Епархиальный мужской монастырь во имя св. Иоанна Предтечи. г. Новосибирск. — Невеселый прогноз…. — Но возможно ли это мирянину

Здравствуйте!меня зовут Наташа.
мне 15 лет и у меня пропала вера в Бога,такое ощущение что он не помогает,а забирает.Я просто не понимаю что я сделала такого плохого что от меня отвернулся сам Господь!:(только одно разочерование в жизни,прям боюсь жить дальше думаю что будет еще хуже...!
Поддержите сайт:

наташа, возраст: 15 / 18.10.2011

Отклики:

Иногда для того, чтобы дать, нужно что-то отобрать. например, тебя оставил любимый тобой человек. девушка плачет, убивается, потому что не знает, что для нее предназначен Богом ГОРАЗДО БОЛЕЕ ЛУЧШИЙ ВАРИАНТ!! А этот окажется трусом или лентяем, или просто однажды ее изобьет в кровь. Девушка этого не знает. Страдает. Глупенькая. :))
Еще пример. Мальчик был исключен из музыкального училища. Страдал, переживал, а его друзья тем временем были втянуты в наркотические какие-то дела с героином или чем-то таким. ПОВЕЗЛО мальчику на самом-то деле!! П.ч. он пошел учиться в другой колледж, где никого не знал, где было одиноко, но на самом деле Бог этого и хотел как раз. лучше быть одному, чем вместе с кем попало!! Потерпи, Наташа, и со временем тебе станет понятно, зачем произошло то или иное событие в твоей жизни. Спаси и умудри тебя Господь.

Ольга Петровна, возраст: 48 / 19.10.2011

Наташечка! Бог есть Любовь, и это не теоретические рассуждения, а практика. Это опыт многих и многих людей. Я как-то читал книжку одного батюшки, он описывал как после Причастия в храме некий покаявшийся бандит, разбойник, творивший ужасные злодейства, вдруг почувствовал эту Любовь и всё это горячо высказал. Это лишь один из примеров.
А внутренние ощущения могут быть следствием плохого настроения или может быть это всякая нечистая сила вредит и сбивает и навевает. А может быть и другое: опять-таки вспоминается рассказ одной монахини, которая после монашеского пострига на следующий день проснулась абсолютно без веры даже в Бога. Испугавшись побежала к старцу, а он ей сказал, что это такое испытание, которое Бог может послать особенно любящим Его (Разумеется, для их же пользы). Так что не сомневайтесь! Бог Вас любит!

Михаил, возраст: 30 / 19.10.2011

Здравствуй, Наташа!
Напиши подробней - что у тебя случилось - так трудно
что то подсказать. Но вов всём, что с нами происходит есть свой смысл. И всё же - что бы с
тобой не случилось - не теряй веры - мне, например
молитва и вера помогают переносить жизненные
трудности.
Счастья тебе и Ангела Хранителя!

Михаил, возраст: 42 / 19.10.2011

У меня умер брат ему было всего 17 лет,и он для меня был все в моей жизни,уже 3 года прошло но я не смогу не когда это забыть,я не понимаю почему именно он?Теперь у меня вообще потерялся смысл жизни!

наталья, возраст: 15 / 19.10.2011

Наташ, читала я когда-то одну книгу, роман, основанный на реальных событиях какого-то зарубежного писателя. Вот о чём там велось повествование.
Две сестры возращались домой из школы, было очень тёмно, так как на дворе стояла зима. Неожиданно путь им преградила стая подростков. На глазах у девочки они жестоко убили её подругу. Это искалечило всю её жизнь.
У девочки после этого случая нашли отклонения в психике, несколько раз она лечилась в психбольнице. Но это не помогало. Она не могла смириться со смерть подруги, думая, что должна была помешать тем подросткам...
Сначала она начала пить сильнейшие транквилизаторы, потом наркотики, а потом... летальный исход от передоза.
Наташ, скажи, ты хочешь себе такой жизни? Пойми, невозможно носить в душе ад... От этого надо избавиться каким-то образом. Любым, Наташ, любым. Но самоубийство не решит ничего. Просто всё закончится. Закончится в тот момент, когда твоя жизнь только начинается. Поверь, пережить можно всё. И не только смерть близкого человека. Поверь, Наташ. Три года - это довольно большой срок. Я думаю, что острый период должен был уже пройти. Но забыть... Нет, Наташ, ты НИКОГДА ЭТОГО НЕ ЗАБУДЕШЬ. Ты будешь помнить, это естественно. Только уже не будет так больно... Понимаешь?
А вопрос: "Почему именно он?" не особо тактичный, Наташ. А почему не он, скажи? Почему кто-то другой? Представь, у матери умирает ребёнок... Первый вопрос к Богу: "Почему именно мой ребёнок?"... А почему не твой? Почему чей-то ещё? Так бывает, Наташенька... Это жизнь...
Удачи тебе. И держись, ладно?)))

Тина, возраст: 18 / 19.10.2011

Здравствуй и ты, Наташенька! Разреши мне тебя так называть, ведь по возрасту я бы вполне могла быть тебе бабушкой.
Давай с тобой поговорим серьезно, сердечно и искренне.
Во-первых, разреши прижать тебя к себе и помолчать вместе с тобой погоревать о твоем брате. Конечно, смерть молодого человека для его близких - это большое горе. И Сам Христос плакал у гроба своего юного друга Лазаря вместе с сестрами Лазаря - Марфой и Марией.
А что было потом? Ты помнишь ведь из Евангелия, что было потом? Потом было воскресение Лазаря.
Главная молитва Вербного воскресения такова:
"Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамение носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне." (Перевод:Ты, Христе Боже, перед своими страданиями воскресил из мертвых Лазаря, чтобы всякий веровал в свое воскресение. Поэтому и мы, зная, что воскреснем, Тебе поем, как прежде пели дети: Осанна в вышних, слава Тебе, пришедшему для славы Божией).
Значит, дорогая Наташа, мы можем надеяться на всеобщее воскресение. Причем православие говорит нам о том, что это воскресение будет не только душевным, но и телесным.
Следовательно, во-вторых, милая моя девочка, настанет день, когда ты и твой брат увидитесь и обниметесь, радуясь друг другу и Господней любви. Такова наша радостная христианская вера.
Но, в-третьих, Наташа, нужно знать, что самоубийцы удаляют себя от Божественной любви, значит они не увидят ни Бога ни родных.
И, в четвертых, самое главное - для того, чтобы облегчить существование твоего брата, чтобы он там почувствовал твою любовь надо молиться о нем. А молитва любящей души имеет перед Богом убедительнейшее ходатайство.
Начни с простого, утром и вечером повторяй: "Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, моего брата (имя брата) и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное".
Так что смысл жизни у тебя есть - это любовь к твоему брату, которую ты будешь выражать своими делами, своей жизнью, своей верой и надеждой.
А для того. чтобы лучше разобраться в том, как проявить к брату свою любовь, прочитай материалы сайта Мемориам: http://www.memoriam.ru/
Бог помощь, Наталья.

Елена, возраст: 54 / 19.10.2011

Здравствуй, Наташа.
Бог от тебя никогда не отворачивается. Он наш Отец, по Его воли мы живем. От Него всё в нашей жизни. Если нам посылаются испытания, то они нам по силам, значит это нужно нашей душе. Все это не случайно.
Почему Бог забирает к себе людей, через тяжкую болезнь или внезапно через несчастный случай - только Ему это известно. Ему известна будущая жизнь того человека и вся его судьба. То, что от нас скрыто. Нам не дано все это понять. Приходится принимать и понимать, что так для души его лучше, хотя нам это кажется несправедливым. Но мы все каждый в свой срок отойдем к Нему. Самоубийство же - прямая дорога в ад. Страшнее этого ничего нету. Поэтому надо жить, даже если иногда и бывает очень трудно. Поверь, все у Бога не случайно. В этом неоднократно убеждался в своей жизни. Молись за брата и подавай за него милостыню.
Наташа, Бог и твой Ангел-Хранитетль всегда с тобой. Поэтому ничего не бойся и верь, все будет хорошо. Счастье приходит ко всем. А трудности тебя закалят и сделают сильнее.

Сергей К, возраст: 28 / 20.10.2011

Наташа, ты не должна думать об этом вообще! Тебе всего 15 лет, у тебя все самые важные события в жизни впереди выбрать профессию, закончить институт, выйти замуж и родить ребенка! Я в твоем возрасте тоже не думала о будущей профессии, а теперь жалею, а от нее будет зависеть твое окружение и твоя жизнь, вот это важно, так что направь мысли на учебу, и не забивай голову всякой ерундой. Эх где мои 15 лет...

Екатерина, возраст: 30 / 12.01.2014


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
14.03.2019
Я оставила все и всех там, в прошлом. Но когда происходят такие качели..жить не хочу. Молюсь вроде бы каждый день..но руки опускаются
14.03.2019
Давно не могу найти работу. От меня отвернулись все. Меня как будто нет ни для кого, я хочу уйти, если все равно нет никакой разницы – есть я или нет.
14.03.2019
Не хочу жить. Брала микрозаймы... Улыбаюсь, только когда вижу своего ребёнка.
Читать другие просьбы

Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с Антипасхой и с памятью уверения апостола Фомы.

Снова и снова Евангелие нам говорит, как трудно поверить в Бога: Всемогущего и Всесовершенного, в Господа, Который есть истинная любовь, Которому все возможно. Падшему человеку в это поверить очень трудно. Даже апостолы, которые вместе с Ним провели несколько лет, учились у Него, ходили с Ним, они были исполнены сомнениями.

Апостолы жили не в атеистической стране, и не в такой обстановке, в которой живем мы: отравленной промышленными отходами и, не знаю, чем еще. Они жили среди природы, в Святой земле, где испокон века почитался Единый Бог. Оказывается, даже им было трудно поверить.

После Своего воскресения Христос явился им. Одного из них не было со всеми. И ему Иисус Христос явился вторично, чтобы уверить его. Он сделал это для того, чтобы убедить нас с вами, и чтобы нам показать, как трудна вера.

Евангелие рассказывает, как это произошло. Спаситель явился, когда двери были затворены «страха ради иудейского», все боялись преследователей. Когда все собрались вместе, Он прошел сквозь стены и сказал Фоме: «Вложи твои руки в Мои раны, осяжи их, чтобы ты воочию убедился, что это Я». Когда Фома убедился в этом, то Христос говорит ему: «Ты поверил, потому что видел Меня. Блаженны не видевшие, но уверовавшие». Видели Христа только апостолы, только Его современники. Потом началась уже история Церкви, и мы с вами тоже пребываем в этой истории. Но и нас Господь призывает уверовать, призывает познать, что Он Истинный Бог, Который есть любовь.

Чем достигается любовь? Как это объяснить? Почему апостолы не разошлись? Они собирались все вместе. Ведь многие разошлись. Один – самый страшный предатель – раскаялся в своем поступке и повесился, покончив жизнь самоубийством. Вера каким-то образом до конца их не покидала.

Мне кажется, все дело – в любви. То, что у них пропала вера – это было ужасно. Но любовь не пропала. Любовь, в первую очередь, была явлена в святых женах, которые совсем не отступали от Христа. Они были со Христом, видели, как Он умер. Но они не рассуждали, а действовали по любви. Поэтому им первым явился Спаситель.

Своим ученикам Он тоже явился, потому что их любовь не остыла, преданность к Учителю у них сохранилась. У Фомы тоже сохранилась эта любовь и преданность. Он не разочаровался и не ушел, он пришел к апостолам.

Первое условие в познании Бога – это любовь. Через преданность и любовь больше всего Бог и познается. Через любовь укрепляется вера.

В Писании сказано, что в последние времена веры не будет: «Сын Человеческий, придя на землю, найдет ли веру»? Вера умалится, но любовь не прекратится. Хотя «во многих, по причине умножения беззаконий, любовь охладеет». Что мы и видим: беззакония растут, и люди ожесточаются. Если они ожесточаются, какая там любовь?

Любовь стоит во главе всего. Почему любовь, какая любовь? Любовь к ближнему, и любовь к Богу. Иногда, может быть, вера в Бога, «затуманивается», но любовь ее поддерживает и хранит. «Кто много возлюбил, тем много прощается». Вера сохранится до конца. Сказано: «Найдет ли Сын человеческий веру»? Когда будет Второе пришествие, Он найдет веру, потому что апостол Павел говорит: «оставшиеся мы» изменимся в мгновение ока и на облаках поднимемся навстречу Господу. Вера сохранится, и церковь сохранится. Церковь, как «Жена, облеченная в солнце», убежит в пустыню и сохранится. Как это будет, мы не знаем.

Движущее первоначало – это любовь. Нам нужно стараться эту любовь друг к другу и ближнему своему. Сохранить и умножить. Хотя это очень трудно.

Самое трудное – это не заточить свои сердца. Как это сделать? Для этого нужны большие усилия, потому что любовь – это очень нежное состояние.

Любовь многообразна, она разносторонняя, она охватывает все – личные чувства и все общие чувства. Весь мир вмещается в любовь. Она начинается в сердце и возрастает, как растение. Это растение нужно беречь, его нужно взращивать. Буря и неистовство беззакония уничтожает это слабое растение. Будет же стараться противостоять бурям в своих сердцах и всевозможным невзгодах, которые нас окружают.

Спаси всех Господь молитвами Пресвятой Богородицы, апостола Фомы и всех святых. Господь со всеми вами!

Сегодня чиновники как мантры повторяют расхожие истины о семейных ценностях. Между тем, количество разводов только растёт.

Рецептами выхода из семейного кризиса, поделился психолог Дмитрий Терпугов, один из создателей клуба «Твоя семья».

Один в поле…

- С коллегами-единомышленниками вы возрождаете идею семейного образования. Зачем?

Сегодня людям трудно строить не только семьи, но и дружеские отношения, нормальные рабочие коллективы: никто не научен этому с детства, утеряны традиции, которые помогали быть вместе, лучше слышать, понимать и поддерживать друг друга. Проблема в том, что сейчас активно насаждается культ индивидуального успеха, образ одиночки, который достигает всего сам и рассматривает других только как ресурс. Но будущее создаётся не толпой одиночек, а гармоничными коллективами и семьями. Есть ли законы, которые помогают людям становиться ближе? Оказывается, есть. Но примеры неустроенных отношений встречаются так часто, что многие уже не верят в счастливый брак. Мы делаем маленький шаг, чтобы преодолеть этот стереотип.

Психологи исследовали, о чём сожалеют пациенты хосписа. Никто не жаловался, что недостаточно работал и т. д. В основном, люди переживали, что слишком мало времени уделяли своим близким, мало путешествовали, не занимались творчеством.

В русской культуре семейные отношения всегда занимали особое место. Мужчину сажали во главу стола, уважали бабушек и дедушек, спрашивали благословение, прежде чем заняться важным делом. Культуру связи со своим родом необходимо возрождать. Нужно понять: мы не листья на ветру, а ветви единого дерева. Поддержка близких даёт силу проявить лучшие качества. Это то, что помогает таланту стать гением.

- Но ведь семейные узы могут и мешать в достижении целей…

Это западная версия: семья - обуза, которая мешает получить максимум комфорта. Но ведь семья - это и мощнейший ресурс. Именно благодаря отношениям с близкими людьми совершаются достижения в науке и искусстве. Вера детей в своих родителей, вера жены в своего мужа позволяют достичь невозможного.

Сила примера

- Как проявляется кризис семейных отношений?

Всё дело - в насаждении эгоизма. Люди даже детей рассматривают как обузу. Посмотрите, как распространены аборты, а ведь это узаконенное убийство. Культура воспитания детей очень сильно деградировала. Так же, как и культура взаимоотношений с близким человеком. В Воронежской области количество разводов приближается к числу браков. Почти забыт важнейший принцип: мы всегда получаем то, чего достойны. Но силы для работы над собой не берутся из ниоткуда - они приходят от старших. Например, мы смотрим на своих бабушку и дедушку, видим, сколько трудностей они преодолели, и понимаем: у них получилось, значит, и у нас получится. У человека, живущего в обществе одиночек, нет таких примеров.

Есть фестивали многодетных семей, но больше это шоу. Поможет только механизм, когда те, у кого получилось создать счастливую семью, будут делиться опытом с другими. Но в нашей стране нет привлекательного образа счастливых семейных отношений. Даже учёные в основном исследуют аномалии, кризис семьи, однополые браки. Почему никто не изучает гармоничные отношения? Раньше хотя бы был предмет «Этика и психология семейной жизни». Сейчас ничего подобного нет. Занимаются сексуальным просвещением, но тому, как понимать друг друга, не учат. А ведь важно, чтобы люди об этом думали с детства, когда создание семьи ещё в перспективе.

- У нас распространяется западная модель, когда человек создаёт семью лет так в 30-35…

Эта модель неплоха для мужчин - они должны состояться прежде, чем возьмут кого-то в жёны. Но для женщин это перекос. Традиционные ценности размываются, происходит сближение мужских и женских обязанностей, ролей и прав.

- Чему вы хотите научить на ваших занятиях?

В первую очередь мы стремимся донести понимание того, что мужчины и женщины - существа с разных планет. Мы по-разному чувствуем, у нас разные потребности, мы по-разному достигаем целей и т. д.

Нужно хорошо понимать, в чём мы сильны, а в чём - не очень. И заниматься тем, что лучше получается. Важно понимать, что любые отношения - это ценность, которая создаётся усилиями и требует определённых знаний. Мы разучились слушать другого, идти на компромисс. А ведь есть, например, целое искусство правильно ссориться - так, чтобы не обидеть человека. Что делать, когда человеку плохо? Как его поддержать? Казалось бы, простые вещи, но такие знания не распространены. Каждый действует, как умеет.

Почему, например, люди становятся алкоголиками? Они не получают достаточно любви и хотят урвать счастье более примитивными способами. Кто-то ищет его в экстремальном спорте через выработку адреналина. Кто-то - в изменах, постоянном поиске партнёра. А ведь так здорово жить в обществе счастливых людей. С ними приятно сотрудничать, интересно отдыхать и легко договариваться.

Все силы - фирме?

- Люди всё чаще знакомятся в Интернете. Разве это естественно?

Идея стандартных клубов знакомств с танцами и пьянством себя тоже дискредитировала. Там возможно получить только иллюзию близости - за счёт выпивки и развлекательных конкурсов. А хочется найти форму, близкую к традиционным русским посиделкам, где каждого воспринимали бы таким, какой он есть. И для этого нужно возрождать культуру праздников, где люди дарят друг другу подарки, танцуют, поют - делятся эмоциями.

Есть скрытый конфликт. С одной стороны, государство говорит о том, что нам нужны крепкие семьи. С другой - при капиталистическом устройстве, когда основными ценностями являются деньги и карьера, успешные семьи только мешают. Потому что успешная семья - это самодостаточная ячейка. Ею сложнее манипулировать. Например, работодатель не заинтересован в семейных сотрудниках. Ему нужны работники, которые будут отдавать все силы фирме. В чём выражается поддержка? Предоставляются ссуды на жильё - т. е. акцент делается на материальный аспект. Но идеологической поддержки нет. Например, на молодёжном форуме «Селигер» - масса социальных и бизнес-проектов, но семейную тему никто не поднимает. У нас нет ни одного госоргана, который бы реально занимался решением семейных вопросов. Раньше хотя бы при ЗАГСах были какие-то консультации. Социальная служба вроде бы работает с неблагополучными семьями, но всё делается формально.

Так что пока во главе угла - деньги, вопрос не решить. Необходимо создать образ счастливой страны, «империи добра», которая ведёт за собой мир - без крепких семей её не построишь. Это и будет прорыв. А до тех пор, пока мы будем следовать западным образцам, ничего хорошего не выйдет.

Кое-что можно сделать прямо сейчас.

«Даже не знаю, мне кажется, что я больше не верю... И что с этим делать, ума не приложу...» Эти слова я слышу ежедневно со всех концов земли, от представителей любых христианских направлений, с каждой ступеньки социальной лестницы.

Все они когда-то были очень набожны, но теперь, по разным причинам, почва веры уходит у них из-под ног - и они в панике.

Их страх понятен. Это действительно довольно страшно. Одно дело ставить под вопрос церковные устои или указывать на пробелы в религиозных системах, которые придумали сами люди, или даже покритиковать Библию и способы ее толкования. Со всем этим можно жить. Мы можем проходить через эти кризисы, но все равно продолжать твердо верить в то, что Бог есть и что Он благ. Бывают такие дни, когда это единственное, во что мы верим, но, как правило, этого достаточно.

Утрата веры - это больше, чем слабость воли.

Но что делать, если, несмотря на бессонницу, усиленные молитвы, бесконечные вопросы и напряжение силы воли, понимаешь, что уже не верится ни во что? Что делать, если сама реальность Бога (или того факта, что Бог благ) становится для вас непозволительной роскошью? Как выжить в эпицентре духовной катастрофы?

Не сдавайтесь. Бог достаточно силен, чтобы справиться с вашими сомнениями.

Чаще всего дело не в том, чтобы стать еще более упертым или «религиозным». В большинстве случаев люди начинают сомневаться, несмотря на постоянное чтение Библии, молитвы, регулярное посещение церкви, участие в церковном служении и желание верить от всего сердца. Они ни на миг не уклонялись от всех этих правильных вещей. Они на самом деле богобоязненные и активные христиане, вот только все эти действия перестали давать ясность, уверенность и комфорт, который обычно давали.

Почти все, кто обращаются ко мне в состоянии этой духовной пустоты и сухости, говорят, что чувствуют себя виноватыми. Они сокрушаются, понимая, что никто не может помочь им вернуть утраченное, и ругают себя за то, что не могут заставить себя верить как раньше, когда это получалось легко и просто.

Если вы сейчас находитесь посреди такой духовной бури, я не буду говорить вам, что есть способ быстро и просто вернуть свою веру. Я даже не могу сказать, что вы когда-нибудь ее вернете, по крайней мере, в ее прежнем виде. Возможно, вас ждет что-то совершенно непохожее на то, что вы переживали раньше.

Возвращение

И все равно нужно что-то делать. Вопрос - что?

Может, нужно больше молиться или начать изучать Библию в группе или почаще ходить в церковь. А может, и не надо. В конце концов, Бога можно найти не только в «духовных вещах».

Может, сегодня вам нужно просто оглянуться вокруг, всмотреться в знакомые очертания, послушать, прикоснуться, вдохнуть и попробовать на вкус. Может, самое лучшее, что вам нужно сделать, это просто еще раз обратиться к так хорошо знакомым вам вещам и занятиям, и заново принять их с благодарностью.

Когда принимаешь эти прекрасные, чистые, обозримые дары и ценишь их, то не можешь не признать и Дающего. Возможно, это вся вера, на которую вы способны сейчас, но ничего страшного. Просто жить и благодарить за жизнь - уже духовное искание; это святое отношение.

Меньше поворотов - быстрее к намеченной цели

Вы увидите, как чувство благодарности поведет вас прямой дорогой к потерянному чувству веры. Оно очистит путь к Богу от всякой грусти, разочарований, сомнений и даже религиозности.

Беседуем с отцом Тихоном Шевкуновым:

— Отец Тихон, куда уходит вера, куда пропадает потребность в богослужении, молитве и радость?

— Однажды я беседовал с архимандритом Серафимом (Розенбергом). Это было незадолго до его смерти. Из немецких баронов, он после окончания университета ушел в Псково-Печерский монастырь, где провел шестьдесят лет. Он сказал, что самая большая проблема современного монашества – это отсутствие решимости. Наверное, это можно сказать не только о монахах, но и о многих наших современниках-христианах.

Решимость, мужество и связанное с ними духовное благородство заметно оскудевают. Но если люди всей жизнью своей понимают, что самое главное - несмотря ни на какие препятствия и соблазны идти к Богу, быть верным Ему - то они не колеблются в вере настолько, чтобы терять ее.

Особенно ярко кризис веры, о котором Вы говорите, виден на наших подростках. В 8-9 лет дети ходят в церковь, поют на клиросе, поражают и умиляют всех вокруг, а в 14-16 лет многие, если не большинство, перестают ходить в храм.

— Почему так происходит?

— Детей не познакомили с Богом. Нет, их, конечно, познакомили с обрядами, церковнославянским языком, с порядками в храме, житиями святых, священными историями, переложенными для детей. Но с самим Богом не познакомили. Встречи не произошло. И получилось, что и родители, и воскресная школа и, как это ни печально, священники строили дом детской веры «на песке» (Мф. 7, 26), а не на камне - Христе.

Как же происходит, что дети не замечают Бога при всех самых искренних попытках взрослых привить им веру? Как получается, что ребенок так и не находит в себе сил разглядеть Христа Спасителя в своей детской жизни, в Евангелии? Отвечая себе на этот вопрос мы поднимаем еще одну взрослую проблему, которая отражается в детях, как в зеркале. Это, когда и родители и священники, учат одному, а живут по-другому. Это самый страшный удар по нежным силам детской веры, непереносимая драма для их чуткого сознания.

Но есть и другие примеры. Можно было бы привести другой, но этот особо мне запомнился: в 1990-м, во время своей первой поездки в Германию, я, к большому своему удивлению, получил хороший урок от одного священника. Католического. Меня поразила его паства - очень чистые молодые люди лет 16-20, искренне старающиеся жить христианской жизнью. Я спросил у этого священника, как ему удается уберечь этих подростков от агрессивного напора соблазнов и столь привычных для их сверстников на Западе удовольствий? Он тогда посмотрел на меня в полном недоумении. И сказал слова, которые своей простотой и ясностью меня тогда просто сокрушили (я очень жалею, что услышал это не от православного священника): «Да просто они Христа любят больше, чем все эти удовольствия!»

— У нас другая ситуация?

— Нет, конечно! У нас светлых примеров, слава Богу, тоже немало. В нашей Сретенской семинарии я вижу удивительно чистых и искренних ребят, хотя конечно, всякие искушения бывают, жизнь есть жизнь.

— Но это подростки, а люди, пришедшие в храм во взрослом возрасте?

— А в чем разница? Нечто подобное происходит и со взрослыми. Мы тоже соблазняем друг друга (в данном случае «малые сии», о которых говорит Спаситель - не обязательно дети по возрасту) своей теплохладностью, сознательными нарушениями евангельских заповедей, нечистой жизнью. Постепенно у людей складывается представление, что христианину вообще можно жить как угодно. И, если такое происходит, люди, пришедшие к вере уже в зрелом возрасте, постепенно теряют к духовной жизни интерес, им все приедается. Нет реального общения с Богом, а значит, нет жизни духа. Первые года три вера, православие интересно, новая жизнь захватывает и приносит массу новых впечатлений, а потом наступают будни.

Наверное, это - как в семейной жизни. Дальше нужно трудиться, терпеть, терпеть, в первую очередь самого себя. Это действительно тяжело. А впереди людям, пришедшим к вере, скажем в 25 лет, еще лет пятьдесят таких трудов. Это было всегда, не надо удивляться. Такая сухость - неизбежный, как правило, этап духовной жизни. Об этом много и интересно пишет, например, святитель Феофан Затворник. Этот отрезок пути - пустыня, которую надо преодолеть. К несчастью, не все из наших братьев и сестер этот путь одолевают. А некоторые даже навсегда и с большим удовольствием окапываются в этих бесплодных песках и их оттуда бывает весьма сложно выковыривать.

— От чего наступает эта сухость? Человек делает все положенное – ходит на исповедь, перечисляет вещи, которые, как он знает, называются грехами, читает правило, приступает к чаше, и чем дальше, тем больше это кажется формализмом, тем больше в этом механических действий «прочитать», «отстоять», «сказать на исповеди». Что делать? Как правильно?

— В Священном писании очень определенно сказано, как оживить душу, как сделать так, чтобы душа вновь стала юной и живой. «Взыщите Бога - и жива будет душа ваша». Искать Бога несмотря ни на что! Упрямо и настойчиво. И тогда исполняется обетование Господа Иисуса Христа: «Ищите и обрящете».

Но если нет поиска Бога, если алкание Бога, желание Его постичь пропадает, это повод для очень серьезной тревоги. Надо потрудиться всеми возможными средствами, чтобы это желание восстановить в своей душе. Без этого ничего доброго не будет. Или, в лучшем случае, придется ждать, как спасительного дождя на иссохшую землю, потрясающих душу испытаний, болезней, тяжких ран и искушений.

— Но возможно ли это мирянину?

— Мирянам? Да именно им это и возможно! Как говорил отец Иоанн (Крестьянкин), в наше время сильные христиане спасаются в миру, а слабые в монастыре. Когда стоишь на исповеди, общаешься с прихожанами, видишь, какие есть удивительные подвижники среди мирян, как нам, называющих себя монахами, надо у них учиться.

Вспоминаю, однажды в середине 80-х я шел с отцом Иоанном (Крестьянкиным) по Псково-Печерскому монастырю. Вдруг к батюшке подбежал некий взволнованный юноша «бледный со взором горящим» и стал громко жаловаться: «Батюшка, Москва - это такой отвратительный город, новый Вавилон! Люди безбожные, страшные! » И вдруг отец Иоанн загородил его уста рукой и строго сказал: «Что ты говоришь? В Москве совершается каждый день 40 Божественных литургий в сорока храмах! Там живут такие удивительные неизвестные миру подвижники, где-нибудь на 8-м этаже, 12-этажного блочного дома! Истинные святые, которых вы даже себе представить не можете». Я тогда был удивлен, потому что думал, что все подвижники жили только в отдаленных монастырях, где-нибудь на Соловках или в Египте. А сейчас – и правда - я и сам вижу поразительных подвижников - простых мирян, которые учат и спасают меня тем, что смиряют, показывая, как можно в наше время жить по-настоящему подвижнически, по-христиански.

— В чем состоит эта христианская жизнь?

— В исполнении Христовой заповеди любви к Богу и к ближнему.

Это обычные люди - женщины, юноши, девушки, зрелые мужи. Не говорю о бабушках, которые исполняют такие молитвенные правила, узнав о которых, скажу вам честно, монахам становится не по себе. Причем исполняют они эти правила регулярно в течение десятилетий. И с полной уверенностью, что они ничего особенного не совершают! Столько-то кафизм она читает за старшего сына, столько – за среднего, столько – за младшую дочь. Да еще полторы тысячи Иисусовых молитв читает, чтобы хоть чуть–чуть почувствовать свою греховность. Да еще молитвы по соглашению и акафист - как же без него?! Это я вам рассказываю реальное молитвенное правило реальной нашей прихожанки. И таких подвижников и подвижниц - не счесть! Плюс к этому они, на всякий случай, работают, ходят по магазинам, гладят, стирают, воспитывают детей и внуков. И они не гордятся, не тщеславятся, вменяют себя в ничто, готовы служить в любой момент ближнему. Одно лишь общение с такими людьми - удивительная помощь нам, оскудевшим в вере, в уповании и в решимости.

— Но ведь не в чтении молитв настоящее христианство?

— Конечно, не в чтении молитв. А в молитве как в живом общении с Богом! Только надо понимать, что форма молитвы может быть очень разной. Святые отцы считают, что духовная жизнь определяется именно качеством и чистотой молитвы. Но, само собой разумеется, что если человек считает, что молится, а при этом он зол, не любит людей, то его можно только пожалеть. Но знаете, может, мне везет, но я давно не встречаю таких людей.

— Есть немало примеров, когда молодые люди служат в храме, а их семьи не видят от них помощи никакой…

— Что ж, бывает, что человека, как говорится, «закронштадтит». Он начинает углубляться в духовную жизнь и идет к светлой цели, переступая через своих несчастных близких. На это есть духовник. Есть время. Есть несчастья. Есть, наконец, падения. Но я бы не стал такие печальные случаи представлять как норму сегодняшнего дня. Скорее, думаю, это такая детская болезнь. Многие переболели ветрянкой, но далеко не все рябые.

— Но именно такие негативные случаи сегодня у многих на устах…

- Сейчас в определенном смысле стало хорошим тоном в православных кругах говорить, что человек замолился: правила читает, каноны, кафизмы, слишком благочестив. Это произносится как диагноз. Но мы берем на себя роль судей большей частью не от избытка дара духовного рассуждения. А чаще от наших собственных маловерия, лености и себялюбия. Именно в целях самозащиты нашего ленивого покоя сознательно рисуется образ - эдакого Ферапонта из «Братьев Карамазовых», помните, был такой жестокий и немудрый подвижник у Достоевского.

Знаете, а ведь есть большая опасность и в том, что мы охотно выпячиваем и раздуваем подобные болезненные моменты и этими примерами начинаем незаметно для самих себя оборонять свое нерадение и теплохладность. Да и вообще в церковной среде все больше стали крутиться такие злые и в обобщении своем неверные стереотипы: если женщины церковные - то злобные ведьмы, если молодые люди - то закомплексованные, если взрослые - то неудачники, если алтарники, то бросили семью ради храма, если монахи, то стяжатели и нечестивцы.

— Но ведь это действительно иногда имеет место быть…

— Кто ж спорит? Нельзя сказать, что такого совсем нет, что это неправда. Но зачем с упорством, достойным лучшего применения, убеждать себя и других, что такое положение вещей и есть особенность нашей Церкви.

Я как-то попутешествовал по православным форумам, и просто не по себе стало, с какой циничной злобой православные люди, считающие себя весьма церковно образованными, относятся не только к духовенству, которое они вообще ни во что не ставят, но и к самым благочестивым мирянам.

— Говорят: «православнутый» и «православие головного мозга»…

— Эти термины, боюсь, вышли не откуда-нибудь, а из православной среды. Потому что вот так изощренно уколоть могут только «свои». Впрочем, как бы то ни было, но подхвачены они в нашей среде с энтузиазмом. А вот это по-настоящему тревожное явление в нашей христианской общине. К тому же, постепенно мы сами начинаем смотреть на себя и окружающих именно через призму подобных уничижительных представлений.

— Поступать в соответствии с традиционным благочестием стало… некомильфо?

— Помните как Толстой в «Детстве, отрочестве, юности» замечательно рассуждал о комильфо, как комильфо безжалостно влияло на его жизнь. Сейчас (к счастью лишь в околоцерковных кругах, потому что церковными таких людей назвать просто невозможно), вырабатывается православное комильфо, и если человек в него не вписывается, - это изгой, совершенно презренный человек.

Так мы приходим к цинизму, а по сути к истокам той самой болезни теплохладности, которой заражены христиане со времен Лаодикийской церкви. Вражеская сила, которая начинает нагнетаться духовно охладевшими христианами изнутри Церкви, бесконечно опаснее, чем любая внешняя сила, чем гонения.

Мы учим своих студентов ни в коем случае не становиться «православными комильфо», ведь они сами не заметят, как потеряют веру, как станут карьеристами, как все ценности в их жизни абсолютно изменятся.

Люди старшего поколения часто, собираясь, говорят: «Как здорово было в 60-70-е годы, какая была вера!». Мы говорим так не только потому, что начинаем стареть и брюзжать, а потому, что так и есть на самом деле. Тогда было внешнее противостояние Церкви со стороны государства, но мы были вместе и дорожили каждым. «Православнутый» - это наверняка было бы что-то из стана противника. О православии головного мозга мог сказать только Емельян Ярославский. Православный человек таких слов, таких выражений никогда бы не употребил, не повторил. А сейчас это слышно в церковной среде, этим бравируют, гордятся!

— А почему такое отношение возникает?

— Что происходит? Люди зашли в Церковь, но полюбили ее лишь отчасти. И постепенно, через годы в тайне своей души осознали страшную истину: они с глубочайшим презрением относятся к православию. С ними начинается страшная болезнь предательского цинизма, сродного поступку Хама. И люди вокруг заражаются этим так или иначе. А ведь мы действительно единый организм – Церковь, поэтому этой болезни надо как-то противостоять.

Когда с подобного рода вещами православные сталкивались в советские годы, то понимали, что это «от врагов наших», «от супостатов». Сейчас уроки презрения и высокомерия все чаще преподаются людьми церковными. А мы знаем горестные плоды этих уроков.

— Невеселый прогноз…

Остается вспомнить только слова святителя Игнатия, который говорил, что «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею». Но дальше он пишет: «Устранись, охранись от него сам». Не будь циником.

— Почему? Ведь циничные суждения порой бывают меткими…

— Трезвость и остроумная колкость, когда глупца или наглеца ставят на место, когда кого-то хотят оградить от излишних восторгов – это вполне допустимо. Но цинизм и христианство - несовместимы. В основе цинизма, как бы он ни оправдывал себя, только одно - неверие.

Однажды мне довелось задать один и тот же вопрос двум подвижникам - отцу Иоанну (Крестьянкину) и отцу Николаю Гурьянову: «Какова главная болезнь сегодняшней церковной жизни?». Отец Иоанн ответил сразу - «Неверие!» «Как же так? - поразился я. - А у священников?». А он снова ответил: «И у священников - неверие!» А потом я приехал к отцу Николаю Гурьянову – и он мне совершенно независимо от о. Иоанна сказал то же самое - неверие.

- И неверие становится цинизмом?

Люди перестают замечать, что они потеряли веру. Циники вошли в Церковь, живут в ней, привыкли и выйти из нее не очень-то хотят, потому что все уже привычно. Да и как на это посмотрят со стороны? Очень часто цинизм - это болезнь профессионального православия.

— Но ведь иногда цинизм – это защитная реакция очень уязвимого, неуверенного человека, которого обидели или сильно задели…

— Чем, например, отличается выставка «запретного искусства» от картины Перова «Чаепитие в Мытищах»? В запретном искусстве отвратительный цинизм, а у Перова - обличение. Боль и обличение, за которое мы должны быть только благодарны.

И подвижники могли сказать очень жестко, например преподобный схииеромонах Лев Оптинский. Да и сегодня у нас в Москве есть замечательный протоиерей, который может так остро пошутить, что мало не покажется. Но никому в голову не придет сказать, что он циник, потому что в его шутках нет злобы.

— Читая воспоминания М. Нестерова, я все время ловила себя на мысли, что его непременно сегодня бы высмеяли. Например: «Мать была у Иверской. Украли сумку с деньгами, зато приложилась» - сразу все скажут, вот, православнутый…

- Двадцать лет назад мы сказали бы о таком человеке: «Господи, какая вера, как хорошо!» А сегодня благоденствие относительно православной веры оказалось немалым испытанием для христиан. Помните, в Апокалипсисе: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 17). Мы оскудели верой, а поэтому многим людям, глядя на нас, надоедает быть православными. Они еще идут по инерции, по первой любви, они еще помнят, как много в Церкви получили и надеются еще получить благодать.

— Как же правильно ориентировать свою духовную жизнь?

Самое радостное в духовной жизни - это открывать для себя новое. Вспомни с какой радостью ты просыпался в воскресное утро на Литургию, как читал взахлеб святых отцов и все время открывал для себя новое. Если Евангелие не открывает нам ничего, это значит всего лишь то, что мы сами себя закрыли для открытия нового. Вспомните слова Христа к Ефесской церкви: «Вспомни свою первую любовь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.