Терпение родителей в воспитании детей. Основные проблемы в отношениях пожилых родителей и взрослых детей – пути решения

Наталья Капцова — эксперт по психологии и успеху

Время на чтение: 13 минут

А А

Ох уж эти родители! Сначала заставляют нас ходить в детский сад и мыть руки перед едой, убирать игрушки и завязывать шнурки, потом получать образование, вести себя культурно, не общаться с нехорошими ребятами и надевать шапки в мороз. Проходят годы, у нас рождаются уже свои малыши, и мы… все продолжаем бунтовать против родительского «ига». В чем же сложности отношений между нами, взрослыми, и уже пожилыми родителями? И как нам понять друг друга?

Основные проблемы в отношениях пожилых родителей и взрослых детей – пути решения.

Повзрослевшие дети — это постоянный внутренний конфликт: любовь к родителям и раздражение, желание чаще бывать у них и отсутствие времени, обиды на непонимание и неизбежное чувство вины. Проблем между нами и родителями немало, и чем мы с ними старше – тем серьезнее конфликты поколений. Основные проблемы пожилых «отцов» и повзрослевших детей:

  • У пожилых родителей в силу возраста «заводятся» раздражительность, капризность, обидчивость и категоричность в суждениях. У детей же не хватает ни терпения , ни сил реагировать на подобные изменения должным образом.
  • Уровень тревожности пожилых родителей иногда поднимается выше максимальной отметки. И мало кто задумывается, что необоснованная тревожность связана с заболеваниями данного возраста.
  • Большинство пожилых родителей чувствуют себя одинокими и брошенными. Дети – единственная опора и надежда. Не говоря уже, что иногда дети становятся чуть ли не единственной ниточкой связи с внешним миром. Общение с детьми и внуками – главная радость для пожилых родителей. Но собственные проблемы кажутся нам достаточным оправданием, чтобы «забыть» позвонить или «не суметь» приехать к ним.

  • Привычная забота о своих детях нередко перерастает в чрезмерный контроль . В свою очередь, повзрослевшие дети не желают, как в школьные времена, отчитываться за каждое свое действие. Контроль раздражает, и раздражение со временем выливается в конфликт.
  • Мир пожилого человека подчас сужается до размера своей квартиры: работа остается за границей пенсионного возраста, от важных решений пожилого человека уже ничего не зависит, и участие в общественной жизни тоже в прошлом. Замыкаясь в 4 стенах со своими мыслями и тревогами, пожилой человек оказывается один на один со своими страхами. Наблюдательность перерастает в мнительность и подозрительность. Доверие к людям растворяется в различных фобиях, а переживания выплескиваются возмущением и упреками на единственных людей, способных слушать – на детей.

  • Проблемы с памятью. Хорошо, если старики просто забудут про твой день рождения. Хуже, когда они забывают закрывать двери, краны, газовые клапаны или даже дорогу домой. И, к сожалению, не у всех детей возникает желание понять эту возрастную проблему и «подстраховать» своих родителей.
  • Ранимая психика. Вследствие возрастных изменений мозга, люди в пожилом возрасте очень чутко реагируют на критику и неосторожно брошенные слова. Любой упрек может вызвать долгую обиду и даже слезы. Дети, ругаясь на «капризность» родителей, не видят необходимости скрывать свое недовольство – обижаются в ответ или ссорятся по традиционной схеме «вы невыносимы!» и «ну что опять я сделала не так?!».

  • С родителями надо жить раздельно. Всем известно, что сосуществовать под одной крышей двумя совершенно разными семьями – тяжело. Но «любовь издалека» многие дети воспринимают, как необходимость свести общение к минимуму. Хотя раздельное проживание совершенно не подразумевает неучастие в жизни родителей. Даже находясь на расстоянии, можно «оставаться рядом» с родителями, поддерживая их и принимая в их жизни посильное участие.
  • Для мамы с папой их ребенок даже в 50 лет будет ребенком. Потому что у родительского инстинкта нет «срока годности». Но повзрослевшим детям уже не нужны «назойливые советы» старичков, их критика и воспитательный процесс – «почему опять без шапки?», «зачем тебе туда ехать», «ты неправильно моешь холодильник» и пр. Повзрослевший ребенок раздражается, протестует и пытается пресечь это «вмешательство» в личную жизнь.

  • Здоровье с каждым годом становится все более шатким. Когда-то молодые, а ныне запертые в телах стариков, родители оказываются в ситуации, когда сложно что-либо делать без посторонней помощи, когда некому «подать стакан воды», когда страшно, что никого не окажется рядом в момент сердечного приступа. Молодые, занятые дети все это понимают, но еще не чувствуют своей ответственности за родных стариков — «Мама опять по телефону полтора часа рассказывала о своих болячках! Хоть раз бы позвонила, чтобы спросить – как дела лично у меня!». К сожалению, осознание приходит к большинству детей слишком поздно.
  • Бабушки и внуки. Повзрослевшие дети считают, что бабушки предназначены для того, чтобы нянчить своих внуков. Независимо – как они себя чувствуют, хотят ли нянчиться, есть ли у пожилых родителей другие планы. Потребительское отношение весьма часто выливается в конфликт. Правда, и обратная ситуация – не редкость: бабушки навещают внуков практически ежедневно, упрекая «нерадивую мамашку» в неправильном воспитательном подходе и «ломая» все выстроенные этой «мамашкой» воспитательные схемы.

  • Любые новомодные веяния воспринимаются консервативными пожилыми родителями в штыки. Их устраивают обои в полосочку, старые любимые кресла, ретро-музыка, привычный подход к делам и венчик вместо кухонного комбайна. Переубедить родителей — сменить мебель, переехать, выбросить «эту страшную картину» или купить посудомойку – практически невозможно. Также воспринимается в штыки и современный образ жизни повзрослевших детей, бессовестная молодежь, глупые песни и манера одеваться.
  • Все чаще проскакивают в разговорах мысли о смерти. Дети, раздражаясь, отказываются понимать, что в пожилом возрасте разговор о смерти – не страшилка, чтобы попугать детей, и не «игра» на их чувствах, чтобы «выторговать» себе побольше внимания (хотя и такое бывает), а закономерное явление. Относиться к смерти человек начинает тем спокойнее, чем выше возрастная планка. И желание – заранее предусмотреть проблемы детей, связанные со смертью родителей – естественно.

  • Резкие смены настроения пожилого человека – это не просто «капризность», а весьма серьезные изменения гормонального статуса и организма в целом. Не спешите злиться на родителей – их настроение и поведение не всегда зависит от них. Когда-нибудь, встав на их место, вы и сами это поймете.

Правила общения с пожилыми родителями – помощь, внимание, семейные традиции и милые ритуалы.

  • Подумайте о маленьких семейных традициях – например, еженедельный сеанс скайп-связи с родителями (если вас разделяют сотни километров), обед в семейном кругу каждое воскресенье, еженедельная встреча всей семьей на пикнике или «посиделки» в кафе каждую вторую субботу.

  • Мы раздражаемся, когда в очередной раз родители пытаются учить нас жизни. Но дело не в советах, которые дают нам родители, а во внимании. Им хочется чувствовать себя нужными, и они боятся потерять свою значимость. Совсем не трудно поблагодарить маму за совет и сказать, что ее совет был очень кстати. Даже если вы поступите потом по-своему.
  • Позволяйте родителям проявлять заботу. Нет смысла постоянно доказывать независимость и «взрослость». Пусть мама с папой ругают за отсутствие шапки в мороз, упаковывают пирожки «с собой, если проголодаешься» и критикуют за слишком фривольный внешний вид – это их «работа». Будьте снисходительны – вы всегда останетесь ребенком для своих родителей.
  • Не пытайтесь перевоспитать своих родителей. Они любят нас такими, какие мы есть. Отвечайте им тем же – они это заслужили.

  • Будьте внимательны к родителям . Не забывайте звонить им и приезжать в гости. Привозить внуков и требовать от своих детей, чтобы они тоже звонили своим бабушке и дедушке. Интересуйтесь здоровьем, и будьте всегда готовы помочь. Независимо – надо ли принести лекарства, помочь с мытьем окон или с починкой прохудившейся крыши.
  • Придумайте занятие для родителей. Например, купите им ноутбук и научите пользоваться. В интернете они найдут немало полезного и интересного для себя. Кроме того, современные технологические новинки заставляют работать мозг, и к пенсии можно даже приятным «бонусом» найти себе работу в интернете (фриланс), не без помощи детей, конечно. И самое главное – вы всегда будете на связи. Если папа любит работать с деревом, помогите ему оборудовать мастерскую и найдите необходимые материалы. А маму можно приобщить к одному из видов хэнд-мэйд-творчества – благо, их сегодня много.

  • Не эксплуатируйте своих родителей – «ты – бабушка, значит твоя задача – сидеть с внуками». Может, ваши родители мечтают колесить на машине по русским возвышенностям и фотографировать достопримечательности. Или просто плохо себя чувствуют, но не могут вам отказать. Ваши родители отдали вам всю жизнь – они заслужили право на отдых. Если ситуация обратная, не отказывайте родителям во встречах с внуками. Никто не «испортит» ваших детей (вас же они не испортили), а немножко «избаловать малышей» — это еще никому не навредило. Вспомните себя, бабушка и дедушка – всегда самые близкие люди после родителей. Которые всегда поймут, накормят/напоят и никогда не предадут. Детям крайне важна их ласка и любовь.

  • Нередко пожилые родители наотрез отказываются принимать материальную помощь от детей и даже сами помогают в меру сил и возможностей. Не «садитесь» родителям на шею и не считайте такое поведение естественным. Помощь родителям нужна всегда. Относясь к родителям потребительски, подумайте, что ваши дети смотрят на вас. И представьте, что спустя время на месте родителей будете вы.
  • Старики чувствуют себя одинокими. Успевайте находить время и терпение, чтобы выслушать их проблемы, советы, рассказы о проведенных на огороде днях и даже критику. Многие взрослые дети, теряя родителей, потом до конца жизни испытывают вину за свое раздражение – «тянется рука к трубке, хочется услышать голос, а звонить уже некому». Выбирайте слова, общаясь с родителями. Не расстраивайте их грубостью или случайно оброненным «ляпом» — пожилые родители ранимы и беззащитны.

  • Обеспечьте родителям максимальный уют в доме. Но при этом не пытайтесь посадить их «в клетку» — «я их обеспечиваю, продукты покупаю, по дому за них все делаю, на лето отправляю в санаторий, а они вечно чем-то недовольны». Это все, конечно, здорово. Но необремененные вообще никакой работой люди даже в молодом возрасте начинают сходить с ума от скуки. Поэтому, избавляя родителей от тяжелой работы, оставьте им их приятные хлопоты. Пусть они ощущают свою полезность и нужность. Пусть проверяют уроки у внуков, если хотят, и готовят при желании ужины. Пусть прибирают в вашей комнате – это не катастрофа, если ваши кофточки окажутся на другой полке и ровно сложенными. «Мам, как лучше приготовить мясо?», «Пап, мы тут задумали баню строить – поможешь с проектом?», «Мам, спасибо, что прибралась, а то я совсем замоталась», «Мам, а давай тебе купим новые туфли?» и пр.

  • Не отвечайте критикой на критику или обидой на обиду. Это путь в никуда. Мама ругается? Подойдите к ней, обнимите, поцелуйте, скажите ласковые слова – ссора растворится в воздухе. Папа недоволен? Улыбнитесь, обнимите папу, скажите ему, что без него вы бы не добились ничего в этой жизни. Невозможно продолжать злиться, когда на тебя обрушивается искренний поток любви твоего ребенка.
  • Еще немного об уюте и комфорте. Для пожилых людей, «запертых» в своей квартире (доме), крайне важна обстановка вокруг них. Дело даже не в чистоте и исправно работающей сантехнике и технике. А в уюте. Окружите родителей этим уютом. С учетом их интересов, конечно. Пусть интерьер будет приятным, пусть родителей окружают красивые вещи, пусть мебель будет удобной, даже если это кресло-качалка, которое вы терпеть не можете – лишь бы им было хорошо.
  • Будьте терпеливы к любым возрастным изменениям и проявлениям. Это закон природы, его никто не отменял. Понимая корни эмоциональности пожилых родителей, вы сможете наименее болезненно обходить все острые углы в отношениях.

  • Не увлекайтесь в окружении своих родителей заботой. Будьте внимательны – возможно, слишком навязчивая помощь еще сильнее бьет по их ощущению своей беспомощности. Родители не хотят стареть. А тут вы – с теплым новым пледом в клеточку и путевками в санаторий для больных старичков. Интересуйтесь – чего им не хватает, и уже от этого отталкивайтесь.

И помните, счастливая старость ваших стариков – в ваших руках.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Однажды мама попросила своего ребенка выбрать надувной шарик его любимого цвета. Ребенок потянулся к розовому шарику. Мама сказала: "Нет, тебе же нравится желтый цвет, он лучше". Затем она забрала у ребенка розовый шарик и протянула ему желтый.


Чувствуете ли вы порой потребность вмешаться и формировать самому вкусы, мнения своего ребенка, либо доделать дела, порученные ребенку, потому что он делает их "слишком медленно"? Если да, то вы учите ребенка неправильным вещам: полагаться только на вас в своих решениях, быть нетерпеливым, а также всегда ожидать от взрослых, что они поправят все, что угодно, а самому ребенку ничего не придется для этого делать. В конечном счете, ваша нетерпеливость приведет к снижению его самостоятельности и познания. Очень важно научиться позволять ребенку делать что-то самостоятельно, не взирая на беспорядок, ошибки и ваше неудовольствие. Набраться терпения очень ценно при работе с детьми, будь то ваши собственные дети, или те, с кем вы работаете.

Шаги

    Задумайтесь ненадолго о том, для чего нужно терпение, и о том, как оно важно. Терпение дает нам время поразмыслить, приостановиться и задуматься о мире и том, что мы делаем. Этим можно наслаждаться, вместо того, чтобы постоянно бежать вперед, завершить свою задачу, и скорей приступить к следующей. Терпение позволяет нам получать удовольствие от самой жизни. Также терпение позволяет другим принять нас в их жизни посредством нашего преданного присутствия в них и стойкого уважения к ним. Когда мы принимаем всю важность терпения в наших жизнях, то нам становится легче быть терпеливыми с другими людьми. Уважая свой внутренний ритм и ритм других людей и учась терпению, мы получаем возможность отдавать больше самих себя, нежели чем ожидать от других, что они будут такими, как нам хотелось бы.

    • Посмотрите несколько общих идей о том, как можно быть терпеливым.
  1. Спросите ребенка, что он хочет иметь, делать или кем быть. Старайтесь не подчинять все своим собственным интересам и убеждениям. Даже самый маленький ребенок проявляет свои вкусы и пожелания, поэтому очень важно позволить ему выражать свои потребности и пожелания. Спрашивая ребенка о его предпочтениях, покажите ему, что вы услышали его ответ, постарайтесь перефразировать ответ ребенка, чтобы удостовериться, что вы все точно поняли.

    • Воздерживайтесь от соблазна повлиять на решение ребенка насчет его будущей профессии. Если маленький Джонни говорит, что в будущем хочет стать мойщиком окон, пусть так и будет. Если вы постоянно будете прерывать его, говоря: "Он просто болтает. Мы все знаем, что он станет доктором, когда вырастет", он начнет противиться тому, что его подталкивают к какой-либо определенной профессии.
    • Уравновешивайте пожелания с реальными возможностями. Если вы полагаете, что то, о чем просит ребенок, неразумно, слишком дорого или является признаком "потребительства", то лучше выберите время и поговорите с ребенком, чем просто сказать "нет" или выбрать за него безо всяких обсуждений. Вам не нужно убеждать ребенка, нужно просто коротко объяснить. Будет еще лучше, если вы покажете ему на собственном примере, которому он скорей всего последует.
  2. Проявляйте доброжелательность и интерес к ребенку. Если возможно, старайтесь ему угодить. Это не означает, что нужно идти на поводу у ребенка и подчиняться его прихотям. Просто необходимо уважать его нужды и просьбы, смотря по ситуации. Научите ребенка знать разницу между просьбой и требованием и их последствия. Также важно научить его понимать важность отсроченного вознаграждения, показав ему, что когда вы говорите нет, то иногда это означает, что нужно просто подождать немного. Намного человечнее помочь понять ребенку что-либо в отдаленной перспективе, нежели просто сказать "нет" без объяснений.

    Будьте благодарны за своих детей и детей вообще. Порой, когда домашние дела наваливаются горой, и все находятся в постоянной спешке, можно легко забыть о том, как на самом деле вы друг для друга дороги. Нужно стараться уделять время детям и быть благодарными за них, это поможет вам уважать их и видеть в них уникальных индивидуальностей, а им поможет осознать важность уважительного и открытого отношения к другим людям.

    Станьте смиренными. Старайтесь по возможности делать так, как хочет того ребенок. Это может принести вам беспокойство, но важно дать ребенку возможность показать вам, как он желает сделать то или иное дело. Если ребенок предлагает вам помочь с ужином, не беспокойтесь слишком сильно о том, какой бардак он натворит. Примите как факт, что бардак у вас на кухне будет непременно, но ведь ребенок при этом научится чему-то очень важному, что очень пригодится в будущем (иногда он сам будет готовить что-нибудь для семьи, освободив вас ненадолго). Наблюдая за ребенком и учась у него и других детей, вы лучше узнаете его характер, будете видеть его сильные и слабые стороны, что даст вам возможность раскрыть его таланты и помочь ребенку справляться со своими слабостями.

    • Если вы не будете позволять ребенку делать что-то так, как он считает нужным, то это лишит его независимости, а также он может потерять интерес к различным занимательным открытиям. Позволяйте ребенку почаще узнавать что-либо новое, чтобы дать ему чувство веры в себя и личной ответственности.
    • Само собой, нужно всегда думать о безопасности во всем, поэтому необходимо обязательно вмешаться, если поведение ребенка или то, что он делает, небезопасно, ведь мы несем ответственность за него.
  3. Помните, что дети - тоже люди. Помните, что у них есть чувства, какие-то вкусовые предпочтения, любимые блюда, цвета и т.д. Уважайте их чувства по возможности.

    Старайтесь не контролировать ребенка чересчур бдительно. Дети доверяют тем, кто о них заботится, верят им во всем и готовы проводить с ними свое время. Попытки контролировать детей сводит на нет уважение к ним и является способом заставить их думать как вы сами. Дайте им свободу быть самими собой.

    Будьте осторожны, когда боретесь с чем-то. Чаще всего, выбор не стоит между жизнью и смертью. Не держите ребенка на слишком коротком поводке. Ошибки всегда учат чему-то.

    • Если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, отступите ненадолго, создав между собой и ребенком некое пространство. Оно важно для вас обоих, а вы за это время можете успеть собраться с мыслями и выразить свои чувства, установив границы для ребенка, но уже без гнева и раздражения.
  4. Будьте добры к своим детям, и тогда они научатся быть добрыми по отношению к вам и окружающим людям, следуя вашему примеру. Ваш собственный пример будет основой поведения детей на протяжении всей их жизни. Также они научатся делать правильный выбор в жизни, основываясь на том, какие решения вы позволили им принять прежде. Они будут также добры к своим детям и научат их делать правильный выбор.

    Будьте добры к себе. Порой бывает весьма сложно быть терпеливым в сегодняшнем мире, когда Моцарта начинают слушать уже во чреве матери и ожидают от ребенка отличного поведения уже в детском саду. Несмотря на такой подход к воспитанию, терпение позволит вам сохранить спокойствие, распознать готовность вашего ребенка к следующему шагу в развитии вне зависимости от никаких внешних стандартов. Спешка в таких делах может помешать вам быть ведущим в жизни своего ребенка, где вы четко видите сущность своего чада.

    Любите проводить время с детьми. Иногда у нас появляется огромное нетерпение, когда мы позволяем нашим собственным амбициям, таким как работа, личные цели, хобби, спорт и т.д., отвлекать нас от общения с детьми. Являемся ли мы родителями, нянями, учителями или волонтерами, работающими с детьми, никто из нас не застрахован от нетерпеливости. Если иногда вы чувствуете некий протест, занимаясь детьми, из-за того, что не можете доделать все свои дела, или вместо полной самоотдачи даете ребенку лишь частицу внимания, то вам следует набраться терпения и научиться радоваться общению с детьми. Избавьтесь от нетерпения и осознайте, что время, проведенное с детьми, бесценно. Это та пора, когда у вас есть возможность взглянуть на мир их глазами. Также вы осознаете, что можете оказать огромное влияние на жизнь ребенка посредством

  5. Умение справляться с вечно упрямым ребенком требует особого терпения. В таком случае, необходимо иметь хорошее чувство юмора, не касательно самого ребенка, а касательно ситуации. Найдите что-нибудь веселое, смешное и интересное, чтобы отвлечь ребенка и занять его тем, чем сами в данный момент занимаетесь.
  6. Когда ребенок очень серьезно расстроен, вам может понадобиться безграничное терпение и выдержка. Те, кто когда-либо усыновлял или опекал детей, переживших тяготы и ужасы войны, голода, насилия, зачастую свидетельствуют о том, какое недюжинное терпение нужно иметь близким, когда ребенок учится заново доверять людям и выходить из своего закрытого кокона, где он чувствует себя в безопасности, чтобы показать ему заботу и уважение. Такое терпение многого стоит и его нужно в себе обязательно развить, если вы учите ребенка доверять миру заново.
  7. Предупреждения

  • Если нетерпение сказывается на вашей жизни и отношениях, то вам следует обратиться за помощью, чтобы понять, почему так происходит. Глубинной причиной сильного нетерпения может быть какая-либо психологическая проблема, над которой можно успешно поработать со специалистом.

Зачастую выносить детские капризы и шалости не способны даже самые терпеливые родители, и поэтому взрослые начинают срываться на своих детей. Как быть терпимее к ребенку, не проявляя агрессии — непростой вопрос, на который ищет ответ данная статья.

Как проявлять терпение по отношению к своему ребенку

Как быть терпимее с ребенком, который много шалит, часто балуется и абсолютно не слушается родителей — вопросы, беспокоящие даже самых лучших родителей. Зачастую детские шалости доставляют взрослым столько хлопот, что у них просто не хватает терпения. В результате, мама и папа начинают срываться на крик, ребенок обижается, а тонкие доверительные отношения в семье уходят в прошлое.

Ключевой совет по данному вопросу, который часто дают психологи — это попытаться выяснить истинный источник своего гнева. Зачастую причиной закончившегося терпения становится не невинная шалость малыша, а проблемы, скопившиеся у родителей. Кризисы на работе, нехватка денег, отсутствие отдыха и личные проблемы — все это постепенно скапливается в душе у мамы или папы, и легкая проказа ребенка может переполнить чашу терпения. В такой ситуации,взрослому следует на несколько минут отвлечься и подумать. Можно выйти на балкон и перевести дух, постараться понять, что больше всего беспокоит человека.

Обычно этих нескольких минут хватает на то, чтобы перевести дух и перешагнуть через шаткий барьер собственной терпимости. Возможно, плохое настроение взрослого человека никак не связано с поведением крохи, а значит, и срываться на ребенке не стоит.

Еще один совет, который дают психологи — это попытаться представить себя на месте малыша. Иногда детские проказы оказываются очень забавными, но взрослый просто не может понять их с высоты собственного жизненного опыта. Проанализировав произошедшую неприятность с позиции ребенка, маме и папе будет легче удержаться от криков и брани.

Также в момент сильной злости на ребенка, взрослым следует вспомнить все самое хорошее, что делал малыш, попытаться пробудить в себе любовь к собственному чаду. Воскрешая в памяти светлые воспоминания из семейной жизни, взрослые смогут избавиться от негатива в душе, удержавшись и от ненужных скандалов.

Еще несколько способов проявить терпимость

Как стать терпимее к ребенку, если он плохо себя ведет? В такой ситуации психологи советуют сдерживать эмоции и стараться разговаривать с малышом как с равным. Зачастую отсутствие терпимости к ребенку возникает из-за того, что родители не воспринимают собственного малыша, как личность, как полноценного члена семьи. Родителям следует серьезно обсудить с ребенком, почему он так плохо себя ведет и решить проблему без скандала.

Еще один прекрасный метод пробудить собственную терпимость — это отвлечься на что-то. Зачастую родитель проецирует все свое внимание на существующую проблему, забывая про все прелести материнства и отцовства. Если ребенок совершил что-то раздражающее, родителю следует перевести свое внимание с этой шалости и, например, посмотреть вместе с крохой фильм. Иногда взрослым достаточно немного отвлечься и перевести дух, чтобы вспомнить про все прелести возложенных на них родительских обязанностей.

Многие психологи утверждают, что родители начинают срываться на малыша лишь в том случае, если чувствуют внутреннюю усталость и безразличие к ребенку. В таком случае следует задать себе вопрос: почему малыш совершил проступок, и с чем это связано? Возможно, плохое поведение чада связано с тем, что ребенок слишком долго находился в одиночестве, или с тем, что взрослые не сдержали каких-то своих обещаний. Если вина за проступок малыша косвенно лежит на взрослом, то необходимо любыми способами избегать конфликта, чтобы не оказаться виноватым в итоге.

Отношения между детьми и их родителями зачастую оказываются очень натянутыми именно из-за того, что взрослые выходят из себя и срывают злость на младшем члене семьи. Последствием нетерпимости взрослых становится злость и ненависть со стороны ребенка. Зачастую вспышки гнева родителей заставляют ребенка отдаляться от мамы и папы, а это влияет на семейную атмосферу. Каждый раз, когда взрослому захочется накричать на малыша за очередную проказу, ему стоит вспоминать, с какими ужасными последствиями в итоге можно столкнуться.

Любые конфликты с ребенком можно решить при помощи вразумительной беседы и постоянного участия в жизни малыша. Многие специалисты в деле воспитания советуют взрослым читать специальные книги, просвещающие в вопросах детской психологии. Подобные издания не только рассказывают о том, как преодолеть конфликты в общении с ребенком, но и просвещают касательно мотивов поступков детей. Иногда шалость или пакость, совершаемая малышом, оказывается лишь следствием его интеллектуального и физиологического развития. Терпимость в данных ситуациях — залог воспитания полноценной развитой личности.

Отношения между детьми и их родителями часто нарушаются в связи со вспышками гнева последних. Иногда терпеть детские шалости бывает непросто, но проявляя чудеса психологической стабильности, мама и папа впоследствии смогут избежать серьезных огрехов в воспитании своего чада.

    «Терпи, не ной», «мне тоже много чего не нравится, но я же прихожу на работу», «надо было на перемене все свои туалетные дела делать». Наверняка каждый слышал подобные фразы, когда учился в школе. И каждый современный школьник сейчас тоже слышит их каждый день. И непонятно, что же всё-таки такое терпение. Можно ли считать, что это дисциплина, которая делает нас собранными и сильными? Или это просто пассивное ожидание, насильственное игнорирование того, что причиняет нам боль и дискомфорт.

Как учат терпению в школе и дома

Мой племянник (он учится в третьем классе) недавно был на выездной экскурсии в Музее истории.

Со слов учительницы и самого «пострадавшего» там произошло следующее: дети построились в несколько рядов перед экскурсоводом и экспонатами. Племянник стоял в конце и ничего не видел за чужими головами. Он начал громко возмущаться и говорить, что ничего не видит. Учительница заставила его замолчать, потом записала замечание в дневник и сообщила родителям о его ужасном поведении на экскурсии. Строгий папа добавил другое наказание - неделю без планшета (других источников игр и интернета у племянника нет).

Что получается? Человеку обещали экскурсию (за которую его родители заплатили деньги), человек не получил экскурсии (он не видел её, а воспринимать новую сложную информацию на слух трудновато). Человек начал отстаивать свои права и сообщать о недовольстве. Человека за это наказали учитель и родитель.

Есть и другие примеры, которые случаются в каждом классе со стабильной периодичностью: на перемене не хотелось в туалет, а на уроке захотелось, но учитель не пускает и говорит «терпи». Обижает и мешает сосед по парте, но учитель не рассаживает, потому что… потому что надо смириться, терпеть. Терпеть унижения, нервотрёпку, порчу имущества (а ваш учебник разрисовывали ручкой, пока вы отвечали у доски?).

Такое культивирование терпения рождает невротиков. Ребёнок попадает в замкнутый круг: мне плохо - я прошу о помощи - меня стыдят и ругают - мне ещё хуже

Это рождает ещё и навязчивое чувство вины: меня ругают, когда мне плохо, а значит - я не заслуживаю хорошего отношения.

К сожалению, это происходит не только в школе, но и дома. «Мама, я хочу пить» - «терпи», «папа, мне неудобно сидеть» - «терпи». «Меня обижают» - «терпи». Расскажешь об этом - ты ябеда. Полезешь давать сдачи - ты хулиган. Просто терпи. Не обращай внимания.

Вынужденное терпение - это каждодневная пытка. Вот банальные примеры, которые точно случались с вами или вашими знакомыми: каждые выходные муж приходит домой в стельку пьяный - терпи, он мужчина, ему нужно общаться с друзьями, это мужские развлечения. Не цепляет работа, мало платят и начальник вечно орёт - терпи, ведь у всех так, всем не нравится их работа и все терпят.

Да, действительно, терпят многие, потому что привыкли к этому с самого детства. Ушёл с работы искать своё счастье? «Ты сумасшедший, место потерял». Опять пристыдят, осудят, поругают, накажут.

Конечно, порой терпение необходимо и полезно. Можно потерпеть час езды в душном автобусе. Можно потерпеть боль в животе, прежде чем подействует таблетка, назначенная врачом (вы ведь не терпите боль по несколько дней, а сразу идёте к врачу?). Но насилие над собой терпеть нельзя.

Что делать, чтобы дети не вырастали несчастными и беспомощными.

Отказ терпеть - это уважение и любовь к себе. Необходимо как можно раньше учить детей уважать свои личные границы и границы других людей. Процесс будет длительным, путь - тернистым, но счастье и благополучие стоят того.

Взрослым тоже стоит помнить об уважении. Иногда понять потребности и чувства ребёнка бывает трудно. Хорошим началом будут доверительные разговоры и реальная помощь (если она нужна).

Не оставляйте без внимания жалобы ребёнка. «Терпи» для него - это почти «отвали, я не буду тебе помогать»

Детская проблема может казаться взрослым мелочью, которую можно терпеть, но для ребёнка это терпение - очень болезненная вещь, ведь терпением проблема никогда не решается.

Поддержите ребёнка в его желании отсесть от надоедливого одноклассника, обсудите это с классным руководителем. Уважающий детей учитель поймет ситуацию и не будет призывать терпеть.

Если в переполненном автобусе по дороге на дачу ребёнок просит пить, стоит спокойно сказать ему (не упоминая слова «терпи»), что вы скоро приедете и сразу же купите воды. Не кричать, не стыдить за желание. И самое главное - выполнить потом это обещание, а в следующий раз брать в дальнюю поездку бутылку воды.

Получая реальную помощь и поддержку в этих случаях, ребёнок научится справляться с проблемами и точно будет знать, что он вам небезразличен. Вместо страдания и пускания проблемы на самотёк придёт ценная дисциплина: одноклассник мне мешал, но я пересел от него; жажда и духота - это неприятно, но скоро я попью воды и выйду на воздух, потому что так уже было.

С проблемой можно справиться, если действовать.

Причём тут личные границы

Ребёнок - не дурак, он прекрасно осознаёт свои болевые точки. Если учить ребёнка терпеть все раздражители, то с возрастом он будет мыслить по-другому: меня можно бить, меня можно обзывать, меня можно унижать, я перетерплю.

Звучит ужасно? Но многие из нас так и живут с этими установками на беспомощность, ходят на нелюбимую работу или живут с партнёром, который не ценит наши потребности и чувства.

Защищая свои границы, необходимо помнить и о чужих. Границы моего племянника на экскурсии были нарушены, а он своими «воплями» нарушил границы всех остальных. Что он мог сделать, если бы с раннего детства его научили справляться с такими трудностями? Попробовать найти удобное место с краю, тихо подойти к учительнице и поискать место вместе с ней. Работники музея могли спросить учеников, всем ли видно, и вместе найти для всех удобное положение. Выход всегда есть. Выход, который не обижает никого и не нарушает личные границы. Возможно, группа потратила бы на пять минут больше времени, организовывая пространство. Но эти пять минут сделали бы всю группу довольной, никто бы не орал и никого бы не наказывали.

О психогигиене и личных границах нужно рассказывать всем детям и взрослым. Если с детства учить взаимному уважению, то станет меньше самих ситуаций, в которых мы «вынуждены» терпеть. Мир, где каждый уважает себя и других, похож на утопию, но к нему стоит стремиться. Не терпите то, что причиняет вам боль, и не приучайте своих детей терпеть.


Recenzie utilizator

Adaugă un comentariu...

Doar 75 de zâmbete maxim sunt permise.

  • Trimite comentariu


  • Conținut similar

      1. «Все папе расскажу»

      Что слышит ребенок: «Мы с папой - одна команда, и если я на тебя обиделась, то и он тоже».
      Последствия: Малыш думает, что если папа безоговорочно поддерживает маму, а его версию произошедшего никто и слушать не хочет, то это значит, что они оба настроены против него. Так зарождаются чувства одиночества и недоверия, которые с возрастом будут только усиливаться.
      Как лучше сделать: Дети, как правило, ведут себя лучше, когда папа дома, поскольку они считают его авторитетной фигурой. Но мамам проще довериться, поэтому важно показать ребенку, что вы владеете ситуацией и знаете, как с ней справиться. Если вам важно донести информацию до папы, поинтересуйтесь, готов ли ребенок сам ему все рассказать. Научите малыша признавать свои ошибки и делать это искренне.
      2. «Твоего ничего нет, это мы все купили»

      Что слышит ребенок: «Даже твой любимый медвежонок не принадлежит тебе, и в любой момент мы можем все забрать».
      Последствия: В маленького ребенка вселяют ужас мысли, что все, к чему он привык (комната, одежда, игрушки), - не его. Любимые вещи становятся главным предметом шантажа, и именно после таких фраз дети начинают понимать, что материальное в этом мире важнее всего остального.
      Как лучше сделать: Мелочи, которые кажутся взрослому человеку незначительными, очень важны для ребенка. Самый важный момент в воспитании - показать малышу, что его любят и никто не будет манипулировать его чувствами с помощью самого дорогого, что у него есть, даже если это просто плюшевый медведь.
      3. «Ты меня в могилу сведешь»

      Что слышит ребенок: «Если с родителями случится что-то плохое, то в этом будешь виноват ты».
      Последствия: Некоторые родители убеждены, что ребенок должен быть благодарен им за подаренную ему жизнь, поэтому любое возражение рассматривается как личное оскробление. Таким образом постепенно взращивается чувство неполноценности.
      Как лучше сделать: Для начала нужно понять, что ребенок - абсолютно отдельная личность, и главная цель родителей - воспитать хорошего человека, которого в какой-то момент нужно будет отпустить. Забудьте про фразы «Ты сводишь меня с ума», «Из-за тебя у меня болит голова», «Ты нас с отцом в могилу сведешь» и так далее. Вместо драматических спектаклей четко объясните суть ваших претензий к ребенку, если они действительно есть.
      4. «Кто тебя такую замуж возьмет?»

      Что слышит ребенок: «Ты никому не будешь нужна».
      Последствия: Подобные «предсказания» бабушек и мам вызывают боязнь будущего и разуверение в собственных силах: раз самые близкие говорят, что ничего не получится, то так и будет. Подобный подход не поможет ребенку добиться успеха в жизни, и он даже не поймет, что, по мнению родителей, с ним было не так.
      Как лучше сделать: Уделяйте больше внимания характеру ребенка, а не внешним атрибутам (которые сменятся еще много раз), не препятствуйте самовыражению. И самое важное - верьте в своего ребенка, даже если на данный момент его образ далек от того, который вам хотелось бы видеть.
      5. «Я сам сделаю, ты еще маленький»

      Что слышит ребенок: «Нет смысла стараться и пробовать, у тебя все равно ничего не получится» и «Тебе нельзя ничего доверить».
      Последствия: Такой «заботой» вы сводите на нет рвение ребенка и отнимаете у него шанс научиться чему-то новому. Когда малыш вырастет, он не сможет быть самостоятельным, и единственное, в чем он будет уверен, так это в том, что он неудачник.
      Как лучше сделать: Ребенку важно понимать, какую роль он играет в семье, и для здоровой самооценки необходимо, чтобы малыш мог заниматься тем, что у него хорошо получается. А для этого нужна практика, поэтому запаситесь терпением и придумайте задания, которые ребенок сможет выполнить самостоятельно. Если увидите, что у ребенка что-то не получается, не помогайте, а задайте наводящие вопросы, которые помогут ему справиться с заданием.
      6. «Почему четверка, а не пятерка?»

      Что слышит ребенок: «Ты не оправдываешь моих ожиданий. Если бы ты был хорошим, то обязательно получил бы пятерку».
      Последствия: Взрослые быстро забывают, каково это - быть детьми, и искренне верят, что проблем у них нет и поводов для беспокойства тоже. Но дети испытывают стресс по многим причинам, поэтому не надо усугублять ситуацию. Не заражайте собственное чадо «синдромом отличника», который в будущем может привести к трагедии.
      Как лучше сделать: Не забывайте интересоваться у ребенка, как прошел его день, и если вы заметили какие-то трудности, то направьте малыша в сторону их решения. А если вы видите, что ваш ребенок сдался, научите его видеть любую проблему в перспективе. Так можно уменьшить беспокойство, помочь обрести силу и желание попытаться решить задачу снова.
      7. «Не хочешь по-хорошему?»

      Что слышит ребенок: «Я сильнее, поэтому я всегда прав».
      Последствия: Запугивание быстро перестает работать, если вы не воплощаете угрозы в жизнь. А если дело дошло до рукоприкладства, не удивляйтесь, откуда у здорового с рождения ребенка в дальнейшем появляются проблемы со здоровьем: мигрень, артрит, боли в нижней части спины, астма, гипертония, хроническая усталость, депрессия и многое другое. В ходе исследований была найдена непосредственная связь между негативным опытом из раннего детства и физическим состоянием взрослого человека.
      Как лучше сделать: Доверительными отношениями и разговорами можно добиться гораздо большего, чем угрозами и ремнем.
      8. «Меня не волнует, чего ты хочешь, а чего нет»

      Что слышит ребенок: «Никому не интересны твои желания, как и ты сам».
      Последствия: Чем большее давление оказывается на ребенка, тем сильнее ему хочется сопротивляться. В будущем могут ждать две крайности: либо безвольный человек с полным отсутствием собственного мнения, либо бунтарь, который будет все делать назло, пусть даже во вред самому себе.
      Как лучше сделать: Всегда объясняйте ребенку свою позицию и почему вы хотите, чтобы было именно так. Компромисс с детьми вполне возможен, поэтому лучше выслушать друг друга и быть откровенным. Например, если ребенок хочет что-то дорогое, а у вас не хватает средств, то так и скажите: «Я знаю, что тебе очень хочется эту вещь, но пока мы не можем ее себе позволить. Зато можем купить вот это. Хочешь?»
      9. «Не выдумывай»

      Что слышит ребенок: «Мне нет дела до твоих проблем» и «Я тебе не верю».
      Последствия: Отрицая страхи ребенка, вы не решаете проблему. Любые эмоции (даже если они вызваны фантазиями) реальны, а подобными словами вы учите скрывать истинные чувства и переживания. Из таких детей вырастают замкнутые и черствые взрослые. Детские страхи нельзя игнорировать.
      Как лучше сказать: Разберитесь с самыми страшными монстрами вместе с малышом, дайте ему понять, что вы верите ему и всегда рядом. И перестаньте использовать частицу «не». Например, замените фразу «Не выдумывай, под кроватью никого нет» на «Давай вместе посмотрим, вот увидишь, там никого нет».
      10. «Мне за тебя стыдно»

      Что слышит ребенок: «Ты плохой».
      Последствия: Когда хочется указать ребенку на его недостаток, то нелишним будет вспомнить, что он копирует поведение родителей. И помните: как корабль назовешь, так он и поплывет. Поэтому можно догадаться, каким вырастет ребенок, постоянно слышащий в свой адрес слова «ленивый», «невоспитанный», «грязнуля», «жадина» и так далее.
      Как лучше сказать: Демонстрируйте своим примером достойное поведение. Если вы здороваетесь с соседями, доносите обертки до урны и внимательны к окружающим, то и ребенок «унаследует» эти черты.
      11. «Пока не поешь - никаких игр»

      Что слышит ребенок: «Услуга за услугу».
      Последствия: Такая тактика работает до определенного момента, но совсем скоро ребенок начнет торговаться с вами: хорошо закончу четверть, если купите новый компьютер, погуляю с собакой за 2 часа за приставкой и так далее. Такая модель семьи искажает истинную мотивацию, по которой человек должен делать те или иные вещи.
      Как лучше сказать: Объяснять свою позицию и почему важно сделать то, о чем вы просите. Постарайтесь не покупать поведение своего ребенка: рано или поздно это выйдет из-под контроля.
      12. «Замолчи!»

      Что слышит ребенок: «Я тебя не люблю».
      Последствия: Каждое грубое слово вернется в будущем, только тогда обидно будет уже вам. Родители искренне удивляются грубости и пренебрежению со стороны собственных детей, хотя не помнят, как забывали относиться к ним с уважением в детстве.
      Как лучше сказать: Прежде чем приступить к диалогу с ребенком, разберитесь в себе: почему вас так раздражает типичное детское поведение? Возможно, проблема заключается в накопленных вами негативных переживаниях, и ребенок не должен становиться громоотводом.
      adme.ru

      С возрастом, нужно учить детей убирать за собой и складывать все на свои места. Как воспитать в ребенке любовь к порядку и чистоте? Предлагаем 3 полезных совета.
      №1. Собственный пример
      Все родители понимают, что для своего малыша они являются главным примером. Не надейтесь, что если вы разбрасываете вещи по квартире, то и ваше чадо не будет так делать. Приучайте его к чистоте с самого раннего детства. С возрастом ребенок привыкнет все складывать на места.
      №2. Детская система хранения

      В этом могут помочь различные красивые контейнеры или корзины для хранения. Когда малыш сам выберет, в чем будут храниться игрушки, то ему будет приятно их складывать в любимый ящик после игры. Также позволяйте ребенку самому решать, где будут лежать его вещи.
      №3. Игра
      Можно предложить малышу, кто быстрее сложит игрушки на место – мама или ребенок. Если ваше чадо отказывается от уборки, тогда можно пойти на хитрость. Расскажите сказку про то, что все вещи любят порядок, и, если, их не складывать на места, то они убегают. После, можно спрятать любимую безделушку, под предлогом, что она убежала от неряхи. Можно вспомнить неплохие сказки Корнея Чуковского «Мойдодыр» или «Федорино горе».
      kolobok.ua

      Новорожденный практически ничего не умеет, ему даже тяжело сфокусировать взгляд. Но через несколько недель он начинает пристально вглядываться в разные предметы. С этого момента важно начать развивать младенца. В этом вам помогут развивающие коврики.
      Для чего нужен развивающий коврик?
      Детские коврики нужны для развития слуха, зрения, мышления, воображения детей раннего возраста. Для этого коврики оснащают погремушками, яркими игрушками, зеркальцами, музыкальными и световыми элементами.

      Требования к развивающему коврику
      Коврик должен быть сделан из гипоаллергенных материалов, ткани должны быть мягкими и приятными на ощупь. Рисунки на коврике должны быть яркими, но не агрессивными. Все игровые элементы должны быть крупными, чтобы малыш не смог их проглотить, также важны крепления, они должны быть надежными.
      Не все коврики можно стирать в машинке, если коврик предусматривает возможность машинной стирки - это будет огромным преимуществом, так как упростит вам уход за ковриком.

      Коврик по возрасту
      Первый коврик малыша должен быть небольшого размера с дугами, на которые крепятся игрушки. Желательно, чтобы по периметру коврика были бортики. Такой коврик для развития малыша можно использовать, начиная с 1 месяца жизни. Он прослужит вам несколько месяцев. Сначала малыш будет просто фокусировать взгляд на игрушках, потом начнет тянуть ручки к ним и будет пытаться их взять. Когда малыш научится переворачиваться, ему будут неинтересны дуги, он будет больше обращать внимание на сам коврик и игрушки на бортиках.
      Универсальный развивающий коврик. Такой коврик "растет" вместе с малышом. Например, его бортики раскладываются, дуги снимаются, игрушки можно перемещать в разные места.
      Коврик-сумка. Такой развивающий коврик складывается в сумку, его удобно брать с собой в путешествия, в гости, на прогулку.
      Двусторонний коврик. Обе стороны коврика оформлены по-разному, поэтому если вашему ребенку надоест одна сторона, его можно перевернуть.
      Коврик-пазл. Этот развивающий коврик подходит для детей от года. На пазлах могут быть нарисованы цифры, дорожные знаки, буквы. Они развивают логическое мышление, удобно складываются, и на них удобно играть. Также бывают ортопедические коврики-пазли, на которых ребенок может ходить для профилактики плоскостопия.
      kolobok.ua

      Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия «Веселый зоопарк»
      Медвежонок. Ручки на поясе. Походить на внешней и внутренней поверхности стопы.

      Мышка. Голову втянуть в плечи, ручки согнуть в локтях и прижать к туловищу, походить на носочках.

      Цапля. Спинка ровная, подбородок тянется вверх, ходим на носочках.

      Слон. Ручки на поясе, ходим на пяточках.

      Котенок. Походить и побегать на носочках.

      Лягушка. Попрыгать: сначала, отрываясь всей стопой от пола, затем, как на пружинках – не отрывая носочки от пола.

      После зарядки предложить малышу выполнить гимнастику для стоп: сидя на полу или стоя на одной ножке «рисовать» стопами в воздухе различные фигуры.
      kolobok.ua

  • Как родители воспитывают в детях беспомощное терпение

Почти каждый родитель в своей жизни сталкивается с непослушанием со стороны ребенка. Дети - это маленькие сорванцы, которые пока еще не понимаюn, почему это делать нельзя, а то, наоборот, нужно. Все родители борются с непослушанием, но это не всегда бывает эффективно, так как дети просто не могут сообразить, для чего мама и папа все это говорят, ведь все и так хорошо. Для того, чтобы правильно донести до ребенка особенности поведения, необходимо следовать нескольким правилам, которые помогут обрести покой как в доме, так и в душе самих родителей.

Не следует забывать о том, что ребенок все делает по примеру. Самый главный пример для него - это родители. Все, что они делают, кажется для ребенка правильным. Он искренне не понимает, почему родителям можно сидеть допоздна, а ему нет. Никак не сообразит, почему папе можно есть немытый фрукт на улице, а ему нет. Родителям необходимо внимательно следить за своим и действиями. Если они что-то запрещают делать ребенку, то придется поставить запрет на это и себе. То, что ребенок видит, имеет гораздо большее значение, чем то, что ему говорят.

Родителям не следует забывать о желаниях самого ребенка. Он не ест кашу даже если его заставляют не потому что он не хочет слушаться родителей, а потому что он действительно не хочет ее есть. Стоит узнать у ребенка, почему он не желает есть геркулес. Может быть каша не сладкая или просто надоела ребенку, и он с удовольствием бы поел рисовую, а родители не интересуются этим и пытаются насильно запихнуть в малыша эти овсяные хлопья. Обязательно нужно разговаривать с ребенком, учитывать его желания. Если же ребенок противится делать что-то действительно полезное или важное, необходимо доступно объяснить ему, зачем то или иное нужно делать.

Не стоит загружать ребенка массой информации. Он не может пока запомнить все нюансы. Не следует в одном предложении говорить ему о том, что нужно почистить зубы, покушать и одеться в школу. Необходимо давать ему новые задания по мере выполнения предыдущих. С утра отправить его умываться, после этого позвать кушать, а после того, как он позавтракал, говорить о том, что нужно одеться. Ребенок постепенно привыкнет к определенным закономерностям и, впоследствии, будет выполнять все без напоминаний.

Ребенок очень чувствителен к настроению родителей. Если мама нервничает, то малыш будет вести себя также, только проявляться это будет в неконтролируемом озорстве и непослушании. Стоит избегать стрессовых состояний, не злиться и не психовать, если ребенок не может завязать шнурки. Нужно спокойно помочь ему, и нервы останутся целыми и настроение хорошим.

Однако не стоит забывать, что ребенок, который ведет себя слишком тихо, тоже плохо. Малыш, который находится под полным контролем у родителей, выполняя все их требования и наказы, может потерять себя и уже никогда не сможет стать самостоятельным. Он не отстоит своих интересов, не будет иметь своего мнения. Ребенка нужно учить принимать решения, отстаивать свои интересы и желания, объясняя при этом, где и как нужно использовать то или иное качество.

Ребенок - это сложный и запутанный механизм с бурной фантазией и огромным количеством энергии. Необходимо направлять все это в правильное русло, которое в дальнейшем поможет ему состояться как личность. Малыш, когда подрастет, все поймет, а родителям останется только гордиться своим прекрасным ребенком и своими методами воспитания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.