Классный час требования 10 классника. Классные часы

Эти философские вопросы волнуют не только детей и подростков, но и родителей, и нас, учителей, и ученых, и писателей, и я думаю всех неравнодушных людей. Вот об этом и поговорим сегодня на нашем классном часе, который так и называется «Жизнь – это…»

Очень хорошо, что сегодня у нас гости. Представление гостей (учителя-предметники, первый учитель, администрация, родительский комитет).

Это взрослые люди, за плечами которых жизненный опыт с радостями и разочарованиями. Это состоявшиеся люди. У них есть дом, семья, профессия, любимая работа. Они точно знают, что такое жизнь. И, я думаю, что они нам сегодня помогут ответить на этот очень непростой вопрос .

2. Перед нами символическое «Дерево жизни».

Своими корнями оно уходит глубоко в землю . Это даёт ему пищу, устойчивость . Благодаря этому, оно имеет крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни - это ваши родители , семья, которые дают вам основу в вашей жизни , уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт , которые вы приобретаете в течение жизни. На нём обязательно будут плоды . Это ваши успехи! На нашем дереве уже есть плоды – это то, что в жизни ваших родителей является главным. Они уже ответили на вопрос, который я вам сейчас задам. А что, по-вашему, жизнь? Определите это понятие одним словом!!! Ответ напишите на символическом яблоке и поместите на нашем дереве.

Я тоже отвечу на этот вопрос словами известного философа О.Хаяма.

От безбожия до Бога – мгновенье одно,

От нуля до итога – мгновенье одно,

Береги драгоценное это мгновенье:

Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно.

3. Учитель : Посмотрите на это дерево, какое оно удивительно красивое, с разными плодами. Вот и жизнь – яркая, разнообразная, прекрасная!

Но нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни. С одной стороны, мы любим жизнь, с другой – не ценим её каждодневно.

Мы считаем, что человек – «это звучит гордо», но хорошо понимаем, что гордиться большинством деяний не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки.

И сейчас вам предстоит небольшое испытание. Но, предупреждаю сразу, оно не из лёгких.

Игра «Вырвись из круга».

Прошу в середину круга выйти кого-то одного , кто считает себя человеком, достойным носить это почётное звание. Теперь вы находитесь в окружении плотного кольца людей, крепко держащихся за руки. За пределами круга – жизнь. Ваша задача – выйти в жизнь, доказать нам, что вы действительно достойны этого. Можете говорить, с какими намерениями вы идете в жизнь, как будете жить, строить свои планы. Но если вы не сделаете этого за одну минуту, то погибнете.

Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить этого, безусловно «хорошего», достойного человека, но это слишком легко. Ваша задача- выпустить в жизнь человека, который действительно будет полезен для общества, будет выкладываться на пределе своих возможностей.

Учитель : (после игры) Как вы поняли, эта игра - прекрасная диагностика жизненного стиля человека. Какие мы разные, как по-разному мы стремимся выйти в жизнь. Кто-то рвётся из круга силой, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идёт с открытым сердцем.

4. Давайте теперь посмотрим и сравним результаты теста «Мои ценности». Этот тест был проведён у вас и ваших родителей. Интересно, что является важным для вас, а что приоритетным для ваших родителей.

5. Для людей характерны две жизненные позиции: «жизнь для других» и «жизнь для себя». Остановимся подробнее на второй позиции «жизнь для себя».

Известный психотерапевт, кандидат медицинских наук М.Е.Литвак утверждает, что жить надо для себя, ведь самая важная персона для каждого из нас – это мы сами. Жить нужно для себя, это приносит пользу другим. Возлюби ближнего своего, как самого себя – звучит Евангельская заповедь.

Ребята, уважаемые гости, выберите вашу жизненную позицию. Перед вами «весы жизни», назовём их так условно. Какова позиция наиболее приемлема для вас?

Людям свойственно совершать поступки , именно они определяют жизненную позицию человека.

6. Учитель: Великое счастье в том, чтобы чувствовать, что твоя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни . Таких личностей в переломные моменты истории немало. Среди них философы, художники, поэты, врачи – люди, готовые отдать результаты своих творений на сотни жизней вперёд.

Можете ли вы назвать именно таких людей, плодами жизни которых мы пользуемся до сих пор, несмотря на то, что их давно нет?

А иногда человек оказывается способен отдать свою жизнь во имя другой жизни . Жизнь – это самое дорогое, что есть у человека. Однако, почему же, лучшие из лучших, не задумываясь, отдавали её по собственному желанию? Так было в Великую Отечественную войну. Мы знаем немало героев, отдавших свою жизнь во имя будущего поколения. Так происходит и сейчас. Это люди, защищающие нас от терроризма и преступности.

Я вам предлагаю выслушать один рассказ, который недавно прочитала в одном из журналов:

Я ехал в электричке домой. Напротив меня сидел незнакомый, пожилой, по всему видно, интеллигентный человек. Разговорились. Так я узнал, что в 2000 году у него произошла трагедия – вся его семья погибла в автокатастрофе. Старый мост не выдержал автобус, где находилось 43 человека из них 7 членов его семьи. Дедушка испытывал огромное горе и не мог никак успокоить свою душу, он должен был погибнуть вместе с ними, но его задержали на работе в тот день и пообещали довезти до нужного места на такси. Он ездил по святым местам. Душу ему успокоил митрополит, как он говорит святейший человек, у него в 104 года взгляд младенца – добрые голубые, как небо глаза и доброжелательный взгляд. Он выслушал его и попросил не горевать, сказал, раз он выжил, значит, он нужен на земле. С тех пор дедушка стал очень набожным.
- Знаешь, почему я, 83-х летний старик, еду на электричке? Старый осколок стал «ныть» и сильно мешать мне ходить.

Когда стало совсем плохо, мне посоветовали делать операцию в Свердловске – там есть специальное оборудование для нейрохирургии. Ехать мне около двух суток. Я поехал, операция прошла успешно. Мне нужно было после операции полежать еще пару дней, но я хотел ехать домой, меня отпустили. Пока я ждал поезда после наркоза, я почувствовал слабость, и заснул. Когда проснулся, у меня уже не хватало телефона и всех документов вместе с кошельком, которые лежали в кармане брюк. Остались только документы, не поместившиеся в брюки, которые я положил в рубашку – удостоверение ветерана ВОВ и справка из больницы.

Я пошел в милицию – они мне выписали справку о том, что у меня украден паспорт. Но мне как-то надо добираться домой, а денег нет. Я им говорю: «У меня пенсия больше 20000 рублей и дома на карточке лежат 3 пенсии. Подайте запрос домой перешлите деньги сюда, половину можете оставить себе». А они мне: «Извините, Павел Михайлович мы так не можем сделать». Вот я и добираюсь уже вторую неделю на электричках, ведь для ветеранов сделали платный проезд в поездах.

Вдруг он начал краснеть и уже сильно волнуясь, говорит:
- От Волгограда до моего дома идет скоростная электричка, мне как ветерану ВОВ, билет за полцены стоит 78 рублей. И уже чуть не плача говорит:
- Я уже так устал ехать в электричках. Все болит, хочу быстрее домой. Можешь мне одолжить эти деньги, я обязательно верну. Я протянул ему 80 рублей и у него заслезились глаза и затряслись руки:
- Я обязательно отдам. Правда, правда. У меня есть деньги! Я тебя не обманываю. Он мне стал показывать свои оставшиеся документы – выписку из больницы, удостоверение ветерана ВОВ, справку о краже паспорта.
- Запиши куда-нибудь свой номер телефона. Он стал искать по всему вагону ручку с листочком. Нашел, записал мой номер и вложил бумажку в удостоверение.
- Я как приеду домой вышлю тебе деньги. И мы с тобой долго будем разговаривать по телефону за мой счет! Все это он мне уже говорил так радостно, как будто с гордостью за весь мир:
- Я всегда знал, что в мире очень много добрых людей! Мы с ним поговорили еще немного, и я вышел на своей остановке. У меня в тот день было такое хорошее настроение, потому что я хоть чем-то помог такому хорошему человеку и возможно тоже подарил ему хорошее настроение. Мне так было приятно сделать это. И уверен, что большинство людей поступили бы так же и были только рады тому, что помогли людям и сделали этот Мир Добрее. Через 3 дня мне позвонили из Волгограда. Спросили, знаю ли я Павла Михайловича, я ответил, что он мой попутчик и спросил, что случилось. Мне сказали, что он умер. Он так и не доехал до дома…


На земле стало меньше на одного защитника нашей родины и просто хорошего человека. Я надеюсь, что дедушка ушел в другой мир с таким же хорошим настроением, какое у него было при нашем расставании. Помогайте людям, любите стариков, своих дедушек и бабушек сделайте Мир Добрее!

7. Ради кого жил Павел Михайлович? А как поступил автор этого рассказа?

А сейчас ещё раз посмотрите на «весы жизни». Может быть, кто-то из вас переменил своё мнение о двух жизненных позициях? Если да, то можно переложить свою конфету с одной чаши весов на другую.

8. А теперь вам, наверное, интересно узнать, как определяют понятие «жизнь» родители ? Зачитываются ответы с плодов дерева. Выслушаем мнение родителей о жизни, о ее смысле.

А что о жизни представляют ученики ?

9. Сегодня мы много говорили о жизни, спорили, искали истину.

Но, я думаю, разговор наш не был бы полным, если мы не узнаем мнения Николаевой Н.С. учителя литературы. А что означает жизнь с точки зрения литературных героев ?

10. Иногда мы слышим, что жизнь – это Любовь. Любовь к своей родине, родителям, близкому другу, животному или картине, времени года или игрушке…

Я вам предлагаю еще один рассказ «Пашка + Юлька»

«Юлька - красотулька, пошли ромашки рвать!» - прочитала Юля на экране мобильного телефона. Ах, этот забавный Пашка! Он всегда веселил Юлю. Именно всегда, ведь знает она его с пелёнок. Да к тому же они учились в одном классе. С самого детства Пашка уделял Юльке много внимания. То благородно спасёт её кошечку Альку от дворовой собаки, то за яблоками полезет. А яблоня в их дворике - о-го-го какая! Поэтому Пашка после каждого такого «лазания за яблоками» требовал от Юльки большой благодарности, а один раз набравшись смелости, нагло потребовал поцелуя в щёчку за большое красное яблоко. На что Юлька в ответ, звонко рассмеявшись, выхватила у Пашки яблоко и убежала.

В 9 классе Юлька сама поцеловала Пашку в их скверике, а в 10 классе они вместе поехали на море. Там Пашка из больших красивых ракушек выложил Юлькино имя, а она снова, как ни в чём не бывало, звонко засмеялась. Там же на море Пашка наловил Юле рапанов и устроил поход по киоскам с воздушной ватой и мороженым. Пашка обожал мороженое со сгущёнкой, а Юлька любила воздушную вату, которая так забавно липнет к пальцам. Ещё на море Пашка подарил Юльке медальончик, в котором была ёё фотка. Позже там появилась и его фотография. Фотография этого смешного ярко-рыжего и веснушчатого паренька. Юлька постоянно смеялась, смотря на эту его фотку. Всё-таки Пашка большой чудак. Однажды зимним утром Юлька услышала знакомый свист с улицы. Так свистит только Пашка. Юлька выглянула и… замерла. Внизу красовалась вытоптанная на снегу надпись: «Юлька, я тебя люблю!», а рядом прыгал Пашка. Юля, накинув на себя белую шубку, выбежала на улицу. Но Пашки там уже не было. Юлька стояла в недоумении, как вдруг кто-то закрыл ей глаза. «Пашка!» - рассмеялась Юля. «Я!» - сказал Паша и, повернув Юлю к себе, подарил ей скромненький букет подснежников. Юлька снова рассмеялась и обняла Пашку.

Но время шло. Вот уже Юлька пошла сдавать вступительные экзамены в институт. Вот уже она перестала отвечать на смс-ки и звонки Пашки. Да и родители её не одобряли то, что она часто общается с Пашей. Для них он был маленьким мальчиком, который не способен на серьезные отношения. Родители убедили в этом и саму Юльку. И она решила найти себе взрослого, обеспеченного мужчину. Так в её жизни появился Демьян…

Демьян подходил Юле по всем критериям «серьезного мужчины». У него был свой бизнес, ему было 32 года, он не совершал глупые поступки, и его время было расписано по минутам. Демьян звонил Юле ежедневно ровно в 18.00. Говорили они не больше 5 минут, а встречались исключительно по средам и воскресеньям. И каждое воскресенье Демьян дарил Юле 7 красных роз. Юлькины подруги стали завидовать её «вдруг нагрянувшему счастью». Она чувствовала себя за ним, как за каменной стеной. Ей казалось, что она счастлива… ДА-ДА Демьян сделал ей предложение выйти за него замуж.

Юлька стала собирать свои вещи, ведь она переезжала в другое место. Она переезжала в квартиру к Демьяну. Она заметила под своей кроватью небольшую шкатулочку. Юлька нагнулась и взяла шкатулочку. Шкатулочка была явно сделанная кем-то своими руками. Юля повертела шкатулку и увидела внизу надпись: «Юльке от Пашки». Юлькины ноги как сами подкосились и она села на кровать. Дрожащей рукой Юля открыла шкатулку и увидела там много разных вещичек. Вот маленькое плюшевое сердечко. Его тоже Пашка сделал сам. Вспомнив, как Паша смешно и неуклюже шил его, Юлька улыбнулась. Вот маленький камушек, привязанный к верёвочке. Вот красивая большая ракушка. А вот… тот самый медальончик, который Пашка подарил Юльке на море. Она открыла его и… если бы раньше она засмеялась, увидев эту фотографию Пашки, то сейчас, она заплакала. Тихо, бесшумно заплакала, роняя слёзы на медальон. Юля прижала колени к себе и вспомнила, как она с Пашей бегала по лужайке и запускала воздушного змея, как этот же змей запутался в больших ветках берёзы, и Пашке пришлось лезть на неё. Как он упал с той самой берёзы и Юлька, испугавшись, подбежала к нему, а он неожиданно встал, и взял Юлю на руки. Ещё одна слеза упала на медальон…

Вдруг зазвонил телефон. А, да, с чего бы это вдруг? Сейчас ровно 18.00.
- Алло, - дрожащим голосом сказала Юля.
- Привет, Юлия, сегодня давай встретимся в 20.00 в японском ресторане. Я слышал, там замечательная кухня. Тем более нам с тобой надо обсудить все подробности свадьбы, - в трубке прозвучал как всегда спокойный и привычный голос Демьяна.
- Договорились, - тихо сказала Юлька.
В трубке послышались короткие гудки…

Вот уже без десяти восемь. Юлька стоит у витрины этого самого японского ресторана. Льёт дождь, а там так тепло и уютно. Вглядевшись, она увидела за одним столиком Демьяна. Юля взялась одной рукой за ручку двери, а второй сжала медальон, что висел у неё на шее. Нет, она не пойдёт туда, к Демьяну! Она не хочет этих «серьёзных отношений»! Ей же всего девятнадцать! Она хочет снова быть рядом возле Пашки. Она хочет опять заглядывать в его по-детски наивные большие зелёные глаза! Она хочет снова звонко смеяться, и она хочет, что б её называли Юлькой, а не «Юлией»! Она снова хочет наблюдать, как забавно Пашка считает звёзды и, сбиваясь, начинает их заново считать, пока его не остановит Юлька. Она хочет снова получать букетик из её любимых тюльпанов! Решено, она не выйдет замуж за Демьяна. И ей наплевать, как к этому отнесутся её родители. Ведь это её жизнь , а не их…

Юлька побежала к ближайшему магазину. Там она купила самый большой торт из мороженого со сгущёнкой.

Вот знакомый подъезд, Юлька подошла к лифту и нажала на кнопку. Но лифт не ехал. «Чёрт с ним!» - Юля побежала по ступенькам на седьмой этаж. Возле чёрной, до боли знакомой двери она остановилась. Возле двери была надпись: « Юлька + Пашка = Любовь ». Юля улыбнулась. Она вспомнила, как впервые увидела эту надпись. Ей тогда было всего 15. Достав из сумочки чёрный карандаш для глаз, Юлька дописала чуть ниже: «Любовь навсегда». Ну, вот и всё. От Пашки её разделяла только эта дверь. Юля нажала на звонок. Перед собой она держала большой торт.

Дверь никто не открывал. Вдруг из соседней двери вышел Женя, Юлька его хорошо знала, он был на год её младше. В детстве они часто дрались, но сейчас Юльке было главное узнать, где же её Пашка.
- А где…
- Пашка? – перебил Юльку парень.
- Да.
- Так это… Юль… Он умер… Вчера на него напали, избили и…

Юля сидела на подоконнике и смотрела в окно. На улице лил дождь. Прохожие так смешно и нелепо бегали с зонтиками. По стеклу бежали капельки дождя, а по Юлиным щёкам бежали слёзы… Как же это больно терять самого дорого тебе человечка. Но она опоздала. Она опоздала не на день, она опоздала на целую жизнь…

К сожалению очень часто мы в жизни опаздываем… забываем сказать «спасибо» человеку, сделавшему для нас добро, или извиниться за допущенную оплошность. Мы требуем к себе повышенного внимания, а сами не спешим делать добро.

11. В заключение сегодняшнего разговора о жизни я хочу вам рассказать притчу.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь ... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность ...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Я желаю вам, чтобы в вашей борьбе Добро всегда побеждало, чтобы вы были здоровы и счастливы.

А теперь пришло время сказать друг другу традиционное «Спасибо». Спасибо всем ребятам, принявшим участие в нашей дискуссии, учителям, родителям.

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра,

А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра!

Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
(Юрий Энтин)

Тест «Мои ценности».

Проставьте рядом с каждым обсуждением цифру, которая будет обозначать, что для вас наиболее важно, стоит на первом месте, втором, третьем и т.д.

материально обеспеченная жизнь; счастливая семейная жизнь; здоровье; творчество; наличие хороших и верных друзей; свобода как независимость в действиях и поступках; любовь; уверенность в себе; интересная работа; красота природы и искусства; познание, стремление к новому; активная, деятельная жизнь; учеба

«Настоящий друг»

Цели: углубить представление подростков о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность,обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать подростков к анализу собственных поступков, прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.

Оборудование: косынка или шарф для игры »Знаешь ли ты своего друга».

Оформление: на доске вывешены изречения и слова.

Нет друга- ищи, а найдешь- береги.

Друга иметь –себя не жалеть.

Друг познается в беде.

Друга на деньги не купишь

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

План классного часа:

1. Вступительное слово

2. Проблемная ситуация «Как выбрать друга»

3. Незаконченные предложения по теме«Друг- этот тот..»

4. Интервью «Расскажи о своем друге»

5. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

6. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.

8. Заключительное слово « Кто достоин настоящей дружбы»

9. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Вступительное слово

Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба- это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учится, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга- великое благо.

2.Проблемная ситуация «Как выбрать друга»

Тема сегодняшнего классного часа: «Настоящий друг». И начать наш разговор мне бы хотелось с такого рассказа.

«.. У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первомклассе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей,втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девочку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать. С кем дружить: с Олегом и Денисом.

С Олегом было всегдавесело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылизал из игровых автоматов. Он всегда звал за собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногдаони вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пишут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита»,да еще выигрывают деньги!

Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном и Мишка старался подражать ему во всем.

Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативахда и о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное- постоянно критиковал Мишу: за прогулы, за то что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей.

Вот Мишка и подумал, что действительно пришла поравыбирать: или Олег, или Денис.

Как вы думаете, какого друга должен выбирать себе Мишка. Кто из них истинный друг, а кто мнимый.

3.Незаконченные предложения по теме«Друг- этот тот..»

Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос: « А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями. Каковы признаки настоящей дружбы»

Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг-это тот…»

(Ответы детей)

Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга.

4.Интервью «Расскажи о своем друге»

Может быть, кто-то уже нашел такого друга. Представьте, ч

то к нам в класс пришел репортер, и попросил дать интервью для газеты. Расскажи о своем друге, что вас связывает, что в нем вас привлекает.

(Ответы детей)

5.Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова « друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова. И как бы вы их расположили по степени возрастания(знакомый, приятель, товарищ, друг).

А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употреблять.(учитель читает начало предложения, ученики угадывают последнее слово).

- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать.. (знакомый)

- О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы сможете… (приятель)

_ Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете.. (товарищ)

- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите свои радости и печали, скажете..(друг)

6.Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.

Дружба- это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы (читает). Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в это ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит вас помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь- себя не жалеть

Ситуация №2

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.(Доведуего до дома, вызову скорую и скажу: «Друг познается в беде»).

Ситуация №3

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь).

Ну а к четвертой пословице сами придумайте ситуацию.(« Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает»).

7. Игра «Знаю ли я своего друга»

Хорошо ли вы знаете своих друзей. Внимательны ли вы к ним. Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

Я приглашаю вас к доске. Чтобы все увидели, кто у нас в классенастоящие друзья.(все остальные аплодируют им).

Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответы на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод,хорошо ли они знают друг друга. (одному из участников завязываю глаза, другой пишет на доске)

Вопросы:

1. Какой урок у него любимый

2. На чем он любит кататься

3. Какое время года у него любимое

4. Какой вид спорта он любит

5. Кем хочет стать, когда вырастет

6. Какое животное он хотел иметь дома

7. Какие книги он любит читать

8.Заключительное слово « Кто достоин настоящей дружбы»

«Дружба –это бескорыстная стойкая приязнь»- так определяет дружбу Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок к тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Без друзей очень плохо жить, но эту дружбу нужно заслужить. Для этого самому нужно быть порядочным человеком. Лишь у порядочного человека могут быть надежныедрузья. Друзья на всю жизнь.

Наш классный час мы закончим вспомнив слова из песни«Песня о дружбе»

Каждый год перед классным руководителем встает непростая задача планирования воспитательной работы на учебный год. 10 класс не является исключением. Важно правильно распланировать классные часы в 10 классе и подобрать к ним презентации , поскольку в этом возрасте должны подниматься уже более серьезные темы. В этом вам помогут разработки на различные тематики, собранные специально для 10 класса, выполненные специалистами и призванные стать отличным подспорьем для классных руководителей. Если вы хотите, чтобы ваши классные часы прошли с наибольшей пользой для воспитательных целей, были интересными и познавательным для учащихся, рекомендуем бесплатно скачать презентации для 10 класса и другие разработки с нашего сайта. Здесь вы найдете разнообразные темы классных часов для 10 класса, готовые к использованию в работе с доверенным вам коллективом учащихся. Вы сможете сэкономить свое время и использовать его для более глубокой проработки учебного и воспитательного материала. Наши презентации помогут сделать классные часы в 10 кл более насыщенными и актуальными. Вам не придется ломать голову над темами, поскольку тематики будут у вас в готовом виде и в полном объеме. Вам не стыдно будет провести открытый классный час с презентацией и пригласить на него заместителя директора школы по воспитательной работе. Скачать презентации для 10 класса может не только молодой учитель, но опытный педагог со стажем, который ценит творчество коллег и готов воспользоваться предложенным материалом.

Цели классного часа: формирование у старшеклассников таких качеств делового человека, как умение правильно организовать своё время, уважение к своему и чужому времени, а также развитие навыков культуры общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Подъеланская средняя общеобразовательная школа»

Классный час в 10 классе

Классный руководитель:

Мойсеева Е.И.

с.Подъеланка

2010-2011 уч.год

Цели классного часа: формирование у старшеклассников таких качеств делового человека, как умение правильно организовать своё время, уважение к своему и чужому времени, чувство времени, а также развитие навыков культуры общения.

Ход классного часа:

Обсуждение вопросов: 2 слайд

Осознанно ли вы пошли учиться в 10 класс?

Что вы ждёте от учёбы в старших классах нашей школы?

Какой вопрос вы должны задать себе самим для того, чтобы с помощью ответа на этот вопрос попытаться добиться высоких результатов в учебной деятельности?

Задание:

Очень часто от вас можно услышать «мне некогда», «у меня, кроме ваших предметов, есть другие», «я был занят» и много подобного. Но так ли вы загружены, как говорите, много ли вы успеваете сделать действительно дельного? Постарайтесь отнестись к моим словам по-взрослому, вы уже старшеклассники, с вас больше спроса. 3 слайд . Постарайтесь сейчас записать режим своего вчерашнего дня. (Щёлк мышкой )Поставьте напротив бесполезных или малополезных занятий галочки. Учтите, что спать человеку положено 8-9 часов в сутки. Ещё раз пррошу серьёзнее отнестись к данной работе.

А теперь сделайте выводы: (Щёлк мышкой ) всё ли вы сделали за день, что хотели или что надо было сделать? Всё ли так полезно и необходимо для вас? И вообще, вы планировали свой день?

Вопрос классного руководителя : 4 слайд

А как многое успеть? (Открывается тема классного часа).

В одной из философских повестей знаменитого Вольтера «Задиг, или Судьба» великий маг задаёт вопросы главному герою. Первым был такой вопрос: (5 слайд) « Что на свете всего длиннее и всего короче, всего быстрее и всего медленнее, что легче всего делится на величины бесконечно малые и достигает величин бесконечно больших, чем больше всего пренебрегают и о чём больше всего жалеют, без чего нельзя ничего совершить, что пожирает всё ничтожное и воскрешает всё великое ?» Немного времени понадобилось Задигу, чтобы ответить на этот вопрос. Наверное, догадались и вы, что имел в виду великий маг.

А теперь попробуйте объяснить свой ответ.

А вот как объяснил Задиг, что речь идёт о времени: (6 слайд )« Потому что на свете нет ничего более длинного, ибо оно мера вечности, и нет ничего более короткого, ибо его не хватает на исполнение наших намерений; нет ничего медленнее для ожидающего, ничего быстрее для вкушающего наслаждение; оно достигает бесконечности в великом и бесконечно делится в малом; люди пренебрегают им, а потеряв – жалеют; всё совершается во времени; оно уничтожает недостойное в памяти потомства и дарует бессмертие великому ».

(7 слайд) В каждом доме есть часы. Они показывают время. А что такое время? Кто может дать точное определение данному явлению?

Время без цвета, без запаха, его нельзя потрогать руками, не спрячешь и не подаришь. А вот потерять можно, можно упустить. Часто можно слышать: «Время – деньги», «Время - лучший судья», «Время рассудит». Значит, время – самый высокий, беспристрастный и ценный арбитр наших дел. Многие школьники могут сказать, что 40 минут порой тянутся бесконечно, а любой пожилой человек горестно воскликнет: «Время летит!» Почему так, ни одна наука не объяснит.

(8 слайд) Создайте проект: «Время в моём представлении». Нарисуйте время – работа в парах.

По мнению латышского поэта Яна Райниса, «время – это самое дешёвое и вместе с тем самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря ему - времени – мы получаем всё». А умеете ли вы разумно распоряжаться временем, мы это выяснили в начале классного часа. Но чтобы развеять все сомнения, я предлагаю вам самих себя протестировать. Предлагаю вам ряд вопросов:

(9 слайд)

  1. В конце месяца вам нужно сделать доклад. Когда вы за него приметесь?

А) в первых же числах,

Б) как только появится свободный денёк,

В) напишете что-нибудь в последний момент,

Г) попросите перенести доклад «хотя бы на недельку».

(10 слайд) 2. Вы опаздываете на первый урок…

А) соберётесь за пять минут – и бегом на занятия,

Б) пойдёте ко второму уроку,

В) решите, что это судьба, и повернётесь на другой бок,

Г) вы никогда не опаздываете на занятия.

(11 слайд) 3. Приятель просит помочь ему, но у вас самих не столь успешно идут дела по этому предмету. Вы…

А) так ему и скажете,

Б) посоветуете, к кому обратиться,

В) попробуете разобраться в предмете, чтобы потом ему всё растолковать,

Г) вместе с ним займётесь изготовлением шпаргалок.

(12 слайд) 4. У вас нет времени выучить уроки. Вы…

А) просмотрите материал на перемене,

Б) прогуляете урок,

В) авось не спросят,

Г) досидите до часа ночи, но выучите!

(13 слайд) 5. Если вы не поймёте домашнее задание, то…

А) попросите преподавателя его разъяснить,

Б) попробуете разобраться самостоятельно,

В) не выполните его,

Г) обратитесь за помощью к приятелю.

Таблица для подсчёта очков : (14 слайд)

№ вопроса

Итоги: (15 слайд)

От 17 до 20 очков: Часто вы или по невнимательности, или от чрезмерного усердия выполняете много совершенно ненужной работы, а потом удивляетесь, почему у вас не остаётся ни одной свободной минутки. Научитесь выбирать, что для вас действительно важно. При такой нагрузке даже у машины, в конце концов, все провода перегорят.

От 13 до 16 очков: Вы умете рационально подходить к задачам, которые стоят перед вами, и правильно распределяете своё время. Ваш распорядок дня нельзя назвать строгим, но обычно вы успеваете сделать всё, что нужно, и полноценно отдохнуть. Так держать!

(16 слайд) От 9 до 12 очков: Вы всё делаете в последний момент, и в результате ничего не успеваете. Если причина кроется в лени, то поймите, что не столько упрощаете, сколько осложняете себе жизнь. Если вы просто забывчивы, составьте план действий на весь месяц и периодически в него заглядывайте.

От 5 до 8 очков : Вы предпочитаете вообще не заниматься своими учебными делами: пусть всё как-нибудь улаживается при минимальном участии с вашей стороны. Возможно, это потому, что ваши интересы не имеют с учёбой ничего общего, и вы не хотите лишний раз даже думать о ней, а своё драгоценное время тратите на что-нибудь более увлекательное. Но если это ваш жизненный принцип, учтите: проблемы очень редко решаются сами собой, и водин прекрасный день они, как в ужастике, могут выпрыгнуть из-за угла и навалиться на вас всем скопом.

Куда же девается наше быстротекущее время? Сенека утверждал, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо. Много воды утекло с тех пор, как был сделан этот беспристрастный вывод. Что же изменилось за прошедшее время? Ничего. Как известно, статистика знает всё, в том числе на что расходуется наше время. Подсчитано, что в течение средней продолжительности жизни (17 слайд) человек 1/3 времени спит, 1/12 – ест, 1/12 - едет в транспорте, 1/20 – читает развлекательную литературу, 1/18 – смотрит телевизор, 1/15 – почёсывается, зевает, переходит с места на место, думает, что бы поделать, и так далее. Получается, что примерно 2/3 жизни статистического человека проходит в «околополезном» времяпрепровождении. Подросток в течение суток выделяет примерно лишь 1 – 1,5 часа на занятия чем-либо, прямо необходимым в его будущей жизни.

(18 слайд) Немного юмора – но, как известно, в каждой шутке есть доля правды:

Вот, например типовой образец режима дня среднего студента, который обнародовали студенты-математики из Новосибирска:

7.00 – подъём

7.30 – подъём

8.00 – подъём

9.00 – подъём

10.45 – первое окно в лекциях (прорубается каждым студентом самостоятельно)

12.00 – обед

12.30 – тихий час (иногда дома, чаще – на лекции)

17.00 – пришёл Миша, попросил денег взаймы до стипендии

18.00 – Миша взял 2 копейки и ушёл

19.00 – у входа в общежитие. Нины нет.

20.00 – Нины нет

21.00 – Нины нет

22.00 – Нина пришла с высоким блондином

23.00 – вечерние игры и развлечения

24.00 – делаю домашнее задание

25.00 – домашнее задание

26.00 – задание.

Около 27.00 - отбой

А сколько времени мы тратим на полупустые разговоры. Нельзя не согласиться с утверждением: (19 слайд) «Если бы все люди говорили о деле, на земле установилась бы тишина». А ведь срок жизни, отпущенный нам природой, - одному побольше, другому поменьше, - до обидного мал по сравнению с вечностью и просторами мира, в котром мы все имеем счастье жить. Так стоит ли бездумно растрачивать собственное время, проводя часы и дни, из которых складывается жизнь, в безделье или постоянно занимаясь какими-то никчёмными делами? Стоит прислушаться к мнению Ульриха Зиверта: (20 слайд) «Умение распоряжаться временем – один из важнейших факторов, предопределяющих успех или неудачу».

Итак, что же нужно знать и делать, для того, чтобы не сожалеть потом об ушедшем и потерянном безвозвратно времени? (Выявить помехи в своей работе)

- (21 слайд) А что можно отнести к наиболее существенным «поглотителям», или «ловушкам», времени?

(22 слайд) 1. Нечёткая постановка дела.

2. Отсутствие приоритета в делах.

3. Попытка слишком много сделать за один раз.

4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения.

5. Плохое планирование своей деятельности.

6. Личная неорганизованность.

7. Чрезмерное чтение.

8. Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров.

9. Отрывающие от дел ненужные телефонные разговоры.

10. Неспособность сказать «нет».

11. Отсутствие самодисциплины.

12. Неумение довести дело до конца.

13. Излишняя коммуникабельность.

14. Синдром «откладывания».

15. Желание знать все факты.

16. Длительное ожидание (например, условленной встречи).

17. Спешка, нетерпение.

18. Незапланированные встречи.

Отметьте 5 «ловушек», которые присущи вам. Вот и работайте над их устранением.

(23 слайд –музык.) "Точность - вежливость королей". Короли, как известно из истории, были разные и отличались друг от друга многими качествами, в том числе и довольно неприятными. Но была у них одна общая хорошая черта, как гласит древняя народная мудрость. Это бережное отношение к своему и чужому времени. Беречь свое и чужое время - высокий человеческий такт. В кабинете писателя М. Кольцова, редактора популярного в 20-е годы юмористического журнала "Чудаки", перед входом в кабинет висел плакат: (щёлк мышкой) "Говори короче, ты не Гоголь!" А при выходе из кабинета: "Как, ты еще не ушел?" Чужие минуты ценит тот, кто бережет свои. Если на встречу опаздывает человек, который утверждает, что работает чуть ли не круглые сутки, то будьте уверены: работать он не умеет. Внешне простое требование не опаздывать на деле требует от человека высокой самодисциплины. Человек, постоянно опаздывающий на встречи, в выполнении каких - либо обязательств к определенному сроку, не может считаться деловым. Опоздания не только отнимают чужое и собственное время, но и могут лишить вас работы, партнера по бизнесу, денег, в конце концов.

И ещё. Есть такая притча. Некто, гуляя по лесу, повстречал дровосека, который дого и упорно пилил сваленное дерево. Прохожий подошёл ближе, чтобы разглядеть, почему работа даётся с таким трудом, и сказал: «Извините, но мне кажется, что ваша пила совершенно затупилась! Почему бы вам емё не заточить?» На что дровосек простонал: «Для этого у меня нет времени – я должен пилить!» А как дело обстоит у вас? Найдите время, чтобы «заточить свою пилу».

Цените время! Берегите время! Помните, что (24 слайд) "тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь, тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь" (Алан Лэкейн).

(25 слайд):

Находите время для РАБОТЫ - это условие успеха.

Находите время для РАЗМЫШЛЕНИЙ - это источник силы.

Находите время для ИГРЫ - это секрет молодости.

Находите время для ЧТЕНИЯ - это основа знаний.

Находите время для ДРУЖБЫ - это условие счастья.

Находите время для МЕЧТЫ - это путь к звездам.

Находите время для ЛЮБВИ - это истинная радость жизни.

Находите время для Веселья - это муза души.

(26 слайд):

Рефлексия: - А напоследок я скажу…

Приготовить к классному часу:

  1. Чистые тетрадные листы по количеству уч-ся.
  2. Ручки или карандаши по количеству уч-ся.
  3. Листы ватмана – 5-6штук
  4. Цветные карандаши, краски или фломастеры.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Давайте обсудим 1. Осознанно ли вы пошли учиться в 10 класс? 2. Что вы ждёте от учёбы в старших классах нашей школы? 3. Какой вопрос вы должны задать себе самим для того, чтобы с помощью ответа на этот вопрос попытаться добиться высоких результатов в учебной деятельности?

Составляем распорядок прожитого дня Поставьте напротив бесполезных или малополезных занятий галочки. Всё ли вы сделали за день, что хотели или что надо было сделать? Всё ли так полезно и необходимо для вас? И вообще, вы планировали свой день?

Как многое успеть?

Ответьте на вопрос мудреца « Что на свете всего длиннее и всего короче, всего быстрее и всего медленнее, что легче всего делится на величины бесконечно малые и достигает величин бесконечно больших, чем больше всего пренебрегают и о чём больше всего жалеют, без чего нельзя ничего совершить, что пожирает всё ничтожное и воскрешает всё великое?»

А ответ был таков: « Потому что на свете нет ничего более длинного, ибо оно мера вечности, и нет ничего более короткого, ибо его не хватает на исполнение наших намерений; нет ничего медленнее для ожидающего, ничего быстрее для вкушающего наслаждение; оно достигает бесконечности в великом и бесконечно делится в малом; люди пренебрегают им, а потеряв – жалеют; всё совершается во времени; оно уничтожает недостойное в памяти потомства и дарует бессмертие великому ».

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?

СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА «Время в моём представлении»

Проверьте себя 1. В конце месяца вам нужно сделать доклад. Когда вы за него приметесь? А) в первых же числах, Б) как только появится свободный денёк, В) напишете что-нибудь в последний момент, Г) попросите перенести доклад «хотя бы на недельку».

2. Вы опаздываете на первый урок… А) соберётесь за пять минут – и бегом на занятия, Б) пойдёте ко второму уроку, В) решите, что это судьба, и повернётесь на другой бок, Г) вы никогда не опаздываете на занятия.

3. Приятель просит помочь ему, но у вас самих не столь успешно идут дела по этому предмету. Вы… А) так ему и скажете, Б) посоветуете, к кому обратиться, В) попробуете разобраться в предмете, чтобы потом ему всё растолковать, Г) вместе с ним займётесь изготовлением шпаргалок.

4. У вас нет времени выучить уроки. Вы… А) просмотрите материал на перемене, Б) прогуляете урок, В) авось не спросят, Г) досидите до часа ночи, но выучите!

5. Если вы не поймёте домашнее задание, то… А) попросите преподавателя его разъяснить, Б) попробуете разобраться самостоятельно, В) не выполните его, Г) обратитесь за помощью к приятелю.

Подсчитайте очки № вопроса а б в г 1 4 3 2 1 2 2 3 1 4 3 1 2 4 3 4 3 1 2 4 5 3 4 1 2

Итого От 17 до 20 очков: Часто вы или по невнимательности, или от чрезмерного усердия выполняете много совершенно ненужной работы, а потом удивляетесь, почему у вас не остаётся ни одной свободной минутки. Научитесь выбирать, что для вас действительно важно. При такой нагрузке даже у машины, в конце концов, все провода перегорят. От 13 до 16 очков: Вы умете рационально подходить к задачам, которые стоят перед вами, и правильно распределяете своё время. Ваш распорядок дня нельзя назвать строгим, но обычно вы успеваете сделать всё, что нужно, и полноценно отдохнуть. Так держать!

От 9 до 12 очков: Вы всё делаете в последний момент, и в результате ничего не успеваете. Если причина кроется в лени, то поймите, что не столько упрощаете, сколько осложняете себе жизнь. Если вы просто забывчивы, составьте план действий на весь месяц и периодически в него заглядывайте. От 5 до 8 очков: Вы предпочитаете вообще не заниматься своими учебными делами: пусть всё как-нибудь улаживается при минимальном участии с вашей стороны. Возможно, это потому, что ваши интересы не имеют с учёбой ничего общего, и вы не хотите лишний раз даже думать о ней, а своё драгоценное время тратите на что-нибудь более увлекательное. Но если это ваш жизненный принцип, учтите: проблемы очень редко решаются сами собой, и в один прекрасный день они, как в ужастике, могут выпрыгнуть из-за угла и навалиться на вас всем скопом.

Куда же девается время? Человек 1/3 времени спит, 1/12 – ест, 1/12 - едет в транспорте, 1/20 – читает развлекательную литературу, 1/18 – смотрит телевизор, 1/15 – почёсывается, зевает, переходит с места на место, думает, что бы поделать, и так далее.

Немного юмора 7.00 – подъём 7.30 – подъём 8.00 – подъём 9.00 – подъём 10.45 – первое окно в лекциях (прорубается каждым студентом самостоятельно) 12.00 – обед 12.30 – тихий час (иногда дома, чаще – на лекции) 17.00 – пришёл Миша, попросил денег взаймы до стипендии 18.00 – Миша взял 2 копейки и ушёл 19.00 – у входа в общежитие. Нины нет. 20.00 – Нины нет 21.00 – Нины нет 22.00 – Нина пришла с высоким блондином 23.00 – вечерние игры и развлечения 24.00 – делаю домашнее задание 25.00 – домашнее задание 26.00 – задание. Около 27.00 - отбой

Если бы все люди говорили о деле, на земле установилась бы тишина

Ульрих Зиверт: «Умение распоряжаться временем – один из важнейших факторов, предопределяющих успех или неудачу».

Назовите «ловушки» времени, или «поглотители» времени

1. Нечёткая постановка дела. 2. Отсутствие приоритета в делах. 3. Попытка слишком много сделать за один раз. 4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения. 5. Плохое планирование своей деятельности. 6. Личная неорганизованность. 7. Чрезмерное чтение. 8. Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров. 9. Отрывающие от дел ненужные телефонные разговоры. 10. Неспособность сказать «нет». 11. Отсутствие самодисциплины. 12. Неумение довести дело до конца. 13. Излишняя коммуникабельность. 14. Синдром «откладывания». 15. Желание знать все факты. 16. Длительное ожидание (например, условленной встречи). 17. Спешка, нетерпение. 18. Незапланированные встречи.

" Точность - вежливость королей ". "Говори короче, ты не Гоголь!" "Как, ты ещё не ушел?"

Тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь, тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь. Алан Лэкейн

Находите время для РАБОТЫ - это условие успеха. Находите время для РАЗМЫШЛЕНИЙ - это источник силы. Находите время для ИГРЫ - это секрет молодости. Находите время для ЧТЕНИЯ - это основа знаний. Находите время для ДРУЖБЫ - это условие счастья. Находите время для МЕЧТЫ - это путь к звездам. Находите время для ЛЮБВИ - это истинная радость жизни. Находите время для Веселья - это муза души.

А напоследок я скажу…


Классный час в 10-м классе

"Я – личность"

Цель: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.

Задачи:

    Организовать деятельность, способствующую:

    выявлению тенденции нравственного развития учащихся;

    осмыслению понятия «человек – личность»;

    развитию потребности к самоанализу;

    расширению представлений о себе, определению важных сторон своей личности;

    осознанию старшеклассниками значимости определения ценностных приоритетов, жизненных целей.

    Создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе как основу для

открытого общения с собой и другими

Оборудование: интерактивный комплекс(презентация с использованием программы SMART Notebook), чистые листы, ручки, 2 набор фигур для головоломок.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Психологический настрой

Здравствуйте те, кто весел сегодня!
Здравствуйте те, кто грустит!
Здравствуйте те, кто общается с радостью!
Здравствуйте те, кто молчит!

– Давайте улыбнёмся друг другу и начнём разговор о том, что волнует, на мой взгляд,всех. Мы поговорим о человеке. Ещё древние говорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что человек – самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если я спрошу об этом вас, то, наверняка, получу разные ответы.И каждый из вас по-своему будет прав, потому что все вы неповторимы и индивидуальны. И вы подтверждаете это, постоянно произнося слова «МОЁ», «ПО-МОЕМУ», «Я». А что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово «Я»?
Давайте ответим на вопрос: «Кто такой я?»

На доске появляется слайд 1. (Приложение ).Учащиеся выходят к интерактивной доске и дополняют запись своими вариантами.(пишут слова маркером)

Я – дочь, сын;
Я – брат, сестра;
Я – ученик, ученица;
Я – сосед, соседка;
Я – покупатель;
Я – пешеход ит.д.

– Мы играем разные социальные роли в жизни,при этом очень важно всегда оставаться интересной личностью. Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фо­нарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Стран­но,ведь улицы древней столицы были, как и сегодня,навод­нены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, торгов­цами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды,половых, возрастных особенно­стей,профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать ее и мы. «Я –личность», – так и будет звучать тема нашего классного часа.

На доске слайд 2 (Приложение ).

2. Работа с понятиями

– Предлагаю начать с определения слова«личность». В различных источниках это понятие трактуется по-разному.

На доске слайд 3 (Приложение ).На доске 3 определения, которые закрыты шторкой.Открываются и озвучиваются по одному

Личность – человек как носитель каких-то свойств. (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»1987 г.)

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена общества
(Советский энциклопедический словарь, 1986 г.)

Личность – результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. (Учебник«Обществознание, 8 класс». Автор Кравченко А.И.2009г.)

3. Групповая работа

Учащиеся делятся на три группы.

– Подумайте и скажите, какое из них вы считаете наиболее точным или дайте своё определение.

Учащиеся обсуждают в группах и высказывают своё мнение, зачитывают составленные ими определения.

– Таким образом, можно сказать, что личность – это человек, с одной стороны,обладающий определённым набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своём развитии долгий путь.
Итак, личностью не родятся, личностью становятся.На протяжении 19 века считалось, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся ещё до рождения. Семья, предки и гены полностью определяли то, кем и каким будет человек.Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно говорят: «Ну, вот и всё!» А женщина, которая только что стала матерью, сквозь боль, сквозь слёзы тоже пытается улыбаться. «Нет,– качает она головой, – это только начало, начало новой жизни, нового человека». Слово «личность»употребляется по отношению к челове­ку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Она – относи­тельно поздний продукт социального развития. Личность – высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы.

4. Индивидуальная работа

– В течение всей жизни человек стремится познать себя, задавая вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Где моё место в обществе?». Сейчас каждый из вас подумает и запишет 2-3 качества характера,которые вам нравятся в себе.

Учащиеся в течение 2 минут выполняют задание,после чего делятся написанным со своими одноклассниками.

5. Рефлексия

– Просто ли было определить свои достоинства?
– Что вы испытали, когда рассказывали о себе?
– Чем полезно данное упражнение?

6. Дискуссия

– Мы уже говорили о том, что каждый человек неповторим, по-своему уникален, обладает определённым набором качеств. Осознавая свои достоинства, человек становится увереннее,внимательнее к себе и другим людям, получает возможность открыто высказать своё мнение,почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные стороны.Как вы считаете, достаточно ли этих качеств для того, чтобы назвать вас зрелой личностью?

Ответы детей

– По-настоящему зрелой личностью можно назвать человека, которому свойственны черты, выражающие его отношение к другим людям и к себе. Я назову вам эти черты. Это – бескорыстие, верность,уважение, терпимость, трудолюбие,демократичность, сочувствие, доброта,отзывчивость, ответственность, честность,смелость. Попробуйте дать определение каждому из этих понятий. Я предлагаю вам выполнить следующее задание – соотнесите понятие и его определение. Слайд 4 (Приложение )

Каждая группа получает лист с заданием, обсуждают его в группах, а затем демонстрируют на интерактивной доске.

7. Игра «Танграм»

– Это набор качеств зрелой личности. Если бы каждый из нас обладал набором этих нравственных качеств, то мы бы жили в идеальном мире. Также существуют определённые качества личности, которые необходимо в себе развивать,чтобы добиться успеха в жизни и стать деловой личностью. Предлагаю вам немного отвлечься и поиграть. Каждой группе нужно за максимально короткое время собрать предложенную им фигуру,используя все части головоломки.

Каждая группа получает набор геометрических фигур, из которых нужно собрать предложенную фигуру. Для проверки ребятам демонстрируется слайд 5 (Приложение )

8. Рефлексия

– Скажите, какие качества личности помогли вам справиться с заданием?

Ответы детей.

На доске – список качеств деловой личности.Слайд 6 (Приложение )

– Существует мнение, что деловая успешная личность должна отличаться оперативностью,расчётливостью, креативностью,организованностью, коммуникабельностью,ответственностью, изобретательностью дисциплинированностью, собранностью.
Выберите из данного списка именно те качества,которые помогли вашей группе быстро справиться с заданием.

От каждой группы выходит представитель и отмечает маркером определённого цвета качества,которые выбрала группа. На доске чётко видно,какие качества больше всего необходимы деловому человеку.

– Обладаете ли вы качествами деловой личности?

9. Релаксация

– Любая, даже самая успешная личность нуждается в отдыхе. Предлагаю немного расслабиться.

10. Ранжирование ценностей. Групповая работа

– Говоря о вашей уникальности, мы не можем не говорить о тесной связи человека и общества, в котором протекает его жизнь. Незримыми крепкими нитями связаны мы с обществом, без которого «Я»бы не состоялось, мы зависим от него.
В отличие от взрослых, молодые люди более активно приспосабливаются к новым обстоятельствам,вырабатывая свои ценности, каковы же эти ценностные приоритеты современной молодёжи? С помощью теста «Мои ценности» проведём исследование и обсудим результаты.

Учащимся предлагается проранжировать в двух группах следующие нравственные ценности :

Семья
Здоровье
Материальные ценности
Любовь
Дружба
Отечество
Творчество
Образование
Свобода
Интересная работа

Эти слова отображены на доске в двух вариантах. Слайд 7 (Приложение )У каждой группы может получиться свой вариант ранжирования. Учащиеся на интерактивной доске меняют положение ценностей

11. Обсуждение результатов

– А почему вы именно так расположили ценности?

Ответы детей.

Используя результаты ранжирования, дети на доске рисуют дерево, в котором

корни – это ценное, на что опирается человек в прошлом, что его поддерживает и является опорой в жизни;
ствол – это ценности в настоящем, то, что является стержнем в нынешней жизни;
крона – это будущее, то, на что человек надеется в будущем, к чему стремится, что будет его согревать и поддерживать в дальнейшей жизни.

– Давайте, определим, какие ценности символизируют корни, какие – ствол, а какие –крону.

Выполняют задание

– Как вы думаете, почему именно дерево хорошо иллюстрирует расположение этих важных понятий?

Предполагаемый вариант рисунка на Слайде 8 (Приложение ).

12. Работа с персоналиями

– Предлагаю вам ещё раз вернуться к определению понятия личность.

Переход на слайд 2 .

– Давайте обратимся к людям, проделавшим большой путь работы над собой, чтобы стать личностью.
Учащимся предлагается подумать и ответить на вопросы: «Как эти люди добились того, что их имена стали известны всем в мире?», «Можем ли мы их назвать успешными личностями? Почему?»

Ответы детей

13. Подведение итогов классного часа

А ты?
Входя в дома любые –
И в серые и в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?

– Закончить наш классный час я хотела бы притчей.
Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет:«Бабочка», – я спрошу: «Живая она или мертвая?».
Если он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит.Пришли к мудрецу. «Что у меня в ладонях?», –спросил завистник. «Бабочка», ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?». «Все в твоих руках!»

14. Итоговая рефлексия

– Мне было интересно, когда …

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.