Современному обществу не нужна семья. Как быть без семьи

Сначала мысленно представим себе один из крайних вариантов - пусть человек попробует жить в семье, руководствуясь только принципом свободы - "Хочу". При этом для простоты рассуждений предположим благоприятную для него ситуацию - он любит жену, а она обладает мягким характером. Теперь представим себе не романтическую идеализированную жизнь, какой она может представляться 16-летнему юноше, а реальную - с болезнями, трудностями, плохим самочувствием, неприятностями на работе и т.д. И вот во всех этих трудностях, которыми полна жизнь практически каждого человека, наш "герой" будет поступать только так, как ему захочется: захочет - поможет жене, не захочет - не поможет. Поначалу ее любовь и мягкий характер помогут сохранить их отношения, но что потом? Как долго может женщина любить своего мужа, не видя в нем защитника, опоры, рыцаря, способного мужественно переносить трудности ради любимой женщины? Весь мировой опыт (да и теория тоже) показывают, что женщина может любить сильно и долго человека только с мужским характером, обязательными атрибутами которого являются сильная воля, способность легко выносить любые тяготы, готовность прийти на помощь слабому. Доброта, ум и мужественность абсолютно необходимы мужчине! Отсутствие этих характерных мужских черт приведут к тому, что жена начнет видеть в муже бесполое существо, несмотря ни на какие внешние признаки мужественности - роскошные мышцы, усы, зычный голос или уверенное поведение. Итак, любовь закончится; много ли радости принесет это нашему "герою"?

* Возьмем следующий крайний вариант - руководствоваться в семье только словом "Должен". Тоже плохо! Ведь женятся для радости! А какая может быть радость, если приходится выполнять свой долг порой в состоянии болезни, уныния, усталости? Долго ли чувство любви останется романтичным при постоянно нарастающем раздражении против супруги, которой ты все время что-то должен?

* Давайте подумаем: может быть, неверна сама постановка вопроса, требующая жить лишь по одному из этих принципов? В тоже время, руководствоваться обоими принципами одновременно затруднительно: даже если заранее по обоюдному согласию определить, в чем супруг волен поступать как захочет, а в чем - по обязанности - все равно проблема не снимается, ведь жизнь необыкновенно динамична, постоянно возникают все новые ситуации, по поводу которых еще не успели договориться! И снова - раздражение друг другом, непонимание, ссоры, и... угасание любви!

* Где же выход? Ведь он, конечно же, существует, раз существуют счастливые супружеские пары, пронесшие любовь через долгие годы! Крайне малое число таких пар, очевидно, говорит лишь об одном - они обладают каким-то особым, редким качеством. Что же это за качество? Способность к безумной страсти? Но страсть сопутствует поначалу многим начинающим семейным парам, а счастливых через несколько лет - единицы! Может быть, это редкое качество рационализм, точный расчет? Тоже не получается, ведь настоящая радость в любви невозможна без сильных чувств, нередко затмевающих рассудок!

* Я полагаю, что секрет - в особой культуре этих счастливых людей! Поясню свою мысль. Человечество давно уже открыло наличие двух очень похожих, но в сущности разных чувств - влюбленности и любви. Первое из них может быть безумно сильным, головокружительным, но это чувство для себя, оно эгоистично! Суть его в стремлении обладать другим человеком - красивым, умным, добрым и т.д. А суть любви - в стремлении отдавать! Векторы этих чувств - противоположны! (Кстати, в гармоничной, здоровой человеческой любви эти два начала существуют одновременно). В большинстве случаев люди путают эти чувства, порождая бесчисленные проблемы и трагедии. Кстати, если молодой человек хочет руководствоваться только желаниями, то, может быть, он и неплохой человек, но еще очень эмоционально незрелый. За любовь он пока принимает лишь свое желание быть любимым. С другой стороны, его можно понять: сам факт, что жена ждет от него выполнения какого-то долга свидетельствует об отсутствии у нее беспредельного чувства к нему. И действительно, любой навязанный извне долг воспринимается любым человеком с раздражением.

* Когда же человека любишь по-настоящему, то возникает непреодолимое желание принести ему счастье. Не возникает вопроса - ты "хочешь" сделать для него что-то или "должен". Эти два начала, два слова незаметным и чудесным образом сливаются и образуют совершенно новый союз: когда должен уже не по внешнему принуждению, а по внутреннему горячему импульсу, то слово "должен" становится словом "Хочу"!

* Психологи открыли, что так любить может только тот человек, который вообще наделен способностью любить людей, видит в каждом человеке великую ценность. ©

- Немецкий философ - кажется, Гегель, - говорил, что брак - узаконенная половая жизнь. То есть два человека соединяются для продолжения рода. Вы могли бы сформулировать высшую цель брака?

В нашей жизни все устроено так, что мы любую свою задачу можем выполнить только во взаимодействии с кем-то другим. Каждому человеку всегда необходим другой человек. Человек, на которого я мог бы опереться, которому могу доверять. Человек, который разделяет ответственность за меня и за то, что со мной произойдет.

Ведь можно потерять здоровье, память, трудоспособность, работу - все… Поэтому я должен другому человеку доверить себя, свою жизнь. Доверить так, как я доверил бы самому себе. Фактически это «другой Я». В жизни всякое бывает. А это элемент страховки, элемент уверенности, опять же, доверия. Я могу доверять другому человеку как самому себе.

Не случайно каждого из супругов называют «половинкой». Мы же не можем двигаться на одной ноге, мы не можем что-то делать одной рукой. Поэтому в нас заложен поиск своей второй половины. Нам трудно быть гармоничными, если мы свою вторую половину не нашли...

Современные молодые люди часто думают, что люди соединяются в браке, чтобы постоянно испытывать очень яркие сексуальные ощущения. Значение физиологической стороны брака сегодня неоправданно преувеличивается. Это имеет много отрицательных последствий для будущей семьи.

Одним из отдаленных следствий таких заблуждений является то, что кто-то из супругов, чаще всего женщина, через регламентацию сексуальной жизни начинает добиваться от супруга привилегий и выгод. Это очень хорошо описано в книге Эрика Берна «Супружеские игры». С помощью этого инструмента женщина начинает менять семейную иерархию. Если в какой-то момент она может сказать мужу «нет», муж становится от неё зависимым, а она в этом вопросе - главной. А потом начинает главенствовать и в других вопросах…

- С какого момента начинается семья? Является ли «гражданский брак» семьей?

Семья подразумевает высокую степень доверия. Мой муж или моя жена - тот человек, на которого я могу положиться. Не зря же есть такое понимание: «Муж - это каменная стена». Но и жена - это помощница мужу. Значит, должна присутствовать высокая степень доверия и ответственности одного человека за другого.

Когда же мы начинаем жить в «гражданском браке», это очередная проба, как проба в фильмах: одного актера попробуют, другого актера попробуют, третьего актера попробуют… И нет в таких отношениях той степени доверия, когда человек полностью раскрывается перед другим человеком.

Думаю, что семья начинается с момента венчания. Образование семьи - это великая тайна. Даже неверующие люди в момент венчания вдруг начинают понимать, что произошло какое-то таинство в их жизни, которое действительно сделало их единым существом, совершено нераздельным. В этот момент великая помощь дается им, в дополнение к тем усилиям, которые они сами прилагают к построению семьи.

Могу свидетельствовать, что, бывает, пожилые люди венчаются, а у них взрослые дети уже разводиться собирались. И после венчания этих пожилых родителей начинает умиряться, успокаиваться ситуация и в семьях их детей, и молодые семьи сохраняются.

- И все-таки даже Церковь признает, что семья начинается уже с государственной регистрации.

Регистрация брака имеет очень большое отношение именно к чувствам ответственности и доверия. Регистрация налагает определенные юридические права. У нас теперь общее хозяйство: все мое - это твое. У нас общая квартира, общие дети и общая ответственность за все. И на самом деле в современном мире это имеет огромное значение.

Ведь не каждому человеку я могу доверить даже свою собаку выгулять. А доверить свою машину, свою дачу, свою квартиру? А именно этому человеку я могу доверить все.

- Некоторые люди, которые живут в гражданском браке, говорят, что счастливо живут так уже 5-10 лет и задают вопрос: «Что бы изменил для нас штамп в паспорте?» Нам понятно, что 5-10 лет - это ещё не показатель. Судить об этом можно будет несколько позже, когда прошло уже 20 или 30 лет совместной жизни и люди могут сказать, что они счастливы. Тогда это будет более убедительно. Но что вы, как психолог можете ответить таким людям?

Знаете, они только говорят, что спокойны и счастливы. Элемент тревоги постоянно присутствует. Я, как психолог, это могу свидетельствовать. В психологии хорошо изучен феномен «незавершенного действия». В «гражданском браке» нет эффекта завершения. Нет завершения, и тревога растет. Особенно она растет у женщины с возрастом, потому что и внешность меняется, мужчина начинает смотреть на молодых девушек. Почему так происходит? Просто тело у нас стареет, а душа-то остается молодая. Себя мужчина не всегда наблюдает в зеркале, но видит, что жена вроде уже состарилась, а себя он старым не чувствует. Ему хочется еще встряхнуться и сходить куда-нибудь… Он видит, что с женой это не всегда получится, а с молодой девчонкой, секретаршей какой-нибудь или сотрудницей - с ней будет замечательно. Пережить заново острые ощущения, которые когда-то переживал…

В «гражданском браке» у женщины растет состояние тревоги, а у мужчины -состояние этакой молодецкой безответственности. В течение всего срока «гражданского брака», он - «жених на выданье», а не муж.

В то же время «гражданский брак» часто кажется более гармоничным именно из-за того, что женщины в нем все-таки не разворачивают свои негативные эмоции в полную силу, а вынужденно притормаживают себя. Современные мужчины предпочитают «гражданский брак», потому что женщины в нем ведут себя более сдержанно. В гражданском браке женщина редко бывает «генералом».

- Есть люди, которые не стремятся к браку. А есть другая крайность - идеализировать брак и представлять его как некое безоблачное счастье. Не случайно многие фильмы заканчиваются свадьбой. Поженились, значит, все будет хорошо. Понятно, что это не так. Что же представляет собой брак на самом деле с точки зрения достижения счастья?

У меня консультируются молодые пары, у которых есть все для счастья - молодость, здоровье, квартира, машина, дача, деньги. Но как они проводят свою жизнь? Работают или учатся, потом приходят домой, ложатся на диван, смотрят телевизор, заказывают пиццу. Так проходит месяц, полгода, год. В конце концов, они уже и на пиццу смотреть не могут, и друг на друга, и телевизор надоедает, все надоедает. Им хочется перемен. И все рушится. Они приходят к психологу: «Что делать?»

Здесь уместно вспомнить формулу Суворова: «Тяжело в учении, легко в бою». На самом деле, семья - это очень много физической работы для женщины. Сейчас наших девочек воспитывают так: английская или французская школа, балет, музыкальная школа и т.д. Идет интеллектуализация женщины, а вспомните воспитание наших дворянок или великих княжон. Они умели делать всё. Жили очень скромно, шили, вязали, кружева плели. В институтах благородных девиц, где воспитывали наших дворяночек, уделяли очень много внимания бытовой стороне семейной жизни - умению вести домашнее хозяйство, планировать семейный бюджет, готовить, шить, вязать и т.д.

Сейчас же происходит то, что недавно наблюдалось только у приютских детей, детей из интернатов и детских домов - выпустили ребенка из детского дома, а он не умеет ни чай заварить, ни макароны сварить, ни пельмени. Теперь мы это видим уже у хороших домашних детей.

Молодые поженились. Что они делают? Они заказывают пиццу…

Девочек надо учить вести домашнее хозяйство. Девушка, выходя замуж в 19 или 25 лет, не должна впервые в жизни подходить к кастрюле. Сварить кашу, приготовить суп, испечь пироги и даже хлеб, убрать комнату, вымыть полы - это должно быть на уровне автоматизма, как у суворовских солдат. Тогда в 19-25 лет она не будет только начинать учиться готовить и убирать, стирать. Это же равносильно тому, что в 19-25 лет человек начнет учиться ходить. Да еще у нее установка такая от родителей, что заниматься английским языком - это хорошо, а вот готовить, стирать, убирать - это грязно, недостойно, и никому не нужно.

Важнейшее предназначение женщины - быть хозяйкой. Когда она сама готовит пищу, да если еще и с мирным духом (молитвой) - то все сыты и довольны, и дети растут радостными, и муж спокоен, и в семье - мир.

Поэтому и надо у девочек поощрять тягу к домашним делам буквально с самого раннего возраста, когда она просит: «Дай, я помою!», «Дай, я уберу!», «Дай, я сделаю!». Пусть у нее неумело получается, можно потом что-то поправить за ней, доделать. Тогда к 14-15 годам она сможет и маму в некоторых делах заменить. Я знаю семьи, где девочка в подростковом возрасте готовит супы или печет пироги - это уже её обязанность.

Поэтому в будущем к приходу мужа у нее не будет проблемы, чем его накормить, а это тоже один из элементов счастья. Делать все быстро, красиво, умело - тогда все будут довольны и счастливы.

- Что делает семью более счастливой, а что - менее?

Помните пушкинское:

«На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег».

У меня в почтовом ящике масса писем с семейными проблемами. Пишут женщины, у которых рушится семья. Вроде все есть: есть дом, есть машина, есть замечательный муж, у мужа достойные зарплата и работа, чудные детишки растут - а счастья нет. Казалось бы, почему?

Но когда они начинают описывать детали, все становится понятно.

Как правило, в нынешней более-менее устоявшейся семье женщина - «генерал», и ей кажется, что она держит все семейные процессы под контролем. Но это очень опасное заблуждение. Ошибки в семейной конструкции чреваты внезапными обрушениями.

Чтобы проблема стала более рельефной, очевидной для «пострадавшей», я иногда прошу ее представить, что она жена, например, царя Давида. Говорю: «Среди множества его жен и наложниц Ваш номер 75-й… И вот к вам пришел царь - вы счастливы его видеть. Разве вы скажете ему «нет» или будете предъявлять ему претензии, которые Вы предъявляете своему мужу, или выражать ему неудовольствие по какому-то мелкому поводу (разумеется, в воспитательных целях)? Вирсавия вряд ли могла сказать такое царю Давиду. Для той женщины важно было привлечь внимание царя к себе, и чтобы он к ней тянулся, и следующий раз пришел. Она должна была быть для него привлекательна, радостна, чтобы она с 75-го номера стала «первой»…

Почему я использую такую гиперболу? Женщина мне говорит: «У меня в семье муж - главный, и я его слушаю во всем». Но когда она начинает перечислять какие-то эпизоды своей жизни, понятно, что муж там совсем не главный. Жена предельно расторможена в различных своих проявлениях: прежде всего, негативных эмоций. Тогда и приходится приводить такой пример. И вот тогда она начинает что-то понимать… И отношения в семье начинают постепенно налаживаться… Почему? Потому что она начинает притормаживать себя - она помнит свой номер и хочет продвинуться вперед, сократить дистанцию. А для этого надо быть привлекательной, приятной. Не может жена диктовать условия своему мужу. Иначе она не только 75-й будет, она и трехсотой-то не будет: он просто ее удалит из своего окружения…

В фильме «Кубанские казаки» есть очень красивый эпизод. Председатели колхозов участвуют в скачках. Вперед вырываются двое - мужчина и женщина. Они молоды, красивы и втайне любят друг друга, несмотря на постоянные производственные конфликты. Женщина (ее играет Латынина) легко и явно лидирует, но буквально за несколько метров до финиша придерживает свою лошадь, отдавая первенство любимому мужчине, а сама приходит второй.

Это пример женской мудрости. Женщина во всем должна идти за мужчиной, а не мчаться впереди него, только тогда она и реализует себя как женщина.

Образцы житейской мудрости можно извлечь даже из сказок.

Иван-царевич в долгих поисках невесты бредет по лесу, натыкается на избушку с Бабой Ягой. Она ему задает вопрос: «Ты кто? Куда идешь?..» Что он ей отвечает? «Ты меня, старая, сначала накорми, напои, в баньке попарь, а потом пытай (вопросы задавай)!»

Смысл любой сказки очень значим. Воспитываются установки, которые потом в дальнейшей жизни нам помогут. Посмотрим на аналогичную ситуацию в семейной жизни.

Часто приходится слышать жалобу от молодых жен: муж пришел домой, а она запаренная вся, замученная, у нее дети кричат, что-то не получилось, что-то разбилось. Жена в нем видит помощника, который поможет ей это все разгрести, детей спать уложить. Но он пришел домой уставший и голодный. Он пришел из внешнего мира, «с битвы». На самом деле, жизнь мужская очень тяжелая и сложная, гораздо сложнее женской. Во внешнем мире он вспоминал жену и детей, ему хотелось тишины, покоя - прижаться к жене, обнять детей. А дома его встречает бедлам, шум, хаос. Жена вся встрепанная, она хватает ребенка, куда-то тащит и по дороге кричит: «Ну, ты что-нибудь себе свари!» И начинается скандал.

А как должно быть? Вот муж приходит домой, к его приходу готов горячий ужин. Не надо детям виснуть на папе, как груши. Дети быстренько убираются в другую комнату. Папа пришел - все, тишина и покой. Мужчине нужен час-полтора, чтобы просто прийти в себя. Когда муж поест, попьет, немного отдышится - он способен и жену приласкать и детей, и поговорить с ними.

Я знаю такие семьи. Например, такая… Мама в этой семье, как говорится, по характеру «танк» - и с детьми управляется, как «повар с картошкой». Но все равно, когда мама с детьми дома - там шум, гам. У них собака - совершенно невоспитанная, все на нее орут: «Да заткнешься ты, наконец, или нет!», все ее пинают. Пришел папа с работы - собаки не видно, не слышно, она спряталась под стол, дети ушли в свою комнату: «Тише, папа пришел!». Причем, сын под два метра ростом, очень «крупный» парень, а папа ему где-то под мышку и более хрупкий. Но: «Папа пришел! Тишина, все!» Мама из грозной тигрицы превращается в мотылька, вокруг папы порхает, папу кормит, поит, потом папа уходит к себе в спальню, ложится, как лев там чего-то рычит, типа: «Сын, иди сюда!» Приходит двухметровый сын. - «Ну, как там у тебя дела?»… Тишина, покой: папа в доме!

Сейчас этот юноша подобрал себе девушку такого же плана, как его мама. Не знаю пока «тигр» она, или «танк», но с ним она очень спокойная, миролюбивая девушка.

Маме надо думать о том, какая картина семейной жизни у детей останется. К сожалению, все чаще у детей запечатлевается картина: папа - тиран, приходит, сразу начинает с мамой скандалить, мама нервная, в доме напряжение. Дети начинают осуждать папу за тиранию, за дурной характер. Сердясь на папу, не дают ему свои игрушки потрогать, котенка погладить…

А почему? Потому, что этот момент, мелочь вроде - папа вошел в дом - неправильно выстроен. Кто его должен был выстроить, мужчина или женщина? Конечно, женщина! Вообще, ответственность за семейное счастье во многом лежит на женщине. Женщина должна строить свой дом.

Есть такое понятие - «эмоциональное заражение». Женщина заражает своими эмоциями других членов семьи. У психолога Адольфа Ульяновича Хараша есть очень хороший образ: он сравнивает женщину с держателем собак, но под собаками имеются в виду эмоции. Кого женщина не любит - того не любят ее дети, муж и домашние животные. Никто не осознает, в чем дело, но агрессия всех домашних направляется против этого человека. Хотя она ничего и не говорила. Она заражает всех своими эмоциями, своим отношением.

Чтобы в доме был покой и счастье, жена должна держать себя в состоянии мира и покоя. Муж пришел - она сама успокоилась, всех успокоила, вот это спокойное состояние она передала и детям, и мужу. И дети потом вспоминают эти моменты прихода папы с работы как состояние счастья, радости, мира. Чтобы дети были спокойные и счастливые, они должны жить в спокойной среде. Для этого женщине, в силу ее склонности к ярким эмоциональным всплескам, приходится проявлять волю - периодически себя притормаживать.

Противоположно покою состояние напряженности, недовольства. «Я, бедная, измучилась, у меня столько дел, а он мне не помогает, он мне должен помогать в домашних делах». Ну и что вспомнят дети такой матери? Что они потом будут в своей жизни воспроизводить?..

- Вы рассказали о семье, в которой, по-видимому, папа очень сильная личность, вряд ли такое возможно в современных семьях, где мужчины интеллигентнее, мягче, уступчивее.

Я же не просто так сказала, что по характеру эта женщина - «танк». Это как раз тот случай, когда «короля делает свита» -хорошая жена в присутствии мужа мудро отступает на второе место. А муж там по характеру достаточно мягкий человек. Да и сын тоже на редкость по нынешним временам миролюбив.

Бывают еще более яркие случаи. Например, я знаю семью, где женщина лет на 15 старше своего мужа, занимает достаточно высокое общественное положение. Очень сильная, властная личность, но общение с мужем («рафинированным интеллигентом» - есть такое выражение) выстраивается по тому же типу - с ним она на удивление тиха и кротка. Семья крепкая, растут хорошие дети…

- Как изменить свои привычки, как побороть эгоизм?

Когда мы живем вдвоем, мы всегда чем-то жертвуем. Когда женщина уделяет большую часть своего времени домашним, вроде бы неблагодарным делам, на самом деле все окупается сторицей - дети растут хорошие, здоровые, муж доволен, семья счастлива. Она жертвует свое время - кастрюлям, мытью пола, уборке. Хотя при этом она в чем-то профессионал, хороший специалист.

Но сейчас, с появлением Интернета, есть возможность реализовывать себя почти в любой сфере. Детей спать уложила - и какую-то часть времени можно посвятить работе - переводами заняться, или как бухгалтер, или как юрист поработать. Возможностей много.

Со стороны женщины жертвенность должна быть огромной, женщине надо повернуться в эту сторону. Со стороны мужчины жертвенность тоже есть. Наши мальчики, воспитанные женщинами без мужского влияния, очень эмоциональны и стремятся к гедонизму, к эмоциональной точке счастья и радости. А на самом деле, «кто отдал - тому прибудет, кто не отдал - потерял» (Шота Руставели).

Счастье (семейное, прежде всего) - заключается в том, чтобы отдавать.

Например, папа пришел, ему дали возможность отдохнуть, а потом он мог бы пойти и смотреть телевизор весь вечер или лежать на диване, но он чувствует необходимость заняться детьми и начинает с детьми делать уроки, или идет с ними на прогулку. То есть, жертвует этим промежутком покоя, который ему казался таким желанным. Где-то понуждая себя, делает что-то через силу, отдает себя семье, но потом он получает огромную отдачу в виде радости. Сын начинает делать что-то по примеру отца или его дочка кому-то по телефону с гордостью скажет: «А вот мой папа - он такой!..». В такие минуты человек испытывает чувство радости и счастья и понимает, что не зря проявлял волю вопреки своей усталости.

- Молодежь очень любит рассуждать о том, что сейчас другие времена, прогресс, новые технологии, поэтому теперь все должно измениться. Почему не устарела сегодня заповедь о том, что муж - глава семьи? В каком смысле он является главой?

Можно сказать о двух противоположных устремлениях в мире - это порядок и хаос. Порядок строго иерархичен. Все начинает выстраиваться от того, как ты живешь и воспитываешь своих детей, и как относишься к жизни. Если все это выстраивается правильно, то выстраивается вся твоя жизнь. Фактически она идет как будто по невидимым, кем-то проложенным рельсам. Идет правильно и размеренно. Иногда, можно соскочить с этих рельсов, но с помощью каких-то усилий вернуться назад и все будет нормально. Если жизнь хаотизирована, то ничего хорошего не получается.

Всегда есть кто-то более главный и кто-то менее главный.

Возьмем психофизиологические характеристики женщины и мужчины. Мужчина - это прежде всего ум («рацио»), голова. Не просто так говорят: «муж - глава семьи», «мужчина - это каменная стена», а женщина - это огромный кладезь эмоций. Не могут эмоции вести нас по жизни, потому что эмоции ошибаются. Эмоции ситуативны, сиюминутны. Мы знаем, как тяжело бывает работать с женщинами - руководителями, потому что часто значимые решения ими принимаются под влиянием эмоциональных предпочтений, с которыми они не всегда способны справиться, да и не считают нужным это делать.

Семья - это малая Церковь, в ней выстраивается та иерархия, которая усваивается растущим ребенком, и ребенок потом ищет и находит этот порядок во всей последующей жизни и начинает его воспроизводить. Если отец - глава семьи, маленькой такой ячейки, то ребенок начинает понимать, что есть и другой Глава, другой Центр, главный Центр, которому все в жизни подчиняется, и вокруг чего все выстраивается. И человек старается найти свое место в жизни и выполнить свою задачу, а не жить миражами.

Счастье - это поиск и нахождение своей части в жизни, своей задачи, своего предназначения, и своего места в этой иерархической жизненной структуре

- Допустим, есть финансовые возможности у женщины не работать. В какой ситуации следует работать, а в какой ситуации оставаться дома?

Попробую ответить на примере. Ко мне приходит замечательная красивая, ухоженная женщина и приводит ребенка-подростка. А ребенок по сравнению с ней - как неандерталец, стоит совсем на другой ступени развития, хотя интеллект у него в пределах возрастной нормы. Глаза потухшие, вроде и никакой мысли там нет. Внутри я всегда испытываю от этого шок. Как у такой женщины может быть такой ребёнок?

А кто его воспитывал? Ясли, детский сад, школа? На самом деле, никто не воспитывал, он там просто находился. И не надо потом удивляться, когда позже эти дети отдают пожилых родителей в дома престарелых или согласны на их эвтаназию.

А почему так происходит? Женщина стремится к раскрытию своего потенциала, старается себя реализовать. Для этого старается убрать все помехи, в том числе и ребенка.

Столько несчастных судеб я видела… Например, женщина, известная актриса или крупный руководитель - остается в старости одна с единственным больным ребенком. Иногда ребенок бывает психически больной или в просторечии «пропащий» - нежизнеспособный. Больше одного ребенка она не смогла себе позволить - она была очень востребована. А теперь говорит: «Как мне дальше жить? Ведь я должна уже уйти из этого мира. Я знаю, что я уйду, и он тотчас погибнет. Кому-то понадобится его квартира, и он не в состоянии будет ни квартиру удержать, ни себя прокормить. Если бы я начинала сначала, я бы совершенно по-другому жила. Не нужна мне ни слава, ни красота, ни цветы, ни комплименты. Было бы сейчас у меня несколько детей, спокойная старость, пусть один ребенок больной, но другие-то здоровые, и я бы спокойно ушла в тот мир». Криком кричит: «Сделайте что-нибудь! Расскажите молодым, чтобы они не повторяли моих ошибок!»

Вот такой печальный итог яркой, беспечно прожитой женской жизни!

Бывает, встретились выпускники или однокурсники и сравнивают свои успехи. Кто-то из женщин замечательно сделал карьеру, а у кого-то много детей. Многодетная мама, может быть, располневшая, не очень хорошо за собой следит, но такая умиротворенная, такая хорошая. Все - и мужчины, и женщины, которые собрались, начинают «завидовать» этой женщине, потому что она свой смысл жизни нашла и реализовала. Это и есть смысл жизни женщины, а по-женски реализовав себя, она помогла реализовать себя и своему мужу, и своим детям. Она выполнила важнейшую задачу в своей жизни.

У Серафима Саровского есть такое выражение: «Спаси себя, и тысячи вокруг тебя спасутся». Вот, она нашла себя. Она понимала: «в данный момент я должна варить кастрюлю борща, потому что у меня пятеро детей. Я должна перестирать горы белья». А другие в это время думали: «Зачем мне это надо? Зачем я буду этой клушей, лучше я все время на себя истрачу, свою карьеру выстрою». А что потом? А потом - лет 50, 60 - и все обрушилось, все очень страшно. Не зря сказано: «Помни о смерти, и вовек не согрешишь».

- Сейчас многие молодые семьи рассуждают так - поживем вдвоем, для себя, а потом, лет через пять заведем детей. Что вы об этом думаете?

Для того чтобы пожить для себя, а потом завести детей, надо предпринимать какие-то меры. Часто на это идет именно женщина. Она предпринимает меры, которые калечат ее здоровье и фактически являются скрытого типа убийствами детей. То есть аборты, спирали, гормональные таблетки, препараты, прерывающие беременность. Все это ложится тяжелым грузом на родившихся детей. Приходится платить за те убитые жизни, во-первых, родившимся детям, во-вторых, матери, которая хотела просто хорошо и радостно пожить, хорошо и правильно все запланировать, логически, рационально выстроить свою жизнь.

И кто вам сказал, что у вас будет еще время себя реализовать как родители?

Или пять лет человек живет в свое удовольствие, а потом пытается завести детей, а они у него и не рождаются. Возникает вопрос - где бы взять ребенка. Пытаются решить его с помощью суррогатных матерей или как бы взять ребенка из детского дома - это огромный пласт проблем.

)
Ответственность и принятие - роли мужчины и женщины в семье (Психолог Александр Колмановский )
Брак: конец и начало свободы (Психолог Михаил Завалов )
Нужна ли семье иерархия? (Психолог Михаил Хасьминский )
Если создавать семью, то на всю жизнь (Юрий Борзаковский, олимпийский чемпион )
Страна семьи – великая страна (Владимир Гурболиков )

ДОРОГИЕ ПОСЕТИТЕЛИ!

Тема нашего нового обсуждения:
«Семья или свобода?»

Иногда случается так, что мы выбираем между свободой от брачных уз и семейной жизнью. Какие плюсы и минусы свободной и семейной жизни могут назвать наши специалисты? Как быть когда одному плохо, а в семье тоже сложно?
Читайте мнение наших психологов и психотерапевтов.

психолог, г. Лондон.

Семья или свобода?

Если бы вопрос стоял о выборе между семьей и одиночеством, то чаша несомненно перевесила бы в пользу семьи. Одиночество несет на себе явный негативный оттенок общественного осуждения. Общество относится скорее осудительно к закоренелым холостякам и не считает одинокую жизнь нормой для большинства людей, но скорее вынужденным существованием или личным недостатком.

Если же воспринимать одиночество не как свободу от обязательств, а как возможность самореализоваться и поступать по своей воле, то негативный оттенок одиночества трансформируется в позитивный оттенок свободы выбора. Для женщины это значит меньше хлопот с домашним хозяйством: с приготоволением свежего обеда каждый день, со стиркой и уборкой, походом в за продуктами и т.п. Свободному мужчине не нужно отчитываться, где он пропадал и куда потратил заначку. То есть у каждого явления есть свои позитивные стороны. Жизнь без семьи не означает полного одиночества, ведь есть же родственники и друзья, коллеги по работе. Жить без любви к ближнему гораздо сложнее, чем жить без семьи. В некоторых случаях жить одному может считаться за благо. Все зависит от того, что сам человек думает и чувствует по поводу своей жизни в семье или безнее. Это, несомненно, дело личного выбора.

Создание семьи важный шаг и торопиться с ним не стоит. Следует соотнести желаемое с возможным и принять во внимание долю своей ответственности за благополучие близких. Для молодых людей создание семьи может стать обузой, если нет материальных условий, если нужно выделить время для обучения и ходить одновременно на работу. Поэтому молодым мы рекомендуем обычно не заводить семью до того, как они станут самостоятельными во всех отношениях. Жизнь для многих людей среднего возраста не является обеспеченной или свободной от стресса на работе. Помогать молодым строить семью, присматривать за внуками легче, если молодые крепко стоят на своих ногах и уверенно смотрят в будущее. К счастью, все больше молодых людей сегодня осознают тяготы семейной жизни и не торопятся упускать возможности, которые предоставляет им свободная жизнь. А это значит, что они более серьезно смотрят на семейную жизнь, задумываются над последствиями своих поступков.

Если же рассматривать вопрос выбора между семьей и свободой не вообще, а в частности, то нужно ориентироваться прежде всего на то, как человек себя ощущает в семье или на свободе. Вопрос выбора, как правило, встает остро, когда жить в семье или одному становится невыносимо. В таких случаях семейному человеку рекомендуется пожить какое-то время одному, чтобы лучше понять, что делать дальше: возвращаться в семью или продолжать жить отдельно. Если же человек устал от свободы и хочет обзавестись семьей, то нужно прежде всего пересмотреть свои холостяцкие привычки, хотя бы частично отказаться от привычного ритма жизни, быть открытым для копромисса и готовым к диалогу длиною в жизнь.

психолог, консультант, тренер, г. Екатеринбург.

Семья или свободная жизнь?

Еще Фромм писал, что есть свобода «от» и свобода «для».

Когда человек борется за свободу «от», он уже несвободен, он исходит из негативных предпосылок. Например, что одиночество – это плохо и нужно его избегать любыми способами, или нельзя не иметь детей, или наоборот, замужество может испортить любые отношения… Предпосылки могут быть разными, но как правило, через них проглядывает не осознанный выбор человека, а стереотипы, которые транслируются культурой, и порой они могут быть чужды выбору самого человека.

К свободе «для» мы можем придти, когда уже достаточно проверили в своей жизни, сформировали собственные убеждения и принципы. Человек, исходя из такой предпосылки, подобен Творцу: он может создавать такую жизнь, творить вокруг себя такой мир, который ему нравится и в котором хочется жить. И, если он приходит в выбору семьи, то здесь уже исчезает дилемма: быть или не быть свободным? В этом случае, человек уже по определению свободен. И корни семьи идут не из ощущения собственной ущербности, а из чувства переизбытка, от того что хочется делить свое бытие с другими, и есть смелость сохранять верность своему выбору.

Человек как существо с одной стороны могучее и сильное, а с другой вышедшее из детства и имеющее уже опыт и знание что такое семья (часто вовсе не положительный) – разрывается на две части: с одной стороны хочется и все возможно, с другой стороны, приходят страхи: а вдруг все сложиться не столь благоприятным образом? А вдруг семья окажется браком, а вдруг мой партнер - недостойный, а вдруг я потеряю все важное, что было в моей жизни… И таких «вдруг» может быть множество. И порой действительно случаются ошибки, от которых никто в жизни не застрахован: будь то семья, или одинокая жизнь.

Хотелось бы сосредоточиться на некоторых плюсах и минусах «одинокой» и семейной жизни.

Когда человек один, у него есть бОльшая мобильность: можно много путешествовать по миру, может быть множество деловых поездок. Когда появляются дети – как правило, какое-то время мобильность становится более ограниченной, хотя в современной культуре и этот фактор все больше преодолевается.

Когда ты отвечаешь только за свою – жизнь, это как будто едешь на велосипеде. Все достаточно просто и ясно. Когда появилась семья – ты учишься управлять грузовым транспортом.

Когда ты один, ты можешь довольствоваться той культурой, которая для тебя привычна, и говорить на том языке, на котором хорошо умеешь разговаривать, если тебя не поняли – это их проблемы. Когда у тебя появляется семья – ты вынужден учить «иностранный язык», иначе, если тебя не поймут – это станет твоей проблемой.

Когда ты один – твой мир ограничен твоим телом, с семьей – границы мира заметно расширяются, и ты способен видеть себя в других людях.

Каждый делает свой выбор: заводить ли семью и когда это лучше делать. Но, прежде чем открывать эту главу в книге, человек должен познать все прелести и трудности жизни одному. Чтобы затем двигаться вперед без сожалений.

медицинский психолог, психолог-консультант, г. Москва.

Семья или свобода? Плюсы и минусы свободной и семейной жизни.

Мне вспоминается прибаутка из нашей повседневной жизни о том, что насколько сильно женщины с прямыми волосами мечтают их завить, настолько же кудрявые мечтают о прямых и гладких волосах. А еще говорят, что «там хорошо, где нас нет». Так и с поиском плюсов и минусов свободной и семейной жизни. Я считаю, что выделение этих двух полюсов очень категорично. Создается впечатление, что на одном полюсе – свобода, т.е. отсутствие семьи, а на другом – семья, т.е. несвобода. В этом случае так и хочется спросить: «Свобода от чего?». Первое, что приходит в голову - свобода от обязательств, ответственности, изменений, которые неизбежны при установлении любых взаимоотношений. Но есть и еще кое-что – это также свобода от поддержки, участия, любви, помощи. Ассоциирование понятий «семья» и «несвобода» мне представляется также губительным. Семья может стать пространством для роста и изменений человека к лучшему, но только в том случае, если семья гармоничная. При гармоничных семейных взаимоотношениях члены семьи учитывают потребности друг друга, готовы к совместным изменениям, движутся в одном направлении, успешно преодолевают кризисные ситуации, открыто обсуждают свои конфликты, сплачиваются при трудностях.

Но если очень хочется, то можно даже в том, что по сути является ресурсным и помогающим, видеть препятствие. Выбор за Вами!

педагог-психолог, г. Железногорск (Красноярский край).

Если надо сделать выбор между семейной жизнью и свободой от брачных уз, куда перевесит Ваша чаша? Мой выбор - семья. Почему? В семье легче существовать. Моя семья - это я и мои дети, а их у меня трое. Любить - значит прежде всего давать, а не получать. Для людей, не поднявшихся в своем развитии выше установки на получение, использование, накопление, "давать" означает чем-то "жертвовать". Что же отдает один человек другому? Он делится с ним тем, что есть в нем живого: своей радостью, своими интересами, своими мыслями, знаниями, своим настроением, своей печалью - всеми проявлениями своей жизни.

Семейная жизнь сложна и не всегда складывается. Одному тоже плохо. Как быть? Если такая жизни совместная причиняет моральную и физическую боль, то лучше уйти от этого человека и жить одному.

Есть ли у специалистов плюсы и минусы свободной и семейной жизни? Одному проще продвигаться вперед. Развитие души качественнее в семейной жизни, в заботе о других.

Андрей Коновалов, психолог, психотерапевт, г. Москва.

Брак – это три месяца любви, три года ругани и тридцать лет терпения…
Народная мудрость

Семья или свобода? Невыносимая тяжесть семейного бытия или полная свобода от любых обязательств…Или – или…Такая традиционная постановка вопроса видится мне дезориентирующей. Разве не может быть и семья и свобода одновременно? Разумеется, я имею в виду свободу внутреннюю. Представляется, что в отличие от максимализма зрелый подход к жизни предполагает отказ от полярностей в подобных вопросах и пусть нескорый, но неуклонный переход в постановке вопросов от «или-или» к «и-и». Однако сложно спорить с очевидной привлекательностью счастливой семейной жизни и с тем, что наличие или отсутствие семьи является значимой составляющей в судьбе любого человека. Сама необходимость подобного выбора возникает в моменты, когда человек не получает удовлетворения от жизни в семье, и не может или не хочет с этим смириться. Если же согласиться с мнением, что зрелый человек – подлинный творец своей судьбы, то вырисовывается, на мой взгляд, вполне логичный вывод – каждый может САМ выстраивать дистанцию взаимоотношений в семье и, разумеется, нести личную ответственность за это, поскольку одного без другого не бывает. Как показывает опыт работы, людей сумевших выстроить гармоничные отношения в паре благодаря найденному ими балансу дилеммы «семья - личная свобода», вопросы подобного рода практически не тревожат. И сами ли они выстроили свои отношения гармоничными или с помощью специалиста не суть важно, главное, что люди довольны своей жизнью.

Дистанция взаимоотношений в семье предполагает различные варианты общения и проживания партнёров, вполне допустимы периодическое отдаление или разъезд партнёров. Вариантов не бесконечное, но множество. Например, сейчас популярны и гражданский и гостевой браки. Я не даю оценку тому, что лучше или что хуже, я говорю о много вариантности форм современных женско-мужских отношений. Часто слышу от клиентов, что такие псевдо браки совершенно не для них. А почему?

А почему бы, спрашивается, не рассмотреть индивидуально подходящие обоим компромиссные варианты? Неужели лучше застрять в какой-либо из этих двух ипостасей, или периодически шарахаться из одной в другую, и во всех случаях чувствовать себя одинаково жалким и несчастным. Поэтому мне видится, что если надо сделать выбор между семейной жизнью и свободой от брачных уз, то надо временно дистанцироваться, и психологически и по возможности территориально, от партнёра. Попытаться конструктивно разобраться в себе (определить истинные желания) и в отношениях с партнёром, самостоятельно или, что эффективнее,

с помощью психолога, и только затем возможно начало налаживания новой совместной жизни , с этим же партнёром или уже новым. Однако новая семейная жизнь и предполагает качественно новое , предполагает преодоление всех прежних неконструктивных особенностей в отношениях пары. Многие одинокие люди не ищут новых партнёров совсем не потому, что они так истинно хотят, а, как правило, из-за страха повторения неудачи. Разумеется, если кто-то выявит у себя истинное желание жить одному, решит жить самостоятельно и ему от этого будет реально хорошо, ну и хорошо ! Но как показывает практика, таких реально мало. К сожалению, в жизни огромное количество людей живущих вне брака и страдающих из-за этого, из-за невозможности или, точнее, из-за страха вступления в новые отношения.

И плюсов и минусов как свободной от уз брака так семейной жизни много, но они для всех значимы по-разному. Более того, у одного человека они могут меняться местами в различные периоды его жизни. Что-то раньше было плюсом для человека, а сейчас может являться минусом, и наоборот. Простой их арифметический подсчёт здесь плохой помощник, поскольку один большой минус может перевесить три маленьких плюса, и наоборот. А как быть, если у кого-то плюсов и минусов приблизительно поровну и они уравновешивают друг друга? Вот вам и истоки невроза! Поэтому в данном случае мне видится более конструктивным отталкиваться в поиске оптимального решения от истинного желания человека в каждом конкретном случае, независимо от кому-то кажущихся преимуществ (много плюсов) любого из полярных вариантов. Разумеется, тогда возникают вопросы методологии выявления истинного желания , но это уже тема совсем другого обсуждения…

психолог, журналист, on-line психолог, гештальт-терапевт, автор on-line психологических курсов, тренингов, статей, книг, г. Воронеж.

Семья или свобода?

Я бы не стала рассматривать семью как аналог рабства. Мне кажется, стоит стремиться к тому, чтобы и в семье оставаться свободным. Это непросто – как соединить в себе женское и мужское, инь и янь, верх и низ, свет и тьму. Непросто, но возможно.

Скорее, быть свободным в семье – это вектор, направление, куда стоит стремиться. То есть искать того партнера, рядом с которым будешь свободной. Учиться жить так, чтобы приветствовать, исполнять свои желания, а не наступать на них, затаптывая и забывая. Учиться говорить со своим партнером о желаниях и потребностях, даже если это непривычно, страшно и очень боишься, что он откажет или обесценит то, что для тебя является чуть ли не священным. Учиться видеть своего партнера, замечать его интересы, желания и при этом не забывать о себе.

Плюсы и минусы свободной и семейной жизни, конечно же, у меня естьJ)) Только стоит ли рассматривать их по отдельности? Ставшая крылатой фраза «Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным». Я бы ее перефразировала для этой темы: «Лучше научиться быть в стабильных счастливых отношениях со своим партнером и при этом оставаться собой, чем быть одиноким».

Все зависит от тех задач, которые перед собой ставишь. И от тех НАСТОЯЩИХ желаний, которые в тебе есть. Если семья – это не то, что ты хочешь в жизни, то не стоит себя насиловать в угоду родственникам и обществу. Если в семье жить стало невозможно, несмотря на то, что ты приложил все мыслимые и немыслимые на данный момент ресурсы, чтобы «удержаться в одной лодке» со своим партнером – разводись. На данный момент это так. И жизнь принадлежит тебе, а не общественным условностям.

Важнее понять, чего хочется именно тебе, мне, ему, ей. И если это желание настоящее, следовать за ним.

ВЫРАЖАЕМ БЛАГОДАРНОСТЬ НАШИМ СПЕЦИАЛИСТАМ ЗА УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ!


Темы предыдущих обсуждений:

Медицинский психолог, психолог-консультант

— Отец Александр, у четверых ваших детей уже свои семьи, один Ваш сын живет с вами, другие дети – отдельно. Расскажите, как строятся отношения с детьми живущими отдельно, и какие сложности возникают в совместной жизни с семьей сына?

— Хотелось бы сразу подчеркнуть, что молодая семья должна жить отдельно. Понятно, что в современных условиях это непросто осуществить, а вот на Руси молодой семье первым делом рубили отдельную избу. Нужно приложить максимум усилий, чтобы строить свою семью отдельно.

Конечно, современная жизнь с постоянной нехваткой времени, большими расстояниями очень разделяет семьи и со своими внуками я вижусь довольно редко, преимущественно летом, в деревне.

Что касается семьи, которая живет с нами, то здесь есть основная трудность в том, что неуправляемое вторжение племянников мешает, например, дяде – студенту, который напряженно учится. При вынужденной совместной жизни нескольких семей надо ставить четкие требования, чтобы одна семья другой не мешала, поскольку особенно остро вторжение в жизнь семьи воспринимается в постоянном состоянии перегрузки, когда все время есть несделанные дела, обещания, море обязанностей.

— Как молодой семье определить оптимальное время общения с родителями? Читатели рассказывают, как муж почти каждые выходные летом ездит на дачу копать родителям огород, то есть уезжает от своей семьи к родителям исполнять нечто совершенно необязательное: картошку можно и на рынке купить…

— Найти золотую середину в такой ситуации можно только одним способом. Семья должна быть единодушным организмом. Супруги должны друг друга понимать и не осуждать. Мужу надо понять, что для жены его требования – перегрузка, и найти слова и проявить такт, чтобы объяснить родственникам ситуацию, объяснить необходимость в определенной мере сократить общение. Или же нужно уговорить жену, чтобы она полностью поняла и приняла его выбор. С точки зрения молодой семьи вскапывание огорода не является важной задачей, а с точки зрения родителей, которые привыкли дом содержать, – это совсем не пустяк. Можно, конечно, огурчики и помидорчики купить в магазине, но старшее поколение выросло тогда, когда купить ничего было нельзя. Это люди со сложившейся психологией, поэтому посадки в огороде для них не прихоть, а сложившаяся психологическая потребность. Я знаю семью, которую в войну кормил огород. Но дети выросли, у них появились свои интересы, они перестали ездить на дачу помогать отцу. Он переживал, конечно, но продолжал трудиться, он очень любил землю, отдыхал на этих работах, пока у него не случился инсульт. Конечно, в этом никто не виноват, но так сложилось.

Помогая родителям, муж поступает правильно, но нужно учиться строить отношения с семьей родителей и со своей семьей так, чтобы и жена бы могла поехать на дачу, и ей поездка была бы в радость. К сожалению, часто у нас не получается сделать так, чтобы и другому человеку было радостно с нами, поэтому нужно стараться хранить мир и свои законные желания не возводить в абсолют.

— То есть вопрос не в количестве проведенного вне семьи времени, а в наличии единогласия?

— Безусловно. Удар по семье наносят не разлука или частое общение с родственниками, а отсутствие гармонии и единомыслия. Если муж вопреки просьбам жены продолжает ездить на дачу или полностью решать только проблемы родственников, то он грешит против своей жены. Грех не в проведении времени с родственниками, а в возникновении конфликта в семье. В Евангелии сказано: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей». Поэтому в подобных ситуациях на первом месте должно быть единомыслие мужа и жены. А если же возникают жизненные проблемы, то муж должен так просить жену, чтобы она стала на его точку зрения, чтобы поняла и приняла его позицию. Если он к этому стремится – он проблему решает. Если не стремится, то он ставит под сомнение отношения в семье.

Вопрос не в проведенном времени, а в том, насколько мы с любовью и терпением стремимся достичь согласия в семье. Супруг или супруга должны принять вынужденное для себя уделение большого количества внимания родственникам, как некую жертву, и муж или жена должны объяснить смысл и необходимость этой жертвы.

— А если один из супругов даже слышать не хочет аргументы второй стороны? Сестра приезжает жить к женатому брату, перекладывая на молодую семью часть своих проблем. Или другая ситуация, о которой спрашивают читатели: мужчина приезжает в город на постоянные заработки и живет в семье брата, не оговаривая длительность пребывания. Нам написали сразу о нескольких ситуациях, когда сестра приезжает в город учиться, но живет не в общежитии, а с семьей брата или сестры, несмотря на сложные жилищные условия. Такая ситуация во многом стесняет и угнетает одного из супругов, но второй говорит: «Я своего брата/сестру из дома не выгоню, а если тебе что-то не нравится, уходи сам/сама. Недовольные уходят».

— Эта ситуация неправильная в корне, так даже вопрос ставить нельзя, ведь муж и жена – едина плоть. Поэтому они должны жить в единомыслии и любви. Как сказал Анатолий Федорович Кони, известнейший юрист: «Чем отличается глупый человек от умного? Не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте».

Абсолютно недопустимо, если человек не берет в расчет переживания самого близкого человека, второй половинки. Это попрание самых основных принципов семейной жизни. Супруг должен понимать, что совместная жизнь с его родственниками может быть жертвой для жены. Если она обоснована – надо просить у жены принести жертву. А требовать от жены принести жертву вопреки ее воле – это насилие. Очень часто мы предъявляем к окружающим требования, которые к себе не предъявляем и накладываем бремена неудобоносимые, которые сами не в силах понести.

Если семья кого-то принимает в свой дом, то надо четко обсудить условия, на которых семья на этот шаг идет. На каких условиях, на какое время, как ведется домашнее хозяйство? Причем сначала нужно достичь согласия между супругами, а затем уже можно вести разговор с родственниками.

— Надо ли в подобных ситуациях занимать жесткую позицию? Нередко можно услышать, что свою семью надо защищать, границы отстаивать, и только если стать требовательной, если незаметно манипулировать, или если поставить жесткий ультиматум, можно добиться нужного результата…

Жесткие методы, как правило, не приносят позитивных результатов. Это не значит, что нужно быть мягкотелым, подчиняться во всем обстоятельствам. На вещи надо смотреть здраво, нужно взвешивать последствия. Ты можешь не соглашаться с каким-то решением супруга или супруги, ты можешь выбрать жесткое поведение, но подумай, какие тогда будут последствия.

Я бы определил педагогику как искусство добиваться от человека того, чего он не хочет.

Вспомним «Укрощение строптивой». Конечно, что хорошо на сцене – не всегда хорошо в жизни, женщина в комедии Шекспира предстает отчасти существом второго сорта, однако заметим такой момент. Петруччо – неунывающий весельчак, проявил недюжинные педагогические способности, применил очень жесткие способы поведения по отношению к Катарине, и в результате этого все стали счастливы. А теперь надо посмотреть на себя и понять – хватит ли нас на то, чтобы вести себя также: такой ли ты весельчак, как Петруччо, так ли ты спокойно себя ведешь и не гневаешься на жену, также ли ты терпеливо воспитываешь и не озлобляешься при этом, столько же в тебе любви? Едва ли… Получается, что с одними ты милостив, а других ломаешь – не жди в таком случае хороших результатов.

Целью должно быть не искание своего, не отстаивание своих позиций, что, дескать, я своего добился, а стремление к единодушию.

Если ты не ставишь свое мнение выше мнения окружающих, если не отстаиваешь свои принципы, попирая принципы других, забывая, что цель не оправдывает средства, но если стремишься найти согласие, то придешь к единому мнению. Человеку дорого, чтобы к нему отнеслись с пониманием и уважением, а не ставили перед неприятным фактом. Если есть любовь, то и вторая сторона будет пытаться понять, почему родной человек имеет в данном вопросе иную точку зрения.

— Нам задали несколько вопросов о сильной привязанности мужа или жены к родительской семье. Например, такая ситуация: брат и сестра живут с родителями, им обоим пора создать семьи. Но брат целиком и полностью поглощен опекой сестры, кстати, старшей, пытается ей максимально облегчить работу, отдыхает только с ней вместе и все время поглощен ее проблемами. Сестра же плывет по течению, хотя, окружающие считают, что, если бы она вышла на нормальную работу, то, возможно, стала бы более собранной, может быть и замуж бы вышла скорее.

Или другая ситуация: молодой человек, женившись, львиную долю времени проводил с родителями: пылесосил, ходил в магазин, вместо того, чтобы хоть немного помочь жене. Родители же были сами еще молодые и трудоспособные. Через какое-то время семья распалась, жене было тяжело смириться с тем, что муж фактически только родителями и занимается. А во втором браке мужчина уехал за рубеж, и теперь своим уже стареньким родителям звонит раз в неделю, хотя вот именно сейчас им и нужна его помощь…

Как распознать такое отношение в будущем супруге и создавать ли в таком случае семью?

— Да, вопрос именно в том, создавать ли с таким человеком семью… Не напрасно многие духовники советуют продолжительный период жениховства, чтобы за это время увидеть сильные и слабые стороны человека, с которым ты хочешь соединить свою жизнь навсегда. Увидеть – здоровая или нездоровая ситуация в его родительской семье. Получается, что вначале муж пренебрегал женой, изображая любовь к родителям, проявлял настоящий эгоизм. В результате сложилась трагическая ситуация, ведь всегда распад семьи – это трагедия… Бросать жену и родителей – это, безусловно, преступно. Каково человеку будет жить на земле, мы не знаем, но «прелюбодеи царства Божия не наследуют». Но есть и Божий суд, Бог может ждать, пока человек опомнится, но это не бесконечно.

Поэтому прежде чем принимать решение о создании семьи, нужно понять, какие отношения в семье сложились, что мы готовы принять, и, возможно, заранее обговорить какие-то ситуации.

— Можно ли найти выход, если уже такая ситуация сложилась? Психологи советуют детально проговорить сложившуюся проблему, мужу и жене спокойно рассказать друг другу все то, что их не устраивает и вместе найти компромисс…

— Думаю, что это правильно. Если человек действует с открытыми глазами, понимая, что окружающие его поддерживают, слушают его мнение, то удастся сохранить самое главное и очень хрупкое – взаимоотношения. Если что-то настолько важно, что ты не можешь этим пожертвовать, надо собрать всю любовь, интеллект, усугубить молитву, и постараться убедить супруга, что нужно принять именно эту точку зрения. Семейный мир и теплота взаимоотношений – это важнейшая цель, ее надо ставить во главу угла и беречь всеми силами.

Семьи распадаются. Люди расходятся и часто не хотят снова вступать в брак... Власть гадает, как укрепить семейные узы, мужчины и женщины сыплют взаимными упреками в адрес друг друга - это вы, мужчины, не сохранили; это вы, женщины, не сберегли... Обиды, обвинения. После всего услышанного не хочется не то, что семью создавать, не хочется вообще на людей смотреть. Что же происходит с современной семьей? Кто виноват, что она такая вот - убогая, неполноценная, неуютная... Начать нужно, как обычно, с самого начала.

Современные люди чаще всего, упоминая семью, говорят о любви, взаимной привязанности. Однако, еще каких-то 100 лет назад супруги за всю жизнь могли ни разу не сказать друг другу этого слова - любовь, люблю. И при этом жили друг с другом долго и счастливо, имели много детей и не мыслили для себя иной жизни. Семья изначально была местом, где люди вместе трудились, спасаясь от голода, холода и непрошенных чужаков. Семья помогала людям выживать в суровом мире. Каждый человек был заинтересован в том, что бы быть в семье, а семья была заинтересована в том, чтобы членов семьи было как можно больше. Большая семья могла лучше обеспечить себя едой, одеждой и другими благами. Таким образом, семья помимо всего прочего являлась создательницей и хранительницей традиций, поощрявших трудолюбивых членов общества и порицающих ленивых, проповедовавших коллективизм. Ибо семья - это было место, где люди все жили, работали и отдыхали всегда вместе. В масштабах всего общества, каждая отдельная семья являлась его экономической ячейкой. Чем богаче были семьи, роды, тем больше с них могло взять государство налогами и тем оно, государство, было богаче. Государство было кровно заинтересовано в том, чтобы семья была экономически сильной.

С тех пор, как произошло разделение труда, картина коренным образом поменялась. Экономической ячейкой общества в индустриальном обществе является - трудовой коллектив. Это о его организации дено и нощно думает государство. Это в нем современный рабочий проводит большую часть своего времени. Это на него он возлагает свои надежды на будущее благоденствие. Современная семья перестала быть местом, где люди вместе трудятся, помогая друг другу. Современная семья - это место, где люди отдыхают после тяжелого труда, отданного не семье, а индустриальному обществу. Поэтому молодые люди начинают искать для создания семьи не такого партнера, который бы был сильным, способным, а того, который был бы приятным и легким в общении. Молодые супруги ждут друг от друга любви и взаимопонимания. Но любовь и взаимопонимание - это очень зыбкие материи, очень изменчивые. Совершенно недостаточные для создания крепкого союза. Для того, чтобы люди хотели быть вместе всю жизнь, им должно быть не только приятно, им должно быть выгодно находится друг с другом. Но в современном обществе напротив - людям гораздо выгоднее жить по-одиночке. Стесненные жилищными условиями, маленькими и ограниченными доходами, люди начинают бояться создавать семью, рожать детей. Люди бояться вообще заглядывать в будущее, планировать будущее. На столько оно - зыбко и неопределенно в современном мире. Создание семьи в современных условиях - это не естественный процесс, это почти что - подвиг. Семья - это больше не место, где решаются все проблемы. Семья - сама большая проблема, большая ответственность и большая нагрузка. И только очень любящие друг друга и детей люди, способны на этот подвиг. Стоит ли удивляться, что счастливых семей так мало.

Кроме того, индустриальное общество уровняло в правах и обязанностях мужчин и женщин. Мужчины и женщины могут до хрипоты обсуждать, кто из них должен воспитывать детей, заниматься стиркой и выносить мусорное ведро, но так и не смогут определиться. Потому что, одинаково вымотанным на работе мужчине и женщине одинаково противно заниматься какими-то дополнительными обязанностями по дому. Мужчины и женщины могут бесконечно спорить, кто из них - главный в семье, но так и не придут к единому мнению, потому что нет и не может быть главных среди людей, которые видят друг друга всего лишь 3 часа в сутки.

Современному обществу не нужна семья. Современное общество разрушает семью. И только очень сильные духом люди могут противостоять современному обществу и разрушению!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.