Основные правила поведения в общественных местах для детей. Правила поведения для школьников в общественных местах

Правила и памятки безопасного поведения в городе и на природе.

В каждом месте существуют определенные принципы и правила поведения. Это касается парков, улиц и леса. В каждом из этих мест нужно себя вести определенным образом. Это обезопасит вас и сведет к минимуму риск несчастных случаев.

На улицах существует очень много опасностей. Несмотря на то, что мы привыкли находиться в шумной толпе, это бывает небезопасно.

Памятка:

  • Всегда предупреждайте близких, куда идете.
  • Не ходите в одиночестве по темных улицах. Выйдите на светлую сторону дороги.
  • Не надевайте драгоценности, если собираетесь поздно возвращаться домой.
  • Если к вам подошли незнакомцы и просят провести на какую-то улицу, объясните, как туда дойти, но не провожайте.
  • Не вешайте ключи на ремне или на шее.
  • Если за вами кто-то идет или преследует, зайдите в супермаркет или другое общественное место, где можно затеряться.
  • Не идите с незнакомыми людьми, если вам обещают что-то показать или дать деньги за доставленный багаж.
  • В общественных местах не стоит кричать, привлекать внимание. Соблюдайте порядок.
  • Не участвуйте в несанкционированных акциях и не вступайте в перепалки.
  • Не распивайте спиртные напитки и не курите в общественных местах и на остановках.
  • Помогайте людям преклонного возраста и детям.
  • Берегите государственное имущество, не бейте витрины и не нарушайте целостность зданий.

При достижении детей определенного возраста, их необходимо учить правилам поведения в общественных местах. К таким местам относятся парки, стоянки, общественный транспорт, магазины, метро, подземные переходы. Детей обязательно стоит обучать этикету и правилам поведения в общественном транспорте.

Правила повеления на улице:

  • Много опасности на улицах связано с перемещением транспорта. В нашей стране правостороннее движение.
  • Если нет тротуаров, то стоит идти навстречу транспорту, который едет в вашем направлении.
  • Не перебегайте проезжие части в местах, где нет светофоров и пешеходных переходов.
  • Не выбегайте на дорогу, когда приезжает общественный транспорт. Обязательно смотрите по сторонам.
  • Если вы движетесь по проезжей части, то на одежде должны быть светоотражающие элементы.
  • В зимнее время не ходите под домами, во-избежании падения сосулек на голову.
  • Не ходите там, где скользко, и дорожки не посыпаны щебнем или песком.
  • Не вступайте в споры с прохожими, особенно если они находятся в нетрезвом состоянии.
  • Детям стоит объяснить, что нельзя прятаться во время игры в машинах и заброшенных зданиях.
  • Дети не должны идти с малознакомыми людьми и показывать, как дойти до определенного дома по конкретному адресу.


К общественным местам можно отнести метро, автобусные остановки, магазины и парки. Чтобы не попасть в беду и не нарваться на неприятности, стоит соблюдать основные правила.

Памятка:

  • Пропускайте в автобус или маршрутное такси женщин и детей, помогите пожилым людям зайти в транспорт.
  • Не спускайтесь в шахты или тоннели, не стоит заходить за ограждения.
  • Трамвай обходите спереди, а троллейбус, автобус и автомобили сзади.
  • Не кричите в общественном транспорте. Говорите с собеседником тихо, склоняясь над ухом.
  • Старайтесь не говорить по телефону, перезвоните абоненту после того, как прибудете в место назначения.
  • Держитесь за поручни и не ходите по транспорту во время его движения.
  • Войдя в транспорт, оплатите проезд и займите свободные места.
  • Уступите место беременной, женщине с ребенком или пожилому человеку.
  • Не стоит брать с собой в метро или автобус пищу или напитки. Перекусить можно в парке или дома.
  • Если место очень оживленное, то переходить на другую сторону улицы необходимо при помощи подземного перехода.
  • Не сидите в транспорте с широко расставленными ногами. При выходе не толкайтесь, а попросите вас пропустить.
  • Старайтесь никого не напрягать громким разговором. Не кричите на окружающих.
  • Если вы на улице находитесь в толпе, и вам нужно остановиться, отойдите в сторону, чтобы прохожие на вас не натыкались.
  • Если вы находитесь в кино или в театре, обязательно снимите головной убор. Он может мешать окружающим смотреть спектакль.
  • Не шумите и не жестикулируйте в кино, вы можете спровоцировать конфликт. Не отбивайте такт ногами на концерте.
  • Если вы опоздали в кино, то постарайтесь очень тихо пройти к своему месту.


С наступлением тепла, многие спешат порадовать себя вкусными шашлыками. Кто-то идет на рыбалку и тоже не упускает возможности насладиться пикником. На природе тоже стоит себя вести согласно определенным правилам.

Правила поведения на природе:

  • Надевайте закрытую одежду даже в жару. Желательно чтобы руки и ноги были закрытыми. Это позволит не сгореть и защитить кожные покровы от насекомых.
  • Надевайте удобную обувь на мягкой подошве. Кеды не совсем подходящая обувь, так как в них больно ходить по каменистой местности.
  • Не разжигайте костер на поляне с сухой травой или деревьями. Также стоит отойти от места с камнями, под которыми сухая трава.
  • Не ешьте незнакомых грибов и ягод. Не трогайте птиц и животных, обходите стороной гнезда.
  • Не стоит мыть посуду и стирать одежду в водоемах. Также не нужно справлять нужду в кустах. Выройте яму, а после своего ухода закопайте ее.
  • Ходите по лесу зигзагами и не сокращайте дорогу. Спускаться с крутых склонов очень опасно. Перепрыгивать канавы или ямы тоже не стоит.
  • Не устанавливайте палатку и не разбивайте лагерь возле муравейников и нор диких животных.
  • Старайтесь вернуться домой до темноты. При этом не сворачивайте с троп и дорожек.
  • Если вы заблудились, то идите и прислушивайтесь. Вам нужно идти на шум, это выведет вас к населенному пункту.
  • Не используйте духи и парфюм, так как они могут спровоцировать укусы насекомых.
  • Не включайте громко музыку, это привлечет диких животных и сделает их агрессивными.
  • Не пейте воду из озер и водоемов. Неизвестно, пригодна ли эта вода для приема внутрь.


Как видите, в каждом месте нужно соблюдать правила безопасности. Это поможет вам сохранить жизнь и здоровье, а также избежать конфликтных ситуаций.

Каждый из нас неоднократно был свидетелем неподобающего поведения ребенка на улице, в магазине или на остановке транспорта. Маленькие дети чаще всего устраивают истерики относительно своих желаний, подростки – шумят, портят имущество, мусорят, а то и курят, сквернословят. Все это издержки как домашнего, так и школьного воспитания.

Ребенок должен знать, как вести себя в магазине и других общественных местах

Эти дети просто не знают, что существуют правила поведения в общественных местах – и они должны их придерживаться.

Даже, если детям о них и известно – а в детском саду и в школе об этом говорят обязательно, часто они не понимают простых вещей:


Обучение основам правильного поведения в обществе надо начинать первого года жизни – и это одна из ключевых задач родителей, аналогичная по важности интеллектуальному, духовному и физическому развитию. Навыкам, как себя вести рядом с чужими людьми, в таких общественных местах, как магазин, театр, музей, транспорт и даже детская площадка, надо обучать малыша так же, как и чистить зубы или завязывать шнурки.

Перечень правил поведения детей за пределами дома

Существуют официальные правила поведения детей – их перечень можно найти в детских и учебных учреждениях. Требования к поведению подростков, конечно, намного сложнее, чем для малышей, но основные, общие для всех, приведены в списке:


Правила поведения, разработанные Минобразования РФ
  • На улице и в общественных местах разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям.
  • Проявлять вежливость к взрослым людям, покровительствовать маленьким. Быть внимательным к людям с ограниченными возможностями.
  • Придерживаться чистоты в общественных местах – не мусорить, не плеваться, беречь зеленые насаждения.
  • Беречь общественное и чужое имущество.
  • Не совершать недостойных поступков и уберегать от них друзей. Это означает: не обижать и оскорблять других, не брать чужие вещи, не издеваться над животными и др.
  • Без сопровождения взрослых дети до 16 лет не могут находиться на улице после 21 часа вечера (во время каникул дети старше 12 лет могут гулять до 22 часов).
  • Посещение подростков зрелищных мероприятий разрешается не позже 21 часа 30 минут.

Эти подростки злостно нарушают правила поведения

Эти основные требования включают и целый ряд запретов для школьников и подростков:

  • Принимать участие в любых акциях, нарушающих порядок в общественных местах.
  • Распивать спиртные напитки, курить, сквернословить, играть в карты в общественных местах.
  • Заниматься торговлей и перепродажей.
  • Нельзя забираться в подвалы, на крыши, на железнодорожные вагоны.
  • Ездить на подножках общественного транспорта.
  • Самостоятельно купаться без сопровождения взрослых.
  • Хулиганить, бросая камни в проезжающий транспорт, накладывать разные предметы на рельсы.

Детям до 16 лет запрещено выезжать на скутере на дорогу

Для подростков существует также запрет ездить по дорогам на велосипеде до 14 лет, а на мопеде или скутере – до возраста 16 лет.

Чему родители должны научить своего ребенка

Существует также целый ряд неформальных требований, с которыми родители должны ознакомить своего ребенка буквально в первый выход в любое общественное место.

Например, при посещении зоопарка надо малышу объяснить, что нельзя лезть к клеткам животных, бросать что-либо в них, дразнить и шуметь, чтобы не напугать и не мешать другим людям.


Перед посещением театра надо объяснить детям, как положено себя вести

Также ребенка надо научить, как надо вести себя в театре, в кино и пояснить, почему правила поведения в этих общественных местах отличаются. Дети должны понимать, почему воспитанный человек не должен громко разговаривать в этих заведениях, шуршать фантиками, вставать во время представления или фильма. Детей интересует, почему в театре нельзя кушать и пить во время спектакля, а в кино можно купить попкорн и взять напиток. В музеях и на выставках нельзя трогать экспонаты, надо слушать экскурсовода и не мешать другим посетителям.


Дети должны уступать место пожилым людям

Включают несколько аспектов. Во-первых, это элементарная вежливость. Ребенка надо научить, что принято пропускать вперед при входе женщин и пожилых людей, уступать им место, нельзя расталкивать пассажиров локтями. Во-вторых, воспитанный человек обязательно оплачивает проезд. Третье требование – не сорить в салоне, не загрязнять его надписями. В транспорте не надо громко смеяться, разговаривать, включать музыку, любым способом отвлекать водителя от дороги.


Найчите малыша пользоваться носовичком и салфетками

Другие требования к поведению в обществе включают такие моменты:

  • При кашле и чихании принято прикрывать рот.
  • Пользоваться носовым платком при насморке.
  • Не выходить на улицу небрежно одетым и непричесанным.
  • Аккуратно и тихо кушать в заведениях общественного питания, пользоваться салфетками.
  • Нельзя публично отзываться грубо или плохо о других людях или происходящих событиях.

Обучение вежливости

Это один из важных этапов развития культуры поведения и начинать обучение надо с первых слов малыша. Лучше всего это делать не поучениями, что, если хочешь что-то попросить, то надо сказать слово «пожалуйста», а показывать это ежедневно на своем примере.

Когда родители просят ребенка и при этом сами говорят слова вежливости, то малышом это будет восприниматься как норма и специально учить его не будет необходимости.

Основные слова, которые должен знать воспитанные детки, следующие:

  • спасибо;
  • благодарю;
  • пожалуйста;
  • прошу;
  • извините;
  • здравствуйте и до свиданья;
  • спокойной ночи;
  • доброе утро;
  • разрешите;
  • будьте добры;
  • будьте здоровы;
  • приятного аппетита;
  • приятно познакомиться;
  • можно вам помочь;
  • мне очень жаль;
  • угощайтесь и другие.

Другие правила поведения

Обучение вежливости у малышей можно превратить в интересную игру. Забыл сказать «пожалуйста» - плати штраф. Не деньгами, конечно, а каким-либо действием (10 приседаний, убрать игрушки, помочь чем-то) или ограничением (выключить мультики). Это касается и взрослых членов семьи. С них штрафы серьезнее – купить мороженое, сделать что-то по просьбе ребенка. Сделайте список вежливых слов и повесьте его на видном месте. Со временем привычка их употреблять будет доведена до автоматизма.

К законам вежливости относится телефонный и подарочный этикет: ребенок должен первым представиться, если звонит кому-то, поблагодарить за полученный подарок.


Нельзя кричать на улице и в общественных местах

Также, правила поведения в обществе требуют соблюдения таких норм:

  • стучаться перед тем, как открывать двери;
  • не шептаться при других людях, не говорить на непонятном им языке;
  • не перебивать, когда кто-то говорит;
  • не поворачиваться спиной, когда к тебе обращаются.

Поведение за столом

Это один из самых сложных в обучении раздел общественных правил. Многие взрослые не умеют вести себя за столом. А их дети во всем подражают им, так как не видят ежедневно другого примера. С самого детства обучайте ребенка основным правилам и запретам.


Обучение можно проводить в игровой форме
  • мыть руки перед едой;
  • уметь пользоваться столовыми приборами;
  • пользоваться салфетками (а не вытирать рот руками, а руки – о скатерть или штаны);
  • брать адекватную порцию;
  • благодарить за трапезу.
  • чавкать, кушать с открытым ртом;
  • говорить с полным ртом;
  • баловаться за столом;
  • ковыряться во рту;
  • критиковать блюда;
  • плеваться за столом.

Личный пример

Одних воспитательных разговоров и пояснений для того, чтобы детей и подростков обучить правилам поведения среди людей, будет недостаточно. Видя, что отец плюется на улице под ноги, или мама громко и некрасиво ругается в магазине – ребенок и сам будет вести себя так же, копировать поведение взрослых.


Личный пример - лучший способ обучения

Поэтому начинать воспитание ребенка надо с себя.

Большое влияние на детей, особенно подростков, оказывают сверстники, компания, в которой они проводят свободное время. Если Вы считаете, что ребенок попал в неподходящую компанию, руганью не обойтись. Наиболее эффективный путь, как отвернуть подростков от нежелательных друзей – показать им сбоку, как некрасиво и непрезентабельно они смотрятся в обществе, объяснить, почему они находят осуждение у других людей, и какое это будет иметь влияние на всю их последующую жизнь.

С детских лет ребенку надо объяснять, что такое хорошо, что такое плохо. Для этого играйте с ним в ролевые игры, прорабатываете различные сценки, показывая на примерах, как неприятно находиться рядом с невоспитанным человеком. Также, объясняйте это, пересматривая мультфильмы и фильмы. И помните – учить всегда легче, чем переучивать.

Похожие материалы

Корректные поступки в обществе позволяют нам чувствовать себя вежливым, культурным человеком. Соблюдение общепринятых значительно облегчает жизнь, создает хорошее впечатление о каждом из нас. Знание правил этикета позволяет избежать неловкостей и недоразумений при стандартных ситуациях. Правила поведения в общественных местах устанавливают четкие рамки и позволяют отлично чувствовать себя в окружении людей каждому из нас.

Вконтакте

Зачем нужны правила поведения?

Наличие установленных норм является отличным регулятором отношений между людьми . Стандартные правила позволяют исключить ежедневные конфликты и непонимание между участниками, свести ссоры и сложные ситуации к минимуму. О том, зачем нужны правила поведения и как важны в современном обществе, мы поговорим ниже.

Вложенные в нас с детства основы и культура поведения в общественных местах отлично помогают в жизни каждому человеку. Часто мы не задумываемся, как правильно поступить в определенных ситуациях. Все действия и шаги выполняются автоматически, по привычной не только для нас, но и для других участников, схеме. Без существования этих норм функционирование здорового общества невозможно.

Этикет поведения в общественных местах

Для каждой ячейки общества этикет и культура поведения в общественных местах устанавливает свои правила, и соблюдение этих норм может многое рассказать о человеке и обществе в целом. Вести себя в общественных местах принято естественно, проявляя чуткость к окружающим и оказывая им посильную заботу. Однако не только это важно соблюдать в обществе, для каждого места есть определенный свод правил, выработанный веками.

На улице

Бумажки, фантики от конфет и разный мусор нельзя просто выбрасывать на улице, для этого нужно найти ближайшую урну. Если таковой по пути не оказалось, можно мусор убрать в карман и выбросить дома.

При прогулке по улице надо держаться таким образом, чтобы не задеть и не толкнуть идущих навстречу прохожих . Идя с компанией по дорожке или парку, необходимо держаться свободно и быть готовым в любое время пропустить встречного пешехода. Случайно задев кого-то, принято немедленно извиняться.

Неожиданно встретив на улице старого знакомого и остановившись поговорить с ним, не стоит стоять посреди тротуара или загораживать проход в магазин. Если вашим спутникам этот человек не знаком и беседы с ним не интересны, лучше обменяться телефонами или назначить личную встречу в удобное для вас время.

Громкую беседу и выяснение отношений правила поведения в общественных местах не предусматривают. Некрасиво переговариваться и с собеседником, выглядывающим из окна верхнего этажа.

Здороваться со знакомыми принято всегда, даже если вы уже виделись и общались. Здороваясь, женщина слегка кивает, а мужчина приподнимает шляпу или кепку. Однако в зимнее время это делать не обязательно. Здороваться, держа сигарету в зубах или руки в карманах, также не допустимо.

В общественном транспорте

Жители крупных городов и мегаполисов значительное время своей жизни проводят в общественном транспорте. Особенности поведения в транспорте направлены на исключение неудобств для пассажиров разного возраста. Здесь действует определенный свод правил:

  • В заполненном транспорте, пробираясь к выходу, не принято расталкивать всех локтями.
  • При перевозке багажа и крупных вещей стоит подумать об окружающих: убрать вещи с прохода или положить на пол.
  • Не нужно занимать два сиденья, на одном из которых стоят громоздкие сумки. Их лучше убрать на колени или оставить около водителя.
  • Наступив на ногу, а этого в переполненном городском транспорте избежать трудно, нужно вежливо извиниться.
  • Не принято мешать другим пассажирам громкими разговорами с собеседником или по телефону .
  • С попутчиками обращаются вежливо, почтительно и никогда не грубят.
  • Мужчине солидного возраста или даме с тяжелыми сумками обязательно уступают место. Нельзя стоять в транспорте, предоставив своему ребенку сидячее место. Маленького малыша обычно берут себе на колени. Подрастающий мальчик спокойно постоит и рядом.
  • Взбираться с ногами на сиденье любого транспорта детям также непозволительно.
  • Держа ребенка на руках, внимательно следят за обувью малыша и стараются не запачкать окружающих.
  • При приближении к остановке заблаговременно проходят к выходу , меняясь с другими пассажирами местами.

Правила поведения в общественном транспорте

В театре, кино, музее, библиотеке

Как надо вести себя в кинотеатре, музее и других культурных местах? Опоздания недопустимы и считаются проявлением неуважения к окружающим.

Совет! при планировании поездки в кино, театр, цирк стоит учитывать пробки, загруженность дорог и выйти из дома желательно раньше. Лучше дождаться начала премьеры в ближайшем кафе за чашечкой кофе, чем опоздать и чувствовать себя неуютно.

Если все-таки это произошло, добираться до своего места стоит очень аккуратно и тихо. При этом помните, что передвигаться нужно лицом к зрителю . Если опоздали другие, а вы уже сидите на своем месте, принято встать и пропустить их. Опоздавшие занимают свои места между концертными номерами или в перерывах между сценами.

При просмотре фильма или театральных действий принято сидеть тихо и не доставлять окружающим дискомфорт. Вертеться на месте, скрипеть стулом недопустимо, этим вы очень отвлекаете соседей и мешаете им. Если вы пришли в высоком головном уборе или шляпе с широкими полями, ее лучше снять и не загораживать обзор сидящим сзади.

Громкая беседа, активная жестикуляция руками недопустима ни в кинотеатре, ни в музее. При посещениях концерта не принято напевать вместе с исполнителем и отбивать такт ногами. Если вы пришли не одни, все разговоры и впечатления стоит отложить до антракта.

Есть и пить в концертном зале не принято. Недопустимо также шуршание бумажками, пакетами, упаковками от еды.

Приходя на концерт или выставку, телефон переводят на виброзвонок или отключают совсем. Если все-таки забыли это сделать, при неожиданном звонке стоит извиниться перед соседями и отключить телефон. На звонок в таких случаях не отвечают.

При посещении музея принято оставлять верхнюю одежду и крупные личные вещи в гардеробе. По залам передвигаются аккуратно, стараясь ничего не задеть и не разбить. Громкие разговоры и активные обсуждения экспонатов также недопустимы.

После окончания культурной программы не стоит торопиться к выходу. Вставать со своих мест принято только после окончания концерта .

Правила поведения в общественных местах для школьников младшего возраста не предполагают посещение ими взрослых сеансов. Им будет непонятно действие на сцене, а излишняя активность может помешать окружающим.

Нормы поведения в общественных местах для самостоятельного образования, таких как библиотека, очень просты. При посещении библиотеки верхнюю одежду оставляют в гардеробе. В читальном зале соблюдается тихая, спокойная обстановка . Сотовый телефон переводится на режим вибрации, а для ответа на звонок необходимо выйти из зала.

С книгами обращаются очень бережно, не бросают их и не загибают нужную страницу. Открытые бутылки с водой, стакан с соком или кружку с чаем ставить на стол с книгами не рекомендуется во избежание их порчи.

В кафе и ресторане

При входе в ресторан посетителей чаще всего встречает метрдотель и провожает к забронированному столику. При этом даме следует двигаться сразу за ним, а мужчина идет следом. Метрдотель помогает даме сесть, мужчина выбирает место самостоятельно .

В случаях, когда в ресторане метрдотель не предусмотрен, придерживаются следующей схемы:

  • посетители находят сами свободный столик;
  • мужчина идет первым и выбирает место, а дама держится за ним;
  • партнер не только помогает снять даме верхнюю одежду, но и сам сдает ее в гардероб;
  • партнер отодвигает стул и помогает сесть даме.

Места за столиком выбирают таким образом, чтобы официант легко мог подойти к сидящей даме и обслужить ее.


Правила поведения в ресторане

Двери, лифты, лестницы

При входе в помещение мужчина пропускает женщину вперед . При передвижении людей разных возрастных категорий младшие уступают дорогу старшим. Если проходящие одного возраста и положения, вперед проходит тот, кто ближе всего к двери. Подчиненный всегда уступает дорогу своему начальнику.

При движении навстречу друг другу входящий всегда пропускает выходящего. Помещение, оборудованное двустворчатой дверью, позволяет создавать два потока.

В лифте принято здороваться даже с незнакомыми людьми. Если вы ближе всего стоите к кнопкам управления, стоит поинтересоваться у соседей, на какой этаж они направляются. Этикет поведения в нашей стране при передвижении на лифтах торговых центров, государственных учреждений и других крупных организаций не предусматривает приветствие незнакомцев .

Однако если рассматривать опыт зарубежных стран, где здороваться принято со всеми и в любых ситуациях, то и в нашем случае приветствие незнакомого человека станет отличным знаком вежливости.

При спуске с лестницы впереди идет мужчина, готовый всегда поддержать даму при неловком движении. При подъеме мужчина держится сзади . Однако если лестничная площадка не освещена и ступенек не видно, мужчина идет первый.

Сторона лестниц с перилами является преимущественной для детей, женщин и пожилых людей.

Поведение детей в общественных местах

Культура поведения в общественных местах закладывается с самого детства . Обучение детей элементарным основам вежливости должно происходить естественно, и начинать обучение необходимо уже с первых лет жизни ребенка.

Правила поведения в общественных местах для школьников и детей младшего возраста ничем не отличаются от взрослых:

  • крик, шум в общественных местах запрещены;
  • приветствуется соблюдение чистоты и порядка;
  • требуется бережное отношение к общественному и чужому имуществу.

Внимание! Перед посещением любого многолюдного места с ребенком в первый раз предварительно стоит провести беседу. В ней подробно рассказать о том, как надо вести себя в многолюдных общественных местах, как действовать в тех или иных случаях, какие действия будут недопустимы.

Полезное видео: правила поведения в общественных местах

Строгое соблюдение правил и норм поведения не только значительно облегчает и упрощает общение между незнакомыми людьми, но и позволит стать обществу зрелым, сформировать индивидуальные принципы поведения с мощными многовековыми традициями.

Даже самое свободное общество всегда требует от своих членов придерживаться определенных правил поведения в общественных местах. Нарушение установленных предписаний может вылиться в осуждение со стороны окружающих и проблемы с законом. Если взрослые хотя бы относительно ориентируются в данной теме, для школьников этикет общественных мест может представлять собой нечто новое.

Многие дети не склонны соблюдать правила в силу своего незрелого возраста, тогда родители должны приложить максимум усилий, чтобы заставить ребенка чувствовать ответственность за свое поведение.


Не дома: основные принципы

Каждое общественное место может иметь собственный кодекс поведения, учитывающий специфику собирающихся здесь людей и их занятий. Впрочем, это не мешает сформулировать обобщенные правила, которые актуальны везде, где бы не находился школьник. Если существуют конкретизированные правила поведения в данном месте, их обязательно нужно соблюдать .

В любой ситуации предельно важна культура взаимодействия с другими людьми.


Вежливость формирует одобрительное отношение со стороны окружающих, нередко позволяет избежать конфликта. Выражаться она должна не только в словах «спасибо» и «пожалуйста», но и в отсутствии грубых слов, а также нецензурной брани. Следует помнить, что все посетители общественных учреждений равны . Однако стоит внимательнее отнестись к пенсионерам, инвалидам, беременным женщинам и маленьким детям.


Чужое имущество, включая общественное, ломать или портить нельзя ни в коем случае. Подобные действия чреваты большими проблемами с владельцем испорченных вещей или даже с правоохранительными органами. Порчей можно считать и пачканье (в частности, при помощи баллончиков с краской). Даже если поверхность была использована исключительно в художественных целях, и все присутствующие, включая взрослых, признали в рисунке шедевр, хозяин может этого не оценить. Нельзя мусорить или плеваться.


Детям до 16 лет не следует находиться вне дома после определенного времени. Такое время обычно определяется каждыми родителями индивидуально. Хотя существуют и рекомендации специалистов, предлагающих не разрешать самостоятельные прогулки несовершеннолетних после 21-22 часов. Нарушать данное правило недопустимо.

В целях собственной безопасности детям не рекомендуют вступать в разговор с незнакомцами в общественных местах. Это правило не запрещает молодежи знакомиться между собой.

Но если взрослый проявляет явное желание познакомиться с ребенком, это должно вызвать подозрение. Совершенно недопустимо куда-либо идти с таким человеком, даже если он зовет в людное место.


Правила дорожного движения существуют не только для водителей и пешеходов, но также и для юных велосипедистов, а также школьников, катающихся на самокатах, скейтах и другом личном транспорте подобного рода. Безответственное поведение на проезжей части или рядом с ней грозит нарушителю весьма серьезными последствиями. Нельзя создавать аварийные ситуации.


Нарушение общественного порядка детьми является таким же подсудным делом, как если бы его совершили взрослые. Но ответственность за это могут понести родители, если ребенок не достиг 14-летнего возраста. Пить и курить на улице не рекомендуется даже взрослым, а для детей подобные развлечения недопустимы в принципе. Нельзя приставать к прохожим на улице, слишком громко говорить или смеяться (особенно в позднее время).


Следует обратить внимание на собственное поведение с огнем и на воде. Огонь вообще не является игрушкой для детей, особенно вблизи жилых домов или других построек. Купание без сопровождения взрослых допускается только в специально приспособленных для этого местах. При этом важно соблюдать условие, чтобы один из группы всегда находился на берегу.

В общественном транспорте

В крупных городах до популярных общественных мест нередко приходится добираться на автобусе или другом транспорте. Здесь также есть свой этикет.

  • Пропустить вперед при посадке в автобус женщину или пожилого человека, уступить место пенсионеру или инвалиду – признак хорошо воспитанного ребенка. Толкаться, лезть в транспорт без очереди – характерная черта невежи.
  • Заплатить за проезд – не просто вежливость, а долг любого гражданина, если только он не имеет права на бесплатный проезд. Водитель или контролер может и не заметить безбилетного пассажира, однако транспорт ездит регулярно и выглядит красиво, благодаря оплаченным билетам.
  • В транспорте недопустимо сорить, портить салон и его детали. Кроме того не нужно мешать другим людям громкими разговорами или смехом. Допустимо использовать гаджет, чтобы слушать музыку, смотреть кино или играть в игры, но тогда желательно воспользоваться наушниками.

Любые посторонние факторы отвлекают пассажиров и водителя, а от его внимательности зависит здоровье десятков людей.


Внешний вид и манеры

Внешний вид школьника вряд ли станет непосредственной причиной возникновения конфликта, зато может спровоцировать насмешки или осуждение. Что касается манер, то «неправильное» поведение и вовсе может спровоцировать окружающих на самую неожиданную реакцию. Достаточно следовать нескольким простым советам, чтобы избежать таких ситуаций.

  • На улицу нужно выходить только в лучшем своем образе: причесанным и аккуратно одетым.
  • Крайне невежливо кашлять или чихать на других людей. Заболел – прикрывай рот рукой, но даже если болезни нет, эта рекомендация остается актуальной. При насморке лучше не шмыгать носом, а воспользоваться носовым платком.
  • Решил покушать на людях – делай это аккуратно и тихо. Не следует привлекать внимание громким чавканьем или видом измазанного соусом лица. Незаменимым помощником в этой ситуации станут салфетки.
  • Каждый человек имеет право на собственное мнение, однако не следует высказывать его во всеуслышание в присутствии незнакомых людей. Кого-то такая точка зрения может задеть, тогда результат будет непредсказуемым.

Наверное, каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с ребенком, который ведет себя неправильно. Его поступки могут вызывать разную степень неприятия, однако всем сразу становится понятно, иногда интуитивно, что ребенком нарушаются устои, принятые в обществе.

Особенности

Порядок в обществе обеспечивают законы и нормы морали. Дети несут ответственность перед законом только после достижения определенных возрастных рамок, однако это не значит, что они остаются безнаказанными.

За тяжелые правонарушения отвечают родители и другие законные представители. Кроме этого, следствием любого проступка является общественное порицание. Учащийся, не соблюдающий те или иные нормы, не сможет наладить общение, полноценно жить и учиться, рискует стать изгоем.

Причин, почему школьники ведут себя плохо, может быть несколько:

  • они могут попросту не знать, как это нужно делать;
  • правила могут соблюдаться чисто формально, без осознанного желания;
  • дети часто просто не понимают, для чего существуют правила поведения, и какие преимущества дает их соблюдение.


Чтобы этого не возникало, важно следующее.

  • Своевременно объяснять ребенку как нужно себя вести. Для этого проводятся индивидуальные и групповые беседы, размещаются плакаты и памятки. В раннем детстве источником знаний являются родители. Когда ребенок становится воспитанником детского сада или школы, к воспитанию также подключаются специалисты.
  • Связывать теорию с практикой. Подробно разобрать все ситуации невозможно, но можно дать учащимся основные принципы, согласно которым они будут выстраивать свою модель поведения.
  • Контролировать нарушения, разбирать проблемные ситуации. Важно научить ребенка основам самоанализа.

Если ребенок уже усвоил асоциальные действия, переучить его будет сложнее. Поэтому обучение должно начинаться с раннего детства. Это не значит, что на ребенка будут наложены ограничения. Просто такие меры помогут ребенку понимать поведение других людей и формировать свое мнение.


Культура поведения

Культура поведения обязывает вести себя в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе. Причем здесь можно говорить как об общечеловеческих нормах, так и принципах, присущих какому-то конкретному обществу. Нельзя различать культуру для высшего или среднего класса. Ценности у всех одинаковые, и они не зависят от статуса человека.

Установленные нормы этики должны быть общими для детей разных возрастных групп: как для младших школьников, так и для подростков. Правильные манеры могут быть даже у малыша, а вести себя хорошо надо не только в обществе, но и в семье.

Культура поведения представляет собой систему взаимосвязанных элементов, таких как:

  • межличностные отношения внутри групп и между отдельными индивидами, а также между учащимися и учителями, родителями и другими членами общества;
  • этикет (и умение применять его в разных ситуациях);
  • грамотную устную и письменную речь (поскольку с помощью нее и осуществляются все коммуникации);
  • невербальные знаки (к ним можно отнести жесты, мимику и другие действия, которые дополняют речь и способствуют пониманию другими людьми);
  • отношение к окружающей среде (в том числе природе).



Не стоит недооценивать и своеобразную подготовку: перед тем как отправляться в любое общественное место, учащийся или его родители (если мы говорим о младшем школьнике) должны позаботиться о его внешнем виде, гигиене.

Опрятный и аккуратный внешний вид – тоже часть культуры ребенка, впрочем, как и его отношение к себе, организация учебы, дома, быта или досуга.

В целом, на культуру поведения школьника всегда влияют несколько факторов:

  • воспитание родителей;
  • влияние образовательных учреждений;
  • принадлежность к религиозной или этнической общности (менталитет);
  • пример окружающих.


Правила общения

Все нормы, регулирующие общение учащихся, можно разделить на несколько групп (в зависимости от места их применения).

В процессе обучения

Сюда можно отнести поведение в общеобразовательной, музыкальной, спортивной школах, секциях, кружках.

  • Общение между учащимися происходит на переменах, после уроков или в специально отведенное учителем время.
  • На перемене нельзя бегать по лестницам и играть в подвижные игры, в ходе которых могут пострадать окружающие.
  • Общение должно быть спокойным, без употребления ненормативной лексики.
  • Во время уроков нельзя переговариваться, шуметь, вставать с места без разрешения и отвлекать других учеников.
  • Приветствовать и обращаться к учителям нужно уважительно. В урочное время, прежде чем что-то сказать или спросить, нужно поднять руку.
  • На территории школы действуют правила, формирующие устав школы. Согласно ему, ребенок обязан подчиняться требованиям персонала.
  • Поскольку деятельность в школе подчинена жесткому расписанию, важно соблюдать пунктуальность, не опаздывать. В случае пропуска по уважительной причине, необходимо предупредить учителя.



На улице

Путь в школу или другое общественное место учащиеся преодолевают пешком, на общественном или личном транспорте; в сопровождении родителей или самостоятельно (если позволяет возраст). Несколько правил поведения в таких случаях:

  • находясь вне школьных стен, учащийся должен помнить, что любой поступок может отрицательно сказаться как на его репутации, так и на репутации учебного заведения;
  • общение со сверстниками и детьми младшего возраста должно быть доброжелательным, обязательно нужно поздороваться и попрощаться;
  • к людям старшего возраста следует относиться вежливо, предложить посильную помощь, уступить место в транспорте, придержать дверь;
  • нельзя отвлекать водителя в автобусе или родителей, когда они находятся за рулем;
  • все игры, мешающие прохожим или угрожающие чужой собственности, должны проходить на соответствующих детских и спортивных площадках;
  • учащийся должен быть проинструктирован родителями или учителями о том, как следует себя вести на тротуаре и проезжей части;
  • законодательно запрещено нахождение в общественных местах несовершеннолетних после десяти часов вечера без сопровождения взрослых;
  • в целях собственной безопасности, не стоит разговаривать с незнакомыми людьми, садиться с ними в машину или соглашаться на просьбы отойти в другое место.


В других общественных местах

При посещении кино, театра, зоопарка, библиотеки, стадиона следует помнить следующее.

  • Перед тем как пойти на какое-либо мероприятие в новое место, необходимо тщательно изучить допустимые правила поведения. Например, в кино допустимо употребление еды и напитков во время показа, а в театре – нет. В зоопарке можно приобрести специальный корм для животных и даже погладить их, а в музее все прикосновения запрещены.
  • Все действия должны выполняться с тем расчетом, что они никому не мешают. В библиотеке, театре и кино (в равной степени) учащимся запрещено смеяться, разговаривать по телефону и любым другим способом доставлять неудобства остальным посетителям.
  • Если по этикету можно разговаривать, не стоит привлекать к себе внимание громким шумом (например, в кафе). С собеседником и обслуживающим персоналом следует общаться внимательно. Нельзя поворачиваться спиной, игнорировать приветствия и пренебрегать вежливыми словами (такими как «спасибо», «пожалуйста», «до свидания»).
  • Мальчиков с ранних лет нужно приучать помогать девочкам, пропускать их вперед. При входе в здание сначала проходят выходящие, потом – входящие.
  • В случае возникновения опасной ситуации следует незамедлительно обратиться в службу спасения или хотя бы сообщить взрослым.


Общепринятые принципы

Любой ребенок рано или поздно станет взрослым. Страшно представить, что будет происходить в обществе, если поведение людей будет хаотичным, ничем не ограниченным. Вот почему важно воспитывать в ребенке качества, предающиеся на протяжении нескольких поколений.

В основе любого воспитания лежат принципы ответственности за свои действия, гуманизма, доброты, дружбы, уважения. Усвоивший их учащийся способен принимать индивидуальные решения в соответствии с ситуацией и без противоречия нормам общественным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.