Что должен делать ребенок в 11. Отдых и бодрствование. Эмоции и социальное развитие

Для большинства детей этот месяц ознаменован двумя событиями: первым шагом и первым словом. Параллельно усовершенствованием движений совершенствуется мышление. По интенсивности умственного развития период накануне года - самый насыщенный. Ни один академик, ни один нобелевский лауреат не смог бы за какие-нибудь четыре недели так повысить свой интеллектуальный потенциал, как это шутя и играя делает ваш младенец. Радуйтесь, любуйтесь, наблюдайте!

«Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить.

В один прекрасный день сын или дочь встречают входящего в комнату отца радостным возгласом: «Папа!» Отец, конечно, счастлив и горд; мама, хотя и рада, но несколько огорчена: почему не к ней первой обращено слово?

Так бывает часто, и вовсе не потому, что ребенок больше любит папу. Рискуя несколько ущемить отцовскую гордость, предположим, что малышу просто легче произнести звук «п», чем «м». Да и вообще, поначалу и «па-па», и «ма-ма» значили для него не больше чем «гага» или «ля-ля». И лишь благодаря тому, что ребенок то и дело слышал: «Пойди к папе», «Помаши папе ручкой», - звук связался с представлением, пришло понимание, что этого большого, приятного ему человека надо называть «папа».

Так что мама, разговаривая с ребенком, сама подготовила отцовское первенство. И прекрасно сделала! Теперь уже и ей самой недолго ждать желанного обращения. Причем «мама» становится для ребенка словом очень многозначным, вмещающим целый круг чувств, соображений и впечатлений. Это и «мама пришла», и «где мама?», и «мне плохо без мамы». Не удивляйтесь, если однажды, посмотрев на привычную чашку или на свою кофточку, он тоже скажет: «Мама». Поймите так: «Из этой чашки мама дает мне сок», «Эту кофточку мне надевает мама».

Разговаривая с ребенком, называя предметы и объясняя свои действия, предлагайте ему повторять за вами простые короткие слова. Если он просит что-нибудь, протягивая к желаемому предмету руку, не спешите выполнять его просьбу, а учите: «Скажи: «дай!»

Малыш по-прежнему любит свои первые игры: сороку-ворону, ладушки, прятки. Его уже можно заинтересовать и несложной сюжетной игрой: уложим спать собачку, покормим мишку, покачаем лялю... В манеже он часто стоит, держась за барьер одной рукой, а бывает и такое: нагнется, возьмет со дна манежа игрушку и, увлекшись, станет вертеть ее уже двумя руками. Сам не заметит, что оставил опору!

До сих пор, сидя на руках у мамы, он не желал ничего лучшего. Сейчас все чаще начинает нетерпеливо выгибаться, проситься на пол: очень хочется ходить! Сначала его приходится для большей устойчивости держать под мышки, потом за обе кисти. Ну, еще немножко, еще чуть-чуть... Присядьте перед ним на корточки, поманите к себе, и,он, слегка наклонясь вперед, широко расставив ноги (так легче сохранять равновесие), с выражением решимости, восторга и страха сделает несколько шагов и упадет в ваши объятия. Кто в эту минуту более счастлив - он или вы?

Едим котлету!

Менее значимым, но все-таки событием можно считать то, что на одиннадцатом месяце ребенок впервые вместо мясного пюре получит блюдо почти «взрослого» стола -мясную тефтельку или даже паровую котлету.

Фарш для того и другого должен быть очень мягким, пышным. Его надо пропустить через мясорубку дважды (второй раз - вместе с размоченным хлебом: на 50 г мяса 10 г хлеба), добавить столовую ложку холодной воды, чуть-чуть посолить, хорошенько перемешать. Тефтели опускают в кипящую воду или бульон и варят 15-20 минут; котлеты кладут в глубокую сковородку и, залив до половины водой или бульоном, готовят под крышкой.

Рыбное пюре тоже пора заменить более солидным блюдом - тефтелями. Очищенную от кожи и костей рыбу (50 г) пропустите вместе с хлебом (10 г) через мясорубку, добавьте в фарш четверть сырого желтка, чайную ложку растительного масла, взбейте. Сформировав небольшие шарики, залейте водой и варите 20-30 минут на очень маленьком огне.

К тефтелям или котлете можно, кроме пюре, дать на пробу и кусочек вареной моркови (если у ребенка нет диатеза), картофеля, цветной капусты.

Усложняется сама процедура еды: мясное пюре ведь не требовалось особо жевать, а сейчас придется активнее поработать зубками. Тефтели, овощи давайте малышу по маленькому кусочку, следите, чтобы он не глотал их целиком. Навыки тщательного, неспешного прожевывания очень важны - это первое условие хорошего пищеварения и усвоения пищи. Кто ест не спеша, получает больше удовольствия от еды, полнее воспринимает ее вкус.

К одиннадцатому месяцу большинство детей уже отказываются от пятого кормления - в 22 часа. Теперь последним кормлением становится четвертое, и оно должно быть поплотнее. Что дать ребенку на ужин?

Общее правило - в ежедневном детском рационе должно быть два овощных блюда и одно крупяное. Если ваш малыш отстает в весе (прибавка за десятый месяц должна составлять примерно 450 г, за одиннадцатый - 400 г), можно дать ему на ужин кашу, чередуя ее с овощным пюре. А для склонного к полноте «дежурным блюдом» будет овощное пюре, причем, картофеля в него надо класть поменьше, а кабачка, капусты, моркови - побольше. Кашу если и давать изредка, то только гречневую или геркулесовую, желательно с овощами и фруктами - тыквой, яблоками, грушами. Она будет менее калорийной, но зато более насыщенной витаминами и минеральными веществами.

Отличное блюдо для детского ужина - творожный пудинг с яблоками. Рецепт его приготовления: хорошенько разотрите 100 г творога, добавьте 50-70 г натертого на крупной терке яблока. Положите половину яйца (белок лучше взбить), столовую ложку молотых сухарей, чайную ложку сахара, перемешайте, выложите в смазанную растительным маслом форму и варите на водяной бане 30-40 минут.

Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

7-8 часов.

Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка - его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши - молочная лапша. Можно фруктовый сок.

12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).

Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон - только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).

Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы - 50 г, овощей - 150). Фруктовый сок.

16 часов.

Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.

19-20 часов.

Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.

Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас - «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.

И болеть - умеючи

Хотя малыш и стал крепче, он сейчас очень уязвим для вирусов - возбудителей ОРВИ. Эти заболевания, которые мы в быту называем простудными, всегда учащаются осенью, в сырую, холодную погоду. Чихающих и кашляющих людей кругом много, и, оказавшись рядом, заразиться легко. Старайтесь не ездить с ребенком в городском транспорте, не заходить в магазины. Если заболеет кто-нибудь в семье - пусть с малышом не контактирует. Но, конечно, когда ОРВИ что называется, на пороге, уберечься трудно.

Дети обычно заболевают остро, сразу, и все-таки материнское сердце чует, материнский глаз улавливает какие-то слабые предвестники: то ли малыш чуть беспокойнее спал, то ли не так охотно ел, то ли не так радостно играл. Проходит несколько часов, и вот он уже раскапризничался, отказался от очередной еды, у него поднялась температура. Теперь уже сомнений нет - заболел. А время - к вечеру, врач придет только завтра... Что делать сейчас?

Чтобы вы не повторили тех типичных ошибок, которые обычно допускают в этой ситуации многие матери, условимся сначала,

чего не делать:

    Не надо кутать ребенка. У детей очень легко наступает перегревание, и если при температуре, скажем, 38° вы укроете его ватным одеялом, температура может подняться до 39° и даже выше.

    Если температура не превышает 38-38,5°, не давайте жаропонижающие средства. Спешить с этим необходимо, только если у ребенка когда-нибудь были судороги и невропатолог предупреждал, что они могут повториться. Для остальных малышей такая температура безвредна, более того, это защитная реакция, способствующая лучшей выработке в организме интерферона, противостоящего вирусам.

    Не давайте ребенку антибиотики или бактрим, бисептол. Это антибактериальные препараты, на вирусы они не действуют и пользы сейчас не принесут, а вреда добавят, так как нередко вызывают аллергические реакции и почти всегда способствуют развитию или усилению дисбактериоза: уничтожая вредную флору, они заодно губят и полезную.

    Конечно, если у ребенка, паче чаяния, разовьется какое-нибудь осложнение бактериальной природы - отит, бронхит, пневмония, без антибиотиков и сульфаниламидов не обойтись. Но тогда, назначая их, врач подберет параллельно и средства, способные если не предотвратить, то хотя бы смягчить побочные действия.

А что же все-таки делать можно? Как помочь крохе? Если в домашней аптечке есть (а в сезон ОРВИ это желательно) такие гомеопатические лекарства, как немецкий грипп-хель или наш отечественный (кстати, более дешевый) антигриппин, начинайте давать! Преимущества таких средств в том, что они повышают защитные силы организма и практически никогда не вызывают аллергических реакций. Давайте грипп-хель по половине таблетки, растворенной в кипяченой воде, каждый час и по мере улучшения состояния увеличивайте промежуток до четырех часов. Курс лечения - неделя. Если заболевание началось очень остро, с резким подъемом температуры, в первый час давайте грипп-хель в той же дозе каждые 15 минут. По такой же схеме применяют и антигриппин, растворяя в воде по одной крупинке.

Но, допустим, гомеопатических средств в доме нет, а температура у ребенка подходит к 39°. Тогда допустимо дать жаропонижающее средство, лучше всего парацетамол или эффералган, в состав которого парацетамол тоже входит.

А если нет парацетамола или он мало подействовал? Прибегайте к простому и достаточно эффективному средству: раскройте ребенка совсем, расстегните или снимите пижамную кофточку, рубашку, оботрите ручки салфеткой, смоченной в прохладной воде (18-20°). Пощупайте ножки - и при высокой температуре они могут быть холодными. Если так - разотрите их докрасна, это тоже усилит теплоотдачу.

Дальнейшее лечение назначит врач. А на вашей ответственности, при всех условиях, останется то, что педиатры называют «мама-терапия», то есть уход!

Больше всего малышу досаждает насморк. Попробуйте очищать носик с помощью самого маленького баллончика для детской клизмы, но не бывшего в употреблении, а нового. Одну ноздрю надо прижать, в другую осторожно ввести кончик баллона и отсосать слизь. Можно подсушивать слизистую носа сосудосуживающими каплями - они бывают в разных вариантах, но вам нужны специальные детские. Если таких не найдете и под руками будут обыкновенный санорин или галазолин, обязательно разведите их кипяченой водой в соотношении 1: 3. Пользоваться каплями можно не более трех дней! Потом они начинают оказывать обратное действие. И не забывайте, что закапывать их имеет смысл только после отсасывания слизи.

Обе эти процедуры ребенку, конечно, не по нраву и он сопротивляется как может. Есть более простой способ: если положить малыша на живот, слизь начнет вытекать сама, и вам останется только вытирать ее мягким платочком.

Малыш не умеет сам и откашляться. Помогайте ему, постукивая подушечками пальцев по грудной клетке. Почаще поите теплым чаем, морсом, компотом: обильное теплое питье - тоже лекарство.

ОРВИ протекает по-разному - и сравнительно легко, заканчиваясь за 5-7 дней, и тяжелее, длительнее, с осложнениями. Как пойдет дело у вас? Кое-что предвидеть можно. Если, допустим, у кого-то из родителей или у старших детей ОРВИ часто осложнялось отитом, вероятнее ожидать того же. Первая помощь в этом случае - согревающий компресс, остальное назначит отоларинголог. Если кто-то из старшего поколения страдает аллергическими заболеваниями - выше вероятность развития у ребенка крупа.

К этому грозному осложнению более склонны дети с аллергической настроенностью организма, страдающие диатезом, полные, рыхлые. Если ваш малыш именно таков, с первого дня болезни профилактически давайте ему тавегил, диазолин или другой антигистаминныи препарат, в дозировке, назначавшейся ему при обострениях диатеза.

Особенно это необходимо мальчикам, у них круп развивается чаще, чем у девочек.

Опасность крупа - отека слизистой оболочки гортани-в его внезапном, резком начале и возможности быстрого перехода из относительно легкой первой стадии в тяжелую вторую и угрожающую жизни третью.

Обычно это случается вечером или ночью. Услышав необычно грубый, сиплый, лающий кашель, вы сразу поймете, в чем дело. Порядок ваших действий: мама берет ребенка на руки, старается его успокоить, папа срочно открывает в ванной горячий душ, все краны горячей воды. Постойте с ребенком там: вдыхание влажного теплого воздуха может помочь. Если через несколько минут ему не становится легче, дыхание остается шумным, хриплым, медлить и колебаться нельзя - вызывайте «скорую»!

Болезнь малыша - испытание для родителей. Очень трудно не волноваться, не нервничать. Но призовите все возможное спокойствие! Ведь ваша нервозность передается ребенку, идет ему во вред. Будьте терпеливы, ровны, ласковы - тогда терпеливее, спокойнее будет и он. Что поделаешь, болезни неизбежны, и болеть тоже надо умеючи..

Что умеет ребенок в 10 месяцев

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, например: ма-ма-ма. Но этому еще далеко до осмысленного «мама». Развитие речи только начинается.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ребенку предметы. Не смейтесь над теми звуками, что произносит ребенок.

Однажды вы можете заметить, что ваш малыш боится какого-то определенного предмета: например, папиной ондатровой шапки или маминой вязаной рукавички. Как с этим быть? Прятать пугающий ребенка предмет или заставить ребенка перебороть свой страх?

Перебороть страх ребенок еще не может, слишком слаб. Но и прятать пугающие предметы не нужно. Надо осторожно показать ребенку, что ничего страшного в этом предмете нет. Пусть мама возьмет «страшную» папину шапку, подержит ее в руке, покажет с одной стороны, с другой, даже наденет себе на голову. При этом нужно говорить с ребенком спокойным негромким голосом и не совершать резких движений. На следующий день попробуйте подвести ребенка к предмету, такому страшному для него. Если малыш упирается, не надо его тащить силой. Лучше продолжите сеанс завтра.

Ни в коем случае не ускоряйте процесс знакомства ребенка со «страшным» предметом, не проявляйте насилия. Оставайтесь терпеливы, иначе сделаете во много крат хуже и спустя полгода будете удивляться: откуда у вашего ребенка невроз?

Вы и сами при ребенке не должны показывать, что чего-то боитесь, например, грозы или темноты. Природа так устроила, что ребенок, не имеющий еще необходимого жизненного опыта, поглядывает на мать и по ее реакции понимает, каким образом реагировать на то или иное явление. Если бы, к примеру, мать при ребенке сделала вид, что чего-то сильно боится - какой-нибудь безделушки, да хотя бы цыпленка, - и ребенок будет бояться этого цыпленка.

Ни в коем случае не следует и пугать ребенка в «воспитательных» целях. Например, он расшалился и не хочет засыпать или оставил на дне бутылочки немного молока, а вы стараетесь воздействовать на малыша: «Вот не докушаешь, отдам тебя милиционеру!». Или - в детдом, или - Бабе Яге и т.д. Это вызывает в ребенке хрони-
ческую боязнь чужих людей - он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них милиционера или Бабу Ягу.

Не старайтесь прививать страх у ребенка и по отношению к действительно опасным предметам - ножницам, острому ножу, горящей спичке, газовой плите. Здесь нужен не страх, здесь уместна разумная осторожность -внушенная спокойным ровным голосом.

Никогда не кричите на ребенка!.. Конечно, увидев вашу столь бурную отрицательную реакцию, он поймет, что в чем-то провинился, но польза от этого понимания будет несравнимо мала перед тем вредом, который вы ребенку доставите, сделав его нервозным и пугливым.

На одиннадцатом месяце у вашего малыша уже должно быть шесть зубов: два снизу и четыре сверху. Хотя это не закон для всех. Если у ребенка еще нет шести зубов, вам надлежит проконсультироваться у детского врача - не страдает ли ваш малыш рахитом. Вы убедились, что рахита нет; значит, не нужно тревожиться. Ребенок нагонит своих сверстников.

С какого времени следует начинать чистить зубы? Чистить зубы еще рано, но неплохо было бы, если б вы продемонстрировали несколько раз ребенку этот процесс. Малыш, возможно, очень удивится - чем это вы заняты? И запомнит. Таким образом как бы подготовится внутренне к тому, что и ему придется чистить зубы.
Приблизительно после года можно будет чистить зубы вашему малышу, когда у него прорежутся все резцы -сверху и снизу - и пара коренных зубов.

И какой-то он колченогий, и походка у него - как у утки. Вас начинают одолевать сомнения: может, у ребенка рахит? а может, у него вывих тазобедренного сустава?.. Вы от этих сомнений даже ночью плохо спите... Не мучьтесь, обратитесь за консультацией к участковому педиатру. Впрочем, есть у ребенка вывих тазобедренного сустава или нет, вы можете «на глазок» проверить сами: обратите внимание на складочки на внутренней поверхности бедер. Если складки симметричны, скорее всего, у вашего малыша с суставами все нормально.

Не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на физическом развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети - делают первые шаги несколько позже.
Учитывайте это.

Когда вашему ребенку исполнится год, он должен уже сам проситься на горшок. Если еще не просится, вините в этом только себя и делайте выводы. Будьте более настойчивыми в выработке этого навыка.
Вы должны знать, что стул у ребенка отходит ежедневно и примерно в одно время. В это определенное время вы должны уже приготовить горшок.

К концу первого года жизни ребенок должен научиться и мочиться в горшок. Неужели вы не устали еще от этой ежедневной изнуряющей стирки?

Как научить ребенка мочиться в горшок? Попробуйте следующую методику... Когда ваш ребенок бодрствует, предлагайте ему каждый час горшок. Только не нужно, чтобы ребенок сидел на горшке слишком долго. Посадите малыша на горшок всякий раз до сна и после. Ребенок довольно быстро сообразит, что именно от него требуется. Конечно, он еще не раз намочит в штаны, но в общем ваши усилия не пропадут даром.

Каждый раз, когда садите ребенка на горшок, объясняйте ему терпеливо, чего именно вы добиваетесь. Это имеет немаловажное воспитательное значение. Ваш ребенок уже достаточно развит, чтобы понимать то, о чем вы ему говорите. Хотя сам произносит осмысленно всего несколько слов.

Вы приучаете ребенка мочиться в горшок. Надевайте малышу теперь штанишки без памперсов. Заострите на этом его внимание. Он и сам почувствует, что ему стало просторнее и свободнее двигаться. Объясните, что будет нехорошо и неприятно, если ребенок вдруг намочит в штаны.

Если вам недосуг приучать ребенка мочиться в горшок, а значительно проще использовать те же памперсы, то вы должны быть готовы к тому, что с памперсами вам придется возиться до трех, а то и четырех лет.

Как быть, если ребенок, несмотря на все воспитательные моменты, продолжает изредка мочиться в штанишки?.. В этом, конечно, не нужно усматривать катастрофу. Не ругайтесь на ребенка, не корите его, не машите на него руками и не мечитесь по комнате, как тигр по клетке. Даже не повышайте голоса!.. Не то вы можете испугать ребенка, он станет нервным и каждый раз, когда захочет помочиться, будет бояться самого этого акта... Терпеливо объясните ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Быть может, даже похвалите его. Скажите, что в прошлый раз он постарался и не наделал в штанишки, а сейчас оказался не на высоте. В случае неудачи можете просто строго промолчать. Но в случае успеха - очень порадуйтесь , порадуйтесь демонстративно, и постарайтесь, чтобы ребенок ясно осознал причину вашей радости.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

  • ребенок понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
  • произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
  • выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
  • ждет похвалы и одобрения своих действий;
  • утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
  • машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
  • без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
  • пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
  • залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
  • пытается самостоятельно ходить;
  • может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
  • умеет забираться на первые несколько ступенек детской шведской стенки.

Остался месяц до торжественного юбилея малыша – первой годовщины. За это время он очень изменился, многому научился. Кроха радует первыми шагами и словами. Рассмотрим главные показатели, которыми характеризуется развитие ребенка в 11 месяцев.

В одиннадцать месяцев у малыша сформирован крепкий мышечный корсет, что позволяет ему удерживать свое тело вертикально, стоять на ножках и делать первые шаги.

К этому возрасту большинство грудничков может похвастать . У кого-то их четыре-шесть, а кто-то не обзавелся ни одним. И тот, и другой вариант относится к норме. Беспокоиться можно, если к году у ребенка не появится ни одного зубика. В этом случае понадобится консультация педиатра.

За одиннадцатый месяц дети в среднем набирают 400 гр в весе и до 1,5 см в росте. Нормальный вес крохи может колебаться от 6,9 кг до 11,2 кг, а рост - от 69 до 79 см. Девочки в среднем немного мельче мальчиков.

Что умеет ребенок в 11 месяцев?

В 11 месяцев кроха уверенно стоит и ходит, держась за руку. Некоторые делают первые шаги без поддержки. Малышу удается самостоятельно присесть из положения стоя, долго сидеть и уверенно ползать на четвереньках. Он очень активен и подвижен.

К этому возрасту развитие мелкой моторики рук позволяет ребенку уверенно удерживать предметы в руке. Он пытается держать ложку и набирать ею еду, способен несколькими пальчиками поднять с пола мелкие предметы.

Карапуз уверенно манипулирует игрушками. Его начинают интересовать кубики, пирамидки, коробочки, мячи, куклы и машины.

Одиннадцатимесячному малышу нравится музыка, он с радостью пританцовывает в такт понравившейся мелодии. Кроха способен выполнить несложные просьбы. Например, показать предметы, помахать ручкой, похлопать в ладоши, дотронуться до носика и т. д.

В этом возрасте в речи ребенка появляются первые короткие слова. Он хорошо понимает значение слов, обращенных к нему, а также интонацию и настроение мамы при общении с ним.

Психическое развитие

Психическое развитие малыша в 11 месяцев характеризуется следующим:

  • Кроха уже знает несколько простых слов, которыми обозначает предмет или действие, и много повторяет за взрослыми.
  • Ребенок способен хитрить. Например, способен капризничать для того, чтобы мама быстрее подошла к нему. Он понимает, что при помощи плача и крика можно манипулировать взрослыми.
  • Малыш понимает обращенную к нему речь, способен уверенно показать согласие или выразить свой отказ.
  • Карапуз хорошо понимает похвалу. Ему нравится и он ищет одобрения родителей.
  • Малыш начинает понимать игру. Он получает удовольствие от простейших игр (например, пряток, ладушек), начинает участвовать в ролевых играх (качает куклу, катает коляску).
  • Кроха становится сообразительнее. Он способен открыть коробку, достать предмет, перевернуть его.

Как определить, что ребенок в 11 месяцев не отстает в развитии?

Показатели развития малыша для любого возраста, описываемые в литературе, усреднены. Ребенок же развивается по индивидуальному графику. И если кроха немного не вписывается в средние показатели, не стоит паниковать. Мама должна это понимать.

Развитие одиннадцатимесячного малыша соответствует норме, если он:

  • уверенно сидит, ползает и стоит;
  • способен повторять действия взрослых (есть ложкой, причесываться);
  • реагирует на простые просьбы мамы (показать предметы, части тела);
  • может сложить несколько кубиков или проявляет интерес к пирамидке.

Питание и уход

Чтобы ребенок 11-ти месяцев получил гармоничное развитие - важно правильное питание и уход.

Как и раньше, утро малыша начинается с умывания и расчесывания. Необходимость подмывания крохи после каждого туалета сохраняется. Проходит потребность в ежедневном купании. Но, чтобы создать определенный вечерний распорядок перед отходом ко сну, регулярность этой процедуры можно сохранить.

Закаливание, массаж и ежедневная гимнастика принесут пользу ребенку в 11 месяцев. Закаливающие процедуры включают проветривание в комнате, воздушные ванны, прогулки на свежем воздухе, .

Изменения касаются не только показателей развития ребенка 11 месяцев, но и его рациона. В этом возрасте малыш может усваивать многие продукты. Но знакомство с некоторой пищей лучше отложить на более поздний срок (цельное молоко, орехи, грибы, морепродукты, жирное мясо).

Еду для малыша измельчают. Предпочтительно отваривать, тушить или готовить пищу на пару. Жареные блюда не подходят для питания ребенка в 11 месяцев. Еду не солят, не добавляют специи и крахмал.
Малыш ест 5 раз в сутки. Грудничкам после каждой еды можно давать мамино молочко, если у крохи есть такая потребность.

Рацион состоит из каш, фруктовых соков, мясного и овощного пюре, яичного желтка, кисломолочных продуктов, творожка, супчиков на овощном бульоне, молочной смеси или грудного молока.

Режим дня

Режим дня малыша в 11 месяцев имеет следующие особенности.

В этом возрасте проявляются индивидуальные наклонности крохи. Кто-то любит поспать подольше ночью, поэтому дневной сон смещается на более позднее время. А кто-то просыпается рано, следовательно, раньше ложится отдыхать днем. Поэтому маме одиннадцатимесячного карапуза приходится подстраиваться под биоритмы ребенка, чтобы не навредить его эмоциональному и физическому состоянию. Это не означает отсутствие необходимости распорядка дня, но нужно учитывать предпочтения ребенка.

Ночной сон становится более спокойным и продолжительным. В этом возрасте грудничок может проспать непрерывно до 10 часов. Число ночных кормлений сокращается. У малыша сохраняется потребность в двухразовом дневном отдыхе.

Как помочь малышу развиваться?

Главным учителем крохи остается мама. Несмотря на то, что он подрос, научился ползать, а может быть и ходить, малыш очень нуждается в близости с мамой. Поэтому, как и раньше, ребенка по возможности нужно брать на руки.

Мама должна поддерживать развитие речи. Нужно стараться понимать малыша, даже если его речь совершенно неразборчива. Актуальными становятся игры, развивающие речь. Множество примеров представлено в специальной литературе или сети интернет.

Например, можно называть все действия во время любой игры, особенно подчеркивая существительные. В игровой форме кроха легко запоминает слова. Можно разыгрывать короткие жизненные сценки с участием ребенка.

Речь малыша в 11 месяцев развивается не только во время игры, но и в повседневной жизни. Рекомендуется много говорить с крохой, называя свои действия и предметы.

Большую помощь в развитии ребенка оказывают книги. Они должны быть красочно иллюстрированы.

Речевое, психологическое и умственное развитие ребенка связано с мелкой моторикой. Поэтому особое внимание следует уделять пальчиковой гимнастике. Малыша можно начинать обучать рисованию и лепке.

Некоторых родителей может беспокоить то, что ребенок в 11 месяцев прекрасно ползает и при этом совершенно не стремится ходить. Мамы пытаются «помочь» малышу пойти. Не стоить переживать и ориентироваться на соседского ребенка. В этой ситуации нужно продолжать заниматься гимнастикой и проводить массажи малышу.

Разница в развитии между мальчиками и девочками

Распространено мнение, что ближе к году мальчики сильно отличаются в психологическом и физическом развитии от девочек. Это не совсем так. Скорее, различия лишь намечаются, но проявляются редко. Мальчики в 11 месяцев в большинстве своем крупнее девочек. Но может быть и наоборот, что тоже является нормой.

Режим дня и питания ребенка в 11 месяцев практически ни чем не отличается от распорядка десятимесячного малыша за исключением того, что многие дети в этом возрасте переходят на одноразовый дневной сон. Если в предыдущие месяцы родители не придерживались специального режима, в начале двенадцатого месяца жизни необходимо постепенно приучать кроху к определенному распорядку. Некоторые дети поступают в дошкольные образовательные учреждения в 1,5 года (ясельные группы), и соблюдение режима поможет им не только легче адаптироваться к новым условиям, но и снизить нагрузку на нервную систему.

Что нового появляется в распорядке?

  1. Существенных изменений в распорядке ребенка в этом возрасте не происходит. До 10-11 месяцев многие малыши нуждаются в двухразовом дневном отдыхе продолжительностью 1-1,5 часа.
  2. Здоровых детей, развитие которых соответствует возрастным и физиологическим нормам, в 11 месяцев можно приучать к одноразовому дневному сну, длительность которого составляет около 3-4 часов. Организовать его лучше всего сразу после обеда, то есть примерно в 13.30-14.00.
  3. Послеобеденную прогулку в этом случае необходимо перенести на утренние часы (с 10.00 до 12.00) или на вечер (перед ужином).

Очень важно правильно определить готовность малыша к одноразовому дневному отдыху. Торопиться с отучением от прежнего режима не стоит в следующих случаях:

  • малыш просыпается раньше 17 часов (длительность дневного отдыха составляет менее 3 часов);
  • ребенок стал капризным и беспокойным;
  • появились проблемы с укладыванием на ночной сон;
  • ребенок стал просыпаться ночью.

Если по всем признакам малыш не готов к изменениям в режиме дневного сна, организовывать отдых в дневное время рекомендуется с 10.30 до 12.00 и с 16.30 до 18.00.

Примерный режим дня ребенка в 11 месяцев

Режим и рацион питания

Режим питания в 11 месяцев должен состоять из пяти основных кормлений, интервал между которыми составляет около 3,5-4 часов. Более частые кормления могут отрицательно повлиять на работу пищеварительной системы грудного ребенка, так как организм не успевает выработать достаточное количество ферментов для усвоения и расщепления новой порции продуктов, и будут препятствовать выработке здоровых пищевых привычек. Перекорм также может стать причиной ожирения, которое в этом возрасте опасно развитием патологий со стороны эндокринной и сердечно-сосудистой системы. Слишком частое и калорийное питание на первом году жизни также повышает риск развития детского сахарного диабета, поэтому распорядок кормлений – важный этап правильной организации питания детей в возрасте 11 месяцев.

Начиная с двенадцатого месяца жизни, необходимо вырабатывать у крохи правильные пищевые привычки (включаю саму организацию питания). Для этого нужно:

  • перед каждым кормлением мыть руки;
  • во время еды давать ребенку в руку ложку (одновременно мама должна показывать, как правильно пользоваться столовыми приборами);
  • напитки наливать в специальную чашку-непроливайку и приучать ребенка пить из чашки без использования поильников.

Если семья придерживается принципов диетического питания, можно позволить ребенку брать руками продукты с общего стола. Если малыш слишком увлечется и превратит кормление в игру, необходимо пересадить его в свой стульчик на 5-10 минут, после чего повторить попытку. Если ситуация повторится вновь, кормление нужно заканчивать – ребенок не голоден.

Грудное молоко: давать или нет

Ребенок в 11 месяцев по-прежнему нуждается в материнском молоке или . Большинству детей в день достаточно 220-250 мл грудного молока или молочной смеси, и эту потребность можно удовлетворить одноразовым кормлением сразу после пробуждения. Если ребенок продолжает просить грудь или бутылочку перед засыпанием, это также может считаться вариантом нормы: возможно, он не выпил достаточного количества молока в утреннее кормление, или не получил необходимого количества калорий за ужином.

Причиной такого поведения может быть и потребность в общении с мамой, поэтому важно как можно больше свободного времени проводить с малышом, обеспечивая тактильный и эмоциональный контакт.

Важно! Отучить ребенка от сосания груди перед сном можно, предложив ему в качестве замены молочный напиток, кефир ли жидкую молочную кашу.

Чем кормить ребенка в одиннадцать месяцев

Рацион ребенка в 11 месяцев уже максимально приближен к меню годовалых детей и состоит из большого количества продуктов, из которых можно составить недельный план здорового и сбалансированного питания.

Овощи и фрукты

Ребенок в 11 месяцев очень хорошо удерживает в ручке овощи и фрукты, нарезанные крупными кусками и очищенные от кожуры. Под присмотром взрослых ему можно давать груши, яблоки, морковь, бананы, персики, кусочки свеклы. Если у ребенка еще мало зубов, или он давится сырыми овощами, их можно отваривать в подсоленной воде и нарезать небольшими кубиками. Фрукты можно запекать в духовке, добавляя чуть-чуть меда (при отсутствии аллергии на продукты пчеловодства) и сахарной пудры.

Не рекомендуется давать детям, не достигшим годовалого возраста, киви, апельсины, ананасы, папайю, манго и другие тропические фрукты, так как они могут спровоцировать аллергию. Также не следует давать малышу темные и красные ягоды: малину, клубнику, черную смородину.

Мясо и рыба

В 11 месяцев ребенок может употреблять любую рыбу и мясо, но в меню следует ограничить количество жирных сортов и давать их не чаще 1 раза в неделю. Это относится к свинине, скумбрии, семге и другим разновидностям рыбы и мяса с повышенным содержанием жирных кислот. Они необходимы для здоровой работы мозга, но в повышенных количествах могут вызвать несварение желудка и кожную сыпь.

Давать ребенку мясо и рыбу можно в отварном виде (нарезав на маленькие кусочки), а также в виде паровых котлет и фрикаделек. От гомогенизированного пюре в баночках необходимо постепенно отказываться.

Яйца

Яйца – это незаменимый продукт для питания детей любого возраста, так как они содержат почти все необходимые ребенку витамины и минералы и обеспечивают надежную профилактику рахита. Давать яйца в 11 месяцев можно в виде парового омлета, в который можно добавить кусочки вареных овощей и немного мелко рубленной свежей зелени. Лучше использовать для детского питания перепелиные яйца – в них меньше холестерина и больше магния, калия, марганца и других минеральных солей.

Супы

Суп можно перетирать до состояния пюре или давать в жидком виде, добавляя в него крупы или хлеб. Отлично подходит для питания детей данной возрастной группы куриный суп, овощные супы с фрикадельками, некрепкие мясные бульоны (приготовленные из фермерского мяса). Не стоит давать ребенку в 11 месяцев супы с фасолью, горохом, борщ, свекольник, суп из квашеной капусты и грибов.

Крупы и макароны

При отсутствии у малыша признаков целиакии (непереносимости глютена) ему можно давать любые крупы. Если до этого мама использовала готовые продукты (сухие каши), в возрасте 11-12 месяцев от них следует постепенно отказываться. Каши можно готовить на молоке, добавлять в них кусочки фруктов или немного меда.

Макаронные изделия должны присутствовать в рационе 1-2 раза в неделю. Для питания одиннадцатимесячных детей подходят только макаронные изделия небольшого размера, приготовленные из твердых сортов пшеницы. Лучше приобретать продукты данной группы в специализированных детских магазинах или отделах детского питания.

Кисломолочные продукты

Ежедневно ребенок в 11 месяцев должен съедать 70-80 г творога. Творог полезен для здоровья костной и хрящевой ткани, а также необходим для правильного усвоения некоторых витаминов, в первую очередь, витамина D. В этом возрасте ребенку также можно давать ацидофиллин, бифидок, натуральный йогурт и детский кефир.

Напитки

Из напитков одиннадцатимесячному малышу можно предложить подслащенные компоты из свежих и сушеных фруктов, морсы из ягод, фруктовые и овощные соки. В вечернее время можно дать чай из цветков липы и ромашки – он обладает успокаивающим действием, особенно полезен для гиперактивных малышей и детей, склонных в нервной возбудимости.

Примерное меню на день

  • Первое кормление: адаптированный заменитель молока или молочная смесь.
  • Завтрак: молочная каша из гречневой крупы с медом и курагой, отвар шиповника, детское печенье.
  • Обед: суп-пюре из цветной капусты, фрикадельки из индейки, кусочек сыра (не более 10 г), небольшой кусок черного хлеба или сухарик. В качестве напитка можно предложить компот.
  • Полдник: творог с кусочками фруктов или фруктовым пюре, фруктовый сок.
  • Ужин: рыбная котлета с гарниром из картофельного пюре, ромашковый напиток.
  • Перед сном: кефир или ацидофиллин. Детям, нуждающимся в грудном кормлении, перед сном можно дать грудь.

Важно! Меню для детей, находящихся на грудном или искусственном вскармливании, в 11 месяцев ничем не отличается.

Ваш малыш не просто вырос. К своему первому дню рождения он начинает позиционировать себя как самостоятельная, хотя все еще очень зависящая от мамы личность. Он научился разделять свое тело и мамино, начинает понимать, что чувствует мама и что – он сам.

Не секрет, что многим мамочкам бывает трудно поверить в то, что вчерашний комочек уже обладает своими собственными желаниями, вкусами, эмоциями. Они еще так нежны, что их легко подавить, затоптать, запретить. Заставить сделать, «как нужно», «как надо», «как правильно», «как Я сказала»…

Ребенок в это время остро реагирует на запреты, иногда можно заметить даже регресс в его поведении: бросается на пол, отказывается ходить, передвигается ползком или просит соску. В общем, протестует. И что интересно, именно в этот период, отделяя себя от мамы, малыш чаще всего не отпускает ее ни на шаг!

Это не капризы. Маленький человечек действительно боится остаться без мамы: он понимает ее «отдельность» и боится потерять навсегда. К тому же он не понимает, что такое время: пять минут и бесконечность для годовалого крохи одно и то же.

Ребенку 10 месяцев

  • В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  • Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  • Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
  • Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
  • В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи.
  • Спокойно относится к высаживанию на горшок.
  • По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…

Ребенку 11 месяцев

  • К 11 месяцам ребенок может самостоятельно вставать с опорой, приподниматься, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
  • Дайте малышу коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте ее, показав шарик. Затем выньте шарик и дайте ребенку пустую коробочку. Кроха заметит отсутствие шарика и будет удивленно на вас смотреть.
  • Может целенаправленно звонить в колокольчик, использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки, приносить по просьбе легкие предметы, мыть ручки и лицо.
  • Дайте малышу кубики, покажите, как построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
  • Способен делать обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).
  • Проявляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.
  • Любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
  • Выполняет первые простые поручения, понимает слово «нельзя», очень хорошо ориентируется в помещении.
  • К концу года произносит «особые» слова, понятные только ему и матери: «бах» - падение, «фа» - шапка и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотношения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «ав-ав», «дай», «бай». Использует как минимум 3-5 лепетных слов, понятных в конкретной ситуации.

Ребенку 12 месяцев

На первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов – переходов. Это и отождествление себя как отдельного от матери существа, и узнавание себя, поиск собственного «я». Да что там говорить, каждое новое освоенное движение – уже своего рода скачок! Причем у некоторых детей даже эти «мини-кризисы» вызывают «сбой» в поведении. Так, например, только-только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит…

Психологи утверждают, что единственное время, когда истерики человеку разрешаются – это возраст около года. Во-первых, слов для того, чтобы объяснить, что он хочет, малыш еще не знает. Во-вторых, именно истерики – привычный для него способ поведения.

Ведь совсем недавно, стоило малышу заплакать, задрыгать ручками-ножками, и мама сразу приходила выяснять, что случилось. Успокаивала, утешала, выполняла желаемое. Сейчас ребенок стал постарше, но способ привлечения маминого внимания используется тот же самый.

Что делать с истерикой? Прежде всего, не ждите, что она сама пройдет. Ругаться, кричать, шлепать, пытаться вразумить – бесполезно. Все равно не услышит и не поймет. Просто возьмите на руки, прижмите к себе, покачайте, успокойте.

Если истерика случилась на улице, унесите домой. В данной ситуации важно помнить, что малыш сам успокоиться не сумеет. Его мышечный тонус еще слишком высок для этого, он будет лишь сильнее напрягаться и кричать.

Кризис первого года

Главная проблема любого кризиса, а первого года – особенно, в том, что родители не успевают перестроиться вслед за бурным развитием любимого чада. Еще вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и довольствовался погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к кнопкам магнитофона, лекарствам и молотку.

И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в лужу, зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки.

Первая реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные «капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления этапа взросления. За каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша.

Подавить их легко – мы, взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что через десяток лет получим рохлю и мямлю, который до конца дней своих (или наших) будет держаться за мамину юбку, не умея и не желая жить самостоятельно, проявлять характер и силу воли.

Приметами кризиса первого года являются:

Проблемы второго полугодия

  • постоянное вредное для себя поведение;
  • безостановочный онанизм;
  • неумение имитировать звуки и жесты;
  • общая апатия;
  • отсутствие любимых игрушек и занятий;
  • постоянное отсутствие признаков неудовлетворения при столкновении с незнакомыми людьми.

При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо обратится к специалисту!

Ближе к году новорожденные уже становятся полноценными личностями, со своими привычками и предпочтениями. Для 11-го месяца характерны изменения поведения, проявление самостоятельности и яркое проявление характера и собственного мнения.

К 11 месяцу вес малыша может варьироваться от 8 до 12 кг при росте 70-80 см, однако это общие показатели, и они могут незначительно колебаться, что не является причиной для волнений. Так как кроху уже сложно носить на руках, постарайтесь делать это как можно реже, исключительно в крайних случаях, например, когда ребенок упал, или его что-то беспокоит.

Количество зубов и питание

В 11 месяцев практически все малыши имеют 6 и больше зубов, что позволяет максимально разнообразить рацион их питания. Если раньше вы предлагали грудничку перетертое пюре и измельченные каши, то с 11 месяца следует окончательно отказаться от такого варианта питания. Развитие пищеварительной системы уже полностью завершено, к тому же наличие зубов и достаточно крепкие десны позволяют крохе без труда пережевывать небольшие кусочки. Замените пастообразные и кремовые блюда следующими видами пищи:

  • мясные и рыбные паровые котлетки или тефтели;
  • отварные овощи, порезанные кубиками или полосками;
  • обычные супы;
  • фрукты в целом виде – яблоки, персики, груши, сливы, бананы, абрикосы, виноград (без косточек) и пр.;
  • молочные продукты – творожки и йогурты с кусочками ягод;
  • не перетертые молочные каши из риса или гречки;
  • соки, компоты, кисель и прочие виды напитков из натуральных фруктов.

Если какой-то продукт не вызывает симпатии малыша, не стоит насильно заставлять его есть. Лучше всего откажитесь от использования такого компонента на время, а через неделю-две предложите ребенку это блюдо опять. Проявляя настойчивость, вы можете навсегда отбить охоту к определенным ингредиентам, лучше вводить продукты в рацион постепенно.

Сон малыша

Есть два мнения. Подстраиваться под режим сна ребенка в 11 месяцев или подстраивать этот режим под себя.

Если вы считаете, что не следует нарушать биологический ритм деток, как рекомендуют многие педиатры, поскольку, вмешиваясь в систему функционирования организма, вы создаете для него стрессовую ситуацию, что не очень хорошо сказывается на дальнейшем поведении и формировании нервной системы, тогда вставайте с малышом с утра вместе с ним, занимайтесь домашними делами, а спать ложитесь пораньше, чтобы у вас была возможность полноценно отдохнуть. И напротив, когда ребенок «сова», т. е. поздно встает и долго играется, не отказывайте себе в удовольствии утром понежиться в кровати подольше, это позволит вам без усилий играть с малышом до поздней ночи.

Есть другое мнение по этому вопросу, которое говорит о том, что режим сна и бодрствования — это просто привычка. Причем, как для взрослых, так и для детей. Если вы склоняетесь к этому мнению, то вам необходимо будет пытаться медленно сдвигать часы засыпания. Если вы хотите, чтобы он лег спать пораньше, то его стоит или чуть пораньше разбудить, в течение дня двигать дневные сны или делать так, чтобы ребенок больше устал в течение дня. Насколько это реально сделать в вашем случае, покажет только практика. Главное помнить о том, что это необходимо делать крайне аккуратно и во всем требуется мера, чтобы не мучить ребенка и себя, пытаясь четко выстроить ему график сна.

Развитие речевого аппарата

Развитие речевого аппарата к 11 месяцу уже практически завершено, малыш уже может произносить слоги, кто-то уже умеет говорить отдельные слова, но есть и исключения. Если раньше ребенок произносил звуки неосознанно, то теперь определенно четко может назвать отдельные предметы (звуками, слогами или даже словами) и приветствуют знакомых соответственными именами или звуками – мама (ма), папа (па), еда (ням).

В это время стоит активно знакомить ребенка с новыми словами и явлениями, используя для обучения не только картинки и книжки, но и интерактивные игрушки, которые воспроизводят звуки или слова, главное следить, чтобы слова были корректны в произношении.

Стоит разговаривать с ребенком нормальным человеческим языком, машина, а не бибика, яблоко, а не ням-ням. Ребенок должен слышать чистую правильную речь, новые слова в правильном и полном произношении. Стоит рассказывать ему о том, что вы делаете, что он видит. Учить его соотносить слова и изображения в детских книжках.

Двигательный аппарат

Двигательный аппарат к 11 месяцу уже вполне окреп, поэтому примерно в это время вы можете стать свидетелями первых самостоятельных шагов крохи. До этого малыш уже свободно передвигался вдоль опоры и прогуливался по территории манежа, сейчас же он может попробовать сделать шаги по квартире. Многие детки после первого раза падают и начинают плакать, временно прекращая предпринимать попытки вольной ходьбы. Это нормально, не заставляйте малыша повторять эксперимент, но способствуйте проявлению интереса к этому. Стоя в одной стороне комнаты, покажите ребенку новую игрушку и предложите пройтись за ней, если маленький хитрюга подползет к вам на четвереньках, отойдите в другую сторону, предварительно приподняв малыша на ножки, тем самым показывая ему, что именно вы от него хотите. Постепенно малыш проявит самостоятельность, и вы с сожалением вспомните то время, когда желали, чтоб он быстрее начал ходить.


Есть мнение, что в возрасте около года дети уже все прекрасно понимают и умеют делать собственные выводы, что позволяет им успешно манипулировать взрослыми. К примеру, заметив, что на плач родители приходят значительно быстрее, нежели при попытке обратить на себя внимание посредством агукания, кроха может плакать специально.

В некоторых книгах рекомендуют не бежать сломя голову к ребенку, а немного выждать момент, поскольку впоследствии это может привести к постоянным капризам малыша, который будет крайне нетерпелив. Это совсем не означает, что нужно игнорировать малыша, просто не реагировать на крик и плач молниеносно. Как относится к этому мнению, решать вам.

Для 11 месяцев характерно стремление малыша познавать мир самостоятельно, не ограничивайте его в этом. Разрешите передвигаться по всей квартире, предварительно обезопасив ее от электрических шнуров и острых углов. Конечно, вы не сможете и не должны полностью ограждать его от падений и ушибов, однако предупредить частоту травм вам вполне по силам.

Только пробовав предметы на вкус и на ощупь, ребенок может понять, что такое горячо, холодно, сладко, кисло и так далее. Например, поднесите кроху к горячей плите и объясните, что дотрагиваться до нее нельзя, поскольку получится ожог, так как это горячо.

Ребенок в этом возрасте может кидать все на пол со стола, так как его увлекает сам процесс, ведь это взрослый знает законы физики и знаком с законом притяжения, а для малыша это явление — новинка!

Чтобы ребенку проще было адаптироваться к окружающему миру и лучше развиваться, в 11 месяцев следует обеспечить его общением со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. Малышу это будет не только интересно, но и крайне полезно, так как будут закладываться первые навыки социального общения, что поможет крохе в будущем находить общий язык с незнакомыми людьми, что значительно упростит его вливание в новый коллектив в детском саду, в школе и в дальнейшем в жизни.

В 11 месяцев , для этого приучать его к такому предмету следует еще с полугода, хотя детей, которые с такого возраста приучаются к горшку, можно встретить очень редко. Чаще всего приучить ребенка к горшку к данному времени не удается, но ничего страшного, можно заняться данным вопросом сейчас.

Что умеет малыш в этом возрасте

Ребенок в этом возрасте может уметь:

  • ходить за ручку или с поддержкой, вставать, садиться;
  • есть с помощью ложки, обмазываясь при этом едой с головы до ног;
  • указывать на предметы, иметь предпочтения к отдельным игрушкам;
  • произносить первые слова, слоги, обозначать звуками предметы или действия;
  • пытается копировать действия детей или взрослых;
  • откликается на обращение к нему.

Помните, что все детки развиваются по собственному графику, и если ваш малыш к 11 месяцу еще не умеет ходить или не начал разговаривать, это вовсе не значит, что его развитие отстает, просто определенные навыки у него проявятся немного позже.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.