брак» происходит от русского слова «брать». Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освященные религией – церковными.

Брак – явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития – от полигамии к единобрачию.

Цель брака – создание семьи и рождение детей. Поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Следует иметь в виду, что:

– брак и семья возникли в разные исторические периоды;

– семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

3.5. Исторические аспекты развития семьи

Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. В то же время эти проблемы не являются сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов. Общепризнанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенствованием форм регулирования отношений между полами, другие имели более широкое распространение.

Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях, в которые вступала женщина с любым мужчиной (и наоборот, мужчина с любой женщиной) этого стада. Такие отношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь первобытного стада, для выживания которого требовались сплоченность и единство в обеспечении условий существования. В результате сложилась объективная потребность – ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали беспорядочное удовлетворение половых инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными родственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в результате чего стал формироваться род. Таким образом, в первобытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами.

Возникновение родовой общины и функционирование группового брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограничению социальных связей с другими общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась экзогамия – более строгая форма брачных отношений, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом.

По мере социального расслоения общества групповой брак видоизменился и принял форму полигамии (многобрачия).

Полигамия – форма брака, когда одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы сохранилась в некоторых странах Востока в форме семьи гаремного типа.

Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей, что привело к дальнейшему упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочностью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне-семейного воспитания, которым занимаются родители, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами: жена, дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью становится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не только регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в VIII-IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией», где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке – материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Установление моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь достижениями социально-экономического характера человечества. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической культуры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».

С развитием общества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношений переносится с внешних регуляторов (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчиненность женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).

3.6. Основные типы семей

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу. Наиболее архаичным типом является патриархальная семья.

Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В городских семьях большего размаха достиг процесс нуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства народов индустриальных стран. Нуклеарная семья – преобладающий тип семьи, который состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.

В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. молодых семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда»). Печальная примета нынешнего времени – рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей).

Материнская (внебрачная) семья семья, в которой мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор «родить для себя» без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

В настоящее время существует также так называемый гражданский брак. Иногда его называют фактическим, в просторечии именуют сожительством. Психологи имеют свой термин - промежуточная семья, подчеркивая, что в любой момент она может принять какую-то окончательную форму: развалится или будет закреплена документально. В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая под одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще.

Фактические браки приобретают всевозрастающую популярность в западном мире – Швеции, Англии, Франции, Нидерландах, США, Канаде. Не осталась в стороне и Россия, где около 7% супругов живут в незарегистрированном браке. Что же лежит в основе такого партнерства двух «независимостей»? Оказывается, вовсе не соображения типа «мы еще молоды для брака, надо материально встать на ноги, а тогда уж...» По данным социологическая исследований, в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли или, по крайней мере, уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, решение «просто пожить вместе» рождается в силу желания оградить себя от ответственности, подстраховаться удобной «подножкой», с которой можно при случае соскочить.

3.7. Основные функции семьи

Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и для каждого человека.

Функции семьи – направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье.

В период социально-экономических преобразований в обществе претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава семьи – мужчина – был организатором общего труда, дети рано включались в жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не отмерла, но изменилась. Один из вариантов функций современной семьи представлен финским педагогом Ю. Хямяляйнен. Выделяя периоды формирования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семейных отношений характерны определенные функции, что представлено в таблице 2.

Таблица 2

Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

Стадия семьи

Основная функция семьи

родительская функция

функция ребенка

I. Этап формирования семьи

Осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношении; налаживание отношений с родителями и другими родственниками, беседы между супругами о будущем семьи

II. Семья, ждущая ребенка; семья с младенцем

Привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей

Ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук; овладение словами, короткими фразами, речью

III. Семья с ребенком дошкольного возраста

Развитие интересов и потребностей ребенка; привыкание к материальным затратам; распределение обязанностей, ответственности; поддержка сексуальных отношений; дальнейшее развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка; сохранение прежнего круга друзей формирование семейных традиций, беседы о воспитании детей

Преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов); проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или как папа

IV. Семья школьника

Воспитать у детей интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность); забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с другими родителями

Получение навыков, необходимых для школьного образования; стремление быть полноправным членом семьи; постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, включение в группу сверстников, расширение словарного запаса и развитие речи; формирование научной картины мира

V. Семья с ребенком старшего школьного возраста

Передача ответственности ребенку по мере взросления; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей между членами семьи; воспитание детей на достойных образцах; понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности

Положительное отношение к собственному полу; прояснение роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку, созданию семьи; формирование собственного мировоззрения

VI. Семья со взрослым ребенком, входящим в мир

Отрыв от взрослеющего ребенка; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к роли бабушки и дедушки; создание хороших отношений между своей семьей и семьей ребенка; уважение самостоятельности обеих семей

Осознание своего положения как положения самостоятельного человека, который может отвечать за свои поступки; создание прочных отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношение к собственной сексуальности; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношении при формировании семьи

Партнерские функции

VII. Семья среднего возраста («пустое гнездо»)

Обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим изменениям; творческое использование большого количества свободного времени; укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки)

VIII. Постаревшая семья

Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры

Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка к окончательному уходу родителей; подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки)

Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются.

В то же время существуют и другие подходы к определению функций семьи. Необходимо отметить, что в настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей. Социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.

Репродуктивная функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов, юристов, социологов, экономистов, медиков и т.д.

На уровень рождаемости оказывают влияние многие факторы, такие как социально-экономическая стабильность в стране; благосостояние семьи, ее обеспеченность жильем, работой; социально-культурные нормы, национальные традиции; образование и здоровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны родственников; профессиональная деятельность и характер занятости женщины; место жительства. Ученые вывели несколько закономерностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. При более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции («пожить для себя»), и усилия семьи переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, учебу, потребление, досуг, творчество.

Вопрос о количестве детей в современной семье имеет не только педагогическое, но и социально-экономическое значение. Вряд ли следует кого-либо убеждать в том, что ориентация современной семьи на одного-двух детей не обеспечивает воспроизводства населения.

В последние годы растет число супружеских пар, которые сознательно отказываются от рождения детей. Среди них есть люди с эгоистической направленностью, озабоченные своей карьерой, не желающие усложнять свою жизнь «детскими» проблемами т.д. Некоторые супруги откладывают рождение детей на неопределенный срок, объясняя это жилищными, материальными и иным трудностями. На фоне таких «неродителей» особо отчетливо высвечивается трагедия бесплодных супружеских пар.

На потенциал нации влияют не только количественные, но и качественные отклонения в воспроизводстве населения. У coвременных новорожденных детей низкие качественные показатели - явление достаточно частое. Так, в России из десяти родившихся детей девять имеют те или иные отклонения в развитии. Причин очень много. Прежде всего, это плохое здоровье рожениц, которое часто подрывается вредными привычками (курением, алкоголем) во время беременности. Кроме того, многие женщины выполняют тяжелую работу, не имеют полноценного декретного отпуска, плохо питаются, пьют некачественную воду, не защищены от инфекций и т.д.

Уход за детьми, имеющими различные врожденные или наследственные дефекты, в также их воспитание сопряжены с огромными издержками как нервно-психического, так и материального характера. Семьи с такими детьми оказываются в очень сложном положении. От новорожденных детей с выраженными признаками тяжелой болезни, уродства родители нередко отказываются, взваливая заботы о своих малышах на плечи государства. Со стороны общества требуются дополнительные затраты на содержание и лечение физически ослабленных, психически неполноценных детей, открытие специальных медицинских или коррекционных учреждений, увеличение пенсионного фонда и т.д.

Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторождение: сколько и когда, с какими интервалами появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здоровья влияют на выполнение семьей воспитательной функции.

Понятие «планирование семьи» сравнительно недавно появилось в научной литературе. Первоначально оно было принято Организацией Объединенных Наций (ООН), а свое развитие получило в документах других международных организаций, прежде всего Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В России принята Федеральная программа «Планирование семьи», в рамках которой осуществляется санитарное просвещение, консультирование, лечение бесплодия, обеспечение противозачаточными средствами, подготовка молодежи и подростков по вопросам полового воспитания, сексуального и репродуктивного поведения по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, и другие естественные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др.

Одна из предпосылок существования нормальной семьи ее экономическая общность, реализация экономической функции. Семейная экономика требует планирования, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности. В организации домашнего быта большинства современных семей учитываются интересы не только старших, но и младших членов; забота о детях обычно стоит на одном из первых мест. Налаженное денежное хозяйство существенным образом меняет психологический климат семьи, позволяет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов.

Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей. Именно в условиях повседневной жизни раскрываются подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы, формируются черты характера. В ежедневных обязанностях члены семьи имеют возможность проявить заботу друг о друге, оказать внимание, выразить уважение к тем или иным особенностям, привычкам, вкусам близких.

При ведении домашнего хозяйства приходится принимать различные решения: как отмечать день рождения ребенка, когда ремонтировать кухню и т.д. В большинстве современных семей складываются равноправные отношения, когда власть равномерно распределяется между супругами, и, следовательно, решения принимаются коллегиально.

По сравнению с прошлым во многом изменилась сама роль главы семьи. Главенство сегодня выражается не в проявлении власти над членами семьи, как это было раньше, не в распоряжении ими, а в организации жизни семьи, в устройстве ее быта. Ученые считают, что в условиях современного функционирования семьи речь может идти не о главенстве, а скорее о лидерстве при осуществлении тех или иных планов семейного благоустройства. При этом в большинстве случаев дело решают личные свойства и склонности взрослых социально зрелых членов семьи (инициативность, твердость характера, авторитетность, эрудированность и т.д.). Возникают так называемые «двуглавые» семьи, когда каждый из супругов, являясь лидером, осуществляет свою инициативу в той области быта, к которой он больше всего склонен (приготовление пищи, плодово-ягодные заготовки, организация досуга, ремонт квартиры, руководство работами на садово-огородном участке и пр.).

Формы руководства семьей авторитарная, демократическая, анархическая. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга. При демократической форме руководства право решающего голоса принадлежит тому члену семьи, который более всего компетентен в данном вопросе. Нередки семьи, где муж главный кулинар, а жена своеобразный интеллектуальный центр, руководитель образовательной деятельности детей.

Функция организации досуга восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучение уровня «социального самочувствия» показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее, усталость и отсутствие перспектив.

Следует помнить, что в условиях различных социально-экономических потрясений, при нарастании в обществе отчужденности, взаимного недоверия, агрессивности и пессимизма семья как психологическое убежище выступает источником стабильности для конкретного человека и для страны в целом. Но восстановительная роль современной семьи, ее жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя ее взрослых членов, от целеустремленности, волевых черт характера, которые необходимо воспитывать у себя.

Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Досуг внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло от глагола «досягать», что буквально означало – время, когда можно чего-то достичь.

Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.

При оценке полноценности досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулки на лыжах, посещение музея и т.д.). И тут опять велика зависимость от налаженности быта семьи, сбалансированности бюджета. Если ведение домашнего хозяйства совместный труд и взрослых, и детей, то исключается перегрузка женщины, и у нее останется время для отдыха. При планировании расходов всей семьей обсуждается, например, на чем можно сэкономить, чтобы «выкроить» деньги на посещение театра, музея, отложить деньги на летний отдых.

Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов. Идеально, когда удается найти точки соприкосновения в интересах и увлечениях всех членов семьи. Хорошо бы обзавестись общесемейными увлечениями, например воскресные прогулки по родному городу, знакомящие с его историей и т.д. Объединяющим может быть интерес к природе, театру, книгам, спорту и т.д. Важно, чтобы досуг был коллективным, когда ему с радостью предаются члены семьи.

Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д.

Наиболее популярными формами проведения свободного времени являются хождение в гости и прием гостей, просмотр телепередач. Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание, степень участия в них взрослых и детей. Одно дело, когда гостей приглашают и сами идут в гости ради застолья. Совсем другое, когда, например, собрались две-три молодые семьи с детьми, чтобы рассказать о проведенном лете, посмотреть фотографии, слайды или видеофильм, устроить выставку детских рисунков, поделок. В некоторых семьях сохранились традиции семейного чтения, домашнего театра, концертов, конкурсов, загородных походов, экскурсий, рукоделия, рисования.

Воспитательная функция важнейшая функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Воспитание – очень сложный процесс, в котором влияние взаимно. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают, и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо»: так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания.

Семья это своеобразная школа, в которой каждый проходит через много социальных ролей. Появился ребенок – стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период семейной жизни молодожены входят с грузом своих привычек, вкусов, с особенностями своего темперамента. Приходится что-то принять в человеке, что-то тактично изжить, а что-то переделывать в себе. В зрелом возрасте супруги стараются избегать негативных ситуаций, всячески подчеркивают достоинства друг друга, внушают веру в собственные силы и т.д.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда oсознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни.

Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребностями, которые хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над собой», расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием.

В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые так нуждаются в опеке, учении. Но оказывается, что даже элементарный гигиенический уход за новорожденным требует ловкости, многих знаний и умений, не говоря уже о том, чтобы позже толково и интересно ответить на постоянные детские «почему», помочь нарисовать портрет папы, объяснить принцип конструирования игрушки-самоделки и т.д. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители идут по ступенькам самовоспитания, самообразования.

Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность, поднимают свой статус в глазах окружающих, а это побуждает к новым усилиям на педагогическом поприще.

Едва появившись на свет, дети расширяют социальный мир родителей: появляется круг новых знакомых, имеющих аналогичные детские проблемы; существенными становятся контакты с врачом, наблюдающим за развитием ребенка; затем в жизнь семьи входят воспитатели дошкольного учреждения, учителя школы, друзья сына или дочери и т.д. Подросшие дети обогащают опыт родителей приемами воспитания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников.

Связь с детьми вновь оживает в отношениях с внуками, и родители продолжают быть воспитателями, но уже в качестве бабушки и дедушки. И снова за учебу: ведь внуки это новое поколение. Оказывается, появились иные игрушки, настольные игры, книги, обновился репертуар детских театров, открылся планетарий и т.д. И все это надо узнать самим, чтобы активно использовать в воспитании ребенка, помочь ему идти в ногу с жизнью.

Таким образом, ребенок в семье неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание это прежде всего самовоспитание родителей. Очень сложно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.

Брак и семья являются основой общества. Государство заинтересовано в крепких семьях, которые служат гарантом рождения новых членов общества. В семье дети получают воспитание, становятся социально адаптированными гражданами.

Семейные связи заставляют членов общества оказывать помощь инвалидам, пенсионерам, несовершеннолетним, не оставлять в бедственном положении нетрудоспособных родственников.

Представители семьи в полной мере пользуются своими правами, исполняют обязанности, возложенные на них законом.

Определение понятий и положения семейного права

Четкого понятия, подробно поясняющего, что такое брак, в законодательных документах РФ нет. В 3 главе только кратко даются комментарии о порядке регистрации брачного союза, условиях, способствующих появлению новой семьи.

Юридически определение супружества в России можно дать так: брак – соединение мужчины и женщины, оформленное добровольно, с соблюдением свобод и желаний граждан.

Брачный союз заключается для создания семьи. После регистрации женитьбы между гражданами устанавливаются личные, а также имущественные права и обязанности.

Юридическогоопределения семьи также не прописано вСемейном законодательстве РФ.Юристы предлагают использовать следующее понятие: семья – несколько граждан, у которых есть обоюдные права, обязанности, сущность их вытекает из родственных отношений, факта усыновления, заключения брачного союза, других юридических актов.

Российское понятие брака и семьи предполагает долгосрочность гетеросексуального союза (пожизненность), а также присутствие определенной цели – рождения детей.

Если свадебная церемония совершалась не для оформления семейных отношений, могут возникнуть обоснования для признания брачного союза фиктивным. Хотя, если руководствоваться тем, что объединение мужчины и женщины представляет собой имущественную сделку, приведшую к появлению новой семьи, брак становится юридически подлинным.

Понятие и правовая природа брака в России координируется семейным правом. Хотя считается, что супружество строится на основе любви, дружбы, взаимоуважения, основанием для его заключения являются нормы права, требующие документального подтверждения факта появления новой ячейки общества.

Семейное право демонстрирует свод юридических норм, которые согласовывают личные отношения, права, обязанности супругов,особенности пользования общей собственностью граждан, связанных супружескими узами, кровным родством, воспитанием усыновленных или приемных детей.

Правовые основы брака и семьи России регулируются принципами:


Социологи выделяют следующих членов семейного круга:

Юридические основы семьи

Понятие брака по семейному праву РФ предполагает взаимную защиту интересов супругов. Члены семейства поддерживают друг друга морально, материально. Государство защищает семью от постороннего вмешательства третьих лиц.

Защита юридических, имущественных прав представителей семьи может выполняться в суде. Ограничить или лишить юридического родства можно только по решению суда согласно положениям Федеральных законов России.

Истоки семейного права – РСФСР

До 1995 года в России вопросы супружеских взаимоотношенийпояснял Кодекс о браке и семье РСФСР. Документ советского периодарегулировал семейные правоотношения, позиционировал заключение союза между невестой и женихом в интересах государства, общества, для охраны прав граждан.

Большинство пунктов Закона о семье сохранено, остались прежними условия для заключения брачного союза, изменились только формулировки. Если Кодекс о браке и семье РСФСР обязывал проведение процедуры создания новой семьи в торжественной обстановке, то сейчас возможно заключение брачного союза сотрудником ЗАГСА при наличии будущего мужа, жены.Кодекс о браке и семье был дополнен определенными пунктами в соответствии с современными требованиями к супружеству.

Современное Семейное законодательство РФ о браке рассматривает вопросы урегулирования семейных отношений подробно, углубленно дает понятие заботы супругов о родственниках, детях. Например, в отдельный раздел выделены права и обязанности супругов.

Российский закон о регистрации брака

Семейный кодекс РФ регулирует особенности оформления брака, а также поясняетвзаимоотношения, устанавливающиеся между заключившими союз гражданами. Супружество признается законным только когда оно официально зарегистрировано.

Свидетельство о регистрации обязательно выдается в Органах Записи Актов Гражданского Состояния. Сколько бы лет не прожила династия, состоящая из мужчины, женщины, детей, внуков, если супруги не зафиксировали брачные отношения в официальных документах, их сожительство браком не признается.

Когда у супругов возникают семейные обязанности по отношению друг к другу? Как только запись о заключение брачного союза появляется в ЗАГСе.

Условия для заключения семейных отношений

Официальное заключение бракав РФвозможно только при соблюдении условий:


Порядок оформления семейных отношений регулируется ст.10 Семейного кодекса РФ. Чтобы заключение бракабыло зарегистрировано, на процедуре обязаны лично присутствовать будущие супруги.

После подачи заявления до торжественной росписи обычно проходит месяц. За этот период подготавливается Свидетельство о браке граждан, создавших новую ячейку общества. При необходимости срок ожидания оформления союза может изменяться. Сотрудники ЗАГСа отказались зарегистрировать семейные отношения молодых людей? Граждане имеют право обжаловать решение государственного учреждения в суде.

Граждане, оформляющие супружеские отношения официально, имеют право пройти медицинское обследование. Брачующиеся могут получить медико-генетическую консультацию, которая поможет в планировании будущих детей. Данная процедура является добровольной, может проходить по месту проживания будущих супругов. За обследование и консультирование медики не взимают платы.

Согласно законодательству РФ, результаты обследования не подлежат разглашению, сообщить о них одному из супругов врач может только с разрешения другого.

Заключенный союз может быть признан недействительным, если мужчина или женщина не сообщат будущему муж (жене) о выявленной у них венерической болезни или СПИДе.

Какие обязанности возлагаются на мужа и жену?

Права и обязанности супругов:


Понятие и правовая природа брака предполагает прекращение существования союза в случае смерти одного из супругов. При необходимости, согласно Главе 4 Семейного кодекса РФ, брак можно расторгнуть. После разрыва союза прекращаются родственные отношения между мужчиной и женщиной, но сохраняется статус семьи, если у супругов родились дети.

Семейное право большинством юристов признается самостоятельной отраслью права. Но оно тесно соприкасается с гражданским правом. К семейным отношениям применяется гражданское законодательство в случаях, когда эти отношения не регулируются семейным законодательством. Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ 1995 г.* Следует иметь в виду, что отношения в семье – особая область человеческих взаимоотношений. Ф.М. Достоевский считал, что счастье человека на три четверти зависит от того, как складываются отношения в его семье. Отношения в семье (такие, как нежные любовные взаимоотношения супругов, родителей и детей, готовность пожертвовать своими личными интересами для блага близкого человека и т.п.) носят настолько личный, интимный характер, что не поддаются и не могут быть урегулированы правовыми нормами. Вместе с тем благополучие общества, да и само существование его, во многом зависит от того, насколько целесообразно и благополучно развиваются семейные отношения (рождение и воспитание детей, их материальное обеспечение, меры по охране материнства, защите детей, оставшихся без родителей, и т.п.). Поэтому в Семейном кодексе и других нормативных актах семейного права регулируются основные положения о порядке заключения и прекращения брака, о правах и обязанностях супругов, о порядке установления происхождения детей, о взаимных правах и обязанностях родителей и детей, об усыновлении.

* СЗ РФ.1996.№ 1.Ст. 16.

Семейное право представляет собой совокупность норм, регулирующих личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака, родства, усыновления, а также принятия детей в семью на воспитание . Отношения членов семьи, урегулированные в нормах семейного права, предстают перед нами в виде семейных правоотношений. В социологии под семьей понимается союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой. В правовом смысле семья представляет собой связь юридическую. На первое место выдвигаются права и обязанности членов семьи. Семейные правоотношения, как и любые иные, раскрываются наиболее полно при анализе их субъектов, объектов, содержания и оснований возникновения.

Субъектами семейных правоотношений являются члены семьи. Это супруги (мужчина и женщина, заключившие брак в порядке, установленном законодательством), родственники (лица, происходящие друг от друга, например отец и сын, либо имеющие общего предка, например дядя и племянник), усыновленные и усыновители, фактические воспитатели и воспитанники, отчимы, мачехи, пасынки и падчерицы.

Объектами семейных правоотношений являются действия членов семьи (например, действия отца по уплате алиментов, действия родителей по воспитанию детей) или вещи (например, вещи, составляющие совместную собственность супругов). А под содержанием семейных правоотношений понимают права и обязанности членов семьи. Они могут иметь неимущественный характер (например, права и обязанности родителей по воспитанию детей, права супругов по определению профессии, места жительства, права родителей по определению имени ребенка и т.п.) или имущественный характер (право общей собственности супругов на совместно нажитое имущество, права и обязанности членов семьи по уплате алиментов).

Основания возникновения семейных правоотношений

Основаниями возникновения семейных правоотношений могут быть как действия, так и события. Примерами правомерных действий являются признание отцовства, добровольные действия по предоставлению содержания ребенку, определение ребенка в школу. Действия могут быть и неправомерными. Например, вступление в брак с несовершеннолетней, отказ от выплаты содержания ребенку влекут за собой возникновение определенных правовых последствий, связанных с защитой интересов субъектов семейных правоотношений. Примерами юридических фактов – событий можно назвать рождение ребенка, факт кровного родства, беременность, материальную нуждаемость родителей.

Брак в семейном праве

Брак в семейном праве – это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил с целью создания семьи. Порядок и условия заключения брака предусмотрены в законе. Так, заключение брака совершается в органах записи актов гражданского состояния. Для заключения брака необходимо взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст устанавливается в 18 лет, в исключительных случаях он может быть снижен. Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом браке, а также между родственниками определенной степени родства и недееспособными.

Нарушение указанных условий влечет признание в судебном порядке брака недействительным. У лиц, состоявших в браке, признанном недействительным, никаких прав и обязанностей супругов не возникает (некоторые исключения предусмотрены Семейным кодексом). Но признание брака недействительным никак не влияет на права детей, родившихся в таком браке.

В отличие от признания брака недействительным расторжение брака (развод) прекращает правоотношения между супругами лишь на будущее время после развода. Расторжение брака производится в судебном порядке. Но в некоторых случаях закон допускает расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния. Это возможно при наличии взаимного согласия супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, а также по заявлению одного из супругов, если другой супруг: признан в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или недееспособным вследствие душевной болезни либо слабоумия; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

В случае развода брак прекращается. Это означает, что перестает действовать режим общей совместной собственности супругов, прекращаются их права и обязанности, вытекающие из брака. Но и после развода сохраняется при определенных условиях право нуждающегося нетрудоспособного супруга на получение содержания от другого супруга (гл. 14 СК).

В составе правоотношений, возникающих между родителями и детьми, выделяются личные неимущественные и имущественные правоотношения. К личным неимущественным относят права и обязанности родителей и детей, возникающие при определении фамилии, имени и отчества ребенка, при осуществлении действий по воспитанию ребенка, защите его прав и интересов, определении места жительства ребенка (гл. 11 и 12 СК). В состав имущественных правоотношений родителей и детей входят: отношения между родителями и детьми по поводу семейного имущества, а также алиментные отношения.

Во всех указанных случаях правоотношения возникают при наличии удостоверенного в установленном законом порядке происхождения детей от данных родителей. При этом происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке, удостоверяется записью о браке родителей. Происхождение ребенка от родителей, не состоящих в браке, устанавливается путем подачи совместного заявления отцом и матерью ребенка в орган записи актов гражданского состояния. При отказе от подачи такого заявления возможно признание отцовства в судебном порядке (гл. 10 СК).

По общему правилу, имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества (ст. 256 ГК). Так, супруги могут, заключив брачный договор, установить правовой режим общей долевой или раздельной собственности на все имущество, нажитое в браке (гл. 8 СК). Дети не имеют каких-либо имущественных прав на семейное имущество. Только в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, у детей может возникнуть право собственности на часть этого имущества. Так, в соответствии со ст. 257 ГК имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам (в том числе и несовершеннолетним детям) на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. При приватизации жилья дети, постоянно проживающие с родителями, также становятся субъектами права общей долевой либо совместной собственности на квартиру. Кроме того, дети могут иметь в своей собственности имущество, полученное ими по наследству или в дар, в виде заработка, стипендии.

В разделе V Семейного кодекса регламентируются алиментные обязанности родителей и детей. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и совершеннолетних, если они нетрудоспособны и нуждаются в материальной помощи. Закон определяет порядок установления размеров содержания и принудительного взыскания с ответчика, если содержание не предоставляется добровольно. В свою очередь, совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Размер участия каждого из детей в содержании нуждающихся в помощи нетрудоспособных родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.

Гражданский брак - это что такое. Раздел имущества в гражданском браке: определение гражданского брака в Семейном кодексе РФ, понятие совместно нажитого имущества в гражданском браке, какие права у отца на ребенка

Когда в разговоре употребляется выражение «гражданский брак», то говорящий может подразумевать как светский брак, так и сожительство. При этом, и то и другое понятие будут соответствовать упомянутому нами термину. Для целей этой статьи нас будет интересовать то, как определяется гражданский брак в Семейном кодексе РФ в 2018 году. Также мы дадим определение того, что такое совместно нажитое имущество в гражданском браке, и как происходит раздел имущества в гражданском браке. Кроме того, в нашей статье мы определим права отца на ребенка в гражданском браке.

(кликните, чтобы открыть)

Гражданский брак в семейном кодексе РФ в 2019 году

Раздел имущества в гражданском браке

Совместно нажитое имущество

Разделение неоформленной собственности неофициальной семейной пары

Если купленное сожительствующими не записано как общая собственность, поделить его может быть совсем не просто, особенно, если вопрос не получается решить по-хорошему. В этом случае поможет только обращение в судебные инстанции с иском о признании права общего долевого владения и разделения по долям; о выделении доли из общего имущества.

Чтобы подтвердить в суде факт ведения совместного хозяйства и покупки собственности, нужно приготовить следующие доказательства:

  • сожительство (сроки, серьезность намерений); ведение совместного хозяйства (совместный бюджет – совместные доходы и траты);
  • совместная покупка собственности (подтверждение приобретения, расчет общих доходов и расходов в банке при получении займа,
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.