Методики исследования процессов памяти у дошкольников и младших школьников. Эффективные методики развития памяти

В 21 веке на память жалуются совсем молодые люди. Это неудивительно, ведь мозгу каждый день приходится обрабатывать огромные потоки информации. В итоге, список покупок, номер телефона детской поликлиники, день рождения подруги буквально «вылетают из головы». Хуже всего, что производители высокотехнологичных гаджетов поощряют такой порядок вещей. Людям много чего можно не запоминать: номера телефонов и дни рождения записаны в смартфонах, для списков покупок и повседневных дел есть специальные приложения, а вспомнить, кем был, к примеру, Цицерон, в считанные минуты поможет интернет.

Ученые постоянно доказывают, что возможности человеческого мозга практически безграничны. И это касается не только всемирно известных гениев, но и обычных людей. Объем памяти у каждого человека индивидуален, но ежедневно используется не весь его потенциал. Развитие памяти важно не только для школьников и студентов, которым предстоит сдавать экзамены. Совершенствование процессов запоминания является своеобразной тренировкой для мозга, которая с большой долей вероятности поможет сохранить ясный ум даже в глубокой старости.

О видах памяти и методах ее развития пойдет речь в данной статье.

Процессы памяти

Памятью в психологии называют форму психического отражения, заключающуюся в запоминании, сохранении и воспроизведении приобретенного опыта в будущем. Она является одной из особенностей психики человека, чертой его индивидуальности, ведь воспоминания у каждого уникальны. Утрата памяти (амнезия) обозначает потерю собственного «я».

На сегодняшний день существуют различные способы развития памяти, но эффективность методик зависит от наличия элементарных знаний о видах и закономерностях ее основных процессов.

Различают четыре главных процесса:

  • Запоминание – это основа памяти. В моменты высокого эмоционального напряжения возникает состояние импринтинга – мгновенного запоминания. К примеру, человек помнит, как в детстве, сорок лет назад, на Новый год он нашел под елкой игрушку, о которой очень мечтал. Всплеск позитивных эмоций позволил запечатлеть картинку из прошлого с фотографической точностью на всю жизнь.

Запоминание может быть непроизвольным и произвольным (происходит с намерением сохранить информацию).

  • Сохранение, с точки зрения психологии, описывается не только количеством забытого/сохраненного материала. Существует доказанная зависимость между сохранением и установкой личности (выучить на экзамен), условиями заучивания, характером последующей информации.

Возможность вспомнить переживания из глубокого детства под влиянием гипноза может свидетельствовать о том, что в человеческой памяти всегда хранятся следы прошлого опыта, недоступные для расшифровки в сознательном состоянии.

  • Забывание проявляется отдельными ошибками в припоминании и полной невозможностью узнать воспринятое в прошлом.
  • Воспроизведением называются процессы извлечения из памяти ранее сохраненной информации. Оно может быть непроизвольным, когда какой-либо образ появляется без желания человека. Узнавание – это произвольное воспроизведение, которое опирается на установление сходства между воспринимаемым образом и сохраненным в памяти. Припоминание – следующая ступень воспроизведения, требующая от индивида некоторых усилий, для воссоздания нужной информации.

Опора на сходные идеи и образы – лучшее вспомогательное средство припоминания.

Виды

Человеческая память классифицируется по двум основным показателям: по сроку хранения информации и преобладающему анализатору.

  • Мгновенная – длится до 0,5 секунды, а ее суть – в отражении данных органами чувств без какой-либо обработки.
  • Кратковременная – существует для непродолжительного хранения главных элементов воспринятого. Ее продолжительность равна приблизительно 20-ти секундам.

Считается, что объем кратковременной памяти в среднем – 5-9 единиц информации. Именно столько слов, цифр, образов способен воспроизвести человек через несколько десятков секунд после однократного знакомства с ними.

  • Оперативная – разновидность, рассчитанная на хранение материала в течение заданного периода. После решения поставленной задачи информация может стираться из оперативной памяти.
  • Долговременная – способность хранить информацию практически неограниченное количество времени и воспроизводить в любой момент.

Генетическая память – передача информации, хранящейся в генотипе, по наследству. Таким образом, у представителей последующих поколений с рождения есть комплекс бессознательных действий, к примеру, безусловные рефлексы. Это единственный вид памяти, на который человек не может повлиять посредством обучения и воспитания.

В зависимости от главного анализатора данных, поступающих из внешней среды, выделяют такие виды:

  • Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов, возможность видеть «перед глазами» (в воображении) детальную картину воспринятого, даже когда оно уже не действует на органы чувств. Без развития этого вида памяти нельзя стать инженером или художником.
  • Слуховая – способность запоминать и воспроизводить разнообразные звуки. Она особенно присуща музыкантам, филологам, людям, которые изучают иностранные языки. Любой ученый, лектор, учитель в школе должен уметь быстро воспринимать смысл услышанного и прочитанного текста, выделять порядок логических цепочек в рассуждении и пересказывать достаточно точно своими словами.
  • Эмоциональная – ее еще называют памятью на переживания. Имеет практическое значение для хорошего запоминания материала, ведь более прочно в мозгу закрепляется то, что связано с эмоциональными переживаниями индивида.
  • Двигательная – особенно нужна спортсменам и танцорам, чтобы сформировать сложные двигательные навыки.

Тренировка

Люди рождаются, имея равные возможности развития памяти и огромный потенциал, заложенный природой. Их задача – раскрыть его, что очень важно для успешной трудовой деятельности и просто повседневной жизни.

Не все типы памяти человек может использовать сразу после появления на свет. С первых дней жизни преобладает эмоциональная, далее подключается двигательная, за ней следует образная, а к 3-4 годам начинает проявляться логическая память.

Для того чтобы улучшить память, существует мнемотехника. Это комплекс методов развития памяти у человека, основанных на главных принципах запоминания информации, ее хранения и воспроизведения. Приемы мнемотехники связаны с образованием искусственных ассоциаций.

  • Образование фразы из начальных букв информации, которую нужно запомнить. Яркий пример эффективности этого способа – известная фраза для запоминания последовательности цветов в спектре: «Каждый охотник желает знать…»

  • Запоминание научных терминов и иностранных слов методом подбора созвучных слов русского языка. К примеру, английское Sleep [сли:’п] – «спать» можно запомнить с помощью звуковой ассоциации «слип-аются глаза».
  • Метод связывания ярких образов с запоминаемой информацией. К примеру, внести в память группу слов — «собака», «дождь», «дом», «очки», «звонок» — можно, составив своеобразный мультфильм с их участием.
  • Метод Цицерона. Нужно представить прогулку по хорошо знакомому месту или маршруту (собственная комната, путь на работу), а материал, который следует запомнить, расположить мысленно по ходу прогулки. Когда потребуется вспомнить нужную информацию, она будет находиться в тех местах, куда ее поместили во время виртуального обхода.
  • Цепочка образов. Тренировка образного мышления может быть затруднительной для людей, руководствующихся в повседневной жизни только логикой. Но это упражнение помогает понять множество приемов мнемотехники. Суть его такова: между двумя любыми словами нужно создать цепочку слов-ассоциаций, между которыми имеется что-либо общее или же противоположное. Для примера: яблоко – котенок. Яблоко – яблоня – ветка – котенок.
  • Для развития долговременной памяти на числа можно использовать следующие приемы.
    • Выделение знакомых чисел. Например, число для запоминания – 8931412. 89 – год рождения жены, 314 – начало числа Пи, 12 – день рождения сына;
    • Цифровые образы – связывание цифр с предметами, имеющими похожую форму. Ассоциации могут быть следующими: 1 – кол, 2 – утка, 3 – усы, 4 – стул, 5 – звезда, 6 – замок, 7 – нос, 8 – очки, 9 – воздушный шарик, 10 – глобус. Для активизации зрительных образов желательно сделать на обычном листике бумаги небольшие картинки напротив каждого числа.

  • Методики развития зрительной памяти пригодятся каждому человеку. Народная мудрость гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, ведь в одно ухо залетает, а во второе вылетает. Для формирования способности запоминать мельчайшие детали существуют несложные упражнения.
    • Сконцентрируйте на минуту внимание на каком-либо предмете (картина, рекламный буклет, ваза с цветами), потом уберите его с поля зрения и попробуйте записать все, что вы о нем запомнили. Сравните записанное с реальным. Удалось ли вам зафиксировать все детали, цвета, последовательность расположения предметов?

  • Во время быстрого чтения газетной статьи выделяйте маркером определенную букву или слог. Усложнить задание можно, используя скорочтение.

Компоненты успеха

Изучение множества способов и даже всей методологии улучшения памяти не всегда приносит требуемый эффект, поскольку важно учитывать факторы, отрицательно влияющие на интеллект.

Память - один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников и младших школьников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Недаром известный психолог П.П. Блонский писал, что дети до 7-8 лет сначала запоминают, а затем анализируют запомненный материал, то есть в этом возрасте память служит базой для мышления. Более старшие ребята, наоборот, запоминают преимущественно то, что перед этим поняли.

Память является не только одним из важнейших позна­вательных процессов, но и одним из параметров одаренности. Еще в Древней Греции считали, что особенно легко и быстро запоминают новый материал и долго сохраняют полученную информацию одаренные дети. И современная психология, несмотря на то, что ученые пока не выработали единого мнения о структуре и природе одаренности, практически признает, что одна из ее характеристик - высокий уровень развития памяти.

Однако при диагностике необходимо помнить, что, хотя хорошая память, как правило, действительно связана с высоким уровнем интеллектуального развития ребенка, низкий уровень памяти еще не говорит о том, что интеллектуальное развитие данного ребенка невысоко, что оно отстает от нормы. То есть связь между памятью и интеллектом односторонняя, а не двухсторонняя, и плохая память, в отличие от хорошей, мало что говорит о способностях человека.

Что же можно считать хорошей или плохой памятью? Прежде всего, память, особенно непосредственная, или механическая, характеризует 1) объем запомненной информации, 2) время ее хранения, 3) быстроту запоминания, 4) точность запоминания. Естественно, чем лучше память, тем точнее и прочнее ребенок запоминает материал.

Кроме непосредственной существует еще и опосредованная память, причем ее роль увеличивается с возрастом. Чем старше ребенок, тем большее количество материала он запоминает именно благодаря опосредованной памяти. Опосредованная память харак­терна тем, что для запоминания используются определенные предметы или знаки, которые помогают человеку лучше запомнить предлагаемый материал. Так, для запоминания номера телефона мы нередко связываем его цифры с днями рождения или другими памятными датами нашей жизни, благодаря которым нейтральные числа приобретают для нас дополнительное значение и лучше запоминаются. Ценность этого вида памяти и в том, что она уже непосредственно связана с мышлением, являясь как бы первой ступенькой формирования образного мышления, обобщения.

При диагностике необходимо помнить и о том, что с возрастом изменяется не только и не столько объем запомненного материала, который в норме достаточно стабилен и составляет около 60-70% от общего объема предлагаемого материала, сколько его характеру так как детям до 4-5 лет легче запоминать образы предметов, картинки (образная память), а более старшим ребятам возможно для запоминания предъявлять и слова (вербальная память).

Следующие три методики разработаны для исследования разных видов памяти. Первая направлена на анализ объема непосредственной образной памяти у детей 3-5 лет, вторая используется для диагностики объема и скорости непосредственной вербальной памяти и может применяться с 4-4,5 лет, а третья методика изучения опосредованной памяти, связанной с образным мышлением, может применяться с 5 лет.

Методика «10 предметов» (1)

Стимульный материал. Карточка, на которой нарисовано 10 разных предметов, достаточно крупных и находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Размер карточки не должен быть меньше стандартного альбомного листа.

Инструкция. Посмотри внимательно на картинку, рассмотри нарисованные предметы, постарайся хорошенько их запомнить. Через некоторое время ты мне расскажешь, что здесь нарисовано.

Проведение теста. После инструкции детям дают на 2-3 минуты картинку. Маленьким детям можно помочь, рассматривая картинки с ними вместе и называя нарисованные предметы, обращая при этом внимание ребенка на то, что ему их надо хорошенько запомнить. Таким образом создается дополнительная установка на запоминание. После того как ребенок рассмотрел предметы, карточку у него отбирают, напоминая о том, что через некоторое время (20-30 минут) он должен будет вспомнить все нарисованные предметы. При воспроизведении, когда ребенок вспоминает, какие предметы были нарисованы, можно добавить «Помнишь, я тебе говорила о том, что их надо хорошенько запомнить?». Количество правильно воспроизведенных предметов, а также число ошибок, допущенных ребенком, фиксируют. Ошибки в процессе воспроизведения не исправляют. Когда ребенок скажет, что больше он ничего не помнит, можно показать ему карточку, спросив, какие предметы он забыл назвать. Таким образом можно выявить способность ребенка к узнаванию. Обычно карточку предъявляют повторно только при плохом воспроизведении, если он может вспомнить не больше 1-3 предметов.

Анализ результатов. Нормой считается воспроизведение 4-6 предметов. Если ребенок не может вспомнить ни одного предмета либо вспоминает их неправильно, можно предположить наличие интеллектуального отклонения, однако только дальнейшее исследование покажет, связано ли оно с нарушением самой памяти либо с нарушением произвольной регуляции деятельности (особенно часто встречающейся у импульсивных детей, которые просто не могут сосредоточиться на задании).

Тест «10 слов» (2)

Стимульный материал. Ряд из десяти не связанных между собой слов. Для детей 4,5-6 лет он может быть следующим:

Инструкция. Слушай меня внимательно. Я сейчас скажу тебе слова, которые ты должен будешь запомнить и повторить мне в конце занятия.

Проведение теста. После инструкции взрослый медленно (с интервалом в 1-2 секунды) и четко произносит приведенные выше 10 слов. По окончании он просит ребенка повторить их; в случае необходимости исправляя сделанные ребенком ошибки, взрослый записывает, сколько было сделано ошибок. Затем ребенка просят повторить слова еще раз, и так до тех пор, пока он не повторит все слова правильно. После того как ребенок воспроизведет весь ряд слов, взрослый медленно и четко повторяет эти слова еще раз. Примерно через 20-30 минут ребенку предлагают вспомнить эти слова, причем теперь взрослый ему не помогает, а только записывает, сколько слов воспроизведено правильно.

Анализ результатов. Количество правильно воспроизведенных с первого раза слов показывает объем памяти, а число повторений, необходимых для запоминания всего ряда, говорит о скорости

запоминания. Норма для детей 5-6 лет - воспроизведение 4-5 слов при первом воспроизведении и запоминание всего 2-3 повторений. При отсроченном воспроизведении (через 20-30 минут) в норме дети должны воспроизвести 5-7 слов. Если ребенок не мог воспроизвести даже 2-3 слова, как при мгновенном, так и при отсроченном воспроизведении, либо не запомнил ряд после 5-7 повторений, это говорит о низком уровне непосредственной памяти. Можно предположить, что у данного ребенка при обучении возникнут трудности, однако без дальнейшего анализа рано говорить о каких-то интеллектуальных отклонениях или нарушениях.

Для исследования опосредованной памяти можно использовать тест «Пиктограмма » (3).

Стимульный материал. Лист белой бумаги (стандартный лист А4), простой карандаш и набор слов и словосочетаний для запо­минания. Для детей 5-10 лет может быть использован следующий набор из 12 слов:

веселый праздник,

вкусный ужин,

строгая воспитательница,

тяжелая работа,

теплый ветер,

расставание,

развитие,

слепой мальчик,

веселая компания.

Инструкция. Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на этом листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл слова.

Проведение теста. Приведенные выше слова и словосочетания медленно читают вслух, а дети рисуют, что им придет в голову. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. При этом взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал. Если рисунок получается слишком крупным, можно

напомнить, что листочек один, а на нем надо уместить все картинки. Это напоминание делают один раз, примерно после второго - третьего слова. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то нужно напомнить, что важно не качество картинки, а ее связь с произнесенным словом. Если ребенок продолжает рисовать, ему читают следующее слово.

После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится. (Если ребенок умеет считать, можно попросить, чтобы он сделал это сам). Через 20-30 минут после проведения теста детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки, вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова «разлука» ребенок говорит «расставание» или вместо «вкусный ужин» - «сладкий ужин», это ошибкой не считается.

Анализ результатов. Количество правильно воспроизведенных слов говорит об объеме опосредованной памяти, который должен быть больше, чем объем непосредственной памяти, и в норме для детей этого возраста составляет 10-12 слов (то есть практически стопроцентное воспроизведение).

Уровень развития образного мышления исследуют при помощи анализа рисунков. У детей с низким уровнем мышления рисунки мало связаны с темой, либо эта связь поверхностная, а у детей с высоким уровнем образного мышления рисунки отражают суть данного предмета. Например, для «вкусного ужина» может быть нарисован или торт, или стол с каким-то блюдом, или тарелка с едой и т.п. Для «болезни» может быть изображен и больной человек (например, с перевязанной ногой или лежащий на кровати), и больничная кровать, и больница.

Следует обратить внимание на характер рисунков к словам разной сложности, специально подобранным в пиктограмме. Так, придумать рисунок, изображающий вкусный ужин или строгую воспитательницу, детям намного проще, чем болезнь или обман. Наиболее сложными считаются слова «теплый ветер» и «развитие». Норма для пятилетних детей - адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов. Дети 6 лет и старше должны адекватно изображать все слова пиктограммы.

Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. В данном случае

низкий уровень мышления компенсируется хорошей i памятью. Низкий уровень развития и памяти, и мышления в какой-то степени быть показателем общего интеллекта отставания ребенка.

Большой интерес представляет сравнение данных о непосредственном и опосредованном запоминании, так как хорошо образное мышление может компенсировать недостаток памяти. 1 способен воспроизводить нормальное количество слов пиктограмме, однако при непосредственном запоминании запомнить их меньше нормы, например, всего 3-5 слов.

Стремление ребенка вырисовывать каждую деталь, его не уложиться в отведенное время может говорить о (трудности переключения с одной деятельности на другую), замедленном темпе деятельности, а также о тревожности, неуверенности в себе. Естественно, по одному тесту трудно сделать окончательный вывод об этих качествах, поэтому следует просто отметить их существование и в дальнейшем, при использовании других тестов, обратить особое внимание на эти качества, проверив более объективно их наличие. Если у ребенка во всех рисунках присутствует сквозная тема, которая мало видоизменяется (например, везде рисуются люди в разных положениях - больные, веселящиеся и т.д.), также можно предположить наличие определенных личностных качеств у данного ребенка - например, общительность, тревога и т.п. О личностных проблемах говорит и отказ ребенка рисовать какое-то определенное слово (например, «страх» или «обман») при том, что остальные слова он рисует нормально. Однако эти признаки также надо только отметить, так как для более точного исследования этих проблем и личностных особенностей детей используют другие методики.

Анализ расположения рисунков на листе бумаги показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность, что особенно важно учитывать при диагностике шестилеток, так как это является одним из параметров, характеризующих готовность ребенка к обучению в школе. Наиболее адекватным считается расположение рисунков в той последовательности, в которой даются слова, так что взрослому даже не требуется их специально нумеровать в конце пиктограммы. При этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листка. При низком уровне организации рисунки хаотически разбросаны по листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не умещаются на одной стороне, ребенку приходится переворачивать листок, чтобы уместить все слова

Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку. Мы рассмотрим как популярные и известные методики (Домана, Монтессори, Никитиных, Зайцева, Лупан, Дьеныша), так и малоизвестные, но не менее эффективные методики раннего развития (Ховарда, Шичида, Самбурской, Гмошинской).

1. Система Ховарда

Методику так же называют «Английский – мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Методика Марии Монтессори

Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит. Детальнее о методики Монтессори читайте .

3. Музыка интеллекта

Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой. Музыкальные занятия предлагает и Железнова .

4. Система Дьеныша

Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

5. Система Глена Домана

Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка. Больше о методике Глена Домана вы можете .

6. Методика Николая Зайцева

Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия – «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме. Подробнее о методике Зайцева смотрите

7. Методика Никитиных

Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

8. Система Макадо Шичида

Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан

Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга – «Поверь в свое дитя» – написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами. Если вас заинтересовала данная методика, вы можете больше о ней узнать.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской

Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.

А какой методике раннего развития вы отдаете предпочтение? Возможно, вы их комбинируете? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Статья на тему:"Методика развития памяти"

Существует три взаимосвязанных вида памяти: знаковая, образная (ассоциативная) и нормативная образуют разные по содержанию удовольствия и боль.

А – Знаковая память – формируется через пять органов чувств, которые фиксируют изменяющиеся различия, полученные опытным путем. Она формируется с помощью наслаждения и болевых ощущений. Воспроизводство функционирования чувств является потребностным состоянием. При достаточном развитии их удовлетворение доставляет наслаждение. Каждое чувство имеет также свои пороговые состояния, за которыми может быть отсутствие получение информации или начинаются болевые ощущения. По описаниям в литературе эта память соответствует двигательной или механической.

Методика развития. Все чувственные ощущения должны развиваться. В зависимости от частоты использования в процессе своей жизни они могут иметь разные пороговые состояния (обостренное чувство, высокая степень чувствительности) или состояние притупления. Стихийно эта память лучше формируется у детей со стилем «А». У них более четкая фиксация зрительных картинок, они лучше на слух запоминают слова. Стиль «В» больше ориентируется на осязательные ощущения и на свое самочувствие. Стиль «С» на оттенки вкуса и запаха.

Одним из ключевых показателей человеческого интеллекта является способность к сосредоточению, то есть сохранению внимания на том или ином объекте, реальном или виртуальном, или на конкретной задаче, которая на определённый период времени становится приоритетной и задействует основные ресурсы мозга. Сосредоточение характерно для любых разумных существ, чья мозговая деятельность достаточно сложна. Однако именно человек сумел создать по-настоящему сложную систему приоритетов, на которых его мозг способен сосредотачиваться для достижения необходимых результатов. Собственно, вся интеллектуальная деятельность человека, как теоретическая (наука, искусство, образование и так далее), так и практическая (сложные манипуляция с орудиями труда, приспособлениями и тому подобным), неразрывно связана со способностью к сосредоточению.

Улучшение памяти и внимания

Статья на тему:"Для улучшения памяти и внимания"

Кто-то страдает от плохой памяти и неумения концентрироваться с детства, а кому-то просто хочется защитить себя от потери остроты этих функций головного мозга с возрастом. В любом случае, улучшить память и внимание можно, соблюдая определенные правила и проводя регулярные тренировки. Сегодня мы расскажем вам о приемах, помогающих улучшить память и умение концентрировать свое внимание, чтобы вы могли наслаждаться жизнью в полной мере и избегать неприятных ситуаций, которые часто связаны с забывчивостью. Как улучшить память?

1. Для начала - питайтесь правильно! Минимум жирной пищи, максимум овощей, фруктов и белков. Здоровый образ жизни благотворно влияет на ваше здоровье в целом, и на мыслительные способности в частности.

2. Не злоупотребляйте алкоголем! Каждый школьник знает, что алкоголь разрушительно влияет на клетки мозга. Некоторые же взрослые люди по опыту жизни убедились, что чрезмерное употребление алкоголя может вызывать пробелы в памяти.

3. Обогатите рацион грецкими орехами. Почему они не вошли в пункт 1? Потому что их следует выделить отдельно за их чудотворное влияние на нашу память и мозговую деятельность! Для того, чтобы это влияние было заметно, в день необходимо съедать хотя бы 3-4 ядра грецких орехов.

4. Здоровый сон - не обязательно спать по 10 часов в сутки, однако ложиться в 3 часа ночи и вставать на работу в 7 утра все же не стоит. Запомните - организм должен высыпаться! На забывайте золотое правило: один час сна до 24.00 заменяет 2 часа сна после 24.00.

5. Известный с детства способ - учить наизусть стихи! Современному человеку данный метод может показаться старомодным и скучным, однако он по-прежнему действенен. Если вы человек энергичный, и вам тяжело заставить себя сидеть за упрямым заучиванием - читайте пару стихов на ночь, читайте вдумчиво, эмоционально, а утром попытайтесь вспомнить максимум из прочитанного.

Техника развития памяти самоучитель

Статья на тему:"Техника развития памяти самоучитель"

У людей нет плохой памяти, просто нас не научили как ей правильно пользоваться. Память у нас работает прекрасно. В данной статье Вы найдёте самые эффективные и интересные упражнения и видеотренинги по тренировки памяти и внимания По времени хранения информации выделяют:

Долговременную память Кратковременную память Мгновенную или иконическую

В долговременной памяти информация хранится годы и десятилетия. Последнее, что забудет человек – звуки его собственного имени. В долговременную память помещается только то, чем мы пользуемся регулярно, о чём постоянно думаем.

В кратковременной памяти информация задерживается на несколько минут, часов, дней, иногда недель. Потом за ненадобностью она «испаряется». Мозг не любит хранить то, чем хозяин не пользуется. Уж слишком много он тратит энергии и ценнейших веществ. Один из способов стремительно тупеть – как можно реже напрягать свою память. Ничего не учить, не читать новых книг, говорить короткими примитивными фразами.

Мгновенная память названа так, потому что она хранит информацию в буквальном смысле слова мгновения – секунды, доли секунды. Эта память работает, когда мозг оценивает ситуацию на перекрёстке дорог, следит за быстро движущимся объектом, читает текст. Пока мы смотрим на страницу, наш мозг помнит очертания большого количества букв, слов и фраз, но стоит оторвать взгляд от страницы, как из мгновенной памяти большая часть картинок улетучивается.

Техники развития памяти включают метод Цицерона. Это увлекательный способ тренировки памяти. Метод имеет такое название в честь легендарного Марка Тулия Цицерона, отличавшегося завидной памятью, не пользовавшегося заготовленными записями, воспроизводящего большое количество цитат, важных дат и имен. Этот метод известен также как система комнаты или метод мест. Суть метода состоит в следующем: для того, чтобы запомнить какую-либо информацию, следует визуализировать в собственной голове комнату, которая досконально известна человеку. В ней мысленно расставляются необходимые данные в определенном порядке. В нужный момент следует вспомнить эту комнату, «вынуть» из конкретного места нужную информацию. Прежде чем начинать расставлять единицы информации, нужно заранее определиться с последовательностью, в которой будет просматриваться комната. К примеру, есть слова часы, носки. Размещаются они последовательно. Часы весят на стене, в шкафу лежат носки. Получается, что заходя в комнату, человек первоначально видит стену, а потом шкаф.

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка?

Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Что такое память?

Это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах - запоминании, сохранении и воспроизведении.

Запоминание - это процесс образования и закрепления в нервных клетках коры головного мозга информации в виде нервных импульсов, передающихся по отросткам этих клеток друг другу. В результате этого устанавливаются новые нервно-рефлекторные связи - пути поступления и извлечения информации. Кроме того, при запоминании происходит установление связи между новыми и уже существующими путями. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией. Без ассоциаций невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе, и запоминание.

Поступающая информация сохраняется в нашей памяти в виде памятного следа - энграммы. В ее формировании и сохранении принимают участие, вероятно, все клетки головного мозга. Но науке пока точно не известно, в каком виде хранится этот памятный след. Сформировавшаяся энграмма очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но ее извлечение, то есть воспоминание чего-либо может быть сопряжено с большими трудностями. Однако доказано, что при обучении и тренировках памяти, число связей между нервными клетками становится все больше и больше, они приобретают устойчивость, что приводит к более легкому извлечению энграммы. На решение этой задачи направлены упражнения и тренинги по развитию памяти. Процесс сохранения информации в памяти состоит из двух важных моментов - это сохранение памятного следа и связей в мозге. Благодаря запоминанию и сохранению, становится возможным воспроизведение информации, а так же ее узнавание (припоминание).

Воспроизведение - процесс появления в сознании ранее воспринятой информации, выполнение заученных движений. При воспроизведении, образы, закрепленные в памяти, "оживают" быстро без вспомогательной, опорной информации. Так, например, когда человеку объясняют, как пройти куда-либо, то помимо названия улицы и номера дома, сообщают различную дополнительную информацию, что на пути попадется магазин, школа, светофор. Когда он в следующий раз идет по тому же адресу, то для поиска нужного объекта вспомогательная информация не требуется, припоминание происходит быстрее. Это и называется хорошей памятью. Но чтобы добиться буквально автоматического воспроизведения нужной информации, необходимо неоднократное ее повторение.

Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака):

1.Объект запоминания

В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти: наглядно-образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее; словесно-логическая (или словесно-смысловая), при которой информация запоминается на слух; двигательная (моторная) - память движений и эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.

2. Степень волевой регуляции памяти

По этому признаку память делится на произвольную(которая используется, если нужно запомнить что-либо и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную (задача запоминания не ставится, это происходит само собой)

3. Длительность сохранения информации в памяти

По этому критерию память разделяется на кратковременную и долговременную.

От чего зависят способности к запоминанию?

Здесь существует несколько факторов. В первую очередь, возраст - чем старше ребенок, тем лучше у него работает память. Такая прямая зависимость связана не столько с непосредственным развитием памяти, сколько с совершенствованием техники ее применения. Малыш запоминает предлагаемый материал, не прилагая усилий, основываясь на своей естественной способности. Дети постарше и взрослые для запоминания прибегают к определенным приемам, - связывают новую информацию с прежним опытом, образуя ассоциации, готовят заметки и т. д. Иначе говоря, активнее включают механизм, так называемой, опосредованной памяти.

Помимо возраста значение имеет накопленный багаж знаний - память развивается с увеличением объема знаний.

На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей - чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.

Особенности памяти дошкольника

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение - чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.

Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.

В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.

Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.

Как развивать память у ребенка?

Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно кроха присоединится к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.

Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития памяти слишком поторопиться просто невозможно - уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.

Игры для развития памяти

Для детей самого младшего возраста (10 месяцев - 1,5 года) существуют игры, развивающие память, например, "Найди игрушку". Сначала на глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Сосредоточенное выражение его лица покажет, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем, игрушку всегда кладут под одну и ту же пеленку. А потом, под наблюднием малыша, ее прячут под другую. И, хотя карапуз все прекрасно видел, какое-то время он все же будет искать игрушку на прежнем месте. Так происходит потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, от 1 до 1,4 года, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.

Игра "Прятки" тоже хорошо помогает развитию памяти у маленьких детишек, начиная с 8-10 месяцев. Самый простой вариант - набросить на свое лицо платок и спросить: "Где мама?", а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати. Когда мама "исчезает", память крохи сохраняет ее образ, а когда появляется вновь, малыш испытывает неподдельную радость от совпадения этого образа и маминого облика наяву.

Ребят старше 2 лет прекрасно развивает игра "Чего не стало?" ("Чего не хватает"). На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант - с исчезновением двух и более игрушек). Ответные действия детей могут быть разными. В зависимости от готовности, малыш может найти игрушку на другом столе, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать табличку с названием игрушки и т.д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия - игра "Кто к нам пришел?", когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.

Есть и еще одна игра на запоминание - "Ящик". В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.

Игры для развития различных видов памяти

Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая на "Ящик") под названием "Найди сам". Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста - на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .

Дополнительные игры

Игра "Найди куклу" для детей 1,5-4 лет.

Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит:

Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.

Игра "Кто больше запомнит?" для 2-6 летних.

Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.

Игра в "Магазин" (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в "магазин" и "купить"… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

Для детей старшего дошкольного возраста подходит игра "Нарисуй фигуру". Ребенку показывают4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант - попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

Игра "Кто знает больше" также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их отпрыск приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.

Елена Курилова
Коррекционный педагог и детский психолог

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.