«Краткосрочный план урока Грамота Сквозная тема: Все обо мне Подраздел: Понимание основных единиц речи (текст, предложение, слово). Краткосрочный план урока "Грамота" сквозная тема "Все обо мне" подраздел Понимание основных единиц речи (текст, предложение

Задачи занятия.

Образовательные:

  • Расширять и активизировать словарь детей .
  • Совершенствовать монологическую речь , её интонационную выразительность, умения составлять по сюжетной картинке, простые и сложные предложения.
  • Закреплять умение детей применять полученные знания об окружающем мире.

Развивающие:

  • Развивать фонематические слух, через определение звука, в конце и в начале слова, с помощью развивающей, словесной игры «Цепочка
  • Развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры, эмоции с помощью слова.
  • Активизировать мышление по средствам мимики, передавать образ героя говорящего предложения.
  • Развивать смекалку, быстроту реакции.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма, дух соревнования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно- эстетическому развитию детей

«Светлячок» г. Советский ХМАО - Югра .

Воспитатель: Солянкина Анастасия Александровна

Итоговое занятие по развитию речи КВН.

Тема : «Всем обо всем».

Цели занятия.

Образовательные:

  • Расширять и активизировать словарь детей .
  • Совершенствовать монологическую речь , её интонационную выразительность, умения составлять по сюжетной картинке, простые и сложные предложения.
  • Закреплять умение детей применять полученные знания об окружающем мире.

Развивающие:

  • Развивать фонематические слух, через определение звука, в конце и в начале слова, с помощью развивающей, словесной игры «Цепочка
  • Развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры, эмоции с помощью слова.
  • Активизировать мышление по средствам мимики, передавать образ героя говорящего предложения.
  • Развивать смекалку, быстроту реакции.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма, дух соревнования.

Оборудование: мольберт, набор картинок, призы, эмблемы, набор цифр для жюри, музыка Банана-Мама, музыка из КВН.

Интеграция: коммуникация, ФКЦМ, музыка.

Методы: игровой, словесный, наглядный.

Предварительная работа: дети заранее делятся на две команды, обсуждают название, выбирают капитана, просмотр картинок, составление предложений, игра в «Цепочку», подготовка танца.

Ход НОД.

  1. эмоциональный настрой. Подготовить детей к игре, создать эмоциональную обстановку, поприветствовать жюри.
  2. Организационный момент. - Всем! Всем! Всем! Начинаем наш КВН. Тема сегодняшней игры: «Всем обо всем». В игре участвуют две команды. Приветствуем участников игры. Первыми приглашаются на сцену команда “Муравьишки”, которую ведёт капитан. Встречайте! (Под музыку и аплодисменты входит первая команда).

Встречайте их соперников – команду “Светлячки” и их капитана.

Наш конкурс будет оценивать компетентное жюри (оглашается имя, отчество заведующей д/сметодиста, воспитателя, воспитателя данной группы и….).

  1. Мотивация. Участники КВН, жюри, ведущая - приветствуем наших гостей: педагогов и всех желающих поболеть за наших конкурсантов. Ведущая : Обеим командам желаю удачи и победы обеим командам. Итак, начинаем!

первый конкурс –“Приветствие” , который оценивается в 5 баллов. Первыми приветствует соперников команда “Муравьишки”.

Мы – лесные санитары,
Очень работящие,
И в лесу без топоров
Строим избы без углов.
Не заметить нас нельзя –
Очень дружная семья.

С ответным словом выступает команда “Светлячки”.

У Светлячков девиз простой:
Всегда быть дружною семьей.
Осветим мы темный путь,
Чтоб с дороги не свернуть!

  1. Совместная деятельность детей и педагога.

Пока наше жюри оценивает первый конкурс, мы поиграем в игру, которая называется “Загадки и отгадки хором”.

И в лесу мы и в болоте,
Нас везде всегда найдете
На поляне, на опушке
Мы зелёные… (лягушки).

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный, серый… (гусь).

Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдёт мой длинный ход
Сразу скажет – это… (крот).

Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят… (черепахи).

Огромная кошка мелькает за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка, смотри, берегись, идет на охоту коварная… (рысь).

Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели, только к дятлу на обед
Попадает … (короед).

Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом,
Как они зовутся … (мухи).

Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червяков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей).

Слово предоставляется жюри.

Продолжаем КВН. Второй конкурс –“Разминка ”, оценивается в 6 баллов.

Минус – плюс,
Огонь – вода,
Дерзкий – осторожный.

Все антонимы всегда противоположны.

  • Игра “Наоборот”. (Вопросы задаются поочередно одной и другой команде).
  • Сахар сладкий, а перец…
  • Дорога широкая, а тропинка…
  • Пластилин мягкий, а камень…
  • Чай горячий, а мороженое…
  • Кисель густой, а морс…
  • Лист наждака шершавый, а лист бумаги…
  • Заяц бежит быстро, а черепаха ползет…
  • Днем светло, а вечером…
  • Кашу варят густую и …
  • Звери бывают смелые и …
  • Морковь можно есть сырой и …
  • Яблоки могут быть мелкими и …
  • а теперь сложнее вопросы об окружающем мире:
  • Самое крепкое вещество в нашем организме? (кость).
  • Чем можно закрутить болт? (отверткой).
  • Белое, вещество, кристаллизуется, бывает холодное? (снег).
  • Президент России? (Путин В.В).
  • Дерево, символ и красота России?(береза).
  • Какая расцветка у флага России? (белый, синий, красный).
  • Кто изображен на флаге города Советский? (тетерев, огонь и ель).
  • Первая птица прилетающая весной?(скворец).
  • Праздник всех женщин?(8 марта).
  • Какой праздник проходит 9 мая? (день победы).
  • Какой орган может определить вкус? (язык).
  • Какое природное вещество не тонет? (дерево).
  • Какой будет вкус у воды, если в нее добавить соль?(соленый).
  • Что произойдет с водой, если в нее добавить краску?(поменяет цвет).
  • В каком округе мы живем? (ханты-мансийском).

Просим жюри оценить наш конкурс “Разминка”, а мы немного отдохнем .

  1. Физкультминутка «Веселая разминка» (смена мышечного напряжения).

А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
​И на место побежали!

  1. Совместная деятельность педагога и детей .

Третий конкурс –« фристайл ». который предполагает максимальное количество баллов - 10.

  • Словесная игра “Цепочка ” . (Детям предлагается составить цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последний звук предыдущего). Называет каждая команда по очереди. (Лук.)
  • « Назови похожие слова»

Аппетитный – вкусный, лакомый, смачный.

Ароматный – благоухающий, душистый, пахучий.

Аукать – перекликаться.

Бережно – см. заботливо.

Беречь- сохранять, щадить, сберегать, хранить.

Бесстрашно – см. смело.

Бесстрашный – см. смелый.

Благоухать – пахнуть.

Блестеть – сверкать, искриться.

Болезненный – нездоровый, слабый, хворый, хилый, хрупкий, дохлый.

Болезнь – недомогание, недуг, хворь.

Болеть – недомогать, нездоровиться, хворать.

Большой – огромный, крупный, громадный, гигантский, здоровенный, громоздкий.

Бродить – рыскать.

Быстро - стремительно, проворно, расторопно,

Шустро, резво, ловко.

Быстрый - ловкий, шустрый, прыткий, расторопный, стремительный, проворный, скорый.

Вежливый - обходительный, любезный, предупредительный, корректный.

Вертеться - см. вращаться.

Веселиться – радоваться, забавляться, потешаться, развлекаться.

Весело - радостно, оживлённо.

Весёлый - оживлённый, радостный.

Взлетать - подниматься / в воздух/.

Виться - порхать, летать, парить.

Вкусный - см. аппетитный.

Влажный - см. сырой.

Внимательный - сосредоточенный.

Воевать - сражаться, биться, драться.

Воин - боец, солдат.

Воспитывать - растить.

Враг - противник, недруг.

Вращаться - вертеться, кружиться, поворачиваться.

Всходить - прорастать.

Выбирать - подбирать, приглядывать, отбирать.

Выжимать - /сок/ отжимать, жать, выдавливать.

Выкапывать - копать, откапывать, раскапывать.

Выращивать - растить.

Высматривать - присматривать, приглядывать.

Высотный - многоэтажный..

Вянуть - см. увядать.

Галдеть – шуметь.

Герой - смельчак, храбрец.

Гладить - см. утюжить.

Гнилой - прелый, сгнивший, подгнивший.

Гнуть - сгибать, наклонять.

Говорить - болтать, беседовать, изъясняться, высказываться.

Голо - пусто

Голый - обнажённый, нагой, оголённый, / о дереве: безлистый.

Гореть -/о звезде: пылать, сверкать, сиять.

Горячий - см. жаркий.

Греть - согревать, обогревать, пригревать, припекать.

Грустить - печалиться, унывать, тосковать, хмуриться.

Грустно - печально, скучно, тоскливо,

Жюри оценивает наш конкурс. Хочу поблагодарить спонсоров ОАО «Инвест родитель-ком» за оказанную поддержку в проведении конкурса. Так же слова благодарности выражают и наши команды. Ну а мы переходим к следующему конкурсу.

  1. Самостоятельная деятельность детей.

Четвертый конкурс «Импровизационный »

  • “Зашифрованные картинки”. (Конкурс проводится в виде эстафеты). Дети по одному подбегают к мольберту, крепят сюжетную картинку и составляют предложения, простые и сложные.
  • « перевоплощение» (дети должны сказать предложение с разной интонацией и разным голосом, выходят поочереди из каждой команды) (грустно, весело, как медведь, как мышка, быстро, медленно)
  • К нам пришел Дед Мороз.
  • У меня живет лошадка.
  • Мне купили игрушку.
  • Я стою дом.

Жюри просим оценить конкурс импровизационный. Команда «Светлячки» благодарит своего спонсора Ч.П. «Бабулечка» за угощения. А команда «Муравьишки» благодарит спонсора Ч.П «Чайкоф» за вкусный чай.

Следующий конкурс – “Конкурс капитанов”. Прошу капитанов обеих команд подойти ко мне. Задание для вас очень простое: нужно загадать загадку по картинке (нельзя говорить название картинки, только описание и особенности)

Данное задание оценивается в 5 баллов.

И последний конкурс «Домашнее задание»

  • Музыкальный номер . Максимальное количество баллов 5

Танец Банана-Мама.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Ведущая: понравилась ли вам игра? А что вам больше всего понравилось в игре?

Подведение итогов, вручение призов.


Все приведенные ниже способы развития подходят для детей которые уже начали говорить отдельные слова (пускай даже на своем "детском" языке - это нормальный этап развития, который проходит большинство детей). Если ваш ребенок пока не спешит разговаривать, возможно вам лучше применять приемы по развитию речи, которые опубликованы здесь. Развитие речи у детей от 2 до 3 лет: 1. Развивать умение отвечать на вопросы взрослого о том, что изображено на картинке (в очень упрощенной форме), о том, что происходит вокруг - дома, на улице. 2. Много общаться с ребенком по поводу всех ситуаций и событий, которые происходят в его жизни (пополнять пассивный словарный запас). 3. Читать книги, стихи (если ребенок не любит чтение - родители могут компенсировать это активным общением в повседневной жизни (об этом предыдущий пункт), рассказывать сказки и петь песенки. 4. После прочтения книг обсуждать с ребенком на самом простом уровне прочитанное. 5. Вместе рассказывать знакомые ребенку сказки («жили были дед… и кто еще жил? правильно! Баба! А кто у них был? Кто говорит ко-ко? Правильно! Молодец! Курочка Ряба!). 6. Разыгрывать с ребенком простые сказки (например, «Теремок» - ребенок может быть мышкой, сидящей в домике и впускающей остальных зверей). По ходу игры побуждать ребенка к тому, чтобы он выполнял различные действия (открывать-закрывать дверь, махать ручкой на приветствие - прощание, говорить простые слова и фразы или звукоподражания («пи-пи!», «ко-ко»). 7. Слушать песенки. 8. Учить прилагательные: часто употреблять их в беседе с ребенком, описывая предметы. Играть в игру «какой?» (задавать вопрос «какой он?» в отношении предметов, которыми интересуется ребенок, отвечать на этот вопрос, побуждать ребенка, чтобы он сам придумывал ответ (если малыш вспомнит хотя бы одно прилагательное, это уже хорошо!). 9. Изучать различные предлоги (около, у, за и т.п.) и наречия, употребляемые для ориентации в пространстве (далеко, близко, выше, ниже, право, лево и т.п.), местоимения (там, тут), слова для сравнения (такой же, другой). 10. При изучении различных лексических тем обращать внимание на то, из каких частей состоят предметы и объекты (например - дом состоит из крыши, окна, дверей и т.п.). Артикуляция. Учиться дуть (задувать свечки, сдувать комочек ваты, дуть на листочки, подвешенные на ниточку, выдувать мыльные пузыри). Этот навык очень индивидуальный, дети его усваивают по-разному, кто-то раньше, кто-то ближе к трем годам. Учиться дуть резко (быстрый выдох) и плавно (медленный выдох) - например, играя в быстрый и медленный ветерок. Строить рожицы у зеркала: показывать язычок, верьтеть им в разные стороны (дотягиваться до носа, тянуть влево, вправо и т.п.) - тоже индивидуальный навык, не у всех в возрасте 2 лет получается (и не все хотят этим заниматься Улыбаюсь). Широко раскрывать рот, постукивать зубами. Учить произносить слова и звукоподражания с разной громкостью, говорить шепотом. Делать пузыри в воде - вдувать воздух в воду через трубочку. Заниматься самой простой артикуляционной гимнастикой - если ребенку интересно, и он хочет.

Составление рассказа на тему: «Что я умею делать»

Цель: продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, развитие монологической речи.

Задачи:

  • Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, развивать умение связно, последовательно составлять рассказ.
  • Развивать творческое воображение и память.
  • Воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарища.
  • Обогащать речь детей наречиями, обозначающими отношение к труду.
  • Продолжать учить работать с мнемотаблицами.

Предварительная работа:

Проведение бесед « Я умею делать», « Я хожу на кружок».

Рисование «Что я умею делать».

Слушание стихов. Стихотворение для мальчика Тимофея «Я умею».

Работа с родителями по изготовлению мнемотаблиц.

Заходят в группу. Поздоровались с взрослыми.

Дети - сидят полукругом игра с мячом.

Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, что вы умеете делать и как вы это сделаете? Отвечать нужно полным ответом.

«Как?» лепить - красиво, аккуратно, правильно.

Петь- тихо, громко, плавно, красиво, вместе.

Рисовать- аккуратно, чисто.

Танцевать- медленно, плавно, быстро.

Играть в хоккей- вместе, дружно…

В это время входит Незнайка.

Незнайка- здравствуйте дети!

Воспитатель и Дети - здравствуй

Воспитатель- ребята вы узнали кто это?

Дети- да! Незнайка

Воспитатель -Незнайка а почему ты здесь оказался?

Незнайка - я только что услышал, что вы в беде не кого не бросаете. Мне в школе дали задание составить рассказ «Что я умею делать?», а я не могу сам справиться с этим заданием, т.к.я не умею составлять рассказ.

Воспитатель - поможем Незнайке составит рассказ?

Дети - да!

Воспитатель - у всех людей есть любимое дело и наши дети не исключения, они принесли фотографии чем они любят заниматься

Воспитатель- ребята возьмите свои фотографии и покажите нам.

Дети взяли в руки фотографии, которые лежали под стульчиками.

Незнайка - Катя, ты чем любишь заниматься?

Так же и других детей спрашивает, ответы детей.

Незнайка -здорово! А давайте я попробую составить рассказ о том, что я умею делать.

Дети - давай!

Незнайка - я люблю лепить.

Воспитатель- дети, правильно Незнайка составляет рассказ?

Дети - нет.

Воспитатель - а почему?

Дети- рассказ это несколько предложений связанных между собой по смыслу. У него начало и конец.

Воспитатель к Незнайке -чтобы тебе было легче составить рассказ у меня есть картинки- помощники которые помог нам. Я буду для тебя их вывешивать в правильной последовательности.

Воспитатель- ты сказал что ты любишь лепить. На первой картинке будешь нарисован ты.

Воспитатель - как называется кружок в который ты ходишь?

Незнайка - пластилинография.

Воспитатель - значит на следующей картинке будет написано название кружка. А что тебе нужно для кружка?

Незнайка - пластилин, доска для рисования.

Воспитетель -значит следующие картинки мы подберем с изображением пластилина, и доски для лепки. На третьей картинке предметы которые тебе нужны для лепке. Что или кого получается у тебя лепить лучше всего?

Незнайка- животных и птиц.

Воспитатель - значит четвертая картинка будет с изображением птички. А на последней картинки пускай будет сердечко нарисовано т к ты любишь лепить.

Незнайка - спасибо вам ребята, но я что то немного устал и хочу немножко подвигаться. Подходите ко мне не стесняйтесь, повторяйте за мной.

Мы веселые ребята

Любим бегать и скакать!

А еще мы любим, прыгать и конечно приседать(1,2,3,4,5)

Так же мамам помогаем

Мыть посуду, убирать!

А сегодня будем с вами

Мы рассказы составлять!

Воспитатель к Незнайке - у наших детей на их местах лежат картинки и они могут составить свой рассказ.

Воспитатель - ребята возьмите свои картинки и разложите их перед собой в правильной последовательности. У вас должно быть: начало, середина и конец.

Воспитатель - а теперь проверьте друг у друга правильно ли вы разложили картинки и если нет, то помогите друг другу.

Незнайка или Воспитатель -Захар, составь нам свой рассказ (отвечают 3-4 дет).

Воспитатель к Незнайке - ты теперь понял как нужно составлять рассказ?

Незнайка- да.

Воспитатель - ну тогда попробуй сам составить рассказ.

Незнайка - меня зовут Незнайка. Я хожу на кружок пластилинографика. Для кружка мне нужен пластилин и доска для лепки. Из пластилина я леплю разных птиц и животных. Мне очень нравится лепить!

Воспитатель -Миша, правильно Незнайка составил рассказ?

Миша - да, Незнайка правильно составил рассказ.

Незнайка радостно - спасибо вам ребята! Я побежал в школу, что бы составит свой рассказ учителю! А можно я возьму мнемотаблицы, что бы мне было легче?

Воспитатель- возьми.

Незнайка - до свидания ребята!

Дети - до свидания!

Воспитатель - кто не успел составить и рассказать свой рассказ не переживайте, вы составите его вечером мне и ребятам.

Воспитатель - что вам больше всего понравилось на занятиях?

С чем вам было сложнее справится?

Мы еще будем составлять рассказ?

А как бы вы хотели еще составит свой рассказ?

Ребята вы все умнички, все справились на занятии, а теперь возьмите свои карточки мнемотаблицы и уберите их до вечера в шкафчик, что бы не потерять.

Цель и задачи развития речи детей дошкольного возраста

Развитие речи: цель, задачи, типичные ошибки в развитии речи детей и их преодоление.

Цель и задачи развития речи детей

Написать эту статью меня подтолкнул случай – я натолкнулась на одном из популярных «мамских» сайтов на грубейшие ошибки в объяснении родителям методики развития речи дошкольников. И поняла, что обязательно нужно написать статью для родителей об основах методики развития речи. Нужно, чтобы мамы и папы, бабушки и дедушки знали, что такое на самом деле развитие речи детей дошкольного возраста , зачем это нужно любой семье и каковы эффективные способы речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста.

Кто только не пишет сейчас о развитии речи детей! Разобраться во всей этой неразберихе обычному читателю – неспециалисту очень сложно. Считается почему-то, что достаточно почитать статей в Интернете или книг, их пересказать, чтобы объявить себя «экспертом/консультантом/специалистом/тренером по развитию речи детей дошкольного возраста» и начать учить других взрослых развивать речь детей. А ведь теория и методика развития речи детей — это очень глубокая, сложная и разносторонняя наука, которая требует знания психологических, психолингвистических, физиологических, методических основ. И чтобы консультировать и учить кого-то развитию речи детей, надо знать ее основы и понимать систему и закономерности речевого развития ребенка, а также заниматься ежедневной практикой речевого развития многих, самых разных малышей. В этой статье я попробую как специалист и кандидат педагогических наук в этой области простым доступным языком «разложить по полочкам» ту неразбериху, которая существует в Интернете по развитию речи малышей. Надеюсь, что в результате чтения этой статьи Вы сможете правильно и эффективно развивать речь своих малышей и не допустите ошибок. А также сможете ориентироваться в литературе и статьях по развитию речи детей.

То, о чем Вы узнаете в статье – это не только моё личное мнение, это еще и результаты многочисленных исследований ученых, а также результаты моей личной многолетней работы по развитию речи малышей из самых разных семей и социальных слоев.

Вы узнаете из этой статьи:

Часть 1 — «Попадаем в яблочко», или о главной цели развития речи детей до семи лет и о том, зачем всё это нужно,

Часть 2 — «Семь раз отмерь, один раз – отрежь» или зачем нужно знать нормы речевого развития детей,

Часть 3 — «Куда пойдешь – то и найдешь», или основные направления развития речи и задачи,

Часть 4 — «Пан или пропал», или эффективные и неэффективные способы развития речи малышей.

Развитие речи: как нужно и как не нужно развивать речь у дошкольников

Часть 1. Зачем нужно развивать речь и что такое развитие речи? Или определяем цель развития речи и «попадаем в яблочко»

Развитие речи: типичные ошибки в понимании цели.

Чтобы эффективно что-то делать, нужно иметь очень точное представление о желаемой цели наших действий. Тогда мы сможем «попасть в яблочко» и ее достичь. Что будет в результате наших действий? Каким будет ребенок или его речь?

Если нет точного понимания цели, то наши действия будут очень похожи на стрельбу из пушек по воробьям, и цели будет трудно и почти невозможно достигнуть. От понимания цели зависит и отбор способов ее достижения, то есть отбор эффективных приемов развития речи и умение отличить их от неэффективных.

Поэтому в начале давайте разберемся с целью развития речи детей в дошкольном возрасте и теми типичными ошибками, которые встречаются в этом очень важном вопросе.

Что такое развитие речи? Мнение 1 и ошибка 1. Самая распространенная ошибка в развитии речи, с которой я сталкиваюсь ежедневно в своей практике общения с родителями и педагогами, со своими знакомыми – это понимание развития речи слишком узко — как работы логопеда по постановке у детей нарушенных звуков. Считается, что если ребенок выговаривает все звуки, то речь у него хорошо развита и ничего развивать не нужно, что совсем не так! Однажды я даже услышала из уст воспитателя (заходила с подругой за ее ребенком в детский сад и случайно услышала реплику педагога): «Вы знаете! Оказывается, мы тоже должны речь детей развивать, а ведь у нас не логопедическая группа». Это говорил воспитатель старшей группы детского сада крупного города(!!!), что мне показало, что даже многие педагоги не понимают цели своей собственной работы по развитию речи малышей и не знают, зачем это нужно. А значит, и не имеют результата в этом направлении.

Давайте разведем эти два понятия и эти две линии – коррекция речи и развитие речи.

Линия 1. Коррекция речи. Логопед занимается коррекцией речи, т.е. исправлением ее нарушений речи у детей и взрослых. То есть логопед проводит занятия с детьми, у которых речь уже нарушена и помогает малышу в исправлении нарушений речи. Причем нарушения речи касаются не только звуков, но и речевого дыхания, интонации, темпа и тембра речи, а также грамматики, словаря, связной речи, то есть всех сторон речевого развития. Если у ребенка нет нарушений речи, то логопедические занятия ему не нужны, но ему нужны занятия по развитию речи (см. линия 2).

Логопеды проводят занятия как с самыми маленькими детьми раннего возраста с задержкой речевого развития или с задержкой психического развития, так и с детьми постарше — 3-7 лет, и даже со школьниками, подростками и взрослыми. Но методика занятий с 2-летками и с 5-летками или со школьниками разная.

Линия 2. Развитие речи и предупреждение речевых нарушений . При нормальном развитии речи логопедические занятия ребенку не требуются. Но развивать его речь очень нужно и важно! А значит, ему нужны занятия и игры не по коррекции речи, а по развитию речи. Очень многое можно сделать с первых дней жизни малыша, чтобы у него в дальнейшем не возникли речевые нарушения. И чтобы он говорил свободно, красиво, точно, выразительно, правильно и без ошибок. Это развитие речи.

Я специально написала простым бытовым языком без терминов, чтобы была понятна разница.

Что такое «развитие речи»? Мнение 2 и ошибка 2. Очень часто понятие «развитие речи» сужается в современных семьях, да и во многих центрах подготовки к школе и дошкольного обучения только лишь к подготовке детей к обучению грамоте, или рассматривается еще более узко – только как обучение чтению. То есть в этом случае педагоги и родители считают, что развитие речи у дошкольников – это обучение детей чтению и хорошее знание малышами букв. Но быстрое чтение и знание таких понятий как «слово», «слог», «твердый согласный», «мягкий согласный», «гласный», «предложение» — это лишь маленькая, очень узкая частица целостной системы развития речи в дошкольном возрасте. И ее нельзя «вырывать» из этой системы. Об этом подробнее чуть ниже.

Случай из моей практики. Много лет назад я проводила родительское собрание в своей новой группе детишек. Детям в моей группе на тот момент было три года, некоторым — четыре. Первое, что спросили меня родители на собрании – как быстро я научу их детей читать, и с какой скоростью они будут читать к концу учебного года. Они подумали, что раз я занимаюсь развитием речи, то это означает, что главное для меня в обучении детей трех лет — это чтение. Тогда я спросила одну из мам: «Ирина, а Вы когда устраивались на Вашу престижную работу, Вы проходили конкурсное собеседование?» «Конечно», — ответила мама Анечки. «А у Вас проверяли скорость чтения при приеме на эту работу?». Мама Ани засмеялась: «Конечно, нет». Тогда я попросила поднять руки тех мам и пап, у которых проверяли скорость чтения при приеме на работу. Ни у кого не проверяли:). Я спросила, что же проверялось, и какие испытания нужно было им пройти? Оказалось, что абсолютно у всех при приеме на работу проверялось умение ориентироваться в новых ситуациях, а также в типичных и нестандартных ситуациях, самостоятельно мыслить, доказывать корректно свое мнение, вести дискуссию, анализировать информацию, не теряться в жизненных ситуациях, общий уровень развития, умение сотрудничать с людьми и другие жизненные умения. «Вот это и закладывается в дошкольном детстве, и этому я научу Ваших деток» — сказала тогда я. – «И иметь свои собственные мысли, и точно и понятно для собеседника их излагать, вести дискуссию, четко формулировать вопросы и ответы на них, отстаивать свое мнение, ориентироваться в разных жизненных ситуациях речевого общения. И это и есть развитие речи малышей!» Так что же главное будет жизни детей – скорость чтения или вот эти жизненные умения речевого общения с людьми, умение выразить себя, свои мысли и чувства, прочувствовать свою индивидуальность? Каждый родитель отвечает сам себе на этот вопрос. (Примечание: Я не отрицаю чтение, но я считаю, что оно не должно быть самоцелью и самым главным в обучении малышей)

Мы на этом собрании решили этот вопрос в пользу жизненных умений общения. И у нас всё получилось блестяще! Эти детки не просто хорошо говорили к концу дошкольного возраста, они стали моими соавторами многих речевых игр и занятий, которые сейчас Вы читаете на сайте. А еще мы с ними написали две самые настоящие книжки, изданные в издательстве «Карапуз» в серии «Развитие речи и речевого общения» по интересным выражениям русского языка (считать ворон, чесать языком и другие). Игры с этими детьми и придуманные ими истории и задания легли в основу моего он-лайн курса «.

Что такое «развитие речи»? Мнение 3 и ошибка 3. Еще одна очень частая ошибка, которая встречается мне в письмах читателей сайта – это приравнивать развитие речи к ее появлению у ребенка. С этой точки зрения получается так: как только малыш заговорил, как только первые слова у него появились – так уже и нечего развивать, никакое развитие речи не нужно, ведь говорит же ребенок, значит, речь есть и развита! Это не так. Как раз первые слова – это лишь первый этап в речевом развитии. Всё самое интересное ждет Вас впереди. И сочинение сказок и загадок, и знакомство с поэзией и другими жанрами детской литературы и умение их отличать друг от друга, и логические речевые задачки, и игры со звуками, слогами, предложениями, и пересказы, и многое другое.

Что такое развитие речи? Мнение 4 и ошибка 4. Некоторые считают, что методика развития речи – это просто скороговорки, считалки, загадки, чистоговорки. Надо с детьми их использовать в любом порядке и почаще, и будет всё хорошо.

Или есть такое мнение, что развитие речи — это просто запоминание и называние разных объектов ребенком по картинкам (запоминание и называние названий городов, деревьев, цветов, животных, стран, частей тела, птиц, рыб и т.д.). И надо сделать так, чтобы малыш побольше слов – названий предметов запомнил, вот и будет развита его речь. Это не так. Развитая речь – это намного больше, чем простое называние предметов.

С такой ошибкой я сталкиваюсь постоянно на разных сайтах в сети. Например, на одном из сайтов для мам автором было написано, что по раннему возрасту есть разработанная методика развития речи, всё понятно, есть хорошо расписанные занятия по Доману, а вот «по дошкольному возрасту никакой методики развития речи не существует, надо ее создавать». Эта фраза вызвала у меня искреннюю улыбку, я долго и от души смеялась. Ведь целые коллективы талантливейших ученых и практиков много десятилетий в нашей стране создавали и создают методику развития речи малышей! Студенты учат эту методику несколько семестров, и она считается одной из самых сложных. И методика развития речи – это не гора хаотично отобранных считалок, стихов или скороговорок и игр – а это конкретные этапы решения конкретных задач в их системе. Обоснованные, проверенные этапы! Так как каждая чистоговорка или скороговорка или другой прием существуют не сами по себе, а «вписываются» в систему развития речи, и вписываются не просто так, а в конкретное направление и на конкретном этапе обучения детей. Именно тогда они действительно будут максимально эффективно «работать» на развитие речи детей. Иначе мы используем их потенциал лишь на 10-20%.

Что происходит в случае этой ошибки? Мы получаем так называемую «выученную беспомощность» в развитии речи ребенка. Она проявляется в том, что ребенок отлично и быстро выполняет задания, которому его обучили и которые часто повторяли. Но не владеет речью как средством общения и познания в жизни и теряется в любой незнакомой ситуации. А ведь владение речью как средством общения — это главное! Как сказала одна мама, читательница моего сайта и выпускница моего курса для родителей: «Я гордилась, что моя дочь знает названия всех столиц мира, при этом она не могла познакомиться с другими детьми во дворе или поговорить с ними, рассказать сказку. И только сейчас я поняла, что это было не главное!». Сразу скажу, что после изменения позиции этой мамы в общении с ребенком, произошел резкий толчок в развитии речи малышки. Сейчас девочка уже использует в речи фразеологизмы, активно сочиняет истории и сказки вместе с мамой. А если бы этого не произошло – она так бы и осталась на уровне заученных слов.

Случай из моей практики. Саше 4 года. При мониторинге развития речи я обращаю внимание на то, что у малыша очень низкий уровень речевого развития и большие трудности с речью. Он не может пересказать » по картинкам и с моей помощью даже «Репку», нарушены несколько групп звуков, мальчик путается в цветах и формах, не может описать, где находится предмет, не может описать игрушку даже с моей помощью, не может продолжить фразу, с трудом подбирает слова, с ошибками согласует слова друг с другом в предложениях, у него в речи много грамматических ошибок. Но к моему изумлению, он по картинкам очень точно отвечает и называет мне все предлоги (в, на,под, за, перед, из-под, из-за). Спрашиваю маму Саши, в чем дело и откуда он так хорошо знает предлоги, т.к. не могу понять причину. Оказывается, целый год ежедневно мама заучивала с ребенком картинки с изображением разных предлогов (мячик на столе, под столом, за столом, перед столом, выпрыгнул из-за стола и т.д.). И в конце концов Саша их всех запомнил и умеет воспроизводить — называть. Времени на это занятие – повторение картинок ушло очень много – ежедневные нелюбимые ребенком речевые упражнения по вечерам в течение года!!! Дало ли это толчок развитию речи Саши? Нет. За этот год «натаскивания» ребенка только на знания предлогов были упущены очень важные другие стороны речевого развития. «Дрессировка ребенка» на решение одной задачи никогда не приводит к хорошим результатам в развитии речи. Все предлоги можно было очень быстро и интересно для малыша выучить с Сашей в увлекательных и веселых речевых играх (их подробное описание Вы найдете в серии моих статей про ). Эффективны ли были столь героические ежедневные усилия мамы по развитию речи сына? Нет. А ведь можно было с радостью и увлечением поиграть с малышом в речевые игры и добиться более хороших результатов вместо тягостного повторения одних и тех же картинок изо дня в день!

Давайте же теперь посмотрим, как избежать ошибок и без лишнего «героизма» развивать речь детей легко и с радостью. И окончательно определим истинную нашу цель, ради чего мы будем стараться и чего хотим получить.

Что же такое на самом деле методика развития речи и развитие речи детей?

Методика развития речи детей отвечает на вопросы: 1) чему учить в развитии речи детей, 2) как учить и 3) зачем и почему именно так учить. Причем ответы на эти вопросы и рекомендации в методике развития речи детей взяты тоже не сами по себе «из головы», а определены из практики развития речи малышей и из экспериментальной работы с детьми. Как это происходит? Для проверки определенного способа развития речи авторами берутся несколько групп детей (группы должны быть примерно одинаковыми по уровню развития малышей). Дальше с этими группами деток ведется работа по развитию речи, но обучают их разными способами, чтобы выбрать наиболее эффективный. Далее исследователи смотрят на разницу полученных результатов у детишек. Потом результаты перепроверяются с другими группами детей. И на основании сравнения полученных данных делается вывод о том, какой способ развития речи в работе с детьми более эффективен и дает наилучшие результаты. И именно этот способ и рекомендуют всем использовать – и педагогам, и родителям. Так создавалась и создается теория и методика развития речи детей. И я как исследователь детской речи, разрабатывая свои авторские способы развития речи детей и игровые коммуникативные ситуации для речевых занятий с детьми, делаю точно также –обязательно проверяю в работе с детками все приемы развития речи, прежде чем рекомендовать их другим людям – педагогам и родителям.

Цель развития речи детей в дошкольном возрасте

Что же такое развитие речи детей дошкольного возраста на самом деле? Развитие речи имеет своей целью помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи СВОИ мысли, чувства, впечатления (обратите внимание – свои, т.е. не заучивать и повторять как попугай сказанное взрослым, а составить своё мнение о событии и выразить его в речи, доказать его, обсудить с другими).

То есть хорошо развитая устная речь ребенка должна быть: а) правильной (то есть без ошибок), б) «хорошей» по качеству, то есть красивой, образной, точной, богатой, выразительной. Вот наша цель развития речи малышей в дошкольном возрасте.

Сейчас всё чаще встречаются дети, которые считаются в семье гениями. Они знают наизусть огромные отрывки из энциклопедий. Но любая творческая или проблемная ситуация ставит их в тупик. Нет у них и красивой творческой выразительной речи. То есть нет у них базы,основы для развития способностей и развития речи.

Случай из моей практики. Ваню очень интенсивно развивали в семье, так как он был единственным сыном и внуком в семье профессуры. Развивали и речь Вани – но особенным образом: читали ребенку отрывки из энциклопедий и заставляли мальчика их пересказывать. Это было ежедневное задание – занятие Вани с родителями «по развитию речи». Пересказывал ребенок, действительно, на самом высоком для его возраста уровне – еще бы, ежедневные тренировки в семье давали свой результат! Семья считала, что хороший пересказ – главное, что потребуется Ване для успехов в школе. Но вот с речевым общением и с творчеством, а также с инициативой и любознательностью у ребенка были явные проблемы. Они в семье не поощрялись. Однажды я спросила Ваню (ему было 6 лет на тот момент): «Поплывет ли твой деревянный кораблик в воде?». А он мне отвечает: «Мне дедушка об этом еще не прочитал. Когда он прочитает – я Вам перескажу, что он сказал». И никакой попытки ребенка даже попробовать рассуждать, обобщать или практически проверить свою версию — запустить кораблик в воду и самому сделать вывод о его «плавучести» и ее причинах. Такие дети не могут сочинить сказку, познакомиться со сверстником во дворе, договориться с детьми. Хорошо ли развита их речь? Могут ли они выражать свои мысли? Нет. Увы, только повторяют чужие заученные мысли. Цель не достигнута, хотя усилий взрослыми в семье вложено было море, но, увы, не в том направлении! Ваня сейчас учится в школе – учится средне, без выдающихся успехов и без стремления к знаниям. Ведь в школе-то как раз важен не пересказ, а умение ребенка выделить главное в учебном материале, обобщить, сделать самостоятельный вывод, анализировать, сравнивать, а не повторять за взрослым. Родители разочарованы и обижены на Ванюшку. А Ване я не позавидую – ведь семья сама «загнала» его в этот «тупик» развития.

Это интересно: Когда методика развития речи только создавалась в России, в ней ставилась еще более интересная и еще более высокая по уровню задача – воспитать у ребенка не просто правильную выразительную речь, а индивидуальный стиль речи! Индивидуальный стиль речи есть у Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей – мы никогда не перепутаем авторов друг с другом, чувствуя их авторский стиль. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье (статья написана почти 100 лет назад, а какие глубокие и очень современные мысли в ней! И как хочется идти к этим вершинам!).

Увы, в современной ситуации уже не до этой задачи, т.к. обычно дети до такого уровня не «дозревают». Уже речь идет о том, что почти у каждого ребенка нарушение в развитии речи! Но ведь огромное число этих нарушений просто быть не могло, если бы с ребенком правильно занимались и общались в семье и в садике!

Итак, с целью и с типичными ошибками в определении цели развития речи, а также с тем, что такое методика развития речи, мы определились. Цель высокая, интересная, очень нужная всем нам в жизни, и главное для нас – начать двигаться вперед — идти к ней маленькими шажками.

Теперь поговорим об ориентировочных показателях речевого развития – или о «нормах» и мониторинге развития ребенка.

Часть 2. Кто придумал нормативы развития речи детей и зачем их надо знать.

Развитие речи – это процесс, который проходит у ребенка целый ряд этапов. И существуют ориентировочные показатели развития речи малыша в каждый его возрастной период. Все нормативы речевого развития детей, существующие в нашей стране – это результат серьезных, длительных и глубоких научных исследований развития ребенка.

Конечно, все дети очень индивидуальны! Но отставание от развития на 2-3 срока – это уже сигнал тревоги, который требует обращения к специалистам. И если помощь будет ребенку оказана вовремя, то всё будет хорошо. А вот если игнорировать отставание в развитии речи своего малыша, то могут быть проблемы в школе – большие трудности в письме и в обучении в целом. Развитие речи тесно связано с развитием мышления, с общением со сверстниками, поэтому очень важно, чтобы ребенок не испытывал проблем. А если проблемы есть — чтобы они решались вовремя.

Немного о словаре малыша и ориентировочных показателях в его развитии.

Буквально сегодня получаю комментарий на своем сайте: «Ха-ха-ха. 200-300 слов к 2-3 годам!» (подтекст — это нереально!) А ведь это современный минимум – норматив речевого развития. Читательница смеется над этими цифрами, т.к. действительно многие детки вообще не говорят сейчас в свои 2-2,5 года. И она считает это нормальным! Но эти цифры не случайны! Это минимум, не максимум! Давайте посмотрим, каков же максимум и что реально могут дети в свои 2- 3 года.

Для этого давайте вернемся к нашей истории. 1965 год. Это 49 лет назад. В этот год издана книга «Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет» под редакцией замечательного ученого – классика, исследователя раннего развития детей Н.М. Щелованова. Цитирую из этой книги:

«На третьем году жизни продолжается быстрое развитие речи ребенка. Словарь его растет с каждый днем. За год он увеличивается в 3-4 раза, достигая 1300-1500 слов (мое примечание – сравним эти цифры количества слов в словаре ребенка к трем годам!). Ребенок как бы на лету ловит и повторяет не только новые слова, но теперь уже и целые обороты речи, и с легкостью запоминает стихи, песни, сказки, хотя он далеко не всё понимает из того, что так быстро схватывает… Как уже не раз говорилось, уровень развития речи зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего, является общение его со взрослыми и речь взрослых». Это написано, когда меня и многих из Вас – дорогие мои читатели – еще не было на белом свете. Обратите внимание на цифру – 1300- 1500 слов!!! Не 300, а в пять раз больше!!!

Когда я читаю эти старые строчки про двухлетних детей, я невольно сравниваю двухлеток 1965 года и современных, даже еще не говорящих деток. И это при том, что все мы интенсивно занимаемся с пеленок «ранним развитием», покупаем дорогостоящие игрушки, водим в центры чуть не с шести месяцев и платим за это достаточно большие деньги. А дети-то отстают в развитии речи от сверстников прежних лет! И отстают по базовым показателям! И ведь речь – это знают все специалисты – это зеркало общего развития малыша, в котором отражаются все его достижения и проблемы. Почему же это «зеркало» показывает нам сейчас такие печальные результаты? Может быть, мы что-то очень важное утеряли или упустили в гонке за неважным и поставили другие цели развития речи? Да! Это так!

И когда это важное вновь возрождается – уходят речевые проблемы! Когда мы начинаем:

— правильно использовать с пеленок колыбельные, потешки, пестушки, переклички,

— прислушиваться и присматриваться к своему малышу и идти за ним,а не пытаться навязывать ему свои представления и идеи,

— вести общение с учетом формы общения с ребенком, характерной для данного возраста,

— когда мы по ходу обычных дел привлекаем внимание ребенка к слову и выражению своих мыслей и чувств,

— когда стараемся не сами говорить, а создавать ситуации активного говорения малыша –

тогда дети меняются вслед за нами и происходит резкий скачок в развитии речи малышей! Как иногда хочется, чтобы дети сами по себе изменились. Это нереально. Когда изменяемся мы – взрослые – вслед за нами изменяются наши дети и их речь тоже!

Это уже доказано многими мамами с детками, которые прошли мой Молчавшие дети не только заговорили на этом курсе прошлой осенью, но и теперь – через год – стали говорить лучше сверстников! Этот результат – не «волшебная пилюля», это душевный труд родителей, но труд очень благодарный, радостный, творческий и интересный! И еще – это результат понимания этими мамами и папами закономерностей развития речи. А когда понимаешь не только «что и как делать», но и «зачем и почему именно так делать», то просыпается внутри творческий родник, всё становится ясным и понятным, укладывается в систему. И становятся не нужны лишние «развивающие» курсы и игрушки. Так как уже есть понимание – что действительно нужно ребенку для развития, а что — нет.

Небольшую «шпаргалку» по развитию речи малышей в ходе повседневной жизни Вы найдете в статье А если этому хотите научиться и узнать все подробности – добро пожаловать на мой курс. Запишитесь, и в рассылке получите информацию о наборе новой группы. Рекламу курсу я не даю, так как всегда количество желающих учиться на нем больше, чем количество мест в группе курса, который идет с моей индивидуальной поддержкой каждой участнице и ее малышу.

Почему так важно знать нормативы речевого развития? Или о мониторинге речевого развития малышей.

Нужны ли нормативы и надо ли их знать, если все дети имеют индивидуальные особенности развития? Да, нужно. Хотя очень часто в сети я читаю в мамских форумах, что «нашлись старперы — нормативы придумали, всех под одну гребенку подгоняют». Конечно, это пишут те, кто ничего не знает о нормативах – ориентировочных показателях развития малышей. Или те, кто предпочитает не решать проблемы развития речи своего малыша, а спрятать голову в песок как страус – тактика не самая лучшая. Любая проблема в развитии речи ребенка решаема, если ее решать и обратиться вовремя к специалистам!

«Ориентировочные» – они не зря так названы. Они для нас как ориентир – маяк в пути по морю развития малыша. И надо этот маяк заметить и понимать, что он нам сигналит.

Для чего очень важно и нужно их знать? Чтобы отслеживать динамику развития своего малыша. Чтобы если вдруг будут проблемы – то их тут же заметить, обратиться к специалисту – врачу и логопеду и не терять драгоценное время. Чтобы не просто смотреть, а видеть своего малыша – что постоянно меняется в нем, чему новому он научается, в чем ему нужна помощь, где он особенно силен, а где пока не получается и надо его поддержать дополнительными играми и упражнениями.

Это важно знать: При мониторинге развития речи ребенка важно даже не то, сколько он умеет сейчас, а динамика в его развитии. И важно видеть, что малыш обучается новому, что всё время в его развитии происходит движение вперед . А вот если такого движения нет – то тут есть повод задуматься. Задержке в развитии могут способствовать две причины:

А) либо мы — взрослые – «отстали» от ребенка и даем ему старые задачи, которые он давно перерос. И пора бы уже давать ему более сложные задачи речевого общения по его возрасту

Например, мы понимаем малыша с полувзгляда, угадываем сразу, что ему будет нужно и что он хочет. Зачем тогда ребенку речь? Она просто не нужна в его жизни! Речи и нет! Это одна из причин того, что у ребенка речь не появляется вовремя – и очень частая причина, которую, к счастью, легко преодолеть и всё исправить, и малыш скоро заговорит.

Б) Либо есть проблемы в развитии ребенка и стоит проконсультироваться у специалистов.

Приведу примеры важности знания родителями и педагогами нормативов развития.

Пример 1. Детский лепет. Все детки начинают лепетать, даже глухие! Причем лепетать они начинают примерно в один и тот же срок. И это касается деток самых разных национальностей и из разных социальных слоев. Удивительно, но это научно доказанный факт! Складывается впечатление, что лепет появляется и развивается сам по себе, и ребенок лепечет «сам для себя». Но – что важно знать: у глухих детей лепет постепенно угасает (кстати, лепет угасает и в другом случае – если мама не общается с малышом, например, если малыш находится в доме ребенка). У глухих малышей лепет не усложняется (есть определенные стадии усложнения лепета в норме развития ребенка, которые описаны в рубрике «Развитие малыша от рождения до года»).

Поэтому если:

А) ребенок не лепечет (а ему, например, уже 10 месяцев),

Б) лепет у него появился, но не усложняется, а остается на том же уровне,

В) лепет появился, а потом начал затухать

– то надо сразу же обращаться к специалистам.

Пример 2. Пища ребенка и… развитие речи. В «нормативах», то есть в ориентировочных показателях развития ребенка дается примерный возраст, когда мы начинаем приучать малыша к твердой пище. Казалось бы, какая разница, когда начать давать ребенку твердую пищу? Оказывается, это очень важно! Я знаю своих знакомых, которые до 3 лет игнорировали твердую пищу, и всю пищу для сына обрабатывали в блендере (медицинских показаний к этому не было, просто мама так хотела – ей казалось, что так будет лучше для пищеварения малыша). Результат – ребенок имеет огромные проблемы с артикуляцией и очень плохо говорит!

Давайте разберемся, почему так важна твердая пища и как это влияет на речь.

Если малыш после года или даже после 2 – 2,5 лет питается только протертой пищей, то ему трудно будет начать хорошо говорить. Почему? Потому что для речи требуется умение управлять мышцами, находящимися в ротовой полости, и умение контролировать дыхание. А жевание твердой пищи – это не просто питание тела и еда, а и развитие способности координированной работы мышц. Еда для самых маленьких – это своеобразная «артикуляционная гимнастика», которая «проводится» 3-4 раза в день (сколько раз ребенок пожевал твердую пищу, столько раз и потренировал свои мышцы, то есть сделал такую «гимнастику»). Нужно это знать? Да! И вовремя начать давать ребенку сухарик, фрукт, печеньице, сухофрукт. А также давать трубочки для коктейля чтобы пить из них сок или играть с ними – выдувать пузыри. Это тоже полезно для развития мышц.

Вот почему нормы развития речи ребенка — это не просто так написанные слова, в них заложены очень глубокие факторы и закономерности развития малыша. Но эти закономерности и факторы сразу беглым взглядом не видны, если смотреть на нормы поверхностно! Их еще надо увидеть и понять. Я рада, что сегодня нам удалось заглянуть поглубже! Буду и дальше раскрывать некоторые секреты развития ребенка, знакомые профессионалам. А если будет желание у Вас узнать такие секреты – пишите:-), буду рассказывать на сайте и на своих курсах. И уже рассказываю очень много на курсе, о котором писала выше. Есть задумка сделать и творческую мастерскую — практикум по сообщению таких секретов и совместному составлению – придумыванию семейных речевых досугов и занятий. Поэтому буду рада узнать Ваши пожелания и интересы. Пишите в комментариях!

Часть 3. Задачи развития речи.

Итак, мы определили, что развитие речи – это не узкое направление работы со звуками или обучения чтению, а это очень широкая область, очень важная в развитии ребенка. Что же включает в себя развитие речи – какие направления в нем выделяются:

  1. Звуковая культура речи – правильное звукопроизношение, ритм, темп, тембр, интонация, речевое дыхание, дикция и другие показатели «звучащей речи».
  2. Развитие словаря: включает три линии – а) обогащение словаря новыми словами, б) активизация словаря, в) уточнение словаря (то есть умение подбирать наиболее точное и уместное в данной ситуации слово).
  3. Усвоение грамматического строя речи: а) морфология (то есть умение правильно и без ошибок согласовывать друг с другом слова в предложениях – например, говорить «краснЫЕ сапожки», но «краснОЕ платье», а не «красныя сапожки», «красныя платье»), б) синтаксис (умение строить предложения и тексты разных видов), в) словообразование (умение образовывать новые слова от известных по аналогии, например: строит – строитель, учит — учитель, развитие языкового чутья и словотворчества)
  4. Развитие связной речи – умение строить диалог и монолог (описание, повествование, рассуждение), творческое сочинение сказок, небылиц, рассказов, загадок.
  5. Подготовка к обучению грамоте – ознакомление со словом, звуком, предложением, слогом, овладение звуковым анализом слов. Первоначальное обучение чтению (это не обязательная для дошкольников часть программы, поэтому она есть не во всех программах дошкольного образования, но большинство современных детей к школе уже свободно читают, и это требуют от будущих первоклашек многие школьные учителя).

В продолжении статьи на следующей неделе Вы узнаете о том, как эффективно решать некоторые из этих задач и какие типичные ошибки обычно допускаются, как их можно преодолеть. Мы поговорим о презентациях по развитию речи – какие из них полезны, а какие бесполезны для развития речи детей, о том, как найти время для развития речи малышей, о том, как с делать речевые занятия интересными и многом другом интересном. Вы узнаете не только о моем опыте, но и об опыте мам — читательниц сайта «Родная тропинка».

Полезную информацию о развитии речи детей Вы услышите в представленных ниже видеолекциях из цикла «Поговори со мною, мама». Лектор — Т.Д. Яковенко, преподаватель психологии и детской литературы НГПУ.

Лекция 1 «Речевое и литературно-художественное развитие детей дошкольного возраста» (с 3 лет)

Лекция 2. Развитие речи самых маленьких деток — от нуля и до трех лет

А завершить первую часть я хочу стихотворением Сергея Скачко о родном языке и речи:

С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.

Смешно и грустно слышать, право,
Как эллочек и фимок рать
К заморским «ингам”, „шн” и “вау”
Его, кряхтя, хотят прижать.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Здравствуйте! Меня зовут Валасина Ася. Я автор сайта для родителей и педагогов «Родная тропинка» и ведущая бесплатной Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!». Давайте познакомимся 🙂 .

  • По профессии я педагог-практик, кандидат педагогических наук.
  • Очень люблю свою профессию, твердо знаю, что это мое призвание от Бога и стараюсь работать от души, с любовью, искренностью и теплотой к каждому ребенку и каждому взрослому читателю сайта.
  • Всегда очень рада успехам наших читателей и их деток, переживаю за каждого и стараюсь поддержать.
  • Для меня очень важно качество моей работы и ее результаты, поэтому я постоянно учусь и повышаю уровень своего мастерства, изучаю новые методы, читаю научные исследования чтобы лучше понимать достижения и трудности каждого малыша, их причины и уметь лучшим способом ему помочь в раскрытии способностей и талантов и преодолении трудностей.

Почему я работаю педагогом и делюсь с вами своим опытом на этом сайте? С детства я знала, что я хочу и буду работать с маленькими детьми. Я очень любила играть с малышами, много возилась с маленькими двоюродными братьями и сестрами, еще будучи школьницей начала читать педагогическую литературу. Это не очень понимали окружающие меня взрослые. Учитель – еще понятный выбор профессии, но работа с малышами считалась совершенно несерьезным занятием для девочки, которая явно закончит школу с медалью!

Помню, как наш участковый врач – педиатр сказал мне (тогда еще ребенку), что в моей будущей профессии ничего хорошего нет, «только горшки выносить» (цитата). Но уже тогда я чувствовала, что это неправда. Еще будучи ребенком, я твердо в душе понимала, что именно в «малышовые» годы развития человека закладывается самое-самое главное, что нельзя упустить. Только это видят и понимают, увы, не все! Как говорил Януш Корчак: „Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.“

Когда я впервые осознала, что я сделала правильный выбор профессии? Я помню этот день до сих пор. Светило весеннее солнце, в нашем классе шел урок физики. А наша завуч школы и одновременно учительница физики в моем классе выставила меня с этого урока на улицу с… метлой в руке, заставив идти подметать школьный двор вместо ее урока. За что? За то, что я ей честно сказала, что решила поступать на факультет педагогики и психологии, и по ее мнению, этим могла «испортить» себе жизнь. Мне был дан шанс на «подметание и осознание неправильности своего решения». Но результат такой «воспитательной меры» был другой. Я помню, как с радостью подметала в тот день двор и была счастлива от того, что выбрала замечательную профессию. Я поняла тогда, что никто и ничто не свернет меня с этого пути. И теперь я понимаю, как я была тогда права, ведь это мое призвание. И уже тогда я его чувствовала в своей душе!

КТО Я ТЕПЕРЬ ЧЕРЕЗ 28 ЛЕТ ПОСЛЕ ТОГО «ДНЯ С МЕТЛОЙ»:
✅ кандидат педагогических наук (специальность «теория и методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста»),
✅ специалист в области развития речи детей и дошкольной педагогики, педагог – практик, победитель конкурсов профессионального мастерства «Учитель года» и «Московские мастера» (2002 год),
✅автор многих игр, сценариев курсов, популярного интернет-ресурса с посещаемостью от 5 до 10 тысяч читателей в сутки (без всякой рекламы), а также статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Современный детский сад», «Воробышек», «Карапуз», «Расти, первоклашка», «Игры и игрушки», «Игры и игрушки. Эксперт», «Детские вопрос: семейно-педагогический альманах», гость передач на «Детском радио» (передача «Только для взрослых»),
✅ и просто человек, влюбленный в свое дело, в родную речь, в родную культуру, в замечательных детей – малышей и их мам,

конечно же, еще я мама и жена, как и все мои дорогие читательницы,
✅ а еще я волшебница. Я получаю море вдохновения и радости от ведения курсов, занятий с детьми, придумывания для малышей сказок, праздников, игровых обучающих ситуаций и познавательных рассказов.

Дошкольный возраст – сензитивный период развития речи в жизни человека. «Сензитивный» означает очень значимый, особо чувствительный, период закладывания способностей. И те возможности, которые заложены в этом периоде, нужно использовать в полной мере . Наверстать упущенное бывает очень и очень сложно.

Как я стала вести этот сайт? История создания «Родной тропинки». Я никогда раньше не думала, что буду вести свой сайт. К этому меня привёл случай. Однажды в 2011 году ко мне подошла подруга – логопед по образованию и мама очаровательной двухлетней дочурки – и спросила: «Где можно найти информацию по развитию речи детей нормально развивающихся, ведь логопед – это уже когда у ребенка есть нарушения? А как их предупредить? Что могут сделать мамы «домашних детей» для полноценного речевого развития в каждый возрастной этап? На что нужно направить усилия в первую очередь, а с чем лучше не спешить? И что делать тем мамам дошкольников, чьи дети ходят в садик, увы, не лучший. И потому приходится родителям самим обучать и развивать малыша по всем направлениям. И как выстроить программу домашних занятий?». Я ей уверенно ответила: «Посмотри в Интернете». На что подруга скептически возразила: «Там этого нет. Есть разрозненные стишки, зарядки, потешки, сказки, куча отдельных приемов и всё. Профессионального сайта по этой проблеме, который дал бы систему обучения малышей , научно-обоснованные подходы, причем доступным языком, нет. А то, что есть, бессистемно и потому не даст результата. Либо есть сайты, написанные специалистом для специалистов (а потому не подходящие для семейного образования детей), либо написанные мамами для мам и поэтому бессистемные. Сайта, который бы сделал специалист — профессионал в области дошкольного образования специально для мам еще нет ». Я не поверила ей. Но, просмотрев десятки сайтов для мам, поняла: «Этого действительно почти нет в Рунете.

На тот момент в интернете действительно совсем не было специализированного сайта для мам, сделанного не мамой, а специалистом — профессионалом высокого уровня в области дошкольной педагогики, который дал бы в руки понимание закономерностей развития малышей и инструмент – как быстро, просто, играючи, но при этом качественно, грамотно, эффективно развивать речь, умственные, коммуникативные и творческие способности ребенка дома и знакомить малыша с окружающим миром». Так родилась идея сайта «Родная тропинка».

В своих статьях на сайте «Родная тропинка» я хочу дать своих читателям доступным простым и интересным языком научные представления о развитии малышей и предупредить возможные ошибки — т.к. слишком много в сети мифов об обучении детей, да и просто грубых ошибок, основанных на некомпетентности авторов, чаще всего копирайтеров или рерайтеров, а не специалистов.

Я хочу, чтобы каждая семья независимо от места проживания и уровня доходов могла получить качественную профессиональную помощь в развитии и обучении своего ребенка, могла развивать способности своих малышей с радостью и вдохновением, получая хорошие результаты.


Какие интересные мероприятия проходят на сайте «Родная тропинка»? Кроме статей в блоге, на сайте есть много интересных мероприятий. Назову здесь некоторые из них.

  1. Мастерская развивающих игр. С 2013 года «Родная тропинка» стала центром огромного значимого ежегодного события — Бесплатной Творческой Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!». C 2014 года в Мастерской игр ежегодно принимают участие более 5 тысяч человек из 27 стран мира и почти 20 сайтов детской тематики. Я очень рада, что у нас сложился дружный коллектив авторов, спонсоров, информационных партнеров, вместе с которыми мы можем принести еще больше пользы людям. А это для меня главное. И еще я очень рада, что у нас в Мастерской очень теплая атмосфера сотрудничества и взаимоподдержки авторов и участников, которой так не хватает в современном мире.
  2. Дистанционные курсы для родителей и педагогов по развитию речи и мышления детей, песочной терапии, развитию музыкальных способностей детей, сочинению колыбельных — оберегов для ребенка, развитию эмоционального интеллекта малышей и другие. Каждый курс «Родной тропинки» создан специально для родителей профессионалом — специалистом высшего уровня в этой области, имеющим профильное образование в данной области, авторские разработки и огромный опыт работы с детьми и родителями. Мой девиз сайта «Профессионально — о развитии ребенка».

3. Живые встречи читателей «Родной тропинки» со мной и другими авторами наших курсов в Москве: мастер-классы, беседы, игротеки. Мы уже провели несколько встреч с детской писательницей, педагогом и психологом Оксаной Стази, замечательные мастер-классы по математическим и логическим играм для малышей Татьяны Барчан. Я с удовольствием провожу игротеки и мастер-классы для взрослых «Играем в семье». Нам удалось организовать и встречу наших маленьких участников проекта — мы встретились нашим детским коллективом курсов сайта в сказочном дворце в Коломенском и провели там незабываемый день с экскурсией, творческим мастер-классом во дворце и чаепитием.

4. Библиотека бесплатных книг и курсов для родителей, которые можно получить по подписке: «50 игр и затей для развития речи детей», «Развитие речи: что важно знать и что делать. Аудиокурс для родителей с игровым приложением», «Готовимся к школе: 5 секретов успеха», «Чек-лист: развитие речи в семье», «Школа добрых помощников Деда Мороза», «Обучаем грамоте с удовольствием» и другие.

Я очень хочу, чтобы всем вам — читателям, подписчикам и гостям сайта — было на нём уютно, удобно, интересно, чтобы Вы получили не только нужную информацию, но и удовольствие. А поэтому я с удовольствием приму все Ваши пожелания, комментарии, вопросы, предложения. Желаю всем читателям сайта радости общения с детьми, творческого вдохновения, новых открытий и успехов!

Мне можно написать на почту сайта:

Приходите к нам на Мастерскую игр (она бесплатна и доступна всем), на наши курсы, на наши встречи в Москве (репортаж об одной из них Вы найдете здесь — посмотрите, какую радость приносит настоящая Игра и нашем дружном кругу единомышленников! —


Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.