Девиантное и делинквентное поведение подростков. Делинквентное и девиантное поведение

Нарушение норм права, но не столь значительные, чтобы за них наступала уголовная ответственность, называются в социологии делинквентным поведением. Понятие делинквентное поведение охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. Это такие нарушения как: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине (совершенное покупателем, так как хищение продавца считается должностным преступлением), мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман (обсчет) покупателя продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенном месте и др.

В перечень делинквентного поведения школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов, обычно входят такие проступки, как: не вернуться домой ночью, употребить алкоголь, приставать к взрослым, драться, незаконно хранить оружие, нанести тяжкие телесные повреждения кому-либо холодным оружием, воровать, прогуливать занятия, курить марихуану, уйти из школы, отбирать карманные деньги у других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить общественное имущество, писать и рисовать краской на стенах и т.д.

Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется законом, - делинквентным. Неодобрение еще не означает наказания. Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и криминальным поведением. Подростки, состоящие на учете в комнате милиции, - делинквентны, но не преступники. Таковыми они становятся, попав за решетку.

Являясь формой отклоняющегося поведения, делинквентность в современном западном обществе характеризуется следующими чертами:

    вклад социальной позиции. В основном в трущобах царит аномия и беззаконие;

    влияние образцов цивилизации. Не все дети в трущобах делинквентны, так как и тут живут разные семьи. Наивысшая делинквентность обнаружена среди подростков, имеющих самый низкий статус, не знающих в семье дисциплинарной системы и часто участвующих в дворовых тусовках;

    наличие ситуационных факторов. Подростками совершаются правонарушения не потому, что им нравится рисковать, а потому, что по руку подворачивались автомобили, которые угонялись, оружие, которое применялось, прохожие, к которым применялось насилие, и т.д;

    формирование делинквентных коллективов и субкультур. Большинство делинквентных актов происходит в толпе, группе, коллективе. В группе индивид получает поддержку своим провокациям. Постепенно формируются банды и субкультура.

Нарушения социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и несознательными. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Девиантность и делинквентность - две формы отклонения от нормального поведения. Первая форма относительная и малозначительная, вторая абсолютная и значительная. Самой податливой к делинквенции группой населения является молодежь. Но не любая, а та, что проходит социализацию в преступной или отклоняющейся среде. Такую среду или семью называют еще неблагополучной. Обычно это пьющие родители, побывавшие в местах заключения преступники, наркоманы и торговцы наркотиками. На поведение детей большое влияние оказывает родительская модель поведения. Дети часто копируют поведение своих родителей.

Районы с высокой плотностью делинквентного и криминального поведения называют криминогенными. В этих местах процент юных правонарушителей оказывается выше, чем средний показатель для других областей. Категории населения, которые более других склонны совершать криминальные или делинквентные поступки, называют группами риска. К ним относится, в частности, молодежь. Делинквентное поведение среди подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, по ряду причин. Самая главная - социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой этого ожидают от него окружающие. В свою очередь, он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать.

Социологи установили следующую тенденцию: человек тем больше усваивает образцы делинквентного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст. Большое значение и сильное воздействие на подростков имеют уличные компании и окружающая их обстановка. Стремление добиться успеха, выделиться иногда превращается для подростков в дорожку, которая ведет от девиантного поведения к делинквентному. Ранее социологи были уверены, что преступность молодых - побочный продукт бедности. Это не так. Из недавних исследований стало ясно, что молодежная преступность равномерно распределяется по всем слоям. Один из аргументов: учащиеся, принадлежащие к верхнему слою среднего класса и высшему классу, чаще участвовали в актах школьного вандализма, чем дети из бедных семей. Основной причиной у подростков из богатых семей является повышенное стремление к удовольствиям, которые обеспечиваются богатством. А у выходцев из бедных семей причиной делинквентного поведения выступают иные факторы, чем богатство и гедонизм. В основном это школьные неуспехи: плохие отметки, плохое поведение в классе, нежелание учиться, неумение найти общий язык с педагогами и родителями, негативное влияние одноклассников. Они начинают прогуливать уроки и употреблять алкоголь, а возможно и несильные наркотики.

2 4 313 0

Делинквентное поведение – отклоняющееся от нормы. Суть заключается в таких действиях, за которые предусмотрено наказание, определенное буквой закона.

Нормативная база зависит от социокультурного пространства, где человек живет и взаимодействует с окружающими. Но независимо от континента и принадлежности личности, делинквентное поведение – это нарушение предписаний на законодательном уровне.

Если коротко, то нарушение прописанного в законодательных актах конкретной страны, является делинквентным.

Такое поведение не ограничено ни возрастными рамками, ни расовой принадлежностью, религиозными предпочтениями, образованием. «Пойти по наклонной» может каждый.

Одно дело украсть в магазине шоколадку, другое – организовать и реализовать массовый теракт. Все страны мира борются на этом поприще как постфактум, так и разрабатывают программы для предотвращения поведенческих отклонений. Насколько успешно, можно судить по статистике осужденных конкретного государства. Но деликвенты были, есть и будут всегда. И связано это с причинами возникновения и развития делинквентности, а они в масштабах государства неустранимы.

Но это не значит, что таких людей нельзя перевоспитать. Важно как можно раньше выявить проблему, и принять необходимые меры. Об этом мы и поговорим далее.

Делинквентное и девиантное поведение

Их часто путают. И одно, и другое – это отклонение от нормы. Разница в том, от какой именно нормы.

    Делинквентное поведение

    Нарушение прописанных законом правил конкретного государства.

    Девиантное

    Нарушение неписаных норм и догм, обычаев общества, устоев, традиций. Влечет за собой социальное порицание и отвержение, но не юридические последствия.

Смеяться над инвалидом в парке – это девиантность. Избить его – делинкветность.

Механизм возникновения одного и другого схожи. Это демонстративное вызывающее поведение, неприемлемое обществом, в основе которого потребность в самоутверждении, ощущении значимости без возможности использовать другие методы.

Выбор методов личностных проявлений зависит от опыта. Если родители проявляли девиантность, вероятно, арсенал ребенка будет тем же.

Причины возникновения делинквентности

Трудно выделить конкретные причины и указать «вот поэтому человек стал делинквентом». Это спектр социокультурных, психологических предпосылок разного уровня (внешние и внутренние факторы), которые способствуют проявлению делинквентности:

  • Насилие в семье – физическое и психологическое;
  • Деструктивная модель поведения родителей: смена партнеров родителями, внутрисемейные конфликты, злоупотребление алкоголем и наркотиками и т.д.;
  • Вседозволенность или чрезмерная строгость в воспитании;
  • Эмоциональное или физическое отсутствие отца, как гаранта порядка и стабильности;
  • Игнорирование потребностей ребенка;
  • Семья и окружение, где преступление норма или достижение.

Предпосылки вырасти ребенку делинквентом видны еще в раннем детстве.

Семья и ближайшее окружение малыша – это модель, которую человек несет в себе как идеальную до конца жизни. Если папа вор, то сын (даже зная, что это плохо) примет такой вариант поведения как верный. И вероятность пойти по стопам отца при наличии других факторов значительно увеличивается.

Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя.

Виды асоциального поведения

Вид поведения

Как проявляется

Мелкие административные правонарушения Действия, за которые предусмотрено административное наказание. Это штрафы, предупреждения без вариантов ограничения свободы делинквента. Может выражаться в хамстве по отношению к другим людям, нарушении правил дорожного движения и т.д.
Дисциплинарные проступки Систематические действия, которые влекут за собой нарушение распорядка, форм и предписаний в рамках трудовой деятельности человека. Это опоздания, уходы с работы без предупреждений, злостное невыполнение своих обязанностей и т.д. Штрафными санкциями в таком случае выступают штрафы, удержания из заработной платы, лишение привелегий, перевод на другую (низшую должность) или увольнение с соответствующей записью в трудовой книжке.
Преступления Самая тяжелая форма делинквентности, так как это серьезные проступки, влекущие лишение свободы. Это разнообразие тяжких преступлений: насилие, кражи, убийства, ограничение свободы человека, мошенничество и т.д. За такие действия преступник несет криминальную ответственность.

Вид делинквентного поведения зависит от тяжести формы наказания за него. Это решает исключительно суд на основании законодательной базы.

Особенности делинквентного поведения у подростков

Делинквентным называют отклоняющееся поведение у подростков, которые условно делять на 3 группы:

    Раскаивающиеся

    Дети, которые совершив правонарушение, искренне сожалеют о содеянном. Им стыдно, неловко, они хотят исправить ситуацию. Поступить неправильно сподвиг некий внутренний конфликт или ситуация, когда правонарушение стало «криком о помощи».

    Не раскаивающиеся

    Те, которых не мучает ни совесть, ни моральные ограничения, потому что их нет. Это ведомые подростки, поддающиеся дурному влиянию и не имеющие желания осмысливать свои поступки.

    Сознательные

    Подростки, которые сознательно преступают закон и получают удовольствие от содеянного. Это самая опасная группа, так как повлиять на совесть, мораль или принципы невозможно.

В зависимости от самого делинквента и степени отклонений в поведении, следует строить взаимодействие. И всегда искать помощи профессионалов – психологов, психиатров, социальных работников. Ибо если ситуация допущена, то методы воздействия окружающих оказались недостаточными и неверными.

Как родителям предотвратить проблему у детей

Делинквентами не рождаются. Ими становятся при определенных условиях. Нельзя списывать на генетику или другие биологические факторы: насилие, воровство, убийства или нарушение правил дорожного движения. Человек переступает через закон, четко осознавая свое действие. Даже подросток понимает, что разбить стекло в школе, бросив камень – плохо. Но почему-то бросает.

Демонстративное поведение (а делинквентное таким и является) направлено на привлечение внимания. Если другие способы не работают, тогда человек ищет то, чтоб уж наверняка.

Компания сверстников, где таким способом можно продемонстрировать свою значимость – прекрасный вариант. Ребенок стремится почувствовать ценность и значимость. Если не получает ощущений в кругу семьи, выйдет во двор и найдет «благодарных» слушателей и созерцателей. Поэтому родителям следует создать такую обстановку любви и принятия ребенка, чтобы потребность доказывать ценность «на стороне» не возникла:

  • Поощряйте попытки помочь вам или другим людям;
  • Делитесь с ребенком трудностями и переживаниями, вовлекайте в жизнь. Таким образом, малыш будет чувствовать значимость;
  • Объясняйте и, главное, что такое «хорошо» и «плохо»;
  • Стройте совместные планы о большем, лучшем чем сейчас;
  • Говорите как сильно ребенок нужен вам и что любите его;
  • Обнимайтесь почаще;
  • Создайте атмосферу надежного тыла, что бы не случилось с ним и что бы он не натворил;
  • Установите систему поощрений и наказаний. Если правило нарушено ребенком, необходимо применить наказание. Так формируется понимание причинно-следственных связей и ответственности за свои действия;
  • Предложите вариации хобби, которые займут ребенка и у него не останется времени на «глупости».

Делинквентное поведение – противоправное поведение, которое не соответствует принятым в обществе нормам и правилам. В переводе с латинского это слово обозначает «проступок». Человек с таким поведением делает противоправные действия, не соответствует социальным нормам, ожиданиям, системе воспитания. Интересно, что это поведение проявляется как в действиях, так и в бездействии, что также может наносить определенный вред или ущерб. Изучают личностей с делинквентным поведением в психологии, криминологии, социологии, педагогике.

Это поведение выделено, как неправильное, но нормы поведения в каждом государстве различны. Делинквентное поведение имеет несколько особенностей, что отличает его, например, от девиантного.

Виды

Преступное поведение разделяется на несколько видов. В зависимости от степени отклонения действий человека от социальных норм и правил поведения, прописанных в законе, разделяют:

Теории появления делинквентного поведения

Профильные науки изучают это явление в действиях человека уже давно. Есть несколько теорий о том, почему у человека формируется такое поведение. Рассмотрим их подробнее.

Социальная теория Э.Дюркгейма

Этот ученый, основатель отдельной науки – социологии, выдвинул теорию о том, что делинквентные поступки являются результатом несоответствия целей и средств, используемых в обществе. Понять сразу сложно, о чем идет речь. Рассмотрим на конкретном примере эту теорию.

В социуме есть стереотип об успешности в богатстве, и каждый уважающий себя человек стремится быть богатым, чтобы прослыть успешным. Но экономика страны не слишком направлена на поощрение развития малого и среднего бизнеса. Из-за этого людей, которые открывали бы свое дело, не много, но все хотят занимать руководящие должности, чтобы управлять подчиненными и красть. Что само по себе не является нормой права.

Теория конфликта

Представители этой теории утверждают, что в основе делинквентных действий лежит конфликт определенной субкультуры (которую представляет делинквент) и общепринятой культуры.

Теория социального неравенства Якова Гилинского

Этот криминалист придерживается теории о том, что существующие в обществе разные социальные группы уже дают основание формированию такого поведения. Представителям разных социальных групп нужно прикладывать неодинаковые усилия для удовлетворения основных потребностей. Здесь возникает зависть, недовольство и стремление любым путем удовлетворить свои потребности.

Психологическая теория

Как и многие проблемы, начатки формирования отклоняющегося от норм и правил поведения начинается ее в детстве. Когда ребенок растет в конфликтной, агрессивной среде, у него формируется определенная картина мира, определенный образ своего Я и определенное мышление. Многие проблемы ребенка в будущем закладываются в семье или среде, которая его окружала в детском возрасте.

Теории освещают проблему глобально. Безусловно, проблемы общества отражаются на формировании отношения к жизни человека. Научно доказанным является факт, что в период резкой, революционной перестройки общества так же резко возрастает преступность. Но даже в сложные социально-экономические, политические времена, сохранялись люди, которые сформировали нормальное отношение к общественным правилам у себя и своих детей. Из этого можно сделать вывод о том, что не всегда проблемы в обществе формируют личность. Гораздо важнее то, что она выносит из семьи.

Причины поведения, нарушающего нормы общества

Причинами формирования делинквентной личности являются:

Коррекция

Основой коррекции является поиск причин такого поведения и развитие личности в процессе коррекции неправильного восприятия мира. Применяются методы когнитивно-поведенческой, семейной, экзистенциальной психотерапии.

Основные теоретические подходы

к пониманию делинквентного поведения

Делинквентность - свойство поведения человека, его личностные особенности, проявляющиеся в противоправном, откровенно антисоциальном поведении.

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание у них мелких карманных денег , угон с целью покататься велосипедов и мотоциклов, которые потом бросаются где попало. Реже встречаются мелкое мошенничество, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться домашние кражи денег. Все эти действия не носят характера серьезных преступлений.

Делинквентным поведением обозначают мелкие правонарушения и проступки, не достигающие преступления (криминала), наказуемого в судебном порядке.

Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением. Данные два вида поведения отличаются.

Девиантность - это необычное, но при этом устойчивое отклонение от статистических норм. Другими словами, девиантным считается устойчивый образ действий, поведения или мышления, который не типичен для общей популяции.

Девиантное поведение - это такое поведение, которое не является нарушением уголовного законодательства, то есть не является противоправным, а просто не совпадает с принятыми в обществе стандартами. Например, гомосексуализм - это чисто девиантное в узком смысле слова поведение.

Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию. Таким образом, это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами.

Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряются в одних обществах и недопустимы в других. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей. Например, если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи , то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Однако ведь в обоих случаях в места погребения вторгаются посторонние и выносят оттуда какие-то предметы. Еще один пример. Общительность, современная одежда и открытое лицо европейской женщины недопустимы во многих традиционных мусульманских странах

Эти примеры свидетельствуют о том, что отклонения не могут быть объективной характеристикой человеческого поведения. Общество само решает, считать или не считать какое-то поведение девиантным. Это не означает, что такие явления, как убийство, воровство, половые извращения, психические отклонения, алкоголизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т.п., могли бы не иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Просто решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким конкретным образом реагируют на него.

Одно и то же поведение может рассматриваться одной группой как отклонение, а другой - как норма. Более того, многое зависит от социального контекста, в котором наблюдается такое поведение. Например, появление в нетрезвом виде на работе вызывает недовольство окружающих, однако на новогодней вечеринке именно такое поведение ее участников вполне естественно. Добрачные сексуальные отношения и разводы, всего одно поколение назад вызывавшие сильное осуждение в обществе, сейчас в целом считаются нормой. Большинство людей рассматривают девиантное поведение как плохое, как поведение, представляющее собой источник социальных проблем. Причина таких оценок - результат негативных или разрушительных последствий, которые влечет за собой большинство отклонений от нормы.

Негативные последствия девиации очевидны. Если отдельные индивиды не в состоянии выполнять те или иные социальные нормы или считают их выполнение необязательным для себя, то их действия наносят обществу урон (приносят вред другим людям, искажают и даже прерывают значимые социальные связи и отношения, вносят разлад в жизнь группы или общества в целом).

Если поведение, не одобряемое общественным мнением, называется девиантным, то поведение, которое не одобряется законом, - делинквентным. Грань между делинквентным и преступным поведением находится там, где кончается сфера административной ответственности и начинается область уголовно наказуемых поступков.

Например, если подросток состоит на учете в полиции, не посещает школу, появляется в пьяной компании в общественных местах, его поведение является делинквентным, но не преступным. Преступным оно станет тогда, когда он совершит деяние, расцениваемое законом как уголовное преступление, и будет осужден по закону как преступник.

Наиболее податливую к делинквенции группу населения составляет молодежь, прежде всего вырастающая и проходящая социализацию в преступной или девиантной среде . Такую среду или семью в обыденной терминологии называют неблагополучной. Часто склонность к делинквентному поведению возникает под влиянием пьющих родителей, нередко побывавших в местах лишения свободы.

Классификация делинквентного поведения

Наиболее точную классификацию форм делинквентного поведения подростков можно провести в зависимости от того, нормы какой отрасли права были нарушены подростком. В связи с этим условно делинквентное поведение несовершеннолетних можно разбить на следующие группы:

1) гражданско-правовые деликты , заключающиеся в причинении имущественного вреда человеку или юридическому лицу, нанесении морального вреда личности, дискредитации репутации человека или юридического лица (за их совершение подросток, как правило, не несет ответственности, однако, его родители, опекуны или попечители, работники органов опеки и попечительства, либо должностные лица специализированных учреждений, в которых проживает данный несовершеннолетний, могут быть привлечены к материальной ответственности, на них может быть возложена судом обязанность возместить имущественный вред, причиненный ребенком иным физическим, либо юридическим лицам);

2) административные правонарушения , которые заключаются в нарушении норм административного законодательства, представленного в Российской Федерации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, например, курение табака в неустановленных местах, купание в запрещенных местах, приставание к гражданам с целью гадания, попрошайничества (за данные виды правонарушений несовершеннолетние могут быть привлечены к различным видам административной ответственности, в частности , к штрафу);

3) дисциплинарные проступки (в том случае, если несовершеннолетний работает и при этом нарушает требования действующего трудового законодательства), например, прогул, распитие спиртных напитков на рабочем месте, умышленное уничтожение либо повреждение имущества работодателя и т.п. (за данные виды несовершеннолетний правонарушитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, в частности, ему может быть объявлен выговор, предупреждение, в крайних случаях он может быть уволен с работы);

4) преступления, которые выражаются в нарушении норм уголовного законодательства, представленного в Российской Федерации Уголовным кодексом, например, убийство, изнасилование, грабеж, разбой, кража, хулиганство и т.д. (за совершение данного вида правонарушений к несовершеннолетнему правонарушителю применяются наиболее строгие виды наказания, например, штраф, исправительные работы, принудительные меры воспитательного воздействия, а также лишение свободы).

Причины делинквентного поведения

Часто условия формирования делинквентного поведения окружают человека с детских лет, что и приводит к формированию неправильного поведения. К числу причин можно отнести следующие:

родительское игнорирование детской потребности в нежной заботе и привязанности;

частое применение телесных наказаний в семье;

недостаточное влияние отца, в случае его ухода или смерти;

острая детская травма (насилие, болезнь, развод, смерть родителя) и фиксация на этом;

вседозволенность;

недостаточная требовательность родителей;

повышенные требования к ребенку, которым он по каким-либо причинам не может в данный момент соответствовать;

со стороны родителей несогласованность требований, ведущая к непониманию норм поведения;

смена родителей;

постоянные, выраженные конфликты между родителями (наиболее опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

излишне строгий отец и излишне добрая мать.

Таким образом, мы видим, что основы нарушения поведения берут начало в детстве. Ребенок не сразу становится правонарушителем. Кроме семейного окружения есть друзья, ровесники, лидеры субкультур, которые так же имеют влияние и авторитет в подростковой среде. Здесь прослеживается связь между дисгармоничными отношениями с одной стороны (семья) и ситуацией принятия и поддержки с другой (подростковые коллективы).

Делинквентное поведение подростков, особенно его наиболее простые и «легкие» формы, может быть вызвано и ситуацией в семье, отношениями с родителями . Побег из дома, первые прогулы, драка иногда провоцируются не сверстниками, а родственниками. Помимо открытого конфликта острую реакцию протеста может вызвать безразличие и непонимание со стороны родителей. Когда два поколения всего лишь сосуществуют под одной крышей без взаимной помощи и сочувствия, не давая друг другу эмоционального тепла, обстановка постепенно накаляется: она чревата взрывом или тихим уходом «на улицу». При этом подросток, рвущий духовные связи с семьей, отказывается от этических ценностей, норм и идеалов старшего поколения.

Конечно, не любой подросток потянется к такой группе и даже, оказавшись в неблагоприятной среде, примет ее ценности и нормы поведения, изменит образ жизни. Не каждый, прогуляв один-два раза уроки, войдет во вкус новой «свободной» жизни или будет разрешать свои школьные проблемы, конфликтуя с учителями и одноклассниками. Такие черты характера, как авантюризм или агрессивность, в значительной мере способствуют становлению делинквентности, но не менее важным, а может быть и решающим внутренним условием асоциального выбора оказывается специфика развития морального сознания.

Мотивы возникновения делинквентного поведения

В случае антисоциального поведения могут действовать следующие бессознательные мотивы делинквентности:

желания, требующие немедленного удовлетворения;

переживание бессильного гнева, отчаяния - агрессии, ищущей разрядки;

обида, требующая мщения;

зависть, побуждающая к восстановлению справедливости;

недоверие и стремление сохранять дистанцию;

фантазии величия и всемогущества.

Влияние семьи на формирование делинквентного поведения у подростков

Особо важную роль в становлении подростка как личности играют малые группы, в которых он взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Влияние семьи подростка сильнее влияния школы, общества в целом, а формирование высших ценностей связано именно с семьей. Иногда поведение родителей может оказывать отрицательное (десоциализирующее) воздействие на развитие личности подростка. В результате этого им будут усвоены модели девиантного, в том числе и делинквентного, поведения.

Следует отметить, что личность подростка - правонарушителя может сформироваться как в семье асоциального типа, так и в благополучной семье , однако характер формирования будет носить различный характер.

Наиболее интенсивное криминогенное влияние исходит от семей с собственным источником десоциализации, в первую очередь, от тех, которые целенаправленно вырабатывают у своих членов антисоциальные качества, вовлекают их в преступную и иную антиобщественную деятельность. Как правило, вовлечение несовершеннолетних родственниками в преступную деятельность носит скрытый характер. Опасным для развития личности подростка является воспитание в такой семье, члены которой были ранее судимыми.

Порой благоприятную атмосферу для формирования у подростка антиобщественного поведения создает пьянство родителей , прежде всего потому, что оно связано с проявлением жестокости и грубости. Находясь в такой среде, подросток сам вырастает агрессивным, жестоким, намного раньше своих сверстников приобщается к спиртному.

Неполная семья также может стать источником вовлечения подростка в противоправную среду. Очень часто одной матери приходится воспитывать одного или нескольких детей. В этом случае негативные результаты воспитания и формирование отклоняющегося поведения несовершеннолетнего могут быть связаны с отсутствием отца или отсутствием доверительных отношений с ним.

Сформировавшийся эмоциональный вакуум в семье заполняется отношениями не просто в неформальной группе сверстников, а в группе, где лидерами являются лица более старших возрастов. Они демонстрируют свою уверенность, физическую силу, умение разрешать конфликты силовым путем. Именно в таких группах подросток получает то, что недополучил от отца.

Тяжелое материальное положение семьи также может стать причиной вовлечения подростков в противоправную деятельность. Практически полное отсутствие доступа к престижным и модным вещам, делает их объектом насмешек, изгоями в среде сверстников, мешает удовлетворению потребности в самоутверждении. Именно из-за этого у подростков из таких семей возникает озлобленность к тем, которые обладают данными вещами. Эта озлобленность может толкнуть их на совершение противоправных действий.

Негативное влияние на развитие подростка оказывают и семьи, которые свое воспитание строят на применении физического наказания . Запугивания и угрозы приводят к появлению у подростков состояния стресса, переходящего в агрессию, проявлению бездушия, провоцируют уходы из дома.

Однако далеко не всегда антиобщественное формирование личности происходит в, так называемых, проблемных семьях (криминально-аморальных, неполных, малообеспеченных, конфликтных). Такое формирование возможно и в обеспеченных семьях, в которых родители , например, считают, что если ребенку все позволять, ничего не запрещать, то это нормально.

Родители не учитывают того, что ребенок может переносить свою вседозволенность в семье и на другие отношения. В раннем подростковом возрасте эта вседозволенность может проявляться в шалостях, которые поначалу носят шутливый характер, но не следует забывать, что со временем они могут перейти грань дозволенного. В тех же случаях, когда учителя начинают взывать к родителям с просьбой повлиять на их ребенка, те нередко считают, что он прав. Первые же проблемы, связанные со столкновениями с полицией, родители стараются «решить» при помощи своих связей, тем самым формируя у подростка чувство полной безнаказанности. В дальнейшем это чувство перерастает в уверенность во вседозволенности для лиц имеющих большие деньги или связи. Это же обстоятельство, а также наличие больших денег толкает подростка на поиск развлечений, которые зачастую не соответствуют либо общепринятым нормам, либо законам.

Достаточно часто к антиобщественному поведению подростков подталкивает их безнадзорность . Она может быть результатом самых различных причин, начиная с условий работы или состояния здоровья взрослых членов семьи, затрудняющих их участие в воспитании детей , до конфликтов в семье, отвлекающих их участников от воспитательных обязанностей, и полного отказа от этих обязанностей и сознательного сведения своей заботы о детях к их материальному обеспечению. Очевидно, что развитию безнадзорности может способствовать как низкое интеллектуальное развитие родителей, не позволяющее им в достаточной степени заниматься воспитанием детей, так и достаточно высокий интеллектуальный уровень родителей в тех случаях, когда они уделяют работе основное свое внимание, не оставляя времени на общение и заботу о своих детях. При этом подросток предоставлен сам себе. В этих условиях формированием несовершеннолетнего занимается «улица», сверстники.

Таким образом, в то время как семья должна являться основным агентом первичной социализации, формирующим у своих детей те ценности, качества личности, образцы поведения, которые позволили бы им эффективно, достойно и полноценно функционировать в жизни, она может стать и источником формирования противоправного (делинквентного) поведения несовершеннолетнего.

Научные исследования проблем противоправного поведения подростков показывают, что все подростки, склонные к делинквентному поведению, переживают отчуждение - чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей . Причем, чем выше уровень отчуждения, тем выше уровень склонности к противоправному поведению. Отчуждение является существенной предпосылкой делинквентного поведения и при определенных дополнительных условиях (внутриличностных, возрастных, социально-экономических) способствует в подростковом возрасте совершению действий, направленных на нарушение общепринятых норм и правил.

Подростковая делинквентность

Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов , совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.

Причинение вреда

Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок. Различные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности.

Совершаемые делинквентом деяния могут представлять собой гражданско-правовые деликты: причинение имущественного вреда человеку или организации, нанесение морального вреда личности, дискредитация репутации человека или юридического лица и др. Лица, их совершающие, подлежат ответственности, установленной гражданским законодательством.

Виды делинквентного поведения

К числу делинквентных относятся административные правонарушения , выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах , в скверах , парках , во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения - это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения , распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.

Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление . Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения - наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф , арест , лишение свободы и др.), которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления - 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением . В действительности эти понятия - не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое делинквентное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Перевод государством делинквентного поведения в категорию деяний, не являющихся правонарушениями, приводит к переходу их в разряд либо отклоняющегося, либо социально нейтрального, либо даже социально одобряемого поведения. Например, скармливание скоту и птице скупленных в магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других пищевых продуктов до марта в зависимости от обстоятельств признавалось в Беларуси административным правонарушением или преступлением, а затем перешло в разряд морально порицаемого отклоняющегося либо социально нейтрального поведения. Коммерческое посредничество, признаваемое преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь , утратило характер делинквентного поведения с ноября и с развитием рыночных отношений стало нормой поведения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Литература

  • Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М .: Академия, 2004. - 288 с. - ISBN 5-7695-1782-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Делинквентное поведение" в других словарях:

    Делинквентное поведение - (лат. – проступок) – действия человека, противоречащие и нарушающие правовые основы жизни общества, идущие вразрез с существующим законодательством. Это поведение правонарушителя и преступника. Делинквент – преступник. Делинквентная ситуация –… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Делинквентное поведение - отклоняющееся поведение в крайних своих формах представляет уголовно наказуемое деяние. Обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе. Затем следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими, слабыми и т. п … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - (от. лат. delinquens правонарушитель) отклоняющееся поведение, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - – одна из форм девиантного поведения, включающая действия и поступки человека, нарушающие юридические нормы и носящие противоправный характер. В качестве Д.п. можно рассматривать преступное, криминальное поведение молодого поколенияТерминологический ювенологический словарь

    ПОВЕДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОЕ - (от лат. delictum проступок, англ. delinqvency правонарушение, провинность) антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в… … Социология: Энциклопедия

    Поведение - Совокупность действий, поступков, совершаемых индивидом в его взаимодействии с окружающей средой, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В психиатрии имеют значение П. агрессивное, бредовое, девиантное… …

    ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ - социальные действия индивидов и групп, не вписывающиеся в рамки нормативно ценностных стереотипов цивилизованного общежития. Существуют три основные разновидности О.п. – девиантное, делинквентное и криминальное. Девиантное поведение проявляется… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    См. Отклоняющееся поведение. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ … Философская энциклопедия

    Отклоняющееся поведение - собирательный термин, охватывающий три формы: девиантное, делинквентное и криминальное поведение … Социология: словарь

    Реакции - В психиатрии: патологические изменения психической деятельности в ответ на психическую травму или неблагоприятно сложившуюся жизненную ситуацию. В их происхождении важную роль играют факторы конституциональной предрасположенности, особенности… … Толковый словарь психиатрических терминов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.