Быстрый способ научить читать 5 лет. Чтение «по вершкам и корешкам». методик, проверенных временем

Всесторонне развитый ребенок является мечтой каждого современного родителя. Особенно важно для мам и пап, чтобы их кроха научился рано читать. Ведь многие школьные учреждения ждут первоклассников, которые уже владеют навыками чтения, а также умеют считать и писать.

Сегодня разработано множество методик и систем, которые помогают родителям самостоятельно научить ребенка читать. Но многие родители теряются и не знают, в каком возрасте начинать обучать малыша навыкам чтения и какую методику для этого выбрать. Рассмотрим все по порядку.

Когда учить ребенка читать

Мало кто из взрослых задумывается над тем фактом, что чтение является достаточно сложным процессом, который заключается не только в выучивание букв, умение образовывать из них слоги или даже воспроизводить длинные предложения.

Суть обучения чтению заключается в том, чтобы малыш умел осознанно воспринимать и воспроизводить текст.

В связи с этим, ответ на вопрос о том, когда разрешается учить ребенка читать типа «Чем раньше, тем лучше» является неправильным. Невропатологи предупреждают родителей, что раннее обучение малыша чтению в некоторых случаях может ему навредить. Ведь нервная система и мозг человека развивается постепенно. Если начинать принудительно влиять на отделы головного мозга ребенка, которые еще физиологически не готовы функционировать в полную силу, то возможно развитие невроза, бессонницы и других психологических проблем.

Каждый из родителей может самостоятельно определить физиологическую готовность своего маленького чада к чтению:

  1. У малыша развита и полностью сформирована речь. Он не только говорит сложными предложениями, но и в состоянии составить небольшой связный рассказ.
  2. У ребенка полностью развит фонематический слух. Малыш без труда может самостоятельно определить звук в начале, в конце и в середине слова.
  3. Ребенок уже правильно произносит все звуки, а также у него нет нарушения ритма речи, мелодики и других логопедических проблем.
  4. У крохи полностью сформировалась пространственная ориентация.

Педагоги и психологи рекомендуют родителям начинать обучать чтению детей не раньше 5 лет. В данном возрасте мозг ребенка способен без труда освоить любые знаковые системы. Но, каждый малыш индивидуален, и в практике существуют случаи, когда дети начинают самостоятельно читать и в более раннем возрасте.

Методики раннего обучения чтению

Сегодня разработано множество методик, которые помогают малышам быстро научиться читать с помощью родителей. Рассмотрим наиболее актуальные из них более детально:

Правильно учить ребенка читать: методика Зайцева

Суть данной методики, которая успешно используется уже более 20 лет, заключается в том, что малыши изучают сразу не звуки и буквы, а склады. Статичные кубики Зайцева способствуют освоению крохой именно фонетического состава языка.

Данный дидактический материал включает 12 групп. Кубики могут быть золотыми, деревянными и железными, внутри которых находится разнообразный наполнитель. В игровой форме ребенок учится различать согласные и гласные звуки, а также твердые, мягкие и глухие звуки. В набор для раннего обучения чтению включаются не только кубики Зайцева, но и специальные таблицы, которые показано размещать чуть выше роста ребенка на стене, и аудиокассеты.

Родители в процессе обучения чтению должны не проговаривать склады, а петь.

В методике Зайцева данный прием называется «попевки». При этом следует использовать таблицы, которые способствуют более активному запоминанию материала. В результате систематических занятий дети могут легко запомнить около 246 складов русского языка.

Следует отметить, что методика Зайцева больше актуальна для «леворуких» детей, которые быстро и легко воспринимают склад и слово целиком, а также для детей с психически-эмоциональными нарушениями. При этом скорость обучения ребенка зависит от его возраста. Если малышу больше трех лет, то через полгода он сможет научиться читать. При этом заниматься с малышом следует не меньше двух раз в неделю. Длительность занятия 15-30 минут.

Педагоги не считают методику Зайцева идеальной для ребенка и отмечают в ней как плюсы, так и минусы. Положительной стороной методики являются такие моменты:

  • ребенок в игровой форме запоминает сочетание букв и ему не нужно думать, как прочитать склад;
  • на кубиках Зайцева изображены правильные сочетания букв, которые в дальнейшем помогут ребенку писать грамотно;
  • система Зайцева не привязана к какой-либо возрастной категории;
  • ребенок может самостоятельно играть кубиками Зайцева, обучаясь раннему чтению;
  • кубики Зайцева положительно влияют на развитие органов чувств и мелкой моторики.
  • Данная методика отличается и некоторыми негативными явлениями:
  • ребенок, выучившийся читать по данной методике, часто проглатывает окончания и ему трудно понять состав слова, так как он изучал сразу склады;
  • трудности в первом классе с фонематическим разбором слова, так как в методике Зайцева звуки отмечаются совсем другими цветами;
  • непоследовательность метода;
  • дорогие пособия и длительная подготовка к началу занятий.

Правильно учить ребенка читать: методика Глена Домана

Суть данной популярной методики американского ученого заключается в том, что малыш не запоминает звуки или склады, а автоматически осваивает целые слова. Для этого используются специальные карточки, с изображением слова и предложения. Родители показывают малышу определенную карточку в течение 15 секунд и громко называют ее значение.

Занятия по данной методике должны осуществляться регулярно и первоначально длиться около 5-10 минут. В результате малыш не только быстро научится читать, но у него будет развиты интеллектуальные способности, фотографическая память, внимание и умение концентрироваться на определенном объекте. Плюсы данной методики следующие:

  • методику можно использовать с самого рождения крохи;
  • занятия смогут самостоятельно организовать родители, без привлечения специалистов;
  • дидактический материал можно сделать самостоятельно;
  • малыш получает всестороннее развитие, так как карточки разнообразной тематики.
  • Педагоги определяют следующие недостатки данной методики:
  • ребенок в ходе обучения занимает пассивную позицию;
  • малыш не учится самостоятельно читать, а только слушает информацию и ее анализирует;
  • невозможно проявить креативность в процессе обучения;
  • процесс обучения однотипный: нужно ежедневно демонстрировать малышу разнообразные карточки;
  • дети, которые старше трех лет, не очень охотно воспринимают данную методику.

Правильно учить ребенка читать: система развития Павла Тюленева «МИР»

Данная методика сегодня актуальна для многих родителей, особенно книга автора «Читать раньше, чем ходить». Педагог и новатор уверен, что малыш может с легкостью к году складывать буквы в слова, а к двум годам - бегло читать. Для этого с крохой нужно заниматься с самого рождения, а именно демонстрировать карточки с буквами, громко их озвучивая.

Особенно важны первые четыре месяца ребенка, когда его мозг активно воспринимает любые графические изображения.

При этом важно, чтобы в поле зрения малыша не попадали какие-либо игрушки или отвлекающие внимание посторонние предметы. Таким образом, для ребенка создается благоприятная развивающая среда, которая содействует активному обучению в будущем чтению. Автор методики предлагает родителям пропустить образную и сенсорно-моторную стадию развития крохи.

Правильно учить ребенка читать: классический способ обучения - Букварь

Данное пособие отличается разнообразными картинками и изображениями на страницах любимых героев. Принцип этой традиционной методики заключается в том, что малыш учится соединять в слоги отдельные звуки, а полученные слоги - в слова. При этом ребенку предоставляются специальные предложения на различные сочетания гласного с согласным звуком и наоборот. Важно, чтобы в приобретенном родителями букваре не были сразу представлены все буквы алфавита, а потом подана информация о соединении их между собой. Наилучшим вариантом является букварь, в котором данный процесс осуществляется параллельно. Ведь именно в ходе множества складываний ребенок учится активно читать и осознает основные его принципы.

Следует отметить, что многие родители, апробировав множество современных методик, возвращаются к традиционной методике обучения чтению. Конечно, данная методике не является легкой и простой, но она дает возможность малышу самостоятельно проанализировать полученную информацию и прочитать первые склады и слова, а потом небольшие предложения.

Легкий способ правильно научить ребенка читать

Предлагаем вам освоить самый простой способ научить читать ребенка. Данный способ состоит из нескольких этапов. Рассмотрим их более детально:

Учим только гласные буквы

Для этого родители должны подготовить специальный дидактический материал: кружочки диаметром 10 см красного цвета. На этих кружочках необходимо написать все 10 гласных букв. Данный цвет выбран не случайно, так как в звуковых схемах гласные звуки обозначаются точкой именно красного цвета. Ознакомьте малыша с каждым гласным звуком отдельно и пропойте вместе с ним его название. Кружочки с гласными звуками можно расклеить по дому и периодически просить кроху спеть песенку для того или иного звука. Через некоторое время измените местоположения кружочков.

Данный прием можно уже не применять, если кроха запомнил все песенки правильно.

Далее можно поиграть с малышом в интересные прятки с гласными звуками. Для этого, возьмите текст с достаточно крупным шрифтом или напишите самостоятельно простые слова на отдельных листах бумаги. Задача ребенка заключается в том, чтобы найти спрятанную в слове гласную букву. Благодаря этой игре малыш лучше запомнит графическое изображение буквы, а также научиться выделять букву из слова, независимо от ее цвета и размера.

Учимся читать отдельные слоги и простые слова

Когда малыш полностью выучил гласные звуки, можно перейти к процессу соединения их в слоги. При этом воспользуйтесь следующей методикой. Например, сегодня вы будете знакомить малыша с буквой Н. Следует отметить, что для малыша не важна информация о том, является ли изучаемая буква твердой или мягкой. В первую очередь обратите внимание ребенка на особенности ее графического изображения и придумайте, с какими предметами ассоциируется буква. Постарайтесь создать в голове малыша четкий образ буквы Н.

Далее приставляем изучаемую букву к готовым красным кружочкам с гласными буквами и читаем вместе с малышом образованный слог. Можно полученные слоги пропеть, произносить с различной интонацией и использовать другие приемы, чтобы малыш понял принцип образования слога. Данное занятие должно осуществляться в игровой форме и не превышать 10 минут.

После того, как кроха освоит два или три согласных звука можно учиться составлять простые слова из трех или четырех букв. Например: со+к, со+н или но+с. Для этих целей можно подготовить карточки со слогами и буквами или использовать магнитную азбуку.

Чтение сложных слов

Когда малыш научиться читать отдельные слоги и небольшие слова, можно приступать к чтению сложных слов, состоящих из 6 и более букв. Для более быстрого результата напишите знакомые слова для ребенка на листке бумаги и расклейте их по дому.

Прочитайте с крохой вместе все новые слова несколько раз. Далее в течение дня в игровой форме повторяйте данные слова несколько раз. При этом можно менять месторасположение листочков со словами. Когда первую группу слов вы уже с ребенком освоили, приступайте к новым словам.

Кроме этого, повторяйте периодически ранее изученные слова.

Выше изложенный способ поможет малышу быстро научиться читать сначала слоги, а потом слова. Достаточно 15 минут в сутки уделить внимание данной методике, и ваш ребенок скоро будет читать отдельные предложения и маленькие истории.

Правила для успешного обучения чтению

  1. Обучение ребенка должно осуществляться в игровой форме, так как в данный возрастной период именно игра является активной формой познания мира.
  2. Интерес к занятиям должен постоянно поддерживаться многофункциональными пособиями и увлекательным дидактическим материалом.
  3. Эффективнее всего для малыша являются короткие занятия последовательного характера.
  4. Ваши объяснения должны быть четкими, короткими и емкими, так как дошкольник не способен воспринимать длинные и многочасовые инструкции.
  5. Начинайте малыша обучать чтению только в том случае, если его устная речь полностью развита и нет дефектов в звукопроизношениях.
  6. Структура вашего занятия должна включать не только обучающую часть, но и короткие разминки, физкультминутки, пальчиковую гимнастику и прочие мероприятия.
  7. В процессе занятия будьте последовательными, гибкими и терпеливыми.
  8. Не сравнивайте достижения своего малыша в обучении чтению с успехами других детей. Ведь для каждого ребенка характерен собственный индивидуальный темп приобретения навыков чтения, зависящий от многих факторов.
  9. Не начинайте заниматься с малышом, если у него или у вас плохое настроение. Данные занятия не будут эффективными и негативно отразятся на дальнейшем развитии малыша.

Следует отметить, что процесс обучения чтению является длительным и многогранным процессом. При этом у малыша вырабатывается собственный темп познания основ чтения.

Родители в первую очередь должны ориентироваться не на модные методики раннего обучения, а на индивидуальные особенности развития у крохи мышления, памяти и внимания. Ведь от того, насколько правильно вы будете учить ребенка читать, зависит, вырастет ли из него грамотный и вдумчивый читатель.

10 правил как научить ребенка читать по слогам

Мои дети рано научились читать буквы, а затем уже и по слогам здорово шпарили. И вот знакомые попросили рассказать им, как правильно научить ребенка читать. Дело в том, что они начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» - это буква «Эм», «Б» - это буква «Бэ» и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? «Только все испортили», - сказала я.
Поэтому в данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.

Вот основные моменты, которые будут рассмотрены в этом материале:

Итак, вот основные правила

1) Первое.
Совет по выбору методики и пособия.
Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова (см. фото).

Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.
Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете). Я своих детей учила именно по этой методике, просмотрев до этого кучу других и остановившись именно на этой.

2) Второе.
Как правильно учить гласные и согласные.
Сперва учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.
Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.
Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.
Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.

3) Третье.
Повторение-мать учения.
Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.

4) Четвертое.
Читаем по слогам.
А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
Разберем слог «Ма».
Посмотрите в букваре, как первая буква слога - «М» - бежит ко второй букве - «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» - «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.

5) Пятое.
Учим несложные слоги.
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.

6) Шестое.
Учим более сложные слоги.
Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них - уже слов.
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

7) Седьмое.
Учим читать первые простые слова.
А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.

8) Восьмое.
Следим за произношением.
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу - не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.

9) Девятое.
В каком возрасте надо учить ребенка читать?
Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.
Другое дело, в 5 и даже в 6 лет - в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.

10) Десятое.
Учимся играя.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра - это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.

И последнее. При соблюдении всех этих 10 советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро - за 1,5-2 месяца. У меня они научились этому уже в 5 лет в летние каникулы, когда детский сад был закрыт.
А в первом классе они уже довольно бегло читали. И, кстати, большинство детей в первом классе уже умели читать и считать до десяти, так что моим детям не надо было их догонять.

Ну и напоследок две методики обучения чтению детей на видео:

1) На этом видео представлена традиционная методика:


2) А на этом видео представлен популярный в последнее время ребус-метод (но я все-таки считаю, что лучше всего использовать представленную мною методику):


Полина Васильева специально для женского сайта "Себе на заметку"

Родители, у которых есть маленькие дети, часто интересуются, с какого возраста можно научить ребенка читать по слогам, и какой самый лучший способ для этого?

Плюсы и минусы обучения на дому

Среди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:

  1. Плавающее расписание. Маме с ребенком не нужно торопиться, подстраиваться под расписание педагога или курсов.
  2. Возможность использовать разные методики. Обычно учитель, обучающие центры специализируются на узком направлении. Например, занимаются с детьми только с кубиками Зайцева, или по методике Жуковой. Дома путем проб и ошибок можно выбрать самую эффективную методику именно для вашего сорванца. Но на это уходит время.
  3. Индивидуальный подход. Дома занимаются не группами, а тет-а-тет. Можно посвящать теме именно столько времени, сколько необходимо единственному ученику, не поджидая отстающих и не торопясь за убегающими вперед.
  4. Сохраняется контакт с родителями. Дошкольнику эмоционально комфортно находится в сложные моменты рядом с родителями, а обучение чтению - это ответственное мероприятие.

Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:

  • Необученность родителей
    К сожалению, мамы и папы, не имеющие специального образования, совершают массу ошибок при обучении чтению Например, называют буквы с призвуком, делают паузы между фонемами в процессе складывания слогов, слов. Дети привыкают к неправильному чтению, а переучить их очень сложно.
  • Ребенок не социализируется
    В педагогических центрах малыш общается с другими взрослыми, привыкает к школьной обстановке, ответственности, учится поведению. Дома он такой опыт не получит.

Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе.

Подготовительный этап

Бесспорно, сложно пытаться что-то объяснить годовалому малышу и учить его произносить слова или их части, хотя и возможно. Согласно, последних исследований, специалисты полагают, что начать учить простые слова и соединять слоги некоторые малыши могут уже с 2 или 3 лет.

Впрочем, в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей лишней для них информацией, но уделить больше подготовительному этапу: помочь крохе развить , выучить буквы.

Развитию фонематического слуха способствует чтение и заучивание потешек, коротких стишков и песен.

Изучение букв лучше проводить .

Творческие приемы для запоминания букв:

  1. Обводить, раскрашивать, заштриховывать буквы карандашами.
  2. Лепить буквы из пластилина и кинетического песка.
  3. Выкладывать буквы из палочек, мозаики, кубиков.

Приемы для запоминания букв для дошкольников: лепка пластилином

Когда ребенок готов учить слоги?

  • кроха уже достаточно хорошо выговаривает слова;
  • более-менее отчетливо произносит отдельные звуки, не глотая их;
  • выговаривает букву “р”, или старается это делать;
  • не имеет значительных искажений при произношении.

Почему важно, чтобы раннее обучение чтению происходило в правильное время? Мы учимся читать буквы и слоги, имея речевые навыки. Дело в том, что если научить ребенка 2, 3 или 4 лет читать, складывать буквы, не научив его правильно говорить, те же ошибки могут отображаться и в заданиях по чтению, и в дальнейшем письме. В будущем малыш будет путать звуки и буквенные обозначения, а переучивать гораздо сложнее, чем изначально обучить правильно. Поэтому, следует сразу настроиться: учим слоги правильно .

Еще одним важным фактором успешного обучения дошкольников чтению является способность учащихся детей анализировать текст, понимать, что перед ними находятся не просто картинки, но именно буквы, которые, в свою очередь, обозначают конкретные звуки. И уже затем, приходит осознание того, что буквы можно комбинировать вместе и составлять слоги для обучения чтению. Подобное понимание обычно приходит не раньше, чем к 4-5 годам, а иногда и в 6 лет – именно такой возраст считается идеальным для обучения. Как научить читать ребенка в возрасте 5-6 лет?

Сразу стоит отметить, что обучение чтению дошкольников – процесс довольно кропотливый и ответственный. То, что они уже готовы к тому, чтобы учиться читать в 5 лет, еще не означает, что это получится быстро и эффективно. Не стоит сразу же перегружать детей прочитанной информацией и учить читать по слогам слова с утра до вечера.

Следует придерживаться следующего темпа: прочитали, повторили несколько раз, отдохнули.

Методики

Какова же наиболее хорошая и эффективная методика обучения чтению? На этот счет существует немало мнений, выдвигается масса аргументов в пользу тех или иных методологических разработок и подходов. Большинство специалистов склоняются к тому, что первое, с чего следует начинать чтение по слогам – использовать букварь для обучения чтению или кубики, где буквы и слоги сопровождаются красочными изображениями.

Обучение по методу Домана

Глен Доман долго исследовал интеллектуальные возможности детей и пришел к выводу, что основная информация укладывается в мозг до 6 лет, а на осваивание уходит минимум времени.

Карточки нужно показывать ежедневно, удерживая в зрительном контакте пару секунд. Количество демонстрируемого материала увеличивается постепенно. Например, в первые 3 дня показывайте 2-3 карточки, не меньше 2-4 раз в день. На 4-7 день, по 5 карточек. И так далее.

Молниеносного результат не ждите, но через месяц или полтора ребенок будет знать и читать уже более 30 слов. Начинать обучение можно с пеленок.

Чтение по слогам

Ей владеют все родители. Именно по этой системе учили читать детей в советской школе. Сначала малыш учит алфавит, потом складывает их в слоги, простые слова. Это лучший вариант для домашнего процесса учения. Он понятен непрофессиональным педагогам и детям. Усваивается легко, приносит хороший результат за короткий период времени.

Чтение по складам

Ребенку нужно выучить гласные. Закрепить их основательно. Затем переходите к осваиванию согласных, одновременно присоединяя к ним певучие звуки для прочтения.

При прочтении слово делится не на слоги, а на склады. Например, ЧА-Ш-КА. Каждый согласный отвечает за один склад.

В наборе 52 единицы демоматериала. Это квадратные кубики со слогами. Они разного размера, цвета. 7 из них повторяются. Кубики звучат: шумят, если на них написана глухая согласная, позвякивают, если звонкая. Из них нельзя сложить слова, написанные неправильно. Например, нет слога ЖЫ, ЩЯ. Малыш получает навык грамотности.

На первых занятиях с малышами 4-5 лет нужно предложить поиграть с кубиками, не акцентируя внимание на буквы и слоги. Ребенок сам поймет, что они отличаются друг от друга.

На следующих уроках ребенок может начать складывать слова по образцу, начинать читать. Родителям важно не заставлять учиться, а давать знания исподволь, подсказывая и рассказывая в процессе игры.

В комплект Зайцева входят таблицы. Их развешивают на уровне глаз малыша. Информация запоминается на автомате.

Методика Н.Жуковой

Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам . Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы.

Изучая букварь вместе с ребенком, произносите вслух звуки , а не буквы: звук “М”, а не буква “ЭМ”, звук “С”, а не буква “ЭС”. Это позволит ребенку, соединяя буквы в слоги, избежать ошибок.

Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы. Малыш сначала учится читать отдельные буквы, а затем соединять буквы в слоги.

Букварь Надежды Жуковой – самая эффективная методика обучения чтению дошкольников

При использовании букваря Жуковой обязательно прочтите рекомендации автора о том, как правильно начинать обучение. Они расположены в нижней части страницы букваря.

Как научить ребенка складывать свои первые слоги?

Не следует изучать алфавит по порядку. Первые звуки, с которых следует начинать быстрое обучение чтению, это гласные звуки: «А», «О», «У», «Э», «И». Малыши могут их проговаривать, и даже петь.

Затем следует постепенно добавлять йотированные гласные “Я”, “Е”, “Ё”, “Ю” и звук “Ы” .

Освоив гласные, можно переходить к согласным. Начните с сонорных и звонких согласных, постепенно переходя к глухим.

Сонорные согласные: “Л”, “М”, “Н”, “Р”

Звонкие согласные: “Б”, “В”, “Г”, “Д”, “Ж”, “З”

Глухие согласные: “П”, “Ф, “К, “Т”, “Ш”, “С”, “Х”, “Ц”, “Ч”, Щ”

Заканчивать изучение следует буквами “Й”, “Ь” и “Ъ” – об их существовании тоже нужно знать.

Как быстро научить ребенка чтению

Как научить ребенка соединять разные звуки и произносить их слитно?

  • Научите сначала ребенка соединять гласные и произносить их слитно: АУ, УА, ОУ.
  • Затем переходите к слогам, в которых сочетается гласные и согласные: МА, БА, ДА.
  • Лучше начать обучать ребенка с букв “М” и “А”, так как их сочетание знакомо ему с рождения, оно лежит в основе самого простого слова – “мама”.
  • Тяните первый звук, а затем присоединяйте к нему второй: М-М-М А-А-А, МММААА. Обратите внимание, в букваре Жуковой на картинке показано, как буква “М” бежит к букве “А” и затем они соединяются в слог “МА”.

Букварь Надежды Жуковой

  • После того, как ребенок освоит прямые слоги (согласная – гласная), переходите к изучению обратных слогов (гласная – согласная): АМ, УМ, УС.
  • Соединяйте буквы по принципу звонкий – глухой, чередуя и комбинируя: ПА-БА, ЗА-СА.
  • Читайте слоги, начинающиеся с согласных также медленно, на распев.
  • Произносите и читайте согласные также как звуки: М-М-М, С-С-С.
  • Учите ребенка сначала читать простые слова, состоящие из 1 слога:
    ДОМ, КОТ, РОМ.
    Затем из слова 4 букв, 2 слогов: МАМА, БАБА, ПАПА, МЫЛО
    Затем из 3 слогов и более: МОЛОКО, СОРОКА.
  • Учите малыша читать простые тексты и сказки с повторяющимся сюжетом: “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”.

Среди полезных и популярных методик можно отметить игры для обучения чтению, обучающие карточки, курсы для детей 5 лет и младше Я читаю по слогам , в которых в подробной и наглядной форме малыши постигают азы словосложения, их учат читать книги по слогам.

Комплект карточек “Веселые слоги для деток” для занятий дома.

Комплект карточек “Веселые слоги для деток”

Безусловно, важно не просто знать, как быстро научить читать ребенка по слогам, но и дать ему понять, что слова, которыми мы пользуемся ежедневно, не состоят исключительно из легких элементов, которые удобно выговаривать, и постепенно учить ребенка складывать слоги, заканчивающиеся на согласные звуки.

Вначале дети могут делать ошибки, длинные паузы, путать те или иные буквы. Ни в коем случае нельзя ругать их за это, но запастись терпением и шаг за шагом продолжать обучение чтению, используя карточки, и другие материалы.

Уже через какое-то время вы увидите заметные результаты, так как дети очень быстро схватывают и обрабатывают любую новую для них информацию. Очень скоро ваше чадо сможет с гордостью заявить: “Я читаю по слогам!”, и продемонстрировать свои умения восторженной публике.

Это вспомогательный методический материал, необходимый для обучению скорочтению и прививания навыка хорошего ритма усваивания информации. Слоговая таблица представляет собой столбцы из гласных и согласных звуков.

Пользоваться ее можно сразу после изучения новой фонемы. Например, дошкольник усвоил букву Н. может сразу приступать к прочтения слогов с этой согласной. Во время занятий малыш усвоит, что такое открытый слог, как формируются слоги, слова. Если читать слоги из таблицы регулярно, то увеличивается темп и ритм чтения, автоматизируется грамотность.

Сравнение методик

Сравнительная таблица популярный методик обучения чтению.


Метод
Преимущества для домашнего использования
Недостатки для домашнего обучения
Можно заниматься с младенчества. Нет необходимости получать дополнительное образование, навыки преподавания.

Занятия проводятся ежедневно, без специальной подготовки родителей и детей.

Метод основан на фотопамяти. Учить малыша читать в будущем придется более классическим способом.
Подходит для гиперактивных малышей. Первые уроки можно проводить в раннем возрасте, после того, как ребенок научится сидеть.

Методика соединяет в себе развитие моторики, речевого аппарата, грамотности, фонематического слуха.

Методика более эффективна при занятиях в группе.
Чтение по слогам Простая методика, известная всем родителям, бабушкам и дедушкам. Усваивается дошкольника легко, не требует дополнительной литературы, оборудования. Для уроков подойдут рукотворные карточки, тетрадь и ручка. Считается универсальной методикой, лучшей для русской школы и занятий дома.
Чтение по складам Легко усваивается детьми в игровой и серьезной форме. Скорее всего малышу придется переучиваться в школе, поскольку чтение довольно медленное.
Методика Жуковой Выделяется звук, а не слог. Психика ребенка подготовлена к такому методу лучше. Букварь иллюстрирован яркими картинками, ребенку заниматься с такой книгой интересно.

Жукова не советует торопить ребенка в обучении чтению, переход к сложным заданиям очень мягкий, неспешный.

Родители должны следить за регулярностью занятий. Перед началом уроков по азбуке Жуковой нужно познакомить малыша с алфавитом.

Игры

Обучения в игре считается самыми эффективным. Не жалейте времени на обучающее развлечение дошкольников, забудьте о скучных уроках, тогда добьетесь успеха быстрее.

Игры на изучение букв

  • Рисуем буквы, разукрашиваем, лепим.
    Используйте раскраски, готовьте трафареты сами.
  • Пазлы. Собираем буквы из частей. Пазлы изготовьте сами и разрежьте на крупные куски или купите дидактический материал в магазине.
  • Мемори. На маленьких листочках запишите буквы. Разложите карточки на столе. Дайте малышу запомнить, потом переверните. Пусть ищет нужную букву по образцу.
  • Пишем на песке, манке. Приписывание букв на сыпучем материала тренирует память, моторику одновременно.

Игры на умение складывать слоги

  • Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
  • Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
  • Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
  • Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.

На развитие навыка чтения

  • Звуки по кругу. Детям нужно придумать слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Например, окнО-ОсА-Альбом и т.д.
  • Чтение со взрослыми. Книга кладется на столе, чтобы текст был виден родителю и малышу. Когда читает один, второй следит. Прерывайтесь неожиданно, просите продолжить. Развивается внимание, зрительная память.
  • Ищем ошибку. Родители дают малышу текст с ошибками с ловах. Например, КоСа съела всю траву на поле. Сол(Ь) просыпали на стол. Задача ребенка найти и справить ошибку во время чтения.
  • Кто говорит? Пригодятся ирушки-зверушки, чистые листочки. Вместе с ребенком подпишите карточки: Мее, Хрю, Му и т.д. Пуст подставит к игрушкам нужный слог и прочитает.

Упражнения

  • Чтение “Буксиром”
  • Делим на слоги

Игра проводится в устной форме или письменной. Начинайте с простых слов, постепенно переходите к боле сложным.

  • Догоняем букву

М……….,А, С…………….О Малыш должен тянуть пальчиком по дорожке, проговаривая звуки.

  • Как буквы подружились

Рисуйте буквы и тяните у них ручки друг к другу. Можно использовать простые арифметические схемы С+О=СО.

  • Что лишнее?

Из написанных по слогам слов на листе нужно вычеркнуть ненужное. Например, яблоко, груша, помидор.


Книги

В процессе домашнего обучения родителям потребуется методическая поддержка. Для этого можно использовать следующие пособия:

  1. О. Узорова “Быстрое обучение чтению”.
  2. Н. С. Жукова “Букварь”.
  3. И. Бродский “Рабочая азбука”.
  4. Г. Р. Лазгдынь “Логопедическая азбука”.
  5. Кожевникова А. Ю. “Лепеталки”.
  6. Пособия для учителя из комплекта к кубикам Зайцева, карточкам Домана.

  1. Четко и ясно называйте детям звуки, не пытаясь специально исказить их, чтобы было легче произносить. Как малыш услышит от вас впервые, так он ее и запомнит. Старайтесь прочесть внятно.
  2. В случае возникновения ошибок не ругайте детей, но аккуратно исправляйте, следя за тем, чтобы в конце концов был правильно произнесен звук, а затем и все слово, даже если это уже пятая, или шестая попытка.
  3. Как только вы видите, что малыш уже устал и сложно воспринимает новую информацию, сразу же сделайте перерыв, поиграйте с ним в другие развивающие игры, а еще лучше переключите внимание и просто погуляйте на улице. Прогулки на свежем летнем воздухе благоприятно влияют на восприятие новой информации и улучшают общее самочувствие.
  4. Максимально задействуйте игры со слогами для дошкольников, интерактивные способы обучения в игровой форме, карточки. Зачастую слова “давай поиграем” действуют на детей магическим образом.
  5. Анна Ровенская

    Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

    Однако специалисты в области педагогики не рекомендуют так нагружать малыша в этом возрасте, ведь двухлетке и без того есть что постигать. В это время должны формироваться навыки социализации, коммуникации, без которых в будущем ребенку будет сложно найти свое место в обществе.

    Родители могут возразить: ведь детки очень хорошо узнают буквы на картинках! Действительно, это так. Малыши 2-3 лет хорошо запоминают и узнают графические изображения букв, но расценивают их только как картинки.

    Но соотнести букву со звуком, соединить две буквокартинки в слог - слишком сложные задачи для ребенка раннего дошкольного возраста. Учиться читать в 2-3 года еще рановато.

    Признаки готовности ребенка к началу обучения

    Первое правило, касающееся сроков обучения такому навыку как чтение, гласит, что начинать этот процесс необходимо тогда, когда малыш уже:

    • хорошо говорит,
    • не пропускает и не «глотает» звуки,
    • успешно справляется с трудновыговариваемым «р»,
    • не шепелявит и не присвистывает.

    Если кроха начнет учиться читать до устранения этих проблем, в будущем у него могут возникнуть проблемы не только с самим чтением, но и с письмом: перестановка звуков и букв, пропуск звука во время говорения и буквы при написании слов.

    Еще одним условием благополучного обучения грамоте является наличие у ребенка развитых навыков анализа и синтеза. Именно они помогут малышу разобраться, что он видит не просто изображение, а именно, букву, которой соответствует определенный звук. А также понять, что две буквы образуют слог, который можно произнести.

    Как правило, этими навыками ребенок овладевает к 5 годам. Именно в это время опытные педагоги и рекомендуют начинать освоение навыка чтения по слогам.

    Помимо этого, следует заниматься с ребенком чтением тогда, когда он к этому готов, то есть может в течение 15-20 минут сосредоточиться на одном деле. В противном случае наука не пойдет впрок, и обучение малышу совсем не понравится.

    Подготовительный этап: осваиваем буквы и звуки

    Еще одним условием, без которого чтение по слогам, а уж тем более беглое, просто невозможно, является знание ребенком всех букв и звуков. Важно, чтоб ребенок понимал, какому изображению соответствует тот или иной звук.

    Именно поэтому начинать обучение чтению следует с изучения грамоты. Для этого можно использовать любую детскую книгу с крупными буквами.

    Но все же лучше приобрести букварь: это проверенное годами пособие, способствующее поэтапному овладению навыком. Здесь и буквы, и звуки, и интересные картинки по теме. Обучение будет и продуктивным, и интересным.

    Освоение гласных

    Как правило, звукобуквенный состав языка начинают изучать с гласных А, О, Э, У, Ы, И. Ребенок запоминает, как выглядят эти буквы и как произносятся соответствующие звуки. Покажите малышу, как хорошо пропеваются гласные. Следом за простыми гласными можно изучить йотированные, составив все 10 звуков в пары: А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е плюс еще одна пара Ы - И.

    В таком сочетании ребенок быстро освоит гласные звуки. Не стоит углубляться в фонетику и объяснять ребенку, что йотированные гласные обозначают два звука, и уж тем более не нужно употреблять на занятии сам термин. Достаточно просто изучить сами буквы и звуки. Теорию детям подробно объяснят в школе.

    Разучивание согласных

    Разобравшись с «поющими» гласными, можно переходить к согласным. Обычно сначала изучают сонорные - Л, М, Н, Р и звонкие звуки. Затем можно приступить к освоению глухих согласных, используя тот же метод, что и при изучении гласных - соединение букв (звуков) в пары: Б - П, З - С и так далее.

    После этого наступает очередь непарных шипящих и Й. С «беззвучными» буквами - Ь и Ъ - знакомятся в последнюю очередь.

    Важный момент: впервые показывая ребенку буквы, произносите не их названия, а звуки, то есть не «бэ», а «б», не «эн», а «н». Так малышу будет легче соотнести звук и букву. В противном случае пятилетка может перепутать название буквы и звук и выдаст загадочное «эноэс» вместо простого и понятного «нос».

    Начинаем читать по слогам

    Сонорный + А

    Учиться читать слоги следует с самых простых примеров. Как правило, на первых этапах осваиваются слоги, начинающиеся с сонорных и оканчивающиеся на А: МА, ЛА, РА и так далее. На данном этапе важно объяснить малышу, что во время чтения слога один звук как бы притягивается к другому, звуки нужно произносить слитно.

    Используя сочетание «сонорный + гласный» можно наглядно показать слияние звуков, произнеся слог нараспев: «ммммаааа». Еще нагляднее суть соединения звуков можно продемонстрировать на примере сочетания двух гласных: АУ, УА.

    Конечно, такое сочетание слогом не является, но использование его на данном этапе поможет ребенку понять, как один звук постепенно, безотрывно переходит в другой.

    Сонорный +другие гласные

    Разобравшись с сочетанием сонорного и гласного А, можно приставить к тем же согласным новый гласный звук. Далее можно заменить и согласные - на другие звонкие или глухие: ЖИ, КО, СА. Поняв принцип сложения звуков, в дальнейшем маленький читатель сможет самостоятельно произносить и составлять слоги.

    Некоторые методики предлагают уже на этом этапе попробовать прочитать слова, состоящие из знакомых ему слогов: «мама», «молоко». Если у малыша все получается, можно закончить занятие прочтением фразы из старого советского букваря: «Коси, коса, пока роса».

    Если же обучение проходит не слишком легко для ребенка, не стоит пока нагружать его чтением слов и фраз.

    Осваиваем более сложные слоги

    Традиционно более сложными считаются закрытые слоги (то есть оканчивающиеся на согласный звук): АМ, ОК, ЭХ. Можно изучать их, сравнивая с уже знакомыми открытыми: МА - АМ, КО - ОК. Так ребенок поймет, что одинаковые буквы и звуки можно складывать в слоги, разные не только по написанию, но и произношению.

    Когда освоены закрытые слоги, можно перейти к трехбуквенным сочетаниям: конструкции «согласный + гласный + согласный». Например: КОТ, НОС, ТОМ.

    Более сложным вариантом является трехбуквенный слог, где два согласных звука идут подряд: ТРА, ПЛИ, СТО. Изучение трехбуквенных слогов подготавливает ребенка к чтению слов.

    Переходим к чтению слов и предложений

    Читаем слова из открытых двухбуквенных слогов

    Конечно, между частями слова будут оставаться небольшие паузы, ничего страшного в этом нет. Однако нужно следить, чтоб пауза не слишком затягивалась, иначе слово превратится просто в слоги.

    Осваиваем более сложные слова

    Далее можно потренироваться в чтении трехбуквенных слов конструкции «согласный + гласный + согласный»: «рот», «сон», «мир». Объясните ребенку, что эти слова не что иное, как сложные слоги, которые вы уже тренировались читать вместе раньше.

    Следующий этап предполагает чтение сложных в фонетическом плане слов с двумя согласными подряд: «стол», «плита», «травка», а также с Й, Ь и Ъ.

    Особенности обучения прочтения слогов и слов

    Стоит сказать, что сегодня методик обучения чтению очень много. Их авторы по-разному распределяют материал.

    Предложенной последовательности обучения ребенка чтению по складам можно предложить следующую альтернативу: освоив простые слоги с одним гласным, к примеру, с А, можно приступать к чтению более сложные слогов с этим же звуком, а затем попробовать складывать и слова (например, «забава», «парад»).

    Затем следует пройти такой же путь с другими гласными, после чего пробовать читать по слогам целые предложения, например: «Мама мыла раму». Слоги и слова с Й, Ь и Ъ традиционно остаются на конец периода обучения.

    Важно, что общим моментом всех современных методик является закрепление материала в игровой форме. Игра - важнейший элемент обучения в наши дни, тем более если речь идет о дошколятах.

    Как сделать обучение ребенка более продуктивным?

    Основные моменты

    Итак, обучая ребенка чтению по слогам, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

    1. Повторимся: буквы следует называть как звуки: «м», а не «эм», «к», а не «ка».
    2. Следите, чтоб ребенок произносил слоги правильно, и исправляйте ошибки сразу во избежание запоминания неверных вариантов.
    3. Не перегружайте малыша лишней информацией, в частности фонетическими терминами, а также звукобуквенным анализом. К примеру, не вдавайтесь в подробности о том, что некоторые буквы в определенных положениях в слове обозначают два звука.
    4. Переходя к чтению слов, предоставляйте ребенку текст в книге с правильным их написанием, без дефисов, которые затрудняют восприятие слова целиком.

    Интерес ученика - ключ к успеху

    Старайтесь делать занятия интересными для ребенка, проводите их в игровой форме. Только в этом случае можно надеяться на результат.

    Чтение - сложная наука, и без наглядности здесь не обойтись. Используйте яркие картинки, карточки с буквами для складывания слогов и со слогами для составления слов, представляйте информацию в виде мини-кроссвордов.

    Вместе с ребенком иллюстрируйте прочитанное, используйте настольные игры и образные средства (классические примеры: слоговой паровозик или гусеничка), включайте малышу обучающие онлайн игры и видео на компьютере или планшете - в общем, разнообразьте и дополняйте учебный процесс всем, что душе угодно.

    Цель одна: устойчивый интерес к занятиям у ребенка. Заскучавший ученик информацию практически не воспринимает.

    Научить ребенка читать по слогам может каждый родитель. Для этого не нужно педагогического образования, достаточно ознакомиться с пособиями, которые сегодня в большом ассортименте, поинтересоваться основными методиками, выбрать понравившуюся и следовать советам автора.

    А если вы сделаете освоение этого нужного навыка еще и увлекательным, то можете быть уверены, что в первый класс ваш малыш пойдет уже умея читать как минимум по слогам.

    Существует много вспомогательных средств, которые позволят малышу быстро запомнить алфавит. Мы приведем самые популярные и действенные из них.

    • Азбука. Она должна быть с крупным шрифтом и яркими, красивыми картинками. Желательно, чтобы на каждой странице авторы разместили короткое тематическое четверостишие. Дошкольник легко запомнит его, а вместе с ним и букву.
    • Магнитные доски. С ними удобно работать. К ним крепятся не только алфавитные знаки, но и изображения. Вы можете попросить ребенка составить название какого-нибудь предмета, найти рисунок на ту букву, которая изучается в данный момент, поиграть в «домино» из слов (каждое новое начинается с того, чем закончилось предыдущее).
    • Распечатанные шаблоны. Крупные элементы алфавита, написанные на формате А4, подойдут для игрового обучения. Попросите сына или дочь украсить «букву дня» с помощью разных мелких предметов. Для этих целей подойдут нитки, пуговицы, ленточки, кусочки цветной бумаги, мелкая морская галька, бисер. Когда задание будет выполнено, уберите шаблон и предложите воспроизвести графический образ буквы по памяти, используя те же подручные материалы.
    • Творческие задания. Лепите слоги и слова из пластилина, вырезайте из бумаги, стройте из конструктора. Когда малыш справится с поручением, спросите, что же у него получилось. Если ответит – урок прошел успешно, если нет – закрепляйте материал.
    • Обучающие наборы. Они продаются в любом детском магазине. Подходят родителям, которые не хотят тратить время на создание вспомогательных материалов и предпочитают использовать готовые.

    Как быстро научить ребенка читать и понимать прочитанное: правила и упражнения


    • Не принуждайте. У каждого малыша свой темп развития. Некоторые в три года бойко рассказывают стихи, а другие к этому времени только начинают внятно разговаривать. Интерес к чтению проснется раньше, если Вы будете заниматься с детьми с младенческого возраста, развивать речь, память, внимание.
    • Читайте постоянно. Знакомьте своих детей с миром литературы, начиная с первых дней их жизни. Переходите от незамысловатых книжек с яркими картинками к более серьезным произведениям. Читайте сказки на ночь и в дороге, заменяйте ими мультфильмы и компьютерные игры. Если сын или дочь уже взрослые, водите их по специализированным магазинам, покупайте новые тома вместе. Пусть ребенок видит, что мама и папа тоже читают – ничто так не способствует развитию интереса, как родительский пример.
    • Сначала изучайте звуки. Не объясняйте на начальном этапе, чем «р» отличается от «эр». Это сделает учительница. Лучше научите складывать слоги, читать несложные слова. Постепенно углубляйте знания, чтобы в голове ученика не было каши.
    • Читайте вслух. Засекайте минуту и считайте, сколько слов успел прочесть ребенок за этой время. Устройте соревнование, если у него есть братья или сестры. За каждое улучшение результата дарите маленький презент: новый набор фломастеров, раскраску, книжку или что-то вкусненькое. В качестве поощрениям может выступать увеличение «компьютерного» времени или освобождение от домашней работы (не гуляешь сегодня с собакой, не моешь посуду).
    • Повторяйте. Малыш забудет, что буква «ы» уже была, если Вы не будете периодически вспоминать о ней. Регулярно проводите небольшие проверочные работы в игровой форме. Перед началом занятий просите своего ученика рассказать, что было на прошлом уроке.
    • Учитесь везде. По дороге в садик читайте вывески, вспоминайте имена сказочных персонажей, название растений, еды или животных на ту букву, которую недавно выучили, чертите слоги палочкой на песке или земле.
    • Не забывайте о практической ценности. Докажите, что только грамотный человек может писать поздравительные открытки родственникам, составлять списки продуктов, читать инструкции. Составьте вместе фамильное дерево, узнайте инициалы каждого близкого родственника.

    Если Вы не знаете ничего о своих корнях, обратитесь в Дом Родословия. Мы найдем информацию о Ваших предках и расскажем от кого ваша семья берет начало. Наши клиенты гарантированно получат:

    1. Сертификат основоположника
    2. Бесплатную курьерскую доставку по Москве и Петербургу.

    Ребенок с удовольствием будет изучать буквы по красочно оформленной книге, где будет написано не только о далеких прабабушках и прадедушках, но и о нем самом, его маме и папе, братьях и сестрах.

    • Занимайтесь регулярно. Учитесь каждый день и получите результат. Определите точное время, когда ребенок будет работать, и соблюдайте график. Не забывайте включить в новый режим свободные дни, чтобы у малыша было время на отдых.
    • Используйте закладку. Если Вы закроете ею уже прочитанный фрагмент, детям будет легче сосредоточиться на следующем отрывке.

    Как можно быстро научить ребенка читать: методики и техника чтения

    Карточки Гленна Домана

    Разработчик метода – американский физиотерапевт. Он считает, что мозг человека растет до 7 лет, и именно в этот период следует использовать все его ресурсы. Акцент делается на зрительном восприятии информации. Родители приобретают специальные карточки: красные буквы на белом фоне. Они продаются в детских магазинах, но при желании Вы сможете сделать их самостоятельно. Если прибегните к последнему варианту, не мельчите. Оптимальный размер заготовок 50 на 10 см.

    Одно занятие включает в себя три этапа, по 15 слов в каждом. В первые дни показывайте малышу существительные. Четко произносите то, что написано на карточке. Постепенно увеличивайте количество «подходов». Добавляйте другие части речи, демонстрируйте сразу несколько слов, составляйте словосочетания и предложения.

    Во время обучения зрительная и слуховая память ребенка активизируется. Он невольно начинает соотносить графическое начертание со звуковой оболочкой, и учится читать незаметно для себя самого.

    Несмотря на то, что методика дает хорошие результаты, у нее много противников. Специалисты справедливо замечают, что дошкольник запоминает информацию механически, знания имеют энциклопедический характер. Навыки самостоятельного анализа развиваются слабо, креативное мышление остается в зачаточном состоянии. Мы не призываем родителей отказаться от этого способа, но не рекомендуем использовать только его.

    Кубики Зайцева

    Знаменитый советский педагог, Николай Александрович Зайцев, создал этот известный педагогический инструмент, способный заинтересовать детей и пробудить их интерес к чтению. Он задумался о том, как научить ребенка любить читать в игровой форме и разработал набор из 52 кубиков. Из них 7 одинаковые. Они включены для того, чтобы малыш мог выложить такие слова, как «мама» и «папа».

    Согласно методике ученого, основной единицей языка является не буква, звук или слог, а склад. Это может быть пара из согласной и гласной, сочетания с мягким или твердым знаком и даже одна буква. Главное, чтобы ребенок легко и без усилий мог произнести то, что написано на гранях. В процессе игры дети быстро улавливают разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими. Они начинаются понимать принцип состава слов.

    На деталях большого размера написаны твердые склады, на маленьких – мягкие. Объясните малышу, что размер игрушки соотносится с тем, как человек раскрывает рот, когда произносит тот или иной склад («ба» – широко, «бя» – чуть-чуть). При работе с кубиками задействованы сразу несколько видов чувственного восприятия: зрение, слух, тактильные ощущения. В классических наборах игровые элементы созданы из двух материалов: дерево и железо. На железных изображаются звонкие согласные, на деревянных – глухие. На магазинных полках Вы увидите пластиковые и даже картонные варианты, которые нужно клеить самим.

    Цвет игрушек также помогает при обучении: на золотых – только гласные, на железных и деревянных – сочетания букв, на белых – знаки препинания. Двойные кубики показывают ребенку, что в русском языке не все буквы могут стоять рядом друг с другом, некоторым нужны определенные пары.

    Помимо кубиков в обучающие комплекты входят таблицы, где не только отражены те склады, что уже есть на игрушках, но и добавлены новые. Обращаем Ваше внимание, что плакаты надо расположить на уровне роста дошкольника. Он должен видеть, что на них изображено.

    Если Вы решили воспользоваться этой методикой, соблюдайте последовательность действий:

    1. Дайте малышу познакомиться с новой игрушкой. Это могут сделать даже дети, не достигшие двухлетнего возраста. Отдайте кубики в их полное распоряжение, не объясняя, что на них написано. Пусть они построят из них башню, попробуют на зуб, постучат один о другой.
    2. Когда ребенок начнет разговаривать, начинайте обучение. Понаблюдайте, какая деталь набора особенно приглянулась Вашему сыну или дочери. Внимательно рассмотрите ее вместе. Н.А. Зайцев рекомендовал взрослым не проговаривать, а пропевать то, что написано на гранях. Он считал такой способ знакомства со складами более эффективным и веселым.
    3. Работу с таблицами вводите на позднем этапе. Она также подразумевает совместную пропевку. Предлагайте ученику найти кубик с такими же сочетаниями, которые только что были озвучены. Расскажите историю о потерявшихся складах-близнецах, которым нужно помочь встретиться.
    4. Не забывайте об игровой составляющей. Придумывайте интересные задания, которые малыш захочет выполнять. Предложите ему построить из кубиков паровоз, который поедет, только если Вы вместе сможете прочитать получившееся слово. Вспомните, какие звуки произносят животные, и складывайте их. Если идеи закончились, обратитесь к книге автора методики «Письмо. Чтение. Счет», которая предлагает родителям массу занимательных обучающих игр.

    Методика Марии Монтессори


    Самая популярная из всех, была разработана в начале ХХ века, но не утратила актуальность до сих пор. Автор считает, что сначала родителям следует научить детей писать, и только потом переходить к чтению:

    • Развитие мелкой моторики. Чтобы письмо ручкой или карандашом не вызывало трудностей, сначала научите ребенка раскрашивать и обводить предметы по контуру. Хорошо подойдет упражнение, при котором надо соединять точки для получения рисунка. Штрихуя картинки, он разработает кисть, пальцы начнут слушаться.
    • Тактильный контакт. Малыш должен почувствовать буквы, понять, какие они на ощупь. Для этого приобретите кубики или книжки с выпуклым алфавитом или вырежьте его из бархатной бумаги. Проводя по отдельным деталям пальчиком, дошкольник запомнит очертания, ему будет легче воспроизвести их в дальнейшем. Предлагайте ему угадать, что написано, закрыв глаза.
    • Составление слова. Используйте те же кубики или бумажные карточки.
    • Письмо. Не давите на сына или дочь. Кто-то начинает с отдельных элементов алфавита, а кто-то сразу пишет предложения. Марина Монтессори считала, что необходим индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. Разнообразьте процесс обучения, чтобы дети не потеряли к нему интерес. Маленьким очень нравится «письмо на манке». Несмотря на название, использовать можно любую крупу. Насыпьте немного на плоскую тарелку и предложите ребенку что-нибудь написать острой палочкой. Это упражнение удобно еще и потому, что его можно проводить вне дома. Когда мальчики и девочки пишут на песке или земле, они совершенствуют навык.
    • Чтение. Дети начинают складывать отдельные буквы в слова параллельно с процессом их написания.

    Наша статья рассказала Вам, как научить дошкольника читать в домашних условиях. Помните, что в процессе обучения надо регулярно хвалить малыша, подчеркивать его успехи и мягко исправлять недочеты, не прибегая к крику и наказаниям. Желаем успехов и верим, что наши рекомендации помогут Вам воспитать гения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.