Все о развитии ребенка: месяц четвертый. Развитие ребенка в четвертый месяц жизни

Развитие ребенка от 3 до 4 месяцев
Физическое развитие

Темпы роста ребенка высокие, но не такие стремительные, как первые три месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750-800 граммов, окружность головы становится больше приблизительно на 15 миллиметров, а окружность груди – на 20 миллиметров, в росте кроха набирает обычно еще 2-2,5 сантиметра. Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь легочной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому этапу прибавила 40-50 граммов. Очевидны успехи младенца в переваривании пищи, и теперь кроха может спать почти всю ночь, рано утром призывая маму покормить себя. К этому возрасту у малыша практически сформировались представления о времени суток – это заметно по подъемам и спадам активности соответственно ночью и днем.

Каковы двигательные умения малыша в этот период? Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, совершенствуется умение поворачиваться со спины на живот. Ребенок способен поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит голос мамы или папы. С малюткой сейчас можно играть в «прятки», закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати. Подобные игры доставляют маленькому человеку большую радость и способствуют его двигательной активности.

Если у вас это не первый ребенок и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это позволяет избавить старшего ребенка от возможной ревности, связанной с тем, что с появлением маленького он испытывает дефицит родительского внимания.
Как мы уже говорили, на рубеже третьего и четвертого месяца ребенок получает комплекс прививок. К этому мероприятию малыш тщательно готовится родителями, осуществляются визиты к специалистам-медикам. А когда вакцинация позади, по вечерам в течение недели рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций. Если температура ребенка повышается более чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, – обратитесь к врачу.

Обычно малыш спит днем четыре раза приблизительно по два часа и четыре раза бодрствует по полтора часа. Несколько слов о кормлении ребенка. В том случае, если на этом этапе вы продолжаете естественное вскармливание, можно продолжать кормить малыша шесть раз в день. Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца, при соответствующих рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре. Возможно введение в рацион свежего тертого яблока, протертого банана, сливы, вишни, черешни или соответствующих детских консервов. Начинают давать фруктовое пюре обычно с половинки или четвертинки чайной ложечки после молока или смеси. Затем порция пюре в день преобразуется до 3-5 чайных ложек (постепенно за две-три недели). Малышам с экссудативным диатезом (аллергией), как правило, не рекомендуется морковный сок, а яблоки лучше выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда желательно исключить из рациона, независимо от наличия у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки запоры, рекомендуется сливовый сок или пюре. Общий объем пищи (включая сок и фруктовое пюре) к началу пятого месяца увеличивается до одного литра в сутки.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца – не редкость. Если у вашего чада днем активно текут слюни , а ночью он неожиданно просыпается и плачет, – возможно, у крохи режутся зубы. Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца. Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток держится высокая температура, появился насморк или жидкий стул. Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом в случае, если прорезывание зубов у ребенка протекает очень болезненно.

На этом этапе эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) у малыша бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире, задача врачей и родителей – помогать его адаптации, исключая все причины дискомфорта маленького человека.

Психическое развитие

Важным показателем социального развития ребенка является радость малыша при виде взрослых, которую он выражает оживленными движениями рук и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих людей. Он одинаково радостно реагирует на попытки любого взрослого вступить с ним в общение. Малыш живо показывает свою готовность к общению: улыбается, лепечет. В лепете малютки появляются новые гласные звуки и согласные звуки (и, е, й, м, б, п).

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений. Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их. Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте? Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди. Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание. Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Прекрасное место для малыша этого возраста – манеж. Здесь безопасное место для крохи и достаточно пространства для его игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки. Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки. Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.

4-й месяц беременности – это начало наиболее приятного, безопасного периода.

Первые шевеления Питайтесь вкусно близесть
возникновение болей фазы
изменения сколько вода


Для женщин начинается самое лучшее время вынашивания малыша: на смену симптомам токсикоза приходит повышенный аппетит.

Ощущения будущей мамы

Живот на 4-м месяце беременности постепенно округляется, а талия сглаживается, как видно это на фото. Как правило, это время характеризуется значительным улучшением самочувствия беременных женщин, а также, увеличением аппетита. При этом будущие мамы поправляются на 1-4 килограмма, какой живот и как он выглядит на 4 месяце беременности во многом зависит от образа жизни будущей мамочки.

За счет стремительного увеличения матки, происходит растяжение ее связочной системы, которое может проявляться в виде резких болезненных ощущений в нижней части живота. Такие боли хоть и появляются очень внезапно, но и быстро исчезают.

К концу данного периода мама может ощутить шевеления малыша

По причине существенного объема жидкости в организме может возрасти на 4-й месяц беременности отделение пота, а также появиться влагалищные выделения. Это совершенно безопасно, хотя они влекут за собой дополнительные процедуры гигиенического характера.

Еще одним неприятным сюрпризом, который может ожидать будущую маму в этот период, является появление запоров. Из-за гормональных изменений и роста матки, замедляется перистальтика кишечника, что становится причиной задержки и уплотнения в нем каловых масс. Мало того, что запор неприятен, он может стать причиной развития геморроя – варикоза вен прямой кишки.

Проявлениями геморроя являются венозные узелки, которые находятся в районе ануса либо непосредственно в прямой кишке. При условии постоянного напряжения в процессе запора может возникнуть воспаление, а также, набухание, кровоточивость узелков. Если же удается успешно бороться с запором, то таких осложнений можно без труда избежать.

Необходимо обратить внимание на рацион питания, некоторые продукты есть нежелательно

Однако все вышеперечисленные неудобства, которые могут возникнуть – ничто, по сравнению с тем, что именно в конце четвертого месяца худенькие девушки, а также, женщины, которые станут мамами повторно, могут почувствовать, как шевелится их малыш.

Что можно и нельзя будущей мамочке?

Беременность является, хоть поистине чудесным, незабываемым периодом времени, однако, при этом, достаточно уязвимым. Именно поэтому существуют определенные действия, которые категорически не разрешается, а также, наоборот, рекомендуется осуществлять во время 4 и 5 месяца беременности, иначе говоря, во время ожидания малыша.

Можно Нельзя
Заниматься сексом (при нормальном протекания беременности) Употреблять алкогольные, газированные напитки и кофе
Использовать косметику (при условии, что отсутствуют вредные вещества) Курить
Заниматься определенными видами спорта (плаванием, аквааэробикой) Ходить на каблуках
Спать на спине Принимать ряд лекарственных средств
Стричь волосы Перегреваться
Пить побольше воды, натуральных соков Поднимать тяжести
Почаще находиться на свежем воздухе Производить рентгенологическое обследование, флюорографию
С соблюдением некоторых правил – посещать солярий Заниматься активными видами спорта
Недолго находиться за компьютером Испытывать стресс
Ходить пешком в умеренном темпе Употреблять некоторые продукты: сырые яйца, мясо, молоко, колбасу, сыры с плесенью, жирную рыбу, грибы, суши

Будущий малыш и его ощущения

За счет того, что к концу этого периода плацента уже полностью сформирована, плод снабжается абсолютно всеми необходимыми веществами. При этом для будущей мамы наступает очень благоприятный период.

Функция плаценты заключается не только в передаче плоду продуктов питания, кислорода от мамы. Она еще выводит вредные элементы, продукты жизнедеятельности эмбриона вместе с венозной кровью, выступает надежной защитой плода от попадания бактерий, вирусов, вредных химических веществ, а также, представляет собой химическую лабораторию, которая осуществляет синтез гормонов и белков, которые необходимы для развития малыша.

  1. В этот период у малыша начинают появляться сосательный, а также, глотательный рефлексы. Ручки эмбриона могут сгибаться в запястье и локте, он уже может что-то захватить и сжать ладонь в кулачок – это может являться одним из признаков беременности на 4 месяце.
  2. На 4 месяце ребенок очень гибкий, он может плыть, а также, сосать большой палец. Ребенок начинает активную двигательную деятельность.
  3. В этом месяце кожа малыша покрывается лануго – так называемым зародышевым пушком. Он является защитным слоем, который необходим для задерживания восковидного вещества, выделяемого кожным покровом. На 4 месяце начинается рост волос на головке малыша, начинают формироваться ногти, а также, появляются реснички и брови.
  4. По поводу происхождения околоплодной воды ученые до сих пор ведут дебаты. По их предположению, она образована клетками плодного пузыря. Полное обновление вод осуществляется с интервалом в несколько часов, за счет чего обеспечивается должная стерильность и необходимый химический состав.
  5. Именно воды являются первой «средой обитания» ребенка на 4 месяце беременности, и на нее возложено множество функций. Главной из них выступает надежная защита от повреждений механического характера. К тому же, благодаря ней малыш получает свободу движений.
  6. На этом этапе происходит очень важный процесс — у мальчиков формируется простата, а у девочек – соответственно яичники, в которых содержится множество яйцеклеток, которые опускаются из животика в тазобедренное пространство. При этом в соответствии с наружными половыми органами, зачастую уже можно сделать вывод о том, кто родится – девочка либо мальчик.
  7. В этот период продолжается формирование лица будущего малыша. Ушки поднимаются с боковой части шеи до положенного уровня. Несмотря на то, что уши еще не полностью сформированы, малыш может реагировать на шум движениями тела.
  8. Под конец 4 месяца беременности, как видно на видео, малыш может открывать глазки, а сетчатка становится достаточно чувствительной. За это время эмбрион вырастает до 20 сантиметров, а его масса к концу этого периода может достигать 200 граммов.

Итак, на 4 месяце происходят важные изменения в развитии плода:

  • окончание формирования плаценты;
  • формирование репродуктивной системы;
  • появление зародышевого пушка;
  • появление главных рефлексов;
  • возможность открывать глаза;
  • возникновение реакции на внешние раздражители;
  • появление двигательной активности.

Можно ли заниматься сексом?

Если будущая мама и малыш хорошо себя чувствуют, можно спокойно наслаждаться каждой секундой, поскольку самый трудный триместр остался позади.

При отсутствии противопоказаний, занятие любовью может быть даже полезным для будущей мамы

Благодаря приливу новых сил и энергии, секс на 4 месяце вынашивания оказывает положительное влияние на настроение девушки, можно возобновить сексуальные отношения. Во время оргазма выделяются специальные вещества, которые положительно влияют на плод.

При условии определенных противопоказаний, которые озвучивает врач, а также, появления кровавых выделений, повреждении околоплодного пузыря, появлении инфекций либо низком нахождении плаценты, лучше все-таки повременить с сексом. К тому же, по причине чрезмерного механического воздействия на шейку матки, могут возникнуть определенные неблагоприятные последствия.

Дискомфорт и неприятные боли живота

С такой проблемой, как боли живота на 4 месяце беременности, наверняка, сталкиваются большинство женщин, носящих под сердцем малыша. Однако перед тем как расстраиваться, следует выяснить причину болей. Они могут носить различный характер, могут быть сильными либо не очень, а также, различаться в зависимости от сопутствующих симптомов.

Итак, основными причинами появления дискомфорта выступают:

  • угроза прерывания беременности;
  • отслойка плаценты;
  • проблемы с желудочно-кишечным трактом;
  • растяжение связок и мышц брюшного пресса;
  • острая хирургическая патология;
  • рост матки.

Однако, несмотря на то, что дискомфорт живота – весомый повод обратиться к врачу, при этом возникновение болей в животе не всегда сигнализирует о той или иной патологии. Узнай как должна проходить 26 неделя беременности

Да Нет

Записаться к специалисту:

Вам будут интересны эти статьи:

Внимание!

Информация, опубликованная на сайте сайт носит исключительно ознакомительный характер и предназначена только для ознакомления. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций! Редакция сайта не советует заниматься самолечением. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Помните, что только полная диагностика и терапия под наблюдением врача помогут полностью избавиться от заболевания!

Четвертый месяц - очередная ступенька развития малыша, когда он начинает меняться внешне, буквально «хорошея» на глазах. Но еще более заметны психологические изменения, происходящие в детской головке.
К этому времени жизнь в доме входит в спокойное русло, чему способствует и уже ставший привычным , и отсутствие приносящих малышу столько боли и беспокойства.

Физиология

  • Ребенок в 4 месяца развития показателен тем, что у повзрослевшего ребенка вес прибавляется не так явно, как у новорожденного. Рост будет увеличиваться примерно на пару сантиметров ежемесячно, и такая динамика будет держаться в течение года.
  • Примерно в это же время начинают активно расти волосы и ногти.
  • Ноготки на маленьких ручонках надо стричь обязательно, иначе кроха может повредить нежную кожу или слизистую оболочку глаз и носа.
  • В 4,5 месяца осуществляется целый ряд прививок: первая от полиомиелита; вторая от дифтерии, коклюша и столбняка вторая; от гемофильной инфекции и вторая от полиомиелита.

Психология

В 4-м месяце плач и улыбка ребенка являются вполне осознанным действием с определенным эмоциональным подтекстом. Так детки единственно доступным способом могут выражать свое отношение к окружающему миру и его обитателям.
В этом возрасте ребенок уже умеет чего-либо бояться, разочаровываться и радоваться.

Самым главным фактором, влияющим на психику и развитие интеллекта в будущем, является прочная и постоянная связь с людьми, которые его любят - это родители или родственники, заменяющие их.

К 4-х месячному возрасту образ матери и отца у малыша ассоциируется с заботливыми руками, нежными прикосновениями, спокойным голосом. Поэтому при их появлении он начинает радостно улыбаться и стучит ручками и ножками. На формирование тесной эмоциональной связи, которая появилась между взрослым и малышом, указывают многочисленные признаки: младенец отвечает на улыбку, лепечет при приближении матери и старается удержать ее возле себя.

Навыки ребенка в 4 месяца.

  • Узнает маму и выделяет ее среди остальных людей
  • Выводит рулады, произнося первые гласные
  • Хватает висящую игрушку одной или двумя руками
  • Реагирует на свое имя
  • Пытается приподняться, лежа на спине
  • Начинает отдавать предпочтение определенным игрушкам
  • Навыки ребенка в 4 месяца позволяют ему при кормлении придерживает руками грудь или бутылочку.
  • В этот возрастной период у детей появляется, так называемое бинокулярное зрение, то есть он начинает видеть двумя глазами и определять расстояние до предмета, скорость его движения и может взять то, что видит.
  • Очередной шаг в развитии 4-х месячного ребенка - познание тактильных ощущений. Теперь он, не задумываясь, тянет в рот все, что попадается под руку. Именно так идет познание мира. Поэтому очень важно, чтобы все игрушки, до которых сможет дотянуться кроха, были бы чистыми и не состояли из мелких частей, которыми малыш может подавиться.

Питание.

Количество кормлений остается то же - 6 раз в сутки. А вот объем пищи меняется с шестой на седьмую часть массы тела (800-900 г). Получается, что при каждом кормлении ребенок 4 месяцев для хорошего развития должен выпивать 150-180 г молока. Перекармливать его не стоит. Лишнее молоко не сможет перевариться, и, забродив в кишечнике, вызовет вздутие.

Есть дети, которые по какой-либо причине не могут питаться материнским молоком. Страшного в этом ничего нет. Необходимо подобрать адаптированную молочную смесь с учетом особенностей малыша.

При несоблюдении температурного режима в комнате ребенка в 4 месяца необходимо допаивать водой с ложечки. Если не пьет - прекрасно, значит потери жидкости в организме сведены к нулю.

Некоторые родители начинают вводить в питание овощные отвары, яйца и соки. При получении полноценного грудного молока или хорошей смеси это нецелесообразно.

Совет кормящим мамам. Не проводите пищевых экспериментов, даже если очень хочется. Пряное или острое блюдо ребенок не оценит, такое питание для несформированного пищеварения станет опасным.

Организация жизни ребенка.

Время нахождения на свежем воздухе увеличивается до 3-х часов в летнее время, и до 2-х - зимой. Для спокойного отхода ко сну можно ввести «засыпательные» правила: в ванне, поглаживание его ручек, ножек, животика, напевание колыбельной песенки.
Беспокойный ночной сон может быть связан с некомфортными условиями - духота, холод, одежда, сковывающая движения, слишком шумно и т.д. Также помехой для спокойного сна может быть прорезывание зубов. Обычно это происходит ближе к полугоду, но первая симптоматика может появиться и раньше.

Развитие ребенка на 4 месяце жизни.

  • Прогуливаясь с ребенком, родители должны называть то, что попадает в его поле зрения: цветы, машины, дома, люди. Ведь интерес малыша к миру растет день ото дня. Надо все время копировать те звуки, которые уже может произносить маленький говорун, и постепенно вводить новые. Ведь если в этом возрасте он будет ограничен в общении с взрослыми, то разговор может «свернуться» и вернуться к обычному агуканью.
  • В это время у ребенка появляется интерес к ощупыванию лиц родителей. Он начинает во время разговора просовывать пальцы им в рот, дотрагиваться до носа, дергать за волосы. Если взрослому эти манипуляции доставляют неудобство, то пора впервые сказать «нет», слегка отодвинувшись от малыша. Слово «нельзя» стоит оставить для более серьезных запретов.
  • Можно предложить малышу для захвата руками мягкие игрушки, большие кубики, кольца разного размера. Подобные упражнения помогут и осязание.
  • Идет продолжение игр, начатых ранее. по-прежнему имеются яркие погремушки, мешочки с крупой для развития пальчиков.
  • Большую радость доставит ребенку общение с небьющимся зеркалом. Малыш начнет размахивать ручками, строить рожицы и улыбаться своему отражению. Подержите малыша перед зеркалом, покажите его во весь рост, покажите, где мама, а где он, погримасничайте, поднесите палец, например к своему носу, а потом к его, объясняя, где чей. Специалисты утверждают, что такая игра развивает адекватное восприятие разных эмоциональных состояний.
  • Занятие лечебной физкультурой () поможет значительно укрепить физическое состояние ребенка.
  • Продолжайте развивать . Процесс развития включает работу костной, нервной и мышечной систем. Уровень улучшение моторики влияет на умственное развитие.
  • способна успокоить и утешить ребенка, снять психическое напряжение, приодалеть стрессы, стать источником психологического здоровья малыша. Для родителей не составит труда каждый день что-то напевать, петь и прочее. И малыш вскоре сам вступит в эту игру и подхватит песню или мотив. Лучше всего, если дом наполнится и классическим репертуаром, и мультяшными песенками.
  • При формировании правильного распорядка дня своему малышу, учитывайте темперамент ребенка его особенности и тогда такой режим поможет физическому и психологическому развитию малыша.

Навыки ребенка в 4 месяца в развитии речи.

У ребенка на 4 месяце жизни, как правило, обращена к близкому взрослому и является способом общения.

Малышу нравится выговаривать различные звуки, даже если они будут кашлем, криком, визгом, шипением или писком.

Некоторым детям доставляет удовольствие чередовать тональность звуков - сначала слышится истошный крик, затем он плавно переходит в тихое бормотание. При этом малыш явно наслаждается произведенным эффектом.

Движение.

  • Развитие ребенка на 4 месяце жизни, продолжает учиться хватать игрушки, его движения при этом приобретают четкость и точность.
  • Малыш теперь подмечает, что один предмет исчез, а другой появился, один трудно поднять, а другой легко. Автомобиль на улице сигналит слишком громко и резко, а мамин голос тихий и приятный.
  • Маленькие ручки действуют еще случайно, без целенаправленного волевого усилия.
  • Младенец начинает демонстрировать повторное притягивание случайно подхваченного предмета, ощупывая и рассматривая свою находку: теперь кроха обследует предмет ртом, может забросить его на пол, чтобы услышать звук.
  • С 4 месяцев жизни ребенок уже лежит на животе, легко приподняв корпус, и делая упор на ладони распрямленных рук.
  • Можно предложить малышу для захвата руками мягкие игрушки, большие кубики, кольца разного размера. Подобные упражнения помогут

Ура! Прошло бессонное время ночных колик!!! Теперь малыш уже более спокоен, а, как следствие - Вы выспавшаяся и счастливая мама! Теперь, когда отпала проблема больного животика, младенец проявляет гораздо больший интерес к миру и событиям окружающей его жизни.

Привыкайте к новому состоянию вашего ребенка - “я познаю мир”. Помогайте вашему малышу получить новые впечатления. Но и тут нужно действовать осторожно - нагрузка на нервную систему малыша может оказаться слишком большой, поэтому возможна и быстрая утомляемость, и усталость. Если малыш закапризничал - возьмите его на руки, прижмите к себе, слегка покачайте и успокойте. Улыбнитесь, посмотрите крохе в глаза - зрительный контакт не менее важен, чем тактильный.

Наверное, Вы уже поняли - в 4 месяца улыбка ребенка уже не рефлекторная, как раньше, а вполне осмысленная. Более того, он не только улыбается - но и смеется! Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.

И наоборот, если кроха капризничает - это также имеет эмоциональный подтекст . Научитесь его понимать - ведь для него плач - пока единственный доступный способ самовыражения. Малыш уже испытывает любопытство и радость, страх и разочарование. Только стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми - может обеспечить нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.

Заметьте - как только Вы подходите к кроватке малыша - он сразу начинает улыбаться и двигаться! Это происходит потому, что ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, а вовсе не из-за того, что он просто копирует Ваши действия (как было раньше). Психологи назвали этот феномен - "комплексом оживления" . Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если Вы надолго исчезаете из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. Это происходит из-за того, что возникает нарушение "обратной связи", или, как говорят ученые, нарастает "тревога распада" в системе "мать и дитя".

Каких только способов понимать "язык эмоций" не существует! К примеру, о многом может вам рассказать язычок младенца. Нет, конечно, не в прямом смысле, ведь разговаривать Ваш кроха пока не умеет. Просто при общении - наблюдайте за позицией его языка:

В момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок,
. в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ.
. в момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы.

Развитие ребенка на 4-ом месяце жизни

Игра и игрушка

В этом возрасте Вашему ребенку пригодятся:

  • Подробнее о том, как правильно выбрать погремушку, какие у нее бывают виды, как правильно ею играть , и какие надо знать правила безопасности и гигиены - читайте в статье -
  • Развивающие коврики,

О том как играть в вышерепечисленные игрушки Вы можете узнать по ссылкам из персональных статей о них.

Развиваем слух ребенка

Кроха уже умеет локализовать звук в пространстве. Он поворачивает головку в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.

Познаем мир звука

Очень полезно для ребенка, если Вы будете постоянно комментировать, что именно видит малыш. Это должно войти в Вашу привычку.Например, вы заметили, что он услышал часы в комнате, повернул голову - скажите ласково: “часики, тик-так, тик-так”.
Или на прогулке кроха услышал ворону, смотрит на нее - объясните ему: “ворона, кар-кар”.
Так, со временем, Вы сформируете для ребенка понимание, что разные звуки издаются разными предметами или существами.

Поверьте, когда ребенку интересно, он впитывает информацию как губка. На примере своей дочки я наблюдала, что все эти мои рассказы про окружающий мир были не зря. Ведь как только малышка научилась говорить, она поразила меня знанием окружающих ее предметов, животных и тому подобное.

Музыка - воспитываем слух и ритм

Ребенок в возрасте 4 месяцев уже по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Например, колыбельную слушает спокойно, внимательно смотрит на поющего, практически не двигаясь.

Включите ритмичную музыку! Малыш оживится, задвигает в такт ножками и ручками, улыбнется, и, быть может, даже запоет! После окончания пения еще некоторое время его оживление некоторое время сохраняется.
Устраивайте почаще такие “музыкальные занятия” - так Вы воспитаете в малыше слух и ритм.

Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Конечно, тут очень важно не "переборщить". Если вы заметили, что ребенок устал, не дожидайтесь слез, выключите музыку, возьмите его на ручки, ласково поговорите с ним, постарайтесь сменить обстановку.
Если Вы так будете переключать ребеночка на другие занятия, он останется в хорошем расположении духа. И потом, уже не будет впадать в истерики, чтобы его выслушали или просто обратили внимание.

Развиваем речь ребенка

В 4 месяца большинство младенцев уже активно «разговаривают», нужно только научиться их понимать. Обычно первая речь крохи начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Теперь малыш научился «подключать к процессу» губки и язычок. Он уже может произносить согласные звуки: «п», «б», «м». Скоро, в конце пятого, на шестом месяце появятся и первые слоги.

Давай поговорим…

…по-взрослому…

Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах в доме, и слушайте, что он вам отвечает. Хорошо, если Вы включаете крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимаете его обучающими игрушками. Но, не менее важно для него сейчас - вместе разглядывать яркие несложные картинки и слушать ваши рассказы о том, что там нарисовано.

Рассказывайте малышу о своих планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на прогулку. Любые свои действия сопровождайте словами. Например: когда кормите кроху, говорите "Открой ротик", когда одеваете - "Дай ручку", при игре - "Возьми зайку" и так далее. Меняйте интонацию, сочетайте речь с жестами и определенным выражением лица. С каждым днем малыш будет понимать обращенную речь все лучше и лучше.

… по-детски…

Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте «разговор» крохи, выделяйте произнесенные им звуки и повторяйте за ним. Присоединившись к гулению малыша, через некоторое время Вы увидите - что и он начинает повторять звук уже за вами! Это действительно веселое и полезное времяпрепровождение! Так у ребенка никогда не пропадет интерес к развитию речи!

Попросите мужа, бабушку (или кого то из близких) присоединиться к вашей беседе. Пусть они произносят по очереди один и тот же звук, например, длинный гласный "а". И хотя каждый повторяет звук по-разному, кроха постепенно поймет, что это тот же самый звук, что говорит он и мама. Потом это пригодится ему для понимания речи других людей, а не только мамы.

Со временем усложните задачу - введите в ваши «диалоги» новые звуки (для начала акцентируясь на гласных).

… меняя тембр…

Во время разговоров с крохой иногда меняйте тембр голоса. То Вы говорите басом, то высоким голоском, то напевами. Это тоже важно для предречевого развития.

…мимикой, жестами…

И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. Ребенку, как и вам тоже доступен язык мимики, жестов, различных действий. Например, если малыш не хочет спать, будьте уверены - свое нежелание он Вам всем своим видом продемонстрирует.

… и поёёёёём!

Пойте малышу песенки! Если кроха поет - подпевайте ему!
Хорошо, если в Вашей песенке доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, обратите внимание на книгу А. Усачева - «Звукарик». Эти коротенькие стишки легко можно переложить на любую мелодию. Все эти песенки будут заканчиваться неожиданным для крохи образом, определенными звуками. Послушав песню несколько раз, ребенок уже будет ожидать в ее конце «сюрприз». Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Развиваем координацию движений

Важнейшим этапом развития ребенка в возрасте 4-6 месяцев является развитие целенаправленных движений рук (координация в системе глаз-рука).

Хваталки-щупалки

Натяните над кроваткой веревочку, на которой очень крепко привязаны разнообразные предметы, имеющие разные формы, цвета и поверхности. Это могут быть: тряпочки и мешочки, набор разных пуговиц на леске, детали от конструктора, кусок клеенки, металлические ключи, деревянные ложки, пластмассовые и деревянные погремушки, резиновые игрушки и т.д.). В общем - все, что попадется Вам под руку!

Пусть малыш хватает и ощупывает и гремит - он будет очень доволен новым занятием.
Иногда обновляйте самодельную композицию новыми предметами - и тогда интерес крохи не пропадет.
Только не забывайте про безопасность и гигиеничность игрушек. Следите за тем, чтобы их нельзя было оторвать и проглотить.

Тренируем захват предметов разной формы (развитие мелкой моторики)

Предлагаем Вашему вниманию пальчиковую игру, направленную на обучение ребенка захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Пальчиковая игра «Колобки и пеньки»

Для игры Вам потребуются разноцветные кубики (с гранью примерно 4 см) и небольшие шарики (способные уместиться в руку малыша) - всех по три штуки.
Положите кроху на животик (для его удобства можно подложить ему под грудь небольшой валик).
Положите перед ребенком шарик и весело скажите:

«Колобок, колобок,
Отчего ты одинок?
Тесто бабушка месила,
На один всего хватило!»

Ребенок берет в шарик - следите, чтобы он правильно распределил пальчики по всей поверхности шарика. Затем положите перед ним еще один и продолжите:

«Нет, хватило теста ей!
Вот второй!
Так веселей!»

Малыш взял второй шарик? Возможно, он выпустит из руки первый - ничего страшного в этом нет. Теперь выложите третий шарик:

«Вот и третий колобок!
До чего румяный бок!»

А теперь положите перед малышом в кубик, при этом читая:

«Колобочки-колобки,
Пенек один, а вас-то три!»

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика - так легче его ухватить.
Для усложнения игры научите ребенка тянуться к предмету двумя руками, при этом кисти его ручек должны быть раскрыты.

Пальчиковая игра «Пианист»

Если Вы поняли, что Ваш малыш уже достаточно хорошо умеет управлять своими ручками - то предложите ему эту игру.
Она заключается в стимулировании у ребенка попыток нажимать на клавиши игрушечного музыкального инструмента, пока не удастся извлечь звук. Для игры потребуется игрушечное пианино или синтезатор.

Ваш кроха лежит на животе (чтобы избежать перенапряжения, под грудь положите валик), перед ним - «музыкальный инструмент». Поиграйте для начала с клавишами сами. Затем помогите малышу понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой. При этом можно приговаривать потешку:

«Вот какой у нас артист, знаменитый пианист!
Заиграет он сейчас, пустит всех в веселый пляс!»

Разнообразьте игру - помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу, разожмите его пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Развиваем тактильные ощущения и мелкую моторику

Мокро, сухо, твердо, мягко….

Правой ручкой ребенка гладьте вафельное полотенце, а левой - шлепайте по воде в тазике. Затем поменяйте ручки и продолжите занятие.
Используйте разнообразные вариации: полотенце можно поменять на горох в миске, а воду в тазике на большую пищащую игрушку. Ребенку понравится - вот увидите!

Волшебные мешочки

Сшейте разноцветные мешочки разной формы, размера и типа поверхности ткани. Например: из вафельного и махрового полотенца (фланели, плюша, шелка...). Наполнить их можно разным материалом: рисом, манкой, горохом, вермишелью, ватой, бумагой и т.п. Пусть малыш ощупывает их (какие они разные на ощупь), трясет (и шумят по разному!).

Пальчиковые игры
Для развития мелкой моторики очень полезно играть в пальчиковые игры. Например: "Сорока-белобока".

Развиваем обоняние

Сшейте подобные мешочки (см. Волшебные мешочки). Наполните их разными ароматическими травами: мята, валериана, душица, мелисса, лимонник. Также в качестве наполнителя можно использовать пропитанную в аромамасле бумагу (лаванда, корица, и все вышеперечисленное).

Малышу очень понравится их нюхать, ощупывать, к тому же эти ароматы успокоят его, так как обладают прекрасными тонизирующими свойствами.

О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется - об этом в статье Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Секреты воспитания

Да-да, представьте себе: кроху уже с самых первых месяцев жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью - а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни.

Физическое развитие ребенка на четвертом месяце первого года жизни

Оттачиваем физические навыки малыша

Возможно, Вы уже изучаете всевозможные календари развития ребенка на первом году жизни, и понимаете, как много еще требуется успеть Вашему малышу. Но, не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не "дорос" в СВОЕМ развитии. Каждый малыш индивидуален, и Вы обязаны учитывать индивидуальность своего крохи! Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.
Не надо выполнять упражнения насильно, нужно внимательно следить за самочувствием и настроением крохи. Помните - Вы лишь должны помочь сделать необходимые действия ему САМОМУ, а не ЗА него.

Гимнастика и массаж

Также специально для Вас мы подготовили для детей на 4-6-ых месяцах жизни.

Закаливание

А чтобы узнать рекомендации педиатров о том, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами - читайте статьи: « », « », « ». Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.

Екатерина Комар

Врач-неонатолог,

НИИ акушерства и педиатрии,

г. Ростов-на-Дону

Неделя тринадцатая

В течение тринадцатой недели - первой во втором триместре - отмечается интенсивный рост плода за счет удлинения костей скелета. Начинают из-меняться пропорции тела: размеры головки плода уже не так велики по отношению к размерам всего тела, удлиняются как верхние, так и нижние ко-нечности. Происходит дальнейшее формирование пальцев кистей и стоп. Веки еще сомкнуты, глаза крепко закрыты. Примечательно, что на этой неделе завершает-ся формирование молочных зубов плода, кото-рые находятся под слизистой оболочкой верхней и нижней челюстей. В это же время начинается ин-тенсивный рост мышечной ткани: растут и разви-ваются мышцы конечностей, что приводит к уси-лению двигательной активности плода, однако еще не ощущаемой матерью в силу незначитель-ных размеров плода и достаточно свободного его положения в полости матки.

Продолжается развитие центральной и пери-ферической нервной системы. На этом этапе осо-бенно заметны изменения, которые претерпевает кора головного мозга: происходит дальнейшее формирование извилин, увеличивается их глубина, что способствует увеличению площади поверхности коры головного мозга. Дальне развитие периферической нервной системы водит к тому, что на этой неделе становятся более развитыми рефлекторные движения плода, такие как глотание и сосание, а также сжимание пальцев кистей в кулак в ответ на раздражение ладони.

Иногда на этом сроке можно наблюдать, как плод кладет большой палец в рот, если ему позволяет это сделать длина его ручек, которая к этому моменту составляет от 2,5 до 3 см.

Очень важные события происходят в процессе развития желудочно-кишечного тракта. Кишечник плода, продолжая расти в длину, укладывается внутри брюшной полости в петли, заполняя ее пространство. Слизистая оболочка кишечника покрывается очень сложным по своей структуре ворсинчатым эпителием, который в дальнейшем будет играть первоочередную роль в процессе пищеварения - обеспечивать всасывание питательных веществ в кишечнике. К концу тринадцатой недели развития длина плода составляет 10- 11 см, а его масса - около 30 г.

Неделя четырнадцатая

Поджелудочная железа на протяжении четырнад-цатой недели развития достигает очень значи-тельных размеров. Начинают функционировать ее клетки, вырабатывающие инсулин - гормон, при-нимающий непосредственное участие в обмене веществ, а именно - в обмене углеводов.

Продолжается рост и развитие почек. Их струк-тура еще очень незрелая и радикально отличается от строения почек взрослого человека, однако со-всем скоро они начнут функционировать.

В течение четырнадцатой недели продолжается процесс роста костей - они становятся более проч-ными. Изменяются пропорции тела, становясь более привычными, приближаясь к таковым ново-рожденного.

На этой неделе начинают функционировать поч-ки плода, выделяя мочу. Поскольку к этому момен-ту уже завершено формирование мочевого пузыря и мочеиспускательного канала, моча плода выде-ляется и смешивается с околоплодными водами. Таким образом, в процесс выделения продуктов жизнедеятельности плода включаются и почки, но по-прежнему основную роль в этом продолжает играть плацента, и так будет до рождения ребенка.

Идет развитие мышечной системы плода, его двигательная активность усиливается. Он совер-шает плавающие движения, изгибается, повора-чивается - эти упражнения способствуют укрепле-нию мышц и суставов, которые совершенствуются с каждым днем. Рефлекторные движения посте-пенно становятся все более сложными и коорди-нированными.

На этой неделе происходит чрезвычайно важ-ное событие в процессе формирования организма плода и становления его жизненно важных функ-ций: плод начинает совершать ритмичные дыха-тельные движения. Разумеется, это нельзя назвать собственно дыханием: первый настоящий вдох ребенок совершит только в первую минуту после рождения. Но для развития легких и дыхательной мускулатуры такие «тренировочные» дыхатель-ные движения очень важны: они способствуют оптимальному созреванию легочной ткани. Эти дыхательные движения совершаются плодом при частично закрытой голосовой щели, поэтому в мо-мент вдоха в дыхательные пути, а затем и в легкие попадает небольшое количество амниотической жидкости (околоплодных вод), которое в момент выдоха выталкивается обратно.

Интенсивнее функционируют клетки поджелу-дочной железы, вырабатывающие инсулин - гор-мон, регулирующий обмен глюкозы. К концу че-тырнадцатой недели начинают функционировать и клетки гипофиза - железы внутренней секреции -- одного из органов, вырабатывающих гормоны - активные вещества, принимающие непосред-ственное участие в регуляции обмена веществ. Внутренняя секреция играет чрезвычайно важную роль в жизни организма в целом: она вырабатывает гормоны, регулирующие не только обменные процессы и процессы роста организма, но и также гормоны, регулирующие деятельность остальных желез вну-тренней секреции.

Все более отчетливо формируется лицо плода: становится выраженной переносица, появляются щеки. Примерно в этот же срок начинают появляться пушковые волосы - лануго. Они покрывают все тело плода, выполняя своеобразную защитную функцию - удерживают особую смазку, которая присутствует на поверхности кожи. На голове так-же появляются волосы, еще чрезвычайно тонень-кие и прозрачные. На четырнадцатой неделе отмечаются изме-нения со стороны половых органов и девочек, и мальчиков. У девочек яичники перемещаются в полость таза, где они и будут оставаться впредь, а у мальчиков формируется предстательная желе-за (мышечно-железистый орган, вырабатывающий вещество, входящее в состав спермы) - простата. Плод уже имеет длину 12- 13 см, а его масса воз-росла до 40- 45 г.

Неделя пятнадцатая

Пятнадцатая неделя развития плода характеризу-ется тем, что все достижения предшествующих не-дель закрепляются и совершенствуются. Темпы роста туловища и конечностей начинают опережать темпы роста головы. Но она все еще вы-глядит достаточно большой по сравнению с осталь-ными частями тела. Сердцебиение плода на этом этапе уже очень хорошо определяется, его можно теперь зарегистрировать не только при УЗИ, но и во время обычного осмотра врача при помощи стетоскопа. Частота сердечных сокращений плода примерно в два раза чаще, чем пульс матери.

На протяжении всего четвертого месяца разви-тия плода происходит совершенствование крове-носной системы. Артерии и вены растут в длину, обеспечивая кровоток в постоянно растущем ор-ганизме, кроме того, укрепляются стенки сосудов, формируются кровеносные системы отдельных органов - комплексы артерий и вен с их много-численными разветвлениями и капиллярами, обе-спечивающие питание и снабжение кислородом мозга, сердца, легких, желудка и кишечника - всех без исключения органов.

Продолжается увеличение массы головного моз-га. Извилины и борозды коры больших полуша-рий все больше углубляются, увеличивается число нервных клеток. Периферические нервные волок-на растут в длину и оплетают как внутренние органы, так и все кости и мышцы плода - таким образом, обеспечивается поступление нервных импульсов от головного мозга к периферии, обе-спечивается и обратная связь - поступление ин-формации от органов и мышц к головному мозгу плода. Совершенствуется плацента, растет ее роль в обеспечении защиты плода от проникнове-ния инфекции, токсинов из организма матери и в обеспечении плода необходимым питанием и кислородом. Проникают через плаценту от ма-тери к плоду и иммуноглобулины - защитные антитела, которые несут информацию об инфек-циях, перенесенных матерью до наступления беременности, и являются для плода своеобраз-ной «прививкой» от них до момента созревания собственной иммунной системы (происходит это в возрасте от одного года до трех лет). В середине четвертого месяца развития у плода уже можно определить групповую принадлежность крови, а также ее резус-фактор. Группа крови и резус-фактор предопределяются в момент зачатия, когда сливаются хромосомные наборы материна яйцеклетки и отцовского сперматозоида. Однако иммунологические факторы, несущие эту информацию (антигены эритроцитов и сыворотки крови), реализуются только теперь.

Костный мозг начинает выполнять функцию кровообразования - продуцировать красные клетки крови (эритроциты). Прежде эту функцию выполняла печень, а также желточный мешок (внезародышевый орган, осуществляет резервное питание эмбриона до момента образования плаценты), который к этому моменту исчезает.

К концу пятнадцатой недели развития плод начинает заглатывать околоплодные воды. С одной стороны, это является тренировкой глотательного рефлекса, обеспечивает функционирование желудочно-кишечного тракта, а с другой - дает возможность развитию вкусовых ощущений г да, что не только является составной частью формирования органов чувств, но и во многом определяет формирование психики будущего ребенка. В результате постоянных глотательных движений плод ежедневно проглатывает около 400 амниотической жидкости,- которая, продвигаясь по пищеводу, попадает в желудок плода и далее в кишечник, где жидкая часть ее всасывается в кровеносное русло. Имеющиеся в амниотической жидкости частички эпидермиса кожи плода остаются в кишечнике, наполняя его. Постепенно количество кишечного содержимого становится достаточно велико: клетки эпидермиса кожи, смешавшись с желчью (которая выделяется желчным пузырем в просвет тонкого кишечника), образуют первородный кал (меконий).

Желчный пузырь уже достаточно активно функционирует. К концу пятнадцатой недели полностью сформированы пальцы кистей и стоп, подушечки пальцев имеют собственный неповторимый рисунок, формируются ногтевые пластины. Начинает вырабатываться пигмент, определяющий цвет волос. Если раньше волосы на голове, а также брови и ресницы приобретают ту или иную окраску. К этому сроку рост плода составляет 13-14, а его масса уже приближается к 70- 80 г.

Неделя шестнадцатая

Шестнадцатая неделя завершает четвертый месяц внутриутробного развития плода. На этом сроке его лицо уже достаточно хорошо сформировано. Плод впервые открывает глаза. У него есть крошечные брови и ресницы, представленные нежным пушковыми волосами. Такими же волосками крыта и головка плода, и все его тело. Кожа плода очень тонкая, полупрозрачная. Еще совсем отсут-ствует подкожный жировой слой, поэтому сквозь тонкую кожу просвечивают кровеносные сосуды. Кожа имеет ярко-розовый, почти красный цвет и покрыта белой густой смазкой.

Ушные раковины, закладываясь на более ранних сроках развития достаточно низко - практически на уровне шеи, теперь постепенно поднимаются все выше и приближаются к тому месту, на кото-ром мы привыкли их видеть. Ногтевые пластины уже достаточно хорошо сформированы, но еще не покрывают ногтевую фалангу, край их не доходит до кончиков пальцев плода - это произойдет ближе к моменту родов. Движения плода становятся все более интенсив-ными, координированными, но они все еще на-столько нежны и кратковременны, что мать не мо-жет их ощутить. Закрепляются приобретенные рефлекторные движения.

К шестнадцатой неделе формируются мимиче-ские мышцы, и плод начинает их «тренировать» - при УЗИ можно зарегистрировать некоторые гри-масы - подобие улыбки, нахмуривание бровей. Почки плода функционируют все активнее, это и понятно, ведь плод заглатывает до 400-500 мл око-лоплодных вод в сутки. Приблизительно каждый час из мочеиспускательного канала в околоплодные воды выделяется небольшая порция мочи. К концу шестнадцатой недели длина плода со-ставляет 16 см, а его масса - около 120 г.

За четвертый месяц своего развития плод при-обретает несколько очень важных навыков: у него появляется и закрепляется ряд рефлекторных дви-жений, которые в последующем составят основу важнейших рефлексов - сосательного и глотатель-ного. Он впервые начинает тренировать дыхатель-ную мускулатуру, которая будет обеспечивать бес-перебойную работу легких на протяжении всей его жизни. Этот месяц знаменуется началом рабо-ты таких важных органов, как почки, железы вну-тренней секреции, кишечник. К концу четвертого месяца плод уже полностью сформирован - у него есть все без исключения ор-ганы и ткани. Его скелет имеет все отделы, сформированы все суставы. Начался длительный процесс окостенения - укрепления костей, который закон-чится только с завершением полового созревания.

Лицо плода сформировано, появились мимиче-ские мышцы, волосы, брови и ресницы. На этом же сроке уже достаточно хорошо видны наружные половые органы плода, что позволяет определить пол будущего ребенка при УЗИ. Формирование органов и тканей завершилось, и на протяжении оставшихся до родов недель будет идти процесс созревания, подготовки плода к внеутробному существованию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.