Положительное и отрицательное влияние компьютера на ребенка. Влияние компьютера на ребенка

Современные дети с пелёнок знают, что такое компьютер, а к году уже орудуют мышкой и нажимают на кнопки клавиатуры. Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас действительно без компьютера – никуда. С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения.

Причины и виды зависимости

Компьютерная зависимость у детей – это, прежде всего, уход от реальности, поэтому главной причиной желания с головой уйти в виртуальный мир – недостаток чего-то в реальности. Детям может не хватать внимания и участия со стороны родителей, уверенности в себе, признания в компании сверстников. В итоге ребёнок пытается удовлетворить свои реальные потребности не в реальном, а в виртуальном мире.

Зависимость может быть двух видов:

  1. Игровая зависимость (кибераддикция) – зависимость от компьютерных игр. Некоторые игры персонализированы, то есть человек играет от лица конкретного героя, наращивая могущество, завоёвывая города, приобретая сверхспособности. В этом случае можно говорить о ролевой зависимости. В других играх как такового персонажа нет, но суть игры – в наборе очков, получении выигрыша. В этом случае зависимость неролевая.
  2. Сетевая зависимость (сетеголизм) . Это зависимость ребенка от Интернета, которая может проявляться в разных формах, но в глобальном смысле суть одна – человек не мыслит своей жизни без выхода в Сеть. Просиживание времени в соцсетях, чатах, за прослушиванием музыки – это варианты сетевой зависимости. Даже безобидный интернет-сёрфинг – это вид сетевой зависимости, ведь человек тратит уйму времени на просмотр и чтение совершенно не нужной информации, переходя со ссылки на ссылку.

Когда нужно бить тревогу: 10 признаков компьютерной зависимости

Компьютерной зависимости подвержены и дети, и взрослые, однако у детей зависимость формируется значительно быстрее. Чем раньше ребёнок познакомился с компьютером, тем более вероятно, что компьютер будет вытеснять реальную жизнь. Распознать зависимость у ребёнка можно по следующим признакам.

  1. Ребёнок не может использовать компьютер в рамках установленных границ. Даже если есть предварительная договорённость, он не может вовремя оторваться от компьютера, а попытки навести порядок и отстранить его от компьютера заканчиваются истерикой.
  2. Ребёнок не выполняет порученные ему домашние дела. Обычно у детей всегда есть обязанности по дому: помыть посуду, прибрать свои вещи, погулять с собакой. Зависимый ребёнок не может планировать своё время и пропускает домашнюю работу, засиживаясь за компьютером.
  3. Побыть за компьютером становится более предпочтительным занятием, нежели пообщаться с близкими или друзьями. Даже семейные праздники и походы в гости не становятся исключением.
  4. Даже естественные нужды не могут заставить ребёнка отвлечься от сети , поэтому он не расстаётся с телефоном/планшетом ни за едой, ни в ванне.
  5. Ребёнок постоянно находится в поиске устройств, с которых можно выйти в сеть или поиграть. Если забрать у него планшет или компьютер – он тут же возьмёт в руки телефон. ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Влияние планшета на ребенка: 10 причин сказать «НЕТ»! —
  6. Ребёнок общается преимущественно в сети, постоянно заводит там новые знакомства, которые так и остаются в виртуальном мире. Даже с реальными знакомыми (одноклассниками, друзьями) ребёнок предпочитает общаться в интернете.
  7. Ребёнок пренебрегает учёбой: не выполняет домашние задания, становится рассеянным, неряшливым, снижается успеваемость.
  8. Лишение компьютера вызывает «ломку»: ребёнок становится агрессивным, раздражительным.
  9. В отсутствие компьютера ребёнок не знает, чем себя занять , его ничем невозможно заинтересовать.
  10. Ребёнок не посвящает вас в то, чем он занимается в сети. Любые расспросы вызывают негативную реакцию.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Видео 2 — Интернет зависимость у подростков:

Вред от компьютера

Презентация: «Компьютер: польза или вред». Выполнила: ученица 6 «Б» класса, Мулашева Элина (кликабельно):

Постоянное нахождение и взрослых, и детей за компьютером стало уже привычной картиной, именно поэтому родители рискуют недооценить опасность зависимости от игр или интернета. В действительности же зависимость от компьютера несёт негативные последствия и для организма, и для психики. Причём когда речь идёт о детях, эти последствия более глубокие и трудноустранимые, ведь организм и психика подрастающего человечка ещё формируются.

Читаем также:

О вреде компьютера:

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Компьютерная техника стала обязательным участником в жизни современных детей.

Все больше времени дошкольники и ученики образовательных учреждений проводят за монитором.

Поэтому родителям важно знать, какое влияние оказывает компьютер на здоровье ребенка, чтобы своевременно принять необходимые меры защиты.

Вред компьютера для детей: миф или реальность?

Компьютер полезен и удобен для обучения и развития детей разных возрастов, но одновременно и опасен для их здоровья. И это отнюдь не миф.

Безопасность компьютера зависит от длительности и целей его использования.

Потенциальные факторы риска следующие:

  • проблемы со зрением;
  • нарушение осанки и другие заболевания позвоночника;
  • заболевания кистей рук, боли в мышцах и суставах;
  • отрицательное воздействие на психику ребенка;
  • хроническая усталость;
  • электромагнитное излучение.

Напряжение органов зрения

Когда глазные мышцы ребенка во время работы за компьютером находятся в длительном напряжении, это приводит к:

  • снижению зрения;
  • болям в голове;
  • чрезмерному утомлению;
  • бессоннице.

Ребенок может жаловаться на:

  • неприятные ощущения в глазах;
  • жжение, покраснения;
  • режущие боли;
  • ощущение песка в глазах.

Эти симптомы говорят о перенапряжении глаз от монитора.

Дело в том, что ребенок должен моргать в норме каждые пять секунд. Но когда он сидит за компьютером, моргание происходит в пять раз реже. Глаза не смачиваются жидкостью, становятся уязвимыми и раздраженными. Со временем это может стать причиной снижения зрения.

Влияние компьютера на ЦНС

С точки зрения влияния на ЦНС вред компьютера может быть еще более пагубным.

В детском возрасте происходит формирование и закрепление главных нервных реакций организма человека на разного рода раздражители.

Разнообразие информации, компьютерных игр, рекламы и прочего контента, которым переполнен интернет, может стать причиной нарушений развития психики ребенка.

После долговременного использования компьютера ребенок становится:

  • апатичным к другим занятиям и играм, не связанным с электроникой;
  • уставшим.

Если единственным любимым занятием малыша становится компьютер и виртуальный мир, то в реальной жизни он теряет способность налаживать общение со сверстниками.

Еще более опасна психологическая зависимость от компьютера. И если симптомы каких-либо других болезней становятся заметны почти сразу, то отрицательное действие компьютера на ЦНС зачастую проявляется в тот момент, когда нужна уже помощь профессионалов.

Негативные последствия для мышц рук

При работе за компьютером у ребенка напрягаются:

  • сухожилия;
  • мышцы рук;
  • мелкие суставы кистей.

Кисти находятся под острым углом к рабочему столу, а клавиши обычно обладают малым подвижным ходом, отчего создается дополнительная нагрузка на руки.

В итоге после долговременной игры, переписки или работы возникает:

  • покалывание;
  • боли в запястьях;
  • онемение;
  • в тяжелых случаях даже судороги;
  • пальцы начинают холодеть из-за нарушения кровообращения.

Все описанные выше симптомы говорят о развитии так называемого «туннельного синдрома кисти или запястья». Данное заболевание представляет собой травму руки, когда нервы ущемляются в запястном канале.

Причинами такого синдрома становятся:

  • неправильное положение рук;
  • некачественная клавиатура;
  • отсутствие ограничений во времени, проведенном за компьютером.

Перенапряжение шейного отдела позвоночника

Долговременное пребывание в одной и той же позе вызывает постоянную нагрузку на одни мышцы, и в то же время отсутствие работы других мышц.

Если постоянная работа рук вызывает боли в кистях и суставах, то отсутствие нагрузки на другие части тела более опасно для растущего организма.

Из-за бездействия мышц спины начинается их деградация, а поскольку обменные процессы в позвоночнике зависят от их работы, следовательно, развиваются и позвоночные заболевания. Разрушаются межпозвоночные диски, следствием чего становится остеохондроз.

Именно в сидячем положении нагрузка на межпозвоночные диски гораздо выше, чем в лежачем или стоячем.

Ряд перечисленных факторов приводит к:

  • грыже межпозвоночных дисков;
  • болям в голове и руках, переходящим к внутренним органам;
  • искривлению позвоночника, особенно если ребенок занимает неправильную позу за рабочим столом.

Другой вред компьютера для детей

Замедление развития интеллекта

Опасность с точки зрения имеет две составляющие.

В первую очередь – не вся информация, присутствующая в интернете, является правдивой.

А с учетом того, что материалы для многих сайтов, даже узкоспециализированных, пишут не профессионалы в этом деле, а обычные фрилансеры, можно поставить под сомнение качество приведенной информации.

Второй аспект – быстрота и доступность получения ответов на запросы в интернете. Этот фактор не дает ребенку развивать собственные способности, более глубоко изучать материал, искать способы решения задач самостоятельно. Знания, которые получает ученик из сети, оказываются поверхностными и в скором времени забываются.

Духовный вред

Компьютер опасен для детей и с точки зрения духовности.

Ведь легкий доступ к сайтам порнографической и пропагандистской тематики способствует деградации и разрушению детской психики и мировосприятия.

Безусловно, некоторые ресурсы имеют защитные коды, но это есть не везде.

Можно лишь догадываться, насколько серьезную опасность для адекватного духовного развития и становления личности несут в себе подобные сайты. Это же касается и ресурсов, несущих шокирующие новости о различных субкультурах, ритуалах, культах.

Электромагнитное излучение

Долговременное электромагнитное излучение, пусть и слабое, способно стать причиной столь серьезных болезней, как:

  • заболевание Паркинсона;
  • опухоли;
  • заболевание Альцгеймера;
  • эректильная дисфункция;
  • нарушение памяти;

Больше всего влиянию излучения подвержены дети. И это дополнительный повод задуматься об ограничении времени, проводимого ребятами за монитором компьютера.

Не только системный блок, но и монитор компьютера способен создавать опасные электромагнитные колебания. Производители современной техники это учитывают, поэтому оснащают переднюю часть мониторов защитными покрытиями. А вот заднюю и боковые части – нет.

Помимо перечисленных факторов, компьютер деионизирует воздух и выделяет в помещение вредные вещества. Эти процессы протекают во время нагревания материнской платы и корпуса.

В комнате, где постоянно работает компьютерная техника, воздух становится сухим, тяжелым для здорового дыхания, деионизированным. У ребенка, пребывающего в такой среде, может развиться аллергия или иные патологии органов дыхания.

Что делать

Чтобы ребенок получал от компьютера только пользу в развитии и обучении без ущерба для его здоровья и самочувствия, важно соблюдать несколько простых рекомендаций.

  1. Использование только современных компьютеров с мониторами высокого разрешения, которые обеспечивают снижение нагрузки на органы зрения, обладают удобной клавиатурой. Не стоит применять устаревшие электролучевые экраны – они опасны не только для глаз, но и для здоровья ребенка в целом.
  2. Правильное обустройство рабочего места ребенка. Большое значение имеет удобство кресла. Желательно, чтобы его высоту можно было регулировать.
  3. Настройка параметров яркости и цветовой палитры экрана, чтобы слишком яркие цвета и блики не утомляли глаза ребенка. Следует уделить внимание настройке красного и синего спектра.
  4. Монитор должен располагаться под прямым углом к источнику света, чтобы избежать возникновения бликов.
  5. Важно следить, чтобы ребенок занимал правильное положение за рабочим столом. Специалисты рекомендуют дистанцию от ребенка от экрана минимум 50 сантиметров. Шея и спина находятся в прямом положении, плечи максимально расслаблены, ноги устойчиво упираются ступнями в пол, не напрягаются. Следует уделить внимание и освещению, но только чтобы свет не создавал блики на экране.
  6. Грамотная организация графика работы (игры) и отдыха. Обязательное условие для детей школьного возраста – делать перерывы каждые полчаса на 15 минут. Во время перерывов – никакого телевизора, телефона и ПК. Лучшие идеи для отдыха – зарядка, упражнения для рук и позвоночника, помогающие снять напряжение в мышцах, помощь родителям по дому.
  7. Безопасное время использования ПК для дошкольников – не более 30 минут в день с перерывами. Рекомендуется установить на компьютере «родительский контроль», чтобы малыш случайно не зашел туда, куда не следует.
  8. Родителям нужно, по возможности, выделить два дня в неделю, когда ребенок вообще не будет пользоваться компьютерной техникой. Но это не должно навредить учебе. К примеру, на каникулах ребенок может и вовсе не подходить к ПК.
  9. Во время работы за компьютером дети тратят энергию. Поэтому важно ее правильно восполнять. В этом поможет сбалансированное питание, обогащенное минеральными веществами и витаминами.
  10. Приучение ребенка к зарядке для глаз. Она состоит из простых упражнений, но обладает высокой эффективностью в профилактике и борьбе с глазными заболеваниями. Можно делать примочки из чайной заварки или отвара ромашки, контрастные компрессы для глаз.
  11. Приобретение компьютерных защитных очков для детей, которым нужно много работать с ПК по учебе. Такие изделия представлены в широком выборе. Есть специальные очки для детей. Но лучше согласовать вопрос их ношения с детским офтальмологом.

Заключение

Не стоит чрезмерно опасаться негативного влияния ПК на ребенка. При грамотном подходе особого вреда электронная техника не принесет. Важно правильно объяснить ребенку, что для игры и работы за компьютером выделено определенное время и условия, и стараться не нарушать установленные ограничения.

Огромное значение в жизни современного человека занимает компьютер, без него в наше время никуда, он нужен для общения, работы, обучения. Многие дети, смотря на своих родителей, с самого раннего возраста живо интересуются компьютером, как новым очень увлекательным для них предметом. Исходя из того, дети имеют быстрые темпы развития и очень хорошую память, осваивают компьютер лучше некоторых взрослых людей.

Какое влияние оказывает компьютер на детей

Многие родители расходятся во мнениях относительно влияния компьютера на детей, одни считают, что он оказывает вредное воздействие на ребенка и стараются свести до минимума его общение с компьютером, другие, напротив, считают, что компьютер имеет огромное положительное влияние, помогает развитию и ребенок постоянно находится у них на виду.

Плюсы и минусы общения ребенка с компьютером.

Компьютер оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, действуя через различные обучающие программы и компьютерные игры. Детские фантазии на экране монитора оживают, с каждым разом становятся сложнее, что помогает развить такую функцию мышления как обобщение и классификация образов.
В компьютерных играх дети рано начинают понимать, что образы в них не реальные предметы, а только их образные значения, поэтому у детей с очень раннего возраста развивается знаковая функция сознания, правильное восприятие того, что помимо настоящей действительности существуют еще и другие ее уровни, такие как схемы, картинки и внутренний мир, который наиболее реален и идеален. Это дает возможность ребенку мыслить не опираясь на внешние предметы, что является очень важным в процессе обучения. Многие специалисты считают, что общение ребенка с компьютером помогает развитию памяти, концентрации внимания. Дети с легкостью могут запоминать только яркие, значимые для них образы, а компьютер способен их воспроизвести. Так же приобщение ребенка к компьютеру положительно сказывается на совместное развитие зрительной и моторной координации.
Родители знают, что посадить ребенка за занятия бывает очень проблематично, а на компьютере он занимается с удовольствием, потому что этот предмет сам по себе интересен для ребенка, таким образом у ребенка формируется мотивация к познанию, так как выполнение заданий на компьютере вызывают у него положительные эмоции.

Беспокойство родителей нельзя считать необоснованным, так как компьютер из хорошего «друга» ребенка может превратиться в его «врага». А замечательные игры, помогающие развитию и обучению, могут стать причиной разрушения нормальной психики ребенка.

Влияние компьютера на здоровье ребенка

При длительном нахождении за экраном компьютера портится зрение ребенка, глаза испытывают постоянное напряжение, что приводит к их утомляемости, а в конечном итоге к близорукости. Постоянное сидячее положение ребенка при нахождении за компьютером может стать причиной искривления позвоночника, может повлечь за собой нарушение кровообращения, поэтому очень важно, правильно объяснить ребенку, что долгое провождение времени за компьютером может навредить его здоровью.

Огромное влияние на психологическое состояние детей оказывают «неправильные» компьютерные игры. Во многих из них присутствует жестокость, безнаказанность и ребенок может уйти с головой в другую реальность, что в последствие может отрицательно сказаться на возможности взаимодействия в реальной жизни. Чаще всего причинами поиска другой реальности, которой успешно становится виртуальная, является то, что ребенка не устраивает его настоящая жизнь, это может быть вызвано недостатком родительского внимания, слишком большим количеством свободного времени ребенка, не налаженные отношения с другими детьми.

К сожалению, сейчас часто встречаются дети, перешедшие грани разумного в общения с компьютером, при всех моментах положительного влияния компьютера на наших детей, следует знать, что он не заменяет живого общения. Следует выбирать положительные компьютерные игры, без жестокости и насилия, ограничить доступ ребенка к ненужным сайтам в интернете. Для исключения компьютерной зависимости и увлечения виртуальным миром, стоит увлечь ребенка каким-нибудь интересным для него занятием. Прогулки на свежем воздухе и игры во дворе со сверстниками никто не отменял.

Детям 3-4 лет можно находиться за компьютером 20-30 минут в день, в 5-6 лет 30-40 минут, 7-8 лет 40-50 минут.

Главное осознавать, что все хорошо разумных количествах и тогда вы сможете определить правильное место компьютера в жизни малыша, получить от компьютера максимальную пользу для ребенка и снизить возможность негативных последствий.


Решил затронуть эту тему. Еще совсем недавно такая техника была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети.

Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания. Вот, например, мой трехлетний сын, играя всего лишь на детском компьютере, за пару недель выучил весь алфавит, в то время, как мои стандартные занятия с букварем не принесли должного результата.

Но влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным. Вот об этом мы поговорим более подробно.

Компьютер может оказывать такое негативное воздействие, как и телевидение. Длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику. Работа за компьютером приводит к ухудшению зрению и гиподинамии. Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате может вызвать серьезные последствия.

Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике. Рассмотрим самые распространенные негативные последствия такого влияния компьютера на ребенка.

Утомляемость

Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие.

Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.

Компьютерная зависимость

Детские психиатры уже давно бьет тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость, сравнить которую можно даже с наркотиками.

Негативное влияние компьютера на ребенка очень подробно описано в книге Т.Л.Шишовой «Ребенок и компьютер». Там же рассказывается об очень интересном эксперименте, в ходе которого в мозг крыс вживляли электрод, который отвечал за получение удовольствия. Частое нажимание кнопки, приводящее к подаче электрических разрядов в мозг, привело к быстрому истощению крыс, так как они забыли о том, что нужно еще есть и пить. В итоге крысы просто умирали.

А вот японские исследование показали, что влияние компьютера на ребенка такое огромное и сильное, что может привести к остановке развития головного мозга. Дети, играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои эмоции.

Нарушение детского кругозора

Наша жизнь постоянно подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть самым разным. Мы думаем и подбираем то, что посчитаем нужным.

В играх все наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла.

Такое влияние компьютера на ребенка приводит к серьезному нарушению психики. Ребенок, постоянно щелкая кнопки мыши, не может пережить те эмоции, которые можно испытать при игре с машинками, конструктором, кубиками и т.д. Очень сильно страдает мелкая моторика рук, ведь щелканье мыши и кнопок клавиатуры не может этому поспособствовать.

Воплощение игры в реальность

Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносит в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности. Влияние компьютера на ребенка негативно сказывается на сопоставлении реальных и виртуальных событий.

Детская агрессия и жестокость

Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т.д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу.

Вот к чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость, агрессию и применение оружия. А ведь дети способны это воспринять всерьез.

Неоднократно были случаи, когда дети стреляли в своих одноклассников и проходящих по улице людей. По статистке, больше всего стреляющих детей в США. Там же зафиксирован ужасный случай, когда 4-летний ребенок, достав из шкафа отцовский пистолет, выстрелил в свою няню, которую потом увезли на скорой. С трудом верится в то, что он смог сделать это осознанно. Скорее всего, такой сюжет он видел либо по телевизору, либо в компьютере.

Родительская невнимательность

В большинстве случаев родители, покупая ту или иную игру своему ребенку, не задумываются о ее содержании. В итоге они выбирают просто яркую обложку или руководствуются своими взрослыми желаниями, т.е тем, во что хотели бы поиграть сами. Хотя было бы полезным проверить то, во что потом будет играть ребенок. Детская психика очень восприимчива и не может критично оценивать увиденное.

Иными словами, то, что видит ребенок, будет преследовать всю его жизнь. Во избежание такого негативного влияния компьютера на ребенка сайт советует родителям обращать внимание на то, во что играет их чадо.

Детский эгоизм

Очень часто родители, дабы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадывается, что это приводит к развитию детского одиночества.

Кроме того, компьютерные игры могут развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя».

Неправильное восприятие мира

Негативное влияние компьютера на ребенка проявляется в неправильном восприятии картины мира. Длительное время нахождения за компьютером приводит к тому, что ребенок начинает смотреть на все реальное как на нечто агрессивное и жестокое, а некоторые дети вообще перестают эту реальность замечать.

В свое время было проведено исследование под названием «Рисунок всего мира». Были собраны две группы детей: одни не зависели от компьютера, а другие днями просиживали возле монитора. В итоге первая группа нарисовала яркий и красочный мир, с изображением деревьев, людей, солнца. А вот в рисунках второй группы четко прослеживались признаки повышенного беспокойства, жестокости и страха. Некоторые дети даже изображали оружие и мертвецов.

Нежелание общаться с реальными людьми

Последствия негативного влияния компьютера на ребенка проявляется и в общении с другими людьми. Если раньше ребенок, который имел определенные трудности в общении с другими людьми, мог как-то изменить себя и предпринять какие-либо шаги для сближения, то сегодня ситуация совсем другая.

Чтобы забыть обо всех своих проблемах, можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Дети понимают, что их не узнают и не осудят строгим взором за нехорошее поведение.

Трата времени

Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства. Интернет и компьютерные игры отнимают большую часть детского времени, того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и необходимое.

На заметку родителям

Чтобы ваши дети были физически и психически здоровыми, стоит взять под строгий контроль использование компьютера. Негативного влияния компьютера на ребенка можно избежать, если помнить следующее:

  • Ограничьте время нахождения ребенка за компьютером.
  • Следите за тем, во что играет ребенок, какие фильмы он смотрит и где лазит по интернету.
  • Установите на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка хорошему и нужному.
  • Проводите с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов.
  • Чаще играйте с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность.
  • Помогите ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать.
  • Не оставляйте ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких детей).
  • Объясняйте ему, во что можно играть и что можно смотреть.

Взрослые должны обращать внимание на психологические особен­ности ребенка. Социально дезадаптированные дети имеют повышен­ную вероятную склонность к приобретению интернет-зависимости. Причина в том, что Интернет позволяет оставаться анонимным, не бояться осуждения (если что-то сделал неправильно, всегда можно поменять имя и начать все заново), предоставляет гораздо более широ­кий выбор возможностей к общению, чем реальный мир. В Интернете ребенку гораздо легче выстроить свой виртуальный мир, пребывание в котором будет для него комфортным. Поэтому, если у ребенка что-то не получается в реальном мире, он будет стремиться к пре­быванию там, где ему комфортно. С другой стороны, Интернет может помочь застенчивому ребенку стать более общительным, найти ту среду общения, которая более полно соответствует его уровню развития, и в результате повысить его самооценку. Если ребенок замкнут, застенчив или склонен к унынию, взрослым необходимо внимательно следить за его отношением к Интернету, с тем чтобы предотвратить его превращение из средства раскрытия личности ребенка в плохо контролируемую страсть.

Необходимо следить за симптомами проявления интернет-зависи­мости. Иногда дети до такой степени предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей реальной жизни, про­водя в виртуальной реальности большую часть своего времени. Интернет-зависимый ребенок чаще всего тих и замкнут, он ждет не дождется, когда можно будет подключиться к Интернету, ему тяжело выйти из него, он впадает в депрессию или становится раздражитель­ным, если на несколько дней его отлучили от Интернета. Не подвер­женный влиянию Интернета ребенок легко может переключиться на другой канал общения, выйти из Интернета, когда в этом возникает необходимость, он всегда четко различает, где он сейчас общает­ся-в Сети или нет.

Важно выяснить, оказывает ли времяпровождение в Сети влияние на школьные успехи ребенка, его здоровье и отношения с семьей и дру­зьями; сколько времени ребенок проводит в Интернете.

Если у ребенка проявляются серьезные признаки интернет-зависи­мости, следует проконсультироваться с педагогом или психологом. Чрезмерное использование Интернета может быть симптомом других проблем, таких как депрессия, раздражение или низкая самооценка. Когда эти проблемы будут решены, зависимость от Интернета может пройти сама собой.

Для большинства детей Интернет является важной частью их обще­ственной жизни. Родители могут установить внутрисемейные правила использования Интернета, включив следующие ограничения: количест­во времени, которое ежедневно проводит в Интернете ребенок; запрет на Сеть до выполнения домашней работы; ограничение на посещение чатов или просмотр материалов «для взрослых».

Следует помогайте ребенку участвовать в общении вне Интернета. Если ребенок застенчив и испытывает неловкость при общении с ровес­никами, можно рассмотреть возможность специального тренинга; поощрять участие ребенка в тех видах деятельности, которые объединя­ют детей с одинаковыми интересами, например судомодельный или литературный кружок.

Важнейшая цель родителей - развитие у детей самоконтроля, дис­циплины и ответственности.

Обеспечение безопасности детей при пользовании Интернетом

Дети дошкольного возраста должны выходить в Интернет только под присмотром родителей (или других взрослых, например, старших братьев и сестер). Следует ограничивать время пребывания детей в Интернете, как и время работы за компьютером, в соответствии с рекомендациями врачей и психологов для соответствующего возрас­та. Взрослые могут посадить ребенка к себе на колени во время просмот­ра семейных фотографий, использования веб-камеры для общения с родственниками или посещения детских сайтов.

Можно добавить сайты, которые родители часто посещают с ребен­ком, в список «Избранное», чтобы создать для него личную интернет- среду.

Следует рассказать ребенку о конфиденциальности; научить его никог­да не выдавать в Интернете информацию о себе и своей семье. Если на каком-то сайте требуется, чтобы ребенок ввел имя, нужно помочь ему при­думать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации.

Важно приучить ребенка сообщать взрослым, если что-либо или кто- либо в Сети тревожит или угрожает ему; напомнать, что он в безопаснос­ти, если рассказал взрослым.

Важно помнить, что взрослые играют ключевую роль в формирова­нии у дошкольников культуры безопасной работы в Интернете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние компьютера на дошкольника.

Психические расстройства

Информационные технологии, как показывают исследования, оказывают колоссальное воздействие на психику человека, приводящее к физическим и психическим расстройствам, - это воздействие интерактивной деятельности на психику; негативное содержание, потенциальное исключение родителей, традиционных хранителей общества, из общения с развивающимся ребенком.

Информационные технологии позволяют ребенку формировать собственный контент, который поступает непосредственно ему, минуя родительский досмотр.

Степень, в которой дети в возрасте до 10 лет в состоянии понять реальность телевизионных программ или компьютерных игр, зависит от их жизненного опыта и знания медийных технологий.

Демонстрация насилия может вызвать у детей желание подражать тому, что они видят. Телевизионные новости, демонстрирующие терроризм, насилие, преступность и стихийные бедствия, могут травмировать детей, вызвать кошмары. Проведенное в США исследование показало, что 37 % родителей детей дошкольного возраста сообщили, что их ребенок был напуган или расстроен телевизионными новостями.

Телевизионные программы, сайты и пр., содержащие элементы насилия, отрицательно влияют на детскую психику, поэтому США классифицировали СМИ, несущие подобного рода информацию, как потенциально опасные для здоровья населения .

Маленькие дети, которые видят насилие на телеэкране и в компьютерных играх, находятся в состоянии общей тревоги, стресса, повышенной интенсивности дыхания и частоты сердечных сокращений; имеют высокий уровень адреналина, так как они не всегда понимают, что все, что они видят, не реально.

Хронический стресс приводит к ослаблению иммунной системы и целому ряду серьезных заболеваний и расстройств. Длительная визуальная фиксация на двумерном экране ограничивает глазное развитие, столь необходимое для последующего чтения и письма.

По данным доктора А. Сигмана, к возрасту 6 лет средний британский ребенок провел один полный год перед экраном (в основном, телевизора).

Это время могло бы быть потрачено на другие виды деятельности, более полезные и необходимые для его развития и благополучия.

Задержка умственного развития

Анализ воздействия технологий на развитие ребенка показывает, что, в то время как его вестибулярный, проприоцептивный, тактильный и опорный аппараты нуждаются в стимулировании, зрительные, слуховые и сенсорные системы находятся в состоянии «перегрузки».

Большая скорость, интенсивность, частота и длительности зрительной и слуховой стимуляции сенсорной системы ребенка нарушают его способность воображать, сосредоточивать внимание и концентрироваться на учебных задачах. Подобный сенсорный дисбаланс вызывает проблемы в общем неврологическом развитии, включая анатомию мозга, биохимические процессы, работу всех внутренних органов. Процессы овладения умениями, знаниями становятся неизменно замедленными .

Речевое развитие является одной из ключевых задач развития в раннем детстве. Недавние исследования американских ученых показали, что на языковом развитии детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет отрицательно сказывается работающий телевизор, а вокальные взаимодействия родитель -ребенок при этом значительно снизились. Исследование выявило взаимосвязь между отвлекающими эффектами фона работающего телевизора на попытки ребенка играть в игрушки и взаимодействовать с семьей. Была выявлена связь между просмотром телевидения и нерегулярным графиком сна у младенцев и детей в возрасте до 3 лет.

Медиатехнологии (ТВ, видео, игры, Интернет, музыка, мобильные телефоны и др.) привели к существенному изменению образа детства в нашем обществе. Хотя никто не может отрицать преимущества передовых технологий в современном мире, подключение к ним, возможно, «происходит за счет отключения следующего поколения от общечеловеческих ценностей».

«Родители четко осознают, что телевизор, который смотрят их дети оказывает прямое влияние на их поведение. Некоторые из средств массовой информации, используемых сегодня малышами, такие как компьютеры, Интернет или новое поколение видеоигр, являются совершенно новыми и явились предметами ограниченного количества исследований. Другие, такие как телевидение, традиционно не были ориентированы на таких молодых зрителей. То, что средства массовой информации в настоящее время широко используются маленькими детьми, ставит перед учеными и обществом ряд важных вопросов по поводу их воздействия на физическое, познавательное, социальное и эмоциональное развитие детей.

Дети в возрасте до 6 лет тратят в среднем 2 часа в день на экранные СМИ, в основном на телевидение и видео. Просмотр телевизора начинается в очень раннем возрасте. Высока доля маленьких детей, которые использовали новые цифровые технологии, в том числе 50 % от 4 до 6 лет играли в видеоигры; 70% детей использовали компьютеры .

В мире сложилось несколько практик противостояния разрушающему действию ИКТ, для реализации которых задействуются различные механизмы. Некоторые применимы в нашей стране, некоторые - нет.

К этому же механизму относятся индивидуальные протесты, письма и пр. Очень часто индивидуальное противостояние переходит во вторую практику -образование ассоциаций.

  1. Выработка рекомендаций и их продвижение в жизнь различными ассоциациями. Очень много сделали в этом направлении педиатрические ассоциации, общества психологов, объединения родителей Австралии, Канады, США и Франции. Ассоциации могут объединять родителей, профессионалов разных отраслей, главным образом - медицинских, представителей медиасферы.

По словам представителей Родительского телевизионного совета (РТС), один из часто задаваемых вопросов на веб-странице РТС является: «Могут ли мои письма и телефонные звонки в корпорацию изменить ситуацию?» Вот их ответ: «Да, РТС был свидетелем случаев, когда корпорации прекращали рекламу и производили изменения в первую очередь из-за телефонных звонков и писем наших членов. Продолжайте!

Корпорации должны вас слушать, так как зависят от рекламы, а вы - потребитель рекламы» .

Другой пример-деятельность американских педиатров. В 1990- 1999 гг. Американская академия педиатрии (ААР) опубликовала пять хорошо проработанных политических заявлений, относящихся к средствам массовой информации: «Медиаобразование» (1999); «Влияние рок-музыки и текстов песен» (1996); «Медиа-насилие» (1995); «Сексуальность, контрацепции и СМИ» (1995); «Дети, подростки и реклама» (1995); «Дети, подростки и телевидение» (1995). В этих исследованиях предложен четкий план действий, разъяснения, что должны делать родители и врачи, чтобы предотвратить негативное влияние на детей.

Представители медиасферы также объединены в различные организации. Например, канадская некоммерческая организация «.Детские рекламодатели обеспокоены » (Канада), созданная в 1990 году, объединяет владельцев брендов Coca-Cola, McDonald"s, Kellogg"s, Nestle и др. Уже более 15 лет организация представляет образовательные телепрограммы для детей на различные актуальные темы: употребление наркотиков, выработка чувства собственного достоинства, борьба с издевательствами до медиаграмотности. Организация создает передачу «ТУ и Я», предназначенную для использования в школах. Основная задача организации сформулирована так: «Мы должны воспитывать детей так, чтобы они имели навыки критического мышления и были в состоянии интерпретировать и понимать СМИ, воздействию которых они подвергаются прямо или косвенно... Мы также считаем, что наша обязанность-обеспечить детям грамотность и способность критически размышлять о том, что они видят и слышат» .

По инициативе одного из крупнейших кабельных каналов было проведено длительное Национальное исследование телевидения насилия. В этом труде был разработан термин телевизионного насилия, которое определяется «как любое открытое изображение реальной угрозы применения физической силы или фактического использования такой силы, предназначенные для физического вреда одушевленному существу или группе существ. Насилие также включает некоторые изображения физически вредных последствий «против» одушевленного существа или группы существ, которые возникают в результате невидимых насильственных действий. Таким образом, есть три основных типа насильственных изображений: реальные угрозы, поведенческие акты и вредные последствия этого». Предпринятое исследование легло в основу многочисленных политических решений как федеральной власти, так и властей штатов.

  1. Создание общественных фондов, финансирующих исследования, формирующих общественное мнение, выкупающих рекламное время.

В качестве примера можно привети австралийский исследовательский Альянс для детей и молодежи (ARACY), являющийся национальной некоммерческой организацией, основной своей целью заявляющей создание лучшего будущего для всех детей Австралии.

Национальная ассоциация спорта и физического воспитания (NASPE) входит в Американский альянс по вопросам здравоохранения, физической культуры, отдыха и танцев (AAHPERD). Эта некоммерческая организация объединяет более 25 ООО профессионалов, специализирующихся в сфере физической культуры. NASPE является единственной национальной ассоциацией, посвященной укреплению базовых знаний о спорте и физической культуры среди профессионалов и широкой общественности.

  1. Медиаобразование.

Новое направление, продвигаемое общественными медицинскими организациями и представителями медиасферы, предполагает проведение лекций, посвященных телевидению и рекламы (как работает телевидение, по каким законам строится кадр, как композиция кадра влияет на раскрытие сюжета и многое другое). Основная цель -помочь детям понять законы телевидения.

На сегодняшний день международным гражданским сообществом выработан целый ряд мер по ослаблению негативного воздействия ИКТ:

  • телевидение необходимо рассматривать однозначно как угрозу здоровью и благополучию детей младшего возраста;
  • специалисты по раннему детству и услугам, с ним связанным, должны быть осведомлены о негативном воздействии телевидения на детей;
  • дети в возрасте 2 лет должны рассматриваться в качестве отдельной группы с особыми потребностями и уязвимостью; для этой группы должны быть прописаны специальные положения, касающиеся СМИ.

Родители должны участвовать в выборе программ, которые смотрят дети. Хорошо, если родители сами участвуют в этих просмотрах, а также договорятся с детьми об ограничении ежедневных телевизионных просмотров. Родители должны привлекать детей к чтению 1-2 часами в день, физическим упражнениям и творческим играм".

Профессионалы-медики должны вести работу с взрослыми, отвечающими за детей, просвещая их в отношении негативного влияния ИКТ, выступать против размещения сексуальных изображений в СМИ, а также рекламы табака и алкоголя. Родителям необходимо предоставить четкую информацию о влиянии ИКТ: телевидения, компьютера, видео, мобильного телефона на развитие детей раннего возраста.

Безопасность детей в Интернете

Деятельность дошкольников в Интернете должна проходить при активном участии родителей.

У детей данного возраста обычно открытая натура и положительный взгляд на мир. Они гордятся приобретенными начальными умениями читать и считать и любят делиться идеями. Они хотят вести себя хорошо, доверяют взрослым и редко в них сомневаются.

Дети, как правило, легко осваивают Интернет, обучаются основным навыкам в работе с ним. И хотя дошкольники могут успешно играть в компьютерные игры, им требуется помощь от взрослых при поиске сайтов, интерпретации информации или отправке электронной почты.

Временные ограничения работы на компьютере

Технические характеристики компьютера

Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным. Размер экрана дисплея должен быть не менее 35-38 см по диагонали, чтобы ребенок мог четко видеть текст с расстояния 50-70 см. Дисплей должен быть подвижным, чтобы его можно было поворачивать и наклонять в разные стороны в зависимости от освещения.

Организация рабочего места.

Монитор должен стоять на расстоянии не менее 60 см от окна (окно должно располагаться слева от компьютера). При этом на экран не должны попадать блики от окна или других источников освещения. Для этого оконные проемы можно завешивать занавесями или жалюзи. Запрещается использование темных занавесей на окнах, так как они могут сильно затенять помещение.

Монитор должен располагаться на уровне глаз ребенка или чуть ниже. Наилучшим для работы с компьютером считается естественный дневной свет, так как только он содержит в себе весь цветовой спектр; чем больше лампа соответствует дневному свету, тем лучше. Ни в коем случае нельзя использовать неоновые лампы, так как они мигают, излучают рассеянный свет, имеют недостаток цветового спектра и не создают четких теней. При работе с такими лампами возникает сильное напряжение глаз, что может провоцировать снижение зрения; кроме того, эти лампы могут вызвать повышение возбудимости: дети начинают капризничать, плохо спят.

Мебель рабочего места должна быть удобной для ребенка. Стул должен быть со спинкой, а под ноги ребенка дошкольного и младшего школьного возраста всегда должны ставиться подставки.

Организация деятельности ребенка за компьютером

Выполнение игрового компьютерного задания должно занимать немного времени. Предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.

Если ребенок уже умеет читать и использует печатный компьютерный текст, то размер шрифта должен быть не менее 14, цвет шрифта всегда должен быть черным, а цвет экрана -белым. В цветовой гамме можно периодически использовать желто-зеленые тона.

Обязательно следует обращать внимание на признаки утомления ребенка во время занятий за компьютером, так как в этом случае нужно как можно быстрее прервать работу, чтобы избежать негативных последствий. Об утомлении ребенка свидетельствуют потирание глаз и лица, зевота, отвлекаемость от задания, хаотичные движения, приближение к монитору, нарушение правильной посадки за столом, капризность и пр.

После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз и мышц всего тела рекомендуется выполнять несложную гимнастику для глаз и определенные двигательные упражнения.

Следует попросить ребенка потянуться, сидя спрятать руки за спиной, посмотреть перед собой. Затем выполнить повороты головы вправо, влево. Далее движение плечами назад, расслабить руки и потрясти ими внизу. Это поможет снять напряжение с мышц шеи, верхнего плечевого пояса и рук.

Гимнастика для глаз

Упражнение 1

Не поворачивая головы, посмотреть медленно вправо, затем прямо, медленно повернуть глаза влево и снова прямо. Аналогично вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Упражнение 2

Стоя у окна, выставить вперед руку с поднятым указательным пальцем. Внимательно посмотреть на кончик пальца, затем посмотреть вдаль. Через 5 секунд снова вернуть зрение на кончик пальца. Повторить 5 раз.

Упражнение 3

Выполнять круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее, не поворачивая головы. Повторить 5 раз.

Упражнение 4

«Выписывать» глазами горизонтально лежащие восьмерки по часовой стрелке и против нее. По 5 раз в каждую сторону.

Упражнение 5

Стоя у окна, закрыть глаза, не напрягая мышц, затем широко открыть глаза и посмотреть вдаль, снова закрыть и т.д. Повторить 5 раз подряд.

Работа ребенка за компьютером должна проходить всегда только под строгим контролем со стороны взрослых.

Интернет-зависимость: есть ли она у ваших детей?

То, что дети проводят в Интернете слишком много времени, огорчает большинство родителей. Сначала взрослые приветствовали появление Сети, полагая, что она -безграничный источник новых знаний. Вскоре выяснилось, что подростки не столько пользуются Интернетом для выполнения домашних заданий или поиска полезной информации, сколько общаются в чатах и играют в онлайн-игры.

Поддержание в жизни детей разумного равновесия между развлечениями и другими занятиями всегда было испытанием для родителей; Интернет сделал это еще более трудной задачей. Общение в Интернете и интерактивные игры часто настолько затягивают детей, что они теряют ощущение времени. Несколько советов помогут родителям оградить детей от интернет-зависимости.

Взрослые должны обращать внимание на психологические особенности ребенка. Социально дезадаптированные дети имеют повышенную вероятную склонность к приобретению интернет-зависимости. Причина в том, что Интернет позволяет оставаться анонимным, не бояться осуждения (если что-то сделал неправильно, всегда можно поменять имя и начать все заново), предоставляет гораздо более широкий выбор возможностей к общению, чем реальный мир. В Интернете ребенку гораздо легче выстроить свой виртуальный мир, пребывание в котором будет для него комфортным. Поэтому, если у ребенка что-то не получается в реальном мире, он будет стремиться к пребыванию там, где ему комфортно. С другой стороны, Интернет может помочь застенчивому ребенку стать более общительным, найти ту среду общения, которая более полно соответствует его уровню развития, и в результате повысить его самооценку. Если ребенок замкнут, застенчив или склонен к унынию, взрослым необходимо внимательно следить за его отношением к Интернету, с тем чтобы предотвратить его превращение из средства раскрытия личности ребенка в плохо контролируемую страсть.

Необходимо следить за симптомами проявления интернет-зависимости. Иногда дети до такой степени предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей реальной жизни, проводя в виртуальной реальности большую часть своего времени. Интернет-зависимый ребенок чаще всего тих и замкнут, он ждет не дождется, когда можно будет подключиться к Интернету, ему тяжело выйти из него, он впадает в депрессию или становится раздражительным, если на несколько дней его отлучили от Интернета. Не подверженный влиянию Интернета ребенок легко может переключиться на другой канал общения, выйти из Интернета, когда в этом возникает необходимость, он всегда четко различает, где он сейчас общается-в Сети или нет.

Важно выяснить, оказывает ли времяпровождение в Сети влияние на школьные успехи ребенка, его здоровье и отношения с семьей и друзьями; сколько времени ребенок проводит в Интернете.

Если у ребенка проявляются серьезные признаки интернет-зависимости, следует проконсультироваться с педагогом или психологом. Чрезмерное использование Интернета может быть симптомом других проблем, таких как депрессия, раздражение или низкая самооценка. Когда эти проблемы будут решены, зависимость от Интернета может пройти сама собой.

Для большинства детей Интернет является важной частью их общественной жизни. Родители могут установить внутрисемейные правила использования Интернета, включив следующие ограничения: количество времени, которое ежедневно проводит в Интернете ребенок; запрет на Сеть до выполнения домашней работы; ограничение на посещение чатов или просмотр материалов «для взрослых».

Следует помогайте ребенку участвовать в общении вне Интернета. Если ребенок застенчив и испытывает неловкость при общении с ровесниками, можно рассмотреть возможность специального тренинга; поощрять участие ребенка в тех видах деятельности, которые объединяют детей с одинаковыми интересами, например судомодельный или литературный кружок.

Важнейшая цель родителей - развитие у детей самоконтроля, дисциплины и ответственности.

Обеспечение безопасности детей при пользовании Интернетом

Дети дошкольного возраста должны выходить в Интернет только под присмотром родителей (или других взрослых, например, старших братьев и сестер). Следует ограничивать время пребывания детей в Интернете, как и время работы за компьютером, в соответствии с рекомендациями врачей и психологов для соответствующего возраста. Взрослые могут посадить ребенка к себе на колени во время просмотра семейных фотографий, использования веб-камеры для общения с родственниками или посещения детских сайтов.

Можно добавить сайты, которые родители часто посещают с ребенком, в список «Избранное», чтобы создать для него личную интернет- среду.

Следует рассказать ребенку о конфиденциальности; научить его никогда не выдавать в Интернете информацию о себе и своей семье. Если на каком-то сайте требуется, чтобы ребенок ввел имя, нужно помочь ему придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации.

Важно приучить ребенка сообщать взрослым, если что-либо или кто- либо в Сети тревожит или угрожает ему; напомнать, что он в безопасности, если рассказал взрослым.

Важно помнить, что взрослые играют ключевую роль в формировании у дошкольников культуры безопасной работы в Интернете.

Материал взят из книги: Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании.

Anderson CA, Berkowitz, L, Donnerstein E, Huesmann LR, Johnson JD, Linz D, Malamuth NM, Wartella E. The Influence of Media Violence on Youth // Psychological Science in the Public Interest. 2003; 4:81-110; Christakis DA, Zimmerman F.J. Violent Television During Preschool Is Associated With Antisocial Behavior During School Age. Pediatrics. 2007; 120: 993-999.

Small G, Vorgan G. iBrain. Surviving the Technological Alteration of the Modern Mind. HarperCollins Publishing; New York, 2008.

Children, adolescents and television / American Academy of Pediatrics, Committee on Public Education // Pediatrics. 2001; 107 (2): 423-426.

Impact of Music Lyrics and Rock Music Videos on Children and Youth // http:// aappolicy.aappublications.org/cgi/content/abstract/pediatrics;98/6/1219.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.