Брат: родной, старший, младший, сводный. Влияние старших братьев и сестер на младших

Старший брат - это как сладко-кислый леденец, которого вам всегда мало. Даже если иногда он заставляет вас морщиться, вы никогда не откажетесь от него.

Он дразнит и может довести до сумасшествия, но вместе с тем любит и защищает вас. Поэтому мы предлагаем здесь список из 20 преимуществ, которые напомнят девушкам, как хорошо иметь старшего брата.

1. Он научил вас, как понимать мужчин

С мужчинами довольно часто трудно иметь дело, но девушка, которая имеет старшего брата, может лучше понимать их. С того момента, когда девушка впервые влюбится, старший брат помогает ей пройти через много недоразумений и испытаний, которые бывают в начале отношений.

Если у вас есть старший брат, его советы помогут избежать сердечной боли в отношениях. Или, по крайней мере, он поможет пройти через это.

2. Он научил вас терпению

Как младшая сестра, вы, наверное, хорошо знакомы с шалостями и играми, которые так привлекают мальчиков. Поэтому именно брату нужно сказать спасибо за то, что он научил вас, как быть терпеливой. Будь то материнство, воспитание детей или общение с другими мужчинами, вы учитесь не сердиться по пустякам и не расстраиваться слишком легко.

3. Он показал вам, как быть жесткой

Девочки, которые имеют старших братьев, чаще всего знают, как быть хорошим бойцом. Естественно, в переносном смысле этого слова. Вы научились, как стоять за себя, и делать так, чтобы вас услышали. Вы научились не позволять никому помыкать вами.

Бойцовские поединки, которые наверняка у вас были с братом в детстве, научили вас быть сильной и никогда не сдаваться. Возможно, он сильнее вас, но вы знаете, что такое хитрость.

4. Он открыл для вас спорт

Для многих молодых девушек именно со старшего брата начиналась одержимость спортом или какими-то спортивными командами. Если вы заядлый фанат спорта, скорее всего, у вас есть много воспоминаний о том, как вы смотрели эти игры с вашим братом.

5. Он научил вас конкуренции

Иметь старшего брата очень хорошо, поскольку именно он учил вас, как конкурировать с остальными. Когда вы начнете строить свою карьеру, это умение очень вам пригодится.

Старший брат дал вам понимание того, что в мире существует сильная конкуренция, и именно мужчины часто побеждают. Также он помог вам развить самооценку и лидерские качества.

6. Он научил сдерживать свои эмоции

Не секрет, что девчонки более эмоциональны, чем мальчики. Но девочки, которые выросли вместе с мальчиками, научились держать свои эмоции в узде. Вы научились, как двигаться дальше. И, скорее всего, наличие старшего брата значит, что вы научились играть роль утешителя в сложных или трагических ситуациях.

7. Он показал вам, кто такой настоящий рыцарь

Старшие братья учат своих маленьких сестер, как именно мужчины должны относиться к ним. Вы, конечно же, замечали, как он относится к вашей маме или своей подруге, и это стало своего рода стандартом для вас. Вы будете применять его ко всем мужчинам, которые захотят пригласить вас на свидание.

8. Он всегда будет вас защищать

Иногда девушка нуждается в защите старшего брата. Мужчины всегда берут на себя роль защитника, когда дело доходит до благосостояния их маленьких сестер. Поэтому вы не должны беспокоиться о каких-то жутких мужчинах, так как ваш брат всегда позаботится о вас.

9. Он чувствует себя ответственным

Как младшая сестра, возможно, вы не всегда понимаете, что заставляете своего брата быть ответственным за то, что он делает. Поскольку он знает, что вы берете с него пример, он, скорее всего, не будет делать всех тех глупостей, которые обычно делают мальчики. Возможно, только некоторые из них.

10. Вы стали его личным стилистом

Скорее всего, вы отвечаете за то, как выглядит ваш старший брат. Не секрет, что мужчины часто не знают, как одеваться, поэтому младшие сестрички часто берут на себя роль стилиста для своего старшего брата.

11. Вы научили его сочувствию

Старший брат не может долго злиться на сестру или быть расстроенным из-за нее. В этом плане вы еще с детства научили его состраданию и прощению. Вне зависимости от того, что вы делаете, старший брат всегда будет иметь в своем сердце место для вас.

12. Вы никогда не нуждаетесь в мужской помощи

Все мы хорошо знаем, что жизнь может быть слишком занятой. Вне зависимости от того, что именно нужно сделать, то, что у вас есть старший брат, значит, что вы никогда не будете нуждаться в помощи мужчины. Он всегда будет рядом, чтобы помочь вам справиться с тяжелыми вещами (в прямом смысле этого слова).

13. У вас всегда будет достаточно мужчин для свиданий

Большинство девушек хотят выйти замуж. Но найти хорошего человека бывает слишком трудно. Если у вас есть старший брат, значит, у вас всегда будет стабильный поток женихов. Некоторые могут быть его друзьями, другие - теми, кто хочет через него познакомиться с вами. В любом случае, когда дело доходит до знакомства, иметь старшего брата может быть очень полезно.

14. Вы учите его разбираться в девушках

Мужчины, как правило, не очень много знают о девушках. Поэтому вы должны научить его, как разговаривать, как ухаживать за девушкой. Всякий раз, когда у него будут проблемы со второй половинкой, он будет обращаться к вам за советом. Он стал для вас источником знаний о других парнях, поэтому вы должны отблагодарить его тем же. Так старший брат научится доверять своей маленькой сестре.

15. Он научил вас, как правильно защищаться

В современном мире для девушек особенно важно знать, как уметь себя защитить. Поэтому, если вы знаете, как использовать какое-либо оружие для самозащиты, вы узнали об этом у своего старшего брата.

16. Он принял на себя главный удар воспитания

Имеется в виду, что на вашем брате были испробованы, возможно, не совсем удачные методы воспитания ваших родителей. Когда же появились вы, их методы стали более изысканными и правильными.

Если у вас есть старший брат, это значит, что родители не были так строги к вам.

17. Он научил вас тому, что круто

С юных лет девушка может обращаться к старшему брату, у которого, кажется, есть больше опыта и знаний. К примеру, он может научить вас ориентироваться в поп-культуре или мировых событиях. Поэтому старший брат - это как двери ко всему новому в этом мире.

18. Он может помочь вам финансово

Старшие братья часто берут на себя роль отца, если нужно помочь своей сестренке. В том числе и финансово.

Если он старше, то, скорее всего, уже работает, поэтому вы всегда можете попросить у него денег, если мама и папа говорят «нет».

19. Он научил вас смеяться над собой

Жизнь достаточно серьезная, но именно старший брат может научить вас, как воспринимать ее с юмором. Парни часто разыгрывают друг друга. Не исключено, что и вы были частью этих шуток. Это научило вас не воспринимать жизнь слишком серьезно и уметь смеяться над собой.

20. Вы всегда можете поплакать на его плече

Ваш брат, как защитник, всегда выслушает вас, когда вам нужна жилетка, чтобы поплакать. Вы всегда можете рассчитывать на него и не услышите в свой адрес критики или осуждения. Это и является тем клеем, который держит вместе брата и сестру.

В русской традиции брат считался представителем и защитником интересов своей семьи, помощником, последователем и заместителем отца. Это являлось основой отношений между братьями и сестрами. В народе их высшее понимание возводилось к религиозно-нравственным идеалам, недаром говорили: "Любовь братская - союз христианский".

В обыденной жизни русской деревни отношения братьев и сестер, как правило, базировались на взаимопомощи и поддержке, моральной и материальной. Народная пословица гласит: "Брат за брата пуще каменных стен". Принцип "брат за брата" побуждал старшего защищать младшего и наказывать обидчиков, участвовать в его трудовом воспитании, опекать. Младший брат оказывал старшему существенную помощь в делах (не случайно власть в неразделенной семье ее глава зачастую предпочитал передавать не старшему сыну, а своему младшему брату). Положение старшего брата в семье было особым. Родственники знали, что при определенных обстоятельствах ему придется взять на себя функции отца, хозяина.

После смерти родителей нередко именно старший брат принимался руководить всем двором. С разрешения общинного правления старший брат мог стать главным в доме и при живых родителях, если те уже не были способны сами справляться с хозяйством. Старшие братья способствовали полноценной социализации младших - служили посредниками в их знакомстве со взрослым миром.

Например, не только отец, но и старший брат снабжал младших братьев и сестер первым личным игрушечным "инструментом": молоточком, пилой, прялочкой, изготовленными собственноручно. Многие работы младшие проводили под руководством старших братьев. Благодаря старшим детям в семье "мелочь" получала полное социально-культурное "образование".

Тому, что делать можно и нужно, малолетние ребята могли научиться у взрослых членов семьи, как правило, у родителей. Старшие братья знакомили младших с тем, что делать нельзя. Например, лет с четырех они учили их драться и ругаться "по-взрослому", несмотря на запреты родителей.

Братские отношения не всегда соответствовали народному нравственному идеалу. В некоторых случаях они становились соперническими и враждебными, как в пословице - "брат на брата пуще супостата".

Особенно портились отношения в случаях, когда сталкивались материальные интересы братьев, например, если дело касалось наследования или решались имущественные вопросы при семейном разделе. В братских неразделенных семьях рекрутскую повинность несли не дети главы семьи, а его младшие братья и их сыновья - это также могло вызвать обиды. К раздору могли привести взаимные притязания относительно сроков женитьбы, выбора невесты и многочисленных преимуществ в положении парня-жениха. Чтобы избежать подобных неприятностей русское обычное право (народная правовая система) предусматривало соблюдение принципа старшинства. Так, младший брат не мог считаться полноправным участником хоровода, если там находился старший брат-жених. Младшего сознательно не одевали "с шиком", не предоставляли такой свободы в поведении, как старшему брату.

Жениться первым младшему брату также не полагалось (конечно, встречались исключения из правил). Принцип старшинства соблюдался и при передаче статуса главы семьи от отца к сыновьям.

Положение разновозрастных сестер в семье также было неодинаковым .

Старшую сестру считали ближайшей помощницей матери, ее "заместителем". В домашних делах она нередко полностью заменяла мать. Известны случаи, когда незамужней старшей сестре приходилось возглавлять весь женский состав семьи, выступая в роли "большухи" - хозяйки двора. Поэтому отношение старшей сестры к младшим детям в семье было сродни материнскому: позаботиться, уберечь, научить.

С раннего возраста старшая сестра погружалась в заботы о младших братьях и сестрах. В крестьянских семьях девочки считались полноценными няньками уже лет с 6-ти и часто проводили с малышами целый день. По мере отлучения младенца от материнской груди, он все больше переходил под опеку пестуньи-сестры, так как няньку со стороны нанимали не часто и только те, кому это было по средствам. В обязанности старшей сестры входил не только уход за детьми (одеть, накормить, убаюкать), но и умение развлечь, обучить.

Старшая сестра выполняла функции посредника , проводника между миром детей и миром взрослых. Малышам она открывала пространство за пределами порога дома: первые прогулки на улице, игры в компании соседских ребят проходили в ее сопровождении. Для подросших сестер она служила провожатым в сферу взрослых занятий и отношений: многим видам работ девочки обучались под руководством старшей сестры, под ее присмотром отпускались на молодежные гулянья. Преемственность и опека, составлявшие суть отношения старшей сестры к младшей, породили пословицу: "Первую дочь родители замуж отдают, вторую - сестра".

Случалось, что в отношениях сестер возникало соперничество и даже вражда. Различия в положении сестер в семье порой вызывали зависть и обиды. В народе при выдаче дочерей замуж было принято соблюдать принцип старшинства. В XVIII - первой половине XIX веков это правило выполнялось строго, во второй половине XIX века оно было уже не столь категоричным. Однако, по-прежнему считалось, что "через сноп не молотят", а если младшая сестра опередит в замужестве старшую, то у нее "будет несчастливое житье". В этом смысле положение старшей сестры по сравнению с младшими имело определенные преимущества. Ее наряжали в лучшую одежду, часто освобождали от работ, позволяя гулять даже в будни.

Младшей сестре обычно доставались обноски старшей; на людях, особенно если она была красивее старшей, ей следовало держаться "в тени". Когда в доме ожидали гостей или к старшей сестре приезжали сваты, младшую прятали. В хороводе, если младшую пускали на гуляние вместе со старшей сестрой, ей нельзя было даже заговаривать с парнями. Вместе с тем, на старшей сестре-невесте лежала большая ответственность. На людях ей приходилось тщательно контролировать свое поведение, чтобы не скомпрометировать репутацию всей семьи и, в частности, младших сестер - будущих невест. Недаром в народе говорилось: "Первую дочь берут по отцу-матери, вторую по сестре".

Несколько иначе строились отношения сестры и брата. Моральным долгом брата считалась обязанность блюсти и защищать честь сестры. Обидевший сестру наносил личное оскорбление брату. По мере взросления отношение брата к сестре дополнялось материальными обязательствами. Особенно четко они были обозначены при отсутствии у них родителей. В этом случае сестру-девицу брат должен был полностью обеспечивать, организовать ее замужество, снабдить приданым.

Незамужняя сестра получала содержание, при выходе замуж - приданое, но при семейном разделе претендовать на собственную долю общего имущества (недвижимость, земельные угодья) она не могла. Лишь изредка ей доставалось что-либо из семейного хозяйства, если вместо родителей его возглавлял брат. После смерти брата-хозяина имущественное положение сестер зависело от его жены-вдовы, ставшей хозяйкой.

В русской традиции существовали разные виды и степени братского и сестринского родства. Дети, имевшие общих родителей, назывались родными, кровными, полнородными братьями и сестрами. Среди них братские и братско-сестринские отношения были выражены наиболее полно. В русском традиционном обществе братьями и сестрами считали и тех, кто не состоял с остальными в прямом и кровном родстве. Так, однородными братьями и сестрами назывались дети одного отца и разных матерей, одноутробными - одной матери и разных отцов, сводными - не имевшие общих родителей. Дети, состоящие в двух- и трехпоколенном родстве, приходились друг другу соответственно двуродными (сродными) и троюродными (внучатными) братьями и сестрами. Ребенок, рожденный родителями до венчания и "признанный" (принятый в семью), считался по отношению к остальным детям привенчанным братом или сестрой. Сын или дочь кормилицы и тот, кого она вскормила, назывались молочными братьями и сестрами. Сын или дочь крестного отца и крестник, находясь в духовном родстве, являлись друг для друга братьями или сестрами крестными. В ритуальном родстве находились побратимы (крестовые, названные братья) - те, кто принял братство по дружбе, взаимному уговору. Между братом и сестрой, находящимися в кровном, духовном, ритуальном родстве, существовал строгий запрет на брачные отношения, его нарушение в народных представлениях считалось страшным грехом.

материал подготовлен
Федорова Е.

Подписаться на новости проекта "Онлайн школа Екатерины Бурмистровой "

Мысли о брате и сестре всегда вызывают у меня теплые чувства. Хотя в детстве мы неоднократно спорили, дрались и издевались друг над другом. В других семьях отношения между единоутробными отпрысками нескрываемо холодны, сдержанны или их вообще нет. «Мы не общаемся!» Но почему? Что объединяет и что разделяет нас с братьями и сестрами: зависть, ревность, благодарность, соперничество, любовь? Брат или сестра, пожалуй, самые родные после родителей люди. Взрослея, мы разлетаемся по городам и весям, общего становится все меньше, каждый волен поступать, как ему хочется, но память об общих переживаниях остается навсегда.

Что такое братство

Детский психиатр Марсель Руфо определяет братство как одну из форм привязанности. «Братство создается тем, что вы вместе что-то переживаете и вместе строите общие воспоминания». Братские связи устанавливаются во времени, причем не в предоставленном, а в разделенном. Они, как и большинство форм привязанностей, основываются на повседневных отношениях и общих впечатлениях, когда приходится жить под одной крышей, различать запах другу друга, пользоваться одними и теми же вещами и по шагам узнавать, кто прошел в ванную. Дети наследуют общие чувства, так сложилось, что у них одна история.

Братско-сестринские отношения строятся уже на предложенной им эмоциональной основе. Родители передают часть накопленного багажа в виде атмосферы любви или сдержанности. Независимо от того любящая семья или нет, дети, похожие друг на друга внешне, будут абсолютно разными по характеру, поскольку последний формируется именно в конкурентных условиях. Когда появляется брат или сестра - появляется соперник. Кто не слышал возгласов старшего о том, что он хотел бы вернуть малыша обратно в больницу или выкинуть в окно. В библейском мифе о Каине и Авеле рассказывается именно об этом скрытом братском насилии. Каин был безразличен к своему брату, и только, когда вмешался Бог и наказал его, он почувствовал свою вину. В силу важности закона «не убий» он осознает необходимые правила человеческого общежития - уважение к другому человеку и возможности выстроить с ним глубокую связь, основанную на любви.

По сути, братско-сестринские отношения - первый опыт любви к себе подобному, и легче всего такие отношения выстраивать под присмотром родителей. Именно их веское родительское слово устанавливает запрет на убийство и воцарение мира. Братство - уникальный шанс ощутить богатство отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и признательности друг другу. Вместе с тем, это единственная долговременная семейная связь. Родители умирают, браки распадаются, дети разлетаются , а братьями и сестрами мы остаемся до конца жизни.

Школа общения

Братская любовь, а речь идет именно о любви, проходит важные этапы. Соперничество, ссоры, драки - необходимая часть опыта, формирующего личность. Роль брата или сестры подчас важнее, чем борьба за обладание материнской любовью. Современные психологи рассматривают братьев и сестер, в первую очередь, как детей по отношению к одним и тем же родителям. Они одного происхождения, вышли из одного чрева и мыслят себя кусочками единого целого. Поэтому они могут идентифицироваться и заботиться друг о друге. Чтобы эта изначальная связь не была испорчена, важна позиция родителей, которые должны создать условия, чтобы дети могли жить отдельной от взрослых жизнью и укреплять отношения. У них должны быть свои секреты, свои правила и сообщества, которые позволяют ощутить единство. В многодетной семье малыш приобретает опыт социализации раньше, чем в детском саду. И главный ее инструмент - игра.

Эксперименты с ролями, установление правил, успех и неудачи позволяют ребенку понять свое место в жизни и выработать стратегию, которая будет потом работать во взрослой жизни. Если отношения между детьми были построены на зависти, то один из них бессознательно переносит этот стиль общения во взрослую жизнь. И, наоборот, опыт теплого общения и взаимопонимания, вероятнее всего, позволит создать подобные отношения с другими людьми.

С самого начала появление второго ребенка в семье окрашено ревностью старшего. Младшему приходится страдать не меньше, ведь он подспудно завидует старшему, опережающему его в развитии. Но подобное соперничество парадоксальным образом очень полезно и той, и другой стороне и несет созидательное начало. Ребенок сравнивает себя с другим, чтобы понять различия, определиться с собственной ролью и стать самим собой. Опыт соперничества позволяет в будущем легче включаться в конкурентные отношения в любом коллективе. Тот, кто жил с братом или сестрой понимает, что он не центр вселенной, что ему полагается только часть чего-либо. Меньше, чем единственный ребенок, он ощущает несправедливость мира и чувствует себя защищенным. Вражда между братьями и сестрами во взрослом возрасте - результат недоделанной работы родителей в период их детства.

Если старший ребенок старше младшего менее чем на два года, то ревность оказывает организующее воздействие, потому что она помогает дифференцироваться от других: есть «ты» и есть «я», мы - разные. Разница в 3-4 года позволяет старшему негативно воспринимает тот факт, что младший пытается ему подражать. Когда нет разницы между «я» и «другие», процесс интеграции не завершен. Реакция старшего на появления младшего разная и зависит от степени зрелости эдипова комплекса. Поэтому специалисты советуют уделять каждому ребенку отдельное время или отдавать младшего ребенка на некоторое время бабушке. Идеальная разница в возрасте между детьми - 6-7 лет. К этому возрасту ребенок уже сформировал собственные воспоминания о семье, насладился положением единственного ребенка и научился идентифицировать себя с ролью родственника.

Но по большому счету, важно не то, старший ты или младший, важна личность и умение адаптироваться к ситуации. Рождение младшего ребенка может послужить катализатором для выявления трудных отношений между старшим и родителями, а порой между мамой и папой. Ведь рождение каждого ребенка - это школа совершенствования и для родителей тоже.

Характер зависит от порядка рождения

По мнению психологов, очередность рождения определяет особенности личности. Старший ребенок, как правило, ответственный, добросовестный, честолюбивый, уверенный и смелый. Боится не оправдать возложенных на него надежд, в нем развиты лидерские качества и наблюдательность. Средний обычно чувственный и добрый ребенок, предпочитает действовать в угоду окружающим, а не подчиняться правилам. Отличается изобретательностью, склонностью к творчеству, это самый независимый ребенок, толерантен и легковерен. Он с легкостью воспринимает ценности других людей. Младший - беззаботный баловень, привязан к матери и склонен принимать чье-либо покровительство, нежели решать самому, часто обходит правила. Копирует поведение старших детей, скорее ведомый, чем ведущий.

Характер ребенка формируется также и в соответствии с его половой принадлежностью. При рождении ребенка другого пола положение первенца более легкое, так как он не видит в нем прямого соперника. Ребенок одного пола провоцирует борьбу за любовь матери. Старшему приходится стараться стать лучше и умнее, чтобы заслужить похвалу. На формирование личности старшего также оказывает влияние пол и количество рожденных после него детей. У всех старших детей есть общие черты, но устаршего брата братьев, у старшей сестры сестер, у старшего брата братьев-сестер, у старшей сестры братьев-сестер характеры будут немного различаться.

Старший брат братьев часто авторитарный, жесткий, строгий, явный лидер среди мужчин. Стремиться к руководящей должности, внимание женщин принимает как должное, но относится к ним с опаской. Предъявляет высокие требования к людям, в том числе, к жене и детям. Строгий отец и неустойчив в браке, меняет жен. Лучшая пара для него - младшая сестра братьев, худшая - старшая сестра сестер, которая обладает властным характером и независимостью.

Старшие братья сестер - менее жесткие и авторитарные, но тоже лидеры. Заботливы и внимательны по отношению к женщинам. Жена для них важнее детей. Слывут знатоками женщин. Лучшая пара для них - младшая сестра братьев. Самая неподходящая - старшая сестра сестер, хотя и с ними эти мужчины могут ужиться, благодаря способности понимать женщин. Любимы всеми женщинами, даже работу чаще всего находят в женском коллективе. Хорошие отцы, они внимательные и не очень строгие.

Старшая сестра братьев - обычно волевая, справедливая и независимая женщина, готовая принести жертву ради мужчин. Очень хорошо понимает мужчин и хорошо к ним относится. Даже среди друзей у нее больше мужчин, чем женщин, так как женщинам она склонна не доверять. Если братьев много, ей трудно выбрать одного мужчину. В мужья ей наиболее подходит младший брат сестер, потому что оба привыкли к таким ролям. Худшая пара - старший брат братьев, из-за борьбы за лидерство. Старшая сестра братьев с удовольствием заботится о муже, а с появлением детей отношения между супругами улучшаются, она добрая и заботливая мать. Любит работать в мужском коллективе, если сама начальница, то очень справедливая.

Старшая сестра сестер - ответственный, независимый человек, хороший организатор. Младший брат сестер может стать ей хорошим мужем, поскольку привык принимать лидерство старшей сестры. Самая неподходящая пара для нее - старший брат братьев, так как у нее нет опыта общения с противоположным полом. Постоянная борьба за власть в таком браке провоцирует недовольство и непонимание между супругами. Старшие сестры сестер могут стать властными и гиперопекающими матерями и женами. Больше внимания уделяют детям, чем мужу. Старшие сестры обладают, как и все женщины, невероятной способностью поддержания семейных связей.

Старший брат братьев-сестер может совмещать в себе черты характера старшего брата братьев и старшего брата сестер. Так же старшая сестра братьев-сестер сочетает свойства старшей сестры братьев и старшей сестры сестер. Благодаря такому сочетанию их характеры становятся более гибкими, они более успешны и в семейной, и в общественной жизни. Опыт общения с противоположным полом они потом легко переносят в собственные. К средним детям можно также применить эти ролевые характеристики, поскольку они являются старшими по отношению к младшим. Младшие дети склонны быть ведомыми, поэтому в паре с младшими детьми возникает борьба за право уступить пальму первенства. По наблюдениям за тысячами семей перечисленные порядково-ролевые характеристики встречаются наиболее часто, но под влиянием различных причин они могут варьироваться.

Когда дети стали взрослыми

Идеальная эволюция братско-сестринских отношений - стать другом или подругой своему брату или сестре во взрослом возрасте. Половое взросление, первый сексуальный опыт, географическое удаление - важные этапы этих отношений. Каждый живет своей отдельной жизнью, находит точки отсчета вне жизни брата или сестры. Общность ценностей рождается из потока установленной памяти. Крепость уз между братьями и сестрами во взрослом возрасте определяется качеством отношений в прошлом. Именно история помогает понять настоящее и построить будущее. Устойчивость братско-сестринских отношений демонстрирует, что полезного ты извлек из этого опыта.

Из-за отсутствия ежедневных придирок появляется чувство принадлежности к одной и той же группе. Уменьшается возможность встреч, а значит и ссор. Случается, что некоторые продолжают конфликтовать, но бурные ссоры становятся способом общения. В отдельных случаях, чтобы наладить отношения с собратьями и полюбить их, необходимо полюбить самого себя. Многие вещи зиждутся на построении собственного образа независимо от поведения родителей. Чтобы окончательно повзрослеть, надо смириться с тем, что родители дали столько, сколько смогли. Смена взгляда на мать и отца позволяет составить представление и о своем месте в семье. Братско-сестринские отношения во многом основываются на подобном опыте родителей. Чтобы показать своим детям достойный пример, стоит присмотреться, как мы живем сегодня со своими братьями и сестрами, и требовать от себя того, что хочешь передать потомкам. Ведь неоплаченные долги негласно переходят к следующему поколению.

Связи братьев и сестер друг с другом обычно очень крепкие, но противоречивые: в них смешиваются сообщничество и соперничество, любовь и ненависть. Противоречивые эти чувства могут как сосуществовать, так и чередоваться, меняясь каждую минуту.

Соперничество может быть временным, быстро проходящим, обнаруживается оно главным образом при появлении в семье младшего ребенка: тот, кто стал старшим, боится, что мама будет теперь заботиться только о новорожденном, а его разлюбит. В основе ревности братьев и/или сестер друг к другу лежит соперничество между детьми за право на исключительную любовь родителей, прежде всего - матери.

Надо сказать, что отношения братьев и сестер между собой - это отнюдь не только соперничество, здесь хватает и других сложностей. Именно в общении с семьей маленький ребенок впервые получает возможность отождествить себя со значимыми для него людьми: младшие хотят быть похожими на старших и делать то же, что делают старшие.

Есть и другая сторона, может быть, не такая явная: старший ребенок ничуть не реже позволяет себе, играя, увидеть в младшем братишке или в младшей сестренке младенца, каким был сам, и воспроизвести его поведение. Таким образом, он получает удовольствие, какого не дадут ему познать ни его нынешний статус, ни его возраст. А младший проецирует на себя образ старшего, желая стать другом его друзьям.

Когда старший ребенок в семье отождествляет себя с младшим, а младший со старшим, это помогает им обоим расти, примиряя между собой стремление скорее стать взрослым и нужду в том, чтобы не взрослеть слишком быстро.

В отношениях с братьями и сестрами ребенку приходится отказаться от жажды всемогущества, потому что ему надо знать свое истинное место. Подобное «крушение иллюзий» благотворно и даже спасительно, ведь именно благодаря ему ребенок вырывается из плена любви симбиотической, примитивной, той, при которой стороны слишком сильно психологически взаимосвязаны, взаимозависимы и каждая теряет в своей индивидуальности. Вырывается, чтобы открыться любви равных, содействующей личностному росту.


Если ребенок ревнует к малышу, который только еще должен родиться

Совсем еще недавно ваш ребенок был уверен в том, что мама существует для него одного, является в какой-то степени его собственностью. Подрастая, он начинает понимать, что нет, это не так: его мама - отдельный человек со своими желаниями, и она может любить других людей тоже. Она, например, любит папу, и ребенок должен разделять с ней эту любовь.

Когда в семье должен появиться новорожденный, ребенок, которому предстоит стать старшим, вновь испытывает тревогу и страх, что мама больше не будет его любить (такое состояние в науке называется фрустрацией ), и порой это становится для малыша совершенно невыносимо. Именно в таких случаях он и демонстрирует ужасающую ревность. Реакция на событие зависит от возраста ребенка, а кроме того - от разницы в возрасте между ним и новорожденным.

Чувство ревности проявляется сильнее всего, когда ребенку около четырех лет, особенно если он долгое время был единственным. Реакции бывают менее острыми, если разница в возрасте между детьми меньше двух лет.

  1. Старший имеет право думать: «Лучше бы он (или она) не родилась вообще.
  2. Однако ему запрещено делать маленькому больно или бить его.
  3. Разрешайте настолько, насколько это возможно, старшему ребенку трогать младенца, который не должен казаться ему ни драгоценным, ни особо хрупким объектом. За неловкими, но ласковыми прикосновениями старшего скрывается ревность, смешанная с любопытством.
  4. Лучше не заставлять старшего ребенка говорить, что он рад тому, что у него теперь есть младший братишка или младшая сестренка и что он любит этого братишку или эту сестренку.
  5. А если вы на этом настаиваете, то скорее всего - ради собственного успокоения : лишь бы не чувствовать себя виноватым в том, что навязали своему малышу брата или сестру.

Если дети все время ссорятся

Даже если самый младший ребенок в семье поначалу не вызовет жгучей ревности, все может осложниться, когда он начнет ходить и захочет трогать вещи, принадлежащие старшим детям. В этом случае соревнование между детьми становится куда серьезнее.

Отношения с братьями и сестрами - первое пространство для социализации ребенка. Чувство соперничества естественно, и часто оно предшествует возникновению чувства истинной любви.

— Вы научили старшего тому, что нельзя поднимать руку на младшего брата или младшую сестру со дня его или ее рождения. Однако нельзя, чтобы запрет на рукоприкладство постоянно заставлял ребенка капитулировать, к тому же, в этом случае роли могут поменяться, и младший почувствует, что ему дозволено проявлять агрессию по отношению к старшему, тогда как тому защищаться категорически запрещено.



Порой дети сами подавляют свою агрессивность и склонны не защищаться, когда младший брат или младшая сестра на них нападают. А поскольку дома слишком многое запрещено, некоторые дети находят выход этой подавленной агрессивности в детском саду.

— Надо, чтобы каждый умел защищать свою территорию и свои права, что может оправдывать некоторую степень агрессивности . Надо также, чтобы конфликты себя обнаруживали: истинная миссия родителей не в требовании «Сию же минуту перестаньте ссориться», - а в том, чтобы найти пути разрешения каждого выявленного конфликта.

Необходимость сдерживать агрессию отнюдь не означает, что во имя родительской мечты об идеальных отношениях в семье надо подавлять всякое, даже минимальное, проявление соперничества между детьми.
Часто такой идеал - отражение либо пережитого самими родителями в детстве, либо того, что они в детстве мечтали пережить.

Не стоит постоянно поощрять только младшего , родителям следует соблюдать дистанцию ради того, чтобы условия, в которых находится младший, не стали более благоприятными, чем условия, в которых находится старший.

— Если вы хотите, чтобы дети поверили, будто вы способны разрешить любой конфликт, или если хотите быть объективны во что бы то ни стало, это только во вред и старшим, и младшим : в конце концов они поверят, что вы способны загладить всякую, какая только может встретиться в жизни, несправедливость, единственной жертвой которой считает себя каждый.

— Иногда лучше, оценив ситуацию со стороны, сделать вид, будто не замечаете происходящего.

— Даже если в глубине души вы предпочли бы, чтобы дети проявляли друг к другу только нежную привязанность и ничего кроме, необходимо дать им возможность самостоятельного выбора: любить или ненавидеть .

А еще позвольте им, насколько это возможно, самим разбираться со своими конфликтами. Это лучшее, что вы можете сделать для своих детей. С одной стороны, вы чаще будете чувствовать, что не сумели проявить абсолютную непредвзятость во время вмешательства, а с другой - умение искать компромисс, умение договариваться, находить способы выйти из конфликта являются для ребенка источником гордости собой и веры в себя . И дополнительное преимущество: таким образом ребенок приобретает навыки, которые помогут ему в будущем лучше понимать отношения с другими людьми.

— В результате того, что происходящее между детьми будет оставаться вне вашего поля зрения, у них, возможно, появятся области для сотрудничества, сообщничества .

Но если дети начинают драться, вмешивайтесь немедленно . Можно плохо, даже враждебно относиться друг к другу, но как физическое насилие, так и , когда один человек «избивает» другого словами, недопустимы.

Если вы вмешались в конфликт между детьми, главное - подсказать им, как приспособиться друг к другу, подняться над ссорой .

Двухлетнему покажите, как можно делиться с другим.

В три года ребенок способен понять, что такое «по очереди».

Начиная с четырех-пяти лет можно уже учить ребенка поиску компромисса с помощью слов. Переговоры - основной путь улаживания конфликтов, именно потому так важно давать детям возможность выпутываться из их ссор самим.

— Будьте особенно внимательны к ребенку, который в конфликтах систематически проигрывает. Возможно, дело тут в недостаточном языковом развитии, возможно, ему не хватает веры в себя, в то время как то и другое - два главных козыря при любых переговорах.
— Нужно помогать ребенку, избегая при этом постоянного вмешательства, направленного на его защиту.

Он говорит, что его брата или сестру я люблю больше. Вы считаете, что это неверно и несправедливо, но если вы активно встанете на защиту одного из детей, стремясь доказать, будто для вас нет никакой разницы между ними, вы рискуете усугубить ситуацию, обострить ревность в семье.

Зачем родители стараются делать для одного ровно столько же, сколько для другого? Дети - тонкие психологи, и они быстро заметят, что мама и папа поступают так исключительно затем, чтобы искупить в собственных глазах скрытую вину.

Полностью исключить предпочтения на самом деле очень трудно . Естественно, и речи не может быть о том, чтобы говорить о своих предпочтениях или даже ненароком признаваться в них, тем не менее они существуют. И совершенно не обязательно, чтобы вашим «любимчиком» был самый младший, как это обыкновенно кажется старшим. Вполне может быть, что вы сохранили особую привязанность именно к старшему, потому что он сделал вас отцом или матерью, - а может быть, ко второму или третьему ребенку, даже и не зная почему.

Предпочтение - чувство интимное и чаше всего бессознательное или подсознательное , оно связано с родительскими ожиданиями от каждого ребенка.

— Как правило, кто-то из родителей узнает в характере одного или другого ребенка свои собственные черты. Вот только необязательно это становится основой для предпочтения: иногда между очень похожими родителями и детьми конфликтов случается больше.

— Личные отношения с каждым ребенком возникают в связи с особенностями его появления на свет и историей его жизни.

Ребенок-инвалид, ребенок, который нуждается в постоянном медицинском уходе или живет отдельно от вас, может вызывать особенно сильную привязанность. Даже если он у вас не самый любимый, о нем вы заботитесь больше, чем обо всех других, и другие дети, «беспроблемные», могут жаловаться на это тревожащее их предпочтение. Подобная реакция способна вам помочь, вынудив к осознанию того, что пришло время что-то сделать с двойственностью таких связей.

Подбадривайте детей, когда они играют вместе, облегчайте им возможность таких игр.

Найдите время посидеть и посмотреть, как ваши дети играют , но старайтесь поменьше вмешиваться. Вы увидите, что младшие уподобляются старшим.

Важно, чтобы игры между «двумя поколениями» детей были разнообразны и чтобы старший не всегда верховодил, не всегда принимал решения единолично.

Старший может заинтересоваться играми малыша и принести ему, например, свои старые игрушки. Оба получат от этого громадное удовольствие.

Играя с младшим братом или сестрой, старший ребенок позволяет себе возвращаться назад, к более ранней стадии развития, и не стыдится этого .

В семье, где несколько детей, возможны игры между мальчиками и девочками

Четырехлетние дети предпочитают играть с ребятишками своего пола, особенно в коллективе. Игры братьев с сестрами могут стать первым шагом на пути к играм с детьми противоположного пола.

Возможности, рождающиеся в совместных играх мальчиков и девочек, особенно важны в том возрасте, когда происходит половая идентификация .

В четыре-пять лет мужские и женские роли очень часто не разграничены, и, когда дети играют вместе, попеременное исполнение той или иной роли делает более гибкой их модель половой принадлежности. Конечно, это возраст, когда мальчики и девочки отнюдь не склонны приветствовать совместные игры, но маска, которую надевает ребенок перед своими друзьями или подружками, вовсе не обязательно отражает то, что происходит дома.

В шесть-семь лет дети начинают больше интересоваться настольными играми и головоломками.

Выступая в роли судьи, нужно в основном объяснять правила - каждому по очереди, а не рассыпаться в поздравлениях выигравшему.

— Соперничество здесь больше похоже на соревнование, и это должно убедить вас в необходимости бдительно следить за счетом.

— Если результаты у детей не слишком удовлетворительны, воздержитесь от сравнений!

Каждый ребенок имеет право на собственное пространство и время для игры, если он хочет играть один

— Конфликты с братьями и сестрами часто становятся выражением притязаний на то, что ребенок сам по себе - уже личность.

— Важно предусмотреть для каждого ребенка не только день и час, когда его ведут, например, к зубному врачу, но и время, когда он что-то делает «для себя» - играет, гуляет…

Фрустрация - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворить те или иные потребности.

Бессознательное в психологии - вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию; подсознательное - то, о чем человек сейчас не думает, но что в принципе ему известно, связано по ассоциации с предметом его мысли и способно в качестве подтекста повлиять на ее течение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.