Где обитает зимний Волшебник

Под новый год многие родители задают мне вопросы, как влияет способ проведения этого праздника на психологическое состояние ребенка. Здесь я собрала несколько типичных вопросов на тему новогоднего праздника.

Нужно ли ребенку верить в Деда Мороза? И стоит ли родителям рассказывать ребенку про него сказки, поддерживать веру в то, что подарок под елку положил Дед Мороз? Действительно ли эта вера в чудо является полезной для психики ребенка?

Да, вера в Деда Мороза положительно влияет на ребенка. Атмосфера сказки, волшебства и чуда, которая сопровождает ребенка в детстве, имеет двойную пользу:

В детстве приятные эмоции, связанные с предвкушением и переживанием чуда, способствуют улучшению психологического состояния ребенка. Детство – далеко не безоблачное время в развитии человека. Для ребенка многое ново: задачи, отношения с людьми, собственные переживания, конфликты. Не успевает он к чему - то приспособится, привыкнуть, как взросление подбрасывает ему новые задачи. Ребенок большую часть времени находится в состоянии адаптации к меняющимся внешним и внутренним условиям жизни. От ребенка многое требуют: надо делать не так, как хочется тебе, а так, как хочется родителям. Детство часто сопровождается различными стрессовыми ситуациями, а атмосфера чуда и праздничной сказки уравновешивает негативные переживания и помогает детям пережить неприятные эмоции.

Взрослея человек, разумеется, перестает верить в существование Деда Мороза, но чувства, которые были связаны с Новогодним праздником остаются на всю жизнь. И для взрослого человека то особое состояние, которое способен принести праздник, также очень ценно. Это ресурс, который может помочь справляться с трудностями, восстанавливаться, черпать вдохновение для творческого решения жизненных задач.

Каким должен быть подарок ребенку на Новый год? Дарить ли то, о чем ребенок очень мечтает и давно просит?

Конечно, дарить желательно именно то, о чем мечтает ребенок. А не то, чего хотели бы его родители. Ведь подарок, прежде всего, должен принести как можно больше радости тому, кому он предназначен.

Если игрушка с точки зрения родителей вредная, то они могут регулировать время, которое ребенок может играть с этой игрушкой.

Что делать, если ребенок хочет получить довольно дорогой подарок, а у родителей нет на него средств?

Прежде всего, не побуждать описывать свои пожелания Деду морозу в письмах. Зачастую детские «заказы» деду Морозу весьма подробны и экзотичны, дети могут подробно описывать характеристики и внешний вид подарка. В таком случае родители могут попасть в весьма неприятную ситуацию. Лучше сказать ребенку, что у Деда мороза уже есть всем замечательные подарки, они могут в точности совпадать с тем, что желает ребенок, а могут и отличаться. Но, в любом случае, Дед Мороз готовит подарок каждому. Дальнейшая задача родителей состоит в том, чтобы быть действительно чуткими и подарить ребенку если не самый дорогой подарок, то уж точно подарок, соответствующий вкусам ребенка.

Можно ли сгладить разочарование от подарка и как, если это не то, о чем мечтал ребенок?

Изначально нужно настраивать ребенка, что подарок, это все - таки сюрприз, и как любой сюрприз, он непредсказуем. Согласитесь, что подарок известный заранее, пусть даже и самый желанный, теряет значительную часть своего обаяния! Такой подход избавит ребенка от конкретных ожиданий в отношении подарка. Компенсировать недостаточную ценность подарка можно особым способом оформления или обыграть вручение подарка.

Если ребенок все же разочарован, то нужно просто быть рядом и помочь ему это разочарование пережить. Возможно, поговорить с ребенком о его чувствах.

Разочарование - это такое же нормальное чувство, как и любое другое, не стоит всеми силами ограждать от него ребенка. В процессе роста ребенок должен сталкиваться со всеми, в том числе и с болезненными чувствами, учиться с ними обращаться. (Зачем нужны негативные эмоции можно прочитать ).

Не стоит обижаться или злиться на ребенка, который не оценил ваш подарок. Дети, особенно дошкольники, реагируют естественно, и если подарок пришелся не по душе ребенку, то родители скорее всего это увидят.

С какого возраста начинать делать подарки?

Подарок - это положительные эмоции не только для того, кому сделан подарок, но и для самого дарящего .

Соответственно, подарок делается родителями в тот момент, когда они хотят получить эти приятные эмоции от акта дарения. С возрастом ребенка это никак не связано.

Поощрять ли в ребенке желание написать Деду Морозу письмо и в этом письме попросить о подарке на Новый год? Можно ли использовать это в воспитательных целях?

На мой взгляд, крайне нежелательно использовать Деда Мороза в воспитательных целях. Поведение, которое вы смогли выжать из ребенка только под угрозой того, что Дед Мороз не принесет ему подарка, все равно долго не продержится. Если родители опираются на подобный шантаж в отношениях с ребенком, это уже само по себе говорит об определенном педагогическом тупике. Если ребенок ведет себя вежливо и хорошо только потому, что хочет подарок, то, что родители будут делать после праздника? Чем покупать послушание? Такие методы не формируют внутренней ответственности и навыков желательного поведения у ребенка.

Письмо Деду морозу с просьбой об определенном подарке связано с определенным уровнем достатка в семье и изобилием предлагаемых товаров . Если семья живет именно в такой среде, то письмо Деду морозу вполне уместно. Оно хорошо тем, что взрослые могут подключиться к игре (оформлять письмо, нести его в специальный почтовый ящик и проч.). Не забудьте пояснить, что Дед мороз, скорее всего, достает свои подарки в тех же местах, что и люди, это избавит вас от фантастических просьб ребенка.

С другой стороны, элемент неожиданности у заказанного заранее подарка теряется. В последнее время дни рождения и Новый год становятся более утилитарными из-за списка подарков, которые известны заранее. Это практично с точки зрения энергозатрат, но лишает праздник некоторого количества душевных вложений, делает его способом потребления новых товаров. В общении с ребенком лучше сохранить хотя бы небольшой элемент неожиданности.

Стоит ли родителям дарить подарок отдельно от себя, если есть уже подарок «от Деда мороза»?

Люди дарят друг другу подарки в Новый год, и, естественно, родители дарят ребенку подарки. Со временем и от ребенка ожидается нечто похожее. Вот и получается, что один подарок ребенок получает как бы от Деда Мороза (чтобы поддержать атмосферу сказки и чуда), а другой подарок родители дарят ему в рамках общей традиции делания подарков близким людям.

Любой подарок принесет больше радости, если его получение связано с дополнительными эмоциями. Такие эмоции получаются, например, из неожиданного обнаружения подарка (под елкой, под подушкой, в специальном новогоднем носке, подвешенном за окошком).

Либо для того, чтобы усилить эмоциональный подъем, вы можете использовать идею поиска подарка по специальным знакам или даже преодоления небольших «препятствий» на пути к подарку. Например, ребенок может найти инструкцию по поиску подарка, в которую будут включены некоторые испытания (разгадать загадку, расшифровать карту и проч.)

Хорошо ли детям верить в Деда Мороза? Накануне Нового года этот вопрос всерьез волнует некоторых православных родителей. Что делать, если сами они росли в семьях неверующих, где Рождества не было, зато были Дед Мороз и Снегурочка! А у наших православных детей как должно быть? Без «пережитков язычества»? И мамы прячут под елку подарок «от ангела», от «младенца Христа» или просто «от родителей» — «а деда Мороза никакого нет!». Так что в детском саду у всех детей подарки от Деда Мороза, а у нашего, православного, — эксклюзивный, от ангела. А может, нужно относиться к этому проще?

Оставьте детям сказку и чудо!

Другие православные родители не торопятся убеждать детей в том, что любимого детского персонажа новогодних праздников на самом деле не существует. Иерей Алексей Агапов , настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила (г. Жуковский), отец четверых детей: «Мы Деда Мороза любим и всегда приглашаем к детям. Дед Мороз — это сказка. А для ребенка сказка — очень важная часть его мира, для него совершенно очевидно, что сказка есть! И когда люди, сами с разрушенным укладом, вдруг решают ниспровергнуть все основы и сделать все заново и правильно, когда они лишают детей этапа мифологического сознания, они наносят им большой вред. Сказка — часть живой фольклорной традиции, которая есть во всех культурах. Мы не понимаем, почему и зачем это есть, но может быть, лучше не ломать, а бережно отнестись к тому, что традиционно существует? Давайте к святым отцам обратимся: и Василий Великий, и Иоанн Златоуст были воспитаны на языческой литературе и философии, и впоследствии ни то ни другое не отвергали как что-то ненужное и вредное (у Василия Великого есть даже статья «О пользе для юношества языческих сочинений»). Никто из них не говорил: «А, это все язычество! Там меня учили ходить коленками вперед — буду теперь из принципа ходить коленками назад».

Семейный детский психолог, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре Светлана Перегудова тоже защищает Деда Мороза: «Если говорить ребенку, что Деда Мороза нет, что это языческая выдумка или что Дед Мороз — переодетый актер, такая сугубо реалистическая позиция родителей лишает ребенка связи со сказочным миром. Детский мир очень символичный, в нем еще только налаживается связь между сказкой и реальностью. Через сказку ребенок познает отношения людей, свой внутренний мир, через сказку он понимает место чуда в жизни и вообще возможность чуда, возможность иного мира. Сказочный мир — это образ мира иного: мира божественного, мира ангелов, являющегося в чудесах. И задача родителей — помочь ребенку осознать это».

А иначе, если быть последовательными, «правильные» православные родители должны запретить детям читать все волшебные сказки. Или читать, постоянно напоминая, что фей и волшебников нет. Но ведь они есть — в сказке! И отец Алексей, и Светлана Перегудова считают, что, стремясь оградить ребенка от «неправильных сказочных чудес», родители убивают детскую способность верить в чудо как таковое. Отец Алексей: «А потом вырастают взрослые люди, совершенно забывшие и не понимающие, что такое удивление перед чудом. Они говорят: “ Ну и где этот рай и ад? Где это находится — под землей, над землей? Космонавты летали, ничего не видели!” А когда в душе человеческой уживаются вещи, рационально никак не сочетаемые, — это хорошо».

Светлана Перегудова: «Родители, которые очень четко хотят обозначить для ребенка реальность духовного мира, оградив его от всего “вредного”, рискуют вырастить рафинированного человека. Опасно отделять ребенка от всего остального мира: вот христианские ценности, а остальное — зло, весь остальной мир с его культурой, сказками, в которых есть след язычества. При таком подходе даже Колобок становится подозрительным персонажем — у него тоже языческие корни. Надо не отгораживаться от мира, а научиться ко всему правильно относиться.

Чудо праздника, Дед Мороз, Снегурочка очень привлекательны для детской души, но если он чувствует, что родители этого не одобряют, он может принять запрет, но в то же время сожалеть о нем, испытывать недовольство родителями из-за того, что они лишили его мира чудес и волшебства. Есть примеры искаженного аскетического воспитания детей в семьях, когда детям не дают сладкого, не устраивают праздников, т. е. лишают основных радостей детства. Такой ребенок, чувствуя себя обделенным, в период подросткового протеста отказывается от веры родителей: “Не хочу, если в этом нет радости”. А ведь в православной вере как раз есть радость, есть место добрым чудесам! Дед Мороз — это сказочный образ, который помогает ребенку в собственной жизни увидеть чудеса. Так что должна присутствовать и реальность духовного мира с его ценностями: “Для нас, христиан, важно вот это”, и в то же время обычная, свойственная детям реальность сказки».

Обе реальности нужны, но каждая по отдельности, не нужно встречу с Дедом Морозом превращать, например, в беседу о Рождестве. Иерей Александр Лаврухин, директор Димитриевской православной школы (Москва), отец пятерых детей: «Мы пригашаем Деда Мороза к детям на приходскую елку, он играет с ними, дети его любят, мы не собираемся бороться с обычаями, в которых нет ничего греховного. Но Дед Мороз не должен становиться этаким преподавателем воскресной школы, говорить детям о Христе, о Божией Матери. Потому что тогда происходит смешение шутки, сказки, игры – с Истиной. Вот это плохо, а не сам Дед Мороз!»

Переодетый папа

Ребенок ждет прихода сказочного деда, глаза его горят, и вот Дед Мороз приходит — а у него оказываются обыкновенные брюки, ботинки вместо валенок. Не настоящий! А если еще и ботинки знакомые…

Отец Алексей Агапов: «Да, у меня был такой случай: “И этот не настоящий…” — и все, у ребенка глаза померкли, всякий интерес теряется, и родители не в силах ничего сделать. Поэтому у нашего православного Деда Мороза, которого мы все очень любим, все мелкие детали совпадают с традиционным обликом, это очень важно».

Светлана Перегудова считает, что такое разочарование — дело поправимое: «Даже если ребенок видит, что это папа или сосед, нужно сказать, что это тоже чудо, что человек не просто так пришел и подарил подарок, чтобы ты ему сказал “спасибо”, а решил тебя порадовать в честь волшебного праздника и остаться неизвестным. Ты не расстраивайся, что это не настоящий Дед Мороз! Ведь в сказке они точно есть! Может, он еще придет? Нужно обязательно оставить место для новогоднего чуда. Не зря оно в культуре закрепилось и сопровождается подарками, утешением человека из года в год, дает вкус жизни, учит ребенка радоваться, благодарить Бога и ближних».

Дети постарше, конечно, и сами давно понимают что к чему. Но любовь к Деду Морозу у многих все равно остается. Священник Алексей Агапов: «Наши дети, особенно старшие (старшему сыну — 13, дочке — 11), уже знают, что это сказка, знают, что кто-то нарядился. Мы им говорим: “Мы малышей повезем в гости, к ним там Дед Мороз придет”, а они: “Как, а к нам не придет?” — “А надо, что ли?” — “Ну как же, конечно! Ну пожалуйста!” И вот он приходит, играет им на балалайке, они поют ему песни, они готовятся к этому событию. Как, по какому принципу у них это в голове уживается? Не знаю!»

Так что на прямой вопрос ребенка «А дед Мороз на самом деле есть?» — отец Алексей советует отвечать прямо и честно: «На самом деле есть! Где он живет? В сказке! А где сказка находится? Ну-у-у, за горами, за лесами…»

Когда в России появился Дед Мороз?

Отвечает Елена Левкиевская, доктор филологических наук, этнолингвист, фольклорист, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН:

— Дед Мороз — это советский персонаж, появившийся в сталинскую эпоху, а именно в 1936-1937-е годы. Именно с этого времени он входит в утвержденный педагогическими комиссиями репертуар детских новогодних праздников.

Смутные черты образа Деда Мороза можно найти в традиционной святочной обрядности. Например — в маске святочного деда, одного из ряженых.

В городской русской культуре, особенно в крупных городах, под влиянием западноевропейской культуры в XIX веке начинают распространяться рождественские елки (крестьянская среда никаких елок не знала). К концу XIX — началу XX века елки становятся не только домашним явлением, но и элементом школьной жизни. Начинают выпускаться сценарии проведения рождественских елок, которые проходят цензуру и педагогические комитеты. Из всех известных исследователям сценариев только в одном наряду с другими ряжеными выступает Дед Мороз, явно списанный с западноевропейского Санта-Клауса, народного варианта представлений о святителе Николае. Но если в Западной Европе этот образ даже на поздравительных открытках был самым частым (около 200 видов открыток с его изображением), то у нас из 88 дореволюционных рождественских открыток только на одной есть некий русифицированный Санта-Клаус.

В1918 году все старые праздники были объявлены буржуазными и запрещены, в том числе празднование Рождества, рождественские елки. Однако в середине 1930-х годов выстраивание советской империи потребовало новых ритуальных действий, которые бы сплачивали общество. В декабре 1935 года в газете «Правда» появляется статья Павла Постышева «Давайте устроим детям хорошую новогоднюю елку!» Публикация в «Правде» приравнивалась к директивному указанию, так что на новый 1936 год впервые после революции были устроены школьные елки, которые из рождественских превратились в новогодние. В срочном порядке были придуманы сценарии их проведения. Но образ главного героя, который объединял бы вокруг себя новогоднее действо, еще только нащупывался.

Как массовый образ советских школьных елок, Дед Мороз появляется к новому 1937 году. Не последнюю роль здесь сыграли поэма Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Снегурочка» Островского. Частично за основу был взят образ западноевропейского Санта-Клауса, но, конечно, наряженного в национальные одежды. На елках для старших детей Дед Мороз был единственным главным персонажем, а на елках для малышей в качестве посредника между Дедом Морозом и детьми впервые выступает его внучка Снегурочка, близкая детям по возрасту, которую они не боятся. Потому что, по воспоминаниям, дети совершенно не понимали, кто такой Дед Мороз, и страшно его боялись. Характер, маска Деда Мороза еще не определился. Опираясь на некрасовский образ, актеры пытались играть сурового деда, который выходил к детям и басом декламировал известный отрывок: «Не ветер бушует над бором…» Дети пугались, плакали, не хотели брать у него подарки. Дед Мороз в 1930-х годах просто свалился детям на голову, и ни дети, ни актеры не понимали толком, что это за явление.

Но, как ни странно, Дед Мороз довольно быстро прижился, вокруг него стала появляться масскультура. Например, в военные годы на новогодних открытках уже были сюжеты, связанные с Дедом Морозом: он изображался с мешком оружия, которое дарит солдатам, была даже открытка, где Дед Мороз был со сталинской трубкой.

Тогда же окончательно сложился его образ: это добрый дедушка, который очень расположен к детям, всех защищает и борется со злыми силами. Ему помогает Снегурочка и разные волшебные помощники. Этот образ укореняется в 1950-е годы, не в последнюю очередь благодаря киносказкам и мультфильмам на эту тему. Начинается коммерциализация образа, и через фирмы добрых услуг можно стало пригласить Деда Мороза в любой дом.

Постепенно персонаж, прочно вписанный в советскую идеологию (Дед Мороз воевал против буржуев, помогал пионерам и т. д.), терял идеологизированные черты и превращался в художественный образ, в доброго сказочного героя.

Дед Мороз и ваш ребенок.

Встреча с Дедом Морозом для детей огромное событие. И задача родителей не разрушить веру своего ребенка в Деда Мороза, создать праздничную атмосферу и постараться подарить своему ребенку сказку.

Организация детских праздников - не столь легкое как кажется и более того, очень ответственное мероприятие.

К приходу Деда Мороза необходимо подготовиться. Выясните какой подарок хотел бы получить ваш ребёнок. Для этого можно посоветовать ребёнку написать письмо Деду Морозу или позвонить. Таким образом, вы будете точно знать о чем мечтает ваш малыш. За несколько дней до прихода Деда Мороза расскажите ребёнку, что скоро к нему придёт Дед Мороз. Если это в первый раз, то расскажите о том, что Дед Мороз большой и добрый, весёлый и ласковый. О том, что он всегда знает, о чем мечтает малыш и какой подарок ему принести. Хорошо, если вместе с ребёнком вы приготовите подарок Деду Морозу: нарисуйте картинку, сделайте поделку, обязательно разучите стишок, песенку, придумайте загадки. И вместе с ребёнком нарядите ёлку.

Мало пригласить Деда Мороза, к его приходу надо готовиться!

Приглашая Деда Мороза, обязательно расскажите ему об особенностях вашего ребёнка. Дед Мороз должен знать о нём как можно больше. Если ребёнок писал письмо Деду Морозу, то он должен получить ответ до прихода Деда Мороза, либо Дед Мороз должен упомянуть о том, что ребенок ему написал. У ребенка вера в Дедушку Мороза укрепится полностью.
В день прихода Деда Мороза сделайте так, чтобы всё было необычно, не так как всегда. Ваш ребенок в этот день проснётся рано. Так что всё «чудесное» надо приготовить с вечера. Уже утро должно начаться необычно. Украсьте комнату шарами, светящимися гирляндами, «дождиком». В комнате, где спит малыш, обязательно должно что-то измениться.

И вот Дед Мороз на пороге вашего дома. Пусть ребенок проводит его к ёлочке, покажет, как украшена комната, подарит ему свой подарок. Сами не уходите из комнаты. Иногда Дед Мороз приходит со Снегурочкой и еще каким-то сказочным персонажем. Во время спектакля будьте активны, участвуйте в играх и забавах, оказывая нужную помощь вашим гостям. Ребенок быстрее справится с робостью, если вы будете рядом, да и праздник будет веселее, если в нем участвует больше народу. Но, не берите инициативу на себя, не мешайте Деду Морозу. Проследите, чтобы лишнего шума не было, чтобы был включён или телевизор или магнитофон. Дед Мороз дарит подарки, прощается и уходит. Теперь вы с ребёнком внимательно рассмотрите подарок.

Постарайтесь в этот день не омрачать радости малыша - не ругайте его, не делайте замечаний. Разрешите ребёнку то, что разрешаете очень редко. Ваш ребёнок потом еще долго будет вспоминать о настоящем Деде Морозе и радоваться чуду встречи с ним. У него появится хороший стимул примерно себя вести, слушаться родителей, лучше учиться, лучше кушать и т.д. Ведь тогда на следующий год добрый дедушка придет к нему снова и принесёт с собой сказку! Даже, когда пройдёт много лет и малыш подрастёт и поймёт, что это только красивая игра, сказка, светлое чувство к доброму старику, в чудесный праздник. В чудеса останется в его душе навсегда. А он понесет это душевное богатство и веру в сказку дальше - своим детям.

Каждый любящий родитель стремится поскорее познакомить малыша с волшебством в лице новогодних персонажей, заразить его праздничным настроением и ожиданием чуда. Однако слишком раннее знакомство с суровым стариком в красном тулупе чревато некоторыми проблемами.

Согласно психологическим рекомендациям, наилучший возраст для первой встречи с Дедом Морозом – 2 — 3 года. До этого момента чужой мужчина (или даже папа) с бородой может так сильно напугать ребёнка, что у него появится страх перед незнакомцами на долгие месяцы. Чего уж тут говорить про испорченный праздник.

Кстати, в ясельной группе дошкольных учреждений педагоги также не приглашают Дедушек Морозов к малышам. В новогодних утренниках для самых маленьких участвует только Снегурочка и несколько персонажей в виде снежинок, зайчиков, медвежат.

Дети старше трёх лет уже психологически готовы к встрече с громогласным незнакомцем. Более того, многие уже ждут доброго Дедушку и даже учат стишки. С трёхлеткой можно поиграть, потанцевать, предложить ему несколько несложных конкурсов. Всего же такая встреча не должна длиться более 15 минут.

Хотя, конечно, всё глубоко индивидуально. Некоторые двухлетки с восторгом и без всякого стеснения общаются с волшебным стариком. И, напротив, скромный и малообщительный 4-летний дошкольник пугается дедушкиного баса и бороды.

Таким образом, окончательно решение принимают родители, ориентируясь на возраст ребёнка и его психологические особенности. Однако в любом случае малыша нужно тщательно подготовить к будущему визиту сказочных гостей.

Как подготовить ребёнка к визиту Деда Мороза?

Итак, чтобы исключить слёзы и истерику малыша при виде новогодних персонажей, необходима тщательная предварительная работа. Специалисты советуют придерживаться нескольких рекомендаций:

  • начинать готовить кроху к новогоднему торжеству необходимо приблизительно за 4 недели до 1 января;
  • нужно рассказывать ребёнку о сказочных персонажах. Он должен понимать, что они собой представляют, каковы их функции и волшебные способности, как они выглядят. В этом помогут открытки, сказочные истории и мультики, стишки и песенки;
  • нельзя пугать малыша Дедушкой Морозом. Не следует говорить о том, что старик замораживает непослушных ребятишек или не приносит им новогодние подарки;
  • попробуйте пригласить на торжество более старших ребятишек. С ними малыш ощутит себя смелее, к тому же можно будет организовать весёлые групповые развлечения;
  • нужно попробовать разучить с малышом короткое и простое стихотворение. Но если, увидев Дедушку с окладистой бородой, ребёнок заробеет и откажется читать стишок, не нужно настаивать на выступлении;
  • пусть малыш также примет участие в подготовительных мероприятиях. Он может помогать маме печь торт или пирог, наряжать ёлочку, украшать дом. Соучастие позволяет глубже прочувствовать праздничную атмосферу;
  • заблаговременно следует подготовить украшенный подарок. Его нужно передать (незаметно для малыша) Деду Морозу, который и вручит ребёнку перед уходом.

Кого лучше приглашать в качестве сказочных персонажей: друзей или профессиональных аниматоров? Выбор остаётся за родителями. В первом случае существует возможность сэкономить. Во втором же можно выбрать действительно настоящих актёров.

Когда сказать правду и стоит ли это делать?

По мнению российских и зарубежных психологов, ребёнок до 6 лет живёт в мире, в котором тесно переплетается явь и вымысел. В детской действительности спокойно уживаются и совершенно реальные люди, и сказочные персонажи, в том числе и Дед Мороз.

Следовательно, до этого возраста не стоит разбивать веру малыша в реальность существования новогоднего доброго старика с мешком подарков. После же 6 лет дети относятся к окружающему миру более критично, лучше управляют эмоциями и склонны принимать действительность такой, какая она есть. Волшебство уже не играет столь значительной роли, как прежде.

Итак, с примерным (что очень важно) возрастом мы определились, теперь осталось понять, стоит ли вообще рассказывать ребёнку о том, что на самом деле под личиной Дедушки Мороза скрывались родственники, знакомые или актёры. Существует две основные стратегии.

Стратегия № 1. Донесение правды о Деде Морозе

Если вы твёрдо решили, что ребёнок «созрел» до знания правды о сказочных персонажах, можно осторожно раскрыть ему глаза с помощью правильных слов. Конечно, честность в отношениях с детьми вообще имеет огромное значение, однако необходимо дозировать искренность, чтобы малыш не подумал, что ему лгали все эти годы.

В большинстве случаев дети воспринимают сообщение о том, что Дед Мороз не существует в реальности, достаточно спокойно. По крайней мере, не было известно историй о каких-либо проблемах с психологическим состоянием ребёнка в дальнейшем. Поэтому не следует воспринимать данную проблему слишком остро.

Можно объяснить своему чаду, что история с Дедушкой и Снегурочкой – обязательное условия для новогоднего и рождественского настроения. Однако само торжество не обусловлено исключительно этими двумя персонажами. Новый год – это, в том числе, и ёлка, и подарки, и праздничный стол, и посещение родственников и друзей.

Кроме того, можно сказать ребёнку, что раз он уже взрослый и знает, что в роли Деда Мороза выступал папа или дядя, следует сохранить эту информацию втайне от младших домочадцев или соседских ребятишек. Теперь он может стать добровольным «помощником» седовласого старца и помогать выбирать подарки для младших братиков или сестрёнок.

Стратегия № 2. Самостоятельное понимание «истины»

Многие любознательные дети самостоятельно делают данный жизненный вывод. Причём некоторые ребятишки не просто понимают, что роль Деда Мороза исполняют взрослые, но и догадываются, что этого зимнего волшебника вообще не существует.

В этом случае просто не нужно убеждать повзрослевшего ребёнка, что Дедушка всё же существует. Однако вполне можно сказать, что чудеса всё же случаются, особенно с теми, кто сам творит добро и верит в их осуществимость.

Разговор на равных позволит детям понять, что все новогодние истории не были злонамеренным обманом, а всего лишь позволяли создать праздничное настроение и дарили позитивные эмоции. Обычно школьники уже осознанно подходят к празднованию Нового года и воспринимают Деда Мороза в качестве своего рода символа этого торжества.

Частые детские вопросы

Если ребёнок ещё мал и верит в волшебных новогодних персонажей, необходимо поддерживать эту убеждённость. Однако и у верящего малыша периодически возникают «каверзные» вопросы, на которые не всегда можно быстро дать достойный ответ. Приведём наиболее популярные «почему? отчего? и как?»

  • где обитает Дедушка Мороз? Добрый волшебный старик проживает со своей любимой внучкой Снегуркой в собственной резиденции, расположенной в городке Великий Устюг Вологодской области;
  • кто лучше – Санта Клаус или Дедушка Мороз? Наш волшебник – это именно Дед Мороз, а Санта является его прямым родственником, проживающим в Англии и США. В других странах также имеются новогодние старцы, следящие за доставкой подарков детям;
  • откуда Дедушка знает, какой подарок нужен ребёнку? Чтобы сказочный персонаж смог понять, что от него ждёт мальчик Саша или девочка Катя, те должны написать письмо сами или продиктовать пожелание родителям. Как только послание дойдёт до адресата, подарок окажется дома под ёлкой;
  • почему иногда Дедушка дарит совсем не то, о чём его просят? Волшебник всегда советуется с родителями, прежде чем дарить какой-либо дорогой презент. Кроме того, такой же подарок могли заказать и другие дети, то есть его просто могло не хватить на всех. К тому же некоторые подарки могут быть просто опасными для самого ребёнка – к примеру, слон или крокодил;
  • дарит ли Дедушка Мороз подарки взрослым? Дедушка заботится только о ребятишках, потому что взрослые сами смогут вручить подарки тем, кого любят.

Ещё один частый вопрос касается того, почему на утренниках в садике Дедушка Мороз приходит в кроссовках или напоминает воспитательницу Нину Павловну. Следует сказать, что настоящий сказочный персонаж не успевает посетить всех ребятишек, поэтому разрешает своим помощникам поздравлять детей с Новым годом от своего имени.

Плохие поступки и новогодние подарки

Нередко взрослые непослушным ребятишкам говорят что-то наподобие – «Будешь хулиганить, скажу Деду Морозу, чтобы он не приносил тебе подарков под ёлку» или «Не станешь складывать игрушки, на Новый год Дедушка Мороз не подарит тебе…» И так далее.

Подобный метод воспитания психологи считают неверным. Дедушка Мороз не зря считается добрым и великодушным сказочным персонажем. Он способен понять даже самого отъявленного хулигана и растопить любое чёрствое сердечко.

Подталкивайте ребёнка к добрым и разумным поступкам с помощью воспитания моральных качеств. Не следует связывать доброту с подарками. К тому же вы дарите малышу презент потому, что любите его и желаете исполнить его заветную мечту, а вовсе не из-за того, что он оправдывает ваши ожидания.

Таким образом, Новый год – это торжество, которое обязано сопровождаться дарением какого-либо презента. Ребёнок не должен расстраиваться из-за того, что когда-то давно (а для него месяц – это уже прошлое) он не убрал игрушки или кинул в кого-то песком. Решить воспитательские проблемы можно и другими способами.

В качестве заключения

Таким образом, Дед Мороз – это значимый волшебный персонаж в жизни маленького ребёнка. Дети знакомятся с ним в раннем детстве, а уже в 2 — 3 годика видят его воочию. Чтобы эта встреча прошла без различных эксцессов, необходимо заблаговременно подготовить малыша к знакомству с добрым волшебником.

Другой вопрос – как долго нужно поддерживать в ребёнке веру в чудеса. Всё, конечно, индивидуально. Некоторые дети уже в старшем дошкольном возрасте понимают, что Дедушки не существует. Другие же верят в бородатого старца до третьего класса.

Поэтому если малыш хочет и дальше думать, что подарок под ёлкой оставляет добрый Мороз, не следует его разочаровывать своими «правдивыми» историями. Если же ребёнок говорит, что не верит в существование волшебника, следует привлекать его к созданию новогоднего настроения другими способами.

Приятных вам выходных, весёлой праздничной суеты, хорошего настроения!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.