Мультфильмы, как средство воспитания дошкольников. Чему нас учат советские мультфильмы

В последнее время многие думают, что мультфильмы не дают ничего хорошего, ребенка надо изолировать от телевизора и не давать его смотреть как можно дольше. Это совсем не так. Живем мы не в каменном веке, в любом случае ребенок должен адаптироваться к происходящему в мире, быть в курсе, что происходит вокруг. Мультфильмы и телевизор вредят только когда их слишком много. Они и взрослому могут навредить, «наградив» бессонницей, головной болью и плохим вниманием.

При правильном подходе мультики развивают фантазию ребенка и знакомят с новыми областями жизни. Вместе с героями мультфильмов маленький зритель учится справляться со сложностями, дружить, преодолевать препятствия, вырабатывать жизненную позицию и принципы, а также делать выводы.

Вместе весело шагать по просторам

Возьмите за правило смотреть мультики вместе с детьми. Когда ребенок смотрит мультфильм в первый раз в одиночестве, он может неправильно понять происходящее и даже испугаться. Смотрите, обсуждайте, отвечайте на вопросы ребенка.

Желательно, чтобы мультфильм не был длиннее 10−15 минут. Этого времени хватит, чтобы ребенок сконцентрировался на происходящем и не отвлекался. Когда мультик закончился, поговорите с ребенком об увиденном: спросите, что и кто понравился в мультфильме и почему, на чьем месте хотел бы оказаться ребенок.

Начинайте совместный просмотр мультфильмов с хорошо продуманным и логичным сюжетом. Такие мультики легко воспринимаются, запоминаются, а затем пересказываются. Это как маленькая сказка. Попробуйте пересказать мультфильм, в котором каждую минуту меняется сюжет, что-то стреляет, взрывается и превращается — это даже взрослому не под силу. Начните с легких для понимания мультфильмов, про них легко говорить. Спустя какое-то время после просмотра попросите ребенка пересказать любимые моменты. Такие беседы чрезвычайно полезны для развития памяти, речи и навыков анализа и пересказа.

Всех доверчивей и строже в этом мире доброта

    Про дружбу, хорошие отношения, любящую семью, умение прощать и не обижаться по мелочам рассказывают такие мультипликационные фильмы, как «Мама для мамонтенка», «Крошка енот», «Тимка и Димка», «Грибок-теремок», «Цветик-семицветик», «Приключения кота Леопольда».

    Желание заниматься спортом, добиваться спортивных успехов, умение упорно тренироваться и не сдаваться прививают такие мультики, как «Топчумба», «Футбольные звезды» или «Как утенок-музыкант стал футболистом».

    Бороться с ленью, любить учиться, развивать любознательность, трудиться и доводить любое дело до конца научат любимые многими поколениями «В стране невыученных уроков», «Остров ошибок», «Приключение точки и запятой», «Баранкин, будь человеком!» и многие другие.

    Жить дружной семьей, в каждом дне находить радость, быть терпеливыми в учебе и изобретательными в играх, любить родителей, идти к ним за помощью и советам, а также дружить с братьями и сестрами учат такие современные мультипликационные сериалы, как «Три кота».

    Развивают фантазию и воображение, учат находить скрытый смысл и считывать историю из нелинейного сюжета мультфильмы «Ежик в тумане», «Пластилиновая ворона», «В синем море, в белой пене» или «Падал прошлогодний снег».

    Петь и танцевать вместе с героями мультиков лучше всего под запоминающиеся на всю жизнь «Бременских музыкантов», «Летучий корабль» или забавную «Капитошку».

    Не бояться быть не таким, как все, отличаться от других и при этом верить в добро и уметь дружить — все это отлично показано в таких мультфильмах, как «Тринадцатый» или всеми любимом музыкальном «Голубом щенке».

    Объединять визуальный и аудио ряд, представлять уже однажды услышанное в виде цветной картинки помогают мультфильмы, снятые по любимым детским стихам. «Мойдодыр», «Путаница», «Муха-Цокотуха» Корнея Иванович Чуковского, «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» или «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина — после их просмотра обязательно поговорите с детьми, так ли они представляли главных героев, когда вы вместе читали книги.

Когда и как смотреть?


Изображения пресс-служба «СТС Медиа»

Психологи рекомендуют отвести определенное время для ежедневного просмотра телевизора. К примеру, 30 минут в день — тогда ребенок не будет уговаривать включить мультики раньше или расстраиваться, когда вы скажете, что пора заканчивать. Желательно не делать этого перед сном, потому что из-за новых эмоций и впечатлений маленький зритель может перевозбудиться и не заснуть. Составьте расписание так, чтобы потом можно было, например, пойти гулять: и настроение хорошее, и время для обсуждения увиденного будет.

Составьте вместе с ребенком расписание мультфильмов на неделю. Спросите у него, какие любимые мультики он хочет пересмотреть, а сами предложите новые для просмотра, разучите веселые песенки… А главное, все делайте вместе: смотрите, обсуждайте, радуйтесь и получайте удовольствие от детства.

Для многих родителей процесс воспитания вызывает трудности, так как сегодня огромное количество информации находится в общем доступе, а эта информация не всегда является полезной и нужной детям. В связи с этим, у детей могут появиться другие ценности в жизни, поэтому современным родителям, педагогам гораздо сложнее воспитывать в детях нравственные качества. К счастью, выход все же есть. Необходимо научить ребенка отличать добро от зла. По мнению Дьяченко О.М., «в едущая деятельность дошкольника – освоение норм поведения и деятельности людей». В этом могут помочь мультфильмы, ведь сюжеты многих картин приближены к реальности.

Расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми явлениями, ситуациями;

Помогают расширить словарный запас ребенка, его кругозор, развить память, фантазию и воображение;

Показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

Формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимания причинно-следственных связей;

Развивают эстетический вкус, чувство юмора;

Мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рочева Е.В.

МУЛЬТФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитание играет важную роль в развитии ребенка. Для многих родителей процесс воспитания вызывает трудности, так как сегодня огромное количество информации находится в общем доступе, а эта информация не всегда является полезной и нужной детям. В связи с этим, у детей могут появиться другие ценности в жизни, поэтому современным родителям, педагогам гораздо сложнее воспитывать в детях нравственные качества. К счастью, выход все же есть. Необходимо научить ребенка отличать добро от зла. По мнению Дьяченко О.М., «в едущая деятельность дошкольника – освоение норм поведения и деятельности людей». В этом могут помочь мультфильмы, ведь сюжеты многих картин приближены к реальности. Жизненные ситуации расскажут ребенку, каким образом следует вести себя, а любимые герои покажут, как надо поступать в той или иной ситуации.

Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

  • расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми явлениями, ситуациями;
  • помогают расширить словарный запас ребенка, его кругозор, развить память, фантазию и воображение;
  • показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
  • формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимания причинно-следственных связей;
  • развивают эстетический вкус, чувство юмора;
  • мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Хороший мультфильм является для ребенка незаменимым источником знаний, и, несомненно, может оказать родителям неоценимую помощь в воспитании ребенка. Наглядны и доступные для понимания уроки, которые в доступной и увлекательной форме преподносит малышу мультфильм, легко запоминаются. Разумеется, воспитывает ребенка не экран, а тот взрослый, кто больше остальных проводит время с малышом. Поэтому, роль мультфильма в процессе воспитания лишь вспомогательная. Мультфильм выступает в качестве средства воспитания, так же как и книги, пособия, игрушки и т.д. Но, несмотря на это, мультфильм – средство очень сильное, т.к. предлагаемые на экране образы живо воздействуют на воображение ребенка, на его чувственную сферу, предлагают образ действий, мышления, стиль речи. Для детей герои мультфильмов являются неким примером для подражания, с которого они копируют жесты, мимику, манеру общения, а главное поведение. «Мультфильмы дают модели поведения персонажей. «Заразительность» действий, слов и поступков персонажей фильмов очевидна. Персонажи могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа». Через сравнение себя с любимыми героями у ребенка появляется возможность воспринимать себя с позитивной стороны, раскрывать в себе положительные качества, справляться с трудностями и своими страхами, а также уважительно относиться к окружающим. События, которые происходят в мультфильме, позволяют повысить осведомленность дошкольника, развить его мышление и воображение, сформировать его мироощущение. Воздействуя на фантазию детей, мультфильмы дают и новые представления, и примеры для подражания, и эти методы порой становятся более действенными, чем наставления и убеждения родителей. Поэтому, мультипликационный фильм считается мощным средством воспитания подрастающего поколения. Именно по этой причине детям нужна качественная экранная продукция: как в художественном, так и в нравственном плане. Хороший мультфильм, показанный вовремя, – прекрасное средство для воспитания хорошего человека. Речь идет, конечно же, не обо всех мультфильмах, поэтому к выбору мультфильмов стоит отнестись со всем вниманием. Польза от просмотра возрастет в несколько раз, если с ребенком обсудить просмотренный мультфильм.

Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с окружающим миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из авторитетных и эффективных наглядных материалом.

Для дошкольников стоит выбирать российские мультфильмы и фильмы. Их сценарии составляют в соответствии с психологическими требованиями. По существу лучшие отечественные мультфильмы созданы в форме небольших притч, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы не просто показывают и рассказывают о жизни положительных героев, но и закладывают качества настоящего человека. Российские мультфильмы созданы специально для детей, для их ранимой и чувствительной психики, чтобы не навредить им. Они докажут ребенку, что добро всегда, при любых обстоятельствах побеждает зло. Здесь все события происходят в светлом, понимающем мире. Мультфильмы несут в себе заряд тепла, любви, позитивной энергии. Каждый персонаж индивидуален и неповторим. Даже злые герои часто становятся добрее, потому что добро, участие, понимание – это великая сила.

Итак, какова же роль мультфильмов в воспитании ребенка? В первую очередь они воспитывают нравственность. В мультипликационных фильмах ребенок видит, в первую очередь, модели поведения. Он учится тому, как действовать в различных ситуациях, каким образом можно добиться цели. Многие мультфильмы заставляют ребенка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло и т.д. В «советских» мультфильмах, например, со злом стараются бороться не силой, а пытаются его перехитрить или уговорить. Эти мультфильмы пропагандируют вечные ценности – добрые качества человека, благодаря которым добро неизменно побеждает зло.

Эстетическое воспитание также играет немаловажную роль. В большинстве мультфильмов показан окружающий мир и красота природы, которую герои учат любить и беречь. С помощью мультфильмов дети познают то, как необходимо ухаживать за животными и растениями, ведь при хорошем отношении к природе, она способна угостить героев мультфильма вкуснейшими дарами.

Всем известно, что для того, чтобы быть успешным в обществе необходимо уметь трудиться. Этот навык не заложен в человеке от природы, поэтому нуждается в формировании. Трудовое воспитание дошкольников также может быть реализовано благодаря мультфильмам. Герои учат детей помогать друг другу, родителям, друзьям и просто незнакомым людям, а тот, кто ленится, в мультфильме высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд необходим в жизни любого человека.

Однако если раньше телевидение вообще и мультипликация в частности воспринимались исключительно как благо цивилизации, то сегодня, к сожалению, все чаще и чаще психологи, педагоги, а вслед за ними и родители задумываются о том, что мультфильмы, столь любимые современными детьми, способны нанести серьезный ущерб их психике. В последние годы мультфильмы становятся приближенными к реальной жизни: у героев возникают те же проблемы, что и у взрослых (деньги, борьба за власть, экологические проблемы, преступления). В данной ситуации, несомненно, стоит задуматься о том, насколько правильно показывать детям те или иные стороны реальной жизни, насколько допустима демонстрация насилия. Например, добрые мультфильмы вызывают множество эмоций, дети явно сопереживают героям - вздыхают, улыбаются или хмурятся, а после окончания – испытывают воодушевление, охотно играют, шутят и смеются. Во время просмотра агрессивных, страшных мультфильмов дети находятся в постоянном напряжении, коротко посмеиваются, а после просмотра могут проявлять словесную или даже физическую агрессию. По сути, мультфильмы созданы для того, чтобы сформировать у ребенка первичные представления о добре и зле, но если главные герои мультфильма агрессивны - представления о жизни формируются искаженные. Последствием просмотра агрессивных мультфильмов может стать проявление жестокости, безжалостности в реальной жизни. Сцены телевизионного насилия, увиденные детьми, формируют не самые лучшие черты характера. Исходя из этого, взрослым хочется максимально оградить своих детей от негативного воздействия массовой культуры, но при этом используя все преимущества мультфильмов, как средства воспитания. Именно поэтому необходимо учитывать следующее:

  • просмотр детских телепередач и мультфильмов должен соответствовать нормам СанПина. Ребенок не должен стать «пленником экрана», поэтому следует помнить, что начиная с четырех лет, просмотр ребенком мультфильма продолжаться 15-20 минут не более двух раз в день, а к пяти-шести годам длительность каждого просмотра может быть увеличена до 30-40 минут.
  • фильтрация предлагаемых детских телепередач и мультфильмов. Необходимо оградить ребенка от агрессивных мультсериалов, так как насилие и жестокость на экране могут вызвать у ребенка два вида реакции: либо страх, ночные кошмары и нервозность, либо инфантильное, равнодушное отношение к страданиям других людей. Это, в свою очередь, может привести к проявлениям детской агрессивности, а потом и к полной деградации морали и нравственных устоев.

Мультфильмы – это прекрасный способ для ребенка изучить что-то новое. Безусловно, невозможно решить все проблемы воспитания и обучения с помощью одних мультфильмов. Это всего лишь один из вариантов воспитания, но довольно действенный. Чтобы извлечь максимальную пользу от просмотра мультфильмов, необходимо тщательно подходить к его выбору и быть уверенным в том, что ребенок сможет почерпнуть нужную, а главное полезную для себя информацию, которая пригодятся ему при формировании собственного мировоззрения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
  2. Ившина Е., Кущ Н.В. Влияние телевидения на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста // Вестник педагогического опыта. – 2013. – № 23. – С. 22-24.
  3. Раевский Д.А. Детство под угрозой: вредные мультфильмы / А.Д. Раевский. – М., 2015. – 76 с.

А помните ли вы то время, когда чтобы успеть на просмотр любимого мультфильма, необходимо было спешить сломя голову? Разве кто-то жалеет об этом? Конечно же, нет, ведь было так интересно ждать очередной серии «Ну погоди» или «Кота Леопольда», чтобы посмотреть, что случиться с любимым героем.

Вообще - это, наверняка, самое любимое занятие каждого ребенка, а иногда даже и взрослого. Правда стоит отдать должное, сейчас этот процесс упростился и в любой момент можно включить кабельное или компьютер, и просмотреть любой мультфильм. Особенно если учитывать, что сейчас этих самых мультфильмов такое огромное количество, что просматривать их можно 24 часа в сутки.
А смотрит ли ваш ребенок советские мультики онлайн ? Почему-то многие взрослые забывают сделать своему чаду экскурсию в собственное детство и показать все то, что смотрели они.
Да, конечно же, возможно, все те мультфильмы были не столь профессиональны, как сейчас и качество было чуток проще, но ведь они имели глубокий смысл, и именно поэтому их хотелось созерцать вновь и вновь.

Когда советский аниматор начинал создавать мультфильм, он пытался не только нарисовать красивую картинку, а максимально передать с помощью рисунка все позитивные и негативные черты героя. А в сам смысл мультика пытался вложить такие важные человеческие качества, как благородство, честность, смелость, справедливость. Не стоит отрицать, что многие современные мультфильмы также являются поучительными, но уже не с такой максимальной отдачей как раньше.

В каждом советском мультфильме, где есть добро и зло, побеждает лишь добро, а над злом высмеиваются и оставляют его в тени или помогают ему исправиться. Если это мультфильм о дружбе, то он показывает все ее стороны и рассказывает о том, как не стоит поступать с людьми, которых считаешь друзьями.

А знаете ли вы, что мультфильм, которому уже много лет вполне может стать помощником каждого родителя. Иногда, когда дети начинают задавать разнообразные вопросы, на них сложно ответить таким образом, чтобы ребенок все понял и знал, как поступать в жизни. На помощь придут именно советские мультипликации. Так «Цветик-семецветик» расскажет о том, что думать нужно не только о себе, даже когда перед ногами открывается целый мир. «Мойдодыр» покажет наглядно, что бывает с

Формирование личности детей происходит в первые 5–7 лет их жизни, и от того, какой фундамент будет заложен в эти годы, зависит их развитие. Хорошее подспорье в воспитании детей – правильные детские мультфильмы, которые расширяют кругозор, развлекают, предлагают пути решения проблем. Но есть у этой медали и обратная сторона: дети быстро привыкают к просмотру мультфильмов, и постепенно телевизор заменяет им игры, прогулки, чтение, общение с друзьями. Кроме того, детям присуща повышенная восприимчивость: зрительные образы оказывают на них сильное влияние, вызывают желание подражать любимым героям даже в плохих поступках.

Нужно ли смотреть телевизор детям до года?

До того как ребенок начнет говорить, смотреть телевизор для него означает слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Цвет, движение притягивают его к экрану, но кроха не получает никакой пользы. Естественно, в детской не должно быть телевизора. В присутствии грудничка не следует включать телевизор фоном, особенно если младенца кормят. «Картинка» будет отвлекать его от контакта с мамой.

Как смотреть мультфильмы детям от полутора до 3 лет?

Просмотр детских мультфильмов в раннем возрасте еще не обязателен, но если взрослые непременно хотят это сделать, то им надо находиться рядом с ребенком во время сеанса. Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции, но ему не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей – озвучить то, что он интуитивно чувствует, успокоить. Например: «Узнаешь? Это птичка летит за львенком. Она хорошая, она ему поможет». Объяснения следует давать во время просмотра, а потом надо обсудить сюжет.

Мультфильмы для детей от 3 до 5 лет: важно качество

Только к 3–4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и настоящим. Он уже знает, что мультфильм – это вымысел, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты и активно использоваться в играх. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Ребенку важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в жизни.

Часто родители боятся, что ребенку мало впечатлений. Но надо понимать, что для мозга важнее качество информации, а не ее количество. В детских мультфильмах информация не требует переработки, а сразу же усваивается – отчасти за счет быстрой смены кадров. За короткий промежуток мозг принимает большое количество зрительной информации и посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается «образумить» организм, вызывая порой нервные реакции – перевозбуждение, тики или гиперактивность. Безусловно, ребенку нужны впечатления, но не менее важно их осмыслить.

Мультфильмы, которые стоит смотреть детям

Какие детские мультфильмы лучше – отечественные или зарубежные? Однозначного ответа не существует, все зависит от качества продукции. Среди популярных диснеевских лент есть замечательные образцы – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», которые несут в себе доброе начало. Взаимоотношения матери и ребенка в животном мире («Бэмби») показаны очень трепетно и учат уважать и любить родителей. Но дети чаще смотрят проходные истории о механических монстрах, привидениях и роботах. Они напичканы драками, убийствами, то есть агрессией.

В отличие от зарубежных, в советских мультфильмах всегда есть сюжет, ясно и четко показано добро и зло. Они учат дружбе и взаимопомощи (например, мультфильмы о крокодиле Гене и Чебурашке, «38 попугаев», «Винни- Пух»). Лучшие отечественные мультфильмы – это притчи с глубоким смыслом (например, «Волшебный мешочек», «Птичка Тари» или «Самый большой друг»). Герои этих мультфильмов чем-то рискуют ради другого. И для ребенка это важный момент в познании мира: есть вещи, которые важнее собственной безопасности. Такой мультфильм может рассказать об этом, не пугая, а привлекая к таким героям.

Советские мультфильмы обычно не содержат насилия – за исключением «Ну, погоди!», в котором Волку вечно достается от Зайца и других персонажей. Вероятно, серому не везет потому, что он груб и подвержен вредным привычкам.

Однако есть кое-что, в чем советские мультфильмы нередко проигрывают зарубежным. Это красочность и форма подачи. Именно поэтому лучше показывать ребенку первыми наши мультфильмы, а не зарубежные, иначе он привыкнет воспринимать только яркую «картинку», а менее эффектные мультфильмы – считать скучными и не вникать в сюжет.

Чему учат герои мультфильмов?

Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Один из самых важных образов – женский. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения. Психологи, просмотрев множество зарубежных анимационных лент, пришли к выводу, что поведение большинства героинь сегодня таково, что образ женщины, ранее наделенный романтикой, окрашивается физиологичностью и жестокостью. Часто девушка корчит ужасные рожи, демонстрирует гнев, с удовольствием дерется. А разве можно представить наших Настеньку или Аленушку в злобе? В итоге девочки хотят быть похожими на нечто неестественное.

Но справедливости ради стоит сказать, что иногда современные американские детские мультфильмы закладывают правильные базовые ценности. Взять хотя бы Рапунцель из одноименного мультфильма. Она учит девочек тому, как важно полагаться на себя, проявлять активность, уметь за себя постоять, чтобы найти свое счастье.

Встречается в диснеевских мультфильмах и «эффект 25-го кадра». Например, в «Красавице и Чудовище» на секунду мелькает образ старой, некрасивой горожанки, на руках у которой трое вертлявых младенцев. И все на фоне идущей по городу и поющей веселую песню Белль. Мол, вот она – красивая, молодая, счастливая, но бездетная, а вот – многодетная мать, замученная бытом (вспомним молодую, красивую, добрую маму-актрису из Простоквашино).

Чему учат мультфильмы?

В американском мультфильме «Вуди и его друзья» часто повторяется сюжет: некий человек-трудяга постоянно терпит поражения от праздного дятла Вуди. В результате получается, что трудоголик, который чем -то помешал дятлу в его развлечениях, вечно в проигрыше, а дятел показывается эдаким бравым парнем, невероятно изобретательным и выставляющим всех своих «врагов» неудачниками. И если ребенок будет брать пример с этого персонажа, то вырастет асоциальной личностью.

Часто герои мультфильмов получают по голове смертельные удары разнообразными предметами, но при этом остаются здоровыми. В связи с этим в Америке участились случаи убийств животных малолетними детьми. Они бьют со всей силы молотками своих домашних питомцев, а потом удивляются, почему их любимцы не воскресают.

Таким образом, детские мультфильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. Они формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения, варианты взаимодействия в разных жизненных ситуациях. Но родителям необходимо регулировать частоту просмотров. Любимый мультфильм должен быть наградой, праздником, который бывает, как известно, не каждый день.

Мнение эксперта о влиянии мультфильмов на детей

По нормативам ВОЗ, детские мультфильмы рекомендуется начинать смотреть не ранее трехлетнего возраста и не более 15 минут в день для младших дошкольников и 30–40 минут в день для детей старшего дошкольного возраста. Постоянное превышение этого лимита влечет негативные последствия. У малыша ухудшается зрение, а из-за долгого сидения в неподвижной позе возникает нарушение осанки, замедляется обмен веществ.

Не разрешайте детям есть перед телевизором. В противном случае у ребенка почти сразу же возникает причинно-следственная связь – «Я ем, когда что-то смотрю», а следовательно, и зависимость. Да и пользы от такого сеанса мало, так как это не только вредно для пищеварения, но и восприятие информации страдает.

Начинайте с советских мультфильмов. Наши мультфильмы, такие как «Винни-Пух», «Чебурашка», «Трое из Простоквашино», идеально подходят для знакомства с анимацией. Зарубежные мультфильмы (в том числе диснеевские) рекомендуется смотреть не раньше 7 лет. Все они хоть и красочные, но однотипные по сюжету и рассчитаны на другой менталитет. Зато много драк, натурализма сцен, маскулинизированных женских образов, монстров.

Отдельная тема – мультфильмы-сериалы. С одной стороны, множество серий об одних и тех же героях – это хорошо, так как у ребенка возникает привязанность к персонажам и внимание к развивающейся истории, но с другой – малыш так увлечен, что сам не отойдет от экрана... В итоге возникает усталость и пресыщение информацией.

Контролируем детский выбор мультфильмов и поясняем сомнительные моменты в сюжете. Как ни странно, почти все мультфильмы-сериалы ориентированы, скорее, на взрослых и школьников. А 3-летние дети копируют не всегда правильное поведение Маши из мультфильма «Маша и медведь», так как критичная оценка поведения у детей возникает лишь к 5 годам. Как показала практика, не понимают младшие дошкольники и иронию Смешариков. Для малышей это просто забавные существа, с которыми что-то происходит. Мотивы поступков фей Винкс тоже часто непонятны детям, а в каждой серии присутствуют сцены расправы. Малыши после просмотра инсценируют увиденное, и часто подобные ролевые игры заканчиваются драками. Поэтому еще раз подумайте о сути тех детских мультфильмов, которые вы собираетесь показать ребенку.

Возможно, вас заинтересуют тесты

Статья о мультфильме, как средстве воспитания

«Сказочные истории, которые сошли к нам с экрана».

Сентемова Елена Юрьевна, МБДОУ детский сад "Жаворонок", г.Очер, педагог-психолог
Описание статьи: Значение мультфильмов, а так же их использование (метод мульттерапии) в работе педагога-психолога ДОУ. Данный метод так же подходит для использования в работе с детьми начальной школы.
Мультфильм – это ожившая сказка, где на глазах ребёнка, любимые герои начинают рассказывать свою историю. Мультфильм – это возможность порадоваться и погрустить, испугаться и удивиться, задуматься. Мультфильм – это игра, в которую можно весело поиграть вместе с друзьями, попеть и станцевать и не важно, плохо это или хорошо делается, главное, что мультфильм даёт возможность почувствовать себя героем – рыцарем на коне или прекрасной принцессой.
Мультфильм можно (и необходимо) рассматривать, как одно из средств воспитания. И это действительно возможно при условии целенаправленной работы с детьми на основе специально отобранных, «полезных» мультфильмов. Какие мультфильмы можно назвать «полезными»? Те, в которых заложен смысл. Те, которые доступны ребёнку для его понимания. Те, которые учат добру, любви, дружбе, несут моральные ценности.
Мультфильмы имеют широкий диапазон использования от простого просмотра, до создания собственной истории. Они развивают воображение, творческое мышление, снимают мышечное напряжение, помогают освоению социально-нравственных качеств.
Важно чтобы мультфильм был правильный, а рядом с ребёнком обязательно был взрослый, который бы помог ребёнку объяснить мультфильм и понять смысл, заложенный в нём.
В последнее время, к сожалению, телевидение и интернет наводнены мультфильмами, которые не несут под собой никакой смысловой нагрузки. А иногда просто вредны и опасны для психики детей. Родители, в силу своей занятости, усталости и других социальных факторов, пускают просмотр мультфильмов ребёнком на самотёк. Детям часто предоставляется самостоятельный выбор мультфильмов. И это ведёт к печальным последствиям. Особенно если ребёнок смотри Западные мультфильмы, где пропагандируется жестокость, насилие, нетрадиционные сексуальные связи и т.д.
Не будем заниматься обвинениями и предаваться кликушеству, конечно, не все иностранные мультфильмы губительны и бестолковы, но в общей своей массе, к сожалению это так. Поэтому, сейчас самое время, «оглянуться назад» и вспомнить о мультфильмах детства – старых, добрых, светлых, радостных историях. Именно эти мультфильмы сейчас так необходимы нашим детям, да и взрослым самим не помешало бы лишний раз пересмотреть их. А вы, помните свои любимые мультфильмы детства?
В своей деятельности я использую именно эти мультфильмы.
Цель данной работы: содействие эмоциональному развитию личности и повышение уровня социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Расширение представлений детей о личностной сфере человека;
2.Развитие эмоциональной сферы ребенка;
3.Воспитание социально-нравственных качеств;
4.Развитие умения понимать и транслировать свои чувства через мимику, позу,
жесты, речь;
5.Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
Правила проведения занятий:
1. Детей необходимо хвалить, поддерживать их инициативу.
2. Места для занятия должно быть достаточно. На полу необходим ковер, на котором можно полежать, посидеть, выполнить какое-либо задание (при необходимости);
3. Мультфильм является связующим звеном между упражнениями.
4. Игровые атрибуты для занятий, видео и музыкальное сопровождение можно варьировать, заменять, упрощать.
Занятия с использованием мультфильмов проводятся один раз в неделю. Длительность таких занятий составляет:
- 25 минут дети старшей группы;
- 30 минут дети подготовительной группы.
Следует учитывать психические возможности детей.
Структура занятия:
I.Организационный момент
- ритуал – приветствия;
- введение в тему занятия.
II.Основная часть
- просмотр мультфильма с остановками;
- двигательные минутки (гимнастика для глаз, физкультминутки);
- психоэтюды (изобрази чувство, покажи настроение героя);
- упражнения направленные на развитие эмоционально – волевой сферы, социально –
нравственных качеств;
- продуктивная деятельность (рисование, аппликация, использование цветной соли,
бросового материала и т.д.)
III.Заключительная часть
- рефлексия;
- ритуал – прощания.
Детям очень нравятся такие занятия. А мне нравится смотреть в их глаза и видеть там яркие огонёчки, которые зажигаются после каждой такой волшебной истории.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.