Вредные привычки у детей. Пальцы во рту — эмоциональная зависимость или простая привычка? — ароматерапевтический практикум

Сосание пальца – это нормальное явление?

Сосание пальца – нормальное явление для новорожденных и маленьких детей. Природный инстинкт сосания приводит к тому, что в первые месяцы жизни или же еще до рождения, ребенок начинает сосать кулаки. Дети могут сосать пальцы, руки, и другие предметы как например пустышки.

Почему дети сосут пальцы?

У детей существует природная потребность сосать, которая обычно снижается после 6 месяцев. Но многие дети продолжают сосать свои кулачки, чтоб успокоиться. Сосание пальца может стать привычкой у детей, которые используют сосание пальца, чтоб успокоить себя, когда они голодные, боятся, возбуждены, устали или хотят спать.

Большинство новорожденных сосет большой палец. Дети, только научившиеся ходить, тоже сосут большой палец. Постепенно дети отвыкают от этой привычки в возрасте от 3 до 6 лет.

Вызывает ли сосание пальца какие-либо проблемы?

Если ребенок будет сосать палец слишком долго, то это может привести к возникновению стоматологических проблем. Сосание пальца может привести к тому, что зубы у ребенка будут неправильно расположены (аномалия прикуса) или же зубы вытолкнет наружу, из-за чего в некоторых случаях может деформироваться небо (верхнее небо). Неправильный прикус исправляется сам по себе, когда ребенок перестает сосать палец. Но чем дольше ребенок продолжает сосать палец, тем больше вероятность, что понадобится ортодонтическое лечение для того, чтоб исправить дентальные проблемы.

У ребенка также могут возникнуть проблемы с речью, включая неправильное произношение букв «ц», «д», «т», «с», сигматизм, вытягивание языка при разговоре.

Когда сосание пальца становится проблемой?

Сосание пальца у детей младше 4 лет не является проблемой. Дети, которые часто или интенсивно сосут пальцы в возрасте 4-5 лет или же продолжают сосать палец после 5 лет, могут столкнуться с серьезными стоматологическими и речевыми проблемами.

Очень редко, сосание пальца после 5 лет – реакция ребенка на эмоциональные проблемы или другие расстройства, например, страх. Такого ребенка необходимо показать врачу. Большинство детей прекращают сосать палец после применения простых способов лечения.

Как избавиться от привычки сосать палец?

Обычно достаточно домашнего лечения для того, чтоб избавиться от этой привычки: родители должны установить определенные правила и ограничения. Можно ограничить время и места, где ребенку можно сосать палец, можно также забрать из поля зрения ребенка одеяла и другие предметы, которые у ребенка ассоциируются с сосанием пальца. Эффективной также может быть похвала ребенка за то, что он не сосет палец. По мере взросления, приблизительно в возрасте 5 лет, ребенок может сам принимать активное участие в попытках избавиться от этой привычки.

Если эти методы неэффективны, Вы можете использовать другие способы, включая поведенческую терапию, приспособления для пальца, либо какие-нибудь устные методы.

Сосание пальца - симптомы

При сосании пальца ребенок обычно ставит большой палец поверх языка, давя вперед на верхние передние зубы или десны и назад на нижние передние зубы или десны. На пальце ребенка может развиться костная мозоль 1*, если ребенок сосет палец очень часто и интенсивно.

    Некоторые дети вместо большого пальца, сосут другие пальцы на руке. Это объясняется тем, что при первой попытке сосать палец, ребенку было проще найти другие пальцы на руке, чем большой палец.

    Некоторые дети, когда сосут палец, трогают ткань, тянутся к ушам, крутят волосы.

Костные мозоли и омозолелости – это районы толстой, затверделой, отмершей кожи, которые сформировались для того, чтоб защитить кожу и структуры под кожей от давления, трения и ранения. Костные мозоли и омозолелости становятся проблемой, когда вырастают достаточно большими и причиняют боль.

Костные мозоли обычно формируются на руках или ногах, хотя могут сформироваться в любом месте, в котором на кожу оказывают давление, например, колени или локти. Костные мозоли на руках и на ногах у человека, ведущего активный образ жизни – нормальное явление.

Они могут быть сероватого или желтоватого цвета, быть менее чувствительны на ощупь, чем окружающая кожа и выступать над поверхностью кожи.

Костные мозоли обычно образуются на или между пальцами ног. Внутренняя поверхность у них может быть мягкой или же наоборот твердой. Мягкая поверхность выглядит как открытая рана.

Костные мозоли и омозолелости не требуют лечения до тех пор, пока они не вызывают болевых ощущений. Если они вызывают боль, цель лечения – снизить давление или трение нося подходящую обувь и используя специальные подкладки для обуви (например, молескиновые) или же что-нибудь еще, чтоб снизить трение на место образования кожного нароста. Костные мозоли и омозолелости можно также размягчить, а затем удалить размягченную и мертвую кожу используя для этого специальные средства, например, салициловую кислоту. Иногда доктор может удалять костные мозоли или омозолелости.

Человек, у которого диабет, заболевание периферийных артерий, периферическая невропатия или другие заболевания, затрудняющие кровообращение или снижающие чувствительность, должен проконсультироваться с врачом перед тем, как начать лечение костных мозолей и омозолелостей.

Сосание пальца у детей младше 4 лет обычно не является проблемой. Дети, которые после 4-5 лет часто или интенсивно сосут палец, могут столкнуться с:

    Эмоциональными трудностями . Некоторые дошкольники, которые сосут палец, могут испытывать чувство стыда, если их дразнят другие дети. Не стыдите и не наказывайте ребенка за сосание пальца. Это только понизит его самооценку.

Самооценка – это ключевое представление, которое складывается у человека о себе. Здоровая самооценка помогает человеку правильно себя вести, сотрудничать с окружающими, справляться с трудностями, обладать уверенность, чтоб пробовать что-то новое. Основы самооценки закладываются в детстве, хотя самооценка формируется на протяжении всей жизни.

Родители больше всего влияют на уровень самооценки ребенка. Родители формируют самооценку ребенка, показывая его взаимосвязь с окружающим миром, обучая и развивая способности ребенка. Чувство привязанности помогает ребенку участвовать в процессе обучения новым вещам; обучение делает ребенка более уверенным в себе; развитие талантов ребенка помогает закрепить чувство привязанности и чувство, что ребенок принадлежит к определенной среде.

Нездоровая самооценка вызывает проблемы на протяжении всей жизни ребенка. Умственные проблемы, трудности с другими людьми, недостаток уверенности – все это возможные причины низкой самооценки.

    Стоматологическими проблемами . В будущем сосание пальца может стать причиной многих стоматологических проблем, например, неправильное расположение зубов (аномалия прикуса). Аномалия прикуса обычно исправляется сама по себе, когда ребенок прекращает сосать палец. Но чем дольше ребенок сосет палец, тем больше вероятность, что при лечении ему потребуется помощь ортодонта.

Аномалия прикуса (ее еще часто называют кривыми зубами или "неправильным прикусом") это неправильное расположение зубов в челюсти. Наиболее частый случай при аномалии прикуса – зуб, у которого очень много или же наоборот очень мало места в челюсти.

Наследственные черты, такие как размер зубов и челюсти, определяют, как зубы будут расположены по отношению друг к другу. Наиболее явным признаком аномалии прикуса являются кривые или торчащие вперед зубы.

В период детства и в раннем подростковом возрасте стоматолог-ортодонт может выпрямить зубы, изменив формирование челюсти, удалив определенные зубы, либо используя пластинку или фиксированные брекеты.

У взрослых лечение с помощью брекетов может выпрямить изогнутые зубы, вызванные проблемами с челюстью, но реструктурирование кости челюсти необходимо проводить с помощью хирургического вмешательства, очень часто в комбинации с ортодонтическим лечением.

    Речевыми проблемами . Чаще всего в результате сосания пальца у ребенка может сформироваться неправильное произношение букв «ц», «д», «т», «с», сигматизм, ребенок будет вытягивать язык при разговоре.

Сосание пальца - тестирование

Сосание пальца – нормальное явление в возрасте до 4 лет и не требует медицинского вмешательства. Дети, которые продолжают сосать большой палец после 4-5 лет могут нуждаться в:

    Стоматологической проверке, чтоб выявить отклонения в формировании зубов, прикуса или челюсти.

    Проверке речи, если наблюдается неправильное произношение слов или другие аномалии.

Если привычка сосания пальца очень сильная и соотносится с другими видами поведения ребенка, например, страх или же реакция на травму, может понадобиться помощь психиатра.

Обзор методов лечения сосания пальца

Большинство детей прекращают сосать палец сами по себе где-то в возрасте 3-6 лет. Обычно для этого не требуется предпринимать дополнительных мер.

Детям, которые сосут пальцы, может быть необходимо лечение в следующих случаях:

    Если они также пытаются сосать свои волосы, особенно в возрасте 12-24 месяцев.

    Продолжают интенсивно сосать палец после 4-5 лет.

    Просят о помощи, чтоб избавиться от этой привычки.

    В результате сосания пальца у детей начали развиваться стоматологические и речевые проблемы.

    Из-за сосания пальца ребенок чувствует себя смущенным, его дразнят другие.

Меры для того, чтоб прекратить сосание пальца наиболее эффективны, если в этом процессе задействован ребенок и сам заинтересован в том, чтоб избавиться от этой привычки. Медицинские эксперты предлагают самые различные методы лечения. Некоторые из них даже уверены, что лечение не будет эффективным до тех пор, пока ребенок сам не будет заинтересован в результате, в противном случае все попытки избавиться от этой привычки только укоренят ее. Некоторые напротив уверены, что необходимо пробовать избавиться от этой привычки, даже если ребенок сопротивляется.

Очень важно отложить лечение, если ребенок переживает стресс, например, после травмы, потери домашнего любимца, переезда или из-за того, что семья испытывает определенные трудности.

Некоторые родители, ребенок которых сосет палец, не могут или не хотят игнорировать эту привычку у ребенка, даже если ему меньше 4. В этом случае родители могут поговорить с доктором о своих переживаниях, и не должны фокусировать свое внимание на том, чтоб избавиться от этой привычки у ребенка.

Специалисты расходятся во мнениях, что лучше для новорожденных: сосать пальцы или использовать пустышку. Одним из преимуществ использования пустышки является тот факт, что Вы можете контролировать, когда Ваш ребенок пользуется пустышкой. Но в некоторых случаях пустышки могут быть причиной ушных инфекций у некоторых детей. Длительное сосание пальца может вызвать серьезные стоматологические проблемы, хотя большинство детей прекращают сосать палец перед тем, как пойдут в школу.

Ушная инфекция (острый отит среднего уха) развивается за барабанной перепонкой, в среднем ухе. Ушная инфекция чаще всего развивается после простуды или других инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей.

Во время простуды, болезни горла, приступа аллергии, трубка, которая соединяет горло и среднее ухо (евстахиева труба) скручивается и не дает воздуху попадать в среднее ухо. Из-за этого возникает эффект засасывания, в результате которого в отверстие среднего уха попадет вода. Вода остается в среднем ухе, в результате чего начинают размножаться бактерии и вирусы, вызывая развитие инфекции.

Ушные инфекции чаще всего наблюдаются у детей младше 7 лет. У маленьких детей евстахиевы трубы более мягкие, более короткие и расположены горизонтально, в результате чего их намного легче заблокировать, чем трубы у взрослых.

Симптомы ушной инфекции: боль в ухе, жар, густые желтые выделения из уха, раздражительность, потеря аппетита, тошнота, беспокойный сон, проблемы со слухом.

Лечение в домашних условиях с помощью медицинских препаратов, которые продаются без рецепта, например, ацетаминофен или ибупрофен, - это все, что может понадобится. Антибиотики обычно прописывают детям младше 2 лет, очень сильно заболели или же у них высокий риск развития осложнений. В случае рецидивирующей инфекции может понадобится хирургическое вмешательство для того, чтоб установить трубку (миринготомия) для того чтоб вентилировать среднее ухо и удалить из него гной.

Проблему с сосанием пальца чаще всего можно решить с помощью домашнего лечения, например, хваля и поощряя своего ребенка за то, что он не сосет палец. Если способы домашнего лечения не сработали, можно воспользоваться нижеприведенными методами:

    Психологическая (поведенческая) терапия. В ходе этого лечения ребенка учат избежать сосания пальца, пользуясь различными методами, например, тихо дотронуться указательным пальцем одной руки до указательного пальца другой руки. Этот вид лечения работает лучше всего, если в нем задействованы все члены семьи.

    Приспособления для большого пальца. Приспособления для большого пальца, например специальные колышки, можно использовать тогда, когда у ребенка нельзя отучить от привычки сосать палец никакими другими способами. Обычно покрытие для пальца изготавливается из нетоксичного пластика, надевается на палец и ребенок носит его, не снимая. Корпус удерживается на пальце с помощью специальных креплений, которые устанавливаются на запястье. Прибор снимают только после того, когда ребенок смог не сосать палец 24 часа подряд. Прибор снова надевается на руку, если ребенок начинает сосать палец. Прибор должен надевать только доктор.

    Приспособления для рта. Приспособления для рта (например, палатальная арка или скобы, которые крепятся к небу ребенка) не дают ребенку получать удовольствие от сосания пальца, а напротив, создают определенный дискомфорт. При использовании подобных приспособлений на то, чтоб отучить ребенка сосать большой палей (или другие пальцы) может уйти несколько месяцев. Когда ребенок перестанет сосать палец, родители могут захотеть использовать данные приспособления еще на протяжении нескольких месяцев. Благодаря этому, у ребенка привычка не разовьется вторично. Все приборы подобного типа должен устанавливать дантист.

Сосание пальца или использование пустышки

Многие родители интересуются, стоит ли заменять использование пустышки на сосание пальца. Исследования не показывают, является ли тот или иной метод более предпочтительным. Более того, хотя родители и могут поощрять ребенка сосать пустышку вместо пальца, но они не знают, что выберет ребенок.

И хотя преимущества использования пустышки или сосания пальца не всегда четко прослеживаются, родители должны учитывать некоторые общие факторы.

Преимущество использования пустышки заключается в том, что Вы можете контролировать, когда ребенку можно использовать пустышку, и можете забрать пустышку, когда в ней больше нет необходимости. Тем не менее, именно из-за использования пустышек может увеличиться вероятность того, что у ребенка появится инфекция среднего уха, особенно если пустышка используется после того, как ребенку уже исполнилось 12 месяцев.

Преимущество сосания пальца заключается в том, что эта привычка не мешает кормлению грудью, и обычно прекращается сама по себе в возрасте 3-5 лет. Тем не менее, если ребенок продолжает сосать палец после 4 лет, у него могут возникнуть серьезные стоматологические проблемы. Более того, отучить ребенка сосать палец труднее, чем отучить использовать пустышку.

Поговорите с доктором, чтоб понимать, как долго надо ждать, чтоб начать использовать пустышку у ребенка, которого кормят грудью.

Учтите, что нет необходимости, поощрять использование пустышки или сосание пальца у детей, которые не проявляют к этому интереса. Инстинкт сосания у этих детей удовлетворяется благодаря кормлению грудью или использованию бутылочки для кормления.

Сосание пальца – домашнее лечение

Не рекомендуется применять домашнее лечение для детей младше 4 лет, ели только они не сосут пальцы очень часто и достаточно интенсивно. Начиная с 4-летнего возраста, в результате сосания пальца могут развиться стоматологические и речевые проблемы.

Обычно для того чтоб отучить ребенка сосать палец достаточно домашнего лечения. Родители могут установить правила и всячески пытаться отвлечь ребенка от сосания пальца. Со временем ребенок может принимать более активное участие в процессе отучения от привычки сосать палец. Обычно это происходит, когда ребенок взрослеет и может понимать взаимосвязь между причиной и результатом, концепцию времени, ценности (например, правильно и неправильно, или же может испытывать чувство гордости), а также может контролировать свои эмоции.

Нижеприведенные советы помогут Вам отучить ребенка сосать палец:

Что могут предпринять родители, чтоб ребенок перестал сосать палец (примерно 4 года)

    Уделяйте своему ребенку больше внимания и отвлекайте его другими видами деятельности.

    Ограничьте места и время, когда ребенок может сосать палец. Например, попросите ребенка сосать палец только когда он в спальне.

    Уберите вещи (например, одеяло), которые могут вызывать у Вашего ребенка желание пососать палец. Сначала спрячьте вещи на небольшой промежуток времени днем. Постепенно, по мере того как ребенок начинает ощущать себя комфортно, постепенно увеличивайте количество изъятых вещей.

Меры при которых ребенок принимает активное участив в процессе отучения от сосания пальца (начиная с 5 лет)

    Откровенно поговорите с ребенком о последствиях сосания пальца.

    Оденьте перчатки на руки ребенка или обмотайте палец пластырем или куском ткани. Объясните, что перчатки, пластырь или ткань – это не наказание, а напоминание о том, что нельзя сосать палец.

    Придумайте какую-то систему поощрений, например, вклеивайте стикеры в календарь или что-то еще, чтоб отметить дни, когда ребенок не сосал палец. После определенного количества дней устройте что-то вроде торжественного празднования.

    Используйте нетоксичное покрытие для ногтей с горьковатым привкусом. Наносите его на ноготь на большом пальце каждое утро и Вы увидите, сосал Ваш ребенок палец или нет. Такой способ наиболее эффективен, особенно если применять его вместе с системой похвалы.

Перед тем как Вы начнете домашнее лечение, для того чтоб ребенок перестал сосать палец, убедитесь, что Ваш план Вас устраивает. Также убедитесь, что Ваши методы будут использовать и другие, те, кто ухаживает за Вашим ребенком.

Пытаясь отучить своего ребенка от привычки сосать палец:

    Не вынимайте палец изо рта ребенка, когда он не спит. Вы можете вытащить палец изо рта ребенка, когда он уснет.

    Не наказывайте ребенка и не стыдит его за то, что он сосет палец. Сохраняйте спокойствие, когда разговариваете с ребенком о вреде сосания пальца.

    Не разрешайте другим смеяться над Вашим ребенком.

Если методы домашнего лечения не срабатывают и Вас раздражает тот факт, что ребенок сосет палец, поговорите с доктором.

Сосание пальцев - очень распространенное явление среди маленьких детей. При отсутствии патологий такая привычка не является симптомом психического заболевания, это просто проявление сосательного рефлекса. Сосание пальца успокаивает ребенка, кроме того, приносит малышу чувство удовлетворения. Посасывая палец, ребенок как бы дает понять, что испытывает какое-то неудобство, чувство тревоги. Это чисто детская привычка, которая у многих деток появляется еще в утробе матери. У маленьких детей эта привычка обычно возникает под действием стресса.

Почему ребенок сосет палец?

Малыш сосет большой пальчик рефлекторно, т.е. совершает это действие неосознанно. Поэтому такое занятие следует рассматривать как признак, указывающий на трудности ребенка в общении с окружающими. Если ребенок долго и интенсивно сосет пальцы, он как бы дает понять, что испытывает потребность во внимании, тепле и ласке родителей. Эта привычка говорит о том, что он чувствует себя незащищенным и отвергнутым.

Психотравмирующие факторы

Зачастую с появлением в семье младшего братика или сестрички ребенок испытывает недостаток внимания со стороны родителей и в поисках утешения начинает сосать пальцы. В таких случаях большое значение имеет поведение родителей, а также чувствительность ребенка. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев эта привычка вызвана неудовлетворением потребности ребенка на той или иной стадии развития. Ребенок более старшего возраста может впасть в младенчество и сосать пальчики в тех случаях, когда он не может справиться с обстановкой или добиться своего.

Как избавиться от вредной привычки?

Если вы хотите отучить ребенка от привычки сосать палец, то необходимо помнить о том, эта привычка возникает от неудовлетворенной потребности малыша в сосании. Позднее ребенок сосет палец для того, чтобы успокоиться или скорее уснуть. Поэтому при отучении от этой привычки у него могут возникнуть трудности с засыпанием. Кроме того, Ваше стремление помочь малышу избавиться от этой привычки может стать причиной конфликтов. Родителям рекомендуется перестать беспокоиться и попытаться отвлечь ребенка игрой или каким-либо другим интересным занятием, которое доставило бы ему удовольствие и развило уверенность в себе. Если малыш сам старается избавиться от этой привычки, его необходимо за это похвалить.

Сосание большого пальца - неосознанно выполняемое ребенком действие. Поэтому родители не должны проявлять по этому поводу излишнего беспокойства. Однако при длительном, непрерывном и интенсивном сосании пальца необходимо подумать о возможных причинах такого поведения малыша, а не только о том, как отучить его от этой привычки. Ребенок сосет палец неосознанно и вовсе не для того, чтобы вызвать у родителей приступ злости. Таким образом он пытается решить внутренние конфликты и показать, что он нуждается в родительском внимании. Поэтому не стоит стыдить ребенка и говорить, что «так делают только маленькие».

Если пытаться отучить ребенка от сосания пальцев, то в этом случае лечение будет симптоматическим, истинные же причины останутся. В результате ребенок перестанет этим заниматься, но обязательно найдет этой привычке «замену» или, что еще гораздо хуже, у него возникнет вегетативный невроз.

Нормально ли сосание пальца?

В первые годы жизни это нормальное явление. Однако если со временем эта привычка не исчезает, то следует обратить внимание на ее интенсивность и обратиться к врачу. Однако даже если эта привычка наблюдается у ребенка старшего возраста, это еще не обязательно является поводом для беспокойства.

Иногда вследствие интенсивного сосания пальца у детей развивается неправильный прикус, нарушается процесс формирования челюстей. В этом случае родители должны показать малыша врачу.

Сосание успокаивает

При сосании материнской груди ребенок получает пищу, вместе с тем, этот процесс оказывает успокаивающее действие. В диких племенах дети сосут материнскую грудь, когда у них возникает чувство голода и в тех случаях, когда они чувствуют беспокойство и страх.

"Не грызи ногти!", "Как тебе не стыдно, есть же ножницы!", "У тебя будет стоматит!", — доводилось ли вам слышать такие окрики на улице, в транспорте, в гостях? Проблема стара, как мир. Многие родители в практике воспитания, встречаются с вредной привычкой у детей, как удаление зубами кожицы на пальцах, отламывание ногтей, сосание пальца. Некоторые папы и мамы начинают прибегать к крайним мерам отучения чад от пагубного навыка, например, смазывают детские пальчики перцем или горчицей.

Как же бороться с опасной манерой поведения и откуда она взялась? На эти вопросы отвечает психолог — аромаконсультант Диана Дозмарова.

П о-научному, привычка навязчивого обкусывания ногтей называется — онихофагия.

"Онихофагия, произошла от греческого слова onychophagia. Онихо — означает ноготь, а phagein — есть."

Психологические исследования давно выявили, что для многих людей, как детей, так и взрослых, — навык грызть ногти, заусенцы, кусать или сосать пальцы, отслаивать ногтевую пластину — это попытка избавиться от душевного дискомфорта с помощью какого-то незначительного действия, когда индивид не задумывается об исходе принимаемого решения.

А, последствия автоматического решения могут быть плачевными, например — попадание инфекции внутрь организма; возможно — деформация ногтя, гнойное воспаление (панариция).

И это ещё не все.

С научной точки зрения, налицо все признаки зависимого поведения.

Оно проявляется следующим образом:

когда вы перестаёте контролировать привычку, она начинает контролировать вас, укореняясь, таким образом, в вашей жизни.

Как же избавиться от онихофагии? Кто подвержен ей? Когда родителям нужно бить тревогу и обращаться к специалистам?

Онихофагия и малыши

Как правило, дети до трёх лет не имеют навыка грызть ногти. В этот возрастной период — держать пальчик во рту, временами единственный способ успокоиться в критичной для малютки ситуации.

Такими ситуациями могут быть:

  • Резкое или раннее отлучение от груди, и младенец замещает пальчиком — материнский сосок. В таком случае, психологи рекомендуют чаще давать соску — пустышку.
  • Если по тем или иным причинам ребёнок остаётся один. Например, в больнице или в домашних условиях, когда малышу мало предоставляется ласки и нежности. Сосание пальчика компенсирует крохе отсутствие чувства защищённости и положительных эмоций.
  • В ситуациях, когда родители не реагируют на детский плач. В этом случае, маленький чувствует страх, беспокойство, тревогу, — и начинает сосать пальчик, пытаясь успокоиться.

В раннем возрасте, пальчик во рту младенца — естественный процесс, возможно, режутся зубки или поиск защиты, спокойствия. Ещё совсем недавно, в мамином безопасном животике, кроха сосал пальчик, пребывая в мире и покое.

Онихофагии в период взросления

С 4 лет все больше малышей приобретают манеру тянуть пальчик в рот и производить с ним нежелательные действия.

По мнению большинства специалистов, онихофагия в детском и подростковом возрасте может возникнуть в результате пережитой психологической травмы.

Возможно, такой травмой или травмами стали:

  • расставание родителей,
  • частые ссоры в семье,
  • стрессовая ситуация в детском саду/школе.
  • Быть может, вы часто подгоняете, торопите одеваться или быстро делать уроки медлительного малыша, вызывая тем самым, чувство недовольства собой.

Итог — ваше чадо начинает грызть ногти.

Обкусывая ногти, дети пытаются скрыть свою агрессивность, направленную на окружающих людей или на себя. Это как бы выход задавленной враждебности.

Впоследствии такое поведение станет возникать автоматически при любой неприятной ситуации, в любом возрасте. Таким образом, путём обгрызания ногтей и заусенцев, происходит избавление от тревог, комплексов и страхов.

Как быть?

  • Постарайтесь установить контакт с ребёнком, доброжелательно поговорить и выяснить причины злости.
  • Проанализируйте ваше поведение, возможно, в воспитании преобладает суровая, требовательная, взыскательная система с нотками критики.

Если в вашей семье любящая и благоприятная атмосфера, а ребёнок все-равно грызёт ногти?

Не исключено, что прочитав нижеприведённые причины, вы обнаружите, почему так происходит.

  • Гигиеническая причина. Может быть, вы упустили момент ухода за состоянием ногтей малыша, кожи вокруг них — ребёнок сам начнёт избавляться от мешающих ему раздражителей.
  • Причина наслаждения. Не редки случаи, когда дети получают физическое удовольствие от откусывания ногтей.
  • Причина взросления. Возможно, ваш любимый сыночек, дочка не хотят взрослеть. Например, появились дополнительные обязанности — нянчиться, убирать игрушки за младшим братом.

Посасывая пальчик, грызя ноготки, ребёнок возвращается в своё безопасное детство, где его все любили, ласкали и он был единственным и неповторимым. Таким образом, он показывает, что не готов к взрослой жизни.

  • Причина образца . Если вы грызёте ногти, то и ваш малыш, беря образец с Вас, может начать грызть собственные ноготки.

Когда начинать бить тревогу и спасать от пагубной привычки вашего ребёнка? В случаях:

  • Не выпускает палец изо рта;
  • Получает заметное удовольствие от вредной привычки;
  • Становясь старше, не задумываясь, на автомате, грызёт ногти прилюдно.

Психологический портрет подверженных онихофагии

Как правило, девочки, достигнув десятилетнего возраста, стараются себя контролировать, по причине возникновения комплекса в отношении внешнего вида собственных ногтей.

Доля мальчиков, наоборот, после 10 лет, резко увеличивается.

В соответствии с исследованиями в области онихофагии, наиболее предрасположены этой привычке, — люди с обострённым чувством долга, ответственности, с преобладанием холерически — меланхолического темперамента. Данный вид темперамента подразумевает:

  • вспыльчивость,
  • импульсивность,
  • эмоциональную нестабильность,
  • часто — необщительность,
  • стеснительность,
  • заниженную самооценку,
  • подверженность унынию, тревожности, тоске.

Каким образом исправить ситуацию?

Перед обращением к специалистам, постарайтесь самостоятельно выявить моменты, когда возникает потребность в обгрызании ногтей.

Чаще всего хватает приёмов, предоставленных ниже.

  • Самое важное понять, не испытывает ли ребёнок чувства страха, одиночества, скуки и неуверенности в себе.
  • Недопустимо ругать, критиковать, стыдить, требуя идеального поведения, так как от этого ваш малыш может ещё глубже уйти в себя и начать/продолжить грызть ногти.
  • В моменты повышенной нервозности постарайтесь отвлечь интересным занятием, игрой. Например — лепкой, работой с глиной, рисованием. Придумайте игру, направленную на гимнастику для пальчиков, с приятными на ощупь игрушками, для детей постарше подходят танцевальные упражнения, совместная игра в кукольный театр.
  • При частых ссорах в семье, постарайтесь, улучшить атмосферу. В психологии, считается, что до 2-3-летнего возраста нужно лечить или перевоспитывать родителей, а не детей. Эфирные масла в аромалампе, о которых речь пойдёт ниже, несомненно, помогут в улучшение домашней обстановки.
  • Ребёнку можно подарить детский безопасный маникюрный набор. Иногда помогает, вариант детского нейл-арта, который может восприниматься, как интересная забавная игрушка на ноготках.
  • При засыпании малыша лучше быть рядом с ним, читать добрые сказки, например из лечебной серии — сказкотерапия.
  • Рассказывая ласково сказки, делайте массаж ручек и пальчиков. Например, с лавандовым маслом, которое можно использовать не разбавленным и наносить непосредственно на кожу.

Капните 1-2 капельки масла на свои пальцы и нежно втирайте в кожу ребёнку, не касаясь его ногтей и кончиков пальцев.

Аромат лаванды снимет нервное напряжение у ребёнка, подарит безмятежный сон, уменьшит агрессию, вызовет состояние внутреннего покоя.

Для снятия тревожности и душевного равновесия, капните 1 к масла на подушку.

Иногда, используйте незаменимый инструмент аромаконсультанта — аромалампу (рис.1)

  • Для беспокойных детей от 4-х до 12 лет, грызущих, сосущих пальцы прекрасно подходит, приём тёплой ванны, оказывающей успокаивающее воздействие.

В чашку налейте 20-40 мл молока, добавьте до 3-х капель масла ромашки или чайного дерева или лаванды, но не больше. Хорошо взболтайте, вылейте в тёплую воду ванны, перемешайте с водой.

Не используйте постоянно, а лишь по мере необходимости.

  • После 12 лет — на ванну вы можете использовать 5 капель масла, разбавленного в стакане молока.
  • При воспалении ногтевого валика поможет жирное масло Авокадо. Оно устранит воспаление, укрепит и улучшит рост ногтей. Вы можете использовать его в чистом виде.

Ежедневно наносите масло на ногти и легко массируйте ноготь и ногтевой валик в течение 15-20 мин.

  • После 14 лет — масло Шалфея поможет справиться с вредными привычками, к которым относится пристрастия не только грызть ногти, но и избавление от курения, полифагии — чрезмерного потребления пищи, злоупотребления алкоголем.

Шалфей прекрасный антидепрессант, оказывающий баланс нервной системы: одновременно проявляя успокаивающее и общее тонизирующее действие.

Данное эфирное масло вы можете использовать в аромалампе.

3-5 капель эфирного масла Шалфея капаете в ёмкость с водой аромалампы и забываете о ней. Эфирное масло самостоятельно сделает всю работу.

При применении эфирного масла Шалфея, учитывайте противопоказания.

Противопоказания к применению Шалфея:

— лицам с индивидуальной непереносимостью к входящим в эфирное масло компонентам;

— не применять детям до 5 лет;

— не применять: перед сном, при беременности и в период кормления ребёнка грудью;

— при тяжёлых стадиях гипертонической болезни и эпилепсии; при острых гломерулонефритах;

— не сочетать с приёмом алкоголя и железосодержащих препаратов.

  • Также, для улучшение семейной атмосферы, снятия перевозбуждения, устранение плаксивости, истерических реакций используйте в аромалампе — лавандовое масло.

Начиная с годика малыша — не больше 2 капель на аромаламу, по мере взросления ребёнка увеличивая до 5 капель на 15 м² комнаты.

Как применять эфирные масла в аромалампе?

Смесь из эфирных масел или одного масла должна быть не более 5 капель на 15 м² комнаты.

Правила по использованию аромалампы :

  • Прежде, чем использовать аромалампу, нужно проветрить комнату. А саму процедуру лучше всего проводить при закрытых окнах. Время работы лампы: от 20 минут до 2 часов.
  • Налейте горячую воду — градусов 50-60 в ёмкость для воды, капните в неё нужное количество эфирного масла и получайте удовольствие.

Психологи убеждены, что всем нам необходимо минимум получать в день не менее 7 осознанных удовольствий.

Например, послушать красивую песню, услышать приятный комплимент, услышать слова — "я тебя люблю", почувствовать объятия близкого человека…

Попробуйте начать жить с любовью и доставляйте чаще удовольствия друг другу, хотя бы семь раз в день. И, возможно, наши дети будут намного счастливее и менее зависимы от таких пагубных привычек, как компьюторомания, алкоголизм, переедание, наркомания, курение и, несомненно, онихофагия.

Сосание языка считается в ортодонтии менее сложной вредной привычкой, главным образом потому что в меньшей степени играет роль психологический фактор.

Этиология развития вредной привычки сосание языка:
1. Генетический фактор.
2. Копирование поведенческих реакций от взрослых.
3. Механический фактор, например, при временной потере зубов.
4. Психологический фактор. Значительно меньше чем при вредной привычке сосание пальца. Психологический фактор является причиной примерно в 40 % пациентов.
5. Неврологическая природа.



Классификация BACKLUND 1963
▪ Anterior tongue thrust Выталкивание языка в переднем участке.
▪ Forceful anterior thrust Силовое выталкивание спереди.
▪ Posterior tongue thrust Толчки в заднем положении языка.
▪ Lateral thrusting in case of missing teeth. Боковые толчки при отсутствии боковых зубов.

Классификация Fletcher
A. Simple: associated with thumb sucking, open bite. Простая форма, связанный с сосанием пальца, открытый прикус.
B. Complex: associated with tonsils, URTI. Комплексный, связанный с миндалинами.

Клинические проявляния вредной привычки сосание языка:
1. Открытый прикус в переднем или боковом участке.
2. Наклон передних зубов.
3. Протрузия.
Сосание языка ортодонт должен контролировать начиная с 3 лет, психологический фактор не так сильно действует на ребенка, поэтому можно начинать раннее лечение. Важно провести дифференциальную диагностику и выявить сосание языка это вредная привычка или адаптация на период потери зубов при физиологической смене.

Другие статьи

Принципы биомеханики в ортодонтии. Типы перемещения зубов. Часть 4

Существует бесконечное множество вариантов перемещения зубов, тем не менее, их можно подразделить на четыре основных типа: наклон, корпусное перемещение, перемещение корня и ротация.

Лечение дистального прикуса скелетная форма у нерастущих пациентов.

В подавляющем большинстве взрослые пациенты с скелетным вторым классом требуют хирургического вмешательства. Аргументы за хирургическое вмешательство:

Ортогональный анализ

Стандартный прикус отличается идеальной формой дуги и идеальным фиссурно-бугорковым контактом. Идеальная линия профиля этнологически разная. Следует отметить тот факт, что для значительной группы пациентов характерны правильные трансверзальные и вертикальные соотношения, а для другой многочисленной группы пациентов характерны вертикальные аномалии при правильных сагиттальных и трансверзальных размерах.

Преимущества и недостатки дуг ТМА в клинической работе.

Разговор о дугах ТМА мы начали в предыдущей статье и сейчас рассмотрим плюсы и минусы этих дуг.

Основные преимущества дуг ТМА в работе:

Не «устают», то есть практически не требуют реактивации (нанесенных ранее реверсионных изгибов, коррекций по ширине);

Меньшая жесткость позволяет мягче и эффективнее работать с детализирующими изгибами;

ТМА - дуга выбора для активной работы с торком (торковые изгибы действуют мягче, чем на стали);

Альтернатива стальных дуг у пародонтологических пациентов.



Дети и взрослые сосут пальцы, грызут и обламывают ногти. Взрослые изобретательны в своих реакциях и попытках (а чаще пытках) «искоренить» эту привычку.

Дети изобретательны и прекрасны в своей способности к адаптации и поисках исцеления. Не существует, к сожалению, универсальных рецептов. Предложу несколько направлений для мыслей и поисков. Будет очень много - но практично. Тема многогранная и разностронне изученная.

1. Сосание пальцев (уголков одежды, в продолжении - возможно курение и прочее), кусание ногтей, обламывание ногтей - симптомы, на первый взгляд похожие, но имеющие, как правило, разную причину.

2. Это не просто «вредная привычка» - это невротические действия, часто совершенно не осознаваемые, не всегда контролируемые (особенно у деток, у которых волевые центры еще не сформированы). Ребенок это делает не специально, чтобы позлить родителя.

3. За каждым таким действием есть более глубокая причина - и взрослые напрягаются, если уж быть честными, даже не из-за самого действия, а из-за «заряда»- неконтролируемого и важного, который ощущают «за» действиями. (Так же, как родители напрягаются не из-за беспорядка в комнате подростка, а из-за внутреннего состояния подростка, который маскирует беспорядок внешний).

4. Любая сформированная привычка - говорит о существующих закрепленных механизмах - это привычка наших нейронных связей. Для того, чтобы она изменилась - нужно время. И нужно предложить и наработать альтернативное действие или реакцию.

5. Мы ничего не можем забрать, ничего не предоставив взамен. Это базовое правило воспитания. Если мы изымаем себя - оставляем вместо себя бабушку или няню. Забираем компьютер - предлагаем значимую альтернативу - свое эмоциональное присутствие, книгу…. Если нет замены - в этой образовавшейся «пустоте» вырастет новый, возможно более серьезный и уже телесный- соматический симптом.

6. Чем больше наше напряжение, чем больше требований «что-то с этим делать» - тем больше ребенок себя чувствует «не таким», тем больше вероятность закрепления симптома или трансформации его во что-то другое (например - без комментариев об адекватности методов «родительской терапии» - у ребенка, которому сказали, что оторвут руки и пенис при еще одном «застукивании» за мастурбацией - появилось сосание пальцев, когда родители пригрозили отрезать пальцы - начался энурез).

Сосание

Мы много знаем об оральной фазе развития. Это время, когда малыш-грудничок получает удовольствие и развивает множество телесных приспособлений и механизмов (например, при сосании задействованы сразу три нерва с огромными зонами «ведения»: блуждающий, троичный и носоглоточный нерв), получает опыт близости, безопасности, доверия - благодаря именно сосанию молочка из груди. И именно тогда и столько, сколько ему нужно. Норма у каждого ребенка своя, как и возможности семейной системы.

Это «оральное» время, когда в ребенке закладывается ощущение Я Существовую и Мои Потребности могут быть миром удовлетворены. Это время формирования привязанности - возможности вообще быть в близких отношениях, принимать и давать отклик на близость. Это время формирования базового доверия или недоверия к миру.

У каждого человечка свои потребности, уроки и свой опыт. Если потребность ребенка по разнообразным причинам не была удовлетворена, если в это время происходило что-то травматичное - ребенок может «доудовлетворять» - добирать эту потребность, выбирая «заменители» - палец, соску, карандаш, сигарету…

В сосании пальцев мы разделяем возраст:

Малыши и дети после 3 лет

Малыши, находящиеся на смешанном вскармливании, при прорезании зубиков - с помощью сосания кулачка и пальчика компенсируют то, чего им не достает или обезболивают процесс. Это вариант нормы, с этим можно «ничего не делать» (но - важный минус - может перерасти в привычку). В этом возрасте недостаток контакта с грудью компенсируется эмоциональной близостью и эмоциональным откликом и телесным контактом.

Старшие и совсем взрослые человеки возвращают себе с помощью сосания ощущение присутствия кого-то важнейшего (заполняют пустоту, в которой должны быть мама и папа), безопасности, снимают эмоциональное напряжение.

Они Регрессируют - возвращаются в прошлое, когда настоящее слишком напряженно.

  • Возвращают себе ощущение безопасных границ.
  • Компенсируют недостающую нежность.
  • Успокаиваются перед сном.
  • Заполняют пространство «скуки».

Для единственных детей в семье - возможность таким странным способом отдохнуть от избыточных контактов (в школе и садике).

Потребность: Безопасность, Опора на маму, снять избыточное напряжение, вернуться в близость и нежность. Вернуть себе ощущение важности при ревности к младшему. Снизить собственную критичность, контроль, выйти из-под давления критичности, контроля, перфекционизма - своего и родителей.

Что делать:

1. Найти источник невротизации - небезопасности.

2. Снизить возможную требовательность и оценочность.

3. Больше телесного контакта, массажиков, телесных игр, особенно обнимашек и всего, что напоминает объятия - объятия - это проекция «матки», игры в прятки, в халабуды и проч. Играть в младенцев.

4. Рисовать мандалы, домики, строить что-то, что создавало бы ощущение границ. Играть под одеялом.

5. Давать пить из трубочки, из поилки.

6. Вместе готовить еду.

7. Иногда работает парадоксальный метод - сделать сосание пальцев не только разрешенным, а обязательным. Я выписывала рецепт с печатью - «в понедельник с 15-15:15 сосать с причмокиванием большой палец правой руки. Вторник - с 16-16:15 - сосать с причмокиванием указательный палец левой руки и так далее. Для родителей это серьезное испытание, для детей - парадоксальная психотерапия.

8. Играть с водой и в воде.

9. Рисовать пальчиковыми красками.

Странные вопросы для взрослого:

  • Что - кого хочешь вернуть - всосать, впитать?
  • О ком скучаешь?
  • Хочется свернуться в калачик?
  • Что для тебя нежность?

Обкусывание ногтей

Форма аутоагрессии и ретрофлексии - ребенок грызет ногти, вместо того, чтобы «укусить», показать зубы.

Ребенок с таким симптомом часто гиперответственен и чувствителен, боится сделать больно другим, сказать «не то», обидеть, застенчив, самокритичен. Он часто берет ответственность за чувства своих родителей. Боится их расстроить, боится совершить ошибку, не оправдать ожиданий. Может иногда говорить тихо и невнятно. Ему сложно сказать Нет. Подавляет естественные Агрессивные импульсы. Часто не может сказать, чего хочет и не хочет. Не позволяет себе ошибаться. Сложно расслабиться. Может искривляться спинка, как будто на плечах лежит груз. Испытывает часто страх и чувство вины. В обгрызании ногтей проявляются подавленные слова, самоедство, контроль. В ногтевом ложе есть точки - проекции разных этапов нашего развития. Иногда ребенок «стимулирует», ковыряя или кусая, «точку зачатия, рождения»… У этого же ребенка могут быть частые ларингиты, ангины, бронхиты.


Что делать:

1. Снизить давление. Снять с ребенка ответственность за свои чувства и вою нереализованность.

2. Учить и позволять говорить нет.

3. Стимулировать делать самому выбор и поощрять его выбор.

4. Рассказывать о своих ошибках со смехом.

5. Самим «попускаться» и позволять себе дурачиться и радоваться.

6. Играть в псевдо-агрессивные игры (где есть «разрушение»). Тянуть ртом платок, как собачки, рычать, лаять друг на друга, грызть сухари, яблоки, толкаться.

7. Петь, кричать, проявляться в любом творчестве, плеваться в цель из трубочки.

8. Лепить из глины, пластилина, играть с кинетическим песком, крупами, переливать жидкости.

9. Массаж тела и рук.

10. Играть в ролевые игры, ходить в театральные студии.

11. Позволять говорить «Мое!»

Все, что было написано при сосании пальцев.

Странный вопрос взрослым:

  • Ты самоед?
  • За что себя «ешь»?
  • Кого хотел бы укусить?
  • Когда позволял себе «показывать зубы»?

Обламывание ногтей

Форма аутоагрессии и ретрофлексии, подавление агрессивных и разрушительных импульсов, противостояние давлению. Реакция на телесные наказания, вина за причиненную физическую боль или физический ущерб, ощущение ущербности, невозможность физически защитить границы, свою территорию, страх телесных наказаний, потребность в нежности и физической близости, самонаказание за мастурбацию или «запретные» действия.

  • Перфекционизм.
  • Контроль.
  • Тревога.
  • Давление.
  • Потоемность в эмоциональной и телесной близости и ощущении принятия.


Что делать:

1. Учить и учиться говорить нет.

2. На телесном уровне отстаивать свои границы - защищать свою территорию.

3. Дать право на слово "Мое".

4. Позволять хвастаться.

5. Рвать бумагу, играть с песком, глиной, рисовать мелками, играть в джангу, плести из лозы.

6. Игры: бокс, боулинг, городки, дарц, подушечные бои, «в чапаева».

7. Играть на барабане.

Все, что было написано ранее.

Странные вопросы взрослым:

  • В чем ты себя ломаешь?
  • Тебя «ломает» от чего?
  • Кто тебя обламывает?

Конечно, у каждого человечка и человека свои симптомы и их причины, и выраженность этих симптомов и причин. Конечно, психологи все усложняют и без них вон сколько поколений выросло. И, конечно, вместо всего написанного, легче крикнуть, треснуть или намазать пальцы зеленкой. Добрых взрослений. опубликовано

Светлана Ройз

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.