Как помочь первокласснику

Если не все, то явное большинство родителей, мечтает о послушном ребёнке-вундеркинде, который в дневнике имеет только 5+, и во всех секциях и кружках занимает если не первое, то уж как минимум второе место. Не всем быть гениями, увы, но это так. Да и вспомните, какие оценки сами-то приносили домой, и как часто ваших родителей вызывала расстроенная учительница, рассказывающая в проделках неугомонного школьника. «От осинки не родятся апельсинки». Если школьник не хватает «звёзд с неба», то может спокойный, гармонично воспитанный троечник будет лучше нервного, неуверенного в себе троечника? Ведь он всё равно останется троечником.

Итак, для благоприятного роста и развития юного школяра просто необходим режим и строгая дисциплина. Давайте рассмотрим, как приучить первоклассника к дисциплине.

Как приучить первоклассника к дисциплине

В том случае, если режима не было в дошкольной жизни ребёнка, с наступлением новой школьной эпопеи режим должен обязательно появиться и следовать ему надо всегда.

Уютным семейным вечером возьмите ватман и краски (либо тетрадный лист и ручку) и вдвоём (именно вдвоём!) с ребёнком составьте свой режим дня.

Режим

Подъём должен быть не позднее 30 минут до момента выхода из дома. Если ребёнку надо поваляться в постельке, понежиться и потянуться в своё удовольствие 10 минут — не лишайте его этих, так ему нужных, минут. Ведь от того, в каком настроение просыпается человек, зависит, как пройдёт весь день. Просто будите первоклашку чуть раньше.

После всех ванных дел обязательно приготовьте завтрак. В идеале, это молочная каша, батон с сыром и стакан какао; но и сладкого чая с бутербродом будет вполне достаточно. В каждой школе есть столовая, куда непременно должен ходить ребёнок на протяжении всей школьной жизни, дабы избежать гастритов и прочих заболеваний ЖКТ. Никакой бутерброд и яблочко, принесённые из дома, не заменят тарелку горячего супа.

Первоклашек, обычно, провожают и встречают родители. Используйте дорогу в школу для постановки целей на учебный день, а дорогу домой посвятите разбору того, как эти цели были выполнены.

После уроков прогуляйтесь с ребёнком, идите домой длинно дорогой или обойдите свой дом пару раз. Дома накормите обедом и уложите на дневной сон. Да, ни один первоклашка не ляжет спать днём, но пусть хоть 10 минут лежит на диване без телевизора и гаджетов. Через несколько минут спокойного лежания 9 из 10 детей засыпают. 30 минут дневного сна для первоклашек творят чудеса.

После отдыха приступайте к выполнению домашнего задания. , если у него пять секций и три кружка? Очень просто: отказаться от всего лишнего, оставив только одно, на взгляд родителя самое важное, занятие. Лучше, если предпочтение отдастся спорту. Но если даже этот один кружок будет мешать спокойному обучению в школе, следует отказаться и от него.

  • Сейчас для первоклашки главное получать удовлетворение от процесса обучения в школе. Смазав эти восторженные впечатления в самом начале обучения, можно затереть навсегда интерес к познанию чего-то нового и интересного.

После выполнения домашнего задания посмотрите семейный фильм или вместе приготовьте ужин. За час до отбоя следует прекратить все активные мероприятия, приглушить свет, принять ванну, и, поболтав с любимым чадом несколько минут о прошедшем дне, пожелать ему «спокойной ночи!».

Как только ребёнок начнёт «канючить» и просить не делать того, что вами вместе было отражено в распорядке дня, родитель должен спокойным и твёрдым голосом сказать: «правила нарушать нельзя, ведь мы вместе с тобой их составили и вместе будем их придерживаться».

  • Как заниматься с первоклассником, если условия диктует он, а не родитель? Никак. Отступив от своих слов лишь однажды, шантаж от хитреца в будущем вам обеспечен. Спокойно и твёрдо гните свою линию. Знайте — вы правы и действуете в интересах своего ребёнка.

Мотивация школьника

Чем замотивировать юного школяра, чтобы при упоминании школы не вводить его в уныние? Например, можно предложить культурную программу: «закончишь четверть без троек — пойдём праздновать в кафе, а потом в кинотеатре посмотрим новый фильм».

Можно внести дух соревнований. Любой взрослый хотел бы научиться чему-то очень давно, но всё не находил на это время. Договоритесь: «в эту четверть я учу 100 новых слов по-английски/ вышиваю эту картину крестиком/рисую натюрморт/пишу первую главу своей книги о космических путешествиях…, а ты получаешь на одну пятёрку в четверти больше/читаешь на 1 страницу в день больше/начинаешь по 3 строчки в день своим самым красивым почерком…

За всё, даже за абсолютные пустяки, написал строчку без исправлений — молодец! Решил пример сам или не капризничал перед выполнением домашнего задания — умничка! Будьте рядом, подбадривайте, даже в самых провальных ситуациях, всегда есть хоть какой-то повод для похвалы.

  • Екатерина, которая уже много-много лет как перестала быть ребёнком, вспоминает: «мне в детстве почти никогда не говорили «молодец», однажды мы с мамой ехали на эскалаторе, и я в конце вовремя перепрыгнула, мама сказала: «молодец». Я потом десятки раз правильно вела себя на эскалаторе, но никогда больше не услышала этого слова. Я перепрыгивала, оглядывалась на маму, а она молчала…»

Шаг 1. Побороть страх перед школой.

Школа - это новый этап в жизни ребенка, а значит стресс и страх перед неизвестностью. Довольно трудно вникнуть в учебный процесс, когда ребенок не понимает, чего ждать от учебы. Объясните ребенку подробно, какие будут занятия, сколько увлекательных открытий его ждет на уроках.

Страхи перед учителями, как перед незнакомыми людьми, тоже имеют место быть. Обычно фотографии учителей есть на школьном интернет-ресурсе. Зайдите вместе на сайт учебного учреждения и познакомьтесь визуально со всеми учителями. Сделайте памятку для ребенка с именем и отчеством классного руководителя.

Обговорите с ребенком правила поведения в школе. Заверьте первоклассника, что он имеет право на ошибки, и если у него что-то не получается, он может смело поднять руку и попросить учителя объяснить еще раз.

Помогите ребенку обрести друзей. Познакомьтесь на собрании с родителями, может кто-то живет рядом с вами, и дети будут ходить вместе в школу.

Шаг 2. Приучить ребенка самостоятельно делать уроки

Родители считают, что совместное выполнение домашних заданий гораздо продуктивнее и быстрее, и порой стараются все сделать за первоклассника, чтобы скорее вернуться к своим делам. Учитесь доверять ребенку решение домашних заданий.

Приобретите дополнительные справочные материалы или покажите ребенку, как пользоваться поиском в интернете. Найдите и добавьте в закладки несколько полезных сайтов для учебы, чтобы ребенок мог самостоятельно находить нужную ему информацию. Например:

  • двойкам-нет.рф
  • nashol.com
  • therules.ru
  • math-prosto.ru

Приучите ребенка работать в черновике. Не навязывайте свою помощь. Спокойно спросите, можете ли вы чем-то помочь. Предложите проверить выполненную черновую работу, если это необходимо.

Шаг 3. Правильная мотивация для первоклассника

Чтобы помочь первокласснику справиться с учебной нагрузкой, родители часто идут на подкуп и шантаж в стиле: «Вот сделаешь уроки - куплю это, не сделаешь - не получишь…». Необходимо мотивировать правильно.

Находите выгоду в самом учебном процессе, чтобы ребенок старался сделать работу качественно, а не просто выполнить задание за приз или во избежание наказания. Объясните, чем полезен в дальнейшем тот или иной предмет.

Поддерживая интерес первоклассника к учебе, не забывайте, что важен ваш пример. Интересуйтесь, что нового и интересного ребенку задали на завтра, и делайте это с удовольствием. Не высказывайте свои страхи относительно школы вслух, и самое главное: не критикуйте учителей и школу дома в присутствии ребенка, тогда у первоклассника не будет повода сомневаться в полезности и нужности учебного процесса.

Как помочь первокласснику учиться.

В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным стартом школьной жизни!

Будьте рядом!

Это большая радость и большая ответственность - быть родителями первоклассника. Как помочь маленькому ученику, не выполнять за него необходимую работу, а именно помочь? В первое время ваше внимание особенно важно для ребенка. Постарайтесь провожать его в школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом. По дороге не загружайте его нравоучениями, лучше понаблюдайте за окружающим миром: порадуйтесь солнышку, посчитайте птичек или прочитайте вывеску на магазине. После уроков внимательно слушайте все, что рассказывают дети: все важно, мелочей нет! Когда появятся оценки, старайтесь избегать вопроса: "Какую оценку получил?" Лучше: "Что нового и интересного узнал?", "Чем запомнился день?". Ни в коем случае не обсуждайте учителей в присутствии детей. Для первоклассников первый учитель - очень авторитетный человек, и ваши негативные оценки не изменят учителя, а навредят собственному ребенку. Важный показатель адаптации первоклассника - настроение, с которым он идет в школу. Если с радостью и желанием - значит, все движется в правильном направлении. Если появилось нежелание, стало звучать: "Не хочу", выясняйте причину и меняйте ситуацию, это тревожный сигнал для родителей и для учителя. Первые две недели у маленьких школьников специалисты называют "физиологической бурей", и во многом от вас зависит, насколько успешно ребенок с ней справится.

Главное - чувство меры!

Всем хочется, чтобы ребенок учился в хорошей школе, имел достаточно знаний. Не секрет, что родители иногда пытаются реализовать свои амбиции через детей. Завышенные требования мешают первокласснику, они лишают его уверенности в себе, тормозят его развитие, плохо сказываются на здоровье. Вам придется самостоятельно "нащупывать" границы возможностей школьника, и эти границы - отнюдь не повод для огорчения, которое стоит показывать ребенку. Не надо настраивать первоклассника лишь на успехи в обучении, не надо пугать страшными последствиями, если что-то не получается. Как и в любой работе (а учеба - это труд), что-то получается лучше, что-то хуже, и, конечно, занижать планку опасно, но и недосягаемую устанавливать неправильно. Если ребенок ослабленный, очень эмоциональный, не торопитесь в этот же учебный год записывать его в дополнительные кружки и секции, лучше отложите на второй класс. Сомнениями поделитесь со школьным психологом, учителем, не спешите сразу принять решение. Соизмеряйте желание "дать ребенку все" с его возможностями и особенностями, помните, что иметь веру в ребенка - значит принять его таким, какой он есть.

Мелочей нет.

Будьте рядом, поддерживайте детей во всем, будьте предельно сдержанными и чуткими.

Продумайте вопрос с одеждой и школьными принадлежностями для ученика. Одежда должна быть удобной, с крупными пуговицами и молниями, ручки - не слишком тонкими и не слишком толстыми, чтобы ребенку удобно было их держать. Не надо в первые школьные дни учить ребенка завязывать шнурки, если он не научился до этого, выбирайте обувь, которую ему легко и удобно менять. Откажитесь от мысли о красивых и модных сумках: идеальный вариант для здоровой спины и удобства - ранец, благо выбор огромный. Купите малышу будильник, обыграйте подарок: "Это твой личный помощник, и он разбудит тебя в нужное время". Когда придется носить учебники, помните, что максимальный вес портфеля вместе с содержимым не должен превышать 1,5 кг. Между рассеянностью и безответственностью большая разница, поэтому приучайте ребенка следить за вещами и порядком во всем и всегда, делая скидку на возраст и характер. Очень полезны для письма занятия, связанные с мелкой моторикой. Пусть дети почаще лепят из глины, пластилина, конструируют, вырезают что-то, даже если похожих заданий в школе нет. Старайтесь показать ребенку пользу полученных знаний: вместе прочитать надпись на пачке печенья или йогурта, посчитать чашки и тарелки на столе.

Как делать домашнее задание

Организация приготовления уроков

  • Строго определенное время занятий. После школы ребенок должен отдохнуть не менее 1,5 часа (пообедать, погулять) и потом приступить к выполнению домашних заданий. Оптимальная работоспособность у многих детей - с 16 до 18 часов.
  • Правильное положение за письменным столом: край стула, на котором сидит ребенок, должен заходить за край стола на 2-4 см, ноги должны свободно стоять на полу, предплечья лежать на крышке стола, спина прямая.
  • Тщательно проветривайте комнату.
  • Позаботьтесь о хорошем освещении (рабочая лампа + люстра в комнате). Расстояние от книги до глаз - 35-40 см. Каждые 20-30 минут необходимо делать перерыв в занятиях. Допустимая продолжительность письма для учащихся в возрасте 7-10 лет - не более 10 минут.
  • Рекомендуемая продолжительность приготовления домашних заданий составляет для учащихся 1-го класса полчаса, в исключительных случаях - час. Оставшееся время можно провести на свежем воздухе. Младшим школьникам рекомендуется гулять не менее 2,5 часа в день.

Мнения специалистов о степени участия родителей в выполнении домашних заданий расходятся. Безусловно, возможны варианты, но выбрать нужный из них вам придется самим. Среднестатистический выглядит так. В первые дни находитесь рядом с ребенком в течение всего процесса выполнения работы. Во-первых, нужно убедиться, что он правильно понял задание и выбрал правильный путь его выполнения. Если не понял, объясните, почему нужно делать так, а не иначе. Через некоторое время можно под предлогом какого-то необходимого дела (заполнить квитанцию, посмотреть отчет) расположиться в той же комнате, но уже доверив ребенку самому выполнить часть работы. Делать это можно только после того, как вы убедились, что ученик знает, что и как делать. Проверьте, похвалите за самостоятельность. Степень этой самостоятельности можно постепенно увеличивать, оставляя ребенка одного в комнате. В случаях систематического непонимания обязательно выясните причину с учителем, иначе процесс совместного выполнения заданий может растянуться на годы и ни к чему хорошему не приведет. Есть мамы, бабушки, которые считают святой обязанностью делать все с ребенком, а то и за него. Это плохо в первую очередь для самого ученика и негативно скажется впоследствии на результатах обучения. Современная учебная программа такова, что участие родителей необходимо, но в разумных пределах.

Памятка

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения школьника.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целенаправленность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него что-то может получиться не сразу, это естественно. Помните, что ребенок имеет право на ошибку.
  • Обсудите и составьте вместе с вашим школьником распорядок дня, следите за его выполнением.
  • Поддержите ребенка в желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

Наступает долгожданный момент, когда гостеприимно откроются двери школы. Сколько интересного, чудесного, загадочного ждет вашего ребенка в увлекательном путешествии по стране Знаний! Стать первооткрывателем, ученым, путешественником, приобрести новых друзей и подруг - вот какая захватывающая жизнь ждет первоклассников и вас, дорогие родители! Будьте чуткими наставниками, добрыми друзьями, чуть-чуть волшебниками, не разрушайте в ребенке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний!

Все родители хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, но не спешите что-то сделать за ребенка. Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. На многие вопросы ребенок сам может найти ответ, и неважно, что только путем проб и ошибок. И помните, что самое желанное для маленького ученика - это внимание взрослых.

Ваш ребенок идет в первый класс. Как сложится его школьная жизнь, с какими трудностями он может столкнуться — особенно если отличается подвижностью, не вполне умеет себя контролировать, неусидчив? Три варианта адаптации к школе первоклассника с дефицитом внимания и гиперактивностью — от психолога Екатерины Мурашовой. Автор использует термин "гипердинамический синдром".

Вариант первый

Увы, иногда именно в первом классе впервые и выявляется гипердинамический синдром. Интеллектуально полноценный, хорошо подготовленный к школе ребенок не способен усидеть за партой, постоянно просится в туалет, отвлекается, мешает другим детям, и в результате — не справляется с программой. Учительница сначала стыдит ребенка, потом пытается "призвать к порядку" родителей и, наконец, на собрании или в индивидуальном порядке заявляет, что надо как-то "решать вопрос" — намекая либо на домашнее обучение, либо на "еще год посидеть дома".

Здесь необходимы срочные и достаточно решительные меры. Для начала вам нужно понять, о чем идет речь — действительно ли ребенок еще "не дозрел" до школьного обучения, или учительница просто стремится оградить себя от его раздражающих выходок. Для этого вам необходимо мнение какого-нибудь постороннего (по отношению к школе) специалиста.

Попросите учительницу внятно, желательно в письменном виде, изложить все свои претензии к ребенку и с этим отправляйтесь к психологу в поликлинику, в диагностический центр и т.д. Не забудьте захватить тетрадки ребенка, его рисунки и школьный дневник. Пусть специалист еще раз оценит школьную зрелость малыша, взвесит все претензии и возможности.

Если специалист подтверждает мнение учительницы, что ребенок по своему психомоторному статусу еще не готов к школьному обучению, а ситуация в школе зашла в явный тупик и не подлежит исправлению, то ребенка можно из школы забрать. В этом случае, ему обязательно необходим какой-нибудь другой коллектив — кружки, секции, детский сад , "обучалка-развивалка" и т.д. На следующий год, если это технически возможно, и он сам не против (такие дети часто парадоксально привязываются к месту, вещам и людям), имеет смысл отдать ребенка в другую школу, которая не связана для него с опытом прошлогоднего поражения. Начать, так сказать с чистого листа.

К сожалению, учителя начальной школы не видят гипердинамического синдрома и не воспринимают его как симптом заболевания. Возможно, в рамках программы подготовки учителей начальных классов данный синдром не рассматривается (хотя это странно — такие дети есть в любом обычном первом классе).
Возможно, само поведение гипердинамических детей слишком напоминает поведение детей невоспитанных, педагогически запущенных, а иногда и отстающих в развитии, и дифференциальная диагностика просто слишком трудна для учителя, у которого, кроме этих детей, есть и еще двадцать пять других...
Возможно, дело еще в чем-нибудь, но сам факт налицо, и родители гипердинамического ребенка непременно должны его учитывать. Как правило, учителя начальных классов воспринимают гипердинамических детей либо как злостных хулиганов, либо как просто дурно воспитанных балбесов. В лучшем случае (при наличии симпатии к данному ребенку) звучит что-то вроде: "Он у вас способный, но такой разболтанный!".

Вариант второй

Иногда ситуация в первом классе сглаживается "небоевым" темпераментом учительницы, которая вполне логично рассуждает о том, что ребенку нужно время, чтобы приспособиться к школьным требованиям, что он очень подвижный, явно старается, и рано или поздно у него получится, что надо и дома приучать его к организованности и т.д. В этом случае родители, благодарно кивая, ждут, когда ребенок "приспособится", и стараются пореже заглядывать в его дневник и тетрадки по русскому языку.

Но, увы, во втором классе ситуация вместо того, чтобы исправиться, лишь усугубляется. Задел, созданный подготовкой к школе, исчерпан, надо изучать и усваивать новый материал, а ребенок уже привык к предоставляемым ему скидкам и "напрягаться" явно не собирается... Учительница с тревогой говорит, что если срочно что-то не предпринять, то все может кончиться очень плохо. А родители, привыкшие полагаться на учительницу, совершенно не понимают, о чем, собственно, речь и что же именно нужно предпринять...

В этот ответственный момент в семье должен быть "назначен" человек, который возьмет на себя организацию учебной и прочей жизни ребенка. Если есть неработающая мама, ответственная старшая сестра или дееспособная бабушка-пенсионерка — прекрасно. Ребенку сообщают следующее:

— Ситуация с твоим обучением бодренько движется в очень неблагополучном направлении. С этим надо кончать. У тебя есть отдельные недостатки, но в целом ты вполне можешь усваивать эту программу и учиться в этом классе. Мы (семья) намерены сделать все возможное, чтобы отныне так и было. Возможно, в прошлом мы совершили какие-то ошибки, пустив все на самотек. С сегодняшнего дня ситуация изменится.

В дальнейшем составляется жесткий распорядок дня, которому неуклонно следуют. Уроки готовятся строго по расписанию и под неусыпным контролем (это не значит, что нужно делать их за ребенка — ребенок делает их сам, но под контролем). Пока делаются уроки, никаких возможностей для отвлечений и развлечений. Обязательна ежедневная прогулка. Очень желательны ежедневные занятия любым спортом. Расписание жизни висит на стене, над рабочим столом ребенка.

Каждый вечер кратко обсуждаются сегодняшние достижения и неудачи и планируются дела на завтра (это обсуждение не должно превращаться в осуждение ребенка — в основном говорится о достижениях и возможности совершить-таки то, что пока не получилось). У ребенка есть твердо фиксированные ежедневные домашние обязанности (все это способствует выработке произвольного внимания) — вынести ведро, погулять с собакой, пропылесосить ковер и т.д.

Поддерживается постоянный контакт с учительницей. Ее нужно постоянно спрашивать, заметны ли уже положительные сдвиги от изменения домашней политики. Рано или поздно она что-то заметит (или ей покажется, что заметит). Сразу же нужно попросить ее сказать об этом ребенку. Он в ответ начнет еще больше стараться, отчего сдвиги станут совершенно очевидными (включение положительной обратной связи).

Если все дееспособные члены семьи работают, а оставшиеся совершенно не могут контролировать ребенка, то следует отдать его в группу продленного дня. Потом вам придется заплатить деньги учительнице или воспитательнице продленного дня, чтобы при приготовлении домашних заданий она уделяла вашему ребенку особое внимание (иногда его достаточно просто сажать рядом с собой и не давать отвлекаться).

Постарайтесь, по крайней мере, три вечера в неделю проводить вместе с ребенком — гулять, ездить куда-нибудь, просто разговаривать. Неустанно выражайте свою озабоченность и интерес к его школьным делам. Хвалите за малейшие достижения. Про неудачи говорите:

— Пока не получилось. Давай подумаем, почему? Что еще можно сделать, чтобы получилось?

Вариант третий

Ребенок пошел в школу по возрасту или даже позже (ждать еще год нельзя). Школа самая обычная, а учительница настроена вполне благожелательно. Поведение ребенка в школе "гипердинамическое", но, в общем, в пределах допустимого. При всем при этом ребенок категорически не справляется с программой.

Как правило, особенно провально выглядит ситуация с чтением и письмом. Учительница рекомендует уделять ребенку побольше внимания и заниматься с ним дополнительно (писать диктанты, упражнения и т.д.). Дома ребенок сидит за уроками практически все свое свободное время. Однако ситуацию это не улучшает.

Появляются соматические проблемы и всякие функциональные заболевания. У ребенка регулярно болит или кружится голова, расстраивается желудок, идет кровь из носа, нарушается сон. При обследовании выявляют то сколиоз, то шумы в сердце, то гастрит, то вегето-сосудистую дистонию. Разные специалисты прописывают ребенку огромное количество разнообразных лекарств и процедур. Если все это делать, то не хватит никакого времени и никаких денег.

Родители испытывают чувство вины: а вдруг надо было все-таки пойти к остеопату?! А вдруг именно то, дорогое американское лекарство решило бы все наши проблемы?.. Свою растерянность и раздражение они, естественно, транслируют на ребенка, их кидает из крайности в крайность. То они всерьез подозревают ребенка в том, что он симулирует, чтобы подольше не ходить в ненавистную школу, где у него и так все запущено. То, наоборот, решают, что ребенок серьезно и тяжело болен, и скармливают ему курс какого-нибудь сильнейшего препарата, побочные действия которого приводят к появлению новых, загадочных и опасных симптомов.

Правильной позицией родителей в данной ситуации будет в основном отсутствие паники и метаний из стороны в сторону. В первую очередь необходимо посетить специалиста и протестировать ребенка для определения коэффициента интеллекта. Если коэффициент интеллекта в пределах возрастных норм, и тестирование не выявляет умственной отсталости, то следующая ваша задача — всемерная поддержка ребенка и повышение его (уже, как правило, рухнувшей почти до нуля) самооценки.

— Красивое написание букв и палочек — важная, но не единственно важная вещь в жизни, — сообщаете вы ребенку. — Мы любим и принимаем тебя таким, какой ты есть. А с палочками мы будем бороться и в конце концов их переборем. Все данные для этого у тебя есть.

Далее тщательно поэкспериментируйте с режимом. Может быть, есть смысл садиться за уроки вечером? Или рано утром? Или разбить все это на три коротких "марш-броска"? Или садиться за стол сразу после прогулки? Пробежки? Занятий на тренажере? Натощак? Или, наоборот, после школы ребенку нужно плотно поесть и часик поспать? Объясните ребенку суть и цель ваших экспериментов, и он примет в них активное и заинтересованное участие, сам предложит что-нибудь неожиданное и, вполне возможно, эффективное.

Как правило, уже вариации режима помогают отчасти разрешить или, по крайней мере, ослабить проблему хронической неуспеваемости. Помните, что у любого гипердинамического ребенка есть "плохие" и "хорошие" дни и часы. Это обязательно надо учитывать и этим пользоваться. Сквозное сидение за уроками с четырех до десяти часов для гипердинамического ребенка категорически неэффективно.

Следом необходимо отыскать "позитивный ресурс". В нашем случае — это то место, где ребенку хорошо, то время, когда он успешен и принят, и то дело, которое у ребенка получается. Помните, у Аркадия Гайдара в рассказе "Чук и Гек"? У Чука было то и это, он умел и это, и то, "зато Гек умел петь песни". Вот так же и с гипердинамическим ребенком. Что-то у него обязательно получится. Может быть, он хорошо играет в футбол, или поет, или собирает модельки, или скачет на лошади, или придумывает и рисует смешные комиксы... Главное, чтобы "ресурсом" не стало сидение у телевизора или компьютера.

Отысканный ресурс срочно реализуется в занятиях в кружке или секции, в покупке соответствующего инвентаря или организации соответствующего досуга. Позиция родителей в это время:

— Да, с учебой у нашего сына пока все не блестяще. Но зато он надежда нашей дворовой футбольной команды. Недавно забил решающий гол в игре со старшими пацанами из соседней школы. Они прямо обалдели. Их капитан так и сказал: ну ты, малолетка, даешь! А он еще в первом тайме ногу подвернул. Представляете?! Какая выдержка! Так что, мы уверены, что и с учебой все будет в порядке!

— Да, с русским языком пока полный провал. Но вот слышали бы вы, какие смешные истории он сочиняет для друзей и младшего брата! Прямо настоящие художественные рассказы. Хоть сейчас печатай в каком-нибудь детском журнале. Только жаль, записать их как следует он не может... Но это впереди! Мы уже так решили: как только он худо-бедно сможет их записывать, пошлем их в "Мурзилку". Там всегда на отдельной странице печатают то, что дети сочиняют. Наши рассказы ничуть не хуже, даже лучше! А письмо? Научится, разумеется!

В дальнейшем, когда самооценка ребенка слегка поднялась за счет "ресурса", на первый план выходят реабилитационные мероприятия по поводу восстановления здоровья. Ребенку сообщают:

— Все твои многочисленные болячки, по сути, есть одно, не слишком опасное заболевание — врожденные проблемы с нервной системой. Они постепенно компенсируются, то есть проходят. Ничем серьезным ты не болен, никакого особенного лечения тебе не требуется. Необходимы правильный режим дня, закаливание, чередование периодов нагрузки и отдыха (причем отдых для тебя — это что-то подвижное), много витаминов, спорта и новых, интересных впечатлений. Тогда все будет нормально.

Желательно, чтобы ваше заявление подтвердил в присутствии ребенка какой-нибудь важный врач в белом халате со стетоскопом на шее и неврологическим молоточком в руке (эффект суггестии).

— Ты действительно так плохо себя чувствуешь? У тебя болит голова? Ты действительно не в состоянии сам с этим справиться? Ну хорошо, сегодня ты не пойдешь в школу. Разумеется, и речи быть не может о телевизоре, компьютере, прогулке и репетиции хора. Будешь лежать в постели и делать уроки, чтобы не отстать от класса. Жаль, что придется подвести ребят из хора. Кроме того, как раз сегодня вечером мы планировали сходить в парк покататься на машинках...

Довольно часто после подобного заявления ребенок практически мгновенно "выздоравливает" и заявляет, что голова у него "уже почти прошла", что он вполне может идти в школу, на хор и, разумеется, в парк покататься на машинках...

Через некоторое время ребенок убеждается в том, что он больше не такой уж больной, не такой уж неуспешный, и вообще — "ничем не хуже других". С этого момента вы устанавливаете плотный контакт с учительницей и/или логопедом и, согласно их рекомендациям, начинаете работать с собственно учебными проблемами ребенка — , дислексией и т.д.

Обсуждение

Очень многое зависит от учителя. Нам с ним повезло. Ребенок приходит со школы и с удовольствием рассказывает что там было. Все проходит в игровой манере. Дети не перегружаются.

Хорошая статья, спасибо!!
Хочу добавить от себя.
У меня был печальный опыт со старшей дочкой, когда не стала её готовить к школе, наслушалась, что будет скучно) Но сейчас не те времена, когда мы учились. Элементы букв, палочки, кружочки пишут мало, мягко говоря. Сразу выводят прописи, а рука не слушается.

Мы с сыном всё лето тренировали руку. Но не "через палку", а через игру. Посмотрите поиском "Письма из сказки. Обучение с увлечением". У нас пошло на ура! Это такая сказка- игра. Там куча игрушечных документом - рецепты кукольного доктора, всякие записки, справки, объявления... Сама история с детективными поворотами. Мой юноша расписАлся.

Спасибо за статью очень интересно!

Комментировать статью "Первый класс и адаптация к школе: как помочь первокласснику?"

Научить читать к первому классу - значит, значительно облегчить ребенку жизнь. В школе формально читать учат, но это процесс У нас предполагается, что ребёнок к началу школы умеет читать как минимум по английски. Хотя попадаются дети, которые не умеют, и им в...

Обсуждение

Не надо. Все равно часть детей не будет уметь читать, и все равно всех начнут обучать по букварю с азов. Мой практически не умел читать, никак на успеваемости не сказалось. Девочка, которая читала лучше всех в классе, совсем не первая в классе по успеваемости.

чем лучше читает тем больше внимания можно будет уделять прочим полноценным наукам
а не читать условие задачи по слогам
научат конечно, вообще не читающих научают
но это не отличники

Малышам и детям, идущим в первый класс, лучше покупать простые карандаши, например "Конструктор". Ещё нужно ребёнку приобрести одежду и обувь. 3. Сколько надо денег на организацию экзаменов? На кормление детей, сувениры, грамоты - что там еще?

Обсуждение

У вас нет требований к одежде?
Моей оптимально было сарафан+2 юбки, жилет и жакет из хлопка. Блузки прижились трикотажные, из хлопка только парадная.
Из опыта покупок, к сентябрю купить минимум. Во-первых, что-то может оказаться неудобных для ребенка. Во вторых, в этом возрасте почти у всех скачок роста, зимой я покупала уже все на размер больше) И все, что сейчас вокруг красивое, осенью-зимой станет еще и дешевле.

Сарафан с застежкой спереди! Первоклашке неудобно сзади, да и более старшим тоже. Юбка и брюки тоже есть, но в основном сарафан используем. Блузки и водолазки трикотаж.

А теперь он заканчивает первый класс, я очень за него волнуюсь и не обойдусь без здешнего коллективного разума. Если бы в 1 классе ставили Я вижу, что ребёнок, в начале года едва складывавший слоги, теперь читает небольшие тексты. Медленнее, чем надо (10 слов в минуту...

Обсуждение

Могу только частное мнение. Оставила старшего на 1й класс дома, будем сдавать в конце года, чтобы пойти во второй класс.
В начале года спрашивала у учителя:
1. Чтение - 30-40 слов в минуту, ответить на вопросы по тексту.
2. Математика: сложение-вычитание в пределах 20, если Петерсон - то в пределах 100 с переходом через десяток. Решение текстовых задач: в одно действие (на нахождение суммы, на сколько больше/меньше, сколько осталось и т.д.) и в два действия (у Васи 5 шт, у Пети на 2 больше, сколько всего). Соотношение дм-см, понятие кривой, прямой, отрезка.
3. Окружающий мир - в зависимости от учебника. В целом: живое-неживое - различие, насекомые, птицы, животные (млекопитающие), рыбы, пресмыкающиеся - общие сведения, строение, Россия -столица, герб, гимн, растения - животные чем отличаются, виды растений.
4. Русский язык: писать, списывать, писать под диктовку, словарные слова, деление на слоги, правила переноса, восклицательные, побудительные и повествовательные предложения, восклицательные и невосклицательные, основа предложения, существительные, прилагательные, глаголы (в некоторых программах слова-предметы, действия, признаки), предлоги со словами отдельно, орфограммы: большая буква в начале предложения, имя собственное, жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк. В некоторых программах родственные слова, синонимы, антонимы. Апд.: орфограмма - глухая согласная в конце слова, и звуки - согласные мягкие-твердые, звонкие-глухие, гласные.
Где-то могла ошибиться или что-то забыть.

Ничего не должен. По Закону об Образовании РФ в 1 классе нет аттестации, значит, нет оснований для не перевода. Другое дело, на Вас могут давить, тут уже на Ваше усмотрение, как Вам интуиция подсказывает. И оставить, и на ПМПК, обычно не хотят таких учить. Я послала всех любителей учить отличников, вот 5 класс заканчиваем.

Уважаемые родители, чьи дети заканчивают первый класс - поделитесь, пожалуйчта, на что обращать Спросите в школе заранее, что надо будет носить с Что нужно? Девочки, кто был уже на собрании в школе или кто отучился в 1 классе и еще свежо в памяти, подскажите плиз...

Очень нужен совет, мы первый раз в первый класс. Самое главное, что ребенок на последней парте не учится. В 1 -ом классе, а уже не хочет учиться.... сын пошел в 1 -ый класс в этом году. учительница говорит что работать на уроке не хочет, ленится, если читать- то нехотя...

Обсуждение

Можно попросить список примерных вопросов для собеседования в приемной комиссии или как она в школе называется:) В нашей школе список висел на 1-м этаже, что должен знать ребенок к 7-ми годам.
Что знал мой - календарь (месяцы, недели, количество дней, мог посчитать какое число и день будет через неделю и т.д.), время, умел бегло читать, писать печатными буквами, писать элементы письменных букв, умел пересказывать тексты, составлять рассказ по картинке, разбирать слова по количеству букв, звуков, слогам, на гласные-согласные, твердые-мягкие и т.д. Складывать-вычитать в пределах 100. Решать и придумывать задачи, ставить вопрос в задаче и т.д.
Поэтому в школе ему довольно легко, и все основные силы мы бросили на язык - у нас языковая школа, и на занятия в музыкалке. Но и класс у нас подобрался очень сильный, все умели читать - минимум 24 слова, максимум девочка у нас читает 110 слов. Учительница берет дополнительную литературу, чтобы загрузить детей.

У меня дочка ходит в первый класс в музыкальную школу и накопилось несколько вопросов на эту Тем более, что ребенок сам меня год упрашивал отдать в муз.школу, а теперь занимается как 1.Иногда приходиться заставлять - т.е. напоминать, что нужно сделать задание по...

Обсуждение

У меня дочка на фоно, первый класс. Занимается каждый день минимум 30 минут. Не сказала бы, что занимается дома с удовольствием, скорее по привычке, но не протестует - для нее это стало, как зубы чистить, частью каждодневной жизни. Я считаю, что так лучше, поскольку знаю по себe: занятия музыкой - не всегда удовольствие, иногда не получается и кажется, конца этому не будет. Поэтому я предпочитаю, чтобы моя дочь пока что принимала это как работу. Правда, она в последнее время вне занятий начала играть просто так, для души: повторять старые пьесы, подбирать что-то свое, просто "побрякать".

Мы в Канаде, поэтому учебники не посоветую, но наша училка, похоже, идет "от ребенка": выбирает пьесы из разных учебников и идет не по порядку. Сейчас дочь играет пьесы в 2 руки, разные приемы стакато, легато, тэнуто, сонатины, небольшие вальсы, этюды Черни.

Учительница ставит руки, пальцы, локти, спину и т.п. - уделяет большое внимание правильному исполнению какого-нибудь приема, в последнее время очень много работаем над звуком. Наша тоже идет быстро, не требует отрабатывать каждую пьесу на "отлично". Мне кажется, она один и тот же прием отрабатывает на нескольких пьесах - с каждым разом получается все лучше и лучше. Это очень отличается от того, как учили в свое время меня, но дочь моя вполне довольна - она любит новое.

Занимались в прошлом году - полгода в подготовительном классе, сейчас, соответственно, в первом.
1.Ну что значит заставляю? Напоминаю, а потом стою над душой, чтобы не отвлекался, и повторяю "Не спеши! Пальцы ставь правильно! Не дергай руку! Тут До, а не Си!"
2.Стараемся каждый день, не всегда получается. Минут 20-30.
3.Королькова в основном. И еще штук 5 книжек.
5.Обязательно!
Я никогда не ставлю себе целью, чтобы все было отлично. Точнее, я балансирую между желанием сделать отлично и страхом убить в нем любовь к занятиям. В итоге до "отлично" нам далеко, зато ходит на музыку с радостью. 16.09.2008 10:52:00, Лукьяна

Нам в школе сказали, что ребенок ничего уметь не должен, умеет читать - хорошо, нет не страшно. Писать вообще категорически не рекомендуют, потом учителя все равно переучивают по своей методике, ругают что неправильно пишут. Занимаемся в 1 классе 2 недели, дети слушают сказки, прошли букву А)) Пишут палочки, рисуют зверей.. Мы умеем читать и писать, я думаю за 1 класс как раз разучимся, пока это они до этого дойдут уже)))
Перед приемом в 1 класс был небольшой опрос, там спрашивали счет до 10, обратный счет, счет через один, между чем и чем находится та или иная цифра, написать какое то слово печатными буквами, прочитать предложение в детской книжке, спрашивали просто о себе, как зовут, сколько лет, рассказать о себе о своей семье немного о друзьях, ну и просто они поболтали с заведующей о школе.. Никаких 60 вопросов в помине не было, да и в 1 классе они еще не скоро это все пройдут, даже обидно становится зачем мы все лето занимались... Только зря потраченное время и силы

18. Ручки шариковые разных цветов
19. Карандаши простые и цветные
20. Папка для тетрадей
21. Закладки
22. Бумага для рисования
23. Цветная бумага
24. Картон
25. Гуашь
26. Круглые и плоские кисти
27. Линейка
28. Фломастеры

11.07.2011 19:41:47, аришончик

Вообще-то список должен висеть в школе. Дело в том, что у школ сейчас совершенно разные требования на этот счет. Мы, например, с 1-ого класса рисуем гуашью, а мой крестник - только акварелью. Кому-то разрешают тетради в крупную клетку, кому-то нет... И т.д. Короче - лучше в школе узнать, что требуется в _ваш_ первый класс.

Вообще-то во 2 классе уже много нового ребенок узнал, а в 1 так, училась учиться. в этом году 1 сентября ребенок пойдет в первый класс. в связи с тем, что последние два года усиленно занимались его здоровьем после тяжелой болезни, то с чтением и счетом у ребенка...

Обсуждение

А у нас появился большой багаж знаний, хотя мы шли подготовленными.
1. Чтение -сейчас 98 слов в минуту (было 20). В данный момент читаем Самоделкика.
2. Математика- в пределах 100 без перехода через десяток (к счёту до 20 это не относится).+задачи в три действия со схемами. + понятие длины (но это скорее связано со счётом (1 дм- это 1 десяток. Умножение не задавали и не знаем, хотя принцип понимает (2*3 - это три раза по 2)
3. Письмо -не учитываю умение писать как таково. Пишем под диктовку, + словарные слова, + простые правила (жи-ши, ча-ща)
В итоге мы многое получили за первый класс - это большой багаж знаний. Но нам ещё будет 7. Может в этом причина.

18.07.2003 11:46:49, Уже второклассники

Хмм, научился, но школы ли это вся заслуга? писать учила я, сидела, объясняла, каждую букву разбирали, тренировались, так что моей заслуги не меньше 80%, скромно я так:))
математика - ничему, она все умела сама и до школы, умножение наполовину выучила за компанию со старшей подругой.
труд вот был очень хороший, они и что-то шили и клеили и вообще все прекрасно
так что вроде ничего особенного

Школа.… Для всех она является важной вехой на жизненном пути. Порой мы с ностальгией вспоминаем свои школьные годы: как впервые сели за парту, свой первый, последний звонок, первые успехи и неудачи...

А теперь мы с трепетом ведем в первый класс своего ребенка. Наряду с чувством радости и гордости нам немного тревожно. И чувства эти вполне оправданы. Ведь первый класс - это значительные перемены в жизни малыша. Он вынужден проститься с привычным для него укладом жизни и порядком вещей и вступить в новый мир, в котором его ждут не только новые и увлекательные открытия, но и трудности.
С началом учебы в школе в жизни детей начинается новый возрастной этап в развитии. Ведущая игровая деятельность теперь меняется на учебную. Ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому коллективу, к новым требованиям: много времени проводить сидя практически без движения, быть внимательным и сосредоточенным, делать, порой, не всегда то, что хочется и т.д. Первые месяцы в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, так как изменяется вся его жизнь: с этого момента все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. А это нелегкое испытание для еще не совсем сформировавшейся психической, физической и эмоциональной сферы ребенка.
С каким настроем начинают новый виток в своей жизни? Как произошла встреча ребенка со школой? Какие у них сложатся отношения? Понравится ли ему учиться? Во многом это все зависит от того как пройдет процесс адаптации первоклассника к школе.

Как же помочь первокласснику в школе?
Первый класс - это новый ритм жизни, новые правила, обстоятельства, новые люди. И, что немаловажно, осознание ребенком себя в новой роли, в роли «ученика». От того, как сложатся его отношения со школой, во многом зависят его дальнейшие успехи на этом поприще.

Но не только для маленького первоклассника начало учебы является новым и важным испытанием. Этот долгожданный рубеж «первый раз в первый класс» является началом нового этапа в жизни всей семьи. И кому, как не нам, родителям помочь малышу преодолеть трудности в начале такого большого пути, как школьная жизнь. Согласитесь, и у нас, взрослых иногда бывают такие моменты в жизни, когда нужна поддержка. И новоиспеченным первоклассникам она необходима.

Давайте задумаемся о нашем отношении к детским успехам и неудачам: можем ли мы вникнуть в школьные проблемы малыша, правильно ли мы их воспринимаем. К сожалению, если случаются неудачи в учебе, мы, родители часто болезненно их воспринимаем, чрезмерно беспокоимся и спешим выразить свое недовольство ребенку.
Таким образом, добавляем своим детям еще одну проблему: в школе - трудности, дома - непонимание.
Если мы хотим, чтобы ребенок учился с удовольствием, был способным учеником и вырос успешным человеком, давайте поможем ему справиться с периодом адаптации к школе.

Как помочь ребенку психологически преодолеть первые трудности в школе без вреда для его здоровья?
Не перегружайте ребенка. Не пытайтесь дать ему все и сразу. Дайте первокласснику возможность побыть ребенком. Лишние кружки и секции, скорей всего приведут к повышенной утомляемости, и как следствие – к снижению работоспособности, раздражительности, проблемам со здоровьем. Если для вас очень важны занятия спортом или музыкой, либо начните водить туда ребенка задолго до начала школьной жизни, либо подождите еще год.
Продлёнка. Всеми способами постарайтесь ее избежать, хотя бы в течение первого полугодия. Не потому, что это плохо. Нет. Она здорово выручает в безвыходных ситуациях. Но в период адаптации первоклассников к школе пребывание в группе продленного дня становится дополнительным фактором физической и эмоциональной перегрузки ребенка.

Режим дня школьника. Не нужно сразу после школы заставлять ребенка писать, читать, и как бы то ни было заниматься. Отправьтесь на прогулку, дышите свежим воздухом, бегайте, прыгайте, отвлекайтесь. Обязательным пунктом в режиме дня первоклассника должен быть дневной сон. А уже потом можно заняться и уроками (хотя по нормативам в первом классе домашних заданий быть не должно). Самым оптимальным временем для выполнения домашних заданий психологи считают время от 17 до 19 часов. Вечером ограничьте активные игры, а также время, проведенное у телевизора и компьютера. Уложите ребенка не позже 9 часов вечера.
Хвалите его. «Грязь» в тетради, невыученный стих, двойка по поведению – все это, не идет ни в какое сравнение с тем, что от вашей строгости и непонимания ребенок навсегда перестанет верить в себя. Именно сейчас у него складывается собственное мнение о себе, как члене коллектива. Поддержите его, выслушайте, возможно, советом помогите наладить отношения со сверстниками.
Не ругайте первоклассника за неудачи. Чем больше вы будете наседать на него, тем более он будет зацикливаться на своих проблемах.
Уделяйте серьезное внимание детским рассказам о школе. Даже если что-то показалось вам не таким уж важным, для вашего ребенка может много значить. Замечая вашу заинтересованность его делами и проблемами, ребенок чувствует вашу поддержку. А вы, тем самым, можете из разговора сделать вывод о том, как проходит процесс адаптации к школе и нужна ли ваша помощь.

Прислушайтесь к ребенку. Обратите внимание на настроение ребенка до школы и после школы, на аппетит, на общее состояние. Если вы заметили, что ваш ребенок утром не хочет идти в школу, стал конфликтным, начал быстро утомляться, плохо есть - это уже первый звоночек о том, что процесс адаптации к школе идет не совсем хорошо. Поговорите с ребенком, спросите, что его тревожит, успокойте и дайте понять, что для вас важны не его успехи, а он сам. Если ситуация затянется, возможно, придется обратиться к школьному психологу.
Психологический комфорт. Постарайтесь сделать так, чтобы все, что касается школы, вызывало у ребенка положительные эмоции. Будь то выбор пенала или утренняя прическа, завтрак или торопливая дорога к школе, оставайтесь доброжелательными и спокойными, любящими и заботливыми. И тогда ваше чадо в скором времени порадует вас своими успехами, которые не заставят себя долго ждать.

И давайте будем помнить о том, что как бы ни было трудно в начале пути, впереди ждет много интересного и увлекательного, ведь школа это целая эпоха, о которой наши дети потом будут вспоминать с приятной грустью. А наша задача – создать для ребенка такие условия, которые не позволят периоду адаптации к школе затмить стремление школьника к новым знаниям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.