Психологические особенности общения с людьми пожилого возраста. Проблемы общения людей пожилого возраста

Есть среди нас люди, которые неподвластны времени. Их «вечная молодость» проявляется в неугасающем интересе к жизни, в отсутствии эгоизма, умении нести свет в душе и дарить радость окружающим. В общении с такими людьми мы можем только постоянно и ежечасно учиться их мудрости и духовности, которые не подвластны времени. И если удается понять секрет их энергетики и «молодости души», то нас тоже может ожидать мир в душе и благодарность близких.

Правда, существует и другой «мотор долголетия» - отрицательная энергия, которая подпитывает человека, обуреваемого злобой, чувством мести, зависти. И всем окружающим приходится не очень сладко. И в этом случае нужно не вовлекаться в скандалы, выяснения отношений, оправдания.

Первый и второй случаи - это в какой-то степени крайности. Чаще всего нам приходится иметь дело с пожилыми людьми - в чем-то хорошими, в чем-то плохими, с их причудами и болезнями, необратимыми возрастными изменениями. И это очень непросто. Часто общаясь с людьми много старшими по возрасту, мы испытываем раздражение. Нас раздражает их размеренный ритм жизни, медлительность, тугодумие, «старомодные привычки», взгляды на жизнь. И это раздражение в большей степени вызвано страхом и беспокойством за них, а еще в неготовности принять новую реальность, нежелание перестраивать свое сознание на новое общение и восприятие. Как в народе говорят: «Старый, что малый». И действительно, стиль общения с детьми и пожилыми людьми во многом похож. Взяв за основу этот тезис и немного поразмыслив, практически каждый способен выработать правильную тактику поведения по отношению к близким, которые находятся на пороге преклонного возраста. Давайте остановимся на некоторых ключевых моментах.

Проявление любви

Наверное, никто из читателей нашей рубрики не будет спорить с утверждением, что все мы нуждаемся в том, чтобы чувствовать себя любимыми. Но две особо уязвимые категории - дети и пожилые люди нуждаются в этом особенно. Многие сетуют в адрес престарелых родителей: «Продуктами обеспечиваю, деньги даю, по врачам вожу - чего еще не хватает?». Ответ до боли прост - проявление вашей любви. Сознание того, что человек любим, полезен и необходим другим людям, рождает новые силы и продлевает жизнь.

Важно понимать, что любовь нематериальна, как всякое чувство. Её следует материализовать в прикосновениях, поцелуях, поглаживаниях. А еще - в теплых словах и небольших, но ценных для каждого человека подарках. Это могут быть: свежие газеты и обсуждение политических событий; книги определенной тематики; любимое печенье к чаю; комнатные растения; садовый инвентарь …

Проявление уважения

Уважение, как и любовь, надо уметь проявлять. Если в детстве человек часто был унижен и слышал в свой адрес: «Помолчи... Не мешай... Не капризничай... Сколько можно ныть...», то пребывая во взрослом состоянии, он также будет относиться к своим престарелым родителям. И, скорее всего, это не сознательная «месть», а просто усвоенный в детстве стереотип. Поэтому следует учить своих детей заботиться о вас уже тогда, когда они еще малы, а вы молоды и полны энергии. Пусть ребенок учится ухаживать за вами, утешать вас, когда вы больны, устали или в подавленном настроении. Все эти навыки очень пригодятся, когда вы будете в солидном возрасте. Детей также следует приобщать к уходу и заботе о бабушке и дедушке. При этом следует вырабатывать в них понимание, что старенькие люди имеют некоторые особенности, с которыми следует считаться.

Проявление внимания

Пожилые люди жаждут внимания – не на бегу и желательно наедине. У пожилых людей часто возникает ощущение, что они исключены из семейной жизни. Им даже может казаться, что от них что-то скрывают. Поэтому очень важно, чтобы пожилые люди не чувствовали себя в информационном вакууме. Для этого надо как можно чаще разговаривать о своих даже мелких делах и незначительных происшествиях. Большое количество «маленьких новостей» создает у них ощущение активной жизни.

С другой стороны, следует учитывать желание пожилого человека быть выслушанным: пожаловаться, обсудить какую-нибудь проблему, вспомнить былое. Нередко они рассказывают одни и те же истории. Это может со временем надоесть. Все же следует помнить, что для прожившего жизнь человека это могут быть значимые (иногда самые дорогие в жизни) воспоминания. Попытайтесь услышать каждую историю как бы впервые, уточнить какие-то детали.
Если пожилой человек живет не с вами, звоните ему как можно чаще. Хорошо, если вы будете это делать с определенной периодичностью и в определенные часы - это создает ощущение стабильности. Это же касается визитов. Прекрасно, если существуют традиции: семейные праздники, общее время провождение и т. д.
Тема, затронутая сегодня на страницах рубрики «Долголет», очень актуальна и в наших руках возможность наладить и улучшить общение с нашими пожилыми родителями, знакомыми и просто окружающими нас людьми.

Главный специалист-эксперт (психолог) ГУ-ОПФ РФ по ЕАО Людмила АНТОНОВА

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента, так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.

Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала - максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления.

Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:

1. предварительной информации о медработнике

2. репутации медицинского учреждения

3. «дороги» в мед. учреждение

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность.

- акцептация (безусловное принятие больного)

Аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).

Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателей того, что понимающее общение состоялось.

Эмпатия (от английского empathy - чувствование) - это спо-собность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразуме-вает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмо-циональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (пере-живания по поводу чувств другого). Если возникает состояние идентификации с эмоци-ональным состоянием пациента, то медработник теряет способность профес-сионально работать и ему требуется психологическая помощь.


Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.

Модели взаимодействия медработника и пациента

Партнерство - сотрудничество в вопросах лечения, разделение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.

Контрактная - сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.

В общении медсестры и пациента, в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения :

1. ориентация - больной и медсестра знакомятся друг с другом.

2. развернутый этап - может иметь место сотрудничество друг с другом.

3. завершающий этап - этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.

Общие правила общения с пациентом.

1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение - похвала, подчеркивание значимости.

3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

4. Доброжелательность, приветливость.

5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.

6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».

8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

12. Использовать оптимальные невербальные методы общения - спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание, ласковое дотрагивание) и т.п.

Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре

Основными условиями эффективности профессионального об-щения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внима-ния, интереса, профессиональной компетентности.

Необходимо знать особенности психологическо-го отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Для детей дошкольного возраста характерно:

  • отсутствие осознания болезни в целом;
  • неумение формулировать жалобы;
  • сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы бо-лезни;
  • восприятие лечебных и диагностических процедур как устра-шающих мероприятий;
  • усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;
  • чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Деонтологическая тактика - эмоциональное теплое отноше-ние, от-влечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведе-ние процедур с уговорами., профессиональное обращение с род-ственниками больного ребенка.

Для подростков характерно:

  • преобладание психологической доминанты возраста - «при-тязание на взрослость»;
  • бравада как форма само-защиты при внутренней психологической ранимости;
  • пренебрежи-тельное отношение к болезни, факторам риска.

Деонтологическая тактика - общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

При работе с пациентами работоспособного возраста .

Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Деонтологическая тактика - ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнитель-ных пациентов.

Для пациентамов пожилого и старческого возраста характерно:

Психологическая доминанта возраста - «уходящая жизнь», «приближение смерти»;

Чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

Возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, суже-ние интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение воз-можности самообслуживания;

Интерпретация болезни только че-рез возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика - поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на выздоровление.

Особенности общения с пациентом в стационаре

Заболевание, госпита-лизация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расста-вание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от кото-рого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строго-го постельного режима зависимость может быть абсолютной.

Распорядок жизни пациента в стационаре определяют меди-цинские работники, сама жизнь пациента в стационаре ока-зывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы от-ношения, которые складываются у него со средними медицински-ми работниками, прежде всего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.

Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста, про-фессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними сле-дует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их челове-ческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное паци-ентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощно-стью и зависимостью.

Средний медработник должен знать , какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы.

Необходимо помнить, что при многих заболева-ниях у пациентов возникают те или иные особенности психиче-ской деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабоду-шие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раз-дражительность, язвительность, озлобленность.

При острых инфек-ционных заболеваниях , подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внут-реннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Оп-ределенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологиче-ским и другим болезням, различным формам эндогенной интокси-кации, отравлений.

Значительные особенности имеет работа медсестры в детских отделениях, т.к. пребывание в стационаре без матери является для детей суще-ственным психотравмирующим обстоятельством. Сложными могут быть отношения медицинских работников с родственниками больных детей. Кратковременное общение с родите-лями иногда может лишь взволновать больного ребенка, кото-рый частично адаптировался к больничным усло-виям.

В общении с родственниками пациентов необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходи-мое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установ-ленного в стационаре режима.

Подлинная культура общения необходима и в самом коллек-тиве медработников. Доброжелательность в отношениях с колле-гами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплини-рованность членов коллектива, соблюдение ими субординации.

Общение в сложных конфликтных ситуациях

Считается , что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Челове-ческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотно-шения людей, зависит от их психологической грамотности.

Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характеро-логические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчи-нить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

В итоге все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

Вероятность наступления конфликтов повышается при:

Несовместимости характеров и психологических типов;

Наличии темперамента холерика;

Отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

Нередко причиной конфликта является неправильное поведе-ние участников общения. В конфликтной ситуации нельзя:

Критически оценивать партнера;

Приписывать ему плохие намерения;

Демонстрировать знаки превосходства;

Обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;

Игнорировать его интересы;

Видеть все только со своей позиции;

Преувеличивать свои заслуги;

Раздражать, кричать, нападать;

Задевать «болевые» точки партнера;

Обрушивать на партнера множество претензий.

Конфликты между медработником и пациентом могут быть разделены на реалистические и нереалистические.

Реалистические (предметные) - вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.

Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.

Нереалистические (беспредметные) - имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью. Например - предвзятое отношение к медицинской службе или к отдельному медработнику.

Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки, стол-кновения и кризисы.

Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Пример - пациент после сде-ланного замечания вновь опоздал на процедуру.

Столкновение. Признаком конфликта этого уровня является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней; появле-ние сомнений в правильности своего представления об этих от-ношениях. Пример - ситуация, в которой приходиться неоднократно исправлять ошибки коллеги, а на замечания он не ре-агирует и воспринимает их как результат придирчивости.

Кризис — такой уровень конфликта, который угрожает даль-нейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опа-сения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмо-ционального срыва, если они будут продолжаться; опасение фи-зического насилия.

Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.

Барьеры общения это те многочисленные факторы, кото-рые случат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения могут быть: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые бартеры, предубеждения, пред-рассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.

Средства общения и использование их в психотерпевтических целях

Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.

Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий «заслуживающий доверия» очень важен для эффективного общения, на доверие к медработнику влияют - отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности.

Критерии «уместности сообщения» и «удачный выбор времени» можно объединить в один - «уместность», что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учет индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать, что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.

С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют активное, пассив-ное и эмпатическое слушание. Под активным они понимают слуша-ние, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств.

Медработник в основном кон-тактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общать-ся с помощью слов, т.е. вербально. Поэтому они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Кроме того, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обус-ловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической под-держке и заботливом к себе отношении.

Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушива-нии сетований пациента, открытые жесты, наклон корпуса в сторо-ну пациента, малую дистанцию и прямую ориентацию, а также ак-тивное использование прикосновений, выражающих поддержку (дер-жать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процес-са общения с пациентом и использование ободряющих междоме-тий.

Общеизвестно, что именно повседневное общение специалиста с пациентом при умелом использовании навыков общения вселяет надежду на выздоровление, повышает его настроение и уверенность в себе, мобилизует его адаптивные механизмы, оптимизируя его защитные силы. Особенно это касается пожилых пациентов.

Именно в общении с такими людьми успешность словесного воздействия и терапии зависит от доверия и уважения к врачу или среднему медицинскому работнику, от внимательного отношения к жалобам-просьбам и субъективному описанию заболевания, по поводу которого они обращаются.

С другой стороны, имея дело с пожилыми пациентами, зачастую приходится сталкиваться с людьми, у которых длительность течения их заболевания, да и сам возраст вызвали такие изменения со стороны психики и личностных качеств, которые нельзя не учитывать.

При длительном хроническом течении заболевания у пациента происходит фиксация внимания на своих болезненных симптомах. Сначала это фиксация на тех самоощущениях, которые сопровождают вегетативные сдвиги в организме (сердцебиение, одышка, боли в животе или груди т. д.). Это закономерный этап любого длительно текущего заболевания. В центре внимания должны быть особенности личности пациента, внутренняя картина болезни, особенности ипохондрической фиксации на своих болезненных переживаниях, особенности отношения его к методам лечения, к самому себе. А это возможно только при повседневном умелом общении с пациентами, анализе затруднений и барьеров, возникающих в процессе общения, умелом их преодолении.

Общими принципами оказания помощи немощным старым людям являются:

  • *своевременное протезирование, применение слуховых аппаратов, ортопедической обуви, использование различных подручных средств и приспособлений;
  • * кинезотерапия, т.е. упражнения, позволяющие восстановить способность к передвижению и навыки самообслуживания;
  • * физиотерапия и водные процедуры;
  • *фармакотерапия, способствующая физической и психической реабилитации;
  • * рациональное питание (диета соответственно заболеванию), психотерапия;
  • * эрготерапия, т.е. трудотерапия специально подобранными трудовыми занятиями.

Методы восстановления способности к передвижению у прикованных к постели старых людей бывают пассивными и активными. Обычно пассивный метод применяется сразу же после нарушения двигательных функций. Он включает массаж и пассивную гимнастику, выполняемую с помощью близких или медицинской сестры. Активное восстановление проводится усилиями самого больного. Этапы пассивного и активного восстановления могут иметь различную длительность в зависимости от причины заболевания, возраста и общего состояния старого человека. Немаловажную роль играет и психическое состояние больного, его желание как можно быстрее восстановить свою независимость.

Таким образом, знание особенностей психики пожилого и старческого возраста, понимание механизма психических изменений, вызываемых старостью, должны быть положены в основу подхода медперсонала к пациентам старших возрастных групп и учитываться при оказании гериатрической помощи. Порой не столько соматическая патология, сколько неблагоприятные социальные факторы (смена стереотипов в трудовой деятельности и в быту семейные конфликты и прочее) являются причиной того, что пожилой или старый человек чувствует себя больным. Поэтому особенно важно обращать внимание на психический статус пациентов старших возрастных групп. Любая стрессовая ситуация может вызвать у них ряд сдвигов, обусловливающих обострение латентно протекающих патологических процессов и развитие тяжелых состояний. Многие пожилые и старые люди нуждаются в первую очередь в устранении одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении образа жизни, нормализация отношений с близкими людьми - часто основные факторы, способствующие улучшению состояния здоровья. И роль медицинской сестры в этом далеко не последняя.

Передача информации вообще осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств. Общаясь с пожилым пациентом, медсестра должна организовывать передачу информации с учетом инволюционных изменений, происходящих в его организме. Например, в результате возрастных изменений органа зрения снижаются острота зрения, адаптация к свету и темноте, способность различать цвета, повышается чувствительность к яркому свету. Чтобы уменьшить влияние этих изменений, рекомендуется:

  • · увеличить освещенность при чтении, обучении, демонстрации и т.д., но при этом снизить воздействие яркого солнечного света, используя очки, шторы, жалюзи и др.;
  • · увеличить размеры учебных средств, букв в тексте и т.д.;
  • · использовать яркие контрастные цвета для маркировки границ помещений, ступенек, положений ручек приборов и устройств;
  • · избегать выражений типа: «Желтую таблетку примите утром, а белую -- вечером».

Изменения органов слуха ведут к старческой тугоухости -- пресбиакузису; снижаются:

  • · способность восприятия всех тонов, но больше всего -- высоких вследствие атрофии в первую очередь клеток в области базального завитка улитки, ответственных за восприятие высоких звуков;
  • · способность восприятия речи, причем она почти не улучшается при усилении громкости; особенно плохо разговорная речь воспринимается в шумной обстановке.

У пожилых людей ухудшается ототопика -- способность локализовать источник слышимых звуков в пространстве, определить их направление, что увеличивает риск травматизма, особенно дорожного.

  • · более внимательно следовать критериям эффективности вербального сообщения, поставив во главу угла возрастные особенности пациента, и на основе этого создавать «простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение»;
  • · подойти поближе к человеку, чтобы он видел, с кем общается;
  • · использовать как вербальный уровень передачи информации, так и невербальный (мимика, жесты, прикосновения и т.д.);
  • · говорить медленно, короткими предложениями, в низкой тональности;
  • · по возможности исключать посторонние шумы;
  • · смотреть в лицо (но не постоянно в глаза) человека;
  • · записывать необходимую информацию или использовать алфавит и, указывая на буквы, составлять слова;
  • · разговаривать с плохо слышащими через фонендоскоп и т.д.

Обоняние может оставаться хорошим до глубокой старости, но в основном с годами его острота постепенно падает, что приводит к неспособности обнаружить запах дыма, газа, испорченных продуктов. Человек не обращает внимания на свои запахи. У него снижается интерес к пище.

Вкус, по крайней мере, на 2/3 зависит от обоняния (попробуйте съесть конфету с закрытым носом, да еще закройте при этом глаза...). С возрастом происходит атрофия вкусовых сосочков, снижается их чувствительность. Особенно страдают сосочки, воспринимающие сладкое и соленое, что приводит, с одной стороны, к повышенному потреблению сладкого и соленого и сентенциям типа: «Вот в наше время были конфеты, а это что...». С другой стороны, снижение восприятия вкусовых ощущений может привести к снижению аппетита и потере веса, а также употреблению некачественной пищи.

Все описанные изменения могут способствовать обеднению эмоциональной жизни, так как мы не только видим, слышим, нюхаем, ощущаем вкус пищи, но и сопровождаем восприятие полученной информации положительными или отрицательными эмоциями. В некоторых случаях все это может осложняться старческой деменцией.

Что же можно сделать для снижения таких потерь? Как считают некоторые ученые, «...у нас имеются очки для улучшения зрения; слуховые аппараты, чтобы лучше слышать; а также нам необходимы пищевые ингредиенты, позволяющие ощущать вкус и запах как в 25-летнем возрасте» (Schiffman S., 1997). Действительно, добавление в пищу различных ароматных специй способствует возбуждению аппетита. Исследования показали, что хорошая гигиена полости рта также улучшает способность воспринимать вкус, например восприятие соленого улучшается на 68% (Langan, M., Yearick, E., 1976).

С возрастом происходят изменения в коже. В практике медсестры встречаются такие расстройства кожной чувствительности, как нарушения осязания, ощущения давления, температуры, боли и др. При этом повышается риск повреждений вследствие лишения механизмов защиты, обеспечиваемых кожными рецепторами (особенно в кончиках пальцев, в области ладоней и стоп). Замедление реакции на холодное и горячее приводит к ожогам при приеме ванны, при пользовании грелками, электроодеялами. У пожилых пациентов замедляется ответная реакция на боль, что может затруднять постановку диагноза.

Через кожу происходят очень важные для всех нас человеческие контакты. При болезни и душевных страданиях прикосновение может быть самой приемлемой формой общения, но при этом медсестра по другим невербальным каналам отмечает отношение пациента к контакту. Некоторые исследователи полагают, что пожилые люди могут воспринимать отсутствие касаний как знак персонального и социального неприятия.

В процессе общения реализуется восприятие и понимание партнера.

То, в какой мере медсестра воспринимает и понимает пациента, а через него -- и себя, во многом определяет процесс общения и уровень отношений между ними, а также способы осуществления их совместной деятельности.

Необходимо, чтобы медсестра имела полное и адекватное представление о каждом пациенте. Именно оно лежит в основе индивидуального подхода, позволяет лучше понять особенности личности больного и создать наиболее благоприятные условия для достижения им оптимального уровня жизнедеятельности.

Нам кажется, что более адекватному восприятию медсестрой пациентов пожилого и старческого возраста способствует использование в обучении имитационных упражнений, позволяющих почувствовать состояние пациента при возрастных изменениях основных каналов восприятия информации. Попробуйте поговорить и послушать окружающих с ватными шариками в ушах; наденьте на глаза повязку из не очень прозрачной пленки и попытайтесь прочесть какой-нибудь текст; попробуйте в резиновых перчатках вдеть нитку в иголку и пришить пуговицу, забинтовать руку и потом ею что-либо сделать и т.д.

Надо общаться с пожилым человеком как с умудренным опытом, постоянно подчеркивая, что старость дает определенные преимущества: свободу от профессиональных обязанностей и материальных целей, от телесных желаний и мнения окружающих; что в этом возрасте можно, наконец, заняться делами, которые раньше все время откладывались; что этот возраст дает шанс духовного рождения, постижения идеи всепрощения, обретения красоты и гармонии. Порой наши пациенты действительно демонстрируют такое присутствие духа, что становятся примером, как для медсестер, так и для других пациентов.

Поэтому одна из главных целей деятельности гериатрической медсестры -- это адаптация к объективно и субъективно меняющимся условиям жизни лиц пожилого и старческого возраста путем расширения возможностей для удовлетворения потребностей пациентов. Другая цель -- формирование у себя и у населения представления о старости не как о «втором, но более тяжелом детстве с кучей болячек», а как об итоге жизни гармоничной личности. А когда меняются представления, меняется действительность, в которой живет человек, меняется и он сам.

Рассмотрим об особенностях общения с окружающими в пожилом возрасте.

Все виды взаимоотношений между людьми можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют контакты личности и общества, вторую - семейно-родственные отношения и сердечные привязанности.

Сердцевиной всех человеческих контактов служит внимательность и отзывчивость по отношению к другому человеку, понимание его дум, чаяний и нужд. Все с этим согласятся, но не все до конца это понимают, и, прежде всего, - сами люди. Внимательность к другому требует от них особых усилий и сосредоточенности, но этому мешает затуманенность их поля внимания и постоянная озабоченность. И особенно внимательность пожилых людей к другому человеку важна в обычном разговоре, где обмен мнениями должен быть ясным и понятным с первых слов.

Часто речь пожилого человека невнятна и слова неразборчивы, поэтому старым людям обязательно надо прислушиваться, не часто ли их переспрашивают, не напрягает ли собеседник слух, чтобы лучше слышать. Если это имеет место, пожилому человеку необходимо выяснить причину, почему его плохо понимают, и устранить ее. Особенно важно следить за четкостью произношения слов и правильной артикуляцией. Для любой беседы важно, чтобы она протекала свободно в обоих направлениях. Ведь если один из собеседников неважно слышит или невнятно говорит, дельного разговора не получится.

Но, пожалуй, самая большая их беда в разговоре - это многословие. Поскольку с возрастом становится все труднее четко формулировать мысль, человек вынужден часто повторяться, упоминать разные мелочи, ходить вокруг да около, говорить долго и путано. Чтобы избежать этого, нужно не упускать из внимания главную мысль и ограничиваться теми словами, которые полнее и точнее передают ее смысл.

В своих разговорах пожилые люди часто не замечают, что повторяют уже сказанное или давно известное. Нет в разговорах ничего более скучного, чем выслушивать то, что сам хорошо знаешь. Другой путь наскучить своему собеседнику – говорить много, однако пожилые люди часто говорят без умолку, не замечая, что заинтересованный вначале слушатель начинает ерзать и больше не хочет слушать.

Иногда говорливость пожилых людей мотивирована их одиночеством и они рады любому слушателю. В других случаях она вызвана неуверенностью человека в себе и опасением оказаться неправым, поэтому он желает утвердить свое мнение и всеми силами отстоять свою правоту. А чаще всего это объясняется тем, что пожилому человеку трудно уследить, когда его увлеченность своими рассуждениями начнет отпугивать слушателей, а его самого начнет уводить в сторону от темы.

Чтобы сделать разговор интересным и содержательным, пожилому человеку следует придерживаться той темы, которая интересна собеседнику. Для этого, конечно, надо хоть немного знать как своего собеседника, так и его интересы. Поэтому, собираясь в гости или на встречу, необходимо освежить в памяти основную тему предполагаемого разговора. Но главное - надо иметь что сказать. У пожилых людей с годами запас интересных идей истощается. Старики замкнуто и их жизнь бедна событиями. Мышление их не стимулируется потребностями активного труда или свежими взглядами. Особенно если жизнь ограничена стенами дома и узким кругом друзей. Хорошими собеседниками бывают только те пожилые люди, которые активны, кто живет в ногу со временем, много читает и размышляет над прочитанным.

Кроме того, с возрастом у многих людей появляется эгоцентризм (самоконцентрация). Например, пожилые люди, чья жизнь ограничена стенами дома, могут надоедать разговорами вокруг своих домашних забот или своих болезней и в разговоре постоянно соскальзывают на свои любимые темы. А это всегда надоедливо для слушателя.

Важным компонентом содержательного разговора является умение пожилого человека слушать, т. е. долго и внимательно следить за тем, что говорит собеседник. В жизни же, как правило, происходит обратное: человек вполуха прислушивается к тому, что кто-то говорит, а сам бессознательно пытается вставить в разговор свои мысли или суждения.

Ничто так не украшает и не обогащает разговор, как вовремя заданный вопрос, свидетельствующий об интересе к речи собеседника. Если пожилой человек обнаруживает, что беседы стали для него неинтересными, ему следует просто больше слушать другого или деликатно отойти в сторону. И всегда надо помнить - добрая беседа заключается в разговоре с людьми, а не в обращении к ним.

Наконец, еще один чрезвычайно важный элемент разговора, который обеспечивает живость беседы, - это умение расходиться во мнениях и при этом не раздражаться. Однако пожилым людям с годами становится все труднее следовать этому принципу, они начинают нервничать и выходить из себя, что очень вредно для .

Старый человек должен критически относиться к себе во всех отношениях. Но очень важно видеть свои стороны и не боятся их проявления.

В пожилом возрасте выглядеть блестяще в разговорах одинаково важно и трудно, по этой причине особенно полезно понимать, какие особенности накладывает возраст на речь человека и его умение общаться с другими. Заметить на себе это непросто, но если учитывать, что происходит с мозгом стареющего человека и как это влияет на общение с другими, то известная осмотрительность и самоконтроль позволяет в самом начале уловить неблагоприятные тенденции и избежать их.


Найти ещё что-нибудь интересное:

    Необходимо внимательно и терпеливо выслушать все то, что говорит пожилой человек. При ошибочных суждениях не следует проявлять явного несогласия или тот час опровергать их.

    Важно дать почувствовать человеку, что собеседник принимает его таким, какой он есть, а не таким каким бы хотел его видеть в данный момент. Такая позиция позволяет пожилому человеку чувствовать себя свободнее, у него появляется доверие, он непринужденно высказывает все свои опасения, сомнения, чувства и мысли, не боясь критики и осуждения.

    Любая, даже малозначительная оплошность, бестактность, неуважение, черствость - воспринимаются в пожилом возрасте как тяжелая психическая травма.

    Основу оптимального контакта с пожилым человеком составляет доверительность.

    Следует подчеркнуть необходимость щадящего, тактичного, гуманного отношения к пожилому человеку. Необходимо помнить о материальных трудностях, повседневных трудностях, возникающих у пожилого на каждом шагу.

    Поведение пожилых, их высказывания, в свою очередь могут оказаться неосторожными, резкими, обидными, а задача социального окружения в том именно и состоит, чтобы не дать разогреться конфликту, чтобы психологическая травма не оказалась причиной декомпенсации.

    Гуманное отношение к пожилому человеку состоит в том, чтобы в духе оптимизма и доброжелательности убедить, что вместо потенции и физической силы к людям приходит мудрость и опыт, глубокое понимание неувядающих человеческих ценностей.

    Существенными задачами психопрофилактики в гериатрии является всяческое оберегание психики пожилого человека, щадящее отношение к личности, терпимость, предупредительность, забота и большой такт.

Вопросы для самоподготовки:

1 .Что изучает геронтология?

2. С чем связано возрастание интереса к геронтологии в последнее десятилетие?

3. Перечислите аспекты старения, которые изучает геронтология?

4. Что является предметом изучения гериатрии?

5. Назовите общие положения гериатрии.

6. Определение понятий "старость" и "старение".

7. Какие теории старения сегодня являются наиболее значимыми?

8. Дайте определение понятий физиологическое и преждевременное старение?

9. Каковы факторы риска преждевременного старения?

10. Почему деонтологический аспект имеет очень важное значение в гериатрии?

Тестовые задания:

Входной контроль.

1. Геронтология - это:

А) раздел социологии и психологии, изучающий изменение психики при старении человека;

Б) раздел биологии и медицины, изучающий процесс старения человека.

2. Гериатрия – это область клинической медицины:

А) изучающая болезни людей старших возрастных групп;

Б) определяющая условия проживания пожилых и старых людей;

В) разрабатывающая методы лечения и профилактики заболеваний пожилых и старых людей.

Г) верно а и в

3. Старость – это:

А) патологический процесс;

Б) биологический процесс развития человека.

4. Пожилым считается возраст

Б)60-74 года

Г)90 и более лет

5. В нашей стране доля лиц пожилого и старческого возраста постоянно:

А) снижается

Б) растет

В) на одном и том же уровне

Выходной контроль.

1. Для пожилых и старых людей характерна:

А) множественность патологических процессов;

Б) единичность патологических процессов.

2. Определите возраст долгожителей

А) 45-59 лет

Б) 60-74 года

В) 75-89 лет

Г) 90 и более лет

3. Демографическая ситуация в России характеризуется

А) увеличением продолжительности жизни

Б) увеличением удельного веса детей

В) увеличением удельного веса лиц пожилого возраста

Г) изменением социальной структуры общества

Д) снижением продолжительности жизни

4. Профилактическое направление в геронтологии преследует следующие цели:

А) борьба с преждевременным старением

Б) выявление факторов риска, приводящих к старению

В) своевременное лечение заболеваний и старческих недугов

Г) все верно

5. Какие аспекты старения изучает геронтология?

А) биологические

Б) медицинские

В) социальные

Г) психологические

Д) гигиенические

Е) все верно

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ:

Студентам в течение 15 минут необходимо описать принципы общения врача с пациентом, сформулировать практические вопросы и ответы с точки зрения пациента и его семьи. Сформулировать рекомендации пациенту по здоровому образу жизни.

Клинический пример №1

На прием обратилась пациентка 83 лет, которая считает, что у нее сердечное заболевание, потому что она очень ослабла. У нее нет сил помыться в душе, и она очень стесняется, что от нее пахнет потом и у нее несвежее белье. Ее сопровождает сын, проявляющий заботливость, любовь и готовность помочь.

Клинический пример №2

Па прием обратился пациент 94 лет, проживающий один в благоустроенной квартире. Врачу он больше жалуется на то, что дети очень редко его навещают (через день), а сам он не может приготовить себе еду.

Клиническая ситуация №3

На прием обратилась пациентка 75 лет, у которой 2 недели назад диагностирован рак молочной железы. Она очень боится, что умрет. Ее сопровождает дочь, которая проявляет чуткость и заботу, и боится за жизнь матери.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.