Семейная медиация. Семейная медиация: понятие, основные характеристики, обзор процедур медиации

семейный спор развод медиация

На сегодняшний день согласно российскому законодательству юридические дела, возникающие из семейных отношений, относятся к компетенции следующих органов:

  • 1) органов опеки и попечительства;
  • 2) комиссий по делам несовершеннолетних;
  • 3) органов записи актов гражданского состояния;
  • 4) органов нотариата;
  • 5) судов общей юрисдикции.

При этом разрешение семейных споров осуществляется только судами. Иные органы относятся к органам бесспорной юрисдикции.

Следует отметить, что семейная медиация является одним из первых и наиболее распространенных видов медиации за рубежом. Как правило, семейная медиация применяется для урегулирования разногласий, которые возникают при разводе супругов и касаются вопросов проживания родителей и детей, воспитания и общения с ребенком, уплаты алиментов, раздела имущества и распределения долгов, а также споров, возникающих между членами семьи относительно материальной поддержки и помощи. В некоторых странах, например в Германии, к семейной медиации отнесены наследственные дела, когда спорят наследники-члены одной семьи*(223). Несмотря на различия в национальных правовых системах и культурных традициях, в зарубежных странах наблюдается явная тенденция институциализации семейной медиации и интегрирования данной примирительной процедуры в деятельность различных юрисдикционных органов. Зачастую семейная медиация регламентируется отдельно (от иных видов медиации) в отраслевом или специальном законодательстве и рассматривается в качестве обязательного этапа в разрешении споров, вытекающих из семейных правоотношений.

В частности, в Англии и Уэльсе в соответствии с Законом о семье 1996 года солиситор обязан направлять клиентов, обратившихся за юридической помощью по семейному спору и в то же время обладающих правом на ее бесплатное предоставление, к медиатору, имеющему государственную аккредитацию, для проведения информационной сессии. Основными целями такой предварительной встречи являются разъяснение стороне сути примирительной процедуры, ее преимуществ, а также проведение оценки медиабельности спора. Если спор может быть урегулирован в процедуре медиации и обратившаяся сторона дает согласие на проведение примирительной процедуры, медиатор направляет уведомление другому участнику спора. Если в течение 14 дней ответ не поступает либо вторая сторона отказывается принять участие в информационной сессии и (или) медиации, медиатор оформляет письменное заключение, которое является основанием предоставления бесплатной юридической помощи при рассмотрении дела в суде. При наличии согласия обеих сторон проводится процедура медиации. Как правило, лица, материальное положение которых соответствует установленным критериям, пользуются услугами медиации бесплатно.

В Республике Ирландия в конце 1980 гг. при Департаменте семьи и социальных вопросов была учреждена Служба семейной медиации, под руководством которой функционируют 16 региональных центров, обеспечивающих проведение бесплатных примирительных процедур. Государство активно поддерживает развитие медиации в качестве одного из мероприятий в рамках реализации политики, направленной на поддержание и укрепление семьи.

В США в большинстве штатов приняты законы, регулирующие семейную медиацию, при этом в некоторых из них предусмотрено проведение обязательной медиации по делам, связанным с опекой и воспитанием детей после развода родителей. Многие службы семейной медиации создаются и функционируют при судах.

В Австралии система разрешения семейных споров, установленная Законом о семье 1975 года, включает процедуру медиации и процедуру примирения (conciliation), которые проводятся лицами, аккредитованными в соответствии с Системой практикующих специалистов в области разрешения семейных споров. В целях уменьшения нагрузки на семейные суды и суды магистратов, а также для снижения судебных издержек и предоставления бывшим супругам возможности выбора способа разрешения их конфликта в Австралии создана сеть Центров семейных отношений (Family Relationship Centers, FMCs), финансируемых за счет федерального бюджета страны. С 2007 года обращение к аккредитованным практикующим специалистам в области семейных споров по делам о воспитании детей после развода родителей стало обязательным (исключение составляют случаи, если спор связан с насилием в семье, жестоким обращением с детьми и (или) похищением детей).

В Европейском Союзе проблемам семейной медиации уделяется значительное внимание. В 1998 году была принята Рекомендация Rec N (98)1 в которой раскрыты основные принципы и правила семейной медиации. Медиатору по семейным спорам рекомендуется уделять особое внимание интересам ребенка и напоминать родителям об их основной обязанности заботиться о благополучии общих детей. Согласно Рекомендации Rec N (98)1 медиатор вправе предоставлять сторонам правовую информацию, однако должен воздерживаться от предложения конкретных решений по спору и юридических советов. Государствам-членам ЕС рекомендуется предпринять меры по распространению информации о семейной медиации, а также создать правовые механизмы применения судебной семейной медиации и приведения в исполнение достигнутых в ходе примирительной процедуры соглашений. Следует отметить, что цель принятия Рекомендации заключалась в стимулировании внедрения, распространения и унификации института семейной медиации в европейских странах, однако, несмотря на всеобщее одобрение и поддержку, она не получила широкой практической реализации. В большинстве государств континентальной Европы развитие медиации в сфере семейных правоотношений осуществлялось поступательно в контексте национальной правовой системы и сложившихся культурных традиций.

В Германии семейная медиация стала одним из первых востребованных видов примирительных процедур. На сегодняшний день семейные медиации проводятся как частнопрактикующими медиаторами, так и государственными служащими управлений по делам молодежи, которые в соответствии с Кодексом социального права Германии наделены полномочиями по организации проведения медиаций по спорам, связанным с воспитанием детей.

В Австрии в середине 1990 гг. на базе федеральных органов государственной власти был проведен правовой эксперимент, в рамках которого осуществлялось информирование и консультирование граждан по вопросам примирительных процедур, проводились медиации по семейным спорам, а также была реализована программа помощи детям при разводе их родителей. По окончании эксперимента в Вене был создан Консультативный совет, объединяющий специалистов-медиаторов, деятельность которого в основном финансируется государством. Интересно, что в Австрии распространена практика проведения семейной медиации двумя медиаторами (сомедиация), один из которых является специалистом в области психологии (психолог, психотерапевт или лицо, имеющее соответствующее образование в области семейных конфликтов), а второй - в области юриспруденции (юрист, адвокат, нотариус). Данный подход представляется оправданным, так как медиация по семейным спорам включает в себя одновременно правовые, социально-психологические и специфические личностные аспекты.

Семейная медиация широко распространена в странах Северной Европы.

Например, в Финляндии принят Закон о браке, в котором содержится глава, посвященная вопросам медиации (глава V "Семейная "). Согласно части 1 статьи 20 Закона приоритетным способом разрешения конфликтов, в том числе правового характера, являются переговоры между членами семьи и заключение соглашения. При возникновении семейного спора стороны вправе обратиться за содействием и поддержкой к медиатору (части 2 статьи 20), основной задачей которого является обеспечение конфиденциального и доверительного диалога между членами семьи в целях урегулирования разногласий с учетом интересов всех участников. При этом медиатор обязан уделять особое внимание интересам несовершеннолетних детей. Проведение семейной медиации осуществляется специализированными организациями, ассоциациями и учреждениями, а также частнопрактикующими специалистами на основании разрешения, выданного уполномоченными государственными органами провинций. Мониторинг и контроль деятельности организаций и частнопрактикующих семейных медиаторов осуществляется также уполномоченными государственными органами провинций под руководством Министерства социальных дел и здравоохранения Финляндии.

Таблица 1 « Виды альтернативных способов урегулирования правовых споров»

Виды альтернативных способов урегулирования правовых споров

Краткое описание вида

Переговоры

представляющие собой урегулирование спора непосредственно сторонами без участия иных лиц;

Медиация

урегулирование спора с помощью независимого, нейтрального посредника, который содействует сторонам в достижении соглашения;

Третейское разбирательство

разрешение спора с помощью независимого, нейтрального лица - арбитра (или группы арбитров), который уполномочен вынести обязательное для сторон решение

широко применяемый способ для урегулирования коммерческих споров, получивший название от внешнего сходства с судебной процедурой и представляющий собой урегулирование спора с участием руководителей корпораций, юристов и третьего независимого лица, возглавляющего слушание дела;

Независимая экспертиза по установлению фактических обстоятельств дела

процедура достижения сторонами соглашения на основе заключения квалифицированного специалиста, изучившего дело с точки зрения фактического состава;

Омбудсмен

урегулирование споров, связанных с недостатками в деятельности правительственных агентств и частных организаций официально уполномоченным лицом, расследующим обстоятельства дела по жалобам заинтересованных лиц

Частная судебная система

обеспечивающая разрешение споров с помощью судей, ушедших в отставку, за достаточно высокую плату, которые имеют полномочия не только примирить стороны, но и вынести обязательное для них решение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Особенности применения процедуры медиации при разрешении семейных споров

семейный спор развод медиация

На сегодняшний день согласно российскому законодательству юридические дела, возникающие из семейных отношений, относятся к компетенции следующих органов:

1) органов опеки и попечительства;

2) комиссий по делам несовершеннолетних;

3) органов записи актов гражданского состояния;

4) органов нотариата;

5) судов общей юрисдикции.

При этом разрешение семейных споров осуществляется только судами. Иные органы относятся к органам бесспорной юрисдикции.

Следует отметить, что семейная медиация является одним из первых и наиболее распространенных видов медиации за рубежом. Как правило, семейная медиация применяется для урегулирования разногласий, которые возникают при разводе супругов и касаются вопросов проживания родителей и детей, воспитания и общения с ребенком, уплаты алиментов, раздела имущества и распределения долгов, а также споров, возникающих между членами семьи относительно материальной поддержки и помощи. В некоторых странах, например в Германии, к семейной медиации отнесены наследственные дела, когда спорят наследники-члены одной семьи*(223). Несмотря на различия в национальных правовых системах и культурных традициях, в зарубежных странах наблюдается явная тенденция институциализации семейной медиации и интегрирования данной примирительной процедуры в деятельность различных юрисдикционных органов. Зачастую семейная медиация регламентируется отдельно (от иных видов медиации) в отраслевом или специальном законодательстве и рассматривается в качестве обязательного этапа в разрешении споров, вытекающих из семейных правоотношений.

В частности, в Англии и Уэльсе в соответствии с Законом о семье 1996 года солиситор обязан направлять клиентов, обратившихся за юридической помощью по семейному спору и в то же время обладающих правом на ее бесплатное предоставление, к медиатору, имеющему государственную аккредитацию, для проведения информационной сессии. Основными целями такой предварительной встречи являются разъяснение стороне сути примирительной процедуры, ее преимуществ, а также проведение оценки медиабельности спора. Если спор может быть урегулирован в процедуре медиации и обратившаяся сторона дает согласие на проведение примирительной процедуры, медиатор направляет уведомление другому участнику спора. Если в течение 14 дней ответ не поступает либо вторая сторона отказывается принять участие в информационной сессии и (или) медиации, медиатор оформляет письменное заключение, которое является основанием предоставления бесплатной юридической помощи при рассмотрении дела в суде. При наличии согласия обеих сторон проводится процедура медиации. Как правило, лица, материальное положение которых соответствует установленным критериям, пользуются услугами медиации бесплатно.

В Республике Ирландия в конце 1980 гг. при Департаменте семьи и социальных вопросов была учреждена Служба семейной медиации, под руководством которой функционируют 16 региональных центров, обеспечивающих проведение бесплатных примирительных процедур. Государство активно поддерживает развитие медиации в качестве одного из мероприятий в рамках реализации политики, направленной на поддержание и укрепление семьи.

В США в большинстве штатов приняты законы, регулирующие семейную медиацию, при этом в некоторых из них предусмотрено проведение обязательной медиации по делам, связанным с опекой и воспитанием детей после развода родителей. Многие службы семейной медиации создаются и функционируют при судах.

В Австралии система разрешения семейных споров, установленная Законом о семье 1975 года, включает процедуру медиации и процедуру примирения (conciliation), которые проводятся лицами, аккредитованными в соответствии с Системой практикующих специалистов в области разрешения семейных споров. В целях уменьшения нагрузки на семейные суды и суды магистратов, а также для снижения судебных издержек и предоставления бывшим супругам возможности выбора способа разрешения их конфликта в Австралии создана сеть Центров семейных отношений (Family Relationship Centers, FMCs), финансируемых за счет федерального бюджета страны. С 2007 года обращение к аккредитованным практикующим специалистам в области семейных споров по делам о воспитании детей после развода родителей стало обязательным (исключение составляют случаи, если спор связан с насилием в семье, жестоким обращением с детьми и (или) похищением детей).

В Европейском Союзе проблемам семейной медиации уделяется значительное внимание. В 1998 году была принята Рекомендация Rec N (98)1 в которой раскрыты основные принципы и правила семейной медиации. Медиатору по семейным спорам рекомендуется уделять особое внимание интересам ребенка и напоминать родителям об их основной обязанности заботиться о благополучии общих детей. Согласно Рекомендации Rec N (98)1 медиатор вправе предоставлять сторонам правовую информацию, однако должен воздерживаться от предложения конкретных решений по спору и юридических советов. Государствам-членам ЕС рекомендуется предпринять меры по распространению информации о семейной медиации, а также создать правовые механизмы применения судебной семейной медиации и приведения в исполнение достигнутых в ходе примирительной процедуры соглашений. Следует отметить, что цель принятия Рекомендации заключалась в стимулировании внедрения, распространения и унификации института семейной медиации в европейских странах, однако, несмотря на всеобщее одобрение и поддержку, она не получила широкой практической реализации. В большинстве государств континентальной Европы развитие медиации в сфере семейных правоотношений осуществлялось поступательно в контексте национальной правовой системы и сложившихся культурных традиций.

В Германии семейная медиация стала одним из первых востребованных видов примирительных процедур. На сегодняшний день семейные медиации проводятся как частнопрактикующими медиаторами, так и государственными служащими управлений по делам молодежи, которые в соответствии с Кодексом социального права Германии наделены полномочиями по организации проведения медиаций по спорам, связанным с воспитанием детей.

В Австрии в середине 1990 гг. на базе федеральных органов государственной власти был проведен правовой эксперимент, в рамках которого осуществлялось информирование и консультирование граждан по вопросам примирительных процедур, проводились медиации по семейным спорам, а также была реализована программа помощи детям при разводе их родителей. По окончании эксперимента в Вене был создан Консультативный совет, объединяющий специалистов-медиаторов, деятельность которого в основном финансируется государством. Интересно, что в Австрии распространена практика проведения семейной медиации двумя медиаторами (сомедиация), один из которых является специалистом в области психологии (психолог, психотерапевт или лицо, имеющее соответствующее образование в области семейных конфликтов), а второй - в области юриспруденции (юрист, адвокат, нотариус). Данный подход представляется оправданным, так как медиация по семейным спорам включает в себя одновременно правовые, социально-психологические и специфические личностные аспекты.

Семейная медиация широко распространена в странах Северной Европы.

Например, в Финляндии принят Закон о браке, в котором содержится глава, посвященная вопросам медиации (глава V "Семейная "). Согласно части 1 статьи 20 Закона приоритетным способом разрешения конфликтов, в том числе правового характера, являются переговоры между членами семьи и заключение соглашения. При возникновении семейного спора стороны вправе обратиться за содействием и поддержкой к медиатору (части 2 статьи 20), основной задачей которого является обеспечение конфиденциального и доверительного диалога между членами семьи в целях урегулирования разногласий с учетом интересов всех участников. При этом медиатор обязан уделять особое внимание интересам несовершеннолетних детей. Проведение семейной медиации осуществляется специализированными организациями, ассоциациями и учреждениями, а также частнопрактикующими специалистами на основании разрешения, выданного уполномоченными государственными органами провинций. Мониторинг и контроль деятельности организаций и частнопрактикующих семейных медиаторов осуществляется также уполномоченными государственными органами провинций под руководством Министерства социальных дел и здравоохранения Финляндии.

Таблица 1 « Виды альтернативных способов урегулирования правовых споров»

Виды альтернативных способов урегулирования правовых споров

Краткое описание вида

Переговоры

представляющие собой урегулирование спора непосредственно сторонами без участия иных лиц;

Медиация

урегулирование спора с помощью независимого, нейтрального посредника, который содействует сторонам в достижении соглашения;

Третейское разбирательство

разрешение спора с помощью независимого, нейтрального лица - арбитра (или группы арбитров), который уполномочен вынести обязательное для сторон решение

широко применяемый способ для урегулирования коммерческих споров, получивший название от внешнего сходства с судебной процедурой и представляющий собой урегулирование спора с участием руководителей корпораций, юристов и третьего независимого лица, возглавляющего слушание дела;

Независимая экспертиза по установлению фактических обстоятельств дела

процедура достижения сторонами соглашения на основе заключения квалифицированного специалиста, изучившего дело с точки зрения фактического состава;

Омбудсмен

урегулирование споров, связанных с недостатками в деятельности правительственных агентств и частных организаций официально уполномоченным лицом, расследующим обстоятельства дела по жалобам заинтересованных лиц

Частная судебная система

обеспечивающая разрешение споров с помощью судей, ушедших в отставку, за достаточно высокую плату, которые имеют полномочия не только примирить стороны, но и вынести обязательное для них решение

2. Проект медиативного соглашения

МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

г. ___________________ «__» ___________ 20__г.

(полное наименование или Ф.И.О. лица)

в лице _____, действующего на основании __________________________________________, именуемое в дальнейшем "Сторона 1", с одной стороны, и _ (полное наименование или Ф.И.О. лица) в лице _____, действующего на основании_______________________, именуемое в дальнейшем "Сторона 2", с другой стороны, совместно именуемые в дальнейшем "Стороны", заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

Предмет Соглашения

1. Стороны провели процедуру медиации в отношении спора(ов) по вопросу (предмет спора или споров) при привлечении в качестве медиатора (или организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации) (наименование обеспечивающей организации или Ф.И.О., адреса, телефоны, электронная почта лиц, осуществляющих медиацию)

2. Настоящее Соглашение утверждается судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством (или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже)

3. Медиация проводилась в следующем порядке: утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, или определение порядка с указанием прав и обязанностей Сторон при проведении процедуры медиации, особенностей проведения процедуры медиации при урегулировании данного спора, иных условий проведения процедуры медиации)

4. Сроки проведения процедуры медиации: (не более шестидесяти дней)

Вариант для исключительных случаев: Сроки проведения процедуры медиации: (не более ста восьмидесяти дней)

5. Деятельность по проведению процедуры медиации медиатором(ами) (или: организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации) оплачивалась Сторонами в равных долях

6. В результате медиации Стороны договорились:

6.1. Сторона ___ обязуется _______________ Стороне ___ в срок ___________ в размере (количестве) __________ (либо указать иные условия обязательства Стороны), а Сторона ____ обязуется _______________ Стороне ___ в срок _________ в размере (количестве) _________ (либо указать иные условия обязательства Стороны).

6.2. Сторона ____ вправе __________ от Стороны ____ в срок ________ в размере (количестве) ___________ (либо указать иное).

Сторона ____ вправе __________ от Стороны ____ в срок ________ в размере (количестве) ___________ (либо указать иное).

7. Наличие настоящего Соглашения не является препятствием для обращения в суд или третейский суд.

8. Настоящее Соглашение может быть изменено или расторгнуто по соглашению Сторон или по требованию одной из Сторон. Также Соглашение досрочно прекращается в случаях:

Ликвидации (или: смерти) Стороны 1 или Стороны 2;

Прекращения действия Соглашения по решению суда.

9. В случае возникновения споров между Сторонами в связи с исполнением настоящего Соглашения Стороны примут все меры к разрешению их путем переговоров.

10. В случае невозможности разрешения указанных споров путем переговоров спор будет рассмотрен в __________. (наименование суда, рассматривающего спор)

11. Стороны обязуются не разглашать любую информацию, связанную с настоящим Соглашением или с его исполнением, без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, когда предоставление информации обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Во всем, что не предусмотрено настоящим Соглашением, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

13. Все письменные уведомления направляются:

Стороне 1 по адресу:

Стороне 2 по адресу:

14. При изменении данных, указанных в п. 17 настоящего Соглашения, Стороны информируют друг друга в письменной форме в течение _________ дней.

15. Настоящее Соглашение действует с момента заключения.

Настоящее Соглашение действует до момента надлежащего исполнения Сторонами своих обязательств.

16. Настоящее Соглашение составлено в 3 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу,

По одному для каждой

Стороны и один для медиатора (организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации).

17. Место нахождения и банковские реквизиты (паспортные данные) Сторон:

Сторона 1

Сторона 2

Подписи Сторон

Сторона 1 Сторона 2

3. Комплект тестовых заданий

1. Медиативное соглашение - это:

б) соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме;

2. Какое существенное условие не относятся к медиативному соглашению:

в) проведение изъятия имущества должника;

3. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии:

б) заключенного между сторонами соглашения;

4. Самозащита гражданских прав - это:

б) совершение управомоченным лицом действий фактического порядка, соответствующих закону, и направленных на охрану материальных и нематериальных благ;

5. Процедура медиации может быть применена:

Г) к спорам, возникающим из гражданских правоотношений;

6. При рассмотрении спора в суде:

В) может быть применена в любой момент до принятия решения по спору в суде.

7. Можно ли при наличии соглашения о проведении процедуры медиации для разрешения спора обратиться в суд:

Б) Лишь после заключения медиативного соглашения.

8. Срок проведения медиации не должен превышать:

А) 60 дней;

В) 180 дней.

9. Деятельность медиатора на профессиональной основе могут осуществлять:

Б) лица, достигшие 25-летнего возраста;

Г) лица, имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации;

Г) организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

10.Медиатр не вправе:

А) быть представителем какой-либо стороны;

Б) быть государственным служащим;

В) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исторические аспекты применения примирительных методов в урегулировании споров. Понятие, принципы и условия применения медиации. Общая характеристика Закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

    курсовая работа , добавлен 27.04.2014

    Общественные отношения сторон, целью которых является альтернативное разрешение споров. Анализ правового регулирования медиации как одного из способов разрешения правовых споров. Юридическое оформление процедуры медиации, соглашение о ее проведении.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2013

    Понятие и виды налоговых споров, зарубежный опыт разрешения конфликтных ситуаций. Анализ результатов практики урегулирования и пути совершенствования досудебного улаживания налоговых споров в России. Применение правовых методов избегания разногласий.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2015

    Причины возникновения конфликтов по поводу установления и изменения условий труда. Правовая природа индивидуальных трудовых споров. Их рассмотрение комиссией по трудовым спорам и в судебном порядке. Проблемы применения медиации при их разрешении.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2015

    Понятие и виды третейских судов как альтернативы государственной юстиции. Особенности процедуры третейского разбирательства, специфика исполнения его решений. Понятие и основные способы медиации. Нормы, регламентирующие порядок применения этой процедуры.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2013

    Ознакомление с правилами разрешения трансграничных споров, описанными в Директиве Европейского парламента. Рассмотрение способов альтернативного урегулирования гражданских, трудовых и иных частных споров с участием третьей нейтральной стороны - медиатора.

    тезисы , добавлен 01.11.2011

    Анализ сущности гражданско-правовых споров, вытекающих из семейных правоотношений. Дела о расторжении брака, о разделе совместно нажитого имущества, о взыскании алиментов - основные виды гражданско-правовых споров, вытекающих из семейных правоотношений.

    реферат , добавлен 29.12.2010

    История развития, понятие и содержание института медиации. Особенности проведения процедуры при урегулировании отдельных категорий споров и иные альтернативные способы разрешения конфликта. Сравнительный анализ медиации и судебного разбирательства.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2014

    презентация , добавлен 04.09.2016

    Сущность хозяйственных споров. Защита прав хозяйствующих субъектов. Рассмотрение хозяйственных споров арбитражными судами РФ. Претензионный порядок урегулирования хозяйственных споров. Особенности рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами.

Скорейшее разрешение семейного конфликта - это обеспечение здорового и счастливого детства ребенк у.

Татьяна Билык, семейный медиатор

Связь с нами: [email protected]

О семейной медиации

Медиация — мирное урегулирование конфликта с участием независимой третьей стороны.

Медиация эффективна в случаях, когда стороны не могут договориться самостоятельно, находятся в тупике или не разговаривают друг с другом. Техника семейной медиации помогает сторонам конфликта устранить разногласия и добровольно сотрудничать для принятия осознанного решения проблем, связанных с расставанием, разводом, детьми, а также по финансовым или имущественным вопросам.

Медиатор как нейтральный посредник не заинтересован в каком-то определенном исходе конфликта. Он заинтересован в том, чтобы учитывались интересы каждого участника процесса, и обязательно - детей. Поэтому решение, найденное в процессе семейной медиации, удовлетворяет потребности всех сторон конфликта.

Бывают ситуации, когда людям сложно поверить в то, что их проблемы имеют мирное решение, устраивающее всех. Тем не менее, мировая практика медиации подтверждает это. В США и в странах Европы этот метод урегулирования конфликтов показал свою эффективность настолько, что медиация получила законодательное закрепление.

Для кого существует семейная медиация?

Семейные конфликты отличаются тем, что приносят душевные страдания и боль. Эмоции мешают людям сосредоточиться и решить, что же делать дальше. Семейная медиация учитывает высокую эмоциональность семейных конфликтов и очень эффективна в различных запутанных жизненных ситуациях.

Например:

  • супружеские размолвки, часто доходящие до предразводной ситуации или до развода. Ребенок страдает от ссор родителей, а родители, занятые своими проблемами, забывают о чувствах ребенка;
  • конфликты между родителями и подрастающими/выросшими детьми. В некоторых случаях обычные «разногласия поколений» доходят до разрыва отношений, прекращения общения;
  • конфликты, в которых активную позицию занимает третье поколение - бабушки и дедушки. Желая детям и внукам только лишь добра, они зачастую вмешиваются в жизнь молодых слишком увлеченно;
  • рождение ребенка после непродолжительных отношений способно в дальнейшем принести немало проблем. Отсутствовавший долгое время отец может изъявить желание общаться с ребенком. Мама против этой идеи, а для ребенка такая ситуация очень болезненна;
  • матери, воспитывающие своего ребенка без отца, часто вынуждены обращаться за помощью к бабушкам. После второго замужества естественное желание матери - продолжать воспитание ребенка в рамках новой семьи. В такой ситуации не редки возникновения конфликтов с третьим поколением, в ходе которых мать может запретить бабушке видеться с ребенком;
  • ссоры, возникающие в семьях, вынужденных проживать в ограниченных территориальных условиях. Например, два-три поколения, проживающие в одной квартире, неизбежно конфликтуют только лишь за счет ограниченного личностного пространства.

Медиация может быть также использована для урегулирования конфликтов:

  • между братьями и сестрами, решающими, с кем именно будут жить их пожилые родители;
  • между супругами и детьми от первого и второго браков по вопросам наследования имущества.

Ситуации могут быть разными. Каждая несчастливая семья, по словам великого писателя, несчастлива по-своему. Но, как бы ни было тяжело, решение всегда существует, и его можно найти.


Родители ищут ответы на следующие вопросы, касающиеся ребенка:

  • обмен информацией о состоянии здоровья ребенка, о процессе его обучения;
  • об особенностях общения родителей друг с другом и каждого из родителей с ребенком;
  • ежедневное расписание ребенка и проведение праздников, отдых на каникулах;
  • контакт с родственниками разведенных родителей, общение с бабушками и дедушками, другими родственниками;
  • подарки, одежда, карманные расходы, а также дисциплина, правила воспитания и распорядка.

Преимущества медиации

Медиация имеет ряд преимуществ перед другими способами разрешения конфликтов.

Суд выносит ультимативное решение на основании знакомства с фактами и с помощью действующего законодательства. Чувства, эмоции участников не принимаются во внимание. Судебное решение может не устраивать одну или обе стороны конфликта, поэтому они в дальнейшем уклоняются от его выполнения. Медиация же направлена не на поиск виновного и его наказание, а на достижение согласия и выработки общей стратегии поведения в новых условиях жизни.

Медиация - не психотерапия. Она не ищет психические патологии, никого не лечит и не корректирует поведение людей. Перед психотерапевтом стоит общая задача решить психологические проблемы пациента. Длительность и протекание лечения не имеет ограничений, все определяется в процессе психотерапевтом. Перед медиатором стоят четко обозначенные проблемы, требующие скорейшего разрешения, на которых он и концентрирует внимание участников. Кроме того, процесс медиации четко структурирован, есть обязательные этапы, которые должны быть пройдены.

К преимуществам медиации можно отнести и принципы, на которых она построена и которые помогают защитить интересы участников.

1. Добровольное участие сторон

Только желание всех участников конфликта разрешить сложившуюся ситуацию приведет к выработке решения. Все участники процесса имеют право выйти из медиации на любом этапе.

2. Нейтральность медиатора

Медиатор независим, поэтому он заинтересован в достижении цели, в максимальном удовлетворении интересов каждого, а не в победе одной из сторон.

3. Конфиденциальность процесса

Медиация - процесс абсолютно конфиденциальный. Все, о чем идет речь во время медиации, остается между участниками. Присутствуют лишь медиаторы и стороны конфликта, без участия других посторонних людей. Медиаторы и стороны обязуются не разглашать информацию третьим лицам.

4. Самоопределение сторон

Стороны самостоятельно принимают решение, взаимоприемлемое для всех участников конфликта.

Механизм медиации

Даже в ситуациях, когда люди не могут спокойно разговаривать друг с другом, или вообще не разговаривают, когда они находятся в тупике и не видят путей выхода из сложившейся ситуации, даже тогда, благодаря медиации, решение может быть найдено.

Каким же образом достигается такой результат?

Семейные медиаторы работают в паре. Конфликтующие стороны могут общаться не напрямую, а через медиаторов. Это позволяет им выразить свои чувства и потребности, выяснить истинные интересы другой стороны. В ходе такого общения они начинают понимать поступки и чувства другого, и в результате - стать готовыми для совместной работы над решением своих проблем. Медиация помогает людям осознать, что на данном этапе самое важное - это найти в себе силы жить после конфликта, а для этого необходимо его разрешить.

Процесс семейной медиации - это определенное количество проведенных сессий, в результате которых возможно нахождения оптимально-приемлемого решения для всех участников конфликта.

Работа с детьми в семейной медиации

Когда ребенок живет с родителями, находящимися в постоянном конфликте, даже если ему никто ничего не говорит, он ощущает напряжение и беспокойство, а поэтому постоянно спрашивает родителей: «Вы собираетесь разводиться?».

Когда ребенок не понимает, что происходит, то, сказанное родителем позволяет координировать, придавать смысл, соединять, вносить порядок и успокаивать. Иногда то, что нам предстоит сказать ребенку, очень болезненно, например, о расставании родителей, или, что этих детей оставили и их будут усыновлять. В таких ситуациях многие взрослые думают, что лучше вообще ничего не говорить ребенку. Но такой образ мыслей создан для того, чтобы защитить взрослых, а не детей, так как очень непросто взрослому обратиться к ребенку с представлением о том, что он принесет боль ребенку.

Однако собственные ощущения ребенка будут соответствовать настроению его окружения, и это несогласие, несоответствие между словами и воображением, возможно самое худшее, что может произойти с человеком, особенно до овладения речью. Когда ничего не говорят, ребенок испытывает хаос и пустоту, но когда говорят ложь, ребенок организуется вокруг этой лжи и эта ложь будет отрицанием чувств, которые он испытывает. Ребенок до овладения речью не способен критиковать то, что ему сказано. То, что сказано взрослым, - правда.

Проблема в том, что родители часто врут детям и ребенок порой предпочтет организовать себя, свою жизнь вокруг этих лживых слов, связать свои ощущения, чтобы найти в них правдивый для себя смысл, чтобы не потерять любовь взрослого.

Самым тяжелым периодом для детей является время фактического расставания, а не развода их родителей. При расставании общение между родителями нарушается, и дети не понимают, что происходит. Они испуганы и растеряны. Маленькие дети часто думают, что один из родителей ушел из дома по их вине. Исследования показывают, что меньше половины детей, родители которых расстались или разведены, имеют возможность регулярно видеться с родителем, с которым они не проживают. Половина детей из распавшихся семей даже не знают, где этот родитель (чаще всего отец) проживает.

Дети, пережившие расставание или развод, чаще, чем дети из полных семей испытывают проблемы со здоровьем (прежде всего речь идет о психосоматических расстройствах) и нуждаются в дополнительной помощи в школе, у них меньше друзей и занижена самооценка.

Долгосрочные последствия расставания или развода для детей неизбежно будут отрицательными. Огромную роль играет тот факт, как родители ведут себя в этот сложный период и как они объясняют происходящие изменения детям. Важными факторами также являются продолжительность конфликта между родителями и то, насколько сильные неудобства приходится терпеть детям.

Партнеры часто признают, что они очень мало знают о процедуре развода и не понимают, как организовать выполнение своих родительских обязанностей после него. Многие осознают, что неспособны эффективно общаться друг с другом и принимать разумные решения на ранних этапах развода, когда испытывают наибольший стресс. Если же во время и после развода родители могут взаимодействовать друг с другом и продолжают сообща выполнят свои родительские обязанности, детям гораздо легче пережить развод.

Взрослые часто недооценивают способность детей понимать их чувства и взаимоотношения. Родители, которые думают, что их ребенок слишком мал для того, чтобы понять, что происходит, неосознанно стремятся защитить себя, а не ребенка. Хотя реакция детей на расставание родителей необязательно соответствует их реальному возрасту. Когда дети переживают и не получают при этом необходимой поддержки, их страдания выражаются в поведении, а не в словах. То, как они проявляют свои чувства, может вызвать дополнительные сложности, потому что родителям свойственно иначе интерпретировать поведение своих детей и придавать ему иное значение. Партнеры обвиняют друг друга и считают, что именно бывший супруг (а) - причина всех проблем.

Учитывая то, что дети существа логические, им обязаны объяснить разницу между взаимными обязательствами мужа и жены и обязательствами родителей по отношению к их детям, чтобы дети понимали, что родительские обязательства не зависят от ссор, расставаний или развода родителей. Развод для детей является непонятным, поэтому он не должен таким для них оставаться. Развод сегодня является узаконенной ситуацией, которая приносит решение, и в том числе для детей.

Ребенок нуждается в том, чтобы каждый из родителей сказал, что несмотря на развод и все ссоры, никто из них не жалеет о том, что этот ребенок родился и они счастливы его рождению, и не сожалеют, что жили друг с другом так как благодаря этому браку родился этот ребенок.

«Ты родился и ты есть самое большое достижение этой пары» - важно, чтобы это было сказано именно третьим лицом в присутствии пары, у которой возникли сложности после рождения детей.

Дети ощущают себя разделенными во время развода по причине сложностей и ответственности, которую они ощущают, считая свое существование дополнительным грузом при разводе.

Ребенок должен осознавать, что развод - это наименьшее зло, как операция, которая отсекает умершую часть тела, и которая облегчает страдание паре, которые уже не могут жить вместе. Для того, чтобы ребенок серьезно отнесся к этому решению, родители должны объяснить, что это решение осознанное и не есть их капризом. Часто ребенок реагирует на это начиная фантазировать, и необходимо оставить его со своими фантазмами и манерой реагировать.

Детям важно сделать выводы из происходящего, так как им это очень сложно осознать. Им нужно говорить правду, оставляя им возможность отреагировать на нее, тем более когда эта правда такая сложная и им нужно время на ее отреагирование.

Дети полны сочувствия. Развод родителей приносит много страданий детям и им с этим надо жить. В данном случае, дети конечно страдают, но официально они никаких претензий предъявлять не могут. Но то, что они могут, это сделать жизнь своих родителей невыносимой, то есть заставить родителей страдать в ответ. И в этих ситуациях важно чтобы кто-то сказал ребенку, что, несмотря на то, что его родители разойдутся, папа останется папой, а мама - мамой.

Некоторые дети на протяжении долгого времени продолжают мечтать, что родители соединятся и будут жить вместе, и с этим фантазмом можно работать, но не разрушая его, так как это их мечта.

Что именно делают медиаторы?

Вы будете нас мирить?
- Нет, мирить мы вас не будем.

Из бесед с участниками конфликтов

Основной вопрос, который задает медиатор участникам - «Готовы ли Вы договариваться для того, чтобы найти решение, которое поможет разрешить ваш конфликт?» .

После получения утвердительного ответа, работа медиатора направляется на следующее:

  • помочь наладить общение между участниками семейного конфликта;
  • помочь услышать и понять друг друга. Бывает такое, что некоторые вещи сложно сказать в лицо. Рассказать постороннему человеку, то есть медиатору, бывает гораздо легче, а он найдет способ передать нужную информацию по назначению;
  • после длительного конфликта люди часто могут уже не осознавать, что у них все-таки много общего, а медиация помогает это увидеть;
  • узнать интересы друг друга, а главное - сформулировать для себя и собственные интересы.

Иногда люди, находясь в состоянии огромной обиды, готовы поступиться своими настоящими интересами, ради того, чтобы сделать больно другому.

Медиация помогает понять, что такой подход - путь в никуда и никого не сделает счастливым.

  • понять интересы ребенка. Родители склонны забывать о чувствах детей, когда кровоточат их собственные душевные раны;
  • помогает в сохранении родительских отношений. Что бы ни происходило между супругами, они не перестают быть родителями;
  • ведет клиентов к решению, которое будет оптимальным для обеих сторон;
  • помогает сторонам выполнить решение, добровольно принятое обеими сторонами.

Результаты медиации

Душевное равновесие ребенка при конфликтном разводе - не миф, это - работа медиаторов.

В России медиация еще не приобрела повсеместного распространения, но многие семьи уже воспользовались данной услугой. После медиации некоторые участники признавались, что не ожидали большого эффекта от использования данного метода. Но в итоге участники остались довольны своим решением прибегнуть к медиации. Медиация позволила им найти выход из непростых ситуаций, освободиться от груза обид, дала возможность с оптимизмом смотреть в будущее, а детям позволила сохранить тепло, заботу и внимание обоих родителей.

Клиенты отмечают такие моменты:

  • польза от семейной медиации видна практически сразу. Меняется отношение детей к родителям, их реакции на происходящее - они становятся более послушными, веселыми и даже здоровыми;
  • медиаторы помогли понять, чего хочет мой супруг/супруга;
  • здесь мне помогли понять, чего я хочу и что мне нужно, и что мне делать дальше.

Кроме того, людям важно получить в результате и некое нематериальное удовлетворение от процесса, а именно услышать извинения, сожаления от своего супруга/супруги.

Родитель - это навсегда!

Супружеские отношения прекращаются - родительские отношения продолжаются.

Цель семейной медиации при расставании пары - помочь им сохранить свои родительские обязанности. Медиация дает возможность отделить статус мамы или папы от горечи и грусти, которые следуют за потерей статуса жены или мужа.

Детское счастье хрупко, дефицит любви на протяжении детских лет не может быть компенсирован в более поздний период. Развод родителей - это одна из самых тяжелых ситуаций для ребенка. Расставание родителей может оставить глубокий след в душе ребенка и негативно повлиять на его будущее.

Важно правильно подготовить ребенка к переменам в его жизни, объяснить, что мама и папа по-прежнему любят своего сыночка/дочечку и всегда будут рядом, даже если не будут больше жить вместе.

В этот период ребенку очень нужна поддержка его окружения. В этих новых условиях он должен чувствовать, что трагедии не произошло, что он не лишился любимых людей.

Подарите счастливое детство своему ребенку!

Медиация как форма решения семейных конфликтов

Основной причиной распада семей является внутрисемейный конфликт, в основе которого могут лежать следующие факторы: супружеская неверность; неудовлетворенность друг другом; психологическая несовместимость, несовместимость характеров, взглядов и жизненных ценностей; неумение строить семейные отношения и предотвращать конфликтные ситуации; разочарование в супруге; алкоголизм или зависимость от наркотиков у одного из супругов; безответственное отношение одного из супругов к семейной жизни; конфликты с детьми.

Одним из способов решения семейных конфликтов и улучшения взаимодействия в семье является семейная медиация.

При изучении медиации (1) как формы решения конфликтов необходимо сначала рассмотреть само понятие. Поэтому мы проанализируем подходы разных направлений к пониманию понятия «медиация», рассмотрим их особенности.

«Термин «медиация» происходит от латинского « mediare » (посредничать, выступать в роли лица, при участии которого ведутся переговоры) и активно используется в зарубежных странах .» «Существует два подхода к определению понятия «медиация»: концептуальный и описательный .»

Концептуальный подход определяет понятие «медиация» – как добровольную конфиденциальную процедуру примирения, в которой медиатор (нейтральное лицо) способствует участникам во взаимодействии с целью заключения договоренности. Данная модель определения медиации в переносе на образовательную практику может подразумевать под «переговорами» и «взаимоприемлемым соглашением» решение конфликта и подписание примирительного соглашения.

Описательный подход определяет понятие медиация как «процедуру «урегулирования конфликта, при которой спорящие стороны встречаются с медиатором и разговаривают, после чего делают попытку разрешить противоречие». Такое определение позволяет «раскрыть содержание медиации определенного вида или модели».

В отечественной литературе при определении понятия исследователи опираются на содержательный аспект процедуры, то есть на «содействие нейтрального лица переговорам сторон с целью мирного завершения конфликта» (Решетников И. В. Давыденко Д. Л. .

Исходя из вышесказанного, в своей работе мы будем опираться на следующее понятие: « Медиация " - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора». Данное определение дается в « Концепции
развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации
(утв.
Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р)»

В нем также говорится, что целью медиации является примирение сторон и добровольное участие в ее проведении. Следовательно, можно говорить о принципах реализации данного подхода. Калашник С. И. приводит классификацию принципов медиации в зависимости от их функционального значения:

    Организационные принципы – характеризующие проведение медиации и статус ее участников. К ним относится добровольность и нейтральность медиатора. К ним относят конфеденциальность, самостоятельность, сотрудничество и равноправие сторон.

    Процедурные принципы – характеризующие порядок проведения медиации. .

Современная концепция медиации основывается на «Гарвардском методе» разработанным Р. Фишером и У. Ури, в 1981 году, суть которого заключается в «совместных действиях» по выявлению интересов. Основой деятельности медиатора становится помощь участникам конфликта в решении их противоречия путем вынесения на первый план интересов, компетентностного выстраивания переговоров, применяя технологию ведения примирительных процедур в целях управления ими.

Преимущества медиации.

    Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).

    Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).

    Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры).

    Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).

    Медиация признает, что стороны скорее всего будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.

    Медиация защищает от клеймения и отвержения, сохраняет конфиденциальность общения. .

Любой вид деятельности, применяемый в обществе, подчиняется определенным нормам и правилам. На сегодняшний день принято несколько нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность в данном направлении. . Рассматривая медиацию как процесс применимый в практике, необходимо в первую очередь, сослаться на нормативно правовые документы, регламентирующие данный вид деятельности. Без правового регулирования этот процесс был бы невозможен. Итак, занимаясь рассмотрением данного направления мы ориентируемся на:

    Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

  • .

  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р

    Европейский кодекс поведения медиаторов;

    Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. 17 марта 2009 г.

    Федеральный закон № 193 - ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010.

    Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы.

Рассматривая вопрос о тех случаях, когда программы медиации могут применяться, а когда они запрещены Калашник С. И. вводит понятие «медиабельность» - это показатель возможности рассмотрения дела службами примирения или медиаторами. .

Программа примирения в семье применяется при работе с семьей. «В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 193-ФЗ споры, возникающие в семейных правоотношениях, могут разрешаться в примирительной процедуре по общим правилам частной медиации».

Акцент может делаться либо на изменение разрушительных для семьи отношений и создание диалога (тогда программа ближе к конфликтологической), либо на разрешение криминальной ситуации – например, в случае воровства в семье (ближе к программе примирения жертвы и нарушителя), а так же могут решаться проблемы воспитания и общения с ребенком. Процедура медиации в данном случае направлена на сохранение дружеских отношений, формирование нормальной коммуникации, осознанию общих интересов, благополучие детей.

Кризис семьи может потребовать и более глубоких форм работы, таких, например, как семейная психотерапия, но программа примирения даст возможность членам семьи сделать шаг к осознанию необходимости собственных усилий и изменению стратегий поведения в ситуации.

Наиболее приемлемой моделью семейной медиации специалисты считают терапевтическую модель или сомедиация. При этом медиатору требуется психологическая подготовка.

«Круг заботы»

Еще одной техникой медиации является «круг заботы». Одна из самых сложных программ. Эта процедура проводится в случае семейного конфликта; если семья признана находящейся в трудной жизненной ситуации («ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно» Федеральный закон № 195-ФЗ); в случае непонимания в семье, ухода подростков из семьи; когда физически нарушена или отсутствует семья.

В данной процедуре участвует социальный педагог, который обследуя семью, выявляет круг лиц, способных заботиться о ребенке и оказать влияние на семью и воспитание в ней. К участию в «круге заботы» могут быть приглашены, родственники, социальный педагог, психолог, учителя, одноклассники, коллеги родителей по работе и т. д. При этом эти люди могут сообщить те сведения, которые конфликтующие стороны сознательно или подсознательно стараются скрыть, но которые являются основанием истинного конфликта. Родители вместе с социальным педагогом обговаривают круг лиц участвующих в программе, время и продолжительность встречи.

Можно говорить о том, что «круг заботы» это серия взаимосвязанных мероприятий. Присутствие социального работника (социального педагога) обязательно. Такой круг это начало большой работы со стороны всех участников и таких кругов может быть несколько, пока ситуация полностью не исправится.

Отметим еще один аспект такой медиации – это понимающий аспект. То есть данная форма помогает людям озвучить, ситуацию с их точки зрения. Здесь происходит осознание произошедшего со сторонами. Причем за видимой стороной конфликта, могут быть скрытые, очень глубинные причины и в процессе медиации их необходимо выяснить.

Важно заметить, что медиатор не ставит «диагноза», соответственно не подбирает «способа лечения». Такой способ исправления ситуации вырабатывают стороны.

Список литературы

    Насырова Е. И., Стернин И. А. «Посредничество» или «медиация»: к вопросу о терминологии // Третейский суд. – 2007. № 1- с. 10

    С. И. Калашник «Медиация в сфере гражданской юрисдикции». Кандидатская диссертация. Екатеринбург, УрГЮА, 2010.

    Решетников И. В. Право встречного движения. Посредничество и российский арбитражный процесс // Медиация и право. Посредничество и примирение. – 2007. № 2(4). – с. 53.

    Давыденко Д. Л. Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес конфликтах. – М.: Секрет фирмы, 2006. – с. 42

    Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации
    (утв. Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р)

    Фишер Р, Юри У. Паттон Б. Переговоры по гарвордски / Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2005.

    Литвинов А. В. Введение в медиацию. samlib . ru . 22.05.2011

    Маловичко И. Брошюра для детей. Волгоград. Школа № 27.

    Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов). – М.: МОО Центр Судебно-правовая реформа , 2014. – 152 с.

Медиация (одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны), на просторах интернета попалась любопытная статья:
Что может дать семейная медиация?
Вначале, несколько слов о понятии семейной медиации. Очень часто под термином «семейная медиация» подразумевается медиация при разводе супругов. Возможно, это вызвано тем, что именно при разводе и в особенности, если у супругов есть дети, медиация широко используется во всем мире и доказала свою высокую эффективность. Но на самом деле, термин «семейная медиация» охватывает более широкий спектр вопросов, т.е. необязательно связанных с разводом (прекращением семейных отношений). Так с помощью семейной медиации можно разрешать большинство конфликтов, возникающих в семейных отношениях, как например:
· споры между родителями и детьми (подростками, либо совершеннолетними);
· споры между супругами (по вопросам усыновления \ удочерения, воспитания детей, уходу за пожилыми родственниками, наследования и т.п.);
· споры между близкими родственниками (братьями, сестрами, между старшим поколением (родители мужа/жены) и молодым поколением (муж/жена/внуки);
· споры между супругами и детьми супругов от первого брака.
Медиация, в отличие от консультации психолога, более предметно-ориентирована, т.к. в медиации рассматриваются конкретные проблемы и варианты их решения. Задача медиатора состоит не в том, чтобы вынести какое-то решение, наоборот - решение вырабатывается самими участниками конфликта. Медиатор лишь создает возможность для каждой стороны:
1. услышать другую сторону, т.е. понять, что именно хочет донести до вас вторая сторона, выразить свои чувства,
2. выявить истинные интересы каждой из сторон,
3. восстановить и укрепить связи между конфликтующими сторонами.
Медиатор обеспечивает то необходимое безопасное пространство, в котором стороны конфликта могут развить понимание, доверие друг к другу и совместно работать над решением своих проблем и в дальнейшем, безболезненно общаться друг с другом.
Все знают, что в любых семьях возникает много споров, которые могут быть и не связаны с расставанием или разводом пары. Медиация в семейных конфликтах очень эффективна, ведь в ней прорабатывается не только сам спор, но и его эмоциональная составляющая, медиация позволяет сторонам спокойно и конструктивно обсудить волнующие их проблемы. В результате стороны спора не только устраняют первопричину конфликта, но и получают психологическое удовлетворение от выгодного разрешения конфликта. А это очень важно, поскольку все мы знаем сколько сил и энергии вытягивают семейные конфликты, какое моральное опустошение, бессилие мы чувствуем после очередной ссоры или неразрешенной проблемы.
Если говорить о пользе медиации в семейных конфликтах, то медиация:
· позволяет сохранить эмоциональные силы сторон, не допустить ухудшения отношений или распада семьи, а наоборот улучшить их за счет более четкого осознания сторонами спора истинных интересов и потребностей друг друга,
· дает уникальную возможность обсудить супругам (близким родственникам) те вопросы, которые нельзя обсудить в семейной обстановке (напомним, что одной из задач медиатора является обеспечение благоприятного психологического климата для беседы).
Как сказала одна семейная пара после медиации: «Без вас мы бы не договорились. Медиация дала нам возможность обсудить накопившиеся противоречия и те вопросы, которые мы ни за что не решились бы обсудить сами», если в спор вовлечены дети, то медиация помогает родителям в том, чтобы сфокусироваться на индивидуальных потребностях и чувствах их детей и выработать схему дальнейших отношений, а при разводе сохранить свой статус родителей и ровные отношения друг с другом
Хочется отметить, что при семейной медиации ни одна из сторон не уходит неудовлетворенной, так как все решения супруги принимают добровольно без оказания на них давления и с соблюдением всех их законных прав. Причем заседание по семейной медиации считается законченным тогда, когда интересы каждого из супругов будут удовлетворены.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.