Консультации психолога для воспитателей дошкольников. Консультации психолога для родителей в детском саду

Создано 09.09.2015 11:28 Обновлено 01.11.2018 01:28

Дети и взрослые, взаимоотношения между ними, извечная тема. Во взаимоотношениях между детьми и взрослыми происходят разные ситуации, как положительные, так и отрицательные. Дети иногда становятся просто неконтролируемые, а взрослые здесь просто не знают, что делать, опуская руки. Многие взрослые не имеют никакого представления, что в поведении детей нормально, а что является патологией и требует срочного вмешательства со стороны, вмешательства специалиста. Многие абсолютно уверены, что справятся с проблемой самостоятельно, не думая о том, что могут быть последствия, а проблема так и не решиться. И все-таки понять, когда нужна помощь детского психолога на разных этапах развития и при наличии, каких либо отклонениях в поведении маленького человека, очень важно.

Когда же ребенку нужен психолог:
Когда у ребенка наблюдается замкнутость и необщительность. Это поведение может быть особенностью темперамента ребенка, а может быть и признаком психологических проблем. Чтобы разобраться, стоит не пренебрегать советами психолога.
Когда вы заметили, что ребенок неуправляемый. В тех случаях, когда контролировать ребенка просто невозможно, и вы не знаете как себя вести дальше и не можете ситуацию контролировать.
Постоянное непослушание. Имеет много общего с неуправляемостью. В случаях, когда ребенок совершенно отказывается вас слушать, настаивая постоянно только на своём.
Если вы заметили, что ребенок испытывает различного рода страхи и фобии. Запомните, такие проблемы требуют обязательного вмешательства специалиста, который поможет ему от них избавиться, а не загнать проблему еще глубже. Простого: «Не бойся», здесь недостаточно.
Когда взрослого настораживает чрезмерная агрессия ребенка. Ребенок не просто драчун, он дерется постоянно, личико искажено злобой, брови насуплены, губы искажены гримасой. Такого ребенка следует показать детскому психологу. Проблемы здесь носят и физический и вербальный характер, для такого поведения могут быть конкретные причины, их нужно правильно определить, что бы успешно бороться.
Острый стресс. Конечно, желательно что бы подобные ситуации с детьми не происходили. Однако если такое случилось, и ребенок долгое время жил в постоянном стрессе, то помощь специалиста ему нужна обязательно и больше, чем всем остальным. Желательно обратиться к психологу при первой возможности, промедление в данном случае очень опасно последствиями.

Педагоги-психологи Учреждения всегда готовы оказать психологическую помощь воспитанникам по запросу родителей.

С уважением, педагог-психолог Калюжная Анна Семеновна

Опыт работы педагога-психолога Калюжной Анны Семеновны

Рубрика "Адаптация к детскому саду"

  • Успешная адаптация к детскому саду ", педагог-психолог Калюжная А.С.
  • Консультация для педагогов и родителей "Подготовка малыша к детскому саду ",

Рубрика "Жестокое обращение с детьми"

  • Консультация для педагогов и родителей "Жестокое обращение с детьми ", педагог-психолог Калюжная А.С.
  • Консультация для педагогов и родителей "Профилактика жестокого обращения с детьми ", педагог-психолог Калюжная А.С.

Рубрика "У школьного порога"

  • Консультация для педагогов и родителей "С какого возраста отдавать ребенка в школу? ", педагог-психолог Калюжная А.С.

Рубрика "Психологические минутки"

  • Консультация для педагогов "Культурные образовательные практики в ДОО" , педагог-психолог Калюжная А.С.
  • Консультация для педагогов

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. В соответствии с этим, мы полагаем, что психологическая поддержка воспитателей должна стать одной из приоритетных линий в работе психолога ДОУ.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности , характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, которые воздействуют на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.

К симптомам эмоционального выгорания относится:

  • эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
  • напряженность в отношении к людям;
  • заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
  • частая раздражительность;
  • психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
  • снижение активности.

Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, мы советуем ознакомиться с наиболее известным тестом на выявление эмоционального выгорания, который позволит определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким образом установить общий показатель профессионального выгорания.

«Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»

(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Просим Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день.

Тест

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка и интерпретация результата

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

  • «никогда» – 0 баллов;
  • «очень редко» – 1 балл;
  • «иногда» – 3 балла;
  • «часто» – 4 балла;
  • «очень часто» – 5 баллов;
  • «каждый день» – 6 баллов.

Ключ к тесту

  • « Эмоциональное истощение » (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
  • « Деперсонализация » (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим). Суммируются ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
  • « Редукция личных достижений » (тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Соответственно, чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу ДОУ, для коррекции существующего состояния.

Чтобы избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания , мы советуем:

1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

3. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

5. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).

7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

9. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

10. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она - не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Для профилактики эмоционального выгорания , мы предлагаем приемы саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:

  • Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Будто заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

  • Упражнение «Радуга»

Цель: Стабилизация эмоционального состояния.

Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая - съезжаете с нее, как с горки. Повторите несколько раз. Запомните свои ощущения.

  • Упражнение «Напряжение – расслабление»

Цель: снятие мышечных зажимов

Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение нужно сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

  • Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Описание : Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

Список литературы:

1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

3. Семенова Е.Г. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст]: Учебное пособие. / Е.Г. Семенова. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002.

М.Ю. Буслаева

Вопросы агрессии и агрессивного поведения являются актуальными в научной литературе и рассматриваются с точки зрения философии, педагогики и психологии. До начала Х1Х века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий.

Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

А.С. Микерина
Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что современное общество нуждается в гражданах, которых отличают целеустремленность, наблюдательность, эрудированность, умение находить выход из трудной ситуации, мобильность. В связи с этим образование направлено на формирование у детей самостоятельности, активности в познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно исследовательской и т.д.

Просветительская деятельность в дошкольной образовательной организации

И.Ю. Иванова

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является формирование родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания названо одной из стратегических целей. Однако, несмотря на усиление внимания государства к решению данной проблемы, в обществе наблюдается тенденция снижения духовности и культурного уровня взрослых и детей, распад системы семейных ценностей воспитания детей.

Подготовка родителей к продуктивной коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста

Л.И. Савва

Семья и, в первую очередь, родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социального опыта, а также знаний, умений и навыков, необходимых для конструирования социальных контактов и взаимоотношений между людьми. Через систему внутрисемейных отношений ребенок дошкольного возраста вырабатывает свои собственные взгляды, установки, идеи, осваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях.

Теоретико-методологические основания личностного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной коммуникативной деятельности

О.Г. Филиппова

Существующие преобразования в стране привели к изменению современных целей и ценностей образования. Информационно-коммуникационная эпоха сегодняшнего мира позволила определить необходимость стремления каждой языковой личности к коммуникативно-творческому становлению и личностному развитию. Начиная с дошкольного возраста, важно формировать у детей умения устанавливать позитивные взаимоотношения между людьми, адекватно воспринимать и оценивать происходящие взаимосвязи и события, а также познавать себя и другого в общении через собственные речевые действия и осознание своей роли и места в поликультурном окружающем пространстве.

Педагоги-психологи на страницах этого раздела найдут методическую помощь в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста: консультации для педагогов и родителей, способы решения проблем детского возраста. Опытные психологи размещают здесь коррекционно-развивающие программы, планирование, картотеки психологических игр и приемов, описание работы с трудными случаями в дошкольных образовательных учреждениях.

Схожие по теме разделы:

Методические материалы для педагога-психолога

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 3443 .
Все разделы | Психология дошкольников. Консультации и рекомендации для психологов

Консультирование родителей «Психологическая готовность ребенка к школе» Психологическая готовность ребенка к школе. Что такое психологическая готовность к школе Психологическая готовность , или школьная зрелость, – комплекс психических качеств , которые необходимы ребенку для успешного начала обучения в школе. Если ребенок психологически не готов к...

Развитие дошкольника при работе с набором психолога «Приоритет» на первоначальном этапе Некогда Конфуций сказал : «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». Особенности психики дошкольника , проистекающие из его возрастных особенностей (а также лиц, находящихся на аналогичном уровне развития) декларируют дефектологу проводить...

Психология дошкольников. Консультации и рекомендации для психологов - Социальное взаимодействие дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Публикация «Социальное взаимодействие дошкольников как психолого-педагогическая...» Умение общаться, строить и поддерживать дружеские отношения и взаимодействовать, сотрудничать и уживаться с людьми, это нужные элементы всеполноценно развитой и самореализованной личности, это задаток удачного психологического самочувствия человека. Л.С.Рубинштейн считает,...

Психологические игры и упражнения для дошкольников подготовительного к школе возраста 1. «Что чувствует мама, если. »(С 6 ЛЕТ) Цель содействовать формированию эмоциональной децентрации у детей. Ведущий рассказывает детям ситуации, близкие их жизненному опыту, например, на темы наказаний ребенка в семье, получения плохой отметки, ссор между родителями и т. п....

Большая психологическая игра в профориентационной работе с подростками Большая психологическая игра в профориентационной работе с подростками Этапы Алгоритм 1.Подготовительный этап 1.Определение объекта: кто? Учащиеся 9 класса. Оптимальное количество участников 20 - 25 человек. 2.Выявление проблемы (наблюдение, диагностика) Проблема...

Психологический климат семьи как основа нравственного становления личности Нравственно-психологический климат семьи. Психологический климат - это комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих объединению семьи, это совокупность психологических состояний, настроений, отношений ее членов. Психологический климат - не устойчивое...

Психология дошкольников. Консультации и рекомендации для психологов - Психолого-педагогические особенности дошкольников с задержкой психоречевого развития

Дошкольное детство - это период, когда расширяются познавательные интересы ребенка и складывается детское мировоззрение, развивается произвольное поведение, личное самосознание ребенка, а также идет становление всех сторон речевой деятельности. При наличии задержки психического...

Психологическая акция «Возьмемся за руки, друзья» МОО « ОШИ №2 г. Енакиево» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ "Возьмемся за руки" Подготовила Воспитатель 3 класса С.В.Шевченко Эта акция позволяет "жителям школы" почувствовать себя единым целым, вызывая неподдельный интерес к педагогам, другим "жителям школы". Отлично подходит для начала...

Социально-психологический трениниг для обучающихся 10–13 лет «Дружба» (2 часть) Первая часть «Герба» - «Творческий псевдоним или никнейм, или аватар». Тут мы с Вами пишем свой творческий псевдоним и его визуализируем. Например: «Меня зовут Светлана. Мой творческий псевдоним «Cordi», сокращенный вариант от латино-римского имени «Cordelia», что в переводе на...

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей будущих первоклассников на одной из встреч. Вот типичные ответы: «Новый коллектив», «Новые занятия», «Учительница», «Новые обязанности»,...

Появление педагогов-психологов в детских садах и школах значительно облегчило работу воспитателей групп и классных руководителей. Профессиональная помощь детям и родителям в трудных ситуациях развития и обучения важна как воздух. При усилении требований к образовательному процессу у педагогов, работающих с детьми в количестве от 25 и выше человек, физически не остается времени на глубокую индивидуальную работу. А некоторые ситуации в детской жизни требуют не мгновенного вмешательства, а планомерной, коррекционной работы.

Педагог-психолог – это тот человек в детском учреждении, который профессионально возвращает детскую душу в состояние равновесия, дает родителям «инструменты» для понимания собственного ребенка. Иногда достаточно подсказать матери одно слово, и семейная драма превращается в идиллию.

Грамотно выстроенная психолого-педагогическая работа способствует достижению всеми детьми возрастной «нормы» развития, подготавливает к переходу на новый уровень образования, успешную адаптацию к социальным нормам и правилам. Педагог-психолог использует современные направления психотерапевтической работы, эффективные психологические приемы общения с детьми разной степени развития и состояния здоровья. Все эти методические средства помогают оказывать профессиональную поддержку семье, детям, педагогическому коллективу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.