Основы воспитания ребенка. Как воспитать хорошего человека? Как вырастить из ребенка успешного руководителя

Все родители хотят, чтобы их дети были успешными в жизни. Результаты многочисленных психологических исследований показывают, что человек считает себя успешным, когда становится профессионалом, имеет крепкую семью и друзей, на которых можно положиться.

И соответственно многие родители задаются вопросом - что нужно сделать, чтобы воспитать успешного ребенка.

Вот несколько полезных советов, которые помогут вам в этом непростом деле.

1. Чем раньше - тем лучше

В возрасте от рождения до 5 лет ребенок очень легко и быстро усваивает новую информацию. Поэтому важно начинать занятия с ним как можно раньше. При этом они не должны быть тяжелыми и утомительными, вызывать искренний интерес у ребенка и строиться по принципу от простого к сложному.

Именно на этих правилах основана знаменитая программа обучения по тетрадям Kumon . Они появились в России лишь в позапрошлом году и сразу завоевали признание родителей. Сегодня по ним обучаются 4 млн детей в 47 странах.

Занятия основаны на многократном выполнении однотипных заданий, которые, постепенно усложняясь, позволяют ребенку без труда освоить новые навыки. Двигаясь вперед небольшими шажками, ваш ребенок, несомненно, добьется успеха. Он сможет не только приобрести определенные навыки, но станет внимательнее, самостоятельнее, приобретет уверенность в своих силах. А сами занятия доставят ему немало удовольствия.

2. Учитесь, играя

Скука - главный враг успешного обучения. Занимаясь с ребенком, всегда старайтесь заинтересовать его. Пусть все занятия содержат игровые элементы. Именно играя, ребенок лучше всего запоминает информацию. На самом деле через игру можно рассказать о чем угодно и обучить самым разным навыкам. Сегодня есть немало пособий, которые помогают понять, как превратить процесс познания в игру. На этом принципе построены и занятия по методике Kumon. Например, вырезая веселые пазлы-аппликации , ребенок развивает мелкую моторику и пространственное мышление.


3. Относитесь к негативным эмоциям детей спокойно

Некоторые родители совершают ошибку, пытаясь игнорировать негативные чувства своих детей в надежде, что те сами пройдут. С эмоциями это происходит редко.

Если у вашего ребенка что-то не получается, и он злится и огорчается по этому поводу, не игнорируйте его чувства. Лучше откровенно обсудите проблему и попытайтесь вместе найти выход. Психолог Джон Готтман в своей книге «Эмоциональный интеллект ребенка» утверждает: «Если вы раз за разом будете объяснять детям, что их чувства неуместны или необоснованны, они вырастут с уверенностью, что с ними что-то не так». Их самооценка будет занижена, они станут испытывать больше трудностей в учебе и управлении своими эмоциями, будут с трудом преодолевать проблемы. В сравнении с другими детьми им будет сложнее концентрировать внимание, учиться и находить общий язык со сверстниками.

Чтобы избежать этого, старайтесь с уважением относиться к даже к самым сложным эмоциям ребенка.

4. Предоставляйте ребенку выбор

Родители должны понимать, что чем раньше ребенок научится высказывать свои предпочтения и делать правильный выбор, тем лучше.

Давая ребенку возможность делать выбор, мы не только воспитываем в нем чувство ответственности, но и помогаем повысить его самооценку. Ребенок, которому родители постоянно ограничивают выбор, получает сообщение: «Ты не только маленький, твои желания не имеют большого значения». Такой ребенок может вырасти послушным и будет сотрудничать, но чувство собственного «я» останется в нем неразвитым.

Если же пожелания ребенка выполняются, он получает сообщение: «Мои желания имеют значение, то, что я чувствую, играет определенную роль». Со временем эти мысли могут стать кирпичиками правильного выбора.

5. Уделяйте время совместным занятиям

Исследования показывают: участие родителей в процессе обучения ребенка очень важно. Но, к сожалению, во многих семьях выполнение домашних заданий целиком ложиться на плечи ребенка. Такое отношение не должно становиться нормой, ведь чем больше вы занимаетесь с ребенком, тем эффективнее будет процесс обучения.

Особенно это важно в освоении таких сложных дисциплин, как, например, математика. Сегодня существуют специальные пособия, которые помогают родителям самим восполнить пробелы в знаниях и помочь своим детям в освоении предмета. К таким относится книга «Как объяснить ребенку математику» . В ней доступно объясняются основные понятия арифметики, а также разбираются начальные темы геометрии, тригонометрии, алгебры, статистики и теории вероятности. Благодаря наглядным схемам и иллюстрациям вы вместе с ребенком без проблем разберетесь с задачами, которые вызывают у него сложности.

7. Меньше запрещайте

Помните, что ваш ребенок не станет успешным, если с детства не обращать внимания на его желания и чувства. Здесь в некоторой степени, нужна «здоровая» свобода в познании окружающего мира. Не стоит все постоянно запрещать. Если малыш хочет потрогать клавиатуру или желает изучить пульт от телевизора, то непременно потратьте на это время.

А чтобы не возникла ситуация вседозволенности - просто установите правила, которые будут объяснять, что можно и что нельзя.

8. Развивайте фантазию и воображение ребенка

Альберт Энштейн говорил: «Успешный человек - всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение - беспредельно».

Успех в нашей жизни зависит от того, насколько хорошо мы справляемся с трудностями. Чем больше вариантов решения проблем мы придумываем, тем эффективнее справляемся с препятствиями.

С ранних лет развивайте у ребенка творческие способности: рисуйте, занимайтесь музыкой и танцами, придумывайте стихи, рассказы и собственное окончание известных сказок, находите новое применение обыденным предметам. Поощряйте в ребенке любознательность и любопытство. Учите ставить цель и достигать ее.

9. Развивайте целеустремленность

Многие люди не достигают успеха, потому что просто не знают, чего конкретно они хотят. Поэтому с ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цель и добиваться результата.

Очень важно давать ребенку почувствовать вкус победы. Обязательно хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Отмечайте, за что именно хвалите.

Многие развивающие книги предусматривают специальные вкладки с грамотами или систему баллов. Например, в тетрадях Kumon есть специальный сертификат, который можно вручить ребенку после выполнения всех заданий. Такие маленькие награды не только повышают мотивацию ребенка, но и улучшают его самооценку.

Чтобы ваш ребенок был успешен во взрослой жизни, придется постараться. Но наградой за это будет его счастливое будущее.

Родители мечтают о том, чтобы их дети были успешными и достигли больших высот в жизни, чем они сами. Каждое поражение ребенка воспринимается родителями еще более болезненно, чем их личное. Но, именно от родительского воспитания во многом зависит будущий успех и счастье ребенка. Советы, которые представлены в этой статье помогут вам вырастить успешного человека, способного к победам в самостоятельной жизни.

Дайте ребенку возможность быть самостоятельным

Многие дети живут в том комфорте, который им организовали родители, и именно поэтому тормозится их развитие. Все, что им необходимо делают родители - одевают, говорят за них, кормят, завязывают шнурки. Такой ребенок с ранних пор теряет стремление к развитию и жажду экспериментов. Это повлияет на всю его жизнь - ему будет очень сложно выходить из зоны комфорта. Но, если ребенок непрестанно находиться в процессе развития, ежедневно поднимается на новые высоты в освоении жизненных навыков, то в будущем для него не составит труда выход за пределы комфортной зоны - это будет его привычной стихией.

Позвольте ребенку быть исследователем

Ребенок, независимо от его возраста, чаще всего окружен большим количеством запретов. Его развитие перекрывают границы, которые выстраивают его родители. Препятствия в исследовательской деятельности с раннего возраста вредит его интеллектуальному развитию. Но, если вы позволите ребенку быть исследователем, и перестанете слишком сильно ограничивать его свободу, то сможете вырастить хорошо развитую и разностороннюю личность.

Крик и физическое наказание уничтожает характер

Нельзя применять физическую силу в воспитании ребенка - так вы ломаете его, убиваете самооценку и растаптываете чувство безопасности. Тот, кто должен обеспечить защиту и уверенность сам причиняет боль, а это порождает в ребенке страшную, разрушительную мысль - никому в мире нельзя доверять, все враги. Такой человек растет замкнутым, ненавидящим все вокруг и полным страхов. Вряд ли такой человек сможет достичь успеха.

Считайтесь с мнением ребенка

С определенного возраста разрешите ребенку принимать участие в обсуждении каких-либо вопросов, принятии решений. Интересуйтесь что ребенок думает по поводу вашей внешности, фильмов или сказок, поступков - это ценно как для вас - вы лучше узнаете своего ребенка, так и для него - он лучше узнает этот мир и самого себя, а также научится выражать свои мысли.

Учите ребенка ответственности

Ваш малыш вырастет успешным человеком только в том случае, если он с ранних лет научится нести ответственности. Очень хорошо в этом деле помогает наличие питомца - пусть все обязанности по уходу за мохнатым другом лягут на хрупкие детские плечи. При этом не стоит делать за ребенка его работу - если он забыл можно напомнить, но если он отказался - нужно сделать строгое замечание. Понятие ответственности лучше всего формировать в раннем детстве - ребенок должен понимать, если он что-то не сделает, то никто это не выполнит.

Любите и верьте в своего ребенка

Многое может человек, который знает что у него есть надежная, не пробивная и навечно преданная группа поддержки. Ребенок, который уверен в безусловной любви к нему, не станет тратить свои усилия и время на то, чтобы пытаться завоевать любовь - он и так ее имеет. Такой ребенок сможет гармонично развиваться и покорят вершины одну за одной.

Как воспитывать ребенка, чтобы он вырос профессионалом, добился больших высот и стал успешным руководителем? Психолог Рэймонд Кэттелл, автор одной из наиболее влиятельных теорий личности, разработанных в психологии XX века, в 1954 году вывел уравнение потенциала руководителя. Это уравнение, полученное на основе изучения личностей военачальников, используется в настоящее время для определения черт, присущих успешному руководителю. К ним относятся следующие: уравновешенность, преобладание, энтузиазм, добросовестность, общественная активность, практичность, уверенность в себе, подверженность влиянию.

За 50 лет до этого Анри Файоль, французский горный инженер, один из основателей классической административной школы управления, определил основные черты, которыми должен обладать успешный менеджер. На первом месте, по его мнению, идут физические качества: здоровье, энергия, ловкость. На втором - умственные качества: способность понимать и учиться, суждение, умственная энергия и способность адаптироваться. На третьем - моральные качества: энергия, стойкость, готовность принимать ответственность, инициатива, лояльность, такт, достоинство. Также важны общее образование, специальное знание и опыт.

Несколько исследований, результаты которых были опубликованы в сборнике научных трудов Национальной Ассоциации ученых США, занимающихся проблемами подростков и молодежи (National Association of Sciences Teenagers), доказали, что люди, которые в подростковом возрасте считали себя счастливыми, зарабатывают в среднем на $8 000 больше тех, кто в юности чувствовал себя несчастным и был недоволен своей жизнью.

О чем стоит подумать современным родителям, которые стремятся вырастить благополучного и успешного человека, – в наших советах.

== Здоровье и энергия: формируйте правильные привычки ==

Правильное питание, здоровый режим дня, физические нагрузки и свежий воздух – со времен наших бабушек обязательные пункты программы не изменились, но суть их за последние годы была существенно скорректирована учеными и психологами. Помните, что именно то, к чему вы без насилия приучите малыша с раннего детства, и станет его образом жизни в дальнейшем. Среди моих знакомых есть много тех, кто никогда не ест, например, гречку или овсянку. Причина, как правило, одна – перекормили этим в детстве. Знаменитый педиатр Уильям Сирс, вместе с женой Мартой написавший несколько книг и вырастивший 8 детей, половина из которых также стали врачами, в своей книге «Здоровое питание для всей семьи» приводил такой пример. В их семье довольно часто на гарнир, вместо привычной картошки-фри и любимых всеми детьми макарон, подавали капусту брокколи. Дети ныли и воротили нос. Но оказавшись без родителей в детском лагере, пришли обедать и из всего разнообразия гарниров выбрали привычную брокколи. Формируйте правильные привычки и собственным примером в том числе. Если вы запиваете чипсы сладкой газировкой, не удивляйтесь, что ваши дети делают то же самое. Не перекармливайте детей. Последние исследования говорят о том, что существует связь между перееданием и снижением интеллектуальной активности. Журнал Obesity Reviews опубликовал результаты исследования, доказывающие, что переедание матери во время беременности ведет к снижению интеллекта плода. Следите за рационом вашего ребенка. Еще Ганс Юрген Айзенк, знаменитый британский психолог, автор IQ теста, занимавшийся биологическим направлением в психологии, доказал, что существенное влияние на повышение уровня интеллекта может оказать оптимизация рациона питания.
Интересно, что и умеренная физическая активность напрямую влияет на продуктивную работу головного мозга: во время выполнения упражнений улучшается кровоснабжение мозга, его нервные клетки активно обновляются, а сосуды укрепляются. Недаром создатель уникальной системы математических школ Андрей Колмогоров считал необходимыми слагаемыми для идеального образования классическую музыку, мужскую дружбу, математику, спорт, поэзию и обмен идеями. И сейчас в Москве еще работают легендарные школы, чудом сохранившие свои традиции. Моя дочь училась в одной из них – и физкультура там не менее важный, чем любой другой, предмет.

== Способность учиться и мыслить самостоятельно: уважайте право ребенка на ошибку ==

Самый простой способ воспитания, которым, к сожалению, пользуется большинство родителей – формирование системы запретов и поощрений за послушание. В этом случае от ребенка требуется слепое послушание, и такой ребенок для родителей очень удобен. Но малыш понимает, что таким образом он получает довольную маму, но не понимает сути: почему он должен делать то и не делать этого? И что будет, когда он столкнется с необходимостью решить проблему, а мамы рядом не будет? В Библии приводился такой пример: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда». Не ленитесь разговаривать с детьми, задавайте вопросы, объясняйте, почему вы просите его что-то делать или не делать. Отвечайте на бесконечные вопросы, а если отвечать уже нет сил – возвращайте вопрос, и вы наверняка услышите что-то чрезвычайно интересное в ответ. Задавая вопросы по существу той или иной проблемы ребенку, и неважно, малыш он или подросток, вы учите его самостоятельно искать решения. Разбирать ситуации, подвергать сомнению утверждения и заявления других, размышлять вместе вслух – отличный способ выработать критическое мышление. При этом избегайте оценочных реакций – разве можно создать или придумать что-то новое, ни разу не ошибившись? Взрослые знают, что «не ошибается лишь тот, кто ничего не делает». Так почему мы не даем нашим детям права на ошибку? Обращали внимание, как ведут себя на прогулке родители самостоятельных детей? Они стоят в стороне, но готовы при необходимости оказаться рядом. Начав приучать малыша к самостоятельному мышлению, не изменяйте свой подход с течением времени. Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своей знаменитой работе «Мышление и речь» особое внимание уделял развитию мышления в подростковом возрасте. Не относитесь с презрением и высокомерием к этим странным прыщавым созданиям, которые еще недавно были такими милыми крохами. Продолжайте разговаривать, помогите важнейшему процессу образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности.
Разговаривайте, направляйте, уважайте решения ваших детей. Отличный пример того, как добиться от ребенка выполнения необходимого, но при этом уважать его свободу выбора, привела Анна Измайлова, руководитель отдела маркетинга Стокгольмской Школы Экономики в России: «Один мой коллега, который настолько серьезно подошел к воспитанию дочки, что даже взял декретный отпуск вместо жены, говорил: «Дочь может выбирать, купаться ей с утенком или с Барби, но купаться придется в любом случае».
Джиа Коппола в интервью журналу Rolling Stone рассказывала, как важно для нее, представительницы одной из самых знаменитых кинодинастий, право на ошибку, которое уважают ее знаменитые родственники: «Я хочу учиться на ошибках, перестраивать себя и расти. Мои родственники создавали фильмы про подростков, которые я так люблю, и были бы рады дать мне совет, если я обращусь за помощью, но хотят, чтобы я сама развивалась. Они знают, что я и сама должна совершать ошибки».

== Уравновешенность: обсуждайте поступки и проступки ребенка без излишних эмоций ==

Почему психологическая устойчивость и уравновешенность так важна для успешного в будущем маленького человека? Уравновешенному человеку свойственно позитивное восприятие окружающего мира, что существенно расширяет границы возможностей для познания и творчества. Неуравновешенность, наоборот, сужает эти границы, человек всегда ожидает худшего развития событий, тревожится и беспокоится, тратя на это время и душевные силы. Интересны результаты исследования профессора Корнельского университета Карла Пилемера, опросившего 1500 человек в возрасте от 70 до 100 лет и старше. Результаты и анализ исследования легли в основу его книги «30 уроков для жизни: опробованные и правдивые советы от самых мудрых американцев», вышедшей в 2012 году.

В ходе исследования он спрашивал пожилых людей, в том числе, о чем они больше всего сожалеют. Самым большим сожалением опрошенные единодушно называли бессмысленную тревогу и потраченное на нее время.
Кроме того, умея управлять своими эмоциями, человек способен избегать конфликтных ситуаций, что, опять же, экономит время и силы. Лучший способ расшатать психику ребенка – устраивать скандалы в семье, бросаться из крайности в крайность: эмоционально отругать малыша и тут же расплакаться и броситься обнимать его и жалеть. Создайте благоприятную теплую атмосферу в своем доме, выстройте ровные отношения с ребенком, не заставляйте его нервничать и строить самые страшные предположения о том, почему вы, например, плакали – разговаривайте и объясняйте. Конечно, ваши объяснения должны соответствовать возрасту ребенка. Если малышу достаточно привести понятную ему причину (понятную потому, что он тоже по этому же поводу недавно плакал), то подростку можно рассказать о конфликте на работе, спросить, как он бы вышел из этой ситуации, рассказать, как сделали вы, – то есть превратить ваши слезы в повод для доверительного разговора по душам, который избавит его от подсознательного чувства вины, свойственного всем детям.

== Инициативность и энтузиазм: развивайте в ребенке интерес ==

Эти качества личности присущи детям, в которых развиты любознательность, интерес, упорство, радость от преодоленного препятствия. Чтобы развить в человеке интерес, нужно сначала понять, что ему нравится и расширять это поле за счет того, к чему этот интерес уже есть. Слушайте внимательно рассказы своего ребенка, и вы многое узнаете о его увлечениях. Интерес – лучшая мотивация. А вот такая мотивация как плата деньгами или конфетами – опасный путь в воспитании. Об этом знаменитый психолог Юлия Гиппенрейтер не устает повторять в своих интервью и писать в книгах: «Предположим, ребенок делает математику и, в конце концов, получает от вас конфету. Тем самым вы подчеркиваете: конфета – вот что главное. В результате смещается система ценностей, а ведь ваша задача как раз таки ее формировать. Истинная ценность – оптимизм, жизненная энергия – гаснет, когда мы даем ребенку «взятки» за то, что он делает».
Планируя расписание занятий для своих чад, старайтесь оставлять им свободное время. Плотный график лишает ребенка возможности просто играть, а игра необходима для гармоничного развития. В игре ребенок учится мыслить, принимать решения, становиться на позиции разных персонажей. Таская его по различным кружкам и студиям, вы лишаете ребенка возможности выбирать самому, чем бы заняться, убиваете его инициативу. Все хорошо в меру.
Анна Измайлова уверена, что мотивировать ребенка можно только с помощью радости, интереса и любопытства. «Меня очень рано научили читать - хотелось поскорее узнать, чем закончится сказка. И книги до сих пор занимают большую часть моей жизни и моей квартиры. Спасибо папе, который делал поход в «Дом Книги» неотъемлемой частью воскресной прогулки в центре города со стаканчиком мороженого и рассказами об истории зданий и царских династий. До сих пор у меня сохранилась привычка покупать книги, хотя я уже и не успеваю их все читать».
Дарья Лялина, генеральный директор и SVOY.ru, уверена, что главное в воспитании детей – отсутствие насилия, интерес к ребенку и личный пример: «Не нужно навязывать детям никаких хобби и кружков через силу. И, конечно, никакого соревнования с другими детьми. «Мой ребенок в три года начал читать, а в пять пошел в первый класс» – это, как правило, нужно только родителям для удовлетворения каких-то своих амбиций, для детей это зачастую перегруз и даже травма».
«Чтобы раскрыть потенциал человека, - говорит Виктория Козьмина, директор по развитию бизнеса Hays в России, - нужно с самого раннего детства позволять ребенку быть тем, кем он уже является. Поддерживайте инициативы и идеи детей, а также избегайте постановки недостижимых целей. Этих принципов всегда придерживались мои родители, а сейчас им следую я».

== Добросовестность и ответственность: определите круг обязанностей ребенка и отмените пошаговый контроль ==

У ребенка должны быть свои обязанности в доме, и они должны быть только на нем. При этом важно дать ребенку свободу, не контролировать каждый его шаг. Выражайте одобрение того, как он справился с тем или иным заданием, но не только восторгаясь и восклицая, а также спрашивая, например: «Как у тебя вот это получилось так аккуратно?», или «Это было сложно сделать, у меня бы точно не получилось».
Приучить ребенка к регулярному выполнению своих обязанностей непросто. Приведу здесь небольшую иллюстрацию из книги психотерапевта и основоположника нейролингвистического программирования Милтона Эриксона «Мой голос останется с вами». Роберт, сын ученого, выразил желание выносить мусор. «Он вынес мусор в понедельник, во вторник, но в среду забыл это сделать. В четверг я ему напомнил, и он вынес мусор, но забыл это сделать в пятницу и в субботу. Поэтому в субботу я дал ему возможность как можно больше поиграть в активные игры, которые ему очень понравились, но от которых он устал. И затем, в качестве особого исключения, я позволил ему лечь спать так поздно, как он пожелает. Я проснулся в три часа ночи и разбудил Роберта и очень извинялся за то, что забыл ему напомнить вынести мусор. Не сделает ли он этого сейчас? И вот, с большой неохотой Роберт оделся. Я еще раз извинился за то, что не напомнил ему, и он понес мусор. Вот он вернулся, разделся, надел пижаму и забрался в кровать. Я был уверен, что он крепко спит. Я снова разбудил его. На этот раз я извинялся еще больше. Я сказал ему, что сам не понимаю, как это мы просмотрели мусор в кухне. Не оденется ли он снова и не вынесет ли этот мусор? Он выбросил его в мусорный ящик у дороги. Он шел обратно, глубоко задумавшись, и уже дошел до крыльца. Вдруг он рванулся обратно на дорогу к мусорному ящику, чтобы убедиться, что крышка на нем хорошо закрыта. Войдя в дом, он остановился и окинул взглядом кухню, прежде чем снова лечь в постель. А я все еще продолжал извиняться. Он лег спать и уже больше никогда не забывал выносить мусор».

== Уверенность в себе: формируйте у ребенка адекватную самооценку ==

Оценка, которую дают ребенку окружающие, определяет его самооценку. Умение объективно оценивать самого себя развивается в процессе общения со взрослыми и со сверстниками. Самооценка может сформироваться как адекватной (реальной), так и неадекватной – завышенной или заниженной. Человек с адекватной самооценкой, как правило, самокритичен и требователен к себе, уверен в своих силах. Неадекватная самооценка может привести к искажению уровня притязаний, к общей конфликтности человека с окружающей действительностью. Оценивая действия или результат работы ребенка, важно избегать излишних эмоций и обязательно объяснять ему, почему вы считаете именно так.
Александр Сазерленд Нилл, знаменитый педагог, известный как защитник личной свободы ребенка, основал школу Саммерхилл, которая следует его образовательной философии по сей день. Ученики этой школы всегда отличались от учеников других школ уверенностью в себе и самоуважением. Нилл писал: «Все упирается в веру в ребенка. У некоторых она есть, у большинства - нет. И если у вас нет такой веры, дети это чувствуют. Они чувствуют, что ваша любовь не слишком глубока, потому что иначе вы доверяли бы им больше. Если вы принимаете детей, вы можете говорить с ними о чем угодно и обо всем, потому что сам факт приятия снимает большинство запретов».

== Открытость, жизнерадостность, достоинство: любите и уважайте своего ребенка ==

Есть такая притча: Идя по дороге, путник встретил людей, обтесывавших камни. Он заметил, что один из них был явно несчастлив, печален, тяжело вздыхал. Другой, напротив, казался счастливым. Он пел, смеялся.
Путник задал вопрос несчастному: «Что ты делаешь?»
- Я обтесываю камни, - ответил несчастный.
- А что делаешь ты? - обратился путник к счастливому.
- О, я строю храм! - гордо ответил счастливый.
Как вырастить человека, обладающего позитивным мышлением? Приведу еще кусок из книги А.С. Нилла «Саммерхилл – воспитание свободой»: «Счастье и благополучие детей зависят от степени любви и поддержки, которые они от нас получают. Мы обязаны быть на стороне ребенка. А это значит: давать ему свою любовь, но не собственническую и не сентиментальную. Следует вести себя по отношению к ребенку так, чтобы он чувствовал: вы любите и одобряете его. Это возможно. Я знаю множество родителей, принявших сторону своих детей, ничего не требующих взамен и в результате получающих очень многое. Они понимают, что дети - это не маленькие взрослые. Когда десятилетний сын пишет домой: «Дорогая мамочка! Пожалуйста, пришли мне десять шиллингов. Надеюсь, что у вас все хорошо, привет папе», - родители улыбаются, понимая, что именно такими словами изъясняется десятилетний ребенок, если он искренен и не боится быть откровенным. Родители другого типа, неправильные, вздыхают над подобным письмом и думают: эгоистичное создание, вечно чего-то просит».
Открытость во многом зависит от заложенного природой типа личности ребенка. Но независимо от того, интроверт ваш малыш или экстраверт, вовлекайте его в позитивное общение: собирайте дома компании доброжелательных людей, умеющих общаться с удовольствием.
Достоинство можно воспитать только уважением – не унижайте ребенка ни словами, ни физическими наказаниями. Никогда малыш не должен слышать брани в свой адрес. Только дома, в кругу самых близких и любимых людей, ребенок получает чувство собственного достоинства, осознавая, что его уважают и с ним считаются, верят в него. И тогда в будущем, с какими бы ситуациями он ни столкнулся, он легко и с достоинством выйдет из них.

Все родители, отправляя ребенку за щеку ложку каши, мечтают о том, что чадо вырастет успешным. Успешный, - думают мамы и папы, - это тот, у кого хорошая работа, большой дом и мощная машина (шуба, дача и т.п.)… Чтобы с чего-то начать, родители, как правило, «лепят» из своего наследника нечто идеальное, поправляя, одергивая и требуя, чтобы дневник был забит пятерками. Вы не такие? Это прекрасно!

Что такое успех? Счастье, здоровье, самореализация. Чтобы всего этого добиваться, ребенку действительно пригодятся некоторые умения. Вот какие советы дает эксперт издательства “Клевер” Дарья Логинова.

Чему научить ребенка, чтобы он вырос успешным

Работать с информацией

Наш мир перенасыщен новостями, рекламой, сведениями, сообщениями… Успешным в этом мире будет тот, кто умеет работать с информацией. Умеет отделять важное от неважного, нужное от ненужного. Успешным будет тот, кто научится использовать свои знания.

Что для этого нужно? Не требуйте просто пятерок! Объясняйте, зачем ребенку те или иные знания. Физика? Показывайте ее на практике, в жизни. Биология? Она вокруг нас. Русский язык - грамотность, иностранный - возможность общаться со всем миром и понимать, о чем поет Джастин Тимберлейк.

Искать и находить

Интернет есть у всех. Но все ли умеют использовать его по назначению? Научите ребенка эффективно находить информацию, которая ему нужна.

Планировать

До 9-10 лет дети плохо умеют планировать . Но это очень важное умение. Приучайте чадо писать списки дел, заранее продумывать свой день, свои выходные, праздники. А еще учите планировать свою работу. Пришел из школы. Садишься за уроки: если ты очень устал, отдохни, потом приступай. Начинай со сложного, заканчивай простыми заданиями. Не оставляй уроки на воскресенье, сделай в пятницу, и два дня гуляй с чистой совестью.

Выполнять обязанности

Тот, кто делает ТОЛЬКО то, что хочет, становится избалованным. Это закон жизни, как ни печально. Избалованному человеку будет непросто заставить себя рано встать, много трудиться, ему будет сложно себя перебороть, сделать рывок, покорить Эверест. А ведь очень часто, чтобы добиться чего-то серьезного, нужно сделать над собой усилие, пойти наперекор ленивому комфорту.

У каждого ребенка должны быть обязанности. Встать по будильнику и убрать кроватку, сложить игрушки вечером, помыть свою тарелочку. Небольшие обязанности, но их нужно выполнять ВСЕГДА. И задача родителей - следить, чтобы ребенок выполнил. Мотивировать не угрозами и криками, а похвалой и здравым смыслом. Вот, ты помогла маме помыть посуду, теперь у мамы появилось время поиграть с тобой. Какая ты молодец!

Заниматься спортом

Спорт - это отличная тренировка для успешного человека . Здесь есть и ответственность, и игра в команде, и обязанность заниматься, независимо от настроения и желания. В спорте ребенок почувствует первый вкус победы, узнает, что такое успех и достижения. Его, только его личные достижения! Только здесь очень важно, чтобы спорт нравился, чтобы у ребенка получалось, чтобы он побеждал, а не только проигрывал и всегда чувствовал себя неудачником.

Доводить дело до конца

Начал рисовать картинку - дорисуй. Открыл книгу - дочитай. Начал заниматься плаванием - научись как следует. До 12 лет у ребенка нет серьезных привязанностей, его интересы часто меняются, увлечения «скачут». И все-таки постарайтесь договориться, что секция, которая ребенку нравится, не будет брошена из-за минутного плохого настроения. Начал - ходи хотя бы до 9 класса.

Пробовать

Чтобы стать успешным в жизни, ребенок должен НЕ БОЯТЬСЯ ПРОБОВАТЬ . И тут многое зависит от родителей. «Ты неправильно делаешь», «дай, я сама тебе шнурки завяжу», «ты не сможешь», «ну разве так можно?»… К сожалению, мы часто не замечаем, как отбиваем у ребенка все желание пробовать и рисковать. «У меня все равно ничего не получится», - решает малыш и ждет, пока мама завяжет ему шнурки (а потом и устроит в институт, найдет работу и, возможно, даже невесту-жениха). Лучший совет психологов: «не бейте ребенка по рукам». Пусть пробует, пусть ошибается, пусть прольет, уронит, испортит рисунок, превратит джинсы в шорты, опоздает… А вы - поддерживайте, будьте неподалеку. «Не получилось? Ничего, бывает!», «Ты обязательно справишься, у тебя все получится!» - вот что говорили в детстве родители самым успешным людям.

Любить книги

Заметьте, все успешные люди читают. Ребенок, который ценит книги, любит читать, всегда будет интересным, умным, живым, он найдет общий язык с любой компанией, он сможет удивлять, он сможет находить информацию. Кроме того, читающий человек будет красиво говорить (богатый словарный запас), он будет грамотно писать (поможет зрительная память). А как научить любить книги? Это задача родителей.

Прививайте ему любовь к чтению с рождения . Дайте ему для начала такую книгу, которая его «зацепит», которая его заинтересует. Не по школьной программе, а по интересам.

И, конечно, сами читайте. Если будете играть в «танки» или смотреть сериалы, через плечо покрикивая «читай!», не убедите в важности и нужности книг.

Не бояться критики

Хвалить по поводу и без - значит, испортить адекватную самооценку. Успешный человек не боится услышать замечания в свою сторону. Успешный человек знает, когда его ругают за дело , более того, он порой благодарен критикам, ведь они помогают ему стать успешнее. Ребенок нарисовал красивую лошадку - хвалите изо всех сил. Ребенок нарисовал «левой ногой», совершенно не стараясь, лениво и плохо… Скажите: «попробуй снова, ведь ты можешь гораздо лучше, помнишь, как ты в прошлый раз красиво нарисовал?»

Уметь действовать по правилам

Вам в помощь - игры с прописанными правилами. Нужно уметь выполнять ВАЖНЫЕ правила ВСЕГДА. Но и уметь действовать по ситуации и иногда нарушать правила, если знаешь, что это необходимо. Грань очень тонкая, так что действуйте аккуратно.

По мотивам проекта “

Оказывается, мы учим детей не тому!!!

А вы ведь хотите, чтобы ваши дети были успешны в своих начинаниях?

Кем вы хотите видеть своего ребенка в будущем? Средним работником, менеджером, продавцом, бухгалтером или успешным руководителем, бизнесменом? Почему двоечники достигают больших успехов в бизнесе и личной жизни? Почему у большинства миллионеров едва оконченное среднее образование? Успех в социальной и в личной сферах жизни лишь на 20% определяет всем известный IQ — коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека! Что необходимо нашим детям чтобы быть успешными?

Чему и как учить ребенка? В чем секрет современных успешных руководителей? Что помогает держать лидирующие позиции в работе, бизнесе и личной жизни? Многих из нас волнует вопрос: почему тех, кто были отличниками в школе и институте, обходят «по жизни» те, кто прогуливал и плохо учился, почему те, кто получил два образования и степень MBA, работают на тех, кто в свои ученические годы числился среди проблемных или даже безнадежных?

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% — всем известный IQ — коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

Умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

Способностью сознательно влиять на свои эмоции;

Умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

Способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

Умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

Способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Эмоциональный интеллект как общая способность к познанию эмоциональных аспектов жизни и решению эмоциональных задач. Эмоциональный интеллект считается определяющим 80% успеха в бизнесе и работе в целом.

А вы ведь хотите, чтобы ваши дети были успешны в своих начинаниях? Как можно развивать эмоциональный интеллект у детей? В формировании личности человека важную роль играет проведенное им детство. Развитие у ребенка эмоционального интеллекта помогает ему формировать рациональный процесс мышления для принятия решений в будущем. Позже это может спасти вашего ребенка от множества травм, вызванных неосторожным действием. Кроме того, эмоциональный интеллект помогает ребенку лучше понять свои навыки, возможности и способности. Это способствует быстрому психологическому развитию ребенка в положительном направлении. Трудности являются частью жизни, и эмоциональный интеллект ребенка является лучшим оснащением для борьбы с ними. Дети смогут понимать себя и других, а также будут способны распознавать чувства. Сейчас мы живем в мире, где недостаточно получать лишь хорошие оценки, а опыт человека не ограничивается только знанием книг. Мир больше не связан расстоянием, а виртуальный мир позволяет нам сотрудничать с нашими коллегами, находящимися в различных географических точках. Формирование эмоционально здорового интеллекта ребенка с самого детства очень необходимо для роста и развития эмоционального здоровья. Такие лица хорошо строят свою карьеру, становятся успешными и даже могут стать ценными сотрудниками в работе компании.

Существует несколько способов, которые могут помочь вам в развитии эмоционального интеллекта у детей.

1. Занимайтесь чтением: Да, действительно, знания не ограничиваются книгами, но все зависит от того, какие книги вы читаете. Дети в основном склонны к чтению рассказов. Они помогают в принятии детьми нравственной силы, тонко знакомят их с различными жизненными ситуациями. Дети также учатся понимать разные точки зрения людей, а также отношение к различным ситуациям, которые могут произойти у них в будущем. Книги выделяют отрицательные и положительные отношения, поведение людей с разными чертами личности, в то же время, книги помогают оттачивать свои языковые навыки. 2.Участие в общественных мероприятиях: В реальной жизни это помогает взаимодействию детей с другими людьми того же возраста, способствуя развитию их эмоционального интеллекта. Внеклассные мероприятия также помогают детям выразить себя и справиться со своими эмоциями. Это приводит к самосознанию, так как они открывают новые аспекты своей личности. Кроме того, это привносит большую конкуренцию и дает возможность ребенку полировать свои навыки. Такие дети вырастают экстравертами и становятся примером для общественного сотрудничества.

3.Больше времени для игры с другими детьми: После того как ваш ребенок вернулся из школы, из садика домой, отпускайте его для игры с другими детьми. Игра во внешкольной, среде, вне детского сада помогает ребенку расслабиться. Это неструктурированная окружающая среда, где нет вмешательства родителей, и поведение ребенка не контролируется. Это время, когда дети показывают свою истинную природу и отношение. Площадка это неструктурированное место, где они общаются.

4.Привлекайте детей к семейным мероприятиям: Это распространенное заблуждение, когда считается, что необходимо держать детей подальше от вопросов связанных с семьей и домашним хозяйством, в целях защиты их от чрезмерной нагрузки. Это может быть бессознательным отчуждением ребенка. Привлекайте его в принятие таких решений, как покупка продуктов в супермаркете и даже крупных покупок, таких как автомобиль или новый телевизор, попросите его помочь сделать пирожные для торжества, позаботиться о собаке или помочь с уборкой на кухне. Это познакомит его с чувством ответственности.

5.Выявление хобби: Это лучшее что вы можете сделать для счастья своего ребенка, определяя и продолжая изучать его интересы. Дети будут вам очень благодарны, когда узнают что-нибудь новое, что они не могут узнать в школе. У них появится больше энтузиазма в учебе, стимул искать узнавать и пробовать что-то новое.

6.Привлекайте детей к обсуждению: Давая ребенку свободу выражать себя вокруг вас и других членов семьи, вы можете быть уверены, что никаких негативных ощущений в сердце вашего ребенка нет в любой ситуации, которая может произойти даже за пределами дома. Это будет держать вас в курсе ежедневных событий в жизни вашего ребенка.

7.Награда за хорошее поведение: Что делать, если ваш ребенок применяет негативное отношение, вместо того чтобы проявлять любые положительные черты? Если ваш ребенок кажется интровертом и у него отсутствует энтузиазм к участию в других мероприятиях, которые способствуют эмоциональному интеллекту, вам нужно больше проводить времени со своим ребенком для того чтобы обнаружить проблему. Это может быть обида на других детей, ощущение себя вне окружающей среды или, может быть, простая застенчивость. Вы должны поговорить со своим ребенком и помочь ему справиться с этой проблемой. Мотивируйте и вознаграждайте ребенка за хорошее поведение.

8.Выговор за дурное поведение: Если ваши соседи или учителя вашего ребенка жалуются на его грубое или негативное поведение по отношению к другим, то лучше взять ситуацию под свой контроль, чем сожалеть потом. Это нельзя оставить без внимания. Вы можете сначала поговорить, объясняя, что такое поведение за собой влечет. Покажите ему картину с другой стороны, которую он не понимает. Если это не работает, вы можете прибегнуть к тактике, разговаривая с ребенком до тех пор, пока он не поймет свою ошибку и пообещает в будущем стать лучше, но не будьте слишком суровы, чтобы он не начал на вас обижаться.

Чтобы помочь развитию эмоционального интеллекта у ребенка важно то, чтобы мы могли гарантировать эмоциональное здоровье и удовлетворенное для него детство. Это поможет ему защитить себя, действуя рационально в сложных ситуациях, когда родителей нет рядом. У детей развивается способность рассуждать, и логически мыслить, что поможет им во взрослой жизни стать успешными людьми. В конечном счете, это будет зависеть от нашего воспитания. Эмоциональный интеллект также помогает детям действовать в опасной ситуации, когда ребенок способен сразу же разобрать атмосферу и выйти из ситуации, прежде чем ему будет причинен какой либо вред. Они учатся помогать окружающим, проявлять сострадание и уважение к людям, а также будут сотрудничать с вами, и строить здоровые отношения родителя и ребенка.

Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.