Ребенок не хочет общаться со сверстниками. Что делать, если ребенок не хочет общаться со сверстниками

Когда наши дети взрослеют они начинают общаться все больше со своими сверстниками, у кого-то это хорошо получается, а у кого-то...

В жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив — идет в детский сад, знакомится с ребятами во дворе и т. д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти настоящего друга, и новые впечатления не приносят ему ничего, кроме обид и разочарований.

В чем причины этого? Вам всегда казалось, что у вас милый, обаятельный малыш, общительный со взрослыми, бывающими у вас дома, прекрасно ладящий с их детьми. А тут вдруг замкнулся в себе, не хочет идти в детский сад или во двор, Потому что ему не нравится играть с другими детьми.

Дело в том, что естественное состояние ребенка — тянуться к ровесникам, к играм с ними. А если он не ищет друзей, стремится к одиночеству, значит, нарушилась гармония его отношений с окружающим миром, с самим собой. Следует как можно скорее разобраться в причинах происходящего и постараться исправить положение.

Попадая в новый коллектив, даже коммуникабельные дети порой теряются. Что же говорить о тех, кто испытывает трудности в общении со сверстниками из-за своих индивидуальных особенностей: повышенной эмоциональности, завышенной или заниженной самооценки, конфликтности, агрессивности, замкнутости, застенчивости?

Причины подобных отклонений в поведении ребенка могут быть самыми разными:

  • излишняя привязанность к кому-нибудь из членов семьи;
  • избалованность;
  • чрезмерная опека родителей;
  • ограничение общения малыша из-за боязни отрицательного влияния на него со стороны друзей;
  • запрет на игры со сверстниками дома по причине болезни кого-либо из членов семьи, усталости родителей после напряженного трудового дня;
  • нежелания нарушать порядок в доме и т. д.

У ребенка, насильственно изолированного от сверстников, не удовлетворяется естественная потребность общения. Со временем малышу надоедают даже самые любимые игрушки, и он начинает испытывать эмоциональный дискомфорт. Общение с детьми заменяется многочасовым сидением перед телевизором или компьютером, что к тому же может привести к головным болям, ухудшению зрения, нарушению психики. Привыкнув к уединению, ребенок вряд ли сможет наладить контакт с другими детьми.

Когда малыш впервые начинает общаться со своими сверстниками, он сталкивается с непривычной для себя обстановкой: вокруг много новых лиц, не похожих друг на друга, у каждого ребенка свой характер... Со всеми хочется поиграть, подружиться, но что-то мешает чувствовать себя комфортно в этой, казалось бы, желанной среде.

Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что ребенок привык к общению в тесном семейном кругу, где он чувствует себя защищенным, окруженным заботой, где все внимание уделяется только ему, где рядом всегда мама, папа, бабушка или дедушка, которые объяснят, помогут, пожалеют... Теперь ему приходится самостоятельно решать такие сложные даже для взрослого проблемы, как подход к новым людям, выбор друга или подруги.

В последнее время ко мне часто стали обращаться растерянные родители, чьи дети своим поведением напоминают улиток или раков-отшельников, живущих в своих тесных замкнутых мирках. Любые попытки сверстников пообщаться с ними заканчиваются неудачей: они прячутся в свой «домик» и не поддаются ни на какие уговоры.

Вот рассказ одной мамы :

«Когда Машеньке было три года, я ушла с работы. Муж прилично зарабатывает, да и дочке хотелось уделить больше внимания. До этого она ходила в детский сад, и я считала, что нескольких часов вечернего общения и совместных выходных недостаточно, чтобы выстроить нормальные отношения. Теперь доченька всегда у меня на глазах, все как-то спокойнее. Что бы я ни делала — готовила, гладила белье, стирала, — она всегда рядом: то с куклой возится, то рисует. Но когда идем гулять — к детям не подходит. Говорю ей, чтобы поиграла с девочками, а она ни в какую. Через год ей в школу идти, а она от меня ни на шаг. Вожу ее в группу для дошкольников, так приходится во время занятий под дверью сидеть, потому что она меня не отпускает».

Причина подобного поведения девочки — внушение, пусть невольное, со стороны матери, что дочери может быть хорошо только рядом с нею.

Еще один пример

На приеме мама с трехлетним сыном :

"Уже целую неделю пытаюсь оставить ребенка в детском саду, но мне это не удается. Каждое утро превращается в кошмар. Как только подходим к детскому саду, он "уходит в себя", перестает отвечать на мои вопросы. Вчера я его все-таки оставила в саду, а в результате он весь день проплакал, ничего не ел, с детьми не играл...»

Я в присутствии мамы побеседовала с мальчиком и отметила, что у него открытый и доверчивый взгляд, он стремится к общению, искренне хочет, чтобы у него появились друзья.

В разговоре с мамой я выяснила, что малыш очень развит: считает до 100, знает буквы, читает наизусть много стихотворений. Дома в основном находится под присмотром бабушки, которая во внуке души не чает и ухаживает за ним, как за тепличным растением.

Мальчик в данном случае настолько привык к заботливому отношению любящей бабушки, что просто боялся остаться один в большом незнакомом коллективе. Излишняя привязанность к родным и вызванная этим застенчивость мешали ему раскованно вести себя с ровесниками. Я посоветовала маме или бабушке несколько дней побыть в детском саду вместе с мальчиком, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке. Через неделю мама пришла на прием одна и сказала, что мальчик освоился в новом коллективе, подружился с ребятишками. Присутствие родных создало ощущение защищенности, которое способствовало тому, что ребенок увидел положительные стороны общения со сверстниками и легко вписался в новую обстановку.

Причиной трудностей в общении могут быть различные травмирующие обстоятельства. Малыша могли обидеть, обозвать, дать нехорошее прозвище. После этого новичку вряд ли захочется общаться с детьми, а то и вообще находиться рядом сними.

Такой случай произошел с девочками-тройняшками четырех лет, которые отказались ходить в детский сад, когда их обозвали тремя поросятами (девочки были несколько полноваты). Только благодаря особому вниманию родителей, которые помогли девочкам воспринять свой недостаток с юмором, и чуткости воспитательницы другого детсада, сумевшей предотвратить подобный инцидент и ввести сестренок в уже сложившийся детский коллектив, девочки смогли избавиться от их страхов и найти друзей.

Первые контакты малыша с ровесниками часто заканчиваются печально

Одна из наиболее распространенных причин этого — излишняя застенчивость ребенка . Такая проблема возникает, как правило, если родители малыша очень властны и нетерпимы. Замечая в ребенке какие-либо недостатки, они стараются оказать на него давление, считая, что разговор на повышенных тонах, нажим способны их искоренить, Такой метод воспитания лишь усугубляет ситуацию, усиливая застенчивость ребенка, которая при этом может вызвать «уход в себя» или так назы ваемую "тихую агрессивность". В последнем случае малыш будет выражать протест не в открытой, а в скрытой форме: все будет делать вам наперекор.

Другая причина того, что ребенок не может установить контакт с другими детьми, — это его чрезмерный эгоизм и стремление к лидерству. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются единственные дети в семье или дети, родившиеся первыми и некоторое время воспитывавшиеся как единственные. Ребенок-эгоист — это всегда творение рук близких родственников, с которыми он живет: мамы, папы, бабушки, дедушки.

Привыкнув ко всеобщему вниманию в семье, малыш и в новом коллективе стремится занять центральное место, стать лидером. Но сверстники, как правило, не принимают таких детей в компанию, не хотят подчиняться воле новичка, им очень трудно понять и принять его капризы. А что может быть обиднее для ребенка, любая прихоть которого в семье всегда воспринималась как руководство к действию? Он не сможет сразу перестроиться и согласиться вести себя со сверстниками на равных. Поэтому он может замкнуться в себе, стать обидчивым, неразговорчивым или же, наоборот, слишком агрессивным, несговорчивым, упрямым. Так желание семьи ограничиться одним ребенком, чтобы дать ему все самое лучшее, оборачивается порой серьезной проблемой: он не может научиться нормально общаться не только с детьми, но и со взрослыми, требуя безоговорочного выполнения всех своих капризов. Нарушение гармонии взаимоотношений с окружающими может привести к тому, что не только в раннем детстве, но и в более старшем возрасте ребенку будет трудно находить друзей среди сверстников.

Как же определить, к какому из двух типов (застенчивый или эгоистичный) относится ваш ребенок? Случается, что в семье дети ведут себя совершенно иначе, чем вне ее, и порой даже очень наблюдательные родители не могут дать точного ответа на вопрос: каков мой ребенок? Попробуйте провести несложное психологическое упражнение. Предложите детям изобразить себя в полный рост на белом листе бумаги.

Детский рисунок по праву считается «королевским путем» познания мира ребенка, недаром им интересуются не только педагоги и психологи, но и историки, философы, этнографы, художники. Первая публикация о психологии детского рисунка вышла в 1887 году в Италии, и с тех пор количество психологических исследований этой темы неуклонно растет. В большинстве из них утверждается, что детское творчество отражает уровень развития малыша, так как он рисует не то, что видит, а то, что понимает.

Если малыш нарисовал себя в виде очень маленькой фигурки где-то в углу листка, это может свидетельствовать о его неуверенности в себе, застенчивости, о желании быть маленьким и незаметным. Родителям в таком случае срочно следует заняться корректировкой самооценки ребенка. Если он не научится осознавать себя нужным и полезным людям, вы рискуете потерять его как личность.

Можно предложить ребенку нарисовать себя и друзей. Обратите внимание на расположение фигур. Если малыш изобразил себя в центре, возможно, у него есть задатки лидера; если все дети держатся за руки и их фигурки примерно одинаковы по величине, ваш ребенок скорее всего легко сходится с другими детьми; если же его собственная фигурка изображена где-то в стороне и при этом мельче остальных фигур — это предупреждение о серьезных проблемах в общении со сверстниками.

Есть дети, которым удается общение только с людьми определенного круга. Одни из них не могут сойтись со сверстниками, но быстро находят общий язык с детьми значительно младше или старше себя. Другие стремятся общаться только с мальчиками или только с девочками, третьи предпочитают общество взрослых.

Ребятишки, стремящиеся к общению с детьми старше себя, очень часто обгоняют в развитии своих сверстников, игры с которыми им просто неинтересны. При этом, если ребенок любит водиться с малышами, это вовсе не говорит о том, что он отстает в развитии, просто в процессе воспитания у него сложился определенный стереотип поведения, заключающийся в постоянной потребности кого-то опекать.

Тяготение к играм только с мальчиками или только с девочками объясняется особенностями воспитания или темперамента ребенка. Поведение таких детей тоже требует коррекции. Ведь когда ребенок станет взрослым, ему придется жить в обществе, не отличающемся своей однородностью. Поэтому важно с раннего возраста ориентировать его на общение с разными людьми.

Дети, предпочитающие находиться в обществе взрослых (нередко они сидят в одной комнате со взрослыми, с интересом слушают их разговоры, пытаясь вставить свое словечко), очень сильно привязаны к родителям, поэтому трудно сходится со сверстниками.

Наш малыш стремительно взрослеет. Казалось, только вчера он произнес свое первое слово и сделал пару робких шагов, а уже сегодня он рассказывает целые истории и стремглав бегает по парку.

Также меняются и его вкусы, потребности, привычки. Мой трехлетний сын проявляет все больше самостоятельности, стремится высказывать свое мнение по каждому поводу, протестует, если это самое мнение не учитывается.

Я стараюсь с ним считаться, предоставлять ему возможность выбора и принятия решений, пусть не существенных, но самостоятельных. Таким образом, я стремлюсь воспитать в нем самостоятельную личность, которой будет проще идти по жизни.

Точно также я никогда не навязываю ему свое мнение в плане друзей. Я вряд ли скажу ему что-то типа: «Иди, поиграй с тем мальчиком, а с этой девочкой – не надо». Он сам вправе выбирать, с кем ему интересно общаться.

Давай дружить?

Кстати, до недавнего времени такой выбор, в принципе, перед нами не стоял. Сынок как-то мало понимал, зачем вокруг него другие дети. Они были ему как-то безразличны.

Но сейчас у него появляется желание общаться со сверстниками. Порой ему трудно наладить с ними контакт. Он может стесняться или же не знать, как к ним подойти.

Он с большей охотой будет играть во дворе, если там гуляют и другие детки. Станет смешно с ними заигрывать, вображать. Я по мере сил стараюсь помочь ему наладить контакт, учу знакомиться, заводить разговор, предлагать вместе поиграть.

Надо сказать, у многих деток таких проблем нет. Они с легкостью завязывают дружеские связи. Особенно просто тем, у кого есть старшие братья или сестры. Они привыкли к обществу детей и им легко строить с ними диалог.

У нас старших нет. Нам несколько сложнее. Однако мы идем верным путем, как мне кажется, и я надеюсь, что скоро мой сынок сам сможет налаживать контакты.

По большому счету, желание общаться со сверстниками вполне естественно для ребенка. Уже к трем годам у них налаживается какое-никакое социальное взаимодействие друг с другом. Это прекрасно можно увидеть на примере детского сада.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как играют детишки в яслях и младшей группе? Две разные вещи. В яслях каждый занят своим делом до того момента, пока воспитатель не соберет всех вокруг себя. Но уже в младшей группе все меняется. Детишки сами начинают играть друг с другом. Им так уже интереснее.

Что-то не хочется…

Но, как показывает практика, не все дети одинаковые. Бывают случаи, когда ребенок не только не нуждается в общении со сверстниками, но и противится ему. Казалось бы, пустяшная проблема, но она становится настоящим испытанием для родителей, которые в таком поведении своего ребенка видят отклонение от нормы.

Такая ситуация сложилась в семье одной моей знакомой. Ее сын не хочет дружить с детьми. Нет, он не проявляет по отношению к ним какой-то агрессии. Нет, он не стесняется налаживать контакты. Он просто не пытается этого делать. У него нет такого желания, такой потребности. Сверстники и их игры ему безразличны.

Если к нему подбегает другой малыш, спрашивает о чем-то, предлагает поиграть, ребенок молча отходит в сторону. Он покинет песочницу, если туда нагрянут другие дети. Он не станет кататься на карусели, если к нему кто-то подсядет. Он либо встанет и уйдет, либо пересядет на другие качели.

Мама мальчика в панике. Она уже прошла всех врачей. Неврологи, психологи и даже психиатр… Все в один голос уверяют, что ребенок здоров. По уровню своего развития опережает норму. Все хорошо.

Но тогда в чем причина? И как с этим бороться? Или, в принципе, не бороться? Если мальчику комфортно в одиночестве, то это его выбор.

Мама перелопатила горы литературы. Дошла до того, что всерьез увлеклась темой детей-индиго. Оказывается, это им свойственно стремление к одиночеству. Они не видят в обычных детках достойных товарищей.

Лично я даже не знаю, как бы вела себя в такой ситуации. Я предложила приятельнице не переживать раньше времени. Скоро ее сын пойдет в садик, буквально через пару недель. Кто знает, может быть, нахождение в обществе поменяет его взгляды?

Тем более что детишкам свойственно кардинально меняться. Так, отъявленные шалопаи становятся паиньками, а тихони начинают крушить все вокруг и изводить родителей своей активностью.

Мама соглашается со мной, но на детской площадке опять пытается втянуть сына в игру с другими детьми. И опять терпит фиаско. Она очень боится, что ее сын вырастет нелюдимым, замкнутым, одиночким. Ее страхи понятны.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Воспитание детей

3258

16.03.14 10:16

Говорят, что скромность украшает человека. На самом деле так и есть, однако излишняя скромность ребенка иногда приводит к тому, что он не хочет общаться с другими детьми. Хотя причиной может стать не только скромность или робость, но и ненависть к детям, нежелание заводить друзей.

Как вести себя родителям в такой ситуации? Что следует говорить ребенку и как научить его общаться с другими сверстниками? На эти вопросы вам поможет ответить данная статья, но обо всем по порядку.

Ребенок не хочет общаться с другими детьми: возможные причины

Существует несколько причин, по которым ребенок не желает разговаривать и дружить с другими детьми. Выявив точную причину такого поведения, вы сможете легко исправить ситуацию к лучшему.

  1. Предрасположенность к застенчивости. Ни для кого не секрет, что многие дети рождаются с предрасположенностью к скромности. Многие робеют перед незнакомыми людьми, а также детьми их возраста.
  2. Неумение общаться. В некоторых семьях родители мало общаются со своими детьми, что может привести к тому, что и дети не захотят общаться с окружающими.
  3. Неприятие. Ребенок может плохо относиться к своим сверстникам, из-за чего ему и не захочется с ними общаться.
  4. Конкуренция между детьми. Зачастую бывает так, что один ребенок является авторитетом для всех остальных. Однако всегда найдется тот, кто не захочет подчиняться ему, в результате чего такой ребенок может даже перестать общаться с остальными.

Последствия

Если ребенок не желает общаться с другими детьми, это может привести к некоторым негативным последствиям в будущем:

  • излишняя застенчивость даже в зрелые годы;
  • неумение влиться в коллектив;
  • ненависть к людям;
  • склонность к депрессиям.

Как улучшить ситуацию?

Данную проблему можно разрешить несколькими способами:

  1. Будьте внимательны к своему ребенку и показывайте ему свою привязанность. Дети, чувствующие на себе любовь родителей, начинают проявлять открытость и дружбу по отношению к другим детям.
  2. Будьте хорошим примером. Родители и сами должны относиться друг к другу с любовью, показывая правильный пример нормальных отношений.
  3. Не скупитесь на похвалу, когда ребенок демонстрирует свои успехи. Поощряйте его желание помочь близким людям.
  4. Если ваш ребенок слишком робок, помогите ему научиться знакомиться с другими детьми. Например, научите его представляться: «Меня зовут Саша, а тебя как?» и т.д.
  5. Помогите ребенку подружиться с одним ребенком. Затем он обязательно познакомиться и с другими сверстниками.

Как научить детей играть не в одиночку, а вместе?

Постарайтесь устроить все так, чтобы дети делились друг с другом на равных. Вы не должны кого-то выделять и поощрять конкуренцию между детьми. Не стоит также оставлять ребенка без внимания на долгое время, иначе ему станет скучно и он начнет капризничать. Можно предложить детям сыграть вместе в какую-нибудь игру, потанцевать под музыку и т.п.

Помните, что ситуацию, когда ваш ребенок не хочет общаться и дружить с другими детьми, нельзя оставлять на самотек. Ваше быстрое вмешательство в эту проблему поможет избежать множество проблем в будущем.

Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или , чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?

Нарушение социализации – когда стоит волноваться?

Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!

Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
  • Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
  • Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
  • Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
  • Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик» .
  • День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.

Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.

Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.

Робкие и нерешительные дети встречаются довольно часто. Обычно это возрастные проблемы, которые со временем проходят. Тем не менее, чтобы избежать в будущем появления серьезных проблем в общении, важно выяснить причины, по которым ребенок не хочет общаться, и помочь ему стать более коммуникабельным.

Замкнутый ребенок: причины

Многие психологи считают, что необщительность в раннем возрасте – это нормальное явление. Ребенок в эти годы очень привязан к семье и большую часть времени проводит дома. Поэтому коммуникативные навыки у него развиваются медленно, да и особой потребности в друзьях он не испытывает.

В более старшем возрасте, в четыре-пять лет, уже происходит социальная адаптация. Ребенок начинает интересоваться сверстниками, в том числе и противоположного пола, но некоторые дети продолжают сторониться окружающих. Причины могут быть разные:

  • Чрезмерная застенчивость. Иногда она передается от родителей и даже считается врачами врожденной чертой.
  • Сильно развитый индивидуализм. Порой ребенок вообще не стремится наладить контакт с окружающими, ведь для этого придется договариваться, уступать, поступаться какими-то своими удобствами.
  • Нежелание и неумение общаться. Обычно дети растут замкнутыми в семьях, где и родители не особо разговорчивы.
  • Гипертрофированная забота родных. Не секрет, что нередко общение деток со сверстниками ограничивают близкие, опасаясь дурного влияния. Это приводит к тому, что ребенок постоянно находится один, часто страдает от . Конечно, это может вызвать трудности в дальнейшей социализации.

Необщительный ребенок: что делать

Прежде всего старайтесь уделять ребенку больше внимания. Общаясь с близкими людьми, малыш со временем научится контактировать и с остальными. Обязательно хвалите его, подчеркивайте достоинства, избегая сравнений с другими детьми. Интересуйтесь увлечениями, пусть малыш поймет, что его внутренний мир для вас важен.

Не изолируйте малыша от других детей: приглашайте в дом гостей, как его сверстников, так и взрослых. В то же время не стоит принуждать ребенка к общению против его воли: он должен сам решить, с кем хочет общаться.

Как сделать ребенка общительнее

Если общение ребенка со сверстниками никак не складывается, не стоит сразу поддаваться панике. Попробуйте помочь ему:


Помочь ребенку научиться общению более чем реально, важно только делать это тактично, не оказывая давления. Проявите немного терпения и творчества, и ваш ребенок привыкнет общаться с людьми, что, конечно, поможет ему во всей его дальнейшей жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.