Правильное белье для юношей и девушек. Как реагировать, если подросток приводит домой свою половинку

Какими себя видят юноши и девушки!

Каковы же важнейшие свойства, проблемы и тенденции развития юношеского самосознания?

Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира.

Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных психических состояний. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Очень образно выразила это ощущение 15-летняя девочка, которая на вопрос психолога: «Какая вещь кажется тебе наиболее реальной?» - ответила: «Я сама».

Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Открытия эти нередко совершаются внезапно, как наитие: «...проходя мимо Летнего сада, я вдруг заметил,

как прекрасна его решетка»; «...вчера я задумался и вдруг услышал пение птиц, которого раньше не замечал». Юноша начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует старшеклассника к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.

Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам. Психологи неоднократно, в разных странах и средах, предлагали детям разных возрастов дописать неоконченный рассказ или сочинить рассказ по картинке. Результат обычно одинаков: дети и младшие подростки, как правило, описывают действия, поступки, события; старшеклассники и юноши - преимущественно мысли и чувства действующих лиц. Чем старше (не по возрасту только, а по уровню развития) подросток, тем больше его волнует психологическое содержание рассказа и тем меньше для него значит внешний, «событийный» контекст. Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» еще неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда - растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.

Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества.

«Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике восьмиклассница. - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверно, была центром общества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, но не к себе. Раньше, когда у меня наступало равнодушие, я думала: зачем жить? Но сейчас я очень хочу жить...» У этой девочки в школе и дома все благополучно, и сама она социально очень активна. Чувство одиночества, о котором она пишет, - нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни. Но подобные переживания могут быть острыми и драматичными.

Представления подростка или юноши о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Группа ленинградских девятиклассников оценивала, насколько определенные морально-психологические качества типичны для среднего юноши и девушки их возраста, а затем для них самих. Образы собственного «я» оказались гораздо тоньше и, если угодно, нежнее группового «мы». Юноши считают себя менее смелыми, менее общительными

и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность.

Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности («по-моему, труднее меня нет») с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

Не менее важно сознание своей преемственности, устойчивости во времени. Для ребенка из всех измерений времени самым важным, а то и единственным является настоящее «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская перспектива в прошлое невелика, все значимые переживания ребенка связаны только с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в самом общем виде.

В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы. Как писал А. С. Макаренко, «чем старше возраст, тем дальше отодвигается обязательная грань ближайшей... перспективы. У юноши 15-16 лет близкая перспектива уже не имеет такого большого значения, как у подростка в 12-13 лет.

Изменение временной перспективы тесно связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении.

Значение разных проекций времени - прошлого, настоящего и будущего - неодинаково для людей разного возраста. Беззаботное детство живет настоящим, для юноши главным измерением времени становится будущее. Дописывая предложенную неоконченную фразу «Я в своем представлении...», 16-летние чаще всего говорят о своих потенциях и перспективах. Сегодняшний день, включая и собственное «я», - залог будущего, момент становления: «Я в своем представлении...» - как короткая фраза в конце неоконченной повести: «Продолжение следует...» или: «Я человек, но еще не Человек».

Но как сознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти, занимающей важное место в юношеских размышлениях и дневниках. Мысль о неизбежности смерти вызывает у многих старшеклассников смятение и ужас. «Мне уже 15 лет, - пишет девятиклассница. - В этом возрасте Лермонтов писал свои первые стихи, Паганини потряс мир волшебным смычком, Эварист Галуа открыл свой первый закон. А что сделала я? Я не открыла закон, не потрясла мир гармонией и красотой звуков. Я - ничто. И я очень боюсь смерти. Я невольно спрашиваю себя: как могут люди радоваться, грустить, учиться, если «все там будем»? Попыталась найти ответ у взрослых. Одни испуганно молчали, другие весело хохотали, а мне было плохо и страшно».

Конечно, так драматично вопрос ставится не всегда. Не все старшеклассники расположены и способны к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других дело сводится к возрождению иррационального детского страха, которого юноша стыдится. Некоторые педагоги считают, что, чем меньше старшеклассник задумывается о печальных вещах, тем лучше. Но этот бездумный «оптимизм» опасен. Именно отказ от детской мечты о личном бессмертии и принятие неизбежности смерти заставляет человека всерьез задумываться о смысле жизни, о том, как лучше прожить отпущенный ему ограниченный срок. Бессмертному некуда спешить, незачем думать о самореализации, бесконечная жизнь не имеет конкретной цены.

Формирование новой временной перспективы не всем дается легко. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. Юноша попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Надежда на личное бессмертие или заменяющую его бессмертную славу перемежается страхом старости.

Юношеские представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 16-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью. Страстная жажда нового опыта может перемежаться со страхом перед жизнью, который у некоторых вызывает даже желание умереть.

Многие юноши, склонные к уходу из напряженных, критических ситуаций, задумываются над реальной возможностью самоубийства. Некоторые просто играют с этой идеей, но кое-кто пытается осуществить ее на деле, причем по совершенно случайным и ничтожным, с взрослой точки зрения, поводам. У девушек такое поведение чаще демонстративно, рассчитано на то, чтобы вызывать сочувствие; мальчики предпринимают такие попытки гораздо реже, но зато всерьез. Резкое чередование настроений, переход от беззаботной жизнерадостности к беспросветной хандре и «мировой скорби» вообще типично для этого возраста, требующего к себе повышенной чуткости, хотя сами юноши мало внимательны к взрослым.

По вполне понятным причинам юноши и девушки придают большое значение своей наружности, причем их эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. Родителям полезно знать, что именно их тревожит.

У мальчиков это, прежде всего, недостаточный рост. Много неприятностей доставляет старшеклассникам кожа. Недаром, по данным А. А. Бодалева, в их устных портретах свойства кожи упоминаются гораздо чаще, чем у детей и у взрослых. Многие юноши и девушки болезненно реагируют на появление прыщей, угрей и т.п.

Важной проблемой является избыточный вес.

В средней стадии полового созревания у многих мальчиков наблюдается заметное увеличение грудных желез по женскому типу, которое обычно спадает примерно через год. У некоторых мальчиков озабоченность вызывают недостаточные, по их мнению, размеры половых органов.

Девочки-подростки также остро переживают недостатки кожи, некоторые склонны сильно преувеличивать свою полноту, прибегая ради похудания к фантастическим и вредным диетам. Если юноши мечтают увеличить свой рост, то некоторые девушки были бы рады его уменьшить. Если юношей смущает отсутствие волос на теле, то у девушек, наоборот, вызывает панику оволосение.

Старшеклассники, проводящие долгие часы перед зеркалом или уделяющие непропорционально много внимания нарядам, делают это в большинстве случаев не из самодовольства, а из чувства тревоги. Броские наряды, привлекающие к себе внимание, - средство получить подтверждение, что опасения напрасны, что юноша или девушка «в порядке», что он (она) может привлекать и нравиться. Человек, уверенный в себе, в таком постоянном «подтверждении» не нуждается. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства «я» - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешность деятельности и отношения с окружающими.

Насколько объективны, адекватны человеческие самооценки и как это свойство меняется с возрастом?

В общем и целом адекватность самооценок с возрастом повышается. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские,

чем подростковые. Но тенденция эта не является линейной. Надо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки.

Если в средних классах подросток сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности, значимость которых - учеба, спорт, какие-то любительские занятия - у ребят может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т. д.

Юношеские самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств.

Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий самосознания. Дописывая фразу «Я в своем представлении...», многие юноши подчеркивают именно свою противоречивость: «Я в своем представлении - гений+ничтожество».

Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.

Застенчивость - самая типичная «болезнь» юношеского возраста. В 17- 20 лет от нее страдают свыше 40%, а в 15-16 лет - свыше 70% юношей и девушек. Особенно тяжело переживают застенчивость мальчики, так как эта черта кажется им «не мужской».

При всей их внешней браваде и самоуверенности, особенно на людях и в компании сверстников, довольно многие старшеклассники страдают пониженным самоуважением, что побуждает их «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо» («представляемое «я»). С суждениями типа:«Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление» и «Я склонен надевать «маску» перед людьми» - юноши с низким самоуважением соглашались почти в шесть раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения. Юношам с низким самоуважением хочется скрыть свои слабости, но необходимость «играть роль» вызывает страх, как бы не сделать ложного шага. Тем самым усиливается внутренняя напряженность. Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что так или иначе затрагивает их личность, болезненно реагируют на критику, смех, порицание. Их беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они острее реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают какой-то недостаток в самих себе. Вследствие этого им свойственна склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения человека, тем более вероятно, что он страдает от одиночества.

Это создает серьезную проблему для родителей и воспитателей.

Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального «я» - нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

У интеллектуально более развитых и творческих подростков расхождение между наличным и идеальным «я», т. е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со средними способностями. Дневники и личные документы многих великих людей, например Л. Толстого, также свидетельствуют о том, что почти все они, кто реже, кто чаще, переживали чувство острой неудовлетворенности собой и творческого бессилия.

Рефлексивная самокритика творческой личности и пониженное самоуважение невротика похожи друг на друга тем, что в обоих случаях присутствует стремление к совершенству и выбор настолько высокого образца, что по сравнению с ним наличные достижения и свойства «я» кажутся незначительными. Но в первом случае конфликт реального и идеального «я» разрешается в деятельности, будь то учеба, труд или самовоспитание. Наоборот, типичная черта невротика - слабое «я». Невротическая рефлексия остается на уровне пассивного самосозерцания, вырождается в самодовольное нянченье индивида со своими ему одному дорогими особенностями. Признание и даже гипертрофия собственных недостатков служат здесь не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от деятельности, вплоть до полного «выключения» из реального мира.

Зная поведение подростка, круг его интересов, его способность преодолевать трудности и достигать поставленных целей (прежде всего в той сфере, которая для него самого наиболее личностно значима), вдумчивый родитель всегда может оценить, к какому из двух полюсов тяготеет старшеклассник и нужно ли учить его несколько умерять уровень своих притязаний, соотнося самооценки с реальными возможностями, или, наоборот, повышать этот уровень, равно как и веру в собственные силы.

Время идет, и наши дети подрастают, превращаясь в статных юношей и прелестных девушек. Это уже почти взрослые люди, у них много своих тайн и интересов, они вступают в новую веху своей жизни – половую жизнь. Чтобы их интимная жизнь была не только приятной, но и здоровой, следует тщательно соблюдать интимную гигиену.

Гигиена юноши

Обычно юноши моют пенис и мошонку под струей воды и вытирают промежность полотенцем. И в этом кроется самая большая ошибка многих парней: они просто не знают, как правильно помыть половые органы или считают, что достаточно просто мыться в душе.

В результате такой неграмотности в вопросах гигиены многие юноши 13-20 лет становятся клиентами урологов и являются причиной воспалительных процессов у партнерш. Почему? Пенис имеет несколько проблемных зон.

Естественно, интимную зону нужно тщательно мыть с мылом или гелем во время гигиенической ванны или под душем. Но при этом необходимо обнажать головку пениса и тщательно смывать остатки мочи и смегму (скопление секрета) в складках.

Волосы у основания полового члена и на мошонке являются источником микробов, их можно сбривать или коротко стричь, но главное - уделять при мытье особое внимание этой зоне. Пах сильно потеет, создавая питательную среду для размножения кожной флоры, поэтому необходимо мыть паховую зону хотя бы дважды в день – утром и на ночь, а летом, в жару – и чаще.

При несоблюдении этих правил может возникать неприятное заболевание – баланопостит. Это болезненное воспаление крайней плоти с выделением неприятного гнойного секрета. Также при нарушении гигиены может развиться уретрит – воспаление мочевого канала внутри пениса. Ощущения при нем не из приятных, будет казаться, что мочишься «битым стеклом».

Гигиена половых органов юношей и девушек

Интимная гигиена девушки – это залог женского здоровья. Совершать интимную гигиену теплой водой следует ежедневно утром и вечером. Мылом и средствами для интимной гигиены злоупотреблять не стоит, они нарушают микробную флору влагалища.

При подмывании струя воды должна быть направлена от лобка к анусу – это позволит предотвратить инфицирование половых органов. После процедур кожу следует промокнуть полотенцем. В области между большими и малыми половыми губами может скапливаться секрет желез, особенно если есть выделения из влагалища (бели). Тогда необходимо промыть половые губы деликатным интимным мылом, не углубляясь в область влагалища.

Менять нижнее белье нужно регулярно, один или даже два раза в день. По поводу ношения ежедневных гигиенических прокладок мнение врачей неоднозначно. Конечно, они позволяют полностью нейтрализовать попадание выделений на трусики, но за счёт своей структуры не дают коже «дышать» и могут быть причиной дерматита и усиления выделений.

При появлении патологических выделений и жжения, зуда в области половых губ , необходимо обратиться к врачу. Кроме того, можно орошать половые органы раствором слабо-розовой марганцовки, отваром ромашки или крепким чаем.

Интимная гигиена при менструации

Особенно тщательно необходимо ухаживать за половыми органами при менструации . Кровь является питательной средой для микробов, а длительный контакт с прокладкой может вызвать зуд и раздражение. Поэтому важно регулярно менять прокладки, даже если выделений мало, а тампоны вообще необходимо менять каждые 2-3 часа.

Если же менструации болезненны, обильные или длительные – необходима консультация врача и лечение.

Правильное белье для юношей и девушек

Молодёжь сегодня хочет быть модной и современной, и в погоне за модой иногда забывает о комфорте и гигиене. Парни и девушки приобретают красивое и забавное белье, но всегда ли оно гигиенично?

Самыми «мужскими» трусами были и останутся семейные трусы, они самые правильные с точки зрения мужской анатомии. Конечно, не следует заставлять юношу носить ситцевые трусы на резинке в горошек, как у деда, но можно подобрать модель свободных трусов из хлопка.

Тема «Психология подростков» - во все времена была интересна и изучаема. Юноши и девушки - это будущее поколение, глядя на них можно предположить, какая будет жизнь. Это очень актуальная тема, потому что в переходном возрасте начинается становление личности подростка, формируется образ собственного «Я». Часто это проходит очень болезненно: депрессии, ссоры с родителями и сверстниками, чувство непонимания и беспокойства.

Сейчас в мире много соблазнов: курение, алкоголь, наркотики. Многие подростки не удерживаются и пробуют эти «новинки», и это, как правило, приводит к плачевным результатам.

Почему же они так поступают? С чего начинается внутреннее формирование подростка себя как личности? Какими они видят себя в реальной жизни и к чему хотят стремиться? Какие внешние факторы влияют на юношей и девушек и чего они ждут друг от друга и своего ближнего окружения? Нас сильно заинтересовала это тема, и мы постараемся ответить на эти непростые вопросы.

Цель работы:

Изучить психологические особенности девушек и юношей.

1. Изучить теоретические основы психологических особенностей подростков в психологической литературе.

2. Выявить психологические отличия юношей и девушек в ходе социологического опроса родителей и подростков и составить реальный и идеальный образ юноши и девушки.

3. Узнать ожидания и предпочтения юношей и девушек по отношению друг к другу.

4. Развить умения при работе с психологической литературой.

5. Совершенствовать свои умения по составлению сравнительной характеристики по изучаемым объектам.

6. Улучшить навыки работы на компьютере.

Из данных задач мы выдвинули такие гипотезы:

1. Существуют ли различия реального и идеального образа юношей и девушек (по мнению старшеклассников и их родителей)?

2. Соответствует ли реальный образ подростков ожиданиям родителей?

3. Соответствуют ли юноши ожиданиям девушек и девушки ожиданиям юношей?

4. Существуют ли различия в восприятии себя и своего ближнего окружения в зависимости от половой принадлежности подростков?

Методы работы

1. Анализ теоретического материала.

2. Анкетирование юношей, девушек и их родителей.

3. Анализ анкет и формулирование выводов.

Психологические особенности подростков

Психологические особенности подростков описаны разными психологами: И. В. Дубровиной, В. Сатир, Э. Фроммом и др.

Подростку хочется себя чувствовать защищенным, так как нарастающий груз ответственности требует увеличение силы «Я», которая приходит за счет освоения жизненного пространства и выстраивания своего места в нем.

Давно замечено, что девушки испытывают меньшие колебания в переживаниях, связанных с воплощением собственного Я, они сравнительно быстро достигают устойчивости, хотя бы это было успокоение, вызванное принятием известного образа чужого «Я». Недаром 16-17- летняя девушка производит впечатление взрослого человека, что далеко и не всегда можно сказать о молодом человеке её же возраста. Известно, что девушки в этом возрасте чувствуют себя взрослее своих сверстников и склонны их опекать, воспитывать и даже перевоспитывать.

У юношей диапазон колебаний в переживаниях значительно шире и они дольше идут к обретению устойчивого отношения к самому себе, то есть к ощущению границ своего «Я» и его динамической силе. Как тут не вспомнить слова из пословицы о том, что мужчине принадлежит весь мир. Для того чтобы это почувствовать, надо проделать огромную работу по построению своего мирового психологического пространства, ощутить в себе силы «Я» по возможному устройству жизни именно в таком масштабе.

Когда возникают проблемы в становлении переживаний, то юноши и девушки сталкиваются с невыносимой полнотой бытия, которая не поддается их попыткам найти в нем свое место. Давно уже был отмечен факт, что юность сравнительно легко идет на самоубийство. Даже сама мысль об этой возможности часто является сладостно – утешительной, снижающая как бы степень риска перед возможными жизненными трудностями. Да, юные люди живут большей экзальтированностью. Невыраженными и неопределенными волнениями и думами, которые они не могут реализовать в соответствующей себе форме. Такую форму нельзя найти в один день или в один час, на ее поиски могут уйти годы. Для наблюдателя это вообще может выглядеть как нечто ненормальное, например, уход в секту, приобщение к вегетарианству, увлечение каким-то видом коллекционирования и тому подобное.

Половые различия очень ярко проявляются в развитии скорости движений. У мальчиков сила и ее увеличение выступают на первый план, у девочек больше развиваются быстрота движений. Координация также улучшается, почему и движения становятся более ловкими, хотя ловкость представляет качество, достигающее совершенство в последующие годы, когда равновесие в организме получает большую устойчивость.

Подросток-девочка и подросток-мальчик – это две различные биологические величины. В этот период жизни они переживают необходимость решение такой жизненной задачи, как установление близких отношений с лицами противоположного пола. Биологическая основа этой формы поведения представляет собой врожденный инстинкт исключительной силы, значение которого в жизни человека нельзя недооценивать.

Сложность отношений в современном обществе разрушает традиции и условности, они уже не носят определённостей, существовавших ранее. Это наносит ущерб биологии человека, ущерб, не ощущаемый в начале как потеря целостности своего организма, но реальный по своим последствиям воздействия на все системы организма. Факты ранней половой жизни подростков, аборты говорят о том, что природа жестока с проявлениями последствий грубого вмешательства человека в её естественное развитие, расплата обычно бывает жестокой – от раннего старения до рождения слабого пола с признаками общей хилости, а то и уродства. Это уже толчок к патологической наследственности, ведущей к вырождению, как отдельной личности, так и генеалогического древа.

У подростков есть свойственное их возрасту переживание своего одиночества, своей непричастности к другим людям, может быть, это тот шанс, который в виде этих подростковых переживаний дан всему человечеству, и это шанс остановиться, задуматься и посмотреть на себя со стороны. Именно это делают подростки – они смотрят на жизнь взрослых с дистанции младших, которые уже чувствуют в себе силы быть старшими. Эта дистанция – удалённость от взрослой жизни, позволяет им сблизиться со сверстниками, так как одиночество подростков – это не пустота, это энергетический источник, который требует направленного выхода энергии – требует действия, иначе он может взорваться.

В общении друг с другом применяется словесная небрежность, даже пренебрежительность, разрушающая границы и дистанции. Общим достоянием подростков становится оригинальные, с их точки зрения, словесные выражения.

Сегодня педагоги и психологи с грустью отмечают, что подростки очень мало и поверхностно читают. Одна из причин этого состоит в том, что чтение связано с движением в собственном психологическом пространстве, причём это движение естественное, оно основывается на уже существующих в нём переживаниях, структурированных в разной степени.

Без книги подросток становится обделённым одним из важнейших средств культуры, развивающим в человеке способность к сосредоточению на собственном «Я». У современного подростка много соблазнов получать информацию извне в обобщённом виде через зрительный анализатор, гораздо меньше таких жизненных ситуаций, где он должен сосредоточиться на информации, идущей непосредственно от его «Я». Нетренированное «Я», если его не научить слушать самого себя во внутреннем диалоге, может потерять чувствительность к собственной диалогичности. Всё-таки интеллектуально развитые подростки читают, а это и есть диалог, так необходимый для существования самой психической реальности.

Подросток – реалист и романтик одновременно, он переживает как собственную целостность, так и возможность её потери. Добро и зло, жизнь и смерть в его переживаниях конкретны и абстрактны одновременно, так как он только учится мыслить абстрактно, поэтому в процессе мышления, в поиске закономерностей он легко может принять случайное за общее, конкретное – за абстрактное, единичное – за общее. Он переживает несоответствие силы своих чувств, переживаний и возможностей своего мышления. Подросток – это тот человек, который может сформулировать и попробовать решить задачу развития собственного мышления. Именно для него написаны все книги по самовоспитанию, именно он может воспользоваться их мудростью не для манипулирования другими, а для воздействия на самого себя.

Уровень интеллектуального развития подростков надо « изменять» не в показателях успеваемости по школьным предметам и не по широте или глубине умозаключений, а по общему развитию и соотношению углубленных жизненных интересов, по содержанию той концепции жизни, которая отражает и уровень овладения собственным «Я». (1,564)

Подростки очень много сил и времени отдают общению со сверстниками. Казалось бы, значение взрослых существенно меняется в сторону уменьшения значения. Но чудо жизни «Я» состоит в том, что зажечь его в полную силу у юного человека может человек зрелый.

Заслуживает особого внимания экспериментальный материал, который показывает влияние характера общения с взрослыми на развитие «Я» подростков. (И. В. Дубровина). Важнейшим моментом в развитии подростка является переживание им интегративных возможностей своего «Я», их можно в экспериментально – психологическом исследовании личности зафиксировать в виде устойчивости и адекватности самооценки. По мнению многих исследователей, именно эти свойства самооценки определяют степень самостоятельности и независимости человека в разных видах деятельности и во взаимоотношениях с другими людьми. Оказалось, что характер общения с взрослыми существенно влияет на параметры самооценки.

Юные люди, удовлетворенные своим доверительным общением с взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реальности человеческой жизни анализировать и оценивать качество своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. У них нет противоречий между потребностью в доверительном общении и условиями её реального удовлетворения. Поведение этих подростков взрослые и сверстники воспринимают и оценивают как «взрослое». Совершенно иная картина характерна для школьников с низкой удовлетворённостью общения с взрослыми. Они затрудняются самостоятельно анализировать и оценивать сверстников и взрослых, не умеют и не хотят это делать. В поведении этих подростков наблюдатели отмечают агрессивность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему и так далее.

Есть ли психологические различия между представителями разных полов, между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами? Психологи единодушны: разница, и довольно существенная есть. Исследователи свидетельствуют, что мужской пол, к примеру, агрессивнее и проявляет большие математические способности. Давно замечено, что мужчины обладают лучшей ориентацией во времени и пространстве, чем женщины. Надо полагать, поэтому мужчины чаще, чем женщины, становятся математиками, архитекторами и автогонщиками, а футбол и баскетбол в исполнение женщин имеет значительно меньше почитателей. Женщины, как правило, добрее, хотя и эмоциональнее. Они чаще владеют необыкновенными речевыми способностями, включая способности к языкам. Отсюда общеизвестный факт: женщинам легче даются иностранные языки. Женщины, быстрее мужчин читают и лучше излагают прочитанное. Психологи: Р. Беледа и Л. Фотина, утверждают, что у мужчин чаще встречается преобладание холерических черт темперамента. Именно мужчина обычно характеризуется большей настойчивостью, отчетливым проявлением волевых реакций, напористостью, способностью противостоять грубому напору. Поэтому – то холерический темперамент как бы «мужской темперамент». Женской природе чаще всего соответствует сангвинический темперамент, а значит, для представительниц слабого пола характерны подвижность, бурное проявление чувств, более быстрая реакция на внешние раздражители и способность легче и быстрее приспосабливаться к новой обстановке. В поведении женщины проявляется духовное и физическое изящество, гибкость и деликатность поведения. Ее эмоции обычно обладают меньшей взрывной силой. Она более тонка, хрупка, нежна, хотя иногда и очень упорна. Характер мужского пола проявляется больше в «борьбе», женского – в ласке.

Подростковый возраст – это время усиленного общения детей со своими ровесниками. Одновременно, это период, когда дети становятся в какой-то степени самостоятельными, что даёт им возможность многие свои потребности удовлетворять без помощи и участия взрослых. Совсем незаметного ребёнка, которого ещё совсем недавно звали Малышом, вдруг посторонние люди величают Девушкой или Юношей. И вновь встаёт вопрос: где встречаться подрастающим девочкам и мальчикам?

В домашней обстановке они чувствуют себя свободнее, чем в людных местах. Однако молодёжь любит посещать кафе, где также реализуется её стремление к общению. Конечно, не имеется ввиду бездумное сидение там часами. Предполагаются встречи время от времени, так же как это делают рассудительные взрослые, у которых нет времени постоянно посещать рестораны, к тому же «ресторанная» жизнь нарушает бюджет и законы рационального планирования своего образа жизни.

Встречи в домашней обстановке особенно нужны молодым людям, которых связывают сердечные, товарищеские отношения. Прекрасно, когда девушки и юноши совместно готовят школьные задания, слушают музыку, обмениваются дисками, журналами и книгами, беседуют и обсуждают различные проблемы. А в доме в это время тихо, спокойно, им никто не мешает.

Доверительные, добрые отношения между детьми и родителями имеют огромное значение для обеих сторон. Девушкам и юношам, несмотря на то, что они уже стоят у порога зрелости, по-прежнему необходимы помощь и совет. Родители подрастающих детей нередко чувствуют себя одинокими и переживают разочарование. Им кажется: пока ребёнок был маленьким, они были ему нужны, а теперь они лишние, выброшены за борт жизни молодого человека. А ведь именно родители должны заботиться о постоянном контакте со своими взрослеющими детьми, чтобы быть всегда для них интересными и необходимыми. Однако такие отношения складываются годами, корнями они уходят в детские годы ребёнка.

Дети отождествляют состояние взрослости с обретением счастья, поэтому могут ощущать зависть к взрослым в связи с их привилегиями, не замечая нагрузок и обязанностей старших людей. Желая показать молодежи, образцы хорошего поведения, многие родители пытаются встать на уровень молодёжи, начинают себя ограничивать, лишать привычных удовольствий только для того, чтобы подчиниться желаниям и требованиям своих детей. В большинстве случаев можно было бы сказать: «Мне это можно, а тебе вредно, так как ты ещё развиваешься, и полностью ещё не созрел». Однако очень плохо, когда родители злоупотребляют подобными аргументами, применяя их как оправдание своего неправильного поведения (например, алкоголь и обильная еда как центральный пункт товарищеской встречи взрослых). Если для молодого человека появление в их доме гостей ассоциируется с бутылками и рюмками, то в будущем он обязательно продолжит эти вредные семейные традиции, и тогда уже не помогут никакие категорические требования родителей о запрете алкоголя.

Не следует забывать, однако, что в молодёжную компанию могут попасть весьма активные личности, претендующие на лидерство, но проявляющие не очень-то ценные инициативы. Тогда возможны различного рода выходки, причём даже со стороны молодых людей, от которых никто не ожидал ничего подобного (драка, нецензурная речь и т. д.).

Противоречия отрочества

Как открытие переживает подросток мысль: «Я такая же личность, как и мой отец, мать, учитель, любой из взрослых». Эта мысль рождает бурный поток противоречий подросткового возраста. Все, что окружает, всех, с кем встречаются в жизни подростки, они резко делят на добро и зло. Подросток еще не умеет мысленно углубиться в суть фактов, явлений. Его оценка добра и зла прямолинейна и, прежде всего, эмоциональна - бурная, откровенная, резкая. Он склонен к поспешным выводам и обобщениям.

В начале своих записок я рассказал о подростке, который вспыхнул, когда учитель обвинил его в неуважении к человеческому труду. Почему он даже нагрубил учителю (если грубостью считать резкий тон острых, но, с точки зрения подростка, справедливых слов)? Он вступил в тот период духовного развития, когда все, что совершается вокруг, глубоко волнует личность, становится личным интересом. Его поразило несоответствие, как ему казалось, между тем, что он слышит, и тем, что видит в жизни. В этой вспышке подростка как раз и обнаружилось одно из противоречий духовного развития в годы отрочества, - с одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни.

На это противоречие духовного развития подростка необходимо обратить внимание. В этом противоречии подросткового возраста есть хорошее и плохое.

Хорошее - это непримиримость со злом. Это бурная эмоциональная оценка зла - - ненависть, отвращение ко всему, что принижает представление подростка об идеале добра, правды, красоты.

Как драгоценную святыню нужно беречь в юных сердцах этот огонек непримиримости со злом. Не пытайтесь погасить вспышку юной непримиримости, не стремитесь к тому, чтобы во всех случаях жизни подросток сначала хорошо все обдумал, взвесил, а уже потом решил, что ему делать - любить или ненавидеть, восторгаться или негодовать, вмешиваться в ход событий или быть равнодушным наблюдателем. Припомним слова К. Ушинского: в огне юности вырабатывается характер человека. Ничем не нужно сдерживать горячую, бурную эмоциональную реакцию подростка на зло, которое он видит, о котором знает. В те минуты, когда вы видите такую вспышку, когда подросток высказывает свой взгляд на отрицательное явление нашей жизни (конечно, часто в его словах бывает ошибки), не нужно забывать, что мы как раз, и имеем дело с формированием характера. Огня души не погасить без боли для души. Это большое счастье, что он горит.

Поддержите подроста, помогите ему разобраться в собственных мыслях и сомнениях - вот что очень важно, и если правда на его стороне, воспитатель сам зажигается благородным огнем. Он становится единомышленником подростка, его другом, товарищем: а какая это великая сила в воспитании! Конечно, «заданных» чувств не бывает, воспитатель не может предвидеть свои сердечные порывы, однако переживания должны быть отражением его настоящего духовного мира.

Если учитель старается погасить эмоциональный огонек, зажженный готовностью одолеть зло, это может воспитать равнодушие и лицемерие. Если мальчик, юноша, видя зло, неправду, спокойно посмотрит, придет к вам и спросит, что вы посоветуете сделать, то пусть вам не кажется, что вам удалось вырастить добрый урожай на ниве воспитания. Это не пшеница, а чертополох. Спокойная рассудительность, предусмотрительность воспитывают труса и обывателя, равнодушного ко всему, что происходит вокруг.

Воспитание только тогда становится творением человека, когда бурные страсти волнуют юные сердца. Пусть подростки еще недостаточно опытны, им нелегко найти путь, по которому нужно направить огонь своего сердца, - мир должен входить в их сердца так, чтобы в нем не оставалось спокойного уголка.

Большая опасность в воспитании юношества - эмоциональная спячка. Высокие эмоциональные слова остаются для подростка пустым звуком, если сердце его спит. А если спит сердце, истины понятны человеку, но они не становятся его убеждениями. Там, где эмоции не принимают участия в познании, подросток не применяет к себе истины, которые раскрывает перед его сознанием воспитатель; воспитание не становится самовоспитание, а потому перестает быть и настоящим воспитание.

Если вы хотите, чтобы ваши слова всегда доходили до ума подростка, разжигайте огонек эмоциональной оценки окружающего мира. Вслушайтесь в то, что волнует, тревожит подростков. Беспристрастность - плохой воспитатель.

Пристрастность пусть наполняет слова учителя живой плотью и кровью идейности.

Второе противоречие отрочества: подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в тоже время не любит, чтобы его воспитывали, не терпит той «оголенности» идей, тенденции, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания. Ф. Энгельс писал, что тенденция должна вытекать сама собой, из положений и идей. Эта мысль очень важна для воспитательной работы.

Истина становится дорогой, родной человек приложил собственные усилия, чтобы постичь эту истину, словно открыть ее. Найдите такую тропку к юному сердцу, чтобы оно увлеклось примером настоящей моральной красоты, чтобы в ней пробудилось чувство удивления, благоговения перед красотой. Если есть эти чувства, то мысль, обобщающая нравственные правила, становится собственным приобретением, завоеванием собственных духовых сил.

Тут мы переходим к третьему противоречию подросткового возраста: желание самоутвердиться и неумение это делать. Подросток делает важное открытие: моральное достоинство человека, его место в обществе, успехи в труде находят свое проявление в общественном призвании.

Об одном человеке все говорят с уважением, о другом - с презрением, о третьем - ничего, словно его и на свете нет. Подростку хочется быть личностью. Не случайно в эти годы так обостряется чуткость юной души ко всему героическому, романтическому, необычному.

Стремление к самоутверждению, желание стать личностью, добиться общественного признания вызывает у подростка внутренний порыв духовных сил.

Он ощущает потребность действовать. Но чтобы действовать, нужно видеть перед собой цель. Идеалом воспитания является самоутверждение.

Человек, которого мы ставим на жизненный путь и снаряжаем в далекую дорогу труда и служения Родине, должен проявить, выразить, показать себя как творец материальных и духовных ценностей во имя всеобщего блага, как верный сын народа, как стойкий борец против наших идейных противников. Эти качества формируются только тогда, когда в отрочестве человек преодолевает трудности и препятствия. Дорогим, родным становится для человека только то, что нелегко досталось. Настоящее самоутверждение происходит только в духовной борьбе, когда, напрягая усилия, подчиняя второстепенные мотивы поведения главным, ведущим, человек переживает радость победы над трудностями, волнующее чувство собственного достоинства, вырастает в собственных глазах.

Почему же на практике встречаешься еще с одним противоречием отрочества: есть глубокая необходимость в совете, помощи - и в то же время, словно нежелание обратиться к старшему? В этом, странном на первый взгляд, противоречии таится желание подростка действовать самостоятельно.

Особенно недопустимо незнание того, какие у подростка интеллектуальные интересы, какое место в его жизни занимают умственный труд, книга, искусство.

Если подросток живет только кинофильмами, телевизором, транзисторным приемником, магнитофонными записями, если он не знает, что такое размышление над собственной судьбой, вызванное книгой, чтение которой нелегкий труд, то, сколько бы ни было вокруг него людской суеты, он одинок.

Человеком, который понимает, чувствует, что происходит в голове и в сердце подростка, должен быть педагог. Конечно, если воспитатель подойдет к подростку и спросит: «Ну что там у тебя, расскажи?» - это может оттолкнуть последнего.

Наставником подростка становится только тот, кто переживает те же чувства, живет теми же идеями, общественными интересами, увлекается теми же ценностями, пытливо ищет то же самое, что хочется искать и подростку. «Сердце подростка и мое открываются тогда, когда нас волнуют одни и те же мысли, чувства, когда мне удалось вложить частицу сердца в сердце воспитанника.

Духовная общность проявляется в том, что я повторяю себя в своем воспитаннике, вижу в нем свои стремления и идеалы. Если мне удалось вложить в душу воспитанника то, что есть в моей душе, воспитанник придет ко мне за советом и помощью, раскроет свое сердце».

Противоречие между богатством желаний, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуществления их - с другой, тоже представляет сложный процесс самоутверждения. Внимательный взгляд на человека - так можно определить особенности познания в годы отрочества.

Подростка интересуют люди, которые утвердили свою личность в подвиге, в труде, науке, искусстве. Его волнует и работа мастера - человека с «золотыми руками», и творчество артиста, и достижения спортсмена. Отсюда множество увлечений, непостоянство интересов. Вчера подросток увлекался техническим творчеством, а сегодня - рисованием; вчера его интересовала работа в кружке юннатов, сегодня- фотографирование, а завтра он думает только о футболе. Когда же старшие говорят: «Не разбрасывайся, думай об учебе», - ему кажется, что требования взрослых слишком суровы. Тут одна из причин «негативизма» - стремление действовать наперекор разумным требованиям и советам.

Без горячей любви к делу, без достижения значительных успехов в нем, без переживания чувства уважения к себе нет личности.

Показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни, - это противоречие подросткового возраста тоже имеет своей основой сложные психологические явления, которые выражают процесс самоутверждения личности.

Удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным заданиям - это противоречие подросткового возраста отражает противоречивый характер самоутверждения в сфере интеллектуальной жизни. В годы отрочества человек впервые переживает мысль, что школьное образование - только капля научных знаний, первая страница великой книги науки. Чем богаче интеллектуальная жизнь коллектива, тем дальше от взгляда ученика простирается горизонт науки; чем больше знает подросток, тем глубже осознает, как мало он знает.

Романтическая восторженность и. грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и. ироническое отношение к красоте - эти противоречия подросткового возраста доставляют много неприятностей учителям и родителям.

Н. К. Крупская писала: «Часто бывает так: уравновешенный ребенок и вдруг как с цепи сорвется: нагрубит, напортит и т. п. ». Кое-кто из родителей и учителей высказывает мнение, будто желание что-то изломать, испортить, кого-то побить якобы вообще свойственно природе подростка. Это глубокая ошибка: жесткость никогда не была свойственна человеческой природе.

Воспитание того, что можно назвать честностью наедине с собой, невозможно без единства эмоционального и умственного контроля над своими действиями. Этот контроль - важная сторона самодисциплины.

Таковы противоречия подросткового возраста. Они не являются чем-то фатальным, но их невозможно обойти или совсем отодвинуть. Умелой воспитательной работой они сглаживаются, ослабляются, неумелой - углубляются, заостряются, приводят к конфликтам. Общей их особенностью являются несоразмерность желаниям, стремлением к самоутверждению и неумение его осуществить. Чтобы противоречивости подросткового возраста не приводили к конфликтам и срывам, нужно воспитывать в молодом гражданине зрелость мысли, идейную целенаправленность и стойкость.

Второе рождение человека. Это не только труднейшая и ответственейшая ступень, на которую поднимается человек в своем духовном развитии. Это также рождение конкретного человека - мужчины или женщины.

Рождение в подростке мужчины или женщины - это такое великое событие в личной жизни, такое откровение, что, удивленный, пораженный им, подросток совсем другими глазами всматривается в окружающий мир, в людей, в самого себя.

Нет абстрактного подростка, как часто привыкли называть человека этого возраста, есть конкретная человеческая личность - мужчина или женщина, которая рождается на наших глазах.

Рождение мужчины, рождение женщины имеет в своей основе сложные анатомо-физиологические процессы, которые совершаются в организме. Половое созревание протекает одновременно с бурным ростом в высоту. Увеличение роста имеет некоторое индивидуальное отличие, но у всех отмечена закономерность: наибольший прирост в высоту соответствует самому бурному периоду полового созревания.

Ученые озабочены явлением, названным акселерацией.

Суть этого явления состоит в ускорении физического (одновременно с тем и полового) развития человека. Многими данными доказано, что на протяжении последних семи-восьми десятилетий во всех странах мира физическое и половое развитие ускорилось на полтора-два года. Это ускорение падает на годы отрочества и ранней юности. Нынешняя четырнадцатилетняя девочка достигает такого же физического и полового развития, которого она несколько десятилетий назад достигала в шестнадцатилетнем возрасте. Явление акселерации ученые объясняют по-разному (улучшение питания и вообще условий жизни, повышение уровня культуры, уменьшение роли физического труда и т. д.).

Исследовательская часть работы

С целью создания реального и идеального образа юношей и девушек старшеклассникам нашей школы и их родителям была предложена анкета.

Анализируя анкеты, мы обнаружили невероятное разнообразие ответов учащихся и родителей, некоторые в них дописали свои представления о реальных и идеальных образах юношей и девушек.

Мы попытались создать общую картину образов юношей и девушек, уловить динамику изменений молодых людей своего поколения.

При анализе анкет родителей мы выявили, что реальный и идеальный образ юноши имеет различия. Родители реально видят, что современные юноши хладнокровные, с чувством юмора, энергичные, целеустремлённые, гордые, смелые, волевые, принципиальные, умные. Родители очень обеспокоены, что их дети в юном возрасте подвергаются жизненным соблазнам, приобретая вредные привычки, которые в дальнейшем очень трудно искоренить (по мнению подростков). Парадоксально, что родители считают своих ребят волевыми, но почему же они не могут справиться с вредными привычками? Мы думаем, что причиной этого является значимое мнение сверстников для подростков, нежели мнение родителей или педагогов.

Родители желают, чтобы юноши имели следующие качества характера: ум, смелость, отсутствие вредных привычек, физическое здоровье, трудолюбие и сила воли. Может быть, необходимо юношам прислушаться к мнению родителей, провести переоценку своих качеств характера и не упустить благоприятный период для самосознания и самоизменения. Мы предполагаем, что в анкетировании участвовали преимущественно мамы и поэтому, такое важное мужское качество как мужественность они поставили на пятое место. Решающее значение здесь имеет стереотип женского воспитания для парней.

При анализе анкет родителей мы выявили, что реальный и идеальный образ девушки имеет различия. Родители реально видят, что современные девушки внешне красивые, с вредными привычками, активные, гордые, с чувством юмора, женственные и принципиальные. Родители очень обеспокоены, что их дети в юном возрасте подвергаются жизненным соблазнам, приобретая вредные привычки, которые в дальнейшем очень трудно искоренить (по мнению подростков).

Родители желают, чтобы девушки имели следующие качества характера: женственность, отсутствие вредных привычек, ум, доброта, хозяйственность и внутренняя красота. Может быть, необходимо девушкам прислушаться к мнению родителей, провести переоценку своих качеств характера и не упустить благоприятный период для самосознания и самоизменения.

Старшеклассники

Сами старшеклассники видят образ современной девушки с такими чертами характера: гордость, чувство юмора, внешняя красота, женственность и энергичность. Парадоксально, что реально богатство внутреннего мира ничтожно мало, но к этому необходимо стремиться, потому что в идеале внутреннюю красоту подростки отмечают на первом месте. В процессе феминизации женщины стали иметь главенствующую роль в семье и поэтому у девушек стали проявляться качества свойственные мужчинам: смелость, энергичность (по результатам опроса старшеклассников).

Анализируя реальный и идеальный образ девушки, отрадно, что юноши хотят, чтобы девушки были женственны и с богатым внутренним миром, не имели вредных привычек. Девушки также важными качественными характеристиками для себя считают женственность и внутренняя красота. Старшеклассники не ценят еще такое важное качество характера, как преданность. Это важная черта человека, на которой будут основаны их будущие супружеские взаимоотношения.

По результатам анкет старшеклассников в идеале юноши должны обладать следующими чертами характера: мужественность, отсутствие вредных привычек, чувство долга, ум, смелость и честность. Они, верно, видят образ, к которому надо стремиться, и хочется верить, что это честно и осознанно. В настоящее же время, по данным опроса, юноши: с чувством юмора, гордые, физически здоровы, принципиальные, энергичные и хладнокровные. Мы сожалеем, что важная мужская черта характера, как сила воли, в идеальном образе занимает более низкую ступень, чем в реальном. По нашему мнению мужчина - это сильная личность и важная черта его характера - это сила воли.

В ходе дискуссии на тренинге по программе «Полезная прививка» мы выяснили:

Девушкам нравится в юношах: доброта, уважение, ответственность, честность, защита, искренность, красота, преданность, мужественность, щедрость, доверие, чувство юмора, добросовестность, понимание, ум, сила, образованность, надёжность.

Юношам нравиться в девушках: честность, ум, верность, красота, доброта, преданность, образованность, заботливость.

Девушки ожидают от юношей; понимания, преданности, любви, верности, доброты, честности, ласки, защиты, поддержки, заботы, доверия, помощи.

Юноши ожидают от девушек: преданности, любви, справедливости, честности, ласки, понимания, доверия, верности, образованность, заботы, внимания, поддержки, хозяйственности, секса.

В юности девушки часто спорят: что такое мужская красота? Красивый мужчина – это какой мужчина? Девушки составляют списки качеств, которыми должен обладать их будущий избранник. В идеале мужская красота – это мужской идеал, в нём нет разнеженности, грубости, низости, скандалов, недовольства жизнью, измены, лжи, скупости, мелкого любопытства. В ходе дискуссии на тренинге мы обсуждали образ современного юноши, и он получился таким: умный, трудолюбивый, человек увлекающийся, сильная личность, не отступает перед трудностями, обязательно сдержит слово и поможет в трудную минуту, мужественный и благородный. А некрасивый мужчина. Смысл своей жизни он находит в наслаждениях, он слаб, скатился в животное состояние. Его жаль, но хочется убежать подальше, потому что душевная лень заразна. В какой-то степени, в душевной слабости юноши виноваты девушки.

Результаты работы

В результате проведённого исследования мы доказали, что существуют большие отличия в реальных и идеальных образах юношей и девушек по мнению старшеклассников школы и их родителей. Наша гипотеза получила практическое подтверждение. Отрадно, что идеальные образы юноши и девушки, по мнению старшеклассников позитивны, то есть подростки осознают свои отрицательные черты характера и хочется верить, что они будут их искоренять. Мы думаем, что образы имеют много несходств по следующим причинам: недостаточно старшие подростки занимаются самовоспитанием, а влиять родители на них уже не в силах, так как к мнению родителей некоторые прислушиваться не желают; значимое мнение сверстников для подростков, нежели мнение родителей или педагогов и поэтому подростки в юном возрасте подвергаются жизненным соблазнам, приобретая вредные привычки, которые в дальнейшем очень трудно искоренить; стереотипы женского воспитания для мальчиков, внушаемые им учителями и воспитателями-женщинами; в процессе феминизации женщины стали иметь главенствующую роль в семье и поэтому у девушек стали проявляться качества свойственные мужчинам: смелость и энергичность.

Родители желают, чтобы юноши имели следующие качества характера: ум, смелость, отсутствие вредных привычек, физическое здоровье, трудолюбие и сила воли.

Родители хотят, чтобы девушки имели следующие качества характера; женственность, отсутствие вредных привычек, ум, доброта, хозяйственность и внутренняя красота. Может быть, необходимо девушкам и юношам прислушаться к мнению родителей, провести переоценку своих качеств характера и не упустить благоприятный период для самосознания и самоизменения.

Родители очень обеспокоены, что их дети в юном возрасте подвергаются жизненным соблазнам, приобретая вредные привычки, которые в дальнейшем очень трудно искоренить.

Ожиданиям родителям по некоторым критериям мы, подростки, не соответствуем.

Девушкам нравится в юношах: доброта, уважение, ответственность, честность, защита, искренность, красота, преданность, мужественность, щедрость, доверие, чувство юмора, добросовестность, понимание, ум, сила, образованность, надёжность. А реально юноши не таковы, они горделивы, принципиальны и хладнокровны по отношению к девушкам. Это не нравится современным девушкам.

Юношам нравиться в девушках: честность, ум, верность, красота, доброта, преданность, образованность, заботливость. А девушки на самом деле гордые, с чувством юмора, смелые, энергичные, с вредными привычками, что, может быть, не всегда нравится юношам. Особенно не нравится в девушках юношам наличие вредных привычек.

Взаимным ожиданиям юноши и девушки не полностью соответствуют.

Гипотеза имеет частичное подтверждение.

Мы - девушки и юноши, не плохие и хорошие, а мы просто разные. И эти различия нельзя игнорировать, их надо учитывать и понимать. В этом различии есть и своя гармония - возможность дополнять друг друга и сглаживать недостатки. Только прекрасная половина рода человеческого способна пробудить в юношах мужественность.

Что для нас означает вечная молодость, естественная красота и крепкое здоровье? Кому из нас не хотелось испробовать загадочное средство Макрополуса на себе! Блистать свежестью упругой кожи, иметь лёгкую соблазнительную походку, красивый натуральный цвет волос, крепкие зубы в ослепительной улыбке, ...

Порой девушки, чтобы похудеть, не жалеют никаких средств. И все эти средства могут получить люди, которые предложат действенный метод похудения, не связанный с голодными диетами. Что ж, это право девушек – быть красивыми снаружи и внутри, им помочь в этом пытаются производители лазеров. Например, ...

Первое, что приходит на ум, когда смотришь на неодимовый лазер: «Такой маленький! Неужели он мне поможет?» Если нужно избавиться от кожных проблем, то несомненно поможет. Когда размер играет для вас важную роль, стоит купить установку больше, но с нею не получится обслуживать людей на выезде. Какой...

Лечимся вместе

Борьба с алкогольной зависимостью едва ли кому-то дается легко. Но люди порой даже не осознают тяжести своего состояния или просто не хотят и не в силах что-либо поменять. Вопрос о принудительном лечении алкоголизма задевает сразу два аспекта: законные права гражданина и сомнительную эффективность...

Устав после нелегкого рабочего дня, к ночи мы с удовольствием ложимся в постель, доверяя себя объятиям Морфея. И редко задумываемся о том, что на планете есть немало людей, которые ждут этого момента с трепетом и даже ужасом. Ведь они не знают, где они проснутся и проснутся ли вообще. Это печальный...

Различают выпадение волос андрогенное и диффузное. Андрогенное облысение Андрогенным облысением чаще всего страдают мужчины из-за высокого уровня тестостерона. Тестостерон имеет свойство преобразовываться в дигидротестостерон (DHT). DHT ограничивает подачу крови, волосяные фолликулы перестают...

Автоматические импульсы борьбы-или-бегства влияют на наше поведение, даже когда нашим жизням ничего не угрожает. Когда мы чувствуем, что наши интересы или социальный статус находится под угрозой, мы можем реагировать неосознанно, чтобы защитить и сохранить свое положение, прежде чем осознаем, что...

Ультразвуковая диагностика - медицинская методика, которая применяется для определения и подтверждения различного рода заболеваний. Старое оборудование обладает низкими техническими характеристиками, поэтому не всегда пациенты получают достоверный результат. А вот современное, наоборот, не только...

Биологические методы Методика определения витамина Е является наиболее трудоемкой и сложной по сравнению с другими витаминами. Всесоюзная конференция по витаминам при Академии наук в 1934 году приняла следующую методику. На опыт берутся молодые, в возрасте 22-25 дней, непосредственно от...

Грудное вскармливание полезно для новорожденного малыша и нужно обязательно его придерживаться впервые полгода жизни ребенка. Каждая мама желает, чтобы её малыш рос здоровым, сильным и благополучным. Молоко мамы хорошо усваивается, а кроме того гарантирует физическое и интеллектуальное развитие...

Споры о том, давать ли детям сладкое, идут уже много лет. Одни считают, что сахар необходим для питания мозга, другие – что он оказывает вредное действие на организм ребенка. И те, и другие по-своему правы. А что говорят врачи? Должен ли сахар входить в рацион ребенка? Конечно, должен: сахар...

Родители, у которых есть маленькие дети, достаточно часто сталкиваются с многими проблемами, что касаются здоровья их малышей. Многих мам и пап волнует вопрос, когда у мальчиков открывается головка? Причины по которым сужена крайняя плоть толком не изучены. Но, по некоторым признакам, это может...

Беременность

Краткая история о том, почему эндометриоз не означает автоматически бесплодие. При эндометриозе тип ткани слизистой оболочки матки (эндометрий) внедряется вне матки, чаще всего в яйцевод, в стенку яичника или в ткани слизистой оболочки таза. Редко эндометрий может покинуть небольшой бассейн. ...

Тошнота - это самая распространенная жалоба на ранней беременности и считается нормальной сопутствующей. Его называют синдромом утренней тошноты или, в крайнем случае, гиперемезией. Многие женщины только придумывают идею взять тест на беременность из-за знаменитой утренней тошноты. Немногие...

Во многих своих статьях посвященных разрыву отношений я не затрагивала тему возраста парня и девушки и влияние этого фактора на отношения. Сегодня намереваюсь исправить эту оплошность и рассказать о том, какое влияние оказывает возраст на формирование и развитие отношений между мужчиной и женщиной, а роль эта – ключевая, правда, при определенных условиях.

Если честно, то для меня вопрос возраста сам собой разумеющийся, видимо, поэтому среди всех статей я и забыла рассказать об этом важном факторе влияния на развитие (и самое главное) на разрыв отношений. Наряду с десятками причин, по которым парень уходит от девушки (большинство мы уже рассматривали), соотношение возраста партнеров находится в первой пятерке списка, однако, следует отметить, что происходит это, как правило, только на определенном возрастом этапе.

Думаю, вам часто приходится сталкиваться с расхожими выражениями, мол: «Возраст в паре значения не имеет», «Какая разница сколько кому лет». Наверное, не раз слышали такое, а может быть, и сами произносили, даже не задумываясь над тем, насколько справедливы и несправедливы эти высказывания.

Без знаний о процессе взросления человека, сложно будет понять, как возраст мужчины и женщины влияет на развитие отношений, поэтому я начну с небольшого обзора. Некоторые сравнения и объяснения будут не совсем научными и несколько упрощенными, но так делается намеренно, чтобы рассказанное стало понятным как можно большему числу читателей.

Понимание процесса взросления

На протяжении всей жизни в организме человека идут непрерывные физические и химические процессы, которые оказывают влияние на развитие психики. Все мы знаем, насколько сильно отличается поведение и движущие принципы 5-ти летнего ребенка от поведения человека, прожившего 60 лет.

Однако подобные изменения заметны и на более маленькой дистанции — особенно в переломные периоды, например, в подростковом возрасте. Разница между ребенком до момента начала активного полового созревания и тем же ребенком (уже девушкой или юношей) по окончании этого периода — разительна, хотя сам по себе период чрезвычайно короток и измеряется всего несколькими годами.

Каждый человеческий организм, вне зависимости от половой принадлежности, проживает физическую жизнь по одному и тому же сценарию: рождение – взросление – старение – смерть. Приблизительно к 24-26 годам процесс взросления организма заканчивается, после чего незамедлительно следует старение, когда химические реакции распада начинают преобладать над химическими реакциями формирования.

Различие в развитии между женщинами и мужчинами

Несмотря на то, что общее развитие человека не зависит от половой принадлежности и химические процессы, протекающие в организме женщин и мужчин очень сходны, есть существенные различия в реакции психики на эти процессы. Благодаря чему женская и мужская психика развиваются по-разному.

И парни и девушки физически взрослеют примерно одинаково. В среднем, конечно, парни отстают в физическом развитии от девушек на 1.5-2 года.

Что значит «парни отстают»? Не все понимают, о каком «отставании» идет речь. Дело не в умственных способностях, а только в физическом развитии и не более.

В народе принято считать, что девочка становится «женщиной», а парень «мужчиной» — после первого полноценного полового акта, но на самом деле это не так. Любая девочка физически способная зачать ребенка уже является женщиной. Любой мальчик физически способный оплодотворить женщину, может считаться мужчиной. Именно в этих способностях мальчики отстают в развитии от девочек, в среднем на полтора года. Градации — «девочка», «девушка», «женщина» и — «мальчик», «юноша», «мужчина», были придуманы только для бытового применения.

Тем не менее, биологическое предназначение женщины и мужчины разное. Из-за чего имеет место различие в психическом развитии. Это различие заложено природой в глубокой древности, десятки тысяч лет тому назад, но его проявления мы видим и сейчас.

Особенности психического развития женщины

Биологическое предназначение женщины – быть матерью.

Вместе с приобретением женщиной способности к рождению ребенка, очень важным для продолжения вида становится формирование таких качеств, как психологическая готовность стать матерью, а затем – способность выносить, выкормить, воспитать ребенка и обеспечить ему условия для роста и выживания, как минимум, на протяжении полутора десятков лет от момента рождения.

Таким образом, после первого менструального цикла, мать-природа ускоренными темпами готовит женский организм к материнству, практически полностью завершая превращение девушки в психически взрослого человека примерно к 19 годам . Вместе с этим заканчивается и развитие всех физических компонентов необходимых для успешного материнства – окончательное формирование тазовых костей и молочных желез.

Особенности психического развития мужчины

Биологическое предназначение мужчины – быть отцом.

Как только мужчина становится способным к оплодотворению — … ничего не происходит. Точнее происходит, но идет по общему сценарию развития человеческого организма. Несмотря на способность стать отцом, психическое развитие мужчины не торопится завершиться и этому есть свое объяснение.

От отца, кроме возможности оплодотворить, требуется способность и умение защитить и прокормить свою семью. Сначала обеспечить пропитание и защиту женщине, пока она вынашивает его ребенка, а потом – защиту и пропитание всей семьи, поскольку женщина с маленьким ребенком с точки зрения природы беззащитна перед лицом любой внешней угрозы.

Вполне естественно, что с позиции природы, не полностью физически развитый мужчина (до 24-26 лет ) не способен в полной мере обеспечить всем необходимым свою семью, он еще не может защитить жену и ребенка от более зрелых и сильных самцов, а также не в состоянии полноценно охотится и добывать пищу. На заре зарождения человечества, юноши, не достигшие полностью взрослого состояния, жили бы еще под охраной племени, резвясь, играя, меряясь силой, помогая взрослым на охоте и задираясь к соплеменникам. Таким образом, они оттачивали бы свои мужские качества перед тем, как выйти на вольные поиски с целью отвоевать себе женщин для создания собственных семей.

Когда и почему парни уходят?

Теперь мы можем непосредственно перейти к основному вопросу статьи. Многие из вас видимо поняли, к чему я веду.

Для начала напомню фразу, которая прозвучала во втором абзаце:
Соотношение возраста партнеров находится в первой пятерке списка основных причин разрыва отношений, однако, следует отметить, что происходит это, как правило, только на определенном возрастом этапе.
Вы поняли, о каком возрастном этапе идет речь? – Правильно, это промежуток 19 лет – 25 лет (плюс/минус 1 год с обеих сторон). И, в основном, это касается возраста МУЖЧИНЫ.

Как уже было сказано, к 19 годам женщина психически сформирована как взрослый человек, в том, что касается отношений с мужчиной и создания семьи. Она готова стать матерью, а значит и женой. Но женщина не просто готова, а у нее есть потребность в этом.

Если бы мы жили в диком мире, то к этому времени женщину взял бы в жены взрослый мужчина, способный выполнять все функции отца семейства по защите и добыче пропитания. Это был бы взрослый человек 24 лет или старше и, скорее всего, из другого племени.

Но мы живем в цивилизованном обществе, поэтому женщины в возрасте от 19 и до 24-26 лет вынуждены находиться в кругу своих сверстников – мужчин одного (или приблизительно одного) с ними возраста. Однако с точки зрения природы, в этом возрасте мужчины не готовы к созданию семьи.

Во что все это «выливается»?

Начиная строить отношения с парнем-сверстником, женщина сталкивается с тем, что не может понять потребности своего парня. Подсознательно она хочет безраздельного внимания, любви и того, чтобы парень принадлежал только ей.

На самом деле это желание не является недостатком, а только лишь внешним проявлением инстинкта готовности произвести на свет потомство и необходимости чувствовать себя при этом защищенной и уверенной в том, что будущий отец никуда не денется и не бросит ее, пока она будет растить его детей.

Девушки, вы можете даже не задумываться над этим и считать, некоторые свои действия результатом собственных характерологических особенностей. Хотя на самом деле, ваше поведение является олицетворением реализации программы по выживанию вида.

Давайте даже не будем обращаться к статистике, а взглянем на комментарии к статьям на этом сайте. Вы обратили внимание на то, что является общим почти для всех историй о разрыве отношений? – Это возрастной промежуток! Девушке — от 19 до 25 лет, и, в том же диапазоне находится возраст парня. Женщина уже психически взрослая и готова создавать семью, а парень еще не готов. Он пока не достиг порога взрослости, поэтому ему хочется резвиться и набираться сил — друзья, вечеринки, пикники, увлечения, работа и т.д. Женщина в этом списке никак не может быть на первом месте по причине психологической незрелости парня.

Если девушка не понимает этого, то цели пары расходятся и женщина, начиная возмущаться и протестовать против поведения мужчины (фактически еще мальчика), в конечном счете, рвет ту тонкую ниточку привязанности, которая держит парня возле нее. В этом возрасте он особенно нетерпим к ограничениям. Он не готов психологически к обязательствам, связанным с семейной жизнью и он в этом не виноват, так задумано природой.

Наверное, вы слышали, что оптимальной разницей в возрасте между мужчиной и женщиной для создания семьи, считается разница в 5-6 лет. То есть мужчина на 5-6 лет должен быть старше женщины. Теперь вы уже знаете, почему так считается.

Но здесь необходимо внести поправку. Когда говорят о 5-ти, 6-ти годах разницы, за отправную точку берут возраст достижения женщиной психологической «взрослости» — 18-19 лет. Однако на самом деле, правильнее было бы говорить, что мужчину можно считать готовым к созданию семьи по достижении возраста 24-26 лет. И что интересно, после пересечения этого рубежа, возраст женщины практически уже не имеет значения. Она может быть как ровесницей, так и моложе или старше мужчины, но это уже вопрос эстетики, а не биологии.

Справедливости ради стоит заметить, что не следует считать возраст 24 года или 26 лет для мужчины каким-то переломным моментом, после которого все резко меняется. На самом деле это только начало этапа возмужания, который длится приблизительно до 28-30 лет. Просто к 24-26 годам мужчина достигает первой ступени уровня психической готовности к созданию семьи.

Как вести себя девушке с парнем — ровесником?

К сожалению, дорогие женщины, наша с вами борьба за равноправие создала проблемы. Ушли в небытие школы с раздельным обучением (женские и мужские), уже не применяется возрастной ценз, когда девочек принимали в школу на несколько лет раньше, чем мальчиков. То есть — исчезли все дополнительные меры, которые общество инстинктивно применяло, чтобы развести одновозрастную молодежь разных полов подальше друг от друга, давая им возможность в будущем нормально строить отношения.

Прочитав эту статью, вы уже можете несколько по-иному взглянуть на то, как развивались ваши личные отношения и со свежим взглядом вернуться к статье « », понимая еще одну важную причину разрыва отношений – возраст.

Но есть ли в этом трагедия и безысходность? – Конечно, нет! Предупрежден, значит вооружен!

Мы не можем требовать понимания от мужчин, которые еще не стали мужчинами в полном смысле этого слова. Даже если все им объяснить, они все равно не смогут понять, почему ведут себя так, а не иначе и почему мы так себя ведем. Это все равно, что пытаться увещевать поздно пришедшего домой подростка: «Вот я посмотрю, как ты будешь волноваться, когда у тебя будут дети!». Пока нет детей, отсутствует психическая «модель поведения родителя» и все подобные разговоры бесполезны. Подросток понимает смысл каждого слова, но не может эмпатировать (сопереживать) тому к чему не готов психологически. У него просто нет в организме соответствующих «рецепторов».

Точно также и в случае с мужчинами, не достигшими зрелого «мужского» возраста. Они не способны в этом возрасте понять мотивы, которые движут женщиной. У них еще не выросла для этого «понималка».

В этом кроется еще одна причина, почему после разрыва отношений нужно избегать контактов и выдерживать время. Просто дайте своему «маленькому принцу» подрасти и возмужать. Но лучше всего будьте с ним деликатнее, и не доводите дело до крупных ссор. Ведь теперь вы уже знаете, в чем дело. Не так ли?

Естественно, есть и исключения. Условия жизни могут повлиять и ускорить возмужание мужчины. Но на то они и исключения, чтобы подтверждать правила.

ОТ АВТОРА: Мои ответы в комментариях являются мнением частного лица, а не рекомендацией специалиста. Я пытаюсь ответить всем без исключения, но к сожалению физически не успеваю изучать длинные истории, анализировать их, задавать по ним вопросы и потом подробно отвечать, а также я не имею возможности сопровождать ваши ситуации, потому что для этого требуется огромное количество свободного времени, а у меня его очень мало.

В связи с этим, очень прошу вас задавать конкретные вопросы по теме статьи, не пытаться использовать комментарии для переписки или чата и не рассчитывать, что я буду консультировать в комментариях.

Конечно, вы можете проигнорировать мою просьбу (что многие и делают), но тогда будьте готовы к тому, что я проигнорирую вашу. Это не вопрос принципа, а исключительно времени и моих физических возможностей. Не обижайтесь.

Если Вы хотите получить квалифицированную помощь, пожалуйста, обращайтесь за консультацией, и я с полной отдачей посвящу Вам свое время и знания.

C уважением и надеждой на понимание, Фредерика

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.